11.09.18 18:39:53
Москва Мемориальная квартира-музей С.В. Образцова 
Время отдыха: сентябрь 2018

«Образцов – это большой и сложный мир»
Борис Голдовский, А. Хорт из книги «Не только куклы»

В доме 5/7 по Глинищевскому переулку можно было создать несколько квартир-музеев, столько знаменитых людей проживало здесь. Но существуют только 2. О музее-квартире Немировича-Данченко я писала вот здесь

https://www.otzyv.ru/read.php?id=209348

Теперь хочу рассказать вам о музее-квартире Сергея Владимировича Образцова.

Наверное, достаточно произнести одно имя этого человека, не уточняя, чем он был знаменит, как невольно на лице человека появится улыбка, а взгляд потеплеет. Это говорящее имя. И взрослому, и ребенку оно хорошо знакомо.

Сергей Владимирович Образцов поселился здесь в 1938 году и прожил до самой своей смерти в 1992 году. В честь 100-летия со дня рождения в 2001 году по инициативе дочери Натальи, сына Алексея и внучки Екатерин в квартире был открыт мемориальный музей. Но лишь через 12 лет квартира была выведена из жилого фонда и передана в федеральную собственность, т.е. музей обрел прочную основу.



Эта доска была установлена в 1992 году. Сделал ее художник Михаил Успенский.

«Я родился в Москве в тысяча девятьсот первом году. Родители мои никакого отношения к искусству не имели. Моя мать была педагогом, преподавательницей русского языка. Отец – инженер-путеец. Оба всегда были заняты, всегда много работали. В их жизни искусство занимало ровно столько места, сколько оставалось от их профессиональной работы, которой каждый из них был увлечен. Это была обыкновенная трудовая семья, любимым писателем которой был Толстой, любимым композитором – Чайковский, любимым певцом – Шаляпин, любимым театром – Художественный…" - из книги Образцова «Моя профессия»

В Москве есть улица Образцова и, мне кажется, что далеко не каждый задумывался о том, в честь кого именно улица была названа. Название же это было присвоено улице в 1949 году в честь академика Владимира Николаевича Образцова. В.Н. Образцов - это отец Сергея Владимировича, знаменитый инженер–железнодорожник, генерал-директор движения первого ранга, занимался проектированием железнодорожных станций. Был профессором Московского института инженеров железнодорожного транспорта, который заканчивала и я, получая свое первое высшее образование (МИИТ – так он назывался в мое время). На протяжении его жизни институту присваивали разные имена: Дзержинского, затем Сталина, затем опять Дзержинского, в последние годы - императора Николая II. При этом на территории институтского комплекса, как стояли, так и стоят памятники Ленину и Дзержинскому. Наконец, эта свистопляска закончилась, и теперь он называется просто – Российский университет транспорта – РУТ (МИИТ). Находится учебное заведение на улице Образцова.

В доме сына есть портрет его знаменитого отца




Мать Сергея Владимировича – Анна Ивановна, в девичестве фон Ребиндер, была педагогом, основателем и директором женской гимназии в Сокольниках.
Младший брат Образцова - Борис Владимирович был ученым, кандидатом биологических наук, умер в 1975 году.

Сергей Владимирович Образцов - почти ровесник века, а это значит, что на его долю выпали все революции, войны, преобразования, что выпали на долю нашей страны в ХХ веке. Интересно, что он застал, как страна из капиталистической стала социалистической, а потом опять вернулась в капитализм.
Сергей Владимирович Образцов закончил знаменитое реальное училище К.П. Воскресенского, здание которого до сих пор можно увидеть на Мясницкой. Отец стремился дать ребенку техническое образование, отсюда и реальное училище. Но тут вмешался господин случай. Как-то так случилось, что из стен этого училища, которое выпустило многих знаменитых людей, наряду с известными в будущем математиками, химиками, конструкторами, биологами (мой любимый Колесников, который занимался разведением сирени в Москве, тоже закончил это учебное заведение), благополучно вышли знаменитый художник Михаил Васильевич Нестеров, балетовед Ю.А. Бахрушин (сын того самого известного мецената), художник М.Ф. Ларионов (один из основоположников русского авангарда), художник символист Н.Д. Милотти, художник Н.А. Соколов (группа Кукрыниксы). Может это соседство ВХУТЕМАС так влияло на учеников реального училища? Так или иначе, но из Сережи Образцова тоже не получилось приверженца точным наукам. Юноша в 1918 году становится студентом ВХУТЕМАС. Его преподавателями были А.Е. Архипов и В.А. Фаворский.

Одновременно Сергей начинает учиться в Музыкальной студии Художественного театра, учится у Немировича-Данченко.

Из воспоминаний внучки Сергея Владимировича:

«Когда он учился во ВХУТЕМАСе, а вместе с ним - Борис Ефимов, Мария Артюхова, Андрей Гончаров, Александр Дейнека, от постоянного безденежья они придумали мастерить кукол и продавать их, чтобы не умереть с голоду. Но никто ничего почему-то не покупал, и тогда они стали показывать сценки. Одним из первых был номер со старухой и стариком, которые пели. Потом сделали кукол-негритят, тогда в моде были африканцы».


У М.Я. Артюховой, как и у Образцова, увлечение куклами сохранилось на всю жизнь. Мария Яковлевна - художник, скульптор, создательница авторских декоративных, детских и театральных кукол, сделала коллекцию кукол для Парижской выставки.

Как вспоминает Сергей Владимирович в своей замечательной книге «Всю жизнь я играю в куклы»,



это самое увлечение началось у него еще раньше, а именно в 5 лет, когда мама купила ему куклу-перчатку, которая называлась «Би-ба-бо».

«…Если халатик надеть на руку, а головку на указательный палец, то получится ЖИВАЯ кукла. Растопыришь пальцы-она радуется. Закроешь пальцами глаза – она плачет»

Понимаете, ЖИВАЯ кукла. Вот она, эта кукла, живет в квартире до сих пор



Начиная с 1922 года Сергей Владимирович в течение 14 лет был драматическим актером. Работал сначала в Музыкальной студии у Немировича – Данченко, затем в МХАТе Втором.

Его роли: предводитель стариков в «Лисистрате» Аристофана, царевич Федор в «Смерти Иоанна Грозного» А.К. Толстого, шут в «Двенадцатой ночи» В. Шекспира, меньшевик Стопкин в «Северном ветре» Л.К. Книппера, Волгин в «Чудаке» А. Афиногенова (главная роль), профессор Досса в «Мольбе о жизни» Ж. Деваля. Роль профессора была его последней ролью.

Но это не было большой для него бедой, так как уже давно параллельно Образцов выступал, как эстрадный актер с куклами в одном из знаменитых театров-кабаре на Большой Молчановке. В этой «параллельности» не было ничего странного. Ведь, например, знаменитый театр-кабаре «Летучая мышь» был открыт силами артистов Художественного театра.
Иногда Образцова приглашали выступить в мюзик-холле, где одно из отделений концерта было полностью отдано джазу Утесова, а второе – сборное, различным эстрадникам, среди которых был странный человек с ширмой, который зачем-то собирается показывать взрослым людям кукол. В основном его куклы представляли пародии на романсы: кот и кошка - «С тобой мне побыть хотелось хоть пять минут наедине», обезьянки - «Минуточку» Вертинского, пародию на оперу «Кармен» - «Хабанера».

Однажды начинающий эстрадник пошутил опасно. Он смастерил куклу, которая являла собой руководителя Главискусства при Наркомпросе Феликса Яковлевича Кона. Кон был одновременно и председателем общества политкаторжан. Кукла-Кон говорил: «Сегодня в закрытом спецраспределителе для политкаторжан велел повесить объявление: «Повидло выдается всем, варенье — только цареубийцам!». Наверное, кто-то посоветовал Образцову «убрать» могущественного Кона из программы, ибо показывал его Сергей Владимирович недолго.

