31.10.17 12:20:38
Это загадочное слово – ОранЭЛа…. 
Время отдыха: сентябрь 2017

Это загадочное слово – Оранэла….



Из воспоминаний детства: самым быстрым способом попасть на берег Финского залива моя мама считала трамвай маршрута № 36. Нам это действительно было очень удобно – пешком до ст.м. Автово минут семь, потом на Кронштадтской улице дождаться трамвая, доехать до конечной, потом через парк вдоль дворца тайной кошачьей тропой спуститься к заливу. И все. Наслаждайся морскими пейзажами и принимай солнечные ванны. А если повезет, то и искупаться получится.

Фото из интернета:


В Константиновском дворце (а это именно вдоль него мы шли к заливу) во времена моего детства располагалось Арктическое училище. Правда, курсантов я почти не видела, т.к. летом все они или отдыхали на каникулах или были на практике. А вот дворец в памяти остался. Причем, то ли из-за той тропы, заросшей бурьяном и лопухами, то ли из-за того, что подходили мы к дворцу не с парадного входа, но здание мне казалось заброшенным и немного таинственным.

И вот когда в 2003 году, к празднованию 300-летия Петербурга, Константиновский дворец предстал перед петербуржцами и гостями города во всей своей восстановленной красе, я неожиданно вспомнила, что это и есть ТОТ САМЫЙ дворец из детства, и что именно мимо него мы ходили на залив. Правда, теперь это не просто дворец, а государственный комплекс «Дворец Конгрессов» со всеми вытекающими.После восстановления (реконструкции - ?) я дважды была там с экскурсией - первый раз по самому дворцу в 2003 году, а второй раз, через несколько лет, ездили смотреть коллекцию Ростроповича и Вишневской. Подробно о комплексе и о дворце можно почитать на сайте http://www.konstantinpalace.ru/ru/page/17 , я углубляться не буду, т.к. рассказать хочу совсем о другом.

Понятно, к заливу сейчас теперь просто так не попадешь – на территорию государственной резиденции, музея и делового центра вход или по билетам или в составе делегации. Но приехать в Стрельну на трамвае по-прежнему можно. И по-прежнему на трамвае 36-го маршрута. Что я и сделала этим сентябрём.

Вроде бы, что такого - сесть в трамвай. Но у маршрута №36 есть одна особенность: он единственный из всех городских маршрутов, который идет до пригорода Петербурга - до поселка Стрельна. И самое интересное то, что современный маршрут пролегает по построенной более ста лет назад Ораниенбаумской электролинии, которую можно с полным правом считать первым пригородным направлением.

Именно эта линия и называется сокращенно красивым словом «ОранЭЛа». Именно по ней, еще в царское время, был пущен первый пригородный трамвай.

Вот теперь исторические факты.

Проекты первой в Российской империи электрифицированной дороги — от Санкт-Петербурга до Ораниенбаума — появились еще в 1890-х годах, однако технические документы были утверждены только в 1906-м году. Новая дорога должна была связать Петербург с дачными и дворцовыми пригородами на юго-западе. По первоначальному проекту трасса трамвая должна была насчитывать 66 километров, и первый участок дороги, от Автово до Стрельны, был уложен в 1912 году. К началу Первой Мировой войны, в 1914 году, успели проложить уже 38 километров.

Опытное движение поездов началось в декабре 1915 года и тогда был задействован только участок от депо «Княжево» (ныне трамвайный парк №8 им. Котлякова, пр.Стачек, 114) до Путиловского (Кировского) завода. В депо «Княжево» находился весь вагонный парк Оранэлы и ремонтные мастерские.

Кстати, вот это здание, мимо которого я в свое время частенько ходила мимо, ни что иное, как сохранившаяся тяговая подстанция Оранэлы (пр. Стачек, д.91):


В январе 1916-го года линия первой в России частной электрической железной дороги заработала для пассажиров - трамваи пошли по Петергофскому шоссе до Нарвских ворот. Цитата из интернета: «"Коммерческое движение" началось в 14 час. 23 мин; 5 моторных вагонов сделали в этот день 96 рейсов, закончив движение в 22 час. 40 мин. Было продано 5616 билетов стоимостью 4 коп., а выручка в первый день составила 224 руб. 64 коп.»

