07.03.19 15:28:06
Саратов. Немецкое Поволжье. Шаг второй. Часть 2 
Время отдыха: август 2018

Продолжение следует


САРАТОВ. НЕМЕЦКОЕ ПОВОЛЖЬЕ. ШАГ ВТОРОЙ. ЧАСТЬ 2




См. начало отзыва

https://www.otzyv.ru/read.php?id=211589


ДОЧЬ МУКОМОЛА БОРЕЛЯ - ПРИМА-БАЛЕРИНА


http://itd1.mycdn.me/image?id=876445380205&t=20&plc=WEB&tkn=*u2i3o3WBhA2AebjIpwv-cHEi0PA

В отзыве использована электронная копия работы Marcin Miko?ajczak "Ballerina"

В интернете не смогла обнаружить достойную фотографию балерины, поэтому решила использовать живописные картины на тему балета.



Да, переселенцы в Поволжье из Европы получили определенные льготы, однако они оказались в неведомой стране, где сталкивались с трудностями на каждом шагу. Они не владели местным языком, то есть были немыми, или "немцами", так было принято называть всех  иностранцев, не владеющих чужим языком. Свою жизнь они начинали с нуля. Тем не менее, оказавшись в столь сложных условиях, выдержали, выстояли и добились многого. Выросли среди них и люди знаменитые, прославившие свою фамилию. Дорасти до купеческого звания, статуса предпринимателя и промышленника в этой среде считалось естественным. Но ведь были среди поволжских немцев люди знаменитые и в других сферах деятельности.
С завидным постоянством Саратовский краеведческий музей устраивает временные выставки, посвященные немцам Поволжья. Нынешним летом была подготовлена выставка " О балерине из рода Борелей". В мои студенческие годы в городском театре оперы и балета им. Н.Г.Чернышевского самыми популярными примами-балеринами были В. Урусова, В.Дубровина и Л.Борель. На юбилейной для балерины выставке представлены интересные экспонаты, отражающие творческую жизнь солистки балета. С ее биографией можно познакомиться и благодаря аннотации. Она передает сухие факты, которые чаще всего бывают зафиксированы в автобиографиях, написанных для  отдела кадров. Их скупое изложение подходит и для тревожных, политически не стабильных периодов жизни общества. Над судьбой Людмилы Борель всегда тяготело ее прошлое, ее происхождение, оно отразилось на творческой биографии артистки. Создавало массу трудно преодолимых препятствий на жизненном пути, в то же самое время ее характер формировался и благодаря трудностям. Очень хочется, чтобы рассказ об этой личности получился самобытным.




В мире искусства можно найти дружные супружеские пары, построенные на общности профессиональных интересов. Балерина Людмила Борель через всю свою долгую жизнь, в прошлом году ей исполнилось 90 лет, а ее супруг уже перешагнул этот рубеж, состояла в творческом дуэте с В.Я.Левиновским, режиссером нескольких театров. Они, можно сказать по очереди, встречались с саратовской публикой, своими горячими поклонниками, во время посещения нашего города в 2012 г. и в 2017 г. Посетили могилы своих родственников и передали в Саратовский музей краеведения несколько сотен (800) экспонатов, отражающих их богатую творческую жизнь. Супруг написал книгу, посвященную жене, "Розы и тернии балерины". У любого артиста всегда хранятся фотографии, афиши и программы спектаклей, в которых он принимает участие. Есть они и у Людмилы Ивановны. Любая балерина сохраняет свои сценические пуанты. Очевидно, розовый цвет шелка и атласных лент - это хореографическая традиция. Во время гастролей Саратовского театра оперы и балета в Москве в 1956 г. для примы-балерины пошили новые костюмы. Черное платье с красной вставкой было надето во время исполнения партии Черного лебедя, Одиллии, в "Лебедином озере". На витрине можно заметить и школьный аттестат будущей танцовщицы, и фотографию с мамой. Немногочисленные экспонаты: белоснежный воротник и зажим для галстука - принадлежали ее отцу,  Ивану Ивановичу Борелю, сыну последнего управляющего торговым домом "Э.И.Борель". С этими семейными реликвиями, наверное, было очень трудно расставаться, но было  принято верное решение  в пользу музея. 
Вот из их рассказов на встречах с поклонниками можно было услышать подробности драматической истории рода промышленников Борель. 
Судьба и ее повороты в истории рода отразились и на судьбе балерины не самым лучшим образом. Генеалогические корни рода уходят очень глубоко:  во Францию, Швейцарию и Германию. Старинный род французских баронов Борель, три брата,примкнувших к гугенотам, во время событий Варфоломеевской ночи 1572 г., чтобы спасти свою жизнь, бежали в Швейцарию, потом в Германию. Потомок франко-швейцарских Борелей, Жан вместе с двумя братьями, из графства Баден-Дурлах в Германии, прибыли в Россию 28 марта 1766 г. по манифесту императрицы и поселились в колонии Бальцер, чтобы заниматься хлебопашеством. И далее у представителей этого рода складывается очень богатая и удачная биография, превратившая братьев в представителей крупнейших промышленников в Поволжье. Семья Эммануила Ивановича жила в Саратове, у него было семеро детей и двадцать восемь внуков. Иван Иванович Борель, последний из сыновей, племянник Эммануила Эммануиловича, был арестован в Саратове в 1937 г. и сгинул в лагерях Гулага. Судьба раскидала по всему свету оставшихся в живых представителей это плодовитого рода.
Все эти сведения - очень короткая предыстория к жизни балерины, Людмилы Ивановны Борель. В ее документах значится, что она уроженка Саратова. Сама же она на встрече с саратовцами рассказывает о месте своего рождения иначе. Она родилась в 1928 г.,без стеснения называет свой возраст и вызывает взрыв аплодисментов. Стройность балерины она сохранила и в этом почтенном возрасте. Родилась она на Волге в селе Золотое Красноармейского района. Сам город Красноармейск прежде и был колонией Бальцер. О происхождении этого необычного и чУдного названия села существует несколько легенд.
Каждая из этих легенд замечательна по-своему. События, поминаемые в них, вполне могли иметь место в действительности.

http://itd3.mycdn.me/image?id=858124379361&t=20&plc=WEB&tkn=*4OX5jMcsVIn_VzIQcfbXSCJvhVw село Золотое
http://photos.lifeisphoto.ru/133/0/1337242.jpg
https://pp.userapi.com/c848628/v848628587/445de/UwnoTr2xdo4.jpg

https://oldsaratov.ru/photo/gubernia/11707 ярмарка до 1917 г.

В первой легенде говорится о том, что своё название село получило от Золотой горы, которая находилась вблизи села (в настоящее время название этой горы не сохранилось, местоположение точно неизвестно). Источник сведений о древнем Саратове и о селе Золотое вызывает изумление, хотя он очень известен. Голштинское посольство с 1636-1639 г. предприняло для налаживания торговых и дипломатических отношений с Персией путешествие в эту страну через Московию. Адам Олеарий, известный немецкий путешественник, был секретарем посольства и оставил описание Московии и волжских городов, которое прославилось своей точностью и правдивостью. Олеарий не только владел литературным словом, но и был прекрасным рисовальщиком. В его записках много рисунков местности, одежд, сцен домашнего обихода и общественной жизни. В этой книге "повезло" и Саратову. Отрывки, посвященные нашим местам, я читала, они написаны очень простым языком. На протяжении части пути по воде, их преследовали  казаки, которые вынашивали планы ограбить караван или заставить его платить дань за пересечение определенных границ. В наши дни на южной окраине города проходят раскопки древнего поселения Укек, а Олеарий изобразил вид этого поселения в 17 веке, отметив, что население здесь немноголюдно и состоит из стрельцов, охраняющих определенное место.




