23.01.19 14:31:15
Музей истории Ярославского шинного завода (Ярославль, 20.01.2019)Оценка: 5
Время отдыха: 20.01.2019

Музей истории Ярославского шинного завода
(Ярославль, 20.01.2019)



Адрес: г. Ярославль, ул. Советская, д. 81, тел.: (4852) 79-16-09, группа в Facebook: https://www.facebook.com/yashzmuseum. Посещение – бесплатно, строго по предварительной договоренности.
 
Музеи при предприятиях – отличная традиция. В рамках занятий на курсах экскурсоводов я впервые посетила необычную экспозицию – музей истории Ярославского шинного завода. Открытие музея состоялось 30 октября 2002 года в честь с 70-летия ЯШЗ.

Экспозиция располагается в небольшом уютном здании, бывшем штабе революции, о котором сегодня напоминает любопытная фреска-картинка, которую в ходе реконструкции обнаружили под слоем штукатурки. Называется она по-советски пафосно «Час мировой революции» и изображает Ленина с рабочими, подтягивающими стрелки часов к заветной цифре «12».

В музее всего 2 зала и небольшой холл. С него и начинается наше знакомство с музеем, а рассказывает о его нелегкой и богатой истории заведующая О.М. Кокорнова, очень увлеченный и заинтересованный человек.

Ярославский шинный завод – одно из старейших ярославских предприятий, свою деятельность он начал в далеком 1932 году, когда всю страну объяла лихорадка индустриализации.

Место для первого в СССР завода по производству шин выбирали долго, в результате остановившись на Полушкиной роще – излюбленном месте отдыха горожан. К сожалению, развитие промышленности в то время считалось важнее вопросов экологии (у нас в городе, например, некоторые предприятия находились и до сих пор находятся практически в центральной части Ярославля). Рощу снесли (спасибо, хоть название оставили), усадьбы разгромили.

Завод строили преимущественно сельские жители, из транспорта имелись всего лишь 4 грузовые машины, тяжелую технику заменяли лошади. Примерное представление о грандиозной стройке можно получить, рассматривая большую яркую картину московской художницы в духе советских плакатов.

У меня же лично в голове все равно не укладывается: как, ну как можно было чуть ли не голыми руками, в лаптях построить такой огромный комплекс?! Тем не менее, к 15-летию революции  в ночь с 6 на 7 ноября была выпущена первая автомобильная шина, а ЯШЗ стал первым по мощности заводом такого профиля в Европе, четвертым – в мире и первым – в СССР.

Также нам рассказали об истории развития шинного производства, о заграничных заводах «Дэнлоп», «Мишлен» (к своему стыду последнее название я ассоциировала только с ресторанными звездами), о санкт-петербургском заводе «Треугольник», производившим блестящие калоши с красной подкладкой («в стиле лабутенов», как пошутила хозяйка музея) и красивые резиновые ботики.

А для истории Ярославского шинного завода был выбран эпиграф из гоголевских «Мертвых душ», иллюстрированный старинным колесом, установленным на раритетном шкафчике с секретом, который, кстати, вывезли из разоренной усадьбы ярославского табачного короля купца Дунаева в Полушкиной роще.


Основной зал музея знакомит нас с многолетней историей ЯШЗ.

Для меня, как человека очень далекого от конструкторских аспектов машиностроения (хотя я и проработала несколько лет на двух заводах), стало открытием, что оказывается, в основе шин заложена корда – прочная металлическая нить. Ее, кстати, можно рассмотреть на представленных образцах резины.

И это объясняет красивое название АО «Кордиант», в состав которого сегодня входит Ярославский шинный завод. А еще именно в нашем городе впервые начали производить синтетический каучук – сырье для производства шин. Оказывается, во многих вещах наш город первый, даже гордость взяла!

А на любопытном сувенире – часиках в обрамлении шины проставлены заветные буковки «СК», жаль, что сегодня завод синтетического каучука уже не работает.  

Вообще, этот удивительный музей рассказывает не только и не столько о шинном производстве. В экспозиции представлена вся нелегкая жизнь времен Советского союза, и производственные достижения, трудности, победы тесно переплетены с людскими судьбами.

