03.07.19 19:50:40
Про Кронштадт 
Время отдыха: май - июнь 2019

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня не будет помпезных дворцов с позолотой и лепниной, садов и парков с боскетами и скульптурами, увеселительных павильонов с музыкой и танцами. Не будет всего того, что мы привыкли видеть в пригородах Петербурга. А сам пригород будет. Он прекрасен без всего вышеперечисленного и я очень надеюсь, что прочитав мой рассказ, вы со мной согласитесь.
Город воинской славы, город-крепость, город русских моряков - это всё про Кронштадт.
Так давайте без лишних предисловий выпь...то есть, я хотел сказать, прямо сейчас туда и отправимся.



А почему на автобусе? - возникает логичный вопрос. Дело в том, что электрички в Кронштадт пока не ходят и трамвай тоже ещё не пустили, поэтому выбора особого нет. Маршрутки есть, не буду отрицать, но моё отношение к ним широко известно в узких кругах. Да и преимуществ у автобуса гораздо больше. Во-первых, посмотрите какой он красивый. Во-вторых, ходит по расписанию (на фото выше). В-третьих, стоимость проезда в два раза меньше. В-четвёртых, водитель всегда трезвый. Конечно, по времени получается дольше минут на 15-20, потому что рейсовый автобус едет со всеми остановками, но это и есть пятое преимущество. Во время этих остановок вы сможете внимательно рассмотреть лесной массив вдоль трассы, исторические районы (Лахта, Ольгино, Лисий Нос, Горская), железнодорожные станции, дачи в стиле классицизм и загородные дома в стиле барокко, изящные автозаправки, монументальные строймаркеты и многое другое.
А в мчащейся, набитой сидящими, стоящими и лежащими людьми маршрутке что можно увидеть? В лучшем случае чью-то спину, а в худшем и того ниже.
В общем, не сомневайтесь и голосуйте сердцем за автобус.

Итак, едем.
После Горской начинается самая интересная часть маршрута - по Финскому заливу. Не прямо по воде, не волнуйтесь, а по дамбе. Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений - официальное называние.
А знаете, зачем её насыпали? Исправляли ошибку Петра Первого. Да, и с ним такое случалось. Не там город построил. Ну, ладно болота, комары, но как не учёл, что затоплять постоянно будет?! Это с одной стороны. А с другой, выйдешь из дома, посмотришь на город над вольной Невой и скажешь: "А где же ему стоять, как не здесь?! Молодец Пётр, всё правильно сделал!". Впрочем, сейчас не об этом.
Короче, перегородили Финский залив дамбой длинной 25 километров. А примерно в середине этого сооружения оказался остров Котлин, на котором и находится город Кронштадт. Таким образом, остров уже как бы и не остров, раз туда на автобусе доехать можно.



На втором фото проезжаем по мосту над дыркой в дамбе, которая называется "Судопропускное сооружение С-2". Здесь проходят небольшие суда, но в случае необходимости мост можно поднять на девять метров. При наводнении со дна выдвигается специальный затвор и дырка закупоривается. Звучит как фантастика, но это правда, честное слово.
Где проходят большие морские суда, посмотрим чуть позже.

Примерно через час мы на углу Гражданской улицы и проспекта Ленина у Дома быта и Гостиного двора, где конечная остановка (здесь же и посадка на автобус в Петербург) в центре Кронштадта, откуда и предлагаю начать нашу экскурсию. На маршрутке можно доехать до Якорной площади и дальше, но я рекомендую выходить тут, чтобы сделать круг по городу против часовой стрелки и увидеть всё самое интересное.



С другой стороны Дома быта или ТК Кронштадтский посадка на маршрутки в Петербург.



Нам нужно идти по проспекту Ленина вдоль Гостиного двора, но сначала пройдём чуть назад к Владимирскому собору.



На углу часовня, а напротив Пятёрочка, где можно приобрести товары первой необходимости. Магазины в Кронштадте есть, поэтому не надо напитки тащить с собой.



А теперь ложимся на курс, говоря морским языком.



Гостиный двор можно встретить во многих городах и везде там занимаются одним и тем же - торгуют.



Если дойти до угла и заглянуть внутрь, то чуть правее будет бесплатный туалет. Ну, как бесплатный - нужно в щёлочку двадцать рублей опустить и электронный замок откроется. Но мы же не лохи чилийские, чтобы деньги куда попало совать. Можно ногой упереться в стену и резко дёрнуть ручку на себя. Это грубовато, конечно. Жители культурной столицы действуют тоньше: надо просто подождать пока кто-нибудь выйдет и не дать двери захлопнуться. И шашка прыгнет в дамки.
Мой туалетный лайфхак для вас.



Кронштадтская Гостинка занимает квартал между проспектом Ленина и улицами Карла Маркса, Гражданской и Советской. Кого-то не хватает в этом ассоциативном ряду, правда? Фридриха Энгельса, как же его могли забыть?! Это поразительно, но в Кронштадте нет не только улицы, но даже переулка с таким именем.
А если кому-то что-то не нравится, всегда есть выбор как называть.



У Гостиного двора со стороны Советской улицы светомузыкальный фонтан и памятный знак в честь 300-летия основания Кронштадта с гербом города.
В этом году 18 мая мая праздновали юбилей - 315 лет. Кронштадт 1704 года рождения, всего на год младше Петербурга.



Чуть дальше налево на углу Советской и Карла Маркса находится Морская библиотека - одна из старейших общественных библиотек Российской империи. Раньше она находилось в другом месте, но там становилось тесно и в 1910 году начали строить новое здание, но закончить не смогли из-за Первой мировой войны и революции. И только в 1926 при содействии наркома просвещения Луначарского наконец достроили и библиотека переехала сюда.



Возвращаемся на проспект Ленина и идём дальше.
Тихвинская часовня в Андреевском саду.



Это уменьшенная копия Андреевского собора, который был взорван в 1932 году. Часовня тоже была уничтожена, но в 2009 году воссоздана. На месте собора установлен памятный камень.



53 года в соборе служил Иоанн Кронштадтский. А жил он тут рядом на Посадской улице. С проспекта Ленина направо по Андреевской и на углу будет его дом. Музей-квартира на втором этаже.




По пути вспомним и других выдающихся людей.




Посмотрим на Кронштадтский Морской музей, расположенный по адресу: Андреевская улица, 5.
Экспозиция в основном рассказывает об истории водолазного дела в России.
К сожалению, сейчас музей закрыт на реконструкцию и когда откроется сказать не могут.



Андреевский сад заканчивается пешеходным Безымянным переулком. Это самая короткая улица Кронштадта. На ней даже домов нет, хотя вроде два стоят каких-то. Всё просто: один дом числится по проспекту Ленина, а второй по улице Карла Маркса.



