02.02.19 16:21:32
Гандия - путешествие в историю 
Время отдыха: январь 2019

Наша поездка в Гандию состоялась в период новогодних каникул, которые мы провели в Аликанте и Валенсии. Об остальных аспектах нашего путешествия можно прочитать здесь:
Часть 1 – Аликанте - https://www.otzyv.ru/read.php?id=211070
Поездка в Эльче из Аликанте - https://www.otzyv.ru/read.php?id=211093
Часть 2 – Валенсия - https://www.otzyv.ru/read.php?id=211181
Часть 3 – Валенсия (продолжение) - https://www.otzyv.ru/read.php?id=211260


Гандия – небольшой город в часе езды от Валенсии на пригородном поезде С1. Главное, ради чего стоит ехать в Гандию – это Palau Ducal (Герцогский дворец), он же Дворец Борджиа.

Выйдя из здания вокзала, идем по Avinguda del Marqués de Campo к зданию Старого Университета (сейчас Школа Пиа). Самые известные представители семейства Борджиа – здесь, в виде бронзовых скульптур на постаментах, это два папы Борджиа – Каликст III (Альфонсо де Борха) и Александр VI (Родриго Борха /Борджиа), дети Александра VI – Цезарь и Лукреция Борджиа, а так же покровитель города – Святой Франциск Борджиа, который также является и основателем Университета.


Правда, Университет в этом здании перестал функционировать ещё в 1777 году.
Историю семейства Борджиа хорошо изложил savl (Валенсиана 'испанский след' семьи Борджиа, или цветут ли апельсины в сентябре). Поэтому не буду повторяться, но ознакомиться перед поездкой очень советую – для лучшего «проникновению в тему». Вообще в интернете, да и в книгах, кино, изобразительном искусстве немало создано произведений на тему семейства Борджиа, причем, как правило, главными действующими лицами в них являются «отрицательные персонажи» - вышеупомянутые римские папы, Цезарь и Лукреция Борджиа (это внебрачные дети Александра VI). И увековечивание их на постаментах, да ещё перед учебным заведением – решение, на мой взгляд, довольно странное. Кстати, как предполагают специалисты, у Александра VI было не менее 10 внебрачных детей.

Идем дальше – к Коллегиате Св. Марии 14-16 вв. С историей возведения церкви можно ознакомиться в упомянутом мной выше рассказе savl-а. Автор был в Гандии в 2013 году, с тех пор кое-что изменилось. Статуя Марии Энрикес, герцогини Гандии, установлена сейчас не перед Коллегиатой, а перед монастырем Санта-Клара.
На наше счастье церковь оказалась открыта и пуста, что позволило её беспрепятственно осмотреть.



Во время Гражданской войны в Испании внутреннее убранство церкви было утрачено, сейчас заметно, что в боковых капеллах ретабло выполнены в одном стиле и выглядят как новенькие.



Боковым фасадом церковь выходит на площадь Plaça Major, судя по названию, это главная площадь города, здесь находится Мэрия, а перед ней – памятник Святому Франциску Борджиа – самому «положительному» представителю этого рода, канонизированный в 1571 году.
На постаменте памятника можно видеть герб города Гандия.


После этого логично было посетить Дворец Борджиа.
Далее курсивом выделена информация, приведенная на сайте дворца на испанском и английском языках

Дворец был построен, расширен и восстановлен в течение последних семи веков. Сегодня это один из наиболее значительных объектов наследия, которые семья Борджиа оставила на валенсийских землях, где они основали свою официальную резиденцию. Каждый из одиннадцати герцогов Гандии внес свой вклад в строительство здания в соответствии с художественным и архитектурным движением того времени, в котором он жил. Диапазон художественных стилей, которые можно увидеть сегодня во дворце, начинается от готики 14 и 15 веков, дополняется ренессансными включениями 16 века, барочными элементами 17-18 века и неоготическими конструкциями конца 19 - начала 20 века.
По предположениям специалистов, строительство дворца началось в 1323 году, когда Педро де Рибагорса получил во владение земли Гандии от своего отца, короля Хайме II. Чтобы построить свою резиденцию, принц Педро выбрал «Тоссал», самую высокую точку города, где во времена господства мавров был некрополь и сторожевая башня. Герцогский дворец был построен на их остатках. Позже, во времена средневековья, герцог Альфонс эль Велл (1355-1412) расширил дворец.
В те времена сооружение представляло собой укрепленный замок с оборонительными башнями. На его территории находились сад, ферма, кузница, ремесленные мастерские и цистерна.

