12.12.18 15:49:02
Историко-архитектурный заповедник "Старая Сарепта" и ...немного Волгограда. Часть 4 
Время отдыха: 13-15 сентября 2018

ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК "СТАРАЯ САРЕПТА" И...НЕМНОГО ВОЛГОГРАДА. ЧАСТЬ 4




См. предыдущий отзыв

https://www.otzyv.ru/read.php?id=210665

ИМПЕРСКИЙ СТИЛЬ ЭПОХИ "ВОЖДЯ НАРОДОВ"


Парадная архитектура Сталинграда выполнена в стиле сталинского ампира, что подталкивает на размышления по поводу стиля в целом. Исторически этот стиль стал вписываться в городскую среду, когда заново отстраивались разрушенные войной города и возводились новые здания. Вокруг все уничтожено, но люди, с одной стороны, мечтают о массовом строительстве, а с другой - тянутся к красоте, к избыточности. Поэтому стиль с излишествами   стал естественной реакцией архитектуры.. Десятилетия жизни среди разрухи и нищеты вызывали у горожан тягу к пышной красоте. Кроме того, жизнь показала, что эти постройки оказались долговечными, с повышенной прочностью. Эталоном сталинского ампира стали знаменитые высотки в Москве. У соседа по нашей коммунальной квартире в Саратове был племянник-журналист, живший в Москве. В тот период, когда возводился Московский университет, входящий в кольцо знаменитых столичных высоток, он писал книгу, посвященную этому учебному заведению. Чуть позже он прислал своему саратовскому дядюшке эту книгу с дарственной надписью. Будучи школьницей, я держала и вертела эту книгу в руках, в переплете сливочного цвета с вытесненным золотом зданием университета. С каким удовольствием я рассматривала черно-белые фотографии интерьеров, особенно общежития то ли для студентов, то ли для аспирантов, то ли для иностранных студентов. Все удивляло: широкие мраморные подоконники, книжные полки особой конструкции, в которых стекло поднимается под углом в 90 градусов, а потом задвигается в паз в верхней части полки. Спальное место на одного больше напоминало диван-кровать, но придвинутый к стене. На металлическую стенку был уложен матрас. Полы везде были выполнены из дубового паркета. Комнаты были спланированы на двух человек, имели небольшой тамбур с душевой кабинкой, туалет. В каждую комнату вела дубовая дверь, в которую был вмонтирован почтовый ящик, сделанный из блестящей полированной меди. Снаружи это была блестящая щель, в которую дежурные на этаже опускали газеты и письма. Не случайно я задержала Ваше внимание, читатели, на всех деталях студенческого быта. Прошло каких-то 30 лет, и я по воле службы оказалась в командировке в МГУ и поселили меня в такой же самый блок. Все в нем на 100% соответствовало по прошествии стольких лет тому, что я увидела на снимках в детстве. По-моему, это прекрасно свидетельствует о качестве строительных работ в эпоху сталинского ампира. Это вам не хрущевки, находящиеся в плачевном состоянии. В этой ситуации я становлюсь на сторону имперского стиля, возрожденного в 20 столетии. В душе я смирилась с ним.



Судя по фасадам домов в Волгограде, чувствуется, что все эти здания стоят в приличной сохранности. Помпезность в строительстве оказалась выгодным вложениям государственных средств. Сожалею лишь о том, что не присмотрелась к домам этого стиля в городской среде Волгограда и не сделала снимков побольше.

ВДОЛЬ ПО ВОЛГЕ- РЕКЕ

Волго-Донской судоходный канал (ВДСК) находится недалеко от заповедника "Старая Сарепта", на расстоянии 2-3 остановок на городском транспорте. Грех было не воспользоваться такой возможностью, тем более что хотелось оживить детские воспоминания. Поэтому на маршрутке, на ней был указан незатейливый и понятный всем адрес: "Монумент", я подъехала к парку, который тянулся нескончаемой длинной аллеей вдоль волжского берега.



Мы с мамой в моем детстве плавали туда, на экскурсию к первому шлюзу и даже проходили его. После открытия канала в 1952 г. такие экскурсии были суперпопулярны. По-моему, наша поездка с мамой пришлась на 1953 г. Кораблики отправлялись с дебаркадера на центральной части городской набережной Сталинграда. Это действительно была экскурсия с комментариями. Пройдя шлюз, пароходик описывал на просторе большой круг. Гигантская фигура "вождя народов", поднятая на высоком постаменте, разумеется приковывала к себе внимание. В моей детской памяти застряла впечатляющая, но, возможно, неточная информация из уст экскурсовода, или путаю я. Высота скульптуры (постамент+ статуя) прозвучала как 86 метров, сегодня, когда говорят о статуе Ленина, установленной на том же постаменте, называют 27 метров и поясняют, что это на 3 метра выше монумента Сталину. Допускаю, что путаю приведенные цифры, однако далее гид говорила о других параметрах статуи вождя и привела сравнение. Мне кажется, что уж его-то я не могла выдумать. Рассказывая подружкам и домашним об этой поездке, я ссылалась на то, что сказала гид: на погоне шинели вождя (хорошая устойчивая платформа) мог уместиться легковой автомобиль. Рассматривая монумент Ленина, хотя он и не в шинели, в воображении не могу разместить на его плече  автомобиль. Может, у меня что-то случилось с глазомером? Впрочем, вся эта информация уже не имеет особого значения. Гигантомания, которой мы увлекались на протяжении долгих десятилетий и которая не является абсолютным показателем высокой художественности, надеюсь, ушла в прошлое. Само по себе место и сам памятник выглядят довольно запущенными, мусор и всевозможные надписи отнюдь не красят часть набережной.
История замены монумента Сталина после развенчания культа личности на монумент Ленина упоминается всеми, кто пишет о ВДСК. Обращают внимание на то, что первый памятник был сделан из природного сплава, который в солнечных лучах выглядел как бронза, второй является железобетонной конструкцией с мощными распорками внутри. Архитектором, создавшим оба монумента, был Евгений Вучетич. Серб по происхождению, он носил довольно грозную фамилию, происходящую по сербского слова "волк". Прозвали его "русским Микеланджело", вот только работал он с типично советским материалом - железобетоном, отнюдь не долговечным.
Монумент Сталина был демонтирован в 1961 г. В течение 12 лет место на постаменте было вакантным, пока на нем не установили предшественника "вождя народов".

http://files.volfoto.ru/original/6/511229040437912723.jpg памятник Сталину

Немного фактической информации. Это был самый большой монумент Сталину на планете (54 метра высоты вместе с постаментом, уточнила по источникам, а не по собственной детской памяти). Скульптурная часть была выполнена из 33 тонн уникальной самородной меди, добытой по спецзаказу, подписанному лично Сталиным. Более того, Сталин был в избытке на канале. При его открытии первым проходил шлюз теплоход "Иосиф Сталин". Город Сталинград и Ростов-на-Дону стали называть портами пяти морей. Процесс прохождения всего канала занимает 17 часов.

http://vetert.ru/rossiya/volgograd/sights/181-samyj-bolshoj-pamyatnik-leninu/03.jpg памятник Ленину

Весь декор судоходного канала, все его архитектурные задумки отражают тот сталинский ампир, черты которого особенно ярко представлены на ЖД вокзале города. И Сталин, и Ленин видят перед собой маяк, поставленный как памятник в честь Волжской флотилии, защищавшей город. Первый шлюз канала однозначно напоминает Триумфальную арку, наподобие тех, которые устанавливались в честь победителей сражений, битв, войн по всей Европе с античных времен. Конечно, все это сооружение - это и почитание памяти тех тысяч строителей, которые принимали участие в гигантской стройке, а также людей, которые поплатились жизнями, участвуя в этих работах.





