Город ЙГ очень хорош, имеет много интересных достопримечательностей, но сердцем его является Старинный Замок, возведенный одним из “Владетелей розы”, старшим сыном Витека из Прчице, Йиндржихом, именем которого и стал именоваться Замок, а затем и выросший вокруг него город.
В википедии мне попала на глаза вот такая схема. Схема просто замечательная. Она постоянно была у меня перед глазами, пока я готовилась к этой поездке.
Римскими цифрами на схеме обозначены внутренние дворы, арабскими — строения.
1.Дворец Адама
2.Рондель
3.Замковый сад
4.Большие аркады
5.Испанское крыло
6.Чёрная башня
7.Красная башня (Менгартка)
8.Готический дворец
9.Дворец Яхима
А еще хочу поделиться ссылкой на сайт Замка. Здесь можно изучит маршруты экскурсий, расписания их работы. На мой день, конец сентября, среда, был доступен только Маршрут А - Дворец Адама. Зато он включает посещение Ронделя. https://www.zamek-jindrichuvhradec.cz/en/plan-your-visit/tours
Касса, которая находится во втором дворе, обозначенном на схеме римской цифрой II, открывается ровно в 10.00, начало первой экскурсии - 10.10. Поскольку я пришла пораньше, у меня было время погулять по внутренним дворам.
Двор номер I, тот, который накануне вечером показался мне довольно мрачным и даже немного зловещим))) Оказался очень симпатичным и даже веселеньким. Думаю, то в старые времена сюда приезжали подводы с провиантом для обитателей замка, а при набегах врагов, здесь прятались простые горожане, в помещениях по периметру вероятно жили слуги.
На третьем снимке справа проход в направление к старинным пивоварне и водяной мельнице. А чтобы не заблудиться, там стоит указатель. ))
Пивоваренный завод в 1580 г. построил Адам II. Она стала одним из крупнейших чешских предприятий по производству пива. Пивоварня неожиданным образом связана с именем чешского композитора Бедржиха Сметаны. В 1831 – 1835 гг. его отец взял в аренду пивоваренный завод, где он долгое время работал управляющим. В настоящее время пивоварня Йиндржихува Градца в Чехии является национальным памятником культуры и находится под особой опекой государства. Однако вид имеет непрезентабельный. Надеюсь, что пока. Просто руки не дошли)
А вот водяная мельница отреставрирована и принимает посетителей. Но... снова сошлюсь на краткосрочность своего пребывания в ЙГ((
Первые упоминания о замковой мельнице, касающиеся её продажи, датированы 1485 – 1489 гг. Следующее письменное упоминание о ней относится к 50-м гг. XVI в., где говорится о масштабных строительных работах, связанных с этим зданием. Две каменные таблички на восточном фасаде над главным входом гласят, что мельница была построена в 1551 г. Хотя, на самом деле, в этот год старинная готическая мельница (Йиндржихув Градец в Чехии) была просто перестроена в ренессансном стиле Яхимом из Градца, чей фамильный герб, наряду с гербом его супруги Анны из Рожмберка, украшает фасадные таблички. (Кстати, обратите внимание на входную дверь. Вся такая в розочках. Пятилепестковых)
Этот памятник тоже связан со знаменитым именем. Чешский инженер Франтишек Кржижик Эито имя я впервые услышала в марте, когда ездила в Пльзень. Кржижиковы сады на месте снесенных старинных укреплений
Во время сильного пожара в 1773 г. вместе со всем замком сгорела и мельница, после чего достаточно быстро была восстановлена.
В 1888 г. Франтишек Кржижик установил на мельнице турбины и электрогенераторами, создав первую на тот момент гидроэлектростанцию в Чехии. Вырабатываемое здесь электричество использовалось для освещения Йиндржихува Градца, чем не мог больше похвастать ни один город Чехии, кроме Праги. После национализации в 1946 г. мельница была передана пивоваренному заводу, а в 1962 г. национальная компания Фрута использовала мельничные помещения в качестве склада, в результате чего здание пришло в полный упадок. Его выкупил в 1998 г. Национальный институт памятников Чехии, и уже в следующем году была начата полная реконструкция сооружения. С 2002 г. гидроэлектростанция Кржижика снова находится в рабочем состоянии. В сентябре 2003 г. её помещения впервые были открыты для общественного обозрения в рамках проводимых Дней европейского наследия.
