19.05.18 18:27:55
Москва. Дом с башенкой на Смоленской площади. Арх. И.В. Жолтовский 
Время отдыха: май 2018

Москва, Смоленская площадь, 13/21
Десятиэтажный четырёхподъездный кирпичный жилой дом.
Построен в 1939–1952 годах, архитектор И. В. Жолтовский.
Количество квартир: 193.
В этом здании расположен вход на станцию метро «Смоленская».
В перечне объектов культурного наследия столицы (зарегистрирован 10 мая 1989 года под номером ЭК-10) значится как «Дом Жолтовского».
Из аналогичных домов Жолтовского есть здание на Ленинском проспекте, 11


Вот уже который год увлечена архитектурными творениями Ивана Жолтовского.
Изучила особняк Г.А. Тарасова на Спиридоновке (видела и интерьеры) Ездила на Беговую, чтобы взглянуть на мощь ипподрома и камерность здания Скакового общества, ну и, конечно не раз в деталях рассматривала дом на Моховой.

Пришла очередь дома с башенкой на Смоленской площади.
Прочитала о нем тонну материалов в интернете, еще более заинтриговалась…
Иван Владиславович Жолтовский, как обычно, полон тайн и загадок.

Свой путь начала с Зубовской площади и, устремив взор вдаль на изгиб Садового кольца, сразу буквально словно посередине увидела знакомую башню, создающую необходимый высотный акцент. Для настоящего архитектора очень важно, как здание смотрится с разных точек, не нарушает ли общий ансамбль города.


Кстати, до середины 30-х годов прошлого века такой вертикальной доминантой в этом месте была колокольня церкви Николы на Щепах.
В 1935 году она была закрыта и варварски перестроена. Богослужение возобновлено лишь в 2008 г после в масштабной реконструкции с восстановлением башен, куполов и колокольни.

Итак, строительство «дома на Смоленской» началось еще в 1939 году, но из-за войны временно приостановлено.
Окончание строительства дома -1951 год. Дом на Смоленской имеет своего двойника (только без башенки) на Большой Калужской ул., сейчас Ленинский пр.,11 За этот дом И. Жолтовский получил Сталинскую премию второй степени..

Оба здания (на Смоленской и на Калужской площадях) обозначены как дома для СНК СССР и Главвоенстроя, заказчик — Управление делами СНК СССР. При этом, в другом документе, 1939 года, дом на Смоленской площади назван домом СНК СССР.

В народе же дом на Смоленской называют домом НКВД.


Дом, конечно, фундаментален и основателен – под стать заказчику


Конечно же архитектор верен своей теме – перед нами палаццо с декоративными элементами Ренессанса. Прототипом здания
явилось палаццо Медичи-Рикарди во Флоренции.


Несмотря на огромный объем и простую форму, здание на Смоленской не вызывает ощущения громоздкости и однообразности.
В те времена советская архитектура отличалась строгой симметрией. Жолтовский же проектирует здание очень асимметричное и очень индивидуальное. Здание с башней, но башня не на углу, а в глубине замыкает угловой фасад.
Но самое главное – это арочное обрамление окон на уровне 6-7 этажа – по основному фасаду их пять, но они расположены не равномерно, а как бы сдвинуты влево…как написано у кого-то из современных теоретиков архитектуры «неравный шаг наличников уникального рисунка» Посмотрите - при кажущейся схожести, какие они разные!


Пишут, что эти арочные декоративные вставки являются репликой наличника палаццо Роверелла в Ферраре.
А на мой взгляд, не очень похоже…сравним с наличником боковой части фасада.


В центре здания красивая арка с коваными вратами и изящным фонарем. Фонарь подлинный, а вот ворота новые, выполненные по чертежам Жолтовского, взамен утраченных.


