18.03.17 19:22:14
Про Гент от влюбленной в город почти жительницы: Центр города. Взгляд в прошлое. 
Время отдыха: 2014

Совершенно неожиданно для себя осознала, что хотя я думала, что бельгийская серия рассказов завершена, я совсем забыла показать центр моего любимого Гента. Так что сейчас, вспоминая мою жизнь в Бельгии (с ума сойти, уже два года прошло!) я разбирала фотографии (несмотря на их сумасшедшее количество, все равно часто не находила нужных) и старые исторические заметки и вкладки, что вылилось в этот отчет.

Данный рассказ продолжает прогулки по Генту
Музеи Гента
https://www.otzyv.ru/read.php?id=187505
Дорога в центр от вокзала Gent Sint-Pieters
https://www.otzyv.ru/read.php?id=192089
Дорога в центр от вокзала Gent Dampoort
https://www.otzyv.ru/read.php?id=194144
Прогулка в сторону района Rabot
https://www.otzyv.ru/read.php?id=194119

Теперь пришло время центра города. Собственно, это те места которые "прописаны" к просмотру большинством путеводителей и хорошо знакомы туристам.
Маршруты на карте:
https://www.google.com/maps/d/edit?hl=ru&authuser=0&mid=1GrMp-izF0sIErSasiTLfwI6...»

Узнать больше об истории и архитектуре города мне помогли следующие блоги:
https://gentdekuip.com/
http://users.telenet.be/gentmijnestad/voorpaginagent.htm
http://www.belgiumview.com/tl3main/plaatsviewpage.php
https://geo.onroerenderfgoed.be/#zoom=14&lat=6628640.57218&lon=414254.67888&layers=B000TTFTTTTFFFT
книга "Flanders: A Cultural History", Andre de Vries

Многие туристы приезжают в центр Гента от вокзала Gent Sint-Pieters на трамвае и выходят на остановке Gent Korenmarkt perron 5, так что с нее и начнем. Пара шагов вперед, и мы оказываемся на площади Эмиля Брауна (Emile Braunplein) фактически в самом сердце города.
Площадь названа в честь члена либеральной партии Эмиля Брауна, который в 1895–1921 годах был мэром Гента. Жители города относились к мэру весьма благосклонно, а в народе его прозвали Miele Zoetekoeke - "сладкий пирог". И не зря, ведь он инициировал масштабную реконструкцию города к началу всемирной выставки 1913 года. Многие здание были отреставрированы, а некоторые вообще отстроены заново по старым проектам. Был расчищен центр города, в частности снесены здания между Белфорт и собором Св. Бавона, что открыло вид на главные достопримечательности города. Именно Эмилю Брауну посвящен стоящий на площади монумент "Преклонение юности". Честно говоря, не вполне понятно, что хотел сказать автор Жорж Минне (George Minne) когда изображал фигуры склоненные над фонтаном. Вероятнее всего эта скульптура - отсылка к источнику жизни изображенному на знаменитом гентском алтаре братьев ван Эйк.

Одной из доминант площади, несомненно, является колокольня Белфорт.
http://www.belfortgent.be/

Строительство башни началось в 1313 году и продолжалось 67 лет (что, на мой взгляд, сравнительно быстро для тех времен). На протяжении веков колокольня Белфорт не только сообщала горожанам время, но также служила сторожевой башней и хранила документы. Кроме того, у Белфорт был большой набатный колокол Klokke Roeland, оповещавший жителей Гента об опасности. В 1914 году колокол треснул, будто предвещая надвигающуюся беду. Альбрехт Роденбах, фламандский поэт и писатель, основатель движения возрождения фламандской литературы, написал гимн посвященный Klokke Roeland, где колокол спасает Гент от огня и шторма. Сейчас Klokke Roeland выставлен на улице на площади Эмиля Брауна у стен церкви Св. Николая.

Хотя почти с самого начала существования колокольни каждый час бой большого колокола предвещал перезвон нескольких маленьких колокольчиков, полноценный карильон был установлен в 17 веке и весил 30 тонн! Сейчас конструкция состоит из 54 колоколов и каждый час радует жителей и гостей Гента приятной мелодией.
А еще здесь можно послушать карильонные концерты. Они проводятся каждое воскресенье с 11:00 до 12:00. Кроме того, если вы окажетесь в Генте в первую пятницу месяца, то к 20:00 подойдите поближе к Белфорт и вслушайтесь в колокольный звон. Возможно вы узнаете знакомую мелодию из какой-нибудь оперы или даже современной поп-музыки.
http://www.belfortgent.be/nederlands/beiaard.html#1beiaardconcert
При желании можно подняться на башню, хотя, на мой вкус, виды сверху довольно посредственные.

