25.04.17 22:12:38
Тысячелетие между двумя эпохами. Мозаики римских базилик. 
Время отдыха: сентябрь 2016, январь 2017

Здесь мы гуляли по панорамным площадкам Рима и любовались городом "с высоты птичьего полёта"
https://www.otzyv.ru/read.php?id=200383

О том, как мы открывали для себя творчество Джан Лоренцо Бернини, и восхищались тем, что он создал для Вечного города, здесь
https://www.otzyv.ru/read.php?id=200649

Древний Рим.

Количество архитектурных памятников той давней эпохи в современном Риме не поддаётся никаким подсчётам. Колизей и Театр Марцелла, Пантеон и Мавзолей Адриана. Триумфальные арки и Триумфальные колонны. Мосты возрастом в 2000 лет. Площадь Торре Арджентина с её живописными руинами и чудными котиками. Удивляющие своим размахом термы Каракаллы и Диоклетиана. Внушительные Аврелиановы стены. Размеры города с населением в 1 миллион человек, заключённого в этих стенах длиною в 19 км, поражают воображение даже сегодня.



И неподдающаяся рациональному объяснению красота и гармония римских форумов. Казалось бы, руины. Но любоваться ими можно бесконечно. Здесь, рядом с этими древними камнями, каждой клеточкой своего существа ощущаешь возраст Рима. Именно здесь, словно вырвавшись из суеты и шума огромного города, остаёшься один на один с вечностью.





А как прекрасны и таинственны форумы в вечерней подсветке! Они оживают, и кажется, что ещё мгновение, и перед тобой предстанут те, кто жил за два тысячелетия до тебя... нужно только замереть, затаить дыхание, чтобы не пропустить этот миг...



Совсем не понимаю выражения: " Я не люблю развалины." Для меня это не развалины, а живые свидетели давно ушедших времён. Эти камни впитали в себя энергетику стольких поколений живших до нас. Они были свидетелями стольких исторических событий. Они многое могут рассказать, только нужно научиться слушать...

От Колизея по Via dei Fori Imperiali мимо форумов до площади Венеции... Наш "домашний" километр, помноженный минимум на 20. Именно столько мы накрутили только на этом отрезке за 5 дней в сентябре и неделю в новогодние каникулы. За это время мы буквально сроднились с этими неповторимыми по величию и красоте руинами. Любовались по утрам, проходя мимо. Замирали в немом восторге по вечерам. Сейчас я по ним скучаю))

Рим эпохи Возрождения и барокко.

Многочисленные палаццо, хранящие в себе прекрасные произведения искусства. Удивляющие своей продуманностью и гармонией площади.



Сотни базилик и церквей, буквально сверху донизу заполненных бесценными художественными богатствами. Кто сказал, что все они на одно лицо???



Роскошные фонтаны и фонтаны скромные, но от этого не менее красивые.
Обо всём этом писать можно много и долго. И при этом что нового можно рассказать? Всё уже было рассказано до меня))



Рим античный и Рим Ренессанса, плавно перешедшего в барокко. Два огромных пласта, доминирующих в облике Рима современного. Большинство так называемых маст си Вечного города родом из этих двух великих эпох. Иной раз возникает чувство, что этот самый ренессансный Рим напрямую вырос из Рима Древнего.
Римские форумы, а на них или рядом с ними - базилики с фасадами, созданными мастерами барокко. Одиннадцать колонн Храма Божественного Адриана, слившиеся в единое целое со зданием 17 века. Базилика Богородицы ангелов и мучеников по проекту великого Микеланджело буквально встроена в термы Диоклетиана. Два фонтана перед дворцом Фарнезе созданы из огромных гранитных ванн, взятых из терм Каракаллы. Фонтан, созданный Джакомо Делла Порта и сейчас находящийся во дворе Палаццо Нуово на Капитолийском холме, украшает знаменитая мраморная скульптура Марфорио 1 века, обнаруженная на Римском форуме. Оттуда же, с Римского форума и статуи Диоскуров, венчающие спроектированную Микеланджело лестницу Кордоната. Ансамбль площади Бокка делла Верита - соседство античных храмов и произведений в стиле барокко. И таких примеров не счесть...




И словно не было между этими эпохами огромного временного промежутка протяжённостью в тысячу лет...
Разграбленный вестготами и варварами, сожжённый норманами, уничтожаемый феодальной анархией и борьбой за контроль над папством, опустошённый и обезлюдевший город...
Что в сегодняшнем Риме напоминает о тех долгих годах упадка? Разграбленный и полуразобранный на стройматериалы, но не потерявший своего величия, Колизей? Превращённые в защитные крепости театр Марцелла и Мавзолей Адриана? Им повезло, именно такое "перепрофилирование" скорее всего спасло эти древние постройки от разрушения, хотя своей мраморной облицовки и великолепного декора они лишились. Как, впрочем, и Пантеон.
Постепенно уходит в небытие большинство древнеримских построек.
Но, как это ни парадоксально, именно в это тёмное тысячелетие, когда Рим хиреет и вымирает, в нём возводятся сотни базилик. Часть из них находит себе приют прямо в древнеримских зданиях, часть строится на древних фундаментах, с использованием колонн, травертиновых блоков, мрамора и украшений из античных храмов. Церкви строятся, украшаются, перестраиваются и вновь украшаются...
15 век. В Рим приходит Возрождение. Начинается возведение новых, более внушительных и роскошных базилик. Появляется Понте Систо - первый мост через Тибр, построенный с древнейших времен, хоть и на римском фундаменте. Восстанавливаются древнеримские акведуки, и один за другим появляются красивейшие фонтаны. Поднимаются древнеегипетские обелиски, обнаруженные на развалинах римских цирков и храмов. Появляются новые красивые площади, величественные палаццо, прямые широкие улицы... Рождаются тысячи талантливых живописных и скульптурных произведений...
Очень многие построенные в период с 4 по 14 век церкви и базилики обзаводятся ренессансными, а позднее и барочными фасадами. Изменение внутреннего убранства идёт в ногу со временем. Сегодня, наверное, не найдётся в Риме почти ни одной базилики, в украшении которой не оставили бы свой след мастера Возрождения и барокко.
И только взметнувшиеся ввысь романские колокольни некоторых базилик, стройные и изящные, словно говорят нам о том, что "была жизнь" и в средневековом Риме. Большинство этих колоколен были возведены в 12 - 13 веках, когда обветшавший город потихоньку-помаленьку начинал вставать на ноги, что опять же сопровождалось активным строительством и реконструкцией церквей. Согласитесь, что несколько сохранившихся кампанил - очень немного для такого большого временнОго промежутка. Назовём героев))
Колокольни базилик Санта-Мария-ин-Трастевере, Сан-Бартоломео, Санта-Кроче-ин-Джерусалемме, Санта-Мария-ин-Космедин, Сант-Алессио, Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Санта-Франческа-Романа (все 12 век) и Санта-Пуденциана (13 век).



Это всё было предисловие:)) Видимо, выражение "Краткость - сестра таланта" - это совсем не обо мне))
Потому что только сейчас я подошла к тому, ради чего, в принципе, и начала писать этот отзыв.
Речь пойдет о христианских мозаиках, сохранившихся в римских церквях, возведённых или перестроенных в период с 4 по 14 век. Эти мозаики - одно из самых ярких напоминаний о тысячелетнем периоде между Римом Древним и Римом ренессансным. Они являются неким мостом между двумя великими эпохами, свидетельством того, что закон мироздания "Ничто не появляется из ниоткуда и не исчезает в никуда" - это не просто закон физики. Духовный мир, мир искусства, мир человеческих отношений подчиняется этому же закону. Согласитесь, искусство эпохи Возрождения не могло появиться на пустом месте, сразу и вдруг. Как не мог сразу и вдруг кануть в лету художественный опыт античных мастеров.

Когда речь заходит о христианских мозаиках, в первую очередь вспоминают непревзойдённые ранневизантийские мозаики Равенны (5-6 век), уникальные мозаики монастыря Дафни под Афинами (11 век), сицилийские мозаики периода династии Комнинов (12 век), ну и, конечно, мозаики периода Палеологовского Ренессанса (13 век) в Стамбуле. И почему-то гораздо реже в этой связи вспоминают Рим. А ведь здесь концентрация произведений этого вида монументального искусства достаточно высокая. И пусть нет мозаик такого масштаба, как, скажем, в Равенне, зато именно в Риме есть возможность, не выезжая за пределы города, как говорится, сразу и в одном месте, увидеть, как изменялось мозаичное искусство на протяжении тысячи лет, начиная с 4 века и заканчивая 15. Ведь римские базилики могут похвастаться христианскими мозаиками, созданными в разное время на протяжении этого тысячелетия.

Христианские мозаики Рима.

Я долго решалась на написание этого отзыва, прекрасно осознавая, что мало кто осилит его до конца. К тому же, любое произведение искусства лучше один раз увидеть, чем десять раз прочитать о нём)) Но в итоге всё же решила рассказать о том, в каких базиликах и церквях Рима можно увидеть христианские мозаики. Думаю, это будет интересно тому, кто так же, как и я, неравнодушен к искусству мозаики. Тем более именно по этой теме информации не так уж и много, она достаточно разрозненная, и собирать её пришлось по крупицам. В искусствоведческие дебри сильно углубляться не буду, чтобы вас не мучить:))
Естественно, мы посетили далеко не все базилики, где присутствуют произведения подобного рода, но в то же время посмотрели немало.
Ещё раз уточню, что речь пойдёт именно о мозаиках, которыми украшались церкви, то есть о так называемых христианских мозаиках, а не о той мозаике, которой выкладывались полы и стены вилл, дворцов и терм в Древнем Риме и которая нам известна как римская мозаика, и в искусстве которой древние римляне достигли небывалых высот. Очень жаль, что произведений того периода сохранилось не так уж много.

