20.05.18 00:53:45
Путешествие вдоль Кавказского хребта от Чёрного моря до Каспийского. Часть 1. 
Время отдыха: март-апрель 2018

Путешествие вдоль Кавказского Хребта от Чёрного моря до Каспийского.
Часть 1.Кисловодск – Железноводск – Пятигорск - Домбай – Эльбрус.
Снова задумалось большое путешествие, на этот раз по России, и по тем краям, где нам практически не приходилось бывать. И этим районом стал Северный Кавказ с поездкой почти вдоль всего Главного Кавказского хребта с заездом во все самые значимые интересные места, начиная с Кисловодска и завершая Дербентом.
Маршрут формировался под воздействием отзывов в нашем любимом Oтзыв.ру и на форуме Винского. После долгого изучения отчётов сформировался маршрут с учётом не слишком больших перегонов: Москва – Павловск – Кисловодск – Медовые водопады – Домбай – Есентуки и Железноводск – Пятигорск – Эльбрус – Чегемскские водопады и Черекское ущелье – Грозный – Аргунское ущелье – Озеро Казеной Ам – Сулакское ущелье – Хунзах и Гуниб – Кубачи – Дербент – Махачкала – Сары Кум – Астрахань – Сарай Бату и Баскунчак – Волгоград – Тамбов – Москва.
Планировали таким образом, чтобы перегоны не превышали 700км.
В каждом городе был намечен перечень интересных мест для обязательного посещения, что определяло необходимое количество ночёвок. В интернете были забронированы самые бюджетные отели, гостиницы, хостелы по всему маршруту.
Все самые интересные места были определены ещё и по туристическим маршрутам, которые обслуживают турагенства. Но после определения стоимости этих экскурсий пришла мысль отказаться от варианта экскурсионного обслуживания и везде ездить самостоятельно, тем более, что, как показал предыдущий опыт, и увидеть можно больше и намного дешевле.
Наша «Лошадка» - Тойота Ярис прошла предпоходную подготовку, - новые тормозные колодки, масло в двигатель, масло в коробку передач, замена тосола, две запасные камеры на случай проколов покрышек. Решили ехать на шипованной резине, так как поздняя весна диктовала такую необходимость, да и горные дороги требовали хорошей резины, поскольку возможен гололёд на перевалах за 2000метров.
Подробный маршрут.
28 марта. Москва – Павловск – 670км.
Отель
29 марта. Павловск – Кисловодск – 900км.
Отель
30 марта – 31 арта. Кисловодск и окрестности.
1 апреля Кисловодск - Теберда - Домбай –Кисловодск.
2 апреля. Есентуки – Железноводск.
3 апреля Пятигорск.
4 апреля. Железноводск.
5 апреля Терскол –Чегет – Эльбрус – Долина нарзанов.
6 апреля.Чегемские водопады, Аушигерские термальные источники.
7 апреля. Черексая теснина – Голубые озёра -Аушигер.
8 апреля. Грозный.
9 апреля Нихалойские водопады - Аргунское ущелье – Ушкалой – Итум Кала – Ведучи.
10 апреля. Аргун – озеро Казеной Ам – Шали.
11 апреля. Грозный.
12 апреля. Сулакское ущелье – Дубки- Хунзах
13 апреля. Матлас – Гуниб.
14 апреля. Гуниб Дербент.
15 апреля. Дербент – Сары Кум – Махачкала.
16 апреля. Махачкала – Лагань.
17 апреля. Лагань – Астрахань.
18 апреля. Астрахань.
19 апреля. Рыбалка на Бахтимире и р.Царёв.
20 апреля. Астрахань – Сарай Бату – оз.Н Баскунчак – Ахтубинск.
21 апреля. Ахтубинск – Серафимович – Ново-Аннинское.
22 апреля. Тамбов.
23 апреля. Тамбов – Москва.
Предварительная протяжённость маршрута 6000км.
Примечательно, что от первоначально намеченного маршрута пришлось отклониться и немного его сократить по количеству мест посещения.. Дело в том, что по погодным условиям мы не смогли попасть в Архыз на Софийские водопады, на водопад Гедмыш, на поляну Адыл Су. Начиная с Дербента отменили бронирование в Махачкале, Астрахани, Волгограде и Тамбове, потому, что сместились дни пребывания в этих местах.. В отелях селились практически без проблем, сказывалось отсутствие в это время туристов.
Итак, в путь!
28 марта. Первый день.
В 5-20 утра выскочили из Москвы и по М-4 весело летим по платным участкам со скоростью 110-130км. Свобода, скорость, отсутствие машин и на трассе и на терминалах оплаты. 670км пролетели за 8 часов, в Павловске были в 13-20.
Как оказалось после возвращения домой на видеокамеру за превышение скорости попали всего один раз, т.е. потери 500 руб.
В единственную пробку попали непосредственно перед Павловском из-за ремонта моста через реку Осередь и дремучего перекрёстка в самом Павловске, который давно пора уже на такой трассе накрыть мостом. Когда откроют мост в Крым, трасса Дон должна стать настоящей магистралью, но скорее всего случится это позднее.
А вот и информация об этой проблеме:
«Автодорога М4 «Дон» проходит непосредственно через город Павловск. В настоящее время ведётся строительство объездного участка трассы М4 в обход города Павловска и села Лосево, которое завершится в 2019 году».
Да, стройка идет, мы видели это после выезда из Павловска.
Очень заинтересовало странное название «Заосередные сады». Оказалось - проще не бывает, просто за рекой Осередь были сады.
Первая маленькая тревога» - какой-то стук под машиной. Расспросили, где сервис, заехали по снежным колеям во двор и увидели что-то похожее на мастерские. Сказали спросить Николая Васильевича. Мужчина поднял авто на подъёмнике и стало понятно откуда стук – вибрировал защитный кожух выхлопной трубы. Всё решено было просто – две большие шайбы под крепящие винты и проблема снята.
И мы поехали осматривать Павловск.
Планировали посмотреть в городе три храма: Покровский собор, Казанской иконы Божьей Матери и Преображенский собор. Все они находятся в старой части города вдоль по проспекту Революции. Здесь сохранились старые купеческие дома, дом губернатора.
В одном из особняков увидели вывеску «Станция юных техников». Зашли и утонули в истории Города.
Город основан в 1709 году Петром I как военная верфь (перенесена из Воронежа) и русская крепость. Крепость строилась шведами, пленёнными под Полтавой.
До 1711 года носил название Осеред. Осередская крепость была переименована в Новопавловскую указом царя после неудачного Прутского похода в память об уступленной туркам крепости Святого Павла на Азовском море. В том же году крепость получила статус города и стала называться Павловском. На Павловской верфи строились военные корабли, зарождался российский флот. Были построены пушечный и литейные заводы, открыты канатная и шерстяная фабрики. Город в то время именовали малым Санкт-Петербургом. ] В 1779 году Павловск получил статус уездного города. В 1781 году был утверждён герб города — серебряный щит с изображением Святого апостола Павла.
В XVIII—XIX веках город постепенно утрачивал своё былое значение, однако оставаясь одним из самых благоустроенных городов в Воронежской губернии. В конце XVIII века город был практически уничтожен четырьмя большими пожарами. После пожаров уцелели несколько каменных зданий и деревья, посаженные Петром I. В 1861 году в городе проживало 5 тыс. человек. В 1871 году началось строительство железной дороги Воронеж — Ростов: первоначально дорога должна была пройти через Павловск, но глава города отказался от этого, поэтому развитие города опять замедлилось. Проводились 4 ежегодные ярмарки. В 1897 году в городе жили 7202 человека.
В начале XX века были построены новые здания реального училища (ныне педагогического колледжа) и Духовного училища (сейчас в здании расположен сельскохозяйственный техникум), ставшие впоследствии памятниками архитектуры. В годы Великой Отечественной войны Павловск долгое время находился на линии фронта. С июля 1942 года по январь 1943 года немецкие войска пытались взять город.
• В настоящее время в Павловске проживает 25тыс человек.
• Судоремонтный завод работает и строит корабль Петровских времен, который будет ходить по Воронежскому водохранилищу.

Пётр 1 выбрал это место для строительства флота, - невдалеке была Шипова дубрава и сосновый лес, необходимые для строительства кораблей. Возвели крепость, которую назвали Осередная по имени реки Осередь. Город начали строить на высоком берегу в месте впадения реки Осередь в Дон, а верфи - на Дону, так ка это было необходимо для выхода кораблей в Азовское море.


В зале истории города руками детей сделаны все экспонаты.

