10.02.19 13:40:12
Лучшая в Европе. Галерея Amour Breton 
Время отдыха: 2018

Казалось бы, всё Подмосковье давным-давно исхожено, и его достопримечательности многократно описаны. Однако мало кто знает, что здесь находится великолепная галерея Amour Breton - самая крупная коллекция бретонского искусства в Европе!
Прежде чем рассказать о галерее, немного о самой Бретани. Не надо путать ее с Британией! Бретань (Bretagne) – это регион на западе Франции, отделенный от Англии водами Ла-Манша и с трех сторон омываемый Атлантическим океаном. Именно здесь, в местечке Лок Марья, зародилось производство самобытной керамики, которое позже обрело известность не только во Франции, но и во всем мире. Сейчас Лок Марья – это квартал в популярном у туристов городе Кемпер.
Первая фабрика по производству фаянса появилась здесь в конце XVII века. Поначалу кемперский фаянс не отличался оригинальностью, будучи утилитарным: повседневная посуда, курительные трубки, предметы религиозного культа.
То, что позднее сделает его уникальным, это поэзия народного быта бретонцев – архаичного, устойчивого к веяниям индустриального века, переданная кистью самобытных художников. С конца XIX века кемперский фаянс стали украшать бретонскими мотивами. Начало этому положил художник Альфред Бо (Alfred Beau, 1823-1906). Его творчество подарило мануфактуре Поркье и многим последователям стиля более 200 сюжетов из бретонской жизни, изображенных на керамике с удивительным обаянием, тонким юмором и любовью к родной культуре.
Сильный духом, свободолюбивый, работяга и весельчак, моряк и крестьянин, то есть простой бретонец – главный герой сюжетов Альфреда Бо. Неважно, это деревенская свадьба или городская ярмарка, религиозное шествие или посиделки в кабачке. Художник сумел наполнить сцены живым присутствием.

С течением времени кемперский фаянс обрел свое лицо и получил, наконец, полное признание на Международной выставке в Париже в 1878 году. К началу ХХ века в Кемпере работали три крупных фабрики фаянса, чьи бренды были известны во всей Франции – HB (Grande Maison de la Hubaudière), PB (Porquier-Beau) и HR (Henriot). Сейчас фаянс в Кемпере тоже производятся, но компания-производитель в результате слияния осталась одна, «HB-Henriot». Индустриализация и новые технологии практически не отразились на производстве этого фаянса, по-прежнему это ручная работа на каждом этапе. Но все же современным мастерам при имитации старинных сюжетов уже никогда не удастся наполнить их таким живым присутствием, как это делали современники ушедшей эпохи.
Поэтому настоящую ценность представляют именно антикварные изделия. Предметом коллекционирования является бретонский фаянс периода, когда он приобрел художественную ценность, то есть с 1875 года и примерно по 1920 год, когда в силу объективных причин начался упадок производства.
По всему миру живут коллекционеры именно этого фаянса, но в России их долгое время не было. И вот на 43-м Российском антикварном салоне в Центральном Доме художника в Москве в октябре 2017 года приняла участие неизвестная доселе галерея Amour Breton. Ей была представлена экспозиция антикварных предметов искусства, включающая в себя более двухсот изысканных изделий конца XIX века из фаянса, созданных в Кемпере. Собрал коллекцию известный бизнесмен Евгений Александрович Плясов. Он же построил для ее размещения специальное помещение в Истринском районе Подмосковья. И хотя для полноценного посещения галерея пока не открыта (это предполагается сделать в текущем году), весь прошлый год по договоренности её посещали специалисты в области керамики, антиквариата, музейные работники и просто сборные группы от некоторых организаторов.
Галерея сегодня - это большое прекрасно отделанное помещение, где пространство разделено на условные комнаты, которые полностью обставлены старинной бретонской мебелью, с сервированными столами, светильниками, картинами, фаянсом. Продумано освещение, к опущенным рамам из деревянных балок над столами в центре комнат крепятся бретонские светильники, присутствует и точечная подсветка. Надо сказать, что со времени нашего первого с женой визита, состоявшегося ещё в 2017 году, освещение было заменено полностью, теперь фотографировать здесь – одно удовольствие.

