04.09.17 18:55:12
Пожарный край: Кимры, Талдом и Спас Угол 
Время отдыха: сентябрь 2017

Пожарный край: Кимры-Талдом-Спас Угол.


О поездке в Кимры я задумался за две недели. В ленте фейсбука прочитал, что тверской райцентр выкупил легендарную дорожку у стадиона Лужники. В 2013 году на этом тартане проходил единственный в истории страны Чемпионат Мира по легкой атлетике. Полистал отзывы в интернете: «Кимры - столица русского деревянного модерна; обувная столица России и СССР; родина авиаконструктора Туполева и писателя Фадеева…». На сайте букинга значилось всего три отеля, из которых два заочно понравились, и решил, что заночуем на берегу Волги.
В пятницу мне позвонили из гостиницы «Кают-компания» и уточнили: «Не передумали ли мы приезжать?». Я не ожидал такой заботы. Предположил, что либо цены подскочили, либо места вот-вот закончатся.

Два с половиной часа в относительно новой электричке, и мы на конечной станции Савёловская, которая является Кимрами. Отсюда можно доехать на поезде в Углич и на автобусе в Дубну. На привокзальной площади с десяток такси с высокими антеннами на крышах, пивбар и хозтовары. Уличная реклама предлагала купить комбикорм и обувь у компании «Никс». Туристов немного. Основной контингент пассажиров из Москвы – дачники и горожане, которые толпились в ожидании маршрутных ПАЗиков. Мы же по просторной улице Туполева зашагали на стадион «Спутник», который я про себя окрестил, как гордость отечественной легкой атлетики. Регулярно бывая на столичных площадках, я заметил, что они часто приходят в упадок. Тартан не меняется с советских времен, вводится платное посещение, а от колясок и велосипедистов бегуны, порой, не защищены. Здесь же порядок и чистота, на воротах висит расписание работы, имеется тренажерный зал в помещении, а также спорт-городок и обновленные трибуны. В сорокатысячном городке детворой занимаются две спорт-школы и в наличии легкоатлетический манеж. Московские школьники могут откровенно завидовать кимрякам. Сердце подмывало переодеться и потренироваться по синей дорожке, помнящей следы шиповок Усейна Болта, но отложил назавтра.

Впереди нас ждал памятник самолёту ТУ-124. Конечно, не всё в городе так гладко, как со спортивным процессом. И горожане в голодные 90-е вынесли внутренности из реактивной машины, заодно разбили иллюминаторы и обрисовали пьедестал краской. Но их можно попытаться понять, так как времена были лихие. Хотя опять же зачем рисовать фаллос во весь пьедестал? Что-то в этом есть из японской субкультуры.
С трудом выбрал удачный ракурс для фотографирования. Самолёт, сквер и неповторимая Волга с довольно плотной навигацией. Баржи, прогулочные катера, корабли вперемежку с моторками и рыбачьими лодками. Было бы чуть потеплее, - непременно искупался.

Неподалёку от памятника самолёту забронированы апартаменты, и нам разрешили ранний заезд. Женщина-администратор виновато извинилась за то, что из-за ремонта ещё не всё доведено до конца, что нет терминала для оплаты карточкой, что баня только на два часа и не моргнув глазом, взяла дополнительно три сотни рублей. Но мы простили её. Может быть, это местный туристический налог. Всё же в России редкий несетевой отель может удивить единым стилем и чистотой. Пастельные и фисташковые тона в мебели, обоях и белье, качественная сантехника, с избытком посуда в кухонном уголке, бесплатные чай-вода-кофе и продуманность до мелочей (даже клеёнку для малышей с фумитоксом предусмотрели). И окна во всю ширину стены с низкими широкими подоконниками, да ещё с видом на Волгу. На прилегающей территории качели, мангал, беседка и прочие аут-дор удовольствия. Из минусов, это копошащиеся во дворе строители и запах воды из крана. Им страдают некоторые провинциальные города, и к нему долго привыкаешь.