Приобретение дворца семьей Борджиа стало началом расширения и реконструкции здания. Инициаторами перестройки были Педро Луис де Борджиа (сын Родриго Борджиа, папы Александра VI) и его супруга Мария Энрикес (она же - бабушка Фрэнсиса Борджиа).
Главный персонаж, с чьим именем связан Дворец Борджиа – это Святой Франциск Борджиа. Ещё в 1528 году, когда ему не было и 18 лет, он был отправлен отцом к королевскому двору. В 40-летнем возрасте после смерти своей жены, Франциск Борджиа оставил светскую жизнь и вступил в монашеский орден иезуитов (самоназвание - «Societas Jesu» (лат.) - «Общество Иисуса»), а в 1564 году стал его главой (генералом). Франциск Борджиа умер в 1572 году в Риме и там же был похоронен. Позже, благодаря давлению испанской знати, его останки были доставлены в Мадрид и похоронены в церкви иезуитов. Франциск Борджиа был беатифицирован в 1624 году папой Урбаном VIII и канонизирован в 1671 году папой Клементом X.
Когда последний, 11-й герцог Гандиа умер в 1740 году без преемников, герцогство было унаследовано рядом благородных семей, наиболее важной из которых была семья Осуна, которая покинула дворец после его опустошения. В течение почти 100 лет дворец был без присмотра, что спровоцировало разрушение здания до такой степени, что стоял вопрос о его сносе. Приобретение дворца Обществом Иисуса стало еще одной вехой в истории здания, это позволило избежать его исчезновения и осуществить реставрацию. Были переработаны: планировка лестницы во внутреннем дворе, комнаты Государства Сардиния и комнаты Карроза и Сентеллеса, перестройка окон, имитирующих единственное оригинальное готическое окно, оставшееся во дворце в Коронном зале. Также были проведены работы по восстановлению деревянного потолка и замене окон, обращенных на реку Серпис, другими - в неоготическом стиле, восстановлению облицовочных плиток и т. д. В период с 1895 по 1896 год были восстановлены личные покои Св. Франциска, в 1898 году – находящаяся рядом Капелла.

Снаружи здание выглядит совершенно неприметным, оно не имеет какой-либо отделки. Лишь над входной аркой можно видеть рельефный герб семьи Борджиа в окружении двух первобытных мужчин с очень длинными бородами, которых, увы, время не пощадило….


Входной билет во дворец стоит 6 евро, касса находится сразу после входа.
Сначала осматриваемся во внутреннем дворе, который носит название Оружейный. Монументальная лестница ведет на второй этаж, в Коронный зал. Над ней можно видеть единственное сохранившееся во дворце готическое окно.



Но сейчас для посетителей главная лестница закрыта, вход в здание – через дверь в дальнем правом углу двора. Поднимаемся на второй этаж, где располагаются основные парадные и жилые помещения. В первом же зале мы пересеклись с небольшой экскурсионной группой, а в дальнейшем ходили по дворцу вдвоем, никто нам не мешал, что нас очень радовало.
При входе в каждое помещение установлена табличка с кратким описанием на испанском и английском языке.

Первый зал называется Коронным – по многочисленным изображениям двойных корон на потолке. Значение двойной короны – это существование двух пап в семье Борджиа. Александр VI использовал это изображение как свой собственный символ, когда стал папой, а его дети использовали двойную корону как личный отличительный знак. В комнате на верхней части стены на латинице находится надпись «Спеши понять, что короноваться будет только тот, кто борется по закону».



На портрете Франциск Борджиа изображен в одежде рыцаря военного ордена Сантьяго.
Стены зала украшены восемью полотнами, написанными иезуитом Мартином Коронасом и представляющими различные важные сцены из жизни Франциска Борджиа.


В этом зале герцоги Гандии принимали вассалов, на которых великолепие зала должно было производить неизгладимое впечатление. Из окон, обращенных к заднему фасаду, в те времена можно было видеть богатые сады Гандии и вдалеке – море, тогда оно было немного ближе к дворцу. Сейчас вид из окон совершенно неинтересный.

С Коронным залом соседствует неоготическая Капелла, во времена Св. Франциска здесь был его кабинет, а в капеллу он был переделан Обществом Иисуса в конце 19 века. Потолок имитирует звездное небо, стены часовни украшают изображения святых. В алтаре сохранилось оригинальное распятие Св.Франциска



Спальня Св. Франциска оказалась на удивление аскетичной. В витрине представлена его посмертная маска.


Рядом находится личная молельня святого. Специалисты считают, что помещение сделано в форме гроба. Помещение было кардинально переделано при иезуитах в конце 19 века, но сохранились оригинальные настенные росписи, которые представляют пятнадцать тайн Розария и которые были написаны Филиппо де Сан Леокадио.



