05.04.19 11:25:26
Опять +25 или Крит в марте. Ханья. АвтомобильОценка: 4
Время отдыха: март 2019

Опять +25 или Крит в марте. Ханья. Автомобиль.



Годовая шенгенская виза заканчивалась в начале апреля. Зима была позади, а душа стремилась к свету и теплу. В кастинге Палермо-Ханья победила последняя - тешили себя надеждой возможностью искупаться. Увы, в это время года Крит лишён свей главной прелести – пляжного отдыха. Оставалось зависать в кабаках или кататься по острову в поисках приключений. Не всё получилось как задумывали, а как получилось, о том не пожалели. Но обо всём по порядку. Для начала скажу, что отчет пишется через призму автолюбителя, поэтому он предназначен в первую очередь для этой категории читателей.



После непродолжительных поисков я остановился на варианте апартаментов NAIS APARTMENTS в Ханье. Фотографии и отзывы на различных ресурсах подкупали. Насколько я понял по мониторингу графика бронирования номеров, поселится здесь очень проблематично. Нам помогло то, что наш отпуск приходился на мёртвый сезон и то, что мы первый раз списались с владельцами напрямую ещё за 4 месяца до срока. За месяц до приезда я переслал им однодневную предоплату (посредством western union), а основные деньги отдал наличкой по приезду.

Aegean Airlines я летал и раньше, но тогда они не были лоукостерами. Багаж на этот раз я не брал и поэтому меня интересовал вопрос - насколько придирчиво смотрят греки на ручную кладь, проносимую с собой в салон самолета? Оказалось, что размеры их практически не волнуют (другие пассажиры проносили такие баулы, что мама не горюй), главное, чтобы вес не превышал 8 кг.
Перелет туда-обратно со стыковкой в Афинах (50 минут и час тридцать соответственно) прошли буднично. Порадовали предложения на борту вина, пива и скромный перекус, на что я уже не рассчитывал.
От аэропотра Ханьи до города ходит бюджетный автобус (https://www.e-ktel.com/en/services/online-ticket-reservation?view=search – 2,5 евро), который за 20 минут доставляет до автостанции в центре старого города. Я немного поскандалил с водителем, который категорически не соглашался пропустить нас в салон автобуса с нашим более чем скромным багажом – нам требовалось выйти немного пораньше, и я предполагал об этом договориться. Поэтому после размещения наших вещей в багажном отделении нам пришлось ехать до конца, а потом минут 15 возвращаться пешком. При том, что пассажиров в автобусе было человек десять, такая упёртость водителя вызвала недоумение. К моему большому изумлению в середине маршрута к нам подсел контролёр, который проверил у всех билеты.
У входа в здание отеля, за столиком, сидела девушка. Когда мы подошли, она быстро встала и представилась - Афанасия.

NAIS APARTMENTS. Ханья.

(https://www.airbnb.ru/rooms/17806623?adults=1&toddlers=0&guests=1&s=JR8HBEc5 )

Замечательные апартаменты на самом берегу совсем недалеко от старого города. Если вам удастся здесь поселиться - считайте, что вам повезло. Ими заправляют брат с сестрой лет 23-27 (Михалис и АфанасИя), с ними хороший английский и даже несколько слов по-русски.
Номера оборудованы всем необходимым - wi-fi, стиральная машина, TV, холодильник, утюг, фен, кофеварка, варочная панель с грилем и не помню что ещё . Есть лифт на верхние этажи.
Батареи, что можно увидеть на фотографиях – бутафория. Не уверен, что их вообще когда-то подключали. А для прохладного межсезонья есть два инвертора, которые быстро нагреют апартаменты. В жару они же их охладят.
У нас были небольшая изолированная спальня (метров 9) и большая гостиная+кухня (метров 30-35); через большие раздвижные стеклянные двери есть выход на огромную угловую лоджию, на которой помимо стола с лавками можно поставить лежаки, чтобы загорать не отходя от кондиционера : ).
У отеля есть 3 персональных паркоместа, а на улице taxfree места для тех, кто не уместится. Михалис любезно позволил пользоваться внешним краном со шлангом, с помощью которых можно ополоснуть от дорожной грязи автомобиль. Я так и не понял как правильно заезжать на стоянку отеля – все подъездные пути к нашему новому жилью закрыты “кирпичами”. Я посмотрел как сюда заезжают сами греки и больше не напрягался.
У нас был постоянный контакт с владельцами. На первом этаже они ремонтировали помещение, готовясь к сезону, так что если что-то требовалось, то можно было со своей проблемой просто спуститься вниз.
Мы жили на верхнем, четвертом этаже, в номере с огромными панорамными окнами с фронтальным видом на море. Спокойным утром можно любоваться прозрачными водами (в 50 метрах справа есть небольшой песчаный пятачок для входа в море для купания), когда море волнуется, мы смотрели как два баклана прямо под нами ловят рыбу, а когда море штормит, мы с восторгом наблюдали как волны с силой разбивались о набережную и поднимали брызги выше фонарных столбов. Находясь в нашем номере мы чувствовали себя зрителями в ложе на представлении, которое давала сама Природа!
Слева и справа находятся многочисленные кафе и таверны. Правда, мы подсели на кафе в 14 км от апартаментов (что ж, бешенной собаке 100 верст не крюк :) ).




Т.к. остров относительно небольшой я решил не брать машину на весь срок пребывания. Первые дни мы посвятили городкам Ретимно и Ханье. Они чем-то похожи между собой – у обоих маяк, гавань, старые запутанные улочки, а исторический центр из конца в конец можно пересечь пешком за полчаса.
Девушка-соседка в самолете подсказала, что в Ретимно в эти дни проходит известный фестиваль (http://www.rethymnoselfcatering.com/rethymno-carnival.html и https://www.rethymno.guide/news/491-rethymno-s-carnival-2019-the-carnival-of-crete# ) куда мы и отправились. И действительно, уже в автобусе с нами ехал разнаряженный народ. Центр города бурлил и переливался от карнавальных костюмов горожан и гостей. Многие девушки маркером отмечали свой кончик носа и добавляли полоски-усы, изображали, таким образом, кошечку. А четверть парней и молодых мужчин облачались в платья и типа, бальные зелёные пачки. Кого они изображали я не понял, но в основном это были не сексуальные меньшинства, хотя и эти друзья тоже присутствовали. Большую часть парада мы пропустили, т.к. застряли в таверне, но парад был только прелюдией к основному действу. Праздничные толпы растеклись по всему городу, заполнили все кафе, чтобы к вечеру вернуться и оторваться на празднике по полной. Глядя на расставляемые на всех углах улиц многоваттные колонки, я откровенно жалел местных жителей из центра, которым в эту ночь не удастся уснуть.



