12.03.19 14:18:43
Ретро-туризм. Первый автобусный тур по Европе. 1996 год 
Время отдыха: июнь 1996

Ретро-туризм. Первый автобусный тур по Европе. 1996 год.

Я почувствовал определенный интерес к теме ретро-туризма со стороны читающей публики и решил написать еще один рассказ из этой серии, посвященный автобусному туризму и нашему первому туру, состоявшемуся в 1996 году.
Снова вернусь к тем годам. Мы с братом с детства любили гулять по городу и часто видели у главных достопримечательностей шикарные автобусы с иностранными туристами. Но попадались среди них и такие

В 80-90 годы прошлого века именно таким способом западные туристы добирались к нам через Финляндию или Польшу и этот вид туризма, во многом, доминировал. До нас эта мода докатилась уже к концу 90-х годов, когда множество только что созданных турфирмочек стало предлагать большие туры по европейским городам. Как всегда в начале какого-то большого дела все получалось неплохо, поскольку на другой стороне границы за организацию поездки брались европейские компании-владельцы автобусов, переключившиеся со своего выездного на наш въездной туризм. Вот и мы нашли компанию, которая предлагала тур по Европе, включающий в качестве основных приманок Париж, Лондон и Брюссель.
Проблем в организации поездки было две – визы и валюта. В тот год Шенген уже существовал, а вот евро еще не было, как и пластиковых карт у наших жителей. Так что мы получили Шенгенскую визу без заморочек, а вот за английской визой пришлось организованно идти в консульство. Ну что, оделись празднично и пошли. У меня было к тому времени 2 зарубежных поездки, ребенок тоже успела съездить в Париж, а вот жена не только никогда нигде не была, так и еще работала в гос. конторе за условную зарплату. К счастью, моей справки о доходах и предъявленной визитной карточки (для солидности) хватило на всех и визы нам дали.
Поскольку мы должны были проехать через Финляндию, Германию, Бельгию, Францию и Англию, то пришлось перед поездкой заняться сложными расчетами и поисками и закупить в наших обменниках понемногу всех пяти валют. Да еще справки не забыть, ибо на границе их надо было предъявить чтобы доказать законность приобретения. Конечно, не обошлось без казусов. У нас в группе оказалась кореянка, которая «из дома» приехала с долларами и одна женщина, у которой справки толи не оказалось, толи она была «не того калибра», т.е. не от уполномоченного банка и неправильной формы. Так вот, у нее все, что превысило, если не ошибаюсь, 200 долларов отобрали и выдали справку, по которой она на обратном пути, причем не на границе, а в Выборге, могла эти деньги получить! Представляете – ехать на 10 дней с 200 долларов! Что интересно, на обратном пути она очень волновалась и, буквально со слезами, уговорила водителя сделать крюк и заскочить в Выборг за деньгами. Ее все убеждали, что уже поздний вечер и контора, наверняка, закрыта, но она очень просила. Так все и оказалось. К счастью, она жила в Петербурге и на следующий день смогла СПЕЦИАЛЬНО поехать в Выборг и деньги вернула, а если бы это был иногородний человек? Вот вам еще один пример «свинцовых мерзостей жизни» из тех времен. Еще фишка – на обратном пути на границе к нам в автобус слезно просились два мужика, ссылавшиеся на то, что их машина сломалась. Кто-то был не против, а опытные люди сказали: «Вы что, обалдели? Да они в лесу автобус остановят и нас всех ограбят!» Такие примеры тогда, увы, уже встречались.
Турфирма, организующая поездку, подошла к делу серьезно и даже устроила перед отъездом общее собрание, на котором мы называли себя, рассказывали где работаем и где бывали. Такая форма знакомства. И вот, ранним летним утром мы приехали к Нарвским воротам, сели там в наш автобус и поехали в Финляндию. О пограничных сложностях я уже рассказал, а вот первое заграничное впечатление, как водится, получили в «Шайбе» - это такой торговый комплекс сразу за границей в Финляндии, где можно перекусить, сходить в туалет и т.п. Вот какой образец финских технологий нас там встретил.Мы о таком еще даже не слышали. :)

Сразу хочу извиниться не только за качество, но и за «наполнение» представленных фотографий. Тогда никто не думал, что их придется публиковать, поэтому делались они «на память» с большим количеством изображений «себя любимых» на фоне достопримечательностей.
У нас было время погулять по Хельсинки и мы пошли обычным путем туриста – зашли на рынок на Эспланаде, выпили кофе с клубничными пирожными у Фазера, заглянули в несколько больших магазинов.
Далее мы должны были пересесть на легендарный паром «FinnJet», ходивший на линии Хельсинки – Травемюнде. А легендарный он потому, что работал на этой линии с 1977 по 2008 год и на момент постройки являлся крупнейшим и самым скоростным судном в мире, а уровень комфорта и развлекательных шоу на нем долгое время являлись образцами для подражания. Сейчас в замечательном Морском центре Велламо в финской Котке есть специальный стенд о пароме и даже воссоздана одна из кают.

