04.12.18 13:00:38
Пешие прогулки по Казани. Глава 4. Мои "хаотичные" блуждания по улицам Казани... (Начало)Оценка: 5
Время отдыха: 12.08. - 21.08.2018

РОССИЯ
Казань – «Дорогами Татарских Ханов»,
Шаляпин Палас Отель 4* с 12.08 по 21.08. 2018 г.



Часть 1. Пешие прогулки по Казани. История города в архитектуре.



Предыдущие прогулки:
https://www.otzyv.ru/read.php?id=209931
https://www.otzyv.ru/read.php?id=209932

Глава 4. Мои «хаотичные» блуждания по улицам Казани… (Начало).





14 августа. Накануне по Кремлёвской улице мы гуляли уже вечером, а затем пошли смотреть на Кремлёвские достопримечательности, которые при загорающейся в темное время подсветке выглядят совсем иначе, чем днем, в них появляется какая-то сказка, сказка – Востока, сказка – ушедших времен… Но об этом уже было... А суть в том, что в результате часть фотографий, сделанных вечером, у меня оказалась не очень чёткими, поэтому решил пройтись еще раз по Кремлевской и фотографировать уже при нормальном дневном освещении. А когда дошел по Кремлёвской до Александровского Пассажа, и обходя его, свернул по улице Мусы Джалиля и вышел на улицу Дзержинского, оказался на новом маршруте, и в общем-то пошел дальше, без определенного плана.

Александровский Пассаж с улицы Дзержинского...

Здесь на пересечении улиц Дзержинского и Мусы Джалиля располагается парк «Черное озеро» с искусственным прудом прямоугольной формы.

Это сейчас пруд искусственный, а когда-то в этом месте от самого Кремля тянулась целая цепочка озер, которые образовались в следствии смещения русла реки Казанки к северу. Вода в озерах была стоячая и названия они имели неприглядные – Банное (это еще куда ни шло), Поганое, Серное и Чёрное озера. Впрочем, Чёрное озеро было даже когда-то чистым и рыбным, может потому и просуществовало дольше остальных и дало свое название нынешнему парку…
Еще в конце ХVIII века благоустройством этого места занимался самый известный казанский архитектор того времени Василий Иванович Кафтырев. Он уменьшил занятую озером площадь путем придания ему большей глубины и правильного очертания, а на осушенной части наметил кварталы. Разбивка этих кварталов, посадка деревьев, устройство пешеходных дорожек - это и есть начало создания парка. В 1820-е годы «Черное озеро уже официально именовалось общественным садом. Здесь был открыт самый модный и популярный ресторан того времени с площадкой для музыкантов и цветочным магазином. А в зимнее время на каток Чёрного озера ходило не одно поколение Казанцев.

Все остальные озёра же были засыпаны еще в XIX веке.

И хотя в конце XIX века Черное озеро тоже заболотилось, и его также засыпали, но на его месте был создан искусственный пруд, а название так и осталось…

Позднее я еще вернусь к Черному озеру, только на другой его «берег».

А сейчас я пошел по улице Дзержинского в сторону противоположную Кремлю.

Тут же встречаю интересный дом. Он интересен и своей формой и тем, что выглядит очень заброшенным, хотя видно, что люди в нем живут. До этого в Казани я не встречал зданий в столь неухоженном состоянии. Есть откровенные руины, но они восстанавливаются. А тут…



Дом построен в 1928 году — образец переходного стиля. Налицо признаки классицизма: симметрия, повышенный центральный объем, парадная лестница. При этом лаконизм декора, выступающие объемы лестничных клеток и протяженные угловые балконы — это признаки, характерные для архитектуры авангарда. По авторству проекта этого дома есть двойное мнение: в одних источниках автором является Петр Тихонович Сперанский, в других Дмитрий Михайлович Федоров.
Дом расположен на перекрестке улицы Дзержинского и Мергасовского переулка, отсюда, наверное, он и получил своё название - Мергасовский дом. Здание кирпичное, четырехэтажное, с цокольным этажом по улице Дзержинского в плане П-образной формы, образует внутренний прямоугольный дворик, раскрытый в сторону «Черного озера».


В этом доме в 1931-1952 годах жил татарский писатель, лауреат Государственной премии СССР Кави Наджми (1902-1957). В 1938-1941 годах в этом доме жил видный татарский детский писатель, соратник Мусы Джалиля по подполью в гитлеровской Германии Абдулла Алиш (1908-1944) На доме имеются мемориальные доски. А Мергасовский переулок, сейчас называется улица Кави Наджми.
Дом является памятником архитектуры, но находится в аварийном состоянии. Городские власти приняли решение о переселении жильцов. Кто-то переселился, а некоторые до сих пор живут в доме, несогласные с тем, что из самого центра их хотят переселить куда-то на окраину. Причем говорят таких жильцов большинство…


Пройдя дальше, у перекрестка Дзержинского и Лобачевского свернул в квартал. Здесь обнаружил вот такие руины. Не понятно какого возраста эти строения и для чего они служили, нигде такой информации не нашел. Работы ни какие не ведутся, но кирпич вроде как подготовлен, может тоже подлежат восстановлению.


Известный Казанский магазин «Цветы» на Черном озере я, извиняюсь, упустил – ошибочка вышла… Почему-то принял за него вот это здание. Хотя это тоже старинный дом. На нем памятная доска: «С 1897 по 1899 гг. в этом доме жил Народный артист СССР В.И. Качалов». Сейчас здесь помпезный ресторан с названием «Дворянское гнездо».



Здесь за улицей Лобачевского уже другой парк - Ленинский сад. Два с лишним века назад на этом месте располагалась Кузнечная Площадь, на которой размещались кузнечные мастерские. С середины XIX века, их сменили торговые лавки и развлекательные балаганы, название площади же изменилось на Николаевскую. Весьма примечательным заведением здесь был балаган Якова Мамонова – «Театр спиритизма и магии»… Вспомним «Формулу любви» и Калиостро… «ушел в грядущее…, достанем и из грядущего». В 1890 году на площади была размещена Всероссийская научно-промышленная выставка, а после нее на этом месте был высажен сад. В советское время он получил имя Ленинский. Сейчас его переименовали в Университетский, но жители города по-прежнему называют его по-старому – Ленинский садик.

Я прошел его стороной и вышел к памятнику Александра Михайловича Бутлерова (1828-1886) – выдающемуся химику, основателю и главе российской школы химиков-органиков, общественному деятелю. Родился он в Чистополе и был ректором Императорского Казанского университета. В 1978 году, к его 150-летию и был установлен памятник из бронзы в виде фигуры ученого, сидящего в кресле. Постамент выполнен из гранита.


А передо мной улица Пушкина – на сегодня одна из центральных улиц, оживленная транспортная магистраль. Я хотел перейти ее здесь, в районе Ленинского (Университетского) садика, но подумал чуть пройтись по ней в стороны улицы Щапова, чтобы оказаться в саду Эрмитаж». В результате мне пришлось идти аж до самого «Кольца», чтобы перейти улицу Пушкина по подземному переходу, ибо на всем этом пути не было ни подземных пешеходных переходов, ни светофоров, а поток транспорта весьма плотный.

Но в принципе, это оказалось даже плюсом, практически вся улица Пушкина застроена историческими строениями, особенно ее левая часть, если двигаться к площади Тукая (к «Кольцу»). С правой же стороны больше уже современных зданий…


Рядом с памятником Бутлерову стоит здание, принадлежащее Казанской консерватории, точнее ее фортепианному факультету (Пушкина №31). Особняк построен в 1912 году (на фасаде цифры 1912-1914). До революции здесь размещалась гимназия, в советское время — школа, затем консерватория, потом тут был музыкально-педагогический факультет Казанского государственного педагогического института.


А напротив небесно-голубого цвета здание (Пушкина № 38) – Дом Василия Лукича Ажгихина.

На центральной части его фасада лепные цифры в большой розетке - «1915 год». Это дата последней перестройки усадьбы, принявшей к тому времени свой окончательный облик. На самом же деле усадьба - это своеобразная «матрёшка», она объединила в себе пять строений. Самая старая часть - угловая. На этом месте в первой трети XIX века стоял двухэтажный кирпичный дом «курляндской гражданки» Анны Крейден, и вплоть по 1893 год им владели её наследники. Затем дом приобрёл купец Фёдор Беренс, который и инициировал очередную перестройку. Документально подтверждено, что его прошение подписал главный городской архитектор Константин Олешкевич. В 1906 году дом купил сарапульский купец Василий Ажгихин и владел им по 1916-й год. При нём усадьба приобрела знакомый казанцам вид. Предназначение строения было самым утилитарным: обычный доходный дом, в подвальных помещениях и на первом этаже располагались торговые организации. До революции - различные лавки, склады и известный в городе «Инструментальный магазин Беренса» с прокатом роялей в том числе, выше располагались сдаваемые в наём квартиры с отдельными входами и кухнями. В советское время здесь работала популярнейшая «Булочная», а на верхних этажах проживали обычные граждане.
Здание находилось в аварийном состоянии, после отселения последних жильцов усадьба разрушалась: по стенам шли трещины, прохудилась крыша, в окна без стёкол летели дождь и снег, не говоря уж о том, что были утрачены все кованые навесы, парапетные ограждения и внутренний декор.
В настоящее время закончена реставрация фасада, идет работа над внутренними интерьерами здания. В темное время здание подсвечивается, и смотрится весьма привлекательно.
А еще это здание архитекторы ласково именуют «утюжком» – за свою необычную форму, которая в плане напоминает утюг, или усеченную букву «А». Дом признан объектом культурного наследия республиканского значения.


