24.05.19 14:24:30
Narri! - Narro! карнавал в Шварцвальде 
Время отдыха: 01/03/2019-06/03/2019

Цитата из моего предыдущего карнавального отзыва: "В двух словах о карнавалах. Карнавал - "прощай мясо" - это прямой аналог русской Масленицы и проводится накануне Великого поста. Начинается как правило в четверг, заканчивается во вторник. Основные мероприятия приходятся обычно на выходные дни. Пепельная среда - начало Великого поста. Карнавалы охватывают все европейские страны и проводятся как в больших городах, так и в мелких городишках.Есть карнавалы и в Греции, но соответственно в другие даты. В каждой стране, а точнее в регионе, а еще точнее в каждом городе есть свои особенности проведения карнавала. Если покопаться в сети, то понимаешь, что человеческая фантазия поистине безгранична. Посещение Европы в карнавальные дни имеет некоторые преимущества. Карнавал проходит в феврале-марте, что позволяет немного сэкономить на перелетах и спокойно осматривать те достопримечательности, где летом не протолкнуться. Да и сам праздник обычно ориентирован не на туристов, а на местных жителей, то есть 100% аутентичность гарантирована."

Добавлю после этой поездки "Погода феврале-марте в Европе может быть весьма непредсказуемая..."

На карнавал мы отправились втроём - я, жена и дочка (12 лет). Основных целей (для меня) было три - знакомство дочки с Германией (она учится в "немецкой" школе), встреча там с моим институтским другом, продолжение знакомства с европейскими карнавалами ( 2013г - итальянская Иврея https://www.otzyv.ru/read.php?id=154546 ; 2015г. - Каталония https://www.otzyv.ru/read.php?id=184277 ).

Первая часть отзыва будет про швабско-алеманнский карнавал, вторая про карнавал в Вольфахе, третья про поездку в целом.
Отзыв получился довольно объёмным и насыщенным информацией.

Часть 1. Фаснахт ( Fas(t)nacht, Fasnet, Fastelov(v)end, Karneval, Fastabend, Fas(s)enacht, Faslam, Fasteleer, Faasend, Fasching, Fosnet, ... )



Первый раз о швабско-алеманнском карнавале я прочитал в статьях на "Немецкой волне", фотографии были яркие и необычные. Поэтому когда нам захотелось "покарнавалить", я начал собирать информацию на эту тему и понял, что этот эта поездка будет очень интересной. Самым известным карнавалом в Германии считается карнавал в Кёльне. Это самый большой и самый шумный из карнавалов, празднуемых в Рейнской области (рейнских карнавалов). Меня они не очень привлекали из-за шумности и политизированности, поэтому информация о том, что в Германии есть другие традиции отмечать карнавал стала для меня приятным сюрпризом. Дальше по отзыву я буду для краткости называть швабско-алеманнский карнавал южногерманским, хотя это неточно, потому что традиции швабско-алеманнского карнавала соблюдаются не только в Баден-Вютемберге и баварской Швабии, но и в Форарльберге (Западной Австрии), Лихтенштейне, немецкой части Швейцарии, Эльзасе. Есть в Германии и другие традиции встречи карнавала, но оплотами карнавала являются Рейнская область и швабско-алеманнский фастнахт. Основным отличием южногерманского карнавала от рейнского является его стремление к историчности.

Большинство южногерманских карнавальных фигур закрывают лицо специальными масками (Larven или Schemen), как правило сделанными из дерева, а так же металла, глины, ткани, бумаги. Так же участники надевают специальные костюмы (Häs или Narrenhäs), которые изготавливаются вручную и передаются вместе с масками из поколения в поколение. Вместе с костюмом и маской у каждого типа карнавальных фигур есть разнообразные специальные приспособления, которые они используют во время парадов - мётлы и вилы, трещотки и ножницы, хлысты и кнуты, ридикюли и корзинки и многое-многое другое.







Западногерманские карнавалы начинают свою историю в раннем Средневековье. Достоверных сведений о том как, когда и где появились традиции отмечать карнавал нет, но есть множество предположений. Мне больше всего понравился гипотеза о том, что в основе карнавалов лежат два дохристианских праздника, адаптированные позже под церковный календарь.

Первым источником карнавальных традиций стали древнеримские сатурналии, проводившиеся в середине декабря во время зимнего солнцестояния. Во время этих праздников всё переворачивалось с ног на голову, отменялись все военные действия, казни, общественные работы, школьников распускали по домам, закрывались магазины, устраивались многочисленные красочные шествия с масками, пиршества с обильными возлияниями, рабы обменивались ролями со своими господами и те прислуживали им за столом, в городах власть передавалась лжецарю, выбираемому жребием. Традиции сатурналий легли позже в основу итальянских карнавалов, празднования Нового года и рождественских Святок. Праздновали сатурналии и в римской колонии Реции, что привело позже к появлению в карнавалах обычаев и персонажей, не свойственных мифологии германских и кельтских племен. К таким персонажам можно отнести многочисленные фигуры Нарро (Narren). Переводится это слово как "дурак", но более правильным переводом был бы "придурок". Этим же словом называли раньше придворных шутов и ярмарочных скоморохов. Дураки носят светлые улыбающиеся маски, расписанные льняные костюмы часто увешенные колокольчиками. Это самая важная группа среди карнавальных фигур и наверно поэтому самая популярная и универсальное приветствие во время фастнахта, когда участники парада кричат зрителям "Нарри!" , а те отвечают им "Нарро!" Нарри! - Нарро!



После того как в Европу пришло христианство декабрь стал неподходящим временем для празднования разгульных сатурналий, праздник изменил название и стал отмечаться на 12-й день после Рождества - 6 января. В православии это соответствует Крещению. В южногерманских землях этот день известен как Высокий Новый год (Hochneujahr), Богоявление или День трёх волхвов (Dreikönigstag). Именно 6 января считается началом карнавала по швабско-алеманнской традиции, в этот день устраиваются многочисленные дурацкие собрания, проводятся шествия и многие другие оригинальные мероприятия, "стираются" карнавальные костюмы, распиваются специальные алкогольные напитки . Началом рейнских карнавалов считается 11 ноября (11 часов 11 минут), но эта дата не имеет исторического подтверждения.

Вторым источником карнавальных традиций стал языческий праздник весеннего равноденствия. Такие праздники были у всех племён мира, они считались днями силы и почитались колдунами и магами. В это время пробуждается природа, сходят на землю боги солнца и весны, заговоры и ритуалы наполняются силой. В день весеннего равноденствия природа замирает, балансируя между зимой и весной, происходит борьба между силами тьмы и света, ну и естественно без помощи людей силам света самим ну никак не справиться. А самый лучший способ прогнать силы тьмы это конечно надеть на себя самый страшный костюм с самой страшной маской и устроить жуткий шум на всю округу. Праздник весны подарил карнавалу множество карнавальных фигур - черти и демоны (Teufelsgestalten - представление дьявола), лешие (Wilde Leute - лесные люди) , животные, соломенные медведи (Strohbär), существа связанные с мифологией данной местности. Атрибуты, маски и костюмы этих гильдий очень-очень разнообразны, поведение их в отношении зрителей на парадах непредсказуемое. Дело в том, что карнавальный парад (NarrenUmzug) событие интерактивное и зрители оказываются втянутыми в игру с участниками.








Но самыми непредсказуемыми участниками парада являются ведьмы (Hexen). История ведьм до сих пор остаётся загадкой. Из исторических карнавальных фигур ведьмы единственные персонажи женского пола и изображали их раньше мужчины, так как в Средние века в карнавальных шествиях могли участвовать только мужчины. Во времена "Молота ведьм" в Западной Европе мифология ведьм была утеряна. Баба-яга так же считается самым загадочным и непонятным персонажем в славянской мифологии и фольклоре. На карнавале групп с ведьмами очень много, это наверно самый популярный персонаж. Большинство ведьм носят соломенные туфли, полосатые носки (разного цвета), юбку и жакет. Также фигура дополняется деревянной маской и метлой. Угадать во время парада что задумала ведьма невозможно - это может быть конфета, а может и горсть пуха за шиворот или мелкая бумага на голову.





