09.01.19 12:58:36
Другие страны. Неизвестная Африка: Бенин-Того-Гана, часть 3: племена и их нравы 
Время отдыха: ноябрь-декабрь 2018

Продолжение, начало :
https://www.otzyv.ru/read.php?id=210753
https://www.otzyv.ru/read.php?id=210784

Наша планета настолько разнообразна. И все равно, иногда сложно себе представить, что на одной Земле снами проживают совершенно другие народы с совершенно другими обычаями и традициями, иногда шокирующими и кажущимися несовместимыми с современным технологическим прогрессом. Я продолжу свой рассказ именно в этом ключе и постараюсь поделиться своим рассказом о племенах Бенина.

В Бенине проживает более 60 народностей. Большая часть – около 65% - это народность фон на юге страны. Так же здесь живут и представители народа Йоруба, об обычаях которых я уже рассказывала. А так же много различных племенных групп.

Здешние племена еще и отличаются тем, что до сих пор практикуют различные татуировки на лицах и шрамирование, или скарификацию.

Холи и шрамирование.

В области вокруг города Кетоу проживают племена Холи, которые отличаются от остальных своими своеобразными татуировками на лицах. Таких узоров со шрамами ни встретишь больше ни у кого, по этим шрамам у холи сразу понятно, из какой «деревни» девушка.

Мы заехали в одну из деревень Холи.








Перво-наперво мы поприветствовали главу деревни. Разговор происходил так: я гиду говорю на английском, гид водителю – на французском, водитель местному переводчику – на языке фон, местный переводчик вождю - на языке холи. Наверняка, что-то потерялось в пути при таком переводе.



Живут Холи просто. Женщины как обычно, заняты тяжелым домашним трудом.



Мужчин практически не видели, кроме главы деревни, переводчика и тех, кто гонит самогон )

Это наш переводчик с ножом и грудью первого размера. Заем ему был нож, до сих пор не знаю.


Скарификация/шрамирование у холи – способ показать другим принадлежность к своему племени. В древние времена, когда племена часто воевали между собой, таким образом было очень легко определить, кто друг, а кто враг. Кроме того, шрамы показывают силу человека и отгоняют от него злых духов.



Еще люди верят, что шрамы дают им защиту. Эта вера идет еще со времен работорговли, сильно развитой в этом регионе в свое время. Дело в том, что работорговцы предпочитали покупать людей с «чистыми» лицам, без шрамов, считая, что лицо без шрамов – это признак хорошего здоровья.





У Холи каждая семья имеет свой рисунок из шрамов. Так что можно сразу определить даже из какой семьи человек.





Делают такие шрамы обычно еще в младенческом возрасте. Я видела младенцев наверное двух месяцев от роду уже со шрамами. Иногда детям делают горизонтальный шрам на левой щеке в знак того, что они здоровы. Иногда, если ребенок отказывается есть, ему наносят шрамы, чтобы «избавить» его от злых духов.



Но искусство «украшать» себя таким образом постепенно умирает. Многие семьи уже отказываются от такого обычая, тем более что в больших городах официально делать шрамы уже запрещено. Я видела много молодежи и деток и без шрамов.











Мы прогулялись по деревне:







Набрели на самогоноварение







Между деревнями - открытая сельская школа. Учительница нам попозировала.



Урок французского





Официальный государственный язык Бенина - французский, на нем и преподают во всех школах страны. Так что если ребенок ходил в школу, он точно знает два языка: свой племенной и французский.







А еще мы заглянули на местный рынок, который проходит рядом с деревнями холи каждые пять дней. Сегодня как раз был рыночный день. И я не упустила эту возможность: окунуться в яркую и сочную атмосферу африканской торговли.







лягушачья вкусняшка.. наверное..


еще вкусняшка


и тут вкусняшку готовят


и тут


прям разноцветие


молодые продавцы








местная красотка


все носят на голове


Ткани на рынке можно купить на любой вкус и цвет. Так как с готовой одеждой в Африке сложно, местные покупают ткани и отдают в пошив, это выходит дешевле. Так же обстоят дела и со школьной формой.






