07.05.17 17:38:44
Путешествие по Святой Земле 12.09.2016 - 14.09.2016. Часть 3. Иерусалим 
Время отдыха: сентябрь 2016

Заключительная часть. Предыдущие два отзыва находятся по ссылкам ниже.
Часть 1: http://www.otzyv.ru/read.php?id=198506
Часть 2: http://www.otzyv.ru/read.php?id=199197

14 сентября. Иерусалим.
Сегодня главный день нашего путешествия по Святой Земле. Мы увидим Гроб Господень, в котором Иисус Христос был погребен после распятия и на третий день воскрес. Полное название экскурсии: "Иерусалим Иисуса Христа и его апостолов. От Ветхого Завета к Евангелиям".

Сергей заезжает за нами в 09:00 и мы едем в Тель-Авив за Олегом. По программе поездка начинается от «Ворот Святой Земли» - города-порта Яффо, куда приходили корабли с паломниками, направлявшимися в Иерусалим. Сейчас Яффо объединен с Тель-Авивом в единый город Тель-Авив - Яффо, то есть мы находимся почти на месте. Но Олег и Сергей советуют взять отдельную экскурсию, чтобы не спеша увидеть весь город. Мы не возражаем, так как за предыдущие два дня получили столько впечатлений, что теперь хотим лишь одного - скорее в Иерусалим!

По пути заворачиваем в Латрун, в Монастырь Молчальников, о котором я писал в первой части отзыва. Мы едем туда, чтобы купить еще вина, так как то, которое мы взяли позавчера на пробу, уже выпили. Здешнее вино производят сами монахи, из винограда, который сами же и выращивают. Поэтому вино очень вкусное. Мы берем полусухие Clos de Toron rouge и Clos de Toron blank, но на наш вкус они сладкие. А если в бокал добавить несколько кубиков льда, то получится замечательный прохладительный напиток, и не слишком сладкий. А Кагор отлично подойдет для Причастия. Рекомендую.

Подъезжаем к Иерусалиму. Экскурсия начинается с посещения Гробницы Богородицы, где, по преданию, апостолы погребли Деву Марию. Мы об этом ничего не знаем, поэтому внимательно слушаем, что рассказывает Олег.
По преданию, о предстоящей смерти (успении) Марии возвестил архангел Гавриил. Для прощания с Нею в Иерусалиме чудесным образом собрались почти все апостолы, которые прежде разошлись по разным странам для проповеди Слова Божия. Отсутствовал только апостол Фома.
Апостолы похоронили Марию в семейной гробнице, где уже покоились Её родители Иоаким и Анна и супруг, Иосиф Обручник. На третий день пришел апостол Фома и попросил открыть гробницу, чтобы проститься с Марией. Камень отвалили, но тела Богородицы в гробнице не было, остались только погребальные одежды... Вечером того же дня апостолам явилась Богородица в окружении ангелов и сказала: «Радуйтесь! - ибо Я с вами во все дни». Господь специально замедлил прибытие апостола Фомы, чтобы для него был открыт гроб, и церковь уверилась в воскрешении Марии, подобно тому как ранее, через неверие того же апостола Фомы, уверилась в воскресении Христовом (Ин. 20:24-29).
Кончину Богородицы называют успением, потому что Она не осталась во власти смерти, а лишь на малое время уснула, чтобы после трех дней с нетленным телом пробудиться к вечной жизни. Вот почему Успение Пресвятой Богородицы - это не повод для печали, а праздник, отмечаемый христианами 15/28 августа.

В 11:40 останавливаемся у подножия Елеонской горы, вот здесь: 31.779749, 35.239293. Через дорогу отсюда находится Греко-православная церковь Успения Пресвятой Богородицы - пещерный храм, построенный над Гробницей Богородицы, Tomb of the Virgin: 31.780136, 35.239388.

Чтобы войти в храм, надо спуститься по лестнице из 48 ступеней. На 23-й ступени на правой стороне находится придел с гробницей родителей Марии, святых Иоакима и Анны (на фото справа), а на левой стороне - часовня с гробницей праведного Иосифа Обручника (фото нет).

Лестница приводит в нижнюю церковь, частично высеченную в скале. За много веков стены здесь потемнели от ладана, с потолка свисает множество лампад. В центре храма находится Гробница Богородицы - кувуклия, которая имеет два входа: заходят через западный вход, а выходят через северный. Мы становимся в очередь, ведущую к западному входу.
Слева от входа пристроен армянский престол, над которым изображено успение Богородицы. Справа, в южной стене храма имеется ниша - это михраб, молельня для мусульман, которые тоже почитают Марьям, мать пророка Исы (Коран, 19:16-34).

Погребальное ложе Матери Божией высечено из камня по образу древнееврейских гробниц и очень сходно с Гробом Господним. Непосредственно над ложем находится главный престол, принадлежащий Греческой православной церкви. Выйдя через северный вход, можно прикоснуться к каменному ложу Богородицы через специальное окно в стене кувуклии.

За усыпальни­цей находится алтарь храма. В каменном кивоте - чудотворная икона Божией Матери Иерусалимская Гефсиманская, написанная русской монахиней. Сама икона маленькая по размеру, за ней расположена ее увеличенная копия. Осмотрев храм внутри, поднимаемся к выходу. Время 12:10.

