26.06.19 05:40:35
Кронштадт. Поездка в Кронштадт. "Золотой век Кронштадта"Оценка: 5-
Время отдыха: июнь 2019

КРОНШТАДТ ТЫ ГОРОД КРЕПОСТЬ
И СЛАВЫ МОРЯКОВ.
КРОНШТАДТ ТЫ ЧУДО ОСТРОВ
И КАМЕННЫХ ФОРТОВ

Кронштадт...Город-крепость, город-порт, парадные ворота Петербурга, место начала морских экспедиций, кругосветных и северных путешествий, боевых походов, место научных открытий и изобретений. А еще есть множество интересных фактов от версий образования города, и заканчивая все время меняющимися перспективами его развития. Говорить о Кронштадте можно много. Но лучше его видеть.

Часть 1. Нудно-организационная часть

Я люблю посещать Кронштадт. Почему не знаю, но у меня это самая популярная вылазка из центра Петербурга. То ли романтика морских просторов привлекает, то ли уют провинциального городка, то ли пронизанный воинским духом уклад города, то ли доступность экскурсии для компании как по цене, так и по наличию. Скорее эволюция от последнего.

В даже такое видела в Кронштадте видела. Парадный строй на кораблях и набережной. И "Маршал Устинов"

Все поездки, хоть и были организованными, но отличались друг от друга сильно: как по маршруту, так и по наполнению. Последние выезды уже были больше транспортной составляющей для перемещений по местам интереса, чем собственно экскурсионной частью. Только в последний визит я поймала себя на мысли, что хочу на ту самую первую поездку, которая была самой лучшей. А еще я хочу на экскурсию по новым местам, связанным с организуемым военно-патриотическим парком "Патриот". И я хочу просто погулять по этому городу. Единственное, что я очень не хочу - это перемещаться общественным транспортом. В дополнение к хотелкам была еще одна проблема: Доковый мост между двумя частями города в районе южных гаваней был на ремонте, а попросту отсутствовал, а обход занимал немало времени.

У обычного туриста две цели

Обычному человеку, кто в первый раз приезжает в Кронштадт, наверное, достаточно стандартной экскурсии. Основные факты на ней по-любому как то расскажут, на водную прогулку отправят (в очереди, правда, как все постоите), на центральную Якорную площадь доставят, даже на Морской Никольский Собор сможете по-быстрому взглянуть внутри, если хватит время, то еще что-то покажут из основных достопримечательностей. В общем, необходимое минимальное знакомство с городом обеспечат, основное увидите. Больше - как провезет.

Обычное дополнение к основным звездам

Другое дело поездка на метеоре. Регулярного сообщения, правда, нет. Но есть экскурсионное. Для меня важно, что у него место и время прибытия-убытия фиксировано. Дорога не утомляет. Экскурсионная часть организовывается, как я поняла, местными силами, что намного интереснее и по содержанию и по посещаемым местам. Но очередной взгляд на карту города все ж сподвигнул меня на самостоятельную поездку. Времени на мою прогулку надо было больше.

Кстати, о картах и путеводителях.

Информативный сайт у музея истории Кронштадта, представляющий данные не только по музею, но и по городу в целом, маршрутам перемещения и организации экскурсий, у http://visitkronshtadt.ru
И масса интересной и полезной информации у сайта - http://www.kronstadt.ru

Если есть желание углубиться - Петр Николаевич Столпянский, "Путеводитель по Кронштадту. Исторические очерки", 1923 год.
Грамотно. Логично. Без лирики. Актуально и в наши дни (кроме знаковых мест созданных позднее, но их очень мало)

Так что я почти пропущу общевосстребованную историческую часть в своих почеркушках.

Теперь о маршрутах. Собственно с 1923 года почти ничего не поменялось, кроме появляющихся мемориалов и памятных знаков. По военно-историческим местам (фортам, батареям, музеям парка "Патриот") карты с маршрутами не видела. Эти объекты пока в реконструкции, обустройстве и создании. На схеме, где указано множество достопримечательностей, предлагается 2 маршрута - подлиннее и покороче. Первый маршрут, в общем-то безальтернативный, что б осмотреть весь центр. Можно только отклониться, что б еще что-то добавить. Второй маршрут, что покороче, предполагает знакомство с основными достопримечательностями в минимальном необходимом объеме. Раньше по нему чаще передвигались экскурсионные группы. Но оптимизация сделала свое дело. Из того, что я видела последние годы - большую часть маршрута перевели из пешеходного в автобусный, добавили санитарно-сувенирную остановку на 45 минут в глубине города, а пешеходную разбили на 2 остановки, формируемые по остаточному принципу по времени.

Карта с маршрутами

Водная прогулка у меня в плане не стоит. Но кто ж знает, как дело сложится?
Расписание корабликов от Зимней пристани у меня под рукой. Карта маршрутов тоже.

Водные прогулки по фортам

И даже ссылка припасена на экскурсии с форта Константин. Оттуда, по информации из интернета,  в 11 и 17 часов отправляется в плаванье кораблик по маршруту, предусматривающему высадку на фортах. Запись, правда, заранее и мест может не быть, но вдруг пригодится.

Был еще один фактор, из-за которого я второй год подряд направляла свои пути в Кронштадт. Последнее время очень много говорят о путях развития Кронштадта. И если планы, связанные с парком Патриот, не сильно затрагивают инфраструктуру города, то остальное - непонятно как повлияет. Но добра от увеличения культурно-развлекательной составляющей вряд ли стоит ждать.

