18.11.18 16:35:34
Блистательная княгиня Зинаида Ивановна Юсупова и её "Дом солнца" Кериоле (Keriolet). Часть 2. Замок 
Время отдыха: июнь 2018

Начало рассказа, посвященное первой героине, княгине Зинаиде Ивановне Юсуповой, здесь: https://www.otzyv.ru/read.php?id=210380

В первой части мы прервались на чаепитие и прочие наши важные дела на том, что княгиня-графиня-маркиза Зинаида Ивановна Нарышкина-Юсупова-де Шово-де Серр(Zénaïde Narischkine-Youssoupov-de Chauveau-de Serre. Princesse, comtesse, marquis) со своим вторым мужем, Шарлем де Шово, получив и титулы и поместье Кериоле, затеяли переделать его в настоящий замок, что и осуществили в итоге весьма успешно.
А теперь приступим и ко второму герою этого рассказа, самому замку Keriolet.
По нашему Кериоле, а ударение по французски, последнем слоге-)

Частенько пишут, что замок купила сама Зинаида Ивановна, так как молодой муж её, Шарль Шово был не только без родословной, но и без денег.
Тем не менее, сделка по покупке поместья Кериоле была оформлена в 1862 году от имени самого Шарля, и в документах он уже выступал как граф и маркиз, член генерального совета департамента Финистер от кантона Конкарно.
Предысторию всего этого мы видели в первой части.
В контракте было указано, что покупка производится из личных средств графа. Что ж, вполне вероятно, что Шарль нашел на это дело 80 тысяч франков, не совсем же он был нищим, хотя, понятное дело, смотря с кем сравнивать-).
И Зинаида Ивановна всячески подчеркивала всегда, что замок Кериоле это собственность мужа, видимо опять дабы придать тому лишний вес в глазах всяких тогдашних княгинь марь алексеевн, что французских, что российских.
То есть, сами понимаете, легенду о знатном происхождении Шарля и его состоятельности надо было поддерживать постоянно-)
Похоже, что Шарль и сам в итоге во все это поверил, ну или умело поддерживал-)
Татьяна Юсупова с некоторой иронией писала в 1864 году своему мужу Николаю Борисовичу, сыну Зинаиды Ивановны, из Парижа:
«Твоя мать обворожительна, а муж её просто разбился в лепешку, чтобы меня очаровать. Его замок сейчас накануне серьезных реставрационных работ. Я говорю о его замке в Бретани, который так знаменит своей древней и славной историей. Он без устали может говорить о знаменитых героях, выезжавших когда-то из ворот замка. Послушаешь его и покажется, что вся история Франции начинается в этом самом замке…
А теперь серьезно. Он проделал совершенно потрясающую работу (я говорю без всяких шуток), в которой и твоя мать принимала самое деятельное участие. Я говорю о «Демоне» Лермонтова, который он перевел на французский язык. Перевод очень хорош и мастерски был автором прочитан. Он собирается его печатать, а гравюры и виньетки заказать Густаву Доре. Это в самом деле замечательно, но как же слаб французский язык для того, чтобы передать всю силу русского подлинника! Всё равно, что Рай земной по сравнению с Раем небесным.»
Да, да, не так прост был этот Шарль, раз уж и Лермонтова переводил. Кстати, перевод его хранится ныне в РГАДА. Еще он писал статьи в разных французских журналах.


Что касается "славной истории" его замка Кериоле, то это, конечно, сказки, придуманные опять же для придания веса и авторитета самому Шарлю.
Никакие герои и короли из его ворот никогда не выезжали, и был это вовсе не замок, а поместье, правда и на самом деле достаточно древнее, известное где-то с 15 века. Проживали в нем попеременно такие личности как герцогский бухгалтер, потом местный нотариус, потом бывший мэр и т.д.
Знаменитый бретонский архитектор Жозеф Биго, к которому обратилась Зинаида Ивановна с вопросом о постройке своего замка, так описывал Кериоле перед началом работ: "Там стоял простой дом, в котором жили фермеры, и его можно было назвать одним из самых скромных особняков с низким, но двойным цокольным этажом. На южной стороне первый этаж был покрыт чердаком, крыша была расширена на север, а по воскресеньям и праздничным дням моряки отдыхали со своими семьями в тени высоких деревьев " ...
Рисунок Ж.Биго.
.
Кроме жилого дома в сделку были включены и территория вокруг, включая землю, лес, сады, фермы, разные подсобные помещения, в общем все, включая даже сданное в аренду. Окончательно документы на собственность были получены в сентябре 1863 года.
Со временем супруги приобрели еще и соседние большие участки, так что общая площадь владения составила без малого 43 гектара.
Первоначально Ж.Биго предложил два проекта в елизаветинском стиле, которые графиня отклонила в конце концов, склонившись к неоготическому, более близкому к бретонскому возрождению, потому что, по её словам, «поскольку я в Бретани, в стране прекрасной Анны, давайте построим здания в бретонском стиле, я отказываюсь от своей первой идеи ...".
Ну а получилось то, что получилось, настоящая эклектика-)

Дальнейшие перипетии, происходившие с замком расскажу по ходу дела, много чего он перенес за свою не столь и долгую историю, но, пора же, наконец, вам и сам замок показать.
Итак, Шато Кериоле.
Базировался я в ту поезду в Бретань в милом городке Кемпере(Quimper), столице департамента Финистер.
Отзыв в о нем здесь: https://www.otzyv.ru/read.php?id=209224..
Как обычно, карты, вещь совершенно необходимая как для поездок, так и для чтения-)
Напомню, где находится Бретань.

А это уже поближе, здесь и Кемпер, где я жил, и городок Конкарно, где находится наш замок Кериоле.


Из Кемпера очень удобно передвигаться по тамошним краям, что в сторону океана, что в другие направления.
До Кериоле из него можно доехать на автобусе 43/47, он идет из Кемпера через такие знаменитые бретонские туристические достопримечательные городки, как Конкарно и далее в Понт-Авен, о них напишу в следующий раз, а конечный пункт это городок Кемперле.

Водитель автобуса подсказал, что до замка Кериоле лучше добраться, выйдя на остановке, следующей (или второй, точно не помню,) после порта Конкарно. Собственно, замок и находится практически на окраине Конкарно, до него от исторического центра городка примерно 2.5 км.

Конкарно прелестный приморский городок, здесь наиболее значимой достопримечательностью является замечательный "Вилль-Клоз(Закрытый город" на небольшом островке.


От Кемпера до Конкарно минут 35-40 езды, а, выйдя на нужной остановке, прогулялся я еще минут 15 до самого замка, указатели там есть, так что заблудиться трудно.

По пути попадались вот такие симпатичные бретонские домики с цветочными двориками.

Вот и вход на территорию замка, как-то он мне представлялся более солидным-)

Как потом оказалось, есть еще один вход, с другой стороны, вроде бы более интересный, но я туда не сходил, к сожалению.
До самого замка от ворот еще надо идти несколько минут по старой дороге.

Еще умилил вот этот деревянный щит с информацией на приколотых кнопками листочках. Что-то типа распорядка дня в каком-нибудь пионерском лагере из детства-). Как-то не по княжески-)

А вот и сам замок показался, наконец-то, я до тебя добрался, несколько лет всё собирался-собирался, и вот...-).
Красавец!
Сразу настроение еще больше поднялось, хотя и так было на высоком уровне, чего же не радоваться-то, Бретань, погода отличная, спешить некуда, живи и радуйся-).
Мечта туриста, вот такие мгновения достижения давно желаемого, согласитесь..

Замок сразу произвел впечатление прекрасное, ухоженный газон, фасад в отличном состоянии, башенки, колокольня, архангел Гавриил, возвещающий Суд Господень, но этот суд не сегодня и не для нас-)

Прямо к замку не подойти, мешает еще один забор, так что пришлось идти вдоль него направо, там обнаружилось симпатичное старинное здание, в котором и находится конторка, где надо купить билет, там же находятся и гиды.


Обаятельная француженка с королевским именем Клотильда, поинтересовалась, на каком языке я желаю получать информацию, достала папочку с распечатками на русском языке и повела меня на территорию.
Там, как оказалось, уже ждали другие туристы в количестве четырех человек, из которых один ребенок, а один вообще младенец-). Вроде как из Германии.
Экскурсию Клотильда повела на французском, что странно, так как этим языком владела только одна дама из нашей группы. Хотя, может быть они все экскурсии ведут на французском или так договорились до меня, как бы опоздавшего...
Во всяком случае, печатные буклеты я видел и на английском и на немецком.
В принципе-то, ничего страшного, что-то я спрашивал на английском, Клотильда поясняла, да и занят я больше был разглядыванием и фотографированием, а детали надеялся потом прочитать в папочке.

