19.03.17 15:36:46
Санкт-Петербург. Шуваловский дворец и музей Фаберже. Отвлечемся немного на балы? Готовьте перчатки-) 
Время отдыха: март 2017

Начало о Шуваловском дворце было здесь и называлось это:

Санкт-Петербург. Шуваловский дворец с Музеем Фаберже. Хозяева и гости, балы, красавицы и страсти.
https://www.otzyv.ru/read.php?id=200233


Никто не против, если мы отвлечемся от этого дворца и заглянем на петербургские балы, тем более, что и в самом Шуваловском дворце их было полным полно?

Помните первый бал Наташи Ростовой?
Вот и я тоже-)
Уж не знаю, сильно ли волновался Лев Толстой, когда писал свой роман и конкретно этот эпизод, но ясно, что для молоденькой девушки первый бал это было дело исключительно волнительное. Перечитываешь даже сейчас , так и то волнуешься, хотя знаешь наперед, что и как было и чем закончилось-)
А было же все очень хорошо и красиво-)

" Балы, красавицы, корнеты, юнкера..."
Услышал на днях вечером эту песню на торговой улочке в Ницце, ребята из Белоруссии пели под гитару, так сердце полыхнуло очень сильно, что даже пошел в местный лабаз купил им и себе водки-)
Так что, бальная тема русской душе ой как знакома и близка и манит в неведомые дали, к сожалению, бывшие до нас.
Я вот и не знал, например, что с середины XIX до начала XX века наш столичный город Санкт-Петербург считался "бальной столицей" аж всей Европы!
Вы тоже не знали?
Тогда надо нам восполнить этот пробел, благо, что воспоминаний тех счастливчиков и счастливиц, кто вальсировал и кадриливал на этих балах очень даже много. Остается только читать и завидовать.

Вот, оказывается, что бальный сезон в России тянулся нескончаемым потоком, особенно же от Рождества и до Масленицы включительно, что ж еще зимой делать-то?
Тогда, как говорится, бал был на балу и балом погонял. Каждый уважаемый себя дворянин, да и купец, просто обязан был отчебучить какой-нибудь бал, чтоб, не дай Бог, потом соседи не тыкали в нос и не насмехались над бедолагой целый следующий год...
Поэтому, по зимним вечерам во всех столичных особняках и дворцах ярко горел, свет, лилась музыка и слышалось шарканье сапог вперемешку с цокотом каблучков, и смех, смех, смех...-)


Главные балы страны, естественно, проходили в Зимнем дворце и давались императорской семьей.
Там всё было строго, просто так на них было и не попасть, естественно, и гости приглашенные должны были быть с соответствующим качеством и ограниченным количеством.

И балы эти делились на три категории:
Большой бал в Николаевском зале Зимнего дворца.
Здесь собиралась вся родовая, военная и бюрократическая аристократия Петербурга, это был самый официальный бал, для приглашения на него главным основанием служила «Табель о рангах» и количество приглашенных гостей достигало аж 3 тысяч человек. Все эти тысячи готовились к этому событию не один день и ночь, одевали на себя все что можно и нельзя, а как же иначе, не дай бог что-то нелицеприятное скажет потом какая-нибудь княгиня Марья Алексеевна.
Роскошь и богатство там не было принято скрывать и ими стыдиться.


Герцогиня Мальборо (Консуэло Вандербильт) была приглашена на торжества в Зимний дворец по поводу православного Рождества в 1902 году и потом вспоминала:
" Императорская чета вошла в зал под торжественные звуки российского гимна. Шла целая процессия, в которой были великие князья в роскошной парадной форме, сверкающие драгоценностями очаровательные великие княгини и возвышенно прекрасные Царица и Царь - бал превратился в волшебную сказку".

Бальные торжества включали обычно официальную часть, танцы и ужин. Если был просто бал, то официальной части могло и не быть, чего кота тянуть за одно место, а сразу танцы, танцы, танцы, а в перерыве ужин.
Самые уважаемые персоны приглашались на ужин за императорский стол, а остальные ужинали по разным близлежащим соседним помещениям.
Естественно, что первый тост там всегда произносили «за здоровье государя императора».
Но, для нас нынешних, неестественно, что этот первый тост объявляли только после перемены блюд, то есть перед горячим что ли?
Не понятно.
До горячего, получается, насухую что ли веселились? Как то все запущено было...
М.Зичи. Торжественный ужин в Зимнем дворце



Бал в Концертном зале Зимнего дворца.
Здесь народу было поменьше и качеством этот народ был повыше, понятное дело-).
На этот бал приглашалась только аристократия исключительно из первых трех категорий «Табели о рангах», кому интересно про эти категории, могут самостоятельно углубиться в соответствующую тему-)
Кроме этого, на эти балы допускались лица по персональному приглашению членов императорской семьи, так туда иногда попадали некоторые иностранные гости. И обалдевали-)
Выглядело это особенно роскошно, вот так именно:
Бал 1873 г в Концертном зале Зимнего дворца.
М. Зичи. 1874 г.


Из дневника Великого князя Константина Константиновича, запись от 18 января 1896 года.

"...Был в Концертном зале. Государь в кавалергардском алом мундире. Императрица в розовом платье с серебряными и стальными блестками и изумрудами. Танцевал мазурку с княгиней Юсуповой; Государь хотел, чтобы ему оставили место подле нее за ужином."
А Николай II, был не промах, оказывается, раз хотел сидеть с первой красавицей России да и такой же богатой как он сам, княгиней Зинаидой Николаевной Юсуповой-)
Тогда многие этого хотели-).
Маковский (фрагмент картины)

Но, на Зинаиде Юсуповой, обещаю, остановимся ниже и поподробнее-)

Непременным условием приглашения на придворные балы для мужчин было обладание формальным правом быть представленным императору, а для дам – предварительное фактическое представление императрице.

Третьей категорией императорских балов были Малые балы в Эрмитаже.
Это были очень малолюдные балы исключительно "для своих".
Приглашались сюда самые-самые сливочные сливки общества, допущенные к императорской семье.
Поэтому никаких картин с этих балов и нет, извините.
Художники, впрочем, как и иностранцы (последние за единичными исключениями) сюда не допускались.

Наряду с «зимними» балами проводились и «летние».
После того как в мае Императорский двор переезжал в Царское Село, там в парадных залах Большого Екатерининского дворца организовывалось несколько балов. Эти балы производили оглушающее впечатление на «новичков» и благодаря гению Растрелли, и благодаря составу участвующих в этих балах. Молодой граф С.Д. Шереметев, принадлежавший к «золотой молодежи» 1860-х гг., вспоминал: «В первый раз видел я Большой Царскосельский дворец во всем блеске бала. Танцевали в Большой зале, а в проходной галерее накрыт был ужин на бесчисленное число гостей. Сияли деревянные колонны с позолотой, перевитые гирляндами во вкусе прошлого века, горели огнями. Тогда еще никто не помышлял об электрическом освещении, и горели бесчисленные свечи, как бывало во времена Екатерины. Чудное было зрелище, которое нельзя забыть…»

Вторые по значимости императорские балы, начиная с Николая I, проходили, в основном, в Аничковом дворце, старейшем нынешнем здании на Невском проспекте.
Сам Николай I получил его в подарок от брата, Александра I, а потом этот роскошный дворец был как бы свадебным подарком будущим наследникам престола, так его получил и будущий Александр II и от него будущий Александр III. После смерти последнего в нем до самого 1917 года проживала вдовствующая императрица Мария Федоровна, замечательная женщина, идейный вдохновитель пасхальных императорских яиц Фаберже-)
Обстановка на балах в Аничковом дворце, особенно при Александрах, была явно посвободнее, нежели в официальном Зимнем дворце.
Из дневника 20-летнего великого князя Сергея Александровича:
"... как всегда очень весело и плясали у-у-ух как!»; «Котильон был бешеный! С ума сходили….Кружились, бесились без конца. Под конец бегали и в изнеможении падали на стулья, чтобы через несколько времени снова скакать по зале. Я раз двадцать пропотел; платки были мокрые тряпки. Кончили после 4-х часов утра…».


Нынче в Аничковом дворце находится Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных.
Внутрь бывших покоев можно попасть с экскурсией, они проводятся по расписанию, которое есть на сайте дворца.
Адрес: Невский пр., д. 39, угол с Фонтанкой.



Еще очень интересны и красивы были в те времена костюмированные балы и балы-маскарады со своими отдельными правилами, но это отдельная тема.
Заглянем только одним глазом на бал во дворце княгини Елены Кочубей в честь императора Александра II 5 февраля 1865 г.
(Дворец Белосельских-Белозерских). Красота!
Картина М. Зичи.