К лету 1917 года трамвайное движение было организовано уже на всей протяженности Оранэлы — от Нарвских ворот до Стрельны. К сожалению, пустить электрический трамвай дальше Стрельны не получилось: Оранэла получала электричество от городской сети, и расстояние до Стрельны было предельно возможным для технологий того времени и электрифицировать дорогу на бОльшее расстояние не представлялось возможным.

Почему трамвайная линия строилась и вводилась в строй так медленно? Одной из причин таких невысоких темпов строительства была финансовая проблема, затем на ход стройки повлияла Первая Мировая война, но была и ещё одна причина - «августейшая» . Строительство Оранэлы велось исключительно ранней весной и поздней осенью, поскольку властями был указан именно этот период, «а никак не в то время, когда в городе Петергофе пребывает Высочайший двор».

Уж не знаю, пользовались ли трамваем владельцы пригородных дворцов, но среди остального населения Оранэла пользовалась популярностью. Так поэт Александр Блок, любивший долгие прогулки в окрестностях города, в последние годы своей жизни любил ездить в Стрельну именно на Оранэле, и делал это почти ежедневно. Поэт жил на набережной Пряжки, оттуда неспешным шагом минут за сорок доходил до Нарвских ворот, откуда тогда и ходил трамвай. Свою последнюю поездку на Оранэле, как известно из источников, Блок совершил за два месяца до смерти, в начале лета 1921 года.
Пользовались пригородным трамваем и бывшие беспризорники из знаменитой «Республики ШКИД». Ребята ездили на трамвае от своей школы (Старо-Петергофский проспект, дом 19) до дачи в Стрельне. В автобиографической повести Григория Белых и Леонида Пантелеева сказано: «У Нарвских ворот переменили моторный вагон с дугой на маленький пригородный вагончик с роликом. Места в этом вагончике всем не хватило, и часть ребят перелезла на платформы».

После революции, в 1920-е годы, участок линии от Стрельны до Ораниенбаума, который так и не был электрифицирован, демонтировали. И если верить источнику в интернете, то именно эти разобранные пути были использованы при строительстве пригородного трамвая в Азербайджане.

Чуть позже дорога была национализирована, а в 1929 году передана трамвайному ведомству Ленинграда .

Во время Великой Отечественной войны Оранэла была разделена линией фронта. Часть ее, попавшая в зону оккупации, была сильно разрушена, а вот участок до Кировского завода был полноправным защитником города - по нему ходили поезда, доставляя грузы.

Если выйти на ст.м. Автово и пройти в сторону Трамвайного парка №8, то можно увидеть памятники защитникам города - памятник блокадному трамваю ( ретровагон серии МС восстановлен реставраторами в мельчайших деталях, именно такие трамваи ходили по улицам блокадного города), танк КВ-85 на постаменте, а недалеко от него, чуть в глубине – ДОТ:





По воспоминаниям старожилов города и ветеранов войны, Оранэла внесла свой посильный вклад в защиту Ленинграда. В 1941году, когда фашисты вошли в Стрельну и, увидев там трамвай, они решили, что уже достигли городской черты Ленинграда. И поскольку уличные бои имеют несколько другую специфику, враг снизил темп наступления, тем самым дав возможность нашим войскам выиграть хоть какое-то время. Таким образом, Оранэла заставила врага ошибиться - в довоенные годы Ленинград начинался с Автово, а Стрельна являлась лишь дачным пригородом.

Вражеские войска в Город не вошли.

В послевоенные годы линию восстановили ( до Стрельны) и по ней был запущен трамвайный маршрут № 36.

Сейчас существуют проекты восстановления Оранэлы. Энтузиасты и активисты видят ее в полном первоначальном варианте, и с вагонами, выкрашенными в исторический зеленый цвет))) Что получится в итоге (и получится ли?), увидим.

