26.08.17 20:12:59
Холодное лето 2017-го. Часть 4-я. Львов и окрестности. 
Время отдыха: июль 2017

Начало отзыва по Львову здесь:
https://www.otzyv.ru/read.php?id=203380

А в этой части еще несколько львовских фрагментов и о выездах из Львова.


Жолква - "идеальный город" и королевская резиденция.



Буквально на второй день пребывания во Львове отправилась в Жолкву - уж очень понравились мне фотографии этого маленького городка, расположенного в 25 км от Львова..

Добиралась маршруткой № 151 с площади Святого Теодора - это совсем рядом с центром, от моей квартиры минут 10 с расспросами. Ходят маршрутки 2-3 раза в час, время в пути 40 минут, стоимость проезда в одну сторону 13 грн. Пользовалась картой, распечатанной из гугла, которой вполне достаточно для такого маленького городка.

На сегодняшний день Жолква является районным центром с населением аж в 13 тысяч человек. Одно из основных занятий местных жителей обслуживание туристов. Ежедневно сюда приезжают сотни, а в особые дни и тысячи туристов, преимущественно из Украины и соседней Польши, чтобы познакомиться с 55-ю достопримечательностями города, многие из которых претендуют на внесение в списки объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

А началось все в 1588 году, когда существовавшее здесь с конца 14-го века местечко Винники, перешло в собственность семьи Станислава Жолкевского, главы Русского воеводства Речи Посполитой. Его сын, тоже Станислав, построил рядом с селом замок и назвал строящийся вокруг замка город Жолквой.

К тому времени, когда в 1673 году правнук Станислава-младшего Ян III Собеский стал королем Речи Посполитой, Жолква уже представляла из себя город-крепость, окруженный валами и рвами, с замком, костелом и православной церковью, огромной рыночной площадью и ровными, широкими улицами жилых домов-камениц с открытыми аркадами, расположенными вокруг площади. Архитектором всей этой красоты был львовский зодчий и итальянец по происхождению Павел Счастливый, и, есть предположения, что строил он идеальный город по прообразу "идеальных городов" Пьетро Катанео.

По представлению современных историков выглядеть все это должно было примерно так.


17-й век и, особенно, времена, когда Жолква была королевской резиденцией, стали "золотым веком" для города. Здесь постоянно бывали вельможные гости, приезжали и уезжали иностранные послы, кипела торговля и процветали ремесла. Здесь сформировалась известная жолковская школа живописи с выдающимися мастерами Иваном Рутковичем и Ионой Кондзелевичем, о лучших работах которых я уже писала в рассказе о Львовском национальном музее. Город продолжал расстраиваться, формируя уникальный ренессансный ансамбль, который удивительный образом почти полностью сохранился до наших дней.

Первое, на что обращаешь внимание в Жолкве, это церкви. В начале улицы Львовской, рядом с автостанцией, их целых три, в т.ч. и комплекс бывшего Доминиканского монастыря 17-го века (два последних фото). Храм был закрыт, но подозреваю, что смотреть там особо нечего, т.к. при советской власти монастырь использовался под казармы, конюшни и склады. А восстановленный фасад выглядит красиво.




Дальше отправилась на бывшую Рыночную, а нынче Вечевую площадь.


Площадь просто поражает своими размерами. Читала, что в соответствии с концепцией идеального города, главная площадь по размерам должна быть не меньше, чем территория дворца или замка правителей, что, якобы, каким-то образом уравнивает власть и народ. Не знаю, как там с уравниванием, но огромное, почти пустое поле выглядит несколько несуразным среди невысокой застройки.

Возможно, в былые времена, когда здесь шумел рынок и экипажи постоянно толпились перед въездом в замок, это, действительно, было целесообразно, а сейчас площадь выглядит какой-то голой. Уютные рыночные площади того же Львова, Самбора, Дрогобыча с ратушей, возвышающейся по центру, нравятся мне гораздо больше. Ратуша в Жолкве есть тоже, но расположена она не в центре площади, а немного сбоку, рядом с замком. Старое здание ратуши 1687 года не сохранилось, и сегодня Жолква управляется из относительно нового дома, построенного в 1932 году.


Недалеко от ратуши находится костел Святого Лаврентия, начало 17-го века. Строился он как родовой мавзолей семьи Жолкевских и пантеон рыцарской славы. В крипте похоронены члены королевской семьи Яна Собеского, государственные секретари, настоятели и меценаты храма.


В костеле сохранились два надгробия работы Андреаса Шлютера.




А портал храма с изображением апостолов и святых считается одним из лучших ренессансных порталов на территории Украины и Польши.


На следующем фото колокольня костела и Глинские ворота. До 20-го века дожило двое из четырех городских ворот, входивших в систему оборонных сооружений. Вот эти, Глинские, были разобраны в 1964 году, как не соответствующие габаритам военной техники - в Жолкве (тогдашнем Нестерове) стояла воинская часть. Восстановлены в 1990 году. И еще одни сохранившиеся ворота - Зверинецкие.


И, наконец, главная достопримечательность Жолквы - ренессансный замок начала 17-го века.