© Газета Республика Татарстан


Рядом стоит небольшой, двухэтажный особняк в котором располагается свадебный салон «Невеста», по всему видно, сто здание старинное, но информации никакой я о нем не нашел.


В общем, далее я шел по правой стороне улицы и рассматривал ее противоположную сторону.

Дом Пушкина № 34а. Здание сейчас на реконструкции.


Пушкина № 30 - Бизнес-центр «Нордвестойл»

B 80-90-х годах XIX века на этом месте находилась хорошо известная в Казани «Марусовка» — владение мещанина Марусова, разбогатевшего сапожника. Домовладелец сдавал свои квартиры и каморки студентам и обедневшему люду. В 1884-1885 годах в одной из дворовых построек жил Алексей Максимович Горький вместе со своим другом Гурием Плетневым, снимая каморку под лестницей, ведущей на чердак. Писатель подробно, рассказал об этом в «Моих университетах».

Пушкина №28- В здании располагается паб… Классицизм. Конец XIX века. В этом доме (ближний, красного цвета), в 1903-1904 годах жил Сергей Миронович Киров (Костриков) — ученик Казанского промышленного училища. В Казани он вступил на путь революционной борьбы: вёл агитацию среди рабочих, руководил кружками, распространял прокламации и листовки большевиков, участвовал в оборудовании организованной комитетом РСДРП нелегальной типографии.
В 1904 году, после окончания училища, Сергей Миронович уезжает в Томск и там продолжает свою революционную деятельность.

За этим зданием, дом Пушкина №24 – конструктивизм. Год постройки - 1930, и Пушкина №22.

Пушкина №20 – Красивый серый дом. Фасадный декор - растительный и геометрический орнамент. Эклектика. Год постройки - 1912.


Пушкина № 18 – год постройки – 1832. Классицизм.
Здесь до октября 1917 года находился клуб приказчиков. В марте 1917 года — после свержения царизма в России — в этом доме проводилась первая регистрация большевиков и приём в партию сочувствующих, происходили острые идейные схватки большевиков с меньшевиками. Кипела революционная борьба.
При советской власти тут был Дом культуры профсоюза работников гос. торговли и потребкооперации. А также — Республиканский дом художественной самодеятельности Татарского областного совета профсоюзов, который проводил работу по развитию всех видов народного искусства в республике.


Пушкина № 16 - Конец XIX века. Эклектика.

А здесь к 16-ому дому примыкают дома Пушкина №14 и №12, оба конца Конец XIX века. Эклектика.


Пушкина № 10 - Дом купца С.Д. Лисицына и В.Д. Емелина, во флигеле (не сохранился до наших дней) которого 1 (13) февраля 1873 года родился Федор Иванович Шаляпин.
В книге Сергея Гольцмана «Ф.И Шаляпин в Казани» дом описывается следующим образом:
«Во второй половине XIX века на развилке улицы Рыбнорядской и Собачьего переулка (ныне улица Некрасова) стоял с тремя небольшими деревянными флигелями двухэтажный каменный дом старообрядца Павла Демидовича Лисицына, казанского цехового, торговца железным товаром. К тому времени только начали появляться каменные строения, которые, в конце концов, окружили дом, и через десяток лет он оказался во дворе с выходом на улицу и в переулок.
В одном из тех деревянных флигельков и родился будущий великий артист Федор Иванович Шаляпин. Домик этот сейчас, к сожалению, не сохранился, его снес, вернее, разобрал на дрова в годы гражданской войны новый владелец».

Позднее был надстроен третий этаж, потому что на данный момент - это трёхэтажный дом. Окна второго этажа обрамлены наличниками в верхней части, в окнах третьего этажа обналичены боковые стороны. Между этажами и по фризу - тяги. Важнейшим элементом декора фасада являются сложные пилястры. (на фотографии - желтенький)

Дом в настоящее время находится на реконструкции.

Я дошел до «Кольца» перешел улицу Пушкина по подземному переходу, и пошел в обратную сторону.


Свернул на улице Щапова и стал подниматься по ней в горку. Совсем недавно, эта улица была застроена невысокими, в основном деревянными домиками. Сегодня же здесь множество недавно построенных зданий, в которых отражаются архитектурные увлечения последних десятилетий. Но есть и старинные дома, даже деревянные. Вот… Дом № 21 постройки 1857 года - дом Н. Г. Беляевского. Дом № 19 постройки 1896 года - дом П. М. Вишневского.


Прежнее название улицы - Старо-Горшечная – идет от Горшечной слободы, которая возникла тут, как полагают историки, в XVIII веке. В советское время Старо-Горшечная улица была переименована и названа именем Щапова – профессора истории Императорского Казанского университета, кумира казанской революционной молодежи второй половины XIX века. Афанасий Прокофьевич Щапов (1831−1876) за антиправительственные выступление, после отмены крепостного права в 1861 году, был сослан в Сибирь, где и умер.

Некоторые дома имеет огороженную территорию, и я шел и долго не мог свернуть с улицы, чтобы попасть в сад «Эрмитаж». Наконец за оградой дома № 10 по улице Щапова, мне удалось обнаружить проход и оказаться в «Эрмитаже» :))

Сад «Эрмитаж» пользовался дурной репутацией еще с середины XIX века… Жил в позапрошлом веке некий дворянин Ворожцов, который в первой четверти XIX века купил участок земли на котором сейчас располагается сад «Эрмитаж». Здесь он обустроил свою усадьбу с садом. Был Ворожцов человеком крайне замкнутым и нелюдимым. Сам на публике не показывался, никого к себе не принимал. За что соседи и все светское общество Казани его недолюбливали… Но несмотря на затворничество хозяев владений, город все же стали наполнять слухи о страшных злодеяниях, творимых в закрытой от всех усадьбе. Оказалось, что нелюдимый «барин» избивал и засекал кнутом до смерти своих крепостных, а после без отпевания, приказывал зарывать трупы на территории своего сада. Так это место стало тайным и ужасным кладбищем… Точных данных о количестве загубленных Ворожцовым душ нет. Но слухи говорят о нескольких десятках несчастных… К тому же такая же участь постигла и сына Ворожцова посмевшего осудить жестокости отца, и пытавшегося найти на него управу. Дочери же его удалось бежать из дома, а его жена удалилась в Свияжский монастырь, после чего усадьба сгорела в 1848 году (Напоминает во многом историю Салтычихи). Существует легенда, что местные жители с тех спор обходят стороной этот сад, а вот неупокоенные души наоборот, стали постоянными обитателями его, и на протяжении почти двух веков тревожат прохожих и обитателей окрестных домов. У-у-у-у-у!!! Страшно? Я ничего подобного не заметил. Прекрасный парк, в котором легко дышится, а из местных обитателей мне весьма понравился вот этот… непоседа, ни секунды не сидящая на месте, чем сильно усложняла мне задачу запечатлеть ее на фотоаппарат… :))



Еще в дореволюционное время здесь были открыты цирковой манеж и кафешантан, в это время это место и получило название «Эрмитаж» - что с французского переводится «как место уединения».
В советское время «Эрмитаж» кстати стал, все-таки, центральным городским парком, здесь были оборудованы – открытая эстрада, летний театр, библиотека. Однако во время Великой Отечественной войны все строения были разобраны на дрова, и сад опять оказался заброшенным, вплоть уже до нового времени. Расчищен и благоустроен он был уже в 2000-х годах.

В цветнике дома по адресу улица Щапова 10а – уже современной постройки стоят два бюста - вождя мирового пролетариата В.И. Ленина и пламенного революционера, видного деятеля ВКП(б) С.М. Кирова. Жизнь этих товарища непосредственно связаны с Казанью, поэтому в свое время эти бюсты были установлены в саду «Эрмитаж». Но в 90-е годы, все что касалось советского прошлого было отвергнуто, деревянные помосты на которые они были установлены сгнили и бюсты оказались некому не нужны. И вот каким-то образом эти монументы оказались во дворе этого дома и теперь даже являются достопримечательностью ушедшей советской эпохи…



По улице Щапова дохожу до перекрестка. С одной стороны к этой улице подходит улица Маяковского, а после нее, улица уже носит имя Гоголя. Дом по адресу Щапова 16/Маяковского 30 симпатичный весьма «новодел», построен в 2000 году.


