11.12.18 13:51:06
Историко-архитектурный заповедник "Старая Сарепта" и ...немного Волгограда. Часть 3 
Время отдыха: 13-15 сентября 2018

ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК "СТАРАЯ САРЕПТА" И...НЕМНОГО ВОЛГОГРАДА.ЧАСТЬ 3



См. предыдущий отзыв

https://www.otzyv.ru/read.php?id=210664

Экскурсию в Старую Сарепту я планировала так, чтобы можно было уложиться в трое суток. В течение трех ночей был необходим кров над головой. Меня устраивали две ночи в поездах с поздним отправлением из Саратова и Волгограда и ранним прибытием в Волгоград и Саратов. А также очень удобным было размещение в гостинице заповедника: всего 600 р. в двухместном номере, но жила-то я там одна. Таким образом, два полных дня были в моем распоряжении на осмотр, экскурсии и прогулки. Развернутый отзыв о заповеднике был уже представлен вниманию читателей на нашем сайте. Теперь окунусь в волгоградские впечатления. Все будет очень субъективно, так как город я знаю с давних пор, была в нем не один раз, хотя предпоследний произошел в 1986 г. с ожиданием на железнодорожном вокзале после прилета из Тбилиси. Была морозная январская ночь, вокзал с высокими потолками плохо отапливался и меня бил колотун. Поезд на Саратов отправлялся ранним утром. Сейчас все было иначе: жаркий сентябрь, вокзал, посвежевший от ремонта внутри. Внешний вид вокзала почти привели в порядок, везде есть зоны безопасности и досмотра. Все было очень комфортабельно и достойно, как и подобает парадному входу в город. Пересчитала сидячие места на диванах в двух залах, их было почти 100, пассажирам этого вполне хватало.




"ВОКЗАЛ, НЕСГОРАЕМЫЙ ЯЩИК РАЗЛУК МОИХ, ВСТРЕЧ И РАЗЛУК"

Итак, вокзал как один из ярких образцов сталинского ампира предстает глазам приезжих в ярком блеске гигантских люстр. За окнами светит солнышко, а в зале сверкают сотни лампочек, давая возможность в полной мере полюбоваться всеми деталями декора. Хватает в залах ожидания и исторической информации о вокзале. Слов нет, это прекрасный образец ведущего парадного архитектурного стиля советских времен. К нему можно относиться по-разному, но он реально был и не будем его ниспровергать. Понимая особенную историю Сталинграда /Волгограда, любой догадывается, что другого господствующего стиля здесь и не может быть , учитывая, на какие годы пришлось восстановление города. Вглядываясь в здание железнодорожного вокзала, постройки сугубо функциональной, понимаешь, что он вобрал в себя почти все детали из мировой архитектуры, которые способствовали созданию ВЕЛИЧЕСТВЕННЫХ строений.





Высокие многогранные мраморные колонны с капителями, покрытыми лепниной, лавровые венки и медальоны с советской символикой, арки, почти купольные, как в храме, своды, украшенные фресками, на которых изображен рабочий люд, охваченный трудовым энтузиазмом. Многоконечная звезда из разноцветного мрамора в центре зала делает строение похожим на громадный храм. А чего стоит громадная люстра, украшенная сотнями плафонов молочного стекла и золотыми ветками пшеницы!  Она добавляет особый блеск всему декору внутри вокзального помещения. Входные дубовые двери с красивыми медными ручками и резьбой, напоминающей венок вокруг герба Советского Союза, спокойно могли бы украсить Кремлевские покои.




Потолочные плафоны украшены живописными фресками на тему боевого подвига защитников города во время гражданской и Великой Отечественной войн. На этой фреске в массовке изображены РЕАЛЬНЫЕ люди: архитектор вокзала и начальник пассажирских перевозок. Боевое Красное знамя Царицыну в действительности передавал лично Сталин. После 1961 г., когда ситуация переменилась и начался процесс десталинизации, развенчание культа личности, изображение пришлось корректировать: выход нашли, лицо вождя подправили,  по одежде его переделали в колхозника, одетого попроще. Он и вручил знамя. На другом плафоне представлен трудовой подвиг сталинградцев в годы послевоенного строительства, когда строился Волго-Донской канал и Волжская ГЭС. Энтузиазма в лицах людей везде хватает. Мне понравилось, что в большинстве случаев у нас стали создавать информационно-исторические выставки, связанные в различными изменения в общественно-политической жизни страны.
Фасад вокзала симметрично украшен горельефами с изображением защитников города, а стоящие рядом строгие фонари достойны находиться рядом с дворцовыми постройками. Входной портал со скульптурными композициями и шпилем со звездой также подходит для зданий более высокого ранга, нежели железнодорожный вокзал.
.



Привокзальная площадь заслуживает отдельных снимков и слов. Прежний, довоенный вокзал был очень хорош, а если упоминать его стратегическую роль, то он связал Россию с Закавказьем, югом и прокладывал дорогу к Черному морю. В зале ожидания у пассажиров есть свободное время, чтобы внимательно рассмотреть фото старинных дореволюционных видов вокзала. Все выглядит вполне симпатично и соответствует архитектурным направлениям в начале 20 века.



Информация на планшетах дает представление о том, как развивались железнодорожные сети в конце 19 и начале 20 века. Совсем неплохо. Царицын считался станцией II класса. Вокзал объединял Грязе-Царицынскую и Владикавказскую ветки. Протяженность рельсовых путей измерялась в саженях, более 10 тысяч и по количеству стрелок, их было более 80. Уже на следующий год открыли Тихорецко-Царицынскую дорогу, соединившую город с Предкавказьем. Россия получала выход к Черному морю через Новороссийск. На следующий год город связали с югом России, а вокзал стал первым по величине в Поволжье. Вот Вам этапы большого железнодорожного пути.



Далее история получает трагический поворот, началась война с гитлеровской Германией. 23 августа 1942 г. город подвергся массированной бомбардировке, вокзал разрушен и город отрезан от остальной части страны.  Искалеченный бомбежками железнодорожный узел под непрерывным огнем противника старался работать вплоть до 24 сентября. 




 Был разрушен и фонтан, так любимый детьми. Он имел официальное название "Бармалей". Иногда пишут о других вариантах названий, наподобие "Счастливое детство", "Хоровод" и др. Советских пионеров предостерегали от прогулок по Африке, где много больших кровожадных крокодилов. Обнаружила любопытную деталь по поводу фонтана, оказывается, он был типовым. И подобные ему открывали в разных городах Советского Союза, во всяком случае упоминается, например, город Воронеж. История скульптуры "Девушка с веслом" чем-то похожа на историю с фонтаном. Хотя ее и не бомбили, она тоже была тиражирована и украшала абсолютно все парки страны, ее можно отыскать и сегодня, правда, изрядно облупленную, а где-то и лишенную весла. Разрушенный фонтан "Бармалей" в пострадавшем виде перенесли к дому Павлова и руинам мельницы. До поездки я не могла понять по фотографиям о Волгограде, почему в городе два фонтана. И только приехав в город, обойдя фонтан со всех сторон, неожиданно заметила мраморную памятную доску. Байкеры "Ночные Волки" в 71-ую годовщину бомбардировки Сталинграда, то есть 23 августа 2013 г. фонтаном "Детский хоровод" почтили 8 -ой отдельный мотоциклетный полк Сталинграда. Со стороны байкеров это была благотворительная акция. Искалеченный в результате бомбардировок фонтан перенесли в конечном счете на территорию музея-заповедника "Сталинградская битва". Сегодня мамы юных пассажиров, забравшихся на фонтан и оседлавших лягушек, бегают за детьми и страхуют своих непослушных чад от происшествий. 





Нужно отметить, что Сталинград стали отстраивать раньше, чем другие города. Уже в 1943 г. начались разборы руин. Что касается вокзала, то на его восстановление выделили три года. Начав строительство в 1951 году, к 1954 году вокзал сдали в эксплуатацию. Распланировали и привокзальную площадь, пустив троллейбусный маршрут. Фотографии 50-ых годов дают представление о привокзальной площади того времени..



Почему-то кажется, что  снимок сделан ранним утром, площадь безлюдная, тихая и спокойная, она сверкает чистотой.