И очень интересная информация о строительстве верфей в городе Павловск.
В 1708 году Пётр I повелел адмиралтейцу Фёдору Матвеевичу Апраксину заложить крепость на месте сторожевого поста, образованного в 1685 году и располагавшегося на левом берегу реки Осередь при впадении её в Дон. Однако из-за восстания Кондратия Булавина работы по закладке крепости пришлось отложить.
Строительство крепости началось в начале 1709 года. Пётр I, проплывая по Дону из Воронежа в Азов в апреле 1709 года, проверил ход строительства крепости и совместно с корабельным мастером Ричардом Козенцем выбрал место для сооружения новой корабельной верфи. Козенец составил первый чертёж будущей верфи.
Необходимость в создании новой верфи было обусловлено тем, что корабли, строящиеся на верфях в Воронеже и Таврове, с большим трудом проходили к Азову из-за обмеления реки Воронеж.
21 мая 1709 года Пётр I отмечал в своём путевом дневнике, что флот будет строиться в Таганроге и «на Середе, где надлежит вместо Воронежа завесть верфь (и почать оное сего же лета»). В том же году началось строительство корабельной верфи и нового города, первоначально получившего название «Осеред». Для работ на строительстве крепости и верфи было прислано более трёх тысяч шведов, взятых в плен под Полтавой.
В 1711 году на верфи было построено три 48-ми пушечных корабля и один 36-ти пушечный фрегат, который строили корабельные мастера Р. Козенц и О. Hай и 10 провиантских судов.
В конце 1711 года, в связи с подписанием Прутского мирного договора, строительство кораблей на верфи прекратилось, но начался бурный рост самого поселения, продолжавшийся до середины 1720-х годов. Были построены двухэтажный деревянный царский дворец, Инженерный и Артиллерийский дворы, пушечный и литейный заводы, канатная фабрика. В городе квартировали пять полков и артиллерийская команда.
В 1713 году сюда из Таврово перевели Адмиралтейство.
В 1722 году, после победы в Северной войне, Петр I вновь поставил задачу выхода к Чёрному морю и создания для этого Донской флотилии. В Воронежский край из Санкт-Петербурга был послан вице-адмирал М. Х. Змаевич, который восстановил корабельные работы на Павловской и Тавровской верфях.
В декабре 1722 года Пётр I возвращаясь из Персидского похода, сделал остановку в Павловске. Это было последнее посещение царём города и Воронежского края. После смерти Петра город Павловск потерял своё стратегическое значение. Весной 1728 года в результате наводнения город был полностью залит талой водой. Из города были выведены войска, военные заводы прекратили работу.
Верфь в 1735—1737 годы.
В 1733 году правительство императрицы Анны Иоановны, готовясь к войне с Турцией, распорядилось о восстановлении строительства кораблей на Дону и Воронеже.
Летом 1735 года Донская флотилия спустилась двумя отрядами вниз по рекам Воронеж и Дон и на зимовку остановилась в Павловске. В 1736 году корабли и прамы Донской флотилии подошли к Азову и штурмом взяли его.
В 1736 году корабельные работы на верфи были вновь продолжены. Под руководством контр-адмирала П. П. Бредаля на верфи строились малые суда: прамы, галеры, морские казачьи лодки[5].
В 1737 году в Павловске свирепствовала эпидемия, умерло около половины жителей города, а в 1744 году в городе случился сильный пожар, который практически сжег все деревянныые строения. Строительство кораблей вновь остановилось.
Строительство «новоизобретённых судов».
18 (29) ноября 1768 года, после начала русско-турецкой войны, правительством было решено построить на старых верфях на Дону и его притоках флотилию. Контр-адмирал Алексей Наумович Сенявин приступил к восстановлению верфей в Таврове, Павловске, на Икорце и на Хопре и портов в Азове и Таганроге. Адмиралтейская коллегия решила строить парусно-гребные суда нового типа, получившие название «новоизобретённых кораблей», которые должны были иметь от 12 до 16 пушек до 12-фунтового калибра, а также две пудовые гаубицы[6].
1 сентября 1769 года на верфи был заложен трёхмачтовый корабль «Хотин». Строитель Иван Иванович Афанасьев. Корабль имел длину 31,8 м, ширину 8,25 м и осадку при полной нагрузке 2,75 м. Его вооружение составляло 16 12-фунтовых пушек, экипаж — 157 человек. Спущен на воду 17 марта 1770 года. Вошёл в состав Азовского флота[8].
3 сентября 1769 года были заложены ещё 5 «новоизобретённых» двухмачтовых корабля: «Азов», «Новопавловск», «Корон», «Журжа» и «Таганрог», которые также строил И. И. Афанасьев. Корабли были построены и спущены на воду 19 марта 1770 года и 22 апреля ушли к Азову.
В 1773 году корабельный мастер в ранге полковника Иван Афанасьев построил на верфи два больших палубных вооружённых бота и два галиота. Это были последние суда, которые строились на павловской верфи.

Дон был судоходным, корабли спускались в Азовское море и были основой для завоевания жизненно важного пространства в Черном море. В городе бывали адмиралы Нахимов и А.Н.Сенявин.
Город Павловск - потрясающее открытие из истории нашего флота.
Я думал, что Павловск будет транзитным городом на пути к Северному Кавказу, а оказалось, что мы зачерпнули здесь так много важного и интересного.


Покровский Собор, где хранится в настоящее время благодатная икона Знамения Божьей Матери. И её история заслуживает большого уважения, как и государь Пётр 1, который дал иконе вторую жизнь.

Эта икона является покровительницей города Павловска.
А вот и история этой знаменитой иконы.





А вот Казанский собор(как видите в сугробах) и колокольня Преображенского собора с часами тех времён, и ведь идут ещё. К сожалению. зайти на колокольню невозможно, - всё перекрыто.



Мы приехали в Павловск через 3 дня после метелей, которые обрушились на Ростовский и Воронежский регионы и стали свидетелями его последствий, - на улицах лежали сугробы.
Здание Губернатора в настоящее время естественно занимает администрация городской власти.

Ищем наш забронированный отельчик Оникс. Он находится на территории Автобазы на ул. Транспортная.
Приятный парадокс - среди дорожного хаоса изуродованной улицы Транспортная и грязи Автобазы отель смотрится, как жемчужина среди навоза. Мы были в восторге от идеальной чистоты, белоснежного белья и полного набора отельных услуг.
29 марта. Второй день.
Сегодня задача самая сложная – необходимо проскочить 900 км до Кисловодска. Выехали в 5-40 и в 18-00 мы были в Кисловодске. Дорога отличная, только ремонт мостов вдоль трассы вносил некоторые проблемы. Думаю, что к летнему сезону эти проблемы будут сняты. Пробки были после Аксая до перекрёстка с посёлком Дорожный, и от станицы Павловская до Тихорецка по причине ремонта и мостов и дорожного покрытия..
Скорость движения 110-130км, только следить надо за видеокамерами, которые понавешены на П-образные конструкции над трассой.
По трассе «Кавказ» от Тихорецка до аэропорта Минеральные Воды летели, как на крыльях,- дорога отличная. Но после поворота на Кисловодск почти 30км ехали в тумане. Не сильно напрягало, но всё же скорость резко упала.
По итогу 2-х дней прошли все возможные погодные катаклизмы от метелей до солнца, от дождей до тумана, но это не стало причиной огорчений.
Отель в центре на проспекте Победы 88Б рядом с Кисловодским гуманитарно-техническим институтом. Классные апартаменты – с полным набором для полноценной жизни. Идеальная чистота.
Машина во дворе рядом с отелем под замком на воротах. В 8-10 минутах торговый центр Глобус.
30 марта. Третий день.
Сегодня в программе - Кисловодск.
О климате в Кисловодске.
Горы, окружающие Кисловодск, защищают его от ветров и туманов, обеспечивая ему особый микроклимат. Несмотря на то, что город расположен в глубокой долине среди гор, воздух здесь никогда не застаивается, так как долина непрерывно вентилируется свободным потоком свежего горного воздуха, идущего по ущельям рек. Кисловодск располагается значительно выше других курортов Кавказских Минеральных Вод и защищён цепью гор, достигающих высоты от 1200 м на севере, 1400 м на востоке и до 1600 м над уровнем моря на юге от города, тогда как низкая слоистая облачность, идущая с востока и юго-востока поднимается в основном до высоты 1000—1200 м. Вот почему можно наблюдать резкую перемену погоды, выезжая из Кисловодска в солнечную погоду и попадая в пасмурную с дождем или снегом уже через 10-12 км пути на северо-восток от Кисловодска, двигаясь в сторону г. Ессентуки, г. Пятигорск и г. Минеральные Воды. Благодаря этому Кисловодск по праву считается одной из лучших в мире горно-климатических станций.
Могу добавить к этому: Мы влюбились в Кисловодск и все мои описания этого замечательного города пронизаны любовью.
Идём по Курортному бульвару – необыкновенная красота. Каждое здание - это маленький шедевр архитектуры.