Внутри есть несколько выставочных залов, где в том числе можно увидеть оригинальную фигуру дракона венчающего башню и механизм карильона.

К Белфорт примыкает вытянутое прямоугольное здание. Хотя в первый момент может показаться,что это часть здания колокольни, на самом деле оно было построено в середине 15-го века и там располагалась гильдия ткачей. Здесь проверялось качество ткани, измерялось количество товара, и главное, совершались сделки. Гильдия ткачей видна вот на этой старой открытке:

Компанию Белфорт и гидьдии ткачей составляет гораздо более новое здание построенное в 1741 году. Его фасад примечателен рельефом изображающим древнеримскую историю Цимона и Перо. Старик Цимон был осужден на смерть и был оставлен умирать от голода в камере. Перо, его дочь, добилась у тюремщика разрешения навестить отца. Не в силах видеть его страдания, она накормила его своим молоком. Под впечатлением от произошедшего официальные лица помиловали Цимона. Рельеф весьма символичен, т.к. именно здесь раньше располагался вход в городскую тюрьму и дом надзирателей.
На площади Эмиля Брауна стоит, пожалуй, самое противоречивое здание Гента - городской павильон (Stadshal). Не утихают споры местных жителей и туристов об этом броском сооружении построенном по проекту архитекторов Robbrecht & Daem и Marie-José Van Hee в самом сердце города. Я люблю современную архитектуру, так что у меня павильон не вызывает раздражения, тем более говорят что раньше на этом месте вообще была парковка, что тоже не особо красит окружающий пейзаж. А Stadshal, на мой взгляд, очень удачный пример совмещения современной архитектуры и традиций. Ведь покатая крыша павильона так типична для местных зданий. А если приглядеться, то заметите, что два "треугольника" крыши немного разной высоты, и эта пропорция повторяется в выходящем на павильон фасаде городской ратуши - там тоже верхние этажи не симметричны. Вот такой реверанс в сторону истории получился. Stadshal это замечательное городское пространство, которое действительно объединяет людей. Здесь удобно назначать встречи, спрятаться от дождя, просто отдохнуть и послушать музыку (ведь там стоит рояль, и любой желающий может сыграть), а может даже и потанцевать (не раз встречала там мастер-классы). На одной из экскурсий нам рассказывали, что в Stadshal можно даже устроить настоящее барбекю. В одной из "ног" крыши есть печь, а наверх выходит труба.
Кстати, не стоит забывать, что в проект Stadshal входит не только сам павильон, но и зеленые лужайки вокруг, где так здорово отдохнуть на траве с видом на знаменитые башни Гента.


Еще одно здание на площади Эмиля Брауна не так бросается в глаза, как Stadshal, церковь Св. Николая или Белфорт, но тоже интересное. Это дом масонской гильдии на пересечении Cataloniëstraat и Sint-Niklaasstraat. Это оригинальное здание 16-го века дополняют фигурки танцоров на башенках. Они исполняют танец мореска популярный в 16-17 веках. Танцоры с лицами накрашенными углем и одетые в старое тряпье с прикрепленными к нему колокольчиками кружились в диком вихре совершая ужимки, прыжки и пируэты.
(фото с сайта inventaris)

Между прочим, у этого здания есть брат близнец на на набережной Граслей. Построили здание ко всемирной выставке в 1913 г. по планам оригинала стоящего у церкви Св. Николая. Только танцоров на башенках не хватает.
Дальше можно заглянуть в церковь Св. Николая.
https://visit.gent.be/nl/sint-niklaaskerk-0?context=tourist
http://www.sintniklaaskerk.be/en

Строительство здания которое мы видим сегодня началось в начале 13 века (но и раньше на этом месте стояла церковь). Архитектура церкви относится к шельдской готике, для которой характерно использование темно-серого камня (в основном доставлявшегося из Турнэ), возведение высокой башни над средокрестием (если посмотреть сверху, то план церкви образует крест, и над пересечением двух линий креста и строили башню), а также строительство маленьких башенок по углам здания. Церковь Св. Николая в средние века была в самой гуще событий - рядом с рынком, портом и многочисленными домами различных гильдий. Неудивительно, что многие гильдии имели в церкви собственные капеллы. Признаюсь, церковные интерьеры зачастую оставляют меня равнодушной. Церковь Св. Николая, безусловно, красива, но не припомню ничего, что выделяло бы ее внутреннее убранство на фоне других бельгийских церквей.

