23.03.19 12:19:50
Россия. Тур "Дорогами Татарских Ханов..." Елабуга. 18.08.2018Оценка: 5-
Время отдыха: 16.08 - 19.08.2018

РОССИЯ
Тур «Дорогами Татарских Ханов». Казань-Болгар-Биляр-Чистополь-Елабуга-Свияжск.
с 16.08 по 19.08. 2018 г.



Часть 2. «Дорогами Татарских Ханов...» 18.08.2018.



Здесь первая часть о пеших прогулках по Казани и начало о туре "Дорогами Татарских Ханов":
https://www.otzyv.ru/read.php?id=209931
https://www.otzyv.ru/read.php?id=209932
https://www.otzyv.ru/read.php?id=210603
https://www.otzyv.ru/read.php?id=210604
https://www.otzyv.ru/read.php?id=210780
https://www.otzyv.ru/read.php?id=211448
https://www.otzyv.ru/read.php?id=211449

Глава 5. Елабуга.





Отель «Хаят» а Елабуге принадлежит турецкой компании, построен он для турецких рабочих, но в общем-то как видим принимает и других постояльцев. Отель кстати очень даже ничего. Вполне уютный. В номерах чисто, есть все необходимое. Завтрак очень хороший. После вчерашнего обеда позавтракали мы с удовольствием. Особо больше ничего написать про отель не могу, приехали затемно, упали-уснули, утром позавтракали и уехали.


Подъем был назначен у нас на 07:30, так как отъезд предполагался аж в 09:00.

Итак. 18.08.2019 года. Елабуга...

Ела́буга (тат. Алабуга, Alabuğa) — город история которого многослойна и уходит далеко в глубь веков. Археологические изыскания свидетельствуют, что на этом месте люди жили уже в Ананьинскую археологическую культуру конца IX—III веков до нашей эры и в Пьяноборскую археологическую культуру в существовавшую со II веке до нашей эры по II-IV века нашей эры. Кстати своё название Ананьинская культура получила по первому открытому могильнику у села Ананьино близ Елабуги, раскопанному Петром Владимировичем Алабиным и Иваном Васильевичем Шишкиным (отцом художника И.И. Шишкина) в 1858 году.

Ну а далее известен уже Булгарский период в истории этого места. Само слово Алабуга имеет булгарское происхождение, хотя и значений может быть достаточно много. Ала – пегий, серый, злой. Буга – бык, змей, богатырь. Ну и соответствующие комбинации от «пегого быка», до «злого богатыря».

Елабуга, так же как Казань отметила тысячелетие в августе 2007 года. Вопрос о тысячелетии конечно спорный, непосредственных фактов о «тысячелетии» города нет (впрочем, как и у Казани), но исходя из того, что государство Волжская Булгария образовалось в X веке, такое предположить возможно. И раз уж отпраздновали «миллениум», пусть будет… :)) Историю сейчас пишут на всякий лад, я уже писал про это в своих рассказах про Азербайджан...

Расположен город на высоком правом берегу Камы у впадения в неё реки Тоймы, в 200 км к востоку от Казани. И памятником о временах Волжской Булгарии является восстановленная из руин каменная башня (восстановлена она была также И.В. Шишкиным), расположенная как раз на крутом речном берегу. Но об башне позже, когда мы прибудем к ее стенам.


Выбор булгарами данного места для основания города в восточном Предкамье, именно на этом месте, был не случайным. Издревле здесь проходила летне-зимняя переправа через Каму. В булгарский период она была составной частью торгово-караванной дороги, из центральных районов Волжской Булгарии в Среднее и Верхнее Прикамье и далее до Ледовитого океана.

Русское поселение появилось в 50-е годы XVI века в ходе колонизации Среднего Поволжья, происходившей после покорения Казанского ханства Иваном Грозным в 1552 году и присоединения ее к Московскому государству.

Село, представляющее собой крепость, окруженную улицами-слободами, получило название «Трехсвятского, что на Елабуге». Согласно местному преданию, наименование села произошло от иконы Трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Ивана Златоуста, присланной Иваном Грозным в дар местной Покровской церкви. Выгодное географическое положение села - на речных путях, соединяющих вятские, пермские, уфимские и казанские земли во второй половине XVIII века определило ее роль как экономического центра прилегающей территории и перевалочного пункта в торговле уральским хлебом и рыбой, которые отправлялись по Каме и Волге в разные города России и за рубеж.

Свой след в истории Елабуги оставили события, сыгравшие немаловажную роль в развитии государства Российского. Ермак со своей дружиной, следуя в Сибирь, по Волге, Каме и дальше на ладьях, останавливался у села для пополнения продовольственных припасов, доходило до Трехсвятского и крестьянское войско Емельяна Пугачева, штурмовавшее хорошо укрепленную крепость.

В 1780 году учреждается Вятское наместничество из 13 уездов, в том числе Елабужского. На основании указа Екатерины II от 2 сентября 1780 года Елабуга получила статус уездного города вятского наместничества, а с 1798 г. - Вятской губернии. 28 мая 1781 года городу была учреждена так называемая «жалованная грамота» с изображением герба, который представлял собой щит, на верхней части которого изображен герб Вятского наместничества «в золотом поле из облака выходящая рука, держащая натянутый лук со стрелой, а над ней в верхней части щита крест красный», на нижней части - собственно эмблема Елабуги «в серебряном поле сидящий на пне дятел, долбящий оный, ибо там множество сего рода птиц».


В дальнейшем Елабуга постепенно становится местом оживленной торговли, превращается в купеческий центр Прикамья. Уже в 1860-х годах по числу купеческого сословия Елабуга приравнивалась к Вятке, имея население в 3,5 раза меньше против губернского города, причем количество купцов 1-ой гильдии на восемь человек больше. В Елабуге проживали известные на всю страну купеческие династии Стахеевых, Ушковых, Гирбасовых, Черновых и дригие. Самыми деятельными и богатыми купцами были Стахеевы. Их могущественный род опирался на огромные капиталы. Они имели золотые прииски в Западной Сибири, нефтяные промыслы, собственные пароходства, заводы и фабрики. Весь хлебный рынок Прикамья был в их руках. Многомиллионная торговля велась с Англией, Францией, Германией и Голландией. Крупнейшие торговые дома «И.Г.Стахеев и сыновья », « Г.И.Стахеев и наследники» имели ежегодный оборот до 150 миллионов рублей.

Хорошо была поставлена торгово-закупочная деятельность и у купцов Гирбасовых. Торговый дом «Ф.П. Гирбасов с сыновьями» ежегодно закупал 510 тысяч пудов хлеба. Были у Гирбасовых и свои биржи. Хлеб продавали в Рыбинске, Нижнем Новгороде и даже в Санкт-Петербурге.

Вторая половина ХIХ века - период становления и расцвета династии купцов-промышленников Ушковых. Именно Ушковы явились основателями химических заводов в Прикамье. Первый химический завод был построен Капитоном Яковлевичем Ушковым в Кокшане в 1850 г.
Петр Капитонович Ушков - сын К.Я. Ушкова упрочил и расширил деятельность Кокшанского завода и вскоре основал новый химический завод - Бондюжский, расположенный в 30 верстах от Елабуги, на реке Каме. Как по разнообразию и размерам своего производства, так и по образцовой постановке дела он занял в 1890-х годах едва ли не первое место среди всех русских химических заводов.

Особое место необходимо отвести благотворительной деятельности елабужских купцов. Расходы на дела благотворительности были впечатляющими: в 1904 году на счетах благотворительного комитета Стахеевых значилось 1,5 млн. рублей, которые тратились на благоустройство родного города, на строительство и содержание учебных заведений.

Именно благодаря купеческой благотворительности Елабуга была среди первых десяти городов России, которые установили электрическое освещение.
В конце XIX века в городе имелось 12 фабрик и заводов - чугунно-литейных, колокольных, воскосвечных, салотопенных, пиво-медоваренных, пряничных и других.

Разносторонняя жизнь купеческой Елабуги то утихала, то снова оживлялась. И только время могло перевернуть жизнь купеческого города. Этой датой явилась 16 ноября 1917 года, когда Елабуга стала первым уездным городом в Татарии, где была установлена Советская власть.

https://nailtimler.com/rayony_pages/elabuzhsky_rayon/elabuga_istory.html

Экскурс в историю, считаю просто необходим, чтобы понимать, что из себя представляет город.

Мы, между тем, подъезжаем к зданию, где располагается управление Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, а также Туристско-информационный центр (Казанская № 22/Гассара № 9). В этом же здании находятся и сувенирные магазины.

Здание это в прошлом являлось усадьбой купца Тарасова, построена в 1893 году. Главный дом - двухэтажный с антресолями, Г-образный в плане. Многоступенчатая профилированная тяга между первым и вторым этажами. Второй этаж композиционно более увеличен за счёт скрытых антресолей. Памятник гражданского зодчества, в котором соединены элементы разных стилей - эклектика классицистического направления.

Рядом одноэтажный торговый флигель усадьбы. Флигель дома, построен по заказу нового хозяина – И.Г. Стахеева для размещения торговой лавки. Особенностью фасада является наличие высокого аттика с лучковым фронтоном по центру, завершающийся ажурным металлическим парапетом, и большие витринные окна. Редкое для города сооружение в стиле модерн.


Прибыли мы сюда для того, чтобы забрать экскурсовода, который будет проводить нам экскурсию по Елабуге. И пока мы ждали экскурсовода, немного удалось оглядеться. Находились мы на площади Ленина. Какой-то большой навес, по центру которого установлен макет кареты, сделанный из металла, этакая художественная ковка.

