06.11.18 09:58:08
На крайнем севере Италии: горный регион Валле-д’Аоста (Аоста, Курмайор, подъем на Монблан)Оценка: 5+
Время отдыха: август 2018

На крайнем севере Италии: горный регион Валле-д’Аоста (Аоста, Курмайор, подъем на Монблан)



Освоение итальянских северов приобрело в нашем семействе характер сущей одержимости: отчетливо сознавая, что пора сдвигаться по "сапогу" ну хоть южнее что-ли, раз уж от Италии с трудом способны оторваться в пользу иных прекрасных мест, всякий раз находим себя на летнем (да и на зимнем, что греха таить) отдыхе там. Вот и в августовскую поездку, приземлившись в Милане, мы отправились в город Аоста, несущий гордое звание столицы самого северного, соседствующего с Францией и Швейцарией, региона Валле-д’Аоста. Отправились на встречу с горами.

Информации по этому региону на сайте не так много, зато есть исключительно качественные отзывы, за которые мне хотелось бы особо поблагодарить Sapiens и ire-liya, во многом по стопам которых мы и разрабатывали программу пребывания на земле вальдостанской.


Как добраться в Аосту



Поскольку авиаперелет у нас всегда первичен, а выбор мест базирования от него пляшет, мы, схватив почти за год билеты до Милана, искали наиболее подходящий для нашего рейса вариант переезда в Аосту и, считаю, именно его и нашли. Потыкавшись сначала по привычке в сайт Трениталии, обнаружили, что на поездах (региональных или в сочетании с фреччами) добраться можно, но это будет означать три пересадки (считая доезд из аэропорта на Милано Чентрале), и где тебя настигнет "пунктуальность" итальянского жд транспорта - бог весть. Риск остаться всей шумной компанией с грудой чемоданов куковать часа два на полустаночке, проводив показавшую язык электричку, был и был весьма велик. Поэтому решили воплотить другой вариант, основанный на чаяниях добраться до Аосты на прямом автобусе из Милана: http://www.savda.it/it/35/valle-d-aosta-milano/ . Рейс был найден на сайте компании Savda.it: http://www.savda.it/it/index.php , автобус отправляется от автовокзала Milano Lampugnano, добраться до него из аэропорта удобнее всего сначала электричкой из аэропорта до вокзала Milano Cadorna (порядка 40 минут) и от вокзала на метро до станции Lampugnano (10 минут). При выходе из метро автовокзал виден сразу, автобус наш (почти за 30 минут до отправления) уже был битком набит туристами с рюкзаками и в треккинговых ботинках, я порадовалась, что заранее забронировала билеты на сайте. Автобусы на этом направлении ходят летом 4 раза в день, нам повезло, что время прилета позволило состыковаться с отправлением автобуса. В результате, приземлившись в 10.30 и затратив на всю дорогу от терминала Мальпенза до автостанции в Аосте 5 часов, в 15.30 мы прибыли к вожделенному месту назначения, что позволило не профукать день полностью, осмотреться на местности и закупиться ингридиентами радостной встречи с Италией. Все как мы любим.

Есть еще один вариант, если, скажем, ваш самолет категорически не стыкуется с автобусными рейсами из Милана. Непосредственно из аэропорта каждый час отправляется автобус в Турин (расписание можно посмотреть на сайте http://www.sadem.it/en/home.aspx или https://autostradale.it/ ). Он приходит на автостанцию Tоrinо Corso Bolzano (напротив жд вокзала Torino Porta Susa), откуда в Аосту можно добраться прямым автобусом (мы на нем ехали из Аосты в Турин, расписание все на том же http://www.savda.it/ ) или на поезде (те же два часа, но с одной или двумя пересадками, в зависимости от времени отправления). Если бы мы выбрали такой вариант, прибыли бы в Аосту на час-два позже.

Неудобным для нас (с позиции стыковки самолет-автобус) был и использованный ire-liya переезд Мальпенза - Новара ( автобус http://www.stnnet.it/novaramalpensa.html ) - Аоста (на поезде). Но иметь в виду надо, пожалуй, все варианты, мало ли - самолет припозднился, в аэропорту подзадержались на паспортном контроле или при получении багажа - вот и выплывает другая диспозиция. Нам очень повезло, всё расчетное время совпало с реальным, никто не подвел и брони билетов не пропали, но так бывает не всегда.

