28.01.19 10:47:54
Немножко о восточной Франции... и не только. Часть I. ЛотарингияОценка: 5
Время отдыха: Сентябрь 2018 года

Немножко о восточной Франции... и не только. Часть I. Лотарингия.



Уже далёкой весной 2018 года солнце радовало глаза, впереди ожидался летний отпуск. Но был и еще один намеченный отпуск – в запасе неделя в конце сентября. Да и карманы уже жгли только что полученные паспорта с длинными греческими визами. Идей было много, финансов поменьше. Все точки над «i» были расставлены покупкой авиабилетов Люфтганзы из Москвы до Страсбурга через Франкфурт. Был разработан следующий маршрут: Лотарингия - Мец полтора дня с поездкой в Нанси; Люксембург и окрестности два дня; Эльзас – Кольмар и деревни Винной дороги 3 дня; Страсбург один день и последующее утреннее возвращение в Москву, опять-таки через Франкфурт. В целом маршрут был полностью выполнен с некоторыми нюансами. Как говорится, туроператор, то есть я, имеет право вносить в программу изменения.
Самолетно-автобусный переезд прошел штатно и приятно. В дороге постепенно приходило сознание того, что ты в отпуске. Практически ровно в 13.30, по расписанию, автобус Люфтганзы выгрузил нас на площадь у железнодорожного вокзала Страсбурга. Ну, здравствуй Заграница! До нашего TGV-шного поезда еще 3 с лишним часа.
Железнодорожный вокзал Страсбурга красивый, удобный, помпезный – яркий образчик имперских амбиций кайзеровской Германии, строительство которого, второго по счету, пришлось на то время, когда Эльзас и Лотарингия входили в состав Германской империи. Интересно выполнено современное купольное остекление предвокзального пространства. Здесь же подземная остановка нескольких трамвайных маршрутов.

Но как бы ни хорош был вокзал, но 3 часа на его изучение многовато. Каких либо планов на это транзитное время у меня не было, но погода стоит прекрасная, светит солнце, а до квартала «Маленькая Франция» минут десять неспешным шагом. Решено, идем в город, тем более багажа у нас – дорожная сумка через плечо и рюкзачок за спиной у супруги. Первые впечатления, как они важны! Удивительно чистые и опрятные привокзальная площадь и близлежащие кварталы, не каждый крупный европейский город может этим похвастаться. Правда некоторое мгновение было ощущение, может что-то перепутали и приехали вместо Страсбурга в Амстердам – количество припаркованных на площади велосипедов просто зашкаливало. Такого скопления этой техники во Франции мне ещё видеть не доводилось.
Маршрута у нас не было никакого, просто ходили и любовались красивыми домиками, прекрасными видами на каналы, шлюзованием прогулочных корабликов. Сначала пытался определить, ни этот ли известный «Дом дубильщиков» или ни этот ли «Дом задиры»? А потом плюнул на это, ноги сами выведут. Наверное, со стороны я выглядел как профессор Плейшнер из фильма «Семнадцать мгновений весны», когда он бродил по весеннему Берну с блаженной улыбкой на лице. В общем «АХ» получилось, даже несмотря на то, что это был разгар выходного дня с соответствующим количеством народа. Позже, когда остановимся уже непосредственно в Страсбурге, мы увидим этот квартал и каналы другими – и в ночном освещении и ранним утром при восходе солнца.

А сейчас посадка в поезд и мы мчимся на TGV в Лотарингию, в город Мец, где на две ночи нас ждет отель ibis Metz Centre Gare. Гостиница находится в паре кварталов от железнодорожного вокзала рядом со старой водонапорной башней и располагается в красивом здании постройки где-то конца XIX века. В номере чисто, уютно, тихо. Все что нужно для отдыха после марш-бросков по городу, благо его центр находится совсем недалеко. Заселение прошло успешно, нас здесь ждали. Пока не стемнело, идем осматривать город. В центр от гостиницы направились по улице Огюстен и через несколько десятков метров пересекли проспект Фош. Я бы в этом месте назвал этот проспект бульваром. Что-то очень знакомое. Не сговариваясь с женой, вслух произносим «вот те раз, ехали в Мец, а приехали в Париж». К тому же и в Париже тоже есть проспект Фоша. Фердинанд Фош, французский маршал, будучи главнокомандующим армиями Антанты во время I мировой войны внес большой вклад в победу союзных войск над кайзеровской Германией. Он успешно действовал во время французского наступления в Лотарингии в 1914 году. А потом стал одним из организаторов военной интервенции Антанты против Советской России. Проспект Фоша несколько кварталов идет параллельно железной дороге и, потом закругляясь, пересекает так называемый имперский квартал. О нем чуть позже, но в двух славах – это квартал, отстроенный немцами в начале XX века, когда Лотарингия была немецкой территорией. Вильгельм II, дабы показать мощь Германии, много строил в городах Эльзаса и Лотарингии, в том числе и в Меце. Ну а французский маршал Фош снова одолел немцев, на этот раз своим проспектом.