Кроме страшных и жутких персонажей от праздника весеннего равноденствия южногерманскому карнавалу досталось еще и громкое шумовое сопровождение. Во время парада и других карнавальных мероприятий участники используют всевозможные погремушки, трещотки, свистки, трубы, колокольчики, барабаны, рога всех размеров, крышки, пустые вёдра и кастрюли, чтобы произвести особый вид музыки, называемой Katzenmusik (кошачий концерт), и состоящей из нагромождения звуков и шумов . Традиция Katzenmusik очень характерна для швабско-алеманнского карнавала, проводятся такие "концерты" обычно рано-рано утром в карнавальный четверг и карнавальный понедельник. Эта традиция ведет свою историю от обычая прогонять громкими звуками злых духов зимы, будить богиню весны Остару, ну и заодно бюргеров, проспавших это весёлое мероприятие. Небольшое видео с оркестром Katzenmusik из г.Хаусаха в 8 утра


В Швейцарии такая музыка называется Guggenmusik и является главным элементом самого известного швейцарского карнавала в Базеле. Начинается утренняя процессия (Morgestraich) в 4:00 утра понедельника, свет во всём городе выключается и несколько тысяч человек с фонарями в масках и костюмах с жутким грохотом начинают ходить по городу. В 2003 году на Morgestraich вышли 100 тысяч зрителей и участников. В шествии могут участвовать только члены клубов (причём получить членство очень не просто), а зрителям категорически запрещено надевать какие-либо наряды и украшать лицо. Конечно, такое необычное мероприятие меня заинтересовало и я хотел во время поездки посетить его. Каково же было моё изумление, когда я узнал, что карнавал в Базеле проходит на неделю позже, чем в остальной Европе! Всё дело оказалось в правилах исчисления срока Великого поста. С 325 года постановлением церковного Собора Пасха празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. С 600 года Папа Григорий I ввёл 40-дневный пост перед Пасхой как время поминовения Христа и его мученической смерти. В православии Великий пост начинается в Чистый понедельник и продолжается семь седмиц - 48 дней. В западном христианстве продолжительность Великого поста тоже семь недель, но постными являются только 40 дней - первые 2 дня первой недели (в Западной Европе Великий пост начинается в Пепельную среду) и 6 предпасхальных воскресений не являются постными. Но так было не всегда. До Синода Беневенто в 1091 году Великий пост начинался во вторник и его продолжительность была шесть недель, а воскресенья были постными. В некоторых крестьянских регионах (австрийском Форарльберге , Швейцарии, юго-восточной Германии) реформу Беневентского собора не признали и продолжают отмечать фаснет по старым правилам, так называемый старый или крестьянский карнавал (Buurefasnacht). Но даже в тех местах, где карнавал отмечают по новым правилам, карнавальные события в понедельник обычно более значимы, чем мероприятия во вторник.
Еще одной традицией, доставшейся карнавалу от языческих праздников стал «ритуал очищения" (Usfegete) -сжигание во вторник соломенного чучела (Fasnetbegraben), а в некоторых регионах сжигание большого ритуального костра.

После того как в Европу пришло христианство март стал неподходящим временем для шумного праздника Весны с чертями, лешими, ведьмами. Праздник изменил название и стал отмечаться за неделю до начала Великого поста. Таким образом, празднование Карнавала начинается 6 января, в течение нескольких недель набирает силу и достигает своей кульминации за неделю до начала Великого Поста. У немцев этот период называется «Пятое время года» (Fünfte Jahreszeit) - время Карнавалов. Фаснахт во многих южногерманских местах является главным праздником года, более важным, чем государственные и церковные праздники, Новый год. Каждый день карнавальной недели имеет своё название, начиная от „жирного/грязного четверга“ (Schmotzig/Schmutzig Donnerstag), через «копчёную пятницу" (Bromiger/Rußiger Freitag), „сальную субботу“ (Schmalziger Samstag), „тюльпанное воскресенье“ (Tulpensonntag), „карнавальный понедельник“ (Fasnetsmentig). „вторника в канун поста“ (Fastnachtsdienstag или Faschingsdienstag) до окончания Карнавала в „Пепельную среду“ (Aschermittwoch) -первого дня Великого поста. В каждой местности разные дни имеют разные названия и разную важность, но обычно пятница и суббота более спокойные, а самые шумные и интересные четверг и понедельник.Да и сам карнавал во всех регионах называется по разному - Fas(t)nacht, Fasnet, Fastelov(v)end, Karneval, Fastabend, Fas(s)enacht, Faslam, Fasteleer, Faasend, Fasching, Fosnet, ...

Кроме древнеримских сатурналий и языческого праздника весеннего равноденствия на формирование традиций современного швабско-алеманнского карнавала повлияли события XIX-XX веков. Традиции карнавалов сформировались в раннем Средневековье, но затем на протяжении многих веков карнавал подвергался гонениям и ограничениям со стороны государства и церкви. В Темные времена Средневековья, когда тысячи людей горели на кострах инквизиции по подозрению в колдовстве, празднование карнавала с чертями и ведьмами почти прекратилось. После окончания 30-летней войны французы, оккупировавшие южногерманские земли полностью запретили проведение карнавалов, а французский генерал Дарье запретил «надевать всякие маски и бегать туда-сюда по улицам, в одиночку и группами». В эпоху Просвещение карнавал приобрел репутацию примитивного, давно устаревшего обычая из далекого прошлого. Согласно этой точке зрения, торжества были заброшены и даже запрещены во многих местах. Единственным исключением в Европе оставалась Швейцария, где празднование карнавала почти никогда не прерывалось.
Не смотря на всё это, интерес простых людей к празднику сохранился, потому что Время карнавала это время, когда каждый, независимо от положения и достатка, может быть действительно счастлив и весел. Первым возрожденным карнавалом в Европе стал карнавал, проведенный в Кёльне 10 февраля 1823г. – этот день вошёл в историю как День рождения карнавала. После этого празднование карнавала начало распространяться по всей Европе, в том числе и в южногерманских землях. Возрождение карнавалов в XIX веке развивалось во всей Германии с элементами рейнского карнавала, это были шумные мероприятия с балами-маскарадами, уличными шествиями, политической сатирой, выборами короля и королевы. Но к концу XIX века на шествиях в юго-западной части Германии всё чаще и чаще стали появляться участники в традиционных средневековых карнавальных костюмах и масках. Переломным стал 1903 год, когда 9 участников из Ротвайля (Rottweil) организовали гильдию Narro и исполнили во время шествия знаменитый теперь "прыжок дурака из Ровайля" (Narrensprung), который стал символом возрождения швабско-алеманнского карнавала.. После этого события в других городах так же стали появляться исторические гильдии, число участников которых постоянно росло. Сейчас например в гильдии Narrenzunft Rottweil состоят около 3000 участников, а костюм Narro стоит около 14000 евро. Наконец в 16 ноября 2024г. 13 самых больших гильдий на встрече в Филлингене организовали Ассоциацию швабско-алеманнских дурацких гильдий VSAN http://www.vsan.de/, которая до настоящего времени является самой влиятельной среди южногерманских карнавалов. Кстати, у карнавалов Рейнской области тоже есть своя ассоциация - Союз немецких карнавалов BDK - Bund Deutscher Karneval e.V. https://www.karnevaldeutschland.eu/. После создании VSAN южногерманский карнавал отдалился от рейнского карнавала и нет никаких предпосылок что они могут объединиться. От событий XIX века в южногерманском карнавале остались "буржуазные" карнавальные фигуры и субботние баллы-маскарады. Участники буржуазных групп одеты в одежду XVIII-XIX веков или в рыцарские средневековые доспехи, маски обычно не надевают, из атрибутов используют часто пики, алебарды, мечи и коляски, ридикюли, зонтики, корзиночки.





После прихода в 1933г. к власти НСДАП карнавал не был запрещен, как например при диктатурах Франко и Муссолини. Было организовано объединение KdF - Kraft Durch Freude ("Сила через радость") которое занималось вопросами организации туризма, культуры, спорта, досуга населения Рейха в соответствии с идеологическими установками национал-социализма и которое пыталось "интегрировать" рейнский и южногерманский карнавалы в свою структуру. И хотя "восстание шутов" 1935г. в Кёльне отстояло идею независимости карнавалов, позже Рейнский карнавал попал под влияние идеологии фашизма и там появились антисемитские и расистские темы. В 1937 году под контролем KdF был создана ассоциация BDK - Bund Deutscher Karneval, куда вошли рейнские карнавалы. Южногерманские карнавалы были более аполитичны и не смотря на сильное давление со стороны KdF в союз BDK не вошли. Во время войны карнавалы не проводились. После войны союзнические державы запретили не только объединения и дурацкие гильдии, но и любую клубную деятельность. В 1949 году во французской зоне оккупации были разрешены отдельные карнавальные мероприятия под присмотром военного командования, но слова "швабский" попало под запрет. Пятидесятые годы характеризовались спорами внутри ассоциации VSAN о сохранении карнавальных традиций и налаживании отношений с рейнским BDK. В 1953г. этот спор привёл к выходу из ассоциации VSAN влиятельных дурацких гильдий из Elzach, Rottweil и Überlingen, за которыми в 1955г. последовал и самый уважаемый Narrozunft Villingen. После этого VSAN окончательно разорвала отношения с рейнским BDK и сильно ужесточила требования по проведению карнавалов – от желающих вступить в ассоциацию гильдий стали требоваться документального подтверждения их историчности. В условиях огромного интереса к карнавалам в Германии в 50-60х годах это привело к созданию других южногерманских ассоциаций (сейчас их более 20 http://www.narren-spiegel.de/geschichte/vereinigung.html ) и появлению "диких" карнавалов.
И всё же VSAN остается основной организацией по сохранению традиций швабско-алеманнского карнавала и защиты его от влияния рейнского карнавала. Ассоциация имеет зонтичную структуру, поделена на 8 регионов, штаб-квартира и музей находятся в Бад-Дюрхайме. На настоящее время в неё входят 69 городских дурацких гильдий Narrenzunft http://www.narren-spiegel.de/geschichte/vsan.html называемых также цитаделями или оплотами карнавала. Внутри каждой городской гидьдии имеется несколько клубов с различными костюмами и масками. Каждая городская гильдия имеет боевой клич, карнавальные рифмованные лозунги, а так же председателя, секретаря и казначея, которые занимаются организацией городского карнавала и поддерживают отношения с VSAN. Любые новые костюмы, маски, события согласовываются с Ассоциацией. Также городские гильдии поддерживают отношения с соседними цитаделями, в том числе и для организации совместных шествий. В информационном XXI веке интерес к карнавалу не только не пропал, но и приобрёл всё больше и больше сторонников.
Феномен популярности швабско-алеманнского карнавала еще не изучен. С античных времен карнавалы (сатурналии) являлись предохранительным клапаном для простого народа, когда допускалось говорить и делать такие вещи, за которые в другое время могли и на кол посадить. Рейнский карнавал сохранил эту традицию и политическая сатира там бывает очень бескомпромиссной. Каждый год рейнский карнавал объявляет новые тему и девиз карнавала, проводит конкурсы песен, костюмов, платформ. Этот шумный и веселый карнавал, это шоу. Южногерманский фаснахт каждый год проходит практически по одному сценарию, с одними и теми же костюмами и масками, изменения в правилах минимальны. При этом зрители и особенно участники получают сильнейшие эмоции, которые они даже не могут себе объяснить. В карнавале активно участвуют все поколения, подготовка к нему занимает много времени, сил и средств. Стоимость костюма участника колеблется от 2,5 до 5 тысяч евро, все мероприятия во время карнавала проводятся на пожертвования и взносы гильдий без поддержки государства. Карнавал не является государственным праздником и для полноценного участия в нём нужен отпуск. При этом с каждым годом количество участников и зрителей непрерывно растет. В настоящее время на юго-западе насчитывается более 200 000 активных дураков, которые объединяются в более чем 1700 дурацких гильдий самостоятельных или входящих разные ассоциации. Мне кажется популярность швабаско-алеманнского фастнахта связана с возрастающей потребностью в самоидентификации этих людей, проживающих на юго-западе Германии, и которые устали от большой Единой Европы.