Ближе к сумеркам мы переместились к автовокзалу, где нас ждала засада. Надо сказать, что мы без проблем купили билеты до Ретимно и обратно, но обратные билеты были с открытой датой (до завтрашнего дня) и без места. Это было странным, но тогда не особо насторожило. Зря! Второй момент – в интернете было указано одно расписание, на стойках автостанции лежали листки с другим расписанием. По факту автобусы отходили по третьему графику. Когда мы подтянулись к автовокзалу, то я обратил внимание на повышенное количество ожидающих пассажиров. Перекинувшись несколькими словами с гречанками-распорядительницами, мне стало ясно, что будет жарко. Распорядительницы на автовокзале – это особая каста сотрудников, которая призвана следить за порядком. Их человек 6-7, этакие гвардейские девахи лет до тридцати телосложения Рубенс++. Они активно перемещаются по стоянке, оттесняют пассажиров с проезжей части, истошным голосом выкрикивают название направление автобуса и решают – когда подавать автобус под посадку и когда посадку прекращать. Народа, отправляющегося в Ханью, было явно больше, чем могло поместиться в автобусе. Когда через час ожидания подкатил наш автобус, то беспечные европейские туристы ещё сидели на стульчиках и уплетали сэндвичи. Мы и местные греки бегом заняли позицию напротив входных дверей и в первых рядах влились в салон автобуса. Стоячих пассажиров водитель автобуса в салон не брал, поэтому человек 30 остались за его пределами, ещё час ожидая следующего автобуса. Не факт, что они на нём уехали. Может в другие дни ситуация не настолько грустная, но общая организация автобусных перевозок вызывает недоумение. Почему нельзя разводить автобусы по платформам или хотя бы поставить номерные столбики с расписанием движения? Почему одному диспетчеру нельзя по громкой связи объявлять направление всех отбывающих автобусов? Почему нельзя определиться с регистрацией мест на билетах? Думаю, что тогда бардака было бы поменьше, однако после этого часть персонала пришлось бы сократить.
Один день мы полностью посвятили Ханье. Прошлись по всем её культовым точкам, которых к слову не так много. Посетили сувенирные и прочие магазинчики, рынки и т.д. Городок небольшой, поэтому за время нашего пребывания мы пересекли его старые кварталы раз 10. Честно говоря, я не увидел ни одного места, которое бы меня зацепило. Если бы не машина, то через 3 дня я бы здесь волком взвыл.



Ещё одно наблюдение. В городе огромное количество автосалонов. Все улицы и площади Ханьи заставлены машинами. Однако стоит выехать пару километров за пределы города, как шоссе пустеет. Такое ощущение, что машина критянам требуется для перемещения в пределах города или для своего имиджа.
Ездят критяне не по правилам, а по понятиям. Если дорога свободная, а впереди тащится тихоход, то он обгоняется без темни сомнения (через двойную сплошную). Грешат греки и проездом на красный свет, а скоростной режим выдерживают только перед обозначенными камерами. Если водитель не торопиться, то он выезжает за край дороги, за сплошную боковую, и спокойно болтает по телефону. В деревнях критяне любят остановиться друг напротив друга, типа, поболтать и не особо торопятся освобождать проезд для других машин. В городе много поцарапанных или помятых автомобилей и при этом я за все время видел всего две патрульных машины и ни одной аварии.

На четвёртый день на Крите нам должны были подогнать машину. Ещё в России я списался с одной рентной компанией, по которой нашёл хорошие отзывы. Вернее, я написал письмо, рассчитывая на быстрый ответ. Однако он пришел только через двое суток, когда уже казалось, что компания приказала долго жить. В письме я не стал делать заказ, чтобы с меня не затребовали оплату, но задал вопросы про страховку, депозит и варианты получения-возврата автомобиля. В частности предполагалось взять машину в городе, а вернуть в аэропорту, но платить за это 20 евро дополнительно мне не хотелось. Думалось, что в низкий сезон на доплату за перемещение авто на 20 км закроют глаза. Так оно и получилось. С некоторой задержкой ответ пришёл - мои условия и цена компании всех устроили и мне прислали по мылу номер нашей заявки. За 10 минут до времени подачи мне позвонили по Whatsapp (здесь также активно используют как Whatsapp, так и Viber), я глянул в окно и увидел подъехавший автомобиль. Это был Suzuki Boleno.

Rent car “Kappa” (https://www.auto-kappa.gr/booking.html )

Компания оказалась вполне адекватной. Для проживающих в Ханье она удобна наличием офиса метрах в 300-х от аэропорта (отдельный павильончик). Мне подогнали авто к отелю, а вернул я его в аэропорту. Т. о. такси с утра нам не потребовалось. Я взял полную страховку за разумные деньги, что позволило обойтись без резерва депозита на карте и без франшизы. Дополнительно я взял страховку на прокол шин, т.к. предполагались продолжительные поездки по грунтовкам. 8 суток аренды суммарно обошлись в 195 евро, т.е. около 25 евросутки.
Нам досталась машина с пробегом 29 тыс. хотя, imho, по субъективным ощущениям, он в 2-3 раза больший. Гидроусилитель руля работал с небольшими рывками, поздние тормоза (все боялся кому-нибудь въехать в зад), сцепление тугое, динамика разгона вялая. Машина была поцарапана по всей нижней кромке, но салон был чистым, кондиционер холодил, гнездо прикуривателя на подзарядку работало, да и остальные узлы функционировали вполне сносно. Клиренс был маловат, и иногда я чиркал ухабы пластиковой защитой картера двигателя. Создалось впечатление, что греки грешат скручиванием пробега. Я попытался по VIN пробить год выпуска машины, но выяснил только, что она была произведена в Индии (!). Хотелось бы дизель (бензиновый движок на высоте плохо тянет), но он уже дороже, а счастья в виде дизельного авто от щедрот, как в других компаниях, мне здесь уже не досталось. И тем не менее, я проехал на этой машине по горным серпантинам 1200 км и претензий к ней не было.
Формальности по передаче авто заняли 5 минут - потребовалось показать национальные права и паспорт. Столько же времени понадобилось, чтобы вернуть автомобиль. Когда сотрудник компании сказал, что прием работает круглосуточно (на сайте компании сказано, что офис открывается в 5:30 утра) я не поверил. Зря. В день отлета, рано утром, сотрудник компании ждал нас на въезде в парковку. Он обошел кругом авто, посмотрел указатель топлива в баке (нам передали авто с наполовину заполненным баком - я вернул чуть больше), нас пересадили в фургончик и подкинули до аэропорта. Вся процедура заняла 5 минут. При раннем вылете в 6:45 такой сервис очень радует.


