28.11.18 06:36:47
Поездка на Тураду (португальскую корриду)Оценка: 5+
Время отдыха: август 2018

Эта история является частью отзыва об отдыхе в Португалии в августе 2018г. Весь отзыв я пока не дописал, но эту часть публикую сейчас. Мне кажется, что она самодостаточна и готова.
А начиналось это так.
Я вообще слышал очень много о португальской корриде, что она сильно отличается от испанской и поэтому на это путешествие я заранее запланировал поездку на тураду как событие из серии «сбыча мечт». Т.к. остальные члены моего семейства (а это три женщины) составлять мне компанию отказались категорически, то я и планировал эту поездку только для себя.
Сначала на на официальном сайте арены «Campo Piquenо» (http://www.campopequeno.com) я узнал расписание турад - на период нашего пребывания в Португалии единственная турада проходила 9-го августа. Билет на нее я приобрел заранее - примерно за полтора месяца до поездки - через Интернет там же, на официальном сайте арены «Campo Piquenо» без всяких осложнений. Он мне обошелся в 35Э. Это было место на 7-м ряду в 3-м секторе (на карте - зеленый). Хотя арена и круглая, при выборе места очень важно учитывать нюансы: откуда появится бык, как встанут участники турады, и т.д. Все это есть на официальном сайте арены «Campo Piquenо».
Затем последовала процедура приобретения билетов на поезд Порту-Лиссабон и обратно, тоже заранее, что позволило сэкономить около 10Э. И на этом собственно предварительный этап подготовки закончился.
9-го августа я приехал из Порту поездом, в 19.40 вышел на станции Orient и с одноименной станции метро поехал на станцию «Campo Piquenо». Добрался я за 25 минут и вышел непосредственно к арене. До начала запланированного действа оставалось еще часа полтора (турада начиналась в 21.45 согласно опубликованным афишам), поэтому торопиться мне было некуда. Я перекусил в мексиканской закусочной, в которой всем заправляли вездесущие китайцы и которая находилась как раз напротив главного входа на арену, и не спеша отправился к главному входу.

Арена «Campo Pequeno»

Кандидатов в зрители пока не наблюдалось, только полицейские аккуратненько расставляли заградительные барьеры. Я подошел к ним и показал им свой е-билет. Один их полицейских, мельком взглянув на мою бумаженцию, сказал, что я прибыл правильно, и турада будет проходить именно здесь - просто еще очень рано, и зрители еще не подтянулись. Пускать будут примерно в 21.00.
Кстати: Самая большая арена для турады в Португалии находится отнюдь не в Лиссабоне, а в небольшом городишке Сантарем, примерно в 30-40км от Лиссабона. Называется она Celestino Graça. Именно там проходила и проходит главная португальская ярмарка, и именно там было самое массовое скопление народа.
Через минут двадцать, когда я уже обошел вокруг арены и всю ее обфотографировал, у входа стали появляться первые зрители. Это были в основном португальцы и португалки в возрасте «хорошо за 50». Они собирались в компании человек по 10-15, стояли, весело болтали, переходили от одной кучки к другой… В общем, создавали массовость и движуху.
Постепенно начало темнеть, и подул сильный и почему-то очень холодный ветер. Об этом аспекте бытия я почему-то как-то заранее не подумал (мне казалось, что понятия «август в Португалии» и «холод» малосовместимы), но проблему надо было как-то решать - ведь мой чемодан находился более чем в 200км от меня. К счастью, рядом оказалась вентиляционная решетка метрополитена, оттуда поднимался теплый воздух, и я без долгих раздумий на ней обосновался.
Вскоре появилась компания, состоящая из шести-семи весело щебечущих элегантнейших пожилых француженок - по самому дамскому счету, им было «слегка за 60». Видно было, что дамы тоже страдают от холодного ветра, несмотря на то, что все они были в кофточках или жакетах. Я их жестом пригласил составить мне компанию на предмет постоять на решетке и даже подвинулся, чтобы места хватило на всю честную компанию. Трое приняли моё предложение сразу (они были в брюках), а остальные (те которые, в юбках) топтались рядом, с сомнением поглядывая на решетку. Тут я, как мог, изобразил Мерилин Монро из известного фильма и сказал, что они выглядят ничуть не хуже. Француженки оценили комплимент, и тут же организовали конкурс на лучшее подражание Мерилин, избрав трех своих подруг и меня, как автора идеи, в импровизированное жюри. Они по очереди с хихиканьем вбегали на решетку, дожидались момента, когда поток воздуха слегка приподнимет юбку, потом делали испуганно-удивленно-смущенное лицо с круглыми глазами в стиле «пин-ап», после чего, прижав руками юбку спереди к ногам, с тем же хихиканьем сбегали с решетки. Проделав эту «процедуру» 2-3 раза, они практически набросились на председателя жюри (т.е. меня) с требованием объявить победительницу - кто из них, по моему мнению, больше всех похож на Мерилин. Мнение их «брючных» подруг при этом их почему-то совсем не интересовало! Особо настаивала на этом мулатка, напирая на то, что, хотя она чисто внешне на Мерилин ну совсем не похожа, но вот ее шикарная фигура (ее оппонентки тут же наморщили носы и издали звук, похожий на «хо-хо-хо»), а, главное то, что ее юбка задралась выше всех остальных («хо-хо-хо» стало еще громче!), делает ее претенденткой на абсолютную победу. После этого они требовательно уставились на меня. Я им сказал, что я в сильном затруднении, что все они просто фантастические красавицы и что Мерилин Монро лопнула бы от зависти, если бы их увидела вот прям сейчас. После этого я предложил дамам самим выбрать лучшую.
Но тут наконец-то открыли вход на арену! Француженки, тут же позабыв о только что состоявшемся «конкурсе», весело ущебетали вперед на другой вход, а я, отстояв недлинную, примерно человек в 10-12, очередь, отправился на арену.
Рядом со входом висели мемориальные доски с какими-то фамилиями. Я поинтересовался у служителя, кто эти люди и чем заслужили такие почести. Он ответил, что с одной стороны - люди, которые причастны к строительству самой арены (архитекторы и главные «жертвователи»), а с другой - знаменитости, которые на этой арене выступали и прославились. Правда он затруднился ответить, к каким именно группам участников турады эти люди принадлежат, но мне кажется, что скорее всего, это кавалейруши…
Внутри «Campo Piquenо» больше напоминает цирк, чем стадион. При входе мне пришлось сдать свой фоторюкзак в камеру хранения - проход к арене с такими крупногабаритными вещами был запрещен. И даже после того, как я предъявил все его содержимое, служитель остался непреклонен - правила есть правила!
Я довольно-таки быстро нашел свой сектор, занял место согласно приобретенному ранее билету - на шестом ряду, рядом с проходом (чтобы в случае, если впередисидящие зрители будут мешать мне фотографировать, быстро переместиться в проход), и начал внимательно рассматривать арену, иногда делая снимки. Мой «дальнобойный» объектив прекрасно справлялся с ролью театрального бинокля.
Вдруг рядом со мной раздался хрипловатый голос: «Excuse me, please!» Я понял, что нужно пропустить зрителя, которому нужно занять свое место, встал и вышел в проход. Мимо меня прошел и уселся на соседнее с моим место пожилой португальский сеньор, который, устроившись поудобнее, и посидев какое-то время молча, вдруг спросил меня: «Do you speak English?». Получив утвердительный ответ, он удовлетворенно кивнул, снова посидел какое-то время молча, затем достал из кармана коробочку с сигариллами, со вкусом раскурил одну, после чего, недолго подумав, предложил сигариллу и мне. Я отказался, заявив, что не курю. Через некоторое время я поинтересовался:
- А разве здесь можно курить?
- Формально - нет. Ты, наверное, знаки видел. И я их видел. Но здесь многие курят - и мужчины и женщины. И всем на это плевать. И вообще: эта арена - наша территория.
- «Наша» - это чья?
- Нормальных людей, нормальных мужчин и женщин, а не всяких там…
Пренебрежительный жест, последовавший за этой фразой, показал, что этот синьор думает о толерантности, мультикультурализме и здоровом образе жизни.
Он неспешно курил, мы молчали. Потом я спросил его:
- Знаете, я испанскую корриду видел лично в Мадриде и Барселоне, и вроде как с ней разобрался. Я также кое-что читал о тураде, но некоторые моменты мне не совсем понятны. Не могли бы вы прояснить мне возникающие у меня вопросы?..
- Нет проблем! Спрашивай!
- Ну, пока еще представление не началось, вопросов вроде нет, а вот когда турада начнется…
- Спрашивай, когда захочешь…
Я поблагодарил его и сказал, что не очень хорошо говорю по-английски, поэтому прошу его говорить помедленнее. В ответ он заявил, что английский для него тоже не родной, и он тоже будет говорить не быстро, и если что-то из того, что он скажет, будет мне непонятно, я не стеснялся бы переспрашивать. Я огляделся по сторонам, и первый вопрос возник у меня практически тотчас же:
- Я вижу, что многие приходят сюда с детьми, причем достаточно маленькими? Их сюда тоже пускают?
- Конечно! Почему нет? - удивился он.
- Но… Как-то… Дети… И кровь… Вот испанцы до 14 лет детей не пускают!..
- Ха, испанцы - убийцы! У быка нет никаких шансов уйти с арены живым. Даже если он убьет своего противника. А убийство на глазах у детей - это преступление! И они это понимают. У нас бык уходит живым. Залитым кровью, раненым, но - живым!..
- Да, но кровь…
- А что кровь? - он хмыкнул. - Ты посмотри, что дети смотрят по телевизору. Боевики, кошмарики, да и мульфильмы - тоже… Вот, эти, американские - кот и мышь… Там крови проливается - моря! Да и бокс, муай тай - что менее кровавые? Что же, их тоже не смотреть?
Потом он пристально на меня посмотрел и с ехидцей спросил:
- Ты, вот, в детстве дрался? До крови?
- Ну… да, бывало…
- А мечом махал? Красавиц и принцесс освобождал? Драконов убивал? На тигров, ну, или, там, львов охотился? Врагов разил?
- Конечно!
- А почему ты думаешь что португальские дети другие?
Возразить ему было нечего. Мальчишки они везде мальчишки!
Некоторое время мы сидели молча и занимались каждый своим делом: он курил свою сигариллу, я - фотографировал. Потом я попросил его пояснить мне некоторые понятия и моменты. И вот что я узнал.
Во-первых, пики которые вонзают в холку быку называются фарпами, а не бандерильями (как в испанской корриде). Они имеют разную длину и конструкцию: первая фарпа вообще составная - при удачном попадании в теле животного остается короткая часть, а на оставшейся в руках всадника длинной части появляется флажок либо с гербом кавалейруша, либо с логотипом арены, либо спонсора спектакля. Этот флажок дополнительно дразнит быка. Первая фарпа - самая длинная, вторая - такой же длины, что и первая, но уже без флажка, каждая последующая - короче и короче, последняя, седьмая - самая короткая - палмиту. Иногда всадник, дабы показать свою крутизну, начинает именно с палмиту - ведь для того, чтобы воткнуть ее в холку совсем не уставшему и очень активному и злющему быку, придется сильно наклониться, а это очень опасно!
Во-вторых, фарпы отличаются от бандерилий формой острия: у фарп оно сделано в виде наконечника стрелы, что зачастую приводит к тому, что фарпы выпадают из ран в процессе поединка - иногда к моменту начала «Pega» 3-4 фарпы валяются на песке арены. Бандерилья же имеет наконечник гарпуна, усиленного крючком, и поэтому выпадает из раны чрезвычайно редко
Изначально по регламенту количество фарп - семь. И класс наездника определяется именно тем, сможет ли он уложиться в эти семь фарп. Если кавалейруш не совсем уверен в результате своей работы, то он просит разрешения у судьи-распорядителя на дополнительные две фарпы (или судья-распорядитель сам настаивает на этом). Дополнительные фарпы обычно длинные.
За разговорами незаметно пролетели полтора часа, которые оставались до начала представления. Народ постепенно прибывал, по рядам сновали вездесущие продавцы попкорна, сэндвичей, воды и прочей мелочи, как съедобной, так и не очень, типа сувенирных фарп. При входе бесплатно раздавались программки, из которых можно было не только почерпнуть информацию о текущем действе, но и о будущих представлениях (ближайшее из которых намечалось на 24 августа, и еще два предполагались в сентябре) и разнообразных концертах (которых было значительно больше). К моменту начала турады зал был заполнен процентов на 55-60.
Но вот оркестр (который как выяснилось, называется просто и доходчиво - «банда») заиграл что-то типа пасадобля, одни из ворот открылись, и на арене стали по очереди появляться участники этого спектакля. Начался первый этап турады – Кортезиаш (Cortesias). Это что-то типа парада-алле в цирке, когда под музыку для приветствия публики выходят все участники предстоящего действа (кроме быка, конечно). Эта часть длится примерно минут 20-25.
Кстати: 1) У «банды» есть еще одна обязанность - после каждого удачного действия кавалейро (воткнутой фарпы) он играет нечто вроде туша. О начале каждой части турады извещает сигнал горна, который подает специально обученный горнист. Как он правильно называется, точно не знаю, но, как мне сказал мой новый знакомый, в состав «банды» он не входит.
2) По большим праздникам и по случаю возможного присутствия «больших шишек», как опять-таки сказал мой новый знакомый, турады проводятся по старинным португальским традициям (Tourada de Gala à Antiga Portuguesa) В этом случае Кортезиаш проводится по несколько иным правилам - все участники (кроме быка, конечно) одеваются в костюмы XVIII века, помимо основной «банды» музыкальный фон создают конные горнисты и барабанщики, а также проводится парад карет, запряженных красиво украшенными лошадьми, с берейторами и вооруженными алебардами охранниками. Обычно такой Кортезиаш проходит минут на 10-15 дольше