Итак, отправляемся на очередную нашу прогулку по Риму. Рассказывать о мозаиках я буду в хронологической последовательности, то есть учитывая время их создания. Так удобнее. Иногда этот порядок буду нарушать, чтобы не возвращаться к одной и той же базилике несколько раз (ведь есть церкви, украшенные мозаиками в разные периоды).
Начинаем прогулку с холма Эсквилин.

Базилика святой Пуденцианы (Basilica di Santa Pudenziana) считается самой старой христианской церковью в Риме. Предполагается, что первая базилика была возведена здесь в 4 веке на руинах дома, принадлежавшего римскому сенатору Пуду. Сам Пуд, двое его сыновей Новат и Тимофей и две его дочери Пракседа и Пуденциана приняли крещение от руки апостола Петра, проживавшего в их доме 7 лет. В этом же доме бывал апостол Павел, собирались другие верующие, которых здесь же и крестили. По повелению Нерона Пуд был обезглавлен одновременно с апостолом Павлом и позднее причислен к лику 70 апостолов.
Церковь была освящена в честь Святой Пуденцианы, одной из дочерей Пуда. Базилика не раз перестраивалась, нынешний внутренний облик получила в 16 веке. На фасаде, восстановленном в 1870 году, над главным порталом сохранился мраморный фриз 11 века: лики Пастора, Пуденцианы, Пракседы и Пуда.




Среди ценных художественных произведений - фрески Никколо Серкигнани (Помаранчо) в куполе. Кстати, прозвище Pomarancio носили три итальянских художника, родившихся в тосканском городке Pomarance, в том числе и знаменитый Кристофоро Ронкалли. И вот здесь-то в русскоязычном интернете зачастую возникает путаница. Так и фреску в этой церкви приписали почему-то Ронкалли. В алтаре три картины Бернардино Нокки, изображающие Св. Пуденциану и её братьев.



И главная достопримечательность - мозаичная картина в апсиде церкви, одна из старейших сохранившихся христианских мозаик (390 год). Заметьте, не в Риме, а вообще. Старше только мозаики Мавзолея Санта-Констанца (Mausoleo di Santa Costanza) на виа Номентана, рядом с базиликой Св. Агнессы за городскими стенами. Мавзолей был построен для захоронения дочери Константина Великого Констанции и украшен монументальными мозаиками в 360 году. К сожалению, до Санта-Констанца мы не добрались. Ну и за пределами Рима - это большая напольная мозаика самого начала 4 века в Соборе Аквилеи (Северная Италия). То, что в базилике Аквилеи мозаикой был выложен именно пол, - это последняя дань античным традициям. В античности храмы никогда не украшались мозаикой, она использовалась только для оформления интерьеров частных жилищ, терм и других подобных сооружений. И чаще всего ей выкладывали пол помещения и нижнюю часть стен.
И вот в эпоху христианства мозаика пришла в храмы. Но негоже по святым ликам топтаться ногами, поэтому она перестала использоваться для украшения пола. Ей место в самом центре, где её лучше всего видно, куда обращены взоры верующих, то есть чаще всего в апсиде и на триумфальной арке.

Мозаика Санта-Прасседе создавалась в традициях позднеантичной римской мозаики. Здесь присутствует и сложность композиции, и дробление цвета, и стремление к "картинности".
На мозаике изображён восседающий на престоле юный, бородатый Спаситель среди расположенных полукругом апостолов. Позади них стоят две женские фигуры с венцами в руках - это сёстры Пракседа и Пуденциана (встречается и другая трактовка женских образов - Церковь и Синагога, то есть храмы христиан и евреев). Позади - здания Иерусалима, и над ними Голгофский крест. С этой мозаикой дошло до нас и одно из самых ранних в истории изображений символов четырёх евангелистов: ангела, быка, льва и орла.



К сожалению, нижняя часть мозаики была уничтожена во время реконструкции базилики, в частности, были затронуты фигуры некоторых апостолов. Присутствуют и следы реставрации, проведённой в 16 веке. И как отмечают специалисты, общая беда раннехристианских римских мозаик – это то, что они практически все в разное время подвергались реставрации, часто не очень умелой, что нарушило цельное стилевое восприятие этих произведений.
Не знаю... я не специалист)) И мозаика в апсиде Санта-Пуденцианы произвела на меня неизгладимое впечатление. Удивила чистотой и глубиной своего рисунка, многообразием цветовых оттенков, жизненной реалистичностью "написанных" образов. Посмотрите, как проработаны складки на одеждах, лица, тени. Даже не верится, что её создали 16 веков назад!
И ещё интересный момент... возникло такое ощущение, что эта мозаика своими гармонично подобранными тонами с лёгким золотистым свечением придавала всей базилике лёгкости и праздничности. Хотя, вполне возможно, в этом "виновато" правильное освещение и обилие поступающего через купольные окна солнечного света.

Базилика Санта-Мария-Маджоре (Basilica di Santa Maria Maggiore) - одна из четырёх папских базилик в Риме.
Часы посещения: 7.00 - 18.45, ризница 7.00 - 12.30 и 15.00 - 18.30.

Наверняка всем знакома легенда о том, что папе Либерию и одному богатому римлянину в одну и ту же летнюю ночь 352 года приснилось, что Дева Мария приказала построить церковь на месте, где назавтра выпадет снег. А утром 5 августа на холме Эсквилин действительно лежал снег. И на этом месте стали возводить церковь. Естественно, что за столь долгую историю базилика не раз перестраивалась, дополнялась, с каждым разом приобретая черты, присущие времени очередной реконструкции. Значительно расширена церковь была в 15 веке, современный свой вид обрела в 18 веке, когда был создан фасад по проекту Фердинандо Фуга. Но это единственная базилика в Риме, сохранившая примитивные раннехристианские структуры, хотя и со всеми последующими изменениями и дополнениями. Информации о Санта-Мария-Маджоре в интернете более чем достаточно, да и в каждом втором отзыве эта базилика упоминается. Поэтому постараюсь коротко (если получится:))
Экстерьер.



Кстати, изящная и самая высокая в Риме, около 75 метров, колокольня этой базилики была построена в 14 веке, то есть позднее, чем кампанилы тех церквей, о которых речь шла выше.
Во время последней перестройки 18 века при строительстве нового фасада была возведена лоджия благословения, заслонившая старый фасад 12 века, на стене которого сохранились мозаики конца 13 века, созданные Филиппо Расути. Рассмотреть эти мозаики, стоя на площади, можно. Правда, с большим трудом. Но сфотографировать, к сожалению, нам не удалось, так как этому мешали яркое солнце снаружи и глубокая тень в самой лоджии. По фотографиям в интернете сделала вывод, что любоваться мозаиками лучше при вечерней подсветке. Увы, вечером к Санта-Мария-Маджоре за обе поездки мы так и не попали. А вот можно ли посетить саму лоджию, чтобы увидеть мозаики вблизи, толком не поняла. И внятной информации по этому поводу нигде не нашла.
42 поддерживающие своды колонны, 4 из которых гранитные, а остальные из греческого мрамора, - родом из Древнего Рима. Красивый деревянный кессонный потолок был создан в конце 15 века по проекту Джулиано да Сангалло. Считается, что богатое золочение потолка было сделано из первого золота, привезённого из Америки и пожертвованного Фердинандом Арагонским и Изабеллой Кастильской на украшение базилики Санта Мария Маджоре. На этом роскошном позолоченом потолке красуются гербы двух других испанцев - пап Калиста III и его племянника Александра VI, из семейства Борджиа.
Между окнами - фрески 17 века с сюжетами из истории жизни Девы Марии.
Балдахин центрального алтаря с четырьмя порфировыми колоннами, богато украшенными позолоченными бронзовыми листьями, - работа Луиджи Валадье. Под алтарём - Капелла Рождества, где в хрустальном реликварии, созданном тем же Валадье, находится главная реликвия базилики - деревянные Святые ясли.
Гробница папы Климента IX с очень выразительной скульптурной группой - произведение Карло Райнальди.
Баптистерий украшен большой чашей из красного порфира и барельефом "Успение Пресвятой Богородицы" Пьетро Бернини, отца Джан Лоренцо.
Капелла Сфорца, в левом трансепте ближе к выходу, была выполнена Джакомо делла Порта по проекту Микеланджело.



В правом трансепте находится заказанная папой Сикстом V Сикстинская капелла, посвященная святейшему Таинству. Над ней работали архитекторы Доменико Фонтана и Карло Мадерна, а расписывал фресками Чезаре Неббия. Цветной мрамор на стенах и колонны были взяты из монументального Нимфея, построенного Септимием Севером на Палатине. Нимфей был окончательно разобран на стройматериалы при строительстве Санта-Мария-Маджоре. Алтарь капеллы создан в виде четырёх ангелов, поддерживающих сень из позолоченной бронзы в форме купольной церкви. Именно рядом с Сикстинской капеллой находится могила Джан Лоренцо Бернини и его отца Пьетро.



В левом трансепте - капелла Паолина, или капелла Боргезе, построенная для папы Павла V, происходившего из семейства Боргезе. План этой капеллы соответствует капелле Сикста, но её декоративное убранство ещё более роскошное: купол расписал Гвидо Рени, статуи выполнены лучшими скульпторами того времени, в том числе Пьетро Бернини. В этой капелле находится икона 6 века, наиболее почитаемый в Риме образ Девы Марии Salus Populi Romani (Спасение римского народа). Очередная легенда приписывает эту икону кисти Святого Луки, но позднейшие исследования доказали, что она появилась на свет не ранее 6 века, возможно и в 8-м. Восточное происхождение иконы косвенно подтверждает кипарисовая доска, на которой она написана. Название появилось после того, как в 590 году во время эпидемии чумы эту икону проносили через Рим с крестным ходом, и, по преданию, это помогло избавить город от страшной болезни.



