24.06.19 20:34:42
Рига. Экскурсия в стиле югенд 
Время отдыха: июнь 2019

Вместо предисловия



Первоначально я задумывала экскурсию по зданиям, построенным Константином Пекшенсом и Эйженсом Лаубе. Но маршрут оказался слишком длинным и неудобным, так как строили эти авторы по всей Риге, и даже если выбрать дома только в центре, получается некомпактно и неудобно для пешей прогулки. К тому же "за бортом" оказывается множество построек других архитекторов, что, пожалуй, нелогично для экскурсии.

Поэтому я изменила концепцию и просто выбрала небольшой райончик, по которому будет приятно погулять любителям стиля модерн. Почему именно этот, а не какой-нибудь другой? А просто мне так захотелось, особой причины нет.

Итак, я приглашаю вас погулять по району старой церкви св. Гертруды в Риге. Этот район застраивался в конце XIX — начале XX века, поэтому здесь много зданий в стиле модерн.


Протяженность маршрута около 2,5 км.

Начинаем свой путь, конечно, с улицы Alberta, от музея югендстиля.

Сам музей находится в доме, который станет первой остановкой нашей прогулки. Дом № 12 по улице Alberta был построен для себя Константином Пекшенсом в соавторстве с Эйженсом Лаубе в 1903 году. Пекшенс жил здесь до 1907 года, а сейчас в его квартире открыт музей югендстиля. Не удивляйтесь, что владелец выбрал для себя квартиру на первом этаже. Когда в домах не было лифтов, самыми удобными этажами были нижние. Пешком на пятый этаж ходили те, у кого не хватало денег на более удобные квартиры.

 
 

Дом К. Пекшенса. Арх. К. Пекшенс, Э. Лаубе, 1903

А теперь посмотрим на противоположную сторону улицы. Дом № 9 был построен тем же зодчим двумя годами раньше, но посмотрите, как он отличается от № 12. Здесь ещё сильна связь с историзмом. Видно, как сильно изменился почерк архитектора за 2 года.

Рядом — дом № 11 авторства Эйженса Лаубе, яркий пример национального романтизма. Декоративный эффект здесь достигается не орнаментом, а контрастом фактур на фасаде — типичный приём национального романтизма.

 
 

Дом Ниедре. Арх. Э. Лаубе, 1908

Движемся к началу улицы Alberta. Почти все остальные дома здесь были построены Михаилом Эйзенштейном (плюс № 13, который остался позади). Это яркий пример декоративного модерна, про который обычно вспоминают в первую очередь. Специалисты отмечают, что постройки Эйзенштейна — не лучший пример стиля, поскольку модерновые они лишь снаружи, планировка же у них оставляет желать лучшего. С другой стороны, нам с вами в квартиры не попасть и удобство планировки не оценить, так что просто полюбуемся на эти дома.


Дом В. Богуславского. Гражд. инж. М. Эйзенштейн, 1906

Дом А. Лебединского. Гражд. инж. М. Эйзенштейн, 1904

Дом А. Поля. Гражд. инж. М. Эйзенштейн, 1903

Дойдя до конца улицы, посмотрим направо. Наискосок увидим ещё одну постройку Пекшенса — Antonijas, 8. Первое, что всегда видят зрители и фотографируют туристы — драконы, стерегущие вход. В постройках Пекшенса мотив дракона встречается очень часто. Это существо выполняло роль сторожа дома в декоративном мире архитектора. На самом деле, у зодчих модерна дракон был многозначной фигурой, я знаю даже целую книжку на эту тему.

Но посмотрите наверх! Там притаилась еще пара дракончиков — и вы понимаете, что этот дом под надёжной защитой. А на вершине эркера восседают коты и с древнеегипетским бесстрастием взирают на суету улицы внизу.