Собственно с этого перекрестка сходство с Парижем как началось, так и закончилось. Движемся дальше в сторону центральных исторических кварталов по улице Огюстен мимо симпатичной небольшой площади Сен Тьебо. Мец все больше и больше начинает походить на самого себя. Я стал называть его «желтым» городом, практически все здания построены из желтого известняка. На тротуарах стали появляться стрелочки-указатели из желтого металла (почти золотые), указывающие для путешественников направление к достопримечательностям, которые непременно должны быть им интересны. Такие стрелки указатели встречаются и в других городах Лотарингии и Эльзаса.

Постепенно выходим на большую вытянутую площадь Сент-Луи, в конце которой есть небольшой памятник этому святому. Вообще, некоторое время за памятник Святому Луи считали монумент другому королю - Людовику III, который присоединил к Франции часть Лотарингии. Чтобы истина восторжествовала и площадь оправдала свое название, в XIX веке и был установлен скромный памятник многострадальному королю Людовику IX Святому, возглавившему когда-то 2 крестовых похода. Эта площадь считается главной в Меце. Как и положено по периметру ресторанчики, сувенирные магазины. Когда-то площадь Сент-Луи была римским городом Диводурум. Потом, когда появились ростовщики и менялы и начали строить дома с арками на фундаменте римских стен, площадь стала называться дю Шанж (по-французски – обмен). Во второй половине XX века и аж до 2007 года при всеобщей автомобилизации, эта площадь представляла собой сплошную городскую автопарковку. А сегодня – красивая старинная площадь.

Субботний вечер, а народу не много, по сравнению с дневным Страсбургом практически никого. Как мне показалось, Мец не сильно избалован туристами – крупный региональный центр, город-трудяга. На улицах встречаются, в основном, местные горожане.
Делаем небольшой рывок от площади в сторону к небольшой улице Шевр, что бы посмотреть на церковь Нотр Дам. Заходили внутрь, красивые витражи, можно немного посидеть, передохнуть, но не более. Напротив, через дорогу, за забором во дворах небольшая капелла с тем же названием.

Возвращаемся к памятнику Святому Луи и движемся мимо железобетонного здания отеля Novotel по улице Ан Фурнирю к кафедральному собору Меца – собору Святого Стефана. Внутрь собора попасть так и не удалось, так что у нас «за кадром» остались и витражи Марка Шагала, и величественный неф, который считается третьим по высоте во Франции. Просто походили, побродили вокруг. Если площадь Сент-Луи – это торговый центр города, как и было всегда с XIV века, то Оружейная площадь, на которой находится собор Святого Стефана, это административный центр Меца, как гражданской, так и духовной власти. Соответственно и расположенные рядом здания пышут помпезностью. Собор же является на их фоне мощной доминантой. В целом в Меце мне было трудно определить, что же можно отнести к символу города. Пожалуй, кафедральный собор может носить это звание.

Наш путь лежит дальше к реке Мозель по улице Поля Торноу. По мосту Префектуры переходим на остров Пти-Сольси, разделяющий реку на 2 рукава.