А в 1931 году он возглавил Государственный центральный театр кукол. Надо заметить, что в Москве, начиная с 1929 года уже существовал кукольный театр, который назывался «Театр детской книги» (теперь это Московский театр кукол). Он создавался В.А. Швембергером (драматург, режиссер, основатель нескольких кукольных театров) для того, чтобы заинтересовать детей чтением, или по-другому правильно научить детей читать книги. Начинался он, как театр-балаган, так как основным действующим лицом здесь был Петрушка. Швембергер пригласил знаменитого петрушечника-кукольника Ивана Афиногеновича Зайцева, который впоследствии уйдет в театр к Образцову.

Сергея Владимировича 16 сентября 1931 года пригласила в Дом художественного воспитания детей его заведующая Элеонора Густавовна Шпет и предложила возглавить Государственный центральный театр кукол. Если возглавить, значит театр уже существовал. А где же? Да прямо здесь в этом Доме художественного воспитания. На одной из дверей и табличка, соответствующая имелась. Так Сергей Владимирович стал главой театрального коллектива из 12 человек, который носил громкое название «Государственный центральный театр кукол» и размещался в небольшой комнате, т.е. фактически не имел своей сцены.

«Он сам изобрёл свою профессию, сам создал целую отрасль искусства, и его куклы, по-моему, талантливее многих живых артистов». – позже скажет про него К.И. Чуковский

Сначала телега, запряженная мерином Катером, затем машина с надписью «ГЦТК» развозила актеров с куклами по школам, домам культуры, да и просто по московским дворам.



Тогда-то Сергей Владимирович и позвал в свою труппу И.А. Зайцева -знаменитого актера-кукольника ярмарочного балагана с его традиционным Петрушкой. Зайцев играл со своей женой хорошо известный спектакль «Цирк на сцене». Он и потом играл его в театре Образцова, не откликаясь на новые веяния Сергея Владимировича, вплоть до своей смерти в 1936 году. В книге «По ступенькам памяти», вспоминая великого кукольника, Образцов писал:

«Чем дальше я знакомился с Зайцевым, тем больше росло моё к нему уважение. Рядом с ним я сам себе казался любителем, а он настоящим профессионалом в своей удивительной, на глазах уходящей от нас профессии.… В своих выступлениях, как артист нашего театра, Зайцев показывал фокусы, чревовещание с двумя куклами на коленях (эти куклы у профессионалов балаганщиков назывались Андрюшки), «верховых» кукол и, наконец, вместе с Тригановой цирковое представление куклами на нитках…».

В этот период жизни и становления театра - бывало всякое. Были и неудачные и бездарные пьесы. Но были и несомненные удачи. Своими удачами - Чайками, позже Образцов назовет три спектакля театра: «Цирк на сцене», поставлен в 1931 году, «Джим и Доллар», поставлен в 1932 году и «По щучьему велению», поставлен в 1936 году. Так у театра появилась своя Чайка, которая была Рыбой.

1937 году театр получает свое первое здание на площади Маяковского. Образцов называл его «Чудо на площади Маяковского». Это здание, если кто помнит, находилось на углу улицы Горького и Оружейного переулка.



Сейчас его уже нет, снесли в 1971 году.
Театров много есть в Москве
Для взрослых и юнцов.
Но лучший тот, где во главе
Товарищ Образцов.
Неприхотлив актерский штат.
Сундук – его приют.
Актеры эти не едят,
А главное – не пьют.

Писал С.Я Маршак

Так Государственный Центральный театр кукол, наконец, обрел свой первый дом. К этому времени театр уже имел свой репертуар.

Теперь я начну свой рассказ о музее-квартире великого кукольника. Рассказывая о его необыкновенном доме, который сам Сергей Владимирович называл своей «кунсткамерой» (он даже книжку такую написал, называется «Моя Кунсткамера»)



из-за обилия всевозможных удивительных вещей, которые он собирал всю жизнь, я попытаюсь рассказать и о человеке – Сергее Владимировиче Образцове. А человек он, как и все художники, был сложный со своими несправедливостями и сомнениями, со своей непримиримостью и стойкостью, со своей непосредственностью и твердостью. Итак, вперед в музей.



Как я уже писала, Сергей Владимирович Образцов жил в одном доме с Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко. Как говорил Эдуард Апломбов из спектакля «Необыкновенный концерт»:

«Судьба прописала нас в одном доме»

Этот спектакль был занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый посещаемый.



За этой обыкновенной дверью ждет удивление, радость, веселье и живое тепло.

Удивление начинается сразу в прихожей



Над входной дверью вот такая страшная маска, рядом на стене еще одна



Это традиционный карнавальный лев из Китая, которого подарили хозяину квартиры вместе с коллекцией фигур драконов в 1952 году. Образцов любил сам рассказывать о своей коллекции. В интернете сохранилась запись его рассказа в передаче «Будильник». Вот что он говорит об этих китайских львах и драконах:

«Не знаю, ходят ли драконы по сегодняшнему Китаю и сохранились ли они в каких-нибудь национальных музеях. Во всяком случае, я рад, что этот шэньянский дракон находится в нашем музее. Да и не только он, а и большая коллекция китайских кукол, и огромные головы северных и южных львов. Все это было подарено мне в том же пятьдесят втором году. Львов, о которых я хочу рассказать, нельзя прямо причислить к куклам, но и к маскам их тоже вроде бы не причислишь, потому что играют такого льва два человека. Нет, это все-таки кукла, анатомия, которой создана из двух человеческих тел. В этом случае иначе как биомеханикой в мейерхольдовском понимании этого термина поведение такой куклы не назовешь.»

Надо заметить, что в Китае лев является культовым животным и стражем сакральных сооружений. Вот и в квартире Образцова он охраняет жилище и отпугивает злых духов.

Уже в прихожей обращаешь внимание на оригинальную вешалку в виде собачьей головы



На подзеркальнике еще одна собачка, в пасти которой можно оставлять записочки.



Любовь Сергея Владимировича к животным была безграничной, пожалуй, такой же, как и к куклам. В его квартире жили не только собаки, кошки и рыбки, но даже крокодилы. Этих двух крокодилов, которых назвали Кокоша и Тотоша, подарил Образцову сын Шаляпина Борис Федорович во время гастролей театра в США. Борис Шаляпин учился вместе с Образцовым во ВХУТЕМАС. Крокодилы были крошечные, их привезли в обычном пакете. Борис Михайлович Поюровский, который в то время служил в театре Образцова, рассказывал, как они с женой Сергея Владимировича умудрились тайно пронести этот пакет с крокодилами мимо таможенного контроля.

«Это были живые крокодилы, но они были такие маленькие, что он их вез в обычном целлофановом пакетике. Они жили у дедушки в квартире в террариуме, и их кормили витаминизированными червями. А потом они подросли, и их надо было кормить мясом. Дедушка уже боялся их кормить, и их кормила моя мама она им подавала мясо на палке. А потом их привезли на дачу. У дедушки жила женщина, которая ухаживала за животными. Она все говорила: «Что же это они все сидят в своем террариуме, им надо погулять». И выпустила одного на паркет. У него лапы стали разъезжаться, он разозлился и тяпнул ее, но не сильно. Потом они жили во Дворце пионеров, потому что такого размера бассейн был только во Дворце пионеров». - вспоминает внучка Сергея Владимировича.

В ряде статей, посвященных Образцову, можно встретить утверждение, что он первый завез в Москву сиамских кошек. Это не совсем так. Потому, как известно, что в начале ХХ века Сиамский король Рама V подарил Николаю Второму 200 сиамских кошек. Правда, за полвека эта порода на просторах России несколько видоизменилась и почти не сохранилась в «чистом» виде. Сергей Владимирович, что называется влил свежую кровь в породу сиамских котов. Во время гастролей в 1948-1949 году по Польше и Чехословакии он приобрел в Варшаве пару кошек этой породы. Они получили имена Зося и Пан. Образцов привозил в 50-е годы и еще сиамских, например, из Венгрии.
Снимки котов находятся в альбомах фотографий этой семьи. Фото подписаны: указаны клички котов, даты их рождения, откуда привезены.