В настоящее время в здании мельницы (Чехия) открыто несколько экспозиций, в том числе постоянные, посвящённые Франтишеку Кржижику, текстильным произведениям Йозефа Мюллера, а также возрождению традиции производства ручных гобеленов. Помимо этого, здесь проводятся временные выставки (например, ремесленных изделий), а также многочисленные культурные мероприятия.
Двор номер два показался просто промежуточным, служащим на случай, если атакующие прорвутся через первый. Кстати, здесь я нашла кассу и купила билет на экскурсию. На первом снимке справа видна дверь в кассу. А еще, отсюда хорошо видна Чёрная башня. 32-х метровая башня самая старая из замковых построек. Её возвели в XIII веке. В это время главный вход в замок был с юга, через Чёрную башню. Она служила тюрьмой, из которой ни один узник даже не мечтал выбраться – куда денешься из помещения без окон с 4-х метровыми стенами из чёрного гранита? Также на верхнем этаже башни жил городской глашатай. С её вершины открываются великолепные виды на замок и на город.
Вход в Черную башню находится в третьем дворе. Но туда я не смогла бы подняться, т.к. в сентябре ее можно посетить только в субботу-воскресенье.
Двор номер III. Здесь все устроено так, чтобы радовать глаз аристократического семейства. Я обожаю всевозможные аркады. И здесь их есть!!!
Лёгкие, воздушные, ажурные. Уж я погуляла!
Во-первых, это малые аркады
Во-вторых - большие аркады, которые соединяют дворец Адама и Испанское крыло.
Напротив малых аркад вырыт глубокий колодец. Можно часами разглядывать это чудо кузнечного мастерства. Перевитые листья, цветы, морские коньки, другие подводные твари и, даже, главное морское божество Тритон. Где-то здесь спряталась и пятилепестковая роза.
Во время экскурсии удалось прогуляться по второму этажу большой аркады
И посмотреть на третий двор с другого ракурса. Вид на малые аркады
И на дворец Адама
В центре большой аркады есть проход во внутренний сад, а там стоит это чудесное здание. Рондель. Я напряглась, когда увидела, что галереи Рондела находятся в состоянии активного ремонта. Но к счастью, мои опасения не оправдались, Рондел был доступен для посещения. Посещение Ронделя входит в маршрут А.
Маршрут А - дворец Адама (Trasa A - Adamovo stavení)
В 10 часов утра кассу открыли и я купила билет на экскурсию, предварительно уточнив, что в маршрут включено посещение Ронделя. Впрочем, вариантов у меня не было. В конце сентября, в будни, работает только этот маршрут. Билет стоит 120 крон. Распечаток на русском языке нет, есть на английском и немецком. Аудиогида тоже нет.
Экскурсия начинается у этого красивого входа во дворец Адама.
В 10.10 я была у входа, рядом стояли 2 девушки с распечатками в руках. Гид, молодая пани, подошла вовремя.
Фотографирование во дворце запрещено. Но тут мои соэкскурстницы что-то прощебетали нашему гиду, показав фотоаппарат, та улыбнулась и махнула рукой в знак согласия.
Так что я могу вам показать кое-что из интерьеров дворца Адама. Только прошу сильно не критиковать за качество фотографий). Хорошие фото можно посмотреть на сайте, который я привела выше.
Дворец был построен во второй половине XVI века предпоследним представителем рода Витковце Адамом-II. Здесь, как в любом, уважающем себя замке, живет свое приведение - Белая дама (Bílá Paní). Говорят, что почти во всех замках имеется свой вариант Bílá Paní, Перхты из Рожемберка (1429-1476)
В замке господ из Градца висит свой портрет Белой дамы.