Здесь сразу бросаются в глаза протестантская Новая церковь и здание оперного театра. Оперный театр Меца является одним из старейших и до сих пор действующий театр во Франции. Датой его основания считается 1752 год. В 1732 году легендарный французский полководец Шарль-Луи-Огюст Фуке, известный ещё как маршал де Бель-Иль, занялся перестройкой острова Пти-Сольси. До этого остров использовался как огромный дровяной склад и место проведения конных ярмарок. Фуке решил воздвигнуть для Меца новую современную площадь. Остров был осушен, построены набережные, а через реку были переброшены аж целых 4 моста. Строительство театра продолжалось 20 лет, до 1752 года. Маршал был доволен, построенное здание пришлось ему по вкусу. Пришлось по вкусу здание театра и революционерам во время Французской революции. Они так вдохновились его фасадом, что на открытом пространстве перед ним установили гильотину. Видимо для того, чтобы в последние мгновения жизни несчастные не думали о плохом, а созерцали на прекрасное творение рук человеческих. Ну и в 1858 году скульптор Шарль Петр, член художественного движения «Школа Меца», украсил фасад театра аллегорическими скульптурами, которые изображают Трагедию, Вдохновение, Лирическую Поэзию, Комедию и Музыку.
Новая церковь или церковь Тампль-Нёф была построена немцами в 1903 году под руководством архитектора Конрада Вана. И, как это иногда бывает, была воспринята горожанами как надругательство над обликом города, но сегодня стала одной из достопримечательностей Меца. За прообраз храма был взят Шпайерский собор, который был усыпальницей германо-римских императоров. На освящении церкви в 1904 году присутствовал аж сам кайзер Вильгельм II.

Ну а мы немного задержались на мосту, уж больно виды великолепные открываются. Да еще мосты красиво украшены цветами. К сожалению, прогнозы синоптиков постепенно начинают сбываться. Небо все больше и больше затягивается тучами, воздух постепенно начинает наполняться мокрой дождевой пылью.

Ускоряем наш темп. Еще немного «брождения» по улочкам старого города. Упираемся в громаду торгового центра Галерея Лафайет. Уже начинается настоящий дождь. Пора в гостиницу отдыхать после первых впечатлений и бессонной ночи перелета.
Утро следующего дня встретило нас пасмурной и сырой погодой, в воздухе висела водяная пыль. В планах на этот день была поездка во второй по величине город Лотарингии – Нанси и потом, после возвращения, продолжение знакомства с Мецем. Завернувшись в плащи, выдвинулись к вокзалу. По моему мнению, железнодорожный вокзал Меца по помпезности и красоте ничуть не уступает своему собрату в Страсбурге, а в какой-то степени даже и превосходит его. Построенный из гранита, он очень выделяется среди окружающих зданий и выглядит как замок. Так же как и в Страсбурге этот вокзал был построен немцами в 1908 году, а именно архитектором Юргеном Крёгером в начале прошлого века. Конечно же, Германия преследовала и военные цели, вокзал был спроектированный так, чтобы одну немецкую дивизию (а это 20 тыс. человек, да плюс лошади тогда еще были) и все необходимое вооружение можно было загрузить и разгрузить в течение суток. В 1975 года его официально утвердили историческим памятником. Внутри также очень помпезно и красиво. Стоит взглянуть, даже если железная дорога и не нужна.

Но нам железная дорога была нужна. Накануне взял бумажную книжечку-раскладку с расписанием поездов по направлению Мец-Нанси в информационном центре слева от центрального входа. Распираемый от гордости, взял в автомате билеты туда и обратно, и с чувством собственного достоинства пошли смотреть, с какой платформы отправляется нужный нам поезд. До отправления по книжному расписанию должно было оставаться минут десять. Электронное табло говорило иначе, ближайший поезд в Нанси будет только через полтора часа. Заглянул в информцентр за разъяснениями. Парень махнул рукой на мою (то есть ихнюю) книжку, типа, выкиньте её в помойку и смотрите туда, там правильно. И направил руку на электронное табло примерно так, как изображают товарища Ленина, указывающего мировому пролетариату, куда надо идти в светлое будущее. С такой ситуацией я потом еще и в Эльзасе столкнулся. Делать нечего, в запасе есть время, чтобы побродить в округе.
А побродить было где, от вокзала как раз и начинается тот самый кайзеровский Имперский квартал. В 1902 году Вильгельм II начинает амбициозный проект по переустройству Меца. Ему очень уж хотелось видеть этот город немецким и избавиться от старых построек. На их месте были построены жилые дома и административные здания.
Сама привокзальная площадь, носящая имя генерала Де Голля, заслуживает внимание. Напротив вокзала расположилось огромное здание Почты. Его строительство было начато в 1907 году по проекту все того же немецкого архитектора Юргена Крёгера, автора железнодорожного вокзала Метца, При строительстве здания использовался розовый песчаник, поэтому со стороны оно выглядит как кирпичное. Как почта сооружение заработало в 1911 году и до наших дней является центральным главпочтамтом Метца.