Итак, у нас была машина, но погода в этот день испортилась. Если накануне было +25 (это в марте-то!), то в тот день температура опустилась до +15, небо заволокли тучи и поднялся ветер. Мелкий моросящий дождь добавил негатива. Погоду на Крите я мониторил на местных ресурсах. Греческие синоптики подстать нашим по несколько раз на дню переписывали прогноз, но на предстоящие два дня, к сожалению, угадали : ).
Посмотрев свою карту маршрутов, подготовленную ещё дома, я выбрал самый короткий вариант поездки по полуострову Акротири, чтобы по минимуму выходить из машины и мокнуть. Дороги оказались пустынными и навигатор при построении маршрута не особо глючил, поэтому мы достаточно быстро оказались в районе пляжа Ставрос (35.589624, 24.098343).



Идею подняться в пещеру Lera я откинул сразу. Во-первых, проход к ней был перегорожен (впрочем, обойти заграждение можно спустившись к воде), во-вторых, карабкаться по глине и скользким камням не очень хотелось. Поэтому мы просто погуляли по местам, в которых снимался культовый, очень не голливудский, фильм “Грек Зорба”. Этот фильм о жутких местных обычаях, от которых по коже бегают мурашки, и о двух бестолковых чудиках, которые в конце фильма явили миру новый танец - сиртаки, ставший не только национальным достоянием Греции, но и существенным вкладом во всю мировую культуру. Занятна и история постановки танца (см. википедию). Как тут не вспомнить Пушкина с его “…и случай, бог изобретатель …”
Среди мест паломничества туристов на полуострове – монастырь Святой Троицы (35.560500, 24.134583). Действительно, мы застали там несколько автобусов и кучу туристов, но что они там смотрели, осталось для меня загадкой. Все очень скромно и без претензий. Понравилось доверие в монастырских магазинчиках и музеях. В пустынных залах напрочь отсутствовал персонал, зато были разложены товары и церковные артефакты. Типа, выбирай, ищи сотрудника и отдавай ему деньги. Такое доверие подкупало.



Множество положительных отзывов получил пляж Seitan limania beach (35.551728, 24.192278), расположенный неподалёку от монастыря. Разглядывая на гугловской карте к нему подъезд я подвоха не почувствовал. Но опасность дороги превзошла все границы. На спуске нет ни отбойников, ни столбиков - зазеваетесь - костей не соберешь. На дороге многочисленная осыпь гравийки, на которой можно поскользнуться. А на самой автостоянке какая-то зараза рассыпала несколько сот ржавых гвоздей. В довесок ко всему этому счастью с расположенного неподалеку военного аэродрома с некоторой периодичностью взлетают НАТОвские истребители. Гул стоит такой жуткий, что закладывает уши.
Понятно, что в такую погоду спускаться по крутой тропе к пляжу себе дороже – можно свернуть шею, да и смыла в этом не было. Поэтому мы ограничились фотосессией пляжа со стоянки и осторожно поднялись наверх горы.



На следующий день погода не угомонилась, и ко всему поднялся сильный ветер, который поднял на море высокие волны. Пришлось опять достать карту маршрутов для поиска чего-то попроще.



Совсем недалеко от главной трассы острова находятся развалины древнего города Аптера (35.462766, 24.140973), куда мы и отправились. На Крите с развалинами не так хорошо, как, скажем, в Турции. Даже восстановленные в Аптере здания смотрятся как кариес, обильно заросший бурьяном. Наиболее целостно здесь выглядят комплекс театра, римские цистерны и, конечно, базилика.



Расположенная неподалеку турецкая крепость не совсем древняя и совсем не развалины. Войти туда нам не удалось, но я посмотрел в бойницы и ничего примечательного не увидел. С крепости будет замечательный вид на залив (собственно говоря, для этого она и строилась), но вид хорош и от подножья крепости. Погода была скверная, мы сильно вымокли и сбежали оттуда досрочно. Поэтому спустя несколько дней, когда выглянуло солнце, мы туда вернулись, чтобы досмотреть всё остальное.



Недалеко от Аптеры расположены так называемые колодцы Гавалохори (35.424357, 24.217671). Навигатор построил маршрут, по которому мы и поехали, о чем я сильно пожалел.

В своих поездках мы использовали maps_me со свежескаченными картами. В этом путешествии у меня опять было множество нареканий к его работе. Похоже, в его алгоритме напрочь отсутствует деление на хорошие и плохие дороги и возможность использовать альтернативные маршруты. У нашего навигатора проявились садистские наклонности - с непонятным упорством он предлагал нам просто жуткие маршруты. С какой-то радости он неоднократно предлагал съехать с главной дороги на разбитую второстепенную, чтобы через пару километров опять вернуться на главную. Домашний анализ показал, что предлагаемый вариант на несколько десятков метров оказался короче, т.о. маршрут строился по кратчайшему пути со всеми вытекающими последствиями. А уж в какие улочки он нас заводил в маленьких селеньях! Едешь по дорожке-кишке метров 300, в которой по ширине хватает места только твоей машине, и молишься, чтобы навстречу не попалась ещё одна машина, потому как разойтись нам будет негде и придется эти 300 метров пятиться.

Когда мы поняли, что на навигатор не всегда можно положиться, я в отеле стал заранее просматривать возможные варианты дорог. А по этому, конкретному случаю, рекомендую сделать крюк – максимально приблизиться по федеральной магистрали с юга и через Vamos направиться к цели.
Похоже, что недалеко от колодцев был город, но сейчас видны только старые терассы. Если чуть углубиться в ущелье, то попадаешь в урочище. Колодцы достаточно запущенные, но вода в них еще накапливается. Если бы погода была получше, можно было бы погулять подольше, а в тот день нас хватило только на осмотр старого венецианского моста, который расположен через дорогу и хорошо просматривается на спутниковой карте.