Главный фасад церкви Св. Николая выходит на площадь Коренмаркт (Korenmarkt). Она издавна была экономическим и коммерческим центром Гента. Из названия (раньше оно было Korenaard) следует, что когда-то Коренмаркт служила причалом реки Лея, и здесь разгружали корабли с зерном. Часть нынешней площади занимала река, а здания которые мы сейчас видим на Граслей были построены позже. Даже после того как портовая деятельность ушла к северу Гента Коренмаркт вплоть до второй мировой войны служила рынком для торговцев зерном и семенами.
И сейчас здесь кипит жизнь. Вечерами шумят многочисленные ресторанчики, а днем снуют туда-сюда туристы то и дело норовя попасть под трамвай или велосипед. Кстати, старинную версию гентских трамваев можно разглядеть вот на этой открытке:

От Коренмаркт можно подняться на мост Св. Михаила.

Кстати, к названию моста нас отсылает скульптура на одном из фонарей, изображающая архангела Михаила убивающего дракона. Также, если стоять на набережной, то на опорах моста можно найти рельефы на морскую тему, изображающие корабли а также реки Шельду (обычно в виде мужчины) и Лею (лицо женщины).
Именно с моста Св. Михаила открываются традиционные открыточные виды Гента. С одной стороны - вид на башенный ряд Гента с церковью Св. Николая, колокольней Белфорт и собором Св. Бавона (увы, непонятно когда уже с него снимут леса). С другой стороны как на ладони видны набережные Граслей и Коренлей. Они как будто смотрят друг на друга через века - справа средневековая Граслей, а слева- 18-го века Коренлей.

Между ними протекает река Лея. В конце 13-го века здесь появляется очень важный порт. Примерно в то время был проложен канал Lieve ведущий от Гента через Дамме к Северному морю. Это путь играл чрезвычайно важную роль в торговле и снабжении Гента продовольствием, а позднее, когда город стал текстильным центром, корабли привозили сюда шерсть из Великобритании. Более того, Гент приобрел что-то вроде монополии на зерно. Суть в том, что каждый корабль поставлявший во Фландрию зерно через генсткий порт обязан был оставить в городе четверть груза. Это зерно хранилось в складах тут же, на набережных Граслей и Коренлей и затем продавалось на Коренмаркт. В середине 19-го века с постройкой канала Gent-Terneuzen порт переместился к северу города и теперь только здания на набережных Граслей и Коренлей напоминают о золотых годах торговли. Здесь каждое здание дышит историей. Мысленно пройдемся по Граслей начиная от моста.
В первую очередь мы видим богато декорированный неоготический комплекс выходящий одним фасадом на реку, а другим на Коренмаркт. Оказывается век назад это был почтовый офис. Об этом теперь напоминает лишь пара рельефов соответствующей тематики. Кстати, здание было построено относительно недавно (по сравнению с соседями) - в начале 20-го века, а в его создании участвовал архитектор Louis Cloquet. Тот самый, который проектировал здание вокзала Gent Sint-Pieters и несколько зданий в районе Bijloke. С постройкой почтового комплекса к башенному ряду Гента добавилась еще и часовая башня. Сейчас в здании почты располагается супермаркет.
(на фото здание почты слева)

А вот оно же (справа) почти сразу после постройки:

Следующее здание - дом свободных шкиперов (Gildehuis der Vrije Schippers). Их гильдия приобрела дом в 1530 г. и тогда же они возвели новый фасад в стиле брабантской готики. Над входом сохранился рельеф корабля типа каракка. Примерно на таких кораблях совершали свои экспедиции Колумб и Магеллан. Дом свободных шкиперов не следует путать с домом несвободных шкиперов стоящим на другом берегу на набережной Коренлей. Различие в том, что свободные шкиперы без ограничений перемещались по водным путям Фландрии, в т.ч. по самому Генту, а вот несвободным шкиперам было запрещено заводить свои корабли в центр Гента.
(фото с сайта inventaris)

