08.09.18 17:49:32
Санкт-Петербург. Корабли-музеи и Музей кораблей. Морская столица 
Время отдыха: сентябрь 2018

Санкт-Петербург. Корабли-музеи и Музей кораблей в Морской столице.

Среди многих столичных функций, приписываемых Петербургу есть и определение «Морская столица». Вот с этим я согласен полностью. У нас хоть и не «порт пяти морей», но своя история имеется.
Символами Морской столицы, естественно, являются корабли – старые и новые, исторические и современные, постоянно находящиеся в городе или приходящие с визитами. Вот о таких кораблях я сегодня расскажу. Большая их часть доступна для любознательных туристов в любое время, но есть и такие, куда попасть можно только иногда и то – если пустят.
Доступные корабли, как правило, имеют статус музея, а значит и свою интересную историю идущую из давних времен. Вот по хронологии и начнем.
Несмотря на и так большое количество музеев в нашем городе постоянно появляются новые, не менее интересные. Зачастую, они носят временный характер, но все равно заслуживают посещения. Одним из таких новых объектов является Музей строительства корабля "Полтава", который был расположен в Лахте, а скоро переместится в Парк 300-летия Петербурга. А что же заставит его поменять адрес? К моменту переезда корабль будет построен и это уже будет не Музей строительства, а Музей корабля.

Малоизвестная компания "Газпром", которая неподалеку, практически, построила для себя самое высокое в Европе здание, решила сделать подарок принявшему их городу и проспонсировала воссоздание первого российского военного корабля "Полтава" - детища Петра Первого.
Отличие этого проекта от аналогичных, типа шведского "Васы" или английского "Катти Сарк" в том, что корабль не реставрируется или восстанавливается, а воссоздается заново на основе старинных чертежей и с максимальным использований тогдашних технологий. Конечно, Российский регистр предъявляет определенные требования в части пожарной безопасности или использования современных негорючих материалов - все же это будет музей, но строители стараются по максимуму использовать аутентичные материалы и технологии. Например, со всей страны привозят специальные дубы (это самое "судостроительное" дерево), их нумеруют и используют для разных изделий.

Вот представлен срез дуба, посаженного в 1812 году - это видно по кольцам.

А вот такелаж (веревки и канаты) используют современные, ибо срок службы пеньки - не более одного года. С учетом использования передовых технологий строители обещают сохранность корабля не менее, чем на 100 лет.

Строительство происходит в специально построенном ангаре, но там помещается лишь часть корабля - без мачт. Для них потребуется нарастить ангар еще на столько же вверх.

Расскажу вам об экскурсии туда, которые проводились во все время постройки и начинались в доме корабельного мастера, где зрителям демонстрируют макет корабля,а также самый маленький из используемых болтов и настоящее (тяжеленное!) ядро.

Потом произошла экипировка в каски и нас провели в ангар, по пути демонстрируя маленькую часть мачты.
Затем, по внешней лестнице мы поднялись на уровень средней палубы, где представлены копии старинных чертежей и проекты "оформления" корабля

и снова вышли наружу, где на набережной представлены действующие образцы пушек - их будет 54 штуки трех размеров. Они будут использоваться для праздничных салютов и фейерверков.

И, наконец - самое интересное - проход в "чрево" корабля , в самые "низы". По пути мы прошли по всем палубам - артиллеристской,
рабочей (высота там всего 1.30 метра)

и спустились в трюм к килевой части.

Каски явно не лишние - я при росте 1.90 постоянно "цеплялся" головой за верхние части палубы. Полазав там и прочувствовав все тяжести морской службы мы вернулись в наше время и изучили современные технологии, используемые при строительстве - так гнут и склеивают брус,

а так собирают мачты - они полые внутри!

В нашей группе половина была - дети. Для них это, явно, необычно и интересно - нигде и никогда больше они такого не увидят. Но и мне было нескучно.
К Дню рождения города 27 мая 2018 года «Полтаву» «вывели» из ангара и спустили на воду, где работы будут продолжаться. На сегодняшний день она уже успела принять участие в параде к Дню ВМФ в Кронштадте – туда ее привели накануне.

(Фото с сайта корабля)
Экскурсии, несмотря на проводимые работы, по-прежнему проводятся регулярно – уточнить порядок их проведения можно на сайте http://poltava1712.ru/
Кстати, в городе недавно появился еще один памятник "Полтаве" работы скульптора Таратынова на Воскресенской набережной.