То, что мы видим сегодня, является, по утверждению Вики, результатом бесхозяйственного использования и переделок в 19-20-м веках. После Собесских замок менял собственников: дичал, некогда, роскошный парк вокруг, куда-то исчезли цветочные бордюры и изящные беседки двора. В 19-м веке очередные собственники, перепланировав часть помещений, сдавали их под жилье, следующий, вообще, начал разбирать помещения на стройматериалы. В 1915 году замок сильно горел, подожженный русскими войсками во время отступления. В 20-30 годы 20-го века польскими властями начата реставрация, но не закончена. При советской власти здесь сначала была тюрьма, а затем часть помещений опять приспособили под жилье. Последние обитатели замка съехали оттуда уже в текущем тысячелетии.

Сейчас замок находится в состоянии постоянной и вялотекущей реставрации. Есть планы и прожекты на его использование в будущем. В отреставрированном крыле открыли небольшой музей с тремя экспозициями: кузница, гетманский зал и "идеальный город".




Посещать музей необязательно, можно просто купить отдельный входной билет и погулять по двору, хотя смотреть там, особенно, нечего.




Еще можно прогуляться в бывшем замковом парке, где протекает речка со смешным названием Свинья и сохранились трогательные раритеты из советского детства.




А на прилегающей улице несколько симпатичных домиков, явно, еще довоенной застройки.


Вернувшись в город, нужно еще посмотреть ренессансные жилые кварталы вокруг площади.








Совсем рядом с площадью расположен Василианский монастырь Рождества Христова с церковью Сердца Христова. Церковь построена тоже в начале 17-го века и тоже в ренессансном стиле, как и большинство других сооружений Жолквы, на месте уже существовавшей здесь ранее деревянной церкви с таким же названием. На первом фото, с площади, видна колокольня. И на втором - комплекс монастыря.


А, вот, в церковь я не попала, там было закрыто и никого вокруг, чтобы попроситься открыть или спросить, когда можно прийти. И было это очень обидно, потому, что в церкви есть очень интересные ( и с точки зрения художественной, и исторической) росписи начала 20-го века, выполненные Юлианом Буцманюком в стиле модерн. Вот два фото из Википедии, и я до сих пор расстраиваюсь, глядя на них.


В принципе, городок выглядит достаточно ухоженным. А вот здание бывшей синагоги навевает грусть.Она была построена в конце 17 века и являлась одной из самых больших в мире синагог оборонного типа. А еще являлась прототипом для синагог в других городах мира, например, в Тель-Авиве соорудили несколько таких "жовковских" синагог. После войны евреев в городе не осталось, не знаю, как сейчас, но по статистике 98% населения -украинцы. Восстанавливать ее общественными усилиями, как восстанавливаются сейчас многие церкви в Украине, некому.


Не менее тоскливо выглядит и полустихийный рынок, расположенный за ней.


Длинная улица Львовская, по которой я прогулялась почти до конца, чтобы посмотреть еще одну церковь, мне понравилась.Такая типично провинциальная, поугородская-полусельская, с домиками и домами всех эпох начиная с 17-го века, с садочками и цветочками.

Ну, и деревянная сельская церковь Святой Троицы 1720 года рождения с красивым иконостасом, выполненным мастерами жолковской школы круга Ивана Рутковича, тоже очень хороша. Она единственная из всех жолковских достопримечательностей, уже внесена в списки ЮНЕСКО.






Четырехярусный иконостас - настоящее украинское барокко. И интересный декор с глубоким резблением.






В Жолкве есть еще одна старая деревянная церковь, но расположена она на противоположной окраине на кладбище. Идти туда, не будучи уверенной, что попаду вовнутрь, поленилась. Перекусила в местном ресторанчике и вернулась на автостанцию.

Вся поездка с дорогой заняла чуть больше 5 часов. В маршрутке пыталась сформулировать свои впечатления от города. Жолква оказалась не такой, какую могла бы себе ожидать. Не похожая на многие другие западноукраинские города - маленькие, уютные, напоминающие своих собратьев по ту строну западной границы. И, тем более, не похожа на другие "идеальные города", которые довелось увидеть в Италии - ни на прелестную и уютнейшую Пьенцу, ни на красавицу Феррару, ни на, так и не понятый мною, Виджевано, И это, наверное, закономерно, что именно здесь, на пересечении разных культур, получился особенный, такой сам-по-себе город.


Еще

несколько фрагментов моих львовских впечатлений.



Одна из самых красивых православных церквей города - Успенская церковь. Главное ее украшение это колокольня Корнякта, построенная на средства Константина Корнякта в 16-м веке одновременно с церковью. В 17-м веке был достроен еще один ярус и современное барочное обрамление с обелисками по углам.


Церковь интересна тем, что не имеет главного входа, только боковые - с улицы и через часовню Трех Святителей.


На двух последних фото часовня Трех Святителей и ее портал, который является шедевром архитектурной пластики. В самой часовне интересны имитация мозаики и лепнина свода.


Я попала в церковь во время службы и довольно долго ждала ее окончания, чтобы посмотреть витражи, выполненные Петром Холодным в двадцатые годы прошлого века.