Сама книга, в Саратовском краеведческом музее имеется ее экземпляр, редкая и очень ветхая, она нуждается в реставрации, ее выставляют не так часто, но в конце 2018 г. предприняли такую акцию в рамках проекта "Рожденные на Волге".
Виды Саратова в 17 -18 веках начинают появляться в записках иностранных путешественниках, когда они, чаще всего, отправлялись в составе торговых посольств или караванов в другие страны. В Персию они, к примеру, следовали по Волге. Поэтому в книге Адама Олеария или других путешественников мы видим Волжские берега, торговые караваны, речные струги. Саратов был построен на возвышении. Стен у города не было, но имелись деревянные башни. Жители там все русские и почти одни солдаты под начальством правящего губернатора. Нужно было охранять земли от нападений кочевых племен. На последней иллюстрации, сделанной голландским путешественником, мы также видим Саратов и торговый караван на верблюдах, кораблях пустынных местностей.
Вернемся теперь к легендам о происхождении названия села Золотое.. 
Первая из многочисленных легенд гласит: в этом месте разбойники напали на богатый русский караван, а награбленное золото шапками делили на этой горе. Отсюда гора получила название Золотая, а село, соответственно, стало называться Золотое. И об этом случае в книге Адама Олеария есть упоминание.
Вторая легенда рассказывает о речке, в устье которой был найден клад золотых монет. Отсюда речка получила название Золотуха, а село Золотое.
Эта речка есть до сих пор, и ее название не изменилось.
Третья легенда об императрице Екатерине II, которая проплывала по реке Волге на своём корабле.. Ранним утром, когда всходило солнце, Екатерина II вышла на палубу и взору её предстали  соломенные крыши домов, блестящие в лучах восходящего солнца. В легенде говорится, что Екатерина II воскликнула: «Какое прекрасное Золотое село!».
Очевидно, один из промышленников рода Борелей на свой манер следовал этой легенде. Когда баржи мукомола, подходившие к этому селу, перетаскивали через песчаную косу на Волге без происшествий, то Борель одаривал бурлаков золотой монетой.

Людмила Борель родилась не в Саратове, как пишется в некоторых документах, а на берегу Волги, в добротном пятистенном срубе села Золотое.. Оно славилось вишневыми и яблоневыми садами, жители занимались изготовлением глиняной посуды и игрушек. В то же время балерина признавалась, что для нее тема воспоминаний о детстве была тяжелой, ведь не все можно было доверить окружающим о судьбе членов известного рода. Да и многое девочка-подросток могла и не знать. Подобную информацию старшие старались  не доверять детям. По материнской линии судьба родственников была такова. Таисия Павловна, в девичестве Юлпатова, мать Людмилы тоже родилась в селе Золотое, в многодетной крестьянской семье. Отец, дед балерины по матери, Павел Иванович был механиком на волжском колесном пароходе общества с известным названием "Кавказ и Меркурий". В Золотом была крупная колония волжских судовладельцев. На их деньги в селе был построен собор, которым далеко не многие села Саратовской губернии. могли гордиться. После февральских событий 1917 г. дед будущей балерины вместе с братом, соединив свои капиталы, взяли в аренду пароход и стали перевозить на нем различные грузы. Но уже после Октябрьских событий большевики репрессировали их как "пароходовладельцев". Дедушка и бабушка Людмилы Ивановны, несмотря на рабоче-крестьянское происхождение, были сосланы на север, под Архангельск. Теперь коснусь отцовской линии рода. Иван Иванович Борель, отец Людмилы, принадлежал к семье мукомолов Борелей. Прадед Людмилы, промышленник Э.И.Борель, родился в 1839 г., он рано ушел из дома и занялся изготовлением ткани сарпинка. Фамилия Борель, как предполагают, образована от прозвища, и слово "borel" означает "грубое шерстяное полотно". Борелем называли изготовителя или продавца полотна. Затем прадеда привлекло мукомольное производство и создание фирмы "Торговый дом Э.И.Борель" Начался период строительства мельниц и имения в Нижней Добринке. Опытного мукомола отличал эстетический вкус, мельница, возведенная в Саратове, по своей архитектуре напоминала средневековой замок. Угловые донжоны и придают всему сооружению замковый вид. Ажурные решетки, украшающие крышу, также немало способствуют этому. Внутри донжонов были спрятаны функциональные службы, например, лифты и лестницы. Даже не вериться, что промышленная архитектура может радовать глаз и придавать городу стильный вид. Впоследствии был возведен мукомольный комплекс в Саратове. Он используется по своему прямому назначению и по сей день, лишь оборудование обновлено и соответствует современным требованиям.

фото Бореля Э.И. 

http://geschichte.rusdeutsch.eu/image/history/Glava4/Э.Борель.jpg




Вид паровой мельницы Бореля со стороны Волги

https://img-fotki.yandex.ru/get/372432/301054483.2/0_202dbc_58b3f741_XL.jpg


Мельница в Константиновке, на реке Латрык, очень похожа на немецкие постройки, когда затрудняешься определить, что перед тобой: промышленная или замковая постройка. Так все красиво и добротно построено. Она также связана с именем Э.Бореля.