Я же продолжаю свою прогулку, теперь, по улице Гоголя…
Итак, Гоголя №1 - Дом построен во второй половине XIX века по проекту архитектора Петра Ивановича Романова, утвержденному в 1864 году для купца Федора Никифоровича Никифорова. При постройке использованы фрагменты ранее существовавших строений. В середине 1880-х годов дом приобрел мещанин Алексей Парамонов, его сын Виктор Алексеевич Парамонов владел домом до 1918 года. Дом располагался на бойком месте, поэтому с самого начала значительная часть его помещений использовалась под торговые и ремесленные заведения. Фотографию пришлось взять из интернета, потому что моя почему-то «поплыла»…


Гоголя № 2 - Казанское театральное училище. В частности - здесь училась Чулпан Хаматова…
До революции здесь располагалась Александро - Чемесовская богадельня. Два здания богадельни, расположенные одно за другим, представляют собой памятник гражданской архитектуры XIX века в духе стилизаторства и эклектики. Фасадом на улицу Гоголя выходит двухэтажный корпус, в крыле которого, уходящего в глубь двора, располагалась церковь. Позже был построен корпус-убежище для больных, выходящий основным фасадом на улицу Щапова. Построены здания были в 1886-1895 годах. Архитектор – Лев Казимирович Хрщонович.





Напротив два здания с номером 3. Гоголя № 3а – Дом построен в стиле неоклассицизма, но это «новодел», построен от в 2005 году, а рядом маленький деревянный домик (Гоголя № 3), судя по всему старинный…


Нашел вот такую информацию:
Купцу В. Данилову принадлежал красивый дом с флигелем под номером 3. Деревянные пилястры с резными капителями и изящными резными же украшениями над окнами совершенно восхитительны. Куда менее эффектные дома подобного рода в других городах вошли в искусствоведческие монографии. Наш же дом медленно, но верно теряет свои неповторимый декор. Здесь до своего отъезда на Дальний Восток квартировал Петр Яковлевич Полетика -организатор и руководитель студенческих формирований правого толка, вылившихся в так называемый Союз монархической молодежи. Печатная продукция этого союза была незамысловата, в основном это была грубая брань в адрес демократического движения. Выплескивалась она на страницы «Казанского Телеграфа», с редактором которого Петр Яковлевич был дружен. http://www.iske-kazan.ru/ulitsy-kazani/77-ulitsa-gogolya Опубликовано: 06 Март 2012
И еще…Усадьба М.А. Шмидт — В. Данилова (Гоголя, 3). Построенная в 1872 году состоит из двух домов: двухэтажного и стоящего рядом с отступлением от красной линии одноэтажного. Фасады домов декорированы в классицистических традициях. Позднее от двора к обоим зданиям сделаны большие кирпичные пристрои.
Видимо новый дом построен на месте того самого большего дома…

Гоголя № 4 Здесь сейчас располагается Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан.
Исторически же это «Дом Марко-Набокова» – большой особняк с полуколоннами, выходящими на фасад – построен в 1914 году, по проекту Константина Саввиновича Олешкевича.
Двухэтажное здание в стиле неоклассицизма, сложное в плане и в композиции фасада. До революции дом принадлежал Мильтиаду Марко. Владелец дома числился товарищем директора Казанского купеческого банка, был ученым-химиком, состоял в обществе естествоиспытателей при Казанском университете. Осенью 1917 года дом Марко был продан Н. Набокову. В 1918-1922 годах в «Доме Марко» находилась Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (в разное время - городская, фронтовая, губернская).


Гоголя № 5 - Дом постройки середины XIX века. Одноэтажный с антресольным этажом деревянный дом, обшитый тесом. Декор фасада составляют профилированные наличники окон, треугольные сандрики с виньетками, накладной геометрический орнамент по фризу.
В этом доме в 1863 - 1871 годах. жил Александр Яковлевич Данилевский: биохимик, основатель отечественной биохимической научной школы, член - корреспондент Петербургской Академии наук (1898г.). В 1863 году в Казанском университете основал и возглавил первую в мире кафедру физиологической химии. На доме свидетельствует об этом памятная доска.


Гоголя № 7 / Горького № 16. В данный момент здесь «Третья гимназия» расположенная в историческом доме Д.И. Мозолевского - И.П. Умова - Е.А. Вагнер - Н.Ф. Грибовского. Здесь размещалась женская прогимназия С.Ф. Вагнер, а затем Казанская художественная школа, позже переехавшая в другое здание. В военное время в школе размещались курсы медицинских сестер, и был открыт госпиталь. Построено здание в 1850 году, расположение некоторых комнат не изменилось с тех времен.



А на месте где должен располагаться дом № 6, когда-то стоял деревянный одноэтажный домик в пять окон, принадлежавший генералу Алексею Петровичу Лецкому. В этом доме останавливался Император Павел I, приезжавший в Казань в 1798 году. Гость остался доволен хозяином и повелел назвать улицу в его честь. Но улицу Лецкую, народ очень быстро стал называть Лядской, это название закрепилось и за благоустроенным генерал-майором садом. Лядской сад – это один из самых старых парков Казани. Сад тогда стал местом для прогулок и свиданий представителей высшего общества. В центре сада бил фонтан в виде девушки с кувшином, а в вечернее время сад освещался светом фонарей.
Сейчас в центре сада также бьёт фонтан, причем воссоздан он был только в 2017 году. Изображена также фигура девушки с лавровым венком в одной руке и с горстью плодов (не знаю каких) в другой. Кого она изображает, Музу или богиню победы Нику, которых изображают обычно с венком в руке не понятно. Автором скульптуры является Казанский скульптор Асия Минуллина и ее ученики.




Посидел на скамейке в саду, напротив фонтана. Свежо, легко дышится, люди отдыхают, дети играют, пацаны на велосипедах катаются. И тут… явился бомж и полез в фонтан, сняв, пардон, свои штаны. Явно собирал монеты, которые по-видимому бросают на счастье в фонтан. Неприятно это как-то было…

На территории Лядского сада находится истинный географический центр Казани. При этом, памятный знак «Географический центр Казани» находится на расстоянии одного километра от истинного географического центра на пересечении улиц Баумана и Кави Наджми.

Если выйти из Лядского сада к улице Горького, которая идет перпендикулярно улице Гоголя, то здесь обнаружим памятник поэту и первому министру юстиции Российской Империи Гавриилу Романовичу Державину. Скульптура поэта, сидящего на камне в тоге и сандалиях. Голова поэта, углубленного в размышления, поднята. В его правой руке стило, левой он поддерживает лиру. Нижний четырехугольный чугунный постамент украшен с трех сторон барельефами. На барельефах – на одном «Державин «декламирует оду «Фелица», а три обнажённые грации внимают ему», на другом «просвещение безо всякого оружия побеждает невежество, которое падает, роняя свою маску», тыльную сторону памятника украшают барельеф «с изображением фигуры Дня и Ночи — некий образ Вселенной, воспетой литератором в одной из его од».

Открыт памятник в 2003 году, в честь 260-летия со дня рождения Г.Р.Державина. Скульптор Махмуд Маталитович Гасимов, архитектор Розалия Миргалимовна Нургалеева. Представляет собой копию памятника, установленного в 1847 году во дворе Казанского университета (скульптор Самуил Иванович Гальберг, архитектор Константин Андреевич Тон), впоследствии (1870 году) перенесённого на Театральную площадь (сейчас - площадь Свободы) и уничтоженного в 1933 году.

Предо мной же теперь улица Горького, которая и называлась ранее – Большая Лядская, кстати поэтому улица Гоголя носила название Поперечно-Лядская, а затем после революции Старо-Комиссариатская.

Напротив «Третьей гимназии» по адресу Горького № 17 – Парадная «сталинка» увешанная мемориальными табличками. В построенном накануне войны доме проживал Муса Джалиль в 1940-1941 годах, и теперь здесь действует его музей-квартира, а также Демьян Бедный в 1941-1942 годах и другие видные представители Казанской интеллигенции.


Далее идем вдоль Лядского сада – Горького №19/8 – здание досоветской постройки, но до революции это был двухэтажный дом, в советское время его этажность увеличили, надстроив еще два этажа, а уже в наше время приплюсовали еще два этажа. Таким образом за сотню с небольшим лет, этот дом вырос в три раза!