Ведь за всеми многочисленными фотографиями, документами, грамотами и благодарностями, орденами, удостоверениями и трудовыми книжками стоит отдельная человеческая жизнь.

Интересно рассматривать лица на черно-белых фотографиях. Все-таки, музеи – замечательная вещь, бережный хранитель памяти. Наверное, многих из этих людей уже нет в живых, а вот всматриваешься в их глаза, улыбки и чувствуешь, что они словно оживают, с благодарностью за воспоминания смотрят на нас в ответ.

Строго глядит с большого портрета усатый Серго Орджоникидзе – столичный куратор масштабного ярославского строительства. Его имя носил пионерский лагерь при ЯШЗ.

Вообще, в лучшие времена социальная сфера завода была отлично развита: многочисленные детские садики, дома отдыха и здравницы, в том числе в Крыму и на Кавказе, фабрика-кухня (я еще застала ее изумительные пирожные), ДК «Гигант» (ныне – Дворец молодежи), стадион «Шинник», футбольная команда.

А начиналось все, как я уже упоминала, с пустыря на месте вырубленной рощи. И рабочие в лаптях, с деревянными тачками (на экспозиции, правда, представлена реконструкция, лишь один лапоток нашли закатанным в бетон при реставрации помещения) построили краснокирпичные цеха.

Немного грустно, что от того, первоначального производства ничего не осталось. В разные годы строили новые помещения, более современные. А те, краснокирпичные, построенные на века, сейчас стоят пустыми заброшенками-призраками, без оборудования. Но и снести их не могут – не потому, что имеют какую-то особую ценность, а просто это очень трудоемко, строили так, что и бомбежку бы здания выдержали, умели же раньше люди работать!

Довоенное время с его репрессиями не минуло и ЯШЗ. Сколько сменилось руководителей – тогда снимали не просто с поста, обычно, дело заканчивалось расстрелом или в лучшем случае лагерями. Под «раздачу» попали не только директора, но и партийные работники, начальники цехов, инженеры. Не можешь, не получается – под суд, разговор короткий. Жутко смотреть на красивенький шкафчик, под табличкой над которым «Секретная часть» хранятся страшные документы. Так, в результате массовых репрессий на предприятиях ЯРАК (Ярославский резино-асбестовый комбинат, в состав которого некоторое время входил ЯШЗ) было расстреляно 60 человек.

И все же, жизнь простых рабочих текла своим чередом, где на смену трудовым тяжелым будням приходили редкие радости. Так, в экспозиции представлены незамысловатые вещицы быта заводчан: старенький патефон, фотоаппарат, самовар.

А меня заинтересовала печатная машинка – я ведь заканчивала училище как раз от Ярославского шинного завода (тогда оно еще относилось к предприятию), 3 года на машинистку училась.

Отдельная тема – военная. В начале Великой Отечественной войны завод обладал единственным в СССР функционирующим производством шин для авиации, артиллерии, танков, автотранспорта. На предприятии работали преимущественно женщины — более 60 % от общего числа рабочих, учитывая, что производство это очень тяжелое, трудоемкое, вредное, сложно представить, как хрупкие труженицы тыла справлялись с непосильной задачей. Но справлялись – все для фронта, все для победы!
 
В июне 1943 года в результате налета немецкой авиации завод был полностью разрушен, но уже в конце сентября последствия бомбардировки были ликвидированы, производство восстановлено. Трогательно звучит рассказ заведующей о вывеске-плакате, сделанной рабочими: «Восстановим свой любимый завод!». И как отчетливо понимаешь в этот момент, что это не просто красивые слова, люди действительно горячо любили и свою работу, и предприятие, работая не только ради больших денег и высоких постов.

Солдатские письма-уголки, потемневшие от времени каска, лопатка, фонари.

Фотографии работников ЯШЗ – героев Великой Отечественной войны, имена которых носят улицы города.

А еще шины. Одна – автомобильная, найдена при раскопках на полях сражений под Новгородом, вторая – от сбитого самолета. Когда их нашли и увидели клеймо ЯШЗ, тут же поспешили передать музею.