Мы гуляли по нему как зачарованные и рассматривали всякие недоступные нашему мировоззрению «фишки», типа вот такой «песочной ямы» для собак.

Как выяснилось, в целях экономии нам были предоставлены самые дешевые 4-х местные каюты без окон и ниже ватерлинии. Для клаустрофобов – смерть!

Но кондей там работал исправно и спали мы, после всех эмоциональных переживаний, крепко. Хотя и это не был «предел дискомфорта», поскольку в корме был организован «отсек-бомжатник» для совсем бюджетных туристов, где люди спали прямо на палубе в спальных мешках или просто так.
Мы же решили прочувствовать «элементы сладкой жизни» и заказали себе ужин с вином у окошка. На троих он обошелся в 100 дойчмарок.
Утром мы прибыли в порт Травемюнде и на берегу нас встречал немецкий автобус которым управлял владелец принимающей фирмы Людвиг Кастнер.

Не могу не сказать несколько слов об этом удивительном человеке. Для нас он стал на время поездки «отцом родным», поскольку немного говорил по-русски и по-английски. Уже вернувшись домой мы случайно увидели по Питерскому телевидению сюжет о нем и его фирме. Оказывается, когда он привозил в Россию немецких туристов , то обязательно просил их взять с собой игрушки, какие-то сувениры и даже еду, а потом специально заезжал в разные детские дома, где их отдавали прямо в руки детям. Такое тогда было время.

Первый же переезд в автобусе из Гамбурга в Кельн оказался ночным (и единственным для нас за все последующие поездки). Перед отъездом и «отходом ко сну» некоторые пассажиры пытались «капризничать» - кому-то мешал свет, кому-то было жарко и т.п. Но Людвиг спокойно сказал: «Ребята, я вожу туристов уже 20 лет. Скоро всем станет хорошо!» И действительно, он притушил свет, включил «лаунжевую» тихую музыку, настроил кондиционер и все засыпали со счастливыми лицами.

А спать было легко, поскольку ехали мы по автобанам, без светофоров и перекрестков и ранним утром приехали в Кельн. Причем, в маршруте его не было, но Людвиг сказал: «Все равно мимо поедем, давайте заедем, посмотрим собор».
Но я немного отвлекся, поскольку вторым большим городом в нашей поездке был Гамбург. Чем известен этот «веселый» город? Конечно, Репербаном. И для «руссо-туристо облико морале» прогулка по нему была обязательной. Мы приехали туда уже под вечер после обзорной экскурсии по городу. Объехали озера, осмотрели кварталы небоскребов, прогулялись по центральной части.

Но особенно нас заинтересовали какие-то часто встречающиеся веселенькие изображения на разных будках, стенах и т.п. Оказалось, мы столкнулись с творчеством одного из известнейших граффитистов Вальтера Йозефа Фишера, известного всему миру как OZ. Он своим простым "смайликом" превратил город Гамбург в один из самых красочных городов Европы. Более 120 000 картин он разместил, в основном, на будках, ящиках, мусорных баках и т.п. "нефотогеничных" местах, за что был неоднократно судим и провел в тюрьмах, в общей сложности, 8 лет. Он погиб в возрасте 64 лет, когда в момент создания очередной картины его сбил поезд.

Это была цитата из моего отзыва о стрит-арте.
Итак, экскурсия наша завершалась в «районе красных фонарей». Как сказал Людвиг: «Из окна Репербан не познать!» Он, взяв на себя обязанности гида, строго разъяснил, что женщинам вход туда запрещен. И жены наши, а также моя «молодая еще» дочь остались стоять у бетонной стены, ограждавшей участок улицы с большими витринами, в которых обитали «женщины с пониженной социальной ответственностью». На удивление, меня они совсем не впечатлили. Пару лет спустя мы были в Амстердаме и там тоже в ходе экскурсии зашли в аналогичный район. И даже моя чуть повзрослевшая дочь спокойно гуляла с нами и скептически улыбалась.
Когда мы возвращались назад к автобусу, жены встречали нас тревожными взглядами, типа, все ли вернулись? А мы загадочно молчали и перемигивались. Такой вот туристический аттракцион. Правда, по пути к парковке мы снова, по незнанию, перешли не на ту сторону улицы и стоящие там местные женщины стали активно приставать к некоторым нашим мужчинам. На что Людвиг крикнул: «Просто перейдите на другой тротуар» и там мы убедились, что «Нет надо мной твоей власти, Завулон» (С), ибо там этим «работницам ножа и топора» находиться уже нельзя. Такая вот, блин, толерантность. Интересно, что полицейское управление Гамбурга находится, буквально, в двух шагах от этого «рассадника порока». Но там все знают свои права и четко их соблюдают.
Ранним солнечным утром мы подъехали к Кельну, на заправке умылись и позавтракали и Людвиг подвез нас максимально близко к собору дав час на осмотр.