Мы же выдвигаемся от вокзала вдоль здания почты по улице Гамбеты на «бродилки». Воскресное утро, на улицах пустынно. Лишь встретился один дядечка, выгуливающий собачонку, да вдалеке промелькнула бежавшая трусцой мадам (или мадемуазель или фрау, уж не знаю как точнее). Через квартал пересекаем небольшую площадь генерала Манжена. Ему же там установлен небольшой памятник. И опять I-я мировая война и опять Россия. Под командованием генерала Манжена союзническая армия освободила Лотарингию от кайзеровских войск, а потом генерал в 1919 году возглавил французскую военную миссию при штабе Деникина в Таганроге.

Продолжаем наше неспешное шлёпание дальше по улице Гамбеты и еще через квартал она выводит нас на площадь Мондон с фонтаном и цветочными клумбами посредине. В эту же площадь упирается и проспект Фоша, а также примостился небольшой скверик с сохранившейся очередной башней. Это все, что осталось в этом месте от средневековой крепостной стены, защищавшей город. Эту стену как раз и снесли при строительстве Имперского квартала и на её месте был проложен проспект. Ну и еще одно интересное здание на площади Мондон - здание Торговой Палаты. Когда оно было построено, можно даже и не говорить.

Двигаемся дальше уже по проспекту Жофр. Он является как бы продолжением проспекта Фоша после площади Мондон и проложен так же на месте бывшей здесь когда-то крепостной стены. Проспект вывел нас к небольшому скверу Галлини, в начале которого расположилась небольшая арка, в интернетовских источниках её называют Змеиными воротами. Она была построена в 1852 году и даже пару раз выполняла функцию триумфальной. Первый раз в 1870 году, когда через нее заходили в город войска Бисмарка, оккупировавшие Лотарингию, второй раз - в 1918 году, когда через неё прошли войска союзных войск, освободив Мец. Рядом с аркой увидели небольшой памятник всем погибшим во время I-й мировой войны воинам.

В другом конце сквера Галлини расположилось еще одно здание времён немецкой оккупации – Губернаторский дворец. Сначала в нем размещалось командование германскими войсками, расквартированными в Меце после аннексии Лотарингии. После возвращения Метца в состав Франции в 1919 году, здание занял штаб французских войск в Лотарингии, а в 1922 году дворец становится резиденцией губернатора. Сегодня здесь размещается штаб-квартира командования северо-восточного военного округа Франции.
Мы двигаемся дальше в направлении центральной части по улице Неу, слева остается здание небольшой церкви, так называемой Капеллы Тамплиеров. Рыцари этого ордена появились в Меце в 1133 году, а саму капеллу возвели между 1180 и 1220 годами. Когда орден был полностью уничтожен в XIII веке, все имущество рыцарей перешло тевтонцам. В те времена все, что было создано тамплиерами, уничтожалось, но капелла уцелела. В дальнейшем от грозившего церкви сноса в середине XIX века её спас известный писатель Проспер Мериме, который был главой специальной комиссии по историческим памятникам. Он внес Капеллу Тамплиеров в список приоритетных объектов, благодаря чему это архитектурное сооружение практически полностью сохранилось до наших дней. С 1990 года капелла служит в качестве выставочного зала одновременно с расположенным рядом зданием Арсенала, которое было построено по указанию Наполеона III в 1964 году. Арсенал использовался по своему прямому назначению периодически то французскими, то немецкими войсками вплоть до освобождения Меца от гитлеровских войск. После это здание пустовало до 1961 года, пока командование не решило передать его городу. Гражданские власти тоже долго не могли найти ему применения, и только в 1978 году было принято решение о его перестройке в концертный зал. Кстати выступал в этом зале и Мстислав Ростропович.

Здание Арсенала уже выходит своим крылом на огромную площадь Республики. Чего-то особенного мы там в этот день не обнаружили. Всю левую часть площади занимает длиннющий искусственный водопад, закрывающий собой банальные вентиляционные решетки подземной автопарковки. А сверху автостоянки расположился большой парк с одноименным названием. В дальней части площади уже возвышалось здание торгового центра Лафайет, мимо которого мы уже пробегали вчера. А на ближайшую к нам сторону площади выходят помпезные здания военного ведомства с некоей необычной композицией, изображающих мчащихся лошадей. Что-то напомнило гоголевскую тройку. «Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить…» Наверное, некоторые французы тоже любят быструю езду.