Фотографии и высота немного искажают пропорции, но витражи просто поражают утонченностью рисунка и чистотой ярких, немного холодноватых и прозрачных цветов. Там была использована какая-то новаторская техника, при которой рисунок создавался свинцовой арматурой с минимальным использованием красок. Я не очень в этом разбираюсь, но результат потрясающий. В православных церквях витражи очень редко используются для создания сюжетных композиций, но здесь все было выполнено в соответствии со строгими канонами иконографических традиций.


Одним из моих любимых мест во Львове является Львовская картинная галерея, и я стараюсь зайти туда, хоть ненадолго, при каждом посещении города. Когда-то все экспозиция размещалась в одном здании на улице Стефаника. Сейчас "европейскую" часть перенесли в "Дворец искусств" в бывший дворец Потоцких на улице Коперника. А в старом здании остались "местные" мастера - польские, австрийские, украинские и русские. Правда, "польское малярство" было представлено на этот раз в усеченном виде - полтора десятка лучших работ уехали в Киев на выставку, и пришлось идти в музей Ханенко досматривать их уже по приезду домой.

Из польских мастеров обращает на себя внимание творчество Яцека Мальчевского - такой запоминающийся, немножко эксцентричный модерн и символизм.


Из австрийских - интересен парадный портрет австрийской императрицы Элизабет кисти придворного художника Георга Рааба.


Маленькая, но хорошая подборка русских художников первой половины 20-го века: Коровин, Грабарь, Борис Григорьев.


Моргунов и Куприн.


Кончаловский и Машков.


Лентулов. И еще Сарьян - не совсем русский)), но из того же времени - очень красивая его работа.


Из украинских авторов - тоже работы первой половины 20-го века . Бойчук и Антонина Иванова


Чудесная робота Петра Холодного, автора витражей в Успенской церкви.


Новакивский, о котором я рассказывала в первом рассказе о Львове, и его ученики Маргит и Роман Сельски.


Федюк и Ярослава Музыка.



Дворец Потоцких был построен в 1880 году по проекту французского архитектора Людвига де Верни в стиле французского классицизма.


В советские времена здесь был дворец бракосочетаний, а настоящее время, после передачи дворца картинной галерее, на первом этаже восстановили парадные интерьеры. Насколько они соответствуют тому, что было здесь при старых хозяевах - графах Потоцких, я не знаю, но, во всяком случае, лепнина, позолота, отделка мрамором и ценными породами дерева подлинные.













Экспозиция мастеров европейской живописи расположена на втором этаже. Здесь нет всемирно известных шедевров и очень громких имен, но большинство работ хорошего музейного уровня.


Североевропейские школы.




Италия. Первые две работы - художники круга Леонардо да Винчи.




Франция. Франсуа Клуэ и Жорж де Ла Тур.


В зале, где стены увешаны итальянскими ведутами, звучал рояль - старенький настройщик готовил инструмент к вечернему концерту. Тихонечко проигрывал отрывки мелодий, затем надолго застревал на одной ноте. И опять несколько тактов какой-то давно забытой, но такой знакомой пьесы...



Архикафедральный собор Святого Юра — главный грекокатолический собор Львова, главная святыня Украинской грекокатолической церкви. На его территории долгое время находилась резиденция митрополитов УГКЦ.


Храм на этом месте существовал еще с княжеских времен. Нынешнее здание в стиле барокко-рококо построено в второй половине 18 века. С 1998 года комплекс собора вместе с историческим центром Львова принадлежит к всемирному наследию ЮНЕСКО.


Собор венчает скульптурная группа "Георгий-Победоносец" (Юрій-Змієборець), именем которого он и назван . Это, наверное, самая известная работа Иоганна Георга Пинзеля. Фасад украшен скульптурами отцов восточной церкви Афанасия и Льва тоже работы Пинзеля.




В храме хранятся две чудотворные иконы и копия туринской плащаницы.




К иконам подойти не смогла, т.к. вот-вот должно было начаться венчание.


Немножко позже, возле изящного неоготического костела святой Эльжбеты ( сейчас храм святых Ольги и Елизаветы), видела еще одну свадьбу - попроще, но зато с троистыми музыками.





"Золотая подкова Львовщины".



Так называется маршрут по замкам Львовщины. Именно фотографии и рассказ рады
https://www.otzyv.ru/read.php?id=199908#footer
о Львовских замках, сподвигли меня на поездку в Прикарпатье. Все остальное места и объекты появились уже в процессе более детального планирования. К сожалению, в процессе еще выяснилось, что посмотреть замки самому и без машины очень сложно. И это займет очень много времени, потому, что, хотя все три основные замка маршрута находятся достаточно близко друг от друга, но автобусного сообщения между ними не существует - т.е., посетив один замок, нужно возвращаться во Львов, а затем опять ехать в том же направлении, но уже в другой и т.д. Думала, что может можно где-то заночевать на маршруте, а потом съездить в другой замок на такси или частником, но, почитав еще немного рассказы о посещениях замков, решила с этим делом не связываться.