https://img-fotki.yandex.ru/get/215803/157764198.80/0_109f1b_fc087e4b_XL

Моя дочь, будучи студенткой университета, как все студенты проводила лето в стройотряде, как раз в селе Константиновка и видела эти мощные здания заброшенных мельниц. Я же воспользовалась фотографиями из интернета, очень удачными. Спасибо автору!
Эммануил Иванович умер в возрасте 67 лет, в 1905 г. Семья к этому времени уже проживала в Саратове. Дело отца наследовали сыновья: Эммануил, Иван, Владимир, Александр и Константин. У супругов было 7 детей и 28 внуков.
Отец Людмилы, Иван Иванович Борель был арестован в Саратове в 1937 г. и сгинул в Гулаге, его расстреляли в 1942 г. У дочери осталась лишь детская память о подарках отца под новогодней елкой для нее и брата. Да встреча с отцом в лагере .Детская память, хотя и избирательная, но и очень емкая, она запоминает самое важное.
" Папу первый раз арестовали на три месяца, потом на полгода, а потом его арестовали и уже сослали в Горьковскую область, станция Сухобезводная, там он и умер. Если бы не война, он бы выжил. Но когда началась война, всех заключенных «нерусской» национальности отправили на лесоповал. Папа работал бухгалтером при главном управлении лагеря, а потом при главной лагерной больнице. Первый раз мама ездила к нему одна, и начальник лагеря сказал: «Таисия Павловна, Вы пишИте, у Ивана Ивановича документы чистые…». Второй раз разрешили нам приехать, папа был расконвоирован. Мама приехала с нами двумя, я помню, мне было девять лет (это последние воспоминания о папе), в лагере к нам очень хорошо отнеслись заключенные, даже испекли пирог, помню, собирали землянику… Мы привезли варенье оттуда, они сами его как-то сварили… И последнее, что помню – с работы идут заключенные в колонну по четыре человека. Папа говорил: «Лес рубят, щепки летят», среди бородатых, одетых в арестантскую робу заключенных были и главный архитектор Москвы, и известный художник, и известный писатель…"
Еще она запомнила выступление в костюме "Осень" на детском представлении "Времена года" при встрече нового года в 1936 г. Дело уже было в Саратове. И здесь произошла счастливая, знаковая встреча. Девочку заметила сосланная в Саратов жена белого офицера, выпускница Петроградского театрального училища, А.А.Вертягина. Она была приверженцем вагановской балетной школы и на протяжении ряда лет передавала свое мастерство юной ученице. Как признавалась Л.Борель, в детстве она особой тяги к балету не испытывала, но подружки стали посещать кружок, и она присоединилась к ним, попросив маму отдать ее в балет. Девочка попала в хорошие, талантливые руки, встретившись с настоящим педагогом, прививавшим любовь к танцу.  Несколько десятилетий спустя балерина встретилась в Риге со своими первым, главным  педагогом. Из ее уст прозвучали слова, что Людмила была ее любимой ученицей. Довелось ей услышать и другую историю: о зачислении ее в хореографическое училище. Кто-то считал, что Люду приняли в хореографическое училище "по блату", во всяком случае одна из мам девочки, не получившей рекомендации,  написала кляузное письмо с социальными разоблачениями. "Моя дочь пролетарского происхождения, но ее не взяли, а вот дочку буржуев взяли". Педагог отстояла кандидатуру Л.Борель и объяснила эту ситуацию директору училища так: "Если мы будем создавать советский балет по биографии, у нас не будет советского балета". Такая позиция требовала гражданского мужества. После окончания училища девушка не смогла поступить в балет, была больна мама, требовалась помощь. Целый год она была лишена возможности тренировок и репетиций, что сразу же дало знать о себе, заболели все суставы. Врачи предрекали, что она не только не сможет танцевать, но и ходить ей будет трудно. Самым действенным лекарством для нее оказалось личное мужество и терпение, стала упорно заниматься. На сцене она простояла на пуантах больше двадцати лет.
Пусть фотографии с картин Дега настроят читателей на балетную тему. Такими французский художник видел выступления танцовщиц и занятия в танцклассе.



Людмиле Ивановне очень хотелось, чтобы врачи увидели ее танец и признали свои прогнозы ошибочными. Она танцевала технически сложные партии:" Жизель" и "Спящую красавицу", "Лебединое озеро", "Большой вальс". Технически очень сложной для ног балерины была партия Жизели, где она "выворачивала себя наизнанку". Это ее личные слова. "Балет - это профессия молодости"-, считала она.
Ее муж был драматическим артистом и театральным режиссером . Ему предложили руководить Магаданским театром, и Людмила Ивановна , как преданная декабристка, отправилась за супругом. Довелось ей побывать и на гастролях на Крайнем Севере. В 90-ые годы после долгих сомнений и размышлений супружеская пара уехала в США, чтобы соединиться с сыном. В ее возрасте балерина нашла себе занятие по душе: стала востребованным педагогом по хореографии. Семья живет в русском районе Нью-Йорка, в Бруклине, и продолжает общение с выходцами из России. Русская балетная школа очень ценится в Америке, у Людмилы Ивановны были хорошие ученицы, но по своим соображениям они не пошли в профессиональный балет Затем ее контингентом стали дамы за пятьдесят, которые заботятся о своей талии. Не может сидеть дома и их педагог.
Постарайтесь представить, что могла переживать молодая балерина, когда почти ежедневно она проходила мимо домов, когда-то принадлежащих прадеду. Все эти дома смотрят на Саратовский театр оперы и балета. Это старый корпус Саратовского юридического института, который был перекуплен у мукомола Рейнеке в то время, когда в нем было лишь два этажа. Борель приобрел его как помещение для будущего торгового дома семьи. Он поднял его на этаж выше, выложил стены керамической плиткой, что было типично для стиля модерн. Позаботился об украшении наличников над окнами, поиграл с лепниной у окон второго и третьего этажа. Над главным входом в здание устроил красивый кованый балкон, выше был устроен такой декоративный элемент как аттик. Довольно долго на нем было заметно имя владельца торгового дома, пока не облупилась краска.






Рядом с торговым домом, уже после уходы главы дома Борелей, был построен Азово-Донской банк, его еще называли Хлебным. Скорее всего, саратовские  промышленники-мукомолы пользовались услугами этого банка. В настоящее время этой мемориальной таблички на здании банка не сохранилось. Я делала свой снимок лет пять-шесть назад. Современным арендаторам дела до прошлого, до истории нет.  А вот Центральное отделение Сбербанка и в наше время пребывает в этом здании. И его интерьеры оформлены достойно. Лепнина фасада банка в общем-то сохранилась, например, розетки, однако от пятиконечных звезд на фасаде не удержались и включили их в декор под цветочными гирляндами. Хорошо, что сохранились чугунные ворота. Эти два дома, расположенные рядом, и создают то, что можно назвать городской архитектурной средой. Ведь это явление в наши дни угасает со страшной скоростью, а  безвкусное нагромождение самостроя все больше разрастается.



В центре города, на улице Армянской/Волжской, украшая ее, расположился знаменитый семейный особняк Борелей. В настоящее время в нем находится ЗАГС. Попасть сюда на церемонию  бракосочетания сложновато, надо приложить определенные усилия и ждать своей очереди. Время сооружения особняка всем своим декором свидетельствует об эпохе модерна. Его считают шедевром провинциальной архитектуры начала 20 века. Авторство в создании особняка принадлежит П.М.Зыбину. Он обучался в иконописной школе при Троице-Сергиевой лавре, потом поступил в школу ваяния и живописи в Москве и закончил ее с золотой медалью. Обучался он и в Петербургской академии художеств, где получил серебряную медаль. Приложить свой талант к практической работе он смог лишь в 1895 г., став старшим архитектором Рязано-Уральской железной дороги в Саратове. Сначала он отличился при возведении церкви-часовни, получившей название "Утоли моя печали", возведенной на той же Армянской улице в 1906 г.    Особняк, который можно видеть на снимке, был построен для купца Аносова, а в 1910 г.  был куплен саратовским купцом Александром Эммануиловичем Борелем, младшим сыном учредителя торгового дома , известного мукомола и предпринимателя.  Семья Александра Бореля проживала в этом здании до 1918 г .Когда же его реквизировали большевики, семья вынуждена была его покинуть. Судьба Борелей после этого времени неизвестна. В конечном счете известно, что спаслись в вихре событий  балерина Людмила Ивановна Борель, ее брат Артур Иванович и дочь Владимира Эммануиловича, Валерия Владимировна Борель..
Сам особняк имеет сложную многофасадную композицию. В то же время он очень компактен. Особняк привлекает к себе внимание балконами, лоджией, окнами разной формы, выступающими карнизами крыши. Все это становится элементами декора. Оказаться внутри сегодня могут лишь молодожены да их гости. При таком компактном виде снаружи внутри особняк очень просторный. Его декор осовременили, но модерн все-таки чувствуется и внутри. Камин, отделка стен, светильники, даже  дверные ручки -  все гармонично сочетается. Как и многие другие здания, особняк овеян легендами. Его называют "замок Елены". Считается, что он был подарен даме сердца с мифологическим именем. А вот подлинность легенды про особняк не доказана. Да и зачем легенде документальные подтверждения?! Если она хороша своей недосказанностью и пробуждает воображение...