Первая остановка была сделана тут же, у прекрасного южного фасада.

Здесь сразу надо обратить внимание на увековеченные двумя коронами титулы первых хозяев замка, графов де Шово и маркизов де Серр.
Титулы окружены двумя лентами, на которых можно разобрать девиз замка: "Toujours et quand même", что-то типа «Всегда и вопреки всему».


Зинаиде Ивановне очень нравилась Бретань и свое уважение к ней она выразила в разных бретонских штучках и символах, которых очень много и на фасадах и в интерьерах замка.

Снаружи, например, можно увидеть пару фигур бретонцев в традиционных костюмах: он в круглой шляпе, она в традиционном бретонском головном уборе XIX века.


Конечно же, приятно было здесь, во Франции, увидеть и герб Зинаиды Ивановны, это герб рода Нарышкиных, не забудем, что по рождению она была Нарышкиной. А Юсуповой она перестала быть, выйдя повторно замуж, как мы знаем.
Над гербом помещен девиз рода Нарышкиных "ПРИ ТОИ". Точного смысла девиза эксперты не дают, предполагают, что этот не утвержденный официально девиз отсылает к царице Наталье Нарышкиной, матери Петра I. То есть, род как бы при ней.., при той, которая царица.

Вообще, надо сказать, что снаружи замок сохранился прекрасно, несмотря на все невзгоды-непогоды. Конечно, что-то и отреставрировано, но общее впечатление очень хорошее.
Еще замечу, что практически везде французы именуют Зинаиду Ивановну "princesse", то есть княгиней, а не графиней или маркизой, что лично мне тоже нравится больше, хотя формально и неправильно-). Но, уж если она для французов принцесса, то уж для нас тем более-). Поэтому и дальше буду называть Зинаиду Ивановну княгиней.
Еще французы считают, что Зинаида Ивановна сильно любила свою Родину и в знак этого распорядилась установить фигуру медведя, смотрящую на восток, то есть в сторону России.

Наверное, так оно и было, правда, медведь держит в лапах герб Бретани, то есть здесь как бы два в одном-).


Из гербов на фасаде, пожалуй на самом видном месте есть еще один, но что это за герб был, понять невозможно, все затерто, и сколько я не разглядывал старые открытки, нигде рисунка не видно.
Остается только предполагать... Может быть был герб де Шово? Или какой королевский был для пущей важности?

Или всё же юсуповский? Уж больно львы похожи на тех, которые держат герб на фронтоне Юсуповского дворца на Мойке-)).
Но, корона над гербом не княжеская, как мне подсказали специалисты, так что остановимся на версии затертого временем герба де Шово-)
А что касается королевского, то его в замке тоже достаточно.
Вот в саду мы видим статую королевы Анны Бретонской (1477-1514), которую Зинаида Ивановна обожала.

Эта великая женщина, почитаемая всеми бретонцами, была герцогиней Бретани и дважды королевой всей Франции, была она еще рьяной патриоткой и даже будучи королевой Франции отстаивала особые права и относительную самостоятельность Бретани.
Королевой же Франции она стала, потерпев поражение в войне с той же Францией и досталась Карлу VIII в качестве «трофея» согласно мирному договору, а её Бретань отошла к Франции как бы в качестве приданного. А потом Анна стала женой и следующего короля Франции Людовика XII.
Её статуя установлена и в Люксембургском саду Парижа, а похоронена она в базилике Сен-Дени, там есть потрясающей выразительности саркофаг.
О королеве я подробнее писал в рассказе о Кемпере.
Её мужья тоже присутствуют здесь, один, Карл VIII, в виде статуи, неподалеку от Анны, другой, Людовик XII, в виде конного барельефа на фасаде замка. Он аналогичен барельефу в королевском замке Блуа.


На фасаде замка княгиня разместила и инициалы Анны Бретонской и Людовика XII. (А с короной сверху и L с короной посредине).
Этот барельеф можно разглядеть на этой фотографии внизу посредине, под окном. Что-то отдельно я его не запечатлел, каюсь-)
.
Еще одна сохранившаяся деталь фасада рассказывает нам о жизни княгини довольно своеобразно.
С годами Зинаида Ивановна стала плохо слышать, а слуховую трубу такой красавице носить было, мягко говоря, несподручно, поэтому они вместе с архитектором Биго придумали занятную штуку, «акустическую» скамью (banc acoustique), где звук усиливался естественным образом и она могла слышать собеседников не напрягаясь. Эта скамья была сделана в виде своеобразной ниши-шатра в фасаде, и, естественно, тоже богато украшена декоративными элементами.
Скамья находится в довольно высокой точке и княгиня в те времена могла, сидя на ней, любоваться открывающимся пейзажем, включая море, ведь тогда деревья еще не закрывали ей обзор.
Скамью можно увидеть здесь с самого левого края. Она под тем самым неизвестным гербом. Судя по рассказам опробовавших скамейку, акустический эффект там и на самом деле есть.
36.


Как видим, основа южного фасада совпадает с рисунком архитектора Ж.Биго, и это не случайно, ведь Зинаида Ивановна захотела, чтобы, по возможности, старые постройки были сохранены, а новый замок как бы накрыл их, поглотил.
А дополнительно были построены разные башни, фигурные крыши, балконы, пристроены два огромных крыла, церковь, накрыт внутренний двор и т.д.
Перестройка была глобальная и не случайно всё это дело затянулось почти на 20 лет и обошлось в полтора миллиона франков, золотых, естественно-).
К тому же, Зинаида Ивановна пожелала, чтобы во время её присутствия в замке, куда она приезжала отдыхать, дышать воздухом и обретать спокойствие, никаких строительных работ не проводилось и никакие рабочие не шастали и не шумели.
Так что двигалось строительное дело не очень быстро.
В замок мы вошли через небольшой бывший зимний сад, там сразу внимание привлекли красивые ажурные двери с витражами.

Такая же дверь ведет и в само здание замка

И вот, наконец-то, сам замок изнутри.
Сразу производит впечатление громадное, высокое, с потолком в 7 метров, помещение, это La salle des gardes.
Что именно имела в виду княгиня или Шарль, называя так этот зал, не знаю, но на караулку он точно не похож. По наполнению он скорее был Парадным, ну или Гвардейским, допустим. Зал этот был пристроен к старому зданию усадьбы уже довольно поздно, окончательно его оформили уже ближе к концу строительства.

Конечно, в первую очередь здесь привлекает внимание прекрасный камин из очень дорогого керсантонского гранита, сохранившийся со времен постройки, что очень радует, ибо в нем заложено немало смыслов.

Этот парадный зал использовался супругами для приемов и балов, так что гости с самого начала должны были поверить в славное прошлое рода хозяина, в его благородное происхождение, должны были быть поражены его знаменитыми предками и родословной аж от Крестовых походов.
Для достижения этой цели и был задействован камин.
Во-первых, на него поместили фигуру самого Шарля в образе рыцаря. В то время рыцарская тема уже как-то не была актуальна, но что не сделаешь себе во благо-). Там же были сделаны барельефы с изображением сцен из жизни знатных якобы предков Шарля.

Венцом же легализации идеи происхождения Шарля Шово стало генеалогическое древо, состоящее из гербов, изображенных по краям передней части камина.

На самом верху, как апофеоз, изображены гербы Зинаиды Ивановны (герб Нарышкиных) и герб де Шово (то есть рода Шово, к которому Шарль не имел на самом деле отношения).
К сожалению, специально фотографии этих гербов я не сделал, тогда не придал этому значения, но если сильно увеличить, то разглядеть можно на фотографии камина.
Эти гербы идентичны тем, что находятся на площадке парадной лестницы во дворце Зинаиды Ивановны на Литейном проспекте в Санкт-Петербурге.
Они же, как мы помним, там и венчались.

А это герб знатного рода де Шово (Chauveau de la Mulonnière) из Нанта с изображением леопарда, как видим, аналогичный тому, который представлял как свой, новоявленный граф и на камине и во дворце на Литейном. Род это прервался еще в 17 - начале 18 веков.