Часть 2. Freie Narrenzunft Wolfach



Одной из традиционных цитаделей швабско-алеманнского карнавала в регионе Шварцвальда является «Свободная дурацкая гильдия Вольфаха» (Freie Narrenzunft Wolfach). Вольфах - небольшой город в Среднем Шварцвальде с населением 5,8 тыс. человек. История города есть в 3-й части отзыва. Карнавал в Вольфахе не является "самым-самым" и не упоминается среди достопримечательностей на сайте VSAN http://www.vsan.de/index.php/sehenswertes , но проходит он очень интересно с кучей разных "фишечек".
Слово Freie (свободный) означает, что хотя гильдия и входит в Ассоциацию VSAN порядок проведения карнавала она с ней не согласовывает. Ещё одной особенностью карнавала в Вольфахе является то, что в нём в отличии от большинства других городских гильдий нет списков участников и обязательных взносов, поэтому участвовать в нём могут не только члены клубов, но и любые желающие независимо откуда они. Чем и воспользовались мы с дочкой во время Wohlauf. Организацией карнавала и прочими вопросами занимается Малый Дурацкий Совет, состоящий из Отца дураков, Архвариуса, Секретаря, 2 Кассиров, 2 Камергинеров, Казначея, Завхоза, Техника и Директора. Состав Малого Совета и все основные дурацкие вопросы решаются Большим Дурацким Советом, куда входят все члены Freie Narrenzunft Wolfach. Есть еще рекомендательный Совет отцов, состоящий из бывших членов Малого Совета и Детский Дурацкий Совет.

Фотография Малого Дурацкого Совета во время парада во главе с Отцом дураков.

Основную информацию о карнавале я нашёл на сайте гильдии https://www.narro-wolfach.de/ , сайте F.Schrader http://hyacinthus.bplaced.net/fasnet/ , в Википедии https://de.wikipedia.org/wiki/Wolfacher_Fasnet , на сайте журнала о карнавалах "Narri-Narro" http://narri-narro.info/orte/orte.html. Есть страничка в Фейсбуке https://de-de.facebook.com/FNZ.Wolfach , а так же интересное научное видео 80-х годов о Wolfacher Fasnet https://av.tib.eu/media/11560 То, что мы увидели в 2019 году, ничем не отличалось от этого видео.

В карнавальных мероприятиях участвуют 8 основных дурацких фигур (6 шутовских масок Hansel, группа «старушенций», группа «наёмников») и многие другие группы, которые не участвуют в параде но являются важными фигурами в других карнавальных мероприятиях. Например, Кофейные Тетушки Kaffeetanten, Дурак Gullerreiter, дама-гигант Riesendame и многие другие. Hansel (Ганзель) это местный вариант Narro. До 14 лет участники идут без масок.




Schellenhansel - первая карнавальная фигура Вольфаха, воссозданная по образцу XVIIIв. в 1934 году после вступления Freie Narrenzunft Wolfach в Асссоциацию VSAN . Костюм позаимствовал многие элементы одежды средневековых шутов. Во-первых - желтый цвет, считавшийся в Средние века цветом безумия (цвет шафрана) и бывший вместе с зелёным основным цветом шутовских халатов. Во-вторых - многочисленные «зубчики» Zackenreihen на руках, ногах, воротнике, каждый из которых увенчан бубенчиком. По законам Средневековья городские придурки и прокаженные обязаны были вешать на свою одежду колокольчики и бубенчики, чтобы предупреждать о своём приближении. В-третьих - оригинальная шапка, напоминающая петушиный гребень (Hahnenkopf) – символ похотливости у средневековых шутов. В-четвёртых – в руках у них колотушка-мухобойка (Pritsche-Klatsche), так же позаимствованная из Средних веков. На груди Schellenhansel эмблема с Ночным сторожем Вольфаха, а на спине буква "W"



Röslehansel - эта фигура есть в двух вариантах с красными и черными розами, выполненными из ткани. Для костюма надо 200-250 розеток, каждая из которых имеет свой бубенчик, поэтому этот наряд очень мелодичный. На маске нарисована роза, на ногах соломенные туфли. Часть Röslehansel ходит с большими шприцами наполненными конфетти, а часть, как и многие другие группы с Saubloder (пузырь), традиционным средневековым карнавальным атрибутом. Делается он из свиных мочевых пузырей, которые привязываются к специальному хлысту Hagenschwanz, сделанному из сушеных бычьих гениталий. Во время парада участники ударяют этими пузырями по земле и получается громкий хлопок.



В начале 1960-х годов семья Краусбек передала Малому Дурацкому Совету маску с изящной росписью, что было редкостью для сохранившихся старых деревянных масок. Эксперты оценили время создание маски XVIII веком. Как, откуда и когда эта маска появилась в семье Краусбек достоверных данных нет. Малому Совету маска понравилась и они предложили Большому Совету создать новую карнавальную фигуру. Так как на лбу маски была нарисована большая красная роза, то группу назвали Röslehansel - Ганзель с розой. Костюм решили сделать из светлого льна и украсить тканевыми красными розетками с бубенчиками. Идея с розетками сначала многим очень не нравилась, было много споров, написано много стихов и спето много куплетов на эту тему (а что ещё ждать от Дураков), но потом все привыкли и сейчас костюм Röslehansel считается одним из самых красивых. Большие шприцы, которые носят участники группы сначала наполняли лёгкими алкогольными напитками, чтобы "подпаивать" зрителей во время парада, потом водой чтобы обрызгивать зрителей, сейчас их заполняют конфетти. В 1975г. семья Мозер передала Малому Совету маску с желтой розой на черных ветвях. На основании этой маски возник костюм чёрного Röslehansel с жёлтой розой на маске и с чёрными розетками на костюме. Шляпу для Röslehansel подбирали очень долго, перепробовали много вариантов, пока в 2006 году не остановились на остроконечной шляпе (Gupfhut). Обе маски Röslehansel своей вычурной росписью напоминают венецианские маски. Такова для примера история появления "традиционного карнавального костюма" Röslehansel.
Письменных доказательств о том, как проходили Карнавалы в Средневековье нет, есть только отдельные маски и элементы костюмов. Все документы той эпохи о Карнавалах в основном связаны с указами о запрете карнавалов и с начислением штрафов за нарушение этих указов. Например, первое письменное упоминание о карнавале в Вольфахе относится к 1543 году, когда Городской Совет приговорил к штрафу в 1 шиллинг горожанина Майкла Кноллера за то, что он в Карнавальный понедельник около городской тюрьмы громко лупил по бочке, а так же исполнял разные «языческие обряды» и пел похабные куплеты. Вообще Карнавал в Средние века был праздником простонародным, люди надев костюм и маску Нарро предавались пьянству, блуду, распеванию похабных песен-частушек и разыгрыванию разных неприличных сценок. Занимались этим в основном мужчины, но и женщины не упускали случая, надев костюм с маской, немного «погулять», благо что костюмы с масками позволяли скрыть все эти шалости.