Интересен уголок руководителя с массивным столом под зеленым сукном и с обязательным черным телефоном. Над ним – портрет легендарного директора ЯШЗ (с 1955 г. по 1976 г.) В.П. Чеснокова, Героя Социалистического труда. Кстати, именно по его инициативе на базе ЯШЗ была создана футбольная команда «Шинник».

Впрочем, с Ярославский шинным заводом связаны имена и других известных людей. Например, некоторое время на заводе трудилась Валентина Терешкова, первая женщина-космонавт. А еще сюда приезжал Хрущев, и только на ЯШЗ отыскалась подобающая его статусу пафосная автомашина «Чайка», на которой его и возили по Ярославлю.

Советскую тематику поддерживают многочисленные алые знамена и кубки – символы соцсоревнований.

Центральное место в зале занимает подпирающая потолок стела, увешанная различными шинами, которые в разное время выпускал Ярославский шинный завод.

Оказывается, были даже шины со съемными протекторами. И рисунки на шинах тоже были разные.

Кстати, до начала двухтысячных годов ЯШЗ был единственным в России заводом, где проектировали и выпускали шины для самолетов (сейчас только проектируют). Теперь я, как человек, использующий в путешествиях, в том числе, и самолеты, могу быть спокойной: с ярославскими шинами посадка точно будет мягкой!

Сегодня на заводе выпускают 3 вида шин: для легковых машин и большегрузов. Говорят, что качество отменное!


Мы проходим во второй зал, полностью посвященный современности и АО «Кордиант».

Здесь на ярких, уже цветных фотографиях показаны сегодняшние трудовые будни: переоборудованные цеха (их 5), фантастическая техника, полностью переоснащенное производство.

Каталоги и плакаты не хуже советских агиток рекламируют продукцию АО «Кордиант», а новенькие шины приятно темнеют резиновыми боками.

Здесь же можно увидеть благодарности, кубки, подарки от коллег, в том числе зарубежных (мне очень понравилась прелестная кукла, подаренная китайскими практикантами).

А под одним из стендов притаился медведь – не только символ Ярославля, но и некоторое время назад – символ ЯШЗ, под торговой маркой «Медведь» когда-то выходила заводская продукция.


Экскурсия оказалась чрезвычайно интересной и познавательной. Словно кадры кинохроники прошли перед глазами 86 лет Ярославского шинного завода. Заведующая музеем рассказала, что сюда часто приходят школьники, студенты, партнеры предприятия.

В музее проводятся художественные выставки, мероприятия для заводчан (например, в прошлом году он участвовал в Ночи музеев). Кстати, посетить экспозицию можно совершенно бесплатно, правда, по строгой договоренности. А если есть желание попасть на территорию и ознакомиться с самим заводом – нужны предварительная запись и паспорт.


Вообще, даже если не углубляться в тонкости производства, то музей будет любопытен, прежде всего, как иллюстрация эпохи, неоднозначной, трудной, тяжелой, но, все-таки, великой.


Спасибо за внимание!

20–21 января 2019.

Фотоальбом //f.otzyv.ru/photoalbum.php?id=31140:59822
Отредактировано автором: 23.01.19 14:32:00Сообщить модератору



Эна, большое спасибо, что через Ваш рассказ побывал в заводском музее и больше узнал о заводе.
В Ярославле есть не менее легендарный Ярославский моторный завод. В его музей пойдёте и расскажите?
Эна, через весь Ваш рассказ проходит главная мысль - великие люди великой эпохи великих свершений.
Так и есть !!!
Эна, спасибо! Вы необыкновенно разносторонний человек - такие разные места посещаете, и везде умеете увидеть и показать что-то необычное.

А когда курсы экскурсоводов закончите, можно будет Вас об экскурсии по Ярославлю попросить?
Больше спасибо всем за отклики!

Бывалец, очень рада, что Вам понравилась фото-экскурсия. Я, если честно, даже не знала, что такой музей существует (его открыли уже после того, как я закончила училище, соответственно, нас туда не водили). А к Ярославскому моторному заводу у меня особое отношение - мама проработала там много лет, до самой пенсии, и для меня ЯМЗ - был первым местом работы. Кстати, сегодня как раз по расписанию экскурсия в музее ЯМЗ. Потом постараюсь показать и написать.