Самым же оптимальным способом является прилет в Турин, откуда поездом ли, автобусом ли, но доберешься, конечно, быстрее, чем от Милана.
http://www.savda.it/it/58/valle-d-aosta-torino/

Дорога из Милана в Аосту предполагалась весьма живописная (что подтвердилось на обратном пути в Турин, большой отрезок трассы общий), но вмешалась природа в лице погоды. Грозища с дождищщем начали нас пугать еще на взлете из Цюриха, и пока мы транспортировались по Милану, они тоже не дремали и, перебравшись через перевал, прибыли в Валле-д’Аосту одновременно с нами. Тучи все сгущались, облака наползали на едва появившиеся по дороге горы, а вскоре стена дождя закрыла не только дальние, но и непосредственно прилегающие к автобусу виды. На остановках в небольших городках заботливый водитель выбегал с огромным зонтом, выводил под ним пассажиров, помогал доставать чемоданы и провожал до ближайшего укрытия. Куда едем? Что увидим с такими катаклизмиями?



Однако уже на подъезде к Аосте погодные условия начали стремительно улучшаться, закончился ливень, ненужные более тучи стремительно удирали, вышло солнышко. По свеже умытому и мгновенно согревшемуся городку мы отправились к месту жительства, описанному мной в https://www.otzyv.ru/read.php?id=209341 .

Автобусное сообщение и дорожные пейзажи Валле-д’Аосты



Валле-д’Аоста - самый маленький и, наверное, самый длинненький регион Италии, собственно, само его название означает "долина Аосты". Она протянулась на многие километры между гор, здесь прописаны полностью или в долевой собственности с Францией и Швейцарией грандиозные европейские вершины - четырехтысячники - Монте Бьянко (Монблан), Монте-Роза, Маттерхорн, Гран Парадизо. Монблан виден из многих точек, даже в Аосте снежный его кусочек сияет меж домами в ясный день. Еще одна милая черточка провинции - рассыпанные по холмам средь виноградников, по-над речками крепости-замки, есть попроще, есть позатейливее, есть совсем малюсенькие (но все равно гордые), есть ого-го, не-подходи-как-тресну-алебардой! Оглянись вокруг в любой точке здешнего пространства - два-три свидетельства бурной феодальной истории непременно попадут в поле зрения. Увы, есть и штришки земли аостанской, мало симпатичные - это изобилие нужных, конечно, но немного противоестественных тут промышленных производств со своими корявыми цехами, столбами, мало эстетичными территориями, неуклюже ощетинившимися средь природной гармонии. Но в целом, конечно, даже поездки на рейсовом автобусе по дорогам от Аосты к местам наших прогулок мы считали практически экскурсионными и очень симпатичными.

Пару слов об автобусном сообщении в Валле-д’Аоста. В регионе оно очень неплохо развито, мы ни разу не воспользовались местными поездами, которые, собственно, идут только в одном направлении - в Иврею, с некоторыми промежуточными остановками. Линия на Пре Сан Дидье (которой, в частности, пользовалась ire-liya), сейчас закрыта и перспективы ее открытия туманны.
Несколько компаний обслуживают маршруты, вот здесь можно посмотреть их систему со ссылками на сайты:
https://www.lovecourmayeur.com/en/transport/bus
http://www.lovevda.it/ru/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4-%D0%BF%D0%BE%D0%B5%D0%B7...»

Все автобусы очень комфортабельные и вполне пунктуальные (за несколько дней поездок не было ни одного замеченного нами несоответствия расписанию).

Далее немного фото из серии "зарекалась ворона... не фотографировать из окна автобуса, ага".