Функционал навеса не совсем понятен, гид сказал раньше тут стояли трибуны, и проводились демонстрации майские и ноябрьские.

Слева виднеется здание гостиницы «Шишкинъ», вроде как самой комфортабельной гостиницы города, еще совсем недавно она носила название «Тойма», ну вот переименовали в честь знаменитого уроженца города.


А вот, что располагается в ее ближайших окрестностях…

Справа от здания управления «Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника», если стоять к нему лицом…

Казанская № 20 и Казанская № 18.

Оба здания – флигели, построены одновременно в качестве жилья для причта Спасского собора. Оба здания квадратные в плане, в пять оконных осей по фасаду, с примыкающими со стороны двора каменными сенями, поперечным коридором с одной капитальной стеной делятся на две секции, разгороженные деревянными перегородками. Обмазанные по кирпичу и окрашенные фасады увенчаны профилированным карнизом; ленточные наличники окон, снабженные в верхнем ярусе узкими сандриками, подоконные филенки и горизонтальные тяги образуют наброшенную на стены тонкую сетку членений.
Флигеля соединены между собой каменной оградой с двумя группами воротных и арочных калиточных проемов.
Памятник периода архитектурной эклектики.

По улице слева от здания управления заповедника, привлекает внимание весьма колоритное здание с красивыми лепными сандриками над окнами.
Гассара № 6

Усадьба купца Стахеева, Построена в середине XIX века. Памятник жилой архитектуры – редкий образец усадебного комплекса в стиле эклектики классического направления. В настоящее время в здании располагается детский сад № 1 «Дюймовочка».
Построена в XIX в.

Далее вдоль этой улицы… Казанская № 17
Здание отделения реального училища с оградой и воротами.

Построено в 1851-1854 годах по проекту архитектора Е. Апарина купцом первой гильдии Ф.П. Гирбасовым.
Двухэтажное здание – фасады построены на ритмике оконных проемов верхних этажей и аркад нижнего. По углам имеются пилястры, зрительно соединяющие второй этаж с антресолями и несущие балочное перекрытие с сильно вынесенным карнизом. Под пилястрами на всю высоту первого этажа имеются кессонированные декоративные пьедесталы. Над оконными перемычками второго этажа укреплены сандрики в виде полки сложного рельефа. Под окнами ниши прямоугольного очертания. Памятник жилой архитектуры – купеческий особняк в стиле позднего классицизма.

Прямо перед фасадом этого дома - скульптурная композиция «Городовой», выше среднего человеческого роста.


Еще далее по этой улице Гассара № 10 – продуктовый двухэтажный магазин. Ранее - торговый двор, главный дом с проездной аркой, конец XIX века.


Ряд зданий желтого цвета по Казанской улице - Казанская № 23 и Казанская № 19, № 21, № 25.

Комплекс Екатерининской прогимназии: Главный дом с домовой церковью, I половина XIX века.

Здание Елабужского уездного училища, построенное в 1809 году и располагавшееся на Покровской улице, сгорело в пожаре 1850 года Более десяти лет это учебное заведение не имело собственного помещения. В 1858 году купец первой гильдии К.Я. Ушков начал строительство нового училищного здания (Казанская № 23). В 1859 году в самый разгар строительных работ городское общество решило учредить в Елабуге женскую прогимназию. Ушков предложил разместить ее классы вместе с классами уездного училища в новом здании. Благотворителю пришлось значительно расширить уже почти возведенное сооружение, поэтому строительные работы в нем завершились лишь через год, в августе 1860 года. Уездное училище в 1888 году переехало в другое помещение (ныне Тугарова № 6), а здание на Казанской улице полностью перешло в распоряжение прогимназии. В этом же году оно было перестроено по проекту архитектора Казанского учебного округа Степана Владимировича Бечко-Друзина.
Женская прогимназия являлась крупнейшим учебным заведением города. Здесь в начале ХХ века насчитывалось 380 учащихся и 15 преподавателей.
Здание гимназии с домовой Рождественской церковью представляет собой постройку с крупными арочными оконными проемами на втором этаже.

Домовая церковь на фасаде выявлена аттиком, который расположен по центру и является как бы продолжением фасадной стены здания. Форма, пластика и абрис аттика имитируют фасад русской церкви с трехлопастным членением. Имеется небольшая главка на тонком барабане. В целом, здание представляет собой памятник гражданской архитектуры в стиле эклектики классицистического направления.

Наконец наш гид вышел с назначенным нам экскурсоводом, это была женщина, извиняюсь, но имени ее не запомнил… Мы загрузились в наш микроавтобус, проехали совсем чуть-чуть и остановились у Дома-Музея И.И. Шишкина. Набережная № 12.

Входим во двор. Брандмауэрная стены вокруг двора украшена большими плакатами с изображениями картин художника и изображением его самого, в его «походной рабочей» одежде и с этюдником.

Изображения из его картин имеются и на самом доме.


Наверное, нет людей в России, кто никогда не видел хоть одной картины Ивана Ивановича Шишкина. Уж «Утро в сосновом лесу» все видели на обертках конфет уж точно.

А его картина «Рожь» была известна еще по «Родной речи» начальных классов.


Вот его картины, которые очень нравятся мне – «Корабельная роща»

«Мачтовый лес в Вятской губернии»

«На севере диком…»

«Вечер в сосновом лесу»

А еще он очень любил писать дубы, и изображал их потрясающе. Вот его картины «Дуб» и «Дубы».

Ну и актуальная для этой поездки его картина «Кама близ Елабуги».


Когда просят назвать Великих Русских художников – первыми всплывают фамилии И.И. Шишкин, И.Е. Репин, И.И Левитан, В.М. Васнецов, И.К. Айвазовский, чтобы вспомнить других, уже надо напрягать память...

Иван Иванович Шишкин родился в Елабуге, зимой (26 января) 1832 года. С детства, проживая среди просторных полей, светлых и дремучих лесов Прикамья, любуясь величием и красотой рек, маленький Ваня очень любил всё это природное окруженье, ему хотелось впитывать всю эту красоту и отображать ее, так чтобы ее могли видеть все, и поэтому он пожелал стать художником.
Многие его ставшие хрестоматийными пейзажи и созданы или непосредственно в Елабуге, или по воспоминаниям о ней. Знаменитые «Рожь», и «Утро в сосновом лесу», также отображают природу окрестностей Елабуги. Она и вправду вряд ли кого-то сможет оставить равнодушным, в этом мы еще убедимся.

А мы подходим к дому-музею И.И. Шишкина. Он находится в доме его родителей, купцов Шишкиных, где прошли детство и юность будущего художника, и куда он неоднократно и с удовольствием приезжал впоследствии, будучи уже знаменитым. Построен дом в 1835 году Елабужским купцом второй гильдии Иваном Васильевичем Шишкиным. Отреставрирован в 1971-1975 годах. Кстати, отец Шишкина – Иван Васильевич – хоть и не принадлежал к числу богатейших купцов Елабуги, но был фигурой в городе заметной, был известен своей общественной деятельностью. В 1824 году он занимал пост бургомистра в городском магистрате, дважды избирался городским головой. На свои средства в 1833 году построил в Елабуге водопровод.
Здесь же во дворе дома образец "того водопровода"..


Кроме того, И.В. Шишкин серьезно занимался краеведением – собирал исторические сведения о Елабуге, участвовал в археологических раскопках Ананьинского могильника под руководством профессора Московского университета К.И. Невоструева, отреставрировал башню "Чертова Городища". В 1871 году в Москве он издал "Историю города Елабуги" – первую книгу об истории Елабуги. Словом, имел очень широкие и разносторонние взгляды и интересы и желание сына стать художником – поддержал.

Иван Иванович Шишкин провел здесь свое детство и юность. Окончив уездное училище, проучившись в казанской гимназии, в 1852 году поступает в Московское училище живописи и ваяния, а затем в Петербургскую академию художеств.

Он оставил в наследие нам, потомкам, свои реалистичные пейзажи, которые не оставляют равнодушными нас, его соотечественников, жителей этой земли. Потому что в этих пейзажах отображены красота, мощь, широта и дух российской природы и глядя на его полотна мы замираем внутренне и смотрим на то, как видел ее великий художник.

Иван Иванович Шишкин умер 21 марта 1898 года. Смерть застала его за мольбертом с кистью в руках. «Он упал, как могучий дуб, пораженный молнией», — писал один из критиков, вероятно сравнив его с любимыми деревьями художники, которые он отображал на своих полотнах неоднократно.

Дом Шишкиных представляет собой двухэтажное на высоком цоколе здание. В юго-восточной части дома под летним пристроем устроена веранда. На главном южном фасаде в центре – металлический балкон. Обычный провинциальный купеческий особняк первой половины XIX века в классицистическом стиле.


Ну а мы проходим в дом, где вырос И.И. Шишкин. На первом этаже нас встречает парадная большая гостиная. Она обставлена подлинной мебелью красного дерева 30-40–х годов XIX века. Здесь встречались люди различных интересов и взглядов: купцы Стахеевы, промышленники Ушковы, художники И.Осокин, К.Гун, братья Верещагины, Е.Ознобишин, прославленная кавалерист–девица Н.А.Дурова, дружившая с Иваном Васильевичем Шишкиным, отцом художника.



Далее мы проходим в малую гостиную.
В малой гостиной проводили досуг и коротали долгие зимние вечера вся семья. Здесь читали книги и газеты, обсуждали городские и охотничьи новости, занимались рукоделием, играли в карты и шашки. Присутствуют здесь и музыкальные инструменты — фисгармония и гитара. Старший брат Николай хорошо играл, импровизировал и пел. Он был душой литературно–музыкальных вечеров в своём доме, на которые иногда съезжалось избранное городское общество.