Завершить же легенду призван был начертанный девиз: «Всё - честь и преданность. Всё есть свет и правда».
Что ж, остается только поаплодировать-).
Но, это еще не всё-).
В эту же тему на четырех сохранившихся витражах изображены «предки» графа, один из которых даже имеет королевские регалии.
Смелое решение!


В этом же зале в свое было еще 6 витражей с изображением королей Франции, от Хлодвига до Генриха IV, то есть картина знатности и аристократичности хозяина была полной.
Из еще интересного в парадном зале, конечно же, это "балкон принцессы", который Зинаида Ивановна использовала во время балов и приемов в то время, когда она уже не могла в них принимать участие, ну или не хотела. А так, вроде она на балу, а вроде как и никто ей не надоедает, очень удобно-).
Избранные же гости могли подниматься к ней по винтовой лестнице.
Говорят, что сверху ей было удобно наблюдать и за своим более молодым мужем, не чуравшимся прекрасного пола.
Интересно, что балкон состоит из двух частей, одна, там, где рыцарь, выдвинута вперед и оттуда можно обозревать зал, вторая - в глубине, укромное такое местечко, используемая для других целей.
Балкон был соединен с будуаром и дальше со спальней хозяйки, всё это находилось на втором этаже.
Здесь балкон в правом дальнем углу, там, где рыцарь.



В настоящее время реставрационные работы продолжаются, в частности, будут восстановлены упомянутые 6 витражей с изображением французских королей для Гвардейского зала. Планируется постепенно открывать и другие помещения.
В этом же Гвардейском зале, где мы находимся, уцелел оригинальный потолок, один из немногих в замке. На нем можно видеть чередование лилий, этого символа королевской власти, и графических изображений меха горностая, как бретонского символа. Это чередование можно встретить в замке повсюду.
Еще один витраж, находящийся здесь, на восточной стене, является современным, это подарок замку немецкого художника Тома Фехта, называется он «Человек в молитве» и напоминает о том, что за этой стеной раньше находилась часовня.
Еще несколько фотографий Гвардейского или Парадного зала.

А это старые фотографии Гвардейского зала, с практически сохраненной обстановкой, бывшей при Зинаиде Ивановне.
Понятно, что "кубышка" тогда была полна, как это было и во всех юсуповских дворцах.
Чего стоила только потрясающая коллекция фламандских гобеленов.






На этой открытке хорошо виден "балкон принцессы".

В наше время Гвардейский зал можно снять для каких-либо торжественных мероприятий, нужно же владельцу замка как-то отбивать немалые расходы а его содержание-).
Фото с сайта замка.


Следующее помещение, доступное для осмотра, это Salle d’armes или Зал оружия.

Оружейная комната называется так потому, что, вероятно, во время существования в замке музея, здесь выставлялась коллекция оружия.
Низкая высота потолка свидетельствует о том, что мы находимся в помещении, оставшемся от средневекового поместья. То, что не сохранилось от первоначальной обстановки, было восстановлено в средневековом стиле.
Здесь тоже, и на потолке и на камине, можно видеть чередование королевских лилий и бретонского горностая, вернее традиционного графического изображения меха горностая. Наличие лилий опять отсылает нас к "древней" истории рода Шарля, да и сам он был ярым роялистом.

Графическое изображение горностаевого меха является фоновым рисунком и герба и флага этого региона Франции.

Согласно одной из легенд, однажды бретонский герцог Барбеторт, спасаясь от норманнов, был остановлен разлившейся рекой, илистой и грязной. Внезапно, он обратил внимание на горностая, убегавшего от скачущих коней: зверёк резко развернулся у самой воды, предпочитая погибнуть, нежели запачкаться!
Воодушевлённые примером, герцог и его соратники развернулись лицом к противнику и с криком «Лучше смерть, чем позор!» бросились в бой. С тех пор фраза герцога «Лучше смерть, чем позор» стала девизом Бретани, а мех горностая был помещён на щиты Бретонских герцогов.
На флаге же, кроме горностая, пять чёрных полосок означают провинции/епархии, где говорят на французском или галло: Доль, Нант, Ренн, Сен-Мало, Сен-Бриё; а четыре белых символизируют бретоноговорящие (bretonnants) субрегионы -Трегор, Леон, Корнуаль и Ванн.
Мебель в этом тоже выдержана в традиционном бретонском стиле.
Ценным экспонатом здесь является церковная скамья. Она хоть и не из подлинного интерьера замка, но оригинальна и относится к XV веку. Это тоже подарок замку.

Очень ценны открытки, так как они показывают реальную обстановку в замке во времена Зинаиды Ивановны и Шарля де Шово.
На них можно увидеть тогдашнюю роскошную обстановку: и мебель, и витражи, и гобелены, и картины, а также и разрушенную впоследствии церковь. Благодаря открыткам, сделанным во время нахождения в замке бретонского музея, можно понять, в каком направлении нужно двигаться в ходе реставрации.

В этом зале обычно устраивают банкеты для детей, или специально, или параллельно с большими праздниками взрослых в парадном зале.

Самым любимым помещением Зинаиды Ивановны, как пишут французы, была Гостиная (Salon).
Наверное, потому, в том числе, что она легко прогревалась, да еще была теплой благодаря гобеленам, покрывавшим стены.

И вообще, замок при княгине имел самую современную систему центрального отопления, но об этом будет рассказано позже.
Здесь княгиня-графиня-маркиза размещала свои коллекции китайского фарфора, керамики, терракотовых изделий.
Это тоже средневековая часть замка с невысокими потолками.
Мебель в гостиной не оригинальная, но дает представление о том, какая мебель находилась здесь при княгине. Она сделана в стиле Людовика XV и Людовика XVI.

В XIX веке, во время Второй империи, впервые в мебели не стремились к новизне, вместо этого люди оглядывались на предыдущие стили и использовали их. Особенно нравились как раз стили Людовика XV и Людовика XVI, тем более, что тогдашняя императрица Евгения отождествлялась с Марией-Антуанеттой и сама она очень любила эту историческую фигуру.
А вот камин оригинален, но он неполный, было еще 2 колонны, из того же мрамора, что и сам камин, перед ними стояли две другие мраморные колонны, которые стояли по обеим сторонам дверного проема.

Оригинальную мебель и камин можно увидеть на фотографиях, выставленных на столе.
Вот так гостиная выглядела в полной комплектации.


Далее идет Столовая (Salle à manger).

В столовой потолок был отреставрирован, а камин оригинальный и относится аж к XV веку, то есть сохранен со времен усадьбы.

Мебель же подобрана в соответствии с известной склонностью княгини к восточным мотивам и является образцами мебели тех времен.

Репринты портретов хозяев замка представляют их примерно в том возрасте, когда они приобрели замок Кериоле. Но, Зинаида Ивановна на несколько лет моложе, здесь ей около 50 лет (портрет написан в 1858 году), а Шарль де Шово на несколько лет старше, ему здесь около 40.
Как видим, реальная разница в возрасте здесь прилично нивелирована.

В столовой сохранена часть системы отопления в виде решетки в полу. Напомню, что мы всё еще находимся на первом этаже.
А так выглядела столовая во времена княгини.


Далее следует Галерея, она использовалась для прохода слуг из кухни в столовую.


Кухня (La cuisine).

Кухня была первой комнатой, открытой для посещения в 1989 году, потому что она почти не подверглась разрушению и расхищению. Керамическая плитка из Девра с традиционной для замка символикой была очень дорогой, но, ломалась при попытке её оторвать. Поэтому воры оставили это занятие вместе с плиткой.
Хотя, даже по нынешним ценам одна подобная плитка стоит порядка 40 евро.

Гид Клотильда одета в тон кухне, наверное, это её любимое помещение в замке-).

Кстати, читал, что гидами в замке работают волонтеры. Была там как-то девушка и из России, даже из Санкт-Петербурга.
Кухня, конечно, прекрасна! И устроена она очень практично. Настенная плитка, соединенная с мозаичным полом, позволяла быстро и качественно делать уборку. Используемая вода просто стекала в отверстие в задней части кухни.
Кухня была разделена на зоны для грязной и чистой обработки продуктов, здесь имеется печь c раздельными отделениями для хлеба и пирогов, тоже одно из новшеств.