Освободившись от лишнего груза, мы ушли к мосту через Волгу. Город продолжал удивлять. Тротуарами в тени деревьев, названиями улиц из ушедшей эпохи, вывесками работающих заводов, облагороженными дворами многоквартирных домов, отсутствием высокоэтажных построек. Казалось, что он живет не по моде. Даже рекламы и проводов могло бы быть чуть больше.

Мы шли по улицам и проспектам с забытыми названиями: Ленина, Урицкого, Карла Маркса, 50 лет ВЛКСМ, - и размышляли, куда смотрит местная администрация? На фасаде которой даже плитка осыпается. Из разговоров шофёров на госпарковке подслушал, что в город привезли большого гостя – губернатора. Но ему не до нас, как и нам. Памятник кимрскому сапожнику, памятник «Карета» и поход на городской рынок, где купили местных яблок «Слава Победителю» размером с дамский кулак и бруснику из здешних лесов. В кофейне-кулинарии напротив краеведческого музея в современном интерьере попробовали приличный двойной эспрессо в толстостенных керамических чашках, шанежки, маковые рулеты и мороженое для детей.

- У кафетерия выходной в воскресенье. Необычно!
- Да и закрываются в восемь вечера, - прокомментировала супруга, - ещё бы обеденный перерыв и можно было подумать, что мы в прошлое попали.
- В прошлом не было охранников в кулинарии, как и телевизоров с вайфаями.

Входной билет в музей пятьдесят рублей, экскурсия шестьсот. Решили, что возьмём услуги экскурсовода, так как вопросов накопилось много. Но незадача, все гиды заняты, и в фойе можно лишь посмотреть интерактивную установку по истории города. «В залах музея губернатор Тверской области и журналисты… Приходите через час, - всё покажем и расскажем!» - сказала кассирша, а по совместительству и гардеробщица.
Решили прогуляться к Волге и по набережной Фадеева. Мимо сожженного комплекса Гостиного двора со столетней историей, неказистого театра драмы, памятника Ленину, монумента Победы, бюста Туполеву и с непременными субботними свадьбами. Невольно сравнивал кимрских молодожёнов с сицилийскими. На улице около двадцати, но мужчинам вероятно жарко, поэтому многие без пиджаков и галстуков, некоторые дамы в летних платьях и осенних сапогах. Фотограф-блондинка в джинсах гранж громко комментирует, кому поднять руки, а кому ноги. Неподалеку в кустах красуется галерея из пластиковых стаканчиков с томатным соком, водкой, полусладким шампанским и колбасными нарезками. Откуда к нам это пришло, из каких стран перекочевала это мода, которая так сильно укоренилось в массовом сознании простого люда?

«Кимры горели, горят, и вероятно будут гореть» - подумал про себя, наблюдая за городскими постройками, стыдливо завёрнутыми в полотна рекламы или облаченные в сайдинг. Из бигбордов узнал, что через неделю выборы в областную думу, интересно, что же обещают здешние претенденты на депутатское кресло?

В краеведческом музее мы провели два часа. Наша экскурсия, лениво началась с доисторической эпохи, перешла в насыщенную сапожно-обувную и завершилась залом кимрского авиаконструктора с многочисленными авиамоделями. Детишки иногда откровенно скучали: сын норовил побегать по просторным малолюдным залам, а меньшая дочь поплакать от обиды за невнимание. Им ещё рано слушать про европейские выставки и клейменую обувь, про первые в стране кроссовки, которые экспортировали соседям и снабжали армию интернационалистов в горах Афганистана, про перекупщиков обуви и единственный в царской России сельский банк, про борьбу с мещанством и миллион пар сапог, изготовленных для фронта, про проекты Туполева и гордость отечественного воздухоплавания. Ну а мы неотрывно следовали за гидом, не успевая фотографировать редкие экспонаты обуви из рыбьей кожи и березовых гвоздей, уголок семьи рабочих и деревянные фигуры Алябаева. Некоторые полугетры из девятнадцатого века даже сегодня смотрятся стильно и могут смело соперничать с итальянскими мастерами. Жаль, что за два десятка лет обувное производство пришло в упадок и найти сапожных дел мастера весьма проблематично. В сегодняшних Кимрах существуют три обувные фабрики, но две из них (Фарадей и Красная Звезда) ориентированы на нужды армии, а третья Никс шьет по простым лекалам. У всех дизайн уступил место дешевизне и скорости исполнения. Четыре года назад Кимрский обувной техникум выпустил последних учеников и исчез в пыли истории. Почти сто лет кимрские мастера не ездят на международные ярмарки и не завоевывают призов, да и советские ГОСТы на детскую обувь (где значилась только натуральная кожа) давно заменены. Перед музеем мы посетили два обувных магазина. Увы, ничего не приглянулось, даже детям, как и из кимрского трикотажа, которым сегодня руководят турецкие коммерсанты.