Ближе к поездке. В субботу я вышла из метро "Старая деревня" и загрузилась в 101 автобус, чтоб через час с небольшим оказаться снова на улице, но уже в Кронштадте. Обратно ехала до метро Беговая, потому что это ближе. Кто-то предпочитает ехать на 405 маршрутке от м. Черная речка. Наверное, это удобнее. Но я маршрутки тяжелее переношу. Там, правда, был еще плюс - можно доехать до дальней окраины города, и оттуда гулять было б меньше. Но начинать маршрут надо на вдохновении, а не "в одном мест из".
Кстати, почему суббота. Одной из основных целей прогулки по Кронштадту была попытка посещения корабля-музея "Беспокойный". А он работает до предполагаемого официального открытия ко дню ВМФ по произвольному графику, но иногда в субботу с 12 до 17, а в воскресенье с 10 до 18.

Все вроде с организационной частью.

Часть 2. Прогулка по Кронштадту начинается

Итак, я совмещаю себя с картой на углу Гостиного двора. Представьте себе, здесь тоже есть Гостиный двор, который сильно напоминает находящийся в Петербурге. Только поменьше в этажности и размерах. Вообще много интересного есть или было в этом славном городе...но об этом чуть позже. Я на развилке почти четырех дорог. Можно пойти надолго прямо, что б выйти к морской части острова и основным гаваням. Кому-то сначала интереснее дойти до ближайшего угла и свернуть на дорогу к Морскому собору. Как альтернативный вариант - направиться пойти в сторону и посетить музей-квартиру Святого Праведного Иоанна Кронштадтского.

Маршрут дальнейшего перемещения выбираем у Гостиного Двора.

Мне надо во Владимирский Собор. Это одна из целей моей поездки. Заведения культа я воспринимаю, в лучшем случае, как достопримечательность. А сюда надо. Есть места, куда попадаешь, и понимаешь - твое место, правильное.


Собор Владимирской иконы Божией Матери с Часовней

Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери упоминалась в Кронштадте еще в 1728 г. В 1743 г. первая церковь была уже постоянной, приходской. Часовня Владимирской церкви была построена в 1870 году. Последнее основательное здание церкви возвели в конце XIX века, а в начале ХХ века церковь получила статус собора. Кстати, Владимирская церковь была главным храмом сухопутного гарнизона крепости. Потом были тяжелые 100 лет для церкви. Но прошел век, и ее восстанавливают опять практически из руин. Главной святыней Собора являлся список Владимирской иконы Божией Матери, написанный в 1703 году по приказу Петра 1 специально для Кронштадта. В 1931 году икона была изъята и до сих пор не найдена. Кстати, когда в прошлом году выбирали православный символ Санкт Петербурга, этот Собор был в числе основных претендентов, но не смог тягаться с Исаакиевским Собором.
Здесь хорошо - светло, уютно, душевно, тихо, красиво и малолюдно. Я попала как раз на службу. Спокойно очень. И сверху живое песнопение доносится, настоящее, а не как много где записи.


Посещаем Собор Владимирской иконы Божией Матери

Дальше мне опять на угол Гостиного Двора, но уже другой, и оглядываю окрестности. Тут еще одна точка, с моей первой экскурсии - Соборная площадь. Раньше здесь Андреевский Собор был, о чем указывает мемориальный камень, а вот бывшая при Соборе Тихвинская часовня восстановлена. И рядом олицетворение нашего времени - дерево желаний с олененком.

Соборная площадь и окрестности

На все том же перекрестке выбираю между морской и земной частями. Мне все же на Якорную Площадь, где доминантой является Морской Никольский Собор. Нынешний вид площади, включая большинство объектов, сравнительно молодой, по сравнению с остальными зданиями и сооружениями города. Немного больше века назад начало формироваться такое пространство.


Якорная площадь и объекты на ней

Как же хорошо гулять и неспешно любоваться каждым участком этого исторического места. Не поверите, лет 5 не получалось. Собор я обходила, но только когда он на реставрации был.
Сначала взгляд падает на артиллерийскую установку, перемещаясь к якорям и часть брони с линейного корабля «Октябрьская революция». Потом, прогулявшись вдоль Стены Славы, обращаешь внимание на памятные факты в военной истории города и его жителей. Задумываешься о погибших в восстаниях и Гражданской войне в начале века у братской могилы. Проверяешь на прочность Якорную мостовую. Ноги потом сами несут обойти памятник адмиралу С.О. Макарову, вглядываясь в надписи внизу. Взгляд перемещается на Макаровский мост и овраг Петровского док. Почему-то возникают только ассоциации с погибшими во время восстаний. Сколько людей... Дальше обхожу Собор. Хоть с главного входа вид и поражает, но Собор с разных сторон смотрится по разному. Заодно увидела и панно "Триумф флота России". Эх, а площадка перед панно раньше напоминала Андреевский Флаг. Теперь бордюр вместо цветов. Последним на моем пути был памятник адмиралу Ф.Ф. Ушакову

Сколько всего вокруг!

В Морской Никольский Собор все ж зашла. Грандиозное, однако, сооружение. Тут каждый раз что то новое замечаешь и поражаешься ранее увиденному.


Внутри Морского Никольского Собора

Часть 3. Музей истории Кронштадта или перемена сознания.

Следующим пунктом из обязательной программы у меня было посещение Музея истории Кронштадта, который не так давно обрел прописку по адресу Якорная площадь д.2. Я еще в прошлый визит в город сюда хотела зайти вместо Собора. Но на организованной экскурсии на Якорную площадь выделили 35 минут, включая по 10 минут от автобуса до площади и обратно. Тут уж не до музея. В этот раз я вольна в своих перемещениях. Мне туда надо. И всем, кто в Кронштадте не для галочки тоже.