Чувствуете – на дворе март, а цветы уже на клумбах.




Курортный бульвар несомненно является жемчужиной Кисловодска.
Да и сам Кисловодск - жемчужина Кавказских Минеральных Вод.


Великолепный курортный парк, где основные самые красивые места - ЭТО:
Октябрьские нарзанные ванны, Нарзанная галерея, колоннада, гора Крестовая, цветочный календарь, Пушкинский сквер, царская площадка, каскадная лестница, красные камни, музей Крепость, зеркальный пруд, Мостик Дамский каприз, Серые камни, павильон Храм воздуха, Долина роз и множество укромных уголков и тропинок.






В гроте под барельефом М.Ю. Лермонтова - Демон.
И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои,
И вновь остался он надменным,
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви.
Этот Камень-Демон на горе рядом с Храмом Воздуха.



К долине Роз решили прокатиться на электромобиле. Стоит 150руб с человека. Бедному электрокару трудно карабкаться в подъёмы, но собирая все свои силёнки, он добирается до Долины роз. Конечно, ещё нет той красоты, когда розы цветут в полную силу, но представление об этой поляне мы получили.






От Храма Воздуха канатная дорога ведёт к Олимпийскому комплексу на высоту 1181метр.
На высоком холме напротив Храма Воздуха построен Новый более солидный Храм Воздуха.




Бродим по Курортному парку, видим то одну, то другую достопримечательность. Особо не останавливаюсь на них, потому что каждый, кто бывал в Кисловодске, узнаёт эти места.







Нарзанная галерея открыта с 7до 10, затем с 11 до 14 и с 15 до 18часов.
Что же привлекает всех в Кисловодске?
1. Общий нарзан. Температура выхода на поверхность 12С, обладает низкой минерализацией и невысоким содержанием углекислого газа. Применяется для ванн и прочих наружных процедур.
2. Доломитный нарзан. Температура при выходе на поверхность 15-17С, отличается повышенным содержанием углекислоты и высоким содержанием ионов хлора и натрия. Используется для питья, рекомендуется для лечения заболеваний обмена веществ.
3. Сульфатный нарзан. Этот целебный нарзан Кисловодска обладает самой высокой минерализаций. В его состав входят ионы железа, натрия, магния. Вода используется в питьевых целях и способствует исцелению заболеваний ЖКТ, благотворно влияет на состояние сердечно-сосудистой и нервной системы, рекомендуется при гинекологических заболеваниях и проч.
В нарзанной галерее сульфатная и доломитная вода и холодная и тёплая.
От колоннады заехали в Никольский храм, проезд в маршрутке стоит 16руб.
Храм очень красивый и снаружи и внутри.





Этот красивый монумент, посвящённый павшим в Великой Отечественной войне, установлен рядом с Никольским храмом.
В конце дня побывали в торговом центре Глобус. Самое приятное и удивительное, что очень много в продаже местных региональных и кавказских вин с Тамани, Крыма, Дагестана, Грузии, Армении.
Хотели попасть в цирк на белых львов – на рекламном щите представление озвучено в дни нашего пребывания, но цирк и его кассы молчали. А жаль!
31 марта. Четвёртый день.
Сегодня большой маршрут по окрестностям Кисловодска.
Первый туристический объект – это гора-кольцо, особо не отличается ни привлекательностью, ни оформлением. Мягко выражаясь, вокруг беспорядок и мусор. Рядом находится рынок, который начинает работать к приезду туристов. Мы приехали рано в 9-00 и торговцы только разворачивались.



По трассе на Карачаевск продолжаем наш путь и проходим полицейский пункт контроля. В обязательном порядке останавливаемся перед знаком «проезд без остановки запрещён», - здесь главная фишка полицейских, всё равно досмотрят машину и багажник и если не затормозили, то в этом главная придирка. Но разговор всегда доброжелательный – откуда приехали, куда и на какое время. Желают счастливого пути.
Приезжаем к посёлку Красный Курган. Большой плакат с указателем «Медовые водопады» проехать невозможно. Едем километра 4 по основной грунтовке по плоской равнине, не предвещающей каких-то гор и ущелий. И вот перед нами громадная впадина-ущелье – здесь и обосновались Медовые водопады.
Спускаемся по крутой каменной лестнице с металлическими перилами к водопадам.






Ущелье красивое и вполне достойные по силе каскадные водопады. Но главный водопад впереди – он падает в ущелье со скалы в бурный ручей. Зрелище завораживает, тем более, что мы совершенно одни в этом романтическом месте.




Ущелье ухоженное и красиво оформленное. Впереди нас ждут стилизованные постройки кафешек, смотровые площадки, маленький зоопарк, сувенирные магазинчики и горячие маленькие пирожки с разными начинками и большие Чуду. И даже Музей.




Под водопад можно забраться и не промокнуть.









Совершенно очаровательные горные козлы. Даже есть козлы четырёхрогие.




Прощальный взгляд на водопад с верхней смотровой площадки, а перед нами красивый горный утес.

Возвращаемся обратно и едем в Ессентуки в Петропавловский храм и к скульптуре Иисуса Христа.
В комплексе сосредоточены Троицкая часовня, Петропавловский храм, Храм Гроба Господня. Успенская церковь, Часовня Иохима и Анны и Петра и Февронии и Главное - величественная скульптура Иисуса Христа Воскресшего, вознёсшегося в небо на 22 метра.






Скульптурный образ Христа Воскресшего венчает часовню Воскресения Христова, созданную по подобию Кувуклии храма Гроба Господня в Иерусалиме.







Скульптурный образ Христа поставили на высоком холме и его видно с трассы А-157, соединяющей главные города Кавказских Минеральных Вод.
Увидели плакат с информацией о термальных источниках в станице Суворовская и махнули туда, чтобы получить заряд бодрости на будущее путешествие.
В станице 2 центра с термальными источниками. Мы попали в первый под названием Заряд бодрости и здоровья. Отдохнули славно, было очень уютно. Вода в разных водоёмах 20-36-38-40 градусов



Уезжаем из станицы Суворовская довольные.


На обратном пути заглянули в Спасо-Георгиевский монастырь. Храм красив особенно снаружи.
От щедрости государственной монастырь захватил солидную территорию. Внутренняя отделка вся из мрамора и росписи на стенах выполнены московскими мастерами. НО! Как-то не зацепил и не восхитил. Такое ощущение, что делается это без души, как-то формально. Может быть я ошибаюсь, но такое чувство возникло и остался осадок неудовлетворённости. Естественно денег на это ушло немерено. Уже много раз мы сталкивались с такой ситуацией, что новоделы (храмы и монастыри) строятся быстро и за большие деньги и дороги к ним прокладывают асфальтированные, а рядом в городе или посёлке полная катастрофа с дорогами и коммуникациями. Есть в этом какая-то божеская несправедливость и нечеловеколюбие. Вера в Бога не должна восстанавливаться однобоко только за счёт строительства большого количества храмов. , вера в Бога должна рождаться в душе, когда ты понимаешь, что Он рядом с тобой и улучшает твою жизнь и помогает в сложных жизненных ситуациях. Гармонии пока что в этом вопросе к сожалению НЕТ.




Возвращаемся в Кисловодск и ищем по навигатору дорогу к туристскому объекту – Замку коварства и любви. Дорогу объяснить сложно, но карта Навигатора упрощает задачу.
По пути встречаем нарзанный источник и корову, которая с удовольствием пьёт нарзанную водичку, хотя рядом в 15 метрах бежит горный ручей с холодной водой. Видимо, нарзан приятен и поднимает удои. Представляете молоко с присутствием полезного нарзана. Красота!
Самое интересное, что на обратном пути у источника собралось уже несколько коров и отогнать их от тонкой струйки источника было невозможно. Коровы подставляли морду к струе и языком слизывали воду. Чувствовалось, что им нравится нарзан.


Уже потом на следующий день увидели замечательную рекламу
НАСТОЯЩЕЕ МОЛОКО – ТОЛЬКО ОТ КОРОВ, ЖИВУЩИХ НА КУРОРТЕ.
А нам хотелось добавить И ПЬЮЩИХ НАРЗАН.


Замок Коварства и Любви используется, как ресторан. Сохранена архитектура древнего замка и ущелье реки Аликановка в сочетании с замком смотрится интересно.




Наконец-то, добрались до Дачи Ф.И.Шаляпина, - красота, величие, очень интересно отражена одна из страниц жизни нашего великого соотечественника.