В переулке ряд любопытных экспонатов.
Карта острова Котлин.



Ничего такая. Единственное, карта как бы развёрнута на 180 градусов - запад поменялся местами с востоком. Ну, бывает. Не будем придираться.
А вообще, про карту надо отдельно несколько слов сказать.
В некоторых источниках пишут, что город Кронштадт находится в восточной части острова Котлин. Так где же проходит граница города? Чтобы ответить на этот вопрос и внести ясность, давайте почитаем действующий закон Санкт-Петербурга "О территориальном устройстве Санкт-Петербурга (с изменениями на 18 июля 2018 года)".

Пункт 2.9. Описание границ Кронштадтского района Санкт-Петербурга и города Кронштадта.

"Граница Кронштадтского района Санкт-Петербурга и города Кронштадта проходит от уреза воды начала северной части комплекса защитных сооружений в населенном пункте Горская, далее по трассе защитных сооружений, включая в границы Кронштадтского района Санкт-Петербурга и города Кронштадта примыкающие к ней территории 1-го Северного форта, 3-го Северного форта и 7-го Северного форта (ограниченные береговой линией), а также остров Котлин и территории примыкающих к нему фортов Петр I и Константин, ограниченные береговой линией Невской губы и Финского залива, далее по трассе южного участка защитных сооружений до береговой черты начала южного участка трассы защитных сооружений в поселке Бронка Ленинградской области. Кроме того, в состав Кронштадтского района Санкт-Петербурга и города Кронштадта входят Кронштадтские форты, ограниченные береговой линией: 6-й Северный форт, 5-й Северный форт, 4-й Северный форт, 2-й Северный форт, форт Обручев, форт Тотлебен, форт Александр I, форт Кроншлот, форт Павел I, Пороховой форт, 3-й Южный форт, 2-й Южный форт, 1-й Южный форт, а также маяк Толбухин"

Таким образом, как только въехали на дамбу, вы в городе Кронштадте, единственном населённом пункте Кронштадтского района Санкт-Петербурга, который занимает всю его территорию.
Вот так он выглядит.



Памятник котлу.



Однажды Пётр Первый с товарищами осматривали Финский залив и увидели очень удачно расположенный остров. Решили высадиться и оценить на месте. А там, как оказалось, сидел небольшой шведский отряд и варил уху в котле. Заметив приближение русских, они побежали, роняя тапки, к лодкам и уплыли в неизвестном направлении. Про котёл забыли, конечно, куда там.
Получив такой необычный трофей, Пётр так и назвал остров - Котлин. Более того, со временем котёл стал символом Кронштадта и был закреплён в гербе города, который мы видели на памятном знаке у Гостиного двора. Но в цвете он смотрится лучше.



А теперь главная достопримечательность Кронштадта. То, из-за чего миллионы туристов каждый год сюда приезжают. Про этот аттракцион люди начинают спрашивать ещё в автобусе и первым делом бегут туда.



Композиция называется Дерево желаний. Подарок строительной фирмы городу на 300-летие.
Свои желания нужно записать на бумаге, завернуть в неё монеты и кидать в гнездо на дереве. Потом три раза обойти вокруг и повторить написанное в ухо дереву. Для надёжности сесть на оленёнка и потереть ему нос. Полирнуть, так сказать. Вероятность исполнения - 100%.
Народу здесь всегда полно, все яростно кидают деньги и наматывают круги. А местные пацаны периодически забираются наверх и собирают урожай. Веселуха нон-стоп. Ну и хорошо, считаю. Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.

Обратили внимание на решётку за Деревом желаний и строения из красного кирпича? Сейчас вернёмся чуть назад к Советской улице и посмотрим через эту решётку.



После сильного пожара в Адмиралтействе Петербурга, которое находится рядом с Зимним дворцом, Екатерина Вторая приказала перевести опасное производство в Кронштадт. Разработали детальный план, согласно которому новое Адмиралтейство по периметру окружал ров с водой. С внешней стороны рва высокая решетка, вдоль нее фонари и часовые. Далее широкие улицы с казармами и домами для офицеров. С внутренней стороны двухэтажные склады-магазины и прочие строения с кирпичной стеной между ними. Ров выложили гранитом и назвали Адмиралтейским каналом. По нему заход судов для погрузки-выгрузки товаров, а чтобы было удобнее поворачивать, по углам канала бассейны-расширения. На фото выше как раз угол с расширением. И одно из семи одинаковых зданий Провиантских магазинов.

Грандиозный план удалось осуществить только частично.
После смерти Екатерины Второй на престол взошёл её сын Павел Первый и переезд Адмиралтейства накрылся медным тазом. Однако, некоторые объекты продолжали строиться, пусть и медленно. Канал из Адмиралтейского превратился в Обводный и тоже потихоньку был достроен. Потихоньку - это с 1785 по 1827.
Но даже часть плана сыграла значительную роль в укреплении военно-морской базы в Кронштадте.
В итоге на территории, выделенной для Адмиралтейства, были построены: Провиантские магазины (7 штук), Парусные мастерские (4 штуки), Канатно-прядильный завод со Смольней и Пеньковым сараем (магазином), Сухарный завод, Лесной сарай (склад), Угольный сарай (склад), Кузница, Литейный завод.
Кроме того, ввели в строй жилищный комплекс (военный городок) из шести Офицерских флигелей на Советской улице (бывшая Большая Екатерининская).



Все дома на месте, как видите. Они идут один за одним по левой стороне улицы. На правой стороне начинается Екатерининский парк вдоль северной части Обводного канала. На втором фото туалет перед входом в парк как раз на углу канала. Туалет плохой, предупреждаю сразу, ждать пока кто-то выйдет бесполезно. У двери сидит тётенька и берёт деньги лично. Проходите мимо.

Шесть Служительских флигелей (на Флотской улице, она за Советской и туда можно пройти через Офицерские дома) военного городка также стоят как ни в чём не бывало.
Многое сохранилось и в Адмиралтействе. Угольный сарай, например.
Правда красивый?



Вдоль западной части Обводного канала, где Угольный сарай, идёт тенистая аллея и улица Карла Маркса, а параллельно проспект Ленина. Это всё по нашему маршруту. Мы остановились на Безымянном переулке. Шагаем дальше.
На проспекте Ленина отдел полиции, ЗАГС, а напротив сетевой магазин Норман с разливным пивом и более серьёзными препаратами.




Очень удобно. Компактно, я бы сказал. Женишься (выходишь замуж), отмечаешь не отходя от кассы, а потом ребятам из отдела даже бензин не надо тратить, чтобы принять к себе брачующихся. И на Карла Маркса по-соседству с другой стороны в суд, где выпишут административный медовый месяц суток на пятнадцать. Всё продумано до мелочей. Респект.