Рядом с домом свободных шкиперов стоит здание, где в средневековье во времена процветания порта взвешивали зерно - Cooremeetershuys. Грузы приходивших в гентский порт кораблей отправлялись в этот дом. Здесь же замеряли товар, который должен был отправиться на прилавки Коренмаркт. Фасад здания относится к концу 17 века (год обозначен на фасаде) и примечателен сочетанием готики и барочных мотивов (картуши).
Следующее здание в ряду Граслей - Tolhuisje , наверно, самое маленькое в Генте, а возможно и во всей Бельгии. Зато по своему значению было одним из самых важных в 18 веке. Здесь собирались налоги с грузов разгружавшихся здесь же в порту. Несколько странное расположение здания объясняется следующим образом. В средние века фасады большинства зданий были деревянные, и была велика опасность возникновения больших пожаров. Чтобы огонь не перекидывался с одного здания на другое, между домами оставляли узкие аллеи (такой пример можно видеть и сейчас между домом свободных шкиперов и его соседом где взвешивали зерно). Позднее, когда дома стали строится в основном из камня, такие "прорехи" стали застраивать. Тут как раз оказалось, что у сборщиков налогов нет приличного здания. Так и появился миниатюрный особняк Cooremeetershuys.
Далее мы видим приземистый дом из серого камня - Korenstapelhuis . Это романское здание построенное в 13-м веке до 1734 года служило складом для зерна.

Следующее здание под названием Burgerhuis De Wapens van Zeeland относится к началу 18-го века. Увы, я не смогла разобраться, что здесь было раньше.

Рядом находится здание масонской гильдии - Den Enghel . Несмотря на его старинный вид оказывается что фасад был реконструирован ко всемирной выставке 1913 года, когда набережной Граслей старались вернуть исторический вид. Новый фасад гильдии возводили по проекту их старого здания находящегося рядом с церковью Св. Николая (здание с танцующими фигурками на Cataloniëstraat). Так что теперь в Генте есть дома-близнецы. На фасаде можно увидеть изображение ангела а также четырех раннехристианских мучеников - Северина, Севериана, Карпофора и Викторина, являющихся покровителями масонов.

Сосед масонской гильдии - здание Herenhuis het Maagdeken тоже молодое и было построено ко всемирной выставке 1913 года. Чтобы примерно представлять себе порядок цен на недвижимость в центре Гента приведу следующий пример: здание Herenhuis het Maagdeken в 2003 году продавалось за 1 100 000 евро.

Следующее не особо примечательное здание - 't Middelhuus en De Witte Leeuw 17-го века.

Затем Burgerhuis De Beerie 18-го века.

И, наконец, последний Hoekhuis, т.е. Угловой дом.

Коренлей и Граслей как-будто разделяют века. Коренлей выглядит значительно моложе, здесь в основном здания построенные в 18-м веке. Одной из интересных строений - дом несвободных шкиперов (1739г). В Генте была гильдия свободных шкиперов и несвободных. Последним до 1663 года запрещалось заходить во внутренние воды Гента, что создавало большое неравенство между гильдиями. Позднее, когда запрет был снят, гильдия несвободных шкиперов как могла старалась перещеголять соперника, в том числе построив прямо напротив конкурентов величественное здание с морскими мотивами на фасаде. А крышу венчает золотой кораблик, очень напоминающий мне адмиралтейство в моем родном Петербурге.

Также интересно здание с изображениями лебедей на фасаде. Обратите внимание, что птицы отвернулись друг от друга. Наверное, не просто так, ведь в этом здании когда-то располагался бордель.

Набережные Коренлей и Граслей это место с совершенно особенной атмосферой. Летом здесь кипит жизнь и бывает яблоку негде упасть. Иногда хочется скорее пройти мимо этого муравейника. С другой стороны поздно вечером можно прийти на почти пустую набережную и послушать уличных музыкантов, так что сердце замирает от красоты. Набережные это такой уличный клуб для молодежи. Увы, далеко не всегда культурной. Встречаются и шумные компании с бутылками пива, да и мусор бывает остается. С другой стороны для многих Коренлей и Граслей это одно из самых ярких впечатление о городе. Я помню как в один из моих самых первых дней в Генте мы впервые встретились с товарищами по учебе. Многие были в Европе впервые, и именно на Граслей начиналось наше знакомство с новыми друзьями, новой учебой и новой жизнью.