Streifenhansel - полосатый Ганзель - очень популярная фигура 1930-х годов, которая потом была забыта и заново возрождена в 1976г. Расцветка костюма может быть любой (красно-зеленой, бело-синей, черно-красной, ...) раньше делалась бархата, а потом из доступной матрасной ткани. Маска воссоздана по образцу XVIII века, имеет нарисованные тонкие усики и ряд острых зубов верхней челюсти. Носки разного цвета, один красный, дугой в цвет полосок. Из инструментов обычно пузырь Saubloder.



Spätlehansel - очень характерный для южногерманских карнавалов костюм украшенный лоскутками (Spätle), с красными рукавами и белым жабо. На один костюм нужно 800-1000 двухсторонних кусочков ткани. Колпак так же украшен Spätle. Треть лоскутков красного цвета, треть совпадают по цвету с цветом других карнавальных костюмов Вольфаха, треть Spätle из цветной ткани, при этом ни один лоскуток не повторяется. У группы очень оригинальная маска Blechlarve, воссозданная по модели XVII века хранящейся в музее Вольваха и сделанная из жести с подвижной нижней челюстью. В Европе сохранилось только несколько штук средневековых металлических масок. Из дурацких инструментов используется пузырь Saubloder.



Mehlwurmhansel изначально не был традиционной карнавальной фигурой. Костюм "мучного червя" был создан в 1885 году для театрального представления "Цирк с клоунами, животными и акробатами", проходившего в Вольфахе в карнавальный понедельник . Маска тогда не использовалась, лицо натиралось белилами, но использовались атрибуты средневековых шутов - шутовской колпак с двумя длинными "ослиными ушами" и колокольчиками (Narrenkappe) и остроконечные ботинки с загнутыми носами (Schnabelschuhe). В конце 1950-х годов та же семья Краусбек передала Малому Совету сохранившиеся фестивальные костюмы и из них решили сделать карнавальную фигуру. Была сделана маска по образцу Schellenhansel, сделаны зубчики с бубенчиками на ногах, поясе, воротнике, на груди разместилась эмблема Ночного сторожа. Изначально фигуры "вооружались" средневековым карнавальным атрибутом - лисохвостом, сделанным из лисьего хвоста, привязанного к хлысту Hagenschwanz. Лисохвост часто встречается на южногерманских карнавалах. В 1980х годах вместо лисохвоста Mehlwurmhansel стали использовать привязанные к деревянным палочкам мешочки с мукой.




Nussschalenhansel создан на основании устных рассказов о деревянном карнавальном костюме середины XIX века. В 1960 году в местной газете написали объявление о возрождении костюма и попросили присылать скорлупу от орехов. В ответ поступило около 100 тысяч половинок от орехов! На один костюм уходит около 3000 половинок ореховых скорлуп, поэтому костюм тяжелый и при движении издаёт интересное пощёлкивание. В костюме нет колпака, но на голове есть ястребиное перо. На ногах соломенные туфли. За это время было перепробовано несколько вариантов масок по образцам XVIII века, но остановились на улыбающейся маске. У Nussschalenhansel очень интересный традиционный карнавальный инструмент - растягивающиеся деревянные ножницы, старая копия которых есть в местном музее. Ножницы вытягиваются на несколько метров и Nussschalenhansel ловко снимают с их помощью всё лишнее со зрителей, например шапки.



Alden Rungunkeln это главный персонаж написанной в 1787 году музыкальной комедии Георга Антона Бределина "Die Weibermuehle von Tripstrill" (“Мельница старых женщин в Трипстрилле"). Слово Rungunkeln это насмешливое и шутливое название пожилых женщин, поэтому, не смотря на внешнее сходство, к ведьмами они отношения не имеют и в руках у них не мётлы, а большие деревянные ложки для приготовления пищи. Старушенции носят черный платок с красными горошинами, который скреплен медной брошей, жакет из мелкой узорчатой ткани, темные перчатки, синий полосатый или клетчатый фартук, темную юбку, белые кружевные трусы, черные и красные полосатые шерстяные носки и соломенные туфли. В группе Alden Rungunkeln участвуют только мужчины. Во время парада они везут с собой передвижную «Мельницу старых женщин», внешне похожую на большую электромясорубку, в которую сверху загружают «старушек» Rungunkeln, а внизу из неё выскакивают прекрасные розовощёкие девочки. Для обслуживания мельницы Weibermuehle в группе есть еще несколько Мельников (Müller).



Комедийная музыкальная пьеса "Die Weibermuehle von Tripstrill" тесно связана с историей карнавала Вольфаха и является важной составляющей Freie Narrenzunft Wolfach. Начиная с 1803 года каждые пять лет в карнавальный понедельник делается постановка этой пьесы. Исполнившие её первыми артисты Wolfach Commedianten-Compagnie стали первыми Дураками Вольфаха и придумали в XIX веке все основные карнавальные традиции Freie Narrenzunft Wolfach. В большинстве немецких сказок о «Мельнице старух» женщина отказывается залезть в мельницу, когда узнает, что вместе с молодым телом ей придётся прожить заново свою прошлую тяжёлую жизнь. В комедии "Die Weibermuehle von Tripstrill" ткач, портной, сапожник, крестьянин и писец приводят к мельнику Киприану на его Weibermuehle своих опостелевших старых жён, которых он превращает в молоденьких девиц. После своего омоложения жёны ничего не хотят знать о своих мужьях-стариках, которым лишь остаётся оплакивать свой дурацкий поступок. Когда Дурак Hanswurst увидел всё это, он тоже захотел избавиться от своей надоевшей жены, но судьба обернулась против него… В 1929 году рядом с городом Клеброн был построен самый первый в Германии парк развлечений «Erlebnispark Tripsdrill» с аттракционом "Die Weibermuehle von Tripstrill".







Landsknechte ещё одна карнавальная фигура Вольфаха. Группа возникла из костюмов персонажей музыкальной комедии "Народное собрание при дворе графа Конрада Жаждущего", разыгранной на Карнавальный понедельник в 1927 году. Ходят они без масок в костюмах пеших наёмников времен императора Максимилиана I. «Солдат удачи» сопровождает группа «гражданских» в костюмах той же эпохи. Ландскнехтам отводится важная роль на самом первом карнавальном мероприятии - провозглашении Карнавала Fasnetsausrufen.

Карнавал в Вольфахе состоит из 12 событий, расписание которых сохраняется уже в течение многих десятилетий. Первое событие - Fasnetsausrufen – провозглашение Карнавала начинается в среду в 7 часов вечера и заканчивается далеко за полночь. Граф Конрад Жаждущий в костюме ландскнехта по средневековой традиции со свитка зачитывает текст о начале карнавала и призывает всех к веселью, пьянству и безумию. Во главе с группой Landsknechte, с факелами, барабанами, при оружии процессия сопровождаемая зрителями движется по городу, провозглашая наступление семи безумных дней в 12 местах, где поет Ночной сторож Вольфаха. Около замка к процессии присоединяются другие карнавальные группы и начинается большой ночной Праздник. В 9 утра в четверг Дураки направляются к школе, отпускают учеников по домам и запирают двери школы на большой замок.

В 10-30 утра Грязного четверга (Schmutzige Dunnschtig) начинается одна из трёх дурацких месс Elfemess (остальные две проходят в понедельник и вторник). В 1804 году граф Фюрстенбергский, правитель Вольфаха, запретил в три карнавальных дня наряжаться в костюмы до одиннадцатичассовой утренней мессы. Поэтому на Elfemess нельзя надевать традиционные карнавальные костюмы, поэтому нужно изменять их до неузнаваемости или надевать другие костюмы. В Elfemess участвуют и не зарегистрированные группы. Шумное шествие, как обычно с барабанщиками и оркестрами проходит по городу, где разыгрываются разные сценки. В этих шествиях активно участвуют дети, которым бесплатно раздают праздничные брецели – южногерманские крендели с солью.

В 2 часа дня Грязного четверга начинается одна из трёх кофейных вечеринок Narische Kaffee (остальные две проходят в субботу и вторник). Основными участниками этой процессии являются Кофейные тётушки KaffeeTante и барабанщики KaffeeTrommeln. Тётушки наряжаются в «буржуазные» черные костюмы XVIII-XIX веков, берут зонтики и ридикюли и выстраиваются длинной цепью. По традиции в этой колонне есть несколько мужчин «поклонников кофе», переодетых в кофейных тётушек. Целью кофейных парадов является посещение ресторанов и кафе Вольфаха. Сначала перед кафе выстраиваются более сотни барабанщиков одетых в белые костюмы кондитеров и начинают отбивать дробь. Сотня кофейных тётушек начинают чинно заходить в кафе, барабанщики в это время постепенно усиливают дробь, пока её ритм не превращается в жуткий и дикий барабанный бой, который внезапно заканчивается мощным ударом по барабанам, как только исчезнет в дверях последняя кофейная тётя. Внутри кафе тётушек начинают угощать пирогами, выпечкой, кофе и чем покрепче. После этого вся эта компания перемещается к следующему кафе. Ближе к ночи последним Narische Kaffee посещает городскую мэрию и мэра.