В одном из турагенств на площади Рынок взяла стандартную экскурсию за 250 грн + стоимость входных билетов в каждый из замков. Экскурсия на целый день - с 9.00 и до, примерно, 18.00. Особых претензий к организации поездки у меня не было - неплохой небольшой автобус, хороший водитель и экскурсовод, вывалившая на нас целый ушат информации о замках, Львове и истории Галичины в целом.

Как-то не совсем правильно решен вопрос с обедом - нам предложили перед посещением последнего, Золочевского, замка сделать заказ в кафе возле входа, с тем, чтобы после экскурсии отобедать и возвращаться во Львов. До того я успела выпить кофе с булочкой еще в Олесско после первой экскурсии. О том, что неплохо бы поесть, думалось в Подгорцах во время второй, а к 15.30, когда мы прибыли в Золочев,, обедать уже всем расхотелось. Возможно, стоит взять с собой бутерброды или что-то еще для перекуса в пути. А, вообще, конечно, экскурсия интересная.

Олесский замок - старейшее сооружение Галичины, построен на перекрёстке старинных торговых дорог из Валахии и Венгрии на Волынь одним из сыновей галицко-волынского князя Юрия Львовича, первые упоминания о нем относятся к 14 веку.


На протяжении многовековой истории замок был свидетелем политических соглашений и интриг, терпел от татарских набегов и осаждался козацким войском Богдана Хмельницкого. А несколько десятилетий до того отец Хмельницкого служил здесь у хозяев замка Даниловичей.

Здесь же, в олесском замке, дочь Даниловича в 1629 году родила будущего короля Речи Посполитой Яна III Собеского (и будущего собственника Жолквы). При нем замок ремонтировали и обустраивали.

А затем началось его запустение: замок несколько раз горел, пережил серьезное землетрясение, в нем квартировали войска, в 1939-1940 годах был лагерь польских военнопленных, в годы войны - немецкие склады.

И все-таки ему выпала счастливая звезда - в 1965 году замок перешел под управление Львовской картинной галереи. Через десять лет восстановительных работ, часть из которых выполнялись самими сотрудниками галереи, практически на голом энтузиазме ее директора Б.Г. Возницкого в 1975 году замок был открыт для посетителей.

От стен замка открываются красивые виды.


Сам замок, который строился, в первую очередь, как оборонный, особой красотой и изяществом не отличается.


Зато, здесь интересная экспозиция , а некоторые экспонаты просто уникальные.. Честно говоря, меня во Львове где-то на третий день посетило и уже не покидало чувство удивления и даже некой зависти к тому, как много "добра" сохранилось здесь от старых времен - предметы декора, картины, иконы, дворцовые алтари и, мебель, которыми обставлены интерьеры в помещениях самой галереи, в замках и маленьких музеях на Ратушной площади. Вспоминала, конечно, Киев, в котором почти ничего не осталось - так, жалкие крохи в главных национальных музеях страны. Даже не знаю, то ли времена уже были другие, то ли люди...

Внутренний двор замка.


Гравюра начала 19-го века.


Какие-то удивительные светильники.


Иконы 15-17 века.






"Буржуйка", украшенная портретами-изразцами.




Совершенно потрясающий домашний алтарь "Святое семейство" - резьба по дереву с полихромным покрытием, 1608-1618 годы. Кто его автор - неизвестно, но искусствоведы считают, что по уровню художественного исполнения эта вещь просто уникальна.




Собрание деревянной скульптуры, в т.ч. и Пинзель (первое фото).


А вот эта изящная скульптура работы неизвестного мастера 16-го века - портрет знаменитой красавицы Барбары Радзивилл, жены литовского магната Станислава Гаштольда, а затем великого князя литовского и короля польского Сигизмунда II Августа. Хорошо образованная и весьма эмансипированная, по меркам того времени, Барбара была героиней многих скандалов при своей жизни и рано умерла (предполагают, что ее могла отравить свекровь Бона Сфорца), пробыв в роли королевы всего один год. Но до сих пор о ней помнят и пишут, ее рисуют и снимают фильмы о ее жизни.


Это только небольшая часть из сокровищ, представленных в замке, .Думаю, что если бы путешествовала самостоятельно, то вряд ли уложилась в тот час, который провела там с экскурсией.

На въезде в замок расположен бывший монастырь капуцинов, в котором сейчас собрание фондов музея, архивы и реставрационные мастерские.



Дальше у нас была прогулка возле Подгорецкого замка. Здесь тоже есть касса и продают входные билеты по какой-то символической цене - очевидно, на оплату труда охранников и дворника, который убирает мусор вокруг замка и во внутреннем дворе. В сам замок доступа нет, там вообще ничего не сохранилось. И это при том, что в 1939 году, когда его оставили последние вельможные хозяева, он был в просто идеальном состоянии.

Замок был построен в середине 17 века в стиле барокко и позднего ренессанса по заказу коронного гетмана Станислава Конецпольского.

Своего расцвета он достиг в первой половине 18-го века при Ржевуских: " В 1728 году Вацлав Ржевуский начинает масштабную реконструкцию Подгорецкого замка. Между павильонами и стеной строятся дополнительные помещения и дворец становится трехэтажным. Подъемный мост с другим павильоном разбираются. Для частых посетителей имения строится так называемый Гетманский заезд с солнечными часами. Вацлав Ржевуский собрал большую коллекцию ценных картин и старинного оружия, перевозит ценнейшие вещи из Олесского замка. Создаются типография, театр"

При Ржевуских был построен костёл Воздвижения и святого Иосифа. Замок и костел соединяет подъездная аллея длиной в 300 метров, но, чтобы посетить службу, вельможному панству подавалась карета.