Чуть выше кисловодского железнодорожного вокзала, недалеко от Курзала, расположен небольшой особняк в стиле модерн — с башенками, балкончиком, цветными витражами, резными перилами и коньками на крыше. Это литературно-музыкальный музей «Дача Шаляпина». Вообще-то, Шаляпину этот дом никогда не принадлежал — он снимал его два месяца в 1917 году, но в памяти горожан особняк неразрывно связан с великим русским певцом. Сейчас в этом доме хранятся семейные реликвии, подаренные музею дочерьми Шаляпина, его письма, картины его сына, здесь проводятся ежегодные «Шаляпинские сезоны», на которые собираются лучшие оперные голоса страны, и другие музыкальные фестивали.




Могучий голос, могучая семья – вот таков наш великий соотечественник.


Совсем рядом с домом-музеем Ф.И.Шаляпина потрясающее здание Филармонии, или Курзал.
Курортный зал был построен на средства Акционерного Общества Владикавказской железной дороги с целью «организации досуга курсовых» всего за один год. Спроектировал здание бельгийский архитектор Евгений Дескубес. Оно было выдержано в традициях музыкальных заведений европейских курортов. Внутри здания располагались большой театральный зал, библиотека, ресторан и холлы.
Здесь пели Фёдор Шаляпин и Леонид Собинов, танцевали Айседора Дункан и Матильда Кшесинская, играл пианист и композитор Сергей Рахманинов, оркестром управляли знаменитые дирижёры Василий Сафонов, Михаил Ипполитов-Иванов, Александр Глазунов, Сергей Кусевицкий, выступали артисты драматического театра Вера Комиссаржевская, Мария Савина, Мамонт Дальский, читал свои рассказы Александр Куприн.
В последующие годы здесь играли Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович, Давид Ойстрах, Леонид Коган, дирижировали Юрий Симонов, Евгений Мравинский, Кирилл Кондрашин, выступали оркестры Леонида Утёсова, Эдди Рознера, Анатолия Бадхена.
В 1972 году к основному зданию Курзала был пристроен ещё один концертный зал, в котором сегодня проходят симфонические и камерные концерты. Он носит имя одного из учеников В. И. Сафонова — Александра Николаевича Скрябина.
К сожалению, не удалось попасть в зал филармонии, потому что экскурсии проводят только один раз в неделю.




А вот и Дом Твалчрелидзе, он бесподобно красив.
Сказочный замок, который возвышается над городом, часто именуют "Дача Кшесинской". Матильда Феликсовна несколько лет прожила в Кисловодске, но только - совсем в другом месте.

"Знаменитая балерина поселилась в прекрасной летней усадьбе Щербины. После этого со своим супругом великим князем Андреем Владимировичем они сняли дом инженера Белявского, где и прожили до декабря 1919 года", - рассказала актриса театра-музея "Благодать" Лейла Голицына.

Краеведы, много времени проработавшие в архивах, поясняют, что у дома Кшесинской, построенного в стиле модерн - иная история.

По словам историка Вячеслава Яновского, дом был построен на средства богатого казачьего сотника, героя русско-турецкой войны 77-78 годов – Тимофея Варламовича Астахова. Затем перешел к зятю Тимофея Варламовича - Антону Ивановичу Твалчрелидзе и его семье, а в 1915 был продан богатому русскому конезаводчику Николаю Лежневу, который приобрел особняк для своей тяжело больной жены.

Прославленная балерина и возлюбленная императора Николая II запомнилась старожилам Кисловодска как скромно одетая женщина с гордой осанкой. Ее сын учился в местной гимназии, а она выступала в благотворительных концертах для раненых. Ей не удалось примерить корону российской империи, но она всегда оставалась королевой благодаря женскому обаянию и непревзойденному таланту.

"Последние три года Матильда Феликсовна провела именно в нашем городе. На презентацию - 125 летие звезды императорского балета приехали 3 поколения родственников Матильды Кшесинской", - рассказывает директор театра-музея "Благодать" Валентина Имтосими.

Память о Кшесинской и других выдающихся русских эмигрантах, чья судьба тесно связана с городами Кавминвод, музейщики свято хранят.

Не могли проехать мимо Каскадной лестницы с видом на неё с нижней площадки. Цветочницы ещё закрыты, красоту не спрячешь.

Закончился этот насыщенный день заездом в торговый дом Глобус, благо он рядом с домом. Ведь известно, что хорошего вина для здоровья чуть-чуть не помешает.
1 апреля. День пятый.
Запланированная поездка в Домбай из Кисловодска проходила по трассе на Карачаевск. Шоссе старенькое, но на удивление хорошо заплатанное, поэтому можно поддерживать скорость 70-80км. Машин очень мало и ехать довольно комфортно. Приятной неожиданностью стало вознесение по серпантину на перевал Гум Баши, откуда открылся фантастический вид на Снежный Главный Кавказский Хребет. Мы остановились на первой же стоянке и восторгу не было конца.



Дальше была ещё одна смотровая площадка, на которой собралось несколько машин. Непрерывное щёлканье фотоаппаратов, восторженные возгласы, селфи – всё это отражало замечательные картины со снежными вершинами. Такого потрясающего всеобъемлющего вида на Главный Кавказский Хребет нам на удалось больше увидеть нигде.
Продолжая путь, снова увидели смотровую площадку на высоком холме. Вот бывает, что клинит мозги, вот и у меня заклинило и я поленился заехать на этот холм, благо и асфальтированная дорога туда проложена, видимо, оттуда виды были ещё более потрясающие.-
Но, увы и ах! Получилось так, как я люблю повторять - Лучше сделать и жалеть, чем не сделать и жалеть.
Очень жалею, что не сделал!
Шикарный серпантин при спуске с перевала привёл нас к двум карачаевским посёлкам Верхняя и Нижняя Мара. Вот уж заносит людей в горы, где казалось и горным козлам приходится не просто, а каково людям жить в каменных мешках.
Впереди нас встретил город Карачаевск, расположившийся в долине реки Теберда.


Дорога от Карачаевска до Домбая великолепна, довольна ровная, идущая по долине реки Теберда. Снежные шапки гор обрамляют горизонт. Красота!







Проехали посёлок Новая Теберда, затем Нижняя Теберда, Верхняя Теберда и Теберда. Река Аманауз и река Гоначхир, сливаясь, и образуют реку Теберда.
Увидели горную речку по имени Муруджу и остановились сделать фото, но так и не подошли к реке, потому что зависли возле умопомрачительной красоты камней, обработанных руками местных мастеров.



Стали разглядывать изделия и голова закружилась от красоты. Продавец по имени Булат стал рассказывать о том, как он ведёт раскопки в горах, а затем в долгие зимние дни и вечера обрабатывает камни и делает из них такой красоты чудо природы.
Камни с двухсторонним рисунком. На снимке Куб справа полый внутри, но с изумительной красоты кристаллами. Шары из окаменелого дерева очень дорогие, поскольку требуют большого труда в обработке.



Булат рассказал о природе камней. Мы заслушались и забыли, что едем на Домбай. Я даже записал на видео его рассказ.
Камень с красивым внутренним рисунком – это Септария, а камни с видом головоногих моллюсков – это Аммониты. Процесс образования Септарии – к какому-то организму, например, букашке, идёт стяжение, затем оно облагается морским илом и через 150-180млн. лет происходит процесс кристаллизации.
Камни, которые распиливают, называют черепаший камень. На них оставляют тыльную сторону, чтобы подчеркнуть природную красоту. Внутри кварц, кварцит и доломит.
Головоногие моллюски с полным рисунком раковины, как у турбины – это наутилус.

Булат занимается раскопками 15 лет, работа эта тяжёлая, грязная, но это и его бизнес, дома у него мастерская с необходимыми инструментами. Цена изделий колеблется от 3-4 тысяч до 17-18 тысяч. Если покупатель берёт дорогое изделие, то возможна и скидка и ещё в качестве бонуса дополнительное изделие.
Мы, пораженные красотой, провели с Булатом около часа. Поскольку туристы ещё не нахлынули, а мы были первыми покупателями, Булат сделал нам очень хорошие скидки. Уехали мы довольные и счастливые.