Сквер Юного ленинца аккурат между проспектом Ленина и улицей Карла Маркса. Там как раз и начинают отмечать бракосочетание на удобных скамейках.



Этот бронзовый пятиметровый (с постаментом девять) Ильич раньше стоял на месте Андреевского собора, где сейчас памятный камень. В 2001 перенесли сюда.
Рядом Администрация Кронштадтского района на проспекте Ленина, где же ещё ей быть.



Проспект Ленина и улица Карла Маркса заканчиваются сквером Подводников.



Далее по Макаровской улице выходим к Синему мосту через Обводный канал и Итальянскому пруду, откуда канал берёт своё начало или вытекает, проще говоря.



Синий мост - синий, потому что покрашен синей краской. Сначала он был подъёмным, а потом поворотным, чтобы суда могли заходить в канал. Сейчас это просто мост.
На устое моста установлен Кронштадтский футшток - прибор (палка с делениями) для определения уровня воды в Балтийском море. От его нуля ведётся отсчёт высот и глубин на всей территории бывшего СССР. Хотя подозреваю, что в некоторых соседних странах уже давно своих футштоков полно. Но в России отсчёт ведётся отсюда, не сомневайтесь.
3 метра 67 сантиметров - высота воды во время наводнения в ноябре 1824 года.



Рядом будка с колодцем и мареографом (самописцем), который фиксирует уровень воды относительно нуля футштока и передаёт данные куда надо. Информацию об изменениях уровня моря, отливах и наводнениях можно снять и вручную, как раньше.



Напротив мареографа на стене Обводного канала памятник Блокадной колюшке. Не путать с корюшкой.
Это очень маленькая рыбка с колючками на спине. Вместо чешуи её бока покрыты костными пластинками, как панцирем. Перед спинным плавником и на брюхе - по три шипа. Такую рыбаки даже котам не брали. Но в блокаду она многим спасла жизнь.



Поначалу Кронштадт был не только военно-морской базой, но и торговым портом. Невская губа или Маркизова лужа - восточная часть Финского залива или вся акватория до дамбы, не позволяла из-за мелководья большим морским судам доходить до Петербурга. Приходилось весь товар выгружать здесь, а потом на небольших судёнышках переправлять в столицу, что с экономической точки зрения выглядело не очень выгодно, мягко говоря.
Восемь лет ушло на строительство Морского канала (искусственного фарватера) для всех типов судов. И грузы пошли в Питер прямиком.
А до этого торговые суда приходили в Купеческую гавань, частью которой является Итальянский пруд.



Кроме того, Купеческая гавань была местом зимовки судов. На зиму с кораблей снимали мачты подъёмным краном, а весной устанавливали обратно.
На берегу пруда можно увидеть такой кран 19-го века.



На берегу гавани находились Рыбные ряды. Там торговали, вы не поверите, рыбой.



Ещё одна постройка межу Купеческой гаванью и Итальянским прудом - Голландская кухня.
В кухне коки готовили еду для команд своих судов, стоящих в гавани. Во время стоянки готовить на борту было запрещено по соображениям пожарной безопасности. Более того, ещё и портовый сбор взимали с каждого корабля за пользование кухней. Причём, абсолютно не важно пользовался ты или нет, платить всё равно надо.
С 1912-го до 1940-го года здесь находилась городская электростанция. Сейчас военные используют кухню под склад.



Итальянский дворец на берегу Итальянского пруда.
Его ещё часто называет Меншиковским дворцом, но это не так. Дворец Светлейшего князя находился немного дальше и мы его увидим.
А тут размещались различные морские учебные заведения. Почему Итальянский, история умалчивает. Ничего особенного, если честно. Правда, его неоднократно перестраивали и может когда-то он был ого-го.



Перед дворцом памятник исследователю Новой Земли Пахтусову. Он здесь учился в Штурманском училище.



Памятник Айвазовскому. Какое же море и корабли без него.



Сейчас во дворце музей "Кронштадтская крепость". Это филиал Центрального военно-морского музея. И историко-мемориальный зал Попова.
Кто изобрёл радио? На это вопрос в разных странах будут даны разные ответы. Мы же абсолютно убеждены, что это сделал наш Попов. И произошло это открытие именно в Кронштадте. Небольшой музей Попова раньше находился неподалёку отсюда, где всё и случилось. Я вам обязательно его покажу.



Памятный знак, посвященный 150-летию установления дружественных отношений между Россией и Японией.
Вы разве не знали, что мы дружим? Теперь знайте. Вообще никаких проблем в отношениях.



Это всё вокруг пруда.



Не так давно прошёл слух, что в Купеческой гавани по выходным и праздникам можно подняться на эсминец "Беспокойный" и всё там посмотреть. Это теперь будет корабль-музей. Отличная новость! Знаете, я ведь с детства мечтал побывать на таком корабле. Девчонки мечтают о принце на белом коне, мальчишки о Жигулях девятой модели цвета "мокрый асфальт", а Миша во сне видел себя на эскадренном миноносце. И вот, до мечты остался один шаг. Но, близок локоток, да не укусишь, как выяснилось.
В первый раз я пытался посетить эсминец 2 мая. Однако, на пирс никого не пускали, хотя желающие собрались у ворот. Моряк с той стороны предлагал возмущённым гражданам позвонить командиру базы и всё выяснить. Только не уточнял какой базы, военно-морской или овощной.
Проанализировав ситуацию, я догадался без объяснений командира. Шёл дождь, а в такую погоду некоторые музеи не работают. Повышенная влажность может негативно повлиять на экспонаты. Скорее всего, корабль тоже боится сырости, посетители натопчут мокрыми ногами, вот и не пускают. Что ж, сам виноват. Прогноз смотреть надо перед поездкой.



В следующий раз приехали 1 июня. Суббота, светит солнышко и День защиты детей. Но ворота опять закрыты. Я смотрел через решётку на далёкий эсминец и слёзы градом катились по щекам. Как можно ребёнка обидеть в такой день?



Мимо идут два капитана второго ранга. Подхожу: "Товарищи офицеры, что я вам плохого сделал? Почему не пускаете?" Они меня сразу успокоили: "Не плачь, мальчик. Приходи после обеда, сейчас командующего ждём. Он уедет и всех запустим". От радости захотелось выпить, что мы немедленно и сделали.
Потом погуляли и пришли, как приглашали. Картина была прежней. Не изменилось ни-че-го.
После такого удара любой бы сломался, но я присутствие духа не потерял. Более того, собрал всю волю в кулак и приготовил надувную лодку к очередной попытке, чтобы взять на абордаж этот чёртов эсминец, если они снова не пустят.

