10.06.19 08:12:44
Александровская слобода и Юрьев-ПольскийОценка: 5-
Время отдыха: июнь 2019

Александровская слобода и Юрьев-Польский




>> === Александровская слобода === >>>


Первая остановка, как и планировалось – в Александровской слободе, сначала – на противоположном от неё берегу большого озера (судя по его форме - рукотворного), откуда открывается панорама Александровского кремля – правда, не очень "объёмная", поскольку между ним и озером располагается поросший деревьями деревенский квартал, да и солнце светит прямо в объектив, поэтому приходится, как получается, уклоняться от него, получая при этом не самые лучшие ракурсы.











Вдали фрагментарно видна надвратная церковь Фёдора Стратилата, к которой мы потом почему-то так и не подошли (впрочем, почему - понятно: потому что "уж замуж невтерпёж" - я вместо качественной "предполётной подготовки" начал итальянский рассказ писать... :sceptic: ).



Эту набережную благоустроили совсем недавно, гугловский "жёлтый человечек" ещё видит здесь лишь дикий берег с густой растительностью. В её центре установлен "памятник Ивану Грозному" - в кавычках потому, что от Грозного тут только имя, памятник состоит лишь из одного постамента с мемориальной табличкой. Мы погадали, появится ли когда-нибудь на нём статуя царя, и к единому мнению не пришли. Мне всё же кажется, что должна – возможно, когда на это дело появятся деньги...





Ну а теперь посетим саму Александровскую слободу, называемую также Александровским кремлём:





"Трудно описать великолепие и разнообразие этой обители. Ни одно окно не походило на другое, ни один столб не равнялся с другим узорами или краской. Множество глав венчали здание.
Они теснились одна возле другой, громоздились одна на другую, и сквозили, и пузырились. Золото, серебро, цветные изразцы, как блестящая чешуя, покрывали дворец сверху донизу. Когда солнце его освещало, нельзя было издали догадаться, дворец ли это, или куст цветов исполинских, или то жар-птицы слетелись в густую стаю и распустили на солнце свои огненные перья?
Недалеко от дворца стоял печатный двор, с принадлежащею к нему словолитней, с жилищем наборщиков и с особым помещением для иностранных мастеров, выписанных Иоанном из Англии и Германии. Далее тянулись бесконечные дворцовые службы, в которых жили ключники, подключники, сытники, повара, хлебники, конюхи, псари, сокольники и всякие дворовые люди на всякий обиход.
Немалым богатством сияли слободские церкви. Славный храм богоматери покрыт был снаружи яркою живописью; на каждом кирпиче блестел крест, и церковь казалась одетою в золотую сетку
." (А.К.Толстой, "Князь Серебряный")

Конечно, сегодня от того "царского" великолепия осталось не так уж много, но место это в историческом контексте является уникальным: ведь Слобода – единственный город после Москвы и Санкт-Петербурга, бывший де-факто, хоть и всего 17 лет (но, с другой стороны – целых 17 лет!), столицей Русского государства после монголо-татарского ига.

Исторические же корни образования будущей Александровской слободы уходят в ещё более далёкое прошлое, в "монгольское" время, когда до Куликова поля оставалось почти полстолетия. Тогда, в середине первой половины 14 века, московский князь Иван Калита, чтобы поскорее освоить опустевшие после татарского разорения территории, стал заселять их слободами (то есть свободными поселениями, "подотчётными" только государю), позволяя на льготных условиях селиться на своих землях "пришлым людям". В конце 15 столетия одним из таких сёл-слобод владел боярин Александр Иванович Старков, и после его смерти село стали называть Александровским. Вскоре, в 1510-е годы, московский князь Василий III купил (!!!) поблизости несколько бесхозных деревень и основал Новое село Александровское, ставшее его загородной резиденцией. А 1513 год, когда в ставшем уже дворцовым селе была сооружена Покровская церковь (нынешний Троицкий собор), считается годом основания Александровской слободы, недавно, таким образом, отметившей своё 500-летие (по этому случаю даже марку-блок выпустили).

Но главные события в истории Александровской слободы произошли в годы правления Ивана Грозного. В декабре 1564 года он уезжает из столицы на богомолье, посещает Коломенское, а потом, проскитавшись несколько недель близ Москвы, останавливается в Александровской слободе, куда и ранее наезжал около 10 раз, где безвыездно провёл 17 лет. Именно в эти годы Слобода стала фактической столицей Русского государства, а также центром учреждённой Грозным опричнины. Здесь принимались государственные решения, сюда приезжали иностранные послы, отсюда царь совершал походы на Новгород, Тверь, Клин и Торжок, здесь проводились смотрины царских невест, которые заканчивались пышными свадьбами (за время пребывания в Слободе Грозный женился ... 6 раз!), здесь была основана первая на Руси консерватория, куда свозили лучших певцов и музыкантов. Сюда же, после того как знаменитый первопечатник Иван Фёдоров был вынужден, как мы сейчас сказали бы, эмигрировать (остаток жизни он провёл сначала в Литовском княжестве, а потом во Львове, где и похоронен. К своему стыду, я узнал об этом только сейчас, на старости лет...), переехала из Москвы его типография, которую возглавил ученик И. Фёдорова Андроник Невежа. Ей посвящён памятный камень, установленный в Александровской слободе уже в наше время:





Но самой интересной особенностью Александровской слободы при Иване Грозном было то, что царь превратил её в своего рода "монашеское братство", "монастырь в миру", который академик Д.С. Лихачев назвал шутовским. "Монастырская братия" состояла из опричников, а себя Грозный величал игуменом всея Руси

"Он хотел даже обратить дворец в монастырь, а любимцев своих в иноков: выбрал из опричников 300 человек, самых злейших, назвал их братиею, себя игуменом, князя Афанасия Вяземского келарем, Малюту Скуратова параклисиархом; дал им тафьи, или скуфейки, и черные рясы, под коими носили они богатые, золотом блестящие кафтаны с собольею опушкою; сочинил для них устав монашеский и служил примером в исполнении оного. Так описывают сию монастырскую жизнь Иоаннову. В четвертом часу утра он ходил на колокольню с царевичами и Малютою Скуратовым благовестить к заутрене, братья спешили в церковь; кто не являлся, того наказывали осмидневным заключением. Служба продолжалась до шести или семи часов. Царь пел, читал, молился столь ревностно, что на лбу всегда оставались у него знаки крепких земных поклонов. В восемь часов опять собирались к обедне, а в десять садились за братскую трапезу, все кроме Иоанна, который, стоя, читал вслух душеспасительные наставления. Между тем братья ели и пили досыта; всякий день казался праздником: не жалели ни вина, ни меду; остаток трапезы выносили из дворца на площадь для бедных. Игумен, то есть царь, обедал после, беседовал с любимцами о законе, дремал или ехал в темницу пытать какого-нибудь несчастного. Казалось, что сие ужасное зрелище забавляло его: он возвращался с видом сердечного удовольствия; шутил, говаривал тогда веселее обыкновенного. В восемь часов шли к вечерне; в десятом Иоанн уходил в спальню, где трое слепых рассказывали ему сказки; он слушал их и засыпал, но ненадолго: в полночь вставал, и день его начинался молитвою! Иногда докладывали ему в церкви о делах государственных; иногда самые жестокие повеления давал Иоанн во время заутрени или обедни. Единообразие сей жизни он прерывал так называемыми объездами, посещал монастыри, и ближние и дальние, осматривал крепости на границе, ловил диких зверей в лесах и пустынях; любил в особенности медвежью травлю; между тем везде и всегда занимался делами: ибо земские бояре, мнимоуполномоченные правители государства, не смели ничего решить без его воли!" (А.К.Толстой, "Князь Серебряный")

...

Закат "царской слободы" начался после того, как в ноябре 1581 года в ней при не выясненных до сих пор обстоятельствах умер сын Грозного царевич Иоанн (распространённая версия, что его убил сам царь - только одна из гипотез, а что произошло на самом деле - "тайна сия велика есть"). Сопровождая похоронную процессию в Москву, Грозный уехал из Александровской слободы и больше в неё не возвращался.

В начале 17 века Александровская слобода сильно пострадала от поляков, которые захватывали её дважды. Чуть позже рядом с разрушенным царским дворцом построили новый - для первого царя-Романова Михаила Фёдоровича, однако он, будучи деревянным, долго не простоял и примерно через столетие сгорел и больше не восстанавливался.

Новая жизнь в Слободе началась в 1650-х годах, когда на её территории был основан Свято-Успенский женский монастырь, которому передали бывшую церковь царского дворца, а чуть позже – и Троицкий собор. Сюда Пётр I сослал и приказал насильно постричь в монахини свою сводную сестру Марфу Алексеевну, которую он подозревал в поддержке стрелецкого бунта. Она прожила в Успенском монастыре до конца своих дней.

Любопытно, что дочь Петра Елизавета Петровна неоднократно приезжала в Слободу поохотиться, потому что указом Петра II на расстоянии 100 вёрст от Москвы была запрещена любая охота, кроме императорской.

В советское время в упразднённом монастыре открыли историко-архитектурный и художественный музей "Александровская cлобода", который, видоизменившись, функционирует и сегодня и является частью туристического маршрута "Золотое кольцо" (хотя формально Александров не входит в число основных городов Кольца). Правда, территорию бывшей Слободы, которая ныне называется Александровским кремлём, он мирно делит с возрождённым Свято-Успенским монастырём.




***

Что же интересного можно увидеть в Александровском кремле? Давайте вместе посмотрим (а те, кто уже был здесь, и я в том числе, с удовольствием вспомним :rolleyes: ).