Дорога дальше проходила по местам, где очень часто со склонов гор сходят снежные лавины и даже перекрывают движение на дороге. Нам повезло не попасть ни в завалы, ни в пробки, только в двух местах проезжали по расчищенной от снега дороге, как в небольшом тоннеле.
И вот мы уже в самом сердце Домбая, подъемник возносит нас на вершину гор. Одноразовый подъём на два уровня 850 руб, а для тех, кому за 65 – 500руб.
Знаменитый деревянный терем Домбая, украшение Домбайской поляны, а ныне турбаза "Солнечная долина", построена в 1937 году и называлась тогда база отдыха ученых.
Во время Великой Отечественной войны, в период оккупации Домбая, с августа 1942 по январь 1944 года в ней располагался штаб немецкой дивизии "Эдельвейс"...
В СССР было принято отдельно обхаживать иностранцев - владельцев СКВ. Так родилась специализированная гостиница, работавшая исключительно с иностранцами, и даже имеющая звездную категорию (не то 2 не то 3 звезды) - "Снежинка". Ныне она конечно доступна простому гражданину, за, естественно, более высокое вознаграждение.
Перед самой перестройкой ВЦСПС затеял строительство гигантской многоэтажной гостиницы в центре Домбайской поляны. Но денег закончить - не хватило. Так и стоит теперь справа при въезде в Домбай этот недостроенный монстр за разрушающимся забором.
Еще одним привычным советским знаком была Партийная Дача "Чинари". Небольшой, котеджного типа, пижонский отельчик, стоящий недалеко от Снежинки и ММЦ, так и остался для избранных.
В перестроечные годы туризм и отдых на Домбае зачах. Гостиницы чуть было не растащили. Но к чести местной элиты стоит отнести именно тот факт, что НЕ РАСТАЩИЛИ.
И к 1997-98 годам начался этап нового роста активности на Домбае. Пошли строиться мелкие кафешки как внизу на поляне, так и наверху в зоне катания, поначалу в виде вагончиков и ларечков, позже более основательно из кирпича. А за ними вослед началось строительство и восстановление небольших гостиниц. Так появились Пик Ине и Кристал.



Главный подъёмник канатной дороги.

Перед нами открывается потрясающая красота снежных вершин и скал.
Высота 1-го уровня 2270м, 2-го уровня- 3012м.и 3-го уровня 3200м.Подъёмники в начале - кабинки, потом 6-кресельный, а затем 3-кресельный.



А красота гор не требует комментариев. Нахлынула ностальгия по горным лыжам при виде летящих по склонам горнолыжников. Народу не много, свобода, широта трасс, но это не Европа, ратраков здесь не видно. Трассы не равняют и не укатывают каждый день, как в Европе.
Горными лыжами заниматься уже не судьба, здоровье не позволяет, сказывается недостаток кислорода и от этого голова плывёт. Ходишь на высоте более 3000м, как пьяный. Но всё равно ходим, не взирая на запреты врачей.
Остаётся молча любоваться красотой гор. Поэтому и приходят в голову стихи В.С. Высоцкого:
Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал.
Любуемся красотой и непрерывно делаем фото.







Природой создан словно по заказу
Неописуемый, волшебный край.
Жемчужина на Северном Кавказе
Со сказочным названием "Домбай".


Лыжи у печки стоят,
Гаснет закат за горой,
Месяц кончается март,
Скоро нам ехать домой.
Здравствуйте, хмурые дни,
Горное солнце, прощай!
Мы навсегда сохраним
В сердце своём этот край.
Стихи Визбора не умрут никогда.




Где-то внизу у самого подножия гор змейками разбегаются домбайские ущелья – Алибек, Домбай-Ульген, Аманауз. Вдали, закрывая долину от ветров , расположилась Сулахат. С массива Джугутурлючат свисают ледники и видна самая высокая гора Западного Кавказа – Домбай-Ульген.







Домбай подо мною, один в вышине. Спускаемся с небес на землю.




Разговорились с мужчиной, который возит на экскурсии на джипах. В апреле ещё очень много снега в горах и многие маршруты просто физически недоступны. Поэтому все наши планы побывать в ущельях Алибек, Аманауз и других местах рухнули, но красота гор на вершине хребта Муса-Ачитара компенсирует всё.
Уезжаем из Домбая, предварительно побродив по местному рынку
.

А вот и снежная лавина, которая успокоилась слава богу чуть раньше, чем перекрыть дорогу.
На обратном пути снова остановились у реки Муруджу и засняли её бурное течение. Чистейшая вода с вершин гор.




А дальше снова река Теберда.




Решили испробовать маршрут домой в Кисловодск через Черкесск, но получили полное разочарование, поскольку практически весь путь от Карачаевска до Черкесска в глобальном ремонте, здесь и дорогу расширяют, и мосты ремонтируют. Думаю, что на будущий год дорогу сделают.
Вернулись в Кисловодск в 19-00. Дорога оказалась на 70км длиннее. Естественно, дорога от Кисловодска на Домбай через перевал Гум Баши намного красивее и эффектнее.
Всего весь путь до Домбая и обратно -360км.
2 апреля. Шестой день.
Сегодня маршрут: Кисловодск - Ессентуки – Железноводск – Пятигорск.
К вечеру заселяемся в забронированной квартире в Пятигорске.


В центре города Ессентуки у вокзала вход в курортный парк, здесь же старинные особняки богатых людей дореволюционной России.



Нулевой километр – это центр притяжения свадебных пар и туристов.
Эх! Если бы счастливая жизнь молодых зависела только от такой малости, когда всё начинается с нуля и до полного счастья.


Основные интересные места в Курортном парке Ессентуки:
Бювет №1 источника №4, грот Дамские слёзы, Площадка Ореадна, Грот Мужские слёзы рядом с бюветом №2 источника №4, Орёл, терзающий змею, Бювет №3 источника №4, беседка Случайные встречи, бювет №4, Мужичок с кувшином, Цандеровский механотерапевтический институт, Источник №17, источники №18 и №19, музыкальная беседка, минеральные ванны императора Николая II.



Гуляем по парку и любуемся всеми скромными весенними красотами.






Цандеровские тренажёры, - прототипы современных. Зал тренажёров работает.




Мужичок с кувшином видимо ждёт, когда придётся поливать цветы.


Календарь в Ессентуках ещё не успели украсить цветами и не поставили месяц и число. Здесь по сравнению с Кисловодском весна приходит позже.

Бродим по парку, любуемся скупой ранневесенней красотой и понимаем, Ессентуки проигрывает Кисловодску по многим статьям. Хотя, если жить в Ессентуках, и не ездить в Кисловодск, то можно от души радоваться красотам города Ессентуки, потому что и здесь много чего посмотреть можно.



Минеральные ванны императора Николая II.
На выходе из курортного парка заходим в Пантелеймоновскую церковь.





Грязелечебница им. Н.А. Семашко – очень солидное заведение. И по услугам и по ценам.
Построена в 1915 году по проекту академика Шреттера Е.Ф. Вот такую красоту создавало наше общество во времена Царской России.




Уезжаем в Железноводск и попадаем в естественный парк. Весна набирает обороты и подснежники буйствуют в парке.


Поднимаемся по лестнице к центральной аллее.
Железноводский лечебный парк является единственным на Кавказских Минеральных Водах парком естественного происхождения. Изначально парк имел название Казённый парк. На его территории на склоне горы Железной находились почти все минеральные источники: Славяновкий, Смирновкий 1,2, Семашко, Завадовский, Незлобинский, источник 54, Гаазовский. Созданием и благоустройством парка занимались итальянцы братья Бернардацци.
Парк украшают Дворец Эмира Бухарского, Пушкинская галерея, Каскадная лестница, Цветомузыкальный фонтан, скульптуры Лермонтова, Пушкина.












Скульптура «Знаки Зодиака».

В Пушкинской галерее готовилась к открытию выставка художников.





Две красавицы-горы являются неотъемлемой частью парка, рядом с горами проходят пешеходные тропы-терренкуры, которые приводят к одним из самых интересных достопримечательностей – селитряным скалам, пещерам мерзлоты, первобытного человека, минеральному источнику.
И ещё одна каскадная лестница с непременным атрибутом - орлом.

По пути к Пятигорску заезжем на гору Бештау к Успенскому Второ-афонскому Бештаугорскому мужскому монастырю. Асфальтированная дорога к нему идёт по склону горы Бештау с довольно закрученным серпантином, но зато асфальтированная.
Монастырь не произвёл впечатления, но история его довольно богатая.


В Пятигорске заселились в однокомнатную квартиру с интернетом. Прожили здесь 4 дня.
3 апреля. Седьмой день.
Сегодня день посвящен Пятигорску.
На машине приехали к месту дуэли М.Ю.Лермонтова. По парку езда на авто запрещена, а стоянка недалеко от места дуэли. Прогулялись пешком к памятнику М.Ю.Лермонову, затем прошли на Поляну песен и к скромным Воротам Любви,





Памятник М. Ю. Лермонтову на месте его гибели.
Тротуарная дорожка к Поляне Песен украсилась подснежниками, а сама Поляна её только проснулась от зимней спячки и ожидала своих певцов.