Серебряная посуда на столе оригинальная, русская, XIX века, хотя и не из замка Кериоле, но, дает понимание того, какие приборы могли быть на столе у княгини, хотя, естественно, здесь она никогда пищу не принимала.
У Зинаиды Ивановны была прекрасная коллекция сковородок, частично даже и со времен Марии-Антуанетты. Сама коллекция не сохранилась, но сейчас на кухне можно увидеть аналогичные сковороды.


Вода на кухню доставлялась из колодца, находившегося во дворе рядом с кухней. Колодец жив, но переместился довольно далеко, аж в Конкарно. Об этом чуть позже.
Типичная обувь бретонских простолюдинов.

Эти чучела вряд ли украшали кухню, хотя, кто знает...-)

Зато они вполне могли украшать выход из замка во двор, через который мы и покинули его внутренности.
А жаль, я надеялся, что возвращаться будем тем же путем, пофотографировал бы тогда еще повнимательнее.

Собственно, вот и все внутренние помещения, которые на данный момент отреставрированы и открыты для посещения.
Жилые комнаты и спальни, а их в замке было шесть или семь, находились, на втором этаже. Кроме спален еще в замке были кабинеты, бильярдная, и даже комнаты Людовика 12 и Франциска 1 на третьем этаже.
Покажу для представления о жилых помещениях старую открытку "королевской" спальни, куда же такому замку без спальни для короля, а то вдруг заедет без предупреждения, а спать-то ему и негде будет-)

Спальню эту Шарль обставил пышно, пишут, что в качестве образца взял настоящую королевскую спальню из замка в По, где родился Генрих IV.
Наверное, вот эту, не самую пышную в том замке. Побывал я там как-то.

И в завершение экскурсии пришлось спуститься в подвал, там находится Крипта (La crypte).
Хотя название это условное, так как она находилась не под церковью и здесь никогда никого не хоронили.
На самом деле княгиня организовала здесь настоящую котельную.
Мы видим одну из трех печей, которые были призваны обеспечить теплом систему подогрева замка. По тем временам это была одна из передовых технологий, но, на самом деле, не такая уж и эффективная.
Для небольших помещений типа гостиной она работала хорошо, но, для больших, с высокими семиметровыми потолками, тепла, естественно, не хватало. Воздух наверх поступал по системе труб и через зарешеченные окна в полу помещений.
Но, по большому счету, этот факт определяющего значения не имел, так как княгиня с мужем проводили здесь только теплые летние месяцы.


Будем надеяться, что со временем сможем мы увидеть и спальни и еще что-нибудь, владелец планирует открывать по одному помещению раз в пару лет... Хотя затраты, конечно, на всё это требуются колоссальные.
А во дворе встретил нас и нынешний обитатель замка, добродушный старенький пес, наверное, хозяйский...



Именно во внутреннем дворе лучше всего воспринимается результаты причудливых замыслов княгини.
Создается впечатление, что замок строился в течении нескольких веков. Но, это не так, на самом деле процесс занял двадцать лет .
Но, и этот срок тоже позволил княгине несколько раз менять свои предпочтения и замыслы.
Талантливый архитектор Жозеф Биго, автор реставрации и строительства шпилей главного собора г. Кемпера, сумел как-то удовлетворить желания княгини-графини и скомпоновать различные стили, а в качестве образцов он позаимствовал элементы других замков и соборов Финистера.

Западное крыло характерно для средневекового стиля с донжоном, зубцами, горгульями.

Южное крыло выдержано в стиле Ренессанса с довольно массивным видом зданий и симметричным расположением окон и дверей. Там же часть фасада имеет признаки необретонского стиля.
Восточное же крыло выполнено опять в неоготическом стиле с аркадами, арками, яркими окнами.
Где какой стиль, разбирайтесь сами, мне лично очень понравился вид натуральных стен, не очищенных во время реставрации.
Хорошо бы так и оставили, от них прямо веет стариной. Лет пять назад весь внутренний фасад выглядел именно так, судя по более старым фотографиям.

Красота!


Во времена княгини и графа главный вход в замок был через массивную дверь Донжона, который построили в 1866-70 гг.
В нем находились кабинет графа и библиотека.


Интересно, что трехсоткилограммовая дверь Донжона такая массивная и мощная, что во времена разграбления её даже не смогли взломать.

Каштаны, которые растут во дворе очень старые, им около 400 лет. Они значительно пострадали во время урагана и некоторые пришлось сильно обрезать. Вообще-то, на территории замка Зинаида Ивановна посадила около тысячи деревьев, в основном дубов.

Маленькая круглая башня была названа Мари-Жан по имени жившего там главного повара. Здесь же хранились ключи от замка. Слуги получали ключи в этой башне, а затем по декоративному рву добирались до замка, не беспокоя жильцов и гостей во дворе.


Одна из самых высоких и приметных башен, это Башня Ангела (La Tour de l'Angel) с фигурой архангела Гавриила, трубящего в рог.
Сооружение построено в стиле башен замков долины Луары, в свое время в замке было еще несколько фигур ангелов на крыше часовни, к сожалению не сохранившихся, впрочем, как и сама часовня.

Фигура архангела будто завораживает, магическим образом притягивает взгляд, смотрится, конечно, великолепно.


На этом, собственно, экскурсия закончилась, попрощались мы тепло, я пошел в буфет, разложить по полочкам свои впечатления, а Клотильда побежала встречать следующую порцию туристов.
Буфет порадовал бутылочкой местного вкусного пива, тенёчком и прекрасными видами на парк.

Тут надо вернуться в начало экскурсии и вспомнить, что, получив папочку с листами на русском, я её открывать не стал, отложил на потом, французское сопровождение не слушал, так как мало понимал, больше глазел по сторонам да фотографировал.
Теперь, в буфете, настало время почитать и папочку, интересовало особенно, что же осталось внутри замка от времен Зинаиды Ивановны.
То, что вы прочитали только что, я еще тогда и не знал.
Налил пива, открыл папочку, почитал и...блин, там практически весь текст посвящен жизни княгини и общая информация о замке, а про то, что внутри него и что я только что видел, вообще нет ничего...
Облом, понимаете ли...

Потом этот текст попался мне в сети за подписью Николая Морозова. Может быть, это тот, который работал в свое время в Париже корреспондентом ИТАР-ТАСС.
Я еще потом посмотрел папочку на немецком, там неподалеку лежавшую, кто-то забыл, а там полный текст экскурсии со всеми залами и т.д.
И в английской папке тоже...
Но, это же дискриминация по языковому принципу, господа!-)
Непорядок!
История это поимела некоторое любопытное продолжение, так что, в итоге я остался еще и доволен.
Уже из дома решил я эту несправедливость исправить, написал в замок письмо с конкретным предложением, чтобы они прислали текст экскурсии на французском или английском, мы его переведем на русский, отправим им, они положат в русскую папочку и все будут довольны.
Очень я беспокоился о вас, русских туристах, которые теперь наверняка хлынут большим потоком в это замечательное место-).
Ответ был быстрым и весьма неожиданным-)
Написал мне сам владелец замка, месье Кристоф Левек (Christophe Leveque), что удивило и порадовало. Значит, человек вникает в даже такие мелочи, значит это ему важно...
Он поблагодарил за мое дельное предложение, за добрые слова о замке и за подарок, а мы же, как русские люди, в гости без подарка не ходим-), я привез тогда большой альбом о Юсуповском дворце на Мойке, передал Клотильде.
Еще месье Левек попросил мой почтовый адрес, на который обещал прислать всё необходимое. Тут я несколько удивился, дескать, отправил бы тексты по "мылу", да и всё-).
Но, адрес отправил и через месяц получил бандероль с письмом, текстами на двух языках, флешку с ними же, открытки с видами замка, буклеты и, самое главное, книгу о замке со всей его историей, описанием, фотографиями и т.д.
Бесценный подарок, хоть и на французском-). Спасибо!


