04.12.18 13:02:09
Пешие прогулки по Казани. Глава 4. Мои "хаотичные" блуждания по улицам Казани... (Продолжение)Оценка: 5
Время отдыха: 12.08. - 21.08.2018

РОССИЯ
Казань – «Дорогами Татарских Ханов»,
Шаляпин Палас Отель 4* с 12.08 по 21.08. 2018 г.



Часть 1. Пешие прогулки по Казани. История города в архитектуре.



Предыдущие прогулки:
https://www.otzyv.ru/read.php?id=209931
https://www.otzyv.ru/read.php?id=209932
https://www.otzyv.ru/read.php?id=210603

Глава 4. Мои «хаотичные» блуждания по улицам Казани… (Продолжение).





Следующий свой маршрут по улицам Казани я начал опять от Кремлевской улицы, пройдя до пересечения улицы Лобачевского и Дзержинского.
По пути, у парка «Черное озеро» я наконец увидел «Арку Влюбленных».
Арка имеет эллиптическую форму, за счет чего обладает таким акустическим эффектом: если два человека находятся по разные стороны арки и говорят шёпотом, то они прекрасно слышат друг друга. Достигается это за счет того,что внутренняя часть арка выполнена в виде желоба, он и направляет звуковые колебания вдоль арки. Автор проекта арки Игорь Николаевич Герасимов, возведена она была в 1930 году.

По городской легенде же, арку построил скромный влюбленный, боявшийся признаться в чувствах своей избраннице. Вот он и построил арку, отошел в сторону от возлюбленной и прошептал «Я тебя люблю», и на другом конце арки она услышала его, ну и естественно, она ответила взаимности, столь романтически изобретательному молодому человеку…:))

Ну вот, а теперь я начинаю идти по улице Дзержинского (Правой Черноозерской) в сторону Кремля.

Лобачевского № 6/Дзержинского № 27 - построен в середине XIX века и принадлежал: статскому советнику И.А. Сахарову – директору Первой мужской Императорской гимназии, с 1891 года - вдове генерал-майора А.И. Головиной. В 1911 году новый владелец Н.А. Алексеев надстроил третий антресольной этаж и реконструировал фасады. Стены украшены полуколоннами, пилястрами, нишами и наличниками с обилием лепнины в стиле модерн. Силуэт обогащен полуцилиндрической формой купола бельведера, приподнятым карнизом антресольной пристройки и аттиком. Прямоугольные и арочные оконные проемы с модерновыми переплетами. Стилистика деталей кованого металла и лепнины выдержана в модерне. Памятник жилой архитектуры, в стиле эклектики. В 1918-1919 годах в этом доме располагался Союз демократической молодежи. Сейчас в здании располагается Духовное управление мусульман Республики Татарстан и над куполом одного из эркеров на шпиле возвышается полумесяц.


Дзержинского № 25/Лобачевского № 7 – Дом Гордеева. Был построен для семьи Безобразовых. В 1878 году его владелец тайный советник, сенатор А.П. Безобразов (брат В.П. Безобразова, управляющего казанским отделением Госбанка) возвел пристрой к дому по улице Лобачевского. В 1896 году домовладение приобрела купчиха Е.М. Гордеева. В начале ХХ века в доме жил Николай Александрович Засецкий (1855-1917 годах) - терапевт, доктор медицины, профессор университетской клиники. Памятник жилой архитектуры в стиле ампир, с небольшими позднейшими дополнениями в последующих стилях. Построен в 1832 году. Архитектор – Александр Кириллович Шмидт.


Между этим зданием и здание по адресу Дзержинского № 19, в котором располагается Отдел МВД по Республике Татарстан, во внутреннем дворе с улицы видны купол часовни и шпиль с полумесяцем – там находится Мемориальный комплекс отдела МВД по Республике Татарстан, он включает в себя: часовню, мечеть и памятник павшим сотрудникам МВД.


Само здание МВД – оно сильно пострадало во время пожара в 2005 году, но в конце 2007 года, было отстроено и снова сдано в эксплуатацию. Бывший дом Лопатина, начало XX века, стиль модерн.


Дзержинского № 17 - Военная прокуратура Казанского гарнизона. На официальном сайте минкульта об этом доме - сообщается: «В 1806 году на улице Черноозерской (ныне Дзержинского) был приобретен у помещика Баратаева жилой дом, который решили переоборудовать под больницу, что и выполнил архитектор Я.М. Шелковников. До середины XIX века здесь находилась городская больница, до 1918 года - учреждения Казанского военного округа, а с декабря 1941-го по февраль 1942-го - штаб 146-й стрелковой дивизии.»


Ул. Дзержинского 13 - Новое здание номеров Банарцева внешне вроде как в точности повторяет утраченное, снесенное в 2011 году.
Номера Банарцева представляли собою одну из немногих благоустроенных гостиниц в дореволюционной России. Трёхэтажное, с подвальным этажом, кирпичное, прямоугольное в плане здание построено в 70-х годах XIX века. Эклектический по стилю фасад был избыточно украшен оконными наличниками и декоративными деталями.