Рассматриваем дом далее.. и сразу замечаем нетрадиционный карниз (кстати, он считается самым длинным в Москве)
Жолтовский был признанным мастером карнизов. И здесь на Смоленской он мощный и в то же время воздушно легкий, созданный с большим вкусом.
А нетрадиционность карниза заключается в том, что: на последней трети фасада он резко меняет форму.

Скорее всего, Жолтовский подсмотрел такой нетривиальный прерывающийся карниз в Ферраре, а-ля палаццо Строцци


Существует байка, что когда у Жолтовского спросили: "Почему подкарнизные балки расположены часто друг от друга, а к концу карниза редко?" Жолтовский ответил: "Тема устала!"

Подчеркивает асимметрию и одинокий балкон на углу фасада, выполненный в подражание балкона палаццо деи Диаманти в Ферраре. Сравним...


Ну и наконец, башня…. «Башня дома на Смоленской, как считается, была сплетена из очевидных цитат, однако нельзя не заметить и явные, внесенные Жолтовским изменения, Это, и не флорентийский фонарик, и не севильская башня – это памятник свободной трансформации мотива без отбрасывания образа» - так ее характеризует теоретик и историк архитектуры Андрей Бархин.

Зимой я была в МАРХИ на юбилейной выставке И. Жолтовского, где кроме всего прочего были представлены авторские наброски
дома на Смоленской и... башенки.


Существует легенда, что башенка, которой дом отличается от своего собрата на Ленинском пр., не входила в смету, и архитектор построил ее на свои деньги.
Башенка весьма буржуазна,, без советской символики в виде звезды на шпиле, хотя звезды там все же вплетены в декоративный орнамент.



Еще одной особенностью здания является то, что в него встроен вестибюль станции метро «Смоленская».
А предыстория была такова…Арбатский радиус первой очереди 1935 г.как раз заканчивался станцией «Смоленская». Со станции были запроектированы выходы на обе стороны Смоленского бульвара, поэтому были построены два наземных вестибюля: один в центре Смоленской площади, другой – в районе Николощеповского переулка. Он представлял собой небольшое простого объема здание со стенками в виде сплошного витража. Так сложилось, что оба сооружения были снесены. Главный вестибюль был демонтирован в 1937 году, когда в районе Смоленской площади проводились работы по расширению Садового кольца. Второй же павильон был снесен при строительстве как раз дома Жолтовского, в который и был встроен новый вестибюль станции «Смоленская».

Существует легенда, что из дома есть вход не только на Филевскую линию, но и лифт в Метро-2 (также известно как Д-6) — возможно существующую сеть секретных линий метрополитена. Как же без них, ведь дом НКВД.

Обойдя башню, я попала во двор дома, который оказался очень зеленым и уютным.Дорога уходит под землю - возможно, гараж...


И тут я увидела их….балконы с необычным геометрическим рисунком. Рисунок аутентичный, но почему он именно такой – нигде в источниках не нашла.


Разглядывая балконы, краем глаза заметила, что во дворе припарковалась машина, и из нее вышла приятная возрастная пара. Оказалось, что они более 40 лет живут в этом доме и с радостью покажут мне интерьеры подъезда. Удача! Ура!

Идем к заветной двери (а каие они здесь красивые),

Открываем два кодовых замкА и … просто замираю от восторга.
Академик Жолтовский верен себе..
Подъезды получили дворцовое оформление:
Имитация кессонных дубовых потолков с росписью на тему пушкинских героев из сказки «Руслан и Людмила» .
Выполнил роспись художник Василий Александрович Миняев, который с 1945 года серьезно занимался монументальной живописью и работал в тесном сотрудничестве И.В. Жолтовским Из работ с другими архитекторами можно назвать росписи стен и потолка детской библиотеки им. А.М. Горького, росписи плафонов гостиницы «Украина», живописные вставки в банкетном зале гостиницы «Советская» на Ленинградском проекте.



Гризайль на колоннах выплненна архитектором Г. В. Михайловской, которая входила в арх.бюро И.В. Жолтовского.