Первыми появились команды фуркадуш. У каждого из них был посох, очень напоминающий подставку для стрельбы из мушкета, а на плече - странный зеленый колпак разной степени зелености с кисточкой или без оной. Всего на арену вышли три команды фуркадуш - это означало, что каждая из команд будет пытаться остановить как минимум двух быков.

Фуркадуш

Справка: Фуркадуш (Forcados) – группа из 8 мужчин, которые задерживают быка в заключительной части турады - «Pega». Обычно одеты как юноши из простого народа конца 19 века - их костюмы значительно скромнее роскошных одеяний кавалейруш. Как я уже отмечал, ранее все фуркадуш и были простолюдинами.
Первоначально роль этих участников турады была весьма скромна. «Фуркаду» в переводе с португальского означает «шест». Фуркадуш отгоняли длинными шестами особо ретивых быков от лестницы, ведущей с арены в королевскую ложу, т.е. фактически в самой тураде не участвовали. Все изменилось, когда в 1836 году королева Мария II запретила тураду, а после народных протестов снова разрешила представления, но уже без убийства быков на арене. Именно тогда у фуркадуш появилась почетная и очень опасная миссия: эффектно завершить этот спектакль-лиде и доказать превосходство человека над быком.
Каждая восьмерка - это хорошо спаянный коллектив, который имеет четкую организацию и не менее четкое распределение ролей. Нападающие, т.е. те, кто первыми выходит против быка один на один, именуются «фуркаду да кара». Это самые безбашенные ребята в команде! Обычно они невысокого роста и довольно-таки субтильного телосложения. Однако именно они выступают закоперщиками главного действа, именно они провоцируют быка на атаку, а затем принимают на себя первый, самый главный, удар этого живого тарана. Стратегическая задача - остаться у быка между рогами, повиснуть там, закрывая животному обзор и снижая его скорость (поговаривают, что некоторые особо выдающиеся личности умудряются при этом охватить ногами морду быка, тогда остальные фуркадуш вроде как и не нужны - бык через некоторое время останавливается сам), тактическая - не получить при этом серьезных повреждений.
Перед тем как приступить к непосредственному исполнению своих обязанностей (раздразниванию и без того взбешенного животного) «фуркаду да кара» надевает смешной зеленый колпак. Такой колпак есть у каждого фуркадуш, т.е. любой член команды готов стать нападающим.
Функции и расстановку определяет в команде «старший фуркадуш». Обычно это самый старший член команды. Его приказы обсуждению не подлежат: он играет в команде роль играющего тренера, менеджера, комиссара, отца или старшего брата для каждого бойца.