Центральный портал базилики с бронзовыми рельефами создан в 1937 году. Слева от него - Святые врата, которые во время нашего посещения были открыты по случаю внеочередного юбилейного года.



Ну и, конечно же, мозаики, причём "разновозрастные". Во-первых, это прямоугольные мозаичные панно на темы Ветхого завета, располагающиеся по обе стороны центрального нефа, над колоннами. Они были созданы в 5 веке. Правда, из 42 картин древними, оригинальными являются только 27. Остальные были восстановлены в более позднее время.
Эти мозаики, также как и в Санта-Пуденциане, некий переходный этап от античной римской мозаики периода императорского Рима к мозаикам византийским. Реалистичное изображение пространства и объёма, оттенки с постепенными переходами цвета, использование теней. Поразительно то, что эти приёмы, используемые в раннехристианских мозаиках, вновь станут актуальными в мозаиках послевизантийского периода, а затем и в живописи эпохи Возрождения. Византийское же искусство принесёт с собой другую изобразительную стилистику.



Мозаики на триумфальной арке со сценами Благовещения, рождения Христа и поклонения ему, тоже созданы в 5 веке. Это самый ранний из сохранившихся мозаичных циклов из жизни Девы Марии.



Мозаики свода апсиды Коронация Девы Марии и цикл с эпизодами из жизни Богородицы были выполнены в конце 13 века францисканским монахом Якопо Торрити по заказу папы Николая IV и кардинала Джакомо Колонна, протоиерея Либерийской базилики (в то время Санта-Мария-Маджоре носила ещё такое имя). О Якопо Торрити известно совсем немного. Художественный дебют состоялся в Ассизи, где он занимался созданием фресок. Две главные работы его жизни - в Риме. Это произведения в технике мозаики. Одна из них как раз в Санта-Мария-Маджоре, о другой речь пойдёт чуть позднее.
В этой мозаике Торрити, ещё полностью не отрываясь от традиций византийского искусства, сохраняя яркие золотые тона, вводит свои, авторские элементы, опирающиеся на традиции искусства античного. Появляются намёки на трёхмерность пространства, создаётся иллюзия глубины. Не забываем, что на пороге эра Возрождения. Якопо Торрити творил как раз в тот период, когда заканчивалось время мозаик. Вскоре они окончательно уступят место фресковой живописи.



Латеранский Баптистерий (San Giovanni in Fonte).
Часы посещения: 7.00 - 12.30 и 16.00 - 19.00.

По легенде, первый баптистерий на этом месте был построен Константином Великим в 315 году, и в нём он принял крещение. В действительности, как полагают исследователи, первоначально здание было частью терм при императорском дворце, а затем было перепрофилировано в место для крещения. Существенно изменен и освящён баптистерий был Папой Сикстом III в середине 5 века. До сих пор внешний кирпич баптистерия является полностью оригинальным, то есть относится ко времени Константина. Это одна из древнейших христианских построек в Риме и старейший баптистерий во всем христианском мире, ставший образцом для всех прочих построек данного назначения.
Фотографий снаружи нет. Сначала помешало солнце в объектив, а потом начавшийся сильный дождь.
Внутри при вечернем тусклом освещении фотографировать оказалось тоже очень сложно.
Внутреннее оформление баптистерия было частично изменено в 17 веке, в работах принимал участие Франческо Борромини. Порфировые и мраморные колонны сохранились со времён Сикста III. Восьмиугольная купель из зеленого базальта, украшенная барельефами со сценами крещения Христа и Константина, не оригинал. Фрески на барабане - современные копии более ранних произведений.



Но самое интересное в Баптистерии - его раннехристианские мозаики.
В первую очередь, это мозаика 5 века в апсиде Часовни Св. Руфины и Секунды в притворе, пристроенном к баптистерию папой Сикстом III. Потрясающе красивое мозаичное произведение! Глубокий синий цвет, растительный узор из зелёных и золотых завитков, диковинные цветы, агнец и голуби...
И ни одного фото. Попали мы в баптистерий под самое закрытие, и свет в часовне уже выключили. Пришлось такую красоту рассматривать практически в темноте. Фото из интернета.



А вот с Часовней Святого Венантия повезло больше. Там с освещением было всё в порядке. Поэтому мозаики в византийском стиле, созданные в 7 веке, рассмотреть удалось хорошо. Отличительной чертой этих мозаик является преобладание золотых оттенков, схематизм и формальность в изображении фигур. Исчезает присущая ранним христианским мозаикам трёхмерность и реалистичность. Все изображённые объекты приобретают чёткие контуры. А эти традиционные для византийских мозаик огромные, в пол-лица, глаза - они словно насквозь видят, что у тебя в душе.
В верхней части мозаики - изображение окружённого ангелами Христа с рукой, поднятой в благословляющем жесте. Ниже Дева Мария, справа и слева от неё Иоанн Богослов и Иоанн Креститель, святые и папа Фёдор I, заказавший мозаику. На триумфальной арке изображены мученики, чьи мощи были привезены в Рим из Далмации.



Кстати, преимущественное использование золотого цвета в византийских мозаиках было неспроста. Все раннехристианские церкви строились так, что они имели минимум освещения. Золотые мозаики и при слабом дневном освещении, и в неровном свете свечей смотрелись очень выигрышно.
Всегда ловлю себя на том, что с трудом могу оторвать взгляд от этих мерцающих бархатистых полотен, и невольно соглашаюсь с мнением, что в сумраке ранних итальянских церквей фресковая живопись была бы не столь уместна, как мозаика.

Кроме тех церквей, о которых я написала выше, созданные в 5 веке мозаичные произведения можно посмотреть ещё в двух базиликах.
Базилика Святого Павла за городскими стенами (Basilica di San Paolo fuori le Mura) - восстановленная мозаика на Триумфальной арке. В этой же базилике, в апсиде, находится мозаика 13 века. Фасад тоже украшен мозаикой, но гораздо позже, в 1874 году, во время восстановительных работ после разрушительного пожара 1823 года. Не были, не видели...

Базилика Санта-Сабина (Basilica di Santa Sabina) на Авентине (часы посещения 8.15 - 12.30 и 15.30 - 18.00). Когда-то эта церковь была украшена мозаиками очень обильно. Сейчас сохранился лишь фрагмент на противоположной от апсиды стене. Семь строк большими золотыми буквами на синем фоне - дата основания, имя основателя и кто был понтификом на момент начала строительства. Две женские фигуры по бокам символизируют, что Церковь Христа рождается из объединения язычников и иудеев.



Базилика святых Космы и Дамиана (Basilica dei Santi Cosma e Damiano) была построена на римском форуме в 6 веке в честь двух замученных братьев-врачей на месте одного из самых старых римских языческих святилищ - храма Ромула.



Чудный внутренний дворик, настоящий оазис тишины и покоя. Были там как раз в самый туристический час пик, когда Колизей и форумы народ брал штурмом. А здесь, кроме этого малыша, ни души.



Нынешний вид базилика приобрела в 17 веке, но главное богатство - сохранившиеся со времени постройки прекрасные мозаики апсиды (приблизительно 530 год), и чуть более поздние, 7 века, мозаики Триумфальной арки. Обратите внимание, какие они разные.

.

Главный фон мозаик апсиды выполнен в глубоком тёмно-синем цвете. Наверху, в облаках, парит огромная фигура Христа. Ниже апостолы Павел и Петр и титульные святые базилики Домиан и Косма. Ниже символическое изображение апостолов в виде овец. Здесь уже появляется некая статика поз, монументальность, присущая византийским мозаикам. Но в изображении лиц, в чёткой прорисовке складок одежды, в цветовом решении пока ещё велико влияние мозаик римских. Именно это произведение искусствоведы называют последним шедевром римской раннехристианской мозаичной живописи.
Очень эффектное и выразительное полотно. Понятно, что фотографии не в состоянии передать всей глубины и бархатистого мерцания мозаик.
Мозаики Триумфальной арки с их золотыми тонами - это уже стопроцентно дитя нового времени, времени византийского искусства.

Ранневизантийские мозаики 7 века, помимо уже упомянутых (в Базилике Космы и Дамиана и в Латеранском Баптистерии), можно посмотреть в апсиде базилики Сант - Аньезе - Фуори - ле - Мура (на виа Номентана), а апсиде церкви Сан-Теодоро (у подножия Палатинского холма) и в Сан-Стефано-Ротондо в капелле слева от входа. Всё это для нас пока осталось "за кадром".
А вот мозаику с изображением святого Себастьяна (тоже 7 век) в Базилике святого Петра в веригах (Basilica di San Pietro in Vincoli) посмотрели, даже дважды))
Главной целью было увидеть гробницу папы Юлия II, украшением которой занимался Микеланджело. И знаменитого Моисея. В сентябре всё было в лесах, шла активная реставрация. Поэтому в январе пропустить эту базилику мы не могли, в надежде, что реставрация закончилась. И, действительно, мрамор сверкал как новенький. А вот что сотворили с лицом Моисея, я так и не поняла(( Хоть и не в тему мозаик, но покажу.



Про мозаику в этой церкви перед поездкой нигде информация не попадалась. Но и без знания о ней пройти мимо не получилось) Хоть и не монументальное произведение, но заметное. Что интересно, Святой Себастьян здесь очень необычный, с бородой. Впервые такой вариант изображения вижу.



