06.06.19 14:58:06
СПб. Эрмитаж. Боги, люди, герои. Из собрания Национального археологического музея Неаполя и ПомпейОценка: 5+
Время отдыха: июнь 2019

Я пытаюсь писать отзыв о Неаполе, но Муза капризничает. Пришлось вести её на выставку в Эрмитаж.
Выставка "Боги, люди, герои" была долгожданной, она аннонсировалась ещё в прошлом году (тогда же в преддверии большой выставки были выставлены несколько экспонатов).
На выставке представлены экспонаты из Национального Археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей.
Я уже была на ней один раз - с радостью пошла в Эрмитаж, как только выставка открылась, вчера вечером после работы зашла ещё раз.

Катастрофа, произошедшая в 79 г нашей эры - извержение Везувия - погубила не только всем известные Помпеи, но и менее известные города и виллы - Геркуланум, Стабии, Оплонтис. Но благодаря извержению вулкана, тому, что лава и пирокластические потоки герметично погребли под собой поселения, мы имеем возможность ознакомиться с тем, как жили люди аж два тысячелетия назад.

Пространство выставки оформлено великолепно: за стилизованными городскими воротами вдали в вышине виднеется виновник катастрофы - Везувий.

Отлично подобран цвет - кирпично-красный, на его фоне экспонаты выглядят почти как "у себя дома", т.е. не в музее, а в Помпеях. 
В древние времена для отделки чаще всего использовались натуральные цвета - оттенки красного, коричневого, жёлтого. 
Погибшие города и виллы позволяют во всей полноте взглянуть на мир древних римлян, посмотреть на всё богатство окружающего их искусства. 

Нереида на морской пантере, Зевс на троне:

Александр и Роксана, раненый Эней

Как на фресках, так и на мозаиках популярно изображение трёх Граций:


В храмах, общественных зданиях и частных домах стояли мраморные и бронзовые статуи.


На полах располагались цветные и чёрно-белые мозаики. Мозаика-то 3D!

В центральной части обычно располагалась мозаика-картина, называемая эмблемой. А вокруг неё уже выкладывалась обычная мозаика - чёрно белая.

Зачастую " чёрные копатели" центральную часть мозаики, как самую интересную, отдирали и продавали, а чёрно-белую мозаику оставляли.
А эта мозаика - "Семь мудрецов" - была извлечена ещё в античные времена.

Подобные рельефы на стойках устанавливались в древние времена в садах. Сад был регулярным - ряд деревьев, ряд кустов, и в такую планировку эти рельефы хорошо вписывались. 

В дальнейшем они не получили большого распространения.

Особый интерес представляют четыре фрески из имения богатой помпейской дамы Юлии Феликс, со сценами повседневной жизни римлян: «Торговля керамической посудой», «Продажа ткани», «Чтение эдикта», «Наказание ученика», в общих чертах, повествующих о событиях, происходящих на форуме в рыночный день.

Слева сидят прилежные ученики, на коленях у них дощечки. А справа - держат плохого ученика, его будут подвергать наказанию. Наверное, учиться не хотел. На следующей фреске изображена сцена продажи тканей. Покупатель щупает ткань, думает брать-не брать.

А здесь показана работа средств массовой информации: оглашается эдикт.

После объявления на форуме народ был в курсе событий. На этой фреске можно заметить и другую деталь: форум был двухъярусным, второй ярус колонн виден сверху.

На одной из фресок изображена сцена стройке:

Это редкий сюжет, по нему можно узнать, как раньше строили.
На построенных зданиях нет подписей, мы ничего не знаем об их создателях. А бригадир Диоген оставил рельеф.
Привлекает внимание рельефная вывеска из известняка, обнаруженная в Доме матроса, в Помпеях, с изображением строительных инструменты, используемых в то время: отвеса, каменного мастерка, щипцов, зажимов, молотка, зубила, линейки и прочего.


Фреска, изображающая сельскую часовню сацеллум, найдена в Геркулануме на вилле Папирусов.

Цвет её неоднороден: справа - красно-кирпичный тон, слева - жёлтая полоса. Цвет изменился под воздействием пирокластического потока. который воздействовал на фреску не одинаково, наткнувшись на какую-то преграду. Так что к созданию этой фрески приложила руку сама природа.

На выставке также представлены предметы обихода - кувшины, сковородки, керамические кастрюли.

Римляне умели работать с разными металлами. Основную часть кастрюли делали из бронзы, а ручки сверху - из железа. Железо плохо сохраняется, остаётся бронза. На широкой кострюле железная ручка крепилась под ободком бронзового котелка.

Также экспонируются и другие кухонные предметы, например, некое подобие самовара,

или вовсе не понятный предмет - глирарий:

Этот сосуд с перегородками служил для выращивания особой породы грызунов, которых потом готовили и подавали на стол, это блюдо очень ценилась гурманами. Вот такие были вкусы у древних. О времена, о нравы!