Ночью буря достигла апогея. Ветер усилился настолько, что скамейку на балконе, весом килограмм 25, отбросило метров на 6, чудом не разбив наши стеклянные раздвижные двери. В апартаментах существенно похолодало, и если бы не было инвертора, то мы бы в конец задубели. Но утром нас встретило солнце и штиль на море – теперь можно было настраиваться и на более дальние путешествия.



Дорога до ущелья Саракана (35.398897, 23.958487) выглядела беспроблемно, пока дальнейший путь не преградил завал.



Пока я его фотографировал, остановился местный житель и подсказал, по какой грунтовке можно спуститься на параллельную нижнюю дорогу. Кстати, не пытайтесь возвращаться по этой параллельной дороге в Ханью – она приводит в тупик, поэтому потребуется подняться по знакомой грунтовке на верхнюю дорогу. По совету предшественников я оставил машину у церкви и дальше отправился пешком.
По дороге мы запаслись парой апельсинов, висящих на придорожных деревьях. В этом есть необъяснимая прелесть на привале подкрепиться свежими фруктами! Не совсем понимаю когда в Греции сезон, если в марте созревают все цитрусовые. Мы видели большие сады, чьи деревья усыпаны плодами, но срывали их, понятно, с бесхозных деревьев. Позже мы оптимизировали свой процесс пополнения запасов – я подъезжал на машине к дереву на обочине и открывал окно. Не выходя из машины мы снимали несколько апельсинов или мандаринов и закидывали их на заднее сидение.
До нижней площадки ущелья можно проехать только на джипе типа УАЗ-Патриот, так что отрезок от церкви до начала тропы лучше пройти пешком. Внизу бежала полноводная река, и везде просматривались разрушительные следы стихии. Рекламные фотки ущелья выглядели привлекательно, но пройтись по тропе в этот день нам было не суждено - она была размыта. Сначала провалы удавалось перепрыгивать, потом их пришлось обходить по верхам, но когда я дошел до главной фишки ущелья (200 шагов от начала тропы), где скалы смыкались, то увидел, как по его дну несется стремительный поток ледяной воды. То есть потребуется месяц, чтобы этот поток иссяк, и греки восстановили обрушенные тропы.



От этого ущелья было совсем недалеко до очень раскрученного бренда острова – Ботанического сада (35.418579, 23.940421) http://www.botanical-park.com/ . Очень скоро мы оказались на месте, но дальнейшую дорогу к автостоянке и офису нам преградила строительная техника – работали экскаваторы. Дождавшись, пока они поднимут свои ковши, мы было проскользнули под ними, но нас окликнули и сообщили, что сад ещё закрыт. Это несколько обескуражило, но не настолько, чтобы опустить руки. Вечером я написал письмо (адрес нашёл в контактах) и наутро получил ответ от отца основателя сада – MARINAKIS-а PETROS-а. Он писал, что февральская непогода причинила большой ущерб саду и персонал старается как можно скорее устранить её последствия; и весьма вероятно, что через два дня сад откроется.



Так оно и получилось. Через два дня мы опять были на месте и были первыми посетителями сада в этом сезоне. Последствия непогоды можно показать на этих фотографиях. Когда-то здесь был зеленый склон со взрослыми деревьями, но весь дерн был смыт в протекающую внизу реку. И такие же разрушения пронеслись по всему саду. В комментариях свидетелей последствия, стихии сравнивались с известным пожаром, который и стал отправной точкой по созданию сада Петросом и его братьями.



Удивительно, но в нас вспомнили давешних посетителей и весело поприветствовали. На входе в сад стоял озабоченный Петрос и руководил восстановительными работами. У него были сомнения в возможности сада принимать посетителей, но мы уговорили его нас впустить. Как первых посетителей нас угостили чаем, да и само посещение сада состоялось за счет заведения.
Вспоминая размытый склон на въезде, я ожидал бОльших последствий, так что разрушенные ограждения, размытые (зыбкие) тропинки и снесенные мостки воспринимались как меньшее из бед. Хотелось бы увидеть деревья в цвету или облаченные в зелень, но это будет через месяц. А так, мы только фотографировались с плодами лимона, помело и прочими цитрусовыми, которые были вполне созревшими, но мы на них не покушались, отдавая должное труду сотрудников сада. Мы без проблем прошлись по основной тропе сада до прудика с павлинами и вернулись по боковой тропе, которую открыл для нас сотрудник компании. С неё мы увидели примыкающий к пруду своего рода сафари-парк, на котором мирно паслись олени, ламы, ослики, архары. Мелькнула мысль приблизиться к животным. Не уверен, что это возможно - думается, что они отгорожены от повышенного внимания посетителей, чтобы животные не озверели : ).



После неудачи с посещением ущелья Саракана мы нацелились на ущелье Борьяна (35.397887, 23.910304). Навигатор построил маршрут через мост в Аликиано. При подъезде я увидел, что проезд закрыт, после чего попробовал проехать к ущелью, обогнув реку по мосту с севера, но сразу за населенным пунктом наткнулся на завал и работающий трактор. Пришлось опять выезжать на трассу за ботанический сад к точке 35.393098, 23.919870 и надеятся на проходимость прямой дороги. На удивление этот отрезок в 3,5 км до ущелья у нас проблем не вызвал. Увы, и здесь природа показала свои зубы. То, что мы видели в Саракана, здесь было представлено вдвойне. Площадка у дороги была подмыта и обвалилась вместе с расположенными на ней скамейками. Столб с указателем метража тропы покосился и норовил отправиться вслед за скамейками. Попытавшись спуститься вниз к шумевшей реке, я наткнулся на глубокую промоину, широкой лентой протянувшуюся вниз, а за ней завалы из деревьев и кустов. Мда, чтобы обеспечить проходимость тропы грекам придется поработать и здесь.



