09.05.17 22:26:20
Рим. Бесконечность открытий. 
Время отдыха: май 2017

Часть 1. Эврисак мне шлет привет.

Из аэропорта в Рим я люблю приезжать на поезде. Лучше сесть с левой стороны. С правой тоже будет акведук, длинный-длинный, но вдалеке, а слева прямо перед глазами внезапно - огромные арки, появились и пропали.



Это как предчувствие города. Но самое главное впереди, я жду и высматриваю. Потому что промелькнет быстро. И разросшиеся кусты стараются скрыть его от меня. Перед воротами Порта Маджоре вроде непонятное сооружение с иллюминаторами. Вот что промелькнет за окном поезда.



Это Эврисак встречает меня перед городскими воротами. Всегда радостно, когда тебя встречают. Гробница Марка Вергилия Эврисака известна не меньше пирамды Цестия, упоминается часто в книгах.




Кто же он? На гробнице надпись «Сие есть памятник Марка Вергилия Эврисака пекаря и поставщика». В надписи есть еще одно латинское слово, которым она заканчивается. При переводе его обычно игнорируют, потому что не знают, как перевести. Но нет на гробницах ненужных слов, поэтому вернусь к переводу чуть позже. Надпись говорит нам, что здесь похоронен вольноотпущенник, поскольку нет упоминания родителей, а перед последним греческим именем стоит имя римское, его бывшего хозяина. Гробница датируется второй половиной 1 в. до н.э., даже точнее, 30-ми годами. Это время императора Августа. Когда Эврисак построил себе гробницу между двух дорог, ворот Порта Маджоре еще не было. В этом месте пересекались несколько акведуков, и над воротами можно увидеть сохранившийся водоотвод. Пустоты в верхней конструкции – это место для желоба.



Сейчас гробница в жалком виде, а когда Эврисак ее построил, она была наподобие вот таких гробниц.



Только высота 13 метров, пирамидальное навершие заканчивалось хлебной корзиной, а не шишкой, пилястры на углах, и в центре был горельеф Эврисака и его жены Атистии. По верху вокруг идет фриз с подробным изображением всех фаз пекарского ремесла.



Его всегда приводят в качестве иллюстрации, когда в книге рассказывают о ремеслах древнего Рима. А изображение Эврисака и Атистии обязательно встретишь в главе о римских надгробиях или скульптурном портрете. Поэтому я была знакома с Эврисаком задолго до того, как увидела его гробницу. Вот такое монументальное сооружение, и это не для военначальника, сенатора или всадника. Пекарь. И вот теперь вернемся к последнему слову надписи, которое так и норовят не заметить. Apparet. К счастью, его все-таки попытались перевести. Очень похоже на глагол apparere, что означает «быть очевидным». В данном контексте его можно перевезти «А вы как думали». Итак, получается : Сие есть памятник Марка Вергилия Эврисака, пекаря и поставщика, а вы как думали? Лукавый грек посмеивается над произведенным впечатлением.

Конечно, вызывают вопрос круглые отверстия по сторонам гробницы. Все предположения связаны с оборудованием, используемом в пекарском деле. Это же логично, раз на барельефе такая детальная инструкция. Я не буду перечислять все оборудование, которое отождествляют с этими деталями гробницы, но есть даже предположение, что здесь вмурованы настоящие тестомешалки. И что-то мне в такой трактовке не нравилось.

Современник Эврисака, архитектор и инженер Витрувий, оставил потомкам «10 книг по архитектуре». Это интересно специалистам, конечно, но главная мысль – архитектура основывается не только на точных расчетах, но и на философии и искусстве. Несомненно, он выразил общую концепцию своего времени. Пазл для меня сложился, когда я набрела на статью филолога Гасана Гусейна об изоморфизме человека и архитектуры и о тесной связи греческих мифов и архитектуры. Это очень интересная тема. Вспомним, что греки вывели пропорции, по которым создавали храмы и статуи, т.е лепили человеческое тело. Упомянул филолог и гробницу Эврисака. Но сначала задам вопрос: Что общего между Пантеоном и гробницей Эврисака? Кажется, ничего. Даже время их разделяет. Да, но есть один архитектурный элемент, который объединяет. Это oculus, глаз. Витрувий описывал такой архитектурный элемент. Это то, что сразу видишь, войдя в Пантеон – круглое отверстие в в куполе.