Я с детства мечтал увидеть этот грандиознейший собор и был на седьмом небе от неожиданного счастья. Ранним утром никого вокруг еще не было, мы зашли в собор, с благоговением посидели на скамьях и послушали тихо звучавший орган.

До сих пор мурашки, как вспомню. С тех пор мы обязательно посещаем соборы и церкви во всех городах, где бываем, хотя по жизни я убежденный атеист, хоть и крещенный.
После собора просто прошлись по торговым улочкам и своими глазами убедились, что в Германии хозяева перед открытием своих магазинчиков моют тротуар перед ними с мылом!

С новыми силами мы вернулись в автобус и поехали по направлению к Бельгии с огромным интересом рассматривая непривычную для нас дорожную инфраструктуру, например стеклянные экраны вдоль шоссе с нарисованными на них силуэтами хищных птиц – чтобы простые воробьи туда не подлетали и не могли о стекло разбиться.
По пути с вожделением рассматривали вот такие дорожные указатели подтверждающие, что «Це ж Ойропа!»

Миновав без остановок границу с Бельгией мы въехали в провинцию Валлон, вспомнили Портоса из «Трех мушкетеров» и остановились на обед в необычном придорожном ресторанчике, расположенном над автострадой. Далее проехали провинцию Брабант с полями брюссельской капусты и приехали в город Брюссель. Там мы разместились в высотном отеле «Альберт Первый», расположенном недалеко от центра и организованно двинулись на пешеходную экскурсию. Главным пунктом программы был, естественно, Манекен Пис. В те дни в Брюсселе проходили какие-то Дни Китая, поэтому одет он был в китайский костюмчик. Таких костюмов для него в специальном музее собраны сотни.

Дойдя до Ратуши все решили, что пора перекусить и пошли на Рыбную улицу с ее специфическими ресторанами. Увидели объявление «Есть меню на русском» и дружной толпой туда зашли и стали самореализовываться. Кто-то заказал по котелку с мидиями, которые съесть не смог и активно угощал ими соседей, жена взяла крокеты с креветками, я, по простоте, мясо с пюре а вот дочка, молодец такая, на вопрос: «Что будешь есть?» легко заявила: «Устриц!». Я крякнул, но 6 штук, на пробу, заказал. И тогда и в дальнейшем они меня не впечатлили, но сколько было пафоса в этом заказе! Обед нам обошелся в 1900 бельгийских франков. Лень переводить в рубли, но кому интересно – могут это сделать самостоятельно.
Главным мероприятием вечера для нас было свето-музыкальное шоу на площади Гранд пляс.

Нам повезло, что была суббота и оно шло в «полном режиме». В следующий наш визит в будень мы попали на совсем не впечатлившую «урезанную версию», а тогда… Это было одно из сильнейших впечатлений всех наших поездок. И дело не только в самом красивом представлении с разноцветными проекциями на старинные дома и космической музыкой Дидье Моруани, а в той атмосфере, в которой мы оказались. Тысячи людей из десятков стран мира, говорившие на невоспринимаемых мной языках позволили нам ощутить себя частью «мировой семьи народов». Подобных впечатлений за все последующие годы поездок я уже не испытывал!

В результате мы «никакие» вернулись в отель и как в яму провалились – утром чуть не проспали завтрак. А он был сверхизобильным в режиме «шведского стола».
В это день нас ожидала автобусная обзорная экскурсия в ходе которой мы проехали стадион «Эйзель» где незадолго до этого в результате хулиганских действий английских футбольных фанатов погибли 39 человек – мы видели посвященный им мемориал с горами свежих цветов. Ну, и главная цель поездки – музей Атомиум, символ Брюсселя, на фоне которого мы сделали обязательные фото.

Далее проехали и прошли по кварталам «ар-деко»,

погуляли по стеклянным лабиринтам между небоскребами Европейского парламента и двинулись дальше – по направлению на французский Дюнкерк. Но там свернули в Кале и загрузились на паром «Гордость Кента» чтобы пересечь Ла Манш.