Впоследствии мой навигатор ещё несколько раз пытался построить маршрут через мост в Аликиано (35.455474, 23.919333), про который я забывал, а подъезжая чертыхался (только бледнолицый может трижды наступить на одни и те же грабли : ) ). Затем мне стало интересно, что же здесь произошло, и я немного погуглил на эту тему. В отчете уже несколько раз упоминалось про разрушительность непогоды на Крите в этом году. Теперь у вас есть возможность увидеть это своими глазами. Правда ссылка на youtube кочует, заменяясь рекламными роликами, поэтому если она не сработает (https://www.youtube.com/watch?v=FFs7U9n9oJY ), то попробуйте поискать по контексту “ Alikiano Bridge collapses ”. Дождь лил не переставая две недели и заполнил до краев все водоемы острова. Последствия непогоды по местным масштабам были катастрофичны. Не было дорог, в которых бы не зияли обвалы; местами дорожное полотно просело по всей ширине трассы. Если дорогу не подмыло снизу, то на неё сошел сель сверху. Мост, представленный на ролике, простоял 111 лет и был смыт в один миг в прямом эфире передачи. Горестные возгласы местного населения на заднем плане дополнительно драматизируют ситуацию. Водитель белого фургончика, которого не пропустил на мост трактор за минуту до его обрушения, думаю внутренне трижды перекрестился.



За время отпуска мы дважды посещали плато Омалос (35.338644, 23.902898) и по нашему единодушному мнению дорога к нему являлась самой красивой из всех, по которым мы проехали.



Чем выше забираешься в горы, тем более низкую температуру показывает бортовой компьютер. Снег сначала маячит высоко в горах, потом опускается ниже и, наконец, предательски выбирается прямо на дорогу. В зимние месяца про эти места с летней резиной лучше забыть. Только здесь природа соответствует погоде в средней полосе России.



В отсутствие туристов Омалос вымирает. Здесь и в сезон немного народа, а в марте мы встретили только несколько десятков байкеров, которые ударяли пробегом по бездорожью и разгильдяйству.



В Омалосе нам было интересно, в каком состоянии находится всем известное Самарийское ущелье (35.308951, 23.917758) и можно ли по нему передвигаться. Из первых рук сообщаю – Самарийское ущелье в марте завалено снегом и в него не пускают даже экстремалов. Калитка с закрыта и завалена снегом, а на её сетке повесили “кирпич”.



Было всё ещё прохладно, а прогнозы опять обещали дожди на севере острова и повышенную облачность на юге. Поэтому поехали проведать ущелье Имброс (35.248279, 24.167375). Дорога до верхней точки тропы оказалась одной из самых комфортных из числа пересекающих остров с севера на юг. В буклетах для туристов говорилось, что до мая Имбос не пройти и результаты посещения нами предыдущих ущелий это подтверждали. Но, либо двухнедельный ливень обошел эти края стороной, либо у них такая конституция, но я могу констатировать, что в марте эта тропа вполне проходима и не должна вызвать у вас трудностей. Безусловно, хотелось бы побольше зелени, живности и солнца, но мы были рады и этому.
Машину мы оставили наверху, на совершенно пустой стоянке. Павильончик для продажи билетов тоже пустовал – оно и понятно, кроме нас по тропе пошла ещё одна пара энтузиастов, а многочисленным козам много билетов не продашь. Начало тропы было очень комфортное – местами даже встречалось подобие булыжной мостовой, которую греки продолжают понемногу мостить. А дальше идет каменный навал - так что палка для трекинга во время прогулки здесь не помешает. И козы, козы, козы ...


На выходе попались две дохлые козы, которых хозяин не удосужился убрать. Увы, респираторы мы с собой не прихватили.
Ощущения от посещения двойственные – с одной стороны его доступность радует, с другой стороны хотелось бы большего разнообразия. Наверное, летом будет красивее.



Если до начала ущелья автомобильную дорогу я отмечал как очень комфортную, то далее идет очень занятный серпантин с видом на море. Но так как дорога широкая и крутые места ограничены отбойниками, то при неспешной езде дорога опасности не представляет. На этих дорогах удивляет местная забава – местные жители, проезжая мимо дорожного знака не могут отказать себе в удовольствии пальнуть в него из какой-нибудь базуки. Будете в тех местах – присмотритесь и зацените их меткость.



Спустившись к морю остается совсем немного проехать по равнинным дорогам, чтобы добраться до крепости Франгокастелло (35.182262, 24.234222). Сама крепость своей кондовой формой и незамысловатостью внутри не зацепила, а вот прибрежный песок летом будет за счастье.



Далее нам предстоял самый крутой серпантин за этот отпуск – дорога в Арадену. Мы вернулись к началу серпантина на Имброс, заехали в Хора Сфакион и стали подниматься в горы. Дорога сузилась и стала петлять как заяц. Особо напрягали слепые повороты, но низкий трафик на дороге позволил держаться на ней уверенно. В этой части острова обвалов и оползней было на порядок меньше - думается, что непогода сюда не добралась. Несмотря на удаленность сел, которые мы проезжали, жизнь их не покинула – всюду возделанные поля, аккуратные сады и овцы, овцы, овцы.



Целью нашей поездки в этом направлении был известный мост в Араденах (35.222931, 24.061854), к которому мы вскоре прибыли.
Пустынный мост доверия не внушал, я спешился и уверенно потопал через мост, типа на проверку. Дойдя до середины, я ощутил явное раскачивание моста с амплитудой сантиметров 15-20, глянул сквозь деревянные брусья в четырехсотметровую пропасть и замер. Я припомнил, что забыл сегодня одеть памперс : ), потихонечку развернулся и на цыпочках стал красться обратно к машине. Животный ужас был настолько сильным, что временами хотелось встать на четвереньки. Маловероятно, что мост покачивался от моего веса, наверняка причиной был боковой ветер, но осознание этого пришло только когда я ступил на твёрдую землю. Интересно, каковы были бы мои ощущения в автомобиле? Понятно, что на машине мы по мосту не поехали, а фотографировали ущелье со скалы, стараясь не приближаться к мосту.



На следующий день воздух на Крите прогрелся до такой степени, что можно было задуматься об инспекции пляжей острова, максимально удаленных от цивилизации и приближенных к природе. Но для начала мы заехали к одному из самых старых деревьев острова в Ano Vouves (35.487101, 23.786964). Методика определения возраста этого оливкового дерева у меня вызывает сомнения, но не в этом суть. В дереве достаточно большая полость, в которую лезут почти все туристы для удачного кадра. Соответственно земля под деревом солидно утоптана. Хотелось бы верить в лучшее, но если дерево не огородить, то оно рискует в скором времени засохнуть и не встретить свое новое тысячелетнее день рождения.