Предметы обихода были не только из керамики, но и стекла. Из стекла делали чашки, тарелки, стаканы и баночки для кремов и парфюмерии.

Гранёный стакан, оказывается, придумали вовсе не в СССР.

Дорогие изделия производили в сложной технике двойного стекла. На выставке представлена Голубая ваза (скорее, она синяя):

Какая тонкая уникальная работа! Подумать только, она сделана  две тысячи лет назад! Это шедевр коллекции Национального археологического музея Неаполя. В буклете музея она выделена как маст-си, так что у нас есть возможность полюбоваться этой восхитительной вазой.

В той же технике делали и барельефы:


Как вы думаете, для чего использовалась эта металлическая конструкция, украшенная изображением быка?

Похоже на кровать? Может, это бооольшой мангал, на котором целиком запекали быка? А на самом деле это - жаровня из Стабианских терм в Помпеях.

Античные жители не только проводили время в термах, но и занимались спортом, увлекались гонками на колесницах, 

театром, 

гладиаторскими боями.


Во время раскопок Помпей найденные пустоты заполняли гипсом, так появились гипсовые скульптуры людей и животных и просто органических предметов. На выставку привезли гипсовую заливку ворот с сохранившимся металлическим крючком и даже небольшим кусочком дерева.


На выставке представлены не только хранящиеся в Италии экспонаты, но и экспонаты на эту же тематику, находящиеся в коллекции Эрмитажа.
Акварели неизвестных художников


статуя ребёнка с птицей - дар неаполитанского короля Фердинанда II Николаю I; безмен с подвесной гирей в виде бюста юного Калигулы, найденный в Помпеях в присутствии Николая I, 

а также голова морского кентавра и голова Гермеса, найденные в Геркулануме, дары великих князей Николая и Михаила Николаевича.

Тут произошёл небольшой казус - меня смутили надписи на пояснительных табличках:

Из них следует, что головы были созданы во II-III веках в Геркулануме, который погиб в катастрофе в I веке. Нашла "мышь белую", задала вопрос - может, пропустили "до н.э"? Она сказала, что сама ещё не видела только открывшуюся выставку. 
Но я и тут молчать не стала, на следующий день написала письмо в Эрмитаж. Сейчас уже исправлено - создание находок приписано I в.
К любой информации, даже, казалось бы, из надёжных источников, нужно относиться с головой.

Выставка включает более 200 шедевров античного искусства, среди которых и произведения «помпеянского» собрания Эрмитажа. 
Понравилась сопроводительная часть выставки: на плакатах приводится короткое описание важных моментов жизни и деятельности античных жителей.

Часть экспонатов такого уровня, что их отсутствие явно заметно в Неаполе. К ним я бы отнесла синюю вазу и две потрясающие мозаики. Об одной я уже говорила, а о второй хочу рассказать отдельно. Это - портрет женщины.

Я ещё в Неаполе обратила внимание на эту мозаику. Женщина, изображённая на ней, выглядела не так, как все. Что-то в ней было такое завораживающее, но я никак не могла понять, что. Запомнилось явно несимметричное лицо и живой, глубокий взгляд.
И тут к мозаике подошла экскурсия, и экскурсовод, довольно молодой, лет 30-35, стал рассказывать об этой женщине. Нет, не о мозаике, а именно о женщине, её характере и её истории. Она замужем, об этом свидетельствует украшение в виде гераклова узла у неё на шее - оно говорит о крепком браке. Одна сторона мозаики, что на фото справа, изображает девушку, жгучую брюнетку, лицо её гладкое и без морщин.А левая сторона изображает женщину, у которой уже седина в волосах, а под глазами мешки.
Экскурсовод вёл с ней диалог, как с интересной женщиной, и надеялся, что она выжила во время катастрофы. 

Выставку можно посетить по билету в Эрмитаж в обычное время работы музея, а можно и вечером в будни купить билет только на эту выставку (т. к. во вторник, четверг и субботу Эрмитаж в это время уже закрыт).  Льготы на отдельные билеты на вечернее посещение не действуют, а в обычное время пенсионеры, дети, студенты и другие льготные категории посетителей могут побывать на этой великолепной выставке бесплатно. Всех приглашаю на выставку, есть ещё время приехать - выставка работает до 23 июня 2019г, а это самый разгар белых ночей.

Мне кажется очень интересной возможность прикоснуться к древней цивилизации, а также осознать, что мгновение мимолётно, и нужно жить здесь и сейчас.

 

Отредактировано автором: 06.06.19 17:20:31Сообщить модератору



Спасибо!
Неапольский археологический музей реально уникальный, здорово что к нам часть коллекции привезли.
И Вам спасибо за отклик!
Цитата:

Неапольский археологический музей реально уникальный


Я тоже так считаю.
Великолепная выставка! Очень хорошо показали и рассказали, Татьяна! Большое спасибо! ( Я как будто снова одним глазком заглянула в музей Неаполя.))
Наталья, и Вам спасибо за добрые слова. Выставка настолько хороша, что хотелось поделиться впечатлениями.
Татьяна, спасибо за рассказ о выставке!
Цитата:

Я как будто снова одним глазком заглянула в музей Неаполя.