Заканчивая эту часть отзыва, хочу заняться простыми арифметическими выкладками. По поколениям поволжских немцев, учитывая их время приезда в Россию, понимаешь, что трудолюбие и упорство в жизни начинало приносить свои плоды только к исходу половины столетия, проведенной на этой земле. Второе поколение зарабатывало стартовый капитал и только дальше начинался успешный подъем и благосостояние. Это просматривается в истории поколений промышленников. Все время думаешь, если бы этот процесс не прерывался насильственно какими-то историческими бурями и поворотами, то... все было бы иначе.

P.S.
В Петербурге хватало "своих" переселенцев из Германии, но среди них были фотограф и другие носители фамилии Борель. Не знаю, состояли ли они в родстве с саратовскими Борелями. Случайно натолкнулась на снимки, сделанные в фотоателье  на Невском. Качество - прекрасное, как и все, что выходило из рук людей с этой фамилией. Захочется - взгляните на фото по ссылкам.

https://static.auction.ru/offer_images/2015/08/12/11/big/T/tYc4NESRkym/pozhiloj_...»
http://hisdoc.ru/pix/s/0/m/20972.jpg


ДВАЖДЫ ПРОСЛАВИВШИЙСЯ ИЗ БАЛЬЦЕРА

Во многих поселениях можно отыскать примеры колонистов, ставших не только гордостью Поволжья, но и всей страны. В Саратове  в качестве успешных предпринимателей, оставивших заметный след в процветании города, припоминают самые знаменитые имена. Например, Андрея Бендера, пусть Вас не смущает эта фамилия, которая памятна всем читателям романа "12 стульев". Хотя он вовсе не был Андреем.. В церковных книгах немецкой колонии Бальцер он был записан как Хайнрих, а его отец Йоханнес. Инородцы, родившись в России или прибывая в страну, прибегали к русификации имен. С одной стороны, так проще было ассимилироваться с местным населением, а с другой - упростить для местного люда произношение не всем понятного имени. С именем "Андрей" Бендер шел по жизни и отказываться от него не было смысла. Оно было написано на вывесках торгового дома, филиалы которого распространялись по России и далее за ее пределами. В его родном Бальцере, ныне Красноармейск, за заслуги перед городком, одна из улиц была названа Bendergasse в его честь, что в переводе означает "переулок Бендера". При строительстве домов в своих колониях немецкие переселенцы предпочитали терракотовый кирпич. В Бальцере же чувствовался свой индивидуальный почерк. Кирпич был двух оттенков: темно- и светло-красный, его выкладывали в шахматном порядке. Такая фасонная кладка придает домам своеобразный, необычный вид. Кроме дома, в котором жил Андрей Бендер,  в том же кирпичном стиле отделано здание  фабрики по производству сарпинки.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/249065/pub_5ba13018a679a400aac64c84_5...»

Из Бальцеровской церковно-приходской школы он вынес прекрасное знание русского языка. Имя "Бендер" по-своему прославили писатели в двух романах о великом комбинаторе, Остапе Бендер. Илья Ильф, будучи корреспондентом газеты "Гудок", в 1925 г., оказавшись в Саратове, увидел старую, потертую вывеску "Торговый дом Андрей Бендер и сыновья". Фамилию он взял себе на заметку, и вскоре она была возрождена в романе. Андрея Бендера нельзя считать прототипом литературного героя, ведь была использована лишь его фамилия, но не образ и судьба. Попутно замечу, что еще один персонаж в "Золотом теленке" стал известен благодаря саратовским впечатлениям писателя. Знаменитое здание, фронтон которого украшен барельефом с автомобильной тематикой, было автогаражом, отозвалось в образе водителя "Антилопы-Гну", по имени Адам Козлевич, девизом которого стали слова "Эх, прокачу!" Сам автомобиль на фронтоне здания изображен очень динамично,  фарами он освещает себе путь вперед.



Своим упорным трудолюбием, умением организовать производство в сельских артелях, А.Бендер начал профессиональное продвижение. Саратовскую страницу в своей карьере промышленника он открывает в возрасте 28 лет. Своими капиталами он обязан ткани сарпинка, о прекрасных свойствах которой я уже писала в отзыве о Сарепте. Ее производством занимались очень многие, если не сказать все немецкие семьи в поволжских колониях. Он занимается модернизацией технологии. Поначалу его доходы были средними, если их сравнивать с выручкой других крупнейших промышленников Саратова. Доходы Бореля почти на сто тысяч превышали доходы Бендера. Но он не отчаивался, и шаг за шагом обеспечивал себе будущее процветание. Оно складывалось из того, что он нанимал ткачей-надомников. В городах Средней Азии искал хлопкоочистительный завод и покупал у них более дешевое сырье, что вело к понижению стоимости ткани. Он раскидывает настоящую сеть торговых домов под своим именем по городам России. В Москве, на Петровке и Ильинке, он организовал свои торговые отделения.
На фабрике цех, где с сарпинкой работали девушки, соответствует прогрессивным нормам того времени. Светлое помещение, опрятные халаты - против таких условий никто из работниц не будет протестовать. Старые фотографии запечатлели этот производственный процесс. Вероятно, хозяин производства знакомит своих коллег- промышленников с современным цехом. В центре можно заметить самого хозяина, он в пенсне, лысоватый. Сохранилась и групповая фотография 1910 года, где собрались сотрудники Торгового дома. И опять, в центре снимка, сам владелец крупнейшего Торгового дома. У себя на родине Бендер смог оснастить производство современным оборудованием.

https://get.whotrades.com/u3/photo08B3/20920599550-0/original.jpeg
http://news.sarbc.ru/images/orig/2014/08/img_wV0cIL.jpg

 Разглядывать старые снимки - увлекательное занятие. Они прекрасно передают время и обстановку тех лет. Еще одна фотография запечатлела базарную картинку, где женщины, работающие в артелях по домам, принесли для продажи свою продукцию

http://wolgadeutsche.rucentr.tv/images/photos/medium/y-d0690910-56c88d059284a.jpg
http://www.rusalbom.ru/files/gallery/view/12368-1427290913.jpg

Сегодня этого человека назвали бы высокоэффективным менеджером. Вы спросите, в чем это проявилось? Результаты его труда и ума можно воочию отметить, если коснуться истории здания городской администрации Саратова, находящегося на перекрестке улиц Первомайской и Радищева.  Довольно заурядное угловое трехэтажное здание, занимавшее большую площадь в начале 20 века на этом самом месте, Бендер сумел превратить  в памятник архитектуры. Само здание было задумано в 1867 г. как типичный доходный дом с очень однообразной архитектурой. Гостиница, сначала "Европейская", а потом "Татарская" (ее содержатели принадлежали к татарской диаспоре), магазины и торговые дома, размещенные в нем, должны были приносить неплохие прибыли. Из знаменитостей здесь побывали на встрече Н.Г.Чернышевский и В.Г.Короленко, отобедав в ресторации. А в гостинице в течение семи лет женская гимназия А.Д.Куфельд арендовала помещения для учебных целей. Вот такая пестрая биография была у этого здания в прошлом. До того момента, когда к модернизации этого здания приложил руку Андрей Бендер, оно было совершенно безликим. Старый снимок запечатлел дом с однообразными фасадами, смотрящими на обе  улицы.

https://oldsaratov.ru/sites/default/files/photos/additional/2017-03/stepanov.jpg

Пожалуйста, сравните старую  фотографию дома, и Вы увидите собственными глазами, чего смог добиться король сарпинки, приступив к основательной реконструкции здания.