По улице Antonijas пройдём до её пересечения с улицей Elizabetes и повернём налево. Лучше перейти на другую сторону, чтобы охватить взглядом два огромных дома — № 41/43 и № 45/47. Это примеры вертикального югенда, поздние постройки стиля. В них гораздо больше от неоклассицизма, чем от модерна. Обратите внимание на дом № 41/43. Он принадлежал Янису Плуме. Совсем скоро мы увидим ещё один дом, построенный тем же архитектором для того же заказчика, но на 3 года раньше. Интересно будет сравнить.

Elizabetes, 41/43. Доходный дом. Арх. Я. Алкснис, 1913
Elizabetes, 45/47. Доходный дом. Арх. А. Медлингер, 1913

На пересечении Elizabetes и Valdemāra — здание Национального художественного музея (арх. В. Нейман, 1903-1905). В целом не модерн, но черты стиля найти можно, особенно на заднем фасаде — всё-таки время наложило отпечаток.


Продолжив движение по улице Elizabetes, сворачиваем на улицу Skolas. Вот и второй дом Яниса Плуме — № 4. Здесь тоже «вертикальный» модерн, но черт неоклассицизма гораздо меньше, лишь в каких-то декоративных элементах.


Напротив — живописный особняк архитектора Августа Рейнберга, построенный им для себя в 1905 году. На здании чудесные орнаменты и надпись «Arbeit ist der Burgers Zierd» («Труд — украшение гражданина»). Я всё жду, когда же его отреставрируют.
 

Пойдём прямо улице Skolas. В этом районе что ни дом, то в стиле модерн.

Skolas iela, 6. Клуб и театр. Арх. Э. фон Тромповский, П. Мандельштам, 1913-1914
Skolas iela, 12a. Доходный дом. Арх. Э. Буш, 1908

Посмотрите внимательнее на портал дома № 12а. Может быть, это один из самых загадочных порталов не только Риги, но всего стиля модерн.

Почему его украшают фигуры человека и обезьяны? Почему они расположены напротив друг друга? Это архитектурное воплощение фразы «Труд сделал из обезьяны человека» или наоборот, архитектор противопоставляет этих существ? Думаю, каждый предложит свою трактовку этого декора.


Skolas iela, 19. Доходный дом. Арх. Ф. Шеффель, 1909
Skolas iela, 38. Доходный дом. Арх. Я. Алкснис, около 1910

Вот мы и дошли до конца улицы Skolas. Если вы сейчас повернёте налево, то на первом же перекрёстке сможете полюбоваться шедевром национального романтизма от Эйженса Лаубе — домом № 67 по улице Krišjāņa Valdemāra. Вместе с домами № 69, 71 и 73, построенными Александром Ванагсом, этот дом составляет один из самых больших и выразительных ансамблей национального романтизма в Риге.

Но вообще-то по нашему маршруту после улицы Skolas надо было поворачивать направо. Так что возвращаемся назад. Мы сейчас идём по улице Bruņinieku и можем сравнить два дома — № 6 и № 8. Оба были построены в 1905 году почти одним архитектором. «Почти» — потому что № 6 полностью принадлежит авторству Яниса Алксниса, а № 8 он создал в соавторстве с Оскаром Бааром. Прекрасная возможность сравнить «вертикальный» модерн с романтическим.

Угловой дом между № 6 и № 8 числится по улице Baznīcas под № 45 и считается одним из самых выдающихся творений Константина Пекшенса, выполненных в стиле «вертикального» модерна (1909). На каждом этаже располагались 5 комфортабельных квартир от 3 до 6 комнат. Каждая квартира имела два входа — с главной лестницы и с чёрной, ведущей прямо на кухню.


Идём дальше по Baznīcas и видим доходный дом № 34 (арх. Ф. Шеффель, 1911), а напротив — дом № 39 (угол Stabu). Это доходный дом архитектора Вильгельма Гофмана, построенный им для себя в 1907-1910 годах. Единственное сооружение Гофмана в стиле модерн (остальные относятся к эклектике). Фактически это два дома. В отделке фасада, выходящего на улицу Stabu, используются разнообразные отделочные материалы, геометрические формы и различные фигурные рельефы. На фасаде по улице Baznīcas орнаментальных украшений нет.