А как здесь было раньше? А вот так:

Сейчас это трудно представить, но когда-то здесь причаливали многочисленные торговые корабли:

Перейдем мост Св. Михаила и окажемся у одноименной церкви.
Церковь Св. Михаила (Sint-Michielskerk)
http://www.kerkeninvlaanderen.be/pages/kerk_00645.htm

Строительство основного здания церкви началось в 1440 году под покровительством монастыря Св. Бавона. В то время на другом берегу реки уже обосновались приходы церкви Св. Николая и церкви Св. Иакова, относящиеся к юрисдикции монастыря Св. Петра, так что монастырь Св. Бавона стремился нарастить свое влияние в важном центральном торговом районе города. Снаружи церковь выглядит несколько незавершенной, и это действительно так. Долгое время планировалось возвести высокую башню, которая была бы сравнима со знаменитыми церковью Св. Николая, колокольней Белфорт и собором Св. Бавона. В районе церкви Св. Михаила жило очень много состоятельных граждан, и казалось бы, не было проблем с финансированием, однако религиозные конфликты приводили к перебоям в строительстве, а в 1578 г. с приходом кальвинистов церковь подверглась значительным разрушениям. Затянувшееся строительство и растущие расходы так и не позволили возвести башню. Кто знает, сложись все иначе, может быть сейчас знаменитый башенный ряд Гента был бы на одну больше.
Церковь Св. Михаила я особенно люблю. Она кажется мне очень уютной и благодаря стенам красного кирпича вся окутана теплым розоватым цветом. В отличии от других гентских церквей здесь довольно много витражей. Правда большинство неоготических оконных проемов радуют глаз относительно современными работами, т.к. оригинальные витражи были утеряны во времена французского правительства в начале 19-го века. Интересно также рассматривать многочисленные мемориальные гербы знатных прихожан развешанные на стенах. А один из самых ценных экспонатов церкви - картина Антониса Ван Дейка "Распятие".


К зданию церкви Св. Михаила примыкает комплекс бывшего доминиканского монастыря. Свою историю он начинает в 1201 г., когда здесь была построена больница у капеллы Св. Михаила (большой церкви там тогда еще не было). Вскоре места стало не хватать, и больницу перенесли в район Bijloke (о нем я писала в рассказе про дорогу от Gent Sint-Pieters в центр города). Как раз в то время в Гент прибыл орден доминиканцев, и им отдали освободившееся здание. Монастырь быстро развивался и вскоре на набережной реки Лея уже располагался целый комплекс зданий, включающих в себя в том числе пивоварню и библиотеку. К конце 15-го века доминиканцы стали сильно вовлечены в политику города и заработали репутацию жестоких инквизиторов. В результате во время иконоборческого восстания 1566 г. кальвинисты разграбили монастырь и выбросили все книги из библиотеки в реку. Ходят легенды, что по книгам можно было как по мосту перейти с одного берега на другой.

Во времена Французской революции монастырь был закрыт и распродан. Увы, в те времена такая участь постигла многие религиозные заведения. Монастырь на долгие годы пришел в запустение и даже подлежал сносу, но, к счастью, в середине 20-го века его приобрел Гентский университет. Сейчас здесь располагается культурный центр включающий в себя несколько музеев, ресторан и конференц-центр.


От монастыря и церкви Св. Михаила можно вернуться на Коренлей и пройти дальше на улочку Jan Breydelstraat. Здесь располагается музей дизайна (о нем я рассказывала в музейной части) и множество уютных магазинчиков и ресторанов.

А еще отсюда можно свернуть в маленький зеленый оазис - сквер Appelbrugparkje. Со стороны он выглядит вот так:

Редко когда уютная скамеечка на набережной в Appelbrugparkje пустует. Место очень романтичное. Но уж если удалось застать его свободным, то не упустите возможность немного передохнуть и полюбоваться на Гент с новой стороны.
А еще отсюда можно зайти на мостик ведущий в ресторан. Оттуда тоже открываются симпатичные виды и можно увидеть одно из немногих зданий с деревянным фасадом. Большинство других домов из-за опасений возникновения пожара обзавелись каменными фасадами.