Безусловно, всех посетителей интересует вопрос, как и когда начиналась эта коллекция. Оказалось, не так давно, всего лишь в 2015 году. Как это часто бывает, к увлечению, ставшему страстью всей жизни, Евгения Александровича подтолкнула цепь случайностей. Он купил старинный дом в Испании, в регионе Коста Брава. Встал вопрос о его наполнении.
Евгений Александрович показывает нам на планшете фотографии интерьеров испанского дома. Как человек со вкусом, он понимал, что здесь надо что-то старинное, созвучное этому дому. Он стал выбирать, что вообще есть на рынке мебельного антиквариата, какая мебель, каких стилей. В ходе поисков увидел, что существует такое понятие, как «бретонская мебель», именно как стиль, связанный с определенным регионом. Она приглянулась хозяину, и в итоге ей и был обставлен испанский дом. В качестве бонуса к покупке продавцы снабжали бретонскую мебель современным бретонским фаянсом, который также нашел свое место на стенах. После покупки мебели на стенах оставалось свободное место для размещения нескольких тарелочек, их владелец захотел выбрать сам. Евгений Александрович забил в поисковик слова «фаянс Кемпер» и изучал полученную выдачу. Внезапно он наткнулся на старинный образец керамики. Можно сказать, случилась любовь с первого взгляда. Бизнесмен спросил своих агентов, можно ли такое приобрести. Оказалось, что можно, но это уже считается антиквариатом. Он стоит совсем других денег, его придется искать на аукционах. Но бизнесмен уже «заболел» бретонским фаянсом.
Евгений Александрович говорит, что ему повезло. Ведь в поездке по Франции он нашел семью потомственных антикваров, прекрасно знающих французский рынок произведений искусства, которые стали представлять его интересы. А в Москве он уделял всё свободное время просмотру аукционных предложений. Ведь современному коллекционеру, в отличие от Щукиных и Морозовых, можно участвовать в процессе покупки посредством интернета, не выходя из дома.
За короткое время коллекция бретонской мебели и бретонской керамики выросла до таких размеров, что ей потребовалось отдельное помещение. Евгений Александрович показывает нам фото на планшете: начало 2016 года, чистое поле. Стройка на этом месте шла быстро. Через год, 30 марта 2017 года, в семейном кругу состоялось открытие галереи. Для всей семьи увиденное стало сюрпризом, до этого они знали лишь, что глава семьи чем-то занят, помимо бизнеса.
Сейчас галерея Amour Breton фактически представляет собой полноценный музей. Экспозиция как бы разделена на отдельные комнаты, их шесть, по три с каждой стороны. В торце корпуса находится еще одно большое помещение с витражами, фаянсом и небольшой зоной для гостей. Предмет этого собрания составляет всё, что связано с Бретанью. Это антикварные мебель, фаянс, картины, скульптуры, подсвечники, часы и даже витражи. Помимо чисто бретонского стиля, есть некоторые исключения, но это всё равно антиквариат. Пространство очень грамотно заполнено предметами, их все можно рассмотреть. Дизайн, расстановка предметов, освещение — это все сделал лично Евгений Александрович, никаких дизайнеров он не приглашал, полагался на свой вкус. Пример, который его вдохновляет – Сергей Иванович Щукин, который, собрав коллекцию, открыл в 1909 году для посещения свой особняк в Знаменском переулке, иногда сам водил экскурсии, занимался просветительской деятельностью.
Нашу краткую прогулку по галерее начнем с первого зала справа. В нем стоит великолепный гарнитур в бретонском стиле.

Основное отличие бретонского стиля – массивность и добротность в сочетании с богатым резным декором. Этот стиль возник в эпоху средневековья и с тех пор почти не менялся. Бретонская мебель отличалась удобством и многофункциональностью. Она создавалась на века и украшалась с особой тщательностью. Часто она заказывалась семьей к какому-то значимому событию, например, к свадьбе. На барельефах, украшающих буфет, шкафы, спинки стульев, заказывали изображения членов семьи, их родственников, гостей торжества. Требовалось, чтобы персонажи были узнаваемы.