Все кошки и собаки, запечатленные в этом альбоме, как пишут те, кому посчастливилось увидеть его, это были не просто кошки и собаки, а настоящие члены семьи. Сергей Владимирович даже снял фильм «Кому он нужен, этот Васька». Таким образом он пытался привить любовь к животным, особенно детям. Им были написаны и проиллюстрированы две книжки для детей «Так нельзя, а так можно и нужно» и «Маленькие рассказы про животных».
А уж о любви Образцова к голубям ходили легенды. На даче у него была голубятня, где обитали разные породы голубей. От этой своей страсти главного кукольника страны заставила отказаться лишь тяжелая форма аллергии на этих птиц. Его любимое зверье безусловно помогало в работе. Повадки, взаимоотношения в звериной среде все шло на пользу театру.

В гостиной стоит вот такая статуэтка



Выпускалась на ЛФЗ. Ведь недаром замечательный скульптор и художник Илья Львович Слоним надел на руки актера именно кукол-зверей: кошку и собаку.
В интернете можно найти ролики, где Сергей Владимирович с куклой-собачкой. Я смотрю на эти потрясающие кадры, как кукла-перчатка буквально оживает у него на руке, трется мордочкой, целуется со своим хозяином. А какое у него при этом любящее лицо! Он будто общается с живым существом, чудесным образом сливаясь с куклой, этот кукольный волшебник. Актерство? Не надо забывать, что Образцов серьезный драматический актер, который играл в одних спектаклях с Гиацинтовой и Михаилом Чеховым. Нет, это любовь и безграничная искренность, и доброта. Поэтому Образцову так легко было общаться с детьми: они ему верили. Он также, как и Чуковский что-то такое помнил и понимал про детей, что забывали мы, становясь взрослыми. Недаром польские дети именно Образцову присудили орден Улыбки.

В прихожей на люстре живут вот такие деревянные обезьянки


В шкафу за стеклом всевозможные игрушки, среди них узнаваема дымковская игрушка, португальские петухи Барселуш, игрушки из кукурузных листьев



А вот еще соломенная игрушка



Забавные закарпатские фигурки



Как вы думаете из чего? Оказалось, из сыра

Формы для пряников из Голландии





Интересно и необычно. Пытаешься «вписаться» в этот формат - музей-квартира-кунсткамера, где тебе предлагают не вспоминать знаменитого владельца квартиры, а удивляться увиденному. А за всем этим с лукавой усмешкой наблюдает Образцов с фотографии над дверным проемом



«Я люблю Кунсткамеру, да еще считаю драгоценной. Почему? Да потому, что каждая вещь, каждая игрушка о людях говорит. О детях разных стран и разных лет». - говорил великий кукольник.

И портрет на фото спрашивает: «Ну, как ты уже достаточно ребенок, чтобы смотреть мою кунсткамеру?»

Из прихожей в комнаты ведут несколько дверей. Одна из них особенная: сначала думаешь, что это просто зеркало



Однако, потом понимаешь, что это очередная хитрая забава Сергея Владимировича – дверь, ведущая в «зазеркалье» – так он называл комнату за зеркальной дверью. А как ее еще назовешь? Что же там, в зазеркалье, за дверью?

А там небольшая комната, которая раньше была комнатой жены Сергея Владимировича. Сейчас это просто часть экспозиции с частью коллекции. Сюда поселили некоторых кукол.
Вот знаменитый Тяпа



"самый старый живой ребенок в мире", как называл эту куклу ее «родитель» Сергей Владимирович Образцов. Обратили внимание на слово «живой»? Оно, это самое слово очень часто встречается в рассказах Образцова о куклах. Итак, Тяпа «появился» на свет 3 марта 1928 года. Сам великий кукольник в книге «Моя профессия» рассказывает об этом так:
«В марте я сделал новый номер — "Колыбельную песню" Мусоргского. Я пою эту песню перед ширмой с ребенком Тяпой на руках… Расхаживая по сцене, я укачиваю Тяпу, кормлю его, шлепаю, когда балуется… Я люблю этот номер, люблю за то, что публика сидит очень тихо, даже тогда, когда заснувший Тяпа, из которого вынута моя кисть, лежит на руках обыкновенной тряпочкой»




Удивительная это была кукла, которая могла творить чудеса. Я здесь приведу рассказ знаменитого режиссера театра им. Владимира Маяковского Андрея Александровича Гончарова:
«В конце июля – начале августа 1945 года под Берлином, в Потсдаме, встретились главы государств-союзников для решения судеб послевоенной Германии. По вечерам для их развлечения проводились концерты с участием выдающихся мастеров, в том числе советских. Сталин любил Образцова, поэтому позвали в Потсдам и Сергея Владимировича
Один из этих VIP-концертов решили повторить на ступенях рейхстага. Образцов уже готовился к отбытию в гостиницу, когда к нему обратился немец-инвалид. Он поведал печальную историю о том, как 8 мая 1945 года, на глазах у его четырехлетней дочки погибла от шальной пули её мама. С тех пор девочка всех боится, почти не ест и не пьет, не разговаривает, забилась в угол. "… Может быть, господин Образцов согласится как-то помочь ей"?
Образцов, не раздумывая, согласился навестить сироту. Правда, чтобы увидеть девочку, Сергею Владимировичу пришлось спуститься в глубокое бомбоубежище, до предела заполненное женщинами, стариками и детьми. С трудом добрались до места в дальнем углу, где притаилась бедная девочка. Её дедушка попытался представить ей русского гостя, но в ответ она еще больше натянула на себя плед. Образцов попросил деда оставить внучку в покое, достал из сумки одну из самых знаменитых своих кукол – малыша по имени Тяпа – и тихо-тихо запел колыбельную песенку. В подвале все умолкли: никто не понимал, кто этот господин и что ему здесь нужно...
Между тем через какое-то время из-под пледа показалась голова девочки. Увидев куклу, она протянула к ней руки. Продолжая петь, Образцов сделал шаг навстречу ребенку. И вот они уже вместе держат «засыпающего» Тяпу. Сергей Владимирович осторожно, чтобы не нарушить «сон младенца», а главное, не спугнуть Грету, снимает куклу со своей руки, и она остается в объятиях девочки. Теперь она начинает петь свою колыбельную – вероятно, ту самую, с помощью которой еще совсем недавно мама укладывала ее спать. Девочке робко вторят другие голоса: эту песенку здесь знают многие.
Пение заканчивается, и в полной тишине неожиданно раздается какой-то странный звук, напоминающий птичьи трели. Оказывается, под пледом, помимо Греты, еще и канарейка в красивой клетке. Она тоже жертва только что завершившейся войны: во время бомбардировки лишилась одного глаза и несколько месяцев не издавала никаких звуков. И вот то ли знакомый голос Греты, то ли умиротворяющая мелодия заставила канарейку вновь запеть.
Прошло много лет. Образцов давал свой сольный концерт в Западном Берлине. По окончании выступления к нему подошла женщина средних лет и протянула небольшой букет цветов. Сергей Владимирович поблагодарил ее, а женщина спросила: «Вы меня не узнаете? Помните, в 1945 году инвалид пригласил вас к девочке с канарейкой в бомбоубежище?»
– Как же, – сразу вспомнил Образцов, – я подарил вам тогда своего любимого Тяпу.
– Тяпа жив до сих пор и, в отличие от меня, совсем не повзрослел, – не без кокетства заметила дама. – Только теперь он помогает мне укладывать спать мою внучку...»


Рядом с Тяпой еще куклы





А вот коллекция икон.