Вы будете смеяться, но и в третий заход мы на "Беспокойный" не попали. Но я был безмерно счастлив без него. Даже про лодку не вспомнил.
Побывали на ракетном катере "Тамбовский комсомолец". Раньше думал, что тамбовский бывает только волк, а тут такое откровение. Просто шок. И трепет.
Теперь могу ответственно заявить: в этой жизни я видел всё!



Знаменитый деревянный маяк, конечно. Мимо никак не пройдёшь.



Его так многие ошибочно называют. Побуду занудой и объясню, что это за конструкция на самом деле.
Во-первых, он только обшит деревом, а каркас металлический.
Во-вторых, это задний створный знак Большого Кронштадтского рейда, штатный номер 517 - будьте любезны.
В-третьих, если есть задний, значит должен быть и передний створный знак. Вот его коллега, с которым они работают в паре.



Эти навигационные сооружения помогают капитанам определить положение судна относительно оси фарватера.
Помогали. После постройки дамбы фарватер изменился и наш деревянный красавец находится в резерве, как говорят военные.

Кроме того, здесь настоящий музей под открытым небом. Выставлены подводные аппараты, торпеды, мины, ракеты и всё такое прочее.





Место, где всё это находится, называется Усть-Рогатка. Западная стенка причала, выходит в Купеческую гавань.
Восточная - в Среднюю (Петровскую) гавань. А между ними Петровский док-канал, ведущий в Петровский док. "Тамбовский комсомолец" стоит как раз в начале док-канала.



Эсминец "Беспокойный" пришвартован в Купеческой гавани.



А действующие корабли Балтийского флота в Средней гавани.



Вот такая загогулина.
Чтобы вам было легче ориентироваться, посмотрите ещё одну карту. Заодно обратите внимание на Обводный канал, который вытекает из Итальянского пруда, идёт буквой "П" и выходит в Лесную гавань.



Петровский док-канал ведёт в Петровский док - грандиозное гидротехническое сооружение.
На первый взгляд ничего сложного, но для 18-го века это были новейшие технологии. Придумал всё Пётр Первый и сам руководил работами, начавшимися в 1719 году. А красную ленточку на торжественном открытии перерезала его младшая дочь императрица Елизавета Петровна в 1752 году, как написано на главных воротах дока.



Функционировала система так: корабль по каналу заходил в док на ремонт, шлюзы закрывались, вода сливалась в Доковый овраг, по которому самотёком вытекала в Доковый бассейн, расположенный по уровню ниже.
В Европе в те времена воду из доков откачивали, это занимало много времени и значительно увеличивало сроки ремонта. Тут же как в ванной - заглушку открыл и водичка быстро ушла сама. А вот из бассейна потом воду не спеша откачивали и по отводному каналу отправляли в море.
Принцип такой же, как в Петергофе - всё построено на разнице высот. Только там для потехи, а здесь для дел государственной важности. Одним словом, уже тогда мы были впереди планеты всей.
Доковый овраг и бассейн посмотрим по ходу нашего движения. Добавлю только, что все объекты Петровского дока по плану были включены в территорию Адмиралтейства, когда принималось решение о его переводе в Кронштадт.

Перед главными воротами дока - Доковый мост через Петровский док-канал. По нему переходим на ту сторону и продолжаем экскурсию. Виртуально переходим, потому что на момент написания отзыва моста нет.



Он на ремонте. Написано, что закончат в июне. То есть, вот-вот. А может и в июле. Но к Новому году точно, я думаю.
Отсутствие моста создаёт большие проблемы туристам. Вот мы стоим на берегу канала. Напротив Петровский парк, Средняя гавань с прогулочными корабликами. Как туда попасть без моста? Идти в обход, а это километра три. Или изначально выбрать другой маршрут - сразу к Якорной площади. Но тогда оттуда сюда будет не попасть. И чтобы увидеть легендарный "Тамбовский комсомолец", придётся те же три километра нарезать с той стороны.
Вы только не переживайте. В этом есть свои плюсы. Как известно, волка и комсомольца ноги кормят. Столько всего можно увидеть за этот крюк, что может и не надо моста этого
В общем, считайте, что мы переправились через канал и продолжаем наше захватывающее путешествие.



Первое, что мы видим перейдя мост - дом графа Миниха. Это фаворит императрицы Анны Иоанновны, которая дом ему и подарила. Позднее здесь жили многие выдающиеся деятели военно-морского флота, в частности, адмиралы Беллинсгаузен и Макаров. Именно тут была резиденция Меншикова, пока его не отправили в ссылку. А изначально этот и другие однотипные дома назывались Губернскими, потому что строились силами и средствами губерний России по приказу Петра Первого. Они расположены симметрично Итальянскому дворцу относительно оси Петровского канала.



Слева от дома небольшой садик и в глубине здание, в котором были открыты Учебно-минный отряд, Минный офицерский класс и Минная школа. В Минном классе сначала лаборантом, а затем преподавателем служил Александр Степанович Попов. Из своего кабинета в этом здании от передал радиосигнал на расстояние 60 метров в избушку в саду, сделав тем самым величайшее открытие.





Здесь раньше был музей Попова, но его перевели в Итальянский дворец, потому что полы провалились и из окон дует.
Но место тут очень колоритное. Душевное даже.
Если пройти дальше и перелезть через забор, то попадёшь в Петровский док, где можно кино снимать без декораций про битву Терминатора с Сухэ-Батором. Такое там сейчас креативное апокалипсическое пространство.
Или с охранниками сыграть в игру "Поймай меня, если сможешь". Короче, варианты размяться есть. Всё для вас.




А если не перелезать, а просто пройти вперёд по тропинке, то срежешь угол и дворами выйдешь на Коммунистическую улицу и дальше на Якорную площадь. Но, это я так, к слову. Мы пойдём другим путём.



Баню ещё вам покажу тут же в саду Попова и возвращаемся на Макаровскую улицу, на углу которой и Коммунистической улицей находится этот замечательный дом Миниха.



На другом углу такой же Губернский дом.



По-моему, пора подумать о высоком.
Обед в Петровском парке. Поднимем чарки за Петра!




От памятника Петру Первому аллея ведёт к Петровской пристани. Здесь встречали и провожали первых лиц государства и флота.



Якоря катеров, высаживавших морской десант в Петергофе в октябре 1941 года. Потом ещё покажу место, откуда катера уходили на задание..



Пушка середины 19-го века. Такие защищали Кронштадт и Петербург в своё время. Стоит на месте орудия, производившего полуденный выстрел. Говорят, в прошлом году традицию возродили и теперь стреляют с эсминца "Беспокойный". Подтвердить или опровергнуть не могу, не слышал. Возможно, просто внимание не обращал. В Петербурге ведь из пушки палят ежедневно, вот и привык.