На противоположной стороне парковой аллеи расположен музей ВДСК. Он работал лишь до 17 часов, и я явно туда не попадала. А жаль. Поэтому неспешным шагом по почти безлюдной аллее решила прогуляться и подойти к небольшой часовне. Еще в заповеднике, когда расспрашивала, как добраться до монумента, слышала недоуменные комментарии: "И почему назвали эту набережную Севастопольской, я не знаю." Ответ на этот вопрос не составляет труда, достаточно прочитать памятную мраморную табличку. Севастополь и Волгоград - города-герои, возможно и побратимы на этой почве. Вот и вспомнили власти и горожане об этом в 2014 г, в момент воссоединения Крыма и России. Вероятно, в это же время стали возводить небольшой храм в честь морского полководца Федора Ушакова.






Все-таки церковь умеет бережно относиться к своим святыням, содержит их в порядке, занимается благоустройством прилегающей территории. Возвращаясь в музей-заповедник "Старая Сарепта", на остановке маршрутки приметила кафе, для которого использовали списанный самолет. Наверное, посетителям в нем гарантируют "неземные" радости и удовольствия.
 
Панорама города со стороны Волги

Второй день, посвященный только Волгограду, я планировала заранее, стараясь принять во внимание прогноз погоды. Первый день был очень жарким, а на следующий обещали понижение температуры и даже осадки. На ногах я была с 9 утра, а обратный поезд отправлялся где-то в 23 часа. Поэтому отдых, под ним подразумевалась прогулка на теплоходе, хотелось приурочить к "сухому" времени дня. И посидеть на палубе в течение полутора часов, никуда не спеша, и только рассматривать достопримечательности. Если пойдет дождь, тогда я "спрячусь" на экскурсии в музее обороны Царицына. Синоптики, как всегда, допустили неточность, дождь побрызгал минут десять, а вот температура на улице понизилась. По городу и по набережной на личном спидометре я "накрутила" км. 15. После мундиаля большую часть террасной набережной, включая и лестницы от Аллеи Героев, фонтан, закрыли на полный ремонт и реконструкцию. Поэтому приходилось петлять, обходя загороженные участки набережной. Тем не менее вдоль набережной расположены улицы, носящие имена маршалов, и следовательно застройка здесь осуществлялась в стиле сталинского ампира. Кое-что из лепнины фотоаппарат "зацепил". По пути на набережную попалась на глаза скульптура" Автоводитель". Она изображает веселого и жизнерадостного водителя, лихо нажимающего на педаль сцепления. Остап Бендер запросто прихватил бы его к себе в компанию в качестве водителя  "Антилопы-Гну". На чужих снимках приметила "Байкера" и "Пивовара.". Горожане , очевидно, из любви к типам, изображенным в этих композициях, гордо именуют их памятниками. По-моему, такое определение звучит чересчур громко. Памятники возводят людям выдающимся, прославившим свою страну или город, историческим событиям и тому подобное. "Автолюбитель" и иже с ним - это просто городская уличная скульптура. Она имеется во всех городах мира и свидетельствует о свободном мироощущении, освобождении от оков диктата сверху. Эта скульптура мелькает на улицах городов, как будто мимо пробежал человек , соответствующей профессии. Это признак раскрепощенности сознания и его противопоставления всякому официозу. Обнаружила в Волгограде и еще одну примету "раскрепощенности". Вот такую рекламу организации "культурного" досуга. Первая плитка попалась мне на глаза на тротуаре Привокзальной площади, когда я переходила к пригородному вокзалу. Прочитала и улыбнулась. Потом и на других улицах в центре города стали мелькать аналогичные плитки, вот только не удосужилась убедиться: какие номера на них используются, разные или один и тот же.



Центральная часть Волгограда в застройке отдельных микрорайонов имеет продуманную заранее планировку. Площадь Павших борцов, Аллея героев, ярусы набережной, центральные улицы и жилые дома , стоящие на них. Вид на город, его набережную с реки, как мне кажется, также мог бы быть проникнут градостроительным замыслом. По ленте моих снимков впечатление продуманного единства не возникает. Годы развала союзного государства не могли не сказаться на массовой застройке. И не только в городе-герое, а повсеместно, в любом городе нашей необъятной страны. Когда рассматриваешь панораму города с реки, то она воспринимается отдельными участками.



Хочется вымолвить несколько слов о сооружении, которое принято называть "шайбой". Тем более, что замечаешь его на дальних подходах к причалу прогулочных корабликов. Речной вокзал, концертный зал и ресторан - это все было задумано как многофункциональный комплекс. Три в одном. Пишут, что когда-то ресторан был самым популярным и "вкусным" в городе. Сейчас, считает молодежь, "шайба" привлекает только сталкеров, наверное, ради съемки разрухи и ужастиков.  Допускаю, что я человек безнадежно устаревший, но особой красоты в сооружении причал+ "шайба" мой глаз не замечает.



Вся набережная в стиле ампир затянута в защитные сетки, везде специальными машинами срезают изношенный асфальт - идет грандиозная реконструкция всей центральной  набережной.




Периодически "вылезают" высотки, где-то типовая застройка прячется за изрядно выросшим зеленым массивом. Здание музыкального театра все-таки ближе всего к классике архитектуры. Он расположен на улице маршала Чуйкова, и, как пишут, в окружении других исторических зданий. При виде с Волги  театр выделяется, но его подавляет нависшая над ним высотка  и мешает его восприятию. То мелькнет храм на фоне пятиэтажной хрущевки. Архитектурным сооружениям нужна целостная среда и нужен воздух, а не теснота и непродуманное соседство.



Значительный участок набережной занимает музейный комплекс "Сталинградская битва". Здесь есть на что посмотреть, и организующая архитектурная идея налицо.






Стена Родимцева, и это знают все горожане, названа в честь генерала-майора Родимцева, который руководил во время Сталинградской битвы 13 стрелковой дивизией. Осенью 1942 г. его дивизия сыграла решающую роль в битве. Дивизия была резервной и находилась на левом берегу Волги. В августе 1942 г., когда немцы подошли очень близко к Волге, дивизия Родимцева переправилась из Красной Слободы в самый центр Сталинграда и нанесла решающий удар по лучшим силам фашистов.




На память о ЧМ по футболу городу осталась футбольная арена. Мне она напоминает корзинку для хлеба из хромированного металла. В сентябре, со снятыми газонными покрытиями, да еще после того, как размыло песчаную почву, честно говоря, все это сооружение больше похоже на незавершенный строительный объект. Сплошная незавершенка. Заглянула в летние снимки этого места на набережной. Видимо, пару месяцев назад здесь было веселее и оживленнее.
"Мамаев курган" предстал со стороны Волги в легкой дымке, поскольку день был не очень солнечным. Было любопытно наблюдать, как статуя "Родина-мать зовет" то пряталась за домами, а то выплывала из-за них каждый раз в каком-то новом ракурсе. Работая с таким тяжелым материалом, как железобетон, скульптор Е.Вучетич добился потрясающего эффекта развевающихся одежд на статуе. Порыв, призыв, обращенный ко всему народу, скульптура передала очень точно. На самом Мамаевом кургане я была достаточно давно. В душе радуюсь и тому обстоятельству, что моя бабушка, уроженка Царицына, видела  весь комплекс при своей жизни и плакала, находясь там.







Дальше пошли промышленные районы. Они, конечно, очень важны. Я помню, что в моем детстве бабушка привозила из своих поездок в Сталинград, а потом Волгоград эмалированную посуду. По всей стране был дефицит, а там ее производили, и на донышке кастрюль и емкостей для хранения круп была указана стоимость за каждое изделие. Стоимость копеечная. Народные умельцы с завода "Красный Октябрь" придумали взамен тяжелых шумовок для снятия пены с бульона  сверлить обычные алюминиевые ложки. Это было их "ноу-хау". Бабушка одаривала многочисленных родственников и соседей этими "сувенирами". Сегодня смотреть на промзону "Красного Октября" , Тракторного завода и завода "Баррикады" - занятие унылое, как было несколько десятков лет назад, так и осталось .Дымящиеся трубы и "ароматы" Местные жители говорят, что рабочих завода отправили на два месяца в отпуск, думаю, не столько заботясь об их желании побывать на матчах, сколько о гостях города, чтобы они не задыхались в дыму.
Виды Волги в низовьях не отличаются большой живописностью, однако рыбалка здесь, видимо, неплохая.