Еще одним карнавальными событиями Freie Narrenzunft Wolfach является Детский парад Kinderumzug и последующий бал Kinderball, проводимые во вторник (взрослый балл в субботу вечером). На детском параде самой яркой фигурой является огромная кукла „Brezelhans“, которая раздаёт детям бренцели и горячие колбаски. Так же утешительные брецели получают участники расформированных ранее карнавальных групп. Детские парады проводились всегда, даже во времена войн и тяжелых голодных лет.

Организуемый в понедельник дурацкий фестиваль Närrischer Festzug, на котором разыгрывается музыкальное комедийное представление Festspiels, так же относится к карнавальным событиям. Раз в пять лет разыгрывается "Die Weibermuehle von Tripstrill", ближайшая постановка которой ожидается в 2022 году. Традиция музыкальных театральных фестивалей во время карнавала возникла в Германии в XV веке, а возможно и раньше. В годы, когда не разыгрывается пьеса "Die Weibermuehle von Tripstrill" ставятся другие весёлые постановки. В 2019 году это была постановка Erich Kästner “Die Konferenz der Tiere”.

К большому сожалению, большую часть карнавальных событий мы во время поездки пропустили. Но зато участвовали в самом старом и самом известном мероприятии Freie Narrenzunft Wolfach утреннем пробуждении Wohlauf, проходящем в карнавальный понедельник Schellemêndig. Несколько сотен дураков рано утром собираются у городских ворот. Все одеты в белые ночные сорочки, ночные колпаки, чепцы, белые носки и тапочки. В руках у многих фонари со свечкой. У всех в руках всевозможные предметы для исполнения Katzenmusik: трещотки, свистки, колокольчики, рожки, крышки от кастрюлей, колотушки и многое другое производящее шум. Ровно в 5:30 в городе выключается всё освещение, город погружается в полную темноту, дураки зажигаются свои фонари, ударяют в инструменты и с жутким оглушительным шумом отправляются по городу. Процессию сопровождает телега, на которой стоит кровать, в которой спит благочестивый человек Wohlaufsänger (Wohlaufmaa) в белой ночной сорочке и колпаке. Около отеля Salmen процессия останавливается, шум замолкает, дураки поднимают высоко вверх свои фонари. Человек просыпается в своей постели, потягивается, смотрит недоуменно по сторонам и начинает петь песню, которая сообщает всем, что наступает День Дурака Narrotag

Wohlauf! Wohlauf!
Ihr Narren, hört, vernehmt und wisst:
Der Narrotag erstanden ist.
Der Tag fangt an zu leuchten
Den Narro wie den Gscheiten.
Der Narrotag, der nie versag!
Wünsch allen Narro e guete Tag!

Наше видео с песней Wohlaufsänger


Эта песня является пародией на старую песню, которую до сих пор исполняет Ночной сторож Вольфаха - символ города и Freie Narrenzunft Wolfach. Сразу же после окончания песни все ударяют в свои адские инструменты, Wohlaufsänger ложится в постель и процессия отправляется дальше по городу. Всего в Вольфахе 12 путевых точек, где поёт Ночной сторож во время обхода города. Там процессия останавливается и Wohlaufsänger снова поёт свою песню, каждый раз заканчивающуюся громким рёвом дураков. Последний раз песню поют во дворе замка и все расходятся по пекарням пить кофе и кушать свежие крендели и Röschele. Wohlauf - самое главное карнавальное событие Freie Narrenzunft Wolfach.





Проснулись мы в этот день, как и все остальные постояльцы нашего отеля, около пяти утра. Умылись, собрались. В начале шестого в отеле стали хлопать двери и мы выглянули в коридор. По коридору отеля шли улыбающиеся люди в ночных сорочках и колпаках с фонарями – передать наши ощущения от этого невозможно. На Wohlauf приезжают люди из других мест (зрелище ещё то – когда в машине сидит несколько белых «привидений»). Напомню что Freie Narrenzunft Wolfach не имеет списков и участвовать во ВСЕХ (!) мероприятиях могут все желающие. У нас с дочкой были белые врачебные халаты, сшитые накануне поездки белые колпаки и мы с ней приняли участие в этом преинтересном событии. Жена пыталась сделать фото и видео, но в темноте почти ничего не получилось. Эмоции, которые мы испытали с дочкой во время Wohlauf описать довольно сложно, но это было очень здорово! И каждый раз когда я вспоминаю нашу поездку, я снова слышу " Wohlauf! Wohlauf! Ihr Narren, hört, vernehmt und wisst..."

Последним карнавальным событием перед Пепельной средой является не менее яркий, чем Wohlauf парад носов Nasezug. Из-за плохой дождливой погоды жена с дочкой не смогли на нём побывать, но мне удалось посетить это забавное мероприятие. В 17 часов вторника Fasnetzieschtig у старой магнолии около городской стены собирается несколько сотен мужчин и мальчишек. Вид у них довольно дурацкий: "последнее пальто" - вывернутая наизнанку куртка, шляпа с деревянным стружкой-пером Reifschniiderspän и НОСЫ! Зрелище непередаваемое, конструкции носов настолько неожиданные что невозможно удержаться от улыбки. Так же каждый носоносец имеет инструмент для производства жуткого шума во время шествия. Возглавляет парад руководитель Nasezuganfuhrer c большой метлой и в широкополой остроконечной фетровой шляпе Heckerhutes -шляпе Санчо Пансы из карнавальной постановки 1849г. "Дон Кихот". Замыкает процессию не менее колоритная личность с огромным носом, торчащими усами и с огромным рогом, издающим жуткие звуки. Мужчины выстраиваются длинной цепью и под заунывную кокофонию звуков своих "инструментов", которую они называют NaseMusik, отправляются в зигзагообразный и неопределённый путь по городу, обходя все его закоулки и переулочки. Так же парад проходит насквозь через все городские кафе, рестораны, отели, где участников угощают солеными крекерами и пивом, поэтому через пару часов процессия становится очень весёлой, шумной и покачивающейся. Проходя мимо городского кладбища участники перестают шуметь, но громко ударяют по кладбищенской стене.










В Nasezug принимают участие только мужчины. Когда женщины начали тайно участвовать в этом параде точно не известно, но 1950г. во время шествия один из зрителей узнал свою знакомую, которую с шумом прогнали. После этого случая с каждым годом всё больше и больше женщин пытались пройти тайно вместе с мужчинами. Закончилось это тем, что около городского фонтана была установлена специальная карнавальная полиция NarrenPolizei, в задачи которой входило находить в процессии женщин и бросать их в фонтан, независимо от погоды. В случае если женщинам удавалось пройти полицию и дойти до городского моста через Кинциг им полагается за это дополнительная выпивка. Те женщины которых бросили в фонтан ведут там себя довольно энергично, стараются облить водой и участников, и полицию, и зрителей, которые в основном собираются именно здесь. Во время Nasezug-2019 лил такой сильный дождь, что это совсем никого не испугало. Из-за проливного дождя хороших фотографий у меня не получилось, но есть небольшое видео передающее атмосферу парада и купание женщин в городском фонтане
. Хорошие фотографии с Nasezug-2019 есть в Фейсбуке и на сайте http://www.bossenmaier.de/fotografie/fasnetregionales-und-ueberregionales-brauch...»







Через несколько часов Nasezug в приподнятом настроении собирается около старой липы во дворе замка. Под громкое нытьё носатых мужиков руководитель Nasezuganfuhrer, стоя на скамейке и размахивая метлой, начинает прощальную речь, которая оканчивается словами "scho again degege goht" ("всё ещё вернется" (?)), после этого несколько сотен мужиков издают жуткий вопль и Пятое время года, Карнавал, Фаснет, Фастнахт заканчивается.

Карнавал заканчивается, но не заканчиваются карнавальные события в Вольфахе! В Пепельную среду проходит последний двенадцатый парад - Мытьё кошельков Geldbeutelwäsche, событие связанное с оплакиванием своих кошельков, опустошенных Карнавалом. Подобные мероприятия проходят во многих карнавальных местах и уходят своими корнями в Средневековье. В Вольфахе эта традиция возродилась в 1924 году когда четверо молодых дураков с похмелья на Пепельную среду достали свои кошельки, собрали оставшуюся там после праздников мелочь, которой хватило на одну селёдку и четыре кусочка хлеба. Поставив посреди улицы стол и четыре стула они съели эту селёдку, после чего в сопровождении зевак направились к городскому фонтану помыть свои кошельки. С громким плачем и причитаниями кошельки были вымыты. В 1925 году на мытье кошельков пришло уже 7 человек и традиция стала развиваться. Стиральщиков Wäscher стало двадцать, они стали одеваться в траурные черные смокинги и цилиндры, плач был перенесён под стены налоговой инспекции, а кошельки с щетками привязывали к специальным палкам. Это мероприятие стало настолько популярным, что стало собирать до тысячи зрителей. После этого к традиции добавилось еще посещение мэрии с возвратом мэру ключей от города, переданных дуракам при открытии карнавала и вручением ордена "Большой крест нищеты". Заканчивается Geldbeutelwäsche в отеле Krone, где один из мойщиков говорит похоронную речь об ушедшем карнавале и великом горе всех дураков мира. После этого мойщики съедают солёную треску, заменившую со временем селёдку.