Аоста как база для поездок по региону



Город Аоста, по правде говоря, не вызвал у меня ожидаемого зачем-то восторга (а зачем он ожидался? а вот по аналогии со, скажем, Больцано, который не только тоже столица тоже горного региона Южный Тироль, но и самостоятельная единица туристического интереса в контексте собственной архитектурной живописности). Характеризуя же Аосту, акцент туристический тут делают обычно на древнеримских, в отдельных местах и правда неплохо сохранившихся, руинах (Романском театре, арке Августа, Преторианских воротах и т.д.), которые комплексно с Археологическим музеем можно посмотреть за 7 евро и по причине которых Аосту крайне небанально называют "альпийским Римом". У нас, увы, за 4 полных дня пребывания в городе так и не нашлось времени на их подробный осмотр, поэтому только фасадные виды с улиц и через дырки в заборах.



На этом живописность, пожалуй, и заканчивается. Исторический центр, помимо древних камней, представлен одной (но длинной) пешеходной улицей с традиционными аксессуарами - нарядными витринами сувенирных и винно-гастрономических магазинчиков, сумочно-одежными бутиками, ресторанчиками и джелатериями. По вечерам вереницы туристов праздно шатаются по ней, занимаясь иногда и достойными нашего брата делами - пьют просекко, шприц, едят аостанские специалитеты и космоитальянские пиццы. Даже на центральной площади, увы, мне не запомнилось ни одного чем-нибудь примечательного здания. То же касается и храмовых сооружений. Но атмосфера в городе легкая, приятная, отдыхательная, мы с удовольствием почти ежедневно променадничали перед совсем уж вечерними посиделками в апартаментах.



Все остальное - это много скучноватых улиц с типовой (а местами, и вполне себе уродливой серо-бетонной) застройкой, украшенных, собственно, только окружающими горами и растительно-декоративными элементами.



Пожалуй, только в районе за аркой Августа, около Ponte Romano можно увидеть пару маленьких улочек, где радуется глаз, но сильно мизерен сей уголок в масштабах довольно большого города.



Конечно, очень приятно видеть, что муниципалитет и жители пытаются разноцветить и украсить свой город. Много цветов, много деревянной скульптуры. Да еще в самом центре в период нашего пребывания на одной из площадей устроили Альпийский садик, куда мы с удовольствием заходили, возвращаясь с прогулок по окрестностям. Запах свежего дерева, нагретые солнцем фигуры зверюшек, скамейки, где можно перевести дух, - очень приятное место.



Поездка в Курмайор и подъем на Монблан



Следующее после приезда в Аосту утро выдалось солнечным и синим, прогнозы обещали ясность на весь день и мы постановили быстро сей оказией воспользоваться - ехать в Курмайор и воздвигаться на Монблан. Автобусы ходят каждый час, уже в дороге и при подъезде к городу горный массив Монблан начинает доминировать на местности и в твоем сознании.



На курмайоровской аутостазионе мы получили в офисе подробные разъяснения, расписание местных автобусов (заранее можно покопаться на сайте http://www.savda.it/it/orari.php, автобус от автостанции до подъемника называется Circolare), купили билеты и добрались до Sky Way Monte Bianco. Подгребли к нему уже около 9 утра, очереди практически не было, да и обслуживание очень спорое, так что в числе первых мы начали подъем в горные выси (и потом долго ощущали себя квалифицированными планировщиками путешествий, ибо, когда спускались через 3 часа, хвост вожделеющих Монблана вился на полкилометра, да и на горе уже было не протолкнуться).

Канатка совсем новая, очень стильная, станции из стекла и стали навевают вполне космические ассоциации, ну и недешево это удовольствие, да (август 2018 - билет вверх-вниз: Pontal - Pavillon - Punta Helbronner - 49 евро).

Подъемник Sky Way Monte Bianco: http://www.montebianco.com/it/
http://www.lovevda.it/en/experiences/cableways-4000-metres/mont-blanc-cableway

Кабинки фуникулера весьма вместительные, подсуетившись при посадке, мы сумели воспользоваться советом ire-liya и встали около дверей, стекла чистые, виды отпадные прямо вот сразу от земли, за время подъема воздушная коробочка успевает повернуться на 360 градусов.



Выйдя на промежуточной станции Pavillon - Павийон ди Мон Фрети, сразу бросились на панорамную круговую площадку. И вот она - Долина Аосты - на ладошке, извиваясь, уходит вдаль.