Было облачно и Солнце не заглянуло в Ворота Любви, но воздух и настроение и так были пропитаны любовью, - благо на площадке не было ни души и никто нам не мешал.
Вид на Пятигорск открывался отменный.




Проехав по городу, попали на бульвар Гагарина и поднялись к Эоловой Арфе. Сначала мы просо не задавались вопросом почему внутри этой красивой беседки, созданной по проекту братьев Бернадацци, звучит мелодичная музыка. Затем в городе в Спасском соборе зазвучали колокола и в беседке голос колоколов усилился и зазвучал как будто рядом, хотя до собора было очень далеко. После этого мягкое мелодичное звучание продолжалось. Мы наконец-то поняли, что присутствуем в волшебном месте, где от ветра звучит музыка.
Бесспорная эмблема курортного Пятигорска и излюбленное место всех отдыхающих. Начало 19 века, слухи о чудодейственных свойствах минеральной воды достигли своего апогея. В живописной Горячеводской долине отдыхающих становиться все больше. Главной целью было создать здесь курорт мирового уровня. И вот этот Европейский уровень достигался с помощью архитектуры. Проводниками этой идеи были братья Бернардацци, которые привносили на курорт все лучшее, что было в Европе.
Именно Бернардацци благодаря которым историческая часть Пятигорска стала именно такая, как мы видим ее именно сегодня, работали над проектом Беседки Эола – греческого бога ветра. Беседку, выполненную из Машукского камня в стиле античных храмов, решено было поставить на месте сторожевой вышки. Отсюда в ясную погоду открывается потрясающий вид на Эльбрус и кавказский хребет. В ненастье Эолова арфа удивляет своей сказочностью. Ее легкие конструкции в туманной дымке создают ощущение, что беседке не подвластны законы физики. И она буквально висит в воздухе.
Первоначально беседка служила украшением парка в Английском стиле, здесь специально высаживали деревья разной породы. Здесь были дубовые, ясеневые и даже виноградные аллеи. Но, несмотря на потрясающую гармоничность леса, и малых архитектурных форм чего-то все-таки не хватало. Установить в беседке музыкальный инструмент предложил главный доктор Вод и трепетный ценитель музыки Кондрати. Он полагал, что легкие небесные звуки будут благотворно влиять на душевное состояние отдыхающих. Так в 1831 году в центре беседки, на постаменте появился круглый барабан с серебряными струнами внутри, он был соединен с флюгером и поскольку на месте беседки постоянно дует ветер, то барабан вращался, струны задевались, и далеко вокруг разносилась легкая небесная музыка.
За годы своего существования изменения коснулись не только внешнего вида беседки, но и сам инструмент пережил несколько метаморфоз. Так в 70-е годы 19 –го века уникальный музыкальный инструмент испортился, и его пришлось убрать. И лишь спустя столетие местные умельцы создали новую арфу, на этот раз - электронную.
Музыкальная беседка не только лечила, но и вдохновляла многих известных писателей и поэтов, а с 1961 года беседка официально признана Лермонтовским местом. И если мы откроем произведения М.Ю. Лермонтова, то обязательно там найдем строки посвященные беседки «Эолова арфа».
Есть такое предположение, что проект арфы создавался в тот момент, когда один из братьев архитекторов Иосиф Бернардацци был страстно влюблен в прекрасную дочь главного доктора «вод». Именно благодаря этому настроению, полагают краеведы, и появилась такая легкость и романтичность конструкции. И как мост «Вздохов» в Венеции, так в Пятигорске «Эолова арфа» - живописное место, которое вот уже два века посещает практически все



Спустились к Гроту Лермонтова, откуда замечательный вид на академическую галерею.






В районе Эоловой Арфы чуть ниже оригинальный малюсенький источник.


Ещё будучи в термальном источнике в станице Суворовская нам порекомендовали побывать на бесстыжих ваннах. Бесстыжими их прозвали потому, что переодеваться там негде и все люди это делают довольно откровенно.
Источник и ванны похожи в миниатюре на ванны турецкого Памукалле. В воде растворены соли кальция и они осаждаются в виде белого налёта. Люди своими руками сделали маленькие запруды и создали водоёмчики для купания.







А через 50 метров ещё один источник, но поменьше .


Народ пренебрегает советами на плакате и многие сидят по полчаса и даже по часу, говорят очень хорошо бодрит, хотя родоновые ванны надо принимать очень дозированно. Но нашего брата даже онкологией не напугаешь.





Такую женщину ни один радон не возьмёт.
Продолжая путь по ул. Гагарина, приходим к Провалу.




По тоннелю проходим к озеру Провала.



Место освящено, как же без иконки в таком месте.


Хоть Ильф и Петров и озвучили в своём бессмертном опусе сбор денег при входе в провал, но сегодня денег никто не берёт. А за ограждением площадки теплый поток воды из источника создал новые ванны. Никакие ограничения не прописаны.



А вот Пироговские ванны закрыты.


Возвращаемся в город и идём в краеведческий музей. Как-то не было раньше привычки заходить в краеведческие музеи, но в этом музее было очень познавательно и интересно.
Наконец-то я воочию увидел, как проходит Главный Кавказский Хребет от берегов Чёрного моря до берегов Каспийского и как он создаёт настоящую стену местами высотой более 5000метров.
Горы образовались при схождении двух продольных тектонических плит и одной поперечной.


Из истории присоединения Кавказа к России.

После музея прошли по курортному парку:
Лермонтовская Галерея – Грот Дианы – Знаменитый орёл – Китайская беседка -






С высокого холма из Китайской беседки открывается вид на город и на гору Машук. А вдалеке видится и гора Бештау.






Старинные строения в парке и, конечно, Киса Воробьянинов, ну как без него.

Самое интересное, что нам удалось попасть в театр оперы на одноактные спектакли Оффенбаха, которые давали для молодёжи.
4 апреля. Восьмой день.
Сегодня едем снова в Железноводск, потому что до этого не сумели попасть в пещеры на горе Развалка. К этим пещерам от центральной аллеи идут терренкуры. Когда-то были проложены маршруты к горе Развалка, причём они были с тротуарами, красивыми светильниками и указателями пройденного пути, на перекрёстках стояли деревянные фигуры с названием 1-й дед , 2-й дед, 3-й дед. Гора Железная остаётся слева, а дальше идут тропы к пещерам.
Но по ходу к Железноводску в посёлке Иноземцево мы увидели указатель на коричневом фоне – значит по стрелке там находится историческая достопримечательность. Ныряем в поворот и подъезжаем к Храму Успения Пресвятой Богородицы.



История храма интересна тем, что олицетворяет единение православной веры армян и русских, поэтому и заложен камень из армянского храма в храм русский в п. Иноземцево.
Женщина-смотрительница открыла нам двери храма.
Оформлен храм с большим вкусом и любовью.
На территории святой источник в честь Георгия Победоносца.






Когда-то мы заезжали в Александро-Свирский монастырь на Ладоге и увидели изречение Христа.

И вот теперь это же изречение мы увидели на противоположном конце нашей Родины под Пятигорском.
Символично!
Ещё в Москве при подготовке к поездке узнали, что в посёлке Иноземцево есть Завод шампанских вин и решили попасть туда на экскурсию. На улице Шоссейная нашли завод, здесь же магазин и в нём узнали, что экскурсия будет в три часа дня. Решили на обратном пути из Железноводска заехать на экскурсию.
В Железноводске остановились возле стоянки таксистов и узнали, что к пещерам можно подъехать на машине, забравшись к горе Развалка по дороге , ведущей в д. Вороново. А уже там найти конечную точку - ресторан Избушка Лесника. Как сказали таксисты – там и машину можно оставить.
Добрались до Избушки Лесника только по навигационной карте.
Указателей на пещеры с этой стороны практически нет. Нашли только один указатель и пошли по нему по лесной тропе с колеёй. Проехать по этой тропе можно только на внедорожнике.
Дорога к пещере шла по лесу, а с открывшейся поляны были видны горы Медовая, Острая и Тупая. Подняться к пещере пришлось по крутому склону.


Ещё не понимая в какую пещеру мы попали, обследуем её, проникнув в её чрево. Проходим метров 50 и понимаем, что без фонарей дальше идти невозможно, - впереди черная темнота. Как же я себя ругал, что фонари оставил в машине. Уже впоследствии по разговору с одним молодым человеком я узнал, что тоннель уходит далеко вглубь горы, уже через метров 100 есть завал, который не позволяет пройти дальше.