Это здание связывают с пребыванием в Казани Л. Н. Толстого и его братьев – с осени 1846 года они снимали тут жилье, а 23 апреля следующего года молодой граф выехал отсюда в Ясную поляну.
Гостиница выходила своим фасадом на городской сад «Чёрное озеро». Расположенные в относительно спокойном месте, на Черноозёрской улице, номера Банарцева привлекали своей тишиной и благоустроенностью приезжающих в Казань писателей, артистов.
Именно здесь бывший полковник генерального штаба царский армии Борис Шапошников написал письмо одному из организаторов Красной Армии - бывшему генералу Вячеславу Пневскому с предложением своих услуг. Так начался советский период карьеры выдающегося военачальника, маршала Советского Союза Бориса Михайловича Шапошникова - будущего начальника советского генштаба.

Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/117849

Дзержинского № 11а - построен в 2005 году в стиле ретроспективизма.


Дзержинского № 9/1 – построен в 2006 году, архитектор Михаил Августович Борщевский.


Дзержинского № 7 – интерактивный музей «Городская Панорама». Открылся в январе 2017 года. Мы в него не ходили.


Дзержинского№ 5 – тоже современное здание в стиле ретроспективизма, построено в 2011 году.


Здесь я вернулся немного назад, к Черному озеру и свернул на улицу Япеева, увидев довольно интересный однокупольный храм…

Япеева № 2 - Церковь Сергия Радонежского при Ложкинской богадельне.

В 1848 году Казанское городское общество открыло Дом призрения бедных, престарелых и увечных граждан города Казани. Купец Василий Михайлович Ложкин пожертвовал для богодельни дом, выстроенный в том же 1848 году по проекту И.П. Бессонова. Поэтому даже в официальных документах это благотворительное заведение называли Ложкинской богадельней.
В 1850 году на втором этаже флигеля богодельни на средста Ф.М. Королькова была оборудована домовая церковь в честь преподобного Сергия Радонежского. В 1861 году из-за карстовых явлений здание осело и треснуло, его пришлось перестраивать. Храм заново освящен в 1863 году. На этот раз основным жертвователем выступил мещанин Иван Платонович Платонов. В 1890-1893 годах казанская купчиха Юлия Петровна Годяева на средства, завещанные её дедом Федором Егоровичем Постниковым (1806-1881) выстроила новый корпус богадельни, большую часть которого заняла трехпрестольная церковь.
Корпус с церковью, построенный в 1891 году двухэтажный с базиликальным третьим этажом, завершенным куполом — эклектика.
Храм был закрыт в 1918 году, когда Ложкинская богадельня стала государственным домом престарелых.
С осени 2014 года была начата реставрация церкви Сергия Радонежского. Сейчас Храм функционирует.

Карла Маркса № 12/Япеева № 4 - Корпус Управы благочиния, 1774 год, архитектор В.И. Кафтырев. Располагается рядом с Ложкинской богодельней. Памятник рядовой жилой архитектуры в стиле кирпичной эклектики с оштукатуренными деталями.


Карла Маркса № 17 - Комплекс Адмиралтейской конторы, является значительным памятником архитектуры позднего барокко в Казани с элементами классицизма. Построен в 1774 году – архитектор тот же Василий Иванович Кафтырев. Впоследствии здание переделано под земскую больницу. В этой больнице 12-21 декабря 1887 года находился на излечении А.М. Пешков (М. Горький).


Карла Маркса № 10 - Здание первой мужской гимназии.
Одно из старейших средних учебных заведений страны, третья по времени основания гимназия в России. Открыта в 1759 году. Архитектор М. Е. Емельянов.
В 1811 реконструировано по проекту архитекторов В.А. Смирнова и Я.М. Шелковникова. Пристроен шестиколонный коринфский портик, несущий балкон, средняя часть дома для устройства зала надстроена на этаж и перекрыта куполом.
В 1939 здание реконструировано по проекту архитекторов А.Г. Бикчентаева и В.А. Дубровина с утратой первоначального портика с балконом и купольного завершения. Главный фасад расчленён центральным шестиколонным портиком и боковыми ризалитами с 6 трёхчетвёртными колоннами коринфского ордера. В оформлении фасада использованы элементы архитектуры классицизма: пилястры, медальоны и др.
В гимназии учились многие выдающиеся деятели отечественной истории и культуры. В 1759 году в числе гимназистов первого набора сюда был принят Г. Р. Державин. В 1801-1805 годах воспитанником гимназии был С.Т. Аксаков, Н.И. Лобачевский (учился с 1802 по 1807 годы), химик А. М. Бутлеров (окончил в 1844 году), художник-пейзажист И. И. Шишкин (с 1843 по 1848 годы), астроном и географ И. М. Симонов и многие другие. В начале XIX века гимназия послужила базой для создания Казанского университета. В 1802 году при гимназии была открыта так называемая азиатская типография, которая первой в России начала печатание книг на арабском и татарском языках; в 1827 году она была присоединена к университетской. В 1917 году гимназия была упразднена.
Сейчас здание принадлежит - Казанскому национальному исследовательскому техническому университету имени А.Н. Туполева-КАИ.