Финальная точка прогулки - это вид на две высотки, напоминающие паруса и соединенные внутри переходным мостиком. Почему-то показалось, что архитектор, мягко выражаясь, "позаимствовал" идею отеля "Парус" в Дубаи. И мы, мол, не лыком шиты.


.
После прогулки на теплоходе направилась медленным шагом в сторону вокзала, к последнему пункту поездки. Попутно кое-что и разглядела. В этой части территории Центральной набережной расположен Парк Победы. Дон и Нижнее Поволжье - места, заселенные казачеством. Поэтому не удивительно, что в 2009 г. на съезде казачьей молодежи решили создать памятник, который впоследствии назвали "Казачья слава". Слова не разошлись с делом. Объявили конкурс на проект памятника, на суд общественности представили 15 проектов, и уже ровно через год состоялось открытие монумента. Оперативное создание проекта и воплощение задуманного в бронзе произошло так быстро, потому что за дело взялись местные казаки-предприниматели и выделили средства.




К современным памятникам, не страдающим гигантоманией, слава богу, уже не очень подходит слово "монумент". Скульптурные композиции стали более приближенными к человеческим пропорциям, пьедесталы не очень высоки, до действующих лиц можно дотронуться рукой. Проходя по аллейке, я заметила вдалеке скульптурную группу, похожую на кадр из фильма Сергея Герасимова "Тихий Дон": Григорий Мелехов на коне, а рядом Аксинья. Так мне показалось на расстоянии. Подошла поближе и прочитала все комментарии, задумка была иная. Казак верхом на коне, а рядом девушка с иконой в руке провожает его в дорогу. Вся композиция чуть-чуть ниже 3 метров. Место для установки композиции выбирали очень тщательно. В конце концов остановились на варианте установки неподалеку от храма Иоанна Предтечи, который считается в городе казачьим храмом. В самом храме бережно относятся к сохраненным там реликвиям: Православному кресту и казачьему Евангелию 1863 г.
В Парке Победы установлен памятник В.С. Хользунову. Я в первую очередь среагировала на знакомую фамилию. В Саратове есть улица имени Хользунова и мемориальная доска на школе, в которой он учился. Информация о памятнике в Волгограде и в Саратове как-то не очень стыковалась. Первый памятник был установлен в 1940 г,. через год после гибели летчика. И этот памятник оказался одним из единственных уцелевших в городе памятников. Гитлеровские бомбежки не повредили фигуру героя, однако с постамента были разбиты все облицовочные плиты. Об этом свидетельствуют снимки в интернете.



Уже дома заглянула в сеть и прояснила сама себе ситуацию. Фамилия Хользунов достаточно необычная, тем не менее в двух волжских городах-соседях был "свой" Хользунов. И в родстве они вроде бы не состояли. Сталинградский Хользунов родился в Царицыне в 1905 г., участвовал в войне в Испании (36-37 гг.) и командовал экскадрильей бомбардировщиков, за что получил внеочередное звание комбрига. Он был одним из первых героев Советского Союза. Саратовский А.И.Хользунов родился в 1919 г в селе Лада Саратовской губернии. Был летчиком, участвовал в военных действиях на Халхин-Голе, на Сталинградском и других фронтах. Схожих фактов в биографии летчиков и Героев Советского Союза достаточно. Правда, саратовский летчик Хользунов пропал без вести.
После речной прогулки я поднималась от набережной по Аллее Героев и Площади Павших Борцов.





Издалека приметила между ковровым газоном и линией высаженных тополей еще одно кряжистое дерево, выбивавшееся из общей посадки. К его стволу была прислонена памятная гранитная доска, из которой следовало, что перед нами природно-исторический памятник. Тополь пронес свою жизнь через великую битву, и он, безусловно, нуждается в охране и заботливом отношении. Дерево стало охраняемым согласно решению совета народных депутатов в 1993 г.



О жизни этого дерева существуют две версии. Ствол наглядно свидетельствует, что дерево ОЧЕНЬ старое, специалисты утверждают, что ему как минимум сто лет, хотя средняя продолжительность жизни у тополя 80 лет. Дерево по всему внешнему виду - явный долгожитель, но находится в больном состоянии и может погибнуть. Кряжистый ствол весь покрыт ранами и корявыми узлами.




Биологи-эксперты прогнозировали ему жизнь до 2018 г. По дороге из Волгограда в Саратов в голове вертелись мысли о том, что ведь от него можно взять семена и вырастить молодые и свежие саженцы. Наверное, так и поступают садоводы. Потом, уже дома, вычитала, что именно по этому пути пошли биологи-специалисты в Волгограде. Сотрудники ботанического сада в 2013 г. провели стерилизацию почек растения (так это называется на научном языке). В 2015 г. двадцать юных саженцев от тополя-патриарха должны были рассадить по городам-героям России и Зарубежья. Достойная акция! Почему-то припомнила поле Аустерлицкого сражения в Словакии, там ведь высажены деревья с поля Бородинского сражения, а также привезенные из Австрии. Вторая версия жизни этого дерева звучит так: тополь был посажен все же после войны. По некоторым фактам и фотографиям историки утверждают, что после военных действий ни одного дерева не сохранилось и данный тополь был посажен уже после Сталинградской битвы в 1943- 1945 годах. Конечно, обе аллеи засаживались в послевоенное время , тем не менее среди высаженных тополей нет ни одного такого мощного, с узловатым кряжистым стволом. Также непонятно и то, почему дерево выбивается из общей линии деревьев на аллее и стоит особняком. Хочется, чтобы оно еще пожило. А если его век закончится и дерево спилят, то по количеству колец определят возраст. могучего тополя. И версии о возрасте сразу отпадут.
Шагая в сторону железнодорожного вокзала, заметила передвижное симпатичное чудо фаст-фуда под названием "Батискаф". А ведь издалека есть некоторое сходство. Заглянуть в открытую дверь не захотелось. Ни одного лучика света оттуда не блеснуло. Отпугнуло полное отсутствие "иллюминаторов"

МУЗЕЙ ОБОРОНЫ ЦАРИЦЫНА

Кроме розыска и посещения мест пребывания в детстве, можно было заглянуть и в волгоградские музеи. Проблема выбора почти всегда бывает мучительной. Что предпочесть, если Мамаев Курган в нашей семье первой посмотрела бабушка, а все остальные следовали ее советам. Были и у дома Павлова и у развалин мельницы. Выбор делала из трех вариантов: "Память", музей художника И.И. Машкова и музей обороны Царицына. В детские годы, когда мы возвращались с Волги, то проходили мимо здания универмага, взрослые каждый раз говорили о пленении армии Паулюса в подвалах универмага. В наши дни там создали во многом необычный музей, в котором представили военные действия со стороны захватчиков, осветили - образ жизни противников. Вроде бы, в нашей стране это первый музей, который осветил войну с другой точки зрения.
На протяжении целого туристического дня в Волгограде , кроме всего прочего, занималась тестированием своей детской памяти и впечатлений на точность, выясняла, где и в чем она меня подводила. Чувство самопроверки привело и в музей обороны Царицына.