Внутри подъезда над дверью — дата постройки (1949), обозначенная римскими цифрами.
Ниши ложных каминов.оформлены гирляндами из фруктов, а также здесь мальчики-путти. Представляю, как невинный мотив веселящихся младенцев выглядел скандально в глазах советского официоза того времени.


Красиво очерченные окна, дверь в комнату дворника,.балясины лестниц


Ощущение, что попала в 50-е годы. Декор почти не утрачен. Аутентичные двери лестничных площадок и рисунок имитирующий мрамор в дверных проемах , орнаменты на балках, удерживающих ступени снизу, на перилах металлические набалдашники (правда, местами скручены:)





Продвигаюсь далее от этажа к этажу…Даже не заметила, как оказалась почти у чердака, что подтверждает теорию Ивана Жолтовского о том, что ступень должна быть высотой 34, а подступенник -13 сантиметров ( в доме именно такой) — по таким лестницам удобно подниматься.
А перед чердаком такая роспись потолка…


Конечно, посмотреть декор квартир мне не удалось. Хотя, думаю, что квартиры с сохранившейся отделкой 50-х вполне существуют. Но…просматривая
на ЦИАНе объявления о продаже квартир в «нашем» доме, я нашла много фотографий, которые меня не вдохновили. И только две фотографии с первозданными интерьерами - коридор и авторские двери Жолтовского…Нашла и фото с колоннами и камином, но мне кажется, что это новодел.



В «доме с башенкой» на первом этаже расположен ряд общественных учреждений, где практически полностью сохранился декор интерьеров.
Начну с почты - Отделение почтовой связи с индексом 121099 «Москва 99».
Какие там красивые потолки...




Самые просторные помещения первого этажа в доме на Смоленской занимает
Центральная библиотека №36 имени Н.А. Добролюбова, для которой специально проектировались помещения.
Всего их было три - читальные залы, абонемент и детский отдел.
Но, не знаю когда, детские залы передали под психоневрологический диспансер. Я и туда заглянула - два яруса, потолки с ярким цветочным орнаментом, а на стенах роспись из беззаботной "детской жизни" 50-х. Фотографировать строго запретили, следили...с психами работают...

Я поспешила в Библиотеку. А там опять - красивое фойе, в залах имитация кессонных дубовых потолков, сохранились люстры, наливные полы с мраморной крошкой, уже знакомый резной орнаментальный узор на дверных полотнах и встроенных шкафах,

Судите сами...
Читальные залы






Абонемент




Как мне все понравилось!

Но, увы, я не все узнала секреты и тайны этого дома, как например - что за художник занимает студию в башенке, что за огромные подвалы и тоннели под домом, кто купил чердак дома и построил для продажи мезонины, из-за которых дом дал трещины...

Не достала (плохо искала) книгу, где дом на Смоленской подробно описан.
Советская архитектура : Ежегодник : Выпуск ІІ. — М., 1953

И в заключение...
Дома на Б. Калужской и Смоленской сразу же стали предметами для подражания.
За короткий период (1950-1955 гг.) в Москве и в других городах были выстроены десятки аналогичных домов, характерной чертой которых были карниз большого выноса и скульптурно-декоративные наличники на окнах.

Отредактировано автором: 21.05.18 15:21:40Сообщить модератору



Замечательное путешествие! Именно путешествие,так как вы сделали параллели с другой страной, смогли "попутешествовать" внутри!
Спасибо!
Цитата:

Не достала (плохо искала) книгу, где дом на Смоленской подробно описан.
Советская архитектура : Ежегодник : Выпуск ІІ. — М., 1953

я нашла!
http://books.totalarch.com/n/2377
или http://tehne.com/node/4347
http://books.totalarch.com/soviet_architecture_yearbook_1953

с 67 страницы
jacaranda, какую красоту вы нам показали! И посмотрела и прочитала с большим интересом, очень люблю отзывы с архитектурными подробностями. Спасибо!
Цитата:

Оказалось, что они более 40 лет живут в этом доме и с радостью покажут мне интерьеры подъезда. Удача! Ура!