В открытой галерее, выходящей на Оружейный двор, на стене представлены фрагменты старинных плиток, самые старые из них были привезены из Севильи, впоследствии по их образцам изготовили новые – на этот раз в Манисесе. Здесь мы тоже видим изображение двойной короны.



Понять общее устройство дворца помогает деревянный макет


Спускаемся на первый этаж в комнату герцогини, предполагают, что именно в ней родился Св. Франциск.


Рядом находится большой красивый зал, называемый «Зал орлов». Свое название зал получил благодаря декоративному карнизу по всему периметру, карниз изготовлен из гипса и покрыт сусальным золотом.



Также этот зал отличается большим количеством зеркал, они расположены попарно на противоположных стенах, что создает интересные оптические эффекты. Мы попытались запечатлеть это на фото, но оказалось, что зеркала немного кривоваты и искажают изображение.


С залом орлов соседствует Зеленый зал, в котором представлены два образца рукописных документов, подписанных Франциском Броджиа.


Рядом находится столовая


Наконец, мы вступаем в анфиладу из пяти комнат, называемую Золотой галереей, представляющей идеальный результат смешения визуальных перспектив и золотых цветов ... Пять холстов, украшающих пять разных потолков, представляют собой настоящие драгоценности валенсийского барокко.
Строительство Золотой галереи превратило её в наиболее представительную часть дворца. Галерея была сооружена при герцоге Франциске Паскуаль де Борджиа, который отпраздновал канонизацию своего предшественника Франциска Борджиа, построив галерею на одной из террас вокруг Цистернового сада. Галерея состоит из пяти комнат, разделенных резными портиками и украшенных сусальным золотом.

Хотя сами комнаты небольшие, создается оптический эффект, который заставляет галерею казаться больше, чем она есть на самом деле. Потолок каждой комнаты декорирован художественным полотном, по сюжету которого комната имеет своё название. Хотя полотна всегда приписывались художнику Гаспару де ла Уэрта Мартинес, недавние исследования показывают, что художник Эстеве Ромагера мог являться автором полотен в первых двух комнатах.

Первое помещение - Комната геральдики Борджиа


На потолке мы видим большое изображение герба, вероятно, его каменный аналог размещен над аркой при входе во дворец. И двое первобытных мужчин с очень длинными бородами присутствуют здесь в целости и сохранности.
В первой части герба мы видим красного быка на зеленом поле. Это оригинальный герб Борджиа. Остальные части герба относятся к различным эмблемам родственных семей. Справа от быка - красные и золотые бриллианты представляют семью Centelles, пятая герцогиня Гандия Магдалена де Сентеллес вышла замуж за старшего сына Франциска Борджиа. Под быком горизонтальные полосы черного и золотого цвета представляют семью Омс, родственников папы Александра VI со стороны его бабушки по отцовской линии. Чуть ниже пять голубых накладок в виде креста в центре и красной вышивки с пятью башнями представляют Португалию, родину жены Франциска Борджиа, Леоноры де Кастро. В центре два замка над красным коронованном львом представляют семью Энрикес, из которой родом вторая герцогиня Гандии Мария Энрикес де Луна.

Орнаментальная комната
Она выполнена в традициях дворцовых помещений второй половины 17 века Италии и Франции. Растительный орнамент на потолочном холсте имеет сходство с коврами, изготовленными в Верхней Савойе (Франция).


Комната прославления Святого Франциска Борджиа


Гаспар де ла Уэрта придумал великолепную композицию, разделенную на несколько сцен, чтобы символизировать Апофеоз святого Франциска Борджиа. На потолочном холсте представлена канонизация Франциска Борджиа в 1571 году Папой Климентом Х.
К сожалению, нет фото потолка, но описание с сайта я приведу.

Холст можно разделить на два уровня: внизу - земная часть, верхняя часть - небесная. На земном шаре женская фигура в папской тиаре, держащая в руках несколько ключей, представляет католическую церковь в сопровождении других церковных служителей. Над облаками, служа прославлению семьи Борджиа, три богословских добродетели раскрывают небесную сторону картины. Слева направо мы видим Веру с чашей и медальоном с портретом Каликста III. Милосердие, увенчанное пламенем, несет медальон с портретом Александра VI. Надежду с якорем сопровождает красный бык, символ Борджиа. Из-за трех добродетелей группа святых смотрят на Франциска Борджиа, стоящего перед ними и одетого как иезуит, во время его восхождения на небеса. Святой Михаил обращается к Франциску Борджиа, позволяя ему стать новым покровителем Гандии. Мы также видим традиционные для эпохи барокко иконографические изображения Непорочного зачатия, Глории и Троицы.
Именно эта комната имеет наибольшее количество художественных произведений и наиболее оригинальна благодаря своей композиционной сложности. Потолочный холст расписан в подражание великолепным потолкам римских дворцов, выполненным такими художниками, как Пьетро да Кортона, Чиро Карло Ферри или Маратта. В то же время он напоминает большие фрески, выполненные Антонио Паломино в Валенсии в конце 17 века, такие как росписи свода церкви Святых Иоаннов и свода капеллы Virgen de los Desamparados.