Самым концом 8 века датируются мозаики в центральной нише Триклиния Leoninum. Большой пиршественный зал, так называемый триклиний, был построен в старом Латеранском дворце папой Львом III по образцу комнаты императорского дворца в Константинополе. Строительство и украшение зала приурочили к визиту в Рим короля Карла Великого в 800 году. Именно тогда, без предупреждения со стороны папы, в Соборе Святого Петра Лев III короновал Карла императором Запада. Ну а пир по этому поводу закатили в новом зале Латеранского дворца, который служил резиденцией римских пап до начала авиньонского пленения. К 16 веку папы обосновались в Апостольском дворце, и папа Сикст V приказал разрушить старый Palazzo Laterano, а на его месте построить новый дворец в качестве летней резиденции. От триклиния сохранилась лишь одна центральная ниша с красивой мозаикой. Находится она на Piazza di San Giovanni in Laterano, через дорогу от Латеранского Собора и дворца, и вплотную примыкает в Святилищу Святой Лестницы (Santuario della Scala Sancta). О времени создания мозаики свидетельствует правая (от наблюдателя) часть, где изображены опустившиеся на колени перед апостолом Петром папа Лев III и Карл Великий, оба с квадратными нимбами. Квадратный нимб - свидетельство того, что на момент создания произведения изображаемые персонажи были живы.
Мозаика достаточно серьёзно была отреставрирована и обновлена в середине 18 века, но в точном соответствии с оригиналом.



Ну вот мы и добрались до века 9-го и до тех мозаик, которые меня потрясли, наверное, больше всех остальных. Возвращаемся на холм Эсквилин.

Совсем рядом с Базиликой Санта-Мария-Маджоре на узкой улочке неприметный вход в
Базилику святой Пракседы (Basilica di Santa Prassede).



Легко можно не заметить и проскочить мимо, не догадываясь, какое богатство скрывается за этими обшарпанными стенами.
Предполагается, что ранее на этом месте был баптистерий, созданный самой Пракседой, а чуть позднее небольшая приходская церковь. Существующая базилика была построена при папе Адриане I в 780 году. Во вновь построенную базилику были перенесены из римских катакомб мощи 2300 мучеников, в том числе и святых сестёр Пракседы и Пуденцианы.
Кстати, со стороны Via di San Martino ai Monti сохранился оригинальный фасад 9 века. Но из-за того, что улица совсем узкая и полностью заставлена транспортом, сделать внятное фото невозможно. Как и всякая древняя церковь, базилика Санта-Прасседе со временем претерпела несколько реконструкций, как внешних, так и внутренних. В интерьере появились черты стиля барокко. Но во время реставрации в 20 веке базилику решили восстановить в приближенном к первоначальному виде: с фасада сбили штукатурку, обнажив кирпичную кладку, в главном нефе устранили многочисленные барочные наслоения.
Если честно, не могла даже представить, что за таким неприметным фасадом скрывается такая просторная и красивая базилика. Со времён эпохи барокко сохранились многочисленные фрески, красивый кассетный потолок был сделан в 19 веке, пол в стиле косматеско восстановлен в начале 20-го. Кстати, в этой церкви находится и первая скульптура Джан Лоренцо Бернини, созданная им в шестнадцатилетнем возрасте, - бюст епископа Santoni (на одной из колонн, разделяющих центральный и правый неф, если стоять лицом к алтарю).



Но, опять же, главное богатство базилики - мозаики, созданные в 9 веке при папе Пасхалии I, который привлёк в Рим многочисленных греческих монахов, бежавших из Византии от второй волны иконоборчества. В то время, когда в столице Византии Константинополе уничтожали тысячи икон, мозаик, фресок, в Риме создали шедевры, украшающие базилику Санта-Прасседе. Эти произведения, наверное, никого не оставят равнодушным. Мне так кажется...

Мозаики Санта-Прасседе созданы в лучших традициях византийского искусства периода его "золотого века" с соблюдением всех присущих ему канонов: полный уход от пластичности и натурализма, уплощение и стилизация фигур, что приводит к большей монументальности. На мозаиках изображается уже не тело человека, а его духовная сущность, стремящаяся к богу.
Любуемся мозаиками апсиды, апсидальной и Триумфальной арок. Сюжет мозаик - второе пришествие Христа и Апокалипсис. Снова мы видим фигуру Христа в благословляющем жесте, апостолов Петра и Павла, сестёр Пракседу и Пуденциану, а также самого папу Пасхалия I, с квадратным голубым нимбом и моделью церкви в руках. Помним, что квадратный нимб - свидетельство того, что папа был жив.



Глубокий синий и золотистый цвет на контрасте с белым и красным, отражающийся от тысяч кусочков смальты и играющий полутонами свет, необыкновенная бархатистость и глубина изображения... Разве можно это описать словами? Поверьте, эффект невероятный. Глаза трудно отвести.
Заметьте, в этих мозаиках не так много золота, оно не доминирует, оно выступает мягким золотым тоном. И, скорее всего, отказ от преобладающего золотого объясняется тем, что в этой базилике мозаики апсиды в течение всего дня освещались естественным светом, и излишнее золото было бы здесь неуместным.

Зато оно оказалось очень уместным в маленькой, практически без доступа дневного света, часовне Святого Зенона. Вот где в свете свечей золото должно было играть, вспыхивая искрами и погружая в таинственную волшебную атмосферу.
Часовня была предназначена для захоронения Феодоры, матери Пасхалия I.
Вход в капеллу обозначен мозаичной аркой, украшенной медальонами и древней ритуальной мраморной вазой.



Все стены и своды маленькой часовни сплошь покрыты золотыми мозаиками. В центре традиционное для византийских мозаик изображение Христа Пантократора, его поддерживают, словно кариатиды, четыре ангела.
Сейчас это великолепие освещается электрическими лампочками, а если представить, как всё это должно было мерцать и переливаться при свете свечей!



К часовне Святого Зенона примыкает небольшое святилище, где хранится так называемый Столп бичевания - мраморная колонна, к которой, по легенде, был привязан Христос во время его бичевания во дворе дома Пилата. Реликвия была привезена в базилику в 1223 году её титулярным кардиналом Джованни Колонна, бывшим папским легатом в Сирии во время Пятого крестового похода. К самому узкому месту столба было прикреплено металлическое кольцо, к которому были привязаны руки Христа во время бичевания. В 13 веке кольцо было отделено от колонны и передано французскому королю Людовику IX Святому в обмен на три шипа из тернового венца.



Есть в Базилике Санта-Прасседе и современные мозаики, созданные в 20 веке в нео-византийском стиле флорентийским художником Джулио Баргеллини. Это свод апсиды и алтарная картина в Капелле святого Иоанна Гуальберта. Согласитесь, что эти мозаики по своей стилистике уже ближе к живописи.



Помимо Санта-Прасседе, византийские мозаики 9 века также можно увидеть в апсиде Базилики Санта-Чечилия-ин-Трастевере и в апсиде Базилики Санта - Мария - ин – Домника (на холме Целий). Обе эти церкви, как и Санта-Прасседе, украшались греческими монахами при папе Пасхалии I. И во всех трёх церквях этот самый папа был увековечен на мозаиках. Немногим позднее были созданы мозаики в апсиде и на Триумфальной арке Базилики Сан-Марко (на площади Венеции). И это всё тоже пока осталось "за кадром".

С конца 9 века и до начала 12 - тишина. Во всяком случае ни одного произведения мозаичного искусства этого периода в Риме не сохранилось. Почему это произошло, остаётся лишь догадываться, вспоминая историю. Определённую роль сыграло иконоборчество и разрушение художественных традиций. Римские папы отказались от услуг заезжих греческих мастеров. Свои гении мозаичного искусства пока не родились...
Ситуация начала меняться к 12 веку.

Следующая наша цель
Базилика Санта - Франческа - Романа (Basilica di Santa Francesca Romana), известная также как Санта - Мария - Нова.
Её красивым барочным фасадом и стройной романской колокольней мы любовались ежедневно, проходя по виа Фори Империали мимо форумов.



Так как эту базилику к посещению не планировали и зашли случайно, то, соответственно, были абсолютно не подготовлены. Пришлось кое-какую информацию подчитать позднее. В русскоязычном интернете сведений о ней - всего-ничего, да и те противоречивые, и, как выяснилось, зачастую недостоверные((
Буквально в двух словах: построена была в 9 веке, в 12 была украшена мозаиками, в 17 обзавелась барочным фасадом. В базилике хранится ценнейшая икона 5 века Мадонна Гликофилуза, или Богоматерь Нежности, перенесённая сюда из разрушившейся древней церкви Санта-Мария-Антиква, той, что на римском форуме. Не знали, не увидели, увы(( Так же, как и не знали, что автор скульптурной композиции, украшающей исповедальню - Джан Лоренцо Бернини. Но пройти мимо не смогли и без этого знания)) Талант виден сразу. К большому сожалению, все фотографии в этой церкви получились плохо. Наказание за неготовность?:)



Ну и по теме нашего рассказа - мозаики 12 века в апсиде. Поздневизантийский стиль с обилием золотого цвета.



Базилика Святого Климента в Латеране (Basilica di San Clemente al Laterano).
Часы посещения: 8.00 -19.00, воскресенье и праздники 12.15 - 18.00, митреум 9.00 - 12.30 и 15.00 - 18.00.