Самым известным кораблем – музеем является, конечно, крейсер «Аврора». Я не буду пересказывать его славную историю – о ней можно узнать в корабельном музее, кстати, довольно интересном и интерактивном.

При посещении крейсера можно воспользоваться экскурсией по цене 250 руб. с человека, но мне показалось, что и без нее легко и интересно все осмотреть. Тем более, что там есть замечательные бесплатные буклеты.


Сам музей представляет собой несколько залов, посвященных разным периодам службы корабля. Мне очень понравились вот эти "бытовые" фотографии из жизни экипажа и реконструкция кубриков. Там показаны нормы вещевого довольствия, питания и фото обязательного дневного сна матросов.

и отличный интерактивный рассказ-показ о Цусимском сражении.

Кроме аутентичных экспонатов там есть прекрасные планшеты, на которых "зависают" мальчишки - там очень доступно и полно представлено огромное количество информации.

На одном из стендов представлены фотографии почетных гостей корабля, причем сразу за Гагариным идут Митьки и Шевчук с Бутусовым.

Ну и несколько просто интересных фотографий.

Давно известно, что от той самой исторической «Авроры», практически ничего не осталось. Только на моей памяти ее дважды реставрировали, последний раз в 2014 году. Это событие превратили в настоящий городской праздник и сотни тысяч горожан и гостей были тому свидетелями.

Не буду подробно об этом рассказывать, а отошлю к отзыву брата https://www.otzyv.ru/read.php?id=179801.

Давно уже работает музеем еще одно историческое судно – ледокол «Красин», бывший «Святогор». У него тоже есть отличный сайт для тех, кто хочет о нем подробно узнать или посетить http://www.krassin.ru/.

Экскурсия туда тоже стОит 400 рублей для взрослого и 200 руб.для ребенка и начинается с небольшого музея еще на причале.

Затем вам покажут небольшой фильм об истории ледокола

и проведут по каютам. Вот стандартный кубрик

а вот "мемориальная" каюта писателя-мариниста В.В.Конецкого, который, правда, никогда в ней не бывал, но там собраны его личые вещи, в т.ч. легендарная машинка "Эрика".

А вот, для сравнения, капитанская каюта из трех комнат с отдельной ванной и холодильником.

Далее штурманская

кают-компания

и, наконец, мостик

Поскольку судно реально работающее, то многое трогать руками нельзя, но сама атмосфера судна, типичные запахи и виды из иллюминаторов очень наглядны.

Рядом, на Балтийском заводе, идет строительство нового атомного ледокола "Сибирь"

А теперь настала пора более современных кораблей. Два из них – это подводные лодки. Как вы знаете, в засекреченном ранее ЦКБ «Рубин» их проектируют,

а на наших Адмиралтейских верфях и строят.

У меня есть несколько знакомых – бывших офицеров – подводников и из их рассказов у меня, естественно, сложилось некое представление об их героической жизни и быте. Но «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - и только после посещения музея подлодки С-189 я понял – более тяжелую службу трудно себе представить. Вот как это выглядит «в натуре».

В смысле наглядности более современная С-189, стоящая рядом с «Красиным» поинтереснее,

но и совсем старенький «Народоволец», который вошел в состав флота аж в 1931 году, достойно держит марку и предлагает интересные экскурсии и осмотры. http://navalmuseum.ru/filials/narodovolec/scheme. Находится «Народоволец» в Гавани на территории Экспо-центра.

Поскольку мы говорим о Петербурге как о Морской столице, то понятно, что кроме общедоступных, но устаревших боевых кораблей мы можем увидеть в ней и действующие современные и даже посетить некоторые из них.

В последние два года происходит это в ходе Парада к Дню ВМФ, который проходит в Неве и на рейде Кронштадта и именно там-то и находятся «самые-самые», которые просто физически не поместятся даже на просторах полноводной Невы. А ведь как бы хотелось хоть краешком глаза взглянуть на то, что внутри…

Но не отчаивайтесь – с этого года такую мечту можно будет почти реализовать посетив самый современный из кораблей-музеев – эскадренный миноносец «Беспокойный» в Кронштадте.

«Беспокойный» станет крупнейшим кораблем – музеем. Его длина 150 метров.

Прослужил он на флоте чуть меньше 30 лет. Стал 15-м в 956 – м проекте – последняя серия эсминцев разработанная в СССР. Он был одним из первых кораблей, на котором подняли Андреевский флаг.