Храм принадлежит Иерусалимской православной церкви и Армянской апостольской церкви, другие христианские конфессии тоже совершают здесь богослужения. Кроме католиков и протестантов. Дело в том, что западная и восточная ветви христианства по разному понимают Успение Богородицы.
Согласно православному учению, Богородица телесно умерла и была погребена, а по прошествии трех дней воскрешена Своим Сыном и взята с телом на Небо. Телесная смерть была неизбежна, так как Мария, хоть и не имела личных грехов, но как все потомки Адама и Евы, несла в себе печать первородного греха с его роковыми последствиями - немощностью и смертностью тела:"Ибо возмездие за грех - смерть..." (Рим. 6:23).
Согласно католическому догмату о непорочном зачатии Девы Марии (1854 г.), первородный грех не передался Ей от родителей, следовательно Она оказалась свободной и от его последствий - смерти и тления. Догмат о телесном вознесении Девы Марии (1950 г.) ничего не говорит о Её физической смерти: "Непорочная Матерь Божия, Приснодева Мария, закончив путь Своей земной жизни, была взята с телом и душой в Небесную Славу". Считается, что это произошло на горе Сион, где в 1910 году было построено аббатство Успения, Dormition Abbey: 31.771667, 35.229044 (там мы не были).

Поднимаемся по улице Al Mansourieh Street вверх порядка 40м, и заходим в Гефсиманский сад: 31.779811, 35.239785 (повернитесь на юг, чтобы увидеть надпись над входом: HORTVS GETHSEMANI).

Гефсиманский сад - это масличный сад у подножия Елеонской горы. Слово "Гефсимания" переводится с иврита как "масличный пресс". Считается, что этот сад, где еще осталось несколько очень древних оливковых деревьев (как на фото слева), сохранился со времен Иисуса.
Иисус любил это место и часто собирался здесь для бесед с учениками. Сюда же Он пришел после Тайной Вечери, и молил Отца, если возможно, пронести мимо Него чашу страданий. На месте, где Иисус совершил Моление о чаше, стоит Базилика Агонии Господней, лат. Basilica Agoniae Domini: 31.779263, 35.239475. Храм построен в 1924 году на деньги католиков 12 стран, в честь чего получил название - Церковь всех наций.

В церкви царит скорбный полумрак, поскольку сами эти события происходили ночью. Перед алтарём находится камень, на котором, по преданию, молился Христос в ночь своего ареста. Странно, что я не сфотографировал камень крупным планом, хотя стоял рядом (фото камня можно посмотреть в Википедии). Зато я сфотографировал расположенные над камнем три алтарные мозаики: Поцелуй Иуды, Моление о чаше и Взятие под стражу.

"И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его. Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.
Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого? Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом? И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо. Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его. Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня? Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы"
(Лк.22:39-53).

Выйдя из храма, снова попадаем в Гефсиманский сад и направляемся к выходу. На дверях видим знакомый нам из второй части отзыва красный крест Рыцарского Ордена Святого Гроба Господнего Иерусалимского, который показывает, что это место принадлежит католической церкви.

Садимся в машину и едем на смотровую площадку на Элеонской горе: 31.775929, 35.242844, с которой открывается вид на Старый город. Время 13:00.
На фото ниже слева - вид на долину Еннома, Gey Ben Hinom: 31.768755, 35.228874, на греческом - Геенна. В ветхозаветные времена последователи языческих культов приносили там в жертву идолам своих детей, сжигая их заживо. Позже это место превратилось в свалку, где сжигали мусор, а также трупы погибших животных и казнённых преступников. Там постоянно поддерживался огонь, а по округе распространялся смрад от разлагающихся трупов и горелого мяса. Именно долина Еннома стала прообразом "геенны огненной" - места уничтожения грешников: "И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает" (Мар.9:47,48). Наберите в поиске на Картах Google слово "Геенна" и окажетесь там :)

На фото выше справа - вид на восточную стену Старого города (юг слева, север справа) и Кедронскую долину, которая в Ветхом Завете называется Иосафатова долина. Считается, что здесь все народы предстанут пред Судом Божьим: "Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду" (Иоил.3:12). Поэтому склоны долины заняты гробницами, которые видны на фото вдоль восточной стены, а также прямо под смотровой площадкой, на которой мы стоим.

На фото выше показана Храмовая гора, справа - увеличенный фрагмент. Рассмотрим фотографии, чтобы сориентироваться что где находится:
- Мечеть Купол Скалы, Dome of the Rock: 31.778021, 35.235406 - восьмигранный храм с золотым куполом. Построен на месте Храма Соломона.
- Мечеть аль-Акса, Al-Aqsa Mosque: 31.776070, 35.235780 - её серый купол виден на фото слева посредине левого края кадра.
- Стена Плача или Западная стена, Western Wall: 31.776720, 35.234507, находится за деревьями между мечетью аль-Акса и Куполом Скалы.
- Храм Гроба Господня, Church of the Holy Sepulchre: 31.778481, 35.229600 - два серых купола (маленький и большой) хорошо видны на фото справа в левом верхнем углу кадра. Находится на 550м западнее Купола Скалы, в Христианском квартале.

А теперь краткая история Храмовой горы, которую рассказал нам Олег. Ниже много текста, но его стоит прочесть, чтобы понять дальнейшее :)