Музей истории Кронштадта

Что ж я не добралась до этого музея раньше? Представление о городе бы поменялось. Многое бы прояснилось сразу.
Как воспринимаешь Кронштадт от экскурсий? Отвоевали у шведов остров, опрокинув их котел. Сделали здесь стража Петербурга и город-крепость-форты-военный порт. Собор Морской поставили. Еще открытия и изобретения были. Лучшие времена прошли. Теперь это история. И мы знакомимся с отдельными уникальными объектами, а также центральными памятниками, посвященными в основном отдельным событиям или лицам, связанным с флотом, морскими экспедициями и немного с Кронштадтом.
Собор грандиозен, форты уникальны, достижения значимы и впечатляют. Все, с чем познакомились. Но за этим теряется сам Кронштадт, его жизнь, его история, его архитектура. Собственно, наверное. до этой мысли я доходила очень долго, и, может быть, поэтому сюда и возвращалась.



В Музее истории Кронштадта

У меня в голове всегда вертелась одна история, рассказанная здесь же, в Кронштадте на самой первой водной прогулке. А какие раньше были прогулки: лодочка, человек на 20, везде, где можно, поближе подвезут, кучу интересных фактов расскажут.
Так вот история, собственно, о том, что возможно Пушкин взял Кронштадт в праобраз острова Буяна в своей сказке о царе Салтане, а 33 богатыря - это форты и маяки, а Собор - дядька Черномор. Хорошая сказочка для экскурсии. Не давала она мне покоя. Случайно, мельком, увидела второе продолжение.
"Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят наяву:
Город новый златоглавый,
Пристань с крепкою заставой;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят."

Это ведь вроде тоже о Кронштадте.

"Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их он кормит и поит
И ответ держать велит:
"Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?"

Перекладывая на образ жизни Кронштадта, это означало, что именитых гостей встречал губернатор острова и приглашал к себе на обед, попутно проясняя цели их визита.

Вот эта сказка легла хорошей основой под материал, который я увидела в Музее истории Кронштадта. И на город я стала смотреть другими глазами.
Ах, какой это был город! Он же не много уступал Петербургу, вернее, походил на него. Как здесь красиво было для своего времени! Какая история у него! Какие здесь события происходили!

И знаете, чего бы когда-нибудь очень хотелось увидеть в музее? Есть такое интерактивное представление, когда видишь местность во времени - появляющиеся и исчезающие дома, сооружения, растительность, изменяющиеся границы и т.д. В Кронштадте это было бы очень интересно.

Часть 4. Историческая часть

Немного необычно, но это не о роли Кронштадта в истории. Это о роли истории в жизни Кронштадта.

История штука сложная и спорная. И торговля в ней играет не самую последнюю роль. Торговые пути и контроль над ними всегда являлись существенной составляющей богатства и процветания. И тысячи лет назад, и сейчас идут войны за рынки сбыта, за торговые пути к этим рынкам. (Я тут и дальше о Кронштадте, а не о наших современных монополистах.)
Легенда о том, как шведы при высадке на остров русских поспешно бежали, оставив на костре котелок, конечно, интересна и очень запоминается с точки зрения истории Кронштадта. Да и ныне котелок изображён на его гербе. От слова «котёл» якобы и происходит название Котлин. По другой легенде, Котлин назвали так потому, что на старых картах горловина Финского залива восточнее острова напоминала котёл. Но не это главное.

Начало Кронштадта, шуточно увековечили на Соборной площади

Как не странно, самый существенный факт, обусловивший будущее Кронштадта относится к разделу «география». «Возле Котлина (где расположен Кронштадт) проходят два судоходных фарватера из Финского залива в Невскую губу: Южный (более глубокий) и Северный. Южный фарватер — морская коммуникация международного значения.»

Дальше все будет следствием. Некогда Южный фарватер был частью великого торгового пути «Из Варяг в Греки». Остров Котлин, расположенный на легендарных путях, использовался купцами и мореплавателями в качестве места для кратковременных стоянок. Постоянного проживающего населения не было. В 1269 году остров Котлин фигурирует в договорах между Новгородом и Ганзой как пограничный пункт, восточнее которого лежат владения Новгородской республики. Другой частью владели шведы. Еще, говорят, купцы дожидались здесь лоцманов для прохода дальше или перегружались на другие суда.

Котлин, форты и фарватер, Морской канал

Потом между русскими и шведами долго шла борьба с переменным успехом за этот остров. В какой то момент шведы даже побеждали. Петр 1 положил этому конец.

16 (27) мая 1703 года - Петр I основал в устье Невы город Санкт-Петербург, будущую столицу Российской империи.
Октябрь 1703 года - осмотр Петром I устья Финского залива и острова Котлин для промеров глубин. Определено, что единственный проход для больших судов возможен только вблизи острова.

Решение о взятии фарватера под контроль было неизбежным и преследовало следующие цели:
- защита заложенной будущей столицы;
- преграда пути шведским и прочим иностранным кораблям;
- обеспечение выхода российским кораблям в Финский залив;
- не забываем о торговых путях.

Сказано - сделано.
Май 1704 года - фарватер под контроль взяли: на берегу поставили две батареи, а напротив на отмели соорудили форт.
7 (18) мая 1704 года осветили форт, назвав его Кроншлот. Эта дата и считается днем основания Кронштадта.
Шведы, сколько не предпринимали попыток, больше дальше не прошли. Да никто за время истории Кронштадта дальше не прошел.

Кроншлот (фото из интернета) и макет из музея истории Кронштадта.

Вслед за созданием Кроншлота, на острове началась жизнь. Строились гавани, пристани, дома, зарождалась инфраструктура, стали появляться жители (сначала строители и военные, а потом и рядовые граждане), очень активными темпами развивалась торговля. О безопасности тоже не забывали: сооружались новые форты и батареи. В центре острова в 1723 году была заложена крепость, и дали ей имя Кронштадт. Еще сюда перевели из Санкт-Петербурга балтийский флот. Стратегическое положение острова определило будущее заложенного города, который бурно развивался одновременно с Петербургом:
- крепость для защиты;
- порт для флота и развития исследований, связанных с флотом;
- база для ремонта кораблей;
- торговая гавань.