Как уже выше было написано, самые разгуляистые балы в Санкт-Петербурге происходили на Масленицу.
Народ перед Великим постом отрывался не на шутку, по взрослому, объедался и обпивался наперед, на месяц
Ну и танцы до упаду и до утра.
Иностранные туристы потом не могли понять этого разгула и то, как резко после окончания масленицы русские из буйных сразу превращались в смиренных-).
И до сих пор ведь не понимают глубины нашей души-)

Французский художник О. Берне, лично видевший все это "безобразие" в начале 1843 г., писал:
«Наконец масленица кончилась, наступает пост, и мы возвращаемся на путь Господень. Оно и пора – еще несколько таких дней, и половина петербургского общества отправилась бы на тот свет».
А это уже наши:
«Скоро пост, вот все и спешат воспользоваться последними днями масленицы. Каждый день бывает бал, иногда два, три в один вечер. Конечно, я не на все езжу, но в два дня раз мне приходится плясать 6 или 7 часов без отдыху... Физически я не страдаю от бессонных ночей, зато мои нравственные силы слабеют. У меня голова становится тяжела, днями я бываю совершенно как одурелая», – писала М. А. Волкова В. И. Ланской .
«Нынешняя неделя настоящая пытка; непрестанные балы, спектакли, маскарады...» – жалуется В. Туркестановой Ф. Кристин.
«Прошу Вас, помолитесь за меня: есть с чего умереть, если подобная жизнь продолжится».
«Я эти дни устал, как собака! – пишет дочери Ю. А. Нелединский-Мелецкий. – Всякий день балы. Вчера приехал домой в 5 часу; сегодня едем в маскарад к Познякову, завтра на завтрак к Кологривому, завтра же в 6 часов будет у нас, для Катерины Николаевны, г-жа Семенова, а потом мы с Софьей едем на бал к Шереметеву. В субботу денный маскарад в собрании, а в воскресенье бал у Вяземского».
«Теперь масленица; всякий день по два, по три бала и маскарада. Не понимаю, как жива молодежь», – говорит в письме к сыну Я. И. Булгаков.

И кто теперь будет спорить, где была бальная столица Европы?-)

И наш гений А.С. Пушкин тоже страдал:
"28 февраля. Протекший месяц был довольно шумен, — множество балов, раутов etc. Масленица.
6 марта. Слава богу! Масленица кончилась, а с нею и балы."


Но, к сожалению, не всегда веселье заканчивалось благополучно.
«В нынешнем году многие поплатились за танцы, – сокрушается М, А. Волкова. – Бедная кн. Шаховская опасно больна. У вас умирает маленькая гр. Бобринская, вследствие простуды, схваченной ею на бале».
«Tы, вероятно, слыхал о Саше Давыдовой, прелестной и преисполненной талантов девушке, которую все так любили; она скончалась в прошлом году, вскоре после бала в Благородном собрании».

И наш гений А.С. Пушкин пострадал о этих балов на Масленицу:
"Описание последнего дня масленицы (4-го марта) даст понятие и о прочих. Избранные званы были во дворец на бал утренний, к половине первого. Другие на вечерний, к половине девятого. Я приехал в 9. Танцевали мазурку, коей оканчивался утренний бал. Дамы съезжались, а те, которые были с утра во дворце, переменяли свой наряд. Было пропасть недовольных: те, которые званы были на вечер, завидовали утренним счастливцам. Приглашения были разосланы кое-как и по списку балов князя Кочубея; таким образом ни Кочубей, ни его семейство, ни его приближенные не были приглашены, потому что их имена в списке не стояли. Всё это кончилось тем, что жена моя выкинула. Вот до чего доплясались.
Царь дал мне взаймы 20 000 на напечатание «Пугачева». Спасибо".

И действительно, кошмар, доплясались до выкидыша...

Так, о грустном дальше не будем, но запомним, что надо вести себя на балу в рамках, если они опять у нас возобновятся-)
Ага, а вот и та прекрасная дама, нас пригласившая на бал в первой части, что-то мы про неё и забыли, а она нас дождалась, оказывается-)

Приглашает в самое бальное пекло.
Ну что, рискнем?
Этикетов конечно ихних мы не знаем, но будем, надеяться, что наша красавица если что, подскажет-).
Главное, чтобы её кавалер потом нас на дуэль не вызвал-)
.

А бальный этикет в те времена был весьма строг и громоздок. Нарушать его было очень даже нехорошо.
Чуть ли не самое важное на балу, это, не смейтесь, были перчатки!
Там без них никуда.
Уж не знаю, в целях ли гигиены или еще с какого перепугу, но и дамы и кавалеры всё время должны были быть в перчатках.
Танцевать только в перчатках, болтать и болтаться тоже.
Можно было снять их только на время ужина, положив на спинку стула. А поел, давай снова одевай.
Отсутствие перчаток на кавалере было одной из немногих причин, по которой дама могла отказать кавалеру в приглашении на танец.
А кавалер, особенно военный, вышедший без перчаток, легко мог быть изгнан с бала или посажен на следующий день на гауптвахту.
Понятно, что перчатки тоже были не вязаные или на меху, а специальные, бальные, исключительно белые. В черных перчатках кавалер мог быть тоже допущен за экстремальным неимением белых, но кто ж с ним танцевать бы пошел, согласитесь уважаемые дамы-)
Тем более, что для прекрасных дам процесс надевания перчаток был делом не очень простым.
Посмотрите, ведь были даже специальные щипцы для надевания перчаток и их же нужно было таскать с собой на бал!



А еще дамам надо было носить с собой веер и «корне де баль»,, в которую дамы записывали карандашом порядок танцев и имена кавалеров.
Правда, со временем книжечки стали выдавать на входе на бал, прогресс, однако -)

В эту книжечку дамы заносили имена кавалеров с которыми заранее договаривались о конкретном танце.
Это касалось, в основном, традиционных мазурки и кадрили.
В случаях, когда кто-то что-то перепутывал бывали и истерики и слезы и вообще, трагедии вселенского масштаба.
С наших нынешних понятий полная глупость, но тогда с одной дамой нельзя было танцевать больше трех танцев за вечер, и, даже, ужас, два танца подряд!
Но, если вы пригласили даму три раза за вечер и потом перестали с нею любезничать, а взор свой вперили в другую, еще более прекрасную, то всё, караул, на следующий день ждите секундантов от её брата.
Мдаа..
Еще смешнее, что пригласив даму и получив отказ, мало ли этот танец ею обещан другому или она в обмороке находится , кавалер не должен был приглашать даму, рядом сидящую, даже такую же, или более симпатичную, чтобы та не подумала, что её приглашают от безысходности а не от её красоты-)

А вот дама, которая хотела пропустить какой-либо танец, должна была обязательно выйти проветриться в соседнее помещение, а не торчать в бальном зале с кислой физиономией и рассматривать танцующих с присущим ей всевозможным презрением-)
А если она отказала кавалеру, то этот танец она уже не имела права танцевать с другим, если только не была заранее ангажирована.
А это было попадание впросак, танец же некоторый на балах мог длиться по несколько часов подряд без сна и отдыха. Отказала, всё, поезжай домой?

Так, а где наша знакомая красавица? При деле ли она?
О, да, "das ist fantastisсh"
И прямо пред императором, молодец!

Бал обычно, как мы все с вами знаем, открывался торжественным полонезом, то бишь танцем-шествием, в котором должны были принять участие все приглашенные, даже если потом они весь вечер и всю ночь просиживали за карточными столами.
А вот во второй половине 19 века полонез иногда исполняли в конце бала, тогда начинались танцы с вальса. Далее чередовались вальсы, польки, кадрили, мазурки, венгерка, краковяк, падепатинер, падеспань, падекатр... уф, какие все знакомые названия, сразу вспоминается сельский клуб-)
А на тех балах существовал определенный танцевальный порядок, и все знали, что за так называемыми мелкими танцами пойдет первая кадриль, затем, следуя распорядку, вторая, третья. После четвертой кадрили и мелких танцев, как правило, шла мазурка.
Это уже особый танец, как я уже написал чуть выше, он, как и кадриль у всех дам заранее был расписан заранее, и каждый кавалер, каждая дама знали, когда и с кем они танцуют.
М. Каменская, вспоминая 30-е годы XIX века, писала:
«В то время только что вошла в моду французская кадриль... Кавалер старых времен, Иван Петрович никак не мог понять этого танца, и его просто сердило, что все пары не танцуют зараз... Помню, как во время того, как я во французской кадрили дожидалась своей очереди танцевать, он подошел ко мне и, дотрагиваясь до моего плеча, сказал:
– Что ты стоишь, графинюшка, как усопшая? Ступай, танцуй!..
– Иван Петрович, мне нельзя... Теперь не наша очередь; надо, чтобы сперва кончили поперечные пары...
- Пустяки! Ступай, ступай! Танцуйте все вместе, вам веселее будет... – увещевал меня милый старик.
- Да во французской кадрили этого нельзя, это не такой танец, – объясняла ему я.
– Дурацкий танец – ваша французская кадриль, вот что! – сказал он мне и недовольный отошел прочь»