Храмовая гора - священное место в иудаизме. Скала на вершине горы считается Камнем Основания, с которого Бог начал Сотворение мира. Евреи всего мира, живущие вне Израиля, молятся, повернувшись лицом в сторону Эрец Исраэль (Земли Израиля), живущие в Израиле молятся в сторону Иерусалима. А в Иерусалиме - в сторону Храмовой горы.
В древности Храмовая гора называлась горою Мориа. Здесь Бог искушал Авраама, повелев ему принести во всесожжение сына Исаака. И когда Авраам уже занес нож над связанным Исааком, лежащим поверх дров на жертвеннике, Ангел Господень остановил его и дал овна, которого Авраам принес во всесожжение вместо Исаака. За то, что Авраам исполнил волю Бога, отдав Ему единственного сына, Бог умножил потомство Авраама "как звезды небесные и как песок на берегу моря" (Быт.22:1-18). В христианстве жертвоприношение Исаака считается прообразом Жертвы, которую принес Сам Бог, отдав Своего Сына ради спасения людей (Ин.3:16-17).
В Х веке до н.э. царь Давид купил здесь гумно у Орны - иевусея и соорудил там жертвенник Господу (2Цар.24,18-25). А его сын и наследник престола, Соломон, построил Первый Храм: "И начал Соломон строить дом Господень в Иерусалиме на горе Мориа, которая указана была Давиду, отцу его, на месте, которое приготовил Давид, на гумне Орны Иевусеянина" (2Пар.3:1). Во Святое Святых храма поставили Ковчег завета со скрижалями Моисея (2Пар.5:7-10). Храм Соломона простоял 400 лет и был разрушен в VI веке до н.э. вавилонским царем Навуходоносором, захватившим Иудею.
Через 70 лет, после возвращения евреев из вавилонского плена, на этом месте был построен Второй Храм. В 22 г. до н.э. Ирод Великий перестроил Храм и увеличил вдвое площадь Храмовой горы, для чего воздвиг подпорные стены. Фрагмент западной подпорной стены сохранился до наших дней.

В 70 г. н.э., при подавлении восстания иудеев против римлян, Иерусалим был превращен в руины, а Храм разрушен и сожжен. Так исполнилось пророчество Иисуса: " И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено" (Мф.24:1,2).

В 130 г. император Адриан решил заново отстроить Иерусалим в стиле языческого римского города, который назвал Элия Капитолина. На месте Храма было построено святилище, посвящённое Юпитеру, а там, где некогда находилась Святая Святых, была воздвигнута конная статуя Адриана.
В 313 г. закончились гонения на христиан. Император Константин I вернул городу название Иерусалим. Языческие культовые сооружения были снесены и начато возведение христианских церквей, включая Храм Гроба Господня в 335 г.
В 361 г. император Юлиан-отступник попытался заново отстроить Иерусалимский храм, чтобы публично доказать ложность пророчества Иисуса о том, что от Храма "не останется камня на камне". Однако работы были прекращены из-за пожара на Храмовой горе, а через месяц Юлиан пал в бою.
Весь дальнейший период римско-византийского правления Храмовая гора оставалась в запустении. Под её стенами была устроена городская свалка.
В 637 г. Палестину захватили арабы. Осада Иерусалима продолжалась четыре месяца, после чего город согласился сдаться. Халиф Омар лично получил ключи от города из рук греческого православного патриарха Софрония. Патриарх показал халифу храмы Иерусалима, включая Храм Гроба Господня, в котором предложил ему помолиться. Но тот отказался, объяснив отказ тем, что если мусульмане узнают, что он здесь молился, то захотят превратить Храм в мечеть. Поэтому он помолился недалеко от входа в Храм. На этом месте стоит Мечеть Омара: 31.464000, 35.134651.
Халиф Омар и патриарх Софроний подписали договор, гарантирующий, что христианские церкви не будут заняты мусульманами и не будут разрушены, а жители не будут насильно обращены в ислам. Взамен халиф попросил патриарха показать ему место, достойное для построения мечети. Патриарх показал ему несколько священных мест, но халиф оставался недоволен. Тогда патриарх сказал: “Я покажу тебе место, лежащее на средине мира, на котором было Святое Святых израильтян”, и повел халифа к развалинам Храма Соломона. Халиф, осмотрев это место, определил его как место будущего мусульманского храма. В южной части Храмовой горы построили мечеть аль-Акса, а над скалой, которую иудеи считают Камнем Основания, на котором находилась Святая Святых Храма Соломона, возвели мечеть Купол Скалы. Мусульмане считают, что с этой скалы пророк Мухаммад вознесся на небо во время ночного путешествия из Мекки в Иерусалим (Коран, 17.1).
В 1099 г. Первый крестовый поход достиг своей цели - Иерусалима. Мечети на Храмовой горе были превращены в церкви. Купол Скалы с крестом на золотой крыше стал символом Иерусалимского королевства. В 1187 году Салах ад-Дин отвоевал город, и церкви крестоносцев опять стали мечетями.
В 1517 - 1917 г.г. Палестина входила в состав Османской империи. При Сулеймане I Великолепном в Иерусалиме развернулось грандиозное строительство. Были отстроены заново стены города, в том числе стены Храмовой горы, какими мы их видим сейчас.
Со времен Второго Храма до наших дней сохранились лишь участки стен, построенных Иродом в 22 г. до н.э. Западная подпорная стена Храмовой площади, известная как Стена Плача, является святыней иудаизма. К ней мы сейчас и направляемся. Время 13:30.

Входим в Старый город через Мусорные ворота, Dung Gate: 31.774722, 35.234212. Это ближайшие ворота к Западной стене. Время 13:45.

Такое название ворота получили из-за того, что через них вывозили мусор из Иерусалимского храма в долину Еннома (Геенну), где его сжигали.
На фото слева: 31.775024, 35.234151, мы только что прошли через Мусорные ворота и вошли в Еврейский квартал. Долина Еннома осталась за воротами, а впереди (на фото справа) - пункт досмотра перед Западной стеной. Мужчины заходят слева, женщины - справа.

Западная стена - это не стена Иерусалимского храма. Храм был разрушен римлянами в 70 году и от него ничего не осталось. Западная стена - это фрагмент подпорной стены Храмовой площади, уцелевший от разрушения.

На фото слева - площадь перед Западной стеной, The Western Wall Plaza: 31.776526, 35.233794. В верхней части кадра посредине виден золотой Купол Скалы, под которым находится Камень Основания. Когда-то там стоял Храм Соломона, но теперь Храмовая гора находится под контролем мусульман, и там запрещено молиться иудеям. Ближайшим к Храму местом, разрешенным для евреев, является Западная стена. Евреи приходят сюда, чтобы помолиться Богу и оплакивают утерянные храмы. Отсюда пошло название "Стена Плача".