Карла Маркса № 15/Япеева № 5
Дом Чекмарева, 1768 год. Архитектор - В. И. Кафтырев.
Находится на углу улиц Карла Маркса (Воздвиженской) и Япеева (Поперечно-Казанской). Построен для купца Чекмарева, позднее дом принадлежал известному казанскому литератору Гавриилу Каменеву, затем в 1806 году был передан для размещения общежития первой гимназии, основное здание которой располагалось напротив. Несмотря на значительные переделки, здание представляет интерес как одно из сохранившихся каменных жилых строений позднего барокко в Казани. Дом стоит на невысоком каменном цоколе. Оконные проемы второго этажа значительно больших размеров, чем первого. После пожаров 1774 года здание заново перестраивалось, тогда же были убраны с фасадов рустованные поверхности и стены стали гладкими. До 1806 году дом находился в собственности генеральши Великопольской. Известно, что госпожа Великопольская вышла замуж вторично за помещика А. Ф. Моисеева и, вероятно, уже будучи Моисеевой, в 1806 году продала дом гимназии. В конце XIX века утрачены барочные наличники окон.
К 2002 году здание находилось в аварийном состоянии, по главному фасаду шли трещины.
В настоящее время закончена реставрация фасада, идет работа над внутренними интерьерами здания. Объект культурного наследия федерального значения.


Большая Красная № 18/ Япеева № 7 – общежитие Казанского Государственного Технического Университета – Казанского Авиационного Института. Здание построено в 1930-х годах. Сталинский неоклассицизм.


Большая Красная № 20/ Япеева № 6 - Малое здание Адмиралтейской конторы, XVIII век. Барокко. Объект культурного наследия федерального значения. В 2011 году продано с торгов. Сейчас в здании находится хостел.


Большая Красная № 7/Япеева № 9
Здесь находилось бывшее здание церковно-приходской школы до того Богородицкий Женский Монастырь. Построено в 1895 году. Перестроено в 1937 году. Архитектор Иван Еремеевич Чернядьев. Сталинский неоклассицизм. Сейчас - студенческое общежитие № 1 Казанского государственного технического университета (КАИ) имени А.Н. Туполева.


Большая Красная № 9/Япеева № 8 – кирпичный дом, построенный в 1876 году. В здании сейчас располагается - Управление МВД РФ по городу Казани - Отдел полиции № 16 «Япеева».


Япеева № 11 - Школа № 39 аккуратная сталинка 1930-х годов с классическим фронтоном и барельефами. Ранее на этом месте находились корпуса для монахинь, 1814 года и 1842 года постройки - архитекторы М. Я.Шелковников,Ф. И.Петонди.


Япеева № 13 – Дом Чекмарёва – Вилькена, построен в 1777 году. Стиль – барокко. Архитектор В.И. Кафтырев.


Япеева 15/1 (красный) и 15/2 (желтый) – между ними стена с арками, мощные деревянные ворота.


За ними в глубине двора находится длинное желтое здание, в котором сейчас находится музей Л.Н. Толстого. Ранее это был дом Горталова.

В этом доме в 1841-1845 годах жил Л.Н. Толстой. В 1841 году Лев Толстой с братьями и сестрой приехал в Казань и поселился в доме Ивана Кузьмича Горталова на улице Поперечно-Казанской. Горталовы входили в светское общество Казани, были людьми одного круга с Юшковыми и Толстыми. Часть домовладения Горталовы занимали сами, часть же предназначалась для сдачи внаем.
Проект дома был составлен архитектором Александром Кирилловичем Шмидтом в 1812 году. Дата постройки не установлена, но в Собрании списков о переоценке обывательских домов за 1828 год он был указан. Это – типичная городская дворянская усадьба начала XIX в. Дом и прилегающие к нему помещения в течение XIX-XX веков перестраивались и менялись, но в целом сохранили родовое сходство с первоначальным обликом и стилем. Сегодня это здание – памятник истории и архитектуры республиканского значения и находится на реставрации.

Во дворе музея стоит фигура мальчика в шапке с книжкой в руках – надо полагать это и есть Филиппок – герой произведения Л.Н. Толстого.


Япеева № 18 - Усадьба Дьяченко, выявленный и восстановленный объект культурного наследия. Вторая половина XIX века. Эклектика.

На этом улица Япеева закончилась, ряд зданий я пропустил, они показались мне не интересными, в общем то зря, как оказалось с виду неприглядные здания тоже были достаточно старинными…

Ну а на пересечении улиц Япеева и Федосеевской привлекает внимание Церковь Святой преподобной мученицы Евдокии (Федосеевская № 46) – построена в 1734 году в стиле русского барокко. Почти весь приход этой церкви состоял из бедноты Подлужной слободы. Особо внимания к себе она ни привлекала и в результате это спасло ее от перестроек и сноса. Внешний вид церкви за три века практически не претерпел никаких изменений. Интересна и необычная деталь этой церкви – иконы на фасаде…



Рядом, через дорогу, стоится мечеть. Как раз при мне водружали вертикально вытянутые восьмигранные купола на минареты…