Снимком из интернета хочется напомнить, как выглядел разрушенный вокзал с фонтаном перед ним.

https://z67.d.sdska.ru/2-z67-a15a356e-a2f1-4153-b651-2a87f21cf5be.jpg?_640.

Пленные немцы грузят кирпич для строительства.

https://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/6/5/5/8722556.jpg


В ПОИСКАХ ДЕТСТВА

Отправляясь на экскурсию в Старую Сарепту, я лелеяла тайную мысль пройти по тем местам в Волгограде, которые узнала в 8-9 и чуть старше лет. Детская память очень избирательна, что-то сохранилось в ней яркими пятнами, застряли в голове какие-то отдельные эпизоды. Я качалась на волнах детской памяти и захотела ее проверить, поэтому и зарезервировала денек на прогулку по городу, по сугубо субъективному маршруту. Планировку города я помнила хорошо, там трудно было заблудиться. От Волги до железнодорожного вокзала можно было подняться за 15 минут. В летние каникулы, а мои поездки совпадали именно с ними, почти каждый день от самого центра города мы ходили на Волгу. Возвращаясь с реки, поднимались по Аллее Героев, проходя мимо универмага, старшие обязательно упоминали о том, что здесь, в подвале, располагалась ставка Паулюса и здесь он был взят в плен. То, что было разрушено германской авиацией, восстанавливалось руками пленных солдат. Подобная форма возмещения - репарации - предусматривается международным правом. Это форма материальной ответственности субъекта, который нанес своими действиями колоссальный ущерб другому субъекту, государству-победителю. Такой порядок был установлен Версальским мирным договором 1919 г. Лишь унесенные человеческие жизни нельзя возместить никакими репарациями. Случайно по этой теме зашел разговор с зятем. Его бабушка, жившая в Базарном Карабулаке Саратовской области, во время ВОВ потеряла одного из сыновей. Он погиб в боях за Кенигсберг. Одного из пленных немцев прикрепили к ней, чтобы он оказывал помощь престарелой матери солдата. Оказывается, и в такой форме можно было проводить репарации.
Возможность бывать в тогдашнем Сталинграде объясняется семейными корнями. Семья бабушки по маме жила в Царицыне. Там она вышла замуж. Семейная фотография , на которой она вместе с мужем снималась в ателье уже после венчания, была сделана в 1911 г. и подарена ее родителям.



Прошло 107 лет после посещения ателье, а снимок не потускнел и не расплылся. Бабушке в ту пору было 17-18 лет. Темное платье на ней было сшито собственными руками. И, конечно, бабушка знала про Сарепту. Название сорта ткани сарпинка с высочайшими положительными отзывами я услышала от нее. Бутылочку ароматного домашнего горчичного масла она обязательно прихватывала для своих домашних из Сталинграда. Была у нее и кошелка, придуманная мастером Зембель в Старой Сарепте.
В моем детстве почти всю одежду для детей и внуков она шила сама, получив в качестве приданого швейную машину немецкой марки "Зингер". Бабушка могла пошить. и верхнюю одежду, например, перелицованное осеннее пальтишко, переделанное из старого пальто деда для меня. "Показала" я его и Сталинграду, возвращаясь из детского санатория в Геленджике в 1951 г. Его Вы можете рассмотреть на фотографии с мамой. Моя мама, как истинная дочь, тоже была рукодельницей. На фото с мамой и отцом можно заметить, что на ее блузке и на дедушкиной косоворотке болгарским крестиком вышиты орнаменты. Это было в духе времени. На снимке картины работы В.Серова "Дети" можно посмотреть на мальчишек, которые заняты разглядыванием реки, они ждут, когда появится пароход. Эта картина "попала" в тему пассажирского речного пароходства. Немного ниже Вы поймете, по какому поводу она приведена в отзыве.



У бабушки было четыре сестры и два брата. Детство бабушки прошло в районе завода "Баррикады". Бабушка и ее сестры носили громкую "литературную" фамилию Мелиховы. И по именам среди братьев и сестер были любопытные совпадения с героями "Тихого Дона". Бабушка была Дарья Мелихова, один брат - Петр Мелихов погиб в годы гражданской войны, другой - Григорий Мелихов, чертежник-самоучка, поднялся на одном из заводов в Запорожье до должности инженера. Бабушка с дедушкой прожили в Царицыне/Сталинграде до 1927 г. Дедушку, работавшего в суде, избрали в народные заседатели. В связи с этим его перевели в Саратов. Родные сестры остались там. Вот и тянуло бабушку повидаться со своими кровными родственниками. В мои школьные годы она "прихватывала" и меня в свои поездки. Она предпочитала добираться до Сталинграда по Волге. Пароходов было не так много, билеты приобретать было очень сложно, никакой предварительной продажи на транзитные рейсы не существовало. Это совпало с началом пятидесятых годов. На проходящий пароход можно было брать билет только по прибытии. В лучшем случае это мог быть третий класс, что бывало крайне редко. Другой вариант - трюм, рядом с машинным раскаленным отделением, которое пыхтело всю поездку. Последний вариант - палубные билеты. Сидеть приходилось на своих вещах. Основной контингент пассажиров на палубе - это торговцы, которые везли из Сталинграда помидоры, хорошие, вкусные, сортовые, ведь они там вызревали раньше, чем в Саратове. Были проблемы не только с покупкой билетов на пароход, но и с расписанием прибытия и отправления с дебаркадера. По всей Волге стояли пристани, выкрашенные голубой краской. Расписание было относительным, поэтому иногда приходилось ждать прибытия парохода по три-четыре часа. Непредвиденными были погодные условия, туман или шторм могли "продержать" пароход на какой-то пристани. В зале ожидания висела картина художника Валентина Серова. На ней были изображены дети,  два мальчика.  Они тоже стояли на дебаркадере и смотрели на воду. Имя художника я узнала много позже, а картина отложилась в памяти. По своему содержанию она соответствовала теме встречи парохода.  Кажется, на другой стене зала ожидания на пристани висела типичная репродукция с картины Васнецова "Три богатыря". Вот и все "развлечения" для встречающих.
Конечно, мы смотрели вниз по Волге, когда же вдали, в туманной дымке, покажется пароход с трубой, из которой валил черный дым. Это было очень далеко, где-то у завода Крекинг. Все встречающие принимали его за "свой" пароход. Однако по мере приближения, когда можно уже было прочитать на борту название, кого-то из встречавших постигало разочарование. Мимо Саратова из Сталинграда могла плыть младшая бабушкина сестра, иногда она проплывала транзитом в Горький/Нижний Новгород погостить у другой сестры. По роду своей службы она пользовалась каютами первого или второго класса. И тогда, на стоянке, которая продолжалась несколько часов, встречающие могли подняться к ней на палубу и погулять по одному борту и по другому, посмотреть каюту, заглянуть в салон. Одной из любимых книг в дошкольные времена у меня была книга Бориса Житкова "Что я видел". Из нее я узнала про каюты с кнопками вызова горничных и прочие детали. Поэтому так интересно было проникать на пароходе в каюту к бабушкиным сестрам.
Не случайно пишу об этом. Просто с пароходами действовало строгое правило, как сейчас в поездах. Если у тебя билет в трюме или на палубе, то и сиди там. Перед каютами первого или второго класса были решетки (можете сравнить их с теми, что были на "Титанике"). Дети особенно любили встречать тетю Полину, которая всегда оделяла нас гостинцами и подарками. Когда же я плавала вместе с бабушкой вниз по Волге, то она рассказывала о пристанях. В Дубовке продавали самые лучшие дыни, сладкие и ароматные, ярко-желтые или покрытые сверху сеточкой прожилок. Они были самые сладкие, сорт назывался "Колхозница". Я до сих пор покупаю только его и умею выбирать наиболее спелые. Проезжали мы и Камышин. В этих районах было много донских казаков, на базарчиках продавали настоящий каймак, был он и на рынках Сталинграда. В последние годы в современных магазинах на полках появились баночки с надписью "Каймак", изготовленный с рекламой "Кавказский долгожитель". Простите, но дурят нашего брата, покупателя! Это - ряженка обычная, в лучшем случае 4%. С каймаком она и рядом не стояла. Каймак готовили только из топленого в русской печи молока. На нем была толстая золотисто-коричневая пенка. После этого всю посудину с топленым молоком ставили на несколько дней в погреб. Под пенкой на молоке образовывался устой из сливок в палец толщиной . Пенку с устоем снимали и слоями укладывали в небольшие стеклянные баночки, граммов на двести, не больше Это был дорогой деликатес, далеко не всем он был по карману. Тетя Полина, когда мы приезжали к ней в гости, обязательно баловала нас этим лакомством. Поездка на пароходе с мамой или бабушкой всегда включала и что-то познавательное, ознакомительное. Они понимали, что дети любят все новое и незнакомое.
Позже, когда по Волге возводили плотины для ГЭС, когда создавались перепады в уровне воды по одну сторону плотины и по другую, то мама или бабушка обязательно, договорившись с вечера, будили меня рано-рано, чтобы не проворонить шлюзование. Пароходы выстраивались перед шлюзом, потом его ворота медленно открывались, и в камеру запускали несколько пароходов. Ворота закрывались, и начинался процесс подъема воды до нужного уровня. Потом медленно распахивались противоположные ворота на выход. И корабли оказывались на водном просторе. При движении транспорта обратно, пароходы заходили в камеры с высоким уровнем воды, ее спускали, пароход опускался, пассажиры видели стены камеры, покрытые кое-где ракушками и зеленой плесенью. Это было уже не очень интересно. Поездки до Сталинграда мне, ребенку, не во всем были привлекательны. По мере того, как создавались по Волге местные "моря", водохранилища, берега, и так не очень живописные в Нижнем Поволжье, были совсем не видны, а смотреть на воду не хотелось. Ведь это становится приятным и расслабляющим для людей более старшего возраста. Я же томилась ожиданием прибытия в Сталинград. Все интересное поджидало уже там. Давно ушли из жизни люди, которых я упоминаю в отзыве. Мне же захотелось побывать по тем адресам, где они когда-то жили, а я гостила у них. Визуально я помнила все эти места, сохранила память и название улицы: Коммунистическая, это был один из адресов тети Полины. Второй на моей памяти, о первом чуть-чуть попозже. Дом находился поблизости от железнодорожного вокзала. Поэтому, когда я приехала в Волгоград и сразу же отправилась на электричку в Сарепту, то из окон электропоезда между домами и зеленью заметила промелькнувший пятиэтажный дом. И не ошиблась. Фасад был приведен в порядок, тонирован под цвет яичного желтка. На следующий день, сфотографировав на вокзальной площади деревянный паровозик, сразу же заметила на противоположной стороне улицы "МОЙ" дом. Над трубой паровозика виднеется часть крыши, а под ней узкая белая полоса, ниже - желтая. Это торец жилого дома бабушкиной сестры. Однако направилась я к нему по противоположной стороне улицы с нечетными номерами.