Пустые пластиковые бутылки никто не выбрасывает, они нужны для хранения. Можно даже по случаю прикупить на рынке.



Кочевники Фулани.

На севере, северо-востоке Бенина и иногда в некоторых местах в центральной части страны можно найти много деревень кочевников Фулани - по-французски Пёль - потомков древней цивилизации в Египте. В некоторых местах они уже осели и построили себе глиняные дома, а в некоторых местах до сих пор живут временно со своими передвижными хижинами.

Временная хижина фулани






Хозяйка


Кухня всегда по центру под навесом от палящего африканского солнца








А это уже осевшие фулани


Зачастую кочевники не имеют паспортов и передвигаются из страны в страну и с места на место без всяких там штампов. Ведь границы здесь не охраняются так, как у нас.

Мужчины Фулани пасут коров или коз. Глава деревни рассказывает, что пастухи со стадом в поисках хороших пастбищ могут уйти из деревни надолго, иногда даже на год. Мальчиков начинают брать с собой в такие «походы» с десятилетнего возраста. Поэтому иногда они не успевают учиться в школе.

Встретили на дороге, мужчина согласился попозировать


Еще один пастух




Женщины же занимаются тяжелым домашним трудом. Вокруг деревни много земель, на которых фулани выращивают сорго, ямс, сою, ананасы. Сорго обрабатывают старинным способом, вручную, сначала отбивая побеги, а потом просеивая зерна в тазиках.



Сорго растет


Женщина просеивает сорго


Как и все вокруг, женщины фулани носят все тяжести на голове. В Бенине в освносном - в тазиках. Я один поставила себе на голову - килограмм 12 наверное.








Рядом с каждым двором в деревне обязательно стоит большая ступа, в которой перемалывают зерна. Женщины уже настолько привыкли к такой работе, что иногда во время работы даже умудряются перекусить.





Кроме обычных для этих земель зерновых, фулани продают орехи кэшью (говорят, индийцы скупают кэшью тоннами) и добывают масло Ши из орехов «дерева жизни» Карите. Масло Ши в Африке используется женщинами для поддержания красоты: из него делают кремы для лица, шампуни для волос. Мы знаем масло Ши как ингредиент многих кремов известных брендов, но в Африке масло Ши продается на рынке в форме твердого диска. Мне удалось купить в Гане только мыло с маслом Ши: запах специфический, но руки после него как шелковые )



Фулани кроме шрамирования, практикуют татуировки на лицах. Тоже умирающее искусство. Молодежь уже в основной массе ходит с нетатуированными лицами. Мне удалось найти несколько интересных персонажей.

Женщина сидит на фоне стены, где нарисованы разные дизайны тату для лица.





У каждой женщины свой рисунок




Для меня она - красавица






Такие бусы красного цвета – привилегия замужних женщин. Незамужние не могут надевать красные бусы.




Нет, у этой девушки 26 лет только четыре ребенка...пока..




Среди фулани есть и мусульмане и поклонники культа вуду.








Дети у кочевников очень красивые. Кроме того, они еще и подкрашивают им сурьмой им глаза, смотрится для иностранца странновато. Многие малыши откровенно меня боялись, другие, постарше, воспринимали очень настороженно. В итоге приходилось смеяться и корчить рожицы, чтобы детки немножко расслабились )) Котфетки тоже раздавала.

Этому малышу месяца 2-3 наверное
























Меня пригласили зайти в передвижную хижину кочевников. Внутри было темно, но все равно видно, что все очень аккуратно разложено и расставлено по своим местам. Мыло, сандали закреплены специальными веревками, чтобы не мешали и не валялись.










Народ Бариба и их танцы.

На северо-западе страны в провинции Никки проживает народ Бариба. Некогда на севере было несколько королевств Бариба, в том числе и королевство Никки. Сейчас же Бариба живут привычно для нас, в обычных домах в городах и деревнях. Но до сих пор чтут свои традиции.

