23.03.17 14:38:29
Три поездки из Лондона. Ч.1. Хэмптон-Корт. 
Время отдыха: январь 2017

ТРИ ПОЕЗДКИ ИЗ ЛОНДОНА. Часть 1. ХЭМПТОН-КОРТ

.




Лондон - город интересный и богатый на впечатления. О нём я написала в двух отзывах здесь
https://www.otzyv.ru/read.php?id=200010
https://www.otzyv.ru/read.php?id=200155
Однако, мне хотелось в большей степени уехать за его пределы, чем быть в нём (да простят меня поклонники британской столицы). И раньше и теперь меня манят деревенские просторы Великобритании. Известно, что для познания страны и её более глубокого понимания, нужно покинуть столицу. Так в каждой стране и Великобритания не исключение. Однако, путешествовать по этим влажным островам зимой мне совсем не хотелось. Тем более, что за пределами Лондона и королевских парков Англия зимой вовсе не зелёная. На природе там также как у нас - серые, пожухлые леса и поля, ждущие весны. Только там, где человек приложил руку, зеленеет трава и цветут кустарники.

Тем не менее, в ближайшие окрестности мы выбрались. Вокруг Лондона интересных и красивых мест ничуть не меньше, чем в самом городе. Итак, исходя из наших предпочтений (моих и моего 16-летнего сына) были выбраны 3 объекта: Хэмптон-Корт, Гринвич и Оксфорд. Каждый из них представляет одну из важных сторон английской истории, культуры и менталитета.

ХЭМПТОН-КОРТ (HAMPTON COURT PALACE).

Почему-то про этот дворец я не знала. В памяти не всплыл даже Хэмптонкортский лабиринт из "Трое в лодке, не считая собаки" Джерома Клапки Джерома. Спасибо моему начитанному сыну. Напомнил. Но когда я услышала, что это дворец Генриха VIII Тюдора, я поняла, что мне туда надо. Время правления в Англии династии Тюдоров - это время Возрождения и абсолютизма, временами просвещённого. Ну и сам Генрих VIII фигура яркая и интересная. Как это я раньше пропустила такое многообещающее место?

Может быть при первом посещении Англии (как у моего сына) надо обязательно посетить не Хэмптон-Корт, а королевский дворец в Виндзоре. Но моему сыну чем брутальней замок, тем лучше. Кукольные домики королевских детей, картины Веласкеса и Рубенса, которыми забиты покои Виндзора, его не интересуют. А я там уже была (и это шикарный дворец и шикарное место). Так что решили, что поедем во дворец второго короля из династии Тюдоров. И этим выбором мы остались очень довольны. Мы провели там целый день 1 января (с учётом зимнего светового дня, когда в пять часов уже темно). День был пасмурный и дождливый. В замке было холодно. Но нам всё очень понравилось.

Как доехать до Хэмптон-Корта.

Хэмптон-Корт находится недалеко от Ричмонда и Уимболдона на границе Большого Лондона с графством Суррей (Surrey).

На поезде от лондонского вокзала Ватерлоо поездка тужа займёт 35 минут. Остановка так и называется Хэмптон Корт. От неё до замка идти пешком минут 5-10. Поезда ходят довольно часто - обычно каждые полчаса, но могут быть изменения в расписании и отмены. Особенно часты они в выходные и праздничные дни. Тогда придётся добираться с пересадкой, что займёт немного больше времени. У нас так и получилось.

Кстати, при наличии билета на поезд и ваучера Days Out Guide можно воспользоваться скидкой по системе 2FOR1, о которой я писала в первой части отзыва о Лондоне https://www.otzyv.ru/read.php?id=199980

Хотя Хэмптон-Корт входит в шестую зону Ойстер кард и Трэвелкард, это не значит, что там есть метро. Но по Ойстер кард As You Go можно доехать до станции метро Уимболдон и там пересесть на поезд или до станции метро Ричмонд и оттуда на автобусе R68 до Хэмптон-Корта.

Из Лондона ещё ходят автобусы от Кингстоун (Kingston) № 111, 216, 411, 513.

Время работы: все дни недели с 10.00 до 16.30 (некоторые помещения до 16.00, лабиринт до 15.45).
Но время и события лучше уточнять на сайте http://www.hrp.org.uk/hampton-court-palace#gs.V=N08Aw
Стоимость взрослого билета 21 фунт (19,8 фунтов при покупке в интернете).
Входит в систему Лондонпасс и 2FOR1

1 января, когда мы поехали в Хэмптон-Корт, было воскресенье, поэтому когда мы прибыли на вокзал Ватерлоо, выяснилось, что прямых поездов в ближайшее время туда нет и нам придётся сделать пересадку на автобус в Сарбитоне (Surbiton). Знаете это неприятное чувство, когда британец произносит какое-нибудь название и вы не можете его уловить и воспроизвести? Поэтому я попросила написать мне название этого населённого пункта на бумажке :). Мужчина в кассе выдал нам по 2 билета (1 на поезд, другой - на автобус). Я немного волновалась как всё пройдёт. Где там пересаживаться? Ну и зря. Как только мы вышли из поезда, работники станции всех стали направлять на автобусную остановку рядом с ж/д станцией с подробными инструкциями, половина которых я не поняла. Так что шла за всеми, а потом всё-таки ещё раз уточнила у какого-то чернокожего работника (судя по яркому жилету) правильно ли я иду. В результате мы минут 10 в компании других туристов ждали автобус перед станцией, поглядывая на сонный, провинциальный Сарбитон.