Выставка подарков вождю

Приобретая билет на просмотр экспозиции, стала одолевать сотрудницу вопросом: "А когда музей назывался музеем подарков Сталину?" Ответ я получила отрицательный, хотя смириться с ним не захотела. И рассказывала ей, как трудно было попасть в музей, когда в нем были представлены подарки вождю и какие именно были подарки. По-моему, у нас была ничья в разговоре, так как никто никого не убедил. И лишь дома рассеялись все сомнения. Работая над отзывом, поняла:мы с мамой были в Сталинграде в 1953 г., когда в музее была открыла "ВЫСТАВКА подарков Сталину". Народная молва, вероятно, на этом основании решила, что именно так называется музей. Обнаружились и фотоподтверждения этому. Жители рвались на эту выставку, а разговоры о ней шли такие: там показывают меч Сталина, ковры с его изображением, громадные вазы и даже рисовое зернышко с портретом вождя. И внешний вид музея держался в памяти с тех незапамятных времен. Своим домашним я прожужжала все уши, что тот музей похож на старинный теремок, поскольку я видела его почти каждый день, возвращаясь с Волги.
Подарки вождю - это особая специальная тема. Подношений генералиссимусу было море, наверное, он сам не видел всего. В 1949 г. отмечалось семидесятилетие И.В.Сталина, и вся планета хотела принять участие в юбилейном событии. Вот и забросали генералиссимуса дарами. По уровню исполнения подарки были разного качества. Многое вождю и не показывали, дабы не отвлекать его государственный ум . Да и часть подарков вряд ли представляла особый интерес.
В моих личных фотографиях, естественно, нет никаких снимков, связанных с выставкой подарков Сталину. Данный пробел я восполняю фотографиями из общественных фондов. Мне кажется, что они здесь уместны в связи с затронутой темой. Среди подарков  можно увидеть любопытные экземпляры. Подборку ссылок отчасти прокомментирую. Ее возглавляет фотография музея обороны Царицына со скульптурой И.В.Сталина перед ним. То, что  Н.С.Хрущев назвал культом личности, наглядно проявляется в первом снимке. Памятник сам по себе уже прославляет вождя, однако на фасаде музея "не забыли" лишний раз прославить кормчего распространенным лозунгом "Слава великому Сталину". Самая крупная, масштабная выставка открылась в Москве в 1949. Следующий снимок посвящен экспозиции в Государственном музее изобразительных искусств на Волхонке. Отдельный зал был выделен подаркам из Чехословакии, получилась настоящая панорама. В качестве курьезного подношения привожу фото деревянных башмаков, почти сабо, искусной ручной работы. И замысел забавен. В годы культа личности было популярно стихотворение: "На дубу зеленом сидели два сокола. Первый сокол - Ленин, второй сокол - Сталин". На носках сабо вырезаны изображения вождей, на одном - Ленина, на другом - Сталина". Короче говоря,"два сапога - пара". Интересно, а как бы поладили вожди между собой, кому будет принадлежать пара сабо, если на каждом башмаке изображен только один вождь?

https://static.ngs.ru/news/99/preview/b0ea1e12dde474417f2cb03c09b93379148c96b3a_860.jpg
https://pastvu.com/_p/a/d/1/j/d1jav31i01s2239ll3.jpg  подарки из Чехии в ГМИИ
http://uole-museum.ru/wp-content/uploads/2016/10/569f1a0642e4470b008f3dc1.jpg  башмаки для вождя

Общераспространенным подарком Сталину были азиатские ковры с его изображением. Его могли представить в полный рост. В музее "Сталинградская битва" хранится один их таких ковров, но в интернете он представлен в миниатюрном виде. Рассматривая изображения любого человека на ковре, прежде всего поражаюсь мастерству ковровщиц. В этой технике, как мне кажется, очень сложно добиться портретного сходства.

http://volgograd.russiaregionpress.ru/files/2010/05/a02ac2f39de9f6f260b4f4412670c1aa.jpg 
https://img-fotki.yandex.ru/get/5111/ivanphoto.5d/0_61883_decf7f35_XXL.jpg  панно от детского дома
http://itd0.mycdn.me/image?id=848188634880&t=20&plc=WEB&tkn=*6J_UYao-_Gn0WSY43bAABOGNVkw  Сталин в полный рост
https://im2.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKLY/2014/049/KOG_112948_00002_2_t218_204056.jpg  таджикские ковровщицы за работой

Одним из самых по-настоящему ценных подарков, о котором говорили в послевоенном Сталинграде, был  меч Сталинграда, хотя народная молва нарекла его  как меч Сталина. Великолепная работа английских мастеров.
Меч Сталинграда, выставка 1953 г. музей обороны города, в настоящее время он экспонируется в музее "Сталинградская битва"

http://www.gpedia.com/ru/gpedia/Меч_Сталинграда#/media/File:Меч_Сталинграда.jpg
http://www.gpedia.com/ru/gpedia/Меч_Сталинграда#/media/File:Меч_Сталинграда_в_Му...»
http://www.gpedia.com/ru/gpedia/Меч_Сталинграда#/media/File:Меч_Сталинграда.pngкопии


При первом, почти случайном прикосновении к теме подарков "вождю народов", стало очевидным, как много граней у этой проблемы. Поэтому и презентовать ее можно по-разному. Постараюсь не впадать в субъективизм, а представить лишь факты, не углубляясь в комментарии и не навязывая никому собственной точки зрения. Хочу сразу же расставить все точки над i. То, что я затрагиваю эту тему, вовсе не дает оснований зачислять меня в лагерь поклонников этой личности.
Мы с мамой посещали эту выставку, из-за которой я стала называть музей обороны города музеем подарков Сталину. Сами экспонаты не столько сохранились в памяти как реальные вещи, сколько информация окружающих, о том, что было выставлено в музее. Потом, вернувшись в Саратов, я больше говорила об этой выставке в перечислительном ключе. Бытовое сознание восхищалось точностью передачи внешнего облика Сталина в разных техниках: его портреты на коврах, на фарфоровых вазах, необычные сувениры. Все это стекалось в Кремль со всего мира. Называют и данные о миллионе подношений, а вот выставка, развернутая в Москве, вроде бы включала 20000 предметов. Ей было выделено 17(!!!) залов ГМИИ, то есть музея изобразительных искусств на Волхонке. Работа музея была полностью парализована на протяжении 4(!!!) лет: с 1949 по 1953 гг. Вы когда-нибудь слышали о выставке, которая имела подобную продолжительность, если бы не случилось то, что произошло 5 марта 1953 г. И после этой даты выставка держалась еще почти полгода. Подготовка к открытию выставки превратилась для сотрудников музея в настоящий аврал. Постоянная музейная экспозиция была полностью свернута и фактически античные слепки, с таким трудом и любовью добытые И.В.Цветаевым, основателем музея, были свалены в груды гипса, когда все слепки лишились своих законных мест в галереях и залах. Сегодня кажется, что при отборе экспонатов следовало придерживаться и санитарных сертификатов на выставленные экспонаты. Конечно, тогда это не могло прийти в голову никому из служителей музея. Однако они вскоре столкнулись с тем, что от подарков, изготовленных из природных материалов (снопы-то пшеницы там были, или резьба по дереву, или ковры) по музею стали распространяться живучие вредители сельского хозяйства, жуки-древоточцы, вездесущая моль и прочие ползающие и летучие твари. Власти держали выставку под огромным увеличительным стеклом. Ситуация могла угрожать сотрудникам музея. Факт появления всякого рода насекомых легко было превратить во вредительство, а оно, известно, чем заканчивалось и как каралось.. После столь длительной выставки музею потребовался не менее продолжительный ремонт.
В интернете часто задаются вопросом, куда подевались подарки вождю? После завершения выставки частично экспонаты отправлялись во Всесоюзные музеи: Музей Революции, Исторический музей, Политехнический музей (подарки связанные с профилем производства, действующие модели и т.п.), богатой коллекцией гордится музей в городе Гори, на родине Сталина. Что-то по всей видимости отправлялось в республики, из которых поступали соответствующие дары. Подарки , имеющие безусловную художественную ценность, оказывались в музеях близкого профиля , например, Музей Востока. Судя по данным в интернете, не так давно выставки подарков ездили по стране , попали на Урал и в другие города. Беспокоит людей и сохранность подарков, "не испарились" ли они из огромного массива вещей, ведь скорее всего точной инвентаризации их не было или была?
Проводя каникулы в Сталинграде, про меч, подаренный Сталину, я слышала, но, будучи девочкой, вряд ли я была заинтересована холодным оружием. Однако нашелся мальчишка, которому разрешили подержать эту реликвию и даже вынуть его из ножен. Соответствующая фотография, запечатлевшаяся этот раритет в руках ребенка, попала в википедию. В настоящее время меч экспонируется в Панораме Сталинградской битвы.