Это вообще уникальный в своём роде комплекс построек, настоящее свидетельство непрерывности исторического процесса, когда одна эпоха наслаивается на другую, в прямом смысле этого слова. Здесь, в одном месте, концентрируется двухтысячелетняя история. Увидеть можно очень много интересного...одно НО - нельзя фотографировать. Это единственная церковь из всех посещённых нами в Риме, где существует такой запрет. Вообще-то мы люди законопослушные:)) и стараемся не нарушать, но здесь я не выдержала и несколько кадров из-под полы сделала. Учитывая вес и размеры камеры, делать это было непросто, отсюда и качество снимков соответствующее(( Как ни старалась не привлекать к себе внимания, ничего не получилось: и красноречиво посмотрели, и пальцем погрозили, и "ноу фото" строго сказали))
Верхняя, современная базилика, была построена в 12 веке. Именно с этого времени в своде апсиды сохранилась роскошная золотисто-бронзовая мозаика. На мозаичном панно "Крест - древо жизни" изображен Христос на распятии, окруженный райскими птицами, цветами, виноградной лозой, оленями на водопое, картинами земной и неземной жизни. Голуби на кресте и овцы на синем фоне - символы 12 апостолов.



Иконография данной мозаики совсем не типична для этого периода (конец 12 века), в ней чувствуются раннехристианские мотивы. Вычурная вязь растительных орнаментов скорее всего корнями уходит в традиции античной римской мозаики и очень напоминает мозаики Мавзолея Санта - Констанца (о нём я упоминала в самом начале, именно там сохранились самые ранние христианские мозаики в Риме). Вот только фон здесь не белый, а золотой. По мнению исследователей, всё это даёт основания предположить, что мозаики Сан-Клементе - это воспроизводство и переработка с использованием новых приёмов той мозаики, что украшала апсиду более древней нижней церкви.
Ещё пару слов о верхней церкви. Ниже мозаики можно увидеть сохранившуюся с фреску 14 века с изображением апостолов (за качество - сорри).



Красивый кессонный потолок в стиле барокко, в центре - большая фреска, написанная Джузеппе Кьяри.



На стенах цикл из 10 фресок, посвященных деяниям братьев Кирилла и Мефодия, Игнатия Богоносца и Святого Климента. Одна из капелл, часовня святой Екатерины Александрийской, украшена фресками Мазолино де Паникале (15 век). Фото нет((

В верхнюю базилику Сан-Клементе вход бесплатный, а вот чтобы увидеть то, что находится под ней, надо заплатить 10 евро. Но оно того стоит!
Сначала попадаем на средний уровень. Это остатки раннехристианской базилики, построенной в 4 веке на месте античного храма бога света Митры. Под храмом Митры археологами был обнаружен ещё один, четвёртый слой - фундамент римского дома 1 века. Остатки этих домов двухтысячелетней давности, то, что осталось от митреума, подземную реку, текущую по желобу - всё это можно увидеть под новой базиликой. Выходишь из верхней церкви через особую дверь и словно на машине времени попадаешь совсем в другой мир. Ощущения невероятные.



Древняя базилика была посвящена Святому Клименту, четвертому Папе Римскому, который в 99 году был утоплен по приказу императора Траяна за проповедь христианства на каторге в Херсонесе Таврическом, куда был отправлен за отказ выполнять языческие обряды. Его мощи нашли в Крыму и привезли в Рим братья Кирилл и Мефодий. 14 февраля 869 года Кирилл умер в Риме и был погребён в базилике Сан-Клементе. На том месте, где, по предположениям, находилась его гробница, со временем возник славянский уголок. Каждый славянский народ установил здесь мемориальную доску со словами благодарности своему просветителю.



Хотя у специалистов по поводу места захоронения Кирилла есть сомнения. Средневековые источники упоминают о большом образе, исполненном над гробницей, расположенной справа от алтаря. Там, где находится славянский уголок, никаких изображений нет. Ошибка скорее всего объясняется тем, что проводившие раскопки археологи-доминиканцы, привыкшие находиться во время мессы лицом к народу, восприняли указание справа от алтаря со своей точки зрения. Хорошо сохранившаяся фреска 9 века «Сошествие Христа в ад», в углу которой имеется изображение епископа, держащего в левой руке евангелие, а правой благословляющего народ, расположена с противоположной стороны, то есть справа от алтаря с точки зрения мирян. Возможно, что Кирилл был погребен именно под этой фреской.



Вообще, нижняя базилика Сан-Клементе - это настоящий кладезь средневековых фресок 8-11 века, самая большая коллекция в Риме подобных произведений, если не считать росписи в церкви Санта-Мария- Антиква на римском форуме. Но если фрески последней очень быстро разрушаются и большую часть времени недоступны для осмотра, то Сен-Клементе - идеальный вариант для знакомства с картинами, некоторым из которых уже больше 1000 лет. Фантастика!



В различных источниках чаще всего встречается описание той фрески, на которой изображена история римского префекта язычника Сизиния и его жены Феодоры, обращенной в христианскую веру святым Климентом. Её называют "средневековым комиксом" и первым наглядным примером использования простонародного итальянского языка. На фото нет(
Интересна и фреска с изображением Богородицы с младенцем (последняя на фото). Никого эта женщина вам не напоминает? Сравнивая эту фреску со знаменитыми мозаиками церкви Сан-Витале в Равенне, исследователи обнаружили поразительное сходство Богородицы из Сан-Клементе с равеннской императрицей Феодорой. Скорее всего, первоначально это и был портрет Феодоры, муж которой Юстиниан сделал большие вклады в римские базилики. В 9 веке фреска была переосмыслена и дописана: Феодору посадили на трон, вручили младенца, и получившаяся фреска приобрела свой нынешний вид.

Ну вот, снова отвлеклась от главной темы :)) Столько всего интересного, такой объём информации, и так хочется обо всём рассказать, что постоянно сбиваешься с намеченного пути и сворачиваешь не в ту сторону:))

Итак, возвращаемся к мозаикам.

Базилика Санта-Мария-ин-Трастевере (Basilica di Santa Maria in Trastevere) - одна из древнейших церквей Рима. Первая базилика на этом месте была построена в 3 веке. Как и все столь древние церкви, не раз перестраивалась. Нынешнее здание построено в 12 веке, а в начале 18 претерпело масштабную реставрацию под руководством Карло Фонтана. Фасад церкви украшен мозаикой предположительно 12 века, изображающей Богородицу, кормящую младенца Иисуса и окруженную десятью святыми. Здесь ещё явно прослеживается влияние византийских традиций: уплощенность и статичность фигур, отсутствие объёма, чёткие контуры каждого образа и сверкающий золотой фон. Но появляется такое новшество, как образ кормящей младенца Богородицы. Это один из самых ранних примеров ставшего таким популярным в эпоху Возрождения образа Мадонны.



На колокольне, под самой крышей в небольшой нише - икона Богоматери, тоже мозаичная. Правда, на расстоянии рассмотреть её довольно сложно.



В портике выставлены фрагменты более ранних церквей 4 и 9 века, найденные во время раскопок под полом нынешней базилики.
Внутри пофотографировать особо не удалось, началась служба. Поэтому проиллюстрировать удастся не всё((
22 гранитные колонны, отделяющие центральный неф от боковых, взяты из терм Каракаллы. Очень красивый кессонный деревянный потолок, созданный Доменичино, с его же картиной "Успение Пресвятой Богородицы" в центре. Сappella Avila с очень интересной лепниной в стиле барокко (автор Антонио Герарди). Капелла Богоматери Милосердия в стиле барокко, созданная в 16 веке по заказу австрийского кардинала Марко Альтемпса . Уникальная икона 6 века "Богоматерь с младенцем". Хранящиеся в базилике реликвии - глава Св. Аполонии и часть Святой губки. Витая колонна с мозаикой в стиле косматеско справа от алтаря стоит на том месте, где, по легенде, в день рождения Христа из земли вытекал поток масла.



Ну и, конечно же, великолепные мозаики. К тому же очень интересные в том плане, что рядышком находятся два произведения: из времени уходящего и времени наступающего. И можно отчётливо увидеть те новые веяния, которые начинают проявляться в искусстве создания мозаики.



В своде апсиды и на Триумфальной арке - восстановленная мозаика середины 12 века "Коронация Девы Марии". Всё в том же поздневизантийском стиле, с которым мы уже не раз сталкивались. Те же большеглазые образы, та же символика, та же монументальность.



А ниже этой мозаики, между окнами - шесть мозаичных панно на тему жизни Девы Марии. Они были созданы в 1291 году Пьетро Какваллини Это один из ведущих художников римской школы в 13 веке. К большому сожалению, не успела сделать приближенные фотографии отдельных сцен, так как прозвучал запрет на фото. Поэтому позаимствую одну картинку из интернета.



В мозаиках Каваллини хоть и просматриваются ещё черты, свойственные византийскому искусству, сохраняется традиционный золотой фон, но характер изображения очень напоминает раннехристанское искусство, которое базировалось на античных традициях. Вспомним мозаику Базилики Санта-Пуденциана, с которой мы начали нашу прогулку. Та же реалистичность образов, та же прорисовка мелких деталей. Художник предпринимает попытку построить трёхмерное пространство, создающее ощущение глубины. Правда попытка эта ещё немного наивная, и создающие фон предметы не всегда взаимодействуют с персонажами. Вместо резких цветовых контрастов в мозаике появляются мягкие переходы, благодаря которым вместо плоскостного изображения, присущего византийской живописи, появляется некоторая объёмность и живость. Одним словом, в мозаику привносятся живописные приёмы, что и неудивительно, так как Пьетро Каваллини и был в первую очередь живописцем.
Шедевром Каваллини и высшей точкой его творчества считается фреска Страшный суд в Базилике Санта-Чечилия-ин-Трастевере. В этой работе художнику удалось то новое, что не до конца он смог реализовать в своих мозаичных произведениях.

Вот и наступило время авторских мозаик. Это уже не безымянные мозаики предыдущих веков. Европейское искусство постепенно вновь приходит к осознанию ценности каждой отдельной личности.
Кто автор всех этих фресок и мозаик, о которых мы говорили выше? Неизвестно. Можно сходу назвать имя хоть одного архитектора, построившего романскую церковь или готический собор? Но в "свидетельстве о рождении" каждого здания, построенного в эпоху Возрождения, а затем и во все последующие времена, будет записано имя его создателя. То же самое относится и к живописи, и к скульптуре, и к музыке.
В 13 веке искусство стояло на пороге этой великой эпохи. Вот и у римских христианских мозаик появились "родители".