В его истории десятки походов и учений, он был «представительским» кораблем Балтийского флота. В 1994 году обеспечивал безопасность яхты «Британия» на которой королева Елизавета II прибыла в Петербург. Представительские функции он выполняет и сейчас - пока только по выходным на нем стреляет полуденная пушка. Хотя и другого вооружения вместе с лихими командирами хватает.

Но проблема его функционирования состоит в том, что большое количество комплектующих производилось в Украине и сейчас полноценно его обслуживать невозможно. Последний раз он был в море 10 лет назад, потом использовался как учебный корабль и прибыл в Кронштадт с завода в Балтийске. Сейчас экипаж составляет 30 человек – но это без музейных работников.
А музей будет. Часть его будет посвящена Таллинскому переходу августа 1941 года, в ходе которого корабли выводили из под вражеского удара, но при этом погибли 15 из 26 тысяч его участников. Вторая экспозиция будет посвящена морской медицине. Полностью музей откроют в 2019 году.
Зато представленная рядом экспозиция «Эра гидрокосмоса» даже в нынешнем виде – крупнейшее в мире собрание подводных, в т.ч. глубоководный аппаратов.

На этом список постоянных кораблей-музеев заканчивается. Но я расскажу и покажу еще две категории: временно доступные и практически недоступные.

В Петербурге довольно часто проходят мероприятия, связанные с морской тематикой – регаты, фестивали, смотры. Популярен наш город и среди военных моряков из всех стран мира. Именно они приходят сюда с «визитами доброй воли» и не боятся пригласить на борт гостей.
Самым первым таким визитом на моей памяти был заход голландских кораблей «Троомп» и «Де Рейтер». Было это еще до наступления «разрядки», поэтому расценивалось как нечто «экстраординарное». Нам посчастливилось, отстояв огромную очередь туда попасть и самым интересным был не сам осмотр корабля, а возможность просто пообщаться с моряками.
С тех пор таких визитов было много, но они становятся все более рутинными и уже не вызывают такого бешенного интереса. Да и вот такие охранники как на английском эсминце "York" к беседам не склонны.

Хотя, много интересного вдумчивые посетители могут там «посмотреть и покрутить» - даже в этой артиллерийской башне французского эсминца De Grasse.

Жаль, что в свое время не смог сфотографировать настоящего монстра морей - вертолетоносец "Мистраль". Его масштабы можно оценить на этом фото.

Несколько раз Петербург собирал у своих причалов гордость и славу парусного флота со всего мира во главе с крупнейшими российскими парусниками «Седов»

и «Крузенштерн».

Туда тоже можно было попасть во время их недолгой стоянки, но не как в музей, а как на действующий корабль. Хотя иногда он выглядел как корабль-призрак.

Очень романтические аллюзии рождают и слова известной песни Олега Митяева "Санкт-Петербург" :
"И уж если ты в туман его густой
Окунешься среди ржавых кораблей,
Ты отравлен будешь песнею морской
И виденьями качающихся рей,
"Крузенштерна" льдом поросший такелаж
Станет грезиться в простых сосульках с крыш,
И однаждый этот город ты предашь
И в другой далекий город убежишь."

Сейчас, после постройки мостов КАДа, проход таких громадин в Неву уже невозможен.
Однажды даже из далекой Мексики как-то добрался парусник «Куатемок».

Тамошняя атмосфера рождала даже у самых закаленных домоседов непреодолимое желание новых открытий, ощущение огромного простора и желание рулить и рулить туда – неведомо куда.

Но как антитеза легким и быстрым парусникам в наш город приходят и тяжеловесы современного флота – ледоколы.

Для них организован специальный фестиваль, в ходе которого их тоже можно посетить, осмотреть и сравнить наглядные впечатления с полученными из чтения интереснейших книг о море , например, великого ленинградского моряка-писателя Виктора Конецкого.

Фестиваль длится 2-3 дня в мае месяце и заканчивается очень зрелищным "вальсом буксиров."

А в декабре 2018 года с показательным визитом в город пришел мощнейший дизельный ледокол "Андрей Вилькицкий". Его называют "танцующим" за то, что может развернуться на 360 градусов за 1 минуту.