Ирина Смирнова, спасибо Вам! Я так рада, что удалось донести эту мысль! Меня на самом деле тоже очень поразила, удивила и впечатлила эта экспозиция, точнее, ее построение - не столько о самом производстве, сколько о людях. Здесь представлен большой пласт истории, и это очень интересно! Вообще, конечно, рассказ - довольно краткая выжимка, поверхностные впечатления от 3-часовой экскурсии по музею (нам, как слушателям курсов, в музеях всегда рассказывают по максимуму, рекорд - 6 часов экскурсии на экспозиции "Сокровища Ярославля) в музее-заповеднике). Очень много рассказывали именно о людях, судьбах. Примечательно, что раньше на заводах работали целые династии. Я думаю, что если кому интересно, надо обязательно побывать. Ну, и для общего развития полезно. У нас сейчас, к сожалению, гордиться чем-то своим (в смысле, отечественным) в большинстве случаев стало как-то стыдно. А вот после таких музеев испытываешь такой душевный подъем, воодушевление, гордость за свою страну, город, за людей. Мне кажется, именно этого в настоящее время так не хватает.
Кстати, заведующая музеем сказала, что у всех гостей-партнеров, приехавших на завод, наиболее сильное впечатление оставляет именно музей )).

Татьяна А.М., всегда пожалуйста! Да, мне нравится знакомиться с разными сторонами нашей многогранной жизни, узнавать что-то новое.
Цитата:

можно будет Вас об экскурсии по Ярославлю попросить?

Если честно, работу менять я пока не собираюсь, учусь скорее для себя. Но в любом случае, если все сложится - почему бы и нет? А подсказать что-то конкретное по маршрутам, достопримечательностям (то, что знаю) - обращайтесь в любое время (лучше в лс).

Sergusha, пожалуйста - от всего сердца ))!!!
Я вообще-то совсем не собиралась писать об этой экскурсии, думала, слишком специфический, узкопрофильный музей - ну, кому будет интересно читать о процессе вулканизации. Но и экспозиция, и, конечно, рассказ заведующей с первых же минут увлекли с головою! Очень понравилась концепция: знакомство с производством через судьбы людей. Вот уж действительно, как фильм о целой эпохи посмотрела, где есть место и разным, порой неоднозначным событиям, и подвигам, и некрасивым поступкам, и отношениям, и чувствам. Очень-очень здорово!
Эна, спасибо.
Отличное местечко, прямо с интересом прогулялась по вашим фотографиям.
НАстя Данилова, спасибо, что заглянули )). Экспозиция и правда очень любопытная! Но, конечно, это надо видеть самой, слушать, рассматривать экспонаты.
Мне бы было еще очень интересно посмотреть само производство. Если найду единомышленников, попробую записаться на такую экскурсию.
Цитата:

Мне бы было еще очень интересно посмотреть само производство



Это моя любимая тема!
Настя, приезжайте ))!
А вообще, мне кажется, при большинстве крупных предприятий есть подобные музеи. Просто они мало кому известны. Учитывая, что наш город - в некоторой степени промышленный, можно запросто организовать тематическую поездку )).
Цитата:

А к Ярославскому моторному заводу у меня особое отношение – мама проработала там много лет, до самой пенсии, и для меня ЯМЗ – был первым местом работы.


За многие десятилетия существования Ярославского моторного завода через его проходную прошли сотни тысяч человек, трудившиеся на нём в разном качестве. Многим из них завод стал основой жизни, а кому-то – путёвкой в иную профессиональную деятельность с другим местом работы.