Baznīcas iela, 34. Доходный дом. Арх. Ф. Шеффель, 1911

Дом В. Гофмана

По ходу нашего движения сворачиваем налево на улицу Stabu и выходим на главную улицу Риги — Brīvības. С правой стороны внушительное серо-белое здание в стиле неоклассицизма. Дом с мрачной историей, поскольку здесь располагался КГБ Латвии. Сейчас — соответствующий музей. Но когда в 1912 году Александр Ванагс возводил его, это был просто очень представительный доходный дом на центральной улице Риги.


А прямо напротив — доходный дом с очень экспрессивным силуэтом и орнаментальным декором, построенный для Яниса Озолиньша архитектором Янисом Алкснисом в 1909 году (Brīvības, 76 / Stabu, 12). Дом недавно отреставрирован, а до этого фасады на разных улицах были разного цвета.


На Brīvības почти вся застройка — начало ХХ века. Остановимся лишь у самых ярких домов.

Дом № 55 — первое многоэтажное каменное здание в этом районе. Раньше он назывался «Бюнгнерхоф» — в честь одного из учредителей домостроительного акционерного общества А. фон Бюнгнера. Общество поставило себе целью добиться «удешевления квартир в связи с улучшением их типа и благоустройства». «Бюнгнерхоф» соответствовал этой цели: это был один из самых комфортабельных домов своего времени. Все помещения имели естественное освещение и хорошую вентиляцию, в доме было центральное отопление, горячая вода, электрическое освещение и лифт. Построено это чудо цивилизации было в 1900 году по проекту немецкого архитектора Альберта Гизеке под руководством Вильгельма Неймана (автора уже виденного нами Художественного музея).


Напротив «Бюнгнерхофа» — дом № 68, принадлежавший Янису Вирсису. Хотя декоративное оформление этого здания совсем иное, оцените чувство стиля архитектора Александра Шмелинга — при возведении своей постройки он учёл уже существовавший «Бюнгнерхоф» и создал замечательный архитектурный ансамбль с «немецким акцентом» (на фронтонах изображены архитектурные мотивы жилых зданий немецких бюргеров эпохи Ренессанса).


Ещё один элемент этого роскошного перекрёстка — доходный дом Ф. Тупикова на Ģertrūdes, 10/12 (арх. Г. Шеель, Ф. Шеффель, 1902; скульпторы С. Отто и О. Вассель). Это пример вариации на тему раннего модерна и национального романтизма. В лепнине фасада формы исторических стилей соединены с набором живописных орнаментов модерна — масок с безумными лицами, геометрических фигур, флористических мотивов, кованых изогнутых линий…


Наконец, доминанта всего ансамбля — старая церковь св. Гертруды, возведённая по проекту Иоганна Фельско в 1864-1866 гг., а сразу за ней — доходный дом на улице Baznīcas, 31 с фасадом в стиле «вертикального» модерна, украшенным скульптурой архангела Михаила (арх. П. Рибензам, 1908). Здесь мы снова встречаем тему дракона, но она решена в более традиционном ключе: дракон — это чудовище, побеждённое героем.


Продолжаем путь по улице Brīvības.

Brīvības iela, 62. Дом Вирша. Арх. Э. Лаубе, 1908

Brīvības iela, 58. Дом Я. Бригадерса. Арх. А. Ванагс, 1906
Brīvības, 47. Дом А. Красткалнса. Арх. Э. Лаубе, 1908


Brīvības, 37. Дом А. Фреийса. Арх. Э. Лаубе, 1909


Brīvības, 33. Здание банка. Арх. Э. Лаубе, 1912
Brīvības iela, 46. Банк 2-ого Рижского общества взаимного кредита. Арх. К. Пекшенс, 1907

И наконец, поворачиваем направо и по улице Dzirnavu доходим до улицы Baznīcas. Здесь можно посмотреть на дома № 4а и № 5.