Экскурсия пролетела в одно мгновение. Вспомнилось детство, в котором клеил кроссовки из верха от московского «Адидас» и подошвы от автомобильных покрышек, как родители стояли в очередях за обувью из стран СЭВ, как гордились мы отечественными самолётами и достижениями в сельском хозяйстве. Покидать музей не хотелось. Как будто на машине времени перенеслись в былое, которое любому взрослому кажется идеальнее настоящего. Напоследок не спеша прогулялись по улочкам, зашли на службу в Преображенский храм, сфотографировали русский модерн, встретили закат на реке, посетили гипермаркет «Магнит» с несетевыми магазинчиками и вернулись в отель.

В городе нет местной молочной продукции, а рыба из Волги представлена лишь одинокой таранькой в отделе пива, он не может похвастаться аутентичными сырами и конфетами, минеральной водой и уютными кафе. Но мне показалось, что сюда не долетел шквал цивилизации, революции и атрибутов Нового времени, и бывшее село застряло на где-то на переходе из прошлого. Ещё при царизме крепостные крестьяне не носили лаптей и выкупили себя, взяв ссуду в банке в полмиллиона под шесть процентов в год, за пятнадцать лет до отмены крепостного права, а при строительстве коммунизма местные мастера, рискуя головой и имуществом, «тачили обувку» на продажу из-под полы, вероятно, и сейчас они живут своей жизнью, которую однодневному туристу не увидеть и не разгадать.

Утром из Кимр мы отправились в приграничный город Талдом. Выйдя с электрички, запрыгнули в отъезжающую маршрутку, которая следовала в деревню Спас Угол. Дети заснули, а мы любовались видами ухоженных деревень Талдомского района. Мелькали непривычные объявления: «Сегодня в девять вечера состоятся посиделки», «Услуги печника», «Выкопаю колодец», «Снос домов». Заметил, что разрухи здесь меньше чем в соседних областях. На качественном асфальте присутствует дорожная разметка, на многих остановках есть расписание, общественный транспорт представлен комфортными современными ЛИАЗами и маршрутками Fiat с возможностью оплаты социальной картой. Конечно, большинство полей ещё «отдыхает» и отдано под посевы ядовитого борщевика, а на развалинах коровников уже выросли немолодые деревья, но кое-где заметны изменения в лучшую сторону, что проявляется в отремонтированных домах, ухоженных памятниках, магазинчиках и довольно доступным транспортным сообщением.

Через час показалась конечная станция нашего маршрута – музей М.Е. Салтыкова-Щедрина. Он располагался в Преображенском храме деревни Спас Угол. Водитель ненадолго припарковался на площади перед оградкой с астрами и выкрашенным серебрянкой, бюстом писателя с двумя лавочками. Тут же и утопающая в несвежих лесах церковь, где с одной стороны проходил обряд крещения младенца, а с другой экскурсия для организованных туристов из Москвы. Нам, как «дикарям» позволили присоединиться к нехитрому пересказу основных писательских вех и жизненных коллизий. Юность, отрочество, старость, фотографии потомков, генеалогическое древо. Жизнь – это череда переездов, обязательных пожаров, болезней и «скверный характер», без которого не было его взрослых сказок. Сама экспозиция весьма скудная и напоминает скорее не о писателе, а о крепостном праве. За храмом утопающий в зелени и цветах, погост с родовым захоронением Салтыковых-Щедриных, а также именитых жителей села. Место сгоревшей усадьбы обозначено лишь обычным камнем, родовой сад находится в запустении, а к целебному источнику нам не рекомендовали идти: «так как ваши детские коляски застрянут в грязи». До ближайшего автобуса ещё два часа. Осеннее солнце разогнало тяжелые тучи, и мы устроили небольшой поход по подлеску в компании с бабочками, стрекозами и слепнями, с пикником и сбором урожая одичавшей антоновки для домашнего варенья и пирогов.