Относительно недалеко от Ханьи расположен пляж Афрата (35.573561, 23.777028), который декларируется как дикий. До поселка ведет вполне сносная дорога, в поселке она сужается и петляет, но вплоть до пляжа ведет асфальтная или бетонная дорога, так что на неё жаловаться не приходиться. На самом пляже есть стоянка на 5-7 машин, пустующая в марте таверна и пятачок человек на 50. Местами есть тень от растущих здесь деревьев. Сам пляж и спуск в воду усыпан крупной галькой, так что приезжать сюда с детьми будет не комфортно. Этот пляж мне не особо понравился.



Очень хотелось проехать на мыс полуострова Балос, чтобы самому полюбоваться 14 оттенками моря. Но тряска по крупному гравию грунтовки на протяжении первых 700 метров дороги вывела меня из себя. А мысль, что придется трястись ещё 7 километров, заставила эту идею задвинуть. Да, я был на рентованной машине и, возможно, она бы от такой дороги не развалилась, но это был один из тех случаев, когда охота НЕ пуще неволи. Тем более, что я к этому времени уже несколько раз цеплял защитой картера разные ухабы, а так как она была пластиковой, потом внимательно рассматривал днище машины на стоянке – не пробил ли я картер? Поэтому мы просто осмотрели пляжи, соседствующие с офисом по продаже права проезда на полуостров. Сами понимаете, в марте в нём никого не было.
Meri Pigadi beach (35.527365, 23.610820). Этот пляжик мне понравился гораздо больше предыдущего. Здесь уже есть мелкая галька и местами даже песок. Хороший вход в воду и живописные скалы. Правда с тенью здесь проблемы - как и почти везде на острове.



Дорога до следующего пляжа - Falassarna Beach (35.489091, 23.580006), оказалась очень комфортной. Если нацеливаться на широкие песчаные пляжи и удобные подъездные пути, то вкупе с пляжем недалеко от Ретимно следует иметь в виду этот. Здесь много песка, но мало тени. В наше время по морю катились волны, а на пляж со всех сторон стекались серфингисты. Под вышкой спасателей одиноко сидел преданный пёс и призывно лаял своему хозяину. Ветер несколько напрягал, поэтому мы проехались в сторону старого города, посетив по дороге известный трон. Ни то, ни другое не привлекло – молчаливые свидетели давно ушедшей эпохи, смотрелись как вырванные страницы из книги истории. Не самые интересные.



В подобной категории находиться ещё один очень известный пляж острова – Элафониси (35.272454, 23.543311). Ехать сюда от Falassarna Beach по побережью я не рискнул, а вернулся к Korfalonas и поехал по трассе, которая была отмечена на карте как магистральная. Дорога не супер, во всяком случае, каждый день сюда из Ханьи не поездишь. Удивительно, но песок здесь действительно местами розовый – он идет полосами, как его выносит волна. Пройдясь по косе на полуостров, мы попали в подобие балтийских дюн, в которых укрылись от холодного ветра. Но и здесь растительность была чахлая, то есть от августовского солнца не спасет. И тем не менее пляж зачетный, а места для отдыхающих полно. Если остановиться в симпатичном отельчике где-нибудь поблизости, то ежедневное посещение этого пляжа не скоро надоест.



В один из дней мы прокатились к озеру Курнас (35.335157, 24.275900). Оно оказалось на удивление большим и прозрачным. Все лодки и водные велосипеды были вытащены на берег, а со всех сторон доносились звуки работающих циркулярок и отбойного молотка - население готовилось к сезону. Оторвав от дела одного из строителей, мы пообедали замечательной бараниной в его кафе, в котором, кстати, было меню и на русском языке.



В последний день мы повторили попытку добраться в Суйю. В первый раз из-за завалов на дорогах и серпантинов я до него не доехал - озверел и повернул обратно. В этот раз поездка удалась.
Немного раньше мы посетили древний город Элирос (35.287446, 23.795146). До него я ехал по федеральной дороге поперёк острова до городка Кандинос, а оттуда по узкой партизанской тропе до Rodovani. Виды по пути красивые, но сама дорога изматывающая, поэтому я этот маршрут не рекомендую - лучше сюда добираться через деревеньку Vasiliana. Мало того что дорога в Элирос была изнурительная, так и подъехать к сайту поближе не удалось. Пришлось запарковать машину на обочине стрёмной грунтовки и ещё около километра топать до развалин. Отсюда виден кусочек моря, просматриваются зигзаги древних дорог и радует глаза красивая панорама прилегающих гор, но насчет развалин – это громко сказано. Едва угадываемые очертания контуров стен, обильно поросшие бурьяном. Так что ехать сюда ради одного старого города не имеет смысла. Можно посетить проездом, но не более.