Карим, журналист из Никки. Говорит, что Бариба ведут свой род от персов, некогда пришедших в Африку и смешавшихся с местным населением.





Мужчин бариба можно узнать по традиционной мужской одежде: широкой длинной накидке, которую они одевают сверху. Конечно, не все так ходят каждый день, но в праздничные дни - очень многие.






Одна из традиций бариба – ежегодный праздник Gaani – Праздник радости. Ведь Гани в переводе означает «радость», «победа». Главная цель праздника – привлечение удачи, пожелания хорошего потомства, здоровья и чествование традиций народа Бариба.

Праздник проводится ежегодно в декабре, начинается он в Никки, и потом по очереди в празднования продолжаются в нескольких деревнях провинции. Среди событий праздника - традиционные танцы Бариба и представление с лошадьми Horse Dance, на котором обязательно присутствует местные король и иногда некоторые политики.

Представления с лошадьми мы не дождались из-за позднего приезда гостей в виде местных чиновников. Для этого нужно было ждать полдня, что при текущем маршруте было бы пущим расточительством. Но зато мы посмотрели традиционные танцы Бариба в деревне Гамия.

Вот уже площадь подготовили, стулья поставили под навесом


Сначала танцевала группа девушек в одинаковых одеждах, иногда кто-то выбегал солировать.







Музыканты тоже старались


Потом в импровизированный круг выбежал маленький танцор. После такого танца он заслужил не только аплодисменты публики. Каждый из толпы подходил к нему с подарком: денежной купюрой или конфетой. Подарок прикладывали к голове мальчика в знак признания, а потом подарки просто падали на землю, где их подбирал мальчик или его родители. Такую процедуру признания проделывали не раз с теми, чьи танцы нравились публике. А я бегала в толпе с одним фотиком: эх, все мои конфеты и деньги остались в рюкзаке где-то у гида.





Иногда толпа зрителей сильно приближалась к выступающим, тогда специальный человек рельно всех плеткой разгонял, чтобы освободить место танцорам.



После выступления молодежи настал черед главного традиционного танца Бариба - Teke. Или по-другому его еще называют Танец с палками. Во время танца танцоры-мужчины в традиционной одежде ручной работы и с тюрбанами на головах двигаются, одновременно производя ритмичные движения толстыми деревянными палками с неострыми наконечниками, иногда сталкиваясь этими палками и таким образом отбивая ритм в такт барабанам.





Впереди процессии идет, танцуя в том же ритме с мужчинами, женщина с зеркалом. По традиции, танцоры должны видеть себя и свои движения в зеркале и таким образом вдохновляться для дальнейших танцев.







Танцевали они в самый солнцепек. Поэтому каждые 10 минут, когда в танце возникала небольшая передышка, к танцорам подбегали женщины и вытирали у них пот и давали попить. Видео этого танца я тоже включу в свой будущий видеоролик.



Во время танца они еще и палки подбрасывали, и прыгали.







Под ритмичный бой там-тамов всем хотелось пуститься в пляс











А за кулисами праздника девочки продолжали свою работу: разносили в таре на голове еду вдоль зрителей: а вдруг кто-то проголодался или хочет пить...



Танека и танец обряда обрезания.

На востоке в предгорьях проживают племена Танека. Изначально, во времена рабства представители разных племенных групп объединялись в поисках мест проживания, далеких от путей рабовладельцев. Так и возник народ танека.

Мы побывали в одной деревне танека.



амбарчики






В каждой деревне есть главный, или местный король, который решает все вопросы деревни, представляет деревню в политических вопросах и встречает иностранцев. Нас встретил сын короля. Отличительная особенность королевской семьи - три параллельных шрама во всю щеку.



Но главное, зачем мы сюда приехали - это увидеть танец Танека, посвященный обряду обрезания. Один из главных обрядов танека - это мужское обрезание. Через это должен пройти каждый взрослый мужчина в деревне. Так он докажет свою мужественность и бесстрашие, не посрамив свою семью криками и стонами боли во время обряда. Иначе - позор для семьи и изгнание из деревни. Обрезанный мужчина впоследствии сможет иметь несколько жен, от трех до шести обычно.