А вот этот симпатичный отель напротив входа в замок называется "Bílá Paní". Вот так! Нет желающих встретить Перхту из Рожемберка? )))
Я уже говорила, что город, да и замок тоже, часто страдали от пожаров, особенно сильно – в 1773 году. Но каким-то чудом в нескольких комнатах сохранились деревянные потолки, созданные местным столяром Олдржихом Дешнером и резчиком Гонзом. Я чуть шею не свернула, разглядывая их.
В каждом из помещений висят портреты владельцев замка разных эпох всех трех родов: Витковцы, Словаты, Чернины.
В одном из первых залов экспозиции висят портреты Адама-I из Градца и его супруги, Анны из Рожмитала.
Комната Адама-II.
Кровать, в которой скончался предпоследний представитель рода господ из Градца.
Картина над шкафом, здесь он изображен на смертном одре.
Печь
Удобства. Пани гид открыла дверь, показав нам эту интимную часть интерьера
Я обратила внимание на то, что печь в комнате Адама-II топится прямо здесь же, в комнате, в отличии от каминов в других помещениях.
Еще немного интерьеров замка
Известным меломаном в семействе Чернинов слыл Ян-Рудольф Чернин (1757-1845). Он с детства увлекался музыкой, брал уроки игры на фортепиано в Зальцбурге. Его учителями были братья Гайдны, а позднее – сам Вольфганг-Амадей Моцарт. Великий композитор был не только учителем, но и другом Яна Рудольфа и иногда гостил в венском доме семейства Чернинов. Поэтому, есть все основания полагать, что Моцарт играл на стоящем у окна рояле. Инструмент сделали в 80-е годы XVIII века. На нём выставлена рукопись В.-А.Моцарта – небольшое сочинения для фортепьяно, посвящённая Я.-Р.Чернину
Спальни, столовые, салоны...
Заключительная часть экскурсии, ожидаемый мною с особым нетерпением Музыкальный павильон “Рондель”.
Рондель был построен в 1591-1598 годах по заказу Адама-II итальянским мастером Джованни-Марио Факони по проекту Бальдассара Маджо-ди-Ароньо Это было последнее строение в комплексе замка. Здесь принимали важных гостей, устраивали балы, летние праздники, пиры.
Музыканты, а это в те времена были людьми низкого происхождения, находились внизу, в подвальное помещении.
Чтобы паны всё-таки могли слушать прекрасные звуки, в центре зала было сделано небольшое круглое отверстие, а для передачи звучания музыки на нем стояла глубокая ваза без дна.
В Ронделе разрешена фотосъемка.
Карниз павильона у перехода стены в купол украшает надпись на старонемецком языке. Её можно перевести таким образом: “Вместе с Адамом и Евой нас настигло искушение и человечество отдалось самолюбию”.
На следующем снимке можно различит слова ADAM и EVЕ
Для пущей наглядности посмотрите маленький видеоролик, который я сделала, немного покрутившись на месте.
Недалеко от Замка господ из Градца, рядом с Кафедральным костёлом расположен
Местный краеведческий музей - Muzeum Jindřichohradecka
Буквально 4-5 минут и я вхожу вот в это, с виду непривлекательное здание.
Не то чтобы я любитель подобных музеев. Посещаю их в том случае, если в музее есть какая-то особенность. Фишка, как теперь говорят.
Так в Тахове этой фишкой была скульптурная композиция, выполненная из дерева липы, точная копия Леонардовской «Та́йной ве́чери». Здесь мне было любопытно взглянуть на экспонат, занесённый в книгу рекордов Гиннесса!!!
Городской музей в Йнджихуве Градце располагается в здании бывшей иезуитской семинарии. Открыт в 1882 годы и считается старейшим региональным музеем Чехии. Если я ничего не путаю, в семинарии несколько лет обучался юный Бедржих Сметана.