Позже я узнала, что именно на этой станции снимались некоторые сцены "Гарри Поттера". В "Принце полукровке" в кафе на этой станции Гарри читал газету "Ежедневный пророк", из которой узнал о разрушении дементрами Моста Миллениум. Тогда там кафе ещё не было. Под него переоборудовали маленький зал ожидания на платформе № 1. Но после фильма там сделали кафе. Видимо понравилась идея. Да и фанаты фильма замучили поисками кафе.

И здесь Дамблдор нашёл Гарри, чтобы вернуть его в мир волшебников.

Но когда мы были на станции я не знала, что это место связано с Гарри Поттером. К слову сказать, эта станция совсем обычная и на вид ничем не примечательная.

Когда мы стали лавировать на автобусе по улочкам этого городка и близ лежащих деревенек, я вспомнила совсем другой фильм - "Отпуск по обмену" с Кейт Уинслет, Джудом Лоу и Кэмерон Диас в главных ролях. Почему? Потому что мы проезжали настолько очаровательные и разнообразные коттеджи и дома, что вспомнился не только типично британский коттедж героине Кейт Уинслет в этом фильме, но и то, что это графство Суррей считается одним из самых дорогих в Англии, потому что здесь любят селиться на природе богатые и знаменитые. Близко от Лондона, но как-бы в провинциальной глуши. Поэтому фактически графство Суррей считается почти пригородом Лондона. Конечно здесь живут и обычные люди. Не случайно Джоан Роуллинг поселила Гарри Поттера именно здесь, в городке Литтл Уингинг, чтобы Гарри жил поближе к Лондону, но не в самом городе. Поэтому станция Сарбитон фигурирует в книге. Правда Литтл Уинглинг довольно невзрачный однообразный городок, а то, что проезжали мы, было совершенно очаровательно и часто неординарно.

Фотографировать из автобуса я не могла, но там было на что посмотреть. Думаю, что летом дома там особенно очаровательны. К слову сказать коттедж героини Кейт Уинслет не существует на самом деле. Его специально сделали на время для фильма, стараясь придать ему типично британский вид.

Вспоминая как очаровательно выглядели эти места под снегом в фильме, я думала о том, что такой зимы в Англии наверное давно не видели. Вокруг мы видели голые деревья, мокрую землю и серое небо. Впрочем, съёмочная группа фильма "Отпуск по обмену" тоже не надеялась на снег (теперь это редкость) и привезла с собой несколько машин с искусственным снегом. Но внезапно пошёл снег и не прекращался три дня. Так что им повезло. А в наш приезд голые деревья под серым пасмурным небом смотрелись довольно мрачно, надо сказать.

Городок Хэмптон-Корт тоже типично английский.

От ж/д станции надо выйти к мосту через реку и по праву руку будет виден огромный замково-дворцовый комплекс в стиле Тюдоров, причём самого раннего периода.

Издалека он мне показался неинтересным нагромождением кирпичей. Но когда мы подошли к воротам, украшенными львом и единорогом, то сразу почувствовали, что это королевский дворец.

Пара Лев и Единорог вызвала у нас в памяти соответствующую главу из любимой английской книжки "Алиса в Зазеркалье" Льюиса Кэролла. Отчего нам стало ужасно весело, как всегда когда мы вспоминаем причудливые фантазии оксфордского профессора.

"- Что ж, ты теперь отдышался, скажи-ка, что слышно в городе?
- Лучше я шепну Вам на ухо, - сказал Гонец и, понеся руку трубкой ко рту, нагнулся к Королю.
Алиса огорчилась - ей тоже хотелось знать, что происходит в городе. Но Гонец гаркнул Королю прямо в ухо.
- ОНИ ОПЯТЬ ПРИНЯЛИСЬ ЗА СВОЁ!...
- Кто взялся за своё? - спросила Алиса.
- Как - кто? Единорог и Лев, конечно, - отвечал Король.
- Смертный бой за корону?
- Ну разумеется, - сказал Король. - Смешнее всего то, что они бьются за мою корону! Побежим, посмотрим?

И они побежали. На бегу Алиса твердила про себя слова старой песенки:
Вёл за корону смертный бой со Львом Единорог,
Гонял Единорога Лев вдоль городских дорог.
Кто подавал им чёрный хлеб, а кто давал пирог,
А после их под барабан прогнали за порог."


Этот крик шёпотом "они опять принялись за своё" и "англосаксонский Гонец со своими англосаксонскими фокусами" вызывал у нас всегда хохот, когда мы читали эту книжку в детские годы моего сына. Только во взрослом возрасте и прочитав комментарии начинаешь понимать как много закодировал математик Кэролл в своей смешной книге, полной казалось бы абсурда. Здесь он конечно намекал на борьбу Англии и Шотландии, где Лев издавна представлял Англию, а Единорог - Шотландию. Полагают, что этот стишок появился в начале XVII века, когда в результате союза между Англией и Шотландией был принят новый британский герб, на котором шотландский единорог и британский лев поддерживают королевский геральдический щит. И на воротах Хэмптон-Корта они конечно из-за этого, а не из-за кэролловской Алисы. Но мы вспомнили именно её :).

Там ещё какой-то рыцарь без лица, напоминающий приведение. Вернее это одни доспехи. И на шлеме у него сидит маленький, но видимо злой дракончик. Почему здесь это бестелесный рыцарь? Дракона я ещё могу объяснить - это символ Уэльса. Но куда делось тело?