На прогулку по Талдому оставалось лишь полтора часа. Краеведческий музей уже закрылся, и мы полюбовались сохранившимся от пожара одним из корпусов. Посетили литургию в Храме Архангела Михаила. Зашли в магазин «Куриный домик» и погуляли на площади Искусств, с велосипедной дорожкой на двести пятьдесят метров, бронзовым памятником писателю, да неработающей общественной точкой доступа в интернет. Полюбовались отреставрированной на современный манер, пожарной каланчой, в помещении которой разместился дворец бракосочетания. Подумал, что действительно, свадьба весьма схожа с пожаром. В сердце и голове. У некоторых он затухает, у других тлеет всю жизнь. Хотя в центре Талдома пожарная часть была бы кстати, так как следы огня наблюдаются здесь и поныне.

Пожарный край: Кимры, Талдом и Спас Угол
Пожарный край: Кимры, Талдом и Спас Угол
Пожарный край: Кимры, Талдом и Спас Угол
Пожарный край: Кимры, Талдом и Спас Угол
Пожарный край: Кимры, Талдом и Спас Угол
Пожарный край: Кимры, Талдом и Спас Угол
Пожарный край: Кимры, Талдом и Спас Угол
Пожарный край: Кимры, Талдом и Спас Угол
Пожарный край: Кимры, Талдом и Спас Угол
Пожарный край: Кимры, Талдом и Спас Угол
Пожарный край: Кимры, Талдом и Спас Угол
Пожарный край: Кимры, Талдом и Спас Угол
Пожарный край: Кимры, Талдом и Спас Угол
Пожарный край: Кимры, Талдом и Спас Угол
Пожарный край: Кимры, Талдом и Спас Угол
Пожарный край: Кимры, Талдом и Спас Угол
Пожарный край: Кимры, Талдом и Спас Угол
Пожарный край: Кимры, Талдом и Спас Угол
Пожарный край: Кимры, Талдом и Спас Угол
Пожарный край: Кимры, Талдом и Спас Угол

Фотоальбом //f.otzyv.ru/photoalbum.php?id=107178:52961
 Сообщить модератору



Цитата:

Мы шли по улицам и проспектам с забытыми названиями: Ленина, Урицкого, Карла Маркса, 50 лет ВЛКСМ, - и размышляли, куда смотрит местная администрация?


А что не так? Названия улиц и проспектов не переиначили, или как?
У нас в глуши тоже такие улицы - на переименование никаких средств не хватит, да и народ не желает.
Автобус на Талдом - жесть! Я думал сперва, это музейный экспонат. Это "Кубань" реанимированная?
DelphiN

Цитата:

Автобус на Талдом - жесть! Я думал сперва, это музейный экспонат. Это "Кубань" реанимированная



Мне кажется, что это ПАЗик реанимированный. Фото внизу.

MIG60

Цитата:

А что не так? Названия улиц и проспектов не переиначили, или как?
У нас в глуши тоже такие улицы - на переименование никаких средств не хватит, да и народ не желает.



Вот и удивляет, что сохранились.
Одна наша знакомая до 55 лет прожила на улице Юловская. В 2015 году её переименовали на улицу Грушевского. Лишь после переименования узнала истинный смысл предыдущего названия, которое произошло от аббревиатуры ЮЛ - юный ленинец.