"Рабехадор" за работой

Также нельзя не сказать отдельно о «рабехадоре» - члене команды, который удерживает животное за хвост во время его фиксации. И особым шиком считается проехаться пару кругов на хвосте быка, стоя в полушпагате, а то и сидя на своей «пятой точке» - как получится.
В отличие от кавалейруш в качестве фуркадуш на арене выступают исключительно любители. Профессиональных фуркадуш в стране почти не осталось. Никто из фуркадуш не получает денег — португальцы занимаются этим исключительно ради собственного удовольствия. Кому-то не хватает адреналина в крови, для кого-то арена — призвание, есть и потомственные бойцы - в Португалии еще сохранились династии фуркадуш.
В Португалии существуют четкие возрастные границы для фуркадуш. Самые юные бойцы называются «инфантиш», что значит «младенцы». В эту группу входят мальчики в возрасте от 10 до 14 лет, которые выступают против молодых бычков. Следующая группа – «ювенайлз», или «подростки». Она объединяет юношей от 14 до 18 лет. Главная же возрастная группа — от 18 до 35. Хотя 35 — предел условный, некоторые выходят на арену и в 45, если позволяет здоровье.

Кстати: Во время Кортезиаша я поинтересовался у своего нового знакомого, кто и когда назначает «фуркаду да кара» в каждом конкретном случае. Он ответил:
- Решает старший. Ему виднее - он внимательнее всех присматривается к быку во время схватки. И он определяет, кто пойдет против именно этого быка. И если не удается провести «Pega» с первого раза, и первый «фуркаду да кара» будет серьезно ранен и не сможет продолжать, ему на замену, надев этот зеленый колпак, пойдет следующий…
- Но тогда их уже останется не 8, а 7! И этого монстра они будут останавливать уже всемером!..
- Да. Запасных у фуркадуш не бывает.
Я замолчал, переваривая услышанное. Затем спросил:
- Ну, а если бык настолько силен, что серьезно травмирует, несколько человек…
- Ты имеешь в виду, что он перебьет всех желающих стать «фуркаду да кара»? Тогда Pega не будет засчитана, и бык преспокойно уйдет домой победителем… Есть траву и любить коров… Или может выйдет другая команда, если так решит судья...
- А фуркадуш?
- Всякое бывает… Но неудачников не любят нигде, - ответил он. Затем немного подумал, и добавил. - Я не настолько хорошо знаю правила, чтобы сказать тебе, что будет предпринято официально. Но на моей памяти такого не было. А я посещаю тураду больше 50 лет.
Он опять на время замолчал. Потом добавил:
- Это так же невероятно как если бы Криштиану не забил пять пенальти подряд… Я помню, что был случай, лет двадцать назад, когда быка останавливали впятером - троих унесли с арены. И в роли «фуркаду да кара» выступал старший… Он настолько рассвирепел, что всем казалось, что он сможет в одиночку его (быка - прим. авт) не только остановить, но и задушить. Остановили!..

Бандарилейруш

За фуркадуш следом на арене появилась дюжина бандарилейруш. Они прошли двумя шестерками и встали впереди фуркадушей.
Справка: Бандарилейруш (Bandarilheiros) – полный аналог тореро в испанской корриде (никакого отношения к бандерильям, используемых в испанской корриде они не имеют!). Они и одеваются практически одинаково с тореро. Это очень ловкие и смелые ребята, которые используют плащ, называемый «капотес» (у испанцев - «capote de brega»), который с разных сторон раскрашен в разные цвета одной стороны он красный или темно-розовый, с другой - желтый или небесно-голубой. Этот плащ сделан из очень прочной и тяжелой синтетической ткани, и служит для отвлечения внимания быка, пока на арене происходит нечто, непосредственно быка не касающееся (смена коня кавалейро, выход и построение фуркадуш). Именно этим бандарилейруши и занимаются. И еще у них есть одна очень важная задача - они должны при помощи своих манипуляций плащом выставить быка в нужную точку для начала заключительного действия турады.
После бандерилейруш на поклон к публике начали выходить второстепенные участники турады:
- Кампинуш (Campinos) – «пастухи», группа мужчин одетых крестьянами, которые в конце действа помогают быку покинуть арену. При себе имеют длинные шесты, которыми подгоняют и направляют «мирных» быков, выпускаемых по окончании «Pega» для успокоения их бойцового собрата и отправки его в стойло;
- Арнейруш (Arneiros) – люди, которые чистят арену после каждой схватки (во время боя и лошади и быки писают и какают, никого особо не стесняясь) и открывают и закрывают двери.

Кампинуш
Также выходили какие-то другие люди, названия должностей которых и их функций на тураде я, честно говоря, не запомнил, да и, по правде, не сильно-то и стремился.
Но все ждали чего-то еще. И вот, наконец, грянули фанфары, ворота снова раскрылись, и на арену стали парами выезжать одни из самых главных участников сегодняшнего действа - кавалейруш.

Кавалейруш на параде (Кортензианше)
Справка: Кавалейруш (Cavaleiros) – всадники. В прошлые века на тураде в роли кавалейруш выступали исключительно представители аристократии - на ней они оттачивали свое мастерство владения оружием и конем, необходимое для охоты, дуэли и войны. Именно поэтому кавалейруш до сих пор выходят на арену в костюмах XVIII века - в камзолах и треуголках с плюмажем. Задача кавалейруш на тураде - воткнуть быку в загривок, поближе к прикрепленной ленточке, несколько фарп - специальных пик разной длины
Огромная и важнейшая роль в португальской корриде отводится лошади – она исполняет своеобразный «танец со смертью», а главная ее защита – послушание и искусство наездника. Для участия в тураде лошадей специально отбирают. Ведь обычные лошади, даже породистые и хорошо выезженные, при виде разъяренного быка ведут себя непредсказуемо. С XVIII века в тураде принимают участие только лузитанские жеребцы, которые отличаются самым невозмутимым характером, особой выносливостью и феноменальным бесстрашием, отлично держат равновесие и легко поддаются дрессировке.
Стоит такая лошадь фантастических денег (если вдруг она по каким-то причинам продается, что бывает чрезвычайно редко), а уход за ней — целая наука. Подготовка коня начинается с четырех лет, но на битву с быком конь сможет выйти только к десяти годам - для лошади это очень солидный возраст. Кавалейруш, как правило, сам готовит лошадь к бою, не прибегая к помощи тренера – иначе достичь полного взаимопонимания просто невозможно. На тураде создается впечатление что конь и человек сливаются в одно существо, превращаясь в кентавра.
Естественно, все кавалейруш - профессионалы высочайшей квалификации, они получают солидные гонорары и именно их имена пишутся на афишах. У каждого есть несколько лошадей, которых они могут менять по ходу поединка.
По моему мнению, любой из кавалейруш мог бы свободно претендовать на место в олимпийской сборной Португалии по выездке. Турада тесно переплетена с Высшей школой верховой езды (Haute Ecole), но то, что я видел в Вене на представлении «Испанской школы верховой езды» - лишь жалкое подобие того, что показывают кавалейруш на арене турады. Это виртуозное мастерство наездника, которому учатся с детства и которое в Португалии называют «искусством Мариальва» («аrte Marialva») в честь маркиза де Мариальва, королевского конюшего, основавшего во второй половине XVIII века португальскую школу верховой езды. Ходят упорные слухи, что человек, который даже если просто пожелает этим заниматься обязан предъявить диплом о высшем гуманитарном образовании, желательно не один (хотя, зачем оно кавалеристу?).
Правда, иногда, дабы дополнительно «завести» коня перед схваткой, кавалейруш применяют подленький такой, совсем не «гуманитарный» прием - слегка дерут коню уши (сам видел!). Это прием известен кавалеристам с давних пор - так поступали со своими дестриерами еще средневековые рыцари. Коню эта «процедура» очень не нравится - от нее у животного нет защиты, и он не видит, какая же сволочь это делает?! Ведь добрый и заботливый хозяин никогда не может так подло поступить!.. И конь очень быстро приходит в возбужденное состояние, слегка звереет, а в таком состоянии он и скачет быстрее, и поворачивается проворнее.

Разделившись на две тройки, кавалейруш пересекли арену, остановились, поприветствовали ганадейру ((Ganadeiro) – это человек, который выбирает быков для каждого всадника, а также для всей турады. Кроме того именно он выполняет роль судьи-распорядителя и определяет, нужны или нет дополнительные фарпы) и других организаторов турады, и также тройками поехали приветствовать почтеннейшую публику. Одна тройка перемещалась по часовой стрелке, другая - против часовой. Проехав по полкруга тройки кавалейруш вновь соединились, вновь пересекли арену и вновь разделились для приветствий. Теперь та тройка, которая перемещалась по часовой стрелке, отправилась против часовой, а их коллеги - наоборот. В результате все поприветствовали всех. Все это было очень красиво и очень сильно напоминало групповые выступления мастеров выездки.