История музейного особняка
.
Не менее любопытна история особняка, в котором разместился музей обороны Царицына. Она овеяна городскими легендами. Начну с подборки видов здания, находящегося в самом центре города, напротив железнодорожного музея. Если Вы ждите отправления своего поезда и у Вас есть 2-3 часа, то загляните сюда. Честное слово, Вы не пожалеете.
Собственные снимки я дополнила и подборкой ретрофотографий из интернета




У особняка абсолютно музейный вид, и здание имеет художественную ценность, напоминая своим внешним видом старинный русский теремок. Игрушечный по своим размерам внешне, он отличается повышенной вместимостью. Одноэтажный, он имеет глубокие подвалы и чердак также с высоким потолком. Места внутри дома хватает. Экспозиция развернута в 5-6 залах первого и единственного этажа. У него ДВА фасада, в этом состоит его архитектурная уникальность, это было огромной редкостью по тем временам. Один смотрит на вокзал, и до войны его украшал монумент И.В.Сталина. Сейчас посетители входят в музей со стороны улицы Гоголя. Высокие массивные сводчатые потолки спасли здание во время военных действий, они выдержали две войны.

особняк Репниковых с монументом Сталина

http://photos.wikimapia.org/p/00/02/34/63/47_big.jpg
http://files.volfoto.ru/4/31091123052391971979.jpeg

http://царицын.рф/uploads/posts/2015-03/1426509994_002.jpg - справа видна стена арматурно-гвоздильного завода
https://ic.pics.livejournal.com/karbinerkurz/27613497/294432/294432_original.jpg - здание  гвоздильного завода


Такой особняк мог принадлежать людям состоятельным и известным в Царицыне. Это был старинный городской род купцов Репниковых. Особняк был овеян загадками и тайнами. Точная дата постройки и имя первого владельца - все прячется в тумане предположений. Поди разберись, датой окончания строительства считается конец 19 века, а кирпич имеет маркировку 1903 г. Возможно дом возвели раньше, а отделку проводили позже. Ни чертежей, ни документов не сохранилось, но ведь надо учитывать и те революционные и военные бури, что пронеслись над городом, у которого было три названия. "Белые пятна" в истории дома придают ему таинственность и загадочность. Последним владельцем дома была Юлия Дмитриевна Репникова, мать известного в городе купца Александра Репникова. Историки допускают, что дом мог быть подарен невесткой Репниковых, Августой Константиновной Ворониной, дочерью самого богатого царицынского купца, Константина Васильевича Воронина. Она получила дом в подарок от отца в качестве приданого. А вот дальше следует история о масштабной мести. Первым к Августе посватался Григорий Серебряков, также из богатого купеческого рода, но он получил отказ . Горе-жених продумал акцию возмездия. Рядом с домом невесты он построил гвоздильный завод и сделал жизнь жителей дома просто невыносимой. Производство гвоздей было достаточно шумным. Возможно, Августа, чтобы жить в тишине, подарила дом своей свекрови. Есть и еще одно "белое пятно" в биографии дома, которое длилось 12 лет. С 1905 по 1917 годы, когда в нем разместили штаб обороны города и губернский военный комитет. Здание в основном пустовало, лишь иногда в нем устраивали благотворительные балы.

Иные времена и другие памятники

Непосредственно история музея начинается в 1937 г, причем экспозицию собрали в короткие сроки. Экспонатов в запасниках , видимо, хватало. В настоящее время музей очень уютный, в нем всего пять залов и 1000 экспонатов. 
Ведущая тема музея - история Гражданской войны на юге России, в районе Царицына и на Дону. Перед входом в музей установили два памятника: жителям Царицына - участникам Первой мировой войны и памятник полному Георгиевскому кавалеру, Герою Советского Союза К.И. Недорубову. Яркая биография донского казака с хутора Рубежный впечатляет. Ему на роду была написана слава. Недорубов стал участником трех войн: Первой Мировой, Гражданской и Великой Отечественной. За время Первой мировой войны он стал ПОЛНЫМ Георгиевским кавалером. Первым Георгиевским крестом он был награжден, когда группа донских казаков под его началом ворвалась в распоряжение батареи австрийцев и захватила ее вместе с прислугой и боекомплектом. Всего через полгода Константин Георгиевич получил второй Георгиевский крест за находчивость и геройство, которое он проявил, взяв в плен в одиночку 52 австрийца. Третий Георгиевский крест был получен за то, что Недорубов отличился во время знаменитого Брусиловского прорыва, где проявил храбрость и отвагу. Четвертый, золотой, Георгиевский крест был получен за то, что вместе с группой казаков он пленил штаб немецкой дивизии вместе с генералом и оперативными документами.  Разве это не впечатляет? Воинская служба продолжается и чем же награждать такого доблестного воина? Начиная с 1914 г. Константин Иосифович ежегодно получал по кресту. После полного комплекта крестов он получил еще две Георгиевских медали. Позже он стал участником обороны Царицына, был представлен к ордену Красного Знамени, но награда где-то затерялась. Зато его наградили красными революционными шароварами (галифе). Очень интересная награда! Революционные штаны стали вполне "адекватными ордену". Недорубов был участником Великой Отечественной войны вместе с сформированным им казачьим эскадроном. В 1943 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Золотую Звезду Героя он носил вместе с Георгиевскими крестами. Такое соединение наград было достаточно редким в истории России. Помимо памятника К.И.Недорубову,  перед парадным входом в музей установили на небольшом гранитном постаменте  бронзовый георгиевский крест с имперским орлом, тем самым почтили память участников Первой Мировой войны из числа местных жителей.

Музейные экспонаты

Теперь перейду непосредственно к рассказу об экспонатах. Заранее обращаюсь к мужчинам, понимающим толк в военном оружии, экипировке и прочем, и прошу не судить меня строго. Чего ждать от дамы? Могу повторить вслед за Грибоедовым: "Не мастерица я полки-то различать". Будучи женщиной,  все равно осматривала музей с большим интересом.
В первом зале сгруппированы материалы о Царицыне в период Первой Мировой войны и революционных событий 1917 г. Мое внимание привлекли папки с зелеными ладошками на переплетах, зеленые ладошки были прикреплены к витринам с некоторыми металлическими экспонатами. С помощью этих символов посетителям намекали: все это можно трогать руками. Разумеется, шпоры и другие элементы амуниции кавалеристов не пострадают от прикосновения экскурсантов.
Хотя все залы невелики по объему, тем не менее в них расположили много экспонатов. Даже создали макет оборонительных сооружений. Жаль, что в кадр не попал макет самолета, парящего над головой военного. Мужской части посетителей будет интересно рассматривать оружие стран участниц войны. Награды и воинские реликвии рассказывают о Донском казачестве. Особый уголок выделен для демонстрации знамени Донского казачьего полка.