Это вот редкие, стеклянные из Сербии



Верил ли Образцов в Бога? Он создал спектакли «Божественная комедия» и «Ноев ковчег», и так, например, говорил о постановке Божественной комедии:
«Создал Бог Адама и Еву, поселил в Раю. Хорошо жилось им в Раю — и красиво, и тепло, и сытно. Одно плохо — скучно. У всех зверей, у всех птиц — дети, а у них нет, потому что безгрешны. Скучно! Съели Адам и Ева запретное яблоко. Изгнал их Бог из Рая. Трудно им стало, да зато не скучно»

Понятно, что не верил. Но он проделал этот путь отказа от веры, про который говорил:
«Может быть, я генетически «отлучен» от веры? Ведь моих предков – актеров, комедиантов – отлучили от церкви еще в пору средневековья в XVII веке...»
Мучительно и долго. В 17 лет он написал отцу:

«Папа, что мне делать? Я не верю в Бога. Его нет».

А потом встречался с В.Г. Чертковым, пытаясь найти ответы на свои вопросы о вере. Видимо, позднее пришел к определенному решению, а иконы все-таки приобретал. И, уж, конечно, не потому что это стало модным. Ведь сам Образцов не раз говорил, что собирал все то, что его чему-нибудь да научило.
Гораздо позднее, уже на закате своей жизни в беседе со знаменитым Матвеем Моисеевичем Гезером Сергей Владимирович скажет:
«Да, если Б-га нет – значит, его надо выдумывать».
И еще:
«Но однажды я поверил в то, что Б-г есть. Знаете, когда? В тот день, когда было провозглашено создание государства Израиль. Современники древнего Израиля – Вавилон, Ассирия, Халдея – давно и навсегда стали страницами истории. А государство Израиль возродилось на своей древней земле. Правы оказались пророки Иудеи. Помню, я тут же набрал номер Соломона Михайловича. Автоматически. Забыл, что его уже нет. Убили его за несколько месяцев до этого... Уверен, он был бы рад этому, если б дожил. Но в Израиль не уехал бы. Так я думаю»

Соломон Михайлович Михоэлс, с которым общался Образцов. Можно ли отношения этих двух людей назвать дружбой? Михоэлс был старше Образцова на целых 11 лет.



«– Судьба Михоэлса – это судьба умнейшего человека, понимающего, что происходит вокруг. Встречались мы нечасто, – вспоминал Образцов, – но без его поддержки мне было трудно. Однажды я пригласил его на специальный просмотр «юбилейного» и уже принятого к постановке в качестве праздничной премьеры спектакля. Но что-то меня тревожило, что-то не нравилось... Михоэлс и Маршак посмотрели спектакль. После просмотра – молчание. Только через несколько минут: «Вы меня пригласили, Сергей Владимирович, значит у вас сомнения, и сомнения еще какие!» Сомнения прошли – спектакль не пошел... Таков Михоэлс.»

И еще:
«Удивительный человек, замечательный собеседник, очень веселый, очень остроумный, очень мягкий в общении, но непреклонен в вопросах искусства» - говорил Сергей Владимирович.

После рассказа о Михоэлсе необходимо упомянуть об отношении Сергея Владимировича Образцова к антисемитизму. В этом вопросе он был непримирим. В пору начала гласности он неоднократно выступал в прессе против деятельности НПФ «Память». Один из корреспондентов спросил, что побуждает его делать это в столь почтенном возрасте. На что получил ответ:

«Да как же может уважающий себя русский человек пройти мимо такого?! Я ненавижу, презираю антисемитов!»

Еще раньше в 1961 году будучи на гастролях в Киеве, он имел творческую встречу с интеллигенцией в Киевском кукольном театре. Бывший актер этого театра Леонид Бунин вспоминает:
«Я был как громом поражен обращением Образцова напрямую со сцены к руководителям Украины и Киева: "Я не люблю приезжать в ваш антисемитский город. В мое время порядочные люди не пускали антисемита на порог". И дальше в таком же ключе. В зале стояла мертвая тишина, которая потом разразилась шквалом аплодисментов»

А еще раньше в 1953 году, когда развернулось так называемое «дело врачей», он пришел на квартиру к И.Г. Эренбургу, с которым был дружен и считал его непререкаемым авторитетом. Пришел, чтобы сказать всего одну фразу: «Русский народ здесь ни при чем».

Сергей Владимирович становился все более знаменитым, и ему, что называется многое сходило с рук. В период борьбы с космополитизмом его пригласили в некую партийную инстанцию, где вежливо сказали:
«— Уважаемый Сергей Владимирович! Нам известно, что у вас в театре работают слишком много лиц определенной национальности. Как бы вам от них освободиться?

— Это очень просто сделать, — холодно ответил Образцов. — Освободите меня от должности, а потом освобождайте, сколько вам угодно, людей нужных и полезных для театра. Посмотрим, что станет с театром».
Театр оставили в покое.

Или вот еще описывают такой случай:
После очередных гастролей по США ему позвонили вышестоящие товарищи и попросили написать статью о дискриминации негров. Он им ответил следующее:
«— Нет, не стану я этого писать. У нас у самих в стране дискриминация евреев.
— Ну, это вы, Сергей Владимирович, заблуждаетесь!
— А вот когда перестану заблуждаться, тогда непременно напишу о неграх!»

Сходило с рук многое, но не все.
Был случай, когда он выступал на встрече с сотрудниками газеты «Советская Россия». Главный редактор попросил Образцова написать статью, как он выразился «на любую волнующую Вас тему». Ответ Сергея Владимировича:
«Тогда я обязательно передам вам уже через несколько дней материал, в котором хочу выразить серьезную озабоченность по поводу процветающего в нашей стране махрового антисемитизма. И не только на бытовом уровне. Я, народный артист СССР, сын советского академика, не могу понять, откуда у нас берется эта зараза?»
Ответом было указание Главлита перестать печатать в газетах имя Образцова в названии театра: «Государственный центральный театр кукол под руководством С.В. Образцова». Позже, правда, имя главного кукольника страны в названии театра восстановили.

Отношения с Советской властью у «кукольного волшебника» были непростые. Он хоть и волшебник, но родился в дворянской семье, поэтому революционные события принял неоднозначно. Журналисты ему задавали вопросы типа: «как Вы жили до революции?»
«Жили нормально, в пятикомнатной квартире» - был ответ.

В книге Бориса Голдовского «Сергей Образцов» в главе «Диалектика» приводятся воспоминания Сергея Владимировича о том, как, советская власть отобрала имение у его любимой бабы Капы, и старуха, опираясь на палку и не оглядываясь, ушла к дочери в поселок Расторгуево. Прошло время, пришло примирение с подобной диалектикой, которое позднее позволило написать следующее:
«Коли не наступила бы советская власть, не ушла бы и баба Капа из своего имения, но ведь тогда и Вася не был бы ни профессором, ни кандидатом наук». (Вася – сын бабы Капиного кучера).
Или вот еще такой факт биографии: во время заграничных гастролей Музыкальной студии МХАТа в 1925 году Образцов встретил в Нью-Йорке друга детства Георгия Голинского, как писали бы в советское время «отъявленного белогвардейца», узнал, пригласил в гости, вспомнили прошлое. Наверное, в 1925 году это еще было можно. Расстались навсегда. Уже в 80-х он вдруг вспомнит эту встречу в мемуарах и напишет, что белогвардейцы «тоже в общем хорошие люди».

«Он был обласкан жизнью – зрителями, читателями, Советской властью, в том числе лично Человеком с усами.
Любовью зрителей он очень дорожил. Дорожил ли он любовью власти? И, да и нет. Он был странным в этом отношении человеком. Искренне признавался в любви Октябрьской революции и тут же мог отмочить по поводу этой революции такое, что люди вокруг начинали испуганно оглядываться»-
писал Борис Поюровский.