А вот следующий дом Горького № 19 – пожалуй, одно из красивейших зданий Казани - Дом Чукашева - Еще одно творение архитектора К.С. Олешкевича, датированное 1908 годом. Сейчас здание занимает Союз архитекторов Татарстана.
Принадлежал жене купца Г. Е. Чукашева (купеческая фамилия родом из Чистополя). В советское время здесь располагались клубные учреждения, с начала 1960-х – Дом архитектора. Здесь же было Татарское отделение Союза архитекторов СССР. На первом этаже со времени постройки и до сегодняшнего дня располагается аптека, которая до 1918 принадлежала Ю. И. Шварцу. Памятник жилой архитектуры в стиле эклектики с преобладанием элементов барокко, фасад богато украшен лепниной – кадуцеи, ракушки, маскароны, «чаши Грааля. Мощный эркер.


Следующее здание Горького № 23/27 - Генеральное консульство Республики Турция, построено в 2005 году. На этом месте в начале ХХ века стояло здание Крупениковской богадельни, находившейся в ведении муниципальной власти. Открыта она была в 1892 году. В ней бесплатно жили 30 человек – «престарелые и увечные женщины из купеческого и мещанского сословий города Казани».


Пересечение улиц Горького и Муштари, на противоположной стороне улицы Муштари под номером № 26, а по Горького № 22 – двухэтажное кирпичное здание, построенное в 1905 году, архитектор – Иван Никитич Колмаков. Построено в стиле неоклассицизма. Ранее здесь было училище глухонемых, в настоящее время – Детская музыкальная школа № 1 имени П.И. Чайковского.


На другой стороне перекрестка серое одноэтажное деревянное здание. Это единственный в России музей Евгения Абрамовича Боратынского — русского поэта пушкинской эпохи, друга Александра Сергеевича.
Музей был открыт 21 марта 1977 года.
Усадьба была выстроена в то время на окраине города для казанского помещика Мамаева. Позже она стала владением Боратынских. Представляет образец памятника архитектуры классицизма, типа городской помещичьей усадьбы. Главный дом располагается по центральной оси, не в глубине участка, а в одну линию со стоящими с двух сторон служебными флигелями, которые выдвинуты фасадами на улицу. Построена была в 1836-1840 годах, архитектором Фомой Ивановичем Петонди.


Сворачиваю на улицу Муштари и иду вдоль Лядского сада.


На противоположной стороне довольно печальное зрелище…

Муштари № 24 - одноэтажное кирпичное здание. Разрушается с 2011 года. Сейчас остались только фасадные стены. Бывший дом Марии Царевской (дочери помещика из села Сумароково), архитектор Константин Олешкевич.

Муштари № 22 двухэтажное кирпичное здание. В 2015 году у него обвалилась крыша. Здание находится вроде как в процессе восстановления. Дом Иванова. Построен в 1908 году. В июле 1924 года здесь был размещен Казанский дом учёных, где кроме квартир для семей научных сотрудников был зал на 150 мест, библиотека с читальным залом, бильярдная и буфет.


Следующее здание целое, но тоже предстает в довольно потрепанном виде
Муштари № 20 - Трехэтажный доходный дом И.Н.Киселева построен архитектором Константином Саввиновичем Олешкевичем в 1910 году. Образец архитектуры в стиле модерн. Дом богато декорирован с аттиком, который раньше был украшен скульптурной композицией «стеклянный земной шар с широтами и меридианами, а на нем верхом орел распростерший крылья. До 1917 г. в нём жили высокопоставленные чиновники. В настоящее время в здании находится Институт проблем информатики АН РТ.


На улице Муштари прошло детство писателя Василия Аксенова и этот дом описан в одном из его произведений, по его детским воспоминаниям.

На пересечении улиц Муштари и Щапова стоят современные дома с цветным декором на фасадах, на месте снесенных исторических зданий, располагавшихся тут ранее.


Я вернулся на перекресток Муштари-Горького и пошел дальше по Горького. (Следовало бы идти по Муштари, там гораздо больше интересных зданий, но я пошел так…)

В этом районе вообще улицы «писательские» - Гоголя, Толстого, Горького… И вот перекресток улиц Горького и Толстого.

Улица Горького 28 – здание спрятано за забором и деревьями. Сфотографировать его в августе, так чтобы получить представление о нем в полной мере, возможным не представлялось.

Поэтому нашел в интернете фотографию осенью, когда деревья стоят без листвы и здание можно рассмотреть.

Необычность его строения, объясняется тем, что раньше это был Католический костел, 1858 года постройки. В советское время здание было передано Казанскому авиационному институту. И в центральном нефе костела появилась аэродинамическая труба. Из-за нее, в новое время, костел верующим и не вернули. Аэродинамическая труба является уникальной, сложной конструкцией и демонтаж ее невозможен.
Здание первого и единственного в городе костела построено в 1855-1858 годах по проекту архитектора Павел Тимофеевич Жуковского. Первоначально костел представлял собой длинное двусветное здание без колокольни. В 1907-1908 годах были построены две симметричные колокольни и поперечное крыло в бывшей алтарной части. Автором проекта был архитектор Лев Казимирович Хрщонович.

Напротив, по улице Горького - Дом Молоткова (1912 год постройки, улица Горького 29). Принадлежал купцу Молоткову, но изначально предназначался для учебного заведения. До революции здесь находилась частная женская гимназия, в советское время – средняя школа. Сейчас здесь тоже находится школа и университет управления. Построен в 1912-1913 годах.
Архитектор – Василий Андреевич Трифонов.


На другой стороне улицы по адресу Толстого 6/Горького 30 обращает на себя внимание монументальное здание из красного кирпича. Фасад его богато декорирован элементами псевдорусского стиля. Эклектика с элементами классицистического направления.
Построен в 1890 году. Строили его между прочим, всего лишь как общежитие для студентов. Сейчас здесь один из корпусов медицинского университета.


Дальше по улице Толстого я узрел весьма интересное здание…

Казанское художественной училище (Карла Маркса № 70/ Толстого № 10) – «терем» со стеклянным куполом и множеством декоративных элементов возведен в 1900-1904 годах Карлом Людвиговичем Мюфке (Дом Ушковой его творение…), в модном тогда псевдорусском стиле...




Трехэтажное здание с оштукатуренным и побеленным нижним этажом, и кирпичной кладкой под расшивку в верхних стоит в угловой части квартала с значительным отступлением от красной линии застройки. Темно-красные кирпичные стены верхних этажей в сочетании со светло-кремовыми первого этажа и такого же цвета архитектурными деталями, вкрапленными в поверхности стен - и придают зданию неповторимый облик русского терема.

Я уже оказался на перекрестке Толстого и Карла Маркса. Улица Карла Маркса - одна из самых старых улиц города. Бывшая Арская дорога. Некогда эта улица (часть улицы возле Кремля) называлась «Воздвиженская», в среднем участке «Покровская», а после Николаевской площади (площадь Свободы) «Грузинская». Еще было название «Почтамтская», так как на ней находился городской почтамт.

Иду по Карла Маркса, опять же в сторону от Кремля…

Вдоль тянуться желтые корпуса Казанского национального исследовательского технологического университета (Карла Маркса № 72). Это корпуса бывшего Казанского промышленного училища, открытие которого состоялось 10 сентября 1897 года. Промышленное училище представляло собой многопрофильное профессиональное учебное заведение министерства народного просвещения, состоящее из среднего химико-технического, низших химического, строительного, механического училищ. С 1919 года принадлежало созданному на основе промышленного училища политехническому институту, с 1930 года Казанскому химико-технологическому институту.




На фасаде мемориальная доска: здесь с 1901 по 1904 год учился Сергей Миронович Киров (Костриков). Перед зданием — памятник ему.


Там где заканчиваются корпуса Технологического университета, разбит небольшой уютный сквер имени Котельникова Владимира Александровича - выдающегося советского российского учёного в области радиофизики, радиотехники, электроники, радиоастрономии и информатики, академика АН СССР, в сквере установлен его бюст.


Здесь заканчивается улица Горького, пересекаясь с улицей Карла Маркса. На другой стороне улицы Горького - Институт фундаментальной медицины и биологии (Карла Маркса № 74).
Ранее - здание высших женских курсов. Построено в 1912-1913 годах. Архитектор Василий Андреевич Трифонов. Фасад, выходящий на улицу Карла Маркса, решен в классических формах, а фасад по улице Горького - в стиле эклектики с элементами модерна.
В советское время здесь располагался Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. В 2011 году этот университет влился в состав Казанского (Приволжского) федерального университета.


Далее по улице Карла Маркса виднеется громада пятизвездочного гостинично-развлекательного комплекса «Корстон».