Около станции обустроено, помимо видов на горы, много, выражаясь современным языком, активностей - можно поплавать на паромчике по озерку, перебирая канат руками, можно на качелях покататься, можно по альпийскому садику полазить, цветочки понюхать. Изначально мы ненадолго тут задержались, а вот на обратном пути уже не торопясь, все обследовали. А потом вышли на лужок, присели среди камней и устроили небольшой пикничок, как и многие, многие вокруг. Ощущения неописуемые! Очень рекомендую. Перелитые в пластик вина приобрели вкус небесной амброзии, а вальдостанское сало - и вовсе божественно таяло во рту.



На верхней станции Punta Helbronner виды еще масштабнее, грандиознее, организмы начинают ощущать не только восторг, но и некоторые проявления высоты и разреженности воздуха. Здесь мы надели ветровки, а отдельные зяблики натянули на уши шапки, температура была порядка 15-17 градусов, солнышко старательно грело, но близкий ледник посылал ощутимо пронзительные флюиды, да и ветерок его поддерживал. На лифте со станции мы спустились к горной хижине и прошли через тоннель непосредственно к леднику. Потоптались немного по снежным тропинкам, потрогали августовский снег, внук скатал и кинул в маму снежок. Снег уже не страшный, немного пористый и не яркий, для сетчатки глаз не опасный. Люди вереницами ходят по дорожкам, глазеют и болеют за смельчаков, уносящихся в горние дали на парапланах (ну или волнуются за тех, кто, разбежавшись, не ощутил в себе крылатого начала и плюхнулся на пятую точку прямо перед дырищей-провалом). На снегу стоят разноцветные палатки, а специально экипированные граждане отправляются осваивать местные пешеходные маршруты.

На станции оборудованы несколько панорамных террас и загорательных площадок с шезлонгами и лавочками. Фуникулер позволяет использовать себя в качестве перевозчика для "our friends dogs" (так написано на его сайте и за друзей положено заплатить 5 евро)), в уголках стоят поилки для собак. Можно посетить музей кристаллов Монблана, ресторан самообслуживания, бар и мультимедийный инфоцентр.



Спустившись, слегка обалдемши, в Курмайор, мы еще погуляли немножко по городку. Очень приятный, с несомненным курортным духом, он привел нас в чувство и породил желание вернуться, да и пожить тут немножко, с видами на Монблан. Вот только прически сделать да приобрести осанку и вкус к курортным нарядам, характерным для тутошних отдыхающих...




На этом прогулки по вальдостанской земле пока закончим. В следующий раз - курортные луки Пре Сан Дидье, горные деревеньки Морже и Леверонья, городок Конье с его водопадами и долинами, подъем на Пилу.

Фотоальбом "Аоста" (в режиме слайд шоу): https://f.otzyv.ru/slideshow.php?id=56267:58294#photo2772854
Фотоальбом "Курмайор и подъем на Монблан" (в режиме слайд шоу): https://f.otzyv.ru/photoalbum.php?id=56267:58295#photo2772977

Очень неплохой туристический сайт региона Валле-д’Аоста (на русском языке, за исключением отдельных страниц): http://www.lovevda.it/ru
Можно скачать массу буклетов с полезной информацией о регионе: http://www.lovevda.it/ru/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4-%D0%BF%D0%BE%D0%B5%D0%B7...»

Часть 2. На крайнем севере Италии: Валле-д’Аоста (Пре Сан Дидье, Морже, Леверонья, Конье - водопады и долина Валнонтей, подъем на Пилу): https://www.otzyv.ru/read.php?id=210329

Спасибо за внимание!


 Сообщить модератору



Господи, как аппетитно, ярко, заманчиво.
Сколько же жизней надо на Италию, а?
Мы тоже не можем южнее Рима спуститься, а столько всего ещё неохваченного
Лена, очень красиво! Спасибо за горы и Италию!
foxel, natashik-09, спасибо за добрые слова!
Цитата:

Сколько же жизней надо на Италию, а?


Сколько ни дай - маловато будет, ма-ло-вато! (с)))
Леночка, отличный отчет! И какая же красота там! Когда же я доберусь до Монблана?
Цитата:

Линия на Пре Сан Дидье (которой, в частности, пользовалась ire-liya), сейчас закрыта и перспективы ее открытия туманны.