И это Кронштадт

В истории Кронштадта еще были события, сыгравшие существенную роль в его истории и оказавшие влияние на будущее:
1764 г. - пожар, уничтоживший значительную часть города;
1824 г. - самое сильное наводнение в истории города, уничтожившее в очередной раз значительную его часть, а также повредившее или уничтожившее множество судов в Гавани и ее саму;

Наводнение в Кронштадте

1885 г. - открытие Морского Канала (искусственного фарватера от острова Котлин до устья Большой Невы, позволяющего большим кораблям ходить до Петербурга), и, как следствие, существенное сокращение роли Кронштадта и как порта, и как торговой площадки. Начало закат Кронштадта.

Дальше в истории Кронштадта были восстания, участие в войнах и революциях, закрытие города. В общем, ничего хорошего. А вот предшествовал закату - максимальный расцвет города - "золотой век Кронштадта". Называются разные сроки - 40-60 годы или 60-80 годы XIX века. Как бы я хотела увидеть город в этот период! Гуляя по улицам, понимаешь, что в целом не сильно все внешне поменялось с того времени. Разве что Якорная площадь с объектами появилась. Так что попробую изобразить эту прогулку. Правда, с имеющимися у меня подручными средствами.

Часть 5. Поездка в Кронштадт "золотого века"

Итак, мы перемещаемся летним жарким днем в Кронштадт из Петербурга на пароходике. Первый пароход отправился по этому маршруту в 1815 году, а с 1817 года сообщение в теплое время года стало регулярным. Позднее открылись водные пути, связывающие остров с Ораниенбаумом и Лисим Носом. Зимняя навигация тоже была, но не такая масштабная. В 1864 году на частном заводе инженера-предпринимателя М.О. Бритнева был построен первый в мире ледокол «Пайлот», который начал совершать почтово-пассажирские рейды между Кронштадтом и Ораниенбаумом. Позднее его чертежи были приобретены многими западными странами, а в Кронштадте появились конкуренты "Пайлату" с другими ледокольными конструкциями.

Плывем в Кронштадт

У нас прогулка предстоит длинная, и мы на отдыхе. Хотя в Кронштадт мы едем не просто так, но об этом чуть позже. За время пути можно столько интересного увидеть. И все это под стаканчик чая. Да, на корабле поят чаем. Заваривают его еще в порту, а по мере передвижения разбавляют. К концу пути чай становится совсем слабым. Говорят, отсюда пошла поговорка "Увидеть Кронштадт на дне". Это про дно чашки, где нарисован Кронштадт. Позднее, что б этого не было заметно, чай стали подавать в стаканах.
Можно наблюдать за публикой. Кто-то едет погулять, кто-то по делам, кто-то провожает знакомых, отъезжающих за границу на больших кораблях, кто-то наоборот, возвращается с прогулок по Петербургу на свое место жительство в Кронштадт. А кто-то плывет разжиться товаром, которым можно купить только в портах дальнего следования.

Какие кругом виды! Сначала увлекает простор Финского залива, а ближе к Кронштадту начинают появляться форты и батареи. Большинство из них недавно либо построено, либо реконструировано. Ведь в полной боевой готовности они были совсем недавно. Крымская война 1855 года, возможность противостояние с Британией 1873 года, Русско-турецкая война 1873-1878 годов. Везде надо было быть наготове, приспособиться к современным условиям и не пустить врага дальше.

Форты в море. Погода переменчива.

А это вроде знаменитый форт Кроншлот

Вдали виднеется и форт Александр I, будущий Чумной, с лабораторией. Он построен в XIX веке с целью контроля над Южным фарватером системой перекрестного огня совместно с фортами Петр Первый, Павел Первый и Кроншлот.

Это форт Александр I и, возможно, форт Петр I

И такие виды ближе к берегу

Фарватер как раз между фортами, по-другому не пройдешь. Кстати, прорытый Морской канал, здесь же, между фортами.

Корабли в гаванях и на ремонте

Вскоре мы прибываем и уже почти у берега наблюдаем кронштадтские гавани. Отсюда можно обозревать их все: слева - Лесная гавань, чуть подальше - Военная, прямо - Средняя гавань (нам сюда), дальше - Купеческая и Каботажная гавань. А чуть поодаль - Большой Кронштадтский рейд.

Так встречают почетных гостей

Мы пребываем на парадную Петровскую пристань. Это главные ворота Кронштадта. Кораблики XXI века будут чуть правее, на пристани, ныне носящей имя Арсенальной (в будущем Зимней), что примыкает к морскому Арсеналу. Почетных гостей всегда встречали на Петровской пристани с оркестром и почетным караулом. Эта пристань была здесь с основания Кронштадта. Перестраивалась, углублялась, укреплялась, украшалась, недавно оделась в гранит.

Дальше можно прогуляться здесь же, по набережной в сторону Арсенала. А можно углубиться в просторы Петровского парка. Это, кстати, сравнительно молодой зеленый оазис. Когда то здесь была Арсенальная площадь, а на ней то ли плац, то ли болото. А вот главный командир Кронштадтского порта и военным губернатор Кронштадта Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, уже открывший Антарктиду, закончивший свои многочисленные полярные исследования, и сосредоточивший свою неуемную энергию на Кронштадте, решил здесь парк разбить. Хорошая идея прижилась. И памятник основателю Кронштадта - Петру I, стоявший посередине плаца, не менее эффектно возвышается среди зеленых насаждений. Да и после в окрестностях стали возникать памятные места, связанные с флотом.