После того как мы вошли в ворота, перед нами предстал "настоящий английский замок" - мрачный и мощный, как и должно быть по моим представлениям. При мысли о замках Британии в моей голове всплывает что-то таинственное (привидения), что-то мрачное (убийства), что-то мощное (войны были постоянно, защищаться и нападать люди привыкли), что-то серое или коричневое (камень и кирпич) и что-то очень старое, наполненное историческими событиями или душераздирающими историями (спасибо классической английской литературе). И вот Хэмптон-Корт показался мне именно таким классическим для моего сознания английским замком. Хотя, вообще-то это дворец, если быть точной.

Английский камень и любимый красный кирпич - есть. Мощь - есть. Мрачность - на лицо. И погода конечно очень способствовала. Был тихий, пасмурный день, с периодически идущим дождём. Сочетание этих старинных стен, серого неба и голых, тёмных остовов деревьев делали место практически китчем массового сознания, достойного пера Джулиана Барнса. И мне это жуть как нравилось.

Даже каток для увеселений народа не спасал положения. Людей, кстати, на катке было не мало. Причём их даже дождик не останавливает. Прогресс! Лёд нынче искусственный и не тает.

В общем, мы купили где-то сбоку билет и рванули вперёд, навстречу привидениям, рассказам об убийствах и мрачных событиях английской истории. Ой, как интересно! Я была полна энтузиазма.

Входящих опять встречают скульптуры льва, дракона и единорога. Но попадаются и более мирные животные вроде осла, козла, быка или зайца. Про трёх первых мне понятно: Лев - Англия, Единорог - Шотландия, дракон - Уэльс. Но что здесь делают остальные животные - не знаю. Просто какой-то английский зодиак. Они потом ещё не раз встречались нам в замке. Может быть символизируют собой какие-то части Великобритании? Надо было бы мне взять аудиогид. Но я их так не люблю, что нигде никогда не беру. В Вестминстерском аббатстве не успела опомниться, как мне его всучили. Послушала немного и отключила. Пафосно, занудно и тоскливо. Всё равно говорят не то, что мне интересно. Только отвлекают.

Чего-чего, а истории в этом дворце хоть отбавляй. Ведь королевским дворцом его сделал один из самых знаменитых и неоднозначных монархов Великобритании - Генрих VIII - второй король из династии Тюдоров. Переоценить роль Генриха VIII в создании государства Великобритании не возможно. Он сделал англичан протестантами, естественно в своей английской манере, отличающейся от европейского протестантизма. С его именем связана Английская Реформация, бесконечные войны с Францией (однажды он почти захватил Париж), разорившие английских крестьян, укрепление королевской власти, и конечно его знаменитое многоженство и убийства-убийства-убийства.

Сейчас первое, что придёт в голову при упоминании имени этого короля - его 6 жён, с двумя из которых он развёлся, двух казнил, одна умерла сама и только последняя пережила его и похоронила. Об этих историях знают не только британцы, но и весь мир, благодаря литературе, театру и конечно кино. Для искусства такие истории, полные страсти и неожиданных поворотов, во все времена были очень притягательными. Говорят, что в Хэмптон-Корте живут призраки некоторых жён Генриха VIII, но я в это не верю :). С другой стороны, какой же это английский замок, если в нём нет привидений?

Конечно этой теме в Хэмптон-Корте уделено не мало внимания. Британские школьники заучивают судьбу жён Генриха при помощи одной простой фразы:

"развёлся - казнил - умерла,
развёлся - казнил - пережила".


Развёлся он с Екатериной Арагонской, что сделало Англию протестантской страной.

Екатерина досталась ему от старшего брата Артура, который внезапно скончался. Генрих тогда был совсем молодым и только недавно взошёл на престол. Во дворце есть портрет, который сделан так что, посмотрев на него с одной стороны, видишь молодого Генриха, а посмотрев с другой стороны, видишь того старого толстяка, каким он стал в конце жизни. Это словно 2 разных человека.

Екатерина вышла замуж за этого симпатичного молодого человека. Он был страстным, весёлым, умным, хорошо образованным и с энтузиазмом взялся за правление страной. Хотя это стало для него неожиданностью. Его не прочили в короли. Занять английский престол должен был его старший брат Артур. Но он внезапно скончался от какой-то инфекции (то ли потницы, то ли туберкулёза) почти сразу после брака с Екатериной. Артуру было 16 лет, Екатерине 17-ть. Портрет, который висит в замке, показывает её уже матроной. А когда она была испанской инфантой Каталиной и её выдавали замуж за Артура, выглядела она совсем по-другому. Художник Михель Зиттов изобразил её в образе Марии Магдалины. Она была очень нежна и мила, по-моему.

Заключение брака с наследницей испанской короны было настолько сложным и важным делом, которое несколько раз чуть не сорвалось, что Екатерину не отпустили от английского двора, а выдали замуж за брата Артура, нового короля Англии. Когда Екатерина выходила замуж за 17-летнего Генриха, ей было 24 года и выглядела она примерно так.

Брак был поначалу счастливым, но стоял вопрос наследника. Дети Екатерины умирали. Осталась только Мария, которая потом была ненадолго коронована как Мария I и получила прозвище Кровавая. Кто любит коктейль "Кровавая Мэри" из водки с томатным соком? Это про неё. Будучи ярой католичкой, она утопила протестантов в крови (наверное ещё мстила за мать). День её смерти стал чуть ли не национальным праздником. Правда это одновременно был день восшествия на престол Елизаветы I, с которой она боролась. На родине Марии I не воздвигли ни одного памятника. Даже на портрете она выглядит очень стервозной особой. Голландский художник постарался быть честным. Этот портрет (весьма талантливый) хранится на родине её матери - в мадридском музее Прадо.