Базилика святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме (Basilica di San Giovanni in Laterano) - кафедральный собор Рима, одна из четырёх папских базилик вместе с Базиликами Святого Петра, Сан-Паоло-фуори-ле-Мура и Санта-Мария-Маджоре. В иерархии католических церквей стоит выше всех остальных храмов.
Время посещения: 7.00 - 18:30, ризница 8.00 - 12.00 и 16.00 - 18.00, музей 10.00 - 17.30.

В античности на месте Сан-Джованни-ин-Латерано находился дворец знатного семейства Латеранов. Доставшийся в качестве приданного императору Константину Великому, дворец был подарен им римскому епископу. Папа Сильвестр I в 324 году освятил построенную рядом с дворцом базилику. Украшенный драгоценными подарками императоров и пап, раннехристианский храм был известен своей красотой и роскошью, за что и получил название «золотая базилика». Все эти богатства были утрачены при разграблении Рима вандалами в 5 веке.
Базилику восстановили во всей красе в 8 веке, в 10 отстроили заново после сильнейшего землетрясения. Во времена средневековья дворец служил папской резиденцией, а базилика была главным храмом христианского мира. Здесь состоялось пять вселенских, так называемых Латеранских, соборов Католической Церкви. В период Авиньонского пленения пап базилика и Латеранский дворец пострадали от очередного землетрясения и нескольких крупных пожаров и пришли в упадок. По возвращении в Рим папы обосновались в Ватикане. Было несколько попыток восстановления базилики, но в итоге в конце 16 века папа Сикст V велел разрушить старые базилику и дворец, а для строительства новых зданий пригласил своего любимого архитектора Доменико Фонтана. В это же время на площади перед дворцом и Лоджией Благословений по проекту Фонтана был установлен самый старый и крупнейший из сохранившихся до наших дней египетских обелисков (32 метра, а с основанием и крестом без малого 46, и весом 330 тонн). Созданный в 15 веке до н.э. во времена фараона Тутмоса III и привезённый в Рим в 357 году при императоре Констанции II, этот обелиск вместе с обелиском Фламинио украшал Цирк Массимо. Там и был найден незадолго до своего второго "рождения" расколотым на три части. Найденный вместе с Obelisco Lateranense собрат в это же время украсил Пьяцца дель Пополо. Ну вот, снова я отвлеклась:))
Вернёмся к нашей базилике. Папа Иннокентий X доверил работу по дальнейшей перестройке и украшению церкви в стиле барокко Франческо Борромини. Главный фасад, разработанный Алессандро Галилеи в неоклассическом стиле, был закончен только в 1734 году.
Мозаичное панно в тимпане с изображением Христа (чуть ниже скульптурной группы, венчающей фасад) - это фрагмент раннехристианской мозаики, украшавшей фасад средневековой базилики. Гигантская центральная бронзовая дверь по желанию папы Александра VII перенесена сюда из курии Юлия в Римском Форуме. В нише портика - древнеримская статуя императора Константина. На последнем фото - Святая дверь, открываемая только в Юбилейный год.



Центральный неф базилики с продуманным использованием источников света, что создаёт ощущение невероятного простора и лёгкости, считается одним из главных архитектурных шедевров Франческо Борромини. В двенадцати нишах, долгие годы стоявших пустыми, в начале 18 века установили потрясающие статуи апостолов, созданные лучшими скульпторами позднего барокко по эскизам Карло Маратта. Две статуи, Святых Томаса и Бартоломео, - работа скульптора Пьера Ле Гро, отказавшегося работать по этим эскизам. Пол в стиле косматеско сохранился от средневековой базилики.




В роскошном позолоченном балдахине папского алтаря - главная реликвия базилики, головы апостолов Петра и Павла. Алтарь южного трансепта посвящён Святейшему Таинству. Здесь находится барочный киворий, украшенный драгоценными камнями, а под ним реликварий с кусочком стола, на котором, якобы, принимал пищу Иисус Христос во время Тайной Вечери. Многочисленные богато украшенные фресками и картинами капеллы с гробницами не последних в своё время людей. Среди капелл выделяется часовня Корсини с большим куполом, который виден с левой стороны от фасада базилики. Здесь похоронен папа Климент XII (урождённый Лоренцо Корсини) , а также два кардинала из этого семейства.
Описывать убранство огромной пятинефной базилики со множеством капелл можно долго. Думаю, пора остановиться, а то я уже изрядно отвлеклась от основной темы отзыва:)



На последнем фото - гробница папы Льва XIII. Это именно с его подачи в начале 20 века разрушили построенный в средневековье при папе Николае IV амбулаторий, восстановили апсиду базилики в её раннехристианском варианте и добавили новый хор, богато украшенный фресками. В апсиде интересная мозаика, состоящая из разновозрастных частей. Самый верхний фрагмент в куполе, с изображением Христа, - это остатки раннехристианской мозаики, восстановленные в конце 13 века Якопо Торрити (с его творчеством мы уже знакомы - помните мозаики в апсиде Базилики Санта-Мария-Маджоре?). Основное мозаичное полотно, изображающее голгофский крест, Деву Марию, апостолов Петра и Павла, Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова, а также Святых Андрея, Франциска Ассизскогоий и Антония Падуанского, а также мозаичные панно между окнами - это уже работа Якопо Торрити (1291 год), первая в Риме после приезда из Ассизи, созданная в соавторстве с другим францисканским монахом Якопо да Камерино. Эти мозаики были созданы художником на 4 года раньше мозаик Санта-Мария-Маджоре. И в них ещё даже намёка нет на объём, трёхмерность, использование теней, то есть на то, что появится четырьмя годами позже.
К сожалению, фото получились размытыми, а на приближении вообще ничего не вышло, всё размазалось(( То ли руки кривые, то ли особенности освещения в апсиде? (оправдываюсь:))



Опоясывающая апсиду надпись на синем фоне в технике мозаики (под окнами) создавалась уже при Льве XIII и напоминает о тех восстановительных работах, которые проводились при нём. В центре апсиды установлено папское кресло, выполненное в стиле косматеско и украшенное мрамором разного цвета.

Да, что ещё... не забудьте про монастырский двор, загляните обязательно. Очень интересное и атмосферное место. При Латеранском Соборе когда-то существовал большой монастырь бенедиктинцев. Там жили монахи, занятые на общественных работах в базилике. Монастырский двор в стиле, переходном от романского к готике, окружённый изящными мраморными колоннами с инкрустацией, создавался в 13 веке мастерами из известной семьи Космати. Очень красивый клуатр. Такое разнообразие колонн, прямых гладких и витых, разной формы, что просто диву даёшься фантазии мастеров. Своего рода квест - найди две пары абсолютно одинаковых колонн:)) Развлечение для монахов, чтоб не скучно было))



Этот квадратный клуатр с длиной стороны 36 метров - самый большой в Риме. В галереях дворика множество фрагментов ранее существовавших мозаик, древние бронзовые двери Капеллы Святая Святых в старом Латеранском дворце, остатки древних фресок, полуразрушившиеся колонны (какие же они великолепные!!!), части памятника кардиналу Аннибальди, создание которого приписывают гениальному скульптору средневековья Арнольфо ди Камбио. Словом, в этом клуатре гулять можно долго, столько там всего интересного.



Лишний раз убеждаюсь, как я неравнодушна к клуатрам)) Но пора и честь знать, разговор о мозаиках ещё не закончен.

10 минут неспешным шагом - и мы у Базилики святого Креста в Иерусалиме (Basilica di Santa Croce in Gerusalemme).
Время посещения: 7.00 - 19:30. Во время мессы 8.00 и 19.00 запрещено посещение Капеллы Реликвий и Капеллы Святой Елены.

Это ещё одна из семи паломнических церквей Рима. Базилика построена на месте императорского дворца Святой Елены, матери Константина I. Около 326 года Елена предприняла путешествие по Святым местам в Палестине. Было ей на тот момент без малого 80 лет. Как считается, именно во время этого путешествия, при раскопках на Голгофе, обнаружили крест, на котором был распят Иисус, а также другие реликвии, связанные с распятием.
После этого в Риме по её инициативе решено было построить храм для тех паломников, которые не могли посетить Иерусалим. Одна из комнат дворца Святой Елены была превращена в капеллу. Пол в ней засыпали грунтом, привезённым на кораблях из Святой Земли, с Голгофы. Отсюда и появилось слово «в Иерусалиме» в названии церкви.
Некоторое время спустя капелла была преобразована в базилику, но позже была заброшена, и только в середине 12 века ее реконструировали в романском стиле. Тогда же была пристроена колокольня. Затем последовали долгие годы упадка, и лишь в 1743 году церковь и прилегающий монастырь были полностью восстановлены по инициативе Бенедикта XIV, который до избрания его папой был титулярным кардиналом Санта-Кроче.
В эпоху ренессанса и барокко провели очередные реконструкции базилики, был создан барочный фасад, который мы видим сегодня.



Пространство базилики делится на три нефа восемью гранитными античными колоннами, сохранившимися от оригинальной церкви 4 века. В алтаре установлена сень из мрамора и позолоченной бронзы (проект Карло Мадерна), в центре которой в базальтовой урне находятся останки Святых Чезария (вспомнился Кафедральный Собор Террачины, посвящённый этому святому) и Анастасио. Свод апсиды покрывают фрески с циклом сюжетов на тему Животворящего Креста, выполненные в 15 веке Антониаццо Романо и Марко Пальмеццано. В 18 веке в интерьере церкви появились три большие картины одного из самых заметных художников того времени Коррадо Джаквинто.