На столе очутился фаянсовый лев.

Второй зал справа. Мебель, фаянс, картины – повсюду мы видим бретонские мотивы.


Наше внимание привлекает скульптура женщины. Интересно, кто это? Владелец поясняет, что это просто образ бретонки.

Сверху - необычные светильники в бретонском стиле.

В третьем зале мы видим гарнитур на морскую тематику, буфет с большим рельефом с морем, кораблями и людьми, канаты и якоря на спинках стульев. Колонны буфета сделаны в форме маяков, узор в виде якорей, канатов и штурвалов. Бретонские стулья по-своему замечательны, на внутренних сторонах спинок тоже присутствуют резные сценки.



Рекомендуем присмотреться. Мало того, что колонны буфета выполнены в форме маяков, так эти маяки еще и горят!
Теперь осмотрим левую половину. Первый зал.



Второй зал. На мебели – изображения отдыхающих и веселящихся бретонцев.



И здесь необычные светильники.

Третий зал левой половины (всего шестой). Здесь на мебели изображены бретонцы на полевых работах.

Светильники и тут восхищают.

Да, бретонская мебель всегда хороша.

Вся задняя стена последнего зала оформлена витражами. Коллекционеру улыбнулась редкая удача, удалось купить полный комплект, восемь витражей 1885 года. Но счастливые совпадения на этом не кончились – здание галереи уже было построено, а купленные витражи прекрасно подошли к нему по размеру.
Святые Дени, Бернар, Констанция и Петр.

Святые Люсия, Павел, Богоматерь с 7 мечами, Августин.

В центре размещен витраж из Испании конца XVIII века. Святые Эльвира и Франциск.

В последнем зале царит бретонский фаянс. Вот правая стена. Её левая часть.

Центр.

Правая часть.

Здесь же многочисленные блюда, в том числе с видами городов Бретани — Кемпер, Мон-Сен-Мишель, Конкарно, Ланьон.

Драконы, конечно, в Бретани не водятся. Это дань определенной моде, когда производители бретонского фаянса украшали свои изделия китайскими мотивами.

Евгений Александрович признается, что бретонский фаянс сразу покорил его тем, что изображены на них не короли и знать, а простые люди, сцены из бытовой жизни. Он сторонник традиционных семейных ценностей, и в первую очередь ищет на предметах искусства людей. А такие люди везде – нарисованы на фаянсе, вырезаны на мебели, написаны на картинах.
**
Итак, мы с женой обошли все залы первого корпуса галереи, в котором уже были в 2017. После их осмотра нас ждал сюрприз. Евгений Александрович подошел сбоку к одному из массивных буфетов, чуть нажал на него и вдруг... буфет легко стал поворачиваться. К нашему удивлению, за ним открылся проход, куда нас пригласили пройти.
Если первый корпус галереи представлял собой бретонский дом, то второй – бретонский храм. Основное здесь – полных набор изображений Страстей Христовых, все 14 сюжетов. А также скульптуры Христа, Богоматери, святых, ангелов с канделябрами, дарохранительницы и даже церковные скамьи.

Все скульптуры XIX века, изображающие Страсти Христовы, находятся в отличном состоянии. Такое ощущение, что они так и не дошли до церкви, где-то хранились и вот попали на аукцион.


Христос, святые, ангелы.

Комоды с подсвечниками и дарохранительницами с мощами бретонских святых.

В Подмосковье привезли настоящие церковные скамьи из Бретани!

Вот как выглядит второй корпус, если из его центра посмотреть в другую сторону. Здесь собран самый ценный фаянс коллекции, много картин, гербы Бретани и бретонских городов.

На торцевой стене расположена ниша с бюстом Анны Бретонской, над ней герб Бретани, по бокам две витрины с самыми ценными экспонатами из фаянса.