Неевреи тоже могут подойти к Стене Плача, если будут соответствующе одеты: мужчины в головных уборах (кипах), женщины в скромной одежде и с покрытыми плечами. На фото справа виден забор, разделяющий Стену и площадь перед ней на две части: левая часть Стены отведена для мужчин, правая - для женщин. Соответственно, жена и дочки идут направо, а я и Олег - налево.

Пред тем, как подойти к Стене, надо омыть руки и надеть кипу. Одноразовые кипы выдаются бесплатно. Она у меня под кепкой, чтобы не сдуло ветром. Хотя Олег сказал, что достаточно было бы и одной кепки, главное, чтобы голова была покрыта.
Итак, я стою у Стены Плача, положив руки на камни, которым более 2000 лет! Согласно исследованиям, только нижние ряды кладки относятся ко временам Ирода Великого (22 г. до н.э.). Они сложены без скрепляющего раствора из колоссальных, гладко обтёсанных камней. Люди вкладывают меж камней записки с просьбами к Богу. Верхние ряды кладки отличаются от нижних, они были положены значительно позже.
Отходим от Стены Плача, сделав несколько шагов назад, после этого можно развернуться. Еще раз омываю руки, и мы готовы идти дальше.

Время 14:15. Пора обедать. Олег ведет нас в лучший туристический ресторан Еврейского квартала, предлагающий блюда местной кухни. Ресторан называется The Quarter Cafe, идти до него около 300 метров на юго-запад.

На фото выше слева карта Старого города, висящая на стене где-то по дороге к ресторану. Олег показывает рукой на Мусульманский квартал.
Рядом жена покупает какие-то красные шнурки для своих коллег по работе. Продавщица тут же повязывает их на руку жене и дочкам.

Поднимаемся выше, делаю заключительный кадр (выше слева) с видом на Храмовую гору и Стену Плача между Куполом Скалы и мечетью аль-Акса.
Поставьте просмотр улиц сюда: 31.775460, 35.232513 и поворачивайтесь против часовой стрелки, пока не увидите на крыше три полукруглые арки с надписью: THE QUARTER CAFE. Это не совсем ресторан - самообслуживание как в буфете. Зато блюда местной кухни очень вкусные!
Фото выше справа сделано с террасы ресторана, куда мы вышли попить кофе. В кадре виден купол мечети аль-Акса, а выше - Элеонская гора, усыпанная гробницами, на которой находится смотровая площадка, откуда пару часов назад мы смотрели на Старый город.

После обеда, сытые и ленивые, мы следует за Олегом в сторону улицы Cardo. По дороге мне удалось сфотографировать карту (фото ниже слева), на которой хорошо виден весь наш сегодняшний маршрут по Старому городу Иерусалима, смотрите увеличенный фрагмент на фото ниже справа.

В нижней части кадра посредине видны Мусорные ворота (Dung Gate), через которые мы вошли в Старый город. В центре кадра - Западная Стена (Western Wall), в левом нижнем углу улица Cardo, где мы сейчас находимся, а в левом верхнем углу - Храм Гроба Господня, куда мы сейчас пойдем.

Время 15:40. Мы на развалинах римского города Aelia Capitolina, построенного во II в. при императоре Адриане на месте разрушенного Иерусалима. Городской план был типичным для римских городов: улица, пересекавшая город с севера на юг, называлась Cardo, а с запада на восток - Decumanus.
На пересечении Cardo и Decumanus размещался Forum - главная площадь города. Рядом с форумом Адриан поставил языческий храм Венеры, вместо которого позже был построен Храм Гроба Господня.

Спускаемся по лестнице в южный конец улицы Cardo: 31.774970, 35.230939 и движемся на север, к Храму Гроба Господня, до которого остается 450 м.

На фото слева - колоннада Иерусалимской Кардо на мозаичной карте VI века, найденной в 1897 году в Мадабе, в Иордании (север слева, юг- справа).
На фото справа (31.775080, 35.230911) - так выглядела Иерусалимская Кардо в византийскую эпоху. Это был главный коммерческий проспект Иерусалима на протяжении почти 500 лет. В VII веке, когда Иерусалим оказался под властью мусульман, Кардо стала рынком в арабском стиле.

Сегодня на улице Кардо находятся многочисленные еврейские магазины, частично использующие помещения сооруженных при крестоносцах лавок.

В одном из этих магазинов, Chaya Jewerly & Judaica на Cardo 13, мы купили праздничную кипу на память об Иерусалиме.

Пройдя по темным коридорам Cardo, выходим на свет вот здесь (фото ниже слева): 31.778141, 35.230762. Здание справа от нас - Александровское подворье, построенное Императорским Православным Палестинским Обществом. На углу сворачиваем направо и пройдя несколько шагов, видим на входной двери табличку с надписью: ПОРОГ СУДНЫХ ВРАТ (Конечная остановка Св. Крестного Пути). Время 16:05.
Александровское подворье построено на участке земли, приобретенном Россией в 1859 году для постройки здания консульства. При расчистке участка под строительство, было обнаружено множество древностей. В ходе дальнейших раскопок были найдены остатки городской стены, относящиеся ко временам Ирода Великого. Наиболее важными являются две находки: порог Судных врат и "игольное ушко".

Судные врата показаны на фото выше справа. Порог Судных врат находится в витрине перед чугунной оградой. Через эти ворота осужденных выводили из города к месту казни. Судными они назывались потому, что перед ними последний раз публично зачитывался приговор. И если никто из присутствующих не заявлял весомых аргументов против него, то приговор уже не подлежал обжалованию, и осужденного ждала неминуемая смерть. По преданию, через эти ворота Иисуса вывели из города на Голгофу.