Походили-походили туда-сюда по тоннелю и вернулись к Избушке Лесника.

И уже снова, пообщавшись с попавшимся навстречу ходоком-туристом, взяли правильное направление к гроту вечной мерзлоты. Пройдя метров 300-400, мы увидели единственный потёртый указатель, где была схема расположения и грота вечной мерзлоты, и Селитряные скалы, и пещера первобытного человека, и Смирновский источник родника Селитряный.
А рядом Грот вечной мерзлоты.
Единственную информацию мы почерпнули из плакатика у грота.
Летняя мерзлота впервые обнаружена и описана в 1901 году геологом Эйхельманом при разработке Графского источника. В горе Развалка в летний период под слоем мха были обнаружены пластинки льда. В июле температура воздуха на поверхности почвы +8, а в щелях между камнями +1. Географы, изучая Развалку, пришли к выводу, что мерзлота – явление летнее, и что этот феномен природы правильно называть не вечная, а летняя мерзлота. В целях изучения мерзлоты были пробиты семь штреков к центру горы. Западная, длиной 400метров, и южная в 700 метров соединились. Восточная из-за обвалов не была завершена. Было установлено, гора Развалка сложена из застывшей магмы. Массив разбит сверху донизу трещинами длиной до 300 метров и шириной от 3-5 см до нескольких метров, по ним легко циркулирует воздух. Летом из западной штольни постоянно идёт поток воздуха со скоростью 3 метра в сек. и температурой от 0 до +1 градуса. Но в одних и тех же щелях и трещинах летом холодный воздух выдыхается и замораживает воду под мхом, а зимой вдыхается. В этом и заключается феномен льдинок.
Вот в таком неухоженном виде грот мерзлоты предстал перед нами сегодня.


Обнадёженные информацией, мы пошли по маршруту. Самое интересное, что дорожки были когда-то асфальтированы и установлены фонари освещения.



Обнаружили плиту с изображением лица первобытного человека. Когда-то это был указатель, но развал системы санаторного обслуживания привел к разгрому и умиранию всего, что создавалось ранее.


Мы повернули вначале на Селитряные скалы, полазали по тропинкам, полюбовались дикими скалами.



Вернулись к камню с изображением первобытного человека, собрали осколки названия и пошли по бывшему тротуару вниз.

И вот она пещера первобытного человека. Рядом и кострище, но уже современного человека. Пещера, как пещера, ничего особенного, но всё же историческое место.


Снова сложили осколки таблички с описанием. У пещеры тоже название Селитряная.




Буквально в 100метрах и Селитряный источник. К нему тоже когда-то был проложен асфальтированный тротуар. Вот так в былые охаянные времена заботились и сохраняли историю.
А вокруг распускались подснежники, пробуждалась природа и я очень надеюсь, что пробуждалась и ЖИЗНЬ.




И лишь каменные глыбы с указателями метров пройденного пути сохранились, потому что они не подвластны ни времени, ни меняющимся порядкам.



Дай-то Бог природе победить. И она победит.
А мы уезжали страшно довольные, что сумели найти и прикоснуться к нашему и прошлому и настоящему.
Мы торопились на завод шампанских вин. Но экскурсия не состоялась, зато продавец-экскурсовод рассказала нам всё о заводе и показала весь набор вин, который производится на заводе.


А набор вин впечатляет.
Вот такая подарочная красота за 15тыс. руб.

А это весь типоряд шампанских вин. И цены в полтора раза ниже, чем в магазинах.


Дрогнуло сердце и мы набрали этой замечательной продукции для презентов.
Вернулись в Пятигорск, отдохнули и отправились в Курортный парк пешком. Заглянули в парк по улице Лермонтова, где установлен памятник генералу А.П. Ермолову.



Генерал от инфантерии
Чин генерала от инфантерии вошёл в Табель о рангах 1722 года, но после того как в 1724 году А. И. Репнин удостоен чина генерал-фельдмаршала, он больше не использовался и был заменен общим чином генерал-аншефа.
Вновь введён Павлом I 29 ноября 1796 года вместо чина генерал-аншефа. Соответствовал 2-му классу Табели о рангах, с обращением «Ваше высокопревосходительство». Соответствовал чинам адмирала и действительного тайного советника. Генерал от инфантерии по должности мог быть генерал-инспектором пехоты или стрелковой части в войсках, командующим войсками военного округа, руководить крупными воинскими соединениями (корпусом) и объединениями (армией, фронтом). Был ниже чина генерал-фельдмаршала и выше генерал-лейтенанта.

5 апреля. Девятый день.
Сегодня нас ждёт Чегет и Эльбрус.

Дорога из Пятигорска в Терскол – 160 км. До поворота в Баксанскую долину 60км и 100км по долине реки Баксан. В пути 3 часа. С 6-00 до 9-00.
Дорога до Терскола идёт всё время вверх до высоты 2365м.


По пути много мест с лавиноопасными горными склонами.

Красота Баксанской долины в снежных шапках и острых пиках гор.



Приехали как всегда раньше, чем основная масса туристов, и перед нами подъёмник на гору Чегет. Один из примечательных моментов –разовый подъём на канатку на гору Чегет 700 руб, а нашему брату , кому старше 65 лет, бесплатно В этом я вспоминаю Андорру, где пенсионерам старше 70 катание по скипасу - бесплатно. А вот подъём на Эльбрус бесплатно уже только после 75 лет, а одноразовый билет – 1050руб.
Дневной билет для катания на Чегете 1800руб.
Оказалось, что Эльбрус «перещеголял» подъёмник на Чегете.



Забравшись на Чегет, сразу бросаем взгляд на две вершины нашего пятитысячника горы Эльбрус.



Вот они две знаменитые вершины самой высокой горы Европы.


Нынешняя зима дала перцу всем кафешкам и подъёмникам на Чегете – снега было так много, что всё было занесено по самые крыши. Расчищать пришлось лестничные переходы и входы в кафе.






А дикая красота природы брала верх, вокруг фантастическая красота.



Да вот он – Эльбрус, рядом, рукой подать. Стою на высоте 2750метров, а рукой почти дотронулся до 5642м.






Настроение на вершине Чегета было просто замечательное от чудной погоды, от окружающих гор и белоснежных вершин.



Татьяна решила подняться на высоту 3050м, а я остался на 2750.



Вверху набежали облака и стали затягивать вершины гор.



Спускаемся вниз и уезжаем к подъёмнику на Эльбрус.




Склоны на Чегете довольно крутые, а мы спускаемся на канатке.
Едем на Эльбрус.






Берём билеты на канатку и вверх. Сначала на станцию Кругозор 2940м. а затем на станцию Мир -3450м. Таня поднималась и на станцию Гара-Баши -3847м. мне такая высота уже не под силу. От недостатка кислорода головокружение и неуверенная походка. Себя приходиться ограничивать.



На станции Кругозор в кафе маленькая витрина с аммонитами.

И здесь же можно купить изделия из аммонитов



Горы ошеломительной красоты. Уж, казалось, насмотрелись мы на горы и Европы, и Южной и Северной Америки, и Камчатки, а вот Кавказ особой красоты, отличной от всех других.







Пока Таня забиралась на высоту 3847 – Гара-Баши, я осмотрел музей героического сражения наших солдат-альпинистов за овладение Эльбрусом.










А это доказательство нашего пребывания на высоте 3455м.


А здесь на станции Гара-Баши облака закрыли вершины.




Зашёл в кафе и был поражён тем, что стены и потолок обклеены пятидесятирублёвыми купюрами.



Спустились с неба Эльбруса на землю. Проехали мимо ручья-источника.


Заскочили на Поляну Нарзанов. Вот уж поистине извержение нарзана из земли.




А потом остановились в месте схождения снежной лавины на дорогу. Дорогу расчистили до нас. Но не дай Бог попасть в ту минуту, когда лавина обрушивается на дорогу.





По пути в Пятигорск купили Айран, Вяленое мясо и Кабардинский сыр. М-м-м-м! Вкуснота!
Продолжение Часть 2.