С переводом текстов экскурсии проблем не возникло, когда сам в теме, это не трудно.
Единственное, что всё время хотелось чего-то там еще дополнить, дописать, но нельзя было, это же перевод, а не собственное сочинение-)
Вставил только портрет Зинаиды Ивановны в молодые годы, чтобы полюбовались лишний раз, да фамилию месье Левека, а то как-то неправильно, что он не упоминался.
Отправил, получил спасибо, так что теперь наша папка в замке полностью укомплектована, приезжйте-).
Жаль только, что они не планируют расширять экскурсионный период, он только с июня по сентябрь, но, что поделать, значит по другому нельзя.
Спросил я какое количество туристов посещает замок, получилось примерно 10 тысяч, но это вместе с банкетами, фестивалями и т.д...
Но, сам замок-то место оказывается известное и бойкое, только при мне три или четыре экскурсии прошли и несколько гидов были в работе.
Гостей с удовольствием встречает старый пес, а гости с удовольствием ему треплю уши-)

После экскурсии многие не прочь и в буфет заглянуть, и это правильно, хорошо там посидеть, поразмышлять. И вообще в замке обстановка умиротворяющая. Тихо и спокойно...
Подводя некий промежуточный итог, можно сказать, правда, с учетом моей заведомой необъективности, что замок оказался очень хорош!
Чувствуется в нем и дыхание истории, и некий французский шарм, и известная русская неудержимость-). Что касается внутренней наполненности, здесь уж, что имеем, то имеем. Очень жаль, что не удалось сохранить то, что было при Зинаиде Ивановне, а чтобы понять, почему это произошло, опять обратимся к Матушке-Истории, без неё никак, ибо не зная предыдущих событий невозможно правильно воспринять нынешнее положение дел.
Да и вообще, увлекательнейшее это занятие, погружаться в глубь времен и тогдашних событий, а, главное, людских судеб.
Это вам не циркулем мерить что-то, или на счетах считать...
Шутка!-))

Так что, пришло время досказать дальнейшую историю замка, уже после того, как его владельцами стали супруги де Шово. Что там с ним случилось-приключилось, а всего и всякого на его долю выпало, надо признать, немало.

Собственно, всё было хорошо, граф с княгиней-графиней, жили не тужили, устраивали приемы и балы, обустраивали территорию, достраивали замок, Шарль несколько лет был даже мэром прилегающего городка Beuzec-Conq.

Картина 1879 года, художник Жан Мариус Фуке. Обнаружил я её на сайте славного Эрмитажа, но, хранится она, конечно, в запасниках Эрмитажа, куда поступила из Юсуповского дворца.
Да и кто такой для Эрмитажа Шарль Шово, чтобы его в основной экспозиции показывать?
Да и в Юсуповский на Мойку его назад может и не возьмут, кто он и для них, хотя и немного поближе?-).
Самое правильное, думается, подарить Шарля в замок Кериоле, там он жил, там рядом и похоронен. А если просто так подарить жалко, можно на что-то обменять, правда не знаю на что.
Есть у меня давняя мечта, на что-нибудь выменять наши русские пленные пушечки, которые лежат без дела в прекраснейшем французском городке Ле- Пюи-ан-Веле (Le Puy-en-Velay).
О наших пушках и этом самом красивом французском городке я писал как-то здесь: https://www.otzyv.ru/read.php?id=175474

Мне самому-то, честно говоря, французам в обмен на пушки предложить нечего, а вот картина известного французского художника с изображением французского офицера, к тому же графа да маркиза, да еще из Эрмитажа, может и пошла бы...
Хотя сомневаюсь, боюсь, Трамп французам не позволит такую сделку..-))
Ведь пушки-то из Севастополя, они, несомненно, многократно повысят огневую мощь российской армии, а уж о патриотической составляющей, Крым всё же, и говорить нечего...
Опасно это для Америки, ой как опасно...-)
Так что, пока не время, а вот когда назначим им нормального президента, тогда, может быть...-)))
Ну да ладно, вернемся на землю.., то есть в очаровательный Кериоле.
Надо сказать, что немало граф с графиней прожили вместе, практически 30 лет!
Хочется думать, что в любви и согласии...
Правда, со слов Веры Вадимовны Нарышкиной(1947 г.р.), праправнучки Дмитрия Нарышкина, младшего брата Зинаиды Ивановны, Шарль был подвержен азартным играм и, видимо, игрок он был еще тот-)..
Денег своих у него было мало, а тут еще карточные долги, так что, как-то, он без ведома жены, вывез из замка один из дорогостоящих гобеленов и продал его. Якобы, Зинаида Ивановна узнав об этом, выкупила гобелен назад и поместила на место.
Якобы, Шарль отделался малым, поскольку графиня мужу многое прощала. А для неё, похоже, это стало определенной тренировкой перед последующими событиями...
Правда это или нет, уже не узнаем, но отец Веры Нарышкиной был хорошо знаком с Феликсом Юсуповым, может быть, ветер дует с той стороны. Феликс-то к Шарлю де Шово относился без почтения, хотя сам его уже и не застал. Хотя, Вера Нарышкина по возрасту могла и сама быть хорошо знакомой со своим родственником Феликсом.
Неожиданности начались в 1889 году, когда граф де Шово неожиданно скончался в возрасте 60 лет. Похоронили его в роскошном семейном склепе в том же Бежеце (или Бёзеке), где Шарль предусмотрительно, будучи мэром, зарезервировал на местном кладбище два участка, а сам склеп-часовню воздвиг тот же Ж.Биго. Там были похоронены его родители, а потом и другие родственники.

И тут началась странная история, связанная с завещанием Шарля де Шово.
Читаем у Феликса Юсупова: "Граф де Шово вскоре умер, завещав замок своей любовнице. Графиня в бешенстве выкупила у соперницы замок втридорога и подарила его тамошнему департаменту при условии, что замок будет музеем".
От кого это Феликс взял неизвестно, но, как частенько у него, правда соседствовала с, так скажем, не совсем правдой-)
А ведь любовница у графа и на самом деле была, звали её Батильда Дюко, она была моложе Шарля на 20 лет, а с Зинаидой Ивановной значит и вообще разница получается в 40 лет...
Явно неравные условия...
Граф еще и за несколько лет до смерти, в возрасте за 50 лет родил с Батильдой двух детей, мальчика и девочку, что в общем-то понятно чисто по человечески.
Знала ли об этом Зинаида Ивановна? Кто ж теперь скажет? Думаю, что знала, ну или догадывалась. Не забываем, что ей самой во время этих событий было уже под 80.
Пишут, что в завещании Шарль детей тоже не забыл, но, про замок в этом плане речь не шла.
Что касается замка, то он, как владелец, имел полное право отписать его кому угодно, что и сделал, завещав его, как пишут французы, своей сестре Эммануэль Приер(Emmanuelle Prieur.)
Жаль нигде нет хотя бы выдержек из этого завещания...
Кстати, по брачному контракту супруги де Шово не могли претендовать в качестве наследства на собственность друг друга. Якобы, Зинаида Ивановна дальновидно так обезопасила свои владения, в том числе и в России. Но, в связи с этим, она ведь потеряла право на Кериоле...

Логика была какая в решении Шарля?
Наверное та, что у жены-графини и так полно всякого богатства и во Франции и в России, а сестра, глядишь, и сама богатой станет, и его собственным детям потом поспособствует...
Но, это мои, может быть, и пустые предположения.
Кстати, не забудем, что всю перестройку замка и наполнение его первоклассными коллекциями Зинаида Ивановна оплачивала из своего кармана, и сумма называлась далеко за миллион франков.
В итоге, нашей княгине пришлось выкупить замок назад у новой владелицы аж за полтора миллиона золотых франков. Прямо таки история с гобеленом, только в сто раз круче-)
Вроде все понятно, "кинули" Зинаиду Ивановну французы, негодяи, опозорили её седые волосы...
Но, что-то здесь не так, подумалось мне, когда наткнулся на такие вот вещи...
Княгиня, став опять, уже официально, владелицей Кериоле, в своем распоряжении о дальнейшей судьбе замка и всей его территории, в котором передавала всё это богатство в пользование департамента Финистер, написала отдельно пункт о закреплении за Приерами, то есть за семьей сестры Шарля, права проживать в занимаемом ими здании до тех пор, пока они живы и сами этого желают.
А занимала сестра Шарля со своим мужем специально построенный для них рядом с замком La maison Prieur, немаленький такой трехэтажный особнячок-). Естественно, на деньги Зинаиды Ивановны...