Цитата:

Ощущение, что попала в 50-е годы.


Цитата:

Как мне все понравилось!


Представляю. Действительно, большая удача! Как же вам повезло!
Я часто прохожу мимо жилого дома Жолтовского на пр-те Мира (184), это его последний проект. Точно такой же находится около станции Маленковской.
В этом доме тоже великолепные интерьеры - арки, колонны, камины. и квартиры необычной планировки. Но вы, наверняка, об этом знаете. Я к тому, что при случае тоже попытаюсь зайти в подъезд по вашему примеру ))
Спасибо за такой подробный рассказ! Этот дом - из тех, о которых можно написать целую книгу...
Я была на экскурсии в тех местах и мы тоже заходили и на почту и в один из подъездов, а вот библиотека была тогда закрыта, к сожалению – а там такая красота, оказывается!
Что касается резкого изменения декора карниза и рустовки фасада, то нам когда-то на лекции по истории архитектуры рассказывали, что здание было построено в 1951-52 годах, но отделку и декор фасада продолжали позднее. После смерти Сталина, уже в 19 началась борьба с архитектурными излишествами, до 1956 года. Тогда началась бор
Спасибо за такой подробный рассказ! Этот дом - из тех, о которых можно написать целую книгу.
Я была на экскурсии в тех местах и мы тоже заходили и на почту и в один из подъездов, а вот библиотека была тогда закрыта, к сожалению – а там такая красота, оказывается!

Что касается резкого изменения декора карниза и рустовки фасада, то нам когда-то на лекции по истории архитектуры рассказывали, что это здание было построено в 1951-52 годах, но отделку и декор фасада продолжали и позднее, поскольку стоимость его составляла едва ли не четверть сметной стоимости строительства.

Практически сразу после смерти Сталина, уже в 1954 году, началась борьба с архитектурными излишествами. Стали срочно перерабатывать не только проекты, но и удалять декор со строящихся зданий. Декор дома на Смоленской еще не был закончен и Жолтовскому предложили внести изменения в сторону упрощения, но он не стал этого делать, а просто демонстративно резко оборвал пышный карниз. Окончательно закончено здание было в 1956 году.
Историю я эту только слышала, хотя везде в литературе обычно пытаются найти какое-то логическое обоснование такому решению...
Xelen_a Спасибо, что прочитали мой порыв души. Это действительно было путешествие к которому готовилась:)
Огромное спасибо за книгу, но, честно, боюсь что-то загружать из Интернета, т.к. однажды занесла какой-то вирус...
Я искала книгу у букинистов и в библиотеках.

А я все так и не дошла до музея Аполлинария Васнецова...помню Ваш красочный отзыв...
Галишникова Татьяна Как мне приятно, что мой отзыв Вас заинтересовал.
Конечно знаю про дом на пр. Мира... и не только потому, что он творение Жолтовского, просто мое детство и юность прошли на пр. Мира в районе метро Алексеевская (Мир, Щербаковская) и тоже в сталинском доме, но не столь прекрасном. И всегда я с друзьями любила гулять в сторону ВДНХ и всегда доходила до этого дома (там еще был замечательный книжный магазин) и шла обратно. Дом действительно прекрасен, но я там очень давно не была...
Надо, конечно, съездить...
Зарянка как здорово, что наши интересы совпали. Очень рекомендую зайти в Библиотеку и посмотреть это уютное чудо. Уверяю, что Вам будут рады.Даже можно зайти в "детский отдел", но там не будут рады:) но посмотреть на роспись стен и потолков стОит.