Путь по воде занял 1.5 часа и уже издалека мы увидели очередную «мечту» - меловые скалы Дувра.

На паромном терминале нас ожидало одно из главных испытаний – английская граница. Нас предупредили, что наличие визы не является гарантией попадания в страну и любой пограничник прямо на месте может в этом отказать. Мы с ужасом смотрели на тусовавшуюся там и громко что-то выяснявшую группу туристов из Узбекистана – в халатах и тюбетейках. Что-то у них там случилось и они активно по этому поводу гомонили. Но у нас все прошло спокойно. Дядечка иронично произнес мою фамилию «Смирнофф» и хитро подмигнул, намекая на известный сорт водки. Но спрашивать ничего не стал и шлепнул печать. А вот жена, совсем не говорящая по-английски, получила аж три вопроса, на которые трижды, чисто интуитивно, ответила «Йес!» и тоже получила штамп. Ну а дочка, давно изучавшая английский язык, даже о чем-то с дядечкой пошутила. Ура!
У всех других наших туристов тоже проблем не возникло и мы сели в автобус, который переехал на левую полосу дороги и повез нас в городок Кентерберри, где мы прогулялись по центру и посетили величественный собор.

Задерживаться там не стали, т.к. должны были успеть до вечера приехать в Лондон. Я, хоть и как «опытный турист» уже поездивший по английским просторам, все равно с огромным интересом смотрел на столь необычную для нас страну. А мы приехали в город и заселились в отель «Сенатор» - эффектный снаружи, но совсем простенький и типичный внутри.
Мы даже успели предпринять небольшую прогулку по окрестностям, в ходе которой произошел забавный случай. Я уже говорил, что у нас в группе была девушка из Кореи Дон Воль. Она жила с нами «четвертой в каюте» на пароме и мы после этого пытались с ней общаться, что было весьма непросто, т.к. ни по-русски ни по-английски она почти не говорила. И вот гуляем мы по Гайд парку, как вдруг откуда-то из под куста на нас вылетает наша Дон Воль со слезами на глазах и радостно кричит: «Андрей!». Оказывается, она заблудилась, не знала куда идти и боялась попросить у англичан помощи. Пришлось ее немного проводить до места, которое она узнала и оттуда самостоятельно вернулась в отель. В дальнейшем она уже в одиночку не гуляла. А мы в ходе прогулки с удивлением наблюдали картины жизни «коренных лондонцев», которые в реальности оказались какими-то арабскими мини-шейхами. На траве расстелен ковер, на нем стоит кресло-трон и там восседает такой… У ног копошатся детишки, а три или четыре жены смиренно стоят за креслом и ловят каждый жест или слово господина. Причем, одеты они в «жесткие» чадры и открытыми для обзора у них остаются только глаза. С одной такой красоткой мы столкнулись в залах «Horrors» музея мадам Тюссо и в тамошнем сумраке дочка, случайно на нее наткнувшаяся, реально испугалась.
Утром мы поехали на обзорную экскурсию перед началом которой экс-русская дама экскурсовод громка объявила, что все права на произносимый ею текст защищены и не могут копироваться ни в каком виде, поэтому записывать за ней нельзя, а фотографировать – только с ее согласия. Мы, конечно, посмеялись, но таков у них менталитет. Зато увидели и запечатлели таки все самое интересное.

После экскурсии нас привезли к музею мадам Тюссо и дали пару часов на осмотр. Я там уже был в прошлую поездку, поэтому теперь осматривал все «с толком с расстановкой». Было сделано много забавных фото, но главная вот эта – сколько нас таких, пятых Битлов…

Конечно, снялись с Лениным и Горбачевым, причем нам они показались совсем не похожими на тех, что постоянно показывали у нас в кино и по телевизору.:) Отдельная песня – поиски Бейкер стрит с домом Шерлока Холмса – вот он и рядом сувенирный магазин.

Конечно, в те годы побывать в Лондоне и не зайти в музей мадам Тюссо было невозможно. Там было еще много всякого интересного, но не буду перегружать рассказ подробностями.
После музея мы очутились на Оксфорд стрит с ее магазинами и там случилось чудо – жена уговорила меня купить мне целое отличное пальто! С удовольствием бы и сейчас его носил, но уже не модным стало.
Вечером у нас была, практически, никакая поездка по ночному Лондону – так, для галочки.
На следующий день мы поехали на экскурсию в Виндзорский замок.

Оттуда я пробежался до соседнего Итона и заглянул во двор местного колледжа – вход туда платный.

Вернулись в Лондон и снова пошли гулять – в любимый магазин Леди Дианы «Харви Николз» и даже в «Харродз», где долго уговаривал жену что-нибудь купить, но она не согласилась. Особенно там понравился, как ни странно, большой продовольственный отдел. В район Сохо мы, памятуя о моих приключениях, пошли днем.