Памятник героям Цусимского сражения.



На Среднюю (Петровскую) гавань и корабли в ней можно смотреть бесконечно. Причем, в любую погоду.





Идём на Зимнюю пристань в Средней гавани, чтобы отправиться на морскую прогулку.



Называть это экскурсией по фортам я бы не стал. Покажут несколько издалека, расскажут не больше того, что написано в интернете, но в принципе нормально для общего развития
Здесь предлагают два варианта: с прибытием сюда же или с высадкой на форт Константин, откуда бесплатный автобус довезёт обратно до Зимней пристани. Я советую брать первый вариант, потому что сделаете круг и картинка будет гораздо яснее, чем когда в один конец. На форт Константин можно съездить отдельно на том же бесплатном автобусе.
А если хотите более подробно осмотреть форты и маяки с воды, может куда-то высадиться, то надо брать экскурсию на небольшом катере, такие предложения вы легко найдёте.
Но проветриться, так или иначе, безусловно надо.



С другой стороны, на пароме Рипербан, который идёт на форт Константин, можно встретить Мика Джаггера, например. А если его в этот день не будет, то посидеть на том месте, где он давал пресс-конференцию вместе с остальными участниками The Rolling Stones в 1970 году, вам никто не запретит. Фамилия на заднице указывает точное местоположение каждого музыканта во время исторического визита на судно.



Рипербан (секс, наркотики и рок-н-ролл в переводе с немецкого) - самая свободная улица Гамбурга. Там тусила прогрессивная молодежь, бунтари, хотевшие изменить мир. Проститутки, наркоманы, алкоголики и прочие извращенцы. Андеграунд, как их называли. В начале 60-х в клубах этого весёлого райончика выступала малоизвестная группа The Beatles. Ребята тоже бывали на нашем кораблике.
Паром получил своё название в честь улицы и использовался для проведения музыкальных вечеринок и прогулок по Эльбе.
В Германии судно (1954-й год постройки) отслужило своё и вышло на пенсию, но в России получило новую жизнь и теперь бороздит просторы Невской губы с чистой совестью. Все непотребства остались в Гамбурге, можете быть спокойны.




Запутал я вас, понимаю. Тогда скажу проще: для выбора маршрута киньте монетку. И в путь.
Лесная гавань и Морской завод на заднем плане.



Проходим ворота гавани.



Мол, защищающий гавань от волн.



Батарея Князь Меншиков у входа в Купеческую гавань. Точнее то, что от неё осталось. Адмирал Меншиков - правнук того самого Меншикова.



Форт Кроншлот, с которого началась история Кронштадта.



Не буду растекаться мыслью по древу, утомлять цифрами, датами и фамилиями. На любой экскурсии это только мешает, на мой взгляд. Люди всё равно ничего не запоминают, а если захотят, то потом сами прочитают и уточнят детали. Проще надо, доступнее, чтобы даже ребёнок в конце подошёл и сказал: "Спасибо, дяденька, как сам побывал!".

Когда Пётр Первый заложил Петербург, выхода в море не было - Финский залив контролировали шведы и реально угрожали городу. Нужно было их прогнать и открыть настежь то самое окно в Европу. А как это сделать? Тут смекалка требовалась, свежая мысль. И вот по осени, когда шведские корабли ушли зимовать в Выборг, Пётр поплыл на разведку изучать остров Котлин и акваторию вокруг него.
Как оказалось, шведы только с виду все такие морские волки, а на самом деле соображают плохо, мягко говоря. Не шарят ни хрена, если по-русски. В их водах находился стратегически важный остров, а они даже не позаботились его как-то обустроить и охранять.
Чем и воспользовались наши. Замерили все глубины и пришли к выводу, что большие корабли могут пройти только с южной стороны Котлина и чтобы перекрыть фарватер артиллерийским огнём, надо установить пушки не только на острове, но и с другой стороны фарватера, насыпав ещё один специальный островок.
Подождали пока встанет лёд, сделали проруби и опускали в них деревянные ящики-ряжи, заполненные камнями и песком. Ряж - это бревенчатый сруб с дном или без. На Усть-Рогатке есть такой.



Ряж за ряжем пока новый остров из воды не покажется. Сверху настил из брёвен и трёхъярусная башня - равносторонний десятигранник с толщиной стен до полутора метров в виде деревянного каркаса, заполненного глиной, смешанной с измельченной соломой и песком.
И это всё вручную в кратчайшие сроки. Представить невозможно, но ведь оно так и было.
Форт Кроншлот (Коронный замок) освятили 18 мая 1704 года и это считается датой основания города.
А летом приплыли шведы и обалдели. Они и так хотели пройти, и сяк, и десант высаживали на Котлин - всё без толку. На следующий год решили повторить, но с тем же результатом. И вообще, Северная война для них плохо закончилась. С тех пор сидят тихо своей шведской семьёй за шведским столом и не высовываются.
Впоследствии форт Кроншлот постоянно укреплялся, расширялся, перестраивался. У него даже появилась собственная внутренняя гавань. И продолжал оставаться важным звеном в обороне Кронштадта и Петербурга.



В 1723 году на острове Котлин Пётр Первый заложил крепость, "...которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон". И назвал крепость Кронштадтом - Коронным городом.
Таким образом, можно констатировать, что основанный в 1704 году Кронштадт, своё название получил спустя девять лет.
По заветам Петра город-крепость всю свою историю служил делу обороны. Сейчас, конечно, Кронштадтская военно-морская база не является стратегическим объектом. Появились более современные способы защиты рубежей страны, чем форты и береговые батареи. Дошло до того, что с 1996 года город перестал быть закрытым и сюда пускают даже иностранцев. Представляете?!
Однако, в мире ничего не изменилось. Если посмотреть карту Европы, например, то все страны, за небольшим исключением, можно разделить на три категории: откровенные враги, подпевалы и провокаторы. Поэтому надо помнить, что у России всегда были, есть и будут только два союзника: её армия и флот.

Форт Император Пётр Первый.
Строился при Петре из дерева, само собой, в помощь Кроншлоту. Назывался Цитадель и прослужил ровно сто лет. Был практически полностью уничтожен во время разрушительного наводнения 1824 года. Впрочем, как и многие объекты военной и гражданской инфраструктуры.
Восстановление города начали с Цитадели. Построили форт из камня и назвали в честь Петра Первого.
В дальнейшем к нему насыпали дамбу и по узкоколейке возили туда всё необходимое. Кстати, общая протяжённость железной дороги Кронштадта составляла 46 километров.