Странно как-то, не находите?
Приеры ведь, фактически, получили от неё на ровном месте неслыханные для них деньги за замок, а она еще и дарит им дорогой особняк с правом пожизненного проживания! Я бы на её месте...
А уж а их месте, с такими деньгами .. ну, сами понимаете, только бы меня и видели -).
Зачем это княгиня сделала? Что-то возрастное, тьфу, тьфу?, ...-). Вряд ли..
Дальше еще вот что.
Жестоко "кинутая" мужем вдова, получившая жесточайший моральный удар, взяла и выделила местной организации сестер милосердия круглую сумму на основание школы для молодых девушек.
Взамен она поставила условием постоянный уход за погребением своего мужа и его родственников и сохранение постоянно(!) горевшей свечи в часовне у его могилы!
Что и выполнялось многие десятилетия, вплоть до окончания Второй мировой войны! То есть, без малого полвека!
А ведь красиво сделано, не правда ли, такой благородный жест, надо отдать должное Зинаиде Ивановне...
Разве похоже, что она гневалась на мужа?...
И это после такого его "фокуса"!
Она что, святая?
И что прикажете теперь думать по поводу всей этой истории с завещанием и выкупом?
Сдается мне, что была там какая-то сделка или комбинация, устроившая всех. Может быть, даже обговоренная заранее.
Думаю, что княгиня родственникам мужа, никаких бешеных денег за замок не платила, но, и в накладе они явно не остались. Сестра Шарля жила еще долго, умерла она только в 1922 году.
Не знаю жила ли она в своем особняке в Кериоле или нет, но, логично предположить, что жила, ведь там и все родные могилы были рядом.
Жаль, не был я на кладбище в Бёзеке, любопытно было бы посмотреть на некоторые даты...и кто там похоронен в итоге.

Княгиня ведь, и это всем было известно, была очень практичной и расчетливой женщиной и с годами-то эти свои качества не утратила, о чем говорит и её следующий шаг, очень тонко рассчитанный.
Возраст ей уже не позволял часто ездить из Парижа в Бретань, поезда хоть уже и ходили в Бретань, но поездка была очень утомительной, да и оставаться в замке после смерти мужа она не хотела, жизнь всё же уже приближалась к закату...
Но, замок и коллекции, это её последнее любимое детище, она очень хотела сохранить в целости и именно в комплексе.
Родственников своих она и так собиралась одарить недвижимостью, отписала правнукам дворец на Литейном и особняк в Париже, сын и внучка имели и дворец на Мойке и имение в Ахангельском и т. д.
И придумала она отдать замок Кериоле, со всей громадной территорией, любимой ею Бретани, а конкретно департаменту Финистер.
А чтобы её любимый Дом солнца и коллекции не раздербанили, поставила большое количество конкретных условий, невыполнение которых могло вызвать расторжение договора (d'usufruit, то есть передачи прав пользования), в пользу наследников Зинаиды Ивановны.
- Замок и территорию надлежало использовать только для художественного воспитания местных жителей и их прогулок.
- Передаваемое имущество, в том числе коллекции, нельзя было изменять, разрушать, использовать для других целей, кроме музейных.
- В прилегающих постройках нельзя было размещать больницы, приюты и другие учреждения, которые могли бы изменить художественное восприятие музея и повлиять на внешний вид замка..
- В самом замке нельзя было проживать никому абсолютно, а обслуживающий персонал должен был обитать в пристройках, которые тоже не могли быть использованы для других целей.
- Для содержания замка княгиня разрешила использовать доходы от сдачи в аренду фермы и других построек, которые находились в отдалении.
- Также православная Зинаида Ивановна разрешила использовать церковь для католического богослужения, если в этом будет необходимость.
Некоторые считают, что такие жесткие условия княгиня выставила для того, чтобы наследники могли при необходимости вернуть себе замок, но, думаю, что главной её целью было именно сохранение всего собранного и самого замка, как объекта несомненной художественной ценности.
Да и в самом страшном сне не могла она себе представить, что её потомки в одночасье лишатся всего своего богатства, находившегося в России и
будут нуждаться материально.
И, надо сказать, что её дальновидный замысел воплотился очень удачно.
Вступивший в права пользования департамент Финистер организовал на базе замка музей, открытый для посещения, а парк и постройки сохранялись в отличном состоянии, то есть всё было хорошо.
Сама же Зинаида Ивановна после Кериоле до конца своих дней жила в Париже, в своем особняке в Булонь-сюр-Сен.

В Россию она приезжала неоднократно, как по хорошим поводам, так и по плохим.
Она пережила и обоих мужей, и сына с невесткой, и младшую внучку...
То есть, похорон и слёз досталось на её долю очень много.
Хорошо жить долго, но вот хоронить тех, кто моложе тебя, втройне больнее...
Но, и радостного было тоже немало, например, она вместе с сыном были крестными у младшего правнука, Феликса Юсупова, который вспоминал потом:
"При крещении получил я имя Феликс. Крестили меня дед по матери князь Николай Юсупов и прабабка, графиня де Шово. На крестинах в домашней церкви поп чуть не утопил меня в купели, куда окунал три раза по православному обычаю. Говорят, я насилу очухался"
Вот еще одно свидетельство того, что Зинаида Ивановна наведывалась в Санкт-Петербург:
"...Успех этих собраний побудил графиню Шево устраивать их тоже у себя, и с тех пор воскресенья делились между графиней Толстой и графиней Шево.
Графиня Шево была вдовой князя Юсупова и, овдовев, вышла замуж за француза, которому купили в Италии титул графа. В то время, которое я описываю, этот граф или уже умер, или бесследно исчез, но, во всяком случае, его никто не знал. Старуха графиня устраивала эти воскресные танцевальные утра для своих внучек, княжон Юсуповых. Их было две: старшая Зинаида и младшая, имени не помню, скончавшаяся в молодых годах незамужней...
Дворец ее на Литейной, против Симеоновской улицы, очень красив, аванзала, где мы танцевали, была больше бальной залы Толстых. Чтобы дойти до этой комнаты надо было пройти анфиладу, уставленную витринами драгоценных коллекций старинных часов и табакерок; каждая витрина была миллионной ценности."
М.М. Осоргин "Воспоминания или Что я слышал, что я видел и что я делал в течение моей жизни".

Зинаида Ивановна и сама тоже зафиксировала свое нахождение в Санкт-Петербурге в 1881 году.
Надпись, оставленная княгиней З.И. Юсуповой, на обороте меню ужина, проходившего в Зимнем дворце за 15 дней до гибели Императора Александра II:
«Вечер у Императора. Последний раз, когда я его видела! За 15 дней до 1 марта! Я там познакомилась с Великим Князем Михаилом. Во время ужина Император говорил, облокотившись на мой стул. Затем, отошел; после мы встретились в коридоре. Он сжал мне руку и сказал: «Не простужайтесь!» — последние слова, которые я слышала. Туалет: легкое воздушное покрывало с черными полосками, жемчужные колье и серьги».

Ну, женщины! Скорбное такое воспоминание и тут же про свой наряд-))
Если, конечно, это на самом деле записка Зинаиды Ивановны, а не придумка чья-нибудь...
Трудно определить, не видя других её писем.

К сожалению, княгиня не оставила ни мемуаров, ни дневников, мало что опубликовано из написанного её рукой, есть вот такое деловое письмо по поводу Розовой дачи в Царском Селе.
Видно, что не зря её учили в детстве каллиграфии-)