Желание развода с Екатериной Арагонской стало одной из причин, по которой Генрих разорвал отношения с Папой Римским и Англия вступила на путь создания своей собственной церкви. Конечно это была не единственная причина, но повод был веский. Страстное желание Генриха иметь наследника и влюблённость в Анну Болейн перевесили чашу весов в пользу протестантизма.

Анну Болейн казнили по обвинению в любовной связи.

Хотя её вина не была доказана и она всё отрицала. Пожалуй, это самая знаменитая из жён Генриха, любимица драматургов и режиссёров. Она стала виновницей развода Генриха с Екатериной Арагонской, будучи орудием в руках своих родственников, мечтавших соединить свой род с королевской короной. Генрих, будучи тогда ещё вполне молодым и полным сил, воспылал к ней страстью и хотел сделать её своей любовницей. Но она ловко подводила его к браку, отказываясь вступать с ним в любовную связь. Ему было тогда 42 года и выглядел он наверное вот так. Во всяком случае этот портрет весит во дворце рядом с портретом Анны, которой тогда было примерно 25 лет.

История там драматичная и тёмная. Её перевирали уже много раз. Самый беспардонный вариант - это фильм "Ещё одна из рода Болейн". Не стоит судить об истории Анны по этому фильму. Ясно одно, Анна обещала Генриху наследника мужского пола, но родила девочку. Генрих расстроился и нашёл повод от неё избавиться самым жестоким образом. Ей отрубили голову в Тауэре. Теперь там показывают место, где она лишилась головы в свои 29 лет, оставив маленькую дочку почти сиротой.

Однако, по иронии судьбы именно эта нелюбимая и никому ненужная рыжеволосая дочка Анны по имени Елизавета стала одной из самых великих и любимых королев Англии.

Эпоха Елизаветы I - это время английского Возрождения, расцвета искусств, владычества Англии на морях и укрепления её положения на международной арене. Она обожала театр, музыку, поэтов и актёров. Она была покровительницей пиратов, при помощи которых боролась с владычеством Испании на морях. Помните копию "Золотой лани" Фрэнсиса Дрейка в Лондоне? Ведь Елизавета произвела Дрейка в рыцари за его пиратские набеги на испанские корабли.

Она получила прозвище "королевы-девственницы", а время её правления называют "золотым веком" Англии. Ошибся Генрих, не верил в то, что женщина может править страной.

Бедняжка Джейн Сеймур, на которую возлагались надежды по рождению наследника мужского пола, и она их оправдала, умерла от послеродовой горячки. Впрочем, её сын Эдуард не успел толком покоролевствовать. Взойдя на престол в 9 лет, в пятнадцать он внезапно умер от туберкулёза. Так что интриги, приведшие к смерти Анны Болейн, не оправдались ни для Генриха VIII, ни для Джейн Сеймур, ни для их сына Эдуарда. Зато она удостоилась чести быть запечатлённой для потомков самим Гансом Гольбейном младшим. Правда, в то время честь была предоставлено художнику, а не наоборот :).

Анна Клевская не вышла лицом (или может быть ещё чем?). Женившись на ней по портрету и из соображений укрепления связей с германскими землями, Генрих был ею разочарован при личной встрече и решил развестись.

Опыт у него уже был. Римский Папа ему был уже не указ после первого развода и окончательного разрыва с Римской церковью. Так что дело быстро обстряпали. Женой короля Анна Клевская пробыла всего 5 месяцев. Но с ней Генрих не стал поступать жестоко. В конце концов она не виновата, что не понравилась ему. Она осталась при дворе в качестве "сестры короля" и кстати пережила Генриха и всех его жён.

Екатерину Говард казнили, также как и Анну Болейн, за любовную связь. Королевой она пробыла чуть больше полутора лет. Причём, в наличии у неё любовника историки не сомневаются.

Екатерина Парр (ярая протестантка) стояла у гроба Генриха и после его смерти вышла замуж за брата Джейн Сеймур - Томаса. Это был её четвёртый брак! Когда она выходила замуж за Генриха ей было 30 лет и она уже дважды овдовела. Жизнь странная штука. Одни женщины никак не могут выйти замуж, даже будучи красавицами, другие же бесконечно хоронят мужей и снова выходят замуж. Впрочем, не понятно какова была истинная причина женитьбы Томаса Сеймура на овдовевшей королеве (брак был заключён тайно). Его мучило давнее желание взойти на английский престол или занять как можно более высокое положение при дворе. Сестра подвела, умерла при родах, племянник тоже долго не протянул. Томас дважды сватался к юной принцессе Елизавете, будущей королеве, один раз до женитьбы на Екатерине, другой раз после её смерти. И всё неудачно. Правда, там всё-таки был какой-то скандал, связанный с их отношениями, ставший причиной расследования специальной комиссии.

За всеми этими историями часто забывают, что Генрих во многом повлиял на английскую нацию и государственность. Он создал английский флот. В начале его правления у английской короны было всего 5 кораблей. Остальные при необходимости фрахтовались у торговцев. За его жизнь было выстроено 57 кораблей. Все на английских верфях, которые были построены им на Темзе. Были составлены подробные карты побережья, выстроено огромное количество фортов по всей стране. Причём король принимал непосредственное участие во всех проектах. Его пометки есть и на картах и на чертежах. Этим он напоминает мне нашего Петра I.