В своей книге «По ступенькам памяти», которая была написана в 1985 году, в главе «Ступенька, через которую трудно перешагнуть» он пишет о Сталине. Сергей Владимирович пишет, что стыдится своей веры в Сталина, стыдится, что верил в вину репрессированных людей, пишет, что пытался заступиться за некоторых (значит не верил в виновность?). Действительно, он вместе со знаменитым актером Николаем Черкасовым писал письмо Генеральному прокурору СССР с просьбой освободить известного журналиста и театроведа С.Д. Дрейдена, с которым Образцовы дружили много лет. Тогда это письмо не возымело действия. После смерти Сталина Образцов писал еще раз, и вскоре Дрейден был освобожден. Не побоялся заступиться за друга. И в то же время он прекращает отношения с другим человеком, с которым дружил много лет, Борисом Ефимовичем Ефимовым, известным карикатуристом, так как был арестован его брат.
Сергей Владимирович хорошо помнит, что выступал перед Сталиным в Георгиевском зале Кремля 22 раза. Вождь всех времен очень любил его номер «Хабанера».
«Трудно объяснить почти физическое ощущение того, как любовь огромного количества собравшихся в одном зале людей направлена на одного человека, что любовь эта какой-то невероятной силы и напряжения, что она наполняет тебя самого до предела, что этот человек, такой простой, становится большим, огромным, как самые большие понятия – как мир, как жизнь» - пишет знаменитый кукольник в своей книге «Моя профессия» (издание 1950 года).
Писал так и в то же время, как и многие, ждал по ночам ареста. Поэтому принял решение расписаться со второй женой актрисой Шагановой, хотя до этого они несколько лет жили в гражданском браке.
Был ли Образцов тогда искренен в своих высказываниях? Да, наверное, как и многие люди того времени и да, и нет. Правда, больше о советских партийных вождях он никогда не писал. Он не был членом КПСС, по мере возможности отказывался от публичного осуждения неугодных власти людей. Так было, например, с предложением осудить Солженицына. Когда Сергея Владимировича попросили это сделать, то он в свою очередь попросил прислать ему произведения Солженицына, так как не мог ничего сказать, не прочитав книг данного автора. Произведения так и не прислали, ведь они были запрещены.

В годы Великой Отечественной войны Образцов, как и многие артисты стремился попасть на фронт. Он готовил специальную программу для фронтовых бригад, но до последнего сомневался - нужны ли бойцам развлекательные кукольные представления? Первое же представление показало: нужны. Особенным успехом пользовались спектакли «На крышах Берлина», «Беседа Гитлера и Муссолини», «Заседание в рейхсканцелярии», «Монолог со смертью»
Образцов был награжден «Медалью за доблестный труд в Великой Отечественной войне». Этот «беспартийный дворянин», как он сам себя иногда называл, имел твердую гражданскую позицию. Своими документальными фильмами «Кому он нужен этот Васька», «Кинокамера обвиняет», «Невероятная правда» он боролся с людской черствостью, безразличием, детской жестокостью.

Вот таким было зазеркалье его души.

Но вернемся к некоторым фотографиям в зазеркальной комнате. За свою долгую жизнь Сергей Владимирович дружил со многими людьми. Жаль, что в этой комнате размещены лишь его фото с Любовью Орловой и Григорием Александровым



Их дружеские отношения сложились еще в те времена, когда оба были артистами Музыкальной студии. Их квартиры были в одном доме, дачи были рядом. Они часто ходили в гости друг к другу.



Дочь артиста Наталья Сергеевна Образцова пошла по стопам отца и стала артисткой кукольного театра. Окончила ГИТИС, но отец не взял ее сразу в свою труппу. Он считал, что дочь сначала должна стать настоящей артисткой, и только потом на художественном совете театра будет решаться вопрос о ее зачислении в труппу Государственного театра кукол. И Наталья Образцова пошла работать в Московский театр кукол, что на Спартаковской. Постепенно ей стали доверять главные роли, и только тогда отец взял ее в свой театр. Ее работы на телевидении — это известные моему поколению Шустрик и Мямлик, затем заяц Тепа в «Спокойной ночи малыши». Натальи Сергеевны не стало в 2001 году.
Кукольную династию продолжает внучка Екатерина Михайловна Образцова.



Здесь нет фотографии сына Сергея Владимировича Алексея Сергеевича. Он стал архитектором. Помогал отцу в оформлении его первого театрального помещения. Имел звание заслуженного архитектора СССР, а также лауреата Государственной премии СССР. Участвовал в строительстве города Тольятти.

Покидаю «зазеркалье» и захожу в гостиную.





Большой рояль. Сергей Владимирович был, что называется в голосе до самой старости. Прекрасно исполнял романсы, аккомпанируя себе на гитаре и рояле.

Над роялем портрет второй жены художника Ольги Александровны Шагановой-Образцовой. Написал его друг семьи Андрей Александрович Гончаров. Он ведь учился вместе с Сергеем Владимировичем в ВХУТЕМАСе.



История знакомства супругов такова. Для спектакля «Чудак» во МХАТе-2 требовалась собака. Сергей Владимирович купил рыжего сеттера, назвал Маем. В другом спектакле «Хижина дяди Тома» участвовала собака артистки Шагановой догиня Муза. Театр выехал на гастроли на Донбасс. В первом же городе Макеевка собак в гостиницу не пустили, и Образцов с Шагановой до ночи просидели со своими питомцами на улице. Обратно вернулись с решением жить вместе и с тех пор не расставались. Детей в браке не было. Но Ольга Александровна стала матерью для двух осиротевших детей Образцова, мать которых первая жена Сергея Владимировича, умерла при родах.
«Черненькая, худенькая, отчетливая, энергичная, не слишком добрая», - описывал ее Евгений Шварц
Трудно сказать насколько доброй была Ольга Александровна, но была она верным помощником своему знаменитому мужу до самой своей смерти. В своих немногочисленных интервью дети Сергея Владимировича вспоминали ее с теплотой.

Ольга Александровна происходила из семьи «мельничных королей» Эрлангеров. После 1917 года зарабатывала тем, что аккомпанировала в кинотеатрах, шила, мастерила тряпичных кукол. В 1921 году поступила в Студию им. Щепкина, где служила ее мать актриса М.В. Эрлангер. Взяла сценический псевдоним Шаганова. С 1928 года служила во МХАТе-2, играла во вспомогательном составе.

Если кто помнит, был такой фильм «Золотой ключик» 1936 года, режиссера Птушко. Там еще была замечательная финальная песня, которая начинается словами: «Далёко, далёко за морем стоит золотая стена; в стене той - заветная дверца, за дверцей - большая страна. Ключом золотым отпирают Заветную дверцу в стене, но где отыскать этот ключик, никто не рассказывал мне». Там Ольга Александровна сыграла роль Буратино.
Вот этот самый Буратино здесь в шкафу. Его подарили актрисе, когда закончились съемки.



Она много переводила. В ее переводе я, например, читала своей дочке сказки об ослике Мафине. А ведь этот самый ослик Мафин появился, как кукольный персонаж первоначально на лондонском телевидении. Создали его кукольники Энн Хоггарт и Джон Бассла. Передача начиналась с того, что стоящий на крышке рояля маленький ослик подгибал складные ножки и падал. Ничего это вам не напоминает? В моем детстве была такая игрушка: ослик на подставке. На подставку можно было нажимать, тогда ослик ложился, садился, падал. Это и был Мафин. Энн Хоггарт написала про ослика книжку, а позже Ольга Шаганова ее перевела.
Но главное, она была другом соратником и помощником во всех делах Образцова, служила в его театре.

В этом же шкафу, где сидит Буратино, взгляд останавливается еще на двух известных куклах



Узнали? Это Гурвинек и его папа Спейбл. Я больше помню Гурвинека, так как он был членом клуба Веселых человечков из журнала «Веселые картинки». Один из моих любимых мультфильмов - «Ровно в три пятнадцать», где эти самые человечки выступают перед ребятами в пионерском лагере. Среди них и Гурвинек – неподражаемый музыкант. Создал двух забавных персонажей Спейбла и Гурвинека знаменитый чешский кукольник Йосеф Скупа.