Так получилось , что в восьмидесятые годы, когда я особенно увлекался книгами Конецкого, наши родители надолго застряли на Северном морском пути на переходе из Мурманска в Тикси. Отец выполнял свои профессиональные обязанности, а вот мама, как и еще пара жен получивших разрешение на участие в каботажном рейсе, почти 2 месяца умирала с тоски в реально тяжелых условиях северной проводки и от нечего делать писала длиннющие письма о том, что происходит вокруг – вот белый медведь на льдине, вот северное сияние, а вот подошел, наконец, атомный ледокол «Арктика», взял их «на усы» и вывел из ледового плена. И, что интересно, о том же самом я "параллельно" читал у Конецкого в его книгах – впечатления совпадали до деталей.
Ну и наконец о судах (помните разницу: военные – корабли, гражданские – суда?)куда доступ возможен по случаю или невозможен вообще.
Первой в списке стоит яхта (если можно ее так назвать)Романа Абрамовича Eclipse, которая однажды завернула к нам. Об этом написали все газеты и многие желающие хотя бы посмотреть толпились на Английской (что символично) набережной.

В мае 2019 еще одна шикарная гостья пришвартовалась там же - принадлежащая миллиардеру Шадид Хану яхта "Kismet".

Впрочем, какая там "яхта" - 95 метров в длину, 5 палуб, 2 вертолетные площадки...Пассажирский крейсер!
Опять таки, для жителей города и большинства «наших туристов» был бы интересен осмотр вот таких круизных лайнеров, которые в больших количествах приходят летом с десятками тысяч гостей.

А они – наоборот, стремятся поскорее с них сойти чтобы город увидеть – и скорее дальше.

Несколько раз доводилось видеть на Невских набережных разные чудеса типа вот такой «парусно-моторной яхты»

Или современного кабелеукладчика.

Уж больно необычные у них формы. А один необычный корабль-магазин замечен в глубине спального района. Видно, что строил его бывший моряк.

И последние представители славной когорты символов морской столицы – это «парусники», стоящие в центре города, но по сути своей являющиеся ресторанами или увеселительными заведениями.

Не могу не рассказать забавную историю. По пути к крейсеру "Аврора" рядом с этим рестораном "Благодать" меня остановила некая старушка с селфи-палкой и спросила : "Молодой человек, а это крейсер "Варяг"?

А вот «Летучий голландец» так и вообще не «плавучий», т.к. стоит на бетонной плите.

Есть еще бар "Забава", но это заведение неприличное и , как и Маяковский, "я такого не хочу даже вставить в книжку"(С).
Закончить рассказ о Морской столице хочу упоминанием Музея ВМФ, который как раз собрал в 19 залах всю историю и сегодняшний день кораблей, морского вооружения, знамен, морских сражений и т.д. и т.п.

Вот, для затравки, цитата с их сайта.
«За три века своего существования музей собрал огромное количество ценнейших музейных предметов, отражающих важнейшие события истории флота. В фондах музея их хранится более 700 000, в том числе свыше 13 000 предметов корабельной техники, более 11 000 единиц холодного и огнестрельного оружия, свыше 62 000 произведений изобразительного искусства, более 56 000 предметов формы одежды, наград и знаков, флагов и знамен, свыше 44 000 документов и рукописей, около 300 000 фотографий и негативов, сотни тысяч листов чертежей.
Музей обладает одним из богатейших в мире собраний моделей кораблей (около 2000 единиц), в котором наглядно отражена история российского и зарубежного военного кораблестроения.»

Мне, в том числе, запомнился и стенд, посвященный В.В. Конецкому.Он, кстати, жил напротив нынешнего здания музея на наб. Адмиралтейского канала.
Есть у нас еще один музей им. Маринеско, посвященный только героям-подводникам. Расположен он не очень удобно - на Кондратьевском проспекте, зато виден издалека.

Я в свое время написал отзыв о Петербурге как о Цветочной столице https://www.otzyv.ru/read.php?id=193934 , а здесь вот такое получилось обоснование звания Морской столицы. Буду рад, если жители или гости города добавят свой взгляд или впечатления на эту тему.
Вот последнее фото - как квинтэссенция рассказа - сколько разных кораблей одновременно стоят в Неве.