В конце Jan Breydelstraat на пересечении с Burgstraat стоит необычный дом известный как In de Draecke или De Gekroonde Hoofden. Он примечателен тем, что на фасаде изображены 14 графов Фландрии начиная от Балдуина I Фландрского и заканчивая испанским королем Филиппом II.

Еще пара шагов, и вот мы уже на мосту с которого открывается отличный вид на замок Гравестин (Gravensteen).

Хотя уже в 10-м веке здесь стояли деревянные укрепления, каменный замок близкий к тому что мы видим сегодня был построен в конце 12-го века графом Филиппом Эльзасским. На протяжении своей истории Гравестин успел побывать и монетным двором, и тюрьмой, и даже текстильной фабрикой. А сейчас здесь располагается музей (о нем я писала ранее).
Мощные стены замка никогда не знали борьбы с чужеземцами. Замок долгое время служил резиденцией графов Фландрии и противопоставлялся скорее не заморским врагам, а собственным гражданам. Собственно, замок осаждали четыре раза, и все время нападали недовольные жители Гента. Причем последний раз приходится на середину 20-го века, и бушевали в тот раз студенты из-за повышения цен на пиво!
Графский замок и окрестные площади долгое время были местом свершения жестоких казней. Особенно на этом поприще отличился Бодуэн VII Секира (граф Фландрии в 1111—1119 годах). Однажды он собрал жителей Гента и спросил, нет ли у кого жалоб, при этом на глазах у горожан палач разогревал масло в огромном котле. Вперед вышла пожилая женщина и указала на одного из рыцарей, который украл у нее корову и разрушил ее дом. Бодуэн VII приказал бросить преступника в кипящее масло, однако палач замялся, ведь все-таки речь шла не о простолюдине, а о рыцаре. Тогда граф Фландрии пригрозил палачу топором, и в результате провинившегося рыцаря бросили в котел прямо с доспехами. Так Бодуэн VII показал, что никакие слои общества не могут избежать правосудия. Говорят, именно после того случая ему дали прозвище Hapkin, т.е. Секира. Другая история произошла в Турнэ. Там граф приказал повесить десятерых рыцарей буянивших на проходившей в городе ярмарке. Причем он заставил их вешать друг друга по очереди, а последнего казнил сам. В общем, жестокие были времена. Не просто так в Гравестин выставляются многочисленные орудия пыток.
Кстати, сейчас производится пиво под названием Hapkin. Уже не жестокого ли графа вспоминали производители?

А на старинных картинах видно, что раньше стены замка были скрыты плотным рядом домов, и только в 1880 г. замок восстановили и расчистили территорию вокруг, так что мы теперь имеем возможность любоваться замком Гравестин во всей красе.


Вход в замок находится на площади Sint Veerleplein. Она названа в честь Св. Фараильды - покровительницы Гента. Фараильда жила в Генте на рубеже 7-8 веков и в юности дала обет целомудрия, но несмотря на это девушку отдали замуж. Свой супружеский долг она исполнять отказывалась, за что муж избивал несчастную. Но Фараильда была неприступна и так и осталась девственницей до конца своих дней. Овдовев, она посвятила себя благотворительности. Среди чудес приписываемых Фараильде - воскрешение гуся из одних костей и кожи, поэтому ее часто изображают с этой птицей.

Кстати, рассказывают, что 4-го или 5-го января, в день Св. Фараильды, в церкви Св. Николая можно увидеть стол на котором лежат камни в виде хлеба. Это связано с еще одним чудом Св. Фараильды. Говорят, что однажды в пору нищеты она постучалась в дом богатой родственницы и попросила хлеба. Жадная женщина сказала, что хлеба у нее нет, хотя на самом деле было очевидно, что у нее много запасов еды. Так и ушла Фараильда ни с чем. А после оказалось, что весь хлеб той женщины обратился в камень.
Но вернемся от религиозных историй на площадь Sint Veerleplein. В ее центре стоит одинокий фонарь. Вечерами он не загорается, и только изредка вспыхивает на секунду. Но это не поломка, и не нужно пенять на работу местных электриков. Этот фонарь - работа Alberto Garutti, и загорается он только тогда, когда в местном роддоме родители новорожденного нажимают на специальную кнопку, чтобы оповестить город о рождении малыша.
Честно говоря, не знаю, находится ли фонарь в рабочем состоянии. Ни разу за год в Генте я не видела его мигающим, зато пару раз он светился весь день напролет. Может быть в это день был беби-бум?