Впрочем, на этом сходство с Петром не заканчивается. Генрих сильно изменил представления английского двора о культуре. Хорошо образованный, бывавший во Франции ещё принцем, он приглашал ко двору иностранцев. Он привлекал знаменитых художников с условием, что они будут обучать искусству англичан. Были приглашены французские и голландские музыканты для развития музыки. Генрих и сам писал музыку, особенно в молодые годы.

Он приглашал философов, самым знаменитым из которых пожалуй был Эразм Роттердамский - один из самых ярчайших представителей так называемого Северного Возрождения, который не раз бывал в Англии и преподавал в Кэмбридже. Свою знаменитую книгу "Похвала глупости" Эразм написал в Англии. С Эразмом Роттердамским Генрих познакомился ещё будучи принцем и очень сдружился. Впрочем, поначалу он также очень ценил другого гуманиста - Томаса Мора, имя которого все помнят по школьным учебникам как автора одной из утопий о создании идеального государства. Поначалу Генрих вместе с Томасом Мором писал возражения Мартину Лютеру касательно его протестантских идей. И между прочим за это он получил от Папы Римского титул "Защитник веры" (имелся в виду конечно католический вариант христианской веры). Ирония судьбы - "защитник веры" вскоре изменил свои взгляды и отвернулся от Папы. И несмотря на все заслуги Томаса Мора Генрих отрубил ему голову, когда тот выступил против развода с Екатериной Арагонской и разрыва с католической церковью. Томас Мор был более последователен в своих взглядах и остался им верен до конца.

А отношения Генриха с французским королём! Во дворце я узнала много интересного. Там представлены картины и описаны сюжеты. Особенно меня заинтересовал сюжет полотна "Поле золотой парчи". Моё фото получилось плохого качества. Так что я скачала картинку из Интернета. Она стоит того.

Здесь запечатлено событие, происходившее близ Кале в июне 1520 года. Король Франции Франциск I и Генрих VIII встретились для переговоров о заключении вечного мира и разграничения влияний в Европе. Франциска I я узнала сразу. О, эти замки Луары, где его присутствие чувствуется кругом.

Другая картина изображает встречу Франциска в Дувре 31 мая. Сам Генрих, Екатерина и кардинал Уолси прибыли встречать корабли французского короля. Хроники утверждают, что один из кораблей был полностью гружён драгоценностями.

Франциск хотел показать, что прибыл самый богатый и могучий король Европы. Генрих должен был доказать обратное. Встреча продолжалась 20 дней и оба монарха старались перещеголять друг друга в богатстве и пускании пыли в глаза. Конечно для позднего Средневековья и начала Возрождения подобная церемониальность и ритуальность были обычным делом, но здесь Франциск и Генрих превзошли всех, поразив современников. Обоих монархов сопровождали огромные свиты, состоявшие из нескольких тысяч рыцарей, воинов, придворных и слуг. На поле было возведено 300 больших шатров из драгоценных тканей. Отсюда и название картины "Поле золотой парчи".

Генрих жил в десяти круглых шатрах, расшитых золотыми узорами, соединенных широкими галереями. Но Франциск его перещеголял. Для него поставили шатёр в виде двухэтажного дворца с колоннами и большими арочными воротами. Стены были расписаны под кирпичную и каменную кладку с нарисованными окнами, а крыша - раскрашена под медную кровлю, так что шатёр был похож на настоящий дворец. Вот его изображение на картине более крупно.

Этого показалось мало. Перед шатром установили фонтан в виде восьмигранной колонны, на каждой грани которой была укреплена бронзовая львиная морда. При нажатии на рычажки из трубок, вставленных в пасти львов, лились вина восьми разных сортов. Современная реплика этого фонтана теперь стоит в Хэмптон-Корте в одном из внутренних дворов. Но конечно уже без вина. А тогда в XVI веке все здорово перепились. Веселье было нескончаемым. Музыканты и артисты работали не переставая.

Но переговоры всё равно не увенчались большим успехом. Генрих затаил обиду на французского короля. На одном из пиров Франциск предложил Генриху сыграть в шахматы. Тот опрометчиво согласился, не зная, что его партнёр гораздо более опытный шахматист. Проиграв несколько партий, Генрих решил отыграться и вызвал Франциска на борцовский поединок. Он надеялся на свою физическую силу и мощное телосложение. Но тут оно его подвело. Ловкий француз в самом начале схватки провел подсечку и Генрих всей своей массой рухнул на землю. За это унижение, произошедшее на глазах сотен французских и английских придворных, он до конца жизни ненавидел Франциска. Встреча закончилась ничем. Короли ни о чём не договорились. Даже помолвка дочери Генриха Марии и французского принца Франсуа, которая казалась в начале делом решённым, не состоялась.

Уже через 2 года разразилась новая война.

Современники считали, что дурное предзнаменование, говорившее о войне, было уже в последний день встречи. Абсолютно все хроникёры утверждают, что во время совместного торжественного молебна над полем пролетел дракон. Его можно видеть в левом верхнем углу картины "Поле золотой парчи". Хотите верьте, хотите нет.

А что же сам дворец? Интерьеры почти не сохранились, но атмосфера времён Генриха VIII воссоздана не только через картины и рассказы о нём, его жёнах и его достижениях, но и через реконструкцию обстановки помещений, причём разных в зависимости от назначения. Ведь королевский дворец это большое хозяйство и там не только королевские покои. Когда мы прошли через первые ворота, то сразу пошли налево и попали на королевскую кухню.


Во дворце всегда что-то происходит, всякие исторические мероприятия. Программу на даты визита можно смотреть на сайте. Впрочем, программку также выдают при покупке билетов. В наш визит была заявлена тема - праздники при Елизавете I. На кухне готовились сладости тех времён. Причём можно было в подробностях видеть как кондитеры, одетые в костюмы той эпохи, готовили какие-то причудливые фигуры из муки, сахара и других ингредиентов.