Какая прелесть!
Прямо как вживую увидел эту сцену даже сквозь столетие.
Особенно графинюшку, стоящую у стенки как усопшая-)
Да уж, согласен, дамы и про балы и танцы так ярко могут написать, что нам, мужикам и не снилось...
И еще, оказывается, что мазурку и котильон допускалось танцевать только с той дамой или девицей, дом которой вы посещаете как знакомый, с которой вы часто встречаетесь в других знакомых домах.
То есть, с нашей красавицей потанцевать эти танцы у нас шансов и нет!
А жаль!
Если кому интересно, то длительность каждого определенного танца определялась разными личностными факторами и желаниями главных бальщиков.
При Александре I, например, все знали, что если он танцевал полонез Марьей Антоновной Нарышкиной, то польскому нет конца, если с молоденькой и красивой дамой, то полонез был более продолжительным, чем обычно, но если государь ведет какую-либо старуху, взятую им из приличия, то польский продолжали полкруга залы и никогда более целого круга»

Но главным оттягом на балах была мазурка.
Она была его душой.
Кавалер должен был проявить в этом танце всю свою изобретательность и способность импровизировать. По словам А. П. Беляева, «...это был живой, молодецкий танец для кавалера и очаровательный для грациозной дамы».
Даже существовал «изысканный» стиль исполнения мазурки и «бравурный».

Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромном зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком…

А. С. Пушкин

Кстати, и иностранный турист Т. Готье написал, что мазурку " танцуют в Санкт-Петербурге с невиданным совершенством и элегантностью".
А вот котильон, который тоже был непременным атрибутом балов, это такой игровой танец, он имел множество фигур, куда входили элементы самых распространенных и популярных салонных танцев: вальса, мазурки, польки, мог продолжаться и несколько часов.
Ну что вам про это рассказывать, наши студенческие многочасовые танцы-обжиманцы и есть самый, что ни на есть настоящий, упрощенный до его самого обаятельного предела котильон-).
От Je t’aime до вальса-)
Но, в прежние времена было несколько посложнее, особенно с непосредственным тактильным контактом-)


Разница во времени, конечно, сказывается и еще в том, что тогда ведь после мазурки и котильона кавалер обязан был вести даму к столу на ужин, где можно было пообщаться, пофлиртовать и даже признаться в любви.
То есть, наша нынешняя поговорка что кто девушку ужинает, тот её и танцует, в те времена не годилась. Было все наоборот-).
В начале танцы, танцы, танцы.-)..
Ужинали тогда на балах все в боковых гостиных, если только не в Зимнем дворце, и за небольшими столиками.
За каждым столиком гости собирались своей компанией. Тут ничего нового для нас нет..
Кроме того, на балах всегда был открыт буфет с разными яствами, шампанским и прочими горячительными и прохладительными напитками.
Уверен, что некоторые кавалеры на этом деле и застревали до самого финиша-)

После ужина опять и снова народ, кто еще мог, танцевал котильон, чтобы растрястись, а иначе зачем.?
А самые успешные и удачливые уже могли и в номера или куда еще отбыть, по этикету было уже можно.
Не про номера, естественно, в этикетах об этом молчок-)
Зато отбывшие лишались возможности после ужина лицезреть и участвовать в традиционном шоу.
Тогда выносили большие короба с цветами, кавалеры разбирали букеты и подносили их своим дамам. После всего этого дирижер бала и его помощники на шпагах вносили множество разноцветных лент (перевязей), а также узких и коротких ленточек с бубенцами на концах. Кавалеры, разобрав ленты, подносили их своим избранницам, и те надевали через плечо одну ленту на другую. Причем узкие короткие ленточки с бубенчиками мужчины привязывали дамам к рукам, начиная от кисти рук до локтей.
«Это было, скажу вам, премилое занятие. Склоняешься к нежной ручке дамы, к ее благоухающему телу и вдыхаешь аромат чарующих французских духов...»

Очень сложно по технике, но общий замысел и смысл нам и сейчас близок и понятен-)

Насчет одежды.
Конечно, на бал люди приходили одетыми парадно, как только можно.
Мужчины во фраке, смокинге, позже в костюме и в белой рубашке и обязательно в белых перчатках.
К лацкану фрака прикреплялась бутоньерка.
Военные приходили в мундирах и ботинках, позже разрешили приезжать в сапогах, но только тем, кто танцевать не собирался.
За одеждой распорядители и начальники следили очень строго.
Вот нашего всего Александра Пушкина несколько раз отправляли переодеваться, а в августе 1839 г. великий князь Михаил Павлович отправил Лермонтова, ничего себе, под арест прямо с бала в Царском Селе за неформенное шитье на воротнике и обшлагах вицмундира.
Поэты, что с них возьмешь! Витают в неведомых далях, а земное не разумеют-)


Дамы же и девушки одевались в платья по последнему писку моды, каждое из которых создавалось только на 1-2 бала.

Читаешь воспоминания о тех балах, так там в первую очередь рассуждения типа кто в чем был одет. Это было главнейшее и самое обсуждаемое.
Дамы могли выбирать любой цвет для платья (если он не был оговорен особо - например, в 24 января 1888 г. в С.-Петербурге проводился изумрудный бал, на котором все присутствующие были одеты в соответствующий цвет), для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов - голубого, розового.
А однажды императрица Мария Федоровна, не желая отменять бал из-за формального траура по поводу смерти какого-то австрийского кронпринца, просто распорядилась, чтобы все гости были в черном. И шоу продолжалось-)
К платью подбирались перчатки обязательно в тон платья или традиционные белые, надевать кольца поверх перчаток считалось безвкусным.
Дамы могли украсить себя головным убором - например, беретом. Девушкам рекомендовалась скромная прическа.
В любом случае, шея и плечи должны были быть открыты.
Украшения же на этих открытых местах могли быть любыми.
Девушкам типа Наташи Ростовой следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений - подвеска на шее, скромный браслетик.

Еще оказывается, что в первой половине 19 века даме и девушке было неприлично появляться в свете без букета цветов: его носили в руках, в волосах, прикрепляли к платью на талии или на груди.

Для того, чтобы дамы не могли оказаться без кавалеров для танцев, тогда специально приглашались достойные офицеры из достойных, опять же, полков, как правило, лейб-гвардейских.

О, как раз свободная дама! Может рискнем?

Так, надо срочно вспомнить как приглашать-то правильно, что-то типа "Угодно ли вам сделать мне честь протанцевать со мной эту кадриль?.. Могу ли я ожидать счастия танцевать с вами?.." .
О как!-)


Красавицы еще и посмеиваются, знали бы они про лабутены и как наши современницы одеваются на выставку Ван Гога!-)..-)


После бала гости разъезжались до самого утра или по какой кому надобности.
И нам пора, хотя и жаль...
Ничего себе, когда заходили на бал вроде лето было, а выходим уже зима!
Забаловались!


Спасибо большущее нашей красавице за бал, было очень красиво и приятно!
И, конечно, спасибо художнику Владимиру Первунинскому за прекрасные атмосферные картины!

А теперь, пока пыл и жар не прошел, не прогуляться ли нам с вами по Санкт-Петербургским некоторым княжеским и графским дворцам и особнякам, где тоже танцевали и веселились до упаду, где было чуть меньше пафоса нежели в императорских, но веселья и танцев до упаду было и поболее?
Согласны?
Буквально несколько дворцов-особняков, иначе ведь можно весь ресурс заполонить, в каждом доме у нас жили достойные люди, танцевали, веселились. Просто кому-то повезло родиться в знатной семье и жить в нашем великолепном городе.
Хотя читаю на Отзыве много прекраснейших рассказов о других российских городах, особенно в глубинке и понимаю, что "как прекрасен этот мир, посмотри..."


Для начала вот такой особняк, где проходили прекрасные балы с присутствием императорской семьи, это особняк Барятинских

О тех балах вспоминал и похваливал, в частности и И.С.Тургенев, наверное и Полина Виардо с ним сюда захаживала.
Или он за ней хвостиком-)

Улица Чайковского (б.Сергиевская) д.46
О

Упс, чего у нас в городе выше крыши, так это проводов и машин-)
Вот даже есть тому есть документальное подтверждение этим балам.
Бал у княгини М.Ф. Барятинской.
Картина Г.Г. Гагарина. 1830-е гг.