Ниша, посвященная Анне Бретонской (1477- 1514). Это самая популярная из правителей Бретани и самая богатая женщина в Европе своего времени. Последняя наследница своей страны, она была вынуждена вступать в брак с правителями Франции под давлением с их стороны, однако вела активную самостоятельную политику с целью избежать аннексии Бретани Францией. Жена двух сменивших друг друга королей Франции: Карла VIII и Людовика XII. Покровительница искусств и литературы.
По бокам от бюста стоят два чудесных подсвечника в виде веток лилий (символ королевской власти). Мы обратили внимание на то, что свечи здесь не просто какие-то новые, а оплавившиеся и насыщенного кораллового цвета. Евгений Александрович сказал, что они сами специально их плавили и подкрашивали. Лишнее подтверждение того, что в галерее всё продумано до мельчайших деталей.

Герб Бретани, в центре щит с хвостиками горностая, этот герб заимствован у герцогов Бретонских. В легендах появление горностаевого герба Бретани связывают с герцогом Аленом Барбетортом. Согласно одной из них, однажды герцог, спасаясь от норманнов, был остановлен разлившейся рекой, илистой и грязной. Внезапно он обратил внимание на горностая, убегавшего от скачущих коней: зверёк резко развернулся у самой воды, предпочитая погибнуть, нежели запачкаться. Воодушевлённые примером, герцог и его соратники развернулись лицом к противнику и с криком «Лучше смерть, чем позор» бросились в бой. С тех пор фраза «Лучше смерть, чем позор» стала девизом Бретани, а мех горностая был помещён на щиты Бретонских герцогов.

В двух витринах собран самый ценный фаянс коллекции, это конец XIX века. В первый наш визит эти предметы мы видели в витражной части первого корпуса. Хочу обратить ваше внимание на расстановку предметов. Полная симметрия и гармония, вымерены все расстояния между экспонатами, ничего не режет глаз.

По углам - два вазона в руанском стиле, раньше они также стояли в первом корпусе. Руанский стиль предшествовал появлению бретонского, выходцы из Руана основывали первые мастерские в Бретани.

Применён интересный прием, чтобы заполнить верхнее пространство боковых стен. Мелкие вещи сюда поместить нельзя, их не будет хорошо видно. Здесь расположены щиты с гербами Бретани, а между ними шесть керамических панно с гербами крупных городов области. Эти гербы и панно не вывезены из Франции, а выполнены в России по заказу владельца. Вот, например, герб Динана, одного из самых красивых городов не только Бретани, но и всей Франции.

В минувшем году коллекционер приобрел много новых картин. Все они жанровые и обязательно о жизни простых бретонцев. Это галерея обходится без табличек, но могу сказать, что среди художников немало известных, чьи картины находятся в Лувре и в музее Орсэ.



Хочу остановиться лишь на двух картинах, которые запомнились нам больше всех. На первой - традиционный бретонский «Морской крестный ход». Обратите внимание на интересную раму.

На второй - трогательная сцена. Молодая бретонка пришла провожать своих мужчин, выходящих в море. Сын, еще совсем мальчик, тоже уходит с отцом, он прощается с сестричкой, которая спит на руках у матери.

Обращу ваше внимание на большое красивое блюдо, которое раньше висело в первом корпусе в витражном зале. Это блюдо явно очень значимое для владельца, потому что именно его он решил поместить на первую страницу будущего сайта галереи.

Очень интересен фаянс с загнутыми краями, типа «полотенце». Вообще, у французов существуют десятки типов различных ваз – для дыни, арбуза, устриц, фруктов, хлеба. Возможно, для различных женских штучек - булавки, нитки, клубки пряжи. Всего того, что должно лежать горкой и не раскатываться по столу.

Впрочем, прекрасного фаянса тут достаточно, прямо глаза разбегаются.