Слева от Судных врат есть отверстие в стене - узкое внизу и расширяющееся кверху. Его достаточно, чтобы человек мог пройти, согнувшись. Этот проход использовался в ночное время, когда городские ворота были заперты. Из-за своей формы он получил название "игольное ушко". Считается, что именно такое игольное ушко имел в виду Иисус, говоря о богатом юноше:

"Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно" (Мф.19:23-26).

В 100 метрах севернее отсюда находится 7-я остановка Пути Скорби (Via Dolorosa, смотрите карту выше), где, по католической традиции, Иисус упал во второй раз, споткнувшись о порог Судных врат. Однако маршрут Via Dolorosa был установлен в XIII - XVI вв., когда улицы Иерусалима уже не совпадали с улицами времен правления Понтия Пилата. У остатков ворот в Александровском подворье гораздо больше оснований считаться конечной остановкой Крестного Пути, но католики придерживаются своего маршрута. В тот день мы не были на Via Dolorosa, но в следующий раз постараемся.

Время 16:30. До входа во двор Храма Гроба Господня остается 70 метров на запад. Но в это время Храм заполнен туристами из автобусных экскурсий.

Идем на перерыв на Muristan street. На этом месте во II веке н.э. император Адриан построил Форум - главную площадь города. Сейчас здесь торговые лавки, где продаются разнообразные магнитики на память. Соки из гранатов и апельсинов выжимают где-то здесь: 31.777472, 35.230306.

Время 17:30. Мы вошли на площадь перед входом в Храм Гроба Господня вот здесь: 31.778075, 35.229892. На фотографиях ниже объектив камеры направлен на север, то есть мы смотрим на южную сторону Храма, где находится главный вход.
Если повернуться назад (на юг) и посмотреть вверх, то увидите перед собой мечеть Омара (фото нет), о которой говорилось в истории Храмовой Горы.

В 33г. н.э. на этом месте не было храма. Здесь была гора Голгофа, на которой принял мученическую смерть Спаситель: "И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский" (Ин.19:17-19).

Внутри Храма, напротив входа, лежит Камень Миропомазания. Лестница справа от входа ведет на Голгофу.

Поднявшись по ступеням на Голгофу, останавливаемся у католического алтаря Гвоздей. На этом месте Иисуса Христа пригвоздили ко Кресту.

Алтарь Распятия находится слева от алтаря Гвоздей. Принадлежит греческой православной церкви. Алтарь Распятия построен над скалой в том месте, где был установлен Крест с распятым Иисусом Христом. Поверхность Голгофы можно увидеть через стеклянные витрины слева и справа от престола (см. фото выше посредине). Место, где стоял Крест, находится под престолом и обозначено серебряным кругом с отверстием.

Опустив руку в отверстие в серебряном круге, можно дотронуться до поверхности Голгофы в том месте, где стоял Крест Господень.

На выходе с Голгофы можно поставить свечи за здравие и за упокоение. Здесь же можно обжечь Благодатным Огнем связку из 33 свечей (по числу лет земной жизни Христа), и погасив ее в специально предназначенном для этого колпаке (см. фото справа), привезти домой.

Спускаемся с Голгофы к мозаике рядом с Камнем Миропомазания. Мозаика состоит из трех частей: "Снятие с Креста", "Прощание с телом Господа" и "Положение во Гроб". Целиком мозаика в кадр не поместилась, мне удалось снять первую часть, показанную на фотографиях ниже, где ученики снимают тело Господа с Креста. У подножия Креста, в скале, виден череп - это глава Адама, про которую будет написано ниже.

"После сего Иосиф из Аримафеи - ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, - просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, - приходивший прежде к Иисусу ночью, - и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко" (Ин. 19:38-42).

Камень Миропомазания, покрытый красной мраморной плитой. Именно на него Иосиф Аримафейский и Никодим положили тело Иисуса, снятое с Креста, смыли кровь с ран, помазали миром и завернули в плащаницу. Верующие паломники освящают крестики и другие религиозные предметы, приложив их к Камню Миропомазания.

Гроб Господень, в который положили тело Иисуса, находится в 20 метрах слева (на запад) от Камня Миропомазания. В нем Иисус три дня находился телом, а душою сошел в ад и освободил заключенные там души (1Пет. 3:17-19). Находясь здесь, особенно ясно понимаешь, зачем была нужна такая Жертва. Конечно Бог может спасти людей силой Своего всемогущества, но Он не хочет делать нас счастливыми насильно. Он хочет, чтобы мы пришли к Нему сами, сделали свободный выбор в Его пользу. Поэтому наше спасение происходит незаметно, по "законам природы". Сын Божий сходит с Небес и рождается как человек. Он живет среди людей и проповедует Истину об Отце и о Себе. Но в спасении нуждаются также и умершие, души которых заключены в аду. Чтобы попасть в ад "естественным" путем, необходимо умереть, но безгрешный Человек бессмертен и умереть не может. Поэтому Иисус не противится ищущим убить Его, Он добровольно принимает мученическую смерть на Кресте, чтобы сойти в ад для проповеди умершим. Поскольку смерть и ад бессильны перед Тем, на Ком нет греха, Он выходит оттуда и забирает с Собой души тех, кто хочет быть с Ним...

Сейчас мы зайдем в часовню Адама, а затем спустимся в самую нижнюю точку храмового комплекса - в пещеру Обретения Креста. Потом пойдем в Кувуклию, построенную над Гробом, из которого Иисус Христос воскрес на третий день после распятия (Лк. 24:6-7). Время 18:05.