Фасад дома я фотографировала от поликлиники на противоположной стороне улицы Коммунистическая. За зеленью он не очень хорошо просматривается. Зато, когда накануне ехала на электричке в Сарепту, заметила дом сразу же, из окна электрички.





Правое крыло дома было пристроено позже, и строительные работы осуществлялись пленными немцами, ведь они находились в городе вплоть до 1955 года. Указатель бомбоубежища, очевидно, оставили как напоминание. Так выглядит дом со стороны двора.



В домашних архивах чудом сохранились старые  фотографии. У тети Поли в наш приезд также гостил ее племянник, мой дядя, студент университета в Горьком/Нижнем Новгороде, Игорь. Он был склонен к мистификациям и с удовольствием участвовал в детских шалостях. Реквизита в наших руках было не слишком много. Эти снимки помогли идентифицировать наш балкон на пятом этаже под зелененьким козырьком.





В интернете попались на глаза фотографии послевоенных лет. Они датируются 1947 г. Американский писатель Джон Стейнбек вместе с известным фотографом-американцем приезжал в Советский Союз и побывал в Сталинграде, Киеве и Грузии. Их совместный труд назван "Русский дневник". Качество снимков великолепное. На двух из них "проглядывает" торец дома, в котором жила бабушкина сестра и с которым я только что познакомила читателей. На первом снимке выразительные руины дома коммунальников/коммунальщиков. В наши дни на этом углу расположился продуктовый круглосуточный магазин, в котором отовариваются перед дорогой пассажиры. На втором  снимке остались руины фонтана, а группа пленных немцев  штабелирует кирпич для строительства. В перспективе вправо также виден торец знакомого мне дома. Все это фактически стоит на одной линии.

https://img-fotki.yandex.ru/get/205820/225044291.5bd/0_199c19_b8aa181c_orig.jpg

дом коммунальников

https://golospravdy.com/wp-content/uploads/2017/04/1492958405_199_Сталинград-Под...»

фонтан, дом коммунальников и торец нашего дома по улице Коммунистической, 10.

В этот день я почти везде вступала в разговоры с волгоградцами, стараясь выбрать людей более старшего возраста и прояснить что-то для себя. Фотоснимки помогли "вычислить" квартиру, в которой жила тетя Поля. Квартиры  здесь были коммунальные, и выход на балкон находился в кухне. Я плохо помнила планировку и где что находилось. Однако мужчина в возрасте, сидевший у подъезда, сказал об этой особенности квартир. Кстати, одна из фотографий была сделана именно на кухне. Планировка балконов также была особенной и давала некоторые подсказки: левая сторона балкона примыкала к стене, а у правой были перила. Сейчас, как сказал жилец, квартиры выкупили и перестроили. Причем один хозяин мог выкупать и по горизонтали, и по вертикали. Все понятно, район считается престижным, самый центр города, да и называется район Центральный. Я смотрела снимки города после массированной бомбардировки, вся панорама города выглядела из одних только стен домов в лучшем случае. В моей детской памяти застряла "арифметика" сохранившихся домов, со слов тети Поли. Скорее всего она говорила о многоэтажных домах, их сохранилось лишь шесть. На весь город, но вот установить, какие именно дома остались пригодными для жилья, мне не удалось. Тем не менее после освобождения города от захватчиков дома стали отстраивать. В одном из таких домов бабушкина сестра, будучи сотрудником МВД, и получила комнату на пятом этаже. В интернете даже отыскался паспорт дома, где в графе "Год постройки" стояла дата :1946 г. На сайте одного из волгоградских краеведов увидела ретро снимок послевоенного времени со стороны Площади Павших борцов в сторону улицы Коммунистической, где автор сайта говорит, что в перспективе виден Дом бывших просвещенцев. Однако в перспективе виден только дом, в котором мне приходилось гостить.  Тогда из утверждения краеведа следует, что  "мой" дом и был домом бывших просвещенцев, который восстанавливали в 1946 г., а не строили заново.
Он тянулся по улице Коммунистической. А вот впоследствии, как сказал собеседник, угловую часть уже пристраивали немцы. Это он знал точно. Кто и когда строил основную часть дома мой собеседник не знал, хотя мы и сидели на лавочке перед "моим" подъездом. Самое яркое впечатление от дома того времени, осевшее в детской памяти, было таким: когда утром , проснувшись, я и дядя Игорь выходили на балкон и смотрели вниз, то в глаза бросались землянки с трубами от буржуек. Из них, как из-под земли, выползали люди.  Я сфотографировала один уголок современного двора, гаражи и уголок синенького автомобиля. В этой части двора были землянки. Что было за этим домом, я совершенно не помню. Хотя после окончания войны прошло уже восемь лет.  Скорее всего, пустырь. Зато теперь, в наши дни , там развернули восстановление собора Святого Александра Невского. Парадная часть города, Площадь Павших борцов и Аллея героев уже существовали. В годы войны бабушкина сестра была человеком редкой специальности: стенографисткой. Людей этой профессии можно было пересчитать по пальцам. Она рассказывала, как много совещаний проходило в ночное время и как они фиксировали все выступления. Их было человек пять, стенограмму  вели в течение 15-20 минут, а потом их сменяли другие сотрудницы. Они же шли расшифровывать материал. В целях сохранения военной тайны при составлении копий документов уничтожали даже копировальную бумагу, по которой можно было восстановить текст документа. Даже уйдя на пенсию, она хранила учебник стенографии и объясняла мне все"крючки".

http://zoozel.ru/gallery/images/1039194_volgograd-ploschad-pavshih-borcov.jpg

Современный панорамный снимок сверху, сделанный на ту часть Волгограда, которую я описываю в отзыве. В центре виден дом по Коммунистической, 10 со стороны двора.