Памятник Петру I в Петровском Парке.

Из парка выходим прямиком к Дому Главного командира Кронштадтского военного порта и Военного губернатора (год ввода в эксплуатацию постройки - 1714!!!) и одновременно Штабу кронштадтского военного порта. Раньше до 1858 года здесь размещалось и Кронштадтское Морское собрание.

Дом Меншикова-Миниха-штаб Военного порта - резиденция главного командира кронштадтского порта, сменивший не один функционал.

Дом стоит в ряду других Губернских домов. Строительство этих зданий происходило по непосредственному указанию Петра I силами и на средства, выделяемые отдельными губерниями. Дома типовые, но за счет переделок и украшений это сейчас незаметно. (Комментарий современности: Этим домам по 300 лет!!! Да где еще в России найдешь такие гражданские постройки в таком количестве и к тому же функционирующие!? ).

Дом напротив дома Миниха. Когда-нибудь, здесь появится указатель с направлением на города-побратимы.

А потом направляемся по Поморской улице, бывшей Дворцовой. Эх, если б сбылась мечта Петра 1 устроить здесь свой Амстердам, это была б главная улица города!

Вскоре на нашем пути Петровский Парк сменяется Арсеналом, построенным на месте Пушечного Двора. Арсенал не только место хранения орудий, но и место проведения научно-исследовательских работ. В нижнем этаже Арсенала хранили станки, запасные колёса и т.д. , в верхнем - абордажное оружие, запасные ружья и пули, инструменты, формы для литья пуль. На дворе отводилось место для орудий на лежнях, ядер, бомб и гранат.

А как звучит и какие фантазии навеивает - абордажное орудие.

Арсенал

Ходить вдоль Арсенала не входит в сферу наших интересов. Мы оказываемся возле Летнего Сада. Кстати, Кронштадтское морское собрание после переезда обустроилось именно там. Еще в саду находится самый первый памятник в Кронштадте, посвященный подвигу мичмана Домашенко, который ринулся спасать тонущего матроса и сгинул с ним в пучине. О не менее грустном событии напоминает и другой памятник в этом парке: клипер "Опричник" тоже исчез где-то в неизвестности в районе Индийского океана во время кругосветного плавания. В целом не самое приятное место этот Летний сад, не то, что в Петербурге. Точно не для прогулок таких утонченных особ как мы. Это раньше здесь была Петровская Перспектива и дома Петра и его ближайших помощников. А теперь ресторан в саду. Ох, ресторан в портовом городе. Ох-ох-ох! Говорят, что ограда Летнего сада хоть и без позолоты, но весьма интересна. Соглашусь с этим мнением. Наверное, это лучшее, что есть в этом саду. Поэтому лучше обратить внимание на соседнюю сторону.


В Летнем Саду

Хотя с другой стороны не лучше. Там опять однотипные дома ничем не примечательные. Ох, и чудо прогресса - электростанция. Какая-то она маленькая для такого города. Не иначе, как не единственная. Это же не практично.

Электростанция и пеньковый мост.

Дальше на нашем пути встречается пеньковый мост. Он замощен чугунными плашками. Это вообще очень популярное средство мостить дороги в городе. Мост перекинут через Обводной канал. Переходя его, мы как бы попадаем в другой мир.

Вообще-то главным в Кронштадте должно было быть Адмиралтейство. Его планировали перевести сюда после пожара 1783 года в Петербурге. Тем более, что флот уже здесь базировался.

Адмиралтейство — центр военного кораблестроения; территория на берегу моря или реки, где расположены верфи, мастерские, склады для строительства, снаряжения и ремонта военных кораблей.

Но не сложилось. А инфраструктуру, правда не до конца, создали, даже Петровский док вписали, а главное Адмиралтейство не перенесли. По периметру был выкопан канал. Он ограждал Адмиралтейство и прочие объекты флота от всех врагов и не позволял чужим проникать. От наводнения он, конечно, не спасает, но от пожара оградит и еще от многих прочих бед. И еще баржи могли спокойно подходить к любому провиантскому магазину или складу, где хранилось все необходимое флоту. В углах канала даже были сделаны расширения, чтобы баржи могли расходиться.

После моста возникает ассоциация, что мы гуляем не по той местности. Когда то здесь была Морская Слобода по типу деревни, жили рыбаки и другие люди, чья жизнь была связана с морем. А теперь здесь большие дома, промышленные предприятия, ремесленные и продуктовые направления и рабочая публика. Заводской район - не лучшее место для прогулок. Строения как нельзя хорошо это отражают. Вот и Машинная школа Балтийского флота впереди. А с другой стороны дороги - огромная территория Пароходного завода. Прогресс отлично, но нам не сюда.


Машинная школа Балтийского флота и Пароходный завод

Стремясь побыстрее пересечь эту местность, мы добираемся до парадного въезда в Город. куда приходила зимняя дорога из Санкт Петербурга. Это встроенные в Кронштадтскую крепость Петербургские ворота.

Петербургские ворота

Сбоку примыкает здание гауптвахты. Кажется, что заведение сомнительное по назначению, но не здесь. Тут Гауптвахта служила для проверки документов, как приезжающих, так и выезжающих пассажиров из-за границы. Большие корабли разгружались, а пассажиры с багажом здесь же подвергались таможенному досмотру. При необходимости, Гауптвахту использовали и по более привычному назначению.

Сразу за Воротами - Часовня "Спас на водах" церкви во имя Богоявления Господня.

Часовня "Спас на водах" церкви во имя Богоявления Господня и все та же гауптвахта.

Со стороны города гауптвахта выглядит менее презентабельно. Ее как могут прикрывают непонятные композиции.

Сбоку от ворот.