Нам поря возвращаться к вокзалу. В этот раз сюрпризов с поездом не было. Ехать из Меца до Нанси около 40 минут. Почти всю дорогу слева по ходу движения нас сопровождала река Мозель. Да и названия станций в городках по пути постоянно об этом напоминали – Арс у Мозеля, Корни у Мозеля, Новеан у Мозеля, Паньи у Мозеля. Погода стала налаживаться, на душе становилось веселее. Когда поезд прибыл в Нанси и мы с женой вышли на привокзальную площадь, даже стало проглядывать солнце.
Площадь у вокзала чем-то напоминала свою тезку в городе Амьен. Вокруг железобетон и бросающееся в глаза высокое бетонно-стеклянное офисное здание. Да и сам вокзал совсем не большой. Задерживаться здесь мы не стали и сразу двинулись в центр города по прямой, как стрела улице, названной в честь великого французского математика и философа Жюля Анри Пуанкаре, уроженца города Нанси. На этой же улице целый квартал занимает внушительный комплекс зданий лицея, также носящее имя великого математика.

В дали уже виднеются позолоченные решетки на площади Станислава, главной достопримечательности Нанси. Туда мы и направляемся. Чего либо особенного нам по дороге не встретилось - прямые, пересекающиеся под прямым углом улицы, никаких тебе средневековых кривых улочек.
Выходим на площадь. Перед нами «людовиковская» Франция. Чем-то напомнило площадь перед Версальским дворцом. И не мудрено. Станислав Лещинский, король польский, великий князь литовский, герцог Лотарингии, захотел выпендриться и построить площадь в честь своего именитого тестя - французского короля Людовика XV. Многие ее сооружения спонсировал лично Станислав Лещинский. Территория была выбрана только на третий раз, так как в первом случае место не одобрили военные, а во втором - хотели ради нее снести старую рыночную площадь, но в дело решительно вмешались торговцы. Тогда выбрали никому не нужный пустырь, чтобы, так сказать, угодить всем слоям общества. К работам приступили в 1752 году, а через три года объект уже был готов. Выпендрёж получился.

Все четыре угла площади Станислава украшает очень красивая черная кованая решетка с позолоченными гербами и всякими там эмблемами - Королевская изгородь. В двух углах к изгороди «прикреплены» фонтаны работы скульптора Бартелеми Гюбаля, посвященные богу морей и водных потоков – Нептуну и его супруге, богине морской Амфитрите.

На площадь по периметру своими фасадами выходят симпатичные здания городской Ратуши, Национального оперного театра (бывший Епископский дворец) и музея Изящных Искусств, в который мы так и не пошли, уж больно погода распогодилась.
В центре площади, как и положено, в 1820 году установлен памятник самому Станиславу Лещинскому. Правда до него на этом постаменте красовался Наполеон Бонапарт, до него стояла скульптура, олицетворяющая Победу Великой Французской революции, а еще раньше, во времена Лещинского, изначально была установлена некая аллегорическая скульптура, символизирующая короля и его власть. Как знать, кого или что еще ожидает этот постамент. Во время нашего визита Станислав Лещинский был облеплен всякими японскими икебанами, которые не то разбирали, не то еще только монтировали. Так что подойти к памятнику было несколько проблематично. Ну и в завершении о площади Станислава, аж до 1980-го года, так же, как и в Меце, здесь была банальная парковка. При реконструкции, площадь для транспорта перекрыли, замостили светлым булыжником и включили в список Всемирного наследия под охраной ЮНЕСКО. Так что теперь только ножками.
Ножками мы и двинулись дальше на наши «бродилки» по городу. От стороны, противоположной Ратуше, начинается коротенькая улица Эре с сувенирными магазинчиками по сторонам, в конце которой помпезно торчит Арка Эре. Она была построена в честь короля Людовика XV и Ахенского мира, заключенного в 1748 году Англией, Нидерландами и Австрией по окончании войны за австрийское наследство. Об этом свидетельствуют мраморные таблички на ней. Так как арка была построена по указанию Лещинского в честь своего монаршего родственника, породнившись с которым, он стал впоследствии дедушкой французских правителей, то само собой её украсили модные в те времена аллегорические фигуры древнегреческих богов, среди которых музицирующий Аполлон, символизирующий фигуру Людовика XV.