А вот это печально, но ведь автобусное сообщение полностью заменяет ж/д? Я бы как раз в Курмайоре хотела остановиться.
Здорово! Шикарные фото даже из окна автобуса! И да
Сколько же жизней надо на Италию, а?
Ой, я только вошла во вкус, а тут "дальше будет". Будет? ))
Аоста моя нереализованная мечта. Пыталась в прошлом году прицепить ее к Пьемонту, но в апреле там, похоже, делать нечего. Во всяком случае, так, как те вальяжные бабушки в Курмайоре не посидишь. )) Фото великолепные все, а с бабулями просто зачёт.

А я пока штудирую Ваши отчеты по Южному Тиролю. В свое время не интересовалась, а сейчас хочу сказать огромное спасибо за них! У меня пока, правда, голова кругом от разнообразия и количества возможных мест для посещения и маршрутов там. А вторая половина команды требует красот и идеальной логистики.))
Luna_T, galbel, благодарю вас за внимание и добрые слова!
Цитата:

но ведь автобусное сообщение полностью заменяет ж/д? Я бы как раз в Курмайоре хотела остановиться.


Да, автобусное сообщение очень неплохое, автобусы ходят часто, легко можно добраться до самых разных уголков региона. Мы тоже замахивались на Курмайор или Пре Сан Дидье (как городок, он больше понравился), но жилья приемлемого не нашли.
Но не жалею, что остановились в Аосте - для оптимальной логистики по региону она нам больше подошла - из Аосты радиально идут автобусы везде. А, например, в Конье из Курмайора надо ехать с пересадкой и это по времени довольно накладно. А в Конье съездить надо непременно!
vandas, спасибо, очень приятно!
Цитата:

а тут "дальше будет". Будет? ))


Будет! Надеюсь, на этой неделе допишу вторую и третью часть.
Цитата:

У меня пока, правда, голова кругом от разнообразия и количества возможных мест для посещения и маршрутов там. А вторая половина команды требует красот и идеальной логистики.))


А когда в Тироль собираетесь? Там проще в плане того, что многие города соединены жд транспортом, а вот автобусы, которых тоже, конечно, немало, в осенне-зимний период здорово сокращают маршруты.
О, Лена, кажется ты вовремя))! Так прекрасно рассказала - впрочем, как всегда)), что кажется одна наша проблема выбора решена. Путешествия этого года в большинстве своем прошли у меня под знаком Италии. Вот пили вчера с подругой Lacryma Christi bianco, закусывая пармиджана, на которое я присела в Кампании)), и думу думали - куда весной - Франция, моя любимая Испания или опять в Италию? Да, как ты правильно заметила:"Сколько ни дай - маловато будет, ма-ло-вато! (с)))"
Спасибо за великолепные фотографии!
Я как вытаращила глаза - так и сидела.
Конечно, офисный обед остыл, но как-то после такой красоты и есть уже не хочется.
Хочу платюшко и мороженое как у бабулечки на фото!!!
Спасибо! Горы прекрасны.
Цитата:

А когда в Тироль собираетесь?

Планируем конец августа-начало сентября. Но пока авиабилетов нет, поэтому только присматриваюсь. Но прилет, скорее всего, будет в Бергамо и вылет, соответственно, тоже. Из-за времени рейсов придется ночевать в Бергамо, а на обратном пути в Вероне. На собственно Южный Тироль остается 8-9 ночей. Даже не представляю, как все (хоть что-то) впихнуть в эти несчастные 9 дней. Тем более, что хочу не только горы, но и города посмотреть. В общем, тот еще квест. ))
Ух! Прямо дух захватывает! Очень впечатлилась, теперь тоже будет хотеться. Спасибо большое, Лена.
Basia1954, Лисаа, НАТ, очень рада, что вам понравился рассказ и фото, спасибо!
Цитата:

Франция, моя любимая Испания или опять в Италию?