Выступал с ними городе Пльзень, где они, собственно, и «появились на свет». В этом городе и памятник этим героям есть, установлен в Сметанковых Садах.
Вот нашла старую фотографию оттуда. Заранее прошу прощения, что с собой. Другой нет



Скупа выступал со своими героями в Праге во время фашистской оккупации, где в одном из спектаклей была представлена аллегория «Мюнхенского сговора». За этот спектакль труппа кукольного театра была арестована и отправлена в тюрьму Дрездена. Некоторые куклы были конфискованы гестапо, некоторых удалось спрятать. Эти куклы во время заключения поддерживали настроения арестантов. Артисты выступали с ними в камерах. В1945 году во время воздушного налета одна из бомб угодила в тюрьму. Воспользовавшись общей паникой, артисты бежали и вернулись в Пльзень. Так Спейбл и Гурвинек побывали в фашистском заключении.
В гостиной весит фото Йосефа Скупы



«Йозеф Скупа – один из самых артистичных кукольников, которых я когда бы то ни было видел. Что же касается чисто человеческого обаяния и душевных свойств, людей, похожих на Скупу, окажется еще меньше. Еще раз хочу повторить: я горд и счастлив, что встретился в жизни с таким человеком, как Йозеф Скупа. Счастлив, что в течение всех гастролей в Праге Скупа был с нами, продолжая называть меня Сэрошкой» - писал Образцов в своей книге «Моя профессия»



Над этим небольшим шкафом висят три работы известных художников КуКрыНикСов из серии пародий на портреты великих художников «От Ренессанса до абстракционизма», созданной в 1961 году. Художники вполне себе узнаваемы: Микеланжело Буанаротти, Пауль Рубенс и Франсиско Гойя.



А вот около дивана стоит замечательный столик



Этот французский столик XIX века Сергей Владимирович нашел на помойке, в Петербурге. Вся крышка стола, сделанная из орехового дерева, была густо закрашена масляной краской. Но Образцова привлекло необыкновенное изящество этого предмета. После реставрации открылось совершенно замечательное. На крышке стола находились изображения Наполеона и его сподвижников. Узнаваемы Жозефина, Жозеф Феш, Франсуа Келлерман.




Это такие старинные переводные картинки. Способ их нанесения называется декалькомания
На горке птички в клетках,



Помните, я писала, что одну такую птичку Сергей Владимирович подарил своему учителю Немировичу-Данченко. Показывая этих птичек, он любил вспоминать про известную сказку Андерсена «Соловей». Птички поют, если их завести.

Между двумя статуэтками изготовленные на ЛФЗ, о которых я рассказывала выше, стоит интересная штучка под стеклянным колпаком. Это тоже часы.



А вот еще потрясающие часы.







Правда, часовой механизм неисправен, но механизм, который обеспечивает действие, происходящее под стеклянным колпаком вполне себе рабочий. А происходит там следующее: пять птичек на деревьях движутся и поют, струится водопад, а под ним плывет корабль под французским флагом. Это подарок жены Образцова. Сделано во Франции в XIX веке.

Еще в гостиной есть интересный уголок, где размещены забавные вещицы



Вот такие объемные картинки, выполненные некой помещицей Ушаковой из бумаги.



А вот эта вышивка сделана человеческим волосом



Теперь отправимся в кабинет.





Обращает на себя внимание большое количество книг. Сам великий кукольник говорил:
«Книги нужны режиссеру как воздух, без них нельзя поставить ни одного спектакля. Это — самые большие помощники в работе, самые лучшие друзья. Я собрал книги по истории русского и западного театра и театра кукол; книги по живописи, архитектуре, культуре, истории костюма всех времен и народов».

Это письменный стол маэстро


Здесь Образцов создавал своих кукол. Вот так



Если открыть створку небольшого книжного шкафчика, то можно увидеть фотографию женщины.



Это первая жена Сергея Владимировича Софья Владимировна Смыслова. Отец Софьи Владимировны был дьяком. Сама она стала учительницей. Познакомились они, когда Образцову было 17 лет. Она работала учительницей в детском доме «Улей» на Преображенской площади, он там же преподавателем рисования. В педагогическом составе детского дома, кроме него были всего две учительницы, преподаватель пения и руководитель драмкружка, к которому Сергей тут же начал ревновать Соню. Как узнать есть между Соней и этим руководителем отношения? Образцов решил напрямую спросить об этом понравившуюся ему девушку. Только вот деликатный вопрос задавал не он, а сделанная им кукла-негритенок. Этот негритенок уже смешил его преподавателей по вокалу. Тогда он исполнял романсы. На вопрос преподавателя: «Это у Вас хобби такое?»
Сергей Владимирович ответил:
«Это только у англичан бывают хобби. А по-русски это называется дурь. Дурю я просто!»

Негритенок объяснился с Соней. Она была честна с этой забавной куклой. Вопрос решился в пользу Сергея Образцова. В 1919 году они поженились.



В 1922 году родился сын Алеша. В 1928 году родилась дочь Наташа. Спустя два дня после родов Соня умерла от септического эндокардита. Антибиотиков тогда не было, болезнь была неизлечимой. Образцов смерть жены переживал глубоко, тяжело. Через три года появилась Ольга Александровна. Много позже маэстро скажет:
«Мой «роман» с куклой перерос в «брак» незаметно для меня самого. Но ведь и в жизни так бывает...»

Так в квартире появились два женских портрета. Один парадный, который висит в гостиной, другой скромный фотографический, что называется для себя, на который можно глядеть, работая за письменным столом, с которым можно советоваться.
В кабинете много музыкальных автоматов. Всего в коллекции музея их 8. Сергей Владимирович с увлечением собирал такие устройства. Страны, где они были сделаны, различны, время их производства тоже. В основном это XIX век, но есть и XVIII.
Вот этот красавец под названием «Обезьяний оркестр» именно XVIII века



Он, как и все эти музыкальные игрушки, находится в рабочем состоянии. Нашел его Сергей Владимирович в каком-то НИИ, естественно в плачевном состоянии, восстановил. Обратите внимание, мордочки у обезьян обтянуты натуральной кожей. Они играют на музыкальных инструментах, вращают головами, притопывают ногами. Сергей Владимирович часто называл его телевизором XVIII века. В передаче «Будильник» Сергей Владимирович говорил:
«Если бы не было этих обезьян я бы не догадался сделать часы на театре»
Понятно, что речь идет о замечательных часах, которые украшают кукольный театр. Ведь эти часы - суть музыкальный автомат.



Вот шарманка



Изготовлена в Южной Германии в 1832 году. Это раритет. Изготовлена шарманка семейством Брудер. Это единственное семейство в мире, которое изготавливало подобные шарманки. К сожалению, после Второй мировой войны секрет изготовления их был утерян.
Посмотрите,



кого здесь только нет: офицеры, дамы с кавалерами, восточные гости, музыканты. Все это движется в разных направлениях под музыку.
Еще одна шарманка




А вот простая русская ярморочная шарманка



Звучит, как гармошка, исполняет 4 мелодии

А вот это трактирная шарманка. Чтобы она работала, необходимо в специальную прорезь бросить денюжку. Тода поднимется занавес, и начнется действо.






Любовь к шарманкам не просто так. Вспомним, что балаганный Петрушка обычно выступал под мелодию шарманки.

Сразу бросаются в глаза разнообразные маски, которые закреплены над диваном. Это африканские, мексиканские, яванские, монгольские, болгарские обрядовые маски XIX века.



Они не просто так висят на стене. Они работают в театральных представлениях.

И, конечно, куклы, куклы. Вот за этой витриной собран целый интернационал



Угадываются индийские и мексиканские куклы. Вот там в глубине индийский петушок из осколков зеркала. Он очень нравится детям.

Вот яванские теневые куклы



Куклы японские, бирманские.