Тогда же сделали вот это фото, положившее начало традиции – во всех городах и странах, где я впоследствии бывал, я старался сделать фото с полицейскими. На всякий случай.

На следующий день мы возвращались на континент и впереди нас ожидало новое долгожданное приключение – проезд в туннеле под Ла Маншем. Конечно, ехали мы не в автобусе, а в специальном грузовом составе состоящем из, примерно, 20-ти вагонов в которые по очереди, как в «кишку» заезжали машины (по 2-3 штуки в вагон) и большие автобусы. Потом переходы между вагонами перекрывались пневматическими дверьми, чтобы не гуляли люди по составу и поезд трогался. Можно было сидеть внутри салона, а можно и гулять по вагону вокруг автобуса пытаясь выглянуть в небольшие окошки.

Но там картина как в метро – стены и кабели. Плавность хода – потрясающая. У меня в подстаканнике стоял стакан с водой – она только мелко подрагивала. В пути мы были 35 минут. Помните – туда на пароме 1.5 часа?
По приезду локомотив отъезжал и машины, так же по очереди, выезжали на специальную рампу и далее – прямо на шоссе.

На выезде мы увидели еще одно удивительное сооружение – вот этот проходческий щит, который работал на прокладке туннеля. Помните, как бравые 13 друзей Оушена покупали его для рытья подкопа к отелю Уилли Бэнка? Все правда – вот на нем написано: «Продается».

Мы же направлялись в Париж и по пути проехали еще одно известное по роману «Три мушкетера» местечко – Бетюн, где практиковал палач, казнивший миледи.
Чтобы не повторяться снова процитирую «себя любимого» из отзыва о более поздней поездке в Париж.
«Для меня Париж изначально был «самым желанным из зарубежных городов». Мой отец был моряком и уже в 50-60 годы прошлого века обошел пол-мира. У нас дома в альбоме хранятся его фотографии – вот он на Копакабане в роскошных клешах шириной 50 сантиметров, вот он перед лондонским Тауэром, а вот на Трокадеро перед Эйфелевой башней в не менее роскошном плаще «болонья». Эта фотография нравилась мне больше всего и я мечтал, что тоже однажды побываю везде, а особенно в Париже, а потом мы будем с ним, как бывалые люди, обмениваться ощущениями. К сожалению, он умер до того, как поднялся «железный занавес» и мы смогли спокойно воплощать в жизнь свои мечты о путешествиях.
Поэтому, когда удалось заработать первые значимые деньги, вариантов о том, как их потратить не было – едем в Европу! Первый автобусный тур в 1996 году был очень насыщенным (Финляндия, Германия, Бельгия, Англия, Франция), но главной приманкой в нем был Париж. Я мечтал увидеть Эйфелеву башню, но не издалека, не по кусочкам – а всю и сразу, во всей красе! На въезде в город я отворачивался от окна и ждал, когда мы приедем на Монмартр – нас повезли сразу туда на обзорную площадку, чтобы сразу увидеть башню «во весь рост». Пока мы поднимались по лестнице – я смотрел вниз,

когда вышли на площадку – я дошел до самой ограды, выдохнул и, наконец, поднял голову! УЖАС! А!?? ГДЕ?- НЕТУ! Не вижу!
Я лихорадочно стал крутить головой и понял, что деревья, растущие справа, загораживают весь вид! Я рванул к этим деревьям, стал ломать ветки… Но ожидаемого эффекта увы, не получилось.
Конечно, потом мы и на башню поднялись и на Трокадеро «на папином месте» я сфотографировался, но…»