Отсюда по Федосеевской я пошел в сторону от Кремля. С левой стороны вдоль всей этой части улицы возвышается довольно высокий кирпичный забор. За забором находится необычный коттеджный поселок, неизвестно как оказавшийся в центре города с населением более миллиона человек. В Казани этот поселок известен как «Поселок нефтяников». «Посёлок» этот вырос тут, на берегу Казанки, на месте исторической застройки к празднованию тысячелетия Казани. Каким образом и кто давал разрешение на застройку этого городского участка, никто и никогда уже не узнает, наверное. Сейчас возможно общественность и могла поднять шум, а в то время, да еще прикрываясь благой целью празднования тысячелетия, тогда все прошло «без шуму и пыли» как сказал герой Папанова в одной из комедий Гайдая. После «миллениума» дома перешли во владение известных и не очень, но весьма обеспеченных материально людей. Ну судя по всему «поселком нефтяников» его назвали не зря, вероятно известно отношение домовладельцев к определенному кругу. Теперь это частная собственность, которая как известно у нас неприкосновенна...
Ну а я дошел, до еще одного необычного здания – это Национальный культурный центр «Казань» (Пушкина № 86) – который находится на вершине Федоровского холма. Здесь стоял древний Федоровский монастырь, отчего холм и получил свое название. Монастырь был основан в начале XVII века и просуществовал до 1929 года. Затем холм пустовал, хотя отсюда открываются весьма впечатляющие виды на Казанку и на противоположный ее берег.




Отсюда можно увидеть и Центр семьи «Казан» и Гостинично-развлекательный комплекс «Казанская Ривьера» и «Мост Миллениум», ну и также, отсюда можно более-менее рассмотреть, что находиться за забором «Поселка Нефтяников»...


Также открывается вид на шикарные здания ЖК «Ренессанс» и другие «крутые» дома.


На самом же Федоровском холме в 80-х годах прошлого века было решено построить здание Ленинского мемориала. Причем один музей Ленина в городе уже был. Но новый мемориал должен был быть более монументальным, более масштабным и более значительным. По задумке архитекторов здание должно было напоминать развивающееся красное знамя. Он был открыт в 1987 году, к столетию исторической сходки студентов Казанского университета, в которой принимал участие В.И. Ульянов, за что и был из университета исключен.



После развала Советского Союза, и всех ценностей ушедшего государства, естественно мемориал был упразднен. А в здании с 1992 года разместился Национальный культурный центр «Казань». Сейчас здесь располагаются несколько музеев и галерей, Казанская филармония, различные хореографические и музыкальные коллективы, концертный зал и кафе «Хоррият»

Мы кстати позже опять оказались здесь, когда посещали «Музей национальной культуры», но это тема другого отзывы.

Рядом со зданием музея воздвигнута стела в виде 40-метровой колонны, на вершине которой расположено бронзовое изваяние с раскинутыми в стороны крыльями. Это изображение женщины-птицы «Хоррият» из татарской мифологии – прародительница и защитница, олицетворяющая собой свободу. Вроде бы статуя женщины-птицы вращается, но очень медленно. А в темное время она подсвечивается. В темное время мы подходили к НКЦ «Казань» от Площади Свободы, но тогда подойти не смогли, так как путь был перекрыт забором, но снимок я тогда сделал.


По Федосеевской улице, я пошел в обратную сторону, миновал Церковь Святой Евдокии и здесь опять вижу образцы «новейшей» архитектуры. Жилищный комплекс «Дворцовая Набережная». Про эти дома, можно сказать то же, что я писал выше про дома ЖК «Ренессанс» (Федосеевская 38, 40, 42).



Ну и апофеоз «новейшего стиля» - здание Дворца Земледельцев. Но что не говори, сейчас - это уже один из символов Казани. Начали возводить столь помпезное и грандиозное сооружение в 2008 году и через два года строительство было закончено. Здание сооружено на месте снесённой ветхой застройки начала Федосеевской улицы. Стоимость возведения здания составила 2,2 миллиарда рублей.
Эклектичный, монументальный и роскошный экстерьер здания, имеющего два симметричных крыла с порталами и центральную часть с порталом и классическим куполом, включает разнообразные малые архитектурные формы. Формой корпуса и заимствованиями архитектурных элементов ампира и классицизма здание в определённой степени напоминает Пети-Пале (Малый дворец) в Париже или один из корпусов Хофбурга в Вене, а с боковой стороны — Витториано в Риме. Отметка вершины центрального шпиля — 48 метров.




Здание расположено у подножия холма на вершине которого будет находится строящийся Собор Казанской Иконы Божией Матери. Во Дворце базируется Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, - отсюда и название «Дворец земледельцев».

В темное время здание выглядит красиво и загадочно, благодаря интересной и насыщенной архитектурной подсветке. Центральный элемент — дерево 20-метровой высоты — выполнен из бронзы. Именно его зелёная подсветка символизирующая листву, создает ощущение другого Мира… впечатление либо это Эйва с Пандоры из «Аватара», либо дерево из таинственного Мира населенного гномами, эльфами и возможно гоблинами… :)).