По поводу карниза - все может быть. Каждый теоретик архитектуры трактует это по своему. Я думаю, дешевле было бы не делать балкон...Не знаю...Мне больше нравится теория, что это реплика карниза палаццо Строцци в Ферраре, Ведь Жолтовский много путешествовал по Италии и копировал, зарисовывал...
Это был архитектор с изумительным вкусом, чувством меры...
Цитата:

который год увлечена архитектурными творениями Ивана Жолтовского.


Хорошо, когда есть интерес! Тогда прогулки перестают быть просто "выходом в город", а превращаются в радостное знакомство, узнавание. А дом, с которым познакомился лично, навсегда остается живым.
Дом Жолтовского, конечно, стоит того, чтобы узнать его ближе. Здорово, что Вам посчастливилось попасть к нему в гости и показать и нам эту красоту. Ах, какие потолки!
Цитата:

Хорошо, когда есть интерес! Тогда прогулки перестают быть просто "выходом в город", а превращаются в радостное знакомство, узнавание. А дом, с которым познакомился лично, навсегда остается живым.


Как точно сказано. Спасибо Ольга !
jacaranda так я прежде,чем вам ссылку давать, скачала её сама. Поэтому могу либо вам её через какой-нибудь диск выложить, либо перевести в другой формат и попытаться переслать. Там объем большой самого файла,но может вам нужно только про этот дом?
А к Васнецову еще успеете!
Xelen_a , спасибо огромное, мне конечно, нужно только про дом на Смоленской. Я не смею Вас беспокоить, если файл безопасен, я сама сейчас попробую его загрузить.
Цитата:

А к Васнецову еще успеете!

Но как он хорош...
jacaranda я уменьшила файл до 11,5 мегабайт Там только про этот дом. Мне совершенно несложно. Так,что,если не решитесь скачивать,то напишите в ЛС свою почту.
Цитата:


Но как он хорош

:)
Очень интересный рассказ. Хоть я не поклонница сталинского ампира, но с точки зрения истории архитектуры очень любопытно, тем более когда написано со знанием дела. Спасибо!

Библиотека - чудо. Да и потолки в доме поразили.
Цитата:

Хоть я не поклонница сталинского ампира

- мне приятно, что Вы все же зашли на страничку отзыва, прочитали и положительно оценили :)
Chicho, действительно и сам дом и Библиотека в нем - чудо! И иначе не могло быть - Иван Жолтовский был создателем этого стиля.
Цитата:

Ездила на Беговую, чтобы взглянуть на мощь ипподрома и камерность здания Скакового общества,

если не были внутри на ипподроме, то при случае сходите,пока творение Жолтовского еще стоит и его не "переформатировали" и не "модернизировали" окончательно.
Там бывают очень эффектные ежегодные праздничные бега , типа это
http://cmh.ru/index.php?id=4632 или этого http://cmh.ru/index.php?id=4638 (не первый год ходим, а тут заболела) и интерьер ресторана "от Жолтовского" при ипподроме там пока еще сохранен.
Мне очень понравились слова Жолтовского :«Призвание архитектора ... заключается в том, чтобы строить грамотно, экономно и красиво ... Обязательно красиво! Красота нужна человеку, она возвышает его, будит в нем лучшее, благородное. Не путайте в архитектуре понятия красоты и богатства. ", к сожалению то, что московские власти понастроили зачастую в центе города далеко от понятия "красиво"
Спасибо за рассказ.
Цитата:

Да и потолки в доме поразили.