Форт Император Павел Первый.
Самое интересное из истории форта - это его полное уничтожение взрывами боеприпасов в 1923 году.
Существует несколько версий случившегося: по пьянке, разгильдяйство, диверсия. Скажу честно, мне они не нравятся. Сыроваты. Я считаю, что здесь замешана женщина.
Думаю, дело было так.
Жила в Кронштадте девушка. Спортсменка. комсомолка, красавица с косичками. И любила она одного матроса, а он любил её. Они гуляли в Петровском парке, нежно держась за руки. Целовались под луной.
Но у родителей на дочку были другие планы. Хотели выдать её замуж за ответственного работника. Он был хорошим человеком, порядочным, очень внимательным. Всегда приходил в гости с цветами и тортиком, за чаем интересно рассказывал про далёкие города и страны. В отличной физической форме, не пил и не курил. Выглядел значительно моложе своих 72-х лет. Казалось бы, чего ещё надо, но сердце красавицы принадлежало другому. Однако, и против воли отца с матерью она пойти не могла. Вот где беда.
В общем, решение было принято и день свадьбы назначен.

В последний вечер перед свадьбой взял матрос свою любимую на руки, отнёс на пристань, посадил в лодку и погрёб куда глаза глядят. Глаза глядели на форт Павел Первый. Там-то между ними всё и произошло. Это была их первая и последняя ночь. На рассвете, с первыми лучами солнца, они обнялись и подорвали 30 000 мин, тонны тротила, пироксилина и пороха.
Здесь не надо искать вызова, протеста, фрондёрства. Ребята хотели только одного - чтобы их услышали. Пытались донести до людей простую мысль: мы любим друг друга и всегда будем вместе.
Знаете, их действительно услышали. Не только в Кронштадте, что характерно. Три дня в радиусе ста километров слушали и рыдали.
Да что там, пишу сейчас эти строки и у самого глаза на мокром месте. Грустная история. Но красивая.



Форт Император Александр Первый.
В конце 19-го века там разместили лабораторию по производству противочумной вакцины. Второе название форта - Чумный.



Форт Великий князь Константин.
Туда ходит бесплатный автобус, как я уже говорил, не только от Зимней пристани, но и из центра города. Остановку с расписанием покажу позже.
Здесь постоянно проводятся развлекательные мероприятия и даже отель есть. Так что, сюда можно на целый день.




Нам осталось посмотреть на вторую дырку в дамбе, где проходят большие морские суда.
Судопропускное сооружение С-1.



Тут моста нет, как в С-2. Зато есть автомобильный тоннель под каналом длинной два километра. Если хотите по нему проехать, то садитесь на автобус до Ломоносова (там же, куда приехали из Петербурга) и будет вам счастье. Заодно погуляете в парке Ораниенбаум и вернётесь в Питер на электричке.
При наводнении дырка с двух сторон закрывается створками - батопортами. Здесь всё на грани фантастики, я же говорю.

Вот и вся морская прогулка. Простенько, но со вкусом, согласитесь. Маленькая деталь напоследок.
Был у нас один морской министр, бывший французский подданный да ещё маркиз. Титул такой у его. Он учения Балтийского флота проводил в восточной части Финского залива на мелководье. Отсюда Невскую губу, по которой мы плавали, ещё называют Маркизовой лужей.



Как вы, наверное, обратили внимание, форты находятся не в лучшем состоянии, прямо скажем.
Это, дорогие друзья, временно. Через пять лет тут такое будет, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
Посмотрите ролик, там вся картина маслом.



У меня спокойное отношение к таким планам. Без восторгов, но и без пессимизма.
Могут сделать так, что в Кронштадте на каждом углу будут девицы плясать в кокошниках на голое тело, мужики в тельняшках, перьях и лосинах, цыгане повсюду и медведи на велосипедах? Могут.
А что-нибудь достойное построить, когда захочется приезжать сюда снова и снова, могут? Безусловно.
Поэтому предлагаю немного подождать и судить по факту, а не устраивать заранее истерику в интернете.

Если морская часть у нас закончилась, то сухопутная продолжается. Вы ведь не устали? Я легко излагаю? Мне кажется, совсем не утомительно. Читал бы себя и читал.
Гостиный двор, Адмиралтейство, Обводный канал, Синий мост, полуденный выстрел. Что у них общего? Всё это есть и в Петербурге. Теперь добавим в этот ряд Летний сад.



На месте центральной аллеи сада была первая улица Кронштадта с домиком Петра Первого.
Сейчас это просто сад, недавно открывшийся после реконструкции. Уютные скамейки, зелень - созданы все условия для тихого отдыха. Как я люблю, прямо.
Памятник морякам клипера "Опричник", погибшим в 1861 году.



Памятник мичману Александру Домашенко.



Через сад выход к Доковому бассейну и по лестнице подъём на Якорную площадь к Морскому собору.



Можно и так.



Собор будем смотреть чуть позже. Возвращаемся назад на Петровскую улицу.
Раз есть Летний сад, значит должна быть и решётка Летнего сада.



Пеньковый мост через Обводный канал.



Мост уникален тем, что здесь с 19-го века сохранилось оригинальное мощение в виде чугунных шашек. Чугунная мостовая есть и на Якорной площади, но там новодел.
Болотистая почва плохо держала булыжные мостовые и решили воспользоваться американским опытом. На Морском заводе стали изготавливать такие шашки и мостить улицы. Во время Великой Отечественной войны из них делали корпуса для мин, поэтому сохранился лишь небольшой кусочек.

Обводный канал перед мостом делает небольшое коленце с расширением. На заднем плане посмотрите на отверстие в гранитной стене канала. Это слив в канал из Докового бассейна. Пока Обводного канала не было, воду из бассейна откачивали в отводной канал и далее в море. А потом уже прямо сюда.



За мостом комплекс зданий Машинной школы Балтийского флота.



Корпус в стиле модерн с огромным полукруглым окном - это кочерга. Серьёзно.
Внутри всё было как на военном корабле с действующей моделью парового котла. Ученики реально кидали уголь в топку, осваивая профессию.

Далее сквер Металлист.



Не без гордости могу сказать, что знаю все скамейки во всех пригородах Санкт-Петербурга.
Может даже отзыв напишу с романтическим названием: "Скамейки Российской Империи".



Напротив Морской завод.



По Петровской улице до упора и налево.
Музей истории Кронштадта.
У него две площадки. Одна здесь в бывшей водонапорной башне.



Тут про подводную археологию, затонувшие корабли и всё такое прочее.




Около музея памятник Кронштадтский водовоз и солнечные часы.



За музеем жуть жуткая - скульптуры из мусора в рамках экологического фестиваля. Туда не надо ходить слабонервным и впечатлительным гражданами. Мне лично было страшно.



За углом часовня Спас-на-водах.