Следующая комната – кабинет главы семьи. Отец художника, Иван Васильевич Шишкин, купец второй гильдии, торговал хлебом. Над письменным столом висит его портрет, выполненный в 1862 году В. Верещагиным. Ниже — фотографии с изображением членов семьи: жены Дарьи Романовны, дочерей Александры, Анны, Екатерины и Ольги.



Из окна кабинета открывается вид на Шишкинские пруды.


Затем мы проходим мимо комнаты, что-то вроде прихожей – здесь выставлены «походные» вещи, с которыми художник уходил в леса и поля, где рисовал свои пейзажи.


Далее буфетная и столовая.
В буфетной посетителям музея предстают старинный буфет, рукомойник, медные самовары и другая кухонная и домашняя утварь, типичная для русского купеческого быта второй половины XIX века.




Посреди столовой стоит большой обеденный стол, за которым в будние дни собирались все члены семьи.


Слева находится горка с фарфоровой посудой заводов Гарднера и Кузнецова. В углу икона Спаса. Справа — маленькая горка с рюмками.

Небольшая лежанка из бело–синих изразцов.

На стене знаменитые часы с кукушкой и перепелом, привезённые Иваном Васильевичем с Макарьевской ярмарки. Послушать их «пение» под окна столовой шишкинского дома приходило «чуть ли не полгорода».


Из нижнего коридора ступеньки крутой узкой внутренней лестницы ведут на второй этаж, где в отстроенном после пожара 1850 года доме, также были жилые комнаты. Эта комната по всей видимости принадлежала женской части семейства.



Здесь же на втром этаже располагались комнаты художника, в одной он жил, вторая служила мастерской…

Интерьер жилой комнаты был восстановлен по его рисунку «Вид комнаты в Елабуге» (1850–е годы). Справа — широкая деревянная кровать, слева комод, стул, сундук с лоскутным ковриком, выполненным сестрой художника. На стене висят рисунки — уцелевшие от пожара автопортреты художника.



На втором этаже еще две комнаты в которых располагаются работы И.И. Шишкина. В одном – графика, фотографировать в этой комнате запрещено. Во второй другие его работы, наибольший интерес у меня вызвала его самая первая работа… «Жатва» - он написал ее еще мальчиком, не зная правил живописи.


На этом экскурсия собственно и заканчивается, и мы выходим на веранду дома Шишкиных, откуда открывается потрясающий вид на Шишкинские пруды. Это территория парковой зоны совмещает три памятника — как ландшафтных, так и исторических. Это живописная набережная для прогулок династии Стахеевых, небольшой сквер имени Ушакова и питомник Шишкиных — все они объединены под одним названием Шишкинские пруды. Называются они так неслучайно, их основал Иван Васильевич Шишкин.



Пейзаж действительно потрясающий, можно любоваться и любоваться. Несколько портит его, по моему мнению, какая-то аллегорическая юрта - установленная к 100-летию Елабуги. Ни к месту она здесь…

На цветке, у дома, я заметил огромного черного шершня. Уникальный экземпляр! И Страшный! :))


Мы вышли из музея великого русского художника, и наш путь лежал дальше по городу Елабуга…

Дом рядом с музеем - Набережная № 13. В 1943-48 годах дом входил в территорию лагеря военнопленных. В нем проживали офицеры с семьями. Неделю в этом доме проживал фон Паулюс, доставленный в Елабугу для выявления гестаповцев.


Далее перед нами предстает Спасский Собор с колокольней, построенный в 1820 году.


Трехпрестольный храм построен в 1808-1816 годах. В 1835 году вместо прежней, встроенной в трапезную, колокольни воздвигается новая колокольня, сильно отнесенная к западу и соединенная с трапезной длинной галереей. Тогда же была выстроена существующая ограда собора. В 1860-х годах храм вновь подвергается перестройке. Его трапезная расширяется к западу, галерея заменяется двухэтажным корпусом духовного правления, а на месте прежней трехъярусной воздвигается новая, уже пятиярусная колокольня. Существующий архитектурный вид собора окончательно сложился к 1864 году, когда были завершены все строительные работы.
Памятник культовой архитектуры в стиле русского классицизма с элементами ранней эклектики.

Проходим по скверу у Спасского собора и выходим на Большую Покровскую улицу.


Большая Покровская № 8 – дом, построенный в 1962 году.


Большая Покровская № 9

Одноэтажный дом был построен в конце XVIII века протоиереем Спасского собора П.М.Юрьевым. В 1809 году домовладелец пожертвовал это строение елабужскому уездному училищу, которое размещалось здесь до пожара (1850). Елабужское уездное училище – первое учебное заведение города – было открыто 25.07.1809 года. В это учебное заведение принимались выпускники приходских школ, обучавшиеся в нем в течение двух лет. При уездном училище в 1821 году был открыт приготовительный класс. В 1860 году оно переместилось в новое здание, построенное и пожертвованное городским головой К.Я. Ушковым. Оно находилось на улице Казанской № 23.
Это же здание, пострадавшее от пожара 1850 года, во второй половине XIX века выкупил купец второй гильдии Алексей Иванович Стахеев. Он надстроил над домом второй этаж.
Двухэтажное здание, с большим треугольным фронтоном – уникальный исторический и архитектурный памятник периода эклектики, вобравший в себя элементы разных архитектурных стилей – классицизма, стилизаторства, ретроспективизма. Богатая пластика и монументальность архитектуры дома вносят живописный контраст в среду улицы Большой Покровской.

Больша Покровская № 8а.

Комплекс гостиного двора, середина XIX века: западные гостиные ряды, 50-е года XIX века.
Построен в середине XIX в. по решению городского общества на средства купцов Стахеевых, которые пожертвовали на это 50 тыс. руб. В революционные годы здание Гостиного двора было приспособлено под зал народных собраний. Здесь в 1919 выступала вместе с агитбригадой парохода "Красная звезда" Н.К. Крупская.
Корпус торговых рядов окружен со всех четырех сторон арочными галереями. Арки большого пролета стоят на массивных столбах, подиуме. Декор отсутствует. Комплекс представляет собой памятник гражданской архитектуры в стиле позднего классицизма.


Большая Покровская № 9а/Спасская № 1.

Дом купца Д. И. Стахеева
В прошлом Елабужское отделение русского торгово-промышленного банка.
Одноэтажный складской корпус, примыкает к зданию.

Большая Покровская № 5.

Типовой жилой дом, I половина XIX века. Здание, в котором в 1918 году находился первый исполнительный комитет Елабужского уездного совета, председателем которого был Гассар Сергей Николаевич. Сейчас в здании «Музей до 1917 и после». За этой вывеской на балкончике установлена фигура В.И. Ленина.

Большая Покровская № 11.

Здание служительниц Екатерининской прогимназии, начало XIX века.
В первой трети XIX века. купеческий сын И. Баутин построил одноэтажный дом. В середине XIX века новый владелец купец первой гильдии, городской голова К.Я. Ушков полностью перестраивает его, возведя второй этаж.

Капитон Яковлевич Ушков (1812-1868) – родился в деревне Бондюге (ныне город Менделеевск). В 1844 году вместе с родителями переехал в Елабугу. После смерти отца в 1847 году был приписан в городское купеческое сословие. Известен как крупный промышленник, построивший в уезде в 1855 и 1867 годах два химических завода. Ушков в период 1847-1850 года занимал должность городского головы, а 1860-1862 ггодах работал директором городского Общественного банка. Купец также прославился своей благотворительностью, о которой уже я писал выше.
Купеческий городской особняк имеет характерную пластику – по всему фронту на первом и втором этажах проходит аркатурный мотив: на первом этаже – арочные наличники над прямоугольными проемами, на втором этаже – соединенные в аркаду сандрики, в тимпанах арок над оконными проемами крупные декоративные детали в виде стилизованных "вееров" на втором этаже или трехлепестковых замковых камней на первом этаже. На первом этаже использована рустовка оконных перемычек большого пролета, рустованы также пилястры, установленные по бокам здания. Памятник жилой архитектуры в стиле переходного периода от позднего классицизма к ранней эклектике.

Ну вот в общем, экскурсовод и рассказывала нам о Большой Покровской улице, что она застроена купеческими домами, самых богатых и влиятельных купеческих фамилий Елабуги XIX века и о торговых рядах. После этого мы сели в наш транспорт и поехали. По дороге фотографировал из окна микроавтобуса…

Эти три дома остались у меня даже без привязки к адресу…


Далее ехали по проспекту Нефтяников. Дом № 106 и дом № 114.


Затем свернули и приехали на Московскую улицу. Здесь в доме № 123 находится «Музей-усадьба Н.А. Дуровой».