По сравнению со всеми виденными римскими церквями Санта-Кроче-ин-Джерусалемме показалась нам довольно простой и скромной, пышными интерьерами и обилием художественных шедевров она не поражает. Для всего христианского мира ценность этой базилики заключается в другом - в тех реликвиях, что хранятся здесь. Затрагивать тему веры-неверия в рамках этого отзыва считаю абсолютно ненужным. Поэтому коротко, для сведения, если вдруг кто-то не в курсе (в чём сильно сомневаюсь).
Капелла реликвий (Cappella delle Reliquie) находится слева от алтаря (если стоять к нему лицом). В ней хранятся остатки Животворящего Креста, титло INRI (табличка со словами «Иисус Назарянин, Царь Иудейский», написанными по указанию Пилата), два шипа из тернового венца, гвозди, которыми тело Иисуса было прибито к Кресту, и ряд другихреликвий. До 1930 года все они размещались в Капелле Святой Елены, с которой и начиналась Базилика Святого Креста.
Во время наполеоновского вторжения базилика была разграблена французскими солдатами, были украдены все драгоценные реликварии из золота (возникает вопрос - как не пропали в тот момент все реликвии?). Современные реликварии были созданы в 1804 году Джузеппе Валадье .
В отдельной комнате Капеллы реликвий находится точная полноразмерная копия Туринской плащаницы, а в углу стоит статуя Иисуса, созданная на основе отпечатка лика на плащанице.
Фотографировать в капелле реликвий нельзя.

Справа от алтаря - спуск по небольшой лестнице в Капеллу Святой Елены, которая сейчас частично находится под землёй. Пол этой капеллы - это исходный уровень пола римского дворца, около 2 метров ниже современной базилики. В алтаре установлена большая статуя Святой Елены, переделанная из найденной в Остии статуи языческой богини Юноны.



В 1489 году Мелоццо да Форли украсил капеллу прекрасной мозаикой. В центре свода изображен Иисус в благословляющем жесте, окруженный евангелистами и сценами из истории Животворящего Креста. Особенная деталь этой мозаики - наряду с известными до этого райскими птицами (павлинами), на ней появилось изображение попугаев и туканов (влияние открытия Америки?). Так, стоп... Когда открыли Америку? Дата смерти Мелоццо да Форли - 1494 год. Маловероятно, что он успел запечатлеть на мозаиках этих новых для европейского жителя птиц. И вот здесь мне кажется более правдоподобной версия, которая излагается в некоторых источниках: что да Форли начинал работу по восстановлению древних мозаик времён императора Валентиниана III (5 век), дополняя их своим авторским вИдением, а уже заканчивал произведение в начале 16 века Бальдассаре Перуцци, на которого большое творческое влияние оказал Рафаэль. Художественный стиль мозаик и манера "письма" заставляет меня ещё больше поверить именно этой версии)



Стиль этих мозаик только с первого взгляда может показаться похожим на византийский - сочный яркий золотой фон, использование традиционной символики. Но посмотрите на изображение персонажей: живых, каждый со своими эмоциями. А как вам благословляющий Христос с лёгкой усмешкой на лице? Фигуры на этих мозаиках ничуть не бесплотны, не аскетичны. Это вполне себе живые люди, со своими чувствами и переживаниями.
Влияние стилистики эпохи Возрождения в мозаичном украшении Капеллы Святой Елены видно невооружённым взглядом, как мне кажется. И вообще, это уже не произведение в технике мозаики в чистом виде, а некий синтез двух видов монументального искусства: мозаики и фрески. Материал и инструменты от искусства мозаики, художественные приёмы чисто живописные.

Ну вот и всё, что я хотела рассказать об увиденных нами римских христианских мозаиках. Украшение Капеллы Святой Елены в Базилике Санта-Кроче-ин-Джерусалемме - последнее крупное и яркое явление в этом виде искусства в Риме, да и в Италии в целом. Мозаика окончательно уступила место фрескам. В новых светлых и просторных ренессансных и барочных итальянских церквях фрески оказались более уместными. Равно также, как для готической архитектуры Западной и Центральной Европы более уместным видом монументального искусства при украшении церквей оказались витражи.

В заключение разговора о мозаиках хочу показать ещё одну церковь, достаточно молодую по римским меркам. Это Chiesa di Santa Maria Addolorata (Церковь Святой Марии в Печали) на площади Буэнос-Айрес, недалеко от входа в квартал Коппеде. Эта первая южноамериканская национальная церковь в Риме была основана в 1910 году аргентинским священником на пожертвования аргентинских же епископов.
Фасад украшен мозаикой в раннехристианском стиле с использованием традиционной для него символики: фигура Агнца как символ Христа в центре, её окружают символы четырех евангелистов, внизу 12 овец - двенадцать апостолов. Автор - Джамбаттиста Конти, год создания - 1914.



А как колокольня-то напоминает романские кампанилы))

В апсиде и на триумфальной арке ещё одна масштабная мозаика, выполненная по эскизам того же Джамбаттиста Конти другим мастером уже значительно позже, в 1959 году.




Удивительно, но церковь, от которой я, в принципе, ничего особенного не ожидала, да и зашли мы туда совершенно случайно, произвела очень приятное впечатление. Простое, незамысловатое, но в то же время гармоничное оформление, необыкновенная, какая-то загадочная игра света в оконных стёклах, успокаивающая цветовая гамма, тишина и уют, полное отсутствие суетности, так как, кроме нас, в ней никого не было. Зашли, и уходить совсем не хотелось.



Здесь ссылка на карту, где отмечены те римские базилики, в которых можно полюбоваться мозаиками
https://www.google.com/maps/d/edit?hl=ru&authuser=0&mid=1AKXms2msb5BvKCxdclexMZ5...»

Ну вот теперь всё!

Ну а для тех, у кого хватило терпения дочитать до конца такой бесконечно длинный опус, поощрительный десерт))) Небольшая "авторская мозаика", составленная из чудесных римских презепе, которые в начале января всё ещё украшали базилики и церкви. Какими разными были эти бесчисленные рождественские вертепы. Но все они необыкновенно красивые, просто волшебные. В некоторых фигурки двигались, выполняли какие-то действия, день сменялся ночью и наоборот. Так любопытно и захватывающе интересно было за всем этим действом наблюдать. Если нам, взрослым, это доставляет такое удовольствие, то что уж говорить о детях.
Мне так хотелось показать эти чудные произведения, но не могла придумать, в какой отзыв их пристроить. Вот придумала:))



А в качестве дижестива предлагаю совсем немного прогуляться по нарядным улочкам новогоднего Рима, сменить картинку, и в приятной расслабленной атмосфере попытаться переварить ту информацию, которую я умудрилась впихнуть в этот отзыв (а ведь хотела написать покороче:)))



Вот теперь точно всё!!!

Отредактировано автором: 04.07.18 16:40:54Сообщить модератору



Оля, спасибо за очередное погружение в бесконечный, вечный Рим!
Пока только по горизонтали прошлась и фотографиями полюбовалась, великолепно! Забираю в закрома и буду по возможности изучать с чувством, толком.
Цитата:

прогуляться по нарядным улочкам новогоднего Рима,


Вот эти фото ну очень уж хороши! Это под Новый год желтая листва еще на деревьях была?
Цитата:

Это под Новый год желтая листва еще на деревьях была?


У меня тоже такой вопрос возник, когда смотрела ваши фотографии. А я сначала фото посмотрела, посмаковала, что-то узнавала, что-то нет, а потом текст прочитала. Ох, Ольга, ну просто "Браво!", такой труд, столько подробностей, ни в одном путеводителе такого не прочитаешь! После вашего рассказа даже захотелось повторить Рим. А какой он милый в Новый год! Вот спасибо за удовольствие!
Спасибо за прекрасный новогодний Рим, за базилики, мозаики и вертепы. Мы в новогодние каникулы 2015 практически теми же маршрутами бродили. С погодой повезло нам тогда. Было 16 градусов без дождя практически. Незабываемые впечатления. Очень хочется повторить.

Цитата:

Легко можно не заметить и проскочить мимо, не догадываясь, какое богатство скрывается за этими обшарпанными стенами.


Подпишусь под каждым словом. Совершенно случайно туда зашли. Basilica di Santa Prassede - определенно одно из моих самых ярких впечатлений от Рима. Мозаики потрясающие. Вообще очень жалела, что нет бинокля.Хочется рассматривать всю эту красоту внимательно и неспешно.
Позже нашла на сайте Ватикана вот такой замечательный виртуальный тур по Basilica di San Giovanni in Laterano. Вот ссылка: http://www.vatican.va/various/basiliche/san_giovanni/vr_tour/Media/VR/Lateran_Apse/index.html
Оля, спасибо, что заглянула.
Цитата:

Пока только по горизонтали прошлась


Очень надеюсь, что когда-нибудь посмотришь повнимательнее:))
Цитата:

Это под Новый год желтая листва еще на деревьях была?


Да!!! Конкретно эти фотографии с золотыми листьями были сделаны 4 января. Правда, с 6 началось сильное похолодание, и как оно там было дальше. не знаю...
Галина, и вам спасибо, что проявили интерес к моему рассказу.

Цитата:

А я сначала фото посмотрела, посмаковала,



Когда прочитала эти слова и не прочитала дальше, даже испугалась:))) Всё же именно в этом рассказе для меня важнее был текст. Но потом всё встало на свои места)).
Цитата:

столько подробностей, ни в одном путеводителе такого не прочитаешь!


