24.03.19 16:25:37
Брюссель: фестиваль ар-нуво/ ар-деко BANAD2019 
Время отдыха: 15 - 17 марта 2019

15-17 марта 2019

Наступил март очередного года, и пришло время начинать дозволенные речи об очередном фестивале ар-нуво и ар-деко в Брюсселе под названием BANAD. В прошлом году были сомнения: появится ли ещё что-то интересное для меня, соберусь ли поехать. Но опубликовали программу, в которую включили несколько новых интересных объектов, среди них два особняка, которые я особенно хотела увидеть. И сомнения покинули меня.

В процессе подготовки оказалось, что и в этот раз компанию мне составит Ольга-Lelia , с которой мы пересечёмся на нескольких мероприятиях. И, конечно, не могу не поблагодарить её за неоценимую помощь в добывании некоторых шпионских фотографий. В четыре руки оказалось "гораздо веселее". Да и вообще, кому когда мешала хорошая компания?

Пятничный вечерний Брюссель обрадовал проливным дождём с сильным ветром, но оставалась надежда, что неутешительной прогноз на выходные всё-таки нас обманет и зонтик с накидкой не пригодятся. Забегая вперед скажу, что так и оказалось. Хотя в воскресенье посреди солнечного дня вдруг посыпал снего-град, но длилось это недолго. Ну что же, пора заканчивать светскую беседу о погоде и переходить к тому, ради чего это всё и затевалось. Ну и для порядка, как всегда, хочу напомнить, что не везде разрешали фотографировать, так что заранее прошу прощения за качество некоторых снимков.

Субботнее утро не подвело: дождя не было, глаз радовали приятные картинки



Pelgrims House (Rue de Parme 69)
Название обманчиво: ничего общего с пилигриммами это здание не имеет, оно его получило по имени последнего владельца Эжена Пелгрима (Eugène Pelgrims). Особняк был построен в 1905 году Адольфом Пиренном по заказу семьи Колсон на обширном участке со сложным рельефом, что позволило разбить на его склонах живописный английский парк. Когда-то по участку протекала река Эльсбек, сейчас у подножия холма пруд. Куда делась река, неизвестно, но в наследство от нее остался крутой склон, на вершине которого прекрасно смотрится вилла в стиле фламандского нео-ренессанса.



Совсем непохоже на городской дом, скорее, это усадьба с конюшнями и надворными постройками и прудом посреди парка, где плавают утки и кричат петухи.



Автор всего этого - архитектор Адольф Пиренн. Он получил образование в Брюссельской королевской академии изящных искусств, и в 1903 году открыл собственное архитектурное бюро. В Брюсселе его работ немного, но достаточное их количество можно встретить на курортах, например, в Кнокке-Хайст. Первоначально особняк на Рю де Парм был гораздо меньшим по размеру, но в 1927 году здание купил фармацевт и промышленник Эжен Пелгрим и поручил архитектору Фернану Пети расширить дом и внести некоторые изменения. При этом было важно сохранить оригинальный эклектичный стиль, сочетающий фламандский ренессанс, романтизм, нео-ренессанс и ар-деко.



Несмотря на то, что интерьер был изменен, некоторые его оригинальные элементы все еще можно увидеть. В вестибюле обращает на себя внимание внушительная дубовая лестница, сохранившаяся с 1905 года.



В оформлении комнат первого этажа - бывшей гостиной, столовой - в рисунке тканых обоев, потолочной лепнине, изгибах люстр использованы разнообразные цветочные мотивы.



Выходящие на улицу окна закрыты витражами в мавританском стиле.



Конечно, настоящая жемчужина дома - зимний сад в стиле ар-деко, накрытый великолепным голубым куполом. Жаль, что в этот день солнце не выглянуло хотя бы на минутку, чтобы показать во всём великолепии этот живописный уголок.



Но было время, когда дом буквально пропадал в полном запустении, парк зарос и одичал, конюшенные постройки в руинах. В 1963 году муниципальный совет Сен-Жиля приобрёл в собственность саму резиденцию с участком. После шести лет реставрации, в ходе которой парк был значительно расширен, его открыли для публики.