Очень хотелось, чтобы  царь зверей получился поближе и почетче.  Для Андрея Бендера этот грозный зверь стал важным символом производимой им  на фабрике продукции. Самая популярная реклама, придуманная им, зверь стоит на куполе земного шара и предлагает миру рулон его знаменитой сарпинки.




В оформлении торгового дома отразилось хобби Андрея Ивановича, его страсть к охоте на крупного зверя. У входа покупателей встречало чучело медведя с лентой через плечо, где были вышиты приветствия для покупателей. Еще в большей степени способности менеджера проявились у Андрея Ивановича непосредственно в работе с покупательницами. Представьте, как разбегались глаза у дам, когда им предлагали каталоги, в которых числилось почти полтысячи  образцов тканей! Они, конечно, могли бы "зависнуть" в магазине хоть на весь день. А что делать мужьям-ревницам, ожидающим жен столь долго! Поэтому приказчиков в отделы дамского платья подбирали лицом - похуже, ростом - поменьше. Одним словом, плюгавеньких. Зато мужья спокойны, а жены тратят денежки, заработанные супругом, в свое удовольствие! Кроме тканей, Бендер торговал сукном и мехами. 1911 год стал для него самым удачливым. Он стал собственником всего здания, его торговый оборот составил 1, 2 миллиона рублей в год, и он получил прибыль в 20%. Теперь он один из богатейших купцов города! Можно заняться и реконструкцией фасада здания, чтобы оно соответствовало его статусу. Модернизация пришлась на сложное время: 1914-1915 г. Подобраны архитектор В.К.Карпенко и скульптор Н.Волконский. Хозяин лично настаивал на том, чтобы на фасаде появилась скульптура льва, символ его торговой марки. По старым фотографиям можно понять, что лев был установлен на двух фасадах, да еще около сорока львиных голов украшали карнизы. Были среди украшений и фигурки Марса и Меркурия, символы бога торговли: жезлы и сандалии с крылышками. Особым символом богатства и могущества фирмы считается лев. Он стоит на земном шаре и держит в пасти рулон ткани, которая, по сути, опутала весь земной шар. Какая-то часть  богатого и сложного декора крыши оказалась утраченной. Бендер в свое время постоянно выпускал и обновлял альбомы с образцами тканей. Но на всех каталогах был изображен могучий лев, символ его торгового дома. Он опутал земной шар лентой своей высококачественной продукции. Его торговый дом докатился и до Азербайджана.

 рекламные альбомы сарпинки

http://st.violity.com/auction/view/auctions/30/97/48/30974867.jpg
http://www.etoretro.ru/data/media/4761/142132602986b.jpg
https://oldsaratov.ru/sites/default/files/styles/comment_image/public/nb7174-13.jpg?itok=Q3G0VTuV
https://oldsaratov.ru/sites/default/files/styles/comment_image/public/attachment...»
https://www.ourbaku.com/images/0/00/RTorgD1911a.jpg

С самого начала 20 века А.И.Бендер именуется "купцом первой гильдии и поставщиком двора ЕЯ Императорского высочества великой княгини Марии Павловны". Он арендует значительную часть здания. Бендер выпускает прекрасный каталог торговых предложений. В нем числится 465 видов тканей. Они и сегодня могли бы привлечь вкусы дам своим качеством и разнообразием. Самыми сильными сторонами этого купца и промышленника было превосходное знание клиента и его психологии, а также умение торговать. Чего только стоит одно перечисление продукции! Рисунки на ткани распределяются по национальным особенностям: русские сарафанные, шотландские, английские; по сортам: ровный, тонкий, плотный, шелковистый, полушелковый, оксфорд, кашемир. Ассортимент также поражает, он готов удовлетворить все запросы: головные и носовые платки (с этого начинала Сарепта!), фартуки, белье, юбки, платья, одежда для духовенства. Не забыт спорт и национальные костюмы.




В Саратовском краеведческом музее представлено и промышленное производство в городе в начале 19 века. Кроме старомодной, отжившей свой срок прялки, мы видим ткацкий станок, а  рядом с ним образцы хлопчатобумажной сарпинки. Мое внимание привлек раскладной кожаный бумажник, принадлежащий неведомому купцу. Он украшен назидательной надписью: "Деньги наживай, меня не забывай". Разумное бережное отношение к капиталам он явно формировал у людей купеческого звания. Наверное, подобные кошельки имели самые разные саратовские купцы, включая и поволжских немцев.
А дальше грянул 1917 г. Здание национализировали, его хозяин покинул страну по особому документу, который выдавался жителям немецкой национальности с правом вывоза капитала. Дальше со зданием все происходило по накатанной схеме: общежитие рабфака, до 30-ых годов, а потом оно стало принадлежать городским властям. И в наше время в здании находится городская администрация. В пятидесятые годы льва старались замаскировать новыми лозунгами к праздникам, а чуть позже, в 60-ые,  появилась опасная шутка о льве как скрытой сущности советской власти.
Что осталось городу от немецких предпринимателей? Прежде всего это недвижимость.
В тихом центре Саратова , на улице Т.Г.Шевченко, 10, бывшая Крапивная, находится городская усадьба, построенная в конце 19 века. Состояла она из красивого особняка с мезонином, выложенного из красного кирпича, и надворных построек. Въезд во двор обрамляла арка с коваными воротами. Усадьба принадлежала купцу первой гильдии, крупному торговцу сарпинкой А.И.Бендеру. Более она известна по фамилии другого своего владельца, Беседникова, и входит в число архитектурных достопримечательностей города как пример городской усадьбы, хотя и не имеет соответствующей таблички. Опять мы можем заметить красный кирпич, из которого выложен дом. В шапках свежего снега он смотрится особенно романтично. Да, зима 2018-19 года была особенно щедрой на снегопады. Давно город не видел таких огромных сугробов.