Сегодня барочная ротонда принадлежит местной общине греко-католической церкви. Прихожане предпринимают усилия по спасению храма - так, при нас начинался ремонт кровли, но для нормальной реставрации нужны совсем другие деньги.

Последними владельцами замка были князья Сагнушки. Они создали здесь частный музей. Как все это выглядело, я видела во Львовской картинной галерее, где работает выставка "Сокровища Подгорецкого замка"


Часть вещей из коллекций замка хранятся в запасниках галереи, но самое ценное было вывезено в 1939 году владельцами, а многое разграблено сразу после войны. Внутренняя отделка была окончательно уничтожена страшным пожаром, который случился здесь в 1956 году, когда в замке размещался туберкулезный санаторий. Больных, с помощью местных жителей, удалось спасти, но росписи, лепнина, позолота, драгоценные деревянные панели, лестницы и прочее сгорело, или было безвозвратно испорчено копотью и водой.

В 1997 году Подгорецкий замок передают Львовской галерее искусств. В том же году создается благотворительный фонд возрождения Подгорецкого замка. За прошедшие двадцать лет удалось сделать частичный ремонт крыши и некоторые другие неотложные работы, чтобы просто приостановить разрушение здания. На капитальную реконструкцию этого, наверное, самого красивого замка Украины ни у одного из предыдущих правительств денег не нашлось.








Самый потрясающий вид с тыла. Когда-то на этом лугу был итальянский сад на трех террасах с фонтаном и мраморными скульптурами.



Не смогла удержаться, чтобы не разместить в рассказе эту картинку из Вики с изображением Золочева и Золочевского замка почти двухсотлетней давности. Уж очень она красивая, впрочем, как и сам замок.


Он выглядит самым ухоженным и благополучным из всех трех, увиденных за день.Замок был полностью отреставрирован в начале двухтысячных за средства меценатов и теперь выглядит не хуже большинства европейских замков, в которых довелось побывать.

Построен на средства семьи Собеских в 1634 году как оборонительная крепость по проекту неизвестного итальянского архитектора на месте старого деревянного замка, который окружали мощные земляные валы и рвы с водой.


Внутри расположено два дворца - Большой и Китайский, построенный Яном ІІІ Собеским для своей любимой жены Марысеньки.




В рамках тура предусмотрено посещение и экскурсия только по Большому дворцу. Интерьеры, история замка, живопись, в т.ч. огромные полотна с изображением батальных сцен, дворцовая часовенка, печки, камины и многое другое.










Парадный тронный зал.


Я, конечно, зависала возле очередной серии каких-то немыслимых светильников. Вот, например, первый изготовлен из бивня мамонта.


В Китайский дворец можно было сходить самостоятельно, после организованной экскурсии по Большому, там работает музей восточных культур. На него меня уже не хватило - слишком много впечатлений в течении дня. 30 минут свободного времени было потрачено на очередной кофе по-львовски.

На этом я, пожалуй, закончу свою прикарпатскую сагу. Честно говоря, не ожидала от этой поездки такого моря удовольствия и положительных эмоций - живем в непростое время, проблемы и "негаразды" очень часто заслоняют собою весь мир вокруг и не позволяют наслаждаться жизнью в полной мере. И именно поездки в такие чудесные и, вместе с тем, родные места позволяют перегрузиться и посмотреть на мир по-другому.

Спасибо всем за внимание и желаю всем удачных и красивых путешествий!

И, напоследок, еще немножко волшебного Львова.



























Отредактировано автором: 27.08.17 12:30:33Сообщить модератору



Цитата:

После войны евреев в городе не осталось, не знаю, как сейчас, но по статистике 98% населения -украинцы. Восстанавливать ее общественными усилиями, как восстанавливаются сейчас многие церкви в Украине, некому.

улыбнуло. Во Франции в синагоги ходят обычно французы, ну бывает и иностранцы захаживают, исповедующие ту же религию. Украинцы это ведь граждане Украины?
Кстати удивительно, что синагоги не восстанавливаются с помощью еврейских общин из других стран. Обычно они как раз всеми силами помогают это делать.
Спасибо за очередной интересный рассказ. Немало для себя нового узнала.
Цитата:

Украинцы это ведь граждане Украины?

Боюсь, что не совсем поняла Вашу мысль.)). Когда писала о 98 %,имела ввиду именно национальность, а не гражданство. Я так понимаю, что если евреи в Жолкве и есть сейчас, то очень мало. А украинцы восстанавливают свои церкви. Вот в Подгорцах бывший костел, нынче греко-католический храм, за собранные прихожанами деньги пытаются спасти.
Цитата:

Кстати удивительно, что синагоги не восстанавливаются с помощью еврейских общин из других стран. Обычно они как раз всеми силами помогают это делать.