 Я начала свой рассказ со второго адреса бабушкиной сестры. До этого она жила  в финском доме без особых удобств. Это была улица Краснознаменская, историческое название которой Царицынская.. В настоящее время там находится  УВД по Волгоградской области. Это здание, судя по документам, строили в 1957 г. Финский дом до наших дней не сохранился, а вот располагался он, получается, с правой стороны МВД. До него я тоже дошла, это совсем рядом. В нем мы гостили вместе с мамой, когда она встречала меня после поездки в Геленджик, в санаторий "Солнце" для ослабленных детей. Я была настоящим дистрофиком, там же прибавила за смену три кг. Самым ярким впечатлением в памяти остался громадный эмалированный таз, доверху наполненный водой. В течение дня она нагревалась на солнце, а вечером все могли помыть ноги. Перед глазами стоит и перина, высоко взбитая, красного цвета. Скорее всего, у тети Поли были трудности со спальными местами, что вполне понятно. Поэтому перину стелили на пол, а взбитая перина очень обманчива. Я разбегалась и ныряла на нее, но она тут же оседала до пола. Гостей в основном укладывали на ночлег на полу. И никто не был в обиде. Иногородних гостей приглашали и ждали, а они ехали с огромным удовольствием, не рассчитывая на особый комфорт.
Сейчас МВД, полностью сохранившее свой вид, обзавелось невысокой стеной из дикого камня и чугунной оградой. В год моей детской поездки здесь проходила широкая дорога, пыльная и песчаная. По ней носились сухие колючки перекати-поле. По ней же утром и вечером проходили небольшие колонны пленных немцев в своих поношенных серых мундирах. Голубоватый цвет их совсем выгорел. Они шли на стройку. Немецкие солдаты принесли много горя жителям этого города, но спустя несколько лет горожане относились к ним с некоторым состраданием и протягивали хлеб или другую еду.




https://i.pinimg.com/736x/bd/11/88/bd1188556b1db9ee926207735d098ca6.jpg

Вот этот снимок, как мне кажется, сделан именно на улице Краснознаменской, на той пыльной дороге, которая пролегала вдоль будущего здания МВД. Телеги, запряженные верблюдами, были типичны для этих степных мест. Да и сейчас некоторые улицы засыпаны песком. Его наносит ветер.
Проходила я мимо установленного на памятную стоянку трамвая. Открытие этого объекта состоялось 19 апреля 2013 г. и было приурочено к столетней годовщине трамвайного движения в городе. Прочитала маршрутную табличку и вспомнила всем известную песенку из любимого фильма:"На Тихорецкую состав отправится, вагончик тронется, перрон останется..." Для военного Сталинграда станция Тихорецкая имела особое значение. Благодаря открытию этого железнодорожного направления страна получила выход к Закавказью и к морю.



Я же искала здесь кинотеатр "Победа", в котором всегда продавали самый вкусный пломбир. Такого нигде не было, и мы ходили туда за этим лакомством, благо это было близко к дому. Спрашивала у прохожих и даже молодых людей, но никто не знал про этот кинотеатр. Оказывается, мне отвечали, что не знают, где такой кинотеатр, а мы разговаривали, стоя рядом с ним. Вдруг мелькнула догадка, что известный кинотеатр прямо передо мной. А стоило одним глазком заглянуть в историю здания появившегося в полностью разрушенном городе, как стали проявляться его ЦАРИЦЫНСКИЕ, а не сталинградские корни. Хотя и выглядит здание по-сталински монументально. Оказалось, что оно было построено в самом конце 19 века, в 1895 г. И было это первое в городе ремесленное училище, да и в стране их насчитывалась лишь дюжина. Его называли училищем Кулибина, а готовили в нем слесарей и столяров. Во время Сталинградской битвы оно было полуразрушено. Его проект разрабатывал молодой архитектор Ефим Иосифович Левитан, сам он жил на улице Мира. Восстановление здания начинается в 1946 г. Замысел архитектора проявился в том, что центральную часть он украсил выдвинутыми вперед монументальными колоннами и треугольным фронтоном. Внутри была сделана гранитная отделка. В здании много интересных архитектурных деталей, например, коринфские капители у колонн. Прямо Древний Рим.! Кинотеатр назвали созвучным духу времени именем: "Победа". Здесь всегда начинались премьерные показы и использовались технические новинки в демонстрации фильмов. Настали другие времена, и "Победа" не выдержала конкуренции с ТРЦ и пришла в запустение. От кинотеатра начиналась улица Коммунистическая, по ней шло бурное транспортное движение. Позже она превратилось в парковую, пешеходную зону, здесь много зелени и перспектива улицы не видна. Своим левым торцом кинотеатр выходил на улицу Краснознаменскую, где и расположено МВД. Вроде бы в строительстве кинотеатра "Победа" принимали участие пленные.Такая информация мне попадалась, но они строили здание не заново, а переделывали уже имевшееся.




На этих снимках из интернета можно увидеть начало улицы Коммунистической, от кинотеатра "Победа". В настоящее время сама улица в этой части засажена зеленью. Перспективы для ее обзора уже нет.

https://pastvu.com/_p/a/8/x/7/8x7ed58m45v6t8wpzw.jpg
https://pastvu.com/_p/a/s/4/6/s46w8c68usbt403vbz.jpg кинотеатр Победа
http://vd-tv.ru/sites/default/files/y_83778e42-648x370.jpg

Все объяснялось просто. Необходимости в этом культурном центре уже не было, он стоял с забитыми дверями и окнами, а одно его крыло приспособили для центра эстетического воспитания детей. В интернете что-то про это здание попалось на глаза. Вроде бы есть проект возрождения этого уголка города как места досуга и отдыха.


ПОЖАРНАЯ ЧАСТЬ КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ

Прежде мне не доводилось видеть старинную пожарную часть. А вот в Волгограде я ее приметила сразу по прибытии в город, ожидая электричку на Сарепту. Такая красивая каланча заметна издалека. Просто невозможно представить, что от нее осталось после военных действий и как ей можно было вернуть первозданный вид! В послевоенные годы даже самые смелые мечтатели в своих волшебных снах не видели пожарную часть такой красоты, какой она предстает перед нашими глазами сегодня. До революции в городе было несколько пожарных частей, до наших дней сохранилось две, благодаря трудам горожан, реставраторов и каменных дел мастеров. Это Центральный район города, поэтому и постарались. Само здание причислено к памятникам архитектуры. Вид на это строение открывается с разных сторон, ее восстановили в 1995 г. И горожане и гости города полюбили это здание. В наше время после "победы" типовых безликих проектов живая натура старины приковывает к себе взгляды. Очень эффектно смотрится каменное кружево самой каланчи. Красивы и кирпичные орнаменты на фасадах двух крыльев. Говорят, что с нее открывается вид на город Волжский и Волжскую ГЭС. Еще больше хочется рассмотреть и интерьеры этого сооружения. Какая-то часть пожарных могла находиться на верхних этажах каланчи, однако по звуку тревоги они все моментально спускались вниз по специальному шесту в считанные секунды. Такая же форма экстренного спуска практикуется и в современных пожарных частях. Я бы обязательно заглянула сюда на экскурсию, если бы располагала достаточным временем.





Пожарная каланча видна и на снимках парка "Комсомольский", она маячит из-за зелени. Каланча попала в кадр, но в него также попал и последний снимок, позаимствованный из интернета. Он сделан в самом выгодном ракурсе, с высоты птичьего полета. Только птицам дано видеть землю и сооружения в таком эффектном виде. Кроме того, в центр снимка опять попал дом по Коммунистической улице, 10. Фасад и пристроенное позднее правое крыло.