Ну да, туристам теперь есть что посмотреть, при этом конечно существуют различные мнения, по поводу этого роскошного и дорогостоящего «новодела» рядом с охранной зоной объекта всемирного наследия – Казанского Кремля. Хотя вот именно со стен Кремля, это здание смотрится весьма неплохо, так как напоминает «историческое строение», а более мелкие детали оттуда разглядеть сложно…


В общем, большинство восторгается, это большинство туристов, не разбирающихся в архитектурных стилях и коим нет дела до «исторической застройки и ее гармоничной сочетаемости с архитектурой города», главное просто «красиво и богато». Но так же есть и критики, для которых вышеупомянутые детали не являются мелочами.
По мне так чересчур напыщенно и помпезно и чем оправдана такая мешанина стилей, скульптур и фасадного декора, не совсем понятно. Супруге же и дочери Дворец понравился… :)
Кстати местные жители называют его «Дворцом землевладельцев»… слышал такое высказывание… :)

Контрастом на фоне Дворца земледельцев, за ним находится полуразрушенная кирпичная ограда Богородицкого монастыря с башнями и проездными воротами (1830-е годы).

Объект культурного наследия местного (муниципального) значения. Архитектор Петр Григорьевич Пятницкий.
http://history-kazan.ru/9046-1181

За разрушенной оградой здание Настоятельского корпуса Казанского Богородицкого мужского монастыря - построено в 1832 году. Проект архитектора М. Я. Шелковникова (проект создал в 1808 году), в 1827 году архитектор А. К. Шмидт изменил проект. Сейчас находится на реконструкции, в общем как и вся территория Богородицкого монастыря.

От «Дворца земледельцев» открывается шикарная панорама Кремля…



Дальше я пошел по улице Батурина к Кремлю.

По пути встречаю еще одну церковь – Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Параскевы Пятницы) (Большая Красная № 1/2) - XVI век!


История Храма Параскевы Пятницы начинается в 1566 года со строительства деревянного храма во имя Николы Зарайского с приделом Параскевы Пятницы. Деревянная церковь Николы Зарайского сгорела в пожаре 1579 года. В нынешнем виде Пятницкая церковь была заложена в 1726 году, а закончена и освящена в 1728 году. Композиция и декор храма выполнены в стиле русского барокко в традиционной форме - восьмерик на четверике, а его высота составляет 22 метра. В XVIII - XIX веках у церкви было три престола. Главный изначально освятили во имя Богоявления, но в народе храм всегда называли Пятницким - в честь находившегося в левом приделе чудотворного образа святой Параскевы, нареченной Пятницею. После пожара 1815 года он долго перестраивался: главный престол восстановили в 1831 году и переименовали из Богоявленского в Рождество-Богородицкий, а пришедший в ветхость Пятницкий придел был разобран и построен заново в 1855 году (архитектором был – П.Г. Пятницкий, что символично). В 1923 году Пятницкая церковь была отдана обновленцам, объявлена Соборной и предназначалась заменить Благовещенский Собор в Кремле. Храм стал тогда чем-то наподобие церковного музея: сюда с разрешения властей свозились все святыни из закрытых или разрушенных церквей и монастырей. В 1937 году храм был закрыт и превращен в тюрьму НКВД. В 1950-е годы была снесена колокольня, а храм пришел в запустение. В 1997 году храм возвращен православным верующим.

Далее по пути заинтересовали - Батурина № 12 - двухэтажное кирпичное здание постройки середины XIX века.


Карла Маркса № 1/ Батурина № 10 – здание построено в конце XIX, начале ХХ веков. За ним располагаются новейшие постройки ЖК «Кремлёвская жемчужина»…


Карла Маркса № 6 – отель «Courtyard by Marriott Kazan Kremlin», совсем рядом с Кремлем. Построен в 2012 году, на месте исторической застройки.


Всё. Я вышел к Кремлю и уже почти по родной улице Баумана вернулся в отель.


А следующий мой маршрут лежал по второй пешеходной улице Казани – Петербургской. Эта улица фактически является продолжением улицы Баумана, только она разделена Площадью Тукая. По подземному переходу я перехожу на другую сторону Площади и оказываюсь у Торгового Центра «Кольцо».


Отсюда начинается пешеходный участок Петербургской улицы – весьма интересной. Это тот случай, когда практически вся улица была создана с нуля, на развалинах бывшей здесь ранее улицы Свердлова. В преддверии празднования тысячелетия Казани в 2005 году, эта улица стала подарком от города Санкт-Петербург. Согласно задумке, здесь был создан уголок города на Неве, с характерными формами и атмосферой Северной столицы. Ну формы есть, а вот атмосферу Питера передать, по-моему, не получилось, слишком разные они, северный город на Неве и древний город на Волге, больше тяготеющий к Востоку.

А начинается улица с бюста Льва Николаевича Гумилева - открыт он был 24 августа 2005 года. Выполнен скульпторами Владимиром Демченко и Александром Головачевым.
Бронзовый бюст возвышается на высоком пьедестале из белого гранита, который украшает цитата: "Я русский человек, всю жизнь защищаю татар от клеветы".