Видела в Дрогобыче свежеотреставрированную синагогу. Перед поездкой читала, что много лет разваливалась. Вполне возможно, что там и поучаствовали.

Nomade, спасибо, что читаете и за комментарии!
Сколько всего интересного, спасибо!
Меня тоже рассказ о синагоге в Жолкве заинтересовал. Не слышала раньше о жолкевском типе синагог и синагогах оборонительного типа вообще. Надо будет восполнить пробел в истории иудейской архитектуры...
Цитата:

Когда писала о 98 %,имела ввиду именно национальность, а не гражданство.

то есть этническую принадлежность? У моего мужа много много лет назад в паспорте ? стояло украинец. Правда было это больше 20 лет назад. Думала забыта уже за ненадобностью этническая принадлежность. Национальность ( принадлежность к нации) это обычно гражданство . В Швейцарии есть этнические аллеманы, итальянцы, романцы , франки, ашкеназы, сефарды, но все они швейцарцы ( ну а уж какую религию исповедуют вопрос вообще третий) . Во Франции для той, кого называют националисткой - Марины ЛеПен французы это все те, кто имеют французский паспорт ( вне зависимости от цвета кожи , вероисповедания и тд) .
Я просто удивлена, что еще где то этническая принадлежность является объектом статистики . Для нас , кто жил в советское время конечно, понятно, о чем идет речь. Но в современном мире это настолько сложные вещи ( мама итальянка папа француз дедушка венгр бабушка еврейка - какая этническая принадлежность у дочери Саркози и Бруни?)
Цитата:

и синагогах оборонительного типа

насколько я поняла, это то же самое, что и церкви оборонительного типа ( в Hunavhir в Эльзасе церковь именно такая)
Цитата:

это то же самое, что и церкви оборонительного типа

Это понятно, и у нас монастыри в большой степени строились как оборонительные сооружения. Но меня почему-то удивило, что и синагоги были таковыми - раньше я их с оборонительной функцией не связывала.
Цитата:

кто жил в советское время конечно, понятно, о чем идет речь


У меня был сотрудник, родившийся в Душанбе и имевший маму-украинку и отца-немца. Национальность тогда записывали согласно заявлению при получении паспорта. Когда ему пришло время получать паспорт, то у него спросили, кем он себя считает, тот ответил - русским! Так и записали. А его старший брат решил пошутить и записался таджиком. )) Зато после распада СССР его стали продвигать по службе как национального кадра! ))
Цитата:

А его старший брат решил пошутить и записался таджиком. )) Зато после распада СССР его стали продвигать по службе как национального кадра! ))

примерно так же у моих знакомых- один брат по маме армянин другой брат по папе азербаджанец, жили в Баку, так армянин потом получил право на получение убежища в Штатах как этнический армянин ( типа от азербайджанцев спасался). Но это так давно было...
У моего мужа он по папе украинец его сестра по маме русская , гражданство у него российское, у сестры украинское. Вот такой пердюмонокль.
Цитата:

Думала забыта уже за ненадобностью этническая принадлежность.


В паспорте "пятой графы" уже давно нет, а вот во время переписи об этом спрашивают. Кстати, если посмотреть статьи в той же Вики о любом европейском государстве, то там упоминается о национальном составе населения и цифры какие-то приводят.
Да, Вы правы, вот, о Франции пишут : "Таким образом, официальной этнической статистики во Франции не существует"
А по Швейцарии приводят данные о языковых группах.
Цитата:

Не слышала раньше о жолкевском типе синагог и синагогах оборонительного типа вообще. Надо будет восполнить пробел в истории иудейской архитектуры...

короткая вводная информация:"К синагоге примыкали городские стены и Еврейские ворота, а сама синагога благодаря толстым стенам с бойницами могла использоваться как башня городских укреплений, на её крыше можно было устанавливать артиллерию."
Цитата:

А его старший брат решил пошутить и записался таджиком.

Мой приятель при маме украинке и папе мордвине записал себя русским. На вопрос почему, ответил, что не мордвином же. А на мою реплику, что решил облегчить себе жизнь, обиделся.
Зарянка, спасибо за комментарии!
Виктория, спасибо за очередной рассказ прикарпатской серии!
Думая про Львов, сразу вспоминаю собор св. Юра, он меня буквально потряс. Кружила вокруг него и не мола насмотреться. Очень интересно было про него прочесть.
Понравилось описание замков, алтарь Святое семейство в Олесском замка это что то невероятное.
Цитата:

Честно говоря, не ожидала от этой поездки такого моря удовольствия и положительных эмоций - живем в непростое время, проблемы и "негаразды" очень часто заслоняют собою весь мир вокруг и не позволяют наслаждаться жизнью в полной мере. И именно поездки в такие чудесные и, вместе с тем, родные места позволяют перегрузиться и посмотреть на мир по-другому.


Очень с вами согласна. А что означает слово "негаразды"? ))
Цитата:

А что означает слово "негаразды"? ))


"Гаразд" на украинском означает хорошо или согласие с чем-то, "негаразд", соответственно, противоположное значение. А во множественном числе это слово в последнее время стало мемом, употребляется очень часто и означает негативный ход или развитие какой-то ситуации, плохое состояние и т.д.