А вот тут в укромном уголке целая иллюстрация к рассказу В.А. Жуковского «Как мыши кота хоронили»



А это панорама Невского проспекта XIX века. Если вертеть ручку, то полотно будет двигаться, как будто вы гуляете вдоль Невского.



На диване лежит интересный свитер



На нем вывязаны имена артистов театра. Известно, что Образцов был очень строг в своем театре. Его все называли «хозяин». Наверное, так и было, но без строгости и требовательности в работе создать такой театр скорее всего невозможно. Однажды он запретил артистам вязать в театре, мода одно время была такая. Каждую свободную минуту женщины занимались вязанием. Распоряжение директора неукоснительно соблюдалось. Но на свой очередной день рождения он получил в подарок от театрального коллектива связанный вручную свитер с именами.
Среди них есть и имя Зиновия Ефимовича Гердта (вышито Зяма). Как он был хорош в роли Эдуарда Апломбова в спектакле «Необыкновенный концерт»!



Непросто складывались у него отношения с хозяином театра Образцовым. Они начались в Великую Отечественную войну. Зиновий Ефимович был тяжело ранен в ногу. Остался на всю жизнь хромым. Когда он находился в госпитале в Новосибирске, туда приехал Образцов со своими куклами и дал представление в госпитале. До войны Гердт был драматическим актером, играл в Московской государственной театральной студии, сочетая эту работу с работой в кукольном театре при Московском доме пионеров.
После ранения переживал, что не сможет работать драматическим актером. Вскоре после окончания войны Гердт еще на костылях пришел к Образцову в студию на прослушивание. Послушав его и посовещавшись с художественным советом, Образцов вызвал Зиновия Ефимовича и сказал:
«Мы прослушали Вас и решили принять в нашу стаю».
Театр тогда репетировал спектакль Маугли, куда его благополучно и ввели. 37 лет Гердт проработал в театре Образцова. Говорящая цифра, как вам кажется? Два необыкновенно талантливых и независимых человека в театре, один из которых руководитель: достаточно непростая ситуация. Возникали конфликты, в которых каждый отстаивал свою точку зрения. Но долгое время, как бы ни складывались их отношения, на все наговоры про Зиновия Ефимовича Сергей Владимирович отвечал одно: «Он талант!». Однажды на гастролях в Милане, когда произошла очередная размолвка, после триумфального спектакля Образцов ворвался в гримерную Гердта со словами: «Поклянитесь, что Вы умрете в моем театре». На что Зиновий Ефимович ответил:
«Хорошо. Но на кладбище должно быть прибрано». Потом наступил такой момент, когда Зиновий Гердт вынужден был уйти из театра». Объяснил деликатно: «Мы с Образцовым не сошлись по художественным вопросам».

Так быстро пролетела жизнь. Старый человек, который, по его выражению, ощущал возраст только потому, что «… стало лень, доставать тапочки из-под кровати», уходя незадолго до смерти из театра, сказал: «Все, прощаюсь! Пусть будут удачливы все дети! Ведь в них – единственный смысл…». Умер Сергей Владимирович Образцов, когда ему был исполнился 91 год. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Вот его могила



На этом экскурсия закончилась. Я как могла рассказала вам про необыкновенный музей-квартиру великого кукольника Сергея Владимировича Образцова, который, собственно, и сам много рассказывал о своей квартире и коллекции, о необыкновенных вещах, которые он собирал всю жизнь, которые, как он говорил его чему-нибудь, да научили. О себе он тоже много рассказывал в своих книгах. Но чтобы почувствовать, что называется человека, по возможности понять его, ведь в книгах можно о чем-то умолчать, что-то приукрасить, нужно побывать в его доме. А еще, знаете, сюда нужно прийти, чтобы вспомнить свое детство.

Ищут люди опору,
В том, что было давно.
Там, где проблемы мельче
(если бы так всегда!)
Там, где машин - поменьше
Где подлиней - года.
Там, где они не мелькают,
Там, где светло и тепло…
Прошлое успокаивает тем,
Что оно прошло
Р. Рождественский.

Отредактировано автором: 12.09.18 18:01:27Сообщить модератору



Спасибо за такой интересный отзыв! Я тоже МИИТ заканчивал и в честь какого Образцова названа улица знаю больше 20 лет)
Ирина, большое спасибо!
Не могла оторваться. Потрясающе интересно.
С уважением
Роман, спасибо.

Цитата:

Я тоже МИИТ заканчивал и в честь какого Образцова названа улица знаю больше 20 лет)



Ну, нам МИИТовцам это положено знать по статусу. С момента моего окончания этого вуза прошло почти в два раза больше времени. Поверьте, встречала людей, которые не предполагали, что улица названа не в честь Сергея Владимировича. Удивлялись только, почему именно эта улица.

С уважением
Ольга, спасибо. Честно, я сама с большим удовольствием писала про этот музей. Не менее интересно было и про Немировича-Данченко. Ведь какая масштабная личность! А сколько забытых или вовсе не известных имен узнаешь.

С уважением
Спасибо.
Я бывал еще в старом здании.:)
Кстати, а музей не располагает ли общедоступными записями спектаклей, кроме детских, "Необыкновенного концерта" и "Божественной комедии"?
Например, "И-го-го" или "Под шорох твоих ресниц" в хорошем качестве?
Ирочка, приветствую Вас!

Я представитель того поколения, которое помнит его выступления в Будильнике.
… И походы в только что открытый новый театр с удивительными сказочными часами.
Уже намного позднее я прочитала "По ступенькам памяти". Уже в то время, когда полностью охладела к "кукольному" театральному жанру, но сохранился интерес к личности Образцова. Он чем-то напоминает упомянутого в отзыве Корнея Чуковского.
Как мне кажется, интерес к детскому искусству в обоих случаях был и попыткой уйти в иную, более комфортную для своей жизненной позиции, реальность.

P.S. На нашем сайте зачастую проскальзывают в контексте моветона скептические комментарии по поводу восхищения теми или иными авторами.

В данном случае я не могу удержаться)))

Таких рассказов, где присутствует ТАКОЙ хороший вкус во всех ипостасях, к сожалению, редкое событие.
Уважаемая Ирина.
Позвольте уточнить:стеклянные иконы - это не Сербия, а Румыния.
https://art.sovfarfor.com/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo/narodnaya-zhivopis-na...»
https://www.google.com/search?q=%D1%80%D1%83%D0%BC%D1%8B%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8...»
И на их родине, в Трансильвании, очень гордятся этим видом народного творчества.
С уважением...
Ирина, спасибо большое! Прям зачиталась. Истории невероятно интересные. особенно про свитер с именами понравилось .
У нас в театре Сергея Образцова работал дядя. Дома сохранился памятный альбом "Театр кукол" с историей театра.. Разрешите добавлю несколько фото.
Просто вспомнила, после комментариев Владимира Михайловича, про замечательные спектакли этого театра.
Цитата:

Кстати, а музей не располагает ли общедоступными записями спектаклей, кроме детских, "Необыкновенного концерта" и "Божественной комедии"?
Например, "И-го-го" или "Под шорох твоих ресниц" в хорошем качестве?


В этом театре было много спектаклей 18+ .Сергей Образцов был в них постановщиком. А сценаристом многих этих спектаклей был актёр,Евгений Сперанский. Он был в самой первой команде театра, состоящей из 13 человек. Представляете , в послевоенное время, а потом и в эпоху застоя, решиться на такие шедевральные вещи. Так тяжело поймать тонкую грань между пошлостью и рафинированным юмором. И им это удавалось.

На первом фото Сергей Образцов, разглядывающий афиши своего театра. Там же внизу афиша спектакля И-го-го

Ещё задолго до передачи "Большая разница", они стали делать спектакли-пародии.
Спектакль "Говорит и показывает ГЦТК" , был в чёрно белых цветах, так как телевизоры тогда были ещё в основном чёрно-белые. Огромная и узнаваемая кукла, тётя Валя с Филей и Степашкой
Владимир Михайлович, спасибо.