Далее весьма примечательная деталь улицы – бронзовая миниатюрная копия галеры «Тверь», на которой во время своего волжского вояжа в Казань прибыла Императрица Екатерина II в 1767 году. Сама галера до наших дней не дожила. Постамент, на который водружена галера, окружен корабельными якорями с частью цепей на них, один из них речной, другой - морской.


По обеим сторонам от галеры стоят пушки, рядом с постаментами для которых - импровизированные скамьи, мраморные плиты лежат на пушечных ядрах.


Далее у окончания пешеходной части улицы располагаются фонтаны. Чаши двух фонтанов достигают в диаметре 8 метров. По краям фонтана бьют небольшие струйки. Однако шум, многочисленные брызги и живительную прохладу дает мощная центральная струя. На первый взгляд кажется, что все струи бьют из-под земли. Они "берут начало" из труб, которые незаметно уложены на дне чаши фонтана.
А между фонтами, как и в начале улицы, стоит торжественная ротонда, в формах которой можно легко узнать купол знаменитого Казанского Собора на Невском проспекте в Петербурге.


Если, после того как улица Петербургская перестает быть пешеходной, повернуть направо, то выйдя к улице Островского (Островского № 73) мы увидим католический костел Воздвижения Святого Креста, стены которого выкрашены в приятный, небесно-голубой цвет. Выше я описывал, один из корпусов Казанского авиационного института, который находится в бывшем костеле по адресу Горького № 28, в котором сооружена уникальная аэродинамическая труба. Когда же настали времена возвращения всех бывших религиозных зданий в лоно религий, именно из-за аэродинамической трубы, тот здание вернуть верующим католикам не представлялось возможным. Поэтому в 2008 году уже здесь, на этом месте, был построен новый костел, но повторяющий архитектурные формы того, старого, храма. В костеле есть орган, привезенный из Италии.



Петербургская № 37 – бизнес-центр, здание в неоклассическом стиле, не нашел времени постройки, но по всей видимости «новодел», но смотрится приятно для глаз.


Если идти далее по Петербургской, и повернуть уже налево, то оказывается перед храмом другой культуры, другой эпохи. Храм выглядит основательно и даже тяжеловесно под темными куполами. Это старообрядческий храм - Кафедральный собор Покрова Пресвятыя Богородицы (Ульянова-Ленина № 11). Построен он был в 1909 году, в псевдорусском стиле. Его вернули верующим еще в 90-е годы, но в нем по сей день ведутся какие то реставрационные работы.




Перед этим храмом располагается не большой сквер, в котором установлен памятник митрополиту Московскому и Всея Руси Русской Старообрядческой Церкви Андриану, а также памятный камень с его изречением.


Я знал, что где-то рядом должна находится еще одна старообрядческая церковь и стал искать ее. Она находится слева от Петербургской улицы и выходит фасадом на улицу Островского. Это Старообрядческий храм Казанской иконы Божией Матери, построенный в 1912 году, также в псевдорусском стиле на средства купца-старообрядца Якова Филипповича Шамова. В 1931 году она была закрыта и в ней размещена авторемонтная мастерская. В 90-е годы церковь вернули верующим и она в данный момент – действующая.


Петербургская № 40б – в здании располагается хостел. Строение «свежее», но с претензией на некоторую «теремность».


Но на этом не заканчиваются религиозные объекты в данном районе. Если идти по Петербургской улице дальше, и свернуть налево на улицу Туфана Миннулина, то пред нами предстанет еще одна церковь.
Эта церковь еще из более старинной эпохи. Церковь Сошествия Святого Духа - двухпрестольная церковь построена в 1731 году на средства владелицы суконной мануфактуры Евдокии Ивановны Дрябловой-Михляевой. С того времени она не раз перестраивалась. В 1802 году мастером М.А. Венедиктовым была возведена кирпичная ограда вокруг церкви. В 1895 году с юго-восточной стороны ограды построена пятиглавая часовня в псевдорусском стиле. В 1930-е годы в здании церкви размещался кинотеатр "Колхозник" и школа западных и бальных танцев. С 1950-х здесь размещался Казанский кукольный театр. В настоящее время церковь - действующая. Памятник культовой архитектуры в стиле барокко.


Возвращаемся опять к пересечению улиц Туфана Миннулина и Петербургской. Здесь своей колоритностью привлекает внимание комплекс «Туган Авылым» (с татарского «родная деревня») открылся в честь тысячелетия Казани в 2005 году. Представляет из себя ресторанно-развлекательное заведение. Построен в виде деревеньки с бревенчатыми домиками и прудом, сделанная на современный лад. На территории комплекса расположены: Кладовая ремесел – магазин сувениров, Чайный дом, Мишкин дом (музей авторской игрушки), Блинная, Мельница, Баня, Башня, Пруд с фонтаном, Большой шатер, Мини-пасека… ну и естественно рестораны и кафе.




На входе у ворот в комплекс установлен памятник Эчпочмаку… А далее внутрь я не углублялся.