Часовня Адама находится справа от Камня Миропомазания, точно под православным алтарем Распятия. По преданию, именно здесь был погребен первый человек, Адам. И когда Иисус умер на Кресте, произошло землетрясение, от которого скала треснула на всю глубину. Тогда "один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода" (Ин. 19:34). Через эту трещину в скале кровь и вода из ребер Христа омыла голову Адама и смыла грехи человеческие. Эта расщелина в скале, идущая сверху от места Распятия, видна в застекленном окне на фото ниже слева.

Справа от выхода из часовни Адама есть еще одна витрина, в которой показан подлинный камень Голгофы (см. фото выше справа). Во время сильного землетрясения в 1837 г., плиты, покрывающие стену, обвалились и обнажилась первозданная скала Голгофа. Служители Храма поместили ее под стекло, чтобы каждый паломник мог видеть камень, помнящий страдания Иисуса.

Идем дальше, останавливаемся у Колонны Бичевания (фото ниже слева), и сворачиваем на лестницу, ведущую в подземную церковь св. Елены, принадлежащую ныне армянской апостольской церкви.

На среднем фото выше видны кресты, высеченные в камне рыцарями-крестоносцами. Из церкви св. Елены спускаемся в пещеру Обретения Креста.
На фото выше справа на постаменте возвышается бронзовая статуя святой Елены с обретенным ею Крестом в руках.

Справа от статуи св. Елены лежит мраморная плита (см. фото слева), обозначающее место, где были обнаружены три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказу Пилата, и гвозди. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, их поочередно возложили на гроб проходящей мимо похоронной процессии. Когда был возложен истинный Крест, покойник ожил. Отсюда пошло выражение "Животворящий Крест".

Время 18:35. Мы обходим по очереди: придел Риз, придел сотника Лонгина, алтарь Марии Магдалины... Фотографий нет, потому что от обилия информации у меня в голове все смешалось, казалось, что эти приделы никогда не закончатся, и я перестал снимать. А зря, теперь жалею.

В тот момент мне хотелось только одного - скорее в Кувуклию. Вот она, видна между колоннами, под куполом ротонды. В 2016 году в Кувуклии был ремонт, поэтому вокруг строительные леса. Но паломников внутрь пускали.

Становимся в конец очереди. Олег оставляет нас, договариваемся встретиться у главного входа. Очередь небольшая, простояли 5 - 10 минут. Перед нами две девушки, говорят по-немецки. У одной из них на шее зеркальная камера, почти как моя, монитор постоянно включен. Нигде нет знаков, что съемка запрещена, я даже не стал снимать с камеры вспышку, которую надел в пещере Обретения Креста. Волнуюсь, ведь сейчас мне предстоит сделать самые важные кадры…

Заходим в Кувуклию, в придел Ангела. На входе в погребальную камеру стоят два монаха-грека и пускают внутрь по четыре человека. Следующими пойдут две немки и двое из нас. Но мы хотим войти все вместе, поэтому я обращаюсь к монахам: we are family, can we come in together? Один из монахов злобно посмотрел на меня, крикнул двоим из очереди, чтобы встали перед нами. Затем он приказал моей жене снять с головы платок и накрыть им плечи, а мне крикнул: no picture inside! Не знаю, чем мы его так разозлили, ведь две немки перед нами были одеты менее скромно, и камера у них имелась, но им он ничего не сказал. А на нас он так орал своим визгливым голосом, что аж покраснел от злости. Пришлось подчиниться - мы вошли в Кувуклию, поклонились Гробу, из которого воскрес Иисус Христос, и вышли, не сделав ни одного кадра, чтобы не раздражать этого психа звуками щелкающего затвора...

Сказать, что я был разочарован - все равно что ничего не сказать. Без фото в Кувуклии все остальные фотографии потеряли смысл. Возможно ко мне прицепились из-за вспышки на камере? Олег и Сергей посоветовали нам оставить сумку с фотоаппаратом, пойти туда еще раз и снять на мобильный телефон, чтобы не привлекать к себе внимание. Второй раз мы простояли в очереди 40 минут. Достаточно времени, чтобы осознать, что нельзя быть таким «законопослушным». Всегда найдутся люди, которые, получив каплю власти, хотят все запретить. Не стоит на них обращать внимание. Когда мы второй раз вошли в Кувуклию, этот монах, едва взглянув на меня, сразу отвел глаза, не сказав ни слова. Так появились эти фотографии выше, снятые на мобильный телефон.

Мы стоим у входа в Храм, у колонн эпохи крестоносцев. Олег показывает на среднюю колонну, которая имеет глубокую трещину. Это результат чуда, произошедшего здесь в 1579 году. Тогда, в Великую Субботу Пасхи, турецкие власти не пустили в храм православную общину во главе с патриархом. Тогда люди стали молиться здесь, во дворе Храма. И вдруг прогремел гром, и ударила в колонну молния, и загорелась колонна. Так сошел Благодатный Огонь в тот год. И осталась на колонне трещина, длиной 120 см, своей формой напоминающая язык пламени.

Время 19:40, до закрытия Храма остается 20 минут. Мне все же удалось получить желанные кадры, хоть и пришлось понервничать. Отсюда вывод: начинать надо с главного, а не оставлять на последний момент. Хорошо, что Олег и Сергей согласились подождать нас, а если бы мы взяли автобусную экскурсию? Теперь понимаю, почему турфирмы не гарантируют посещение Кувуклии. В следующий раз сделаем, как мой коллега - испанец, о котором я писал во второй части отзыва. Они вошли в Храм с открытием дверей, в 5 часов утра, фотографировали где хотели, и фото в Кувуклии у них тоже есть. Я поинтересовался, спрашивал ли он разрешение на съемку? Говорит, что не спрашивал, может быть у руководителя их группы особые отношения с "мафией", но им никто не препятствовал. У католиков четкие правила: во время службы фотографировать нельзя, а потом сколько угодно. И нет суеверного страха по поводу фотосъемки в храмах.