За Аркой Эре через небольшую дорогу начинается следующая вытянутая площадь Арены (по-французски звучит несколько комично - Плас-де-ла-Карьер), так же построенная во времена Лещинского. Когда-то здесь проходили рыцарские турниры. Ну а вездесущие интернетовские языки зубоскалют, что якобы старожилы рассказывают, что якобы некоторые счастливчики даже находили зубы, якобы выбитые в ожесточенных поединках сотни лет назад. Поверим на слово. А мне эта площадь (даже больше как широкий бульвар) показалась ну один в один, как проспект Обсерватуар в Париже, начинающийся от Люксембургского сада и заканчивающийся известным фонтаном Обсерватуар. Чувствуется, что Станислав Лещинский очень уж хотел в своей вотчине создать кусочек Парижа.

Упирается же Карьерная площадь (извините площадь Арены) еще одной небольшой площадью времен все того же Лещинского - площадью Альянса, на которой расположился дворец Правительства, в котором раньше восседал губернатор Лотарингии.

От дворца Правительства повернули налево и вышли еще на одну площадь Сент-Эпвр, уже к Лещинскому не имеющую никакого отношения. На площади установлен конный памятник некоему Рене II Лотарингскому, который в XV веке не позволил Бургундии захватить тогда образовывающуюся Лотарингию. Наверное, хорошим он был военачальником. Да и мужиком был то же ничего, оставил после себя аж 12 наследников, которые, впоследствии, образовали различные именитые династии.
Заглянули посмотреть и передохнуть в выходящую на эту же площадь Базилику Святого Апра (Сент-Эпвер). Некий Герцог Тьерри II Лотарингский (а также Храбрый), очередной правитель лотарингских земель, установил в 1080 году на этом месте приходскую церковь. В XV веке здание было полностью перестроено в готическом стиле. В те времена церковь находилась на высшей точке средневекового Нанси и его башня высотой 87 метров служила в качестве охранной. Несколько витражей подарил собору Наполеон III и императрица Евгения. Церковь была разрушена в 1863 году, а в 1874 году восстановлена в её современном виде. Внутри очень красиво, нефы церкви обставлены венской мебелью. Стоит заглянуть.

А мы дальше направили наши ступни к Цитадели по неширокой улице, носящей, тем не менее, мощное название Гранд Рио. Справа и слева вдоль улицы расположились различного рода едальни и магазинчики. На этой же улице расположилось весьма красивое здание Герцогского дворца, который был построен в 1502 году. Этот дворец герцог Станислав Лещинский превратил потом в свою резиденцию. А где-то в середине, в примыкающем переулке, во всю шумела воскресная ярмарка. В животе грозно заурчало, не удержались и прикупили фермерской буженины и несколько различных сортов твердого сыра.

Не спеша вышли к старинным воротам Порт-де-ла-Краф, единственному, что осталось в этой части от средневековых городских укреплений Нанси. Слева от ворот расположилось помпезное здание колледжа с тем же названием Крафф.
Ворота Порт-де-ла-Краф – единственный вход в средневековый в Нанси с севера, были построены в XIV веке после расширения территории города. В 1463 году были построены две мощные круглые башни ворот, с конусообразными крышами. А потом дважды были реконструированы – в XVII и в XIX веках. В Средние века ворота представляли серьезное фортификационное сооружение. В течение некоторого времени ворота Порт-де-ла-Краф служили так же и городской тюрьмой.

Название ворот появилось в XV веке, но его значение до сих пор не разгадано. По одной из версий название могло быть связано со старым французским словом «escraffe» или «grafe», что означает «раковина», так как изображения раковин когда-то украшали эти ворота. Заходим в арку ворот и проходим по внутреннему проходу сквозь старинное здание музыкальной школы. По еще одной из версий происхождения названия ворот Порт-де-ла-Крафт - рядом было место сбора утиля, которое по-французски тоже имело схожее обозначение. Мне эта версия больше понравилась, потому что, пройдя ворота и с другой стороны выйдя на коротенькую кривую улицу Цитадель, попали на необычную уличную выставку. Из старых кастрюль, чайников, автомобильных глушителей и прочей всякой металлической дребедени, которую можно обозначить как раз единым словом – утиль, демонстрировались различные «художественные» экспонаты. Каких только «пепелацев» там не было. Между этими «произведениями искусств» прохаживались взрослые дяди и тети, чинно цокали языками и в великой оценивающей задумчивости благосклонно кивали головами. Авторы же сиих экспонатов сидели рядом на раскладных стульях и с гордостью пытались пояснить части почтенной публике, что означает их тот или иной металлический Буратино. При этом у некоторых экспонатов красовались бумажки с ценниками, как правило, заканчивающимися минимум 3-мя нулями.