Откуда стартует маршрут в городе, я точно не знаю, т.к. мой «трамвайный» путь в Стрельну всегда начинается на Кронштадтской улице ( ст. м. Автово):


Потом по трамвай идет по путепроводу, который построен над железнодорожными путями, ведущими в порт:


Параллельно трамвайному путепроводу идет автомобильный виадук (помню, как его открыли осенью 2002 года). Слева вдалеке можно увидеть купол "Цирка в Автово», внизу - церковь, кладбище и речку Красненькая:


По проспекту Стачек, который затем плавно перейдет в Петергофское шоссе, я начинаю свою прогулку в Стрельну.

В трамвае:


Если в трамвае находиться на задней площадке, то при съезде в путепровода можно полюбоваться домами, выстроенными в стиле сталинского ампира. Эти два дома, как пропилеи, обрамляют въезд в город с юго-запада:


Вот так они выглядели в середине ХХ века (фото из интернета):


На этом сталинская архитектура заканчивается, и начинается застройка позднесоветская, которую в свою очередь сменяют строительные эксперименты последних десятилетий:


Еще хочу отдельно сказать про фото к этому отзыву. Во-первых, за исключением всего лишь нескольких кадров, почти все фото сделаны через оконное стекло. А стекла в транспорте сами знаете какие – или немытые, или поцарапанные, или с какими-то кляксами и черными точками. Поэтому есть дефекты и на фото. Во-вторых, из-за ремонта путепровода и из-за моей чудесной суперспособности приезжать в незнакомый музей в его выходной день (про музей - ближе к концу текста), мне пришлось прокатиться на трамвае дважды. Поэтому на одних фото синее небо и чудесная погода, а на некоторых других – пасмурное небо. Не удивляйтесь.

Остановка «Трамвайный проспект»:

Во время ремонта путепровода именно после этой остановки трамвай шел в парк.

А я продолжаю свой путь по проспекту Стачек. Между проезжей частью и жилыми домами предусмотрена широкая и просторная зелёная зона. Здесь гуляют мамочки с колясками, здесь выгуливают своих домашних животных, здесь же катаются на велосипедах и просто бегают:


Трамвайные пути ветвятся, какие-то маршруты сворачивают с проспекта Стачек, какие-то добавляются:


«Максидом»:


Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, ранее Ленинградский Кораблестроительный институт, или, во все времена и независимо от официального названия, просто "корабелка":


Когда-то, много лет назад, этот ВУЗ рассматривался мною как вариант для поступления. Но перспектива пользоваться наземным транспортом и ждать его на остановках в любую погоду не радовала абсолютно. Поступила в другой)))

Трое из ларца, одинаковых с лица))):


Эти одинаковые здания строились для "корабелки". Как несложно догадаться по их сиротскому виду, это студенческие общежития. Первые два корпуса были построены в конце 70-х - начале 80-х, А третий, самый новый корпус,в начале 1990-х. Но этот последний корпус сразу после ввода в эксплуатацию был признан аварийным, расселен, примерно 10 лет пустовал, сейчас снова используется. Студенты именуют этот студенческий городок "Три поросёнка".

Трамвайная остановка, находящаяся около общежитий, называется "Проспект Стачек, 111". А до их постройки она официально называлась "Привал" и здесь было трамвайное кольцо (наследие Оранэлы). И топоним "Привал" - название историческое. Именно здесь, на развилке Петергофской и Нарвской дорог (сейчас - пр. Стачек и пр. маршала Жукова), во время длительных переходов останавливались на отдых квартировавшие в Петергофе гвардейские полки, здесь же любила устраивать шумные привалы Екатерина II, возвращаясь с удачной охоты в Стрельнинских лесах.