Напротив, через улицу от «Туган Авылым» находится Казанский татарский государственный театр юного зрителя имени Габдуллы Кариева (Петербургская № 55б)

Ранее здесь располагался кинотеатр «Победа». Затем с 1997 года Казанский Дом офицеров.
Здание построено в стиле советского классицизма в 1957 году. В нем Дом офицеров располагался на протяжении 13 лет, здесь работали бесплатные кружки. В 2012 году Дом офицеров закрыли, и в нем разместился театр.

Странно, но два детских театра находятся здесь рядом. По адресу Петербургская № 57, располагается Татарский государственный театр кукол – «Экият», что значит сказка.
От одного только вида этого театра возникает полный восторг! Просто сказочный замок! Красивое оформление, стилистика, даже стоит просто там погулять возле него и рассматривать, и любоваться.
Началось строительство этого здания в конце 2008 года, а 1 марта 2012 года состоялось его торжественное открытие.
Фасады оформлены яркими цветными скульптурными композициями из сказок.




Особо заметна фигурка Маленького Принца приветствующего всех, со своей небольшой планетки…


Рядом с театром проходил какой-то фестиваль цветов, и скульптуры в сквере были вот таким образом разукрашены… смысла я не понял.


Дале представляю фотографию домов по улица Петербургской с номерами 70,72,74,76,78. По стороне противоположной театру «Экият». Далее я не пошел.

Дом под номером 70 (на первой фотографии за деревьями, первый справа) – построен в середине XIX века. В нем в 1885 году родился революционер Мулланур Вахитов. Два этажа. Классицизм. Объект исторического наследия.Здание занимает Комитет по делам детей и молодёжи исполкома Казани. Остальные здания бизнес-центры и банки, более ничего про них сказать не могу.

На обратном пути по улице Островского № 102 - привлекло здание с вывеской «Белая Сова». Дом построен под старину, но в 2015 году. Ретроспективизм. А «Белая Сова» - это салон красоты.


Пушкина № 3 если идти по улице Островского – Пушкина №5/Островского № 43 – Сталинка
пятиэтажный жилой дом с административными помещениями. Здание выстроено в стиле «Сталинского ампира» в 1951-1953 годах. по проекту архитектора Г. И. Солдатова.


Здесь я свернул на Пушкина, дошел до Право-Булачной и пошел уже по ней.
улица Татарстан № 2 – здание современное, постройки 2005 года, так называемый модернизм второй волны. В нем находится Институт филологии и межкультурной коммуникации Казанского Федерального Университета.


Идя дальше по Право-Булачной встречаю еще одно здание Казанского (Приволжского) Федерального Университета (улица Мартына Межлаука № 1). Большое здание своеобразной архитектуры. Ранее здание Первого Казанского реального училища. Возведено по проекту архитектора Пашкова, который c 1875 года преподавал в училище рисование и черчение.
Ныне – институт психологии и образования.


Право-Булачная № 33/Мусы Джалиля № 1 – здание в стиле неоклассицизма. Выделяется большим горшком на боковом срезе фасада и надписью «Старый Амбар», это название сетевых трактиров, мы в них не бывали.


Еще опишу несколько зданий встретившихся мне, когда я шел пешком в ЦУМ. Дошел по Баумана до Чернышевского и свернул на нее.
Весьма колоритные здания…
Чернышевского № 25 – Доходный дом «Боярский двор» А Молокова, построен в 1906 году, архитектор Г.Б. Руш. Стиль – эклектика.


Чернышевского № 27 – в здании располагаются ресторан «Лось – Лосось» и мужской клуб «Барсукъ».


Чернышевского 27 а – ресторан «Приют Холостяка», оба здания конца XIX века постройки.


Московская № 13 банк ВТБ – современное, но красивое здание, под старину.


Непосредственно сам ЦУМ


И пятизвездочный отель «Мираж» - весьма причудливой архитектуры хай-тек.


Вот в общем, все что я «нагулял» по улицам Казани. Во второй части прогулки я уже сталкивался не только с исторической, но и с современной архитектурой. Иногда она выглядит через-чур вычурной и помпезной, но кто знает, может через года она будет считаться весьма исторически ценной, и потомки будут восхищаться ей.


Заканчивая же эту главу, напишу еще про одну нашу поездку, и пусть она была не просто прогулкой, а целенаправленной поездкой, пусть будет здесь. Чтобы доехать до цели, мы спустились в Казанское метро на станции «Площадь Тукая» и доехали до станции «Козья слобода». Выйдя на поверхности, мы пошли вдоль улицы Декабристов вдоль сквера Фикрята Табеева.

На другой стороне улицы одиноко возвышалось здание Арбитражного суда Поволжского округа…


На обочинах высажено много цветов, на которых весьма активно питались бабочки…



Так мы подошли к Юбилейной площади, которая была специально создана к Чемпионату Мира по футболу 2018 года. На площади установлена арт-композиция в виде большого шара на котором сокращенно написаны наименования сборных стран, участвующих в финальной части Чемпионата Мира, а вокруг этого шара – шары поменьше и на них названия стран написаны уже полностью, все это латинским алфавитом.