Комната Святого Семейства
Здесь мы тоже не сделали фото потолка (если б знать заранее!...), только картину на стене и медальон портала.


На потолочном холсте – типичная валенсийская композиция, в которой присутствует Святое Семейство, родители Девы, Св.Иоаким и Св.Анна, на которых сверху взирает Бог-отец, под ним голубь, как Святой Дух, и завершающий троицу, младенец Иисус, являющийся связующим звеном между небесным и земным миром. Специалисты считают это произведение типичным для Гаспара де ла Уэрта, но выполненным под влиянием римской школы 17 века.

Комната Четырех стихий
В этой комнате мы видим керамический плиточный пол – один из шедевров барочной валенсийской керамики начала 18 века. Это представление четырех стихий, которые сформировали земной мир с классической древности - огонь, воздух, вода и земля. Изображение представлено в виде концентрических кругов вокруг Солнца.


Из комнаты Четырех стихий выходим на открытую террасу, которой открывается вид на внешний фасад Золотой галереи, украшенный красными и серыми цветочными узорами. Особое внимание было уделено ярким цветам, используемым для плиток, которые покрывают как крыши балконов - синий и белый, так и крышу всей галереи: чередующиеся синий, желтый, белый и зеленый.


Правда, крыша всей галереи с террасы не видна. Зато виден внизу так называемый Цистерновый сад – там была подземная цистерна. Также он известен как Бамбуковый сад.


Мы спустились и хотели выйти в Цистерновый сад, но нас не пустили.
На этом осмотр дворцовых помещений заканчивается. Ещё можно посмотреть выставку комиксов в одном из залов, а также выставку презепио. Всего четыре презепио – они установлены в затемнённом помещении в четырёх нишах, прекрасно выполненные, очень нам понравились.




В общем, во дворце Борджиа нам было интересно, лично для меня его посещение стало одним из ярких впечатлений нашего путешествия и сподвигло на более глубокое изучение темы.

Ещё один исторический объект Гандии - это госпиталь Sant Marc, который был основан в 14 веке герцогом Альфонсом эль Велл, он, как я писала выше, владел дворцом до Борджиа. Госпиталь был предназначен для лечения неимущих и странствующих и функционировал до 1973 года. В настоящее время в здании госпиталя располагается археологический музей, посещать его мы не планировали.


Также в здании госпиталя находится созданный несколько лет назад Музей Санта Клара. Здесь собрано большое количество произведений религиозного искусства 15-18 веков: картин, скульптур, ювелирных изделий, которые были пожертвованы в прошлом дворянами, герцогами и другими знатными людьми, в том числе потомками семьи Борха, такими как папа римский Александр VI и Святой Франциск Борджиа. Раньше всё это богатство хранилось в монастыре кларитинок Санта-Клара, который расположен неподалеку, на улице Carrer de les Carmelites.

Монастырь Санта-Клара основан в 1431 году Виоланте де Арагон, дочерью герцога Гандии Альфонсо де Арагон-эль-Вьехо. После смерти Виоланте де Арагон монастырь пришел в запустение и в течение нескольких лет оставался необитаем. Затем один небедный господин - Luis Vich y de Corbera – решил восстановить обитель, которая стала новым домом для десяти монахинь-кларитинок, которые покинули свой французский монастырь в городе Лезиньян-Корбьер.

Перед монастырем установлена статуя Марии Энрикес де Луна (1474 - 1539), герцогини Гандии и супруги Педро Луиса Борджиа, а затем, после его смерти в 1488 году, супруги его сводного брата Хуана Борджиа. Но в 1497 году и герцог Хуан де Борджиа был убит. Герцогиня Марии Энрикес стала регентом Гандии. Благодаря тому, что её двоюродным братом был Католический король Фердинанд Арагонский, Борджиа имели поддержку со стороны королевского двора.
Мария Энрикес была неординарной личностью - очень набожной и преданной своему мужу и детям, в то же время умной и предусмотрительной в финансовых вопросах, в отличие от своего мужа, которого многие считали бабником, игроком, пьяницей и некомпетентным генералом.