«Приветствуем почтеннейшую публику!..»

Все время, пока шло приветствие, «банда» продолжала наяривать бравурные мелодии. Но вот Кортезиаш завершился, и все участники турады начали постепенно покидать арену. «Банда» замолкла, на арене остались только кавалейруш - собравшись на середине арены, они решали, кто и в какой последовательности будет выступать. Затем и они покинули арену, оставив на ней того, кто будет открывать соревнования и, видимо, самого опытного.
Первым на арену вышел кавалейруш в несколько странном костюме: на нем была короткая синяя бархатная куртка с жилеткой. Кроме того несмотря на бархат, его ноги защищали черные кожаные чаппарахос (или чапы - широкие кожаные штаны, которые надеваются поверх брюк), что более свойственны американским ковбоям или мексиканским гаучо, а не костюмам XVIII века. Да и странная белая шляпа (очень похожая на канотье), которую он закрепил черной лентой под подбородком, вызывала несколько смешанные чувства. Ну, да, в конце концов, это его дело, главное - чтобы человек (кавалейруш) хороший был!

Сегодня я - первый!

Он о чем-то переговорил с самым возрастным из кавалейруш, они немного пообнимались, видимо желая друг другу успеха, и «старшой» также покинул арену.

«Давай обнимашки!..»

А первый кавалейруш поклонился публике, получив авансом некоторое количество рукоплесканий, и начал «разогревать» своего первого (как выяснилось позже) коня, пуская его то рысью, то грунью, то бросая его в легкий галоп… Проездив так минуты полторы, он остановился, вновь поклонился публике, подъехал к бортику и что-то сказал ассистенту, который протягивал ему длинную фарпу. Тот кивнул, отошел куда-то в сторону и принес фарпу значительно короче предыдущей. Публика заметно оживилась.
- Чего это они заволновались-то?
- Он взял короткую фарпу! Ее воткнуть гораздо труднее - ведь придется очень сильно наклоняться в седле. Короткими пользуются тогда, когда бык уже сильно устает. А он решил показать, что он очень крут… Пижон! Ну, посмотрим, посмотрим…
И вот всадник занял исходную позицию прямо напротив ворот. Тут же неподалеку от него на арене появились два бандарилейруш. Всадник махнул рукой, ворота открылись, и через некоторое время из их створа на арену вылетел, пожалуй, самый главный участник этого представления - огромный черный бык.

Огромный чёрный бык собственной персоной

Справка: Тойру или тору (Toiro или Touro) – бык собственной персоной. Для этого действа используются быки определенной породы, которая в настоящее время генетически наиболее близка к истребленному в Европе еще в Средние века дикому туру. Испанцы называют эту породу «торо браво» (храбрый бык). Это мощное и абсолютно бесстрашное животное, вооруженное парой длинных и очень острых рогов и готовое броситься в драку с кем или чем угодно, не обращая внимания на то, что перед ним находится - лев, слон или грузовик. Выращивают этих животных в горных районах следующим образом: телят поодиночке загоняют в довольно-таки обширный загон, находящийся на крутом склоне горы и… собственно все! Их только поят, и периодически дают соль, кормятся же они тем, что растет на этом участке, постоянно бегая вверх и вниз. Они практически не контактируют ни с людьми, ни друг с другом.
В результате такой «подготовки» через несколько лет по горным склонам ходят могучие животные, каждое из которых состоит из крепких мускулов и тугих жил, никого и ничего не боящееся и знающее себе цену. И только лучшие из лучших попадают на тураду.
Для участия тураде отбираются животные, обладающие наиболее вздорным и вспыльчивым характером, возрастом 4-6 лет и весом 450-600 кг. Быки именно с такими тактико-техническими параметрами и используются и в испанской корриде, и португальской тураде. По масти большинство быков черные или темно-бурые, гораздо реже - серые, и уж совсем редко - пегие (пегие смотрятся как-то несерьезно, по-коровьему).
В Португалии перед представлением им надевают на рога кожаные чехлы с плоскими стальными вставками, а на холку прикрепляют цветную ленточку для обозначения места для попадания фарпами - там у быка подкожная жировая сумка. Попадание в это место сравнимо с уколом иглой для человека, поэтому не приносит быку особых страданий (ну, так считают люди, а мнением быков особо никто и не интересовался, даже в чисто научных целях).

Огромный зверь быстренько разогнал мужиков с плащами (они после пары «проходов» быка под их плащами лихо улепетнули с арены), и началась вторая часть турады - Лиде а кавалу (Lide a cavalo - «схватка на лошади»).

Кстати:

В некоторых районах Португалии (особенно в тех, что граничат с Испанией) турада имеет некоторые отличия. После «Лиде а кавалу» идет еще одна часть - «Лиде а пе» (Lide a pé - «пешая схватка»). В этом случае первые три фарпы (длинные) в быка вонзает кавалерист, а следующие четыре (короткие) - бандарилейруш. В этом случае он действует точно так же как испанский бандерильеро, т.е. втыкает фарпы парами. Но на больших центральных аренах «Лиде а пе» не проводится.
Бык быстро сообразил, что кроме… ну, этого… который на лошади…, иных противников нет, и с чисто бычьим азартом и энтузиазмом начал атаковать всадника по всей арене. Наездник очень ловко от него уворачивался, не забывая после самых удачных уходов кричать быку что-то обидное, унижающее его бычье достоинство.
Так продолжалось примерно две минуты - противники явно «прощупывали» друг друга, и кавалейруш не предпринимал никаких особых усилий для того, чтобы вонзить быку в холку находящуюся у него в руках короткую фарпу. Потом, видимо быку это надоело - он понял, что даже гарцующего коня ему просто так не догнать, и он решил сменить тактику. Он стал останавливаться, поджидать момента, когда выплясывающий конь приблизится к нему на максимально близкое расстояние, после чего резким рывком бросал вперед свое могучее тело в надежде достать-таки рогами назойливую парочку.
Именно этого момента всадник и ждал. Как только его рогатый оппонент замирал, он, ни на мгновение не прекращая двигаться, начинал приближаться к быку по самым замысловатым траекториям. И когда бык уже бросался на него, он в последний момент ловко отскакивал, не забывая что-то покрикивать быку, доводя того до иссупления. Именно тогда фарпа в руках всадника ожила, и он начал предпринимать попытки оставить её в загривке своего рогатого противника.
Это удалось ему только с третьей попытки - фарпа вонзилась-таки рядом с ленточкой! «Банда» сыграла туш, зал взорвался аплодисментами, а удачливый наездник, сняв шляпу, совершил круг почета, попутно забрав у ассистента следующую, гораздо более длинную, фарпу. При этом он даже не остановился, а только слегка замедлил ход, чем заслужил очередную порцию оваций. После этого «танец со смертью» продолжился.
Надо отметить, что во время выступления кавалейруш несколько раз меняет коня. Первый менял своего четвероного партнера три раза: после третьей фарпы на арене появился серый в яблоках красавец, после пятой - караковый, а заканчивал кавалейруш свое выступления на белоснежном скакуне. Во время смены коня кавалейруш покидал арену, и на ней тут же появлялись бандарилейруш со своими разноцветными плащами и, чтобы бык в отсутствии главного противника не скучал, развлекали его очень увлекательной игрой «Забодай меня, если сможешь!». Через 2-3 минуты всадник вновь появлялся на арене, и действо продолжалось.
И тут я заметил, что, пока бык и всадник гоняли друг друга по арене, некоторые члены команды фуркадуш, которой предстоял выход на заключительный этап турады, встали на одно колено, и начали истово креститься.
- Они что, молятся?
- Ну, да!.. - мой собеседник пожал плечами. - Ничего странного!.. Страшно же…

«Господи, пронеси мимо его рогов!»…

А действо на арене продолжалось. Фарпы одна за другой «украшали» холку быка, «банда» играла туш, публика аплодировала, а кавалейруш виртуозно уворачивался от страшных хоть и зачехленных рогов. Периодически он снимал шляпу, и помахивал ей у носа мчащегося на него со скоростью локомотива быка, прежде чем отскочить. Публику это радовало, а быка злило еще больше, и он упорно раз за разом пытался достать-таки наглеца, но все его попытки были тщетны - добыча ускользала в самый последний момент.
Вся эта часть турады заняла около двадцати минут. Наконец прозвучал горн, возвестивший окончание «Лиде а кавалу». Кавалейруш наконец оставил быка в покое, просто ускакав от него на противоположную часть арены. Он снял шляпу, вновь поклонился публике, и покинул арену с чувством отлично выполненной работы - лицо его просто-таки сияло как начищенный пятак.
На арене тут же появились «плащеносцы» и начали занимать быка своими разноцветными плащами.