Чуть в стороне на этой же площади скульптурная композиция - «Мальчишки играющие в футбол».


А мы сразу за этой площадью увидели цель нашего приезда сюда…


Официальное название этого архитектурного чуда – «Центр семьи Казан»

А футбольная прелюдия перед ним связана с тем, что на берегу реки Казанки засыпанным опилками, здесь у «Центра Казан», на насыпном почти круглом полуострове было место, где во время Чемпионата Мира собирались футбольные болельщики и на большом экране шли трансляции футбольных матчей.

И вот мы пошли обходить вокруг и любоваться этим необычным зданием, даже зданием его трудно назвать, это некое строение весьма оригинальной формы – в виде гигантского медного котла-казана.


Здесь обыгрывается и легенда об основании Казани, то есть о месте, где вода в казане закипела сама по себе, и о казане – как символе семейного очага. Автор сооружения — бурятский скульптор и архитектор Даши Намдаков. Построено оно было к Универсиаде – летом 2013 года.

Весьма эффектно «Казан» украшен стрельчатыми арками и барельефами с изображением дракона Зиланта и Ак-барса.

Высота здания 32 метра, на его последнем уровне находится смотровая площадка. Но мы на нее не попали, на ней демонтировали какой-то большой белый шатер, установленный еще к Чемпионату Мира по футболу, и в связи с этим посетителей на смотровую не допускали. Жалко… Даже от подножия «Казана» открывались прекрасные виды на противоположный берег, а располагается он как раз почти напротив Кремля. С высоты 32-метров, виды, наверное, еще более шикарные.




Ну а функционально «Центр семьи Казан» - это фактически дворец бракосочетания.
Поэтому обыгрывая культ семьи в 2016 году вокруг «Казана» была установлена скульптурная композиция также от Даши Намдакова «Он и Она» в виде пары Драконов Зилантов (символов города) и пары Ак-барсов (символов республики). Женские особи изображены с детенышами, а мужские весьма агрессивны, видимо символизируют защиту семьи.





«Центр - семьи Казан» имеет еще и богатую вечернюю подсветку, которая символизирует разведенный огонь под казаном. Издали, да еще в темное время, сколько не пытался сфотографировать, все «смазывалось», поэтому просто размещу фото из интернета, здесь красиво с фотошопом… :)


Интересная и необычная достопримечательность Казани – весьма любопытно посмотреть, еще раз сожалею, что не удалось подняться на смотровую площадку.

На этом мои «нецеленаправленные» прогулки по Казани заканчиваются. Что я могу сказать? Город многогранный и колоритный - своеобразие нынешнего облика Казани — в сочетании старины с новейшими строительными и архитектурными сооружениями. Казань и «третья столица» и здесь ощущается обаяние провинциальности. Не знаю как для жизни, а для туриста, Казань город легкий и привлекательный.

Ну и для полного ощущения национальной аутентичности у меня осталась впереди последняя часть моих «пеших прогулок по Казани» - Старо-Татарская слобода… Продолжение следует...

Отредактировано автором: 04.12.18 17:01:25Сообщить модератору



Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Пешие прогулки по Казани. Глава 4. Мои "хаотичные" блуждания по улицам Казани... (Начало)
2Пешие прогулки по Казани. История города в архитектуре. Глава 2 и 3. Улица Крёмлевская и Дом Ушковой
3Пешие прогулки по Казани. История города в архитектуре. Глава 1. Улица Баумана и Кремль
4Пешие прогулки по Амальфитане, или Страна Лимония
5Прогулки по улицам Казани и Храм Всех Религий
6Белокуриха. Пешие прогулки
7САРДИНИЯ по периметру. Часть 4. Столица КАЛЬЯРИ
Отдых в России
Отели в России
Отели Балаклавы
Отели Балашихинского р-на
Алтай
Алтай, Сибирь, Дальний Восток
Погода в России
Отдых с детьми
Рейтинг отелей:
15.Россия санаторий 5+
16.Петровский двор мини-отель 5+
17.Hampton by Hilton Voronezh 5+
18.Усадьба Отрада 5+
19.Фрегат 5+
20.Чайка 5+
21.Университетский пансионат 5+
лучшие отели России
Фото отелей:
659.Отдых, Россия [10]
660.Гостиница Университетская, Россия [10]
661.Актер дом творчества, Россия [10]
662.Приморье санаторий, Россия [10]
663.РоЯлта, Россия [10]
664.Бартон Парк, Россия [10]
665.Кипарис, Россия [10]
Популярные отели:
1653.Фламинго отзывы
1654.Ватцы база отдыха отзывы
1655.Сандал база отдыха отзывы
1656.Казантель отзывы
1657.Золотая Долина отзывы
1658.Moscow Holiday Hotel отзывы
1659.Холстомеръ мини-отель отзывы
Отзывы по отелям:
1849.Россия, Союз [1]
1850.Россия, Элегия [1]
1851.Россия, Сосница база отдыха [1]
1852.Россия, Губернская [1]
1853.Россия, Легаль [1]
1854.Россия, Галерея [1]
1855.Россия. Остальное, Де Пари [1]