Перед танцем мы поприветсвовали всех старейшин, собравшихся посмотреть действо. Один из них и начал танец.



Потом подтянулись танцоры








А это местная зажигалка, такие кренделя выделывал




Труселя у него были зачетные




Иногда в круг выбегали и девушки из толпы смотрящих. Причем следующего танцора приглашали жестом типа воздушного поцелуя.







Потанцевала, сели и сразу покормила.


Зрители.



А иногда выскакивали и старейшины и начинали так отплясывать, что я диву давалась. Этому в немалой доле способствовало обильное возлияние местным самогоном до танцев, мне кстати тоже предлагали.



Я думала, он реально на меня упадет



Сомба, Бетаммариба и их дома Тата.

Племена Сомба проживают на севере Бенина в регионе Атакора. Мы познакомились с Сомба в районе деревни Кусукуэнгу ( Koussoukouengou - ударение на последний слог, я долго училась выговаривать).

Деревня сомба разбросана по холмам на несколько сот метров. Каждое семейное хозяйство стоит отдельно рядом с каким-нибудь тенистым деревом. Известны сомба благодаря своим глиняным домам причудливой формы Тата Сомба. Каждый такой дом представляет собой и постоянно жилищей для и небольшую частную крепость. Ведь именно племена сомба во времена рабства так и не покорились рабовладельцам, отчаянно защищаясь с крыш своих домов.









Перед домом обычно стоят вуду-хранители семьи





Устройство дома многоуровневое. НА самом нижнем уровне - хлев для коров и коз, иногда там есть и небольшая конура для домашних птиц

По-моему, я испугала бычка вспышкой


Вид изнутри


На следующем уровне - кухонная утварь и кладовка



И на уровне дальше - уже крыша, на которой спят и сушат зерно



Вид с крыши


Рядом во дворах обязательные амбары







Здесь, на севере я впервые увидела домашнюю хрюшку


Иногда домашней птице достаются отдельные апартаменты


Сомба выращивают много зерновых, в том числе и фонио, или росичка. Богатые белками зерна фонио - самые маленькие зерна среди зерновых культур. Поэтому они быстро готовятся. А еще зерна фонио созревают за 6-8 недель, что для бедных регионов очень важно.

На фото - белое и черное фонио


Не фонио единым как говорится, местные едят очень много бобовых, фасоль, например




Эта пятнадцатилетняя девочка уже во всю работает по хозяйству: толчет сорго


Решила дать ей передохнуть, устроила фотосессию


Дети в Африке рано начинают работать. Эта девочка чистила очаг, когда мы пришли


А эта крошка подметала рядом со своим домом. Когда я насыпала ей конфет, она так вежливо и смущенно несколько раз мне сказала "Мерси"


Здесь я поснимала одну семью

Женщина в традиционном шлеме Сомба для церемоний, похожий я привезла домой в качестве сувенира


У мужчин шапочки попроще


Зато лук огого


Вообще сомба охотятся с луками на местных антилоп. Но конкретно этот - для церемоний.

Отец семейства


Куда ж без деток




Еще сомба известны своими рисунками из мелких шрамов на лицах, которые повторяются также в орнаменте рисунков на стенах их домов. В Кусукуэнгу мы не видели таких домов, но наш местный гид из сомба был со шрамами



И чуть позже мы встретили еще девушку с таким лицом среди танцовщиц


Я разговаривала с гидом, он сказал, что в их деревне шрамы на лицо наносят в возрасте от 3 до 6 лет, но в других деревнях этот возраст может быть и от 2 до 3 лет. Гид говорит, что шрамы для Сомба означают одновременно и средство устрашения врагов и знак племени.