И это то, на что сразу обращаешь внимание, взглянув на гробницу Эврисака – круглые отверстия на стенах. В первом случае – это глаз божества, которое смотрит на нас, во втором – сквозь эти глазницы -окна Эврисак смотрит на нас из другого мира. А вы говорите, тестомешалки! Не может античный человек быть так примитивен, тем более грек, тем более, который хитро спрашивает нас «А вы как думали?». Я ликовала, прочитав статью. Про Пантеон как философскую архитектуру говорила и Паола Волкова. Я уверена, многие античные гробницы могут быть отнесены к философской архитектуре тоже. Слишком большое место в античной жизни занимала смерть, очень тесную связь с богами чувствовал человек. Атеистов не было.

Oculus плавно перешел в христианские храмы. Уж очень удачная идея. Церковь Санта Мария делла Паче с красивым куполом, как вспененные облака, а в «окне», ну сами видите.



Но покажите же нам Эврисака, наконец! – скажете вы. Увы, не могу. Нет у меня фотографии горельефа. Надо найти его в Капитолийском музее. Вот и объект №1 на следующий приезд. Что радует, Капиталийский музей открыт теперь и в понедельник. А может кто из форумчан найдет в музее Эврисака и разместит фото?
Надеюсь, теперь и вы будете смотреть в окно поезда, ожидая встречи с моим героем. Эврисак и вам будет слать привет.

Часть 2. Кто такой фламин?

Вы знаете, кто такой фламин? Я тоже не знала, пока не увидела в книге фотографию барельефа с мужчинами, из головы которых торчала рукоять кинжала.



Оказалось, это не кинжал, это у них такие шапочки, только фламины их носили. Фламин – жрец бога, из главных. Например, Юпитера. А барельеф с фламинами украшает Алтарь мира, который воздвиг имератор Август.



И у него были для этого основания. «Умиротворитель» империи, называет его Витрувий. Более чем 10-ти летняя гражданская война закончилась. Август был у власти 40 с лишним лет (!) и внутренних войн больше не происходило. Алтарь посвящен богине мира Пакс.
Я провела здесь много времени, рассматривая барельефы, читая комментарии. В музее хорошая информация, я это ценю. Итак, рассмотрим барельефы. Процессию жрецов возглавляет сам Август, но его изображение плохо сохранилось. Он не случайно впереди, он назначил себя жрецом всех богов. Немыслимая вещь для античности. Но Август много чего придумал впервые. Даже свой титул. Август – не имя. Это титул, который ему присвоил сенат и переводится типа как «почтеннейший». За ним – жрецы и фламины. С фламинами теперь понятно, меня заинтересовали еще фигуры со шкатулкой.



Написано, что это cammilus. Юноша из почтенной семьи, посвященный служению в храме. Но что в шкатулке?
В процессии участвует вся семья императора, и считается, что передано портретное сходство , поскольку изображения вырезаны при их жизни. Перечислять не буду, кто есть кто, чтоб не лишать вас удовольствия провести свое расследование. Дети прелестны. «Пап, ну пойдем, я устал ждать!»



Сюжеты барельефов связаны, конечно, с легендами основания Рима. Без Ромула и Рема никуда, но есть еще барельеф с жертвоприношением Энея.



Фигура Энея нам меньше знакома. Он троянец. Покинул Трою по велению богов, потому что ему было предназначено основать новый род в новом городе и погибать в Трое было никак нельзя. Уехал с отцом и сыном. Путешествие Энея описал Вергилий в поэме «Энеида». Август был «хитрый лис», он первый придумал взять на службу поэта, что бы тот его прославлял. Потому что Август и есть тот род, который должен был основать Эней. И еще одна параллель прорисовывается. Как Москва была третий Рим, так Рим – вторая Троя. На барельефе Эней (справа) совершает жертвоприношение богам Пенатам. Их храм наверху в левом углу. А напротив Энея два юноши, надо полагать, камиллусы. И тоже кувшинчик в руке.
Один барельеф меня пронзил, я все время к нему возвращалась.