Здание также было восстановлено, и в 2001 году внесено в списки охраняемых объектов. Тем не менее, необходимость в дальнейших реставрационных работах остается. Сейчас здание используется отделом культуры муниципалитета Сен-Жиль как выставочное пространство, а также для небольших концертов и конференций.



Seeldrayers House (Rue Morris 52)
Собственный дом архитектора Фрица Селдрайера (Fritz Seeldrayers) считается его первым самостоятельным проектом. Правда, проживал он здесь недолго, до 1906 года: расширялся бизнес, в семье подрастали двое детей, понадобилось более просторное жильё. Но за это время Селдрайер успел спроектировать еще несколько строений по этой же улице - 56, 58, 60 - и в этом районе. В последующее столетие дом менял хозяев, каждый из которых оставил свой след, иногда неизгладимый. Время тоже не слишком бережно обходится с тем, что оставлено без должного присмотра. Так что сейчас всё выглядит довольно печально, но судя по всему, новые владельцы серьезно намерены восстановить былую красоту. В этом проекте гармонично сочетаются несколько направлений ар-нуво с преобладанием геометрического стиля, самым известным приверженцем которого был Поль Анкар. Заметно некоторое влияние Виктора Орты, но при этом проглядывается и венский сецессион, пожалуй, впервые на тот момент в Брюсселе.

Фасад несколько закопчённый и запущенный, но и сейчас вполне возможно разглядеть кладку из различных видов кирпича в сочетании с камнем и рисунки в технике сграффито. Предполагается, что создавал всех этих бабочек, жаворонков и растения Адольф Креспен (Adolphe Crespin), известный декоратор и художник.



Во внутренних помещениях можно увидеть лишь следы и намёки былого декора. Но даже абсолютно пустая комната может что-то рассказать, открыть какие-то истории из жизни дома. Известно, что росписями занимался Леон Снейер (Léon Sneyers), художник-декоратор и архитектор, который впоследствии оформлял интерьеры знаменитого дворца Стокле. К сожалению, предыдущие хозяева из соображений экономии всё это закрасили, контуры рисунков проступают под слоем краски лишь в некоторых местах.



Для создания теплового экрана перед жилыми помещениями в пол перед лестницей, ведущей наверх, вмонтирована решетка, через которую нагнетается тёплый воздух. Тот же принцип, что использовал Виктор Орта в особняке Тасселя, только здесь решетка попроще.



Вопреки традиции лестница расположена не вглубь от входа, а параллельно фасаду, что позволило по-другому организовать жилые помещения.



К счастью, на втором этаже сохранились прекрасные витражные двери и деревянная отделка.




На месте этого шкафа некогда была шахта лифта, но новый хозяин, купивший дом у архитектора, решил, что здесь должен быть туалет:



Верхние комнаты тоже в процессе подготовки. Из одного из окон можно увидеть брюссельские задворки



Hannon House (Avenue de la Jonction 1)
Невозможно пройти мимо этого дома и не заметить. Сюда я стремилась давно, очень давно, ещё с первого своего приезда в Брюссель. Но не случилось. Сначала часы работы не совпадали, а потом он был закрыт как бы на ремонт, судя по висевшему объявлению.



Итак, в 1902 году инженер компании Сольвэ и фотограф-любитель Эдуард Аннон (Édouard Hannon), восхищённый работами Орты, Ван Риссельберга и Ван де Вельде, обратился к другу детства Жюлю Брунфо (Jules Brunfaut): хочу такой же дом! Ну как тут отказать? Брюнфо был приверженцем фламандского нео-ренессанса, и считается, что Hôtel Hannon стал первой и единственной его работой в стиле модерн. Зато какой!



В особняке Аннон нарушена традиционная планировка в виде анфилады из трёх комнат, поскольку дом угловой, и это позволяет сделать окна не только с фасада. И Брюнфо не упустил эту возможность, расположил гостиную, курительную, зимний сад и столовую по периметру полукруглого холла. Хотя он не был единственным, кому это пришло в голову. Раньше мы уже видели подобное в особняке Отле, построенным Октавом Ван Риссельбергом на улице Флоранс 13.