«Получи, животное!..»

А пока бандарилейруш ловко уворачивались от разъяренного быка, на арене, виртуозно перемахнув через ограду, появилась первая команда фуркадуш. Начался последний этап турады - «Пега» («Pega» - «захват» или «ловля» по-португальски).
Собравшись в кучку, фуркадуш что-то быстро обсудили, и от группы отделился невысокий паренек, который решительно направился к центру, на ходу надевая зеленый колпак. Именно он на сегодняшнюю схватку был назначен «фуркаду да кара»! Публика зааплодировала. Фуркадуш дошел до середины и остановился, уперев руки в бока. Ну, чисто боевой петух! В этот момент бандарилейруш ловко выставил быка так, чтобы бык, «фуркаду да кара» и остальные фуркадуш находились на одной прямой, после чего быстренько ретировался, прихватив свой плащ. Бык стоял, украшенный фарпами как новогодняя елка, и переводил дыхание.

«.. Словно ёлка весь увешан..»

Стадион замер.
И человек начал движение навстречу быку.
Он делал несколько шагов вперед, останавливался, вернее, замирал и кричал быку что-то, наверное, очень для того обидное - всячески его поносил, ругал и, по всей видимости, обзывал нехорошими словами. После чего снова делал несколько шагов, и с снова замирал, и снова поносил животное.

«Иди сюда, скотина рогатая!...»

За его спиной потихоньку стали подтягиваться поближе к быку и другие фуркадуш.
Все это время огромный бык стоял и наблюдал за выплясывающей перед ним козявкой.
- А чего это он так медленно подкрадывается к быку? - поинтересовался я у своего эксперта.
- Ну, он же не самоубийца! Бык-то реагирует на движение. Если дать быку разогнаться, то он просто сметет всю восьмерку и разотрет по стене. Как кегли в келельбане!
Он на время замолчал, а потом добавил:
- Четыре шага! Быку нельзя дать сделать больше четырех шагов! Пять - максимум!
И в это время бык рванулся вперед!

«…Блин, да не так быстро же!...»

Смельчак рванулся ему навстречу, но немного опоздал: бык успел набрать скорость. Они столкнулись почти на середине арены. Несмотря на то, что фуркадуш попал точно межу рогов, задержаться там у него практически не было шансов - бык просто сделал головой движение вверх, и человек также просто перелетел через несущееся со скоростью локомотива животное и, упав на арену, замер в позе зародыша!

Вверх тормашками!..

Бык резко остановился, развернулся и бросился добивать поверженного противника. Сначала он несколько раз попытался поддеть нахала рогами, а затем - затоптать.

«Так как ты меня там называл-то?!..»


«Сдохни, тварь!»

На арене тут же появились бандарилейруш. Они бросились к быку и стали размахивать перед его носом своими плащами. Да и остальные фуркадуш тоже не стояли на месте - рассыпавшись, они начали кружить вокруг быка, крича и размахивая руками. Бык, обнаружив вокруг себя целый рой назойливых людишек, оставил свою жертву в покое и бросился на новых противников. Пострадавший фуркадуш поднялся, отряхнул свой костюм и не спеша пошел к своим товарищам.
Пока бандарилейруш снова отвлекали могучее животное, команда снова провела короткое совещание, после которого тот же фуркадуш, утерев с лица кровь (неизвестно чью - свою или бычью) и выслушав наставления старшего, снова отправился в центр арены, снова надевая свой колпак. Публика разразилась короткой овацией.

«Это была плохая попытка! Попробуй еще разочек!...»

Вторая попытка оказалась более удачной - команда совершенно без проблем справилась с быком, намертво его зафиксировав, а, когда они его отпустили, «рабехадор» совершил два «круга почета» на хвосте быка.
После чего и фуркадуш, и бандарилейруш покинули арену, перемахнув через ограждение, а бык, внезапно оставшийся без противников, стоял и недоуменно крутил своей огромной черной башкой.
Но тут прозвучал сигнал, открылись ворота и на арену, подгоняемое двумя кампинуш, вышло небольшое стадо. Я удивился:
- А коров-то зачем выпустили?
Мой сосед рассмеялся:
- Нет, нет, амигу, это не коровы, это быки! Если бы это были коровы, то мы вместо турады увидели бы фильм для взрослых, который бы не кончился и до завтра! Сейчас бык - как солдат, ворвавшийся в город после долгой осады…

«Да ты остынь, чувак!Пошли с нами по телкам!...

Тем временем по арене спокойно шествовало несколько «мирных» быков. Это были животные совершенно другой породы, ничуть не уступающие в габаритах и массе четвероногому бойцу, но не проявляющие абсолютно никакой агрессии. Они взяли своего собрата в кольцо, и он, немного постояв и подумав, спокойно удалился с арены вместе со всем этим стадом.
Первое «lide» закончилось. На арене появилась пара арнейрушей (один - с лопатой, другой - с тачкой) и начали споро прибираться на арене.
И тут мне в голову пришел еще один вопрос:
- Скажите, а повторно быка на арену не выпускают?
- Что ты имеешь в виду?
- Ну, там, через год-два…
- Нет, так делать нельзя! Никогда!! Бык, конечно, не самое сообразительное животное, но и совсем уж тупым не является. И с памятью у него все в порядке. И если он и до турады-то людей не очень любил, то после нее он становится законченным мизантропом - он-то точно помнит кто его дразнил, колол и хватал за хвост… Нет, ну не каждого из фуркадуш, конечно, но то что это были люди - точно помнит…
Наступило время чествования победителей. Под бурные рукоплескания на арене появились трое - кавалейруш, «фуркаду да кара» и бандарилейруш. На арену полетели букеты цветов, шляпы куртки, накидки… Троица собирала эти предметы и отправляла обратно на трибуны, оставляя, естественно, цветы себе.
И вдруг на арену прилетел… бюстгальтер! Я быстро посмотрел на место, откуда он мог прилететь. Там неистовствовала группа прелестных синьорит в возрасте примерно от 13 до 18 лет. Они громко кричали, прыгали, размахивали руками, и, казалось, готовы были целиком выпрыгнуть из своей одежды, дабы привлечь внимание храбрецов. Кавалейруш просто бросил на этот предмет быстрый взгляд и пошел дальше, а вот фуркадуш быстро поднял его, приложил к губам и отправил обратно хозяйке, чем вызвал новый взрыв восторга у всей честной компании. Старый синьор оживился:
- Хех, это - сигнал! И если этот парень не будет дураком, он может очень неплохо провести сегодняшнюю ночь!..
Я присмотрелся к беснующимся фанаткам внимательнее:
- Да, но мне кажется - они слишком… молоды!
- Ерунда! - хмыкнул мой собеседник. - Ты обратил внимание на размер… того что вылетело на арену? Впрочем, это вообще не наше дело. Быть подружкой фуркадуша - очень престижно, так же как у вас в России быть подружкой… кто там у вас самые геройские ребята?
Я пожал плечами:
- Ну-у… Космонавты, наверное…

«Это не мы, это всё он подстроил!..»

- А-а, ну да, вы, русские, там в космосе первыми были!.. Ну, вот, как быть подружкой космонавта. Правда, их взгляды на род занятий своего мужчины меняются на противоположные, когда они становятся женами…
Тут он снова хмыкнул и добавил:
- Если становятся…
Пока мы так беседовали, троица удалилась, совершив и завершив свой круг почета.
Через некоторое время на арене появился второй кавалейруш. и очень скоро на арену вылетел второй черный бык. Этот был немного поменьше предыдущего, но гораздо более быстрый и, как мне показалось, просто более злой. Он сразу понял, кто тут враг, и сходу ринулся в бой.
Кавалейруш принял вызов, и пара «человек-бык» закружилась по арене в новом «танце смерти».
Покружившись с минуту, кавалейруш решил нанести первый удар. Он практически идеально вышел на исходный рубеж и ринулся в атаку. Конь и бык рванулись навстречу друг другу, но жеребец в последний миг слегка отклонился от избранной всадником траектории.
И кавалейруш промахнулся!.. Нет, не то, чтобы он совсем не попал в быка - он не попал в загривок. Фарпа воткнулась животному в… ну, по человеческим меркам, примерно туда, куда больным делают уколы - чуть выше… окорока.