Внешний облик музея оказался сильно обманчивым. Войдя в дверь, я оказалась в очень уютном и светлом внутреннем дворике в виде замкнутого каре. Да еще и любимые аркадные галереи )))
На входе меня встретила приятная улыбчивая пани, которая сходу сообщила, что начало сеанса еслички начнется через полчаса. Видимо для всех посетителей это главный объект))) Она предложила в ожидании погулять по галереям во дворе, а потом подняться на 2 этаж и осмотреть экспонаты музея.
Было бы побольше времени, я бы подольше посидела в этом чудесном дворике. (Кстати, с еще одной Иезуитской семинарией, я встретилась через день. В Клатовы)
На втором этаже много интересных экспонатов. Но они традиционны для подобного типа музеев. Вот только эта картина - свой вариант "Разделения розы".
В правом нижнем углу голубой флаг с золотой розой. Это отряд Йиндржиха Витковца отправляется в сторону Градца.
Полчаса прошли незаметно. И вот я у цели. Открылась дверь в небольшую комнаты, в которой вдоль трех стен за стеклянной витриной размещается Деревянный вертеп (Krýzovy jesličky) с двигающимися фигуркам людей и животных, изготовленный мастером Томашем Крызой.
Местный умелец Томаш Крыза (Tomas Kryza) (1838-1918) всю жизнь отдал, чтобы смастерить это чудо! Он работал более 60 лет и вырезал 1398 фигур людей, животных, зверей. Механизм заводится и фигурки движутся! Вертеп занимает площадь в 60 кв. метров. В 1998 сцену Рождества Крызы занесли в книгу рекордов Гиннесса как крупнейший в мире.
Вначале нам показали коротенький фильм б истории создания jesličky, а после этого включили механизм. Фигурки ожили, начали двигаться, свет то убывал, то прибывал, символизируя наступление дня и ночи.
Фото и видеосъемка не запрещены, но нельзя пользоваться вспышкой. Я щелкнула несколько раз, поняв свою оплошность начала снимать видеокамерой. Вот один из роликов
И фото
Под впечатлением от всего увиденного я еще побродила по коридорам второго этажа, там развешано очень много картин. В основном это портреты, но есть и пейзажи, и жанровые сцены.
Среди всех я бы выделила портрет одного из важнейших владельце Градца Адама-II кисти неизвестного художника.
Резюмируя скажу, что музей мне понравился и если вдруг получится еще раз побывать в ЙГ, я его точно не пропущу.
Из музея я отправилась в сторону Масариковой площади (Masarykovo namesti), недалеко от которой я заметила Церковь Святой Екатерины.
Когда-то на этом месте располагался монастырь Ордена Францисканцев, основанный Йиндржихом IV в конце XV столетия. Чуть более чем через сто лет монастырь и с ним церковь были разрушены, а вновь восстановлены в конце XVII века.
Рядом находится Кластержичек Klášteříček (малый монастырь, монастырчик), который основали вдова Йиндржиха IV Анна Мунстерберк (Munsterberk) с дочерью. В здании располагался приют для вдов.
Кластержичек соединен с церковью галереей. Галерею построила Катерина Монтфорт, вдова Адама-II, поселившаяся в приюте для вдов после смерти супруга. По каким-то причинам ей не нашлось места в замке((
На галерее, над массивными колоннами, изображены два герба. Предполагаю, что они принадлежат Адаму-II и Катерине Монтфорт. На левом можно разглядеть золотую пятилепестковую розу на синем фоне, знак рода Витковцев.
По дороге от Masarykovo namesti к церкви Святой Екатерины на улице Klasterska я обратила внимание на это задание. Современная ратуша (městský úřad), рядом с флагами Чехии и Евросоюза висит синий с золотой розой! Мне очень нравится, что чехи чтут память своих предков, основателей их города.
Площадь Мира (namesti Miru)
Эту площадь я пересекала неоднократно в течение двух коротких дней, проведенных в ЙГ.