Изображена римская богиня Теллус (знали такую?) с детьми. Вергилий в «Энеиде» называет ее «первой из богов». Ого! Какое почетное место. Кто же она? Это древняя римская богиня, подзабытая в республиканское время. Tellus – Terra Mater, Мать-Земля. Но она еще богиня плодородия, поэтому часто изображается с рогом изобилия. Август восстановил ее культ, он хотел, чтобы она ассоциировалась с «золотым веком» его правления. И это получилось. Теллус была популярна и в последующие века, и не только в Риме, но и в провинциях, уже больше как богиня плодородия. Но о ее римском корне не забывали. На территории бывшей римской провинции были найдены алтари третьего века н.э., посвященные Теллус, и датированные днем основания Рима, 21 апреля. А ведь и я увидела богиню 21 апреля!



Я смотрела на Теллус и видела Мадонну Рафаэля. Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем. Именно такой картины нет. Но легко могла бы быть. Поза, движения, складки одежды, романтическое настроение и что-то еще трудно передаваемое, ну очень «рафаэлевская» богиня. И нимфа на лебеде в гармонии с Теллус (две нимфы – это ветры Ауры).



Изящно оперлась на лебединую шею, ножку свесила и покачивает ей. Ветер надул ее покрывало – веллум, как парус. Веллум и переводится с латыни как парус. Мне очень нравиться этот античный мотив надутого веллума, он и на фресках часто встречается. На память сразу приходит вилла мистерий в Помпеях. И еще одна ассоциация возникает, я думаю, у вас тоже. Потолок сикстинской капеллы и наполненное ветром полотно над Богом.
А вот родная сестра этой нимфы на потолке Замка св.Ангела. Но уже с другим настроением. Она скорее вскочила на лебедя, как на ослика.



Растительный орнамент очень красив и тоже кажется из другого времени, из Ренессанса.



Почему-то в эту поездку у меня часто возникали такие ассоциации. Все цветы орнамента – изображения реальных цветов, и античные зрители язык цветов умели читать.
А теперь о лебеде. Нимфа сидит на лебеде. Цветочный орнамент венчают фигуры лебедей.



Это не случайность. Лебедь – птица Аполлона. Лебедь присутствовал при его рождении, обладает пророческим даром, и лебедь для Аполлона транспортное средство. Его колесницу возили лебеди. Если говорить упрощенно, лебедь символизирует Аполлоновское начало – уравновешенность, порядок, свет. В противоположность Диониссийскому – темному, страстному, иррациональному. Античному человеку это не нужно было объяснять. То есть мы можем перевести символическое послание барельефов, какие ценности Август принимает за основополагающие. Мифологический язык «расцвел» в правление Августа, в изобразительном искусстве, в поэзии. Его активно использовали обычные граждане при оформлении надгробных памятников.
А теперь представьте это в цвете.



Как эффектно! Барельефы были цветные. Маленькие образцы цветных узоров можно увидеть в музее.



Можно и весь алтарь увидеть цветным. Вечером, после 8-ми. Музей запустил проект «Алтарь мира как это было».

Часть 3. Триумф провидения.

В палаццо Барберини я не собиралась. Но вмешалось провидение в виде журнала в номере моего отеля и планы изменились. Журнал «Where» о событиях в Риме, ориентированный на туристов. Из статьи я узнала, что в палаццо Барберини проходит выставка «Венецианский красный». Сейчас Венеция знаменита красотой, а в эпоху Ренессанса она была знаменита красным цветом, прочитала я в статье. Секрет знали венецианские художники, и на выставке представлены картины из разных музеев Италии, из Лувра и Метрополитен. Когда еще окажусь в Нью Йорке, подумала я.

Венецианский красный ошеломителен. Я думаю, такой эффект достигнут еще потому, что в небольшом зале собраны картины, в которых доминирует красный. Он сияет, переливается, завораживает, даже когда он розовый. Как на этой картине из музея Метрополитен. Саволдо. Св. Матфей с ангелом.