В общем, эта выставка нас повеселила и в приподнятом настроении в конце улицы Цитадель прошлись еще через одни старинные ворота – ворота Цитадель, которые были построены по приказу Kapлa III.

За воротами Цитадель уже начиналась более современная часть Нанси. Поэтому, сделав несколько дежурных снимков, по параллельным улочкам направились в обратную сторону к площади Станислава. Основную часть обратного к площади пути проделали через парк Ла Пепиньер. Парк красивый, ухоженный. Первые деревья здесь посажены были в 1765 году, а в 1835 он стал собственностью города. В центральной части зашли в великолепный розарий.

На улице совсем распогодилось, и лучик осеннего солнца указал нам на скамейку, что бы присесть и отдохнуть. В запасе у нас был хлеб, пакет молодого белого вина и купленные буженина и сыр. Перекус прошел «на ура» и мы двинулись по парку дальше на выход. Прямо из парка очутились на площади Станислава в углу, противоположному по диагонали входу со стороны железнодорожного вокзала. Здесь уже особенно не задерживались и направились дальше по улице Мориса Бара, которая упирается в кафедральный собор Нанси Notre Dame de L’Annonciation на центральной улице Сен-Жорж. Его строительство началось в 1703 году, во время правления герцога Леопольда, и было продолжено при короле Станиславе. Во время Французской революции его почему-то не тронули революционеры, и даже наоборот, в него сносили все основные реликвии из других церквей города. Самая известная скульптура в соборе, это Дева Мария c Христом, которую в 1669 году, вдохновившись работами Бернини, сделал скульптор Цезарь Багарт.

Не могу сказать, что собор чем-то поразил особенным. После посещение нескольких католических церквей, выполненных в готическом стиле в голове начинается каша и они становятся похожими один на другой. Так же и в этом случае. Поэтому надолго мы там не задержались и по относительно широкой улице Сен-Жорж направились в противоположную от железнодорожного вокзала сторону к реке Мёрт. Через пару кварталов встретили еще одни симпатичные средневековые городские ворота Святого Георгия (ворота Сен-Жорж). Они были построены в начале XVII века на востоке города. В XIX веке их чуть было не снесли при прокладке трамвайных путей. Но за них вступился известный в Нанси стекольный мастер Эмиль Галле и Виктор Гюго. Так что трамвайные пути проложили по соседней улице и ворота устояли.

Пройдя ворота Святого Георгия, прошли еще дальше по проспекту с непонятным нам названием XX Кор, как бы продолжающую улицу Сен-Жорж. Просто полюбовались протоками реки Мёрт и решили возвращаться на вокзал.

Чуть выше я уже упомянул про городской трамвай. На нём и решили вернуться к вокзалу. Вот только трамваем этот транспорт ни как не назовёшь. Это скорее нечто среднее между троллейбусом и трамваем. Контактные провода как у троллейбуса, ходовая часть как у троллейбуса, а от трамвая ему достался единственный рельс, проходящий по центру движения и служащий в качестве направляющей. Да и внутри грохочет на стыках, как полноценный трамвай. Вот такой симбиоз, на котором надо было обязательно прокатиться.
На этом наше знакомство с городом Нанси закончилось. Погуляли мы по нему неспешным шагом где-то часов 6 и в около пяти вечера вернулись в Мец. Прошли от железнодорожного вокзала мимо местного филиала Центра Жоржа Помпиду, который был открыт совсем недавно, в 2010 году. Интересно выглядит его крыша, изогнутая волнами. Она символизирует головной убор из соломы, который носят все китайские женщины, при этом архитектор здания - японец Сигеру Бан. На такую идею его подтолкнула найденная на блошином рынке в Париже старая китайская крестьянская шляпа и, возможно, эта идея и принесла ему победу на конкурсе.

На выставку идти не захотелось. Прекрасно запомнился парижский центр Помпиду, а многие течения в современном искусстве мы с женой просто не понимаем и не воспринимаем. Так что, пока ещё остались силы решили продолжить знакомство с Мецем. Но… погода прямо на глазах начала портиться. Единственное, что успели сделать, это всё-таки прогуляться по проспекту Фош, о котором уже несколько раз упоминал. Красивые здания и виллы, созданные в начале XX века. Архитекторы явно соревновались в своих возможностях, и, в результате, появилась очень красивая улица.