Татьяна, спасибо за отклик!
Цитата:

А по Швейцарии приводят данные о языковых группах.

о языковых ( немецкоязычными могут быть и например косовары, половина сборной Швейцарии по футболу такова) , но не о кровных ( слишком жива память о тех временах, когда именно по этническим признакам отправляли в концлагеря либо в современной истории в Руанде по этим признакам попросту геноцид устроили) Потому и не принято на этом хотя бы какое то внимание заострять. У любого швейцарца ( гражданина Швейцарии) в любом документе ( в том числе и водительских правах) есть графа " происхождение" origine . Там пишут название коммуны, откуда ты родом ( откуда твои предки, либо место, где тебя приняли в граждане страны и у детей твоих будет такое же " родовое место") . Лишь этим определяется понятие " швейцарец", а не языком ( все четыре национальных языка по статусу одинаковы и языковое меньшинство спокойно живет не зная языка большинства) . Отчет, понятно, не о том , но упоминание об этнической принадлежности как то сразу относит во времена Советского Союза , где ( наверняка из лучших побуждений) этому понятию придавалось большое значение. Что еще вспоминается не буду уточнять.
Цитата:

Кстати, если посмотреть статьи в той же Вики о любом европейском государстве, то там упоминается о национальном составе населения и цифры какие-то приводят.

в немецком варианте Вики эти данные лишь о мигрантах из разных стран -поляки, румыны, болгары, турки и тд как граждан этих стран -нет разделения на швабов баварцев аллеманов и тд. Нет тем более ( как в русском варианте той же Вики) данных о 70 тыс цыган , ну а о евреях нет данных даже и в русском варианте Вики, хотя я сама хорошо знакома с несколькими евреями, живущими в Германии , это как бы слишком больная тема для немцев, видимо потому по головам не пересчитывают. Потому в самом начале и задала я вопрос - по поводу именно граждан Украины.
Цитата:

Украинцы это ведь граждане Украины?

Цитата:

упоминание об этнической принадлежности как то сразу относит во времена Советского Союза

К сожалению, это действительно так, но мы все оттуда родом. Просто пыталась объяснить, почему до синагоги никому нет дела.
Цитата:

Что еще вспоминается не буду уточнять.

Разное вспоминается. И в связи с самыми разными"этническими" группами. А цивилизованная Европа движется в единственно правильном направлении, хотя путь этот долог и тернист )) ( смайлик по поводу стиля изложения, но не по сути вопроса).
Цитата:

Просто пыталась объяснить, почему до синагоги никому нет дела.

да, к Вам и к Вашему отзыву никаких претензий . Я поняла о чем речь.
Цитата:

Нет тем более ( как в русском варианте той же Вики данных о 70 тыс цыган , ну а о евреях нет данных даже и в русском варианте Вики,


Как нет? Вот, пожалуйста: цыгане на 28 месте - их около 205 тысяч, евреи на 33 месте (их 157 тысяч) по численности среди 195 (!) национальностей, живущих в России и указавших свою национальность во время переписи 2010г. Да еще отдельно указаны среднеазиатские цыгане и грузинские евреи.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D...»
Вообще-то, может, это и не по-европейски )), но я не считаю чем-то неприличным или устаревшим указание национальности. Другое дело, что именно в паспорте это писать не обязательно.
Но главное, что человек сам может выбрать, в том числе и во время переписи населения, указывать ли свою национальность или нет. Читала, что там некоторые даже эльфами записывались! ))
Цитата:

Как нет? Вот, пожалуйста: цыгане на 28 месте - их около 205 тысяч, евреи на 33 месте (

я имела ввиду в русском варианте Вики о национальном составе Германии:-))) сравнила вариант на русском и немецком языках. Насчет национального состава России понятно. Я, правда, ни в одной переписи не участвовала, а этническую свою принадлежность вообще с трудом представляю, учитывая, что мама русская, а отец даже не славянин ( пройдет ли Homo sapiens как этническая принадлежность не знаю) ))
Цитата:

я имела ввиду в русском варианте Вики о национальном составе Германии:-)))

Теперь понятно, а то я удивилась! ))
Цитата:

пройдет ли Homo sapiens как этническая принадлежность не знаю) ))

Конечно пойдет! Раз уж эльфы с хоббитами допускаются! Кстати, по сравнению с переписью 2002 года в России количество эльфов выросло, а хоббитов сократилось - к чему бы это?...))
Виктория, спасибо вам еще раз за ваш труд: прекрасный рассказ, красивые фото и, самое главное, за душевность и переданную атмосферу.
Виктория, с удовольствием прочитала Ваши отзывы и рассмотрела фотографии. Спасибо!
Нам повезло - в 2012 году провели неделю во Львове. Это были потрясающие дни - такая красота, такая история нас окружала, такие городские легенды!
Пока супруг работал на Конгрессе математиков, я с утра до вечера бродила по львовским улицам, буквально ощупывая каждый камень домов, заглядывая во все подворотни и дворики, многочисленные соборы и музеи.
В музее дворца Потоцких служительница, узнав, что мы из Ярославля, провела нам своеобразную экскурсию, разрешив все фотографировать (билет на фотосъемку я не покупала).
Та же история повторилась и во дворце Корнякта - самый теплый прием со стороны служащих. Правда, я и была единственным экскурсантом.
По вечерам мы посещали рестораны, ресторанчики и кавярни. У меня в памяти так и остался Львов со вкусом шоколада.