Цитата:

Одна наша знакомая до 55 лет прожила на улице Юловская. В 2015 году её переименовали на улицу Грушевского. Лишь после переименования узнала истинный смысл предыдущего названия, которое произошло от аббревиатуры ЮЛ - юный ленинец.


Как бы ещё через 55 лет не выяснилось, что новое название произошло от аббревиатуры ГРУ:)
Спасибо, как красиво и интересно об обычном!
Приезжайте в Киров - узнаете много новых фамилий революционеров. Мой муж так и не смог запомнить улицу Маклина, упорно именуя ее Малкиной. А поселок Коминтера /район города/, где есть длинная улица Павла Корчагина /А Николая Островского - нет/, да много всего. Так же созвучна и печальна судьба кировских обувных фабрик. А в советское время мы гонялись за местными лодочками.
Тоже вспомнились "революционные" улицы. Самая необычная для меня - улица Сакко и Ванцетти в Моршанске. Причем раньше и не задумывался никто. Живет на Сакованцетти и все)))
Цитата:

Самая необычная для меня - улица Сакко и Ванцетти в Моршанске.


Встречала такую в недавней поездке в Томск. А еще Совпаршкольный ))
Самая необычная для меня улица Совнакомовская в Н.Новгороде.

Автору спасибо за Кимры! Городок в своё время очаровал своим деревянным модерном, несмотря на разруху.
Что касается революционных названий, то совсем не раздражают. Напротив, вызывают ностальгию ))
И потом, действительно, где деньги брать, когда на самое необходимое не выделяют.
Спасибо! Однако забавно читать многие моменты:
Цитата:

Отсюда можно доехать на поезде в Углич и на автобусе в Дубну.

Это если другого пути не знаешь. Реально быстрее и удобнее ехать через Дубну и 125-ю маршрутку, чем идущий по колдобинам и садоводствам 101-й маршрут. Там разные дороги. Левобережная федеральная, а правобережная - региональная.
Цитата:

Женщина-администратор виновато извинилась за то, что из-за ремонта ещё не всё доведено до конца, что нет терминала для оплаты карточкой, что баня только на два часа и не моргнув глазом, взяла дополнительно три сотни рублей. Но мы простили её. Может быть, это местный туристический налог.

Работы в Кимрах по сути нет. Вернее она есть, но по сравнению с той же Дубной разница огромна.
Цитата:

В городе нет местной молочной продукции, а рыба из Волги представлена лишь одинокой таранькой в отделе пива, он не может похвастаться аутентичными сырами и конфетами, минеральной водой и уютными кафе.

Все есть в принципе, но только на другой стороне в ТЦ, куда маршрутка из Дубны ходит.
Цитата:

Утром из Кимр мы отправились в приграничный город Талдом. Выйдя с электрички, запрыгнули в отъезжающую маршрутку, которая следовала в деревню Спас Угол. Дети заснули, а мы любовались видами ухоженных деревень Талдомского района. Мелькали непривычные объявления: «Сегодня в девять вечера состоятся посиделки», «Услуги печника», «Выкопаю колодец», «Снос домов». Заметил, что разрухи здесь меньше чем в соседних областях.

Талдом - по сути город предлагающий услуги всех мастей для московских дачников. Их там море-океан кругом. Так что ничего удивительного.
Цитата:

На качественном асфальте присутствует дорожная разметка, на многих остановках есть расписание, общественный транспорт представлен комфортными современными ЛИАЗами и маршрутками Fiat с возможностью оплаты социальной картой.

Думаю, что общественный транспорт в Московской области скоро совсем умрет или деградирует. Если ты не льготник, то либо плати картой "Стрелка", либо плати плюс 13 рублей к тарифу за зону при оплате наличными. В результате те, кто не льготники имеют свое авто, потому, что это дешевле и проще, чем платить за автобус, который неспешно плетется несколько раз в день, да еще где-то карту надо пополнять. Да и платить в один конец от деревни до Талдома по 60-100 рублей желающих немного.
Цитата:

Через час показалась конечная станция нашего маршрута – музей М.Е. Салтыкова-Щедрина.