Боже, как много любопытного и увлекательного узнала я, погрузившись в понятие "знамя как воинский атрибут". И готова поделиться своими впечатлениями, уважаемые читатели. Река Дон - это характерный район обитания казачества. В музее выставлено знамя 38-ого Донского казачьего полка, прошедшее реставрацию. В военной  истории России были стяги, прапоры, воинские знамена, штандарты, ясачное знамя и государственное знамя. Знамя всегда считалось уникальным флагом, отличающимся от флага государственного. С 14 века на русских стягах стали изображать лик Спасителя, который называли знамением. Длительное время два слова "стяг" и "знамение" употреблялись довольно часто. Постепенно слово стяг стало встречаться все реже и реже, а к 17 веку вообще вышло из употребления. Зато появилось новое понятие - "прапор". Небольшое знамя с длинными хвостами, развевающимися на ветру. Это был личный знак родовитых бояр. В 17 веке прапоры получили широкое  распространения, к концу столетия ими обзавелись все крупные должностные лица. Воинское знамя - это официальный символ и воинская реликвия военной части. Оно олицетворяет ее честь, доблесть и славу воинской части, а также ее принадлежность. Все эти регалии присваивались частям навсегда и были свидетельством храбрости и доблести войск, их получивших.В строгие времена Петра Великого прапорщик и знаменный взвод за утрату знамени подлежали смертной казни, а полк - расформированию. Взятие же неприятельского знамени обязательно вознаграждалось звонкой монетой, повышением в звании, что очень вдохновляло военнослужащих.В Советском Союзе, в его вооруженных частях сохранилось требовательное отношение к гвардейскому Знамени. Если оно было утрачено по неорганизованности или малодушию , виновный подлежал суду военного трибунала, а армия могла быть расформирована.
Теперь можно коснуться истории казачьего знамени. Знамен кубанского казачества сохранилось довольно много, а среди донского казачества уцелели считанные единицы знамен. История самого знамени. За этот боевой символ могли бы побороться многие военные музеи Европы. Донское знамя в коллекции - это большая редкость, так как их сохранились единицы. 7 мая 1845 года Георгиевское знамя император Николай I пожаловал   полку за особые отличия личного состава в бою против горцев у дагестанского аула Гели. 70 лет оно хранилось в одной из станичных церквей Донского округа.. Позже по известным причинам было изъято вместе с другим церковным имуществом. Позже его передали в музей обороны Царицына.
От знамени 38-ого Донского казачьего полка уцелела небольшая третья часть, тем сложнее была работа реставраторов. Его можно назвать уникальной реликвией. Обычно знамя сшивалось из двух прямоугольников шелка. Как мы знаем, этот материал довольно тонкий, он плохо приспособлен для боевых условий. Более года восстановлением реликвии занимался Московский НИИ реставрации. Лучше всего сохранилось древко и навершие, они потребовали незначительного подновления, освежения всех красок. Древко традиционно заканчивалось внизу особой скобой, на которой могла быть зафиксирована история полка. Знамена бывают поврежденными и от пуль. Что-то реставраторы специально сохранили, не стали заново расписывать красками полотнище, чтобы не наносить ему ущерб, а оставили некоторые пропуски в символических изображениях и орнаментах.Ведь если наносить масляные краски, то они затвердевают и рвут ткань. Обычно ткань меняли раз в 5-10 лет. Поэтому реставраторы собирали его по кусочкам. В витрине музея мы видим также казачье оружие и  сейф, где хранилась полковая касса.



События 1917 г., когда начала устанавливаться новая власть в городе, отразились в воспроизведенном виде рабочего кабинета штаба обороны Царицынского Совета. Штаб обороны был создан на исходе 1917 года, когда обострилось положение на Дону и когда атаман А.М.Каледин начал вооруженную борьбу против советской власти. Штаб менял адрес расположения, пока комендант города не подобрал ему место в центре города, как раз в особняке Репейниковых. Штаб обороны постепенно увеличивался и вырос до 82 человек, в нем числились писари, дворники и даже пулеметчики, чиновники. Он руководил обороной города: формировал военные эшелоны, обеспечивал оружием подчиненные отряды. В нем были разные отделы: транспортный, санитарный, демобилизации. В 1918 г. он был преобразован в комиссариат
Меблировка кабинета, по всей видимости, сохранившаяся от прежних дореволюционных властей, включала традиционные предметы обстановки. С другой стороны, большая часть предметов обстановки имеет свою персональную историю. Двухтумбовый письменный стол, затянутый зеленым сукном. Его тумбы украшены довольно затейливой резьбой.Этот предмет мебели представляет образец ручной работы российских мастеров и вывезен из усадьбы купца Конихина, расположенной в одном из сел Царицынского уезда.  Чернильный прибор с чернильницей и пресс-папье также российской работы, а красивая керосиновая лампа была изготовлена в Германии в 19 веке. Чемоданчик с полевым телефонным аппаратом знаменитой фирмы "Эриксон", географические карты на столе и схема города на стене, красивые напольные часы с маятником производства одной из германских фирм. Это был подарок императора Николая II  Севастопольской авиационной школе, позже Качинской.     Дубовое кресло, обтянутое кожей, очень уютное. Оно русской работы. А вот стул по стилю называется "венский", но изготовлен в  Чехии. Думаю, что обстановка кабинета вне времени и сегодня примерно так может быть декорирован кабинет для представителей интеллектуального труда, например.






В этом же зале сосредоточены экспонаты времен Первой Мировой войны, печально отразившейся на жизни людей многих европейских стран. 2017 год отмечали в Европе как столетие окончания этой войны. Эта дата всколыхнула общественность, давно минувшие события обсуждали и пересматривали в чем-то. В музее старались создать реальные картины боев. Даже воспроизвели траншеи, вырытые по периметру боевых действий, мешки с песком. В этих витринах можно детально рассмотреть военную форму разных стран, участвовавших в военных действиях, оружие и экипировку, каски обычные и очень стильные, с гербами и острыми медными навершиями. Платье медицинской сестры. Выставлены и личные вещи военнослужащих Центральных держав, так их именуют в этикетках-пояснениях. Опасная бритва без футляра, опознавательный медальон с бланком, где указывались сведения о военных. Нагрудный знак для военных, указывающий, что его носитель является лекарем. А рядышком - юбилейный знак Ведомства учреждения Императрицы Марии. Пасхальные открытки, которые отправляли на фронт солдатам их родные. Отличившиеся в боях могли быть награждены пасхальным яйцом. В данном случае это был личный подарок императрицы Марии Федоровны раненому солдату В.Ф.Кузнецову. Он признавался, что ему был дорог этот подарок, которым отметили его заслуги. Котелок, стакан и серебряная ложка, изуродованная в ходе боев,  их в музей передал житель Царицына,  Г.Ф.Разумный. Можно здесь увидеть и кожаные унтер-офицерские аксельбанты, сплетенные косичкой. Награды Российской империи представлены на отдельных планшетах.Рядом  с ними - полковой знак пехотного Аварского полка и памятный портсигар из Великобритании. Стремена, подковы для лошадей, колючая проволока заграждений также пригодились для музейной экспозиции. Во многих витринах выставлены денежные купюры тех лет, мелькают и купюры Временного правительства "керенки".





Второй зал музея отражает тему Гражданской войны на юге России и боевые действия под Царицыном более чем на протяжении полугода. Сотрудники музея проявили почти военный расчет и смекалку, чтобы в уютных залах купеческого особняка расположить очень громоздкие экспонаты, вроде "тачанки-ростовчанки", которую называли в песне "наша гордость и краса". Подростки и особенно мужская часть посетителей рассматривает все это с интересом и обязательно задают вопросы. Вы входите в зал и сразу же видите тачанку с пулеметом, отнюдь не макет, а настоящую, живую. Легкую и очень мобильную. Она, запряженная боевыми лошадями, как вихрь, проносилась по полю, уже издалека нагоняла страх и вызывала растерянность у противника. В наши дни она оказалась на "вечном" месте своей приписки. Гражданская война в России и конница - это два неразделимых понятия. Все, что связано с коннице, нашло отражение в этом же зале музея.

Есть в зале и другие реликвии.



Увидела в уголке какие-то странные деревянные палки с ручками, подумала: неужто для норвежской ходьбы спортсменов ростом с Гулливера. Однако тут же поинтересовалось у служительницы. "Да это казацкие пики,"- ответила она . Пики почти упирались в потолок, поинтересовалась их длиной. Мгновенно , без всякой запинки, дежурная ответила: 3 метра, 30 см.  Дома заглянула в интернет и выяснила, что пика является разновидностью копья. Ее название происходит от французского слова "pike", что означает "колоть". Стандартно у пики нет предписанных размеров длины, они могут быть длиной до четырех метров. Вероятно, с более длинной пикой невозможно было управляться. Пиками вооружались казаки, уланы и даже гусары. Казаки делали пики на аршин длиннее уланских. Строгого образца этого холодного оружия не существовало. Наверное, следует учитывать, что казаки вооружались за свой счет. Поэтому как холодное, так и огнестрельное оружие было у них разнообразным. Были у них и трофеи, захваченные во время русско-турецких войн, и даже оружие 1812 года, оставшееся от дедов.
Витрина с конной амуницией тут же притянула к себе, и здесь поджидали открытия. Какая-то непонятная железяка, с повешенной на нее торбой  для корма лошади, называлась "кономером" и использовалась для измерения роста коня. Думаю, что он годился и для того, чтобы подбирать коня по росту всадника. На седле лошади закреплялась и седельная сумка с двумя емкостями. А вот уздечка была, можно сказать, именная, так как принадлежала красному казаку Г.И.Шурыгину, участнику обороны Царицына. Главным экспонатом оказалось кавалерийское седло, принадлежащее самому Семену Михайловичу Буденному, будущему маршалу.