А вот Лоренцо Лотто.




А рядом с Мадонной … ой, почему я всегда так радуюсь, когда его вижу? А у вас есть любимый святой? Почему Иероним стал святым, рассказывать не буду, об этом легко прочитать.
Он жил в 4 в. н.э. и главным делом его жизни был перевод Библии на латынь. Переводов к его времени уже было сделано много, но, как человек в совершенстве знающий еврейский и греческий, он видел много неточностей, и даже несуразностей в них. Он перевел Ветхий завет с еврейского и Новый завет с греческого, и через «смехотворный срок в тысячу лет» церковь его перевод Библии признала каноническим. Конечно, он знал и другие языки и был очень образованный и библиотекарь Папы. Поэтому один его образ в искусстве – это образ ученого мужа. Он обязательно будет с книгой. И часто в красной кардинальской мантии и шапочке, ну или рядом лежит кардинальская шляпа. Художники и помыслить не могли, чтобы почитаемый и образованный человек, близкий к Папе, не был кардиналом. Не был. Должности такой еще не придумали.

А у колен Иеронима примостился и грозно сверкает глазами лев. О! Это отдельная забавная история. То ли скитаясь в пустыне, Иероним встретил льва, то ли лев сам пришел в монастырь, где в тот момент жил Иероним, в легенде, как водится, разночтения. Лапа у льва была поранена, а Иероним вытащил ему занозу и лев сразу стал ему преданный и сопровождал повсюду. А чтобы лев зря не ел монашеский хлеб, ему в монастыре придумали работу: охранять осла, который возил дрова из леса в монастырь. Однажды лев заснул, осла увели разбойники, а лев вернулся в монастырь один и сильно сконфуженный. Монахи решили, что он съел осла, а раз так, выполняй теперь его работу. И лев возил дрова вместо осла. Пока однажды не увидел караван торговцев и не признал своего украденного осла. Произошла радостная встреча, перепуганные торговцы разбежались, и лев привел в монастырь весь караван. Главное, его репутация была восстановлена. Лев частый спутник Иеронима на картинах. Например, у Николо л’Алунно. (Все картины из палаццо Барберини, разумеется).



Какой благообразный и строгий учитель. А лев уменьшился до размеров комнатной собачки.



Легко представить эту римлянку , выгуливающую вместо мопса песика новой породы – карликовый лев.



Но ирония судьбы в том, что Иероним, высококлассный переводчик, стал «жертвой» неточного перевода. Вся эта история со львом и ослом произошла не с ним. Другой монах вылечил льва, ну и так далее, как уже я рассказала. Имена Иеронима и этого монаха пишутся по латыни похоже, отсюда замещение одного героя другим при переводе с латинского, который делали уже в средневековье. Обычное дело. Сразу вспоминаются рожки Моисея.
Но у Иеронима есть и другой образ. Он был аскет и часть жизни провел в пустыне. Многим художникам нравиться эта сторона его жизни и его изображают таким.



Картина Перуджино «Св. Иероним и Иисус с Иоанном Крестителем в детстве». А у льва взгляд сочувствующий.



Огромное и гулкое палаццо кажется пустым, его заполняют только картины. Но какие!

Из интерьерных украшений дворца сохранились росписи потолков. Так себе. Кроме одного, расписанного Кортоной. «Триумф Божественного провидения» это роспись потолка в огромном зале, стены которого затянуты золотой тканью. Входишь и, задрав голову, кружишься и кружишься, и глаз не оторвать.




Это не триумф Божественного провидения, это триумф Кортоны.
А теперь о моем провидении, почему мне надо было прийти сюда. Я вошла в зал и увидела на стене….



Конечно, я узнала Эль Греко. Но раньше «живьем» я видела только его портреты. А тут… С первого взгляда даже не понимаешь, что это человеческие фигуры. Обычно, пусть смотришь на картину вдалеке, но определяешь, какой это жанр, в общих чертах что изображено. Здесь – хаос. И приближаясь, паутина распутывается и превращается…





Это было как шальная пуля. Прилетела ниоткуда и пронзила навылет.
Но есть предыстория. Два года назад, когда была в Риме, в церкви Тринита деи Монти я была очарована совсем не тем, что предписывают путеводители. Есть в церкви одна капелла.