Наташа, как же здорово видеть тебя в числе читателей! Регион Валле дАоста, кстати, может позволить и соединить две хотелки - там до Франции рукой подать! Кстати, если раскошелиться, от верхней станции канатки на Монблане идет дальше дорога на французскую сторону, читала, что тоже очень красиво. Единственное, весной надо смотреть, какие подъемники работают.
А так регион потрясающе богат на природные красоты, да и городки милейшие, весной будет чудесно.
Лена, спасибо на добром слове)).
Цитата:

Кстати, если раскошелиться, от верхней станции канатки на Монблане идет дальше дорога на французскую сторону


Лен, для обленившейся на данный момент)), это приблизительно сколько?
Цитата:

Планируем конец августа-начало сентября. Но пока авиабилетов нет, поэтому только присматриваюсь.


Сразу полезла на скайсканер смотреть, что почем. Вот, скажем, с 24 августа по 4 сентября прямые перелеты у аэрофлота в Верону от 12 тыс, у S7 - от 14 тыс. Отличные для Вероны цены (там, конечно, надо смотреть, что с багажом), но все же. От Вероны, конечно, удобнее в ЮТ добираться.
Цитата:

это приблизительно сколько?


Порядка 100 евро с носа, писали. Но точную информацию я не искала, т.к. мы сразу решили не депортироваться из Италии))
Но можно и из Аосты или Курмайора во французский Шамони съездить - автобусы ходят довольно часто.
Цитата:

прямые перелеты у аэрофлота в Верону

Мой нацпер)) в Верону не летает. Я живу в Киеве, у нас пока вообще нет прямых в Верону. МАУ летает в Венецию и Милан, но оттуда не очень удобно добираться. До Бергамо итальянский лоукостер Эрнест. Оттуда вроде бы есть прямой автобус до Больцано. Короче. есть над чем подумать. ))
Спасибо Вам за участие и советы!
Цитата:

Я живу в Киеве, у нас пока вообще нет прямых в Верону.


Во-первых, пожелаю, чтобы непременно запустили)) А во-вторых, можно рассмотреть вариант из Венеции до Больцано, например, на поезде добраться - от 2.40 до 3.40, не очень долгое время.
В общем, думайте, если что, всегда помогу информацией о том, что знаю!))
Цитата:

всегда помогу информацией о том, что знаю!


Спасибо!
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1На крайнем севере Италии: Валле-д’Аоста, прогулки в горах и долинах (Конье, Пила, Морже, Леверонье)
2В поисках испанской Бритонии, или На крайний север Иберийского полуострова, часть I
3Путешествие по Северу Италии (Милан-Лидо Ди Езоло-Венеция-Падуя-Верона-Гарда). Часть 1
4Валле-д'Аоста, Vallee Blanche 3*
5В поисках испанской Бритонии, или На крайний север Иберийского полуострова, часть III
6В поисках испанской Бритонии, или На крайний север Иберийского полуострова, часть II
71350 км по Северу Италии. Часть 2. Почему всем нравится Флоренция, а мне – ее окрестности
Италия
Италия: отели
Отели Виареджо
Отели Вико-Экуэнсе
Кальяри
Калабрия
Погода в Италии
Горные лыжи
Рейтинг отелей:
120.Punta Gro Apartments 5+
121.Locanda Silva 5+
122.Smeraldo 5+
123.Palazzo Vecchietti Suites and Studios in Firenze 5+
124.Continentale 5+
125.City Hotel Merano 5+
126.Villa San Pio 5+
лучшие отели Италии
Фото отелей:
589.Ca' Grande, Италия [4]
590.Monna Lisa, Италия [4]
591.Residence Imperiale, Италия [4]
592.Lidomare, Италия [4]
593.Grand Hotel il Saraceno, Италия [4]
594.B&B Rigoletto, Италия [4]
595.Isola Bella, Италия [4]
Популярные отели:
533.Domus Florentiae отзывы
534.Cortese отзывы
535.La Residence отзывы
536.Mirasole отзывы
537.Sovrana отзывы
538.Gala отзывы
539.Villaggio Turistico Lugana Marina отзывы
Отзывы по отелям:
246.Италия, San Pietro [3]
247.Италия, Silva [3]
248.Италия, Promenade [3]
249.Италия, Regina [3]
250.Италия, Remin Plaza [3]
251.Италия, Diana [3]
252.Италия, Saxon [3]