Напротив часовни Памятный знак в честь победы флотилии донских казаков над шведскими кораблями в 1656 году.



Тулонская аллея приведёт нас на Ленинградскую пристань.
Пока не было дамбы здесь кипела жизнь. В летний период теплоходы и метеоры возили пассажиров в Ленинград и обратно. Поэтому её ещё называют Летней пристанью. А зимой на Зимнюю пристань, что логично.
Теперь тут тишина. Ну, почти.




На Яхтенной площади у пристани кольцо маршруток из Петербурга и местного автобуса 2КР. Запомните его, он нам ещё пригодится.



Здесь же небольшой сквер и Памятник-мемориал Петергофскому десанту.
В отзыве про Петергоф я вам рассказывал про этот десант. Отсюда они уходили на катерах.
На мемориальных досках увековечено 513 человек.



Еще раз вспомним, где было изобретено радио.



Рядом городской пляж. Очень крутой. Даже кабинки для переодевания есть и душ.



С пляжа хорошо видна та часть дамбы с мостом, по которой мы сюда ехали.



И стадион по соседству.
Молодцы кронштадтцы, ведут здоровый образ жизни. В отличии от питерских алкашей, приезжающих бухать на скамейках. Мне за таких стыдно, скажу прямо.



Возвращаемся к Обводному каналу, вокруг которого мы идём. По пути заглянем к Военно-морскому госпиталю. Здесь родилась одна наша форумчанка. Наталья Ивановна посмотрит фото, вспомнит, как лежала тут совсем маленькая и будет ей приятно.
Рядом церковь Николая Чудотворца.



Угол Обводного канала, начало Советской улицы и Екатерининского парка.



Парусный мост, ведущий в парусную мастерскую Адмиралтейства.



Памятник уроженцу Кронштадта Петру Леонидовичу Капице.



Выходим к Советскому мосту. Справа Кронштадтский дворец молодёжи и остановка бесплатного автобуса к форту Константин.



Пройдём немного за дворец по улице Рошаля на площадь Рошаля.
Рошаль - это не доктор, а революционер.




А теперь по Советскому мосту налево на Якорную площадь.




Даже если вас не интересует военно-морская тематика, приехать в Кронштадт надо только для того, чтобы увидеть Никольский Морской собор.




Памятник адмиралу Макарову.



Вечный огонь.



Памятник адмиралу Ушакову.



Музей истории Кронштадта на Якорной площади за собором. Основная площадка.



Монумент Триумф Российского флота.



Макаровский мост через Доковый овраг.



Теперь пазл целиком: вода из Петровского дока сливается в этот овраг, самостоятельно стекает в Доковой бассейн, оттуда откачивается в Обводный канал и уходит в море.

Стена славы. Мемориальные доски на стене Адмиралтейства.



Главные ворота Адмиралтейства и Чугунная мостовая.



Снова возвращаемся в Екатерининский парк у Советского моста и выходим на финишную прямую.
Памятник адмиралу Беллинсгаузену, первооткрывателю Антарктиды.



Дамы и господа, мы обошли вокруг Обводного канала и опять оказались у туалета. Пусть тогда он будет ориентиром. С ним не заблудишься и не соскучишься.



Но это ещё не конец истории. Вы же видели карту острова Котлин. Кроме восточной части, уже изученной нами, есть и западная, куда не ступает нога туриста. Исправим это досадное недоразумение и посмотрим, что там.
Для этого нам понадобится тот самый автобус 2КР. Садимся на Якорной площади или у Гостиного двора и за 40 рублей едем до остановки "Садоводство". Там чуть назад, перейти на другую сторону и пешочком примерно километр. Ничего сложного. Единственное, этот автобус ходит не часто, мягко говоря.
Понимаю, что туристы в булочную и по Кронштадту на такси не ездят, но всё же возьму на себя смелость предложить и такой вариант. Поездка до места назначения обойдётся вам в 190 рублей.




Мы приехали в музейно-исторический комплекс с военными экспонатами под общим названием - Батарея Демидов.
Здесь в целом несколько батарей, партизанская деревня и прочие военные объекты.




Пётр Григорьевич Демидов - генерал, командующий войсками кронштадтского гарнизона. В годы, когда он занимал эту должность, на побережье была возведена артиллерийская батарея, названная в его честь. В дальнейшем батарея перестраивалась под более современные орудия.





На последнем фото смотровая площадка на курьих ножках, откуда можно наблюдать за кронштадтскими нимфами на берегу моря.




Плавный, практически незаметный, переход от музейной программы к пляжной. Здорово придумано.
Здесь отдыхают жители Кронштадта. В жаркую погоду народу полно: музыка, шашлыки, купаются все - взрослые, дети, собаки. Настоящая домашняя атмосфера. Но и приезжим всегда местечко найдётся. Просто вести себя надо прилично. Не дефилировать в стрингах, тут этого не любят, а соблюдать элементарные правила этикета. И тогда не будет никаких проблем. Мы с Танюшкой эти правила знаем, поэтому чувствовали себя как дома, не забывая, конечно, что находимся в гостях.



В заключение фото, которое может сказать о Кронштадте больше, чем всё написанное выше.



Сколько я таких фотографий видел в отзывах про Мальдивы, например. Люди летят за тысячи километров, платят бешеные деньги, страдают потом и всё для того, чтобы похвастаться перед знакомыми таким снимком. Опомнитесь, прошу вас! На автобусе от метро Старая Деревня за 40 рублей и точно такой же пейзаж.
Это Кронштадт, дорогие друзья.
Вот на этой оптимистической ноте я и прощаюсь с вами.

Спасибо за внимание и до новых встреч на волнах Отзыва.






Отредактировано автором: 03.07.19 23:51:20Сообщить модератору



Неужто я буду первая?
Миша, как всегда, браво, просто готовый путеводитель)) столько интересных деталей и фактов.
И правда, всё стремимся куда-то, а у нас тут и пляж, и море, и даже верблюд есть
А кот какой брутальный на фото, настоящий морской волк
Спасибо, читать тебя одно удовольствие))
Забрала в избранное))) Это надо смаковать! Давно хотела самостоятельно в Кронштадт с внучкой.
Спасибо!
Только посмотрела фотографии родного города.
А уже эмоции захлестнули.
Теперь медленно буду смаковать отзыв...
Цитата:

В 1923 году на острове Котлин Пётр Первый заложил крепость, "...которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон". И назвал крепость Кронштадтом - Коронным городом.


Наверное, в 1723 году?
Про пейзаж в сравнении с Мальдивами Вы, конечно, переборщили. Как говорится, это две большие разницы.
Цитата:

Наверное, в 1723 году?