Наносят шрамы специальные люди, которые за это получают от семьи деньги. Вот такая у них работа, как у татуировщика. Для нанесения шрамов используют специальные маленькие ножи с закругленным лезвием. Специалист своего дела наносит таким ножом до 300 шрамов на лицо в форме рисунка всего за 20 минут. Именно столько длится ритуал скарификации для одного малыша. Мамы обычно в это время отходят от ребенка и ребенка держат другие люди. ритуал шрамирования проводят только в самое жаркое время года, чтобы избежать инфицирования свежих ран, а также ускорить их заживление под палящим солнцем.

Вечером нам показали танцы, которые сомба исполняют во время разных ритуалов, в том числе и во время ритуала скарификации.



Огромные калабасы используют как барабаны










Последнюю танцовщицу я даже немножко поснимала




Еще в Кусукуэнгу мы зашли на смотровую и посмотрели на старый полностью полый баобаб

Смотровая Бель вю


Баобаб




Внутри можно жить



Еще мой рассказ о собма был бы не полным, если бы я не рассказала и о северо-востоке Того. Здесь в долине Тамберма проживают те же племена, что и через 15 км в Бенине. Только называют себя не Сомба, а Бетаммариба.

Долина Тамберма вечером






Здесь те же домики Тата, те же люди. Только въезд в национальный парк долины Тамберма платный, фото каждого человека за деньги (по принципу «сколько дашь, но чем больше тем лучше»). А еще уже с утра пьяный гид норовил подсунуть своих родственников для съемки, хотя я уже выбрала приятную девушку. В общем фоткать только домики и платить каждому за фотосъемку было в лом, если учесть что на стороне Бенина людям за фото мы не платили отдельно. Симпатичных реально мало. И еще, терпеть не могу когда за мной ходит толпа страждущих продавцов всякой хрени, гордо именуемой сувенирами.







Ну и совсем случайно мы попали на политический митинг-собрание, повода точного не знаю, то на митинг пришли местные выдать дань уважения и станцевать традиционные танцы Бетаммариба. Ох уж и персонажи там были!

Даже охрана есть




Вон как ножки украсили


Это тоже такое украшение




Этого можно разглядывать часами


Сам танец был короткий и я сняла его только на видео.


Наверное читая мой отзыв и разглядывая картинки, сложно представить, что это все не постановка, что они реально так живут. Туристов здесь в Бенине мало, и хотя местные и исполняют иногда свои танцы на заказ для туристов, но это те же танцы, которые они танцуют на своих скрытых от посторонних глаз церемониях инициаций, обрезания, скарификации и т.п. Мы просто заезжали в деревни, руководствуясь регионами проживания племен и кочевников, разговаривали с главой деревни и изучали местную жизнь. Сначала люди настороженно относились к чужестранцам, но потом они как будто раскрывались и дарили нам такие яркие свои улыбки...

Отредактировано автором: 09.01.19 19:58:50Сообщить модератору



ООО, как интересно!!!
Что ни кадр, то шедевр!!
Очень интересные лица!
Скажите, а мужчины племени Холи для чего варят/гонят самогон? Сами пьют или кому продают?
Цитата:

Скажите, а мужчины племени Холи для чего варят/гонят самогон? Сами пьют или кому продают?


Сами пьют конечно, к вечеру многие уже веселые, некоторые отдельно взятые личности и с утра начинают :) Хотя в такую жару крепкий алкоголь пить сложно, по крайней мере мне. Но у них там в повседневной жизни две основные радости: выпить и потра%аться, пардон за мой французский.

Вообще самогон гонят все, просто у холи нам показали сам перегонный процесс )) Я пробовала самогон у Танека, гадость страшная, и ужасть какая вонючая. Самогон - он и в Африке самогон )) Похожий мы пробовали в Эфиопии.
Мне нравятся Ваши отзывы! Крайне редко об этом пишу в комментариях. В этот раз просто не возможно не восхититься портретами.
Спасибо!
Цитата:

Что ни кадр, то шедевр!!


Цитата:

Очень интересные лица!


Цитата:

Мне нравятся Ваши отзывы!


Большое спасибо!