Мне очень не хватало как раз её прямой речи, её писем, без этого она для меня так и осталась некой до конца не разгаданной загадкой...
Хотя, может быть, так и надо?
А вот завещание явно составлено ею самой, почитаем хотя его, оно как-никак её характеризует, да и о её отношении к окружающим даёт какое-то представление.
Завещание это было написано после смерти её прямого наследника, сына Николая Борисовича. Он умер в 1891 году и это было последнее завещание Зинаиды Ивановны:
"Во имя Отца и Сына и Святого Духа
Я завещаю старшему сыну своей внучки, князю Николаю Феликсовичу Юсупову, графу Сумарокову-Эльстон, мою собственность в Королевском парке в Булони со всем его содержимым, (движимое имущество, предметы искусства и т.д.).
Я завещаю второму сыну моей внучки, Феликсу Феликсовичу Сумарокову-Эльстон, мой особняк на Литейной в Санкт-Петербурге со всем его содержимым, обстановкой, серебряной посудой; но не драгоценности из алмазов и драгоценных камней, даже если они и будут там найдены. Также я завещаю ему мой родовой дом в Москве, на Тверской.
В доказательство привязанности к товарищу моего детства и другу моей жизни, дорогому брату Дмитрию Ивановичу Нарышкину, я отдаю следующее распоряжение в пользу его детей.
Я завещаю дом на Вознесенском в Петербурге моей племяннице, мадам Александре Дмитриевне, при условии выплачивать пожизненную ренту в размере 6 тысяч рублей в год ее брату Георгию Дмитриевичу Нарышкину. Я завещаю по пятьдесят тысяч рублей каждой из моих трех племянниц: княгине Марии Д. Галициной, Зинаиде Д. Нарышкиной и маркизе Варваре Д. Пусей.
Я завещаю моему племяннику Александру Д. Нарышкину также 50 тысяч рублей, а моему племяннику Георгию Д. 100 тысяч рублей.
Я завещаю пять тысяч рублей Свято-Сергиевскому монастырю, раз уж я не дала их при жизни, на содержание часовни, где находится мой фамильный склеп.
Я передаю и завещаю моей любимой внучке мои бриллианты, выражая пожелание, что алмаз "Полярная звезда", мои алмазные серьги, прозванные подвесками королевы Марии-Антуанетты, мои жемчужные колье, моя диадема с сапфиром, — эти предметы будут являться частью майората ее старшего сына, с моей стороны.
Я назначаю свою внучку единственной наследницей всего, чем я не распорядилась, и что будет принадлежать ей.
Я завещаю две тысячи франков годовой пожизненной ренты мадам да Варан, в память о ее привязанности ко мне.
На отдельном листе я оставляю указания относительно моих домашних для денежного вознаграждения.
Я аннулирую все предыдущие завещания.
Написано в Булони, в моем особняке, в Королевском парке, целиком моей рукой.
Графиня Зинаида (де Шово) Нарышкина."


Насчет денег в завещании.
Большие эти суммы или не очень, судить нелегко, конечно, смотря как тратить.
Давно уже мы привыкли цены в дореволюционной России сравнивать со стоимостью пресловутой коровы, так вот, дойную корову в те времена можно было купить за 60 рублей. Так что, как-то можно цифры бегло сопоставить...
Феликс Юсупов так писал о последних годах жизни Зинаиды Ивановны:
"Каждый год мы ездили к прабабушке в Париж. Она жила одна с компаньонкой в своем доме на Парк-де-Прэнс. Поселялись мы во флигеле, соединенном с домом переходом, и в дом ходили по вечерам. Так и вижу прабабку, как на троне, в глубоком кресле, и на спинке кресла над ней три короны: княгини, графини, маркизы. Даром что старуха, оставалась она красавицей и сохраняла царственность манер и осанки. Сидела нарумяненная, надушенная, в рыжем парике и снизке жемчужных бус.
В иных вещах проявляла она странную скупость. К примеру, угощала нас заплесневелыми шоколадными конфетами, какие хранила в бонбоньерке из горного хрусталя с инкрустацией. Я один их и ел. Думаю, потому она и любила меня особенно. Когда тянулся я к шоколадкам, которые никто не хотел, старушка гладила меня по голове и говорила: «Какое чудное дитя».

Любопытно письмо шестилетнего Феликса своей матери, княгине Зинаиде Николаевне, в сентябре 1893 года, это за месяц до смерти Зинаиды Ивановны.
«Милая Мама, поцелуй ручку у бабеньки и скажи что-нибудь приятненькое. Жалко, что я не могу дать ей винограда».
Получается, что в это время Зинаида Николаевна находилась в Париже, и скорее всего была с бабушкой Зинаидой до конца. Интересно, успела ли старушка прочитать письмо правнука...

Умерла Зинаида Ивановна Нарышкина-Юсупова-Де Шово в Париже 16 октября 1893 года в возрасте 83 лет.
Незадолго до смерти она обратилась с прошением о возвращении в Россию, получила разрешение, но переехать не успела. Тело её было перевезено в Санкт-Петербург и похоронено в Троице-Сергиевой Приморской Пустыни рядом с родителями и любимым братом, в приделе святой Зинаиды церкви Сергия Радонежского.
Как я писал уже в первой части, церковь Сергия Радонежского была возведена на месте старой на деньги Зинаиды Ивановны.
При советской власти Пустынь была практически уничтожена, разграблена была и усыпальница Зинаиды Ивановны.
Сейчас Пустынь во многом возрождена, восстановлена и церковь Сергия Радонежского, в приделе Зинаиды оформлена красивая часовня, там установлена памятная плита с именем Зинаиды Ивановны от общества "Знание", которое много лет находится в её дворце на Литейном проспекте.
К сожалению, при восстановлении никаких останков на месте бывшего захоронения обнаружить не удалось, всё было уничтожено подчистую.




О Пустыни я писал здесь:
https://www.otzyv.ru/read.php?id=204481
https://www.otzyv.ru/read.php?id=204627

В следующей, заключительной части, узнаем о судьбе замка Кериоле после смерти Зинаиды Ивановны, а там были и войны, и ураганы, и "Черный принц", и возрождение.
И, конечно, коснемся судьбы других дворцов и вилл княгини, нашего уже признанного "Заслуженного строителя"-)
Окончание рассказа здесь: https://www.otzyv.ru/read.php?id=210692
А пока, в качестве презента прочитавшим до конца, цветы из парка замка Кериоле-)


Удачи в путешествиях!

Отредактировано автором: 14.12.18 21:40:23Сообщить модератору



Цитата:

С переводом текстов экскурсии проблем не возникло, когда сам в теме, это не трудно.


Цитата:

Отправил, получил спасибо, так что теперь наша папка в замке полностью укомплектована, приезжйте-).


Упала в обморок! С ума сойти! Неожиданно! После этих слов уже и забыла, что хотела написать. Это ж надо так влюбиться в тему и в З. Юсупову в частности. Низкий поклон Вам и огромное спасибо! Теперь точно буду хотеть в "Дом солнца" Кериоле.
Цитата:

забыла, что хотела написать


Вспомнила. Читаю и перечитываю Ваши рассказы как увлекательный роман. Книжки забросила :-) Ну, почти.
Цитата:

Упала в обморок! С ума сойти!


Ольга, вот этого не надо! Берегите себя-)

Насчет переводов, так это было в удовольствие. Для себя много интересного узнал, а то какая-то незавершенность получилась с поездкой в замок-). А так все улеглось в голове-).

Цитата:

увлекательный роман]


Так вся история это самое и есть, правда с широким диапазоном, от трагедии до комедии-).
Цитата:

Теперь точно буду хотеть в "Дом солнца" Кериоле.


Я доволен!-)
Спасибо большое, за отклик!
Интересная история с переводом на русский у Вас получилась, браво таким неравнодушным людям ! Замок шикарный, отдельное спасибо за фото "хозяина"! Голдены-моя любовь). Жду заключительную часть Вашего прекрасного рассказа !
CветлячокШ, спасибо за отклик и приятные слова!-)
Цитата:

отдельное спасибо за фото "хозяина"!


Да, пёс классный. Большой и добродушный. Только нелегко там ему было в 30 градусов. Не часто в Бретани такие температуры бывают-)
Николай, спасибо. Необыкновенно увлекательно. Ваш перевод для меня не явился неожиданностью. Такой увлеченный человек, как Вы безусловно мог и сделал это. Удовольствие ведь это. а не руд.

С уважением
Николай, огромное спасибо за ваш труд! С огромным удовольствием прочитал две части, теперь буду окончания ждать.
Снимаю шляпу за перевод материалов по осмотру замка. ВЫ ЧЕЛОВЕЧИЩЕ!!!
Николай, потрясающе!
Цитата:

Я передаю и завещаю моей любимой внучке мои бриллианты, выражая пожелание, что алмаз "Полярная звезда", мои алмазные серьги, прозванные подвесками королевы Марии-Антуанетты, мои жемчужные колье, моя диадема с сапфиром, — эти предметы будут являться частью майората ее старшего сына, с моей стороны.


Всё. После этих слов мой рабочий день на сегодня был закончен - погрузилась в интереснейшие истории драгоценностей семьи Юсуповых и их дальнейшей судьбы.
Цитата:

Удовольствие ведь это. а не труд.


Да, Ирина, так и было!-)
Цитата:

Необыкновенно увлекательно.


Спасибо за такую лестную оценку и комментарий!
Цитата:

ВЫ ЧЕЛОВЕЧИЩЕ!!!