Кроме двенадцати основных событий Freie Narrenzunft Wolfach есть и другие интересные мероприятия. Например воскресные парады совместно с гильдиями соседних городов. В 2019 году такой парад проходил в Шильтахе и мы там интересно провели время. Narrenzunft Schiltach также входит в Ассоциацию VSAN и имеет несколько карнавальных фигур. Карнавальные группы из других городов представлены скромнее, но тоже очень интересны.




















Для сравнения хотелось бы еще упомянуть в этой части отзыва карнавал в Феллингене Historische Narrozunft Villingen, главное событие которого Большой парад в карнавальный понедельник мы посетили. Погода была не очень хорошая и мы провели там всего несколько часов. Гильдия Narrozunft Villingen была одной из самых влиятельных в начале XXвека и стояла у истоков Ассоциации VSAN, из которой она вышла в 1955 году. После этого гильдия почти не поддерживает отношения с другими карнавалами и не выезжала в другие города. Карнавал имеет 5 карнавальных фигур Narro, Stachi, Altvillingerin, Morbili, Wuescht, карнавальное животное Butzesel, оркестры, всадников, пикейщиков и других персонажей. Участвовать в карнавальных событиях могут только члены гильдии, костюмы очень-очень красивые, большое количество зрителей местных жителей, которые знают не только традиционное Narri-Narro!!!, но и множество местных стишков, песен, кричалок, за что и получат щедрые призы от участников парада. Это настоящий праздник для всего города, но нам парад в Филлингене показался скучнее и однообразнее. Карнавал в Вольфахе кажется простонародным, он более живой и динамичный.








Часть 3. О поездке



Летели а/к Победой до Баден-Бадена. Цены приятные, время вылета и прилёта удобные. В аэропорту больше часа проходили паспортный контроль и мы были далеко не последние в очереди к пограничникам. Проверяли обратные билеты, брони, отпечатки пальцев. Народ был в шоке. В аэропорту нас встречал мой институтский друг.
Сначала заехали в Баден-Баден. Я был там галопом в 2000 году и он меня тогда не впечатлил. В этот раз погуляли подольше и даже решили для себя в следующий раз запланировать там ночёвкуу. Город красивый, много интересных зданий и памятников. К 1 марта уже расцвели первые цветы на клумбах и на деревьях.





После Баден-Бадена мы поехали на машине в сторону Пфорцхайма к друзьям. Ехать решили не по автобану, а по краю Северного Шварцвальда. Виды очень живописные, я даже не ожидал, что будет так красиво. Мне казалось, что в этой части горы будут очень скромненькие, но были и долины с речками и мостами, и серпантины. Городки были украшены в связи карнавалом. Вечером у друзей посидели, поговорили ...
На следующий день мы поехали на машине по Северному Шварцвальду. Сначала посетили развалины монастыря Хирзау (Hirsau). Этот монастырь сыграл большую роль в духовной жизни Западной Европы. Первая церковь и монастырь св. Аврелия были построены здесь в 765 году, потом к Х веку всё пришло в упадок. В 1049 г. настоятелем монастыря стал Вильгельм фон Хирзау, создавший свод правил, на который ориентировались при обустройстве всех других бенедиктинских монастырей Западной Европы. К моменту окончания строительства в 1120г. монастырь был крупнейшим по площади в Германии, Австрии, Швейцарии и Эльзасе. В середине XV в. аббатство пережило второй экономический и духовный подъём. Вплотную рядом с монастырем герцоги Вюртембергские построили замок. В 1692 г. французские войска под командованием генерала Мелака разрушили и сожгли и монастырь, и замок. В таком разрушенном виде они сохранились до наших дней - остались только капелла св.Марии и смотровая башня (Совиная). Погода была дождливая, но мы с удовольствием побродили в одиночестве по развалинам. На мосту в Хирзау установлены скульптуры Петера Ленка - монах Вильгельм, генерал Мелак и рокерша на мотоцикле. Композиция весьма странная, как и все произведения Петера Ленка. В окрестностях Пфорцхайма слово " Hirsau " равносильно слову "дурдом".



После Хирзау мы поехали в Кальв (Calw). Очень симпатичный небольшой городок. Кальв является одним из 30 городов регионального маршрута немецкой фахверковой дороги на юге Германии, которая ведет от Мосбаха к Сасбахвальдену в Шварцвальде и Меерсбургу на Боденском озере. Ряд симпатичных фахверковых домов на рыночной площади и на соседних угловатых извилистых улочках до сих пор передают образ средневекового города. Более 200 зданий являются охраняемыми домами конца XVII века. Планировка города восходит к XIII - XIV векам, когда после всех городских пожаров новые здания вновь и вновь строились на тех же основаниях и подвалах. В 1877 году в Кальве родился Герман Гессе, получивший в 1946 году Нобелевскую премию по литературе. Это самый читаемый в мире немецкоязычный писатель XX века. Наибольшую популярность он получил со своим романом "Степной волк" в США во времена расцвета движения хиппи. В Кальве есть музей Гессе, по городу установлено много памятников, связанных с ним. Кальв нам понравился, но специально ехать в него возможно не стоит.





После Кальва мы направились в город Бад Либенцелль (Bad Liebenzell). Это небольшой курортный городок в Северном Шварцвальде. В 1900 году городской совет принял решение о создании курортного комплекса. Префикс Bad (курорт) город получил в 1926 году, после чего началось его бурное развитие. В 1928 году начался розлив воды "Liebenzeller Sprudel", в 1933 году начал работать открытый бассейн, в 1954 году было построено новое здание Курхауса, в 1968 году построены термы Paracelsus, которые были капитально отремонтированы и реконструированы в 2011-2012г.г. Обстановка в городе очень спокойная и расслабленная. В кафе мы заказали себе горохового супа с сосиской и пельмени-маульташен со шпинатом, а на десерт взяли фантастический шварцвальдский торт и кофе. После обеда совершив Verdauungspazierengang (пешая прогулка для улучшения пищеварения) по парку мы направились в термы Paracelsus-Therme Bad Liebenzell. Термы нам очень-очень понравились. В термальной зоне на улице много всяких приятных бурлилок, внутри тоже много всего интересного. Термы не большие, но и народу было немного, хотя мы были там в субботу днем. Детей тоже было терпимо. Мы с другом сходили в зону саун. Парилок немного, но хватает. На улице очень приятный прохладный бассейн. Раз в час банщики делают вливания на камни. Время пролетело незаметно, все замечательно отдохнули, уезжать совсем не хотелось. Ночевали опять у друзей. Вечером снова посидели, поговорили, послушали о жизни русских немцев в Германии.
Утром в воскресенье, попрощавшись с друзьями, мы сели на пригородный трамвай, на котором сначала доехали до Пфорцхайма, а потом до Бад Вильбада (Bad Wildbad). Для оплаты проезда в нашем путешествии мы использовали в основном баден-вюртембергский билет за 30 евро в день (2 взрослых + ребенок). Бад Вильбад это еще один курортный город в Северном Шварцвальде. Он существенно больше, чем Бад Либенцелль и известен как курорт с XV века. Там есть исторические термы Palais Thermal и термальный бассейн попроще Vital Therme. На горе рядом с Бад Вильбадом есть интересная смотровая башня Aussichtsturm, дорожка проложенная над деревьями Baumwipfelpfad и тунельная горка Rutsche. Но это всё интересно летом при хорошей погоде.



Немного погуляв по городу мы сели на автобус до города Фройденштадт. Сначала автобус поднимался на перевал. Вокруг лес, редкие деревни, снег. Шварцвальд очень красив, но за его красотой стоит огромный человеческий труд - все кругом расчищено, размечено, деревья аккуратно собираются и вывозятся на дрова. И никакого бурелома и валежника. Спуск с перевала к Фройденштадту проходил уже без леса.
Город Фройденштадт (Freudenstadt) имеет короткую, но не простую историю. Основан герцогом Фридрихом I в 1599г. как город-крепость для военной экспансии герцогства Вюртембергского на запад - город очень удобно расположен на пересечении долин Северного Шварцвальда. Была спроектирована квадратная планировка города, все улицы строго параллельны и перпендикулярны как по линеечке. В центре города планировалась изначально небольшая квадратная торговая площадь. Потом планы строительства много раз менялись и в центре решили строить замок. Но все эти планы так и не были реализованы. В 1610 году вспыхнула чума, унесшая более половины жителей. В 1632 году случился пожар, который из-за особенностей планировки города уничтожил более половины зданий. Во время Тридцатилетней войны императорская армия продолжила разрушение города. Население города сократилось до нескольких десятков человек. В 1635 году опять началась чума и город обезлюдел. В 1667 году герцог Эберхард III опять начал строительство города-крепости. Строительство заложили с большим размахом на большой территории. Потом герцог умер, его наследник решил прекратить стройку, а население понемногу растащило крепость на хозяйственные постройки. Но город развивался, были построены железные дороги и к началу XX века Фройденштадт стал всемирно известным курортом. Во время Второй мировой войны рядом с городом на горе был построен командный центр Западного фронта. 16 апреля 1945г. город неожиданно подвергся сильнейшей бомбардировке, 95% зданий были разрушены. После окончания войны после долгих дискуссий город был восстановлен в прежних размерах и благодаря этому приобрел свою главную свою достопримечательность - самую большую центральную площадь в Германии - 4,5 гектара! Площадь действительно огромная, с магазинами, отелями, ресторанами, фонтанами, детскими площадками, футбольным полем. Естественно на такой площади устраивается множество всяких мероприятий и праздников. Рядом с Фройденштадтом есть ещё популярный курорт Байрсброн. Многие туристы выбирают Фройденштадт для отдыха в Северном Шварцвальде, но лично я этим городом не проникся. Может просто погода нам досталась не очень хорошая, было холодно и ветрено, поэтому нам хватило одного часа на осмотр города. После этого мы сели на местный дизель-электропоезд и отправились по восхитительной долине Кинцигталь в Вольфах.