Baznīcas iela, 5. Доходный дом. Арх. Ф. Шеффель, 1907

Вот, пожалуй, и всё. Вы можете выйти на улицу Elizabetes, повернуть направо и дойти до знаменитого дома № 10b, жемчужины рижского модерна, или пройти ещё вперёд по улице Dzirnavu — на Krišjāņa Valdemāra вы найдёте множество модерновых зданий, или вернуться к улицам Lāčplēša или Ģertrūdes и погулять по одной них — выбор широк. Главное, почаще смотрите наверх, там много интересного!

Фотоальбом //f.otzyv.ru/photoalbum.php?id=157615:61263
 Сообщить модератору



Спасибо, унесла в избранное. Какая красота, надо ехать! Обожаю модерн! А ведь когда-то давно, еще в советские времена, полгода прожила в Риге по работе, но ничего этого тогда в подробностях не разглядела, только общее впечатление осталось... Молодая была, глупая :(
Спасибо Вам! Вновь посмотрела на рижский югенд, на любимого Эйзенштейна - была достаточно давно... Очень впечатляет. А в музее модерна не фотографировали?
Цитата:

Спасибо Вам! Вновь посмотрела на рижский югенд, на любимого Эйзенштейна - была достаточно давно... Очень впечатляет. А в музее модерна не фотографировали?



Пожалуйста, мне очень нравится писать про модерн и особенно про Ригу. Нет, в музее не снимала. Когда я там была "сама по себе", там еще довольно бедненько было. Сейчас они свою коллекцию здорово расширили, но я там была уже как "вип-гость", мне проводили бесплатную экскурсию, неудобно было еще и фотографировать.
Красота! Интересная подборка зданий. Спасибо!
Спасибо! Отличная прогулка с интересными комментариями.
Цитата:

Главное, почаще смотрите наверх, там много интересного!


Золотые слова))) Особенно, когда речь идет о родном городе, по которому всегда движешься, даже не глядя по сторонам, а уж про верх и говорить нечего.
Бльшое спасибо, прекрасный путеводитель по любимой Риге:)
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Новогодняя ёлка на Соборной площади Московского Кремля наряжена в стиле «Зимний лес»
2Экскурсия в древнюю Петру из Акабы
3В столицу Золотого кольца. Двухдневная экскурсия в Ярославль
4Экскурсия в Доходный дом Колобовых (Большой проспект Петроградской стороны)
5Автобусная экскурсия в Бородино. «Погружение в эпоху» Отечественной войны 1812 года …
6Экскурсия в Сахару
7По Корфу пешком, на автобусе и на автомобиле. Часть вторая, "машинная" + экскурсия в Албанию.
Отдых в Латвии
Отели в Латвии
Отели Лиепаи
Сигулда
Погода в Латвии
Отдых дети
Рейтинг отелей:
71.Avitar 4-
72.Irina 3+
73.Red Roofs 3+
74.Forums 3+
75.Dzintari 3+
76.Segevold 3+
77.Riverside 3
лучшие отели Латвии
Фото отелей:
36.Majoru Promenade, Латвия [7]
37.Tallink Hotel Riga, Латвия [7]
38.Clarion Collection Hotel Valdemars, Латвия [7]
39.Liena Cottages, Латвия [6]
40.Astor Riga Hotel, Латвия [6]
41.Livonija, Латвия [6]
42.Wellton Riga Hotel & Spa, Латвия [6]
Популярные отели:
22.Laine отзывы
23.Rixwell Domus Hotel отзывы
24.Europa Royale Riga отзывы
25.FG Royal Hotel отзывы
26.Hanza отзывы
27.Maritim Park Hotel Riga отзывы
28.Clarion Collection Hotel Valdemars отзывы
Отзывы по отелям:
50.Латвия, Viesturs [2]
51.Латвия, Eiropa [2]
52.Латвия, Дайна [2]
53.Латвия, Monika [2]
54.Латвия, Sky High [2]
55.Латвия, Boutique hotel MaMa [2]
56.Латвия, Days Hotel Riga VEF [2]