Да, именно так – и на башню мы поднялись, причем уже на закате. Очень интересно было сверху наблюдать, как кораблики шли по Сене освещая только пространство вокруг себя – как светлячки.
А поселились мы в отеле на улице Вожирар (где жил Арамис) неподалеку от башни Монпарнас. Начались наши прогулки с еще одного забавного казуса, связанного с изучением иностранных языков. Я по пути, как мог, пытался общаться на немецком языке, плюс чуть-чуть – по-английски. А вот по-французски – без вариантов. Зато доча моя хоть и училась в обычной школе, но в необычном классе, куда собрали наиболее перспективных детей со всего большого потока. Там они учили три языка (латынь, французский и английский), историю искусств, этику и т.п. необходимые современным детям предметы. Им даже устраивали поездки в Лондон и Париж для небольшой стажировки, поэтому она оказалась во Франции еще до этой нашей поездки и какой-то опыт имела. Мы зашли в магазин купить воды и я ей говорю: «Ну, ребенок, твой выход. Покупай». Она выдохнула и обратилась к продавцу, типа, «Месье, же не манж па сис жур…» (шутка). Короче, получила бутылочку воды. Я говорю: «Одной мало, давай еще купим». Она опять о чем-то поговорила с продавцом и мне: «Папа, он говорит, что если взять одну большую бутылку, то это будет дешевле, чем две маленькие». Я ей: «Вот видишь, ребенок, какая от тебя польза – валюту сэкономили!». Она так загордилась… 
Тут сделаю небольшое лирическое отступление на тему знания языков. Как я уже говорил, ребенок ездила в Париж с одноклассниками и жили они в семьях, а на учебу самостоятельно должны были добираться на общественном транспорте. И вот, в первый же день две девочки из их группы заблудились в парижском метро. Кто был – знает, что там «черт ногу сломит». Они по-французски обратились к каким-то людям с просьбой помочь. Но те ответили, типа,: «Увы, мы туристы из Америки и вашу мову не разумеем». Тогда дети легко перешли на английский и повторили просьбу. Те все поняли, засуетились, побежали за полицейским, который быстро пришел и довез детей до места. Вот так – им было лет по 11-12. А второй случай забавный и случился со взрослым дядей в ходе нашей поездки с комсомольцами в Англию, о которой я уже писал. Он предназначен для людей возраста 18+.
Итак, в мужском туалете нашего отеля наш спутник по имени Сева обнаружил автомат, в котором продавались презервативы. Уж не знаю, зачем они ему понадобились, но он не пожалел монетку в 1 фунт стерлингов и попытался их купить. Но случилось «обломинго» - ни денег ни товара. Монетку стало жалко и Сева решил ее вернуть, но как? По-английски он «ни бэ ни мэ», обратиться к нашей переводчице Тамаре постеснялся и пошел на рецепцию, где сидел парень-пакистанец. Сева на пальцах пытался ему объяснить проблему, но для описания, опять-таки, по незнанию, использовал не общеупотребимое в мире слово «Кондом» а его русский вариант «Презерватив», причем переделанное на английский манер «Пресервс» и при этом тыкал пальцем в сторону туалета. У англичанина глаза на лоб полезли, поскольку во всем мире этим словом (пресервы) обозначают... рыбные консервы. Он ничего не понял и, все же, подозвал переводчицу и стал спрашивать: «Почему ваш парень хочет купить консервы в нашем туалете?»
Короче, эта фраза стала «мемом» и по возвращении домой я слышал пересказ этой истории от разных людей, поскольку комсомолец Сева был довольно широко известен в узких кругах. Так что, товарищи, учите языки!
Знакомство с Парижем мы начали с обзорной экскурсии, но экскурсовод больше заикался и повторялся, поэтому пришлось получать необходимые знания самостоятельно. Но основные достопримечательности мы увидели и дальше уже гуляли сами. Конечно, прогулки начали с посещения Галери Лафайет рядом с которой увидели НАСТОЯЩУЮ демонстрацию "простых парижан в борьбе за свои права" (?).

Потом забрались на Эйфелеву башню (а как же!!), прогулялись по Елисейским полям и затемно вернулись в отель.

Наутро я проснулся с мыслью: «Где я? Это еще Лондон или уже Париж??». Во как, настоящим «глобтроттером» себя ощутил. А нас ждала поездка в Версаль.

Приехали туда раненько, пока еще туристы не подтянулись, легко попали во дворец, прогулялись по парку, но – не айс по сравнению с нашим Петергофом, да еще и без фонтанов.

Поскольку этот день был последним в Париже, то стали подводить итоги. Меня, как ни странно, очень манил Дефанс с его причудливой архитектурой.

Туда мы и направились в том числе с целью зайти в большой магазин и купить что-нибудь ребенку. А как же – девушке приехать из Парижа без обновки – нонсенс. Но это была суббота и магазины там закрывались на час раньше. А мы не знали и приехали уже под самый конец рабочего дня. Что тут началось! Бежали по разным магазинам, что-то хватали, прикидывали – но все не то. И вот, уже под закрывающиеся двери заскочили в магазин Pimkie и там сразу ухватились за некие клетчатые штаны. Ребенок побежала в примерочную, жена перебирала размеры а я носился между ними и махал руками продавщицам, чтобы подождали. К счастью, штаны понравились, подошли и мы их купили. Полученное удовлетворение и счастье написано на лице у ребенка на этом фото.

Под хорошее настроение мы запланировали последний подвиг – подъем на башню Монпарнас.