Княгиня Мария Федоровна Барятинская, урожденная Келлер приобрела этот особняк в 1838 году.
Естественно, что на проводимых в особняке балах блистали и сама очаровательная хозяйки её красавица дочь, Мария Ивановна Барятинская (будущая Кочубей)




А после её смерти особняк менял разных хозяев и в конце концом он стал особняком великой княгини Ольги или особняком принца Ольденбургского, это был её муж и особняк был им подарком от императорской семьи на свадьбу.
Эта великая княгиня Ольга была младшей дочери Александра III и, соответственно, родной сестрой нашего последнего царя.
На этой семейной фотографии она в центре вместе с папой, мамой и другими детьми Александра III.


О ней, Великой княгине Ольге Александровне, надо рассказать поподробнее, потому что женщиной она была очень и очень неординарной..
Поэтому чуть отвлечемся...

В 6 лет девочка получила тяжелую психическую травму, когда в 1888 году сошел с рельсов под Харьковом царский поезд и отец держал на себе крышу вагона, пока все не смогли выбраться, а её мать, императрица Мария Федоровна, разорвала свое платье на бинты и перевязывала раненых.
Тогда погибло 26 человек из свиты и охраны и пострадала старшая сестренка, княжна Ксения.
Надо сказать, что детей своих Александр III растил в суровых условиях, никакой роскоши и дурных привычек, ели каши и спали на деревянных кроватях в Гатчинском дворце.
Потом у Ольги Александровны была еще одна моральная травма от того, что муж её, тот самый принц Ольденбургский, оказался мужем никаким, в полном смысле этого слова.
15 лет идиотского девственного брака, любимый и обожаемый отец уже умер, а брат, император Николай II из каких-то соображений развод не разрешает и т.д.
Ольга вообще с детства была ребенком своевольным, а тут, от такой жизни, и вовсе:
«Великая княгиня Ольга Александровна среди всех особ императорской фамилии отличалась необыкновенной простотой, доступностью, демократичностью. В своем имении Воронежской губ. она совсем опращивалась: ходила по деревенским избам, нянчила крестьянских детей и пр.
В Петербурге она часто ходила пешком, ездила на простых извозчиках, причём очень любила беседовать с последними».

Однако, не по-царски как-то, даже не по-великокняжески.
А что было делать?

Вот портрет Ольги Александровны кисти В. Серова.
Она не была красавицей, зато душой была красива...


В первую мировую войну великая княгиня Ольга уехала из столицы на фронт простой сестрой милосердия, работала в госпиталях Ровно, Львова и Киева, где она на свои деньги оборудовала главный госпиталь.
Некто Йен Воррес писал:
"Солдаты не могли поверить, что улыбающаяся хрупкая сестра милосердия, с такой заботой ухаживающая за ними, - родная сестра их Царя. Многие крестились, думая, что перед ними видение. Нарушая традицию, согласно которой Великие княгини возглавляли лазареты или госпитали, Ольга Александровна решила работать рядовой сестрой…".
Более того, она и по окопам ходила, раненых вытаскивала во время артиллерийских обстрелов, за что была награждена Георгиевской медалью, а это была настоящая честь, полученная не за родство или по блату.

Император, её брат, который Николай II, как-то посетил её военный госпиталь, посмотрел на все её дела, подумал-подумал и разрешил ей, наконец-то развестись с никаким прынцем-мужем. И чего тянул-то раньше?

Получив развод , Ольга Александровна вскоре вышла замуж за простого офицера Куликовского и родила двух детей.
Им удалось выбраться после переворота из большевистской России к матери, Марии Федоровне, в Данию, а потом в Канаду и она прожила аж до 1960 года.
Умерла она в Канаде, где её семья жила очень скромно. Похоронена в Торонто.
Образцы крови её старшего сына Тихона запрашивались для генетической экспертизы останков царской семьи.
А это портрет ее долгожданного первенца Тихона. Сама мама и нарисовала


После эмиграции, в Канаде и до этого в Дании великая наша княжна зарабатывала на жизнь рисуя и продавая свои картины. Живописью она увлеклась еще в детстве, брала уроки в Академии художеств и стала незаурядным художником.
Ее живописные работы потом выставлялись в Лондоне, Копенгагене, Торонто, Швеции, Германии, в Третьяковской галерее в Москве в 2002 и 2005, в Академии художеств в Санкт-Петербурге в 2005 году.
До этого кто в России её вспоминал?
На благотворительном аукционе между двумя войнами её работы были раскуплены в течение двух дней, их владельцами стали королевские семьи Великобритании и Норвегии, барон Ротшильд, У. Черчилль и другие.



А это её сыновья, внуки Александра III.


Писала она и иконы, но не для продажи, дарила.
В Канаде они жили очень скромно.
Интересный эпизод из воспоминаний жены Тихона о том, что однажды к ним приехала родственница, герцогиня Кентская из Англии, после этого, со слов великой княгини: "Мои акции очень поднялись: с тех пор незнакомые дамы, когда я, гуляя, прохожу мимо их садиков, зовут меня в сад и расспрашивают о родстве с высочайшими особами. Один хозяин магазина, где я уже 3 года торгую, спросил меня: “Вы должны чувствовать себя очень гордой, что настоящая герцогиня посетила ваш дом?”.
Конечно, наивные канадцы и представить себе не могли, что живут рядом с Великой Княгиней, багрянородным ребенком Всероссийского Самодержца Александра III, родной сестрой последнего Русского Царя Николая II, которая по рождению уж никак не уступала английской герцогине. Но скромность Ольги Александровны была столь велика и столь естественна, что простолюдины принимали ее за ровню, и только близкие и русские эмигранты понимали истинную картину вещей.

Так то её не забывали, однажды и Елизавета II, английская нынешняя королева, приплыв в Канаду, пригласила её в гости на свою громадную яхту.
И еще одна интересная деталь.
В 1925 году в Берлине по многочисленным просьбам заинтересованных лиц она встретилась с самой известной тогда лже-Анастасией по имени Анна Андерсон, якобы выжившей дочкой Николая II , и не признала её, о чем и заявила официально. А уж она-то прекрасно знала настоящую Анастасию, возилась со своими племянницами пока у нее своих детей не было, и даже на балы возила.
Есть в свободном доступе очень интересная книга, написанная с её воспоминаниями, называется "Подлинная царица. Последняя Великая Княгиня".
В 1991 году её сыном Тихоном Николаевичем вместе с женой организован благотворительный Фонд «Программа помощи России» имени Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны.

Фонд оказывает помощь Валааму, Соловкам, многим больницам в России. Начиная с черных для нас 1990-х годов с помощью фонда было собрано в Канаде и отправлено в Россию более 700 тонн грузов из одежды, лекарств, инвалидных колясок, операционных столов, минибасов для перевозки инвалидов, рентгенов, диализаторов и т.д.
После смерти Тихона Николаевича Фонд возглавляет его вдова Ольга Николаевна Куликовская-Романова. Она постоянно бывает в России, чтобы лично участвовать в оказании помощи конкретным больницам, приютам, организациям, отдельным людям.
В прошлом году ей исполнилось 90 лет.
Она член Союза писателей России, написала прекрасные книги о своей родне и тех, бывших, временах.


Ох, далеко мы отвлеклись-)
Вернемся к особняку, который принято называть по имени первых владельцев, особняком Барятинских,
Фронтон здания и ныне украшен Большим гербом великой княгини Ольги в виде двух соединенных гербов России и Ольденбурга.
Под императорской короной можно разглядеть двух варягов, держащих щит.

Интерьеры для особняка княгини Ольги Александровны создавались архитектором М.Х. Дубинским и художником Н. Н. Рубцовым.
Сейчас в особняке располагается Торгово-промышленная палата Санкт-Петербурга, она кое-что кардинально подновила внутри, проводятся экскурсии по сохранившим интерьеры помещениям. Сохранился и бальный зал.
Фасад же, похоже, пора обновлять капитально.



Следующий особняк, меня лично заинтересовавший, и балы в котором были отнесены к первому разряду, так как там бывал император и императорская семья, это особняк Кочубея на Фонтанке у Цепного моста.
На фотографии он желтенький, в центре.
Набережная реки Фонтанки д.16.

Граф, впоследствии князь, Виктор Павлович Кочубей (1768–1834) был адъютантом Потемкина, при Александре I министром внутренних дел , а в последние годы жизни председателем Государственного совета и Комитета министров.
Он же был владельцем легендарной, благодаря Гоголю, Диканьки.