За пределы крепости, которая ограничивает город, не выходим. Там торговая пристань, мосточки и никаких интересных нам сооружений. Да и основательная засыпка территорий началась не так давно. Зато какие там красивые виды!

Мосточки и виды с мосточков

От ворот идет Петербуржская улица. Сразу на глаза попадаются две похожие на церковь постройки. Без теории что где не угадаешь. Но широкое здание с колоннами - Лютеранская церковь св. Елизаветы, построенная в романском стиле. Кстати, с ней соседствует Храм Святителя Николая эстонско-шведско-финского прихода. Здание поуже - башня городского водопровода.

Церковь и башня городского водопровода

Им здесь недолго функционировать. Но вот в память о водозаборной башне здесь даже композиции обустроят. А одно полезное дело заменят другим: вместо водного источника поставят временной: солнечные часы. Не поверите: они действительно будут показывать точное время.

Будущая память о водонапорной башне

Солнечные часы

Дальше можно прогуляться вдоль Кронштадтской крепости, но это не так интересно. Тем более дамам. Лучше немного побродить по городу. Раз уж мы у парадного въезда в город, то и дорога должна быть парадная.

Мы продолжаем прогулку по городу. Все-таки здесь совсем не так, как в Петербурге. Простор - вот что первым бросается в глаза. Дома, конечно, напоминают столицу, ведь проекты и архитекторы те же, но здесь немного проще украшены и нет роскошных особняков. Зато общая атмосфера совсем другая. Как будто сам пьянящий аромат свободы приложил руку к его застройке. На удивление, здесь очень чисто, несмотря на то, что это портовый город. Дороги замощены, фонари для вечерней подсветки улиц установлены, домики аккуратные, много зелени, богатые магазины и торговые учреждения встречаются намного чаще, чем портовые питейные заведения, над строениями виднеются купола храмов, и не только православных. Кстати, о чистоте воздуха. Его больше не портят угольные котельные: предприятия перешли на газ. А еще, говорят, в дома подают горячую воду.

На улицах города

Мы опять идем по вдоль Обводного канала. Внутри него, как я говорила. Адмиралтейство. Там гражданских не жалуют. Да и что нам делать среди провиантских складов, ремонтных мастерских и доков? Проходов к строениям Адмиралтейства не так много. Вот, например, парусный мост, по которому можно перебраться к Артиллерийским классам, появится только через пару десятков лет. Со стороны нашего перемещения по городу к Адмиралтейству можно перебраться только по Екатерининскому мосту. Он ведет прямо на Якорную площадь (если не будет разведен). Но что нам делать на Якорной площади, когда это просто склад якорей и прочих ненужностей? Там из достопримечательностей только чугунная мостовая, а мы ее на Пеньковом мосту видели. Лучше доберемся все-таки в самый центр.

Опять Обводной канал

Будущий парусный мост и Артиллерийские классы


Снова пейзажи на улице. Чудесно!

Однако жара делает свое неблагодарное дело. Приходится скрываться в тени Екатерининского сквера. Заодно отдали дань памяти великому путешественнику Ф.Ф. Беллинсгаузену. На наше счастье, в этом сквере есть великая вещь - лавочки. Что может быть лучше в теплый летний день, чем посидеть в теньке и отдохнуть?

Екатерининский сквер и памятник Ф.Ф. Беллинсгаузену


Обводной канал поворачивает, открывая панораму провиантских складов.

А вскоре Обводной канал закругляется, продолжая огибать здания Адмиралтейства. А мы продолжаем свой путь прямо и попадаем на центральную площадь города - Соборную. Посередине возвышается знаменитый Андреевский Собор, рядом - Тихвинская часовня.

Андреевский Собор и Тихвинская часовня

Говорят, основание и первый камень фундамента соборному храму, во имя св. Апостола Андрея Первозванного, в Кронштадте положил Петр I, а Александр I присутствовал при закладке каменного Собора в 1805 году. Но самое главное, в этом храме служит отец Иоанн Кронштадтский. Говорят, он творит чудеса. Надо обязательно послушать его проповедь.

Вкусив пищу духовную, переходим к более земным развлечениям. Мы направляемся на прогулку по торговым рядам.

Кронштадт, как коммерческий порт, никогда не имел самобытного существования, имел лишь условное значение, т.е. служил переводным аванпортом для Петербурга. В Кронштадте главным образом производилась только перегрузка как привозных иностранных, так и вывозных русских товаров за границу. Внешней самостоятельной торговли представители местного купечества не создали, состоя агентами Санкт-Петербургского торгового мира или ведя лишь мелочную торговлю. Но товары со всего света стекали в Кронштадт, и здесь, в Кронштадте, можно было не только приобрести любой предмет, изготовленный в любом уголке Земного шара, но и даже любой товар из числа запрещенных для ввоза в Россию!

Мне, как любительнице черного английского пива, которое запрещено было к ввозу в Россию, прямая дорога за ним в Кронштадт. А что я? Вон, сам Александр I, подписавший этот указ, сам же за ним сюда и ездил.
Маме чаю возьму в подарок. Самый хороший чай здесь. И цена адекватная, потому что беспошлинно.
Крупные торговые точки - рыбные ряды и лесную биржу - мы увидим чуть позже. А пока воспользуемся тем, в чем Кронштадт преуспел.

Гуляем по торговым рядам

На центральных улицах

Но время уже поджимает, направляемся назад к большим водным просторам.
Там опять развилка, но у нас маршрут четко определен. Нам не надо направо - там Лесная Биржа. Никто еще не знает. но она тоже доживает свои последние успешные дни. Скоро торговля лесом переместится в сторону Петербурга, оставив лишь небольшую долю здесь. Кронштадту останется только торговля углем из крупного импорта.
Если идти прямо, то попадешь в Рыбные ряды. Это поинтереснее, но тоже не к нам. Хотя питьевая вода, которая нам бы не помешала, тоже продается в Рыбных рядах. Но нам надо налево и перейти мост.