Первое впечатление - это окружающие Слободу стены, возведённые в 17 веке - не просто крепостные, а с красивым декоративным рельефом:



В их углах располагаются 4 башенки с ангелочками (не могу сказать, на всех ли, но, по крайней мере, на двух - точно):






Входящих на территорию Слободы встречает шатровая Распятская (освящённая в честь Святого Распятия) церковь-колокольня 16 века:





По преданию, во времена Ивана Грозного некий холоп Никита, сделав деревянные крылья с перьями, спрыгнул с колокольни и даже смог перелететь крепостную стену. За что был по велению царя казнён - ибо "не фиг": "Человек - не птица - крыльев не имать, а коли кто выдумку бесовскую к рукам приставит противу естества творит".

Было ли сие на самом деле - кто ж теперь знает... А вот то, что именно в этой колокольне (точнее, в маленькой одноэтажной пристройке в её южной части - так называемых Марфины палатах) доживала свой век царевна Марфа Алексеевна, сосланная сюда Петром I (об этом я уже писал чуть выше) - исторический факт.

Нижний ярус Распятской колокольни окружает галерея с высокими узкими арками:



...

Главным сооружением нынешнего Александровского кремля считается Троицкий собор, построенный в 1513-1514 годах при князе Василии III, причём его создателем, как считают некоторые авторитетные искусствоведы, был известный итальянский архитектор Алевиз Новый, автор Архангельского собора в московском Кремле. Это классический русский белокаменный храм 16 века, стройный, гармоничный, хотя на мой взгляд, слишком типовой, а потому - немного пресноватый, "смотреть, не отрывая глаз" - это не про него. По крайней мере, в моём представлении он проигрывает соборам Владимира, Юрьева-Польского и уж, тем более - московского Андроникова монастыря. Да и не только им. Впрочем, о вкусах не спорят...





Уникальность же Троицкого собора в том, то он является одним из немногих старорусских храмов, дошедших до нас в своём практически первозданном виде. Известный архитектурный историк и реставратор нашего времени, имя которого я уже не первый раз встречаю в темах о старинной русской архитектуре, В. В. Кавельмахер, исследовавший Александровскую слободу на протяжении двадцати лет, писал, что "Покровский собор отличается невероятной, почти феноменальной для нашей архитектуры сохранностью". Хотя некоторые изменения, конечно, произошли. Например, изначально собор был двухцветным: его красно-кирпичные, ныне забеленные, стены были украшены белокаменным декором.



Сегодня собор принадлежит Успенскому монастырю, а потому попасть в него не удалось: там проходила служба, плавно перешедшая в крестный ход, проходивший, слава богу, только возле него самого. Дорожку вокруг собора заранее выложили травой и цветами, из которых даже соорудили узоры:



А вот сама процессия, я сфотографировал её с расстояния с большим увеличением:



С одной стороны, конечно, жаль, что зайти внутрь не удалось: соборные интерьеры богато украшены фресками, покрывающими все внутренние поверхности. С другой стороны - я не такой знаток живописи, чтобы оценить их: ну, постоял бы пару минут, увидел, "что это хорошо", а через минуту всё забыл бы. Вот совсем недавно, ровно месяц назад, мы были в Ярославле - там очень много полностью расписанных изнутри храмов, мы видели таковых штук 5, если не больше. И что?! Да, красиво. Но сейчас (да что там сейчас, уже через пару дней) все они слились в моей памяти в одно большое пёстрое пятно. И с Троицким собором Александровского кремля произошло бы то же самое: он просто добавил бы в это "пятно" свой "мазок" (ну а что? говорю, как есть). Так что особо жалеть, в общем-то, не о чем. Разве только о том, что мы не увидели установленные внутри "трофейные" ворота 14 века, привезённые сюда из захваченных и разграбленных Новгорода и Твери - это обидно, да. Но подобная "усушка и утруска" по не зависящим от тебя обстоятельствам неизбежна в любом путешествии, и к ним надо относиться философски...


***

В большинстве прочих сооружений Успенского монастыря сейчас открыты музейные экспозиции. Большой плюс в том, что в них можно попасть "в розницу", купив билеты в те из них, которые вам реально интересны. Мы ограничились двумя небольшими музеями, расположенными в Покровской церкви начала 16 века, бывшей частью дворца Ивана Грозного и являющейся - правда, это мнение разделяют не все историки - первым каменным шатровым храмом на Руси (знаменитую "ЮНЕСКОвскую" церковь Вознесения в Коломенском построили на 10-15 лет позднее). Кстати, она тоже считается творением Алевиза Нового.











Внешний вид церкви, к сожалению, претерпел значительные изменения после того, как она сильно пострадала во время польско-литовского нашествия и была вновь отстроена в середине 17 столетия: к ней пристроили монастырскую трапезную и ещё одну шатровую колокольню, на которую перенесли интереснейшие башенные часы - их мы чуть позже увидим в музее.





Внешний декор церкви, если приглядеться, местами очень красив:



...

Внутри церкви располагаются 2 небольших музея, и в обоих мы побывали. Первый - "Государев двор" - включает в себя помещение бывшей казённой палаты и примыкающего к ней домового храма Ивана Грозного (билет стоит 40 рублей).







В общем-то, смотреть здесь особо не на что, если только на общий антураж. Вдоль стен выставлены витрины с характерными в стиле "из жизни и быта" экспонатами - от мелких железных монет, похожих на рыбью чешую, до алебарды и толстенной напечатанной в здешней типографии книги.

Остатки старинных дверей тех времён:



А самое интересное - копия (оригинал находится в кремлёвской Оружейной палате) царского трона, сделанного из дерева, а не из камня или кости, как кажется, и сохранившиеся фрагменты старинных башенных часов, которые были установлены сначала на Распятской колокольне, а потом перенесены на колокольню (вторую, 17-го века) Покровской церкви:











Часы прелюбопытнейшие :cool: - впрочем, читайте и судите сами:



...

Массивные арки в конце палаты ведут в домовую церковь Ивана Грозного, "небом" которой служит тот самый древнейший на Руси каменный шатёр:







Он уникален ещё и тем, что является не просто первым, а - тут я процитирую умную фразу - "единственным из известных в России сюжетно расписанных шатров 16 века" (на нём изображены русские князья и мученики вместе с ветхозаветными царями и праведниками):




Из домовой церкви покосившиеся от времени каменные врата, которые, похоже, никогда не ремонтировались, ведут в какое-то помещение, уже без всякого исторического антуража, используемое сегодня в качестве небольшого видеозала:



А выйдя с другой стороны, попадаем в комнату, где предлагается примерить на себя старорусские одежды и сфотографироваться в них (удовольствие стоит 200 рублей - не так уж и дорого за "экзотику"):





"Дворцовое" кресло, вроде, даже входит в эту стоимость :)


...

Другой музей расположен в нижней части церкви, рядом с крыльцом, ведущим в трапезную:



Он называется "Средневековые подвалы XVI века" (цена билета - 50 рублей, то есть подвалы стоят на червонец дороже, чем Государев двор :crazy: ). Подвалы здесь совершенно разные: вот пыточный застенок, воссоздающий типичный для него сюжет тех времён:



В роли палача здесь выступает сам Малюта Скуратов - одна из главных фигур царской опричнины, "Берия" Ивана Грозного, возглавлявший "высшую полицию по делам измены".



Одна лестница в этот подвал чего стоит: :unsure:



А в соседнем подвальном помещении выставлены несколько бочек. Был ли здесь винный погреб или бочки - просто часть общего антуража - об этом ничего не сказано.




В ещё одном подвале размещена экспозиция "Крепость пространная, великолепная", демонстрирующая артефакты, найденные на территории Слободы при архитектурно-исследовательских работах разного времени:



Следующий подвал представляет выставку "Образ Ивана IV Грозного в произведениях живописи":




Как я уже говорил, для поддержания столичного статуса Александровской слободы в ней проводились царские свадьбы, а их, напомню, было немало - целых 6. Первую брачную ночь полагалось проводить в специальной комнате, называемой сенник постельный - её интерьер тоже воссоздан в этом музее:




Также воссоздана обстановка столовой палаты для "малых приемов" иностранных послов, бояр, думных людей, и "ближнего круга" опричников ("большие приёмы", если верить А.К. Толстому, выглядели так: "Царь ... объявил заране, что будет обедать вместе с братией, и приказал звать к столу, кроме трехсот опричников, составлявших его всегдашнее общество, еще четыреста, так что всех званых было семьсот человек."):





А что - уютненько :)


***

На территории кремля-монастыря также расположены не действующая ныне (внутри неё также находятся экспозиции) Успенская церковь:









и небольшой Сретенский храм, называемый больничной церковью, поскольку к нему пристроен госпитальный корпус:



Водоналивная палатка:



Настоятельские покои с очень живописным садиком перед ним (он в кадр не попал):



Крестьянская изба, входящая в "музейную" часть Александровской слободы:



И много-много голубей:









Ну и не охваченная нами надвратная церковь Феодора Стратилата (фото, к сожалению, не наше):




***

Вот такой мы увидели Александровскую слободу, и она, надо сказать, произвела очень приятное впечатление. Но наш день только начинается, нас ждёт дальняя дорога, а впереди ещё посещение Юрьев-Польского, куда мы сейчас и направимся.


>> === Юрьев-Польский === >>>


Сказать, что Юрьев-Польский понравился - это ещё не сказать ничего. Он ооочень понравился! Всё, что про него говорят хорошего - истинная правда. Такого аутентичного русского колорита - не в каком-то отдельно взятом сооружении или даже ансамбле, а "вообще" - это ещё поискать надо. Вот пишет "Википедия", что в 2010 году его лишили статуса исторического поселения - ну и бог с ними. Тех, кто так решил, и сейчас мало кто знает, а спустя десяток-другой лет вообще не вспомнят, а Юрьев-Польский, входящий в неофициальное "малое Золотое кольцо" - уж поселением его называть или городком или как ещё - останется светлым пятном на карте исторических памятников России на радость друзьям и злобу недоброжелателям - хотя кто они такие, чтоб о них говорить?

Мы давно поглядывали на Юрьев-Польский, благо с нашего автовокзала туда шёл прямой автобус, но только ехал он очень уж долго, поскольку город расположен в краях, богом почти забытых - аккурат между относительно скоростными трассами на Ярославль и Владимир, путь к нему не быстрый, и автобусом получалось что-то около 3-х с лишним часов в одну сторону. Вот и выходило, что ради пары часов в Юрьев-Польском дорога заняла бы около 7 часов в общей сложности, что не очень мотивировало... Поэтому, планируя маршрут этой поездки, вопрос "сейчас или никогда" однозначно был решён в пользу "сейчас".

Юрьев-Польский всего на 5 лет моложе Москвы - основан он был в 1152 году тем же Юрием Долгоруким (хотя "отцом" Москвы Долгорукого, правом более сильного захватившего поселение, из которого и выросла будущая столица, принадлежавшее боярину Кучке, а его самого вероломно убившего, назвать трудно), в честь которого и имя своё получил. К Польше же - об этом говорит каждый источник, рассказывающий о Юрьеве-Польском, ну и я исключением не стану и тоже в стомиллионный раз напишу - он не имеет никакого отношения, а назван так был, поскольку находился в полях, в суздальском Ополье, и даже именовался изначально не Польский, а Польской.

"Отцу-основателю" посвящён памятник, установленный недавно на фоне здешнего кремля:



А рядом с ним - цветочная палатка, стилизованная под карету:



Уже в 12 веке по приказу Долгорукого была сооружена крепость, обнесённая земляными валами высотой до 7 метров, на которых возвели деревянные стены. Ни крепость, ни стены, понятное дело, не уцелели, а вот валы сохранились до наших дней и служат горожанам и гостям приятным местом для прогулок:








***

Расцвет Юрьева-Польского случился лет через 80 после его основания, когда город стал уделом князя Святослава, сына легендарного владимирского князя Всеволода Большое Гнездо и внука Юрия Долгорукого. Благодаря ему здесь появились два архитектурных памятника, которыми мы восхищаемся и сегодня. Правда, Михайло-Архангельский монастырь после нескольких разорений монголами и поляками был отстроен заново, а вот великолепный Георгиевский собор, несмотря на частичное разрушение в 15 веке, продолжает датироваться 1234 годом и считается последним русским храмом "домонгольского" периода.





Именно он встречает всех, кто приезжает в Юрьев-Польский со стороны Москвы (сразу скажу, что большое тёмно-коричневое здание рядом с ним - Троицкая церковь, построенная уже в начале 20 столетия):





Георгиевский собор - один из старейших среди сохранившихся до наших дней древнерусских храмов. Когда-то перед ним была площадь, куда вела главная городская улица. Он был возведён всего за 4 года на месте старой обветшавшей церкви, причём по утверждению летописцев, князь Святослав Всеволодович сам принимал в работах непосредственное участие: как в качестве архитектора, так и "бригадира" (он руководил строительной артелью). В результате возник каменный шедевр на все времена и, как пишет "Википедия", Успенский собор московского Кремля строился по его подобию.





Уникальность собора заключается и в его декоре: он почти полностью, снизу доверху, покрыт белокаменной рельефной резьбой, и не просто резьбой, а самыми разными изображениями (только до наших дней дошло 450, а сколько их было изначально!), от классических до представляющихся курьёзными, от святых и князей до диковинных животных, от Христа до кентавра. И вот тут уже - в отличие от Троицкого собора в Александровской cлободе - глаз действительно не оторвать...







































А мне этот бычок понравился: очень уж умилительно он свернулся в позе собачки:)




Есть ли во всех этих рисунках и рельефах связные сюжеты или какая-то система? Тайна сия пока нам недоступна. Учёные ломают головы, а начитавшиеся Дэна Брауна, как обычно, строят теории о том, что в них кроется шифр какой-то тайны, то ли сокровищ, то ли тайного знания... А уж непосвящённому, типа меня и, рискну предположить, большинства читающих этот рассказ, не стоит даже пытаться задумываться об этом - мозги целее будут. Максимум, что можно сделать - найти среди прочих изображений слоника, касательно коего сложилось поверье (видимо, так жить интереснее), что обнаружившему его улыбнётся удача...

Проблема заключается ещё и в том, что, пережив татаро-монгольское нашествие, в 1460-х годах собор по не дошедшим до нас причинам частично обрушился по диагонали. Для его восстановления московский князь Иван III прислал мастера Василия Ермолина, имевшего опыт реставрации церквей в Москве, Владимире и Сергиевом Посаде. Ему надо было не только воссоздать сам храм, но и восстановить резные украшения максимально близко к их первоначальному виду. И хотя Ермолин приложил всё своё мастерство и опыт, миссия оказалась невыполнимой - ведь никаких рисунков и чертежей храма не существовало, а многие блоки с рельефами были уничтожены в результате обвала... И если на относительно уцелевшем южном фасаде декор сохранился в более-менее оригинальном виде, то на северном каменные блоки выложены в произвольном порядке, образуя своеобразную "мозаику", хотя Ермолину и удалось подогнать их друг к другу.

Была несколько изменена и общая структура здания: собор стал более приземистым, а купол - широким и массивным, как будто придавливая здание своим весом. И всё же - оставим эти сравнения специалистам, исследователям и учёным, это их хлеб, а мы будем просто любоваться этим древнерусским храмом, действительно одним из самых красивых, что я видел.



...

Внутрь собора можно попасть в часы его работы ( http://yp-muzeum.ru/контакты ), цена билета - 45 рублей, право на фотосъёмку стоит 100 руб. Деньги не бог весть какие, я заплатил и снимал открыто и от души:







Здесь выставлены уцелевшие, но не нашедшие себе места на фасаде после ермолинской реконструкции блоки с рельефами:





Один из шедевров Георгиевского собора - сохранившийся до наших дней Святославов крест, который - вставим тут традиционное "по преданию" - изготовил в далёком 13 столетии сам князь Святослав в память о своём чудесном спасении во время похода на волжских булгар, когда его ладьи попали в сильную бурю. Крест считается чудодейственным: поклониться ему приезжали в разное время даже члены царских семей.



А вот фрески в соборе после его обрушения не восстанавливались, и интерьеры были расписаны только в 1826 году, причём сделал это крестьянин Тимофей Медведев из села Тейково ныне Ивановской области:









Одна из них очень похожа на знаменитую леонардовскую "Тайную вечерю". Не переводятся таланты на земле русской:)




***

В начале 20 века собор уже не мог вместить всех прихожан, поэтому в 1903 году было решено возвести недалеко от него новую церковь. Процесс не особо затянулся: около 4-х лет "всем миром" собирали средства, а в 1915 году состоялось первое богослужение. Храм в псевдорусском стиле освятили в честь Живоначальной Троицы.



Вблизи он смотрится интереснее, чем издали, откуда представляется огромным мрачным массивом. Здесь понимаешь, что формы и линии его вполне гармоничны, кокошники красивы, да и вообще ощущение его величия появляется... Вдобавок, изначально он был обильно декорирован изящной резьбой "под старину", которая не пережила правления большевиков. Сейчас ведутся работы по его восстановлению в первоначальном облике, так что, возможно, у Георгиевского собора когда-нибудь появится вполне достойный, хотя и не сравнимый с ним (так это и вообще мало кому под силу) сосед.





Только, наверное, стоило бы его побелить, кирпич очень уж мрачен вообще, а для среднерусской полосы с её вечно хмурым небом - особенно...

А это, видимо, нынешний хранитель церкви, на людях принимающий привычный для деревни облик кота:




***

Теперь наша дорога лежит к другому детищу Святослава - Михайло-Архангельскому монастырю:



Уже издали его "купольно-башенный ряд" выглядит просто потрясающе:



Запустение, что у ж там, имеет место быть, Юрьев-Польский, конечно, нуждается в хорошей реставрации... Но не потеряет ли он при этом шарм аутентичной русской глубинки?..





Монастырские башни вблизи:





Сегодняшний вид Михайло-Архангельского монастыря сформировался в 17-18 столетиях, когда его отстроили после разрушений, учинённых поляками в период Смутного времени: монастырь обнесли каменной стеной с башнями, на его территории возвели собор Архангела Михаила, церковь Знамения Божией Матери, надвратный храм Иоанна Богослова (тот, что сейчас в лесах) и красивейшую отдельно стоящую восьмигранную колокольню.












В монастыре можно увидеть два памятника деревянного зодчества:



Георгиевская церковь из села Егорье, датируемая 1718 годом и перевезённая сюда в 1967-1968 годах, когда-то была частью не сохранившегося Георгиевского монастыря 16 века.







По сравнению с церковью маленькая надкладезная часовня выглядит скромно, но имеет богатую историю и собственное предание: якобы находящийся внутри неё источник появился в те времена, когда по строгому уставу монахи не могли покидать пределов монастырских стен, и после общей молитвы родник забил прямо в монастыре.




А вот ещё одна привезённая сюда деревянная церковь, к несчастью, сгорела в 1998 году...

...

Но снова вернёмся к основным сооружениям монастырского ансамбля. Прекрасен Михайло-Архангельский собор, построенный в сегодняшнем виде на рубеже 18-19 столетий:





Великолепна колокольня, декор которой вблизи выглядит простым, но на расстоянии создаёт впечатление изысканных узоров:






А такие надписи сегодня можно встретить даже в провинциальных городках (на заднем плане - часть бокового фасада Знаменской трапезной церкви):




В монастыре есть свой аптекарский огород и много цветников:







А запахи, издаваемые кустом белого шиповника - это что-то словами неописуемое:)




Прямо на стенах можно увидеть выставку резных наличников местных мастеров:




***

Ещё один живописный уголок Юрьева-Польского протянулся вдоль берегов реки Колокша, которая как бы упирается (на самом деле - сворачивает вправо) в высокую колокольню недавно отреставрированной Покровской церкви 18 века:









Церковь видна и на фоне деревни, но уже далеко не так красиво:




***


Уже покидая город, предварительно отобедав (могу поддержать рекомендации "Трипэдвайсора" в части ресторанчика "Династия", в котором, что немаловажно, по будним дням с 12 до 16 часов предоставляется 20%-я скидка), мы не смоги проехать мимо колокольни не сохранившегося Петропавловского Юрьевского женского монастыря, разрушенного при Советах. Мне она показалась и красивой, и интересной: ни один из её пяти ярусов не похож на другой, а в её архитектуре сочетаются и фортификационные, и старорусские, и даже по-европейски готические мотивы:







По-моему, просто шикарно! И если монастырь будет восстановлен (кое-что в этой части уже делается), то он станет ещё одной топовой достопримечательностью замечательного русского городка Юрьева-Польского.


***

Теперь мы кратчайшим путём держим путь на Переславль-Залесский, в сторону трассы М8, идущей через Ростов и Вологду "до самых до окраин" (аж до Архангельска, на который скоро, в числе прочих, начнут встречаться указатели), и пока едем, сходимся во мнении, что именно эти места вокруг Юрьева-Польского, расположенные между основными трассами - возможно, единственные, где осталась настоящая аутентичная русская глубинка в условном "Примосковье" - с малоосвоенными просторами, с лесами и полями, редкими деревушками и полным отсутствием рынков и бесконечных магазинов вдоль дороги...














Отредактировано автором: 10.06.19 10:57:43Сообщить модератору



Спасибо за приятную прогулку по любимым местам.
Позволю себе кое-что дополнить.
Цитата:

от Грозного тут только имя, памятник состоит лишь из одного постамента с мемориальной табличкой. Мы погадали, появится ли когда-нибудь на нём статуя царя, и к единому мнению не пришли.


Статуя работы Василия Селиванова однажды уже там появлялась), в апреле 2017 г., простояла час, затем её демонтировали и увезли, т.к. её установка не была согласована с местными властями. Сейчас этот памятник находится на Аллее правителей в Москве, в Петроверигском переулке.
Цитата:

приказал насильно постричь в монахини свою сводную сестру Марфу Алексеевну, которую он подозревал в поддержке стрелецкого бунта, а через 20 лет заточил здесь свою первую супругу Евдокию. Обе они пробыли в Успенском монастыре до конца своих дней.


Евдокию Пётр сослал в суздальский Покровский монастырь, где она была пострижена с именем Елена. Она там пробыла долго, но потом её перевели в один из северных монастырей, а с воцарением её внука Петра II она вернулась ко двору. А в александровский Успенский монастырь в 1718 г. из суздальского Покровского были привезены под конвоем игуменья Марфа и старица Капитолина, наказанные за сочувствие и содействие Евдокии-Елене в ходе сыскного дела царевича Алексея.
Цитата:

дочь Петра Елизавета Петровна неоднократно приезжала в Слободу поохотиться


Она там целых 10 лет прожила в царствование Анны Иоанновны, в своеобразной ссылке. Вообще эти места были её наследственными владениями, но Анна запретила её оттуда выезжать.
Не сочтите за придирки. Просто я немного в теме.
hillary, спасибо Вам за внимание к рассказу и корректировку информации! Именно на подобное я и рассчитывал, "тестируя" этот фрагмент перед размещением основного рассказа:)

"В 1718 года Успенский женский монастырь стал тюрьмой и для первой жены Петра I — Евдокии Фёдоровны." (_https://ru.wikipedia.org/wiki/Успенский_монастырь_(Александров) ),
"В итоге в 1718 году она была переведена из Суздаля сначала в Александровский Успенский монастырь, а затем в Ладожский Успенский монастырь" ( https://ru.wikipedia.org/wiki/Лопухина,_Евдокия_Фёдоровна )

БрЭшут? :)


"...цесаревна Елизавета Петровна...регулярно приезжала в свою Александровскую слободу 1728-1731 гг. - в период пребывания императорского двора в Москве. Большая любительница охоты, цесаревна «удалялась от двора» в Слободу, потому что на 100 верст от Москвы указом Петра II была запрещена любая охота, кроме императорской. В январе 1732 г. Елизавета Петровна переезжает в Санкт-Петербург вслед за императрицей Анной Иоанновной. Вновь она посетит Александровскую слободу уже в 1744 году - после своего воцарения на российском престоле, уже будучи императрицей" ( http://kreml-aleksandrov.ru/museum/from-the-history-of-the-alexandrovskaya-slobo...» )

Тоже?
Спасибо большое за интересный рассказ и прекрасные фотографии. С удовольствием с Вами погуляла и полюбовалась. Несколько лет назад ездили зимой по тому же маршруту, но потом из Юрьева-Польского дальше во Владимир и Гусь Хрустальный.

Юрьев Польский нам тоже
Цитата:

ооочень понравился!


Удивительно душевное место. И очень приятно, что идет его постепенное восстановление, и при этом, не "евроремонт". Мы разговорились с охранником в Георгиевком соборе, и он расказал, что это заслуга их бывшего мэра, который попав в правительство Владимирской области, родной город не забыл и очень помогает.

Если не возражаете, несколько зимних видов с колокольни монастыря

И очень нам понравившаяся главная площадь

Нужно обязательно еще летом туда выбраться.
Цитата:

БрЭшут? :)


Что касается Википедии, не могу знать). По привычке не очень доверяю инету, в основном имею дело с печатными источниками, изданными в надёжных издательствах. В них ещё не встречала упоминания о том, что перед Ладогой Евдокия успела побывать в Успенском монастыре слободы. Что не означает, конечно, что она не могла там успеть побывать).
А вот информация с сайта Александровского музея-заповедника о Елизавете оказалась неожиданностью. При том что я на них в фейсбуке подписана). По нашим источникам всегда считалось, что она была в ссылке. Надо будет углубиться в этот вопрос.
Ещё раз спасибо за отзыв и посыл к изысканиям!
Цитата:

Что касается Википедии, не могу знать). По привычке не очень доверяю инету


Встречаются ошибки, конечно, в "Википедии" в том числе. За "нашу" не скажу, поскольку по России путешествую редко и много информации "копать" не приходится, а вот испанскую и итальянскую могу оценить и сказать, что они, мягко говоря, не безупречны...

Цитата:

Ещё раз спасибо посыл к изысканиям!


Это Вам ещё раз спасибо!
Любая критика рассказа - это возможность сделать его лучше:)
Тем более что именно сейчас мне важно по максимуму "вычистить" информацию, чтобы потом, в основной версии рассказа, грубых ошибок уже не было:)
Цитата:

Мы погадали, появится ли когда-нибудь на нём статуя царя, и к единому мнению не пришли.


Скоро всё-таки появится))) : https://vedom.ru/news/2019/06/13/35452-ivan-groznyj-vozvraschaetsya-v-aleksandrov
Цитата:

Скоро всё-таки появится


Значит, я всё же был прав, что постаментом дело не закончится:) Уж очень не логичным он "голым" выглядит...
"Царя хотим!...":)
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Вот тебе и Юрьев Польский!
2Александров - Юрьев-Польский
3Спонтанная поездка: Александров–Юрьев-Польский–Переславль (отель «WEST»)
4Александровская Слобода – История Короля Пик. Ч.1
5Юрьев Польский и окраины
6Павловская Слобода и Саввино-Сторожевский монастырь
7Москва - Александров - Кольчугино - Юрьев-Польский
Отдых в России
Отели в России
Отели Можайского р-на
Отели Морского
Лобня
Лодейное Поле
Погода в России
Горнолыжные курорты
Рейтинг отелей:
1324.Арт Отель 3+
1325.Березки санаторий 3
1326.Солнечный Park-Hotel & SPA 3
1327.Фея 2 пансионат 3
1328.Коралл пансионат 3
1329.Горный воздух ЛОК 3
1330.Мисхор санаторий 3
лучшие отели России
Фото отелей:
1296.Отель Большая Морская 7, Россия [1]
1297.Жем­чу­жи­на Кав­ка­за, Россия [1]
1298.Орион гостиница, Россия [1]
1299.Эрлангенский Дом, Россия [1]
1300.Калевала, Россия [1]
1301.Георгиевская, Россия [1]
1302.Арбат Норд, Россия [1]
Популярные отели:
155.Черное море пансионат отзывы
156.Волхов отзывы
157.Марат парк-отель отзывы
158.Алтай-West санаторий отзывы
159.Волен (спортивный парк) отзывы
160.Ярославна отзывы
161.Владимир отзывы
Отзывы по отелям:
1275.Россия, У фонтана [1]
1276.Россия, Вилла Снегири [1]
1277.Россия, UNO Hostel [1]
1278.Россия, Замок Домодедово [1]
1279.Россия, Медуша [1]
1280.Россия, Марина [1]
1281.Россия, Балкария [1]