В прошлый раз Евгений Александрович говорил нам, что его коллекция предметов бретонской культуры является самой крупной в Европе. Сейчас она стала намного больше. Такого уникального музея нет ни в самой Бретани, да и вообще где-либо. Надо сказать, мы были во многих различных музеях в Москве и в других городах. Очень редко можно видеть, чтобы всё было сделано так тщательно. Евгений Александрович обошелся без дизайнеров. Сам лично всё расставлял, не один раз переставлял, выверял до сантиметра всю расстановку. Всё здесь продумано до мелочей, виден труд человека, влюблённого в то, что он делает!
Когда мы ехали в галерею второй раз, то полагали, что нас уже сложно удивить. Но и в этот раз увиденное в галерее ошеломило нас. Фактически нам открылся огромный и своеобразный культурный пласт. Планы у Евгения Александровича грандиозные. В ближайшие месяцы планируется запуск собственного сайта галереи, где будет определен порядок её посещения. Полным ходом идет строительство гостевой зоны с кафе, где посетителей будут угощать бретонскими блюдами. Планируется, что внешне она будет иметь вид небольшого замка.
Открытие галереи близко, но ещё предстоит огромный фронт работ. Нужно подготовить уже существующую экспозицию к удобному и комфортному приему посетителей. Одновременно проводится практически научная работа по изучению экспонатов, их систематизации, работа по дополнению или изменению экспозиции. Безусловно, галерею ожидают новые поступления.
Пока же галерею Amour Breton посещают только по договоренности с владельцем, и всё здесь организовано по-домашнему. Нет ни витрин, ни смотрителей, ни табличек, а пояснения редким гостям дают сам владелец коллекции и его дочь Анна.
Хочется пожелать Евгению Александровичу, чтобы все его планы воплотились в жизнь.

Отредактировано автором: 10.02.19 17:16:17Сообщить модератору



Действительно ошеломляет! Буду ждать открытия.
Очень понравился стол с фигурами мужчин вместо ножек.
Очень необычно и интересно. Спасибо!
Как всегда, интересный и познавательный отзыв. Спасибо!
Xelen_a, благодарю за интерес к отзыву.
Цитата:

Очень понравился стол с фигурами мужчин вместо ножек.


В галерее много всего необычного. Удалось показать ее лишь по-крупному.
Luna_T, рад вниманию одного из любимых авторов.
Полагаю, скоро доступ в галерею упростится и можно будет лично с ней ознакомиться.
Воистину - Бытие определяет сознание.
Реальность - мебель из Икеи, пивас и "Камеди клаб" на мониторе.
А в окружении бретонской мебели, да под ароматный чай из кемперского фаянса, рука сама собой потянется к томику Пушкина.
Шикарная галерея. Супер!
Огромное спасибо!
Алла Барнаул, благодарю за интерес к отзыву!
andrey-69, благодарю за интерес к отзыву.
Цитата:

А в окружении бретонской мебели, да под ароматный чай из кемперского фаянса


Удалось посидеть на бретонской мебели. Правда, пили кофе из обычных чашек, но сахарница была из кемперского фаянса.
Интереснейшая галерея!
Цитата:

Удалось посидеть на бретонской мебели. Правда, пили кофе из обычных чашек, но сахарница была из кемперского фаянса.


Любопытно посидеть на таком стульчике...
Ирина Смирнова, рад вас слышать.
Цитата:

Интереснейшая галерея!


Без всякого сомнения!
" рука сама собой потянется к томику Пушкина"

Скорее всё таки к легендам о короле Артуре.

Коллекция конечно необыкновенная.
Но смотрю как выставлены ( надеюсь пока) эти сказочные экспонаты и сердце замирает - кажется что чья нибудь одежда заденет прекрасную вазу.
S.Elena, благодарю за интерес к отзыву.
Цитата:

Но смотрю как выставлены ( надеюсь пока) эти сказочные экспонаты и сердце замирает


Всё пока по-домашнему. Как будет дальше, не знаю.
Василий, я ведь уже читала этот Ваш рассказ раньше, еще тогда с интересом рассматривала посуду.
Мне показалось, подобное большое блюдо я видела на барахолке в Ницце. Оно сразу привлекло мое внимание и формой, и красками. Выделялось среди других.
Но подойти и прицениться постеснялась.
Цитата:

А в окружении бретонской мебели, да под ароматный чай из кемперского фаянса, рука сама собой потянется к томику Пушкина.