Так выглядела пожарная часть в старину. Вид на нее не закрывает ни одно строение. Пожалуйста, нажмите на ссылку.

https://pastvu.com/_p/a/i/y/q/iyqg8enk5176nkc5pe.jpg


ПАРК "КОМСОМОЛЬСКИЙ"

Во время своих поисков мест, связанных с детскими впечатлениями, я все время кружила на небольшом "пятачке". Местоположение пожарной части соседствует с одним из городских парков. Современное название парка " Комсомольский". В прежние, дореволюционные времена это был городской сад, или горсад. Так было принято называть зоны отдыха в центре города. Среди горожан он котируется как один из любимых, а по территории считается большим. Однако в его далекой истории, с моей точки зрения, есть один шокирующий эпизод. Когда-то очень давно на этом месте располагалось самое крупное кладбище Царицына. Девяносто лет тому назад оно еще существовало. В центральной части была воздвигнута Скорбященская церковь. Кладбищенские темы не слишком веселые, но ведь невозможно полностью отгородиться от этого.
В дальнейшем события развивались по обычной советской схеме: церковь снесли, кладбищенскую землю разровняли, а площадь приспособили для народных гуляний. Подсаживали деревья. После революции рабочие и солдаты устраивали здесь свои выступления. На оставшейся части Царицынского кладбища было захоронено несколько революционеров. Во время Великой Отечественной войны площадь стала местом отправки солдат на фронт. Многие из них становились участниками Сталинградской битвы. В честь 70-летия Победы в парке высадили майскую сирень. Ее цветение совпадает с днями окончания войны. На месте снесенной кладбищенской Скорбященской церкви построили часовню Урюпинской иконы Божьей матери.
Прогулялась я по парку, что-то вспомнилось по детским впечатлениям, что-то оказалось абсолютно новым. Деревянные беседки и декоративные арки в парках стары как мир. Но вот декоративная деревянная арка явно сохранилась со времен паркового благоустройства, раньше это был один из входов в парк.



Мостики с замкАми молодоженов и декоративные груды камней - явно дань модным современным веяниям. Отголосок японских традиций. Замысел дизайнера садовых ландшафтов здесь не очень проявляется. Три сакуры  в парке посадили представители правительства Японии.




Веревочный парк Тарзания - это аттракцион для современных мальчишек и девчонок. Платные развлечения преобладают и приносят доходы их владельцам. А вот состояние деревьев: сосен в парке Тарзания и лиственных, украшенных расписными скворечниками, - очень плачевное. Оно повсеместно свидетельствует о тощих городских кошельках, которые не в состоянии поддерживать экологию. Это проблема не только Волгограда, но и множества других провинциальных городов.





Очень неожиданно было увидеть пианино в окружении пеньков-табуретов. Это Вам не музыкальная раковина, которая раньше была в любом парке культуры и отдыха. Девушка и молодой человек пытались заниматься, сидючи на пеньках, а потом позволили мне сделать парочку снимков.
Есть в парке и небольшой уголок, в котором почтили память героев ВОВ. По-моему, он был оформлен раньше, чем установили часовню, также посвященную участникам войны, от простого солдата до генерала. Была суббота и около часовни было многолюдно.





В лихие 90-ые и не менее криминальные годы в начале 21 века в парке убили омоновца. Мраморная плита прямо в земле увековечила память юноши.



Украшением парка и Площади Павших борцов и их знаковым местом является драмтеатр. За плечами этого культурного городского очага стоит насыщенная история, своими корнями уходящая в историю Царицына. Снесенная Скорбященская церковь, как свидетельствуют ретрофотоснимки города, находилась почти вплотную к зданию театра, который именовался в те далекие времена Домом науки и искусств. В современном экстерьере театра невозможно узнать то здание, которое появилось на площади 20 декабря 1915 г. Некоторые цифры, связанные с возведением этой постройки, поражают воображение современного человека: миллион кирпичей понадобился на его возведение. Трудно сказать: много это или мало, или как раз ровно столько, сколько требуется. В этом принимала участие известная в городе семья купцов-меценатов Репниковых. Супруга Репникова присутствовала на торжественной церемонии закладки здания. Августа Константиновна заложила в основание памятную металлическую табличку. Впрочем, для нее занятие спонсированием культурных начинаний - дело привычное. Обо этом можно много узнать при посещении Музея обороны Царицына на Привокзальной площади. В целом строительство подобного культурного объекта было связано с ростом городов в России в первое и второе десятилетие 20 века. Повсеместно ощущался дефицит библиотек, театров, музыкальных школ и тому подобных учреждений. По хронологии строительства и открытия дома науки и искусств, можно понять, что оно появилось в период Первой мировой войны, перешедшей для нашей страны в Гражданскую войну. Тогда здание стали эксплуатировать как лазарет. Осваивали это здание и новые революционные органы. Только в конце 1922 г. помещение стало возрождаться для театральной жизни. В нем работал драмтеатр, балетные и опереточные труппы. В нем располагалась и городская библиотека. Позже ему было присвоено имя А.М.Горького, которое он пронес вплоть до 1990-ых годов. Сегодня его фасад украшен аббревиатурой НЭТ, что в расшифровке означает Новый экспериментальный театр. В годы ВОВ здание стало местом боевых действий, но его разрушения оказались некритичными. Поэтому здание успешно реконструировали к 1952 г. При реконструкции использовали отчасти тот прием, который сопровождал восстановление кинотеатра "Победы". Старые колонны во мере возможности сохранили, а перед ними возвели целый ряд дополнительных колонн и треугольный фронтон с женскими фигурами, которые держат герб страны и лавровые венки победы. Поэтому узнать старое здание дома науки и искусств в другом архитектурном декоре затруднительно.




Старые фотографии театра помогают увидеть основные видоизменения , понять, каким театр проходил сквозь время. Нажмите, пожалуйста, на ссылки.

https://cdn.fishki.net/upload/post/2017/02/02/2208744/a63055781fdc01427301afafc5ac1a55.jpg
http://static.34bloga.ru/static/up/3/3b7cb338a548ee0e76ca1ae5fc74b6b5.jpg

https://ic.pics.livejournal.com/romus77/35240616/149200/149200_original.jpg

Последняя фотография - это типичный монтаж, так как на нее добавили памятник Александру Невскому,современный автомобиль, а в целом снимок раскрасили. Однако знающие люди утверждают, что на фото точно отразился внешний вид театра в предвоенные годы.

http://files.volfoto.ru/original/13/6112072255430411604.jpg

https://ic.pics.livejournal.com/romus77/35240616/149450/149450_original.jpg
https://pastvu.com/_p/a/b/x/a/bxa7e7bgkr76fepr9j.jpg

Так выглядит правая сторона театра, обращенная к парку.





У одного из входов в Комсомольский сад установлен бюст Н.В.Гоголя .Это старейший памятник в городе, он появился в 1910 г. Памятник с историей. В период борьбы с пережитками прошлого памятник чудом не снесли, в отличие от других. Во время войны он сильно пострадал, но впоследствии его нашли среди развалин, почистили и восстановили. Пострадали и белокаменные львы, раньше украшавшие фасад здания драматического театра. Теперь ими украсили высокое боковое крыльцо, ведущее в театр. Они придают всему зданию театра с этой стороны вид богатой барской усадьбы. Подобному входу в театр должны соответствовать и прочие увеселительные заведения. Слава богу, что эти заведения вняли критическим голосам со стороны горожан и убрали рекламу стейков, соседствующую с фигурами львов.

ПОИСКИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ. ПРОСПЕКТ МИРА

В Сталинграде я чувствовала себя богатой на родственников. У меня был статус внучатой племянницы, и я имела в своем распоряжении четырех бабушек, которых я в жизни называла "тетя", как и в отзыве. Тетя Рая жила на улице Мира. Отыскав в городе все места пребывания тети Поли, я отправилась на улицу Мира. Понимая, что дома я не найду, у тети Раи я бывала только в гостях, в лучшем случае могла остаться ночевать, все-таки захотелось побывать на улице, которая мне в ту пору очень нравилась.  Решила пройти по ней в сторону планетария. С удивлением отметила мемориальную доску, посвященную Юрию Левитану, главному диктору военной эпохи. Обратите внимание на фамилии тех, кто был инициатором установки этой доски: Людмила Зыкина и Виктор Черномырдин. Растрогало меня и историческое уточнение, что улица Мира до 1951 г. называлась Саратовской, в честь города, в котором я проживаю с самого рождения.  Улица Порт-Саида памятна мне с детских лет, я познакомилась с этим географическим названием в школьные годы, когда гостила у родственников в Сталинграде.