Не намного больше эмоций доставило посещение расположенной недалеко отсюда конической пирамиды (35.273099, 23.806219). Очень хотелось выяснить природу её происхождения, но для начала надо было до неё добраться. Сюда я поехал через Ботанический сад – Омалос - Vasiliana. После Омалоса стали часто попадаться на дороге обвалы, затем дорога засерпантинилась, пока в посёлке Kampanos я не выехал на перекресток, с которого навигатор опять уводил нас с хорошей дороги вниз, на узкую подозрительную дорожку (перекрёсток - 35.310699, 23.800332). Я остановился полный мрачных предчувствий, но из ближайшей таверны вышел пожилой грек и утвердительно ответил на мой вопрос о качестве лежащего передо мной пути. Я ему поверил и поехал прямо, хотя надо было сделать крюк километров в пять и поехать через Agriles. Через несколько сот метром машина пересекла вброд (15 см глубиной) текущий ручей, а еще через несколько сот метров я выехал на крайне разбитую грунтовку. Долго ехать по такой дороге мне не улыбалось, поэтому я остановился и начал разворачиваться. В это время меня обогнала другая пузотерка и уверенно устремилась вперёд. Проследив глазами её маршрут, я увидел, как через 300 метров она выскочила на хороший асфальт. После этого мы последовал за ней. Дальше дорога была в пределах нормы, даже когда в Moni я свернул на проселочную в направлении пирамиды. Около указателя на конус есть пятачок для парковки (пирамида отсюда просматривается, но надо вглядываться – см. фото), а дальше начинаются танцы с бубном. Как водится в Греции, за проход к достопримечательностям либо берутся деньги, либо они огорожены. Ограда этой пирамиды превзошла все границы. Проволочная сетка, прикрученная к вбитым в землю арматурам уходит далеко налево и направо. Так как граница сетки направо стремилась в ущелье, я пошел налево, пока не вышел к воротам, перевязанным верёвкой. Похоже, таким образом, местное население огораживает площади выпаса скота - по крайней мере, местные овцы посмотрели на меня как на врага народа. По едва угадываемой старой грунтовой дороге я уверенно приближался к конусу, пока не уткнулся в очередное ограждение. Каленую проволоку, которой прикручена сетка к арматурам очень сложно раскрутить пальцами, так что лучше прихватить с собой … плоскогубцы … или поискать в ограждении слабое звено, как это сделал я.
Обойдя вокруг пирамиды мне подумалось – это каким же надо быть мазохистом, чтобы воздвигнуть здесь это сооружение? Или это все же творение не рук человеческих ? Мне показалось, что я заметил другие подобные объекты, только существенно меньших размеров. Одно несомненно - дальше человек взял в руки кайло, прорубил вход и небольшую полость, в которой нельзя разогнуться. По большому счету здесь ничего интересного. Если и посетить, то для того, чтобы поставить галочку.



И уж совсем недалеко отсюда осталось до деревеньки Суйя (35.246661, 23.805766). Сначала планировалось по приезду пройти отсюда по тропе Е4 до развалин Lissos, однако к этому времени стало понятно, что в рамках светового дня обернуться нам не удастся. И тем не менее, посещение этих мест доставило массу светлых впечатлений.
Деревенька заканчивалась маленьким портом, в котором стояло несколько катеров. И именно отсюда начинается пешеходная тропа в Lissos. Здесь же висит расписание отправления катеров до этого места и контактные телефоны. Если бы они у меня были до прибытия, может я по-другому планировал день. А у вас есть возможность созвониться и заранее договориться с капитаном (если плохо видно на фото, то телефоны - Yannis 0030 6940 402644 или Vasilis, Yiannis +30 6973 220472, +30 6934 078684).



Мне очень понравился пляж Суйи – мелкая галька и плавно опускающееся дно. Самые красивые камушки нашего отпуска мы нашли именно здесь. На восток он раскинулся единым широким рукавом, а на западе встречаются небольшие бухточки, в одной из которых мы открыли в этом году купальный сезон. Ярко светившееся солнце нагрело камушки пляжа до такой степени, что невозможно стало на них наступать босиком. Вода в море была прохладная – градусов 17, но когда ещё представиться возможность в него окунуться? Сюда стоит вернуться летом!



Непонятно как в Суйе организовано движение автомобилей. Возвращаясь из порта по той же дороге, по которой приехал, я увидел перед собой “кирпич”. Так как другой альтернативы я не увидел, то поехал под него и два последующих “кирпича”. Встречные машины нам недовольно бибикали – видно для обратной дороги есть другой маршрут, которого не знал мой навигатор.
Это был заключительный аккорд нашего путешествия. Мне казалось, что за дни отпуска мы посетили половину интересных мест запада острова. Но в последний вечер я купил книжку про пляжи и ущелья и понял как много здесь ещё удивительного. Уже дома я её отсканировал, и если у вас к этой теме есть не праздный интерес – пишите мне в личку. Я смогу выслать ее скан по мылу (60 Мб).



Записки на Манжетах

Бюджет поездки составил 1900 евро на двоих.

В поисках достопримечательностей для их посещений я не был оригинальным – нашел этот ресурс и спроецировал его предложения на свои хотелки: https://tocrete.com/chania .

Совсем не понравились греческие вина. За время отпуска я перепробовал их сортов 10 – было ощущение, что все они из одной бочки. При этом в магазинах я не видел ни итальянских, ни французских, ни испанских вин. Среди крепких напитков выделялись столичная и “русский стандарт” (дорогущие!). И, понятно, метакса.

Все таверны с хорошими отзывами, которые я наметил для обедов при подготовке к поездке, оказались закрыты, поэтому пришлось искать им альтернативу уже на месте. В этой части острова нет Макдональдсов, Бигмаков, KFC и прочих заведений фастфуда.

При планировании маршрутов по дорогам острова пытался использовать уважаемый ресурс Мишлена. Но толку от него было не намного больше, чем от моего навигатора.

Заглянули в несколько китайских магазинов одежды по дороге. Цены - кроссовки от 6 евро, топчики от 9, в ассортименте прочий ширпотреб. С ценами все понятно, но качество товаров вызывает сомнения. Если возникнет необходимость, то направляйтесь сюда – Shop1 (35.489155, 24.055838), Shop2 и Shanghai Shopping по соседству (35.497866, 24.034171).

Фотоальбом //f.otzyv.ru/photoalbum.php?id=71533:60572
 Сообщить модератору



Первый иллюстрированный репортаж с места событий после зимы, богатой непогодными аномалиями).
Книжке этой про пляжи и ущелья особо доверять не стоит. Я тоже такую приобрела в прошлом году. Помимо опечаток и стилистических погрешностей (писал явно не носитель русского языка), попадаются и фактические ошибки. Информация по пляжам довольно однообразная, а по ущельям вообще минимальная. Несмотря на это с удовольствием часто её перелистываю, нежно глажу глянцевые странички и лелею мечты о предстоящих путешествиях на Крит). Обилие ярких фотографий к этому располагает.
Alek_33, спасибо за отзыв и фотографии мартовского Крита!
Цитата:

Первый иллюстрированный репортаж с места событий после зимы, богатой непогодными аномалиями


Тоже так подумала, когда читала.
Цитата:

Aegean Airlines я летал и раньше, но тогда они не были лоукостерами.


С чего вы взяли, что АК стала лоукостером?

Про мост над Араденским ущельем.
Цитата:

Интересно, каковы были бы мои ощущения в автомобиле? Понятно, что на машине мы по мосту не поехали, а фотографировали ущелье со скалы, стараясь не приближаться к мосту.


В автомобиле ощущения вполне нормальные, совсем не страшно.
Цитата:

С чего вы взяли, что АК стала лоукостером?