Долго смотреть на них я не могла, так как в огромных, каменных покоях замка было очень холодно. Мне больше нравилось смотреть на горящий огонь в огромной очаге, где жарилось мясо. Настоящее!

Во дворце множество длинных коридоров, маленьких комнат, не все из которых открыты. Старинные окна были по-королевски декорированы цветочно-фруктовыми композициями к Рождеству и Новому году.



Я здорово замёрзла там. Сейчас дворец не отапливается и при зимней, сырой погоде там не слишком уютно. Поэтому кафе в одном из коридоров пользуется большой популярностью. Очередь есть почти постоянно. Но она быстро идёт. Так что мы зашли погреться едой и напитками туда дважды.

Кстати, туалеты тоже есть в разных частях замка. Так что гуляя там несколько часов никакого дискомфорта не испытываешь. Т
Помещений, внутренних двориков и башен там множество. Ворота и башни носят имена несчастных жён Генриха VIII - Анны Болейн и Джейн Сеймур.



Королевские помещения конечно тоже остались, но не слишком много. Однако дух Англии эпохи Тюдоров чувствуется в некоторых помещениях. Старинные сводчатые потолки, витражи, шпалеры, оленьи рога и трон короля.



На витражах в Большом зале Тюдоров изображён сам Генрих VIII в окружении гербов своих 6 жён.

В старинной королевской часовне со средневековыми интерьерами проходят концерты религиозного хорового пения. В Англии это очень популярно. Почти в каждой церкви обязательно прочтёшь, что хор этой церкви очень хорош и знаменит. В часовне кажется нельзя было снимать, но я сделала контрабандно один снимок сводчатого потолка. Уж очень он хорош.

Сама часовня переделана в более позднее время в англиканском стиле. Типично английский вариант - панели тёмного дерева, скамьи, лампы. Переделывал конечно знаменитый Кристофер Рен. Пригласил этого вездесущего архитектора король Вильгельм III Оранский в конце XVII века. Как выяснилось он и дворец сильно переделал при помощи всё того же Рена. Во-первых, времена и вкусы изменились, во вторых, Вильгельм, будучи голландцем, стал королём Англии и Шотландии благодаря своей жене - Марии II Стюарт. Тюдоров они оба недолюбливали. Так что переделка дворца в духе времени, то есть барокко, напрашивалась сама собой. Я об этом не знала, поэтому я была сильно удивлена, увидев потолки, расписанные в барочном итальянском духе в одной из частей дворца. Аж руки затряслись и поэтому снимки не чёткие :))).


Попали мы в эти покои из внутреннего фонтанного дворика, строгая итальянская архитектура которого и галереи должны были навести на мысль о переделке дворца, но я не сразу это сообразила.


Эта лестница с итальянскими монохромными росписями ведёт в королевские покои Вильгельма III Оранского и Марии II Стюарт.

Там посетители попадают совсем в другую эпоху. Всё те же барочные потолки, красная кровать королевы с балдахином. Между прочим, Вильгельм купил её специально для жены у своего лорда-канцлера. И как ни нравилась самому лорду-канцлеру кровать, королю - не откажешь.


От тех времён во дворце сохранилась специальная маленькая комната для приготовления горячего шоколада, как раз вошедшего в моду. Такая маленькая домашняя кофейня.


В этой части дворца мы совсем забыли о Тюдорах и Генрихе VIII. Королевские покои здесь украшены шедеврами живописи европейских мастеров, как это принято у королевской семьи и в наши дни. Но самым главным шедевром считается "Триумф Юлия Цезаря" итальянца Андреа Мантеньи, состоящий из 9 полотен во всю стену. Для них отведён целый зал. Вообще-то я люблю итальянскую живопись и уважаю мастерство Мантеньи, но что-то "Триумф" на меня не произвёл большого впечатления. Возможно к тому моменту я уже устала и переполнилась разнообразными впечатлениями. Когда мы добрались до картин, прошло уже несколько часов нашего блуждания по этому огромному дворцу.

Так что мы оставили барочные королевские покои и пошли в парк, спланированный в то же время по всем правилам французского паркового искусства.

К этому моменту окончательно зарядил дождь и в парке мы остались совершенно одни. Зонтов у нас не было. В Англии выходить из дома без зонта - большая оплошность, но я это сделала. Так что не удивляйтесь каплям дождя на моих фотографиях. Из парка дворец выглядит совсем иначе. Перед Кристофером Реном стояла задача воспроизвести здесь королевский дворец в Версале. Тогда все европейские монархи копировали Версаль. Так что с этой стороны Хэмптон-Корт выглядит совершенно по-французски.




Между прочим здесь есть ещё одна достопримечательность дворца, которую стоит почтить своим вниманием. Просто из уважению к её возрасту. Так называемая Большая Лоза. Это виноградная лоза, посаженная здесь в галерее в 1760-х годах и плодоносящая в течение нескольких веков. Не знаю как сейчас, но XIX веке с неё снимали по 910 килограммов в год. Я её не фотографировала. Только проход к галереи, в которой она укрыта от непогоды.

Она действительно огромная, но по причине зимы конечно она была без листвы. Наверное летом она выглядит более впечатляющей. Так же как и регулярные французские парки дворца. Представляю какая здесь красота летом. Но и зимой парк поддерживают в зелёном состоянии, но конечно без цветников. Цветы возможно были в королевских теплицах, расположенных здесь же. Но мы туда не пошли. Как-то мы оба недолюбливаем теплицы и оранжереи.