Фигура девы Марии, жесты рук, удлиненные пальцы, а главное свет, исходивший от младенца – на это хотелось смотреть и смотреть. Фреска вызывала в памяти виденные мной репродукции Эль Греко с похожим сюжетом. Капеллу расписывал Перино дель Ваго, заканчивал Таддео Цуккари. Имена для меня были новые. Конечно, я нырнула в интернет. Меня интересовал этот свет. Нашла информацию, что Таддео Цуккари экспериментировал со светом. Я посмотрела в Риме другие фрески обоих художников, но, увы, чуда больше не было. Я тогда подумала, а ведь сто лет спустя Эль Греко учился в Риме и уж, конечно, побывал во всех церквях. Не хочу проводить грубую параллель, но что-то тут есть.




Так что пуля хоть и шальная, но не случайная.
Три дня провела я в Риме. Не стремилась увидеть много. Но впечатлений хватит на роман. И так каждый раз. Каждый раз Рим – это открытие.

Отредактировано автором: 10.05.17 15:18:14Сообщить модератору



Ирина, огромное спасибо за доставленное удовольствие. Как я люблю разматывать эти бесконечные клубочки символов, оставленных нам прошлым. Эль Греко один из самых любимых художников.
С уважением
Ирина, вот похоже и мой путь теперь в Испанию, за Эль Греко.
Цитата:

Три дня провела я в Риме. Не стремилась увидеть много. Но впечатлений хватит на роман. И так каждый раз. Каждый раз Рим – это открытие.


Открывать Рим и жизни не хватит, но еще частичку вы для меня приоткрыли. Ирина, большое спасибо за увлекательное "разматывание клубочков символов, оставленных нам прошлым". И Св. Иероним, и Эль Греко для меня особенные фигуры, поэтому интересно вдвойне.
Еще раз огромное вам спасибо!
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Фильм и небольшой рассказ о первой самостоятельной поездке в Рим в 2008 году
2Рим самостоятельно
3Рим, Diana 4*
4Civita di Bagnoregio
5Возвращение на бали.
6Рим, Тоскана, лаванда, Минтурно, Казерта или варварские набеги на Италию (впервые и по максимуму)
7Рим "римский" и не очень (Аббатство Трёх источников, остров Тиберина, квартал Коппеде и другое)
Отдых в Италии
Отели Италии
Отели Вербании
Отели Вероны
Мерано
Местре
Погода в Италии
Детский отдых
Рейтинг отелей:
806.Circeo Park 4+
807.Grand Hotel Diana Majestic 4+
808.Lungomare 4+
809.Sporting 4+
810.Europa 4+
811.Park Hotel & Terme Romantica 4+
812.Lido 4+
лучшие отели Италии
Фото отелей:
302.Palazzo Vecchietti Suites and Studios in Firenze, Италия [10]
303.Intown Luxury House, Италия [10]
304.Riva del Sole, Италия [10]
305.Hotel Euro Quiris, Италия [10]
306.Baia di Nora, Италия [10]
307.UNA Hotel Bologna, Италия [10]
308.Hotel Vienna, Италия [10]
Популярные отели:
1051.Diocleziano отзывы
1052.Adler Cavalieri отзывы
1053.Affittacamere Gozzante отзывы
1054.Sirenetta отзывы
1055.Baia delle Sirene Beach Resort отзывы
1056.Albergo Firenze отзывы
1057.Holiday Inn Verona Congress Centre отзывы
Отзывы по отелям:
1219.Италия, Olimpo degli Dei [1]
1220.Италия, Mirabell Bed & Breakfast [1]
1221.Италия, Giuboleo [1]
1222.Италия, Hotel delle Palme [1]
1223.Италия, Romana Residence [1]
1224.Италия, San Marco [1]
1225.Италия, Hotel Virgilio [1]