Укол «доктора»

Тут же заиграл туш - попадание-то было и его зафиксировали! Зрители среагировали мгновенно. Послышался смех и крики: «Эй, доктор!», «Быка не надо лечить, он пока здоров!», «Уколы потом, сейчас - схватка!» Бык тоже среагировал сразу - он взревел и бросился на обидчика с удвоенной энергией. Мой сосед тут же покачал головой и сказал:
- Обычно быки бьются молча… Теперь кавалейрушу надо быть очень осторожным - бык будет мстить!
А схватка продолжалась своим чередом. После того как в быка воткнулись три фарпы, всадник заменил белого коня на гнедого красавца и продолжил «танец». Бык все так же предпринимал безуспешные попытки поддеть соперника рогами, кавалейруш также ловко уворачивался, но какое-то напряжение в воздухе висело - я чувствовал, что бык затаил обиду и только ждет момента, чтобы поквитаться с обидчиком.
И, наконец, час быка настал! Воткнув очередную (четвертую) фарпу и оставив быка на попечение бандарилейруша, всадник, получив свою долю аплодисментов, медленно и красиво поехал вдоль ограждения, кланяясь и улыбаясь. При этом он отпустил поводья! Бык стоял и тупо пялился на человека с плащом, а потом вдруг бросился на всадника, абсолютно ингорируя бандарилейруша! Вовремя среагировать ни наездник, ни конь не успели - бык припечатал коня вместе с седоком к борту!

«… И месть моя страшна!..»

Раздался сильнейший удар, сопровождаемый треском, конь завизжал, и начал бить копытами во все стороны. Молниеносно на арену повыскакивали все бандарилейруши, которые должны были принимать участие во всех боях, дабы отвлечь разъяренное животное, но всадник справился практически без их помощи. Мгновенно успокоив коня, он при помощи нескольких ловких маневров вышел из опаснейшей ситуации и продолжил свой «танец», получив очередную порцию оваций.
«М-дя, - подумал я. - Если бы не чехлы на рогах, лошадке бы настал каюк! Да и выпендрежнику бы не поздоровилось…»
- Я же говорил, что ему надо быть осторожнее, - пробормотал мой сосед, и сварливо добавил. - Буффон!
Минуты через две кавалейруш покинул арену на время, оставив «тореро» развлекать быка во время своего отсутствия (то, что он вернется было очевидно - еще не прозвучал сигнал к окончанию этой части турады). Он появился примерно через минуту на третьей лошади и, чувствуя свои промахи, бросился реабилитироваться.
Надо отдать ему должное - больше он ни разу более не промахнулся и все сделал очень красиво. Наконец прозвучал сигнал, и кавалейруш, сопровождаемый бурными аплодисментами, покинул арену, гордо подняв голову и вскинув руку в приветственном жесте.
Я удивился и спросил своего эксперта:
- Что так все аплодируют? Он же выступил-то не совсем удачно…
- Почему неудачно? - искренне удивился старик. - Ведь у Криштиану тоже не каждый удар -гол… Все иногда промахиваются. Зато потом он был великолепен!
Затем он подумал, повернулся ко мне и, хитро прищурившись, сказал:
- Могу держать пари, что лучше всего ты запомнишь именно эту схватку! Если в следующих не произойдет ничего… необычного.
А на арене все шло своим чередом. Вышел очередной кавалейруш, и снова всадник с быком (теперь уже серым) закружились в смертельно опасном танце. Я постепенно начал понимать нюансы происходящего действа, различать моменты, когда всадник действительно работает виртуозно, ведя свою партию, а когда слегка «халтурит».

«Догони меня, если сможешь!...»

На сей раз вышедшая команда фуркадуш справилась с быком с первой же попытки и без особых проблем. Затем снова аплодисменты, снова цветы, чепчики…
Я понял, что практически полностью разобрался в правилах и даже некоторых нюансах турады, и следующие три «lide» я смотрел молча, не обращаясь к своему пожилому знатоку-соседу и мало что фотографируя.
И, наконец, фанфары возвестили о начале заключительной шестой «lide». После того как диктор объявил имя кавалейруша, арена взорвалась аплодисментами, а после того как на противоположной стороне арены на краткое время показался плакат с данными быка, шум трибун стал еще интенсивнее.
Я снова спросил:
- Чего это они так разволновались?
- Это самый известный кавалейруш из всех сегодня выступавших. Да и бык, судя по параметрам, совсем не простой!..
И, действительно, это был представительный мужчина возраста «хорошо за сорок», с густой шевелюрой обильно тронутой сединой, на прекрасном белоснежном скакуне. Коня своего он долго «разогревать» не стал (видимо, хорошо потренировал до этого). После того, как кавалейруш получил от помощника фарпу, взвесил ее на своей руке, несколько раз подкинул и занял свою позицию, ворота открылись, но примерно с полминуты в проеме никого не было. Затем из темноты проема появилась огромная черная башка. Не выходя на арену, бык осмотрелся, за тем сделал шаг вперед, слегка наклонил свою огромную голову и, шумно фыркая, начал рыть копытом песок. После этого он снова осмотрелся и рванулся вперед.
Этот бык был самым большим из всех, выходивших в этот день на арену.

«Если ты мужчина - выходи!!..»

Сначала он пару раз шуганул бандарилейрушей, а потом, сообразив, кто тут главный негодяй (с его, бычьей, точки зрения), принялся со всем своим энтузиазмом атаковать всадника. Тот, естественно, ловко от него уворачивался и, в свою очередь, пытался вонзить фарпу в загривок своего противника. Наконец ему это удалось, «банда» сыграла туш, публика зааплодировала и… далее пошло все как обычно. Но было видно, что на арене настоящий мастер - отточенные движения, выверенные удары, виртуозное управление конем. Да и животное было ему под стать - огромный бык не оставлял его в покое ни на минуту. Он только иногда останавливался, чтобы взрыть копытом песок, показывая свою готовность к дальнейшей драке, и снова бросался в бой. В середине выступления кавалейруш сменил коня (в это время бык гонял по арене целых двух(!) бандарилейрушей), и опаснейший танец возобновился.
Когда всадник использовал все семь фарп и под звуки оркестра уже собрался было покинуть арену, его подозвал к себе судья-распорядитель, что-то ему сказал и протянул еще одну фарпу. Публика заметно оживилась. Я спросил у моего соседа:
- Что это значит?
- Это значит, что судья считает недостаточным семь фарп - бык еще очень силен, и фуркадуш с ним не справятся. Сейчас кавалейруш будет использовать дополнительные фарпы. Вот только пока неизвестно - сколько: одну или две?
И выступление виртуозов продолжилось. Всадник использовал две фарпы, доведя их счет до девяти - максимально допустимого количества, и покинул арену под звуки оркестра и аплодисменты зрителей, вскинув руку в приветственно-победном жесте.
На арене появились фуркадуши, по внешнему виду которых было видно, что они рассчитывали закончить свой «Pega» с первой попытки. Но не тут то было! Бык решил доказать жалким людишкам, что они с его точки зрения ничего не стоят. Трижды фуркадуши занимали исходную позицию, и трижды ничего у них не выходило - дважды «фуркаду де кара» перелетал через быка, а на третий раз просто не смог удержаться. Наконец, когда фуркадуши предприняли четвертую попытку, у них это получилось чрезвычайно легко - по всей видимости, быку вся эта возня надоела. Бык не особо-то и брыкался, а когда «рабехадор» прицепился, дабы прокатиться, держась за бычий хвост, животное, не двигаясь, просто повернуло голову к наглецу и пристально на него осмотрело. Его взгляд, видимо, говорил: «Слышь, приятель, ты бы отцепился, а то пожалеешь!»
Человек его понял - он отпустил бычий хвост, и пошел прочь с арены, периодически оглядываясь. Бык не двигался. Как только он остался на арене один, бык мирно потрусил к выходу. И как только открылись ворота, а из них вышло «успокаивающее» стадо, рогатый боец немного ускорился и, обогнув «миротворцев», спокойно убежал в свое стойло, не выказывая никаких признаков агрессии и гордо задрав хвост. Публика проводила его аплодисментами.
Мой сосед проворчал:
- Этот-то точно уйдет сегодня живым!
- Как это? Они же все ушли живыми с арены?!..