В отличие от некоторых других городов, где я побывала, (Пльзень, Стршибро, Тахов) она не имеет правильной прямоугольной формы, говорят, что это связано с географическим положением города – холмистой местностью.
Читала, что в ресторане этого отеля, "Grand Hotel" имеется собственная минипивоварня, но мне не повезло. На двери постоянно висело объявление о том, что здесь и сейчас обслуживаются только гости отеля.
Площадь очень хороша (только мне очень мешала автостоянка), много красивых зданий. Из них выделяются два
Старая Ратуша - Budova staré radnice
Точная дата ее строительства неизвестна. В письменных документах впервые упоминается 1493 г., когда на крыше Ратуши была построена башенка, на которой мастер Гануш (один из создателей пражского Орлоя) из Праги установил новые городские часы.
И Дом Лангера
Построен в 1530-1540гг. Назван по имени последних владельцев.
Украшен фресками в стиле сграффито на темы Ветхого Завета.
Как и всякий, уважающий себя чешский город, Градец имеет свою чумную колонну - скульптура Пресвятой Троицы. 20-метровая колонна возведена в 1764-1766 годах. Её неофициальное название "Колосс на сене". Рассказывают такую легенду:
Жил в Индржихувом Градце некий купец по имени Ондржей Баер, занимался он поставками сена. Торговец получал заказы на снабжение императорской армии и однажды сбыл с рук негодный товар, продав его военному ведомству. Мошенничество раскрылось, Баеру грозил суд. И он поклялся построить на площади родного города Марианскую колонну, если ему удастся избежать наказания. Так и вышло. Дело замяли, а великолепный “колосс на сене” до сих пор украшает площадь. Справедливости ради надо заметить, колонна построена не только на деньги Ондржея Баера, значительную сумму выделил и муниципалитет.
Покинув несолоно хлебавши "Grand Hotel", я заглянула тут же на площади мира в отель "Concertino - Restaurace Zlatá Husa" и отведала там вкуснейшую утиную ножку, запив ее Старопраменским пивом
В Пльзень я уезжала поездом в 14.40, 3 с лишним часа пролетели незаметно, настолько я была полна впечатлениями.
Прощальный привет из ЙГ)))
Времени, отведенного мною на этот замечательный город конечно же слишком мало. По-хорошему, надо бы там пожить несколько дней.
Спасибо!! Очень-очень интересно все! Просто глаз не оторвать. Как будто рядом с Вами по городку побродила... Мало все-таки два неполных дня... Есть про что мечтать!
Спасибо большое за подробный рассказ о замке и городском музее. Надеюсь там когда-нибудь побывать.
Цитата:
Читала, что в ресторане этого отеля, "Grand Hotel" имеется собственная минипивоварня,
Совершенно верно! И я даже смог там купить разливного пива! Правда отвез его домой и подарил другу, сам не попробовал. По отзывам одаряемого пиво было очень неплохое!
Шелта, думаю вам понравится)
И еще одно достоинство: нет толп туристов! Никто тебя не толкает локтями, не надо уворачиваться от вечных палок с насаженными на них фотоаппаратами)))
Полищук Ирина, спасибо вам. Приятно иметь единомышленников, наши интересы совпадают начиная от любви к кессонным потолкам и сграффито, и до недоумения по поводу автостоянок в центре исторических площадей. Они меня преследовали и в следующие дни, в Домажлице, в Клатовы.
Спасибо за интересный рассказ и яркие фотографии. В июне 2017 мы тоже были в Йиндржихув Градце (я здесь писала об этом отзыв). Правда, большей частью времени провели в замке, а оказывается здесь ещё много всего интересного...
В пивоварне обедали: пиво Чёрный орёл прекрасно, а еда не очень, мне не понравилась. На поезде не катались, не успели, надо было приезжать раньше, чтобы успеть к отправлению. В принципе, в планах было сходить на вокзал и встретить прибывающий поезд ( в клубах дыма), но мы забыли, просто гуляли. Чудесный маленький городок, приятно было прочесть ваши впечатления.