А напротив через улицу Церковь Святой Варвары – это одна из самых старых церквей города, она была основана в XVIII веке после опустошительного нашествия войск Емельяна Пугачева, предположительно в 1781 году. От первоначального облика церкви до наших дней не дошло практически ничего. На смену Храму в стиле классицизма, на стыке XIX и XX веков, была построена церковь в популярном тогда псевдорусском стиле. Практически в том же виде она дошла и до наших дней, что удивительно, учитывая участь большинства церквей России. Хотя за минувшие года в ней и обустраивались кинематограф, протезная мастерская, кафедра Казанского технологического института…


Особенность Варваринской церкви в том, что она располагалась у так называемой Сибирской заставы, через которую проходила дорога всех ссыльных в Сибирь, в дореволюционной России. В то время кроме обычных заключенных, часто отбывали в Сибирь и высокопоставленные, весьма знаменитые люди. Варваринскую церковь посещали Радищев, Герцен, Чернышевский и Короленко. Здесь в конце XIX века в церковном хоре пел Федор Шаляпин, а в самом начале XX века, тут крестили будущего поэта Николая Заболоцкого.

Здесь Я перешел улицу Карла Маркса и пошел в обратную сторону…

Напротив желтого здания Технологического университета располагается желтое же здание -Казанский государственный аграрный университет (Карла Маркса № 65).
Это бывшее здание Коммерческого училища. Главное здание построено в 1907-1911 годах по проекту архитектора Василия Андреевича Трифонова под руководством архитектора Павла Павловича Голышева. Здание трехэтажное, кирпичное, является памятником архитектуры, с преобладанием во внешнем облике классических форм.



Флигель, в котором находилась квартира директора и его кабинет построен в 1911-1912 годах по проекту В.А. Трифонова.

Коммерческое училище - общеобразовательное среднее мужское учебное заведение, открытое в 1905 году по инициативе купцов Василия Александровича Карякина и Якова Филипповича Шамова. Было элитарной средней школой, где учились, в основном, дети состоятельных казанцев - деловых людей, чиновников, профессоров. С 1919 года в здании находился сельскохозяйственный факультет Казанского политехнического института, с 1922 года - Институт сельского хозяйства и лесоводства, преобразованный в 1930 году в Казанский сельскохозяйственный институт. В 1951-1955 годах в нем учился первый Президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев.

Вернулся к пересечению улиц Карла Маркса и Толстого. Здесь по этой стороне располагается сквер имени Льва Николаевича Толстого. Я прошел через сквер, по пути постоял немного перед бюстом великого русского писателя.

А затем прошел сквер насквозь, и вышел к Большой Красной улице. На ее противоположной стороне в зелени деревьев пряталось какое-то старинное здание, на фасаде выбиты римские цифры обозначающие число 1898 - MDCCCXCVIII. Большая Красная № 67 – трехэтажное каменное здание расположено в угловой части квартала - здесь сейчас располагается Бактериологический институт. Участок огражден высоким полукаменным забором и воротами. Памятник гражданской архитектуры в стиле эклектики классицистического направления. Архитектор – Лев Казимирович Хрщонович.


Здесь я немного не дошел до бывшего Родионовского института благородных девиц, ныне в этом здании располагается Суворовское училище. Жаль…

Обойдя сквер, я опять оказался на перекрестке улиц Карла Маркса и Толстого.

Карла Маркса № 68 – Главное здание Казанского национального исследовательского технологического университета. Большое четырёхэтажное здание с полукруглым фасадом, обрамлённое массивными колоннами. Ранее - главный корпус Казанского химико-технологического института – смесь конструктивизма и неоклассицизма. Архитектор Исмагил Галеевич Гайнутдинов, построено здание в 1936 году – в плане имеет очертания серпа и молота. В центральной оси ротонды расположен главный вход.


Напротив здание в неоклассическом стиле 1906 года постройки с ажурным угловым балкончиком – Казанское хореографическое училище (Толстого № 25/ Карла Маркса № 63).
Небольшой скромный двухэтажный дворянский особняк. Над срезанным юго-восточным углом, соединяющим два крыла, ребристый купол с флюгером. Фасады украшены полуколоннами и пилястрами. Решетки балконов имеют сложный рисунок.
Архитектор – Степан Владимирович Бечко-Друзин.


Карла Маркса № 66 – дом построен в 1874 году, принадлежал Е.М Александровой, жене крупного предпринимателя, потомственного казанского купца Александра Васильевича Александрова. К 1917 году домовладельцем являлся внук Е.М. Александровой - И.И. Александров. В доме, кроме жилья, находилось правление торгового дома "Наследники Александра Васильевича Александрова", крупного предприятия, имевшего пивоваренный завод, несколько десятков трактиров и лавок по торговле спиртным в городах и селах Казанской и соседней губерний. К Александровскому пассажу они никакого отношения не имеют. С начала 1918 года в доме разместились Казанский губернский комитет РКП(б) и Коммунистический клуб. В конце июля - начале августа 1918 года здесь находился штаб обороны города. В августе - начале сентября того же года размещались штабы нескольких частей Народной армии Комуча. До середины 1920-х годов - Татарский обком ВКП(б). Сейчас здесь - Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам.


Карла Маркса № 64 (пересечение Муштари и Карла Маркса) - Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.
Музей расположен в особняке, построенном в 1909 году архитектором Фердинандом Амлонгом.
Бывший особняк командующего Казанским военным округом генерала Александра Генриховича Сандецкого. Это одно из самых примечательных по своей архитектуре и насыщенности декорировки фасада зданий города начала XX века.
(фото того времени)
и сейчас...


В дни октябрьских боёв 1917 года в этом доме находился штаб контрреволюции, отсюда отдавались распоряжения вооружённым отрядам юнкеров.
Музей изобразительных искусств ТАССР организован в 1959 году по постановлению Совета Министров РСФСР на базе картинной галереи Госмузея ТАССР.
Художественный фонд музея насчитывает более 10 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, театрально-декорационного и прикладного искусства, начиная от времен Волжской Булгарии - до современности. В богатейшей коллекции музея – Дюрер и Рембрандт, Айвазовский и Репин, Кустодиев и Кандинский, ну и естественно собрание картин знаменитых художников уроженцев Татарстана И.И. Шишкина, Н.И. Фешина и Баки Урманче. К сожалению, этот музей был тоже закрыт на реставрацию, во время нашего вояжа в Казань, а мне его посетить очень хотелось…

Напротив - Карла Маркса № 55/Муштари № 31 – в этом старинном особняке, построенном дворянами Апехтиными в начале XIX века, располагается дом-музей писателя Василия Аксёнова. В этом доме Василий Павлович провел свои детские годы. Здание музея — типичная классическая городская усадьба XIX века с характерным для той эпохи подвалом и мезонином.

В 1930-х годах этот дом превратили в коммуналку, где и жил маленький Аксенов вместе с родственниками после того, как его родителей арестовали.
Дом с тех пор практически не изменился как внешне, так и внутри.
Дом-музей был открыт в 2009 году.
Как полагают, в этом доме родился, как минимум, еще один знаменитый человек – Елена Дьяконова, известная всему миру как Гала – муза Сальвадора Дали. Согласно официальной версии, Гала родилась в Казани в 1894 году, а позже переехала в Москву, хотя в целом детали биографии этой женщины, до сих пор являются загадками.

Карла Маркса № 53 – Дом Б.А. Сапожникова, эклектика, вторая половина искать XIX века. Является ли он родственником Сапожниковым, имевшим дом на бывшей Воскресенской улице (ныне Кремлёвской), таких данных не нашел. Дом является объектом исторического наследия.


Карл Маркса № 51 на здании надпись - «Чайхона», но мне показалось что дом все таки старинный. И действительно, нашел информацию… Одноэтажный с цокольным этажом дом Н.В Богословской – М.И. Челышевой, 1871 года постройки. Архитектор – Иван Алексеевич Шмаков.


Константин Иванович Оконишников, сын Ивана Петровича Оконишникова (про его дом в описании улицы Баумана) в 1902 году приобрел бывший дом Казанской удельной конторы с флигелем на Грузинской (Карла Маркса №49). Оконишниковы – известные Казанские купцы старообрядцы.

Карла Маркса № 49 - Флигель усадьба Оконишникова

Двухэтажный с цокольным этажом дом. Окна полуподвального этажа отделаны профилированными наличниками и замками. Первый этаж рустован, окна с профилированными наличниками и сандриками, такие же окна и на втором этаже. Карниз на декоративных кронштейнах, на крыше ажурная балюстрада чебаксинской ковки, над крыльцом кованый навес чебаксинской ковки. Установленные в начале XX века кронштейны, балюстрада, навес нарушили классицистический облик здания.
Карла Маркса 49/13 - Усадьба Оконишникова

Двухэтажный дом (начало XX века), композиция фасада симметричная, центр выделен портиком с четырьмя колоннами с коринфскими капителями, на боковых частях пилястры, также с коринфскими капителями. По фризу лепной орнамент, карниз на кронштейнах, по краю крыши ажурная балюстрада чебаксинской ковки, а в центре большой аттик со слуховым окном. Памятник архитектуры в стиле эклектики.

Карла Маркса 47 – Дом постройки начала ХХ века.