«… Проваливай отсюда, пока я окончательно не разозлился!..»

Пожилой португалец развил свою мысль:
- Ну, кем-то из них там, за пределами арены, займутся ветеринары, а кем-то - мясники.
Я потрясенно молчал. Он, видя мой ошарашенный вид, продолжил развивать свою мысль:
- Видишь ли, у всех этих быков есть хозяин, в данном случае - один, и именно он будет решать, сразу ли их пускать на бургеры, или предоставить ему возможность воспроизвести потомство и только потом отправить на бойню. В конечном итоге на бойню они отправятся все, кто-то раньше, кто-то позже…
- А вы циник, - сказал я ему. - Воспринимать этих рогатых бойцов, даже, я бы сказал, воинов как куски говядины - как-то некрасиво!..
- Такова жизнь, по крайней мере, в Португалии, - пожав плечами, ответил он. Затем, немного помолчав, добавил: - Вот, будь я хозяином, я бы оставил первого, второго и шестого, а остальных…
И он махнул рукой.
- Тогда чем же вы отличаетесь от испанцев? - удивленно воскликнул я.
- Тем, что мы даем зверю шанс иногда остаться живым достаточно долго, и всегда - уйти живым с арены. Убийство на потеху публике отвратительно! - раздраженно ответил он. Затем добавил спокойнее: - Ты спросил, почему тут много детей? Потому что любая португальская мать скажет своему сыну или дочери, что бык после боя отправился лечиться и отдыхать! И это будет правдой - ведь он ушел сам! А не уволокли с арены его труп, как испанцы… А что там происходит потом за кулисами - никто не знает… И это правильно!
Тем временем под весело-торжественные мелодии и рукоплескания по арене шествовали кавалейруш, последний «фуркадо де кара» и бандарилейруши. На песок летели последние букеты, накидки, шляпки…
Публика потянулась к выходам. Поднялись и мы.
- По бокалу порто? - предложил мой собеседник. Я посмотрел на часы (время еще было, хотя и немного - часы показывали 23.58) и согласно кивнул. Мы отправились в буфет, взяли по бокалу холодного красного портвейна и сели за ближайший столик.
После того, как мы отпили по глотку, я поблагодарил моего нового знакомого?
- Большое спасибо за ваши комментарии! Без них я бы многого не понял. Кстати, мы с вами общаемся довольно долго, но я до сих не знаю, как вас зовут…
- Разве? А действительно, я не представился… Витор.
- Дон или сеньор?
Мой собеседник рассмеялся:
- Я не министр и не гангстер, чтобы именовать меня «доном». Хотя звучит приятно… А тебя как зовут?
- Сергей. По-испански - Серхио, а как по-португальски - не знаю.
- Сержиу, - сказал он уверенно, допил свое вино и задал, наверное, традиционный вопрос. - Тебе понравилось?
- Да, - сказал я, потягивая порто. - Только вот зря Вы мне рассказали про то, что происходит за кулисами…
- Почему?
- Куда-то ушли половина романтики и две трети красоты…
- Тогда действительно зря, - он поставил пустой бокал на стол. - Извини, я не хотел тебе испортить впечатления… Просто мне важно знать, как ты относишься к тураде?
Я ответил:
- Хорошо. Мне всё в общем и целом понравилось. Я бы еще разок пришел бы, но не раньше чем через 3-4 месяца. Пока для меня это, конечно, экзотика. Но стоящая. А что?
- Ну, вот, многие говорят, что это жестокое обращение с животными…
- Может быть. Но я думаю, что заставлять тигра прыгать через горящий обруч, или медведя танцевать, как это делают в цирках - это не менее жестокое обращение! Более того, звери, чтобы это сделать должны полностью подавить всю свою природную сущность. А здесь… Бык ведь делает на арене именно то, для чего и создавался природой - бодается и дерется насмерть! А зачем Вам знать мое мнение?
- Видишь ли, - сказал он, немного помолчав, - если ты заметил, то основная часть зрителей, и мужчин, и женщин - люди примерно моего возраста. Может чуть моложе, может чуть старше. Молодых практически нет. Толпа разбрасывающихся нижним бельем девчонок - не в счет! Молодежи это неинтересно - у них компьютеры, телефоны. Если присмотреться, то почти все молодые лица, которые здесь можно увидеть - туристы. И мне почему-то кажется, что лет через пять эти вот, которые и подымить-то людям не дают (он опять сделал пренебрежительный жест в адрес мультикультуралистов) своего добьются - тураду, если и не запретят совсем, то как-то так «реформируют», что от нее вообще ничего не останется. Пока дела идут неплохо, даже свой телевизионный канал есть, сейчас, вон, даже женщины-кавалейруши есть, но мы, сторонники турады, как мне кажется, долго не продержимся… Обидно будет, если мы окажемся последними зрителями турады!..
Мы допили вино, я взглянул на часы и сказал:
- Мне пора! А то метро закроется! Очень приятно было с Вами познакомиться. И спасибо вам огромное за Ваши комментарии, сеньор Витор! До свидания!
Я протянул ему руку. Он мне ее крепко пожал:
- До свидания, Сержиу!
Мы дружно допили свои бокалы, и разошлись каждый в свою сторону, довольные друг другом.
Мне надо было как-то скоротать ночь и я ее скоротал… Но это уже совсем другая история…

 Сообщить модератору



Спасибо, Вы сделали моё утро.
Испанцы, конечно, убийцы и звери. Убивают быка на арене на потеху публике, ай-яй-яй. Не то, что гуманные португальцы - натешатся быком, и втихую его в кулуарах... И потом рассказывают детям, что бычок поехал отдыхать в санаторий, какие молодцы. :)

На испанской корриде, кстати, в большинстве провинций нет возрастных ограничений, пускают детей любого возраста. И по ТВ её транслируют в "детское" время.
Никогда не интересовалась ни корридой, ни турадой (даже слова такого не знала...)
Но чего то так интересно пошло, что прям прочитала, что называется "запоем")))
Спасибо, неожиданный отзыв!
Цитата:

турада


Она в общем-то тоурада.

Цитата:

Внутри «Campo Piquenо» больше напоминает цирк, чем стадион.


Не в футбол там играют, почему арена должна быть похожа на стадион?

Цитата:

Выращивают этих животных в горных районах следующим образом: телят поодиночке загоняют в довольно-таки обширный загон, находящийся на крутом склоне горы и… собственно все!


Это Вы что-то нафантазировали. Как и многое другое, впрочем...

Цитата:

а на холку прикрепляют цветную ленточку для обозначения места для попадания фарпами


Эта ленточка прикрепляется совсем с другими целями.

Цитата:

- Тем, что мы даем зверю шанс иногда остаться живым достаточно долго, и всегда - уйти живым с арены. Убийство на потеху публике отвратительно!


То ли Вы недопоняли что, то ли от себя присочинили:))
Когда я был на корриде в Барселоне (это был 2006г.), на входе у тех, кто вызывал подозрение по возрасту, требовали паспорт. При мне не пустили двоих ребят "на пределе", у которых не было паспортов. Сейчас в Барселоне коррида запрещена. Совсем... А на тураде спокойно ходят и смотрят от 4-5 лет и старше...
"Всяк кулик свое болото хвалит" или "Мое кунг-фу круче твоего"... Португальцы считают испанцев убийцами, испанцы португальцев, наверное, слюнтяями... Кстати, в приграничных с Испанией районах турада с корридой проводятся по, я бы сказал, смешанным правилам...
Цитата:

Сейчас в Барселоне коррида запрещена. Совсем...


Это не соответствует действительности.
Цитата:

А на тураде спокойно ходят и смотрят от 4-5 лет и старше...


В Испании на корриду ходят даже с младенцами. Не запрещено.

Цитата:

Португальцы считают испанцев убийцами, испанцы португальцев, наверное, слюнтяями...