 Дом тети Раи был чуть дальше, то есть ближе к Планетарию, который тогда еще только достраивался. Это был дар Германии и отстраивали его пленные , а вот оборудование, то есть телескоп, изготавливали на Цейсовских заводах высококачественной оптики. Его открыли 19 сентября 1954 г. Не могу вспомнить, посещала ли я  планетарий.
В детстве я очень любила проходить по улице Мира и через ажурные решетки любовалась  тихим уютом дворов, находящихся перед фасадами домов. Внутри было очень красиво: фонтаны и клумбы! Где еще мог увидеть их послевоенный ребенок?!
Осенью 2018 г. я увидела улицу совсем другой и растерялась: куда же подевались те дворики и дома. Память детства подвела меня, но не совсем. Те несколько особенных домов, что я помню по детству, были нетипичными, единичными на улице, мне же казалось, что ВСЯ улица была ими застроена. Много думала о том, почему я не могу отыскать следы прошлого. Сегодня почти все фасады домов (меня интересовала правая сторона улицы по направлению к Планетарию) выстраиваются в одну красную линию. В детстве дома находились в глубине, а от пешеходной части их отделяли легкие ажурные решетки. Сами же дома в 3 - 4 этажа прятались в тени зелени, перед ними били фонтаны, стояли лавочки. Все было очень благоустроено, наверное, это и впечатляло. На улице Коммунистической во дворе были обитаемые землянки, и люди по утрам вылезали из них. На улице Мира был покой и порядок. Сплошное умиротворение. Потом мелькнула догадка: то, что я вижу сегодня - это более поздняя застройка, поставленная перед теми домами, которые, если сохранились, должны находиться где-то во дворах. Там, где было возможно, я стала заглядывать в арки и проходить во дворы. И тут начали обнаруживаться следы былого. Это был почти "затерянный мир". А еще совсем уж неожиданно для себя узнала, что раньше улица Мира называлась Саратовская. Вернувшись в Саратов, полезла в Википедию и просмотрела ролики, посвященные этой улице и поняла самое главное. Выяснилось, что дома, запомнившиеся мне, их особенная планировка называлась очень красивым французским термином. Даже процитирую источник.
"Это тихая жилая улица с удачным соотношением её ширины и высоты зданий. При строительстве использовалась периметральная застройка. Дворы жилых кварталов открыты в сторону улицы курдонёрами, что разнообразит её внешний облик и делает её уютной" Все описано очень точно, люди чувствовали себя здесь комфортно. А уж история данного приема и вообще потрясающая. Курдонёр (фр. cour d'honneur — «почётный двор») — ограниченный главным корпусом и боковыми флигелями парадный двор перед зданием. По красной линии обычно отделяется от наружного пространства сквозной оградой с воротами. Курдонёры широко распространены в европейской дворцовой архитектуре XVII —XIX веков. Как приём парадной пространственной композиции курдонёр иногда применяется и в современной архитектуре. В послевоенном городе, сметенном с лица земли бомбардировкам, пригодился и этот старинный архитектурный прием.

Благодаря снимкам из интернета можно проиллюстрировать прием курдонёра.

http://volgograd-news.net/img/20140421/92798d50f9b416a29c680cd3ebcc6106.jpg улица Мира, 13
Проспект Мира, в прошлом улица Саратовская
http://files.volfoto.ru/2/61099241052182441404.jpeg

http://www.vsedomarossii.ru/photos/area_34/city_1786/street_7219/_71463_1.jpg дом  №26

Информация об истории улицы также очень интересна. По предложению строителей, первую улицу, возрожденную в городе, назвали улицей Мира.
Тогда, в начале пятидесятых, разрушенный Сталинград гордился этой улицей, что символизировало возрождение Феникса из пепла. Даже состоялось ее торжественное открытие, приуроченное к дате Великой Октябрьской революции 7 ноября 1950 г, хотя восстановили лишь два здания: дом №13 и №20. Кроме того, удалось сохранить пять довоенных зданий. Их приводили в порядок позже.
Оказавшись на улице Мира в 21 столетии, я все-таки питаю, возможно, иллюзию, что те далекие дома с курдонёрами, остались вторым рядом уличной застройки, а вот первый возводили перед ними гораздо позже. Жаль, что узнать об этом мне не у кого.
Прогулки по спрятанным дворам обернулись любопытными, смешанными впечатлениями. Ищешь Индию, а открываешь Америку. На четной стороне улицы я обнаружила вот такой двор, сильно напоминающий мне о детских впечатлениях. Во дворике сохранился и фонтан, незатейливый по форме, но типичный для тех лет.



Потом интуитивно и неожиданно для себя я "вырулила" к дому № 13 и решилась заглянуть во двор, хотя сейчас везде можно наткнуться на шлагбаумы, которые сразу же делают вас нерешительными. И была поражена увиденным! Уже дОма, окунувшись в интернет, узнала, что этот дом является местной знаменитостью и о нем пишут отзывы. Увы, сейчас "прославиться" можно скорее печальными происшествиями, например, обрушившимися балконами. Согласитесь, если дом отстраивали более семидесяти лет назад и не особенно занимались капитальным ремонтом и реконструкцией, то обрушение конструкций становится неизбежным. Тем не менее, этот дом вызвал интерес и сострадание.




Каскады вьющегося плюща, который растет от земли и поднимается до крыши, вызывают ассоциации со старинными замками где-нибудь во Франции или Англии. Обвалившиеся балконы взывают к работникам коммунальных служб, а жильцов вынуждают помнить о том, что выходить на балкон ни в коем случае нельзя, если не очень хочешь случайно свалиться на землю с высоты второго или третьего этажа. Здесь каждый выживает как может.






Вот те самые дворики, которые раньше были видны с улицы, теперь они прячутся за первой линией домов. И наконец перед нами нетленная красота, устроенная здесь, скорее всего, художником, у которого есть мастерская на третьем этаже этого дома, как раз над кованой арочной дверью.




Чугунное литье и витражи, такие неожиданные по композиции, оказались для меня сюрпризом и вознаграждением за все плутания по улице Мира. Тут  Вам и царствующие особы, и грациозные дамы мифологического или светского происхождения.  Они игриво прячутся за зеленью.



В детстве в Сталинграде я хорошо ориентировалась и спокойно перемещалась по улицам от одной тети к другой, пока не случилось неприятное происшествие. Пошла с ночевкой к тете Рае, а мама собиралась поехать на Красный Октябрь и предупредила, что ее не будет дома. Тетя Рая работала, а ее падчерица, чуть старше меня, почему-то выставила малолетнюю гостью за дверь. Нужно было добираться самостоятельно до Красного Октября, но денег-то у меня не было, поехать "зайцем" на трамвае я не посмела и отправилась пешком, не знаю точно за сколько километров. Что касается трамвая, то сейчас это знаменитый метротрам, спрятанный под землю. В 50-ые годы он катился по рельсам через весь город. Благо трамвайная линия проходила параллельно улице Мира, и как пройти к трамваю, я помнила. Как идти мне было понятно - по шпалам, я не сомневалась, что найду частный дом тети Нюры, в садике у которой рос виноград, и летом она устраивала ребятню спать под виноградными лозами. Но вот путь по шпалам оказался не слишком счастливым. Какой-то мальчишка, висящий на подножке трамвая, плюнул мне в лицо. Представляете, как было обидно, слезы катились ручьем. Когда же я добралась до Красного Октябре, то поняла, что мама по какой-то причине передумала ехать сюда. Это была уже вторая обида за день. Тетя Нюра накормила и спать уложила. Выясняла я отношения с мамой только на следующий день.