Цитата:

Крайне редко об этом пишу


Сама такая же )
Ярко, интересно и очень познавательно, спасибо !

А местные жители... ну прямо как инопланетяне :)
Холи и фулани - красивые. Дома Тата - первый приз из всех убежищ :).
Какие портреты!!! Просто супер!
Юлия-Юлия С, РоманТИК, Chicho, Philosophka, Самойловы, natashik-09, little bird, Luna_T, спасибо, что читаете. )

Цитата:

Холи и фулани - красивые


Мне показалось, что самые красивые - фулани. Дети у них - просто иногда как картинки. Ну и немудрено. Наверняка кочевники, пока кочевали, приняли в себя массу разной крови, что благоприятно сказалось на генофонде.
Спасибо огромное! Я такое удовольствие получаю, рассматривая подолгу Ваши фото.
Лица удивительные. Другая планета.. А как ярко одеты все жители.
Праздники колоритны.
Для меня - это как фантастический фильм смотреть...
У фулани совершенно чумовые глаза - как зеркальные.
Спасибо за рассказ, очень интересно!
семга, ТатьянаУ, мерсис!

Цитата:

У фулани совершенно чумовые глаза - как зеркальные.



Ага, меня рассмотреть можно.



Кстати, у многих в Африке такие глаза "зеркальные", на Мадагаскаре тоже самое. Думаю, роговица отражает чтобы защитить от излишнего солнечного излучения.
Цитата:

Ага, меня рассмотреть можно.


Невероятно!
Действительно, другая планета.
Какие лица, какие портреты! Очень впечатляет!
Эвита, я восхищена вашим мастерством передать атмосферу!
Не качеством снимков, а именно наполненностью, смыслом! Талант!
Спасибо!
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Неизвестная Африка: Бенин-Того-Гана, часть 1: маски и люди
2Неизвестная Африка: Бенин-Того-Гана, часть 2: жизнь и города-деревни
3Неизвестная Африка: Бенин-Того-Гана, часть 4: калейдоскоп впечатлений
4Западная Африка: Каникулы Бонифация
5В Африке акулы, в Африке пингвины, в Африке жирафы, львы и бабуины. Ч.3 - Намибия
6Уругвай. Путешествие длиной в вечность. Часть 12. Монтевидео.
7ЮАР, Замбия, Ботсвана
Отдых в разделе Другие страны
Отели раздела Другие страны
Отели Лаоса
Отели Луангпхабанга
Луангпхабанг
Кололи
Отдых дети
Рейтинг отелей:
1.Indigo Bay Island Resort & Spa 5+
2.Hilton Doha 5
3.The Grand Luang Prabang 5-
лучшие отели раздела Другие страны
Фото отелей:
1.Movenpick Hotel West Bay Doha, ~ Другие страны [40]
2.The Grand Luang Prabang, ~ Другие страны [34]
3.Hilton Doha, ~ Другие страны [31]
4.Sheraton Grand Doha Resort & Convention Hotel, ~ Другие страны [26]
5.Retaj Inn Marina Residence, ~ Другие страны [24]
6.Palau Royal Resort, ~ Другие страны [12]
7.Indigo Bay Island Resort & Spa, ~ Другие страны [6]
Популярные отели:
1.Indigo Bay Island Resort & Spa отзывы
2.Hilton Doha отзывы
3.Metzy Residence Hotel отзывы
4.West Plaza Malakal отзывы
5.Palau Pacific Resort отзывы
6.Palau Royal Resort отзывы
7.The Grand Luang Prabang отзывы
Отзывы по отелям:
1.~ Другие страны, Indigo Bay Island Resort & Spa [2]
2.~ Другие страны, The Grand Luang Prabang [1]
3.~ Другие страны, Palau Royal Resort [1]
4.~ Другие страны, Palau Pacific Resort [1]
5.~ Другие страны, West Plaza Malakal [1]
6.~ Другие страны, Metzy Residence Hotel [1]
7.~ Другие страны, Hilton Doha [1]