ж... там как была, так и осталась. Медвежий угол Московской области - в километре начинается Тверская область и убитая дорога на Нерль.
Цитата:

Автобус на Талдом - жесть! Я думал сперва, это музейный экспонат. Это "Кубань" реанимированная?

Это "Кубань". Она частная. Ральше от станции Власово возила дачников по договору с СНТ. Но видимо в этом году старики поумирали, а молодежь на своих машинах катает - это дешевле и удобнее чем на электричке. Вообще в этом году наблюдаю деградацию многих местных СНТ - в Орудьево, например, долго отсыпали асфальтовой крошкой дорогу и перекрывали ее шлагбаумами, чтобы халявщики не ездили. А сейчас ездил - все открыто...
FIPS

Цитата:

Думаю, что общественный транспорт в Московской области скоро совсем умрет или деградирует. Если ты не льготник, то либо плати картой "Стрелка", либо плати плюс 13 рублей к тарифу за зону при оплате наличными.



Спасибо за комментарии.
Действительно, проезд от Талдом до Спас Угол стоит недешево. Мы заплатили 98 руб. за один билет. Лишь позже я заметил, что большинство пассажиров ехали по социальной карточке Подмосковья. На обратном пути наши соцкарты пригодились.
Цитата:

На качественном асфальте присутствует дорожная разметка, на многих остановках есть расписание, общественный транспорт представлен комфортными современными ЛИАЗами и маршрутками Fiat с возможностью оплаты социальной картой.

Н-даа... Наверное, мы были в разных Талдомах. Когда я пыталась ехать на одном таком "современном" из Талдома до станции Вербилки, то он прямо в чистом поле заглох и встал намертво. Может, на вид талдомский автопарк выглядит и посолиднее, чем местный вербилковский (там вообще жесть полнейшая), но на поверку на ладан дышит. Что неудивительно, увы...
Цитата:

Может, на вид талдомский автопарк выглядит и посолиднее, чем местный вербилковский (там вообще жесть полнейшая), но на поверку на ладан дышит.

Это одна и та же автоколонна. Базируется в Талдоме на дороге в Северный сразу за магазином при обувной фабрике.
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Москва-Калязин-Углич-Мышкин-Москва
2Пермский край - российская история и красота
3Дачные краски осени:Спас-Угол-Талдом-Маклаково
4Пермский край - российская история и красота. Часть 2
5Неделя в краю озёр. Селигер и Валдай
6Вокруг Франкфурта. Часть 4. Вормс и Оппенхайм, или В краю нибелунгов, драконов и жаб
7Москва - Спас-Угол - Калязин - Кашин
Россия
Отели России
Отели Великого Устюга
Отели Витязево
Балаклава
Балаково
Погода в России
Горнолыжные туры
Рейтинг отелей:
841.Дубки санаторий 4+
842.Нижний Мисхор ЛОЦ 4+
843.Санаторий им. Павлова 4+
844.Волна 4+
845.Верба Майер 4+
846.Березовая роща дом отдыха 4
847.Подмосковье дом отдыха 4
лучшие отели России
Фото отелей:
1142.Галант, Россия [3]
1143.Севиль мини-отель, Россия [3]
1144.Вологда, Россия. Остальное [3]
1145.Динамо база отдыха, Россия [3]
1146.Hills, Россия [3]
1147.Азиш-Тау, Россия. Остальное [3]
1148.Багатель, Россия [3]
Популярные отели:
1821.Корстон отзывы
1822.Шенонсо отзывы
1823.Замок Домодедово отзывы
1824.Astromarine - Звезда морей отзывы
1825.Ирис отзывы
1826.Бутик Отель Ренессанс отзывы
1827.Фестиваль парк-отель отзывы
Отзывы по отелям:
1562.Россия, Улыбка база отдыха [1]
1563.Россия, Ямщик [1]
1564.Россия, Балтийская [1]
1565.Россия, Вояж хостел [1]
1566.Россия, Красмашевский [1]
1567.Россия, Парк-Отель [1]
1568.Россия, Азимут Отель Уфа [1]