Без лишней скромности пожалуй соглашусь. Про римские мозаики в путеводителях действительно информации кот наплакал. Да и то далеко не по всем. Так что потрудиться пришлось, чтобы что-то наскрести)) И далеко не по путеводителям.
Спасибо ещё раз!
Просто Елена, спасибо за ваш комментарий. Ну и, главное, за то что прочитали.
Цитата:

Незабываемые впечатления. Очень хочется повторить.


А вот здесь я подпишусь под каждым словом. Ещё как хочется!!!
Цитата:

Basilica di Santa Prassede - определенно одно из моих самых ярких впечатлений от Рима.


Вы меня понимаете:)) И за понимание тоже спасибо!
Ольга, спасибо за еще одно погружение в Рим, с новой стороны. Забрала в копилочку для более пристального изучения, когда вновь соберемся в те края. Фото волшебные, информации масса! По-хорошему завидую вашему глубокому погружению в тему:)
Спасибо!
Baikalochka - Ольга, и я присоединяюсь к числу благодарных форумчан за римское погружение. Как будто снова мы там погуляли.

Цитата:

А как прекрасны и таинственны форумы в вечерней подсветке! Они оживают, и кажется, что ещё мгновение, и перед тобой предстанут те, кто жил за два тысячелетия до тебя... нужно только замереть, затаить дыхание, чтобы не пропустить этот миг...



вооот... сколько раз мы себе говорили - ну поедем из Остии попозже, чтобы застать подсветку, ведь в квартире живем, на ужин спешить не надо. И так и не сделали. А теперь вот остается смотреть и завидовать, и в следующий раз не лениться :)

Цитата:

Какими разными были эти бесчисленные рождественские вертепы. Но все они необыкновенно красивые, просто волшебные.


Да, они очень красивые. Я такие в первый раз в Берлине увидела. И новогодний Рим бесподобен!

Ольга, а вы смотрели фильм "Римские приключения" Вуди Аллена?
Спасибо большое! Просто бесподобный Рим!
Отдельное спасибо за это фото:

По совету сестры приезжали обедать в эту таверну.
Очередной шедевр!!! Лучшие люди Отзыва просто засыпали нас чудесными рассказами об Италии, и я подозреваю что это еще далеко не все.

Ольга, спасибо большущее, уношу в избранное. Осталось распечатать Ваши рассказы и купить билеты в Рим . Вот бы еще маршруты кто-то нарисовал)).
Это я, конечно, шучу, а вообще очень интересная тема и очень интересный отзыв. И работа по подготовке была проделана колоссальная - те, которые пойдут по Вашим следам, должны ее оценить.
Спасибо огромное за потрясающий отзыв! Мозаики - одна из моих любимых тем.
Цитата:

работа по подготовке была проделана колоссальная


Согласна полностью - собрать и систематизировать информацию совсем не просто.

Цитата:

Совсем не понимаю выражения: " Я не люблю развалины." Для меня это не развалины, а живые свидетели давно ушедших времён. Эти камни впитали в себя энергетику стольких поколений живших до нас. Они были свидетелями стольких исторических событий. Они многое могут рассказать, только нужно научиться слушать...


Цитата:

Сотни базилик и церквей, буквально сверху донизу заполненных бесценными художественными богатствами. Кто сказал, что все они на одно лицо???


Мне тоже много раз приходилось слышать подобное. "Все базилики одинаковые", "Развалины везде одинаковые, одни камни".
С интересом прочитала, что удалось "услышать" Вам.
Цитата:

Рассмотреть эти мозаики, стоя на площади, можно. Правда, с большим трудом. Но сфотографировать, к сожалению, нам не удалось, так как этому мешали яркое солнце снаружи и глубокая тень в самой лоджии. По фотографиям в интернете сделала вывод, что любоваться мозаиками лучше при вечерней подсветке. Увы, вечером к Санта-Мария-Маджоре за обе поездки мы так и не попали.


С Вашего позволения, вот что получилось у меня:

Шедевральный отзыв! Огромное спасибо!!! Утащила в избранное.
Добрый день! Ольга, ну что тут скажешь? «Грандиозно» - это первое что приходит на ум. Полгода жизни, как я догадываюсь Кажется, в комментариях к Вашему первому отзыву о Риме я написал , что сказать что-то новое и интересное об этом городе, не сбиться на нудное перечисление достопримечательностей ( + «я на фоне», «мой кофе и мой пирожок в Риме…» и т.д.) удаётся далеко не всем, а у Вас тогда это получилось. Но этот рассказ лучше всех предыдущих. Тема, сформулированная, казалось бы очень узко, на самом деле оказалась очень широкой и ёмкой. И, как ни странно, душевной. Хотя последнее, конечно, целиком на «совести» автора.
К сожалению, очень мало времени, чтобы подробно, не торопясь прочить и просмотреть весь текст. Фотографии очень хороши – вечерняя Базилика Санта-Мария-ин-Трастевере, мосты через Тибр, снятые через листву, а особенно новогодний Рим и рождественские храмы. Как сказала одна ( любимая мною) девушка, Рим роскошью своих церквей пытался искупить вину многовекового преследования первых христиан. Казалось бы всё это видели ( ну, или почти всё) , но Ваш рассказ и фотографии , возвращая и снова погружая в тот мир, притягивают. И как хорошо, когда отзывы о таких городах пишут такие авторы как Вы, а не «девушки « с ЧЮ».
Мне кажется, что Ваш лучший отзыв.
Спасибо.
Ольга, как всегда, чудесно, насыщенно, подборка фото изумительная. Десерт супер).
Елена (Helen64), очень приятно, что не забываете заглянуть на огонёк))
Цитата:

Забрала в копилочку для более пристального изучения,


Очень надеюсь, что пригодится. И желаю, чтобы это произошло побыстрее... в смысле, возвращение в Рим!)
ЛюдмилаСС, рада, что вам понравилось со мной гулять))
Цитата:

а вы смотрели фильм "Римские приключения" Вуди Аллена?


Увы, пока не добралась. Да и вообще я по сути своей больше читатель, нежели зритель))
Ирина 74, спасибо, что прочитали!
Цитата:

По совету сестры приезжали обедать в эту таверну.


А у нас вообще с этой таверной получилось необычно. Накануне гуляли по вечернему Риму, фотографировали всё, что нравилось. Так в кадр эта таверна и попала. Именно это фото, что в отзыве. А на следующий день, 6 января, как раз когда в Риме очень сильно похолодало, мы, гуляя в центре, решили куда-нибудь зайти погреться и перекусить. Туда-сюда ткнулись, ничего не привлекло, так и набрели на эту таверну. Ну и после обеда тоже сфотографировали, уже при дневном освещении. И только дома, разбирая фото, обнаружила, что это одно и то же место. Видно, вечером нам был дан знак свыше)))
Виктория (vandas), спасибо за оценку.
Цитата:

Вот бы еще маршруты кто-то нарисовал)).


Это мы "могём")))
Маршруты есть на любой вкус)) И расписанные на бумажке, и отмеченные на карте.
Кстати, хотела прикрепить к отзыву ссылку на карту, где отмечены все базилики с мозаиками, да забыла. Наверное, сейчас это сделаю)
Спасибо за косвенное напоминание.
Татьяна ( Янат), спасибо за тёплые слова!
Цитата:

Мозаики - одна из моих любимых тем.


Мы с вами одной крови)))
А если серьёзно, то меня всегда восхищало и поражало это искусство. Особенно если вдуматься, как эти грандиозные полотна создаются, какая это тонкая работа. Не возьмёшь кисть, не подкрасишь, не изменишь тон, не добавишь теней, не перепишешь, если вдруг что-то пошло не так. Много чего не сделаешь.
Цитата:

С Вашего позволения, вот что получилось у меня:


А вот за это отдельное СПАСИБО!
Надо снова ехать в Рим))
Морская волна, спасибо!
Надеюсь, что "утащили в избранное" не зря, и информация пригодится.
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Из Аммана в Акабу, от Мертвого моря до Красного. Часть 2. Мертвое море. Святые места
2Settimana napoletana. Часть 1
3Венеция без Большого канала: сухопутные прогулки по Городу на воде
4Вокруг Неаполя: Поццуоли, Пестум, Помпеи, Прочида
5Неаполь. Просто Неаполь
6В страну золотого руна через Анатолийское плоскогорье и Понт. Часть 1. Хаттушаш, Язылыкая, Аладжахёй
7Сокровенное о Сакартвело (или Моя грузинская осень-2014)
Отдых в Италии
Отели в Италии
Отели Торболе
Отели Тосканы
Масса-Лубренсе
Матера
Погода в Италии
Горные лыжи
Рейтинг отелей:
743.B&B Domitilla 5-
744.B&B Belvedere All'Idria 5-
745.BB 10 Serpotta 5-
746.Embassy & Boston 5-
747.Ping Pong 5-
748.Excelsior Mareclub 5-
749.Best Western Hotel Piemontese 5-
лучшие отели Италии
Фото отелей:
148.Strand, Италия [17]
149.Montecarlo, Италия [17]
150.San Domenico Palace, Италия [16]
151.Sorriso Thermae & Resort (Villa Sorriso), Италия [16]
152.Campiello, Италия [16]
153.Torino, Италия [16]
154.Calypso, Италия [16]
Популярные отели:
1114.Canal отзывы
1115.Harry's Bar Trevi Hotel & Restaurant отзывы
1116.Antiche Mura отзывы
1117.Albergo Bencidormi отзывы
1118.Lolli Palace отзывы
1119.Imperial отзывы
1120.Vannucci отзывы
Отзывы по отелям:
386.Италия, Aurora Mare [2]
387.Италия, Victoria [2]
388.Италия, Tropical [2]
389.Италия, Bellevue Beach [2]
390.Италия, Holiday and Rome [2]
391.Италия, Bolzano [2]
392.Италия, Hotel Marina [2]