Знаменитой кавалерист-девицы», прототип которой, как считают, сыграла Лариса Голубкина в фильме «Гусарская баллада» Эльдара Рязанова, снятая по пьесе «Давным-давно» Александра Гладкова. Хотя сам Гладков отрицал, что Шура Азарова списана с Надежды Дуровой.
Как и героиня фильма она переодевшись в мужское платье присоединилась к казацкому отряду, а позднее была приписана к Конно-польскому уланскому полку.
Большую часть жизни Надежда Александровна Дурова звалась Александром Андреевичем Александровым. Причем вполне официально, это имя разрешил ей носить Император Александр I, как и разрешил он ей остаться в армии в чине корнета гусарского полка.
Затем Дурова участвовала в Отечественной войне 1812 года, участвовала в сражениях, причем и в Бородинском тоже, где была контужена. Была произведена в чин поручика и служила ординарцем у М.И. Кутузова. В 1816 году она вышла в отставку с чином штаб-ротмистра и пенсионом и жила то в Сарапуле, то в Елабуге. Ходила она постоянно в мужском костюме, все письма подписывала фамилией Александров, сердилась, когда обращались к ней, как к женщине, и вообще отличалась большими странностями, среди которых, между прочим — и необыкновенная любовь к животным.
Умерла Надежда Дурова 2 апреля 1866 года. Она завещала называть себя при отпевании Александром Андреевичем Александровым, именем, которого она сама добилась для себя и под которым прожила всю жизнь. Но священник не решился нарушать церковные правила и отпевал ее по имени, данному ей при крещении.
Хоронили Дурову с воинскими почестями. Перед гробом офицер местного гарнизона нес на бархатной подушке ее Георгиевский крест - первый и единственный раз со времени учреждения этого главного воинского ордена России им была награждена женщина.
Я осмотрел дом и двор, но внутрь дома не пошел.


Интереса особого, смотреть на экспозицию музея не было, так как мемориальных вещей в музее-усадьбе, к сожалению, нет. Объяснение этому простое: поскольку по смерти Дуровой у нее не осталось прямых потомков, которые могли бы сохранить вещи, принадлежавшие Надежде Дуровой, они за минувшее время или ушли в частные коллекции (не исключено, что в другие страны), или не сохранились совсем.

Пока группа пошла внутрь дома, я решил погулять по улочкам Елабуги…

Дома стоящие рядом с музеем…

Московская № 125.

Деревянный, на высоком каменном подклете дом в три окна.
Фасад гладкий дощатый, выступающий карниз, угловые филенки и простые наличники, главный фасад дома обшит под «руст».

Московская № 127.

Двухэтажный, рубленный в «обло» с остатком, дом на каменном полуподвале. Углы дома оформлены филенчатыми лопатками, несущими вынесенный в их плоскость фриз. Наличники с тонким резным узором, выделены как сандрики на кронштейнах. Вход устроен в пристрое к дому в два окна, обшитым тесом. Пристрой вписывается в фасадную часть здания, зрительно сливается в одно целое.

Московская № 129

Также типовой деревянный дом на каменном полуподвале.

На пересечении улиц Московской и 10 лет Татарстана выделяется комплекс пожарной каланчи.

Построен он в 1878 году по проекту архитектора Михаила Станиславовича Купинского. Небольшой комплекс, состоящий из главного и двух служебных корпусов, образует небольшой прямоугольный в плане двор на углу квартала.
Главный корпус – двухэтажное здание, обращено фасадом на улицу Московскую. Над ним возвышается четырехъярусная башня каланчи. Башня-каланча имеет граненую восьмигранную форму и ступенчатые ярусы. Второй и третий ярусы в одном объеме читаются за счет сдвоенных арочных проемов, четвертый ярус – открытая галерея с легким ограждением вокруг небольшого объема с шатровой крышей (в настоящее время застеклена). Служебный корпус – протяженное одноэтажное здание, главный фасад которого решен чередующимися рустованными столбами и проемами большого пролета, заполненными полотнами ворот. Градостроительный и архитектурный памятник в стиле эклектики классицистического направления.

Затем я развернулся и пошел к пересечению улиц Московской и Тойминской, а потом и по Тойминской улице.

Дом на пересечении с проспектом Нефтяников (пр. Нефтяников № 185).

Каменный дом с цокольным этажом и деревянным пристроем. Эклектика классицистического направления.

Тойминская № 12, № 12а и № 10 - Купеческая усадьба с магазином.



Построена в конце XIX – начале XX веков. Усадьба занимает участок, почти квадратный в плане. По всему периметру располагаются здания: двухэтажный жилой дом (дом № 10), одноэтажный магазин (дом № 12а) и службы. Между домом и магазином проезд во двор.
Жилой дом имеет кирпичный неоштукатуренный первый этаж и деревянный второй. Магазин одноэтажный кирпичный. Он является как бы продолжением первого этажа жилого дома, т.к. имеет схожие отделки фасадов и пропорции. Наибольшую архитектурную ценность имеет жилой дом. Его фасады отличает мастерски исполненная резьба по дереву и камню. Обшитые досками стены второго этажа почти целиком заняты архитектурными деталями: каннелированными пилястрами, ажурными резными наличниками, фризом. Карниз украшен резным "подзором". На первом этаже сохранились пилястры ионического ордера и массивные наличники. Памятник гражданской архитектуры, также в стиле эклектики классицистического направления и народного деревянного зодчества.

Тойминска № 9 - здание городского училища в 1890-х годах.

Построен в 1870-е годы на средства купца Иконникова. В начале ХХ века новые владельцы здания – наследники купца Ф.П. Гирбасова существенно перестроив дом, пожертвовали его Второму городскому земскому училищу. Это учебное заведение было учреждено в Елабуге в 1880 году. Двухэтажное здание, первый этаж – в 1,5 раза ниже второго, массивен, имеет крупные членения дверными и оконными проемами, обрамленными рустовкой. Простенки между рустованными перемычками заполняют филенки. Первый этаж имеет горизонтальный пояс между окнами и цоколем. Второй этаж обладает рустовкой только по углам здания, расчленен на три горизонтальные части. Под окнами проходит пояс с прямоугольными нишами, в которые помещены ромбовидные элементы. Средний пояс занимают оконные проемы со сложным обрамлением: раскрепованный карниз на вытянутых к низу консолях, под которыми лепнина, а также боковые перемычки на "базах". Фриз в виде узкого пояса, заполненного рядом выступающих элементов, зрительно поддерживают консоли. Памятник гражданской архитектуры в стиле эклектики классицистического направления.

Тут я посчитал, что отошел достаточно далеко, поэтому поспешил вернуться, и верно группа как раз не торопясь загружалась в микроавтобус.

Нас повезли на кладбище, где похоронена Марина Цветаева. Этот раз ехали достаточно долго.
Приехали мы на Старое Петропавловское кладбище. На его территории у южной стены, находится предполагаемое место захоронения Марины Цветаевой. Предполагаемое, потому что точного места, никто не знает. Хоронили ее 2 сентября 1941 года, шла война, причем самый страшный ее период, когда страна была в некоторой растерянности, тогда было не до сантиментов, и никто особо могилу московской поэтессы покончившей собой, особо не выделил. Потом на этом месте была захоронена еще масса людей, и следы ее погребения потерялись. Поэтому ее мемориальное надгробье, установлено в месте, где хоронили людей в августе-сентябре 1841 года.


Стена кладбища с мемориальной табличкой под рябиной.


Вид на Елабугу от стен Петропавловского кладбища.

Загружаемся и снова едем…

Мечеть Аль-Кадир. Габдуллы Тукая № 25а.


Казанская 89. Здание епархиального училища.

Комплекс возведен в 1903 году по проекту вятского губернского инженера Ивана Аполлоновича Чарушина на средства потомственной почетной гражданки Глафиры Федоровны Стахеевой. Строительными работами непосредственно руководил архитектор-художник Артемий Иванович Горохов.
Официальное открытие училища состоялось 20.09.1898 года. В начале ХХ века здесь насчитывалось 180 воспитанниц и 9 преподавателей. В 1933 в здании разместилось педагогическое училище, которое в 1939 было реорганизовано в Учительский институт, а последний преобразован в 1953 в Педагогический институт. Во время Великой Отечественной войны в здании бывшего Епархиального училища размещались эвакуированный Воронежский университет и филиал Ленинградского университета.
Ядро комплекса – главный корпус, включающий в себя домовую Васильевскую церковь, купол которой доминирует в застройке квартала. Длина всего здания, главным фасадом обращенного на улицу, составляет 120 метров. В отделке здания присутствует рустовка, замковые камни, полосатая кладка (сочетание кирпичной кладки и каменных блоков). Памятник гражданской архитектуры, сочетающий в себе элементы различных стилистических направлений эклектики и модерна.
Сейчас в здании располагается один из филиалов Казанского Федерального Университета.

Напротив этого монументального здания – монументальный памятник Д. И. Стахееву.

Двухметровый, бронзовый монумент изображает Дмитрия Ивановича сидящим в старинном кресле. Общая высота композиции - около 4 метров. Дмитрий - сын основателя династии Ивана Ивановича Стахеева, купец первой гильдии, писатель и журналист XIX века.

Останавливаемся и выходим из нашего транспорта…
Сразу привлекает внимание Собор Покрова Пресвятой Богородицы.

Трехпрестольный храм построен в 1808-1815 годах.
Структура церкви довольно своеобразна: храм представляет собой восьмигранник с прямоугольными выступами по сторонам, на котором воздвигнута высокая купольная ротонда, увенчанная приземистым световым барабаном с лежачими эллиптическими окнами. Повышенной пластикой фасадов отличается типовая трехъярусная колокольня. Позднее к колокольне было пристроено закрытое крыльцо. Церковь имеет большую архитектурную и градостроительную ценность как доминанта и уникальное сооружение со сложными по пластике объемными формами, несущими в себе элементы позднего барокко, раннего классицизма и ампира.

Ну а собственно вышли мы на площадь Марины Цветаевой (пересечение улиц Малой Покровской и Казанской). Она объединяет на своей территории множество объектов мемориального комплекса - это и монумент М.И. Цветаевой, и литературный музей, Библиотека серебряного века, Дом Памяти и другое. Площадь была открыта к 110–летнему юбилею со дня рождения поэтессы.