Прямо напротив Оконишниковского особняка на другой стороне улицы стоит привлекательное здание, принадлежавшее в начале века купцу-чаеторговцу Осипу Яковлевичу Молоткову. Здесь располагался известный в городе магазин, торговавший «чаем, бакалеей и красным вином».
Карла Маркса № 56 - Двухэтажный дом с каменным первым и деревянным вторым этажом построен по проекту архитектора Фомы Ивановича Петонди (в 1837 году). Принадлежал помещику Я.Г. Дротоевскому, с 1870-х годов - его дочерям, в 1880-1892 годах - купцу Я.П. Криваксину, с 1892 года - жене фабриканта-швейцарца С.К. Рам, с 1903 года - купцу О.Я. Молоткову. Дом является памятником эпохи классицизма. Еще недавно здание было в полуразрушенном состоянии. Сам дом восстановили к Чемпионату Мира по футболу, то есть уже в 2018 году.
Дом до восстановления...

и после...

Но восстановительные работы еще продолжаются. Не знаю, восстанавливают ли дом внутри, или ведутся работы по реконструкции кирпичных зданий внутри двора этого дома.


Мимо этого дома по улице Гоголя, я вернулся снова на улицу Горького, и пошел по ней, уже по направлению к Кремлю…

Следующее здание по улице Горького, дом №15 – собственный дом купца Леонтия Владимировича Кекина – небольшой, двухэтажный изящный особняк.
Особняк этот был построен по «образцовому» (сейчас бы сказали «типовому») проекту архитектора Ксаверия Алоизовича Скаржинского в 1850 году. В середине XIX века часто строили по образцовым проектам, особенно в провинции. Выпускались альбомы с такими проектами: местным архитекторам оставалось привязать их к конкретному участку, иногда допускались и небольшие изменения. Архитектор Скаржинский был довольно известным проектантом: достаточно сказать, что проект первого Варшавского вокзала в столице (потом на его месте был построен новый) принадлежал именно ему. Домовладение первоначально принадлежало В.М. Молоствову, затем с 1890 г.- С.П. Романовой, вдове купца К.И. Романова, с 1897 г. – уже Кекину.
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/102470-doma-kekina-v-kazani-ot-nomerov-volgi-do-ofisnogo-zdaniya

Ранее тут размещался Комитет по телевидению и радиовещанию Совета Министров Татарской АССР. Сейчас, судя по вывеске - «Радио Болгар». Памятник архитектуры в стиле эклектики классицистического направления.
Фотографию общего вида позаимствовал из интернета. Летом фасад дома снять не возможно, он густо укрыт листвой растущих перед ним деревьев.


Через улицу - дом Родионовых (Горького №14) "до сих пор радует глаз своей соразмерностью и уютным видом с налетом легкого модерна. Владельцами дома были весьма богатые казанские помещики Родионовы, имевших обширные владения в Казанской губернии. В советское время что в нем располагалась поликлиника для привилегированного контингента советских граждан, а также в двадцатых годах размещался Казанский институт НОТ (научной организации труда)".
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/102470-doma-kekina-v-kazani-ot-nomerov-volgi-do-ofisnogo-zdaniya
Дом построен в конце XIX - начале XX веков, архитектор В. Дроздов.


Горького № 12 - Дом Панаева, сооруженный по проекту Фомы Ивановича Петонди в 1830 году, флигель, построенный по проекту Павла Тимофеевича Жуковского, датируется 1858 годом. И хотя владельцы панаевского дома — не пустой звук для истории русской культуры, все же более известно это место так называемым Панаевским садом и Панаевским же «театром» в нем. Панаевским театром назывался довольно просторный деревянный павильон, в котором прелести ресторана сочетались с приятностями искусства. И не беда, что в Панаевском театре искусство порой было не очень высокого разбора — доходы оно давало хорошие. Судя по газетам, неплох был и ресторан.
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/102470-doma-kekina-v-kazani-ot-nomerov-volgi-do-ofisnogo-zdaniya


Главный дом принадлежал чиновнику и помещику В.И. Панаеву, позже, вплоть до 1918 года, его наследникам - Панаевым. Владимир Иванович Панаев (1792-1859 года) - известный в первой половине XIX века поэт-сентименталист, академик Российской академии. Он имел крупные владения в Казанской губернии, но жил в Санкт-Петербурге, был крупным чиновником, с 1832 года - управляющим Канцелярией Министерства императорского двора. Дом является памятником жилой архитектуры в стиле позднего провинциального классицизма, но отсутствие фронтона или аттика в качестве завершения портика противоречит классицистическим канонам.

Горького № 10. На Большой Лядской выделялся перестроенный и расширенный дом Милославского (в нем, еще раз перестроенном уже в советское время, находится Музей М. Горького). На первом этаже этого дома находилась «Варшавская колбасная», а вверху одно время располагался Временный цензурный комитет по делам печати. Комитет возглавлял деятель народного просвещения, статский советник М.Н. Пинегин, автор известного труда по истории Казани.
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/102470-doma-kekina-v-kazani-ot-nomerov-volgi-do-ofisnogo-zdaniya

Здесь в июле 1886 г. казанский знакомый А. М. Горького А. С. Деренков открыл булочную в арендованном подвале дома Беляевой на улице Лецкой. Это был каменный дом, выходивший на улицу тремя окнами. В подвале дома помещалась пекарня, над ним магазин, в котором продавали выпечку. В 1886-1887 годах здесь работал подручным пекаря А. М. Пешков (М. Горький). Выручка от булочной шла на всевозможные конспиративные дела.
12 марта 1940 году в этом доме был открыт музей А. М. Горького. В 1953 году на здании установлена мемориальная доска. В 1967 году установлен скульптурный бюст молодого М. Горького (скульптор И. А. Новосёлов).



Горького № 13 - Татарский государственный театр драмы и комедии имени Карима Тинчурина.
Здание, в котором находится театр, было построено в 1912 году по проекту архитектора Ф.Р.Амлонга. В нем находились правительственные учреждения и общественные организации. В 1918 году здание стали называть Красноармейским дворцом.
До 1987 года тут был Татарский ордена Ленина государственный академический театр имени
Галиасгара Камала, потом он переехал в новое здание.


По нечетной стороне улицы, недалеко от дома на стрелке Лядских улиц, стоял старинный особняк дворян Молоствовых. Со временем он перешел к вдове врача Сухаревой, а у нее был куплен под свой клуб Собранием служащих в правительственных и общественных учреждениях города Казани (в просторечии называвшимся «клубом канцеляристов»). Ну а затем Собрание это переехало в свое новое собственное здание. Это был уже упомянутый особняк с пристроенным к нему по проекту архитектора Ф.Р. Амлонга зрительным залом со сценой и другими помещениями. Здание получило название «Нового клуба». Сейчас это Театр имени Тинчурина.
https://realnoevremya.ru/articles/102470-doma-kekina-v-kazani-ot-nomerov-volgi-do-ofisnogo-zdaniya

От пересечения улиц Галактионова и Горького открывается вид на стадион «Динамо», одно из достопримечательнейших мест города.

До революции здесь был частный сад, разбитый еще в тридцатых годах прошлого века. Принадлежал он Панаевым, о которых упоминалось выше.
В сад входили через ворота дома Панаевых, (уже упоминавшийся дом № 12 по улице Горького). До шести вечера вход в сад был бесплатным. А вечерами здесь играл оркестр, на открытой эстраде выступали куплетисты, комические квартеты, певцы; работал первоклассный ресторан, горело электричество. В конце 70-х годов прошлого века в саду возник летний театр, на сцене, которого, как известно, состоялся артистический дебют Шаляпина.
После революции Панаевский сад был назван Красноармейским, а затем садом «Динамо». К летней спартакиаде Поволжья 1934 года он перестраивается в стадион «Динамо». Начинается новая страничка этого уголка Казани, спортивная.

http://www.iske-kazan.ru/220-ulitsa-gorkogo-na-nechaevom-bugre

Ну а теперь Дом Кекина — одно из весьма ярких и запоминающихся и необычных зданий Казани. Был построен в 1903—1905 годах архитектором Генрихом Бернардовичем Рушем по заказу купца-миллионщика Леонтия Владимировича Кекина. Это первое гражданское строение в Казани, возводившееся круглосуточно, ночью впервые на стройплощадке был использован электрический свет.
Архитектурный стиль здания эклетичен. Это модерн в готическом стиле. Присутствуют и мавританские мотивы. Угловые и промежуточные ризалиты выявлены сдвоенными и строенными полуколоннами и завершены восьмигранными главками сложного профиля с фигурными шпилями.