Евгений, только знание Вашего чувства юмора помешало мне срочно заняться еще и ваянием собственного бюстика-)
Спасибо за отклик и похвалу.
Впрочем, хватит обо мне, не я же герой этого рассказа, а княгиня и замок-). Интересно мнение об этих персонах, какими они получились Хотя еще и не конец истории..
Цитата:

погрузилась в интереснейшие истории драгоценностей семьи Юсуповых


О, это надолго-)
Многие ведь драгоценности рода Юсуповых фактически Зинаиде Ивановне не принадлежали, хотя она ими и пользовалась.
"Пелегрина" легендарная, например, перешла от её свекрови к мужу ЗИ, потом к их сыну и т.д.
Ирина, спасибо за отклик!
Цитата:

А вот и сам замок показался, наконец-то, я до тебя добрался, несколько лет всё собирался-собирался, и вот...-).
...Мечта туриста, вот такие мгновения достижения давно желаемого, согласитесь..


Очень даже, согласны, Николай! ))
Цитата:

Талантливый архитектор Жозеф Биго, автор реставрации и строительства шпилей главного собора г. Кемпера, сумел как-то удовлетворить желания княгини-графини и скомпоновать различные стили, а в качестве образцов он позаимствовал элементы других замков и соборов Финистера.
...Ну а получилось то, что получилось, настоящая эклектика-)


Да уж, после ничем непримечательного приземистого строения увидеть такой замок, слов нет!
Почему-то вспомнила замок Храповицкого во Владимирской области, тоже смешение стилей и выглядит совершенно по европейски.
А во внутренних интерьерах замка Кериоле больше всего меня впечатлила кухня.
Цитата:

Картина 1879 года, художник Жан Мариус Фуке. Обнаружил я её на сайте славного Эрмитажа, но, хранится она, конечно, в запасниках Эрмитажа, куда поступила из Юсуповского дворца.
...Самое правильное, думается, подарить Шарля в замок Кериоле, там он жил, там рядом и похоронен. А если просто так подарить жалко, можно на что-то обменять, правда не знаю на что.


Отличная идея! Вот бы ее реализовать! :))
И очень мне понравилась идея Зинаиды Ивановны -
Цитата:

И придумала она отдать замок Кериоле, со всей громадной территорией, любимой ею Бретани, а конкретно департаменту Финистер


Интересно читать воспоминания Феликса. Здесь я даже засмеялась в голос :))
Цитата:

В иных вещах проявляла она странную скупость. К примеру, угощала нас заплесневелыми шоколадными конфетами, какие хранила в бонбоньерке из горного хрусталя с инкрустацией. Я один их и ел. Думаю, потому она и любила меня особенно. Когда тянулся я к шоколадкам, которые никто не хотел, старушка гладила меня по голове и говорила: «Какое чудное дитя».


Да, действительно жаль, что она не оставила своих дневников, удивительная была женщина. Вы так увлекательно о ней рассказываете уже не одном отзыве, что вполне можно написать новеллу и опубликовать в журнале, сопроводи ее уже имеющимися иллюстрациями.
Цитата:

Ваш перевод для меня не явился неожиданностью. Такой увлеченный человек, как Вы безусловно мог и сделал это.


Я тоже не сильно удивилась, но конечно, восхитилась вашей настойчивостью. Вот теперь будут приезжать наши форумчане в этот замок и сразу всопмнят вас и ваше доброе дело.
Цитата:

В следующей, заключительной части, узнаем о судьбе замка Кериоле после смерти Зинаиды Ивановны, а там были и войны, и ураганы, и "Черный принц", и возрождение.


Будем ждать!
Татьяна, большое спасибо за высокую оценку и обстоятельный комментарий!
Цитата:

А во внутренних интерьерах замка Кериоле больше всего меня впечатлила кухня.


Конечно, ведь это сохранилось оригинальное, бывшее при княгине. Представить можно, как красиво было тогда и в других помещениях!
Цитата:

удивительная была женщина


И опять согласен! О неудивительных же мы не пишем!-)
Спасибище!
Ещё увлекательнее получилась вторая серия.
Потому,что знакомиться с замком, зная историю живших в нем, куда как интереснее.
За перевод отдельный респект и гран мерси!
Николай, примите и от меня благодарность за рассказ, за Вашу увлеченность и отношение к тем людям, о которых рассказываете...

(Опять я с небольшой поправкой. В самом начале 1962 на 1862 надо исправить, опечатка).
Наталья (НБ), и Вам спасибо, что читаете и похваливаете. Приятно, что говорить-)
Цитата:

Потому,что знакомиться с замком, зная историю живших в нем, куда как интереснее.


Понимаю эту фразу как намек на вашу возможную поездку в замок-)
julietta0707, благодарность принимаю, как и замечание-)
Еще раз спасибо, что так внимательно читаете. Может быть, в следующий раз специально сделаю опечатку, чтобы проверить, внимательно ли меня читают-). Шутка, конечно-))
Николай, огромное спасибо за увлекательнейший рассказ. Вот сейчас сижу в отеле в Питере и вместо того, чтобы бежать гулять - не могу оторваться!

Как хорошо, что есть такие замечательные люди, как Вы и месье Кристофер Левек. Ваша история про перевод и обмен подарками чудесна!

Ну а мне пора на Волковское кладбище :) Очень давно хочу Литераторские мостки посетить, вот, наконец-то, сложилось.
Татьяна А.М, спасибо!
Польщен, что Вы ради моего рассказа оторвали драгоценные минуты даже у нашего города. Это круто!-)
С месье Левеком меня сравнивать, конечно, вряд ли возможно. Он дело делает, а я только пописываю себе в удовольствие-)
Но, всё равно, приятно-)
Удачных Вам прогулок по Питеру, удовольствия и выполнения своей программы, тем более, что погода пока радует-
Надеюсь, потом расскажете!-)
Потрясающе как все ваши ваши рассказы, спасибо.

Про всех персонажей читать очень интересно. Особенно, конечно, "про блистательную княгиню". Я бы сформулировала про нее, что она прожила две жизни: одну - из чувства долга, другую - по любви. Не каждому такое в жизни дано, а ей вот удалось, и это прекрасно. Есть теперь что рассказать о человеке, не умоляя строительных и прочих достижений, конечно)))

Честно говоря, сам замок мне не очень понравился: чрезмерно нарочитый, на мой взгляд. Но все же с нетерпением жду окончания рассказа о его судьбе.
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Блистательная княгиня Зинаида Ивановна Юсупова и её бретонский "Дом солнца" (Keriolet). Часть-1. СПб
2Санкт-Петербург. Троице-Сергиева Пустынь на Петергофской дороге. Блеск, бульдозеры и возрождение
3Из Малаги в Аликанте или "Того и жди, пойдут дожди в Испании" часть 2-я: Малага
4Мой Санкт-Петербург. Дворцы и музеи. Февраль. Часть 2-я
5Санкт-Петербург. Троице-Сергиева Пустынь на Петергофской дороге. Часть 2. Судьбы храмов и людей.
6Самостоятельное путешествие по Австралии. Часть 2
7Лишние детали, ненужные подробности, неважные мелочи и прочие пустяки. Киото моими глазами. Часть 2
Отдых во Франции
Отели во Франции
Отели Арля
Отели Безансона
Аквитания
Бретань
Погода во Франции
Детский отдых
Рейтинг отелей:
379.Ideal 4
380.Hotel Ideal 4
381.Cloitre Saint Louis 4
382.Gounod 4
383.Marena 4
384.Disney's Hotel Cheyenne 4
385.Malte Opera 4
лучшие отели Франции
Фото отелей:
316.Best Western Astra Opera, Франция [1]
317.Best Western Saint Augustin Elysees, Франция [1]
318.Concorde Saint Lazare, Франция [1]
319.Hotel des Tuileries, Франция [1]
Популярные отели:
624.Chambres d'Hotes Les Vieilles Digues отзывы
625.Hotel des Trois Couronnes отзывы
626.Village Montana Les Suites отзывы
627.Mansart отзывы
628.Park Boscolo отзывы
629.Residence Mercure Le Scenario отзывы
630.Hotel Odyssey by Elegancia отзывы
Отзывы по отелям:
204.Франция, Best Western Carlton Annecy [1]
205.Франция, Alpen Ruitor Mottaret [1]
206.Франция, Crillon [1]
207.Франция, Privilege Hotel Mermoz [1]
208.Франция, Grand Sud [1]
209.Франция, Regent Petite France [1]
210.Франция, Grand Atlantic Hotel [1]