В 1530 году Мария Энрикес ушла в монастырь Св. Клары под именем «сестра Габриэла», была его настоятельницей, там и скончалась.
И после Марии Энрикес в этот монастырь уходили представительницы рода Борджиа, в том числе её дочь Изабель, которая также была настоятельницей в 1533-1548 годах.
Хотя монастырь был построен в 15 веке, выглядит он весьма современно, видимо, это результат глобальной реконструкции. Монастырь действующий, он закрыт для посещения туристами.
Церковь монастыря была открыта и мы зашли в неё. Интерьер церкви скромный, а ретабло, видимо, было создано тем же мастером, что и в Коллегиате Св. Марии.


На этом наша «экскурсия» по Гандии закончилась, не торопясь, уложились в полтора часа. В Валенсию вернулись также на пригородном поезде С1.

 Сообщить модератору



=ПВК=, ивам спасибо, что заглянули!
Готовлюсь к летней поездке в Валенсию. Прочитала с удовольствием Ваши рассказы.Кое- что записала . Только собралась покупать билет на самолёт, уже подобрала отель в центре , но теперь засомневалась. Может остановиться в Аликанте.
Виктоша, я вам советую побывать и в Аликанте, и в Валенсии, если вы туда едете впервые.
Расстояние между ними небольшое. Если вы планируете пляжный отдых - лучше выбирать жилье там, где хороший пляж.
А билеты на самолет мы выбираем по двум критериям - цена и удобное время рейса.
И пляжный отдых важен тоже. Но так хочется увидеть всего побольше, особенно когда смотришь фотографии savl-а.
Спасибо, буду думать.
Елена, спасибо! Какая, оказывается, Гандия интересная! Про Хативу я читала, даже думала не съездить ли туда из Валенсии. А вот Ваша Гандия ее затмила. Жаль только, что времени катастрофически не хватает.
Елена, очередное спасибо. Очень приятный небольшой городок.

Цитата:

И увековечивание их на постаментах, да ещё перед учебным заведением – решение, на мой взгляд, довольно странное.



Меня, помню очень удивило, что в Ферраре установлен памятник Савонароле. Ну, как же, ведь он там родился. А вот в Пизе, где родился Галилей, памятника ему нет.

Зло так притягательно!

С уважением
Елена, Вы мне "открываете" неизвестную для меня страну.
Особенно не стремилась в Испанию, была только в Мадриде. Многое почерпнула из Ваших рассказов.
Ирина, я рада, что заинтересовала вас.
Мы в Испании были уже четыре раза и хочется ещё. Она нас привлекает и в историческом, и в культурном плане, и нравится природа Испании.
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Хямеенлинна. Маленькое двухдневное путешествие в Scandic Aulanko - отель с историей
2Галисия. Крючок испанского Севера. Роль случая в истории путешествия.
3Путешествие в формате 90-60-90. Глава 3. Ботсвана и ЮАР
4Путешествие в Крым с Руатревел
5"Наше путешествие в Йошкар-Олу"
6Путешествие в Крым.
7Летнее путешествие в Карелию на машине. Часть 1. Дорога в Карелию
Отдых в Испании
Испания: отели
Отели Коста-Дорады
Отели Коста-Калиды
Пуэрто-дель-Росарио
Пуэрто-де-ла-Круз
Погода в Испании
Отдых с детьми
Рейтинг отелей:
652.Paraiso Floral 4+
653.Parque L'Americ APT 4+
654.Best Tenerife 4+
655.Benidorm Plaza 4+
656.Dalmatas 4+
657.Sidi San Juan 4+
658.Acapulco 4+
лучшие отели Испании
Фото отелей:
729.Gala, Испания [3]
730.IPV Beatriz Palace & Spa, Испания [3]
731.Hovima Panorama APT, Испания [3]
732.Monarque Fuengirola Park, Испания [3]
733.Playabonita, Испания [3]
734.America, Испания [3]
735.Hostal La Fontana, Испания [2]
Популярные отели:
351.Inturotel Cala Azul Park отзывы
352.Aparthotel Silver отзывы
353.Aparthotel Convencion Barajas отзывы
354.Aqua Hotel Montagut Suites отзывы
355.Laguna Park II APT отзывы
356.H10 Tenerife Playa отзывы
357.Rincon Andaluz отзывы
Отзывы по отелям:
281.Испания, Punta Negra [4]
282.Испания, HSM Reina Isabel [4]
283.Испания, Gran Palas [4]
284.Испания, Esmeralda Playa [4]
285.Испания, Olimar II [4]
286.Испания, Fiesta Oasis Paraiso [4]
287.Испания, PortAventura Hotel Gold River [4]