 Сообщить модератору



Несмотря на то, что отдыхала в прошлом году в Пятигорске, забрала рассказ себе. Очень пртглянулся мне Кавказ. Думаю, вернусь. Ии погуляю там, где еще не успела побывать. Спасибо!
Анатолий, как я рада снова Вас "видеть" на Отзыве! Вот не поверите, только на днях вспоминала, что давненько от вас ничего не было слышно.
А тут раз, и отзыв о новом великолепном путешествии. И горы, и источники, и пещеры, и храмы, и история! А сколько дорог исхожено! Очень интересно, впрочем, как всегда!
Желаю вам с Татьяной новых планов, путешествий и покоренных вершин! Энергии вам для этого не занимать.
Олечка. И я рад ощутить, то Вы снова рядом. Долго вынашивали Новый маршрут и вот оно свершилось. Получили громадное удовольствие от многообразия новых впечатлений. Накрутили на своей Ласточке за 28 дней 6600км. Увидеть Кавказ и Умереть. Как Париж. Так что теперь и Париж и Кавказ посмотрели. Решили больше внимания уделить России, потому что у нас СТОЛЬКО интересного, что жизни не хватит все посмотреть. Спасибо, что следите за всеми отзывами. Самые тёплые пожелания здоровья вашим членам семьи. Если соберётесь в Москву - сообщите, рад буду встретить и пригласить к себе. Счастливых вам путешествий.
Цитата:

Увидеть Кавказ и Умереть

Кавказ, он такой. С нетерпением жду вторую часть.
Анатолий, снова интереснейший маршрут! Скажите, а почему вы для путешествия выбрали такое время, кажется, еще не сезон? Вы пишете, что в некоторые намеченные места не было возможности проехать.
Цитата:

Увидеть Кавказ и Умереть

Чтой-то? Живите долго-долго, путешествуйте и радуйте нас рассказами!
tolgol, еще одно интереснейшее путешествие! Спасибо, что пишите и отчитываетесь :)
Цитата:

Накрутили на своей Ласточке за 28 дней 6600км.


Это что-то! Почти месяц вне дома, в дороге, уйма отелей и впечатлений! Как вы это выдерживаете? :) Восхищаюсь вами.
Цитата:

Решили больше внимания уделить России, потому что у нас СТОЛЬКО интересного, что жизни не хватит все посмотреть.


Озвучили наши мысли.
Цитата:

Мы влюбились в Кисловодск и все мои описания этого замечательного города пронизаны любовью.


Едем в этом году в Кисловодск второй раз, на воды :) И маму уговорили :) Сочетание города и природы великолепны.
Цитата:

Кавказ, он такой.


Мы в прошлом сентябре ездили на экскурсию в Северную Осетию, в том числе в Кармадонское ущелье. Немой восторг от Кавказа. Это наркотик. В этом году обязательный пункт программы-поездка в те края, хотя муж пока против-хорошо понимает риски.
Анатолий, спасибо за рассказ, я уж и соскучилась по Вам)))
Татьяна! У нас не было другого выбора, поскольку в мае начинается сельскохозяйственная страда - посадки на даче, обработка деревьев, кустарников, газонов и цветов. У нас слишком хлопотное хозяйство и бросать его на произвол судьбы нельзя. Хоть мы и на заслуженном отдыхе, но трудиться приходиться не меньше. Летом - полив, прополка, борьба с вредителями, рыхление, окучивание - в общем хомут на шее очень даже крепкий, - нести тяжело, а бросить жалко, вот и выкраиваем.

Увидеть Кавказ и Умереть - это просто я перекроил поговорку про Париж. Не дождётесь! Спасибо за пожелания! И Вам счастья и долгих лет!
А-Н-Н-А! Спасибо за Вашу родственную душу!
Конечно, я устал, но усталость приходит, когда кончается день и входишь в дом, а эмоции в течении дня не позволяют расслабиться.
6600км - это всё-таки много! Но лишний раз хочется испытать себя и думать, что ты ещё о-го-го!
Кисловодску можно петь дифирамбы долго-долго, - он заслуживает. Я бы ещё постоял в Эоловой арфе и понаслаждался.

А насчёт рисков - дак ведь и в Москве стреляют, а нас Бог бережёт! Удачи Вам и счастья!
Танечка! сам скучаю без поездок, но быт не отпускает, хотя делаем всё, чтобы не увязнуть в нём!
А вам побольше возможностей и времени на нестандартные путешествия, ведь вы мастер этого дела. Удачи!
tolgol, спасибо за пожелания.
Муж не про "стреляют" волнуется, хотя он и бывший военный, он о дороге, обрывах и ущельях. Когда в густом тумане наш микроавтобус на ощупь полз по узкой горной дороге к Даргавсу, я думала, у мужа нервы лопнут :) Причитал -зачем я на это подписался :) Хорошо,что у нас с собой была фляжка с коньяком, распили на троих с мужем и подругой, сразу отпустило.
А-Н-Н-А!

Нам с погодой везло и в этом плюс апреля! Хотя только раз попали в туман, где видимость не превышала 5-8метров. Тяжело, но просто надо сбросить скорость. А что касается горных обрывов и ущелий и серпантина в горах, то тут у нас с Татьяной полный раскардаж, - она боится - я балдею от горных дорог. Поэтому в принципе равновесие. А расслабиться можно и вечером.
Анатолий, я тоже на днях вас вспоминала и думала, что-то давно вас не видно, опять, наверное, путешествуете по миру.
А тут вон оно чо! )) Здорово! Задумать такое и реализовать! Столько всего объездить, увидеть!.. Нет слов, спасибо, что делитесь своими впечатлениями!
Татьяна! Спасибо большое и за то, что вспоминаете, и за высокую оценку. А делюсь с большим удовольствием, как и то, что читаю и использую отзывы наших форумчан. Это так помогает в организации поездок!
Цитата:

Уже потом на следующий день увидели замечательную рекламу
НАСТОЯЩЕЕ МОЛОКО – ТОЛЬКО ОТ КОРОВ, ЖИВУЩИХ НА КУРОРТЕ.
А нам хотелось добавить И ПЬЮЩИХ НАРЗАН.


вот это коровы!
Преогромное уважение Вам за такой головокружительный трип!
Особенно за моих любимцев: Домбай, Чегет и Эльбрус!
Вот это снега навалило в этом сезоне, никогда в тех краях такого обилия не видел..

Молодцы! С удовольствием почитаю остальные части.
Спасибо огромное за замечательный рассказ!
Вот это путешествие! Героические люди!

Прячу в хотелки, хотя столько времени, конечно, выкроить не удастся. Но буду теперь обдумывать варианты - зацепило
Браво! Браво сейчас! Браво Вам всегда! И спасибо!!! Спасибо за то, что так изумительно путешествуете, спасибо за то, что нам рассказываете об этом!
Allexxx Татьяна А.М. ИринаD Огромная благодарность за теплые слова!
Анатолий! Вы еще очень даже ОГОГО!
Такой оптимизм и тяга к новому!

Я в полном удовольствии читаю про Ваши передвижения.
Очень рада за Вас (это я про Кавказ)!
Спасибо.
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Путешествие вдоль Кавказского Хребта от Чёрного моря до Каспийского. Часть 2.
2Путешествие вдоль Главного Кавказского Хребта от Чёрного моря до Каспийского.Часть 3
3Из Аммана в Акабу, от Мертвого моря до Красного. Часть 1. Амман. Джераш
4Из Аммана в Акабу, от Мертвого моря до Красного. Часть 4. Петра
5Из Аммана в Акабу, от Мертвого моря до Красного. Часть 3. Дорога в Петру. Вади Муса
6Из Аммана в Акабу, от Мертвого моря до Красного. Часть 2. Мертвое море. Святые места
71000 километров по Литве - от Вильнюса до Ниды. Часть 1.
Россия
Отели в России
Отели Адлера
Сергиево-Посадский р-н
Серпуховский р-н
Погода в России
Отдых с детьми
Рейтинг отелей:
1443.Отрадное (санаторий) 3-
1444.Виктория (санаторий) 3-
1445.Нива пансионат 3-
1446.Приморье 3-
1447.Верхневолжский пансионат 3-
1448.Гостевой домик мини-гостиница 3-
1449.Парк Отель (гостиница) 3-
лучшие отели России
Фото отелей:
246.Мечта санаторий, Россия [29]
247.Emmaus Volga Club, Россия [29]
248.Знание санаторий, Россия [29]
249.Верхневолжский пансионат, Россия [29]
250.Дегас Лайт, Россия [29]
251.Беловодье, Россия [29]
252.Гранд отель Ока, Россия [29]
Популярные отели:
1807.Счастливый случай мини-отель отзывы
1808.Амакс Парк-отель отзывы
1809.Атола отзывы
1810.Акватика отзывы
1811.Белый Тополь хостел отзывы
1812.Kravt отзывы
1813.Кратово (дом отдыха) отзывы
Отзывы по отелям:
379.Россия, Царевна-лягушка гостевой дом [7]
380.Россия, Бургас пансионат [7]
381.Россия, Жемчужина Кавказа санаторий [7]
382.Россия, Горные Вершины [7]
383.Россия, Адельфия [7]
384.Россия, Де Ла Мапа [7]
385.Россия, Гамма Сириус Парк [7]