В гостиницу бежали уже под проливным дождём, хорошо, что она была рядом. На этом наше знакомство с Лотарингией собственно и закончилось. Не могу сказать, что этот регион как-то особенно поразил меня, да и знакомство с Мецем как-то было скомкано из-за погоды. Конечно, я ещё далеко не всю Францию объездил, но есть с чем сравнить. Но тем не менее ни капли не жалею, что включил посещение Лотарингии в эту поездку. И города Мец и Нанси заняли достойное место в нашей семейной копилке путешествий.
Ну а мы на следующее утро вскочили на проходящий TGV-шный поезд и, где-то через полчаса, уже стояли на привокзальной площади города Люксембург. Но это уже следующая история.

Отредактировано автором: 28.01.19 15:30:33Сообщить модератору



Александр Бобр, спасибо вам за рассказ! Понравились Мец и Нанси вашими глазами. Жаль, что погода мальца подкачала. Сам в этих краях ещё не был. Задумался...
О.Е.А., спасибо. Если задумались, то может мысль и созреет. Я вот тоже несколько лет назад задумался, а потом и маршрут выстроился.
Спасибо за рассказ. В Метце не была, теперь уж и не знаю, стоит ли специально ехать. По Нанси гуляли по схожему с вами маршруту. Площадь Лещинского хороша. А больше как-то ничего и не впечатлило. В целом нам город показался каким-то безжизненным, скучным. Планировали весь день в Нанси провести, но к обеду вернулись в Страсбург. Просто нечем было заняться: музеи и все магазины закрыты, людей нет. Были там 14 июля. Сначала подумали, может просто не повезло, выходной, жители по домам сидят, потому город кажется пустым. Но ровно через год 14 июля оказались в бретонском Ване. Так там жизнь просто кипела. Совсем другая атмосфера.
Мы уже много где во Франции побывали. Нанси по интересности у нас в самом конце списка пока.
Руэла, спасибо. В целом на Нанси нам тоже пол-дня хватило. Вполне достаточно, что бы познакомиться с городом. Конечно же, специально ехать несколько часов что в Нанси, что в Мец например из Парижа, я бы не стал. А вот когда они очень хорошо в марщрут вписываются, то можно и заглянуть. А в Нанси по поводу народа, для меня была как раз золотая середина. Не было толп, но и было на кого посмотреть и себя показать, хотя и было воскресенье.
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Немножко о восточной Франции... и не только. Часть III. Городки винной дороги Эльзаса
2Немножко о восточной Франции... и не только. Часть II. Кольмар
3Немножко о городе Люксембург... и не только. Часть I. Город
4Немножко о городе Люксембург... и не только. Часть II. Страна
5Немножко о Халхидиках... и не только. Часть I
6Немножко о Петербурге... и не только. Часть I
7Немножко о Петербурге... и не только. Часть II
Франция
Отели Франции
Отели Ренна
Отели Рокбрюн-Кап-Мартен
Земли Луары
Пейзе-Валландри
Погода во Франции
Отдых дети
Рейтинг отелей:
309.Novotel Paris Pont de Sevres 4+
310.Maeva 4+
311.Minerve 4+
312.Hameau Du Glacier / Refuge Du Montagnard 4+
313.Nouvel 4+
314.Novotel Paris Porte d'Italie 4+
315.L`Ecrin des Neige 4+
лучшие отели Франции
Фото отелей:
71.Imperial, Франция [11]
72.Palm Opera, Франция [11]
73.Cap d'Esterel, Франция [11]
74.Fontaines du Luxembourg, Франция [11]
75.Sofitel Lyon Bellecour, Франция [11]
76.Mercure Angouleme, Франция [11]
77.Chambres d'hotes Villa l'esperance, Франция [11]
Популярные отели:
8.Royal Mansart отзывы
9.Opera Lafayette отзывы
10.Blanche отзывы
11.Mondial отзывы
12.Europe-Liege отзывы
13.Imperial отзывы
14.Cronstadt отзывы
Отзывы по отелям:
50.Франция, All Seasons Nice Vieux Port [3]
51.Франция, Nice Excelsior [3]
52.Франция, Mercure Nice Promenade des Anglais [3]
53.Франция, Nice Fleurs [3]
54.Франция, Palais de la Mediterranee [3]
55.Франция, Corona Rodier [3]
56.Франция, Saint-James & Albany Hotel-Spa [3]