 ТАЛАНТЛИВОЕ ТРУДОЛЮБИЕ ПРОМЫШЛЕННИКА РЕЙНЕКЕ И ЕГО ПЛОДЫ

История семьи Рейнеке в Поволжье складывалась типично, как и у большинства колонистов. Главным мотивом переселения иностранцев был поиск земли и возможность основать собственное дело. Поволжье было малонаселенным регионом, а поэтому привлекательным для колонистов, здесь было где развернуться. На протяжении 19 века среди саратовских поволжских немцев вырвались вперед как минимум пять семей колонистов. Они составили пятерку лидеров в промышленном производстве и заставили говорить о себе по всей России.
Иоганн Рейнеке и его супруга Элеонора с двумя детьми, дочерью и сыном, прибыли в наши края в 1767 г. Местом жительства семье была определена колония Поповка в Камышинском уезде Саратовской губернии. Отцу семейства было 39 лет. Со всеми вновь прибывшими колонистами работала контора опекунства иностранных поселенцев. Семья, как и положено, получила своеобразные "подъемные", включавшие две лошади, узду, телегу, дугу, веревки и денежное пособие в 25 руб. По замыслу императрицы, пригласившей иностранцев в Россию, переселенцы должны были осваивать целину, став земледельцами. Но, увы... Значительная часть приехавших владела ремесленным делом. Семья Иоганна Рейнеке стала счастливым исключением, потому что очень быстро адаптировалась к сельскохозяйственному труду. Ровно через год в хозяйстве прибавились две коровы и десятина вспаханной земли. Фамилии у многих народов носят "говорящий" характер. Так и у Рейнеке. Фамилия имеет два значения. В Западной Европе в старинном эпосе фигурировал сатирический персонаж Рейнеке-Лис. Так назвал свою поэму И.В.Гете, написанную в конце 18 столетия. Этого персонажа можно считать своеобразным родственником нашей отечественной Лисы Патрикеевны, которая отличалась хитростью. В Германии, вероятно, такой фамилией награждали хитрецов. Это первая версия значения фамилии. Однако есть и другая. Происхождение фамилии возводят к немецкому слову Ragin, что в переводе означает "совет". Поэтому такую фамилию мог носить человек, любящий давать советы. Среди носителей этой фамилии был и вице-адмирал, известный русский гидрограф, исследователь Балтики. Он, возможно, был прибалтийским немцем.
Знакомясь с реальным человеком, очень важно увидеть его внешность. В интернете довольно сложно найти точные портреты того или иного представителя разветвленного рода. Снимки зачастую бывает не подписаны, а иногда инициалы совпадают. Например, Кондратий Кондратьевич Рейнеке (1841 - 1900), его сыновья Константин Кондратьевич (1867 - после 1917), Владимир Кондратьевич (1870 - после 1917).  Были у него и другие сыновья: Артур, Александр, Арнольд.  Кто-то из них жил в Петербурге. Пусть Вас не смущает неопределенная дата смерти. Год Октябрьского переворота обернулся  трагическими или драматическими событиями для элиты общества. Даже точная дата смерти этих людей неизвестна. Кондратий - это русифицированный эквивалент имени немецкого Конрада. У Кондратия Кондратьевича, судя по фотографии, была удивительно интеллигентная красивая внешность. На него можно засмотреться.

https://oldsaratov.ru/sites/default/files/styles/comment_image/public/reyneke_ko...»
https://oldsaratov.ru/sites/default/files/styles/comment_image/public/inline/ima...» в кругу семьи 


Род Иоганна Рейнеке , первого представителя поволжских немцев, в результате оказался очень многочисленным, детей в каждом поколении было с избытком. Однако, к сожалению, сведениями о части из них историки не располагают, ведь они рассеивались и по другим городам. Хватает белых пятен на их генеалогическом древе. Дело, основанное ими, было очень разветвленным, промышленных построек, складов и торговых домов у них хватало. Душу они прежде всего вкладывали в мукомольное дело и в торговлю мукой.  Для доставки своей продукции им было необходимо и пароходство. Все это в совокупности привело к тому, что  в мукомольной отрасли они были №2 после Шмидтов. В саратовских фотоархивах можно увидеть ретро снимки с видами на  паровую мельницу , принадлежащую торговому дому братьев Рейнеке.

https://oldsaratov.ru/sites/default/files/styles/post_image/public/photos/2012-0...» г.
http://itd0.mycdn.me/image?id=862911586878&t=20&plc=WEB&tkn=*Hhj7J0fnUHP-FDrUvtjo6XAIJng

Для племени мукомолов особенно важны были складские помещения для хранения произведенной муки. Ведь они запасались в колоссальных объемах. Поэтому фирма Рейнеке возводила мощные провиантские склады, расположенные как можно ближе к Волге, на улице Александровской/Горького. Одна из улиц, прилегающая к складским помещениям, так и называется Провиантская. В мои студенческие года, проходя мимо, мы почему-то, очевидно, повторяя за взрослыми, называли эти массивные здания "Арсеналом". Говорить об этом громко не было принято. Саратов был режимным городом.Сейчас я понимаю, что в советские времена там располагались армейские склады, а отсюда и название "арсенал", а не склады. Современные диггегеры, проникнув на территорию складов, делают "пиратские" снимки В складских помещениях  горой лежат шапки ушанки. Сейчас это памятник истории и архитектуры. О его будущей судьбе говорят и пишут много, а вот прогнозы далеко не радостные. В 19 веке появилось понятие "промышленная архитектура". Кому-то может показаться, что в этом понятии есть что-то унизительное для архитектуры как вида искусства. Но чем больше знакомишься с примерами промышленной архитектуры, то замечаешь, что в ней сочетаются декоративные элементы с функциональными, практически необходимыми для подобного вида сооружений. Посмотрите, окон здесь нет и в помине, тем не менее архитектурно они присутствуют своей отнюдь не одинаковой формой (прямоугольные и закругленные). Кирпичная кладка наличников отличается, зубцы и капители также используются в дизайне. В этих складских помещениях хранили муку. Так вот, внутри для мешков с мукой делались деревянные амбары, вписанные в каменную оболочку. Наверное, для муки деревянные полки были полезнее, чем каменные стены. По всему периметру складов сделаны вентиляционные окошечки, чтобы помещение проветривалось. Все было идеально продумано для этих сооружений. В наши дни отдельные части складов стали подозрительно часто гореть. Один из угловых корпусов пострадал совсем недавно. Почерневшие листы железа вывернуты наружу.





 Хозяин торгового дома, Рейнеке, все продумал. Помещения, где хранилась продукция, всегда опечатывались. К пломбе можно отнестись как к миниатюрному произведению керамического искусства. Очень изящному, с продуманным изображением на лицевой и изнаночной стороне пломбы. В интернете подобрала фото пломб, но даже при ссылке на исходную страницу, она объявляет себя "несуществующей" и не отражается в отзыве. Может, хотя бы последняя ссылка "оживет".

http://www.etoretro.ru/data/media/47/14974288847c2.jpg

В этом же микрорайоне находится особняк городского головы Ф.С.Никитина - приобретение Рейнеке.   Это очень красивое здание с необычным шестигранным бельведером, ранее оно принадлежало одному из саратовских купцов.




Здание, построенное в начале 19 века, смотрится очень оригинально: будто два домика поставили друг на друга. У него несколько мезонинов. Ими он смотрит в разные стороны.. Да и историческая биография у него затейливая. Хотя он принадлежал купцу второй гильдии, потомственному почетному гражданину Федору Степановичу Никитину . Этого купца и его дом иногда называли по названию улицы, на которой он располагался. А это был Кабановский взвоз, вот и дом называют домом Кабанова. Сейчас это пересечение улиц Чернышевского и Радищева. Некоторые точные даты, связанные с этим домом известны. 10 апреля 1840 г. здесь была открыта казенная аптека, событие важное. 22 декабря 1858 г. был создан клуб для образованных людей из купеческого сословия "Саратовский купеческий клуб", позже его переименовали в "Коммерческий". Его почетным попечителем был избран А.Д.Игнатьев, другим попечителем стал Ф.С.Никитин, ставший в 1867 - 1869 г. городским головою. На исходе 19 столетия, в 1890-ых годах, здание приобрели братья Рейнеке. Они открыли в нем контору торгового дома и оставили себе несколько жилых помещений. Неподалеку были расположены провиантские склады, где миллионеры-предприниматели хранили муку. Так русская и немецкая линия переплелись в истории симпатичного домика. Провиантские склады,  давшие название одной из городских улиц Саратова, ведущей к Волге, объединившись с конторой торгового дома братьев Рейнеке, создали один из деловых очагов в городе. Все оказалось продуманным.
Производя муку не только для всей России, но и для Европы, имея колоссальные доходы, занимаясь благотворительностью, Рейнеке не забывали и о собственном комфорте. В Саратове они владели многочисленными особняками и усадьбами. Начну с недвижимости, весьма компактной, не отличающейся особыми архитектурными изысками. Это усадьба по улице Малой Казачьей / Яблочкова, д.14. Городские усадьбы чаще всего были ограничены в площади. Одноэтажный особнячок выходит фасадом на Малую Казачью улицу. В его внешнем виде чувствуются русские мотивы, во всяком случае в сочетании бело-красной кладки. Хорошо смотрится полукруглый навес над входной дверью. Кованые металлические кронштейны поддерживают фигурный козырек, самую симпатичную деталь. Поскольку в этом здании находится Общественная палата городской Думы, то за внешним видом здания более-менее следят. В глубине небольшого двора находится двухэтажная постройка, превратившаяся со временем в  жилой фонд. У дома очень скромный вид, из заметных деталей в оформлении фасада можно обратить внимание на каменные наличники над окнами да краснокирпичные прямоугольные вставки под ними. В большинстве случаев старая историческая застройка в наши дни оказалась задавленной многоэтажками, которые старались вписать на любой освободившийся пятачок земли.