До Октябрьской революции Дом Кекина был доходным домом, то есть квартиры сдавались в наём. Кроме того, в нём, согласно адресным книгам 1910—1914 годов, размещались частная гимназия В. И. Ряхиной, гимназия Педагогического общества для распространения образования, подготовительное училище Н. А. Беневской, правление Казанского округа путей сообщения, библиотека С. Я. Пальчинской, типография Л. Ф. Гросса, писчебумажный и книжный магазин П. В. Шаталова, винно-бакалейная торговля А. В. Афанасьева, игольно-галантерейный магазин М. Р. Тухватуллина.
После Октябрьской революции Дом Кекина был национализирован, верхние этажи из гостиничных номеров превратились в «уплотненные жилые комнаты», а предназначение нижних этажей не изменилось здесь в разное время в нем располагались Казанский военный комиссариат, различные конторы, лавки, столовая № 1 и широко известный среди горожан универсальный магазин.
С 1998 года здание находилось в аварийном состоянии. Подвал часто затапливался талыми, дождевыми и техногенными водами. Это сильно сказывалось на состоянии стен и фундамента здания. Об этом говорит факт обрушений нескольких чердачных перекрытий.
Последние жильцы в Доме Кекина выселились по Программе ветхого жилья в 2000-2001 годах. Дом Кекина был капитально отреставрирован в 2005 году. Целью являлось обеспечение сохранности здания и продление срока его службы, а так же полное раскрытие его архитектурно-художественной, градостроительной и историко-культурной ценности.
В рамках проекта отреставрирован архитектурный декор, белокаменный цоколь, металлические ограждения лестниц. Фасадам придано первоначальное колористическое решение: стены покрашены в светло-серый, кровля – в красно-коричневый, детали – в белый цвета.
В процессе реконструкции были усилены фундаменты, деревянные перекрытия наземных этажей и кирпичный свод над подвалом заменены монолитными железобетонными перекрытиями.
Дом Кекина признали уникальным. Он находится в списке объектов культурного наследия федерального значения.
Хотя теперь это бизнес-центр, в нем размещены магазины, офисы различных коммерческих фирм, предприятия общественного питания.


А вот интересная информация, архитектором Арведом Россбахом в 1893 году был построен вот такой доходный дом в Лейпциге в «Музыкальном квартале». Дома весьма похожи, не правда ли… А еще эти два здания похожи на масонские храмы.

Источник : https://realnoevremya.ru/articles/102470-doma-kekina-v-kazani-ot-nomerov-volgi-do-ofisnogo-zdaniya

Далее я иду по улице Галактионова…
Галактионова № 22 – здание построенное в начале ХХ века в стиле ретроспективизма.


Также дом построенный до революции (Галактионова № 16а), подробностей о нем не нашел.


Галактионова № 7.


Галактионова № 5. Старый дом, подробностей тоже не нашел…


Галактионова № 12 -Дом купца Дмитрия Ивановича Вараксина.


Примечательно граффити на торце здания. Датируется оно 2012 годом. Вроде как изображен космонавт но с синим лицом в шлеме русского витязя, причем на его скафандре, на животе и на рукавах изображены головы людей с усами и бородами и с закрытыми глазами, создается ощущение, что изображенные головы не совсем живые, и руки не руки, а вроде щупальца… Странное изображение… Возможно это какой-то галактический пришелец, так как дом стоит на улице Галактионова (от слова Галактика будем считать) :))

Вараксины - купеческое семейство, известное более всего своей водкой - "вараксинской влагой", как ее тогда иронически называли. Вараксин был водочным королём – ему принадлежали спиртоочистительный и водочный заводы, а также винно-водочные магазины. Кстати а водка Вараксина даже получала медаль на Парижской выставке и в результате Вараксин стал «поставщиком Двора его императорского Высочества великого князя Николая Николаевича Старшего»… Д.И. Вараксин был также городским главой и щедрым благотворителем.
В этом доме был арестован в 1920 году скрывавшийся под именем Владимир Александрович Голгофский - бывший министр путей сообщения Временного правительства и известный масон Николай Виссарионович Некрасов.

Горького № 9 - Офис партии «Единая Россия». Здание эклектичное, построено в начале ХХ века.


Горького № 6 – в этом здании располагается отель «Максим Горький». А само здание старинное – это был двухэтажный особняк действительного тайного советника Апполона Федоровича Лисовского. В 2011 году надстроили третий этаж и облагородили его ремонтом, но при этом дом полностью потерял свой исторический аутентичный облик.


Горького № 4 и № 4а – доходной дом Ширшовой.


Горького № 2/Пушкина № 52 - Бизнес Центр Пушкинский – Бывший дом С.А. Лапина, первая половина XIX века, реконструкция 1854 года.



Горького № 3 – дом построен в 1903 – 1905 годах.

На Малой Лядской (напомню, что это отрезок ул. Горького от ул. Жуковского до ул. Пушкина) господствовал старый дом Кекина, построенный по проекту скромного учителя рисования Казанского реального училища Христофора Григорьевича Пашковского.
Дом этот был возведен специально для размещения в нем гостиницы («номеров», как тогда говорили) «Волга». «Волга» была благоустроенной гостиницей с ценой номеров от 1 до 8 рублей в сутки. «Вся Казань» за 1899 год сообщает, что уже тогда в номерах было электрическое освещение, водяное отопление и подъемная машина. Но в доме Кекина на Малой Лядской была не только гостиница. Здесь до переезда в собственный дом, как уже знает читатель, размещался клуб Собрания служащих в правительственных и общественных учреждениях г. Казани с приличных размеров залом, где ставились драматические спектакли довольно сильными актерскими коллективами.

Источник: https://realnoevremya.ru/articles/102470-doma-kekina-v-kazani-ot-nomerov-volgi-do-ofisnogo-zdaniya

Горького 3/1 – в этом здании размещается Отель-Клиника, и до сих пор существует бутик-отель с названием «The Volga House».


Горького № 1/ Пушкина № 54

Дом Парамонова – построен в 1864 году.
Надпись на памятной доске: "Объект культурного наследия регионального (республиканского) значения. Дом Парамонова, где находилась казанская публичная библиотека, которую в 1889 году посещал Ленин Владимир Ильич. Охраняется государством".
Дом Парамонова, что и по сию пору стоит на углу улиц Горького и Пушкина, был известен в основном Державинской аптекой и редакцией газеты «Казанский телеграф». Газета промонархического, крайне охранительного направления возглавлялась Николаем Александровичем Ильяшенко — личностью сколь одиозной, столь и своеобразной. Достаточно сказать, что убежденный сторонник царского абсолютизма начинал как большой свободолюбец. И был выслан из Киева и долгое время находился под гласным, а потом и негласным надзором полиции, «за явную принадлежность к преступному сообществу».
дом Никифорова - В.А.Парамонова, арх.П.И.Романов.
В 1890-92 гг. здесь находилась редакция газеты "Казанские вести", в 1893-1917 гг. с некоторыми перерывами газеты Казанский вестник. Здесь же жил издатель этих газет Н.Я.Ильяшенко.

Источник : https://realnoevremya.ru/articles/102470-doma-kekina-v-kazani-ot-nomerov-volgi-do-ofisnogo-zdaniya

Улица Горького вывела меня к улице Пушкина, я перешел ее и оказался у фонтана.

Присел отдохнуть на скамеечку, и оказался в компании вот такой симпатичной пичужки – очень она мне галчонка Хватайку из "Простоквашино" напомнила. :))

А фонтан, как оказалось, располагается у тыльной стороны здания Театра оперы и балета имени Муся Джалиля.

Фронтальной же стороной здание театра выходит на Площадь Свободы, и адрес Театра соответственно Площадь Свободы № 2. Я основательно устал и вернулся в отель, а на Площадь Свободы мы вернулись вечером…

Площадь Свободы с 1820-х годов, а до революции площадь называлась Театральной. Здесь располагался Городской театр, который несколько раз горел и в годы Гражданской войны был заброшен и разрушен. Сейчас на этом месте стоит монументальное здание Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля, которое строилось аж два десятилетия, и открыт театр был в 1956 году. Архитекторы: Н.П. Скворцов (погиб на фронте), И.Г. Гайнутдинов. Классический стиль его удачно соединен с национальными мотивами. С высоты театра взирает на город античная муза, а на фронтоне барельефы изображают красавиц в татарских нарядах.

По бокам здания — памятники А. С. Пушкину и Г. Тукаю — классикам русской и татарской литературы, произведения которых в музыкальном оформлении являются самыми популярными постановками на сцене театра.


Теперь уже двигаясь вдоль театра, рассматриваем здания на противоположной стороне улицы Пушкина…
Пушкина № 56 - Институт Татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук Республики Татарстан.


Карла Маркса № 40а/Пушкина № 60 - Памятник жилой архитектуры в стиле позднего классицизма. Угловой двухэтажный с антресольным этажом дом. Окна второго этажа значительно больше, чем первого. Фасад завершается венчающим карнизом сложного профиля. Архитектор – Александр Карлович Ломан. Дом принадлежал отставному поручику, крупному помещику Александру Николаевичу Булыгину, с 1895 – его тезке профессору Александру Николаевичу Казем-Беку.