Проехались и по замкам - жаль, что так "плохо" выглядит Подгорецкий красавец. Остальные замки хороши.

А самое большое впечатление произвела именно Жолква. Как только вышли на главную площадь городка, поняли - это НАШ город! Здесь так спокойно, уютно, неторопливо. Сели на лавочку и просто рассматривали дома и людей, наслаждаясь красивыми видами.
Цитата:

костел Святого Лаврентия, начало 17-го века. Строился он как родовой мавзолей семьи Жолкевских и пантеон рыцарской славы. В крипте похоронены члены королевской семьи Яна Собеского, государственные секретари, настоятели и меценаты храма.


Виктория, можно я добавлю?
В золотой урне под главным алтарем, по легенде, покоится голова коронного гетмана. Он погиб во время боя с турками. Турки разыскали тело, обезображенное страшными ранами, и отрезали Жолкевскому голову. Ее с триумфом возили как символ победы, и, в конце концов, султан приказал насадить ее на сваю перед своим дворцом в Стамбуле. Почти два года вдова собирала деньги, чтобы выкупить голову любимого мужа и похоронить ее по-христиански. За голову своего противника султан пожелал получить два миллиона золотых монет. Это была огромная сумма, и тогда, король, помня все заслуги гетмана перед государством, позволил открыть на время единственный на территории Украины монетный двор в Жолкве для чеканки монет из собранного жителями серебра и золота.

Ныне вход в подземную усыпальницу закрыт, но мне сказочно повезло. Я оказалась в храме с группой поляков, экскурсию для которых проводил священник, он же и открыл дверь усыпальницы. Но там было темно, его спросили, где свет, ответил – света нет, берите свечи (это я так поняла их польский язык). Тут же два парня включили мобильники, и при этом свете мы спустились по крутой лестнице в подземелье. На меня поляки подозрительно посмотрели, но, видимо, решили не связываться. В такой таинственной атмосфере мы и осмотрели совсем небольшое помещение усыпальницы с камнем, на котором золотыми буквами написаны имена погребенных.
Цитата:

цивилизованная Европа движется в единственно правильном направлении,


В каком? К утере национальной (французской, немецкой, итальянской ) культуры она движется. Носители национальной культуры и традиций постепенно вымирают, растворяясь в смешении наций. Ничего сколь-нибудь ценного ни в искусстве, ни в архитектуре не создаётся уже давно.
Львов всегда был многонациональным, оттого такое смешение в архитектуре. А что происходит во время переписи зависит исключительно от состояния в котором находится государство.
Цитата:

А цивилизованная Европа движется в единственно правильном направлении

конечно! Мечетей пока ещё маловато только
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Холодное лето 2017-го.Часть 3-я. Львов.
2Холодное лето 2017-го или каникулы в Прикарпатье. Часть первая.
3От Мадрида до Барселоны через Кантабрию, Страну Басков и Арагон. Часть 4-я: Витория и Сан-Себастьян
4От Мадрида до Барселоны через Кантабрию, Страну Басков и Арагон. Часть 5-я: Сарагоса и Ла Пьедра
5Холодное лето 2017-го или каникулы в Прикарпатье. Часть вторая.
6Одни в Галисии. Часть 4-я: Бетансос
7Хроника греческого путешествия.Часть 4. Остров Эгина и снова Афины.
Отдых на Украине
Отели на Украине
Отели Одессы
Отели Сходницы
Трускавец
Яремче
Погода на Украине
Отдых дети
Рейтинг отелей:
15.Импресса 5+
16.Оселя мини-отель 5
17.Континенталь 5
18.Бриз пансионат 5
19.Петрос 5
20.Гостиница фонда Св. Владимира 5
21.Ibis 5
лучшие отели Украины
Фото отелей:
22.Шовкова Косиця, Украина. Остальное [8]
23.Клумба на Малой Арнаутской, Украина. Остальное [8]
24.IQ отель, Украина. Остальное [8]
25.Полярис пансионат, Украина. Остальное [7]
26.Адрия, Украина. Остальное [7]
27.Лыбидь, Украина. Остальное [7]
28.Красные зори санаторий, Украина. Остальное [7]
Популярные отели:
64.Maristella отзывы
65.Премиум отзывы
66.Адрия отзывы
67.Гостиница фонда Св. Владимира отзывы
68.Клеопатра отзывы
69.Odelana Apartments отзывы
70.Шовкова Косиця отзывы
Отзывы по отелям:
78.Украина, Santa Villa [1]
79.Украина. Остальное, Жорж [1]
80.Украина. Остальное, Theatre Apart-Hotel [1]
81.Украина. Остальное, Гостиный двор [1]
82.Украина. Остальное, Адрия [1]
83.Украина. Остальное, Братислава [1]
84.Украина. Остальное, Воздвиженский [1]