Рассказывая о недвижимости династии Рейнеке, нельзя обойти молчанием резиденцию П.А.Столыпина в Саратове во времена его губернаторства.
Резиденцией Саратовского губернатора П.А.Столыпина (1903- 1906)  стал только что законченный постройкой дом семьи Рейнеке на углу Малой Сергиевской/Мичурина и Вольской.  Дом был выкуплен на специально выделенные из государственной казны средства для  представительного дома, предназначенного новому губернатору. Он был удобен еще и тем,, что в шаговой доступности  от него находился дом для городской канцелярии, вместительный, в несколько этажей.
В губернаторском доме после его приобретения происходила в  некоторая перепланировка. На первом этаже находились шинельные, бытовая зона, столовая, гостиная и спальни для прислуги. На втором этаже была приемная губернатора и его кабинет, кабинеты чиновников, просторный зал для балов и холл с комнатами отдыха.
Дом всем домочадцам очень понравился. Он был просторным, с высокими потолками, новый, чистый, с проведенным электричеством. Жена губернатора не приняла этого новшества, считая электричество вредным для глаз. На письменном столе у супруги губернатора поставили керосиновую лампу. Какими консервативными могут быть в повседневной жизни люди образованные и занимающие высокое положение.
На сегодняшний день в нем находится противотуберкулезной областной диспансер. Потихоньку разрушается лепнина, во многих местах видны следы протечек. Несколько лет назад, когда открывали в городе памятник Петру Аркадьевичу Столыпину, на торжества пригласили из Франции его родственников. На бывшей резиденции установили и открыли мемориальную доску, снаружи провели косметический ремонт. С той поры идут годы и все постепенно разрушается. Что имеем, не храним, потерявши плачем.





Дом, расположенный за резиденцией П.А.Столыпина, также принадлежал семье Рейнеке.  Эти два объекта недвижимости фактически соседствуют. В наши дни второй выглядит очень печальным и заброшенным. А ведь мог бы еще послужить горожанам, если бы нашлись инвесторы и привели бы его в божеский вид.  Разумеется, зимой здания выглядят не так симпатично, поэтому предлагаю посмотреть и на "летнюю" , более радостную и живописную фотографию усадебного дома.

https://laperuz.com/wp-content/uploads/2017/01/saratov_dom_reineke_na_michurina-1024x683.jpg




И, наконец, вершина в архитектуре недвижимости у Рейнеке - особняк на Соборной улице, за садом "Липки". Его построили всего за четыре года (1908 -1912). Когда-то на этом месте стоял домик Никольского, в котором писатель Н.Г. Чернышевский обрел для себя пристанище. Владельцем шикарного особняка числился Константин Кондратьевич Рейнеке. Этот представитель рода Рейнеке появился на свет в Петербурге в 1867 г. Там же он закончил коммерческое училище в 1885 г. Начало 20 века было для него ознаменовано тем, что он  приехал в Саратов. Стал членом различных обществ. В этот момент жизни напомнило о себе значение его фамилии: хитрый лис, почти отечественная Лиса Патрикеевна. В семьях, где накапливался громадный капитал, не очень торопились распылять накопленные средства и, например, старались все держать в одних руках. Когда дети достигали брачного возраста, то  члены семьи шли на традиционные компромиссы. Могли поженить двоюродных брата и сестру. Так поступили и в этой семье, хотя современные родители знают, насколько опасно кровосмешение, какими наследственными болезнями оно грозит потомкам. Константин Кондратьевич женился на своей двоюродной сестре Марии, дочери покойного Ивана Кондратьевича. В этом браке родилось двое сыновей, Арно и Бруно, а также их сестра Берта. Предполагают, что Константин Кондратьевич вывез из Петербурга знакомство с архитектором Ф.Шехтелем,  по проекту которого, скорее всего, был спроектирован оригинальный особняк. Кроме всего прочего, этих людей могло сблизить и то, что архитектор провел детство в Саратове. Мир тесен!
Особняк на улице Соборной отражает вкусы и интересы его владельцев, свидетельствует он и о тугом кошельке. Эти люди ни в чем себе не отказывали. С одной стороны, они не знали, что такое праздность и как это сидеть сложа руки, а с другой - уровень жизни свидетельствовал о больших доходах, хотя на пути обогащения стояло много рисков. В пожарах можно было лишиться мельниц и складов. Судоходству хлебных барж мешали отмели. Могли забастовать рабочие. Все это владельцы должны были принимать во внимание, чтобы не отказываться от привычных ананасов на завтрак.
Очень хотелось, чтобы благодаря подборке снимков, Вы смогли почувствовать ауру этого места. Обилие керамических панно и вставок на фасаде наглядно демонстрирует, как модерн любил подобную деталь в своем декоре. Формы кованых ворот и решеток также говорят о типичных пристрастиях модерна.