Угол пр. Стачек и пр. маршала Жукова,(1999 год, фото из интернета), хорошо видны общежития, на переднем плане - 36-й трамвай:


Кривые ржавые трамвайные пути, оставшиеся от кольца, которое когда-то здесь было. Сейчас не знаю, куда они ведут:



Продолжаем. Красивый дом, мне нравится:


Кустики-цветочки вдоль трамвайных путей:


Опоры ЛЭП, выкрашенные в цвета любимой футбольной команды:


Южно-приморский парк с фонтанами при входе:


А вот это, справа по курсу, начинаются кварталы малоэтажного жилого комплекса "Балтийская жемчужина", который был построен в 2000-е годы в сотрудничестве с Китаем:




Всё, город закончился….


Здесь нас покидает трамвай маршрута №60:


И остается только 36-й маршрут!

Именно здесь трамвайная линия, идущая параллельно автомобильному шоссе, таинственным образом преображается, приобретая некий железнодорожный вид))):


Вид из окна тоже меняется.Теперь это не привычные городские пейзажи, а леса и поля:


Через какое-то время трамвайная линия пересекает шоссе и перемещается на другую сторону дороги:



А вот этот храмовый комплекс – Троице- Сергиева Приморская пустынь:


Не знаю, как сейчас, но раньше, когда экскурсионный автобус проезжал мимо Сергиевой пУстыни, гиды обычно упоминали только один факт из жизни обители – здесь находилась специальная средняя школа милиции. Вот такой парадокс. Я тоже не буду вдаваться в историю пУстыни, тем более, что на ее территории я никогда не была, а что касается послереволюционной жизни монастыря, то он был упразднён уже через два года после революции , монахи отправлены в ссылку, а в стенах обители стала располагаться детская трудовая колония "Труд". Затем, в 1930-х годах в монастыре была Школа переподготовки начсостава военизированной охраны промышленности, а вот как раз в 1960-е в монастырь и въехала Специальная средняя школа милиции. В 1973 г. архитектурный комплекс (вернее, то, что от него осталось) был поставлен под государственную охрану. С 1994 г. возобновлено монашеское служение. В 2001 г. завершился процесс передачи архитектурного комплекса епархии.

Напротив монастыря, на другой стороне дороги, гипермаркет «Лента»:


Продолжаем путь:


Встречный состав. Пардон, всего лишь трамвай))):


Осенние поля:


Предпоследняя остановка на моем пути - Кикенка:


Вот и добрались до пригорода. Здесь уже можно увидеть и частные жилые дома, и огороды с теплицами:



Приехали. Состав прибыл на конечную станцию))). Вернее, кольцо:


Диспетчерская:


Если сразу от диспетчерской перейти шоссе, то можно оказаться у ворот Константиновского дворца. Вот он, совсем рядом:


Но я решила совместить свой «трамвай-тур» с посещением другого культурного заведения, а именно музея "Дворец Петра I", который находится здесь же, в Стрельне. Вот в нем я еще ни разу не была.

Чтобы попасть в него нужно еще или пройти минут 15 вдоль шоссе и забора до поворота и указателя на музей, или проехать пару остановок на маршрутке или автобусе до остановки «Орловский пруд».


Фотографировать внутри музея нельзя, только на территории:

Чисто, красиво, сделано с любовью, как говорится.

Про сам музей. Без экскурсии неинтересно, поэтому или берите аудиогид, или посещайте с группой. Но если этот объект по каким-либо причинам выпадет из вашей культурной программы, особо не расстраивайтесь)))

Вот такая у меня получилась осенняя прогулка в пустом трамвае. Немного ностальгии и воспоминаний, немного истории, разговоры "за жизнь" с кондуктором и посещение нового для себя музея.


Кто знает, может через несколько лет проекты по строительству линии скоростного (легкорельсового) трамвая на Юго-Западе будут четко сформулированы и все-таки реализованы, и тогда по маршруту «ст. м. Кировский завод — Стрельна — Петергоф» можно будет ездить не только на маршрутках и трамвае маршрута №36.

Мечты, мечты...