Жизнь кавалериста во многом зависела от коня, от взаимоотношений человека и животного. Казачество любило своих коней. Упряжь, украшенная речными ракушками, яркое наглядное свидетельство тому. Вот и попала она в музей. С конем кавалерист старался не расставаться до последнего, все это напоминает известное пушкинское произведение "Песнь о Вещем Олеге". Перед Вами очень необычная реликвия, хоть частичку бедного животного, верного друга, хотелось сохранить его хозяину. Пепельница на фото принадлежала командиру  1-ого Юго-Славянского Интернационального полка. Она была сделана из копыта его коня, убитого под Царицыном.
Деревянные лоточки и нож для разрезания бумаги, стакан для карандашей и медный самовар принадлежали штабу одной из бригад Морозовско-Донецкой линии. Штабисты нуждались в телеграфной связи, и аппараты они уже имели, но в недостаточном количестве, но все-таки пользовались ими. И знаменитая пишущая машинка с большой тяжелой кареткой марки "Ундервуд" уже имелась в их распоряжении.






Конечно, подобный музей обязательно выставляет и личное оружие участников боевых действий, а также и наградное. В данном случае выставили пластинку с боевого Почетного оружия Я.Д.Сазонова, комбрига Стальной дивизии. Здесь можно увидеть и оружие с чехлами для него, а также и военно-полевые бинокли с кожаными сумками, в которых хранили эту обязательную на войне оптику.
Третий зал посвящен боевым действиям в районе Царицына в 1919-1920 гг.. Атрибутика, документы дают представление о Белом движении на юге России, когда Кавказская армия генерала П.Н,Врангеля вступила в Царицын .Вопрос о Белом движении, о создании Добровольческой армии - очень сложный и драматический. Сопротивление установлению советской власти в разных районах России было заметным и очень сильно накалявшим обстановку в целом. Здесь много экспонатов фотографий, документов. Мы видим и фотографии генерала Врангеля, и приказ, подписанный генералом Деникиным. В витринах выставлены погоны пулеметной команды Корниловских полков, погоны и петлицы Добровольческой армии, нагрудные знаки Кубанского казачьего войска, нарукавный знак Корниловских ударных частей. Такие экспонаты не часто увидишь в музеях. Представлено иностранное стрелковое оружи,е обмундирование Красной и Белой армии, обмундирование моряка, модель канонерской лодки "Ваня-коммунист", 75-мм морская пушка. Все это подчеркивает роль Волжско-Каспийской флотилии в боях за Царицын.

 





Глядишь на некоторые музейные экспонаты и удивляешься тому, что перед посетителями на витринах иногда мелькают самые обычные заурядные предметы. Неужели они чем-то заслужили подобный почет и уважение? Красноармейский шлем, у которого был реальный хозяин, Е.Ф.Маринин, служивший в 22 полку четвертой кавалерийской дивизии. Сигнальный флажок с баркаса "Бобик", обмахрившийся на речных ветрах. Или на стенде с английским оружием выставлен странный, цвета хаки, мешок, кошелек? В конце концов стало понятно, что это мешок правильной геометрической формы предназначен для хранения саперной лопатки. Не заржавеет и не поранишь руку ею. Все предусмотрено, поэтому самые простые вещи спустя годы достойны занять свое законное место в музейных фондах. Слева военная форма, шинели, российской армии, справа - британских военнослужащих. 




Как любая женщина, я робею перед огнестрельным оружием и военными кораблями и очень мало знаю о них. Зато модели кораблей вызывают интерес и удивляют филигранным воспроизведением мельчайших деталей. У тех, кто занимается созданием моделей, талантливые руки. Канонерская лодка "Ваня-коммунист" в 1918 г. находилась на реке Каме. В бою с белочехами это флагманское судно Волжской военной флотилии затонуло. На нем погиб комиссар флотилии Н.Г.Маркин. Вскоре в Нижнем Новгороде оборудовали под канонерскую лодку буксирный пароход и назвали его "Ваня-коммунист" в память о погибшем судне "Ваня" и комиссаре Н.Г.Маркине. Позднее в составе судов Волжско-Каспийской военной флотилии она приняла участие в боях с белогвардейцами в районе Камышина - Дубовки  - Царицына.
В это же время  Каспийскую военную флотилию усиливали подводными лодками Балтийского флота. Их отремонтировали и отправили в Саратов на железнодорожных транспортерах. Участия в военных действиях на Каспийском море несколько лодок не смогли принять, так как торпедные атаки требовали большей глубины в морях. Тем не менее модель подводной лодки "Окунь" типа "Касатка" была изготовлена и украсила своим внешним видом музейную экспозицию.



Почему-то поинтересовалась техническими характеристиками пулеметов и в душе испугалась, ведь они поливали пулеметным огнем все. Здесь представлен американский станковый пулемет системы Браунинга-Кольта образца 1914 г. Его масса 40 с лишним килограммов. Тяжеловат. Но он может делать 300 выстрелов в минуту, а емкость ленты - 250 штук. Второй пулемет фирмы "Гочкисс", также 1914 г. У него имеется пламегаситель в форме металлического рожка.. Над ним трудились ротмистр-австриец, французская фирма, основанная американцем. Вот такой военно-творческий союз из трех боевых единиц представляющих разные страны.



На кораблях по традиции колокол называли "рында". Выставленную в музее рынду сняли с буксирного парохода "Черемис". Название выбито на колоколе, это был именной предмет. В 1919 г. пароход входил в Волжско-Каспийскую военную флотилию. На снимке рядом с колоколом видна гигантская гильза для крупных дальнобойных пушек. Служительница честно "охраняет", хотя на нее   вряд ли кто-то задумает покуситься. Эта 75-мм пушка состояла на вооружении буксирного парохода Волжско-Каспийской военной флотилии. Ее изготовили в 1914 г. на Обуховском сталелитейном заводе. Буксирный пароход, на котором она была установлена, подорвался на мине и затонул южнее Царицына. В 1940 г.  пушку подняли с палубы корабля и установили в музее.




Следующий экспонат из числа тех, которыми гордится музей. Не пощадили купеческого особняка и по диагонали установили макет бронепоезда размером в  две трети от натуральной величины. Об этих соотношениях сообщают с некоторой гордостью. А я посочувствовала купцам Репниковым, знали бы они, как распорядятся их покоями, превратив их в зону "military". А ведь там давали благотворительные балы!. Модель бронепоезда интересна тем, что можно увидеть размещение орудий внутри и посмотреть на местность через открытые люки, которые можно задраить в нужную минуту. Противоположную стену зала украсили большим живописным полотном под названием "Освобождение Царицына частями Красной армии 3 января 1920 г." Его написал художник Далакян.




Авиация также принимала участие в боях в этом регионе. Мы видим манекен в кожаном костюме пилота.  На голове у него   меховой шлем с защитными очками, через плечо переброшен планшет с картами и документами. На руках кожаные перчатки с крагами. У ног - авиационная бомба.  Очень симпатично выглядит модель самолета "Ньюпор - 27".Как ни странно, это модель самолета- истребителя, созданного во Франции. В Западной Европе пик интереса к самолету этой модели пришелся на 1917 г.. Дело в том, что эти самолеты выпускались и в России фирмой "Дукс". Эта фирма, точнее, ее производство находилось на территории красных частей. Их производство доходило до 150-200 машин. В 1920 г. они были в нашей стране на вооружении.
Очередной раз признаюсь в интересе к макетам. Бронепоезд в таком исполнении кажется мне больше подходящим к музейной экспозиции, в нем проглядывает кропотливый труд. Душу в него , понятно, вложили. На табличке указано, что его изготовили в 1962 г. на заводе в Донецкой области. В этой работе принимали участие бывшие члены команды бронепоезда. Судя по всему, они были уже очень старенькими, но руки помнили свое дело!