Цитата:

Я бывал еще в старом здании.:)
Кстати, а музей не располагает ли общедоступными записями спектаклей, кроме детских, "Необыкновенного концерта" и "Божественной комедии"?


Наверное, Вы имели ввиду музей, который расположен в самом кукольном театре? Возможно, в этом музее есть запись Ваших любимых спектаклей. В квартире-музее, думаю, что нет.

Цитата:

Позвольте уточнить:стеклянные иконы - это не Сербия, а Румыния.



Экскурсовод сказала, что именно эти иконы из Сербии. Я, обычно, проверяю все неясные мне моменты. Но в интернете нашла вот такую информацию

https://ru.publika.md/zhitel-synzherei-izgotavlivaet-ikony-iz-stekla_1295331.html

Так что, видимо, в Сербии этот вид иконописи тоже присутствует. Но техника отличается от румынской, украинской и словацкой.

С уважением
Лена, спасибо, что читаете и большое спасибо за дополнение. Замечательный Евгений Вениаминович Сперанский. О нем об одном можно написать: Сперанский — актер. Сперанский — режиссер. Сперанский — драматург. Сперанский — журналист. Сперанский — теоретик. Наконец, Сперанский — прозаик.

«Под шорох твоих ресниц», «Краса ненаглядная», «И-го-го». - драматург
«Кот в сапогах» и «Волшебная лампа Аладдина», а так же и конферансье в "Необыкновенном концерте" - актер
«Кот в сапогах», «Любит — не любит» Полякова, «Буратино» - режиссер

термин «фаза пассивного созерцания», который придумал Сперанский - это время, когда актер определяет на что способна кукла - теоретик
член союза писателей РФ - прозаик и журналист.

Так впопыхах дополнила. Можно было бы и больше.

С уважением
Олечка, дружочек мой верный. Спасибо-спасибо. Очень приятно читать такие слова. С возрастом, как-то очень хочется уйти в детство: чуть-чуть отдохнуть в его благословенной памяти от жизненных забот, которых, увы, не становится меньше в отличие от сил.
С уважением
Ирина, большое Вам спасибо за такой интересный, трогательный, глубокий рассказ! Прочла на одном дыхании.
Улыбалась, плакала, вспоминала детство...
Ирина! С Вашей легкой руки день начался прекрасными впечатлениями, фотографиями и размышлениями. По-моему, в этом отзыве изумительно соединилось многое: погружение в сложную личность человека, который умел отстаивать свои гражданские убеждения и честно находил удивительные ответы властям предержащим, которые ничем не могли ему возразить, кроме запретов. Хотя это очень сильно отравляло жизнь людям творческим, когда им ставили преграды. В его душе поселилось ДЕТСТВО. Он служил ему беззаветно. В Саратов он привозил "Необыкновенный концерт", в моей юности спектакль стал одним из самых сильных театральных впечатлений. Помимо спектакля Сергей Владимирович обязательно устраивал творческий вечер, на него попасть было очень сложно. Куклу Тяпу помню с тех времен. Рассказ о музейных экспонатах квартиры настолько заразителен,что захотелось пожить с недельку в этом доме и все рассмотреть "под лупой, увеличительным стеклом" и насладиться всеми диковинками. Ведь их хватает! Знаете, как после спектакля, я аплодирую Вашему отзыву, Ирина! Всего самого доброго.
Цитата:

На нашем сайте зачастую проскальзывают в контексте моветона скептические комментарии по поводу восхищения теми или иными авторами.


Не обращая пока внимания на не очень симпатичную "личность" известного образцовского персонажа, хочется процитировать его слова авторам "скептических комментариев по поводу восхищения"(с)" : "Граждане, я не слишком культурен для вас?" Многим оппонентам это понятнее.
Ирина, спасибо за такой интересный рассказ!
Это действительно настоящее путешествие в детство. Кажется, совсем недавно был Тяпа, "Веселые человечки" и мой любимый Гурвинек.
В 1982 году театр С.В. Образцова был на гастролях в Ярославле. Я тогда просмотрела все его спектакли, особенно потрясли "Необыкновенный концерт" и "Дон Жуан" - сколько лет прошло, а музыка спектаклей до сих пор звучит в памяти. И потрясающие куклы - живые, настоящие.
Ирина это Вам спасибо за такие эмоции

Цитата:

Улыбалась, плакала, вспоминала детство...



Так приятно!

С уважением
Лариса, спасибо. Действительно, как общался Сергей Владимирович - это поразительно. Так уметь расположить к себе собеседника. Хорошо, что телевидение смогло запечатлеть эти моменты. Высочайшая культура общения, уважительное отношение к собеседнику, умение понять и сопереживать. Жаль, что все это ушло. Рада, что Вам понравилось.

С уважением
Владимир Иванович, вот и вспомнили одну из расхожих цитат:

Цитата:

"Граждане, я не слишком культурен для вас?"



а еще:
"по ту сторону добра и зла"

"Моя задача поднять ваш культурный уровень так, чтобы вы этого не заметили",

"Соотечественников за границей узнают по выражениям"

"Ее пение — это страдание, страдание не в смысле "я страдала, страданула", нет! А в смысле "лямур", "тужур", "бонжур".

"Ибо кто из нас не любит, придя домой после радостного трудового дня на службе, уединиться и попеть хором"

С уважением
Ирина, спасибо

Цитата:

Кажется, совсем недавно был Тяпа, "Веселые человечки" и мой любимый Гурвинек.



Я и сейчас с удовольствием смотрю про веселых человечков.

С уважением
Цитата:

а еще:
"по ту сторону добра и зла"


Это Ф.Ницше
Можно читать здесь
http://knijky.ru/books/po-tu-storonu-dobra-i-zla
В начале ХХ века это был вполне уважаемый автор.
В 30-е уже чуть ли не "идеолог нацизма"
А вот КАК эту фразу пропустили в спектакль в годы "идеологического прессинга", могу объяснить только малограмотностью чиновников
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Москва. Мемориальная квартира -музей В.И. Немировича-Данченко
2Москва. Государственный геологический музей им. В.И.Вернадского.
3Музей -квартира Н.С. Голованова
4Ещё 10 мест, которые можно посетить в Москве и Московской области с ребёнком и без (2 часть)
510 мест в Москве, которые можно посетить с ребёнком (из личного опыта).
6Москва. День города 2016. (С)Хотите сниматься в кино? Хочу, а что?
7Москва: столичные высотки и экскурсия в МГУ (25.01.2014). Часть 2
Отдых в России
Россия: отели
Отели Барнаула
Отели Бахчисарая
Орлиное
Орловская область
Погода в России
Новогодние туры
Рейтинг отелей:
330.Южный пансионат 5
331.Климентина гостевой дом 5
332.Рапсодия мини-отель 5
333.Омега-Бриз 5
334.Soldaya Grand Hotel & Resort 5
335.Mercure Rosa Khutor Hotel 5
336.Усадьба - Две сестры 5
лучшие отели России
Фото отелей:
568.Друзья Лофт, Россия [12]
569.Брянск, Россия. Остальное [12]
570.Никонов Отель, Россия [12]
571.Особняк военного министра, Россия [12]
572.Сенешаль бутик-отель, Россия [12]
573.Саквояж, Россия [12]
574.Al Pash Grand Hotel, Россия [12]
Популярные отели:
155.Приморье отзывы
156.Черное море пансионат отзывы
157.Волхов отзывы
158.Крым санаторий отзывы
159.Волен (спортивный парк) отзывы
160.Марат парк-отель отзывы
161.Алтай-West санаторий отзывы
Отзывы по отелям:
554.Россия, Курпаты санаторий [5]
555.Россия, ИПКВ мини-отель [5]
556.Россия, Эспланада [5]
557.Россия, Атлант [5]
558.Россия, Гостевой дом у Кремля [5]
559.Россия, Дружба пансионат [5]
560.Россия, Палас Отель Селигер [5]