Вот и закончилось наше паломничество на Святую Землю, и мы едем по ночному Иерусалиму в направлении Нетании. Олег выходит в Тель-Авиве. Мы жмем друг другу руки, но не прощаемся, потому что мы непременно еще приедем в Израиль. Когда - пока не знаю. Сейчас уже май 2017, а я только заканчиваю писать последнюю часть отзыва. Представляете, сколько впечатлений за 3 дня - хватило на следующие 8 месяцев!

15, 16 и 17 сентября. Пляжный отдых в Нетании и отбытие домой.
Как и планировали, последние два дня мы провели на пляже в Нетании. Дети были в восторге, но этого им показалось явно мало. Следующий отпуск они хотят провести целиком где-нибудь на море. А потом можно опять на экскурсии...

На фото ниже показан Residence Hotel, в котором мы провели 7 ночей. Нормальный отель, приветливые служащие, но в столовой недомытая посуда, грязные стулья и т.д. Рядом находится Residence Beach, мы ходили туда за штопором и за льдом, так там все выглядит прилично.

17 сентября в 09:00 за нами заезжает Сергей и мы едем в аэропорт. Нам не надо искать что где находится, Сергей все показывает. Он сопровождает нас до паспортного контроля, дальше мы идем одни... Наш самолет на Москву вылетает в 12:35. А в 19:50 мы уже садимся в Таллине.

P.S. Как фотолюбитель, не могу не поделиться опытом с другими фотолюбителями. Все фото сняты камерой Canon 70D и объективом 17-55mm f/2.8. Мне нравится этот светосильный зум, но в путешествии его хватало не всегда. На Мертвом море (см. первую часть отзыва) не хватило приближения, чтобы снять нас с берега. Тогда я пожалел что не взял китовый 18-135mm f/3.5-5.6. Но особенно не хватало широкого угла, чтобы в храмах вместить в кадр все от пола до купола включительно. Я уже успел купить к следующему отпуску сверхширокоугольник 10-18mm f/4.5-5.6. Он хоть и темный, зато вмещает в кадр все что нужно. К тому же он маленький, не привлекает внимания, им можно незаметно снимать от пояса, а потом обрезать лишнее. Это может пригодиться при съемке в Кувуклии, под носом у бдительных монахов-охранников. Так что рекомендую брать в поездку 10-18мм и 18-135мм.

Отредактировано автором: 09.05.17 17:33:52Сообщить модератору



Цитата:

Ведь без фотографий в Кувуклии мы как будто и не были в Израиле.


Какие, все же, люди разные...
Мы два раза были в Израиле, в Иерусалиме...Мне не разу в голову не пришло фотографироваться в Кувуклии...ни мне, ни моим близким...
Цитата:

Теперь уже я был зол настолько


Мне кажется, не лучшие чувства для посещения Храма Гроба Господня...
Здравствуйте, Ирина!
Вероятно Вы вообще нигде не фотографируете, вот Вам и не пришло в голову фотографироваться в Кувуклии.
Кстати, в первый раз я зол не был, совсем наоборот. А Вы вырвали цитату из контекста и осуждаете меня, но не говорите ни слова про монаха, который меня разозлил. Разве так орать - это "лучшие чувства" у тех, кто служит в Храме Гроба Господня?
Я хочу, чтобы люди знали это и были готовы...
Цитата:

Вы вырвали цитату из контекста и осуждаете меня


Я не осуждаю Вас...извините, если это так прозвучало.
Цитата:

Разве так орать - это "лучшие чувства" у тех, кто служит в Храме Гроба Господня?


Конечно, нет. Но - они сами будут отвечать за свои поступки.
Но это - другая история...
За рассказ - спасибо. Большой труд
Цитата:

Вероятно Вы вообще нигде не фотографируете, вот Вам и не пришло в голову фотографироваться в Кувуклии.


Чтобы не возникало таких сомнений, можно просто заглянуть в профиль.
Стараюсь в отзывах фотографий грузить по минимуму, чтобы не злоупотреблять вниманием читателей.
И Вам спасибо за оценку:)
Знаете чем полезны фотографии? Там, на месте, не всегда успеваешь осознать, где находишься. А дома, рассматривая фотографии, видишь детали, которых не заметил на месте, а читая статьи про те места, что видны на фото, вспоминаешь все что видел и слышал, и узнаешь много нового.
Я наоборот, стараюсь писать поменьше текста, чтобы не напрягать читателя. Это потому, что я мыслю картинками. Мне одно удачное фото скажет гораздо больше многих слов.
Кстати, посмотрел пару Ваших отзывов - на мой взгляд у Вас все в порядке - и текст и фотографии.
Даже странно, что у Вас не возникло мысли сфотографироваться в Кувуклии. Действительно, все люди разные...
Цитата:

у Вас все в порядке - и текст и фотографии.


Спасибо за внимание.
Цитата:

у Вас не возникло мысли сфотографироваться в Кувуклии


Я никогда не снимаю внутри храмов. Хожу туда с другой целью.
Цитата:

Я никогда не снимаю внутри храмов.


Зачем же быть такой суеверной? Разве фотосъемка - это помеха другой цели?
Цитата:

Зачем же быть такой суеверной?


Думаю, вы не то слово выбрали. Не суеверным, а верующим. Верующему человеку не до фотографий внутри храмов.
Цитата:

Верующему человеку не до фотографий внутри храмов.


Именно так.
Еще считаю это не этичным. Люди приходят в храм с самым сокровенным, а тут ты со своей камерой...
Цитата:

Верующему человеку не до фотографий внутри храмов.


Согласен. Но это когда идет служба. Я фотографировал перед закрытием, когда не только службы нет, но и вообще людей мало.
Цитата:

Думаю, вы не то слово выбрали. Не суеверным, а верующим.