Несмотря на дождь, вечерние сумерки и прохладу, нам очень нравилось бродить по парку и болтать. Особенно когда мы остались там совсем одни. Ну или почти одни. Кроме нас там были ещё гуси.



Мы дошли до каналов и Лонг-уотер, искусственного длинного пруда, тянущегося вдоль Темзы, полюбовались на изящную скульптуру трёх граций.


Калитка в большую часть парка была закрыта. И хорошо. Иначе я могла бы там далеко уйти :). Там огромное парковое пространство. Да и вечерело уже. В четыре часа начинало темнеть из-за зимнего времени и пасмурной погоды.


И тут я вспомнила про Хэмптонкортский лабиринт. Где же он? Мы его пропустили! Скорее смотреть карту. Оказалось, что он находится в самом начале перед входом во дворец. Слева. Кстати по-английски лабиринт называется The Maze. И выяснилось, что он выглядит совсем не так как нам показали его в советском фильме "Трое в лодке не считая собаки". Помните? "Монморенси выведет нас отсюда!" и "Мама, вот опять наша булочка" :))).

В фильме было допущено много вольностей по сравнению с книгой, ничуть не испортивших фильм, а местами даже сделавших его ещё смешнее, чем книга. Но каменный лабиринт всё-таки был следствием элементарной неосведомлённости "невыездных" советских людей. И Интернета тогда не было, чтобы проверить. Поэтому Хэмптонкортский лабиринт был нам показан совершенно не верно. На самом деле это типичный европейский садовый лабиринт, столь популярный в эпоху барокко. Он сделан из плотно прилегающих друг к другу кустов, остриженных соответствующим образом. Мы бывали уже в таких лабиринтах во Франции. Но говорят, что Хэмптонкортский один из самых больших в Европе.

И мы в него опоздали. Почти. Когда мы туда пришли, было 15.40, а в 15.45 вход в него закрывается и посетителей просят покинуть лабиринт, который окончательно должен быть закрыт в 16.00. Высокий парень, который заведовал входом в лабиринт, спросил есть ли у нас билет. Мы показали билеты во дворец (посещение лабиринта включено) и он сжалился над нами. Хотя мы даже не умоляли нас пустить. Он предложил провести нас к центру короткой дорогой через специальную служебную калитку. Мы согласились. Хоть что-то. Вот он - центр Хэмптонкортского лабиринта.

Сторож нас там оставил, сказал закрыть при выходе на засов калитку, а сам пошёл выгонять остальных посетителей, которые продолжали носиться по лабиринту (некоторые с визгом :)). Нам тоже было весело. Высокий худой парень напомнил нам сторожа из фильма, у которого болели зубы и который знал только, что "выход в лабиринте там же, где и вход". И тут меня охватил азарт. Не хорошо это было по отношению к доброму сторожу, но мы решили быстренько пробежаться хотя бы по близлежащим аллеям. И рванули. Было страшновато (вдруг заблудимся, времени выбираться нет) и эта маленькая пробежка напомнила мне сцены из "Гарри Поттера и Кубка огня". Похоже ведь.

Но в конце концов мне стало стыдно и мы вернулись назад. Тем более, что сторож уже забеспокоился и вернулся за нами. В общем, во избежании опозданий в The Maze нужно идти сразу. Кстати, его можно посетить отдельно от замка, если купить отдельный билет в билетной будке при вхоже в сам лабиринт.

Посещение дворца в Хэмптон-Корте было настолько интересным и ярким, что я не помню как мы вернулись домой. Кажется на прямом поезде. Мне так там понравилось, что я бы наверное вернулась туда ещё раз. Летом.

Это был один из лучших дней в Англии, который может конкурировать пожалуй только с нашей поездкой в Гринвич.

Отредактировано автором: 24.03.17 10:14:06Сообщить модератору



Ну вообще!!!
Как после таких отзывов, не захотеть в Лондон???

Спасибо, очень красиво и интересно!!!
Рассказывайте - рассказывайте. Я всё записываю(с)
Спасибо за готовые путеводители!
Читаю с большим интересом.
Спасибо.
Спасибо!
Прочитала с большим интересом!
Готовая идея для однодневной поездки из Лондона-:)

Цитата:

Я всё записываю(с)


И я-:))
Очень интересно, просто очень!
Спасибо за рассказ!
И замок "два в одном" неподражаемый и Генрих))
Я не поняла, правда, что за история с двойным видением этого портрета...
Цитата:

Как после таких отзывов, не захотеть в Лондон???


Соблазняю :).
Цитата:

Спасибо за готовые путеводители!


А вот фигушки про это в путеводителе написано. Я просто была поражено до чего там здорово и интересно. А в путеводителе как-то мельком, без подробностей. Схема и перечень объектов. Если бы не Генрих VIII, то не поехала бы. Что-то совсем эти путеводители Хэмптон-Кортом не соблазняют. Впрочем, в этом есть свои плюсы. Людей не так много. Хотя летом наверное там намного больше народа.

Цитата:

Рассказывайте - рассказывайте. Я всё записываю(с)


Про Гринвич писать?
Цитата:

Про Гринвич писать?