Это такая Ваша вольная интерперетация того, что Вы где-то слышали, да не совсем поняли.
Цитата:

Кстати, в приграничных с Испанией районах турада с корридой проводятся по, я бы сказал, смешанным правилам...


Кстати, в Лиссабоне проводят корриду с участием испанских матадоров. Ту самую, пешую. С бандерильеро и по всем канонам. И она популярнее португальской - бывает, что билетов не достать.
Кстати, леди и джентльмены, никто не знает можно ли вставлять видео, и если "да", то как?..
Я знаю... Последний фотоотчет на официальном сайте "Кампо Пекено" - это проводы "на пенсию" известнейшего в узких кругах одноглазого матадора. И коррида проводилась по правилам испанской корриды. Это было в октябре этого года - закрытие сезона...
Насчет Барселоны... Коррида официально там запрещена с 2012г. И "Монументаль" сейчас - торговый центр. Это можно прочитать, например, здесь:https://espanarusa.com/ru/pedia/article/571687
Цитата:

Сейчас в Барселоне коррида запрещена.


Не запрещена, а не проводится - негде. Одну арену превратили в торговый центр, у второй после смерти хозяина новый владелец, с корридой не связанный.
Цитата:

Совсем...


Запрет аннулирован Конституционным судом два года назад. Совсем.
Цитата:

на входе у тех, кто вызывал подозрение по возрасту, требовали паспорт


В Каталонии всегда были свои заморочки во всех сферах.
Цитата:

Насчет Барселоны... Коррида официально там запрещена с 2012г.


Повторюсь, Вы распространяете непроверенную информацию.
Цитата:

И "Монументаль" сейчас - торговый центр.


Торговый центр сейчас - это Las Arenas.
Цитата:

Это можно прочитать, например, здесь:https://espanarusa.com/ru/pedia/article/571687


Вы читали невнимательно, там написано, что коррида в Каталонии снова разрешена.
Джентльмены, прежде чем, упрекать меня в неточности, ответьте мне на один вопрос - а вы сами-то на корриде или тураде были? Если да, то где и когда? Если же нет, то... спорить бессмысленно. А насчет Барселоны - запрет, конечно, аннулирован, но... "Мэр Барселоны Ада Колау уже высказала свою позицию по поводу возрождения корриды в Каталонии, заявив, что она и ее соратники сделают все возможное для того, чтобы вердикт суда (Конституционного) не повлек за собой никаких практических последствий. Даже если бы Баланья (владелец арены - мое прим. ) открыл «Монументаль» – единственную на данный момент каталонскую арену, пригодную для боя быков, то это вступило бы в противоречие с муниципальным законом о жестоком обращении с животными". И если это не запрет - то что это? Я принял бы упрек в неточности от человека, который побывал на корриде в Барселоне в 2016-2018г., но таковых нет!.. Что-толку спорить-то?
Спасибо, интересный рассказ, несмотря на изрядное художественное преувеличение.
Цитата:

Последний фотоотчет на официальном сайте "Кампо Пекено" - это проводы "на пенсию" известнейшего в узких кругах одноглазого матадора. И коррида проводилась по правилам испанской корриды.



Цитата:

Кстати, в Лиссабоне проводят корриду с участием испанских матадоров. Ту самую, пешую. С бандерильеро и по всем канонам



Нет. Испанцы на Кампу Пекенью выступают по местным правилам. Что Падилья, что любой другой.
В Португалии они меч-эсток не используют, suerte suprema симулируют ударом бандерильей между рогов, как при индульто. Потом быка уводят, и убивают в ториле электрическим током. И призовых ушей не дают, вместо них - круги почета.
И наоборот, португальские рехонеадоры (конные матадоры) в Испании придерживаются местных правил, т.е. быка убивают на арене. Но делают это плохо - навыка нет.
Как я уже упоминал, иногда в областях поближе к Испании, есть еще одна часть турады - "лиде а пе". Сам я ее не видел, но мне сказали, что вот там-то как раз правила смешанные - там участвуют и кавалейруш и бандерильерос. И, действительно, ни призовых ушей, ни хвоста в Португалии не увидишь - формально-то бык ушел живым!
У меня, кстати, есть фотоотчет о посещении испанской корриды в Барселоне, но я его не публиковал... Вот там уши есть!
Цитата:

"лиде а пе". Сам я ее не видел, но мне сказали, что вот там-то как раз правила смешанные - там участвуют и кавалейруш и бандерильерос.


Нене. Как следует из названия, это пешая коррида, с пешим же матадором вместо всадника.

Барселону покажете? Заодно и правила испанской корриды разберем.
Если кому-то будет интересно то, что было более 10 лет назад - легко! Особо писать не буду, только фото с комментами, как нам это говорили... Пойдет?
Цитата:

а вы сами-то на корриде или тураде были? Если да, то где и когда?


Регулярно, не менее пяти раз в сезон. География разнообразная в зависимости от картелей, преимущественно Мадрид и окрестности + Андалусия.

С SiempreSol в этом отношении я бы даже меряться не начинал - посмотрите хотя бы её отзывы, там о корриде предостаточно:
https://www.otzyv.ru/profile_details.php?id=115258&data=1&s=1
Цитата:

Мэр Барселоны Ада Колау уже высказала свою позицию


Мэр Барселоны, к счастью, должность не пожизненная.
Цитата:

это вступило бы в противоречие с муниципальным законом о жестоком обращении с животными


Думаете, в остальной Испании законы о жестоком обращении с животными отсутствуют?
Цитата:

если это не запрет - то что это?


Политиканство и самодурство. Такова политика нынешних властей Каталонии, направленная на искоренение на своей территории всего испанского, начиная с испанского языка и заканчивая корридой. Простой факт: никакие законы о защите животных не мешают проведению в Каталонии исконно каталонских уличных забав с быками. Перед законом все равны, но некоторые "равнее".
Цитата:

фото с комментами, как нам это говорили...


Кто говорил, гиды? Давайте, всегда занятно их послушать, особенно про корриду.
Цитата:

только фото с комментами, как нам это говорили... Пойдет?


Пойдёт.
А вы помните, кто выступал в тот вечер?
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Поездка на кораблике Мельк-Кремс плюс несколько мгновений Вены
2Альпийский чудо-городок Бриансон (Briançon). Ч. 2. Легкая поездка на шикарное озеро Сер-Понсон
3Поездка на Камчатку, логистика путешествия, 05-15 июля 2018
4КМВ-2017. Часть 5. Джилы Су. Поездка на воды.
5Самостоятельная поездка на гонки Формула 1 Гран При Абу-Даби 2017. Практическая информация
6КМВ-2017. Часть 4. Поездка на Эльбрус
7Родос вдоль и поперек. Часть 3 - поездки на машине (продолжение)
Отдых в Португалии
Отели в Португалии
Отели о.Сан-Мигел
Отели Северного региона
Порту-Санту
Картейра
Погода в Португалии
Туры горные лыжи
Рейтинг отелей:
15.LikeLisboa 5+
16.Pousada Convento de Belmonte 5+
17.Madeira Regency Cliff 5+
18.Apartamentos Magnolia Mar 5+
19.Royal Savoy 5+
20.Four Seasons Hotel Ritz Lisbon 5+
21.Casa Belmonte 5+
лучшие отели Португалии
Фото отелей:
50.Pestana Miramar, Португалия [14]
51.Balaia Golf Village, Португалия [13]
52.Avenida Park, Португалия [13]
53.Cerca da Vitoria 2, Португалия [13]
54.Pousada de Guimaraes - Santa Marinha, Португалия [12]
55.Grande Hotel do Porto, Португалия [12]
56.NH Collection Porto Batalha, Португалия [12]
Популярные отели:
43.Pestana Alvor Praia отзывы
44.Palace Hotel do Bussaco отзывы
45.Plaza Real отзывы
46.Oura View Beach Club отзывы
47.Eurostars Cascais отзывы
48.Vila Gale Porto отзывы
49.Ibis Lisboa Jose Malhoa отзывы
Отзывы по отелям:
99.Португалия, Four Seasons Hotel Ritz Lisbon [1]
100.Португалия, Quinta da Vigia [1]
101.Португалия, Memmo Baleeira Hotel [1]
102.Португалия, Atismar [1]
103.Португалия, Apartamento Foz Atlantida [1]
104.Португалия, Freedom Serviced Apartments-Marques de Pombal [1]
105.Португалия, Bahia Palace [1]