Основная долина Среднего Шварцвальда (Mittleren Schwarzwald) - Кинцигталь (долина реки Кинциг) является границей между Северным Шварцвальдом (NordSchwarzwald) и Южным Шварцвальдом (SüdSchwarzwald). Во времена Римской империи долина имела большое военное и торговое значение, по ней проходила дорога из Аугсбурга в Майнц, поэтому в долине много развалин римских крепостей. Наибольшего экономического расцвета долина достигла в XV - XIX веках за счет лесосплава. Лес из Шварцвальда сплавлялся по реке Кинциг (самая большая и глубокая река рейнского бассейна Шварцвальда) в Рейн, а затем в Нидерланды и Англию. Сваи на которых стоит Амстердам родом из Шварцвальда, торговый и военный флота Англии и Нидерландов в XVIII веке так же были построены из шварцвальдского леса. Сплавляющие города Вольфах и Шильтах, возникшие при впадении в Кинциг рек Вольфах и Шильтах, имели от правителей исключительные права на экспорт древесины и поэтому процветали. В этих городах есть музеи лесосплава, а летом проводятся состязания на плотах. Во время фастнахта в городе Шрамберг устраивают презабавный парад на плотах Da-Bach-na-Fahrt по реке Шильтах. Долина Кинцигталь очень живописная, хотя горы здесь пониже, чем в северном и южном Шварцвальде. Ехать на поезде по построенной в XIX веке железной дороге Kinzigtalbahn было настоящее удовольствие. Дорога это однопутная, не электрофицированная, с туннелями и виадуками, соединяет города Фройденштадт и Хаусах. Во Фройденштадте в поезд село много молодёжи в разнообразных карнавальных костюмах, с громкой музыкой и с сумками полными разных "напитков". Вся эта большая и шумная толпа вывалилась в Альпирсбахе, где должен был состояться воскресный парад, а мы спокойно доехали до Вольфаха, где оставили свои вещи в отеле и отправились на воскресный парад в Шильтахе.
Город Вольфах находится в месте впадения реки Вольфах в Кинциг и относится к округу Ортенау. Первое упоминание о городе относится к XI веку, хотя уже в I веке здесь были римские укрепления на дороге из Ротвайль в Оффенбург. Название города и реки связано с дворянским родом Вольфахов и их замком Schlössle , расположенным раньше на горе рядом с городом. Гербом города в наши дни является печать лордов Вольфахов - Wolfsangel. Из-за своего расположения в сужении долины первоначально город жил за счёт торговли. До сих пор в городе сохранились широкая рыночная улица, ворота XII века, замок Фюрстенберг XV века. В XV веке жители города занялись лесосплавом, а в 1500 году получили исключительные права на экспорт древесины. Владельцы леса в Кинцигталь и соседних долинах вынуждены были продавать лес Объединению лесоторговцев Вольфаха, а они занимались дальнейшим сплавом леса по Рейну. Объединением лесоторговце было построено много технических сооружений для сплава леса, многие из которых сохранились до наших дней. Сплав процветал в XV - XVI веках, но особенно в XVIII веке, когда Англия и Нидерланды строили свои флота. Строительство железной дороги Kinzigtalbahn, которая с тех пор осуществляет перевозку древесины быстрее и дешевле, положило конец этой древней торговле и в 1894 году в реку Кинциг спустили последний плот. Вырубка леса все эти годы велась настолько интенсивно, что к началу XX века Шварцвальд обеслесел, основных породы - бук и пихта были полностью вырублены. Сейчас основной породой Шварцвальда стали ель и сосна, что привело к серьёзным экологическим проблемам в регионе из-за закисления почв. Каждые два года летом в Вольфахе проводится фестиваль плотов Großes Floßhafenfest. Хотя город и процветал из-за лесосплава, но войны и пожары сводили на нет все усилия его трудолюбивых жителей. В XVI-XVIII веках город несколько раз был захвачен и разрушен. После каждого освобождения жители восстанавливали свой город в первоначальном виде. Но гораздо больше разрушений, чем войны городу принесли пожары. Несколько раз город почти полностью выгорал, поэтому самые старые дома в городе относятся к XVI-XVII векам. В память о пожарах в городе до сих пор сохранилась традиция Ночного сторожа, который всю ночь с алебардой и фонарем ходит ночью по городу. "Hört ihr Leut' und lasst Euch sagen..." - звучит по ночным улицам и переулкам Вольфаха. В XIX веке город Вольфах стал развивать туризм. Минеральные ванны, чистейший воздух, красивые пейзажи и усилия горожан закрепили за городом статус курорта, в 1912 город был признан "самым красивым городом Шварцвальда". И конечно Вольфах считается одной из самых традиционных цитаделей швабско-алеманнского карнавала, потому что только в нескольких местах швабского региона можно найти такое разнообразие карнавального фольклора. Отелей в городе немного. В расположенном на главной улице Hotel Krone, который так же является штаб-квартирой вольфахского фастнахта мест не было. Мы ночевали в Kurgarten-Hotel. Отель понравился, немного старомодный, но в этом тоже есть определенный шарм. Трехместных номеров в отеле нет, поэтому пришлось бронировать два номера. Бронирование кстати получилось сложным и увлекательным. На сайте отеля написано, что детям предоставляется скидка 50%, но ни сайт отеля, ни разные букинг.ком эту скидку не давали. Пришлось долго с ними перезваниваться и переписываться (спасибо нашим немецким друзьям), в результате на визу пришлось нести всю эту переписку. В отеле есть бассейн, но мы туда не пошли, а провели вечер в прогулках вдоль реки Кинциг. Завтрак в отеле обычно в 8 утра, но в связи Schellenmöntig столы были накрыты к 6 утра.





После завтрака мы покинули чудесный город Вольфах и в 7:50 уже были на автобусной остановке. Транспортный баден-вюртембергский билет в будни действует с 9 утра, но в отеле нам выдали транспортную карту KONUS, с которой мы доехали сначала на автобусе до Хаусаха (Hausach), где встретили безумный оркестр Katzenmusik, а оттуда на региональном поезде Карлсруэ - Констанц отправились до крупнейшего города Шварцвальда Филлингена-Швеннинген (Villingen-Schwenningen). Железная дорога от Оффенбурга до Зингена - Badische Schwarzwaldbahn была построена в XIX веке, общая протяженность 150 км, набор высоты 650м, 39 тоннелей, виадуки и мосты. От Оффенбурга до Хаусаха дорога идет по долине Кинцигталь, а потом сворачивает в долину реки Гутах - Гутахталь. На участке протяженностью 38км от Хаусаха до Санкт-Георген поезд набирает 564 метров высоты! Для этого построен сложнейший серпантин, состоящий из нескольких петель и проложенный в основном в тоннелях. В Триберге есть так называемый «вид на три полосы» (Dreibahnenblick) , с которого отчетливо виден этот участок маршрута. Поезд проходит этот участок очень медленно, вагоны жутко скрипят, уши закладывает. Badische Schwarzwaldbahn признана объектом культурного наследия. В Филлингене из-за плохой погоды вместо запланированных 4-5 часов мы провели всего один час. Посмотрели немного исторический парад Narrozunft Villingen, на осмотр города сил не хватило. Купили около вокзала в бакерии кофе и два огромных куска Шварцвальдторт, сели в поезд и поехали в Констанц в надежде найти там вместо дождя и ветра солнце и тепло, но...
Погода в Констанце оказалась не лучше, с Боденского озера дул сильный и холодный ветер, накрапывало. Приехали мы около двенадцати и отправились сразу в отель. В Констанце мы остановились в отеле Hotel Gästehaus Centro прямо напротив железнодорожного вокзала. Отель понравился, чисто, приятный персонал, хороший завтрак, в нашем трехместном номере была миникухня с холодильником. Оставив рюкзаки в отеле, мы пошли в город. Из-за плохой погоды мы изменили свои планы и решили пошопиться в понедельник, а осмотр города отложить на вторник. Но вместо того, чтобы пойти в нормальный Karstadt мы зачем-то пошли в торговый центр LAGO, где потратили кучу времени и сил и ничего не купили. В то время пока мы бродили по LAGO в городе проходил карнавальный парад, хотя на сайтах посвященных фаснахту я про него информации не видел, и очень расстроился, когда узнал, что пропустил это мероприятие. К вечеру понедельника от карнавального парада осталась куча веселящейся молодежи, дискотека на площади Marktstätte и несколько блуждающих по городу оркестров, а когда ближе к 11 вечера начался сильный ливень вся эта толпа устремилась в МакДональдс, расположенный на первом этаже под нашим отелем. В связи с фастнахтом город был украшен растяжками, куклами ведьм разной степени ужасности. Констанц входит в ассоциацию швабско-алеманнских карнавалов, поэтому в городе много скульптур, посвященных фаснахту.