Дарья Фикельмон, в первой части я её уже похвалил как классного светского хроникера и приятельницу Пушкина:
: «8 февраля. В воскресенье по поводу окончания масленицы сумасшедший день у Кочубея – с двух часов дня до часу пополуночи. Послеобеденное время провели прелестно, а вечером просто безумствовали! Появление Императрицы в зале напомнило сказку о феях. Она была еще красивее, чем всегда, истинная роза, и солнечный луч, танцуя, струился над ней, а рядом, опираясь на трость, шагала старая мадам Загряжская, всем видом напоминая тысячелетнюю фею, по крайней мере, Бабу Ягу. Вот и кончился сезон безумного и шумного веселья.

Не зря Д.Фикельмон упомянула старушку Загряжскую, она в те времена проживала в этом особняке своего родственника В. П. Кочубея и имела здесь свои аж шестикомнатные аппартаменты. Она же была и двоюродной бабкой Натальи Николаевны Гончаровой-Пушкиной.
И первый бал, который Пушкин посетил вместе с молодой супругой, состоялся именно в этом особняке графа В. П. Кочубея, 11 ноября 1831 года.
А красотка, Наталья Кочубей, хозяйская дочка, как известно, была юношеской любовью Пушкина еще с лицейских времен.
Пo сoбствeннoму признaнию наш великий поэт вoспoльзoвaлся её образом для характеристики Тaтьяны Лариной в вoсьмoй глaвe «Eвгeния Oнeгинa»
Oнa былa нeтoрoпливa,
Нe xoлoднa, нe гoвoрливa,
Бeз взoрa нaглoгo для всex,
Бeз притязaний нa успex...


Брюлов А.П.
Пушкин сохранил добрые чувства с отголосками той, еще юношеской влюбленности к Наталье Кочубей на долгие годы, она же была одной из немногих, кто после его смерти яростно защищала его имя, в отличие от многих, кто предпочел просто промолчать.
Молодец!
И Новый 1834, год Пушкины, снимавшие жилье неподалеку (Литейный 5), тоже встретили на квартире бабушки Загряжской, то есть в нашем особняке В.П.Кочубея.
Поэт не раз по соседски бывал у Загряжской, сохранившей в глубокой старости прекрасную память и живую речь, и любил расспрашивать ее о минувшем.
Он даже собирался издать записанные со слов Загряжской «анекдоты» о Потемкине.
По совету Жуковского он записывал её воспоминания, они сохранились в его бумагах.
А девять рассказов, записанных со слов этой легендарной старушки, вошло в его сборник "Застольные беседы".
Потемкин, сидя у меня, сказал мне однажды: «Наталья Кириловна, хочешь ты земли?» — «Какие земли?» — «У меня там есть, в Крыму». — «Зачем мне брать у тебя земли, к какой стати?» — «Разумеется, государыня подарит, а я только ей скажу». — «Сделай одолжение». — Я поговорила об этом с Тамарой, которая мне сказала: «Спросите у князя планы, а я вам выберу земли». Так и сделалось. Проходит год; мне приносят 80 рублей. «Откуда, батюшки?» — «С ваших новых земель, — там ходят стада, и за это вот вам деньги». — «Спасибо, батюшки». Проходит еще год, другой. Тамара говорит мне: «Что же вы не думаете о заселении ваших земель? Десять лет пройдут, так худо будет; вы заплотите большой штраф». — «Да что же мне делать?» — «Напишите вашему батюшке письмо, он не откажет вам дать крестьян на заселение». Я так и сделала; батюшка пожаловал мне 300 душ. Я их поселила; на другой год они все разбежались, не знаю отчего. В то время Кочубей сватался за Машу. Я ему и сказала: «Кочубей, возьми, пожалуйста, мои крымские земли, мне с ними только что хлопоты». Что же? Эти земли давали после Кочубею 50 000 доходу. Я очень была рада

Как видим, страшно далеки были и старушки и молодушки от народа, крестьян туда-сюда, земли надо, не надо, хочу, не хочу...

П. А. Вяземский писал:
"Пушкин заслушивался рассказов Натальи Кирилловны, ловил при ней отголоски поколений и общества, которые уже сошли с лица земли; он в беседе с нею находил необыкновенную прелесть историческую и поэтическую..."
Кто же такая была эта "легенда веков"?
Наталья Кирилловна Загряжская (1747-1837) пользовалась огромным почетом и влиянием в тогдашнем высшем свете.
Дед ее был простым казаком, отец, Кирилл Разумовский, стал гетманом Украины и президентом Российской Академии наук, а сама она состояла при дворе аж пяти императоров, имела звание кавалерственной дамы. Пишут, что даже последний, Николай I опасался ее грозного нрава.
Она была очень богатой, но всё свое состояние отдала Кочубеям в обмен на стол, пансион и общество в их особняке.
Шутка, конечно, насчет стола и пансиона, но вот общество ей на старости лет было конечно необходимо, как и всем старушкам и во все времена.
Каждый вечер её одевали и она или принимала гостей у себя или принимала участие в вечеринках или балах у Кочубеев.
Еще она и умудрялась всяких высокопоставленных персон использовать для устройства дел каких-нибудь своих знакомых и их детей. Покоя никому не давала-).
Бабушка твоя двоюродная прелесть такая, что и выразить невозможно, писал Пушкин своей жене.
Над чудачествами старушки к концу жизни многие подтрунивали, рассказывали, что она не велит кучеру провозить её мимо Александровской колонны на Дворцовой площади, всё опасалась, что колонна на нее упадет, ничем же та к земле не прикреплена-).
Еще она говорила великому князю Михаилу Павловичу:
«Не хочу умереть скоропостижно. Придешь на небо угорелая и впопыхах, а мне нужно сделать Господу Богу три вопроса: кто был Лжедмитрий, кто Железная маска и шевалье д'Еон — мужчина или женщина? Говорят также, что Людовик XVII увезен из Тампля и его спасли; мне и об этом надо спросить».
- Так вы уверены, что попадете на небо? — ответил великий князь.
Старуха обиделась и с резкостью ответила: «А вы думаете, я родилась на то, чтобы торчать в прихожей чистилища?»
Она очень боялась простуды и в прогулках ее пешком по городу старый лакей нес за нею несколько мантилий, шалей, шейных платочков: смотря по температуре улицы, по переходу солнечной стороны на тенистую, по ощущениям холода или тепла, она надевала и скидывала то одно, то другое
Старушка была очень остроумна и знала ой, как много и причем про всех!-).
Не зря же к ней народ на вечеринки народ валом валил-)
Придворную карьеру, представьте себе , Н.К.Загряжская начала еще при Елизавете, затем она фрейлина при Петре Третьем, при Екатерине II, Павле I, Александре I, и при Николае I она была по-прежнему была в фаворе, даже сама императрица приезжала ее поздравить на именины или просто поболтать.
Из воспоминаний императрицы удивило, что она поехала в гости к Наталье Кирилловне, но не застала ту дома.
Представляете сейчас такую ситуацию?
Владимир Владимирович поехал бы в гости к, допустим, товарищу Миллеру поболтать о нашем новом питерском стадионе и не застал того дома?
Был бы упс-)

А императрица тогда поехала дальше по своим делам и особо не огорчилась, ей бы наши заботы.

А про графиню Загряжскую, так нам бы с вами дожить до 90 лет, слегка чудить, каждый вечер принимать гостей, поигрывать в карты и в балах участвовать с первыми лицами государства-).
Кто ж откажется?-)
Умерла Наталья Кирилловна Загряжская 19 марта 1837 года, пережив совсем на немного, на месяц и 10 дней своего дружка и поклонника А.С.Пушкина и была похоронена в Александро-Невской Лавре.
А. И. Тургенев писал:
" Вчера скончалась в 7 ч. вечера Н.К.Загряжская, только 3-го дня ввечеру не принимала она и не играла в карты; еще одной свидетельницы давно прошедшего не стало. Оригинальный ум и доброта сердца: забавляясь картами - умела находить пищу для доброго сердца, откладывая часть выигрышей бедным" .


Эх, с одной стороны жалко, что юные красавицы со временем превращаются в старушек, пусть и очень обаятельных, но, с другой стороны, что бы мы с вами делали без этих самых старушек?
Кто бы нас учил жизни и шлепал, зачастую вполне заслуженно, по уже взрослым нашим попам?


Посмеялись, поразмышляли и вернемся опять к особняку Кочубея.
Д.Фикельмон: "31 января 1830 г.:
«Бал у Кочубея, блистательный, оживленный, очень веселый. Зала не очень удобная для танцев, но тем не менее танцевали много и охотнее, чем когда-либо… Я танцевала вальс с Императором, к большому удивлению присутствующих здесь турок. Они выглядят цивилизованней наших дорогих персов"

Как современно- то!
Ничего нет нового на свете-)

А вот и сама хозяйка балов, Кочубей (урожд.Васильчикова) Мария Васильевна.