Этот чернильный прибор, как свидетельствует надпись на раскрытой книге, был изготовлен в подарок И.В.Сталину в 1949 г. В музей он попал по назначению. Все предметы, входящие в комплект данного подарка, отражают оборону Царицына.  Медная начищенная кружка - это своеобразная памятная вещь о событиях 1920 г. Ее изготовили из гильзы снаряда и снабдили надписью: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Владыкой мира будет труд! Труд сильнее стали - он ее кует!"



Музейная экспозиция свидетельствует о том, что в боях за Царицын взаимодействовали разные рода войск: кавалерия, воздухоплавательные отряды, авиация, бронепоезда, что и привело к победе.
Пятый зал рассказывает об окончании Гражданской войны на юге России, говорит об итогах и последствиях. В 1920 г. боевые действия закончились поражением Белой армии. Документы и фотографии показывают исход Русской армии генерала П.Н.Врангеля из Крыма. О тяжелых условиях выживания на чужбине рассказывают вещи-экспонаты, принадлежащие военным эмигрантам. Не случайно, что в одной из витрин соседствуют кадило и фото разбитого палаточного городка где-то в поле. У полковых священников во время боевых действий хватало работы: им приходилось отпевать воинов, погибших в боях.  Выставлены здесь вещи житейские, вполне бытовые: скобы от сундуков, керосиновые лампы, котелки. Представлен и обрез.





В изгнании белоэмиграцию возглавлял А.И.Деникин, человек, во многом вызывающий уважение. На витрине лежат его личные вещи: щеточка для усов и бороды, пояс от пижамы. Фотография с супругой, сделанная во Франции в 30-ые годы, его выступление на банкете в Париже, и самая последняя в его жизни: фотография похорон в США, в штате Мичиган в 1947 г..Представлена и армейская символика: Полковой знак Корниловского ударного полка, Полковой знак 2-ого офицерского Дроздовского стрелкового полка . Также выставлена Мемориальная Георгиевская медаль "80 лет от начала Гражданской войны в России 1920-2000 г." Основная часть музейной экспозиции на этом завершается.



Три фотоснимка я оставила на финальные рассуждения о музее обороны Царицына. Снимки совершенно мирные и никак не связанные с военными действиями. Старинное пианино, с очень красивым резным дизайном, передала музею  некая пожилая женщина, пережившая самые грозные военные события. Инструмент, как сказала одна из служительниц музея, в рабочем состоянии и нуждается лишь в настройке. Ведь это бывает со всяким музыкальным инструментом. Его вполне можно использовать на каких-то тематических мероприятиях, тем более, что они проходят регулярно. В сентябре, например, была развернута выставка "Казак без веры не казак". Само здание музейного теремка я увидела таким, как на последнем снимке. Солнце катилось к закату, освещение было очень мягким, лирическим.


 Сообщить модератору



Цитата:

Судя по фасадам домов в Волгограде, чувствуется, что все эти здания стоят в приличной сохранности.


Всё не совсем так. Даже совсем не так. Фасады домов привели более менее удобоваримый вид в спешке в порядок к чемпионату.
Цитата:

И этот памятник оказался одним из единственных уцелевших в городе памятников. Гитлеровские бомбежки не повредили фигуру героя, однако с постамента были разбиты все облицовочные плиты.



http://files.volfoto.ru/5/31081616304493921.jpeg
СветлаНочка! Насколько я понимаю, Вы жительница Волгограда и владеете более полной информацией. Фраза, которую Вы цитируете, в первую. очередь касается домов из числа тех, которые построены в стиле ампир.. Допускаю, что за ними лучше следят. В то же время дома по улице Мира, особенно № 13, взывает к ремонту. Показухой у нас любят заниматься.
Самойловы, мне попадалась в интернете другая фотография, постамент у нее был сохранен в полном размере, а на вашем снимке он ополовинен,возможно, это произошло в результате последующих бомбежек. Я не стала приводить его в отзыве и не взяла на вооружение. В любом случае я не против подобных дискуссий и дополнений.
Цитата:

СветлаНочка! Насколько я понимаю, Вы жительница Волгограда и владеете более полной информацией.


Да я живу в Волгограде всю жизнь. На моей памяти только перед чемпионатом сделали ремонт фасадов в городе. Но сделали и то хорошо.
Согласитесь, все что делается в спешке, то долго и не держится. Жаль, что это происходит повсеместно. Всего самого доброго.
Начинаешь читать отзыв, и память подсовывает воспоминания
Мамаев Курган, Аллея пирамидальных тополей. Мне кажется именно там было дерево, которая посадила мама летчика, совершившего таран . Почему то всплывает фамилия Гастелло, но могу ошибаться..
Спасибо.
Лариса, спасибо. В Волгограде была еще в юности, поэтому помнится только Родина-Мать.

Цитата:

это просто городская уличная скульптура. Она имеется во всех городах мира и свидетельствует о свободном мироощущении, освобождении от оков диктата сверху



Никогда не думала об этой самой скульптуре именно в таком ракурсе. С Вашим мнением согласна. Но иногда попадаются такие экземпляры!

Цитата:

Архитектором, создавшим оба монумента, был Евгений Вучетич.



Уважаю, все понимаю, но не люблю.

Очень интересно про музей обороны Царицына, про которую (эту самую оборону) я мало чего знаю.

Лариса, у Вас получились замечательные очерки, такие особенные : личностные и лиричные. Мысли, сопоставления, оценки, которые у Вас присутствуют мне близки и понятны. Спасибо

С уважением
Ирина! К Вучетичу у меня отнюдь не однозначное отношение. Хотя его называют "русским Микеланджело", это слишком надуманный комплимент.. Очень разительные отличия в материале, вряд ли железобетон в состоянии заменить мрамор. Можно брать гигантскими размерами, но они отражаются на художественном впечатлении. Сама я радовалась фрагменту, который построен на информации о выставке подарков вождю,которая проходила на протяжении четырех лет в ГМИИ. Взволновала и судьба сотрудников музея, которые ходили под "дамокловым мечом" в течение всех лет выставки. Спасибо за отклик. Всего самого доброго.
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Историко-архитектурный заповедник "Старая Сарепта" и ...немного Волгограда. Часть 3
2Историко-архитектурный заповедник "Старая Сарепта" и ...немного Волгограда. Часть 2
3Историко-архитектурный заповедник "Старая Сарепта" и ...немного Волгограда. Часть 1
4Нормандия и немного Парижа. Часть 4.Париж
5Каналы и цветение весны. Часть 4. Планета цветов Кёкенхоф
6Лютеранская кирха в чистом поле. Шаг четвертый
7Саратов. Поволжские немцы. Шаг второй.Часть 1
Отдых в России
Россия: отели
Отели Лодейного Поля
Отели Лоо
Москва
Подмосковье
Погода в России
Отдых с детьми
Рейтинг отелей:
330.Богатырь 5
331.Южный пансионат 5
332.Климентина гостевой дом 5
333.Рапсодия мини-отель 5
334.Омега-Бриз 5
335.Soldaya Grand Hotel & Resort 5
336.Mercure Rosa Khutor Hotel 5
лучшие отели России
Фото отелей:
1205.Автозаводская, Россия [2]
1206.Баргузин дом отдыха, Россия [2]
1207.УралОтель, Россия. Остальное [2]
1208.Любим гостиничный комплекс, Россия [2]
1209.Чайка, Россия [2]
1210.Moscow Home Hostel, Россия [2]
1211.Ermitage, Россия [2]
Популярные отели:
1135.Marton Palace отзывы
1136.Гала частная гостиница отзывы
1137.Вид на Неву мини-отель отзывы
1138.Соло на Большом проспекте П.С. отзывы
1139.Веста частная гостиница отзывы
1140.Шарм отзывы
1141.Кристалл отзывы
Отзывы по отелям:
869.Россия, Профспорт пансионат [2]
870.Россия, Цветник Пятигорья гостевой дом [2]
871.Россия, Ария мотель [2]
872.Россия, Парус [2]
873.Россия, Геральда мини-отель [2]
874.Россия, Отель Стасов [2]
875.Россия. Остальное, Москва [2]