Вспоминая наше посещение терм в Бад-Либенцелле мы решили провести вторую половину понедельника в термах Bodensee-Therme Konstanz. Дождик к этому времени прекратился, иногда выглядывало солнце, но ветер был неприятный. Термы эти намного больше чем в Бад-Либенцелле, но в них не оказалось самого главного - термальной воды, поэтому их следует назвать аквапарком. В термах есть большой панорамный бассейн на улице с бурлилками, речкой и с замечательным видами на Боденское озеро и Альпы, но из-за ветра там было не очень комфортно. Внутри тоже есть большой бассейн с разными развлечениями и кучей детей, но в воде ощущалась хлорка. Еще внутри был небольшой теплый бассейн с бурлилкам - вот там нам понравилось. В зоне саун было много народа и очень не хватало прохладного бассейна. Время в термах мы провели неплохо, но особого удовольствия не получили. После терм жена с дочкой отправились отдыхать в номер, а я еще несколько часов погулял по городу, посмотрел на веселящуюся молодежь, попил пива, послушал оркестры, дошёл до Швейцарии, но внезапно начавшийся ливень вернул меня в отель к семье. Утром, хорошо позавтракав в отеле, мы оставили там вещи и отправились гулять по городу. Трёх часов нам хватило чтобы не спеша обойти основные достопримечательности в центре, дойти до порта, полюбоваться на Боденское озеро и "восхититься" очередным творением Петера Ленка - "Империей". После этого мы удачно пошопились в Karstadt, там же пообедали и в 14 часов уже сидели в поезде до Оффенбурга по знакомой нам дороге Badische Schwarzwaldbahn.





При отъезде из Констанца погода была холодной, но солнечной, поэтому мы решили поехать сначала в Вольфах на Парад носов. Но чем выше мы поднимались в горы, тем хуже становилась погода, в Филлингене уже лил сильный дождь, а на перевале в Санкт-Георгене начался снег с дождем. Когда мы проехали все петли и выбрались из туннелей в долину Гутахталь, погода нас окончательно расстроила - поливало как из лейки. Пропускать Парад носов мне не хотелось и мы решили разделиться. Жена с дочкой, получив подробнейшие инструкции, поехали в Оффенбург, где у нас была забронирована последняя ночь. А я вышел на станции Хаусах, чтобы пересесть на знакомую мне дорогу Kinzigtalbahn и доехать до Вольфаха. Но здесь при всём моём уважении к немецким железным дорогам меня ждал неприятный сюрприз. Поезд на Вольфах уехал за 2 минуты до моего прибытия, а следующий должен был отправиться через час. На платформе сидеть было не интересно, поэтому я вышел на улицу рядом со станцией. И здесь меня ждал очень приятный сюрприз – на пешеходной дорожке я увидел указатель на Вольфах с расстоянием всего 5 километров. Так как я каждый день хожу до работы 6-7 километров, то это расстояние меня не только не испугало, а даже обрадовало. Дождик к этому времени затих, до Парада носов оставалось 1,5 часа. Вообще Шварцвальд славится своими пешеходными маршрутами, среди которых есть несколько на большие дистанции. Самый известный маршрут Westweg из Пфорцхайма в Базель. Маршрут был проложен в 1900 году – это самый старый туристический маршрут Шварцвальда. Его протяженностью 285 км, промаркирован он знаком – красный ромб на белом фоне. Westweg является частью европейского пешеходного маршрута Е1 от мыса Нордкап на севере Норвегии до Сицилии. Проходит он и через город Хаусах, но с моим направлением на Вольфах он не совпадал. Меня же ждала прекрасная асфальтированная дорожка с кучей указателей рядом с не оживленной автодорогой. Других пешеходов я не встретил, но велосипедисты попадались. Это была замечательная прогулка вдоль реки Кинциг. Лес в Кинцигталь лиственный, поэтому зелени особо не было, но дышалось легко и приятно. По дороге посмотрел на слияние рек Гутах и Кинциг, а так же на разные речные технические сооружения оставшиеся от времен лесосплава.







До Вольфаха я дошёл за час, потом ещё немного погулял по городу до начала парада. Атмосфера в городе была приподнятая, в ресторанчиках было шумно и очень-очень колоритно. Потом начался Nasenumzug, потом жуткий ливень и я не дождавшись окончания парада уехал в Оффенбург. Да и за девочек своих переживал. В Офенбург я приехал около 19 часов и вполне мог успеть на Verbrennung der Strohhexe - сжигание соломенной ведьмы - одно из главных событий оффенбургского фаснахта. Дождь поливал как из ведра, поэтому я решил доехать сначала на автобусе до отеля, но сел не на тот автобус, потом пешком выбирался из промзоны. Девочки меня ждали в номере, гулять в город из-за плохой погоды они не пошли, но сходили в ALDI, где купили еды на ужин. В Оффенбурге мы остановились в отеле B&B Hotel - современная ничем ни примечательная коробка, неудобно расположенная для тех, кто без машины. Поужинав, я пошёл в город в надежде увидеть что-нибудь карнавальное, тем более что дождь почти закончился. В центре города около 20:30 вечера было уже тихо и спокойно, гуляли редкие прохожие, молодёжь немного праздновала. Следов от сжигания Strohhexe я не нашёл, а может и не было ничего под таким проливным дождём. Нашёл, правда, два места – что-то типа кафе и большого зала между которыми по улице бегали туда сюда «оффенбургские ведьмы», но на входе в эти здания стояли крепкие охранники и я туда не пошёл. Сам город Оффенбург толком рассмотреть не удалось, но к тому времени впечатлений от поездки уже хватало.
Утром позавтракав в номере остатком ужина, мы зашли в LIDL купить «сувениры» - сыры, колбаски, конфетки. Доехали на поезде до Баден-Бадена, потом автобусом до аэропорта. В аэропорту долго колдовали над рюкзаками и сумкой, чтобы вписаться в оформленные 10 кг багажа. К большому сожалению, в аэропорту нет места, где можно самому взвесить багаж, это было неудобно и напрягало. В результате забыли переложить мягкие сыры в багаж, и восемь славных кусков камамбера и бри остались на стойке при прохождении безопасности. Потом выпили по прощальной бутылочке пива и полетели в Москву.

Narri! - Narro! карнавал в Шварцвальде

Фотоальбом //f.otzyv.ru/photoalbum.php?id=4496:61565
 Сообщить модератору



Цитата:

Наконец в 16 ноября 2024г. 13 самых больших гильдий на встрече в Филлингене организовали


1924?
Конечно 1924г. К сожалению, не успел вовремя отредактировать отзыв. Если только модераторы помогут.
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Четыре дня в Шварцвальде и окрестностях (часть 2)
2Четыре дня в Шварцвальде и окрестностях (часть 1)
3Ницца. Карнавал в подарок
4Weekend на беговых лыжах в Шварцвальде (Фельдберг)
5Зимняя семейная поездка в Шварцвальд
6Карнавал в Ницце 2014 или Le MasleNizza!
7Карнавал в Люцерне
Отдых в Германии
Германия: отели
Отели Вюрцбурга
Отели Гамбурга
Гармиш-Партенкирхен
Грайнау
Погода в Германии
Горнолыжные туры
Рейтинг отелей:
127.Maritim 5
128.Goldener Loewe 5
129.Weierich 5
130.Viva Sky 5
131.Garni Brugger 5
132.Amber Residenz Bavaria 5
133.Hotel Am Hofgarten 5
лучшие отели Германии
Фото отелей:
64.Hotel am Peterstor, Германия [14]
65.Novotel Muenchen City, Германия [14]
66.Berlin, Германия [14]
67.Novum Hotel Munchen Am Hauptbahnhof, Германия [13]
68.Derag Livinghotel Maximilian, Германия [13]
69.Novotel Muenchen Airport, Германия [13]
70.Fantasia, Германия [13]
Популярные отели:
309.Villa Rein отзывы
310.Clausings Posthotel отзывы
311.Golden Leaf Hotel Perlach отзывы
312.Landgasthof Zur Post отзывы
313.Wannsee-Hof отзывы
314.Hotel Amadeus отзывы
315.Hamburg Novum отзывы
Отзывы по отелям:
71.Германия, Wallis [3]
72.Германия, Best Western Berlin-Kurfuerstendamm [3]
73.Германия, Smart Stay Hotel Schweiz [3]
74.Германия, Europa Hotel [3]
75.Германия, Mercure Hotel Duesseldorf Seestern [3]
76.Германия, Atrium Charlottenburg [3]
77.Германия, Novotel Muenchen Airport [3]