по возможности сходите на экскурсию в дом Тарасова на Спиридоновке, пока тамошние потолки ( тоже очень красивые) еще живы.
Натали Москва спасибо за ремарки и добавления :) Внутри ипподрома не была. Обязательно последую Вашму совету. А вот с особняка Тарасова на Спиридоновке у меня и началась"любовь" с Жолтовским. Конечно видела интерьеры, сделала массу фотографий, но не стала писать отзыв - очень темные и неудачные снимки получились, да и написано об этом дивном доме очень много...
Очень хочу посмотреть особняк А.А.Руперти "Липки", кторый Жолтовский проектировал до ревролюции, а затем перестраивал для Сталина, но , говорят, это не реально... Мечтаю проникнуть в Дом Скакового общества, там тоже потолки расписаны Нивинским, как и в особняке Тарасова.
А в Ялте - санаторий Горный, а в Евпатории -детский санаторий Таврида...
jacaranda, спасибо. Просто восторг! Два "сталинских" архитектора Жолтовский и Щусев какие все-таки разные. Щусев, мне кажется, еще более "загадочным", чем Жолтовский.

С уважением
Полищук Ирина не за что! Приятно! Щусев - совсем не мое.. Даже внешне... От сборов к мавзолею...
А Жолтовсий - польский шляхтич, эстет, весь такой утонченный... Хотя, конечно, с такими "скелетами в шкафу"...

С уважением
Приветствую вас, Jacaranda!
Отрадно видеть такой подробный и эмоциональный рассказ про дом И.В. Жолтовского, это говорит о вашем искреннем интересе к стилю мастера.
Хотелось бы также увидеть простую ссылку на мою статью о работах Жолтовского, которую вы явно читали. Ее легко найти на Архи.ру.
https://archi.ru/russia/72607/aktualnoe-retrospektivnoe-i-unikalnoe-v-tvorchestve-i-v-zholtovskogo-1930-50-kh
В ней впервые столь полно перечислен список возможных итальянских прототипов и источников для построек мастера.
И раз вы пишете о наличниках дома на Смоленском бульваре, укажите точно, что на фото (венецианская Скуола ди Сан Марко, а не Феррара), ну и источник иллюстрации (на котором зачем-то появился копирайт сайта).
Устанавливая свой кирпичик в здании Науки, следует указывать тех, кто начинал эту постройку до вас. Успехов!
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Вьетнамские покатушки с севера на юг. Два замечательных дня в Хюэ.. Часть 3.
2Москва. Поездка с подростком на Рождество.
3Автопробег Брест-Находка, с заездом на Алтай, Адыгею, Сочи и Абхазию - 2018г
4Петербургский стрит-арт. На улицах, во дворах и в музее
5По Иордании с севера на юг
6Европа, большой автобусный тур с отдыхом на море
72 КОРЕИ с надеждой на ЕДИНУЮ. Часть 2. Северная Корея (окончание).
Отдых в России
Россия: отели
Отели Старого Оскола
Отели Стрельны
Петергоф
Петрозаводск
Погода в России
Туры на Новый год
Рейтинг отелей:
323.Имера гостевой дом 5
324.Аркадия 5
325.Luciano Residence Kazan 5
326.Дом ученых 5
327.Сибирь санаторий 5
328.Азимут Отель Мурманск 5
329.Hyatt Regency Sochi 5
лучшие отели России
Фото отелей:
701.Ibis Kazan Centre, Россия [10]
702.Отдых, Россия [10]
703.Богородск, Россия [10]
704.Гостиница Университетская, Россия [10]
705.Актер дом творчества, Россия [10]
706.Приморье санаторий, Россия [10]
707.РоЯлта, Россия [10]
Популярные отели:
1485.Мон-Отель отзывы
1486.Кон-Тики мини-отель отзывы
1487.Отель Хит отзывы
1488.Гранд Отель отзывы
1489.Трактир Кучкова гостевой дом отзывы
1490.Four Seasons Hotel Moscow отзывы
1491.Боярин частный отель отзывы
Отзывы по отелям:
904.Россия, Александровская Слобода [2]
905.Россия, Лагуна частный отель [2]
906.Россия, Алтай [2]
907.Россия. Остальное, Куршская коса [2]
908.Россия, Кристалл [2]
909.Россия, Таврида-Азот база отдыха [2]
910.Россия, Переделкино санаторий [2]