Если заглянуть вниз, то можно увидеть начало всех начал - нулевую отметку, от которой производятся измерения глубин и высот. И уровень крупнейшего наводнения 1824 года.

Начало всех начал

Дальше перемещаемся между Итальянским дворцом, постоянно меняющим свое предназначение и Итальянским прудом. Последнее - тоже многофункциональное место. Летом сюда приходят суда под разгрузку для Рыбных рядов или для дальнейшего перемещения по Обводному каналу к Гостиному двору, а зимой здесь одно из немногочисленных развлечений на острове - каток.

Итальянский дворец, Итальянский пруд и Рыбные ряды за деревьями.

На другом берегу пруда расположена Голландская кухня. Там иностранные повара раньше готовили еду для команды своих кораблей. И платили за это портовый сбор.

Голландская кухня, Итальянский пруд и пушки

Небольшую паузу делаем у Докового моста и бросаем взгляд на чудо для ремонта кораблей - Петровский Док.

Петровский Док

Оставшееся время используем, что б прогуляться по вдающемуся в море молу. Там, у его окончания, виднеется и манит белоснежный деревянный маяк. Не могу пройти мимо, не познакомившись с ним поближе.

Мы идем по молу в Купеческой Гавани, а параллельно идет мол в Средней Гавани, где, в основном базируются военные корабли. Молы ограничивают канал Петра Великого.

Дорога к маяку и виды по пути

Сейчас на берегу установлены какие-то глубоководные аппараты, плавательные средства и средства защиты (Комментарий современности: Интересно, а что-то из этого уже существовало во время этой сказочной прогулки?).

Батискафы и прочее

К пристани пришвартованы военные корабли. По одному небольшому катеру нас даже пригласили прогуляться. Самое интересное здесь - это виды на военные корабли на соседней пристани и морские просторы. Хотя, орудия на корабле тоже интересно, но мы ж дамы. Вида не показываем.
Хорошо, что прогулялись по небольшому кораблю. Не приспособлены мы для этого дела. На соседний корабль смотрю уже совсем другим взглядом. Он огромный. Я б на нем не смогла перемещаться.

В соседней гавани

На этот корабль нас пригласили

На ракетном катере "Тамбовский Комсомолец"


Сюда не позвали, но не очень то и хотелось. Эсминец "Беспокойный"

Маяк прекрасен и вдали, и вблизи.

Пора домой, в Петербург! Обратный рейс ждать не будет.


До свидания, чудесный город Кронштадт! Живи, здравствуй, процветай, тебя впереди ждут нелегкие времена!

Фотоальбом //f.otzyv.ru/photoalbumlist.php?id=21153:62049
Отредактировано автором: 27.06.19 16:39:08Сообщить модератору



Цитата:

А еще я хочу на экскурсию по новым местам, связанным со организуемым военно-патриотическим парком "Патриот".


а в Питере он тоже есть/планируется?
Это филиал или просто такое же название?
jjjulia4444, спасибо за интересную прогулку по Кронштадту.
Познавательно, очень понравился отзыв!
Цитата:

а в Питере он тоже есть/планируется?
Это филиал или просто такое же название?



С Парком там непонятная история, поскольку есть инфа из прессы, а там много домыслов.
Изначально здесь создавалась водная часть парка Патриот. (в Подмосковье - сухопутная).
Потом пошли разговоры про создание парков по округам, отдельным местностям и т.д.
А поскольку все это пока официально не работает, то и статус непонятен.

Вроде говорили, что ко дню ВМФ будет официальное открытие, но последнее время молчат. Так что точно не отвечу о взаимосвязях парков.
Цитата:

jjjulia4444, спасибо за интересную прогулку по Кронштадту.
Познавательно, очень понравился отзыв!



Всегда пожалуйста. Приезжайте в Кронштадт еще не раз Там всегда столько нового можно найти.
Я вот до батарей не дошла, железной дороги и прочих оборонительных сооружений. А что еще есть-будет - так никто пока не знает.
Прекрасный рассказ для приезжающих "не для галочки".
Немного про парк "Патриот". Действительно, в Кронштадте планировался "военно-морской кластер", а еще аэродром с самолетами. Эту простую идею предприимчивые дельцы, которых на ПМЭФ представляла дочь министра обороны Шойгу, раздули в Новые Васюки для чего, естественно, потребуется несколько миллиардов денег. А для обеспечения многократно возросшего по их планам турпотока потребуется, всего лишь, расширить дамбу, построить несколько транспортных развязок и зимой возить туда туристов с помощью ледоколов.
Мое мнение - этого не дождемся. Но парк вполне могут построить и наличие двух боевых кораблей (Беспокойный и Тамбовский комсомолец) - первые реальные к этому шаги.
Цитата:

Мое мнение - этого не дождемся. Но парк вполне могут построить и наличие двух боевых кораблей (Беспокойный и Тамбовский комсомолец) - первые реальные к этому шаги.



Может и хорошо, что не дождемся.
Но важно, что б остальные от дел не отошли.
Я когда там гуляла - столько аппаратов, бывший боевой корабль, где можно лазить - и ни одного человека присматривающих. Ни совета спросить, ни в целом за порядком проследить.
О "Беспокойном" тоже никакой инфы кроме цепочки на трапе.
Цитата:

О "Беспокойном" тоже никакой инфы кроме цепочки на трапе.