P.S. Эна, советую Вам к благодатной теме промышленного туризма обращаться на регулярной основе. А чтобы музеи ярославских предприятий, как и они сами, стали более широко известными, надо в городе с завидным постоянством проводить "Дни без турникета", как это делается в Москве.
Бывалец, за фото большое спасибо! Такая ностальгия )). Я до сих пор, когда мимо остановки ЯМЗ проезжаю, с большим теплом вспоминаю свою первую работу.
Цитата:

к благодатной теме промышленного туризма

Согласна, очень интересная тема!
Цитата:

надо в городе с завидным постоянством проводить "Дни без турникета", как это делается в Москве

Как здорово! Я, честно говоря, впервые о такое слышу. А идея замечательная! Знаю, что вроде бы для школьников и абитуриентов проводят "дни открытых дверей", а чтобы для обычных граждан - вроде нет. А жаль. Подозреваю, что не многие знают вообще о существовании музеев при предприятиях.
Эна, мне как инженеру-механику импонирует, что Вы заинтересовались темой промышленного туризма. Очередной "День без турникетов" в Москве пройдёт в феврале наступившего года http://www.turniketov.net/bezturniketov/ .
Цитата:

Примечательно, что раньше на заводах работали целые династии.


И в нашей семье шинный завод оставил свой, правда, ма-а-аленький след: в 60-е годы моя мама работала там переводчиком. Тогда итальянцы работали на заводе в самом "грязном" цехе.
Цитата:

Если честно, работу менять я пока не собираюсь, учусь скорее для себя


Эна, добрый день.
Мне кажется, не обязательно или-или, можно дополнить основную работу самозанятостью. А там кто знает) Есть ведь разные ресурсы с предложениями частных гидов, типа туристера.
Может, это как раз ваше) Тем более, уже есть спрос)
Добрый день.Прочитала и посмотрела с удовольствием. Спасибо.
Да, целая эпоха! Такие заводы по всей стране были...
Какие же трудяги были наши родители, мои - на ЗИЛе работали, а сейчас этой махины и нет((( Родителей, к сожалению, давно уже тоже, умерли молодыми-каторжный труд, вредное производство..
А мы в офисах "устаем", даже смешно...
Всколыхнули мои воспоминания.
Бывалец, спасибо за ссылку! Думаю, для многих жителей столицы, интересующихся производственной тематикой, пригодится.
Цитата:

Вы заинтересовались темой промышленного туризма

Пока в рамках учебы )). Если честно, то не думала, что будет интересно. Но, видимо, для не специалистов и людей "в теме" разный подход в составлении экскурсии, и это здорово! Хотя мне само производство тоже интересно. Все-таки, это такое чудо (что раньше, что тем более сейчас - когда все автоматизировано) - делать продукцию такого уровня!

Ирина, большое спасибо Вам за воспоминания! Вам непременно надо побывать в музее, возможно, Вы увидите что-то знакомое: фото, документы.
Н_И_К_А, спасибо! Согласна. Нам ведь сразу на курсах сказали: экскурсоводы, как правило, все внештатники. Сложно спрогнозировать, что будет, а дополнительная специальность никогда не будет лишней )). Если моя основная работа не будет противоречить дополнительной (знаю, что преподавательской и научной деятельностью заниматься могу, а так, на многое есть ограничения) - почему бы и нет )).

семга, здравствуйте! Спасибо, что заглянули. И очень рада, что было интересно! И отдельное спасибо за воспоминания. У многих, наверное, есть моменты, вязанные с производством. В свое время (когда заводы процветали) работать на предприятиях было престижно. Не знаю, как сейчас, вряд ли молодежь рвется на производство. И это грустно.
Цитата:

А мы в офисах "устаем", даже смешно...

"Уставать можно по разному. Можно от физического труда, можно - от умственного. Опять же, не знаю, как сейчас, а раньше высококвалифицированные специалисты (например, инженеры) были на вес золота, рацпредложения, усовершенствование производства, новые методики - работали, не считаясь с личным временем. Старались, чтобы было лучше, радели за качество. Вот мне все не дает покоя мысль: почему раньше (как Вы правильно отметили, наши родители) на работу ходили ради самого процесса, любили свою работу, уважали, а сейчас - исключительно ради денег?..
Цитата:

почему раньше (как Вы правильно отметили, наши родители) на работу ходили ради самого процесса, любили свою работу, уважали


Идеализировать советское прошлое я бы не стала ни в каком смысле, в т.ч. в плане трудового энтузиазма.
Недавно под Старый новый год пересматривали одноименный фильм, как же многое там метко подмечено про те времена.