как-то нелогично :) скорее уж Мольера или Расина :))
А галерея симпатичная, посетил бы...
Спасибо за рассказ, Василий! Очень люблю бретонскую керамику, всегда привожу ее из Франции. Красив не только рисунок, но и сама форма посуды очень удобна. Не дадите координаты музея или я что-то пропустила в отзыве?
Цитата:

Василий, я ведь уже читала этот Ваш рассказ раньше, еще тогда с интересом рассматривала посуду


Ирина, вы читали другой мой рассказ, о посещении в 2017 году, когда был один корпус. Но галерея та же и посуда та же:)
Цитата:

подобное большое блюдо я видела на барахолке в Ницце.


В отличие от выставленных картин, фаянс тиражируем, так что это возможно.
Gart, благодарю за внимание к отзыву.
Цитата:

А галерея симпатичная, посетил бы...


Надеюсь, скоро появится ее сайт и посетить ее станет проще
ИК, благодарю за интерес к отзыву.
Цитата:

Не дадите координаты музея или я что-то пропустила в отзыве?


Истринский район Подмосковья.
Цитата:

В ближайшие месяцы планируется запуск собственного сайта галереи, где будет определен порядок её посещения.


Цитата:

Пока же галерею Amour Breton посещают только по договоренности с владельцем

Талантливо написанный рассказ об уникальном коллекционере 21-го века.
Несомненно, Евгений Александрович Плясов продолжает добрые традиции Третьяковых, Щукиных и Морозовых.
Пожелаем ему успеха и удачи в его благородной деятельности!
Цитата:

скоро появится ее сайт и посетить ее станет проще


Очень надеюсь и скорее бы, а пока что нашла несколько агентств, которые предлагают экскурсии в галерею по совсем негуманным ценам.
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Как я стала самостоятельным путешественником: мой рецепт бюджетной поездки в Европу
2Осенняя поездка в Европу. Часть 5 и заключительная. Вена.
3Самолетом и автобусом в Европу. Часть 2. Берлин.
4Как организовать самостоятельное путешествие в Европу или еще одна попытка алгоритмизации самтуризма
5Чудесное апрельское путешествие в Европу - Германия, Бельгия, Голландия, Австрия
6Италия, Италия... ты прекрасна! Краткий отчет о поездке в Европу в июне 2013 года
7Поездка в Европу с Интерс - Тур R2.9 Европейская мозаика
Отдых в России
Россия: отели
Отели Магнитогорска
Отели Марий Эл
Губкин
Гурзуф
Погода в России
Отдых для детей
Рейтинг отелей:
883.Лесной Городок пансионат 4
884.Правда (санаторий) 4
885.Березовая роща пансионат 4
886.Ивантеевка (дом отдыха) 4
887.Шахтер дом отдыха 4
888.Солстек санаторий 4
889.Русское Поле (санаторий) 4
лучшие отели России
Фото отелей:
582.Шепси пансионат, Россия [12]
583.Сафари, Россия [12]
584.Усадьба Кутлер, Россия [12]
585.Горный воздух ЛОК, Россия [12]
586.Ретро-тур, Россия. Остальное [12]
587.Сосновый Бор санаторий, Россия [12]
588.Екатерина, Россия [12]
Популярные отели:
99.Клязьма оздоровительный комплекс отзывы
100.Солнечный Park-Hotel & SPA отзывы
101.Ай-Даниль санаторий отзывы
102.Правда (санаторий) отзывы
103.Гранд Отель Поляна отзывы
104.Снегири дом отдыха отзывы
105.Русь санаторий отзывы
Отзывы по отелям:
981.Россия, У Эрмитажа мини-гостиница [2]
982.Россия, СПбвергаз [2]
983.Россия, им. Фрунзе санаторий [2]
984.Россия, Кривск пансионат [2]
985.Россия, Губерния [2]
986.Россия, Пушкинъ [2]
987.Россия, Веста мини-отель [2]