Спасибо, исправил.
Цитата:

читать тебя одно удовольствие))


Таня, спасибо!)
Цитата:

Давно хотела самостоятельно в Кронштадт с внучкой.


Галина, ей понравится. И Вам тоже.))
Спасибо!
Цитата:

Теперь медленно буду смаковать отзыв..


Наталья Ивановна, торопиться не надо!))
Михаил, огромное спасибо!

Собираемся поехать в Кронштадт перед Днем ВМФ, а тут раз - и готовый путеводитель, ничего не нужно изобретать. Вот повезло, так повезло)))
Цитата:

Я легко излагаю? Мне кажется, совсем не утомительно. Читал бы себя и читал.


И мы с огромным удовольствием Вас читаем. Спасибо!
с удовольствием пробежался по любимым местам Кронштадта...мне этот город так приглянулся, что навещаю его всегда, бывая в Санкт-Петербурге. Бываю тут чаще, чем в других туристических пригородах города, как ни странно.

Спасибо, Михаил, как всегда, за Ваш очередной шедевр.. Но все-таки жду от Вас и прогулки в Комарово-Репино, а то и на Щучье озеро... Вы обещались...готов ждать... ))
Цитата:

Наталья Ивановна, торопиться не надо!))


НИ, читайте внимательно! )

Миша, гран мерси! Оказывается, я в Кронштадте видела % 10 от всего, что там есть.
Миша, как всегда-браво)
Миша, вот чесслово, все твои заметки нужно срочно издать...причем в нескольких частях /так гонорары больше)/... Бестселлеры будут))) Дж.Роулинг нервно курит в сторонке)
Какой же Вы везунчик. Целых три раза уже в этом году доехали до Кронштадта. Это ж совсем разный взгляд можно получить.
Цитата:

В общем, не сомневайтесь и голосуйте сердцем за автобус.


Даже не обращаете внимание на еще одно достоинство для туристов - в автобусе остановки объявляют.

Спасибо за рассказ о столь масштабной прогулке, мне вот про ситуацию в западной части очень кстати оказалось.
Цитата:

Собираемся поехать в Кронштадт перед Днем ВМФ, а тут раз - и готовый путеводитель, ничего не нужно изобретать. Вот повезло, так повезло)))


Татьяна, отличной поездки. Главное, чтобы с погодой повезло.))
Спасибо!
Цитата:

Но все-таки жду от Вас и прогулки в Комарово-Репино, а то и на Щучье озеро... Вы обещались...готов ждать... ))


Обязательно! Я бы ещё добавил Шлиссельбург.))

st.vorchun1357, спасибо!
Цитата:

Оказывается, я в Кронштадте видела % 10 от всего, что там есть.


Юля, это повод.))

Спасибо!
Цитата:

Миша, вот чесслово, все твои заметки нужно срочно издать...причем в нескольких частях /так гонорары больше)/... Бестселлеры будут))) Дж.Роулинг нервно курит в сторонке)


А потом сериал снять, чтобы Игра престолов закурила.)))

Лариса, спасибо!)
Цитата:

Даже не обращаете внимание на еще одно достоинство для туристов - в автобусе остановки объявляют.


Точно! Ведь действительно объявляют в отличии от.)
Цитата:

Целых три раза уже в этом году доехали до Кронштадта. Это ж совсем разный взгляд можно получить.


Тут только погода может внести некоторые коррективы. Да и то, с должным настроем и она не помеха.))

Юлия, спасибо!
Два! дня читала)))
Вечером начала на ночь, но временами слюни текли на подушку от вашей волшебной коробочки с провизией и смех разбирал, что любимый кот сбежал от греха подальше)))
Утром за завтраком продолжила... настроение, не смотря на затопленный двор после дождя, поднялось)))

Вот тут, чуть не разрыдалась, потому что подавилась)))
Цитата:

Это была их первая и последняя ночь. На рассвете, с первыми лучами солнца, они обнялись и подорвали 30 000 мин, тонны тротила, пироксилина и пороха.
Здесь не надо искать вызова, протеста, фрондёрства. Ребята хотели только одного - чтобы их услышали. Пытались донести до людей простую мысль: мы любим друг друга и всегда будем вместе.
Знаете, их действительно услышали. Не только в Кронштадте, что характерно. Три дня в радиусе ста километров слушали и рыдали.



Про Мальдивы в конце, вааще шедевр! Так их!!!

В общем, Михаил, пишите чаще!!!)))
Жму руку!
Михаил, спасибо огромное за Ваш рассказ! Написан с такой душой и любовью к городу.
А так рада, что побывала в Кронштадте в прошлом году, долго мечтала.
Чтобы увидеть так много интересных мест, о которых Вы рассказали и показали , посетить музеи и форты, надо приезжать туда не раз. Одного дня, что мы там были, очень мало. И я надеюсь на новые встречи и новые поездки .
Спасибо !
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Про ИРП
2По всей Швейцарии
3Кронштадт. Поездка в Кронштадт. "Золотой век Кронштадта"
4Про Ораниенбаум
5Санкт-Петербург ЛЕДЯНОЙ ЕЖ: зимняя поездка в мятежный1921 Кронштадт и форты
6Кронштадт. Флоту России - слава!
7По берегам и тюрьмам, или поездка в Санкт-Петербург, Кронштадт и Шлиссельбург
Россия
Отели в России
Отели Дубны
Отели Евпатории
Хабаровск
Хоста
Погода в России
Горнолыжные туры
Рейтинг отелей:
183.Аврора Петроградская мини-гостиница 5
184.Ozon Landhause 5
185.Grand Ozon 5
186.Балкария 5
187.Гурзуфские зори 5
188.Новгородская 5
189.Балтия 5
лучшие отели России
Фото отелей:
204.Заимка туристический комплекс, Россия [32]
205.Radisson Blu Hotel Kaliningrad, Россия [32]
206.Анапа Лазурная пансионат, Россия [32]
207.Триумф Палас, Россия. Остальное [32]
208.Кабардинка пансионат, Россия [32]
209.Беларусь санаторий, Россия [32]
210.Нижняя Ореанда санаторий, Россия [32]
Популярные отели:
1541.Park Inn by Radisson Ярославль отзывы
1542.Давыдов отзывы
1543.Островский отзывы
1544.Grand Ozon отзывы
1545.Кристофф отзывы
1546.Петербургская сказка отзывы
1547.Ривьера гостевой дом отзывы
Отзывы по отелям:
890.Россия, Литвиново санаторий [2]
891.Россия. Остальное, Видгоф Гранд Отель [2]
892.Россия, Homehotel [2]
893.Россия. Остальное, Екатеринбург-Центральный [2]
894.Россия, ПАН интер [2]
895.Россия, Holiday Inn Сокольники [2]
896.Россия, Есенин [2]