Вечером 17 августа 1941 года к пристани в Елабуге причалил теплоход «Чувашская Республика». На берег высадились 13 человек — эвакуированные из Москвы писатели и члены их семей. Среди них были и Марина Ивановна Цветаева с сыном Георгием Эфроном.
Первоначально прибывших разместили в здании библиотечного техникума, а 20 августа их начали расселять по квартирам. Цветаева с сыном были распределены в дом Бродельщиковых на улице Ворошилова № 9 (ныне улица Малая Покровская № 20).



Это тот самый дом Бродельщиковых, где и прошли последние дни жизни Цветаевой. Дом подлинный. Сейчас он и называется Дом Памяти М.И. Цветаевой. Воссоздана (в том числе по воспоминаниям прежних хозяев) обстановка того времени – кухня, комната и в ней за загородкой – уголок, где и расположились Цветаева с сыном. В экспозиции представлены подлинные предметы быта семьи Бродельщиковых. В доме она собственно прожила с 21 по 31 августа, при этом с 24 по 28 августа она уезжала в Чистополь.

В отдельном зале можно увидеть 3 предсмертные записки Цветаевой. В сенях, где покончила с собой поэтесса – кованая рамка с двумя розами…


Цветаева не вызывает у меня восторга и придыхания, куда с большим интересом и эмоциями я посетил дом-музей И.И. Шишкина. Как поэтесса может она и действительно была хороша, но до Пушкина и Лермонтова, я полагаю, ей далеко… Ну а как человек… История ее жизни далеко не однозначная и примером для кого-либо, думаю, являться не может, даже со скидкой на революцию и войну. Это мое мнение… Есть множество ее поклонников, у которых мнение совершенно другое. Вполне допускаю… У каждого свои идеалы, свои жизненные ценности и свои ориентиры.


Тут же недалеко от Дома Памяти Цветаевой находится весьма необычный музей «Портомойня» (Малая Покровская № 9). Работает этот музей с 2009 года. Не знаю, есть ли еще где подобные музеи, этот в своем роде уникальный. Это музей посвященный стирке белья. Само название «Портомойня» - мойка или стирка портов, штанов то бишь. А здание, в котором располагается музей – бывшая общественная прачечная. Причем она функционировала по своему назначению вплоть до середины 1990-х годов. Само здание построено в XIX веке.


Внутри – один большой зал, в котором представлена экспозиция об истории такого специфического вида человеческой деятельности, как стирка белья! Тут же упоминается и история мыловарения, и история Елабужского водопровода.


Портомойни в городе Елабуга появились после устройства водопровода в 1833 году по инициативе и проекту городского головы И.В.Шишкина. Родниковая вода проводилась в Елабугу по деревянным трубам к устроенным на площадях крытым водосточным бассейнам. Водозабор осуществлялся из деревянных чанов, размещенных по трассе водопровода, на концах самотечной сети устраивались платьемойни. Портомойни считались городской собственностью, на ремонт которых ежегодно выделялась определенная сумма денег.

Интересно, что билеты в этот музей, мы покупали у экскурсовода в Доме памяти Цветаевой. Цена 100 руб. Жена у меня прикупила здесь несколько кусочков хозяйственного мыла, вроде бы оно было сварено по рецептам местных мыловаров XIX века, и именно таким мылом тогда стирали белье в данной «Портомойне».

Одноэтажные деревянные жилые дома на улице Малая Покровская.
Малая Покровская №18.


Малая Покровская № 22.


Малая Покровская № 24.


Малая Покровская № 26.


Малая Покровская № 28 (ближний желтенький) и Малая Покровская № 30 (дальний из бревен).



Далее мы поехали по исторической улице Елабуги – улице Казанской. На ней весьма много достопримечательностей и она ведет к площади Ленина, откуда мы собственно и начинали экскурсию.

Памятник В. И. Ленину. Весьма своеобразный и необычный.

На достаточно высокой стеле-постаменте из кирпича водружен бронзовый бюст Ильича. Автор - скульптор-монументалист Сергей Дмитриевич Меркуров. Установлен этот памятник был 1925 году, то есть через год после смерти Ленина. В 2004 году за памятником возвели декоративную стену из кирпичей. Стена эта копирует кремлевскую стену в Москве.

Далее по улице еще одна скульптурная композиция «Связист и почтальон» (скульптор Владимир Демченко).

Ну название говорит само за себя… Отлитые из бронзы связист в «кошках» на столбе, вероятнее всего ремонтирует линию связи, а рядом у столба девушка-почтальон, с сумкой и велосипедом – необходимыми атрибутами почтальона (вспомним почтальона Печкина :))

Стоит обратить внимание и на здание, которое находится за этой парочкой «доинтернетовской и домобильной связи». Это торговое здание рыбных рядов.
Построено в 1880-е года на Рыбной площади – крупном торговом центре Елабуги.
Декоративное оформление здание выполнено целиком за счет фигурной кирпичной кладки. В отделке следует отметить наличие кессонов над оконными проемами, рельефного карниза с часто расставленными консолями. Памятник архитектуры в стиле рационалистического модерна с элементами псевдорусского направления эклектики.

Снимал я из микроавтобуса на ходу, поэтому здесь все здания, только по одной, нечетной стороне, улицы Казанской.

Казанская № 47 - Усадьба мещанина Новикова: Жилой дом, 1859 год.

Построен в 1859 году по проекту архитектора Плесковского. Включает при нем флигель с лавками и принадлежащими к оному службами и банею. Жилой дом является образцом размывания позднеклассицистических форм в елабужской архитектуре, входит в комплекс застройки купеческой усадьбы переходного стилистического периода Елабуги.
Каменный угловой двухэтажный дом, «внизу онаго с лавками», имеет шесть оконных осей по уличному фасаду и семью окнами выходит на Рыбную площадь. Подшитый карниз дополнен развитым подкарнизом и лежащим на нем поясом подоконных филенок, оконные обрамления оставлены без сандриков.

Казанская № 45 - Усадьба мещанина Новикова: Флигель, 1852 год.

Флигель - первая постройка усадьбы (1852), соединенный каменной оградой с утраченными воротами с домом Новикова. Одноэтажный, с антресолями, флигель имеет пять окон по линии улицы. Окна основного этажа обрамлены узкими наличниками, опирающимися на пояс подоконных тумб, прорезанных ромбовидными филенкми, завершены сандриками на «перевернутых» кронштейнах.

Стахеевых № 12 – на перекрестке Казанской и Стахеевых – бывшее здание Елабужских электрических сетей.


Стахеевых № 7 - Ресторан «Елабуга» - Дом купца Красильникова, вторая треть XIX века.

В 1815 году дьячкова жена М. Иванова на принадлежащем ей угловом участке, «старым строением той Ивановой занятым», выстроила по проекту губернского архитектора Н.В. Андреевского деревянный дом «на ниском каменном фундаменте на шести саженях». На плане 1835 года западный угол Средней улицы занят уже небольшим каменным особняком.
Существующий угловой дом – каменный, двухэтажный, в 14 окон бельэтажа по южному фасаду и в шесть – по восточному, с широкими остекленными витринами нижнего этажа, – результат перестройки конца XIX – начала ХХ веков. Оштукатуренные фасады оформлены подшивным венчающим карнизом сильного выноса с развитым зубцовым подкарнизным профилем, поясом подоконных филенок второго яруса и редкими пилястрами, соответствующими внутренней планировке. Окна обрамлены распространенными в Елабуге на рубеже веков плоскими наличниками с высоким шпренгелем, который завершен сандриком, имеющим полукруглое подвышение. Такими же наличниками, но с треугольным подвышением сандрика, обрамлены лучковые арки витрин.
Крупный архитектурный объем дома, закрепивший пересечение улиц, принадлежит к числу тех зданий, которые к началу ХХ в., определили «деловой» и торговый характер застройки Казанской улицы.

Прямо перед этим домом располагается скульптурная композиция "Символ старой Елабуги", которой представлен символ городского герба - дятел на пне. Над ним установлена арка с изображениями гербов Вятской губернии и Елабуги, о которых я упоминал выше.


Казанская № 43 - Дом мещанина Попова.

В 1813 году участок был отведен мещанину Г. Попову и, по видимому, тогда же застроен деревянным на каменном «полуэтаже» домом в три широко расставленных по фасаду окна. Дом, сгоревший во время пожара 1850 года, был возобновлен в прежних формах, напоминающих формы пятистенной избы.
Стены дома рублены «в обло с остатком», внутренняя стена отделяет боковую часть здания. Фасады увенчаны карнизом вальмовой кровли, подшиты тесом, выпуски бревен оформлены филентатыми лопатками, несущими вынесенный в их плоскость фриз. Окна завершены сандриками на кронштейнах.
Является памятником рядовой застройки уездного города, сохраняющий традиционную структуру народного жилища.

Казанская № 41 - Здание аптеки.

Построено в 1860-е годы по заказу купца второй гильдии Н.Е. Соколова.
Одноэтажное на цоколе здание, имеет антресоли, заметно выделяется в застройке своим парадным фасадом: прямоугольные окна имеют арочные наличники с сандриками двух типов: чередующиеся треугольные и лучковые фронтоны. Тимпаны арок заполнены половиной крупного цветка, наподобие раковины. Памятник жилой архитектуры – яркий образец купеческого особняка в переходных формах позднего классицизма и ранней эклектики.

Казанская № 37 - Торговый дом с двумя магазинами, конец XIX-начало XX веков.