МОЙ БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК

Оказавшись в городе-герое, невольно настраиваешься на высокую волну. В памяти всплывают воспоминания тех людей, кого с головой накрыли драматические события и переживания. Все это кардинально изменило их жизнь. Одним из непосредственных участников военных событий в нашей семье был дядя, военный летчик. О нем я уже писала, и, бог даст, еще напишу по другому поводу. А вот моя родная бабушка и ее сестры... Их война коснулась по-разному.  И здесь я могу отдать им дань памяти, потому что все они стали нашим семейным "бессмертным полком". Поскольку они  связаны с этим городом. У бабушки было три дочери, вторая - замужем за военным летчиком. В 1941 г. он был назначен (или переведен?) в военную часть, базировавшуюся в Волковыске. Территориально город был то польским, то белорусским. У него было трое детей, старшей девочке - девять лет, среднему сыну - три годика, младший - и того меньше, но на подходе был четвертый ребенок. Бабушка поехала из Саратова весной, чтобы помочь многодетной матери. Сообщение о начале войны там их и застало. Несколько первых дней войны дяди, бабушкиного зятя, не было дома. Как стало понятно потом, он готовил срочную эвакуацию жен и детей военных. Успел до начала бомбардировок города. Они начались 28 июня 1941 г. Слава богу, смогли проскочить до налета молоденькие офицерские жены с детьми. Дядя назначил свою тещу старшей  в вагоне, и строго наказал юным женам слушаться Дарью Борисовну. Полтора месяца (!!!) состав двигался до Саратова. На некоторых крупных станциях для эвакуированных на вокзалах накрывали столы с горячим питанием. Старшая, девятилетняя, внучка до сих пор помнит вкус горячей разварной картошки. На миниатюрной фотографии она стоит на коленках у отца, здесь ей гораздо меньше лет, чем во время эвакуации. Во время пути следования эвакуированным не разрешали выходить и оставаться в каких-то городах, вероятно, они должны были следовать далеко на восток. У бабушки были документы с пропиской в Саратове, не знаю, но каким-то образом она сообщила дедушке, и он встречал их на вокзале в Саратове и, предоставив все документы, снял их с поезда. Со слов тети Поли я помню, как она рассказывала о том, как горела Волга. Мне это было не понятно, хотя и осело в памяти, уже потом узнала, что бомбили баки с нефтью, стоящие на берегу. Нефть стекала в реку и горела, горела. У тети Поли было, не знаю какое, воинское звание, так как она была стенографисткой в МВД. Их вывозили из Сталинграда на левый берег. А вот тетя Рая прошла войну до Варшавы, о чем свидетельствует надпись на фотокарточке. Как хорошо, что все они выжили! У тети Раи сохранилась на всю оставшуюся жизнь военная привычка курить.



А теперь понемногу о моих близких и дорогих людях. Отчасти здесь представлены студийные фотографии, но есть и любительские. Первые две слева  -  это тетя Поля, Полина Борисовна. Она была женщиной интеллигентной, воспитанной, любящей людей, очень деликатной и тактичной.  Сослуживцы с огромным удовольствием захаживали к ней на различные застолья. На первой фотографии она  чуть-чуть улыбается. Ее улыбка и душевность всегда располагали людей.  На втором снимке, сделанном, вероятно, зимой, мы видим  ее в зимнем пальто с каракулевым воротником. Мне очень нравятся снимки, сделанные в технике сепии, слегка коричневатые. Хочется отметить искусство фотографов, умеющих найти ракурс вполоборота. Во втором ряду тетя Поля сфотографировалась с родной сестрой Раисой Борисовной. Они обе прошли войну. На четвертой фотографии тетя Рая снималась в Варшаве, о чем свидетельствует пометка на обратной стороне снимка. Согласитесь, что на всех женских лицах проглядывает сдержанное благородство. В нижнем ряду дядя, военнослужащий, летчик, бабушка и ее сестра Раиса. Дядя, воспитанник одного из детских домов у нас Саратовской области. У него было много младших братьев и сестра. На последних снимках начало его служебной карьеры. Он закончил летное училище в Энгельсе, служил в Забайкалье и на Сахалине. От военной экипировки летчиков военного времени у нас долго хранилась его меховая маска для летчиков на лицо. А еще шерстяное нижнее белье, кажется, английское, которое  в страну присылали союзники. Оно было очень красивого цвета слоновой кости. Но, будучи чистошерстяным, после стирки сильно село. Зато позже, начав обучаться в школе, спасаясь от холода, я надевала его под форму. Согревало замечательно. В фуражке летчика и кожаной куртке он стоит на крыльце сахалинского дома. На одной из фотографий дядя сфотографировался с женой. По-моему , на всех женских снимках проглядывает типичная мода на головные уборы.



Тетя Поля, как и большинство женщин, любила красивую посуду. В 1952 г. отмечалось столетие со дня смерти великого писателя Николая Васильевича Гоголя. Фарфоровый завод "Дулево" выпустил к этой дате фарфоровые чашки с портретом писателя. Не знаю, в каком количестве она приобрела эти памятные чашки, но несколько десятилетий спустя она подарила мне, своей внучатой племяннице, две чашки. Я храню их как память о своей родственнице, жившей в Царицыне,Сталинграде и Волгограде.


ВОССТАНОВЛЕНИЕ СВЯТЫНЬ

Восстановлением главного храма Христа Спасителя, взорванного в 30-ые годы 20 века, Москва подала прекрасный пример всем епархиям России. Скорее всего, в стране не было ни одного областного центра, где бы подобным образом не расправились бы с главными, красивейшими соборами. Аналогичная судьба постигла саратовский храм, украшавший площадь рядом с консерваторией. Бабушка и мама всегда говорили о его необыкновенной красоте. Все отдают себе отчет в том, какие гигантские денежные суммы требует воссоздание жемчужин подобной архитектуры. Как подвигается дело в этом направлении по всей России, интернет то ли держит язык за зубами или  не располагает точной информацией. Свой запрос формулировала по-разному. Отвечая, сеть ходит вокруг да около. А тут приятно удивил Волгоград. Прямо за домом, в котором я бывала в детстве, когда приезжала в гости к бабушкиным сестрам, полным ходом идет стройка века. Профессиональная фотография, сделанная, скорее всего, с  вертолета и для официальной прессы, которая призвана фиксировать наиболее значимые моменты строительства, запечатлела стартовый момент - работу над котлованом.

http://itd0.mycdn.me/image?id=842920690432&t=20&plc=WEB&tkn=*g-eL0kzblzTtUHSOynpRbUTQ7TI 

Со стороны двора дом по Коммунистической, 10 смотрит на Площадь Павших борцов, поэтому сейчас старый двор находится в тесном соседстве с огороженной стройплощадкой собора. Пройти мимо и не заглянуть нельзя никак. По всей видимости, на эту свободную территорию посматривали многие застройщики. Допускаю, что первым шагом к ее освоению была установка в центре площади небольшого и какого-то "домашнего" памятника Александру Невскому, небесному покровителю города, что произошло в 2007 г. А к 2016 г. приняли решение о строительстве Александра-Невского собора. Поразительно, но было решение отпустить на проведение гигантских работ всего-навсего пять (!!!) лет. Кажется, что работа идет по строгому графику с его соблюдением.



По прошествии двух лет объем проведенных работ впечатляет. Стройка не останавливается ни на один день. И возводят собор, как говорили в старину, "всем миром". Чего стоят кубы кирпичей, на которых черным фломастером начертаны имена тех, кто готов сделать посильный вклад в восстановление храма, хоть несколько кирпичей. Вот, например, на строительство Дома науки и искусств был использован миллион кирпичей. Об этом есть информация, но сейчас принято исходные материалы, очевидно, рассчитывать в других единицах. Но хотелось бы узнать количество кирпичей на храм и в штуках.




Перед собором оформлена информационно-историческая выставка, чтобы каждый желающий познакомился с историей храма в прошлом. Уже готова и колокольная группа из 16 колоколов, четыре уже представили на площадке. Вездесущие дети  норовят залезть на колокол и оседлать его. Сомневаюсь, что подобные вольности допустимы по отношению к церковным предметам.










Почему-то верится в то, что сроки воссоздания святыни не нарушат. Место, на котором красовался прежний собор, свято берегли до лучших времен, не соглашаясь ни на какие-то другие варианты застройки. Совсем недавно по ТВ прошла информация о том, что в первую неделю декабря будет установлен один из куполов, уже подготовленный к подъему. Получается, что мои снимки , с одной стороны, устарели, а с другой - превратились в исторические. Может, "толкнуть" их на аукционе или немного подождать?
На выставке представили самые основные виды площади, где раньше гордо красовался собор. По-моему, это и любопытно, и одновременно вдохновляет. Священнослужители каждый божий день посещают стройку. И даже в субботу прихожане ожидали их появления.






Продолжение следует


 Сообщить модератору



Лариса, спасибо еще и еще раз. Спасибо за то, что поделились личным, таким близким для нас детей начала 50-х годов и теперь уже таким далеким и многим не понятным. Как бы я хотела пройти по памятным тропинкам моего счастливого детства. Самое счастливое - это летние месяцы на Украине в печально известном городе Славянске. Но где тот Славянск теперь: только в моей памяти. А у Вас была такая возможность, и хорошо, что Вы ей воспользовались.