Информацию можно найти в интернете. А пока он официально "не музей" то и писать о нем "прилюдно" и нечего. Но когда народ на "Беспокойный" запускают там и матросики и мичмана ходят - присматривают, помогают и на вопросы отвечают.
Надеюсь, автор на меня не в обиде будет за пару фоток Кронштадта в несколько ином ракурсе, так сказать, и на иных локациях сделанные.



jjjulia4444, с интересом прочитала Ваш рассказ - история, сегодняшний день: все ярко и подробно.
Если вдруг окажемся в тех краях - маршрут готов, спасибо
Если позволите - еще пара малоизвестных фактов про Кронштадт: Ни одно морское сражение эпохи парусников не принесло российскому флоту такого ущерба, как наводнение 1824 г. Практически был затоплен Кронштадт и в его гаванях смогло удержаться на якорях только 12 кораблей. 53 линейных корабля и фрегата и 40 более мелких сбило в кучу в углу Военной гавани. Многие корабли затонули, другие вынесло на мель, стенки гавани, обломки затонувших кораблей и они были сильно повреждены.
Петр I одно время планировал создание столицы именно на острове Котлин, и даже издал ряд указов, приказывающих переселение на остров основных гражданских сословий и мастерских после окончания Северной войны. Там же планировался и главный порт и таможня и другие службы. Но - передумал, как и с Васильевским островом.
jjjulia4444, спасибо за такую необычную историческую прогулку!
Цитата:

Я люблю посещать Кронштадт.


+100! Я тоже очень люблю! Первый раз были с экскурсией - для общего понимания что и где. Потом приехали сами на машине в позапрошлом году- намного интереснее, подробнее и спокойнее. Побывали и в музее-квартире Иоанна Кронштадтского, и на одну из колоколен Морского собора поднялись, да и вообще побродили с удовольствием. Вот только вокруг еще не поплавали...

В этом году перед днем ВМФ обязательно хочу побывать еще раз. А Ваш путеводитель (зря Вы его словом "почеркушки" обижаете) будет нам в помощь. Спасибо!
Ирина Смирнова, спасибо за лестные слова.
Не уверена, что всем прям все надо. Но Владимирский Собор и музей истории Кронштадта - точно не помешают. У него еще и вторая часть есть - как раз в здании водозабора. К сожалению, не сложилось в этот раз зайти.
Алексей Смирнов, спасибо за добавление. Страшное бедствие было. Когда гравюры видишь об этом событии, то даже смотреть страшно на последствия. А уж реальность представлять даже не хочется.
А ведь все вроде внезапно было, и от этого еще страшнее.
Татьяна А.М., рада, что читаете.
Обязательно съездийте на водную прогулку перед днем ВМФ. Ее интересно адаптируют под праздник и расширяется рассказ гида на кораблике.
А уж какие корабли, может быть, удастся увидеть...

Я вот после этой поездки, правда, думаю - ехать лм перед днем ВМФ или паузу взять. Вроде хоть ненадолго нагулялась. Надо чего то новенького дождаться.
Спасибо большое. Обязательно постараемся съездить на водную прогулку. Вы не знаете из Кронштадта они есть? Не хочется с экскурсией из Питера завязываться.
Из Кронштадта прогулки по Маркизовой луже, с высадкой на форты - Милютин, возможно Александр I или Константин. Смотрите на месте. Посадка на Зимней пристани, рядом с Петровским парком.
Алексей, спасибо Вам большое!

Расписание рейсов корабликов

Информация для индивидуальных туристов! После морской прогулки от форта «Константин» для доставки обратно к Зимней пристани организован бесплатный автобусный трансфер.


информация по бесплатным автобусам к/из форта Константин
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Побег от осенней тоски в поисках золота - Эстония, Норвегия, Дания, Финляндия
2Горы Кипра зимой - поездка в зелено-золотую сказку.
3Санкт-Петербург ЛЕДЯНОЙ ЕЖ: зимняя поездка в мятежный1921 Кронштадт и форты
4И снова Питер перед днем ВМФ. Погружение в ВМФ тематику: репетиция парада и поездка в Кронштадт
5Майская поездка в Йошкар-Олу. Часть 2 - Юрино, Йошкар-Ола, Нижний Новгород
6Венгрия 2018. Ч.9. Отдых в Хевизе. Поездка в Балатонфюред
7Венгрия 2018. Ч.7. Отдых в Хевизе. Поездка в Кестхей
Отдых в России
Россия: отели
Отели Дагестана
Отели Дагомыса
Неман
Нижегородская область
Погода в России
Туры горные лыжи
Рейтинг отелей:
1583.Катран 2
1584.Санаторий им. Семашко 2
1585.Плаза санаторий 2
1586.Хатинь-Бор база отдыха 2
1587.Южный пансионат 2
1588.Версаль 2
1589.Космос 2
лучшие отели России
Фото отелей:
127.Волхов, Россия. Остальное [44]
128.Металлург санаторий, Россия [44]
129.Крым санаторий, Россия [44]
130.Дивеевская слобода (гостиничный комплекс), Россия [44]
131.Гранд отель и СПА Аристократ, Россия [43]
132.Royal Falke Resort, Россия. Остальное [43]
133.Утёс санаторий, Россия [43]
Популярные отели:
1233.Булгар отзывы
1234.Первый Апарт-отель отзывы
1235.Зеленая Роща дом отдыха отзывы
1236.Ак-гель отзывы
1237.Hilton Garden Inn отзывы
1238.Фортеция Русь отзывы
1239.Holiday Inn Moscow - Suschevsky отзывы
Отзывы по отелям:
1387.Россия, Подмосковье (санаторий) [1]
1388.Россия, Ласточка (оздоровительный комплекс) [1]
1389.Россия, Империал [1]
1390.Россия, Аркадия [1]
1391.Россия, На Ильинке [1]
1392.Россия, Боярин частный отель [1]
1393.Россия, Гранд Отель Белорусская [1]