Фрески в холле и курительной выполнены Полом-Альбером Бодуэном (Paul-Albert Baudouin), который изучал технику росписи в Помпеях.
Курительная:


Гостиная:


Зимний сад:


Витражи создавал знаменитый Рафаэль Эвальдре (Raphaël Évaldre), его работы мы встречали в особняках Тассель, Солвэ, Ван Этвельде, домах Сентенуа (восхитительная "Волна") и Девальк, в доме Стернера на rue du Lac 6


Дизайн мебели, светильников, ваз был поручен Эмилю Галле (Emile Gallé) и Луи Мажорелю (Louis Majorelle). К сожалению, все эти предметы со временем разошлись по разным владельцам, в доме ничего не осталось. Винтовая лестница красного дерева с коваными решетками изящного узора ведет на второй этаж, где располагались спальни, гардеробная и ванная.


Гардеробная:


Сразу понятно, что здесь была ванная. Где еще увидишь вспенившуюся морскую волну?


И прочее:


Семья Аннон занимала особняк с 1904 до 1965 года. После смерти дочери владельца дом постепенно приходил в запустение, пока в 1976 году не получил охранный статус. В 1979 году его приобрела коммуна Сен-Жиль и с 1989 года после проведения рестраврационных работ он используется как выставочный зал фотографического общества (Espace Photographique Contretype). Наверное, в этом есть что-то символическое, ведь Эдуард Аннон был фотографом, и его работам нашлось место в истории развития фотографии. Круг замкнулся?

Vizzavona House (Rue Franz Merjay 93)
Об архитекторе Поле Виззавона (Paul Vizzavona) известно очень мало, и наш экскурсовод призналась, что с трудом отыскивала какие-либо сведения о нём и его творчестве. Родился будущий архитектор в семье выходцев с Корсики, получившим свою фамилию по названию родной деревни. Её и сейчас нетрудно найти на карте, оказывается, довольно популярное место. Ранние годы Виззавоны прошли во Франции, но в 1904 году он переезжает в Брюссель, поступает на работу в ателье Виктора Орта и уже в 1905 году начинает работать самостоятельно. Известно, что какое-то время спустя патрон подал в суд на своего бывшего сотрудника, обвинив его в плагиате. Своих учеников и помощников Орта отпускал с напутствием делать всё, что им заблагорассудится, но только не пытаться копировать его работы. Видимо, он решил, что Виззавона отмахнулся от этого принципа, но суд пришёл к иному мнению, и Орта дело проиграл. Это его настолько задело, что в архиве своего бюро он уничтожил до единой бумажки всё, что было связано с именем Виззавоны. А победитель вернулся во Францию, дожил до преклонных лет, но чем занимался всё это время, неизвестно.

Вот и дом, с которым нам предстоит познакомиться. Построен в 1907 году в живописной местности под названием Березовая долина. Память осталась в названиях: на улице по соседству - Berkendael (Берёзовая долина), и в прилегающем районе Le Forest (Лес). Строгий элегантный фасад украшен коваными решетками с фирменным орнаментом "бабочка - сова". С противоположной стороны улицы их с трудом можно разглядеть за кружевом цветущего миндаля.



Из интерьеров могу показать лишь некоторые детали - потолочный фонарь над лестницей, фрагмент лестницы, карниз.


Ну и кое-что из мебели. Особенно понравились сиденья стульев. Против фотографирования особых возражений не было, но дом это жилой, поэтому приходилось сохранять скромность.


По соседству под номером 97 был еще один дом этого автора, но его снесли. Дом 93 тоже может постигнуть эта печальная участь при определённом стечении обстоятельств, ведь ему не был присвоен охранный статус. К счастью, нынешняя владелица очень ценит то, что ей досталось, и прилагает все возможные усилия, чтобы содержать особняк в достойном виде.

Покажу еще несколько домов, спроектированных Полем Виззавоной. Мне кажется, они очень узнаваемы.

rue de Savoie, 52


rue Antoine Bréart, 101


place Van Meenen, 14


Это был последний визит в субботу, но вечером предстояла еще одна дополнительная экскурсия от Brussels Chatterguides. Поэтому мы с Ольгой встретились на прекрасной улице Rue Vandsrschick, чтобы поужинать в ресторане La Porteuse d'Eau (Jean Volders avenue 48/ угол Rue Vandsrschick). Для поддержания настроя. Ресторан этот мы вспоминали при обсуждении моей прошлогодней поездки, вот теперь он нам пригодился.