С уважением
Цитата:

"Бармалей".

работы Ромуальда Иодко
Цитата:

Разрушенный фонтан "Бармалей" в пострадавшем виде перенесли к дому Павлова и руинам мельницы.

Это тоже реплика 2013 года. Авторы скульптурной композиции — член Союза Художников России Павел Мишанин и член Московского Союза Художников Илья Мишанин. А оригинал был отреставрирован после войны, но снесён в 1951.
Ирина! Славянск, вернее, фотографии природы видела в студенческой юности. Зрительный образ остался перед глазами. Память - хитрая и не всегда понятная вещь.
С благодарностью
Клуб Самойловых! Благодарю за дополнительную информацию о знаменитом фонтане. Боже, ведь все имеет свою историю и в ней копаться очень занимательное дело,
Удивительный рассказ! Не каждый житель Волгограда сможет написать так о родном городе. Наверное потому что со стороны все выглядит по-другому. А когда живешь и видишь много раз, то не обращаешь внимания. Про Паульса кажлый знает, но ведь идешь в магазин за новой кофточкой, не до войны :). Интерьер вокзала всегда поражал меня в детстве. Приятно, что все сохранено и поддерживается в должном виде.

В этом рассказе Вы ответили на мои вопросы и ремарки в предыдущей части :).

Спасибо огромное еще раз.
Разумеется, у приезжих более свежий глаз, ведь для местных жителей многое примелькалось. У меня картина, когда во дворе люди выбирались из землянок, стоит перед глазами до сих пор. И пленные немцы - тоже. Всего Вам самого доброго. Загляните и в 4 часть отзыва, там музей обороны Царицына.
Цитата:

Разумеется, у приезжих более свежий глаз, ведь для местных жителей многое примелькалось


Меня скорее можно отнести к местным, чем к приезжим. Я родилась в Волгограде и у меня как раз местное восприятие, по крайней мере в прошлом. Но землянок и послевоенного города я конечно не видела в силу возраста. Я жила в очень чистом, красивом городе, с многочисленными фонтанами и клубами цветов, в котором о войне нам только рассказывали. Очень любила улицу Мира, кстати. Там находилась центральная библиотека. Студентами мы проводили в ней много времени. Она всегда была очень уютной и там между прочим чуть ли не лучшие квартиры в городе в этих старых домах - пятикомнатные с балконами в каждой комнате, с огромными кухнями. У меня в такой друг жил. Для жителей хрущевок это как дворец :). А в доме Паульса ведь был центральный универмаг, потому у молодых девушек к нему было особое притяжение :).
А когда я уехала в Москву в 90-х и наезжая видела во что превращается город, то было страшно на это смотреть. Впрочем, тогда так было по всей стране. Разруха.
Мне как раз очень понравилось Ваше общение с одним из представителей семейства Самойловых. Улицу Мира я тоже любила, все время ходила по правой стороне. В последний приезд было любопытно заглядывать во дворы, очень хотелось , чтобы они "отозвались" и показали свое прежнее лицо. Я точно не помнила номер дома, где жила другая бабушкина сестра. Но бродила там с удовольствием. И центральный универмаг я помню. Вы сделали верный вывод, что 90-ые года отразились буквально на всех городах и очень одинаково. Проблемы сейчас у всех одни и те же. Мне казалось, что прежде других на отзывы должны отзываться местные жители. Лет пять назад писала о Туле, про памятник Вересаеву. И вдруг одна девушка искренне призналась, что молодежь частенько назначала свидания около писателя. Очень трогательно. На отзыв о Покровской Слободе и Кассиле, отозвался Андрей Смирнов, вспомнив свою любимую детскую книгу "Кондуит и Швамбрания". А попал в этот город только в командировку, и музея Кассиля тогда еще не было. Всего Вам доброго.
Спасибо за такой пронзительный рассказ!
Я сейчас погружена немного другую эпоху, но тоже исследую свою семью по одной ветви, начиная с 1888 года и пытаюсь ранее. И так хорошо, когда сохранились воспоминания, фотографии и есть у кого спросить. У меня такая возможность в этом исследовании минимальна, практически ничего нет..
Про Волгоград. Ох как я плачу,вспоминая наш, Саратовский вокзал...сравнивая с Волгоградским.
Когда то давно, году так 1982, мы с мамой поехали в Волгоград, так жили друзья бабушки и дедушки по институту в Горьком.
Туда ехали на ракете - 8 часов по волнам, обратно на самолете 45 минут.
Город тогда показался мне слишком вытянутым и совершенно непохожим на Саратов. Проехались на метротраме, он тогда ходил по верху мимо Мамаева Кургана. Туда мы конечно сходили - это даже не обсуждалось. С помощью знакомого, он фронтовик, смогли попасть и увидеть Панораму.

Детские воспоминания конечно совершенно другие и в память помимо этого врезалась первый раз увиденная афроамериканка в белых носочках.

Еще раз спасибо!
Xelen_a! Мне очень приятно слышать из Ваших уст комплименты о моем отзыве. Я понимаю, что с его помощью отдаю долги моим близким, что происходит с большинством из нас. Мы можем найти с Вами схожие точки соприкосновения, хотя находимся в разных возрастных категориях. Из-за этого может возникнуть какая-то рассогласованность. Но все это преодолимо. Дедушка ушел из жизни в 1946 г. Последние годы он работал в институте "Микроб". Мы жили во Фрунзенском районе, но в суде какого района он был народным заседателем - я не знаю. Его звали Георгий Петрович. Интерес к немецкому Поволжью у меня возник давно, но по определенной совокупности проблем. Их не объяснишь в двух словах. Мой дядя - летчик, участник войны, был депутатом от Республики немцев Поволжья, его фото есть в отзыве. Все музеи , связанные в немцами Поволжья в Саратовской области, я посетила. Двумя словами интерес к этим проблемам не объяснишь. Я Вас благодарю за откровенность в публичном пространстве. Сестры бабушки были разбросаны по волжским городам. Горький в том числе..
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Историко-архитектурный заповедник "Старая Сарепта" и ...немного Волгограда. Часть 4
2Историко-архитектурный заповедник "Старая Сарепта" и ...немного Волгограда. Часть 2
3Историко-архитектурный заповедник "Старая Сарепта" и ...немного Волгограда. Часть 1
4Армения - страна дивных гор, древних монастырей и радушных людей! Часть 3
5И снова Карпаты! Часть 3 : Немножко Закарпатья.
6Бразилия и Аргентина самостоятельно. Часть 3. Дюны Lençóis Maranhenses и Рио-де-Жанейро
7Лютеранская кирха в чистом поле. Шаг четвертый
Отдых в России
Россия: отели
Отели Дивноморского
Отели Дмитровского р-на
Кашин
Каширский р-н
Погода в России
Туры горные лыжи
Рейтинг отелей:
799.Пятигорье санаторий 4+
800.Октябрьская 4+
801.Сокол 4+
802.Южное Взморье санаторий 4+
803.Западная гостиница 4+
804.Транзит 4+
805.Апельсин 4+
лучшие отели России
Фото отелей:
260.Вилла Корсика, Россия [27]
261.Аструс-Центральный Дом Туриста, Россия [27]
262.Серебряный Плес, Россия [27]
263.Наири, Россия [27]
264.AZIMUT отель Freestyle, Россия [27]
265.Усадьба Отрада, Россия. Остальное [27]
266.Апартаменты Valset от AZIMUT Роза Хутор, Россия [27]
Популярные отели:
624.Елизар-Отель отзывы
625.Кивач гостиница отзывы
626.У золотых ворот отзывы
627.Валдайская усадьба отзывы
628.Идиллия отзывы
629.Аквамарин отзывы
630.Березовая роща пансионат отзывы
Отзывы по отелям:
484.Россия, Курпаты санаторий [5]
485.Россия, ИПКВ мини-отель [5]
486.Россия, Гостевой дом у Кремля [5]
487.Россия, Эспланада [5]
488.Россия, Дружба пансионат [5]
489.Россия, Палас Отель Селигер [5]
490.Россия, Поляны пансионат [5]