Цитата:

а сейчас - исключительно ради денег?..


Эна, разве исключительно? Я знаю много примеров и другого, наверняка и вы тоже. Без энузиастов никуда, они есть в любые времена))
Хотя бывает и так.
Н_И_К_А, я ни в коем разе не идеализирую. Согласна, многое зависит от человека и его отношения. Во все времена люди были разные: упрощая и условно говоря - хорошие и не очень. Возможно, когда я в юности работала на заводах, воспринимала мир иначе, может, время было другое - самое начало нулевых, перестали как раз задерживать зарплату, цеха заработали, стали что-то восстанавливать, даже некий престиж в заводской работе появился. А сейчас, когда общаешься с молодежью (скажем так, до 25 лет), главная мысль: как ничего не делать и за это получать деньги. Не у всех, конечно. Есть славные, умненькие ребята. Кому-то даже удается пробиться и чего-то добиться. Но в большинстве своем - сквозит вот такая безысходность... Я с завода ушла лет 15 назад. Не знаю, как сейчас там обстановка.
Цитата:

Меня на самом деле тоже очень поразила, удивила и впечатлила эта экспозиция, точнее, ее построение - не столько о самом производстве, сколько о людях. Здесь представлен большой пласт истории, и это очень интересно!


И я потому же зацепилась за Ваш рассказ. Ушедшая в прошлое страна, о которой я никогда не жалела, ну так должно было случиться, что поделать. Что-то унесённое ветром... Но те люди, что тогда работали, заслуживают уважение. И спасибо тем, кто бережёт воспоминания. И Вам спасибо, что показали. У нас в Петербурге тоже есть подобное, очень хорошо. Конечно, в основном, для школьников-гимназистов) Но это уже немало.
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Музей Боевой Славы (Ярославль, 27.01.2019)
2Ярославский музей-заповедник. Выставка «От звезды до воды» (Ярославль, 19.01.2019)
3Выставка рыб «Подводный мир» в ТРЦ «РИО» (Ярославль, 20.07.2019)
4Художественный музей. Фестиваль «Art non-stop» (Ярославль, 30.01–25.02.2018). Наталья Ситникова
5Художественный музей. Фестиваль «Art non-stop» (Ярославль, 30.01–25.02.2018). Александр Ситников
6Художественный музей. Фестиваль «Art non-stop» (Ярославль, 30.01–25.02.2018). Ольга Булгакова
7Ярославский Художественный музей. Выставка «Возвращение домой» (Ярославль, 17.08.2019)
Отдых в России
Отели в России
Отели Петрозаводска
Отели Плеса
Зеленоградск
Железноводск
Погода в России
Детский отдых
Рейтинг отелей:
932.Восход пансионат 4
933.Пик Инэ 4
934.Черное море пансионат 4
935.Урал гостиница 4
936.Успенская гостиница 4
937.Чайка гостиница 4
938.Восход туристско-оздоровительный комплекс 4
лучшие отели России
Фото отелей:
869.Homehotel, Россия [7]
870.Турист, Россия. Остальное [7]
871.Достоевский, Россия [7]
872.Дон-Плаза, Россия. Остальное [7]
873.Досуг гостевой дом, Россия. Остальное [7]
874.Аэротель гостиница, Россия [7]
875.Волга, Россия [7]
Популярные отели:
1401.Родос отзывы
1402.Интурист Коломенское отзывы
1403.Княжий остров отзывы
1404.Вояж хостел отзывы
1405.Респекталь мини-отель отзывы
1406.Экопоселок Юхновград отзывы
1407.Восход туристско-оздоровительный комплекс отзывы
Отзывы по отелям:
64.Россия, Бекасово SPA-пансионат [28]
65.Россия, Ерино санаторий [27]
66.Россия, Курорт-парк Союз [27]
67.Россия, Коралл санаторий [26]
68.Россия, Усадьба загородный клуб [26]
69.Россия, Магадан санаторий [26]
70.Россия, Таежные дачи (дом отдыха Связист) [26]