Построено на средства купца Добрынина. Здание имеет ступенчатую объемную композицию, что достигнуто выносом на красную линию одноэтажного торгового зала вперед двухэтажного здания, в котором первый этаж занимали служебные помещения, а второй – жилье. На фасадах симметрично расположены два небольших, но высоких окна по сторонам главного входа, сохранившего ажурное металлическое ограждение. Сбоку здания – ворота с дополнительной опорой, декор их, как и декор здания, выполнен за счет кирпичной кладки. Памятник архитектуры, отражающий характерные типы торговых сооружений и стилистические особенности модерна.

Казанская № 33. Купеческий дом второй половины XIX века.


Спасская № 6 - Дом Стахеева, середина XIX века.

Одноэтажное, кирпичное, Г-образное в плане здание. Один из фасадов отличается наличием центрального ризалита в три окна, выделенного сбивкой осей оконных проёмов и двух обрамляющих его пилястр, поставленных на выступе цокольного этажа и упирающихся в балочное перекрытие. Эклектика классицистического направления.

Казанская № 25.

Один из флигелей комплекса Екатерининской прогимназии, о котором я уже писал в самом начале повествования о нашем пребывании в Елабуги.

Напротив этого здания установлена скульптурная композиция "Дворник", по стилю похожая на «Городового».

Проезжаем площадь Ленина, на которой мы уже были утром, и проезжаем дальше…

Казанская № 5
Дом жилой с мезонином, начало XIX века.

Одноэтажное деревянное с мезонином сооружение, которое на красную линию застройки улицы выходит торцовым фасадом. Мезонин имеет балкон на тонких колоннах. Над балконом – сильно выступающий навес в виде треугольного фронтона с центральной аркой. Навес держат тонкие деревянные тосканские колонны. Дом имеет два симметрично расположенных входа в невысоких пристроях. Окна не имеют никаких обрамлений, кроме деревянных перемычек. Арочное слуховое окно в чердаке на торце дома обрамлено рустовкой. Памятник архитектуры в стиле "деревянного" классицизма.

Казанская № 6 – жилой дом начала ХХ века.

Деревянный, обшитый тесом под «руст» на высоком каменном подклете, дом в 5 окон.
Наличники снабжены небогатой резьбой. Фасады здания имеют типовое решение: гладкий дощатый антаблемент, сильно выпяченный карниз, угловые резные филенки. Хорошо сохранились 2 дымника.

Казанская № 1 - Детская Художественная школа № 1 имени И.И. Шишкина.

Построено в 1859-1863 годах на средства купца первой гильдии Н.И. Ушкова, занимавшего в то время (1858-1861) должность городского головы.
Вместе с выстроенным в начале ХХ века зданием по улице Городищенской № 1 (одноэтажное зеленого цвета, построено в начале ХХ века, ныне в ней располагается БТИ) составляет комплекс городской больницы. По всему фасаду одноэтажного здания расположены высокие окна на единой подоконной тяге, над окнами – профилированные сандрики. Фасад имеет симметричную композицию относительно центра, разработанного в виде портика из плоских пилястр со схематизированными капителями, которые занимают более широкие простенки между оконными проемами. Памятник гражданской архитектуры в стиле эклектики классицистического направления.

Мы подъехали к Александровскому саду Елабуги. Группа наша "десантировалась" из нашего транспорта и мы пошли на территорию сада.

В 1846 году городская Дума, во главе которой стоял Иван Васильевич Шишкин, вынесли циркуляр о создании проекта и разбивке парка. Саженцы лиственниц были привезены купцом Стахеевым из-за границы. Название парк получил в 1852 году в честь коронации Александра II.
В планировке газонов и аллей (преимущественно липовых) использованы принципы английской парковой архитектуры. В 1866 году (после неудачного покушения на царя) в честь спасения Государя сад облагораживают. В 1868 году Александровский парк представлял собой свободно расположенные лужайки, поляны, деревья и извилистые дорожки, словно созданные самой природой. В тенистых уголках стояли скамейки, через овраги были перекинуты мосты, на полянах установлены беседки для отдыхающих, а в глубине парка находилось деревянное здание театра.
В 1980-е годы в парке были установлены аттракционы, детский автодром и карусели, построена танцплощадка и установлен фонтан. Колесо обозрения было названо Чёртовым колесом из-за открывающейся панорамы на Чёртово городище с верхней точки аттракциона. В 1990-е годы парк, как и во многих российских городах, пришёл в запустение: детские качели и аттракционы были разломаны, овраги с лужайками заросли и только вековые деревья создавали уют заброшенному городскому парку.
В 2010 году Александровский сад вновь возрождается: расчищаются поляны, устанавливается новый фонтан, беседка и декоративный мост. По краям асфальтированных дорожек установлены скамейки и фонари.

В 2013 году была смонтирована весьма оригинальная и необычная «Аллея влюбленных», где действующими лицами являются фонари. Весьма интересно смотреть на эти «фонарные композиции» из жизни людей.





А еще интересные домики для птиц, не скворечники, а именно домики на спиленных стволах деревьев…



Вышли мы из Александровского сада через центральный вход.


Тут же рядом располагается вход на Троицкое кладбище, где находятся могилы семей Шишкиных, Невоструевых, Стахеевых…


На Троицком кладбище остались руины храма Троицы Живоначальной. Храм строился с 1830 по 1840 года. В 1930 году церковь была взорвана. Хотя именно в ней и находились склепы и усыпальницы знаменитых горожан. На этом же кладбище была похоронена Надежда Дурова.

Перед входом на кладбище установлен памятник кавалерист-девице. Она восседает на коне в полном гусарском облачении. На пьедестале надписи «Надежде Дуровой граждане Елабуги 1991 год», « Потомки славить будут твой жизненный подвиг и чудесное слово твое» и «То была пора твоей юности, гусар, заря жизни странной и прекрасной». Скульптор Фёдор Фёдорович Лях.

Здесь возле памятника нас ждал наш транспорт, мы поехали дальше. Проехали совсем немного и остановились вновь.

Недалеко от место нашей стоянки располагался дом с адресом проспект Нефтяников № 109 – это общеобразовательная школа № 7. Ранее же это было здание земского мужского училища.

Построено здание в 1852 году мещанином А.Н. Матросовым по проекту Е. Апарина.
Фасад расчленен карнизами на два этажа на низком каменном цоколе. Этажи имеют собственные угловые лопатки и разное обрамление оконных проемов: на первом низком этаже лучковые и килевидные арочные сандрики, на втором – сандрики с консолями, декорированные акантом. Здание венчает гладкий архитрав, простой сильно вынесенный карниз. Памятник архитектуры, в котором отражены характерные для жилых зданий Елабуги приемы стилизаторства второй половины XIX века.

А приехали мы сюда для того, чтобы посетить «Музей уездной медицины имени В.М. Бехтерева», располагающийся по адресу проспект Нефтяников № 111а.


Музей был открыт в 2007 году, в хирургическом корпусе земской больницы построенной в 1881 году на средства купца А. Баранова.


Елабуга стала уездным городом в 1782 году. Первая врачебная управа была открыта в 1792 году. Медработников было пятеро: доктор, два подлекаря и два лекарских ученика. А первая больница была открыта в 1827 г. Помещалась она «в деревянном одноэтажном доме, принадлежащем градскому обществу. Все помещение состояло из двух палат для инвалидов и лиц гражданского ведомства, и одной арестантской. Комнаты низки, темны, тесны, неудобны не только для больных, нуждающихся в чистом воздухе и хорошем помещении, но в них с трудом можно жить людям здоровым».

В 1853 году в должность городского головы вступил купец 1-й гильдии Никита Иванович Ушков. Он лично посетил больницу, убедился, что нужно новое здание и решил выстроить новую больницу на свои личные деньги. В 1859 году началась постройка здания на 64 койки, а в 1863 году больница приняла первых пациентов. При больнице был выстроен каменный флигель для врача: "...живя на одном дворе, каждый врач будет навещать своих больных не раз или два в сутки, а пять или десять раз".
http://открытые-уроки.рф/baza-dannykh/elabuga/muzey-uezdnoy-meditsiny-im-v-m-bekhtereva-/

Вплоть до 1990-х годов здание музея выполняло свою основную функцию, остановка городских автобусов близ корпусов комплекса так и объявлялась - «Старая больница».

В 1863 году было построено здание городской больницы (Городищенская № 1). Выше я о нем уже упоминал.

А на противоположной стороне проспекта Нефтяников (проспект Нефтяников № 82) располагается корпус дома-интерната для престарелых и инвалидов, ранее входивший в "медкомплекс", и в нем располагалась лечебница для душевнобольных. Лечебница содержалась на средства губернского земства и принимала на лечение больных с трех уездов. Здание было предоставлено земству в 1890 году почетным гражданином города С.Ф. Гирбасовым.


Перед зданием музея в сквере установлен памятник Владимиру Михайловичу Бехтереву (Елабуга) (1857–1927). Открыт он был в январе 2007 года. Авторы - московские скульпторы А.В. Головачев и В.А. Демченко.

Здесь же рядом стоит памятный камень. Надпись на камне гласит: «Памятник установлен нашему земляку, академику Бехтереву Владимиру Михайловичу в честь его 150-летия...»