Надпись на памятной доске: "В этом доме в шахматном клубе зимой 1888-1889 года неоднократно бывал Владимир Ильич Ульянов (Ленин)".

Ну и здания украшающие собой Площадь Свободы… Большой концертный зал имени Салиха Сайдашева – главная концертная площадка Татарстана. Бывший Концертный зал Казанской государственной консерватории (1967 год, архитектор Мунир Xасьянович Агишев). До 90-х годов прошлого века это была типовая советская «стекляшка», в которой размещался актовый зал Казанской консерватории. Здание было реконструировано, и вошло в новый век с новым фасадом, а внутри был установлен большой орган созданный мастерами чехословацкой фирмы «Ригер-Клосс».


Ну и дом-красавец. Я им просто залюбовался. Сразу видно здание другой эпохи. Неоренессанс, подобного стиля больше в Казани не встречал.

Архитекторы: М.П. Коринфский и И.П. Ефимов. Построено в 1852 году для Дворянского собрания – как центр торжеств и развлечений для высшего сословия: балы, приемы, благотворительные вечера, концерты тогдашних «звезд». Здесь выступали Ф.И. Шаляпин, А.Н. Скрябин, новомодный еще в дореволюционное время В.В. Маяковский, В.В. Каменский, Д.Д. Бурлюк, С.В. Рахманинов.
В советское время здесь был кинозал, Дом Творчества, потом Дом офицеров. К празднованию тысячелетия Казани зданию вернули исторический облик. Сейчас это здание называется Казанской ратушей, и так же используется для торжественных мероприятий, чествований, приемов. Ну и так как мы сейчас живем в мире «чистогана»… то за определенную сумму любой желающий может отметить здесь какой-нибудь личный праздник или событие.

На Площади Свободы располагаются почти все властные структуры Республики Татарстан…


Пушкина № 66/Большая Красная № 33 – здание Министерство Культуры Республики Татарстан и Конституционный Суд Республики Татарстан.


Здание Кабинета Министров (Правительства) Республики Татарстан - Дата постройки - 70-е года ХХ века, реконструкция произведена в 2005 г. Архитектор Герман Алексеевич Бакулин.


Пушкина № 74 - Верховный Суд Республики Татарстан.


На пересечении улиц Большая Красная и Касаткина стоит здание по адресу Большая Красная № 29а, весьма известно среди жителей города. И не потому что на ней крупными буквами издали виднеется лозунг «Миру-Мир», а потому что на первом этаже этого здания находился гастроном. А так как гастроном соседствовал с Татарским обкомом КПСС (как раз здание Правительства Республики Татарстан), то ассортимент продуктов в данном универмаге был значительно богаче. Сейчас это здание облюбовал для себя «Сбербанк».


Проходя дальше по улице Касаткина, мы оказываемся перед буквально нереальными зданиями-дворцами…

Этот район был известен как «Кошачка». 20-30 лет назад это был участок застроенный патриархальными деревянными домами. Коммуналки и трущобы в центре города-миллионика. Но «дикий капитализм» смел большинство из этих старинных, потрепанных временем строением, а на их месте были воздвигнуты новодельные «дворцы».

Помпезные здания, объединившие в себе сразу всё! Дикая эклектика… Колонны, башенки, львы, почти весь античный пантеон – в общем, очень насыщенно, даже через чур! И если в Хрущевские времена боролись с архитектурными излишествами, то возведенные здание можно назвать подобной борьбой наоборот – всего побольше, еще больше, еще!!!…




Вот такие Дворцы жилого комплекса «Ренессанс» по адресам Касаткина №11, №11а, №15 и №15а. Монументальные, пафосные строения с огромным разнообразием фасадного декора, «дорого-богато»… В целом впечатляет, глаза разбегаются… Как в нынешней моде, так и в современной архитектуре похоже позволительно всё.
Касаткина 11а – дом получил даже собственное название - «New gotik» («Новая готика»)




Рядом сияет стеклом витражей здание Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 14 по Республике Татарстан по адресу (Театральная 13а), но формы этого здания более лаконичны - конструктивизм с отдельными элементами классицизма.


К этому времени почти совсем стемнело, и я вернулся сюда еще раз, в дневное время…

Итак, эта моя прогулка охватила улицы Пушкина, Щапова, Гоголя, Горького, Толстого, Карла Маркса и Площадь Свободы. Улицы конечно не все, а частично… Но впечатлений у меня было масса. Почти каждое здание исторично, и мало похожих друг на друга строений. На этих улицах ощущается, что здесь живет Время, которое движется вперед, но многое помнит… Наверное это касается многих городов с историей в несколько веков. Ни что в этом мире не вечно: проходят года, меняются времена и нравы, одни правители меняют других, меняется государственный строй. Но эти города на протяжении веков остаются верными хранителями истории. А когда идешь по улицам такого города, то создается впечатление, что ты отправился в путешествие во времени. А Казань, кроме всего выше сказанного, еще и очень комфортный город, для пеших прогулок…
Но это еще не все… Будем гулять дальше… :))
https://www.otzyv.ru/read.php?id=210604

Отредактировано автором: 05.12.18 09:41:55Сообщить модератору



Спасибо за отзыв. До чего же Казань красива!
Спасибо Вам, за Ваше мнение... Да Казань - красива, гостеприимна, разносторонне интересна и загадочна... Для туриста легкий, комфортный город. Мне Казань очень понравилась, можно сказать даже немножко влюбился... :))
Цитата:

Казань очень понравилась, можно сказать даже немножко влюбился... :))


Это чувствуется в Вашем рассказе. Очень подробно все рассказали и показали. Нам Казань тоже понравилась, были несколько раз, но недолго, видели меньше. У Вас получился путеводитель.
Я уже писал в предыдущем отзыве, что именно этого я и пытался добиться в своем рассказе. Объединить разрозненную информацию о Казанских достопримечательность в некоторые маршруты. Может кому и пригодится... :)
Цитата:

Может кому и пригодится... :)


Предыдущие я читала. И даже дала ссылку на Ваш отзыв. Человек был в Казани на экскурсии во время речного круиза. Попал на чемпионат по футболу. Сильно ругался на Казань - очень грязно, мусорно. Показала Ваши фотографии чистенькой Казани.
В время Чемпионата Мира аншлаг наверное был, очень много народа. Раз ругался человек, значит действительно было грязно. Я поэтому и поехал после Чемпионата. За исключением первого праздничного дня, про который я писал в первом отзыве :) Там утром было весьма намусорено, но быстро все убрали. А в остальные дни было весьма чистенько.
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Пешие прогулки по Казани. Глава 4. Мои "хаотичные" блуждания по улицам Казани... (Продолжение)
2Пешие прогулки по Казани. История города в архитектуре. Глава 2 и 3. Улица Крёмлевская и Дом Ушковой
3Пешие прогулки по Казани. История города в архитектуре. Глава 1. Улица Баумана и Кремль
4Пешие прогулки по Амальфитане, или Страна Лимония
5Прогулки по улицам Казани и Храм Всех Религий
6Белокуриха. Пешие прогулки
7САРДИНИЯ по периметру. Часть 4. Столица КАЛЬЯРИ
Отдых в России
Отели в России
Отели Архипо-Осиповки
Отели Астраханской области
Подмосковье
Можайский р-н
Погода в России
Горные лыжи
Рейтинг отелей:
1275.Шингари 3+
1276.Крым санаторий 3+
1277.Лесные угодья сафари парк 3+
1278.Геолог Казахстана пансионат 3+
1279.Выборг 3+
1280.Акварели мини-отель 3+
1281.Родина санаторий 3+
лучшие отели России
Фото отелей:
1030.Амадео мини-отель, Россия [4]
1031.Камелот, Россия [4]
1032.Best Western Plus Centre Hotel, Россия [4]
1033.Яр, Россия. Остальное [4]
1034.Логер Хаус, Россия [4]
1035.Кубань, Россия [4]
1036.Магнолия пансионат, Россия [4]
Популярные отели:
400.Русь санаторий отзывы
401.Грифон отзывы
402.Royal Falke Resort отзывы
403.Respect Hall Resort Hotel отзывы
404.Бастион отзывы
405.Алексеевская усадьба отзывы
406.Чеботаревъ отзывы
Отзывы по отелям:
1114.Россия. Остальное, Березки дом отдыха [2]
1115.Россия, Виктория Палас [2]
1116.Россия, Нева пансионат [2]
1117.Россия, Бухта Радости частный отель [2]
1118.Россия, Best Western Vega Hotel & Convention Center [2]
1119.Россия, Palmira Palace [2]
1120.Россия, Металлург санаторий [2]