Художник Ф. Жерар, 1809 год

Сама же судьба этого особняка Кочубея парадоксальна тем, что сразу после смерти хозяина он из места балов и веселья быстренько превратился в казенное учреждение да еще и с тюрьмой. О как!
С 1838 года здесь разместилось само "Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии".
По словам А.Герцена, которому тоже пришлось здесь пребывать некоторое время в своих думах о былом: "центральная шпионская контора".
Сюда был доставлен Ф. М. Достоевский, арестованный в 1849 г. вместе с группой петрашевцев.
Здесь содержались в разное время и Тарас Шевченко с Федором Достоевским.
Жандармские и сыскные службы занимали внутренние здания, там были и канцелярия, и архив, и казармы, и тюрьма с конюшней.
А с 1880 г III Отделение сменил Департамент полиции, для него во внутреннем дворе построили специальное здание.

Во время следствия, сразу после ареста здесь содержались деятели "Народной воли", взорвавшие 1 марта 1881 года императора Александра II, Желябов, Перовская, Рысаков, Кибальчич. Потом их перевели в Дом предварительного заключения, оттуда и повезли на виселицу на Семеновский плац.
Умные и воспитанные же были люди, куда ж их понесло-то на волне идиотского, в данном случае романтизма и псевдожертвенности?
Арестантов на территорию особняка завозили через проезд с Пантелеймоновской улицы , ныне ул. Пестеля 9.
Конечно, Николай I, вальсируя на балах у Кочубеев, не представлял, что здесь же когда-то будут сидеть убийцы его сына.

Как-то сюда заходил и некто В. Ульянов за разрешением на выезд из страны и получил отказ.
В самом же особняке в разное время проживали Бенкендорф, Столыпин, Плеве, Дурново, занимавшие руководящие должности в Третьем отделении и МВД.
А что, удобно, не надо далеко на работу ездить, да и роскошь интерьеров не могла не нравиться их женам-).

Народ же, естественно, это здание не любил, стишки разные складывал.
У царя у нашего
Верных слуг довольно:
Вот хоть у Тимашева
Высекут пребольно.
Всыпят в назидание
Так, ударов со ста...
Будешь помнить здание
У Цепного моста!..

Долгие годы уже при советской власти в особняке находились городской и областной суды, но в 2013 городской суд выехал, а областной отбыл еще раньше.
Что будет дальше я вот не знаю, нынче весь комплекс зданий с внутренним двором и вторым выходом на ул. Пестеля, является региональным объектом культурного наследия и называется "Особняк В.П.Кочубея (комплекс зданий Министерства внутренних дел)".
А само здание, выходящее на Фонтанку называется "Шефский дом".
В особняке до сих сохранились некоторые исторические интерьеры, Белый зал с уникальными конструкциями перекрытия, парадная лестница, сооруженная по проекту О. Монферрана в 1817-1819 гг., красивые полы и потолки, камины, люстры, интерьер кабинета Кочубея, зеркала, часы, некоторая мебель и даже встроенная в пол мраморная ванна.
Может быть, сейчас сделают что-то доступное населению и связанное с историей особняка, во всяком случаее хотелось бы.
Пока вход закрыт, внутри видны следы ремонта.


Особняк находится в одном из самых красивейших наших мест, ровно напротив Михайловского замка и чуток наискосок от "Чижика-пыжика"-)



А вот, пожалуй, самыми роскошными были в 19 веке балы во дворце Юсуповых на Мойке.

Известно, что к княгине Зинаиде Юсуповой съезжался весь Петербург.

Надо сразу сказать, что княгинь Зинаид Юсуповых было двое и обе были красавицами.
Одна из них была бабушка второй и наоборот, соответственно.


Та, которая бабушка, это княгиня Зинаида Ивановна Юсупова (урожденная Нарышкина)1809 - 1893, она же графиня Шово.
Правнук Зинаиды Ивановны, князь Феликс, писал в своих «Мемуарах»: «Прабабка моя была писаная красавица, жила весело, имела не одно приключение».

Кристина Робертсон. Портрет княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой.

Именно при её активнейшем участии в 1830 году был куплен, отремонтирован и обустроен этот знаменитый дворец Юсуповых на Мойке 94.

В.Садовников_Картинная (Античная) галерея в Юсуповском дворце, 1854.

По окончании всех ремонтов и вселения во дворце был дан роскошный бал.

У М. Каменской есть эпизод этого бала у Юсуповых, состоявшегося 1836 года: «Хозяйка дома, красавица Зинаида Ивановна Юсупова, совсем не танцевала на своём бале, потому что в начале зимы этого года, катаясь с кем-то с ледяной горы, сильно зашибла себе ногу, прихрамывала и, не опираясь на костыль, даже ходить не могла. … У неё в руке был костыль какой-то дедовский, старозаветный, чёрного дерева и по всей рукоятке сплошь усыпанный крупными бриллиантами. В одном уж этом костыле было что-то сказочное, волшебное».
Произвел впечатление этот костыль и на П.Вяземского, который живо откликнулся на это событие целым стихотворением: "Вам дар небес: любите Ваш костыль!..."

Ну да, на костыль он засмотрелся, так и поверим-)
Вот что меня больше всего радует, так это совершенно перманентная блестящая и блистающая внешность наших российских женщин и в те времена и сейчас.
От Кавказа до Чукотки...
Вот только разве что индианки еще только...-)

А после смерти мужа Зинаида Ивановна переехала в построенный ею под свой вкус еще один юсуповский дворец, "Литейный дом", Литейный проспект, д. 42.
Фотографию не выкладываю, внешний фасад у него как-то не очень.
Первый брак Зинаиды Ивановны с князем Борисом Юсуповым был у неё не удачным, а началось с того, о, ужас, что жених на венчание забыл взять отцово благословение и ему пришлось возвращаться, а невеста в церкви уронила кольцо, да так, что оно закатилось так далеко, что его не смогли найти вообще, представляете...
Пришлось им использовать запасное и это ведь было на самом деле, кошмар.
Представляете, в наше время вы идете в ЗАГС и несете с собой запасные кольца-) ..
Может, разумнее тогда и запасную невесту при себе иметь-)
Право дело, смешно-)
Чего же было хорошего после этого ожидать от такого брака Зинаиды Ивановны (в прямом смысле насчет брака-).
Но она себя не ограничивала в личной жизни , по глазам видно, было у нее много романов, да и Николай I, как говорили, обращал на неё свое пристальное внимание-)
А второй брак у неё был с французом и жила она в Европе, прикупила там себе красивый замок в Нормандии, который и сейчас сохранился и доступен для посещения, спасибо новым владельцам.
Похоронена Зинаида Ивановна в под Санкт-Петербургом, в Троице-Сергиевой Пустыни в нижнем приделе Мученицы Зинаиды храма Святого Сергия Радонежского. Храм этот был построен на деньги самой княгини.
В отличие от других, уничтоженных советскими властями храмов Сергиевой пустыни, о нем я немного написал в первой части, этот храм сохранился, хотя и в несколько переделанном виде.
Здесь еще с 1920 года работал местный клуб. Буквально танцевали на костях...

Вот еще одно воспоминание о праздниках при Зинаиде Ивановне:
Ф.И. Тютчев — Э.Ф. Тютчевой, 30 июля 1854 г.: «Княгиня З.И. Юсупова дала ...красивый праздник на Неве ... Нас было человек пятьдесят в трех больших лодках, а на четвертой, украшенной цветами, находился оркестр. Все это плыло по спокойной воде, сопровождаемое множеством маленьких лодочек.

В.С. Садовников. Праздничная иллюминация на Мойке, 3 мая 1856 года.
Какая княгиня была красавица видно по картинам.



А внучку Зинаиды Ивановны в высшем российском свете называли "Сиянием" настолько она была хороша собой, умна и добродетельна.
Нам она знакома, естественно, по знаменитому интерьерному портрету Валентина Серова, написанному в этом самом дворце на Мойке.

Итак, Зинаида Николаевна Юсупова (1861, Санкт-Петербург — 1939, Париж).
Самая богатая аристократка последних десятилетий существования Российской империи была писаной, глупое слово, но очень характеризующее, красавицей уже и в ранней юности.
Понятное дело, к ней, подросшей, сразу потянулись жадные и похотливые руки брачующихся всяких разных прынцов и наследников монархических семейств со всей Европы, не говоря уж и о наших, доморощенных.
В. Бобров. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой.