Оригинальная клумба в сквере…


Я в музей не попал… Мне пришлось заниматься медициной в некотором роде, непосредственно. У дочери поднялась температура, болели горло и голова. И пока группа находилась в музее, мне пришлось пробежаться по округе в поисках аптеки и купить лекарства. Эргоферон, стрепсилс, колдрекс и растворимый витамин «С», надо сказать помогли. Доче полегчало…

Вернувшись, я успел только сфотографировать здания и памятник… Группа вышла из музея и мы поехали на «Чертово городище»

Приехали мы на площадь Тысячелетия, в центре которой располагается конный памятник эмиру Ибрагиму I бен Мухаммат. Памятник был открыт в день празднования 1000-летия - 24 августа 2007 года. Эмир Волжской Булгарии Ибрагим I бен Муххаммат, которого называли Ибрагим-Градостроитель - правил с 1006 по 1026 года (начало XI века). То есть, так как «миллениум» Елабуги отмечали в 2007 году, получается именно в период его правления Елабуга и возникла как поселение городского типа.

Авторы памятника - художник Фиринат Халиков, скульптор Махмуд Гасимов и архитектор Марат Максудов.

Ну а мы пошли на Елабужское, оно же «Чертово» городище. При входе на его территорию, для придания колорита в 2007 году были отстроены проходная сторожевая башня, частокол, проложены пешеходные дорожки вдоль склона, установлены скамейки.


Тут же у проходных ворот установлена скульптурная композиция «Змей-оракул».



Во время одной из знаменитой академической экспедиции, Чертово городище исследовал русский путешественник Николай Петрович Рычков. В своей книге "Журнал, или дневные записки путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства в 1769 и 1770 годах." он поведал легенду о логове змея - оракула.

В ней говорилось, что раньше на месте Чертова городища стоял храм древних язычников. Согласно легенде, Чертово городище свое название получило от змея-оракула, который жил в языческом храме, стоявшем на высокой горе, на правом берегу Камы. Змей-оракул был известен на всю округу (а так же далеко за ее пределами) своими предсказаниями. Ответы оракула славились точностью и потому к оракулу со всех сторон шли те, кто желал узнать судьбу. В качестве платы за предсказания, змею приносились человеческие жертвы из плененных врагов.

Перед тем, как Булгарское царство было разрушено, этот змей неожиданно куда-то исчез. И напрасно царь того народа спрашивал оракула о том, как спасти свой край и свой народ от тех, кто шел с севера. Ответа не было... Вскоре царь и его народ стали жертвой могущественного неприятеля.

Перекликается с легендой о змее и тот факт, что в Казани были специальные ворота - "Елбугины" - и выходили они на Алабугу. К этому периоду относится легенда о том, что ужасный змей украл красавицу-дочь у одного из елабужских баев и что храбрый джигит Чуранай спас ее...

http://www.elabuga-city.ru/articles-chertovo-gorodishche---kladez-mifov.htm

Мы входим на территорию самого Чертова городища. Отсюда открываются просто потрясающие виды. Тойма здесь впадает в Каму и пейзажи водных просторов необычайно красивы. Фотографиями эту красоту, этот простор, эти запахи - просто не передать...




Также и необыкновенно впечатляют и виды на саму Елабугу, которая отсюда как на ладони, и выглядит как уездный городок России XIX века. Ни многоэтажек, ни небоскребов, ни заводских труб. Крыши невысоких домов, зелень садов, парков и скверов, и купола церквей.



Кроме упоминавшихся уже выше Спасского и Покровского собора, отсюда еще видны купола Храма во имя Святителя и Чудотворца Николая (он – центральный). Это - однопрестольный храм построен в 1813—1818 годах.

Но вернемся на Городище. Здесь находятся остатки укрепленного поселения на высоком правом берега реки Тойма, у места впадению ее в Каму. Первоначально городище было родовым убежищем одного из местных финно-угорских племён, обитавших в этом районе в VII – X веках.
В XI-XII веке булгары захватили эти места. Приблизительно через две сотни лет укрепление волжских булгар под Елабугой было покинуто. Ну а потом сюда пришли монголы. Богатые, некогда, земли были разорены и обезлюдели.

После завоевания Казанского ханства Иваном Грозным, в середине XVI века эти места засели русские. С этого времени начинает отсчет четырехсотлетняя современная история Городища. В русских летописях того времени урочище упоминается как "бесовское городище". В документах первой половины XVII века Елабужское городище носит название «Каменного городища, что на Елабуге». Затем здесь был основан монастырь. С тех времен посад образовавшийся у склонов холма именуется «Подмонастыркой».

К периоду покорения Казанского ханства относится одна из известнейших легенд, которую обязательно рассказывают туристам при посещении башни на Чертовом городище. Рассказал нам ее и наш Гид.

Понравилась черту поповская дочь. И захотел он на ней жениться. Попу не хотелось дочь отдавать за черта, и пошел он на хитрость. "Построй, черт, - сказал поп, - за одну ночь белокаменную церковь на берегу Камы". Черт с усердием принялся за работу, всю ночь трудился и когда уже почти все закончил, вдруг пропели петухи. Не успел он крышу да крест соорудить. Не исполнил черт воли попа, а значит, и не видать ему поповской дочери. А то, что построил черт, само собой с криком петухов рассыпалось. И по сей день берег Камы, что у подножия городища, усеян огромными камнями...

http://www.elabuga-city.ru/articles-chertovo-gorodishche---kladez-mifov.htm

Подходим к единственной башне, стоящей на территории городища.


Её называют «Наугольной башней Елабужского городища» или «Башня мечети-крепости» - но это с недавних пор, как снова стала популярна религия. Построена она была приблизительно в XI - XII веке. Представляет собой пустотелый каменный цилиндр с металлической кровлей. Первоначальная кладка из неотесанных камней на известковом растворе с алебастром сохранилась только с северной стороны. В 1844 году башня обрушилась, за исключением лишь северного участка с арочным проемом и окном над ним. В 1867 году, по инициативе Городского головы Елабуги - И.В. Шишкина, башня была восстановлена и покрыта железом. Тогда же в ней появились четыре прямоугольных окна. В 1990-х годах были проведены реставрационно-консервационные работы и башня приобрела нынешний вид. Кроме того в виде каменного фундамента были выложены границы крепости – ее стен и башен - что создает иллюзию ее древних руин.



На этом экскурсия наша по Чертову городищу и в целом по Елабуге и закончилась. Мы сели в наш микроавтобус и поехали снова на площадь Ленина. Отвезти экскурсовода нашего Елабужского и прикупить сувениры в магазинчиках здания, где находится Управление Елабужского государственного музея-заповедника.

По дороге сфотографировал еще одну мечеть Елабуги. Соборная мечеть «Джамиг» (проспект Мира № 2).

Построена мечеть в 1992-99 годах по проекту архитектора Ф. Ш. Галиева. С северо-западной стороны к мечети примыкает 57-метровый минарет. В отделке фасадов мечети использована декоративная кладка из силикатного, красного и бежевого отделочного кирпича.

На площади Ленина, пока народ был в сувенирном магазине сфотографировал детали площади Ленина. Памятник Ленину – ну это само-собой – а также памятник самовару и беседка, на шпиле которой стилизованные надписи – «Елабуга» и «1000 лет».



Из сувениров же прикупил пару магнитиков с изображениями чисто Елабужских достопримечательностей – картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» и башни Чертова городища… И конечно же «Елабужскую Муху». Все наверное помнят выражение «быть по мухой»… :))
История этого выражения связана с появлением первых трактиров. Они были открыты в России по приказу императора Петра Великого. Трактиры должны были заменить кабаки и стать заведениями, где посетители могли бы не только выпить, но и поесть. А для того чтобы привлечь в них посетителей, Пётр повелел их владельцам подавать первую рюмку бесплатно, с расчётом на то, что дальше выпивку и закуску гости будут заказывать уже за плату.
Зная особенности и привычки своих гостей (выпить первую рюмку бесплатно и идти восвояси), владельцы питейных заведений решили изготовить рюмки малого размера, в которые входило от 10 до 15 мл жидкости — ровно одна столовая ложка. Именно за столь малый объём эта рюмка получила народное название «муха».
Но любители выпить бесплатно нашли выход из этой ситуации: в течение дня они наведывались в разные трактиры. И после нескольких бесплатных «мух» трактирный гость уходил в хорошем настроении. А в народе к подвыпившим людям стали применять выражение «ходить под мухой».
Сегодня «Елабужская муха» — один из самых популярных сувениров среди туристов приезжающих в этот город. В 2016 году на этот сувенир был оформлен государственный патент.

http://www.elabuga.com/artSalon/_glassYelabugaFly.html

Надпись с «Мухи» к сожалению быстро стирается…

После покупки сувениров, обедали в какой-то столовой. Причем пришлось ждать около 20 минут, пока освободятся столы, так как кормили здесь туристические группы. Подробностей не помню – как всегда были первое, второе и компот с булочкой. Стоимость обеда 300 рублей.

После обеда, мы покидали Елабугу. Время было 15:30. Нам предстояло проехать до Казани 209 километров. По дороге мы пересекли по мосту еще одну крупную реку – Вятку.

И в 18:30 мы прибыли в Казань. Заселились уже в «свой» «Шаляпин Палас отель». Назавтра нас ждала последняя экскурсия этого тура…

Елабуга конечно впечатлила. Здесь такая милая провинциальность. В ней переносишься, как будто в другую эпоху, в патриархальный русский городок позапрошлого века. Купеческие и мещанские дома здесь перемежаются лавками, церквями и училищами, а над всеми этими невысокими строениями парят купола и колокольни. Я полагаю мало где в нашей стране сохранились города в таком виде, без намека на индустриальность, урбанизацию и современность.