Спасибо за внимание.
Автор

Отредактировано автором: 17.05.19 12:17:59Сообщить модератору



Андрей, спасибо огромное! Как всегда очень информативно и интересно. В этом году было особенно много отзывов о праздновании дня ВМФ в Санкт-Петербурге, и я затаила мечту отпраздновать на будущий год свой полуюбилей, как раз в конце июля, именно в Питере. Так что отзыв очень актуален - утаскиваю в избранное.
Добавлю немножко про ледоколы - способ вытаскивания судов изо льда "на усах" чрезвычайно опасен и требует большого мастерства от судоводителей - об этом писал еще В. Конецкий - чуть прибавил скорость "ведомый" и - "бац" - врезается в корму ледокола. На современных ледоколах эту проблему учли и их корма сделана с "выемкой", которая, к тому же, закрыта специальной "подушкой", которую называют "шкурой мамонта". Да и лебедки специальные установлены.



Андрей, спасибо за интересную экскурсию! Вот думаю - сколько же раз мне нужно приехать в ваш удивительный город, чтобы увидеть все, что хочу? На "корабликах"-то я не была! А после Вашего рассказа хочется еще больше!
Андрей Смирнов, спасибо за замечательную экскурсию!
За все приезды в Питер посетили три судна - Аврору ( в 2013), Красин и С -189.
На очереди Народоволец, Беспокойный, теперь и Полтава добавится.
Тема моря мне близка, отец увлекался.
Спасибо за интересный рассказ.
Спасибо. И мне прям на душу легло и порадовало.
Хотя для меня нормально, если город я вижу с таким обязательным ракурсом

а еще лучше так


Но остальное тоже надо освоить...только не выходит пока. Я честно в этом году начала собираться, но не по пути.

Только "Беспокойный" при параде со стороны увидела


А еще тоже помню "Куатемок" и безумные очереди, что б туда попасть.


И давно лайнеров не видела. А ведь были раньше не только в "Морском Фасаде", но и из центра видимы

Лайнеры приходят и уходят, практически каждый день, особенно, конечно, летом. К сожалению для их пассажиров, время пребывания в городе у многих - 12 часов, зато не нужна виза. Вот тут можно посмотреть расписание заходов https://www.portspb.ru/Raspisanie
Спасибо, интересно почитать. Так надеялась увидеть "Седова" и "Крузенштерна" в Кронштадте на первый парад ВМФ в прошлом году. Но увы. Хоть и были они заранее заявлены, планы, видимо, поменялись. Пришлось довольствоваться "Петром Великим" и "Дмитрием Донским"))). Андрей, надеюсь, Вы не обидитесь, если вставлю эти фото. Ехали в Петергоф, а навстречу - вот такая флотилия возвращалась из Кронштадта)))
Автор не упомянул про мировые парусные регаты "Катти Сарк", которые город принимал дважды. Зрелище просто нереальное, при участии десятков парусников всех размеров. К сожалению, больше мы такого зрелища не увидим - при строительстве ЗСД (Западного скоростного диаметра) высота моста над Морским каналом составила 52 метра, что недостаточно для прохода в Неву тех же "Седова" и "Крузенштерна". Когда поняли ошибку, были даже предложения перепроектировать этот участок, но, это было слишком долго и дорого.




Цитата:

Андрей, надеюсь, Вы не обидитесь, если вставлю эти фото. Ехали в Петергоф, а навстречу - вот такая флотилия возвращалась из Кронштадта)))


Чего ж обижаться, если я сам об этом просил :). Наоборот - спасибо.
Это, как раз, "Полтаву" ведут.
Андрей, спасибо за морскую подборку. С удовольствием посмотрел на то, что сам видел. Отдельный респект - "Полтава" ! Надеюсь что парусник будет доступен к осмотру готовый и в удобном месте.
Спасибо за интересный рассказ,какое прекрасное синее небо на фото ! Музей ВМФ у меня одно из самых ярких впечатлений детства!
Я тоже хочу поблагодарить за интересный рассказ.
Вспомнилось, что в 2001 году мы с мужем фотографировались на фоне корабля "Штандарт", он был сделан как старинный парусник, стоял пришвартованный у Зимнего дворца. Не знаете, что с ним теперь?
У него большие проблемы - российский судовой Регистр много лет не хочет его признавать по каким - то причинам, и не выдает документов, без которых он не имеет права ходить в территориальных водах России. А планировалось, что именно он будет исполнять роль брига "Секрет" с Алыми парусами. Так что - ходит за границей.
Скопирую сюда

Как известно, вчера на Английскую набережную встал линкор "Полтава" - реплика первого Петровского корабля и девятый корабль с таким названием, т.к. Петр приказал, что "Полтава" должна быть на флоте всегда". Еще вчера начались на него экскурсии и будут продолжаться 10 дней, потом его отбуксируют на рейд напротив Эрмитажа и он примет участие в параде на день ВМФ. Что будет с ним потом - пока неизвестно, есть, как говорится, варианты. Конечно он еще сильно недооснащен, нет многих пушек, не обустроены палубы, камбуз, кают - компания и т.п., но, представление о том, КАК это было, получить можно.