Но, девушка кроме того, что была красавица, оказалась и с характером, регулярно посылала всех выше обозначенных во всему миру известному направлению, и взяла да вышла замуж по простой своей любви, хотя родители, понятное дело, были сим фактом не совсем довольны.
Но, конфликта с истериками и бегствами из родительского дома не случилось, все закончилось мирно, любовь все же победила, ура!
Избранником Зинаиды Николаевны, самой дорогой невесты страны, да и всей Европы, стал, представляете себе, целый гвардии поручик Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон.
Он был прежде всего солдат, а не какой-то там светский лев и от этого у супругов были совершенно разные интересы, но, как-то они жили в мире и согласии. И в любви, что главное.
За ними не наблюдалось никаких хождений налево и прочих традиционных для тогдашнего высшего света, да и нынешнего, забав в этом роде.

Естественно, в княгиню Юсупову были влюблены наверное все, кто был способен на что-то похожее, ну, по крайней мере, ей очень сильно симпатизировали, смягчим немного-)
Но некоторые, с налитыми кровью глазами, не выдерживали-)
Однажды в их дворец, внутрь, прямо на коне въехал один из таких хлопцев, князь Витгенштейн, мечта многих тогдашних дам, и бросил к ногам княгини букет цветов.
Смелый был товарищ, ничего не скажешь, ведь этому храбрецу-наглецу еще раньше было отказано от дома.
Естественно, он с позором был изгнан мужем Зинаиды Николаевны.
Хорошо, что не случилось дуэли, так как и счастливые семьи несчастливы по-своему.
Ведь старший сын Юсуповых, Николай, погиб на дуэли, затеянной по просто идиотской причине и никто не смог этому помешать, в том числе ни деньги, ни ум, ни родительская любовь, ни связи.
Николай познакомился на вечеринке с одной девицей, возникла симпатия, но та была помолвлена с военным, стала метаться, ветер во всех местах, но в конце концов пошла под венец с этим военным. Молодые уехали в Париж, оттуда девица стала писать Николаю слезливые письма, дескать приезжай и т.п.
Тот, как благородный, поехал в Париж, поселился у ее матери, стал с этой девицей встречаться, муж само собой об этом узнал, дальше скандал, разборки, публичная огласка...
Понятно, что был развод в перспективе и ничего страшного, но друзья военного настояли на дуэли, ну как же, задета честь их полка и боевого сотоварища . Николая все, кто был в теме, уговаривали не приезжать в Питер на дуэль, но ...
Сколько таких "дураков" погибло...
Дуэль, читал, что её даже разрешили официально, вообще бред какой-то, состоялась на островах в Питере, Николай стрелял в воздух, а военный не промахнулся, на то он и военный..
Вот такая драма, которую можно было предотвратить тысячу раз за время её развития, но она не предотвратилась...


Как всё это пережила мама представить не трудно.
А её младший сын, Феликс Юсупов известен тем, что принимал активное участие в подготовке и осуществлении убийства Распутина, Собственно и само убийство состоялось в родительском дворце Юсуповых на Мойке.
Зинаида Николаевна это дело потом одобрила.
К старцу она относилась очень негативно, высказывалась по этому поводу императрице, с которой была в хороших отношениях.
Но, этом эти неплохие отношения и закончились. Императрица кроме болезни сына какого-то негатива , с этим связанного, ничего не воспринимала, что вполне и понятно..
С Николаем II, который относился к Зинаиде Николаевне с большой симпатией и, как выше было написано, даже просил брата забронировать ей место возле себя на бальном ужине, она тоже имела откровенные беседы.
По воспоминаниям Феликса Юсупова, в 1917 году лейб-медик, дантист Кастрицкий, возвратясь из Тобольска, где царская семья находилась под арестом, прочел нам последнее государево послание, переданное ему:
«Когда увидите княгиню Юсупову, скажите ей, что я понял, сколь правильны были ее предупреждения. Если бы к ним прислушались, многих трагедий бы избежали».


Ладно, о политике пока больше не будем.
Балы Зинаида Николаевна очень любила, как и танцевать на них. Естественно, она имела бешеный успех и была нарасхват.

Так танцевала княгиня, танцевала пока, однажды, после очередного бала в Зимнем дворце едва успела доехать до дома, как тут же родила того самого Феликса Юсупова.
Очень смешно, если это правда, проверять лень, но, якобы, Феликс Юсупов танцы очень сильно потом не любил всю жизнь-)
Натанцевался вволю в материнской утробе, видимо-).
Сыновья мать очень любили, Феликс вот так о ней вспоминал:
"Матушка была восхитительна. Высока, тонка, изящна, смугла и черноволоса, с блестящими, как звезды, глазами. Умна, образованна, артистична, добра. Чарам ее никто не мог противиться. Но дарованьями своими она не чванилась, а была сама простота и скромность. «Чем больше дано вам, – повторяла она мне и брату, – тем более вы должны другим. Будьте скромны. Если в чем выше других, упаси вас Бог показать им это".




Еще одна работа В.Серова.


Зинаида Николаевна заказала у модного тогда и ныне у нас, художника В. Серова портреты всех членов семьи.
Обычно Валентин Александрович «чванливых и богатых» не писал, но Юсуповой отказывать не стал: «Если бы все богатые люди, княгиня, были похожи на вас, то не осталось бы места несправедливости».
Ответ княгини был таков: «Несправедливости не искоренить, и тем более деньгами, Валентин Александрович».


После революции княгиня успела уехать через Крым в Европу вместе с мужем, сыном и его женой Ириной, которая была племянницей Николая II, и с внучкой, тоже Ириной.
Им удалось вывезти кое-какие ценности, частично они были отправлены даже заранее, семья имела там и недвижимость, так что особо они в эмиграции не бедствовали. Зинаида Николаевна продолжала заниматься благотворительной деятельностью, теперь уже для семей и детей эмигрантов из России.
Умерла она в 1939 году и похоронена на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа рядом с сыном, невесткой и внучкой.
Вот такое у них общее скромное надгробие.
Всё прошло и ушло...

"Где золото моё, где серебро,
В моей руке лишь горстка пепла..."
Марина Цветаева.


Зинаиде Николаевне в 1907 году на 25-летие свадьбы муж заказал и подарил ни много ни мало, а яйцо работы фирмы К.Фаберже.
Это яйцо-часы со змейкой, третье по счету, похожее на аналогичные, сделанные для императрицы Марии Федоровны и герцогини Мальборо.
И ведь все трое были очень достойными женщинами!

Яйцо Зинаиды Юсуповой опоясывает золотая гирлянда, которая содержит три овальных медальона, на них находились миниатюрные портреты мужа Зинаиды Николаевны и ее сыновей, Феликса и Николая. Теперь, вместо миниатюр, на яйце изображены инициалы последнего владельца, Мориса Сандоза, окруженные мелкими алмазами. Яйцо было конфисковано и продано большевиками за границу, сейчас находится в швейцарском фонде семьи Сандоз.Там же хранятся еще два пасхальных яйца Фаберже, но те императорские.


Во дворце Юсуповых на Мойке побывали уже многие форумчане, кому интересно, читайте отзывы-)

Если еще вернуться к балам, то, по свидетельству современников, Александр I не только прекрасно танцевал, но и любил танцевать. Очень любила балы и танцы и императрица Александра Федоровна (жена Николая I).
Сам Николай I «танцевал, в виде исключения, только кадрили», он, будучи человеком «очень веселого и живого нрава», предпочитал парадным балам «небольшие танцевальные вечера, преимущественно в Аничковом дворце», на которых вел себя «шаловливо», и на протяжении многих лет охотно принимал участие в танцах.
Галантный женолюб Александр II охотно танцевал на камерных балах. Но, во время больших традиционных балов в Зимнем дворце он, как и положено, работал, общаясь с приглашенными.
По свидетельству сестры Николая II великой княгини-художницы Ольги Александровны, ее брат-император «любил танцевать и был превосходным танцором», однако жена, у которой были больные ноги, «терпеть не могла такого рода увеселений». Поэтому император танцевал на балах только «обязательные» танцы.
Из-за императрицы главные балы в конце царствия Николая II переместились во дворец его дяди великого князя Владимира Александрович на Дворцовую набережную (Дом ученых).
Дворцовая наб., 26). "Малый императорский двор". Дворец можно посетить с экскурсией.







Alexei de Lyamine.

Страстно любила танцевать жена Александра III императрица Мария Федоровна.. Это было нечто, танцор века-)


Супруг же её, Александр Александрович, наоборот, еще с молодости был закомплексован своим грузным, даже громадным, внешним видом.
А ведь тогда же в моде были наоборот стройные и изящные мужские фигуры с нервическим характером, этакого "лермонтовского" типа.
А Александр был почти двух метров ростом , да еще на медведя с рогатиной ходил, ну какой-тут, на фиг, нервический тип-).