Еще на площади стоит колонна Sire van Maldegem увенчанная скульптурой льва. Она появилась здесь ко всемирной выставке 1913 г. В старину площадь Sint Veerleplein была местом наказания фальшивомонетчиков, и колонна является копией позорного столба когда-то стоящего на Groentemarkt. Свое название Sire van Maldegem носит по имени одного господина, который в 15-м веке нарушил местные законы (по всей видимости он не соблюдал гентские привилегии в торговле), и за это был обязан за свой счет заменить деревянные позорные столбы на каменные. Дорого, конечно, но все лучше чем самому у такого столба стоять. Да и имя теперь увековечено.
Здесь же на площади находится важная для гостей города точка - туристический офис. Правда пока до него дойдешь, уже половину достопримечательностей увидишь, ну да ладно, само здание тур. информации представляет интерес. Здесь раньше располагался рыбный рынок, о чем красноречиво намекают скульптуры Нептуна и рыб на барочном фасаде. А расположившиеся по бокам окна мужчина и женщина символизируют реки Шельду и Лею.


А с другой стороны в этом же комплексе рыбного рынка располагается ресторан. Его фасад выходит на слияние реки Лее и канала Lieve и очень эффектно смотрится со стороны.

От площади Sint Veerleplein можно через мост перейти на другую площадь - Groentemarkt (площадь овощного рынка).

В первую очередь на Groentemarkt выделяются мясные ряды (Vleeshuis) построенные здесь в 15-м веке. И сейчас здесь можно отведать фламандские деликатесы в средневековой атмосфере, когда прямо над головой развешены копчености.

Мясной рынок создавался с целью централизировать торговлю, урегулировать цены и стандарты качества.
У здания мясного рынка приютился небольшой белый домик - Galgenhuisje. Раньше здесь был этакий мясной рынок для бедный, здесь продавали требуху и сосиски. А сейчас здесь располагается один из самых маленьких баров Гента. Само здание, может быть, ничем не примечательно, а вот совсем рядом есть интересная деталь: Если приглядеться к месту где белое здание соединяется с мясными рядами, то можно заметить железные скобы выпирающие из стены. В далекие времена здесь приковывали заключенных перед казнью, или же просто нарушители закона выставлялись на суд прохожих. Вот они видны на старой открытке:

В хорошую погоду очень приятно отдохнуть на скамеечке на набережной Vleeshuistragel идущей вдоль здания мясного рынка.

На Groentemarkt часто можно встретить лотки с конфетами кубердон (Gentse neuzen). Эти маленькие фиолетовые конусы с жидкой начинкой являются традиционной сладостью Гента. Появились они в 1873 году, когда гентский аптекарь Де Винк придумал подавать лекарство в виде сиропа внутри таких конфет. На мой взгляд, кубердоны приторно сладкие, и мне даже одну штучку съесть противно, но есть люди которым очень нравится.
А еще здесь находится вход в одно из моих любимейших мест в Генте - Hot Club de Gand. Любителям живого джаза и неформальной обстановки это место должно прийтись по душе.
http://www.hotclub.gent/

Вернемся чуть назад и пройдем по набережной Kraanlei.

Гент не отстает от Брюсселя. В начале набережной над входом дома №17 стоит местный писающий мальчик. Раньше здесь торговали вином, поэтому владелец здания и разместил над дверью такой символ Бахуса.
Неподалеку можно заглянуть в интересный музей быта - дом Алейна (Huis van Alijn).

О его экспозиции было в музейной части рассказов о Генте. Раньше здесь располагалась богадельня. Своим возникновением она обязана вражде между двумя влиятельными семьями из ткацких кругов - Алейнов и Реймсов. Двое молодых людей из этих семей влюбились в одну девушку. Отец хотел отдать ее за Реймса, однако девушка была против и благоволила Алейну. Тогда оскорбленный Реймс с приспешниками убили соперника, его брата и еще несколько слуг. Причем сделали они это не где-нибудь, а в церкви. И так тяжелое преступление отягощалось местом произошедшего и тем, что Алейн был членом муниципалитета Гента. Реймсу пришлось бежать из города. Однако, через некоторое время он вернулся и получил помилование при условии выплаты крупного штрафа семье Алейн. В основном именно на эти деньги Алейны перестроили свой дом в