Обязательно! Уверена, что будет очень интересно!)
И про Оксфорд тоже, надеюсь в Университет попали?
Цитата:

Готовая идея для однодневной поездки из Лондона-:)


Именно! Завидую тем, кто попадёт туда летом. Там ещё парк в Ричмонде. Совсем рядом. А там олени. Боже мой! Королевские олени! Это же такая тема. Если бы летом, я бы рванула :))). Ну и для ботаников-натуралистов ботанические сады в Кью. Тоже рядом. По идее можно доехать из Лондона на метро до Ричмонда или Кью, а потом в Хэмптон-Корт. Но как это всё впихнуть в одни день - не представляю.
Цитата:

Я не поняла, правда, что за история с двойным видением этого портрета...


Lelia, простите. Наверное надо было дать пояснение. Я не знаю какого Вы возраста, но если в 80-е годы прошлого века (звучит фантастически :))) Вы застали календарики с меняющейся картинкой от поворота, то поймёте. Эффект тот же. Смотришь слева - одна картинка, смотришь справа - другая. Я тогда была ребёнком и нас эти календарики завораживали. В основном они были поначалу японские, ибо японцы уже тогда по технологиям опережали всех. В Хэмптон-Корте применили эту технологию к портретам Генриха. Было забавно и напомнило мне моё детство из-за тех японских календариков.
Цитата:

Уверена, что будет очень интересно!)


Гринвич меня удивил. Неожиданно очень понравился.
Цитата:

И про Оксфорд тоже, надеюсь в Университет попали?


Leshenka, представьте, Оксфорд не оправдал ожиданий. Размышляла в чём дело. Может поделюсь. Наверное стечение обстоятельств. Насчёт Университета - вопрос сложный. Это не наше понимание. Там колледжи. Попали в некоторые. Но оказалось, что не то. Даже боюсь писать отзыв. Это был дождливый день :))).
Цитата:

Даже боюсь писать отзыв.


Все равно, пишите, очень интересно.
Цитата:

календарики с меняющейся картинкой от поворота


это типа простейших голографических картинок
Цитата:

Я не знаю какого Вы возраста, но если в 80-е годы прошлого века (звучит фантастически :))) Вы застали календарики с меняющейся картинкой от поворота, то поймёте.


Лет мне больше, чем хотелось бы)), поэтому теперь поняла, о чем речь...
Это я протупила сначала, думала, портрет обычным маслом написан и силилась понять, как такие чудеса возможны)))
Спасибо!
Цитата:

это типа простейших голографических картинок


Вот! Человек знает умные слова :))). Правильно наверное именно так надо определять.
Цитата:

думала, портрет обычным маслом написан и силилась понять, как такие чудеса возможны)))


Там многие картины и портреты на исторические сюжеты - это копии. Ибо они там для рассказа. Картина и к ней надпись с пояснениями.
Цитата:

Готовая идея для однодневной поездки из Лондона-:)


Только скорее по Лондону - всё-таки Хемптон корт в черте города ;)
А рассказ да, замечательный
Цитата:

Только скорее по Лондону - всё-таки Хемптон корт в черте города ;)


Отнюдь. Даже формально это не в черте города. Это графство Суррей и метро там нет. Близко от Большого Лондона, но не в его черте. Да и этот Большой Лондон, извините, такой же Лондон как Новая Москва. Только номинально.
Большое спасибо за отзыв! Приятно вспомнить.
Мы в мае были - тюльпаны, рододендроны, глициния. Очень красиво.
Но в самом дворце очень холодно, хоть и май.
Представляю, как зимой там промозгло.
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Три поездки из Лондона. Ч.3. Оксфорд.
2Три поездки из Лондона. Ч2. Гринвич.
3Если долго мучиться, что-нибудь получится или моя поездка в Таиланд. Ч.1
4Крит. На авто из Малии. ч.1. Триопетра, Фоделе, Спили и пляж Потамос в Малии
5Автопутешествие неугомонных дев из Москвы. Ч.1. Тарту
6Круиз через Атлантику на Costa Pacifica - микс из впечатлений и релакса. ч.1 Гваделупа
7Лондон-Дублин-Эдинбург.ч. 1 Лондон
Великобритания
Великобритания: отели
Отели Виндзора
Отели Гатвика (аэропорт)
Виндзор
Йорк
Погода в Великобритании
Детский отдых
Рейтинг отелей:
134.Point Hotel Edinburgh 4-
135.Travelodge York Central Micklegate Hotel 4-
136.Royal Court Apartments 4-
137.Marylebone Inn 4-
138.Thistle Piccadilly 3+
139.Holiday Inn Express London - Earl's Court 3+
140.City View Hotel 3+
лучшие отели Великобритании
Фото отелей:
22.Chiswick, Великобритания [6]
23.Belmont & Astoria, Великобритания [6]
24.Royal British Hotel, Великобритания [6]
25.Strand Palace, Великобритания [6]
26.MIC Hotel, Великобритания [6]
27.Crown Moran, Великобритания [5]
28.Russell Court, Великобритания [5]
Популярные отели:
78.Novotel Edinburgh Centre отзывы
79.Leisure Inn отзывы
80.Premier Inn London Gatwick Airport (North Terminal) отзывы
81.Jurys Clifton Ford Hotel отзывы
82.Holiday Inn Express Edinburgh City Centre отзывы
83.H10 London Waterloo отзывы
84.Richmond Place Apartments отзывы
Отзывы по отелям:
106.Великобритания, Premier Inn London Gatwick Airport (North Terminal) [1]
107.Великобритания, Ibis Cardiff [1]
108.Великобритания, Qudos [1]
109.Великобритания, The Sanctuary House [1]
110.Великобритания, Bewley's Hotel Manchester Airport [1]
111.Великобритания, Travelodge York Central Micklegate Hotel [1]
112.Великобритания, Cairn Hotel [1]