Там наверху есть 2 ресторана. Один – дорогой и с видом на Париж, и второй – попроще, но с видом на окрестности. Мы выбрали второй, взяли по десерту и спокойно перекусили, а потом просто поднялись на крышу и оттуда увидели ВЕСЬ ночной Париж во ВСЕЙ красе. Прекрасный получился финал!
На следующий день нас ожидал марш-бросок в Германию для отправки домой на том же пароме. Он длился почти 12 часов и за это время мы проехали 1160 километров. Но по пути проехали через провинцию Шампань и там в магазине на заправке я купил бутылку НАСТОЯЩЕГО шампанского.

В дороге смотрели кино, спали, играли в буриме, короче – пытались не расплескать полученные впечатления. По пути заехали в старинный ганзейский город Любек – столицу марципанов.

Вернулись в Гамбург, переночевали в Новотеле, еще раз прокатились по шикарным районам с шикарными виллами вокруг озера и двинули на терминал. По пути проехали вот по такому мосту высотой 59 метров и сразу с него съехали в туннель глубиной 27 метров.

Гамбург – город контрастов!
И тут чуть не случилась реальная трагедия. Наша девушка-гид перепутала время отправления парома и мы приехали туда, как она думала с запасом в час, а на самом деле вход на паром уже закрывался и он готовился отчалить. Все в панике похватали чемоданы и, что самое обидное, не успели нормально попрощаться с Людвигом.
Часть людей рванула к посадочному терминалу, а для мужчин с чемоданами, к счастью, открыли какой-то люк на автомобильную палубу и мы туда с трудом протиснулись. А жены наши с тревогой подпрыгивали на главной палубе не зная – все ли успели заскочить. К счастью, успели все, но конец поездки был ужасный. Точнее – заморский конец, поскольку мы вернулись в Хельсинки, пересели на наш автобус и, наконец, вернулись домой.

Ремюзе (С). Весь Евротур включил в себя 3300 километров. Для первого раза все получилось суперотлично. Хотя и позже мы еще несколько раз ездили в автобусные туры – как трансграничные, так и по отдельным странам (Италия с Сицилией, Нормандия с Бретанью, Испания с Португалией, Греция и т.п. Многие эти поездки я описал в отзывах). Не преувеличу если скажу – ни разу не возникло в них каких-то «пожарных» или неприятных ситуаций связанных с гидами, туристами, водителями (а мы ездили с русскими,поляками, французами, итальянцами, греками и т.п.), отелями и программой, что описывают здесь в отзывах люди, поверившие рекламе недобросовестных организаторов, что за 200 евро и две недели с пятью ночными переездами можно увидеть всю Европу.
Мы, в дальнейшем, выбирали те туры, в которых старт и финиш были уже «там» и туда/обратно можно было долететь на самолете. Старались выбирать отели с повышенной «звездностью», поскольку понимали, что езда – это хорошо, но без полноценного отдыха – никак. Вот что реально напрягало – так это почти ежедневная сборка/разборка чемоданов.
Для того времени, о котором я рассказывал это был , ИМХО, наилучший и оптимальный способ «учиться туризму». Мы кое-чему научились и уже с 2007 года ездим только самостоятельно. «Каждому овощу – свое время» (С). Сейчас отсутствие разных валют, наличие карт и интернета делает процесс организации поездки доступным почти для всех. Но если кто-то только сейчас решил начать ездить по заграницам, то хороший и правильно организованный автобусный тур (правда, ИМХО, таких уже осталось мало) может стать нормальной «школой жизни».
Для некоей справки приведу несколько цифр. Мы тогда еще не знали об "индексе Биг Мака" по которому экономисты судят о соотношении покупательской способности в разных странах, где их продают, а я сам провел некое исследование, но по стоимости бутылочки Кока-Колы. И вот что у меня получилось:
Финляндия - 10 FIM
Германия - 2.5 DEM
Бельгия - 55 BEF
Англия - 0.6 GBP
Франция - 15 FRF
Если кому-то это о чем-то скажет - буду рад.

Спасибо за внимание.
Автор.

Отредактировано автором: 20.03.19 15:21:36Сообщить модератору



Цитата:

Первый же переезд в автобусе из Гамбурга в Кельн оказался ночным (и единственным для нас за все последующие поездки)

Красиво жить не запретишь! :)
Старые фото интересно смотреть-спасибо.
Цитата:

. Вот какой образец финских технологий нас там встретил.Мы о таком еще даже не слышали.




Да ладно, в 96-ом народу с "Нокиа" куча уже была, у меня дядька работал шофером, у гендиректора Юнилевер и получил персональный служебный телефон.
Я ничего не знаю о Вашем дядьке, а слово "мы" относится ко мне и моей семье, о впечатлениях которых я пишу, а не ко всем жителям России.
Цитата:

Я ничего не знаю о Вашем дядьке, а слово "мы" относится ко мне и моей семье, о впечатлениях которых я пишу, а не ко всем жителям России.



Вам и не надо о нем ничего знать, я привел его как пример. Просто удивительно, что живя в Санкт-Петербурге, вы в 1996 году с удивлением смотрите на сотовый телефон, к этому году он у нас был очень распространен.
Цитата:

вы в 1996 году с удивлением смотрите на сотовый телефон,


Я шофером не работал :).
Специально для Вас поставил смайлик. Речь идет о размерах :).
Цитата:

Я шофером не работал :).
Специально для Вас поставил смайлик. Речь идет о размерах :).



А понятно, я тогда "не догнал" )))
Андрей, ну Вы даёте!
Я даже поездки двумесячной давности с трудом вспоминаю (видимо, память как у рыб - 3 секунды:)))
А тут почти 25 лет. Респект!
А Брюссель у меня всё равно один из самых нелюбимых городов. Хотя «ихний» Гран-Пляс я еще тоже лет 15 не забуду:) Уж слишком красиво, лубочно, что аж намертво врезается:)
Цитата:

А тут почти 25 лет. Респект!


Кроме обычной памяти есть еще фото и блокноты. Четыре штуки исписал, в этом году начну пятый.:)
Цитата:

Просто удивительно, что живя в Санкт-Петербурге, вы в 1996 году с удивлением смотрите на сотовый телефон, к этому году он у нас был очень распространен.


Ну знаете ли, кому распространён, а кому не очень. Я тоже не могу вспомнить, чтоб у кого ни попадя был мобильный в 1996. В 1999 уже да, но это было три года спустя. Автор рассказывает о своих впечатлениях, значит - было что запомнить. Иначе бы вспоминаний и фото с Нокиа не было бы.
Классно . Страшно люблю ретро .
сам я первый "автобусный тур" проехал в 1983 году на автобусе Кавз по маршруту Москва - Челябинск. Тогда про Европы и не мечтали . Но было весело и ПРИРОДА . В августе где хотели - купались. Еду на костре готовили. Жаль фото нет - а то бы тоже отзыв написал.
Цитата:

Ну знаете ли, кому распространён, а кому не очень. Я тоже не могу вспомнить, чтоб у кого ни попадя был мобильный в 1996. В 1999 уже да, но это было три года спустя. Автор рассказывает о своих впечатлениях, значит - было что запомнить. Иначе бы вспоминаний и фото с Нокиа не было бы.




Да разобрались уже. Автор про размеры телефона писал))) А в 96-м конечно он был далеко не у всех, но все же встречался достаточно часто, особенно у сотрудников крупных иностранных компаний.
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Автобусный тур по Европе Польша-Германия-Голландия-Бельгия-Франция (3 дня)-Люксембург
2Автобусный тур по Европе
3автобусные туры по Европе
4Автобусный тур по Европе
5отчет об автобусном туре по европе (с отдыхом)
6Автобусный тур по Европе
7Зачетный Eurotrip или Автобусный тур по Европе – мучение или наслаждение?
Отдых в Бельгии
Отели в Бельгии
Отели Гента
Отели Льежа
Гент
Левен
Погода в Бельгии
Детский отдых
Рейтинг отелей:
8.Crowne Plaza Brussels - Le Palace 5+
9.Montovani 5
10.Mercure Liege Centre 5
11.Aqua 5
12.Novotel Brussels Centre Tour Noire 5
13.Patritius 5
14.Radisson Blu Royal 5
лучшие отели Бельгии
Фото отелей:
50.Van Eyck, Бельгия [2]
51.The Hotel, Бельгия [2]
52.Floris Karos Hotel Bruges, Бельгия [2]
53.Navarra, Бельгия [2]
54.Ibis Gent Centrum Opera, Бельгия [2]
55.Belmont, Бельгия [1]
Популярные отели:
78.B&B Taptoe отзывы
79.Meininger Hotel Brussels City Center отзывы
80.Brugotel отзывы
81.Brussels City Centre Apartments отзывы
82.Vendome отзывы
83.Novotel Brussels Centre Tour Noire отзывы
84.Flanders Hotel отзывы
Отзывы по отелям:
22.Бельгия, Koffieboontje [2]
23.Бельгия, Radisson Blu Royal [2]
24.Бельгия, Hotel t Voermanshuys [2]
25.Бельгия, Husa President Park [2]
26.Бельгия, Ensor [2]
27.Бельгия, Adagio Access Brussels Europe [2]
28.Бельгия, Navarra [2]