вот это, например, матросский гальюн - на носу, в самом омываемом водой месте корабля. У капитана был свой, даже два - в кормовой каюте



Главная орудийная палуба, желающим предлагают покрутить кабестан, которым, например, поднимался якорь



Все борта вот в таких металлических болтах - стяжках





Кают - компания и вид из кормовой каюты капитана



Самое интересное - совершенно шикарная отделка кормы. Балкончик в капитанской каюте



Традиционное фото у штурвала, делаю такое на всех парусниках, на которых побывал - "Мир", "Седов", "Крузенштерн". "Куатемок". На самом деле штурвал крутили от двух до четырех человек, поворачивая перо руля, весом более тонны



Вообще, условия, конечно, были жуткие, просто непонятно, как в них можно было существовать - для, того, чтобы это представить и есть экскурсия, продолжительностью, примерно, 45 минут и идут они потоком, т.к. в группе 15 человек, а народу стоИт много. Рассказывают много, интересно, все можно потрогать. Вот, например, на постройку корабля ушло более 2000 дубов, высота клотика мачты - 47 метров, а экипаж составлял 350 человек.



Для контраста, напротив стоят вот такие красавцы



Технические моменты - я записался на экскурсию на сайте http://poltava1712.ru/korabl-muzej/zapisatsya на 12 часов, но, вся очередь там стоИт просто, без записи, поэтому прошел мимо нее, сказал, что по записи. Без льгот - 600 р., не жалко. Внимание! Не надевайте обувь с каблуками и, если у вас рост выше 160 см - берегите голову, я стукался раз пять. Все туда! Это, действительно, уникальный опыт, особенно для мальчишек.
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Санкт-Петербург. Шуваловский дворец и музей Фаберже. Отвлечемся немного на балы? Готовьте перчатки-)
2«Золотое ожерелье» Санкт-Петербурга. Пять дней осени. День третий – Выборг …
3Шереметевский дворец в Петербурге (Фонтанный дом) и Музей музыкальных инструментов.
4Санкт-Петербург, Кронштадт, Петергоф и … «День ВМФ» в 2017 году
54 дня в Санкт-Петербурге. День четвертый - и последний.
6Санкт-Петербург. Футбол! Балет! И не только
7Санкт-Петербург. Выставка "Модильяни и другие легенды Монпарнаса". Для тех, кто не попадет.
Отдых в России
Россия: отели
Отели Махачкалы
Отели Миллерово
Белгород
Белгородская область
Погода в России
Отдых дети
Рейтинг отелей:
1051.Ямщик 4
1052.Роза Ветров гостевой дом 4
1053.Рахманов Плес у реки 4
1054.Берега 4
1055.Березовая Роща санаторий-профилакторий 4
1056.Виктория 4
1057.Романовский Отель & Терраса 4
лучшие отели России
Фото отелей:
22.Озеро Белое (санаторий), Россия [102]
23.Улиткино, Россия [101]
24.Country Resort, Россия [100]
25.LES Art Resort, Россия [98]
26.Курорт-парк Союз, Россия [97]
27.Сосновый бор, Россия [96]
28.Шексна пансионат, Россия [91]
Популярные отели:
1086.Галерея Палас санаторий отзывы
1087.Касимовские зори санаторий отзывы
1088.Малая Бухта санаторий отзывы
1089.Арагон отзывы
1090.Лазурь отзывы
1091.Куршская коса отзывы
1092.Welna Eco Spa Resort отзывы
Отзывы по отелям:
1275.Россия, Поручик Ржевский арт-отель [1]
1276.Россия, Inn Villa D'Angelo [1]
1277.Россия, Южно-Приморский мини-отель [1]
1278.Россия, People Loft Tverskaya [1]
1279.Россия. Остальное, Монтажник база отдыха [1]
1280.Россия, Вилла Снегири [1]
1281.Россия. Остальное, SV Hotel [1]