Так что, от танцев Александр Александрович всячески уклонялся, даже когда был период жениховства.
По первости у них с Марией Федоровной были по этому поводу разногласия. По этикету он не мог оставить жену на балу одну, а самому уехать, тогда придумал уловку, вернее, подсмотрел в Европе.
Там, когда бал надо было заканчивать, убирали из оркестра постепенно по одному музыканту, так музыка сама собой сходила на нет и всё, окончен бал, погасли свечи.
Вот и Александр III такой приемчик использовал в борьбе с танцевальным темпераментом собственной жены.
Но, со временем, они этот вопрос утрясли просто, всё же императорская семья, что хотят, то и делают, такой этикет или этакий-)
Он застолбил за собой право показаться на балу, поделать там свои дела, поговорить с кем надо и уехать или уйти в свои покои.
Она же получила право веселиться, сколько сил хватит.
И все были довольны. Особенно обрадовались кавалеры.
Нет, не тому, о чем некоторые подумали, императрица с собой никаких лишних вольностей никогда не позволяла.
Офицеры обрадовались потому, что знали, что не танцующий царь, это самый ужасный ужас. Сидит себе и всех разглядывает.
Причем мужчин. А потом те утром в полках своих получают нагоняи от командиров, дескать этот пуговицу на мундире расстегнул, а этот пошел танцевать без перчаток и т.д.
Какое уж тогда при нем-то было веселье!-).

Императору же больше по душе был вот такой отдых.

" Пока русский царь удит рыбу, Европа может подождать" (царь Александр||| )


Неплохие балы, правда нечастые, устраивались еще в Петербургском Дворянском собрании
Вот, например, бал в 1913 году.

Попасть туда сейчас проще простого, покупаете билет в Большой зал Филармонии и получаете двойное удовольствие-)


И, напоследок, несколько картинок в тему-)








Эх...
Мужчины меня поймут...
Чисто абстрактно, лишь из любви к прекрасному и вечному-)



Удачи в путешествиях!
Предупреждаю, что будет еще одна часть, здесь не уместилось немного о том, что внутри дворца и тоже немного о самом музее Фаберже .
Кто не спрятался, я не виноват-)

Отредактировано автором: 26.01.18 20:59:01Сообщить модератору



Спасибо большое! Какой труд, какие иллюстрации!!! И какой легкий язык! Жду продолжения))
Потрясающе!
Спасибо.

Я бы еще добавила о серии открыток Комитета Великой княгини Ольги, которые выпускались в 1 Мировую войну. Деньги от продажи шли сиротам.
Стоят сейчас приличных денег, есть коллекционеры, собирающие именно их.

Это ведь о ней, не о ком-то другом?
Поискала сейчас в интернете картинку, но не нашла((
Kofe , спасибо за интерес. Насчет продолжения, обещаю, что будет)

Лонни , спасибо и Вам. Об открытках не знал, но теперь обязательно полюбопытствую.
.
"Я танцевать хочу до самого утра"... Вот это фитнес! Наши "офисные" девушки не потянули бы.
Но Вы закрутили интригу с рыжеволосой незнакомкой, которая вовлекла нас в эту блестящую жизнь и я ждала, что в конце Вы раскроете карты. Кто же она?
Значит, осталась незнакомкой.
Увлекательно-прекрасно и почему-то грустно.
Очень! Очень интересно! Спасибо большое!!!
Цитата:

Увлекательно-прекрасно и почему-то грустно.


Ирина, спасибо, вот и у меня такие же ощущения...
Вы правильно подметили...

laprikonec , спасибо за добрые слова и удачи Вам.
Фундаментально!
Спасибо, Николай, за увлекательное чтение!!!
Плетёт свои "кружева" Scandic знатно. Не оторвёшься.
Кстати, когда материал выйдет в печатном виде, прошу один экземпляр с дарственной надписью отжалеть в мой адрес!
Заранее благодарен.
Андрей, спасибо!
Насчет печатного издания так это только совместно, ведь Ваши рассказы пользуются огромаднейшей популярностью, а эпизод с открыванием бутылки так вообще номер 1 в сети-)
Ах, Николай, закружили нас в вальсе...
Жаль, что нынче это не в моде. Марию Федоровну очень понимаю. От тура (да не одного) вальса ни за что не отказалась бы:).
Спасибо, порадовали!
Очень интересное исследование.
Цитата:

А бальный этикет в те времена был весьма строг и громоздок.


Был в то время и еще один "этикет" - дуэльный. Мне, в свое время, довелось поучаствовать в некоем мероприятии в ходе которого молодые самодеятельные артисты показывали постановку на эту тему.

Но проходила она не в театре, а на природе, на Елагином острове. Зрители вместе с артистами перемещались по уголкам парка и наглядно изучали тогдашние "нравы".

Осмелился здесь об этом написать, т.к. мне показалось, что это мероприятие очень "атмосфЭрное" и тоже отражает некий петербургский дух того времени - наряду с балами. Да и Вы часто упоминаете дуэли в своем рассказе - как следствие бальных интриг.
Николай, замечательно.
Вместо того, чтобы разрабатывать учебный план на основе нового стандарта ВО, с утра сижу и читаю Ваш рассказ, рассматриваю, фантазирую, представляю жизнь известных людей прошедших эпох.
С Вашего разрешения утащила несколько фотографий на рабочий стол.
Николай, ну что за чудо этот ваш рассказ!!!
Поймала себя во время чтения на мысли, что не хочу, чтобы он заканчивался...
Столько судеб, столько интересных исторических фактов, столько информации для размышления, и при этом легко, изящно, непринуждённо!
Пишите ещё!)
Злата, спасибо!
Цитата:

закружили нас в вальсе...


Это я специально-)
Надо же вас, прекрасных дам, не только на 8 марта баловать-)
Андрей Смирнов, спасибо что одобрили рассказ.
Про дуэли, так если это воспринимать как некую игру без фатального исхода, то да.
Но, увы, дело заканчивалось обычно не игрушками...
Галина С, Маша 1972 спасибо за отклики и добрые слова-)
Цитата:

Вместо того, чтобы разрабатывать учебный план на основе нового стандарта ВО, с утра сижу и читаю Ваш рассказ,



Ирина Смирнова ой, я рад!
Ваши рассказы, помню, тоже меня отвлекали от чего-то важного-)

Ольга (Baikalochka), спасибо!
Как вижу Ваш ник, так улыбаюсь сразу и вспоминаю про родину свою байкальскую, омуля и серу кедровую.
И, ура, нам её привезут через недельку-)
Scandic, меня Ваши рассказы ни от чего не отвлекают. :)
В прошлый раз прекрасно провела субботнее утро, а в этот раз столь же замечательно вечер понедельника. Интересно, в какое время суток настигнет третий Ваш петербургский опус? :)

Зачиталась! Огpомное спасибо!
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Санкт-Петербург. Шуваловский дворец с Музеем Фаберже. Хозяева и гости, балы, красавицы и страсти.
2Шереметевский дворец в Петербурге (Фонтанный дом) и Музей музыкальных инструментов.
3Санкт - Петербург. Мраморный дворец
4Санкт - Петербург. Константиновский дворец - Морская резиденция Президента. Ода реставраторам.
5Санкт-Петербург. Выставка "Модильяни и другие легенды Монпарнаса". Для тех, кто не попадет.
6Санкт-Петербург. Футбол! Балет! И не только
7Санкт-Петербург, Кронштадт, Петергоф и … «День ВМФ» в 2017 году
Россия
Отели в России
Отели Алтая, Сибири, Дальнего Востока
Отели Алупки
Железноводск
Змеиногорск
Погода в России
Детский отдых
Рейтинг отелей:
323.Экопоселок Юхновград 5
324.Имера гостевой дом 5
325.Аркадия 5
326.Luciano Residence Kazan 5
327.Дом ученых 5
328.Сибирь санаторий 5
329.Азимут Отель Мурманск 5
лучшие отели России
Фото отелей:
554.Юрьевское подворье, Россия. Остальное [13]
555.Интурист, Россия [13]
556.Ранчо мини-отель, Россия [13]
557.Солнечный пансионат, Россия [13]
558.Олимп, Россия [13]
559.Невский Отель Мойка 5, Россия [13]
560.Рапсодия мини-отель, Россия [13]
Популярные отели:
1492.Камилла мини-отель отзывы
1493.Пушка мини-отель отзывы
1494.Филиппов мини-отель отзывы
1495.Селена туристический центр отзывы
1496.Друзья у Дома Книги отзывы
1497.Тоника отзывы
1498.Рябинка пансионат отзывы
Отзывы по отелям:
246.Россия. Остальное, Парк Инн Великий Новгород [10]
247.Россия, Парк-отель Воздвиженское [10]
248.Россия, Сенеж дом отдыха [10]
249.Россия, Анапа-Океан санаторий [10]
250.Россия, Кубань санаторий [10]
251.Россия, Азимут [10]
252.Россия, Парус пансионат [10]