Окончание: Свияжск - https://www.otzyv.ru/read.php?id=211753

Отредактировано автором: 23.03.19 13:01:25Сообщить модератору



Спасибо за Елабугу. Полюбовалась архитектурой, но все же она показалось мне очень сдержанной. Очень порадовал дом-музей И.И.Шишкина. Как все переплетено. Шишкин был в родстве со Стахеевыми. А Стахеевы были в родстве с Ушковыми. И все очень дружили. Спасибо за подробное описание и фотоизображение комнат музея - очень интересно, моя тема :) И, конечно, виды из окна...было откуда черпать вдохновение.
Спасибо! Дополню немного... :) Большой пожар в августе 1850 года практически уничтожил Елабугу. Она отстраивалась вновь, по новой регулярной планировке, поэтому практически все улицы Елабуги - параллельны и перпендикулярны. А все здания в основном постройки вторую половины XIX века. Улицы Набережная, Покровская, Спасская, Казанская — это целый ряд интереснейших особняков и купеческих усадеб. Нет конечно дворцов подобных дому Ушковой или особняку Сандецкого, это же не Казань, это маленький провинциальный городишко. Всего около 10 тыс. населения на начало ХХ века, сейчас около 70 тыс. Поэтому да, архитектура Елабуги скромна и провинциальна, или сдержана, как сказали Вы, но в этом ее изюминка. Аутентичность, как сейчас модно говорить. Елабуга уникальна, в Советское время здесь почти ничего не строилось, сначала она не попала в планы первых пятилеток, затем война, а когда разрабатывался грандиозный проект о создании мощной промышленной агломерации Набережные Челны - Елабуга - Нефтекамск, Советский Союз приказал долго жить, и планы эти остались не осуществимы... Но зато осталась Елабуга в том виде в котором она есть. Хотя сейчас тоже разработан проект об особой экономической зоне "Алабуга" - не знаю к чему это приведет... Меня тоже больше всего впечатлил дом-музей Шишкиных (можно сказать так, так отец великого художника Иван Васильевич, оставил тоже заметный след в истории Елабуги). Ну и знаменитые купеческие фамилии конечно.. Стахеевы, Гирбасовы, Ушковы... Во многом благодаря благотворительности представителей этих фамилий Елабуга была среди первых десяти городов России, которые установили электрическое освещение и водопровод... Да, а природа там просто ошеломительная... Чего стоит место впадения Тоймы в Каму у Чертова Городища... Ну а Иван Иванович Шишкин продемонстрировал нам на картинах, какова она в местных лесах, полях и окрестностях... :)
Значит, в музее Шишкина ремонт закончился? Мы ездили в начале января 2018 и не попали, очень жаль. Туризм в Елабуге поставлен на поток. Мне было обидно за Сарапул - город крупнее и красивее, там не могли, что ли, замутить подобный музей Дуровой?
Мы были в августе, уже ремонта не было, музей функционировал. То-то смотрю в доме-музее все такое, как с картинки, как новое... :) Туризм в Елабуге, надо сказать поставлен хорошо... Музеев множество различной направленности... Взять ту же "Портомойню" - приспособили, же сделали музей и надо сказать достаточно интересно... :)) Про Сарапул сказать ничего не могу, не бывал... Но конечно город где прошло детство и юность Надежды Дуровой обязано иметь подобный музей...
Цитата:

...это маленький провинциальный городишко Нет конечно дворцов подобных дому Ушковой или особняку Сандецкого.


Конечно, конечно, я понимаю. Ничего не знала о доме Ушковых в Елабуге, знала только об усадьбе в Менделеевске. Конечно, дом (на Вашем фото) очень скромный, Стахеевский собняк поинтереснее:) Возможно, в те годы было не принято кичиться своим богатством и "отцы-накопители". жили достаточно скромно, а уж дети, переезжая в столицы, позволяли себе архитектурные излишества.

Цитата:

Туризм в Елабуге, надо сказать поставлен хорошо...


И это только, я уверена, благодаря Марине Цветаевой. У нее столько страстных почитателей...я к ним как-то не отношусь.
Ну скорее всего так, для маленькой Елабуги и такие дома, вероятно, были роскошью... :) Ну а потом расширившись, поднакопив капиталов, строили уже шикарные дома в Казани, в Москве... И чем дальше по родословной, тем роскошнее... :)
Домик по Большой Покровской № 11 невзрачный конечно и маловат для размаха Ушковых, но размах будет потом. Зато здание Уездного училища построенного Ушковым, выглядит даже более солидно... Для города строил, не для себя...
Да я тоже не почитатель Цветаевой и к феномену Надежды Дуровой скептически отношусь. Но есть дом-музей Шишкина и Чёртово Городище. Про музей сказано выше... А на Чертовом Городище, на высоком речном берегу, обдуваемом бродягам-ветрами, рядом с величественной Камой - чувствуешь некое прикосновение души этого места. Энергетика там сильная. Ну и архитектура Елабуги мне все-таки понравилась... Погулял бы и посмотрел еще... :))
Цитата:

поднакопив капиталов, строили уже шикарные дома в Казани, в Москве...


А какая вилла "Отрада" Стахеева в Крыму в Алуште! Архитектор Н.П. Краснов.

Цитата:

Зато здание Уездного училища построенного Ушковым, выглядит даже более солидно... Для города строил, не для себя...


Да, меценатами они были знатными...
Меня кстати выгнали оттуда... не удалось рассмотреть... :)
Цитата:

Сначала проторенным путем дошли до Центральную Набережной, то той же самой Ротонды. От нее по Парковой улице, через Городской парк прошли к парку «Стахеевка». Хотели глянуть на дом купца Стахеева. Как я читал -это одно из самых красивых зданий в Алуште, построено в конце XIX в. по проекту Н. П. Краснова. Стоит в окружении экзотических растений Приморского парка. Здание входит в список памятников — объектов культурного наследия национального и местного значения. Так вот посмотреть нам его не удалось. Кругом забор. Обошли все по периметру, но все везде закрыто. Решили перелезть через забор, но тут же появились человеки, которые сказали, что здесь закрытая территория и сюда нельзя. Вот такой объект культурного наследия, посмотреть на него нельзя… :( Номер подобный Дворцу Мордвинова в Ялте не прошел…
https://www.otzyv.ru/read.php?id=197807


Из моего отзыва о СПА-отеле "Море" в Алуште... :)
Цитата:


Из моего отзыва о СПА-отеле "Море" в Алуште... :)


Ух, а я пишу Вам про Отраду, а Вы были рядышком, а я сама-то в Алуште не была и его не видела. Я была в особняке Стахеева в Москве на Новой Басманной. Понравилось...богато.
А "Море" у Вас было с Мелласом...ну все, моя тема :) Ушковы-Кузнецовы :)
Ага, я то там был, но вот "Отраду" тоже не увидел... :) В Крыму всего интересного много, а вот сам туризм еще надо развивать и развивать... к сожалению в первую очередь оградить от желания "Не пущать"... Иначе туристы интересующиеся не поедут, поедут только те кто желает лежать у моря... :)
Ну да... в 2016 были "Море" Алушта и "Меллас"... Я помню, что это Ваша любимая тема, Ваш конёк... :) И Спасибо! Кругозор в этом плане Вы мне существенно расширили... :))
Цитата:

"Не пущать"...

согласна полностью. Очень много дореволюционных особняков и дворцов в Крыму под правительственными дачами и их не видели люди десятилетиями, даже нет фото в интернете... А часть "закрыли" недавно. А часть вне доступа, так как осыпаются и тебуют срочной реставрации. А так все это хочется посмотреть.
Спасибо Вам за добрые слова
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Россия. Тур "Дорогами Татарских Ханов..." Свияжск. 19.08.2018
2Тур "Дорогами Татарских Ханов..." Болгар, Биляр, Чистополь. 17.08.2018
3Тур "Дорогами Татарских Ханов...". Экскурсии по Казани. 16.08.2018
4Пешие прогулки по Казани. История города в архитектуре. Глава 5. Старо-Татарская Слобода
5Пешие прогулки по Казани. История города в архитектуре. Глава 2 и 3. Улица Крёмлевская и Дом Ушковой
6Пешие прогулки по Казани. История города в архитектуре. Глава 1. Улица Баумана и Кремль
7Пешие прогулки по Казани. Глава 4. Мои "хаотичные" блуждания по улицам Казани... (Продолжение)
Отдых в России
Отели России
Отели Сергиев-Посада
Отели Сергиево-Посадского р-на
Головинка
Голубицкая
Погода в России
Новогодние туры
Рейтинг отелей:
141.Стик-Тревел туристический комплекс 5
142.Русская изба (мини-гостиница) 5
143.Южный санаторий 5
144.Курорт Усть-Качка 5
145.Comfort Hotel 5
146.Сален центр семейного отдыха 5
147.Аркадия 5
лучшие отели России
Фото отелей:
414.Балтийская Звезда, Россия [18]
415.Hostel Life, Россия [18]
416.Счастливый случай мини-отель, Россия [18]
417.Горная Деревня туркомплекс, Россия. Остальное [18]
418.Десна оздоровительный комплекс, Россия [18]
419.АМАКС Золотое кольцо, Россия [18]
420.Литвиново санаторий, Россия [18]
Популярные отели:
575.Баккара отзывы
576.Форосский берег отзывы
577.Вилла Харакс отзывы
578.Вилла Анна отзывы
579.Волга отзывы
580.Дружба санаторий отзывы
581.Тихий Берег гостевой дом отзывы
Отзывы по отелям:
1513.Россия, Дом ученых [1]
1514.Россия, Олимп [1]
1515.Россия, Репино санаторий [1]
1516.Россия, Атлантика [1]
1517.Россия, Дом на Гремячке [1]
1518.Россия, Салют санаторий [1]
1519.Россия, Пятигорск [1]