Его внешний вид свидетельствует об утонченности и взыскательном вкусе. Все находилось в полной гармонии: внешний вид и внутреннее убранство знаменитого дома. К великому сожалению в наши дни мы не можем увидеть интерьеры. Это закрытое медицинское учреждение, госпиталь для ветеранов войны. Проходя мимо, мы не видим ни библиотеки, ни гостиной, ни музыкального салона. А вот различные керамические панно на фасаде - они у всех перед глазами.
Пережил особняк и трагические моменты. Когда началась Первая Мировая война, большинство поволжских немцев отправились на войну. Среди них был и сын Константина Кондратьевича. В литературе описывается такой случай, когда молодой человек возвратился домой с фронта, так как после неудачных родов скончалась его молодая супруга. Из ворот особняка показались погребальные дроги, а за ними шел молодой человек без головного убора. Руку он держал на крышке гроба. Об этом эпизоде рассказала одна из жительниц Саратова. Не за горами были и другие трагические события, когда началась экспроприация всего, что было нажито честным трудом поволжских немцев.
В городской черте у рода Рейнеке было, как мы видим, достаточно особняков и усадебных домов. В летние месяцы члены семьи предпочитали отдыхать за городом, на природе. Саратов всегда был очень жарким, знойным по климату городом. В дачном отдыхе нуждались и многочисленные дети.  На выезде из Саратова в сторону Волгограда, у подножия Алтынной горы, находилась загородная усадьба семьи Рейнеке. Место очень интересное, дело в том, что здесь бьют/били многочисленные родники. Восточный склон Алтынки прорезан глубоким ущельем с крутыми склонами, подножье которых изобиловало родниками. Чистота их воды была обусловлена песчаниками по верху Алтынки. Они пропускали и очищали дождевые воды. Там, где долина расширялась, устраивались пруды. Территория постепенно превратилась в общественный парк, в котором играли дети, отдыхали взрослые и молодежь. Поселок Рейник получил свое название от имения, расположенного на склоне горы Алтынки. Оно-то как раз и принадлежало одному из членов большой семьи саратовской семьи мукомолов-миллионеров, Владимиру Кондратьевичу Рейнеке. Владелец усадьбы, Владимир Рейнеке, был известным любителем лошадей рысистой породы. В 1905 г. его избрали руководителем Саратовского общества рысистого коннезаводства. Это занятие было делом дорогостоящим, Владимир Кондратьевич и выстроил для него усадьбу на протяжении 1907 - 1912 гг. С огромным удовольствием обнаружила, что частная жизнь семьи Рейнеке неплохо представлена на  старых, дореволюционных черно-белых фотографиях. Нажав на ссылки, Вы увидите панорамные виды усадьбы Рейник, так ее называют. Поймете, что усадьба была задумана с размахом. Виды усадьбы отразились в ссылках. А вот семейные фотографии не захотели демонстрироваться читателям. Между тем  здесь любили вместе с детьми играть в крокет и сфотографировались во время этого занятия. Зная страсть Владимира Кондратьевича к лошадям,  маленького мальчика и девочку посадили на лошадей. Масть белого в черную крапину коня под отважной наездницей восхищает.  Об этом могу только рассказать своими словами. Семейные чаепития на балконе смотрятся по-домашнему мило.  Было досадно писать о поволжских немцах и почти не иметь возможности посмотреть на этих людей, хотя бы на снимках.

https://oldsaratov.ru/sites/default/files/styles/post_image/public/photos/2016-0...»
https://img-fotki.yandex.ru/get/112678/60696807.78/0_c99c1_cd110e24_XL.jpg
https://oldsaratov.ru/sites/default/files/photos/additional/2016-05/0_c99b8_c093d641_orig.jpeg
https://img-fotki.yandex.ru/get/30086/60696807.78/0_c99bf_2a3b418b_XL.jpg
https://oldsaratov.ru/sites/default/files/photos/2016-05/0_c99b5_92b36ec6_orig.jpeg
https://oldsaratov.ru/sites/default/files/photos/additional/2016-05/balkon_na_dache.jpg
https://oldsaratov.ru/sites/default/files/photos/additional/2016-05/0_c99bd_77311755_orig.jpeg

Все было продумано. Вокруг усадьбы разбили фруктовый сад. Устроили даже опытные плантации и посадили липовую аллею от главного въезда. Были тополиные и акациевые аллеи. В центре усадьбы располагался пруд, подпитываемый родниками. На нем устраивали катания на лодках. Здесь же заложили школу для окрестных жителей.  В наши дни там устроили небольшую выставку, а городские экскурсионные бюро проводят сюда поездки.  Рядом открыли конный клуб "Золотая подкова". Поэтому есть возможность соединить экскурсию с верховой прогулкой на лошадях. Надо бы выбраться.
Современная видовая обзорная фотография  на усадьбу Рейник.

https://okn-mk.mkrf.ru/maps/show/id/2422958

С недвижимостью, когда-то принадлежавшей семье Рейнеке, в наши дни произошли перемены к лучшему. Особняк  на Малой Кострижной/ Пушкина, 22  был  отреставрирован. В нем теперь находится военно-медицинская служба ФСБ.  Это очень коротенькая улица, всего в один квартал, расположена в центре города. Старое название улицы звучит непонятно и поэтому загадочно. Дело в том, что ее  название связано с людьми, заселявшими эту улицу и занимавшимися одной профессией. Здесь находились артели (назвать это фабриками - будет слишком громко), которые изготавливали в своих прядильнях веревочные канаты. От этого производства оставались отходы , лохмотья от веревок. Их здесь же и выбрасывали, у себя под носом. Назывались эти отходы от канатов "костригами". Это малопонятное нам слово и дало название целой улице.

https://oldsaratov.ru/sites/default/files/styles/post_image/public/photos/2016-0...»

На глаза попалась старая фотография интерьера в  особняке на Малой Кострижской да еще и с  владельцами дома. Упустить такой случай я не могла, но вот кто есть кто на фото и когда оно сделано - ничего сказать не могу. Да и не проявилась эта ссылка по непонятным причинам.



Когда-то этот особняк выглядел примерно так. Как хорошо, что у кого-то родилось желание и нашлись финансовые возможности отреставрировать  памятник архитектуры. Вот таким, помолодевшим, посвежевшим и изменившим свой цвет, он смотрит теперь на жителей улицы им. Пушкина. При реконструкции особняка пошли на смелый шаг и изменили цвет окраски особняка.





На такой оптимистической ноте и на таких радующих глаз картинках хочется завершить раздел в отзыве, посвященный целому роду переселенцев из Германии в Россию.

Продолжение следует

 Сообщить модератору



Лариса, спасибо. Какие судьбы! И какие здания.

С уважением
Сколько же новой, интересной информации! Спасибо, Лариса.
Трудно было и подбирать и компоновать все материалы. Спасибо за интерес к теме и отклики. Всего доброго,Лена.
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Саратов. Немецкое Поволжье. Шаг второй. Часть 3
2Саратов. Поволжские немцы. Шаг второй.Часть 1
3Путешествие по Средиземному побережью. Сезон второй, часть 2. Термессос, пещера Караин.
4Историко-архитектурный заповедник "Старая Сарепта" и ...немного Волгограда. Часть 2
5В Покровскую слободу на день рождения Льва Кассиля. Часть 2
6Часть 2. Пулей по Апулии. В Vieste весело шагать
7Путешествие по Средиземному побережью. Сезон второй, часть 9. Калкан-Ксанф-Летоон-Патара.
Отдых в России
Россия: отели
Отели Брянска
Отели Брянской области
Кириллов
Киржач
Погода в России
Отдых для детей
Рейтинг отелей:
701.Углич санаторий 4+
702.Аврора гостиница 4+
703.Ария мотель 4+
704.Москва 4+
705.Москва 4+
706.Парк Инн Великий Новгород 4+
707.Два крыла 4+
лучшие отели России
Фото отелей:
1114.Novotel Moscow Sheremetyevo Airport, Россия [3]
1115.Амбассадор, Россия [3]
1116.Лукоморье центр загородного отдыха, Россия. Остальное [3]
1117.Иткол пансионат, Россия [3]
1118.Националь, Россия [3]
1119.Ипатьевская слобода, Россия [3]
1120.Анабель на Невском 88, Россия [3]
Популярные отели:
1597.Друзья у Дома Книги отзывы
1598.Тоника отзывы
1599.Иволга база отдыха отзывы
1600.Hotel Delight отзывы
1601.Митино санаторий отзывы
1602.Station M19 отзывы
1603.Корвет гостевой дом отзывы
Отзывы по отелям:
967.Россия, Courtyard by Marriott Irkutsk City Center [2]
968.Россия, Клязьма туркомплекс [2]
969.Россия, Гранд отель и СПА Аристократ [2]
970.Россия, Park Inn by Radisson [2]
971.Россия, Конаково отель [2]
972.Россия, Серебряный Плес [2]
973.Россия, Андерсен Отель [2]