Далее нам предстояло доехать по площади Биржи и там встретиться с нашей группой, и мы с лёгким сердцем отправились к метро. Но нас ожидал сюрприз. На подходе к платформам молодые люди в нарядных ярких жилетках сообщили нам, что добраться до площади Биржи мы можем на автобусе Т, потому что метро 16 и 17 марта не ходит! Об этом, как оказалось, написано на расставленных в городе плакатах, а на полу метро нарисованы соответствующие стрелки с информацией. Пошли по стрелкам, вышли наверх, нашли остановку. По пути нас задержал местный дядечка, который был полон решимости нам помочь и упорно тащил назад в метро. Отбились. Автобус приезжать не торопился, а времени уже почти не оставалось. Теперь только один вариант - такси, пешком туда не близко. Но получалось совсем по Высоцкому: "метро не ходит, в такси не сОдют". Ни одной стоянки, насколько хватает глаз. Уже и 8 вечера настало, нам бы на месте быть, а мы мечемся как овцы на пятачке у остановки. И тут я вижу на светофоре останавливается такси, вроде как без пассажиров. Бегом к нему и делаю парню за рулём недвусмысленное предложение, на которое он тут же соглашается. Уф! Поехали! Едем-едем, и сдается мне, что едем совсем не туда. Как-то сильно отклоняемся. Спрашиваю: "Мы точно едем на площадь Биржи?" Да, говорит, точно. И в сторону рукой показывается, вроде как там, правее, проехать нельзя. И ведь честный парень оказался! Привёз к площади Биржи, и тут только стало понятно, почему он так ехал и где там собака порылась. Только уже не собака, а целый шагающий экскаватор, потому что вокруг все улицы разрыты на такую глубину, будто они собрались метро прокладывать открытым способом.

Мы опоздали на 10 минут, но группу свою нашли без труда: они стояли напротив таверны Cirio, что неудивительно, ведь это была экскурсия по брюссельским пабам.


Как обнаружилось по ходу, знаменитый "Фальстаф" сейчас, к сожалению, закрыт. Будем надеяться, что только на ремонт. Итак, экскурсия по пабам, но не надо понимать это слишком узко, культурно-просветительная составляющая тоже имела место. И сопровождающий нам попался прекрасный, просто мировой дядька. Эрудированный, весёлый, с хорошим чувством юмора и прекрасным английским. Гуляючи и с разговорами дошли до таверны Esperance (Rue du Finistère 1), где когда-то "сидели девушки и ожидали пожилых мужчин, готовых заплатить за их внимание". Стоим, разглядывам это заведение в стиле ар-деко, беседуем, и тут открывается дверь и оттуда выходит мужчина ну очень сильно зрелого возраста, его провожает очень взрослая дама, которая машет нам рукой, хихикает и закрывает дверь. "А это, - говорит наш сопровождающий, - тот самый мужчина, который сюда приходил. (пауза) А она тут сидела". И мы все зашли внутрь, чтобы выпить по бокалу пива и дать отдых ногам.


Тёплые и разогретые отправились дальше. Нас запускали в какие-то кошачьи лазы и крольчьи норы с надписью Duvel над входом, продравшись сквозь которые попадаешь в крохотный паб, под завязку забитый народом, а где-то там за спинами и головами играют невидимые но хорошо слышные музыканты. Заходили в заведение под названием "Гроб" с мрачным антуражем, где вместо столиков стоят гробы. А закончили вечер в пабе "Бекас", простом брюссельском пабе, существующем с 1540 года, за дегустацией и интересным рассказом о традициях бельгийского пивоварения.


Другие фотографии с экскурсии по пабам можно посмотреть на странице 2 обсуждения. Спасибо, Оля!

В отель вернулась почти в полночь.

В воскресенье яркое солнечное небо над городом обещало хорошую погоду на весь день, и даже довольно сильный ветер не мог заставить в этом сомневаться


Ciamberlani House (Rue Defacqz 48)
Это он, предмет моего вожделения. Процитирую сама себя из первой поездки:
Цитата:

Мимо особняка Чамберлани так просто не пройдешь. Он стоит на Т-образном перекрестке, образованном улицами Дефакс и Вейдт. Когда идешь по улице Флоранс, параллельной Дефакс, и пересекаешь улицу Вейдт, то в дальней перспективе в сиянии возникает это мерцающее чудо. Тело самопроизвольно делает рывок в ту сторону, а ноги уже бегут впереди этого тела.




При каждом удобном случае старалась пройти мимо этого дома, полюбоваться, повздыхать и помечтать, что настанет такой момент, когда я смогу туда зайти. И вот это счастливое время пришло. Аргентинский посол проявил понимание и открыл особняк для посещения, использовав эту возможность и для популяризации своей страны. В цокольном этаже здания сейчас размещается фотовыставка, посвящённая архитектуре ар-нуво/ ар-деко в Аргентине, которой была уделена часть времени нашей экскурсии.

Постройка дома 48 по улице Дефакс в 1897 году стала в некотором роде семейным делом. Говорят, что мама художника Альберта Чамберлани (Albert Ciamberlani) дружила с мамой архитектора Поля Анкара (Paul Hankar), вот они между собой и договорились. Тем более что соседний участок принадлежал второму сыну – Альберу Анкару, и ему тоже домик построили за компанию.

Фасад здания по брюссельским меркам достаточно широкий, есть где разгуляться творческим возможностям. Настоящим новым словом в архитектуре на тот момент стали два больших подковообразных окна на втором этаже, контуры их фигурных рам повторяются в кованых решётках балкона.


Для архитектора каждый дом это ещё и вывеска. Получится эффектно - прибавится заказчиков. Похоже, что нынешний заказчик это тоже понимал, и хотя на тот момент Альберт Чамберлани был востребованным художником (его росписи украшают, например, Дворцы Правосудия в Брюсселе и Лёвене), не преминул немножко себя прорекламировать. Значительная часть фасада украшена изображениями в технике сграфитто, эскизы которых рисовал сам Чамберлани, а исполнил Адольф Креспен (Adolphe Crespin). Два больших окна обрамлены картиной с мифологическим сюжетом, в верхней части здания, под самым карнизом, на фризе с узором из подсолнухов в семи медальонах представлены подвиги Геракла.


Архитекторы той поры предпочитали сами проектировать всё до последней детали, от решетки въездных ворот до оконных шпингалетов и радиаторов отопления. Посему и дизайн интерьеров изначально разрабатывался самим Анкаром – впечатляющая лестница из ценных пород дерева, элегантная дубовая мебель, стенные и потолочные панели, оригинальный камин.



Слева от входа, у лестницы, небольшая изолированная комната с окном на улицу, за ней следует еще одна небольшая комната с выходом в сад. С правой стороны от прихожей комнаты выстраиваются по-брюссельски анфиладой: гостиная – столовая – веранда. Но не классической анфиладой, а в стиле модерн, когда комнаты свободно перетекают друг в друга.



На втором этаже освещенный двумя полукруглыми окнами салон занимает всю ширину фасада, под прямым углом к нему примыкает столовая с видом на сад. Сюда нас пустили, но фотографировать уже не разрешали. Но некоторые успели щёлкнуть пару раз, ссылаясь на слабое владение французским (в силу обстоятельств эту экскурсию пришлось брать на французском и мне, и Оле).


На третьем этаже пять комнат: три по уличному фасаду и две со стороны сада. В 1927 году по заказу уже другого собственника, юриста Альбера Деве, архитектор Адриен Блом (Adrien Blomme) произвёл реновацию особняка, заодно увеличил его площадь со стороны сада и пристроил террасу, произвел перепланировку некоторых помещений. В 2004 – 2009 новые владельцы здания провели тщательную реставрацию, но затем, видимо, его продали, поскольку в настоящий момент на фасаде развевается бело-голубой флаг Аргентины.

К сожалению, в процессе реновации 1927 года многие деревянные элементы интерьеров были утрачены, в большей степени сохранности остался первый этаж, на втором этаже уже не найдётся ни единого кусочка. Но с образцами мебели по эскизам Поля Анкара можно ознакомиться в Музее дизайна в Генте.

Boelens House (Avenue Besme 103)
Район Le Forest был очень модным и престижным местом в 1903 году, когда архитектор Альфонс Бэлен (Alphonse Boelens) построил здесь виллу для богатого предпринимателя Р. де Рустера, заработавшего значительный капитал торговлей таким востребованным товаром как пуговицы. Это был не просто кусок леса по соседству с Берёзовой долиной, вдоль опушки которого построили несколько красивых домов. Район застраивался и обустраивался по специально разработанному плану, включавшему и зелёную парковую зону, спускающуюся в котловину. Участки под застройку выделялись достаточнго обширные, еще хватало места и для садика позади дома. Именно садика, а не загона три на три метра. По городским меркам можно даже садом назвать.

Особняк завершает (или открывает) ряд прекрасных зданий, начинающегося с номера 77. Участок де Рустера в начале века объединял два надела, на номере 105 до 1932 года стояла ещё одна вилла. Её снесли, а землю продали. От тех времен сохранился лишь въезд с коваными воротами на границе двух участков. Судя по всему, дом недавно сменил хозяев, потому что на фото от одной из предыдущих поездок на нём ещё висит плакат "Продаётся". Несмотря на малоэстетичные вкрапления и снующие автомобили, местность сохранила своё очарование. Так это выглядело несколько лет назад, осенью.


А это - неделю назад. Нарядные дома смотрят фигурными окнами на кряжистые деревья старого парка и фонтан "Три нимфы", а в ветвях огромных туй галдят зелёные попугаи, устроившие в густых кронах гнёзда-корзинки.


Альфонс Бэлен построил всего несколько зданий в Брюсселе, и вилла на авеню Бесме считается самым красивым зданием в стиле модерн за всю его карьеру. В оформлении главного фасада использованы все возможности, которые мог предложить ар-нуво архитектору: разноцветная каменная кладка, черепица, узорные решётки, изогнутые оконные рамы, витражные вставки и панно в технике сграффито.



Очень красиво оформлены входные двери и лестница. Выше нас не приглашали, осмотрели лишь нижние комнаты.


В доме живёт молодая семья с маленькой дочкой, и мне очень понравилось, как они организовали пространство и гармонично "поженили" современность со стилистикой начала прошлого века. Комнаты, как и прежде, выстроены анфиладой, на месте прежнего зимнего сада теперь кухня-столовая, только стены и потолки белоснежные, а не выкрашены "под дерево", как это было модно в начале прошлого века. Понравилось очень и очень. Ребята молодцы. Показать могу только самую малось, что удалось надёргать из разных источников.



Еще один дом этого архитектора, оформлен совсем в ином ключе. Меняется мода, меняются требования, а визитная карточка архитектора - его дома.


Исторические лифты
Эта часть программы немного разочаровала. Во-первых, вопреки информации на сайте фотографировать категорически не разрешали. Мотивировали тем, что люди пускают нас в своё личное пространство, а потом "вдруг увидят фото на фейсбуке". Очень странный аргумент, ведь лестница в многоквартирном доме это общественное пространство, там бывают самые разные люди, и каждый может сделать фото. Но вот поди ж ты! Во-вторых, хотелось бы, чтобы показали немного побольше, чем два лифта. Хотя это как раз можно понять: непросто найти несколько старинных лифтов в пешей доступности друг от друга.

Первый лифт обнаружился в доме на Rue Camille Lemonnier 70 , всё в стиле ар-деко, и дом, и лифт



Рассказ крутился в основном вокруг того, что монстры лифтового дела всеми силами пытаются извести всю эту старинную красоту, заменив их на свои глухие полированные коробочки. Вроде как, в первую очередь, из соображений безопасности, хотя веских доказательств в свою пользу привести не могут. Жильцы по бОльшей части против, так как замена лифта означает кардинальную перестройку всего внутреннего пространства холла и лестницы, утрату части декоративного оформления, ну и вообще всё станет гладко и безлико. Создано даже сообщество сторонников сохранения исторических лифтов.

Второй лифт мы нашли в 5-7 минутах ходьбы на очаровательной Avenue Louis Lepoutre 65 .


Здесь уже совсем другой стиль и другая история. Вместо строгой геометрии в металле - изгибы и завитушки, вставки цветного стекла, тёплое дерево внутренней и внешней отделки.


Рядом с лифтом - ячейки почтовых ящиков. В углу бывшая телефонная будка, теперь там хранится пылесос, веники и швабры.


Конечно, мой Брюссель и в этот раз не ограничился только программой фестиваля. Навестила что-то из известного и любимого, дошла до уголков, которые раньше не видела или мимо проскакивала.Это такой город, где надо всё время смотреть по сторонам, иначе обязательно пропустишь что-то красивое или интересное.


Вернулись ли ещё? Кто знает, кто знает :)))

Отредактировано автором: 26.03.19 00:06:06Сообщить модератору



Прекрасно, просто прекрасно!
Какие же красивые интерьеры, умели же строить)
Спасибо большое!
Наташа, на следующий год остались ещё дома?) Замечательная у тебя традиция!
Цитата:

на следующий год остались ещё дома?)

В нынешней программе была ещё парочка, куда бы я хотела, но в последние выходные. Второй раз уж не полечу:))) Подождём, когда выложат новую программу, там видно будет
Спасибо, Герань, natashik-09
Какая красота! В такой курительной комнате я бы бросила курить, если б курила. Рука б не поднялась!
Спасибо за отзыв.
Уважаемая Ашатан, большое спасибо за очередной рассказ о брюссельском ар-нуво.
Особая благодарность за особняк Аннон, его, полагаю, мне посетить не получится.
За 4 поездки вы описали интерьеры 28 объектов, получилась настоящая энциклопедия.
Учитывая, что в программе в этом году было 42 объекта, можно ожидать ваших дальнейших поездок.
Цитата:

За 4 поездки вы описали интерьеры 28 объектов, получилась настоящая энциклопедия.

Это подвиг.))

А если серьезно, спасибо, очень здорово! Если соберусь в Брюссель, поможете составить программу на 1-2 дня из самого интересного - того. что можно посмотреть в любое время, хотя бы снаружи? ))
Уважаемый Василий П, спасибо за ваше внимание к моим опусам. Из 42 объектов в программе я уже многие посетила ранее, так что остаётся не так много. Хорошо, что ежегодно добавляется что-то новое, и это вселяет надежду.

, благодарю, и рада, что понравилось. Значит, не зря трудилась:)))
Цитата:

Если соберусь в Брюссель, поможете составить программу на 1-2 дня из самого интересного - того. что можно посмотреть в любое время, хотя бы снаружи? ))

конечно, помогу с радостью. Что-то можно осмотреть не только снаружи, но и внутри. Особняк Орты и особняк Отриш работают как музеи, в течение года периодически предлагают посещения в три самых великолепных особняка - Сольве, Макс Алле и Ван Этвельде. Но тут надо попасть в даты. Хотя можно и нпоборот, подгадать поездку под даты
Спасибо!
Цитата:

благодарю, и рада, что понравилось. Значит, не зря трудилась:)))

это я ответила stan13 и Hitraya Lisichka :))
Ух! Завидую молча. Спасибо!
Цитата:

Что-то можно осмотреть не только снаружи, но и внутри. Особняк Орты и особняк Отриш работают как музеи, в течение года периодически предлагают посещения в три самых великолепных особняка - Сольве, Макс Алле и Ван Этвельде. Но тут надо попасть в даты. Хотя можно и наоборот, подгадать поездку под даты

Спасибо, вот уже и есть информация для начала!
Турик, и вам спасибо! С удовольствием поделилась красотой
Цитата:

Конечно, настоящая жемчужина дома - зимний сад в стиле ар-деко, накрытый великолепным голубым куполом.


Мне кажется, здесь присутствуют арабские или андалузские мотивы?
Цитата:

Заходили в заведение под названием "Гроб" с мрачным антуражем, где вместо столиков стоят гробы.


А почему без фото? :)

Лифты, бары... похоже, тема неисчерпаема :)

Наташа, спасибо за интересный рассказ!
Цитата:

Мне кажется, здесь присутствуют арабские или андалузские мотивы?

именно такая задумка и была, всё верно:)
Спасибо!
Цитата:

А почему без фото? :)

темно и народу много:)))
Наташа, спасибо, спасибо и еще раз спасибо! Как же здорово все это видеть! Вы в этот раз так быстро написали свой рассказ. Как все-таки меняется программа каждый год. В прошлом году тоже неоднократно проходили мимо особняков Чамберлани, Аннон и даже не думалось, что в них можно попасть. Очень рада, что у Вас в этом году все так получилось.
Спасибо и за ваш ужин в " Водоноске", до сих пор жалею, что туда не зашли, но у нас это была утренняя прогулка. А экскурсия по пабам, я так понимаю, из разряда постоянных.
Одним словом, спасибо и до встречи в Брюсселе!
Цитата:

Спасибо и за ваш ужин в " Водоноске", до сих пор жалею, что туда не зашли, но у нас это была утренняя прогулка. 

мы специально туда отправились. Всё равно же надо было поужинать перед марш-броском, как раз удачно вспомнилось это местечко. Мы даже забронировали столик, хотя, как оказалось, нужды в этом не было, могли бы и так зайти. Места были.
Цитата:

экскурсия по пабам, я так понимаю, из разряда постоянных.

наверное. Я как-то до этого не брала в расчет пешеходные экскурсии, они в основном днём и в график не вписывались. И вечерняя вроде бы в те разы была раньше, чуть ли не в 6 или 6:30. Это надо было бы из другого конца города ехать и на голодный желудок. В этот раз в 8 вечера оказалось очень удачно
Спасибо и вам! Надеюсь, когда-нибудь пересечёмся
Спасибо за отзыв! Спасибо за красоту!
Какое все прекрасное: стены, полы, потолки, какие прекрасные лестницы, витражи и роспись. Это искусство!!! .
Лифтами вообще впечатлен, представляю какой старый и интересный у них механизм, как у старых часов на башне. Ценность!!!
Большое спасибо, что показали нам все это!
В Pelgrims House в зимнем саду под великолепным голубым куполом на полу конструкция в виде колонны стоящей на полу в нише, не знаете что это? Не уж-то фонтанчик?
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Зачем ехать в Брюссель: архитектура ар нуво
2Гент: от ар-нуво до стрит-арта
3Брюссель: фестиваль BANAD 2018
4Брюссель: фестиваль модерна BANAD
5Биеннале модерна в Брюсселе
6Самара. Классика, эклектика, модерн. Часть 1-я
7Рим. Широко шагая или 100 километров удовольствия. Центр и окраины (Garbatella, Nomentano, Coppede)
Отдых в Бельгии
Отели в Бельгии
Отели Брюгге
Отели Брюсселя
Брюссель
Шарлеруа
Погода в Бельгии
Горнолыжные туры
Рейтинг отелей:
29.La Vieille Lanterne 5
30.Van Eyck 5
31.Ibis Off Grand Place 5
32.Egmond 5
33.Plasky 5
34.Brugotel 5
35.Floris Louise 5
лучшие отели Бельгии
Фото отелей:
43.Oud Huis de Peellaert, Бельгия [3]
44.Hotel t Voermanshuys, Бельгия [3]
45.Husa President Park, Бельгия [3]
46.Radisson Blu Astrid Hotel, Бельгия [3]
47.Aris Grand Place, Бельгия [3]
48.Hotel t Zand, Бельгия [3]
49.Vendome, Бельгия [2]
Популярные отели:
1.The Hotel отзывы
2.Hotel Dukes' Palace отзывы
3.Bedford отзывы
4.Cascade Louise отзывы
5.The Moon отзывы
6.Koffieboontje отзывы
7.Royal Windsor отзывы
Отзывы по отелям:
57.Бельгия, Best Western County House [1]
58.Бельгия, Ibis Budget Brugge Centrum Station [1]
59.Бельгия, Belmont [1]
60.Бельгия, NH Stephanie [1]
61.Бельгия, NH Atlanta Brussels [1]
62.Бельгия, NH Brussels City Centre [1]
63.Бельгия, NH Brussels Airport [1]