Если человек боится сделать фото в храме, то это суеверие, а не вера.
Цитата:

Еще считаю это не этичным.


Хорошо, что Вы запретить снимать не можете. А то обязательно запретили бы.
Цитата:

а тут ты со своей камерой...


А вот тыкать не надо. Это невежливо. А еще этике учите...
Цитата:

Если человек боится сделать фото в храме, то это суеверие, а не вера.


Суеверие - это когда после черной кошки боятся пройти.

Цитата:

А вот тыкать не надо. Это невежливо. А еще этике учите...


Я не Ирина ВК, но отвечу. Фраза "а тут ты со своей камерой" - это оборот речи, и к вам не имела никакого отношения.
Цитата:

Фраза "а тут ты со своей камерой" - это оборот речи, и к вам не имела никакого отношения.


Верно. Спасибо за понимание.
Цитата:

А вот тыкать не надо. Это невежливо. А еще этике учите...


Никогда себе такого не позволю. Не надо так плохо думать о людях
Цитата:

Не надо так плохо думать о людях


Так и я о том же :)
Просмотрел в сети мнения священников по поводу фотосъемки в храмах. Вот что нашел: "...святыни фотографировать, конечно, можно. Цель таких фотографий - сохранить память о местах, где мы прикоснулись к благодати. И когда нам плохо или мы унываем, взгляд на эти снимки вполне может укрепить в нас веру или побудить к молитве". http://www.nsad.ru/articles/v-hrame-nelzya-fotografirovat
Вот как получается: я был в Храме Гроба Господня, и Вы, Ирина, были там дважды. Но кто-то не может поехать туда лично, а ему важно это увидеть. Прочитает человек этот отзыв, посмотрит фотографии, ... и увидит, пусть моими глазами, но все же. А без фотографий какой был бы отзыв?
Полагаю, что монах стал ругаться, потому что вспышка была на камере. Я использовал ее всего один раз, в пещере Обретения Креста и больше не собирался, но не отстегнул. У тех двух девушек перед нами вспышки не было. А вот монитор был включен, наверно видео снимали, чтобы не щелкать... Следующий раз сделаю так: приду к открытию Храма, в 05:00, спрошу разрешение на съемку, и думаю, что проблем не будет :)
Здравствуйте, Ирина и NetaJ!
Спасибо за ваши замечания. Я переписал концовку отзыва, чтобы никого не смущать. Теперь она гораздо ближе к реальности. Первый раз я поспешил.
Если интересно, прочитайте и дайте знать, что там не так. У меня есть еще 3.5 часа для редактирования, потом эту возможность закроют.
Спасибо за отзыв! А еще лучше фишай 8-15 или фикс 15, особенно они хороши на полном кадре, я без него никуда теперь не езжу)) :-)
Спасибо за комментарий! Да, полный кадр - это хорошо (у меня уже есть к нему фиксы 50/1.4 и 85/1.8).
Хочу взять Canon 6D Mark II с зумом 24-105 f/4 L IS II и ширик 16-35mm f/4.0L IS. А вот к фишаям пока интереса не было из-за бочкообразной дисторсии. Но когда куплю 6Дм2, обязательно попробую :)
Две неделе назад были в Стамбуле, там снимал на свой 10-18 (на кропе) в Голубой мечети и в Святой Софии - купол и пол в кадр вместились, см. прилагаемые фото! У 16-35 на полном кадре угол такой-же, значит должно хватить. Как считаете?
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Путешествие по Святой Земле 12.09.2016 - 14.09.2016. Часть 1. Вифлеем, Каср эль-Яхуд, Мертвое море.
2Путешествие по Святой Земле 12.09.2016 - 14.09.2016. Часть 2. Гора Фавор, Назарет, Кана Галилейская.
3Путешествие вдоль Главного Кавказского Хребта от Чёрного моря до Каспийского.Часть 3
4Автопрогулка по храмам Вереи и Можайска или заметки непутевого фотолюбителя. Часть 3.
5Путешествие по святым местам Греции
6Гранд-тур по Китаю в апреле 2016 с туроператором ICS. Часть 3. Лоян.
7Южный Урал.Июнь 2014. Сплав по рекам, пещеры.Тур для семьи с фирмой "Тенгри". (Часть 3)
Израиль
Отели в Израиле
Отели Эйлата
Отели Эйн-Бокека
Тверия
Погода в Израиле
Туры горные лыжи
Рейтинг отелей:
43.David Dead Sea Resort & Spa 5-
44.Grand Court 5-
45.Oasis 5-
46.Herods Dead Sea 5-
47.Isrotel Sport Club 5-
48.Notre Dame of Jerusalem Center 5-
49.Leonardo Plaza Eilat 5-
лучшие отели Израиля
Фото отелей:
57.Magic Palace, Израиль [8]
58.Vista, Израиль [8]
59.Daniel Herzelia, Израиль [8]
60.Bell, Израиль [7]
61.Caesar, Израиль [7]
62.Hilton Eilat Queen of Sheba, Израиль [7]
63.Margoa, Израиль [7]
Популярные отели:
113.Liber Sea Shore Suites отзывы
114.Holy Land Hotel отзывы
115.Imperial Hotel отзывы
116.Grand Yahalom отзывы
117.Palace Hotel отзывы
118.Mizpe Yam отзывы
119.Crowne Plaza Jerusalem отзывы
Отзывы по отелям:
1.Израиль, Dan Panorama [20]
2.Израиль, Isrotel Yam Suf [17]
3.Израиль, Americana [16]
4.Израиль, Leonardo Inn Hotel Dead Sea [15]
5.Израиль, Isrotel Dead Sea [13]
6.Израиль, Ginot Yam [12]
7.Израиль, Isrotel King Solomon [12]