все авиакомпании, которые запрашивают деньги за багаж для меня лоукостеры. Лет 7 назад у Aegean Airlines этого не было.
К слову, билеты брал на сайте компании. Перелёт туда-обратно через Афины - 170 евро на человека.
Цитата:

билеты брал на сайте компании.

Тоже всегда так делаю. Никогда не было проблем с Эгейцами, люблю их.
Отличная поездка! Красиво очень. И выглядит всё иначе, по сравнению с летом. Крит всегда прекрасен! У Вас хоть солнышко было, у нас 28-31.03 на Кипре вообще его не было ни разу и такие же катаклизмы...
Цитата:

все авиакомпании, которые запрашивают деньги за багаж для меня лоукостеры. Лет 7 назад у Aegean Airlines этого не было.


К безбагажным тарифам постепенно приходят все АК, Аэрофлот вот тоже недавно пришел - это совсем не показатель.
Цитата:

у нас 28-31.03 на Кипре вообще его не было ни разу



Да, именно в эти дни была яма в температуре и дожди. Тогда нам повезло. Странно, а в путеводителях пишут, что на Крите 300 солнечных дней.

Очень интересный рассказ!
Спасибо за труд!
ой, какая отличная несезонная поездка! Спасибо! Серпатины по пути в Арадену впечатлили. Криту, конечно, здорово досталось...
Спасибо, познакомили с весенним Критом, после катастрофы. Замечательные кадры дороги и Белых гор в снегу, Арадена на фоне снежных вершин - отличные кадры. Небольшие поправки, на которых "спотыкаешься" при чтении -
Цитата:

глянул сквозь деревянные брусья в четырехсотметровую пропасть

~ 138 м. Проезд по мосту абсолютно спокойный. Также как по Араденскому серпантину - более чем широкому и комфортному и очень красивому и фотогеничному, что и есть на Ваших фото. Также безопасная дорога от Элафониси до Фаласарны и очень красивая особенно на закате!
Ботанический сад понравился? Он не совсем раскрученный бренд, скорее это озеро Курнас.
Цитата:

~ 138 м. Проезд по мосту абсолютно спокойный.



От страха глаза велики :). У меня с детства боязнь высоты.
А серпантин до моста неприятен поворотами на 180 градусов с подъемом - едешь и не знаешь - есть ли кто за поворотом.
Я по отзывам полагал, что Ботанический сад более известное место. Если выбирать между одним и другим, то я выбрал бы сад. Особенно цветущий сад. Только бы какую нибудь его карту. А то ходили по фото схемы, сделанной еще в кафе около офиса.
Добрый вечер ! Спасибо за очень необычный отзыв...я думал, что после таких дождей в этом году уже никто в Ханью не поедет. У нас в мае была забронирована Агия Марина, однако ИТАКА сняла рейс, потому что плохо покупали путевки. Но, тем не менее вопрос остается открытым. Поэтому, если Вам не трудно, вышлите мне пожалуйста эту книжку (60 МБ) на адрес : vb7918@gmail.com Владимир (Вильнюс) .Спасибо заранее !!
Спасибо за отзыв, отличные фото. Интересно было посмотреть на Крит в марте.
Цитата:

Поэтому, если Вам не трудно, вышлите мне пожалуйста эту книжку (60 МБ) н



Выслал. Качайте по ссылке.
Спасибо за рассказ! Интересно покатались!

Цитата:

Интересно, каковы были бы мои ощущения в автомобиле? Понятно, что на машине мы по мосту не поехали, а фотографировали ущелье со скалы, стараясь не приближаться к мосту.


На автомобиле не страшно!))) Да и на мосту не страшно, там летом народ с него прыгает вниз головой!)))
Цитата:

общая организация автобусных перевозок вызывает недоумение. Почему нельзя разводить автобусы по платформам или хотя бы поставить номерные столбики с расписанием движения? Почему одному диспетчеру нельзя по громкой связи объявлять направление всех отбывающих автобусов? Почему нельзя определиться с регистрацией мест на билетах?

да, меня тоже это удивило в мае. Но вроде для оставшихся за бортом подали второй автобус

Цитата:

поворотами на 180 градусов

это как??)))

Фото красивые, настроенческие!
Цитата:

это как??)))



Если смотреть сверху, то так:

Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Отдых на Крите в мае без машины
2Опять весна... Андалусия в марте. Гранада. Часть III.
3Западный Крит в сентябре. Пляжи, треккинг и три моря удовольствия
4Пхукет. Симиланы. Отдых в марте-апреле 2018
5Зима в Милане наступила в марте
6МАЛАЙЗИЯ Куала Лумпур, Остров Пангкор - отель "Sunset View Chalet", Малакка. Хорошо, но не в марте!
7Нячанг. Далат. Отдых в марте 2017
Греция
Отели в Греции
Отели Ксерокамбоса
Отели Куфониси
Сфакия
Сиатиста
Погода в Греции
Отдых с детьми
Рейтинг отелей:
848.King George II Palace 4
849.Radisson Blu Park Hotel 4
850.Royal Olympic 4
851.Bakos 4
852.Mantas Hotel 4
853.Calypso 4
854.Gerakina Beach 4
лучшие отели Греции
Фото отелей:
484.Miro Zante Imperial, Греция [16]
485.Calimera Miramare Beach & Spa, Греция [16]
486.La Marquise Luxury Resort Complex, Греция [16]
487.Paleo Art Nouveau, Греция [16]
488.Blue Lagoon Princess, Греция [16]
489.Creta Suites, Греция [16]
490.Astra Village, Греция [16]
Популярные отели:
1303.Nirvana Beach отзывы
1304.Cavos Ai Sostis Apartments отзывы
1305.Mantas Bay Apartments отзывы
1306.Maria Rooms Argiroupolis отзывы
1307.Filoxenia отзывы
1308.Zoes Studios отзывы
1309.Villa Agapi отзывы
Отзывы по отелям:
1338.Греция, Rentrooms Thessaloniki [1]
1339.Греция, Relax Apartments & Studios [1]
1340.Греция, Medblue Fanes [1]
1341.Греция, Zafiri Studios and Apartments [1]
1342.Греция, Apollo Palace [1]
1343.Греция, Amphitriti Hotel [1]
1344.Греция, Arcadion [1]