Спасибо, что читаете и что прокатились вместе со мной)))

Отредактировано автором: 01.11.17 14:53:55Сообщить модератору



А меня в детстве к заливу вез 25 трамвай. Тоже сладкие воспоминания. И не боязно Вам было окунаться в детство. Прекрасный рассказ, возникло желание проехать этим маршрутом.
Цитата:

И не боязно Вам было окунаться в детство

- в данном случае - нисколько))). Дело в том, что я довольно часто езжу в Петергоф и Ораниенбаум, а автомобильная дорога идет параллельно трамвайным путям, и расходится только перед Стрельной. Жизнь вдоль дороги наблюдаю регулярно. Помню даже, как строилась Балтийская жемчужина. Поэтому картинка из окна трамвая откровением не стала. А вот из детства здесь, пожалуй, только трамвай. Я на них ооочень давно не каталась))). Он все так же дребезжит и громыхает...
Вот это трамвайчик! Очень интересно. Спасибо! И в Константиновском дворце не была. Когда соберусь - поеду на трамвае.
Цитата:

И в Константиновском дворце не была. Когда соберусь - поеду на трамвае.

- если соберетесь, то перед поездкой зайдите на их сайт http://www.konstantinpalace.ru/ru/page/17 , потому что бывают ситуации, когда музей/дворец закрыт для посещения - делегации, саммиты и т.п.

Цитата:

Когда соберусь - поеду на трамвае.

- удачной прогулки!
Цитата:

Кривые ржавые трамвайные пути, оставшиеся от кольца, которое когда-то здесь было. Сейчас не знаю, куда они ведут:

рельсы действующие. В некоторых случаях типа аварий или ремонта путей впереди по курсу здесь трамвай разворачивается и едет обратно в сторону Автово.

Цитата:

В послевоенные годы линию восстановили ( до Стрельны)

жаль, что не полный маршрут. До войны трамвай ходил примерно на километр дальше - до Львовского дворца, проезжая почти через всю Стрельну
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1ЭТО ШВЕДСКОЕ СЛОВО "СВОБОДА" (ч.3): ВЮСБЮ НА ГОТЛАНДЕ И УПСАЛА
2ЭТО ШВЕДСКОЕ СЛОВО "СВОБОДА" (ч.2): ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЙ СТОКГОЛЬМ
3ЭТО ШВЕДСКОЕ СЛОВО "СВОБОДА" (ч.1): ПРАКТИЧЕСКИЙ СТОКГОЛЬМ
4Бавария, Что нам зной, что нам дождь?! Часть 2. Дождливая...
5В погоне за бабьим летом. Краков
6Замок и город Широк (Sirok)
7Первое путешествие в Прагу.
Россия
Отели России
Отели Челябинска
Отели Челябинской области
Ростов Великий
Ростовская область
Погода в России
Горнолыжные курорты
Рейтинг отелей:
1415.Мира 3
1416.Астерия пансионат 3
1417.Людмила база отдыха 3
1418.Вершина гостевой дом 3
1419.Denart 3
1420.Горка гостевой дом 3
1421.Солнечный санаторий 3
лучшие отели России
Фото отелей:
477.Солонцово (туристско-оздоровит. комплекс), Россия [16]
478.Парк-отель СДЛ, Россия [16]
479.У золотых ворот, Россия [16]
480.Вилла Риф частная гостиница, Россия [16]
481.Сибирь, Россия [16]
482.Царицын Луг мини-отель, Россия [16]
483.Горячинск санаторий, Россия [15]
Популярные отели:
1534.Онегин отзывы
1535.Жемчуг частный отель отзывы
1536.Леля гостевой дом отзывы
1537.Фазотрон - С отзывы
1538.Друзья Лофт отзывы
1539.Ripario Modern отзывы
1540.Монтажник база отдыха отзывы
Отзывы по отелям:
477.Россия, Металлург санаторий [6]
478.Россия, 40-й Меридиан [6]
479.Россия, Нефтяник Сибири санаторий [5]
480.Россия, Приморье ТОСК [5]
481.Россия, Ярославль-Эксетер [5]
482.Россия, Бельведер-Невский [5]
483.Россия, Курпаты санаторий [5]