Я тоже. И даже пересмотрела свои фото и опознала на них два экспоната с вашей выставки.


Ваза, конечно, красавица, но я её, к сожалению не помню - или пропустила в бесплодных поисках "прекраснозадой" Венеры)), или её тогда тоже куда-то увозили на выставку.
Цитата:

Неапольский археологический музей реально уникальный

Я тоже так считаю.

Предпочитаю пинакотеки, но некоторые археологические музеи действительно уникальны, и Неапольский среди них в первых рядах.
Виктория, спасибо!
Цитата:

И даже пересмотрела свои фото и опознала на них два экспоната с вашей выставки.


Значит, то, о чём я пишу, интересно не только мне :) И это главное.
Спасибо большое! Очень интересно.
Татьяна А.М., спасибо, что читаете.
Татьяна, спасибо, что поделились впечатлениями о выставке.
Понятно, что нам попасть на неё не грозит. С тем большим интересом прогулялась и посмотрела на всё вашими глазами, вспомнила своё посещение Археологического музея Неаполя.

Цитата:

И даже пересмотрела свои фото и опознала на них два экспоната с вашей выставки.



Тоже пересмотрела)) И тоже опознала, и даже не два, а значительно больше)

Цитата:

Значит, то, о чём я пишу, интересно не только мне :)



Конечно!!! Поэтому при случае пишите ещё!)
Спасибо, интересно было познакомиться с теми экспонатами, которые мы не могли видеть.
Когда мы были в музее, их уже точно увезли в Питер.
Ольга (Baikalochka), спасибо за отклик и совместную виртуальную прогулку по выставке.
Цитата:

Понятно, что нам попасть на неё не грозит


Сама себе иногда завидую: вот так вот запросто после работы можно заехать в Эрмитаж.
Цитата:

Поэтому при случае пишите ещё!


Это запросто :)
Елена Кононенко, спасибо за интерес к моему отзыву.
Цитата:

Когда мы были в музее, их уже точно увезли в Питер.


Обидно, конечно, но вы много другого увидели.
Эх, не привезли эротические мозаики из "секретной" комнаты! Вот бы наши люди порадовались!:). Спасибо за рассказ, была в Неаполитанском археологическом музее в этом апреле.
ИК, спасибо за совместную прогулку.
Цитата:

не привезли эротические мозаики из "секретной" комнаты!


Мне показалось, что фрески в секретной комнате по нынешним меркам очень скромные :)
Цитата:

Мне показалось, что фрески в секретной комнате по нынешним меркам очень скромные :)


не скажите:, каждую фреску нам комментировала гид-итальянка, а там много подтекста. Например - фавн, занимающийся любовью с козой - эта фреска долго не выставлялась, считалась скандальной, потому что у козы блаженное выражение лица. Или - фавн, убегающий от девушки, потому что это вовсе не девушка:)))
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Неаполь, Геркуланум и Казерта в подарок
2Вокруг Неаполя: Поццуоли, Пестум, Помпеи, Прочида
3Апулия весной 2018 г. Часть 2-я Таранто - город контрастов.
4Из Венгрии в Австрию. Айзенштадт. Князь и композитор. ЧАСТЬ2
5Из Бретани - к норманнам, королям, мушкетерам и древним римлянам
6Поездки из Карловых Вар. Ч.2. Эрфурт и Веймар
7Из Петербурга на машине в Москву, и не только..
Отдых в России
Отели России
Отели Сочи
Отели Сочи
Киржач
Киров
Погода в России
Отдых для детей
Рейтинг отелей:
1002.Царская охота туристический комплекс 4
1003.Сибирское подворье 4
1004.Приморье санаторий 4
1005.Анива загородный отель 4
1006.Александрия 4
1007.Локейшн Хостел 4
1008.Ramada Moscow Domodedovo 4
лучшие отели России
Фото отелей:
78.Русь санаторий, Россия [58]
79.Остров Парк, Россия [58]
80.Актер дом творчества, Россия [58]
81.Казачий берег СОК, Россия [58]
82.Алсма база отдыха, Россия [57]
83.Карелия, Россия [57]
84.Ателика Липки загородный отель, Россия [57]
Популярные отели:
1331.Из дома в дом отзывы
1332.Барская усадьба отзывы
1333.Эсперанс отзывы
1334.Эльбрус отзывы
1335.Дольче Вита отзывы
1336.Graffiti L хостел отзывы
1337.Фортуна отзывы
Отзывы по отелям:
71.Россия, Магадан санаторий [26]
72.Россия, Таежные дачи (дом отдыха Связист) [26]
73.Россия, Колонтаево дом отдыха [25]
74.Россия, Артурс SPA Отель [25]
75.Россия, Лунево санаторий [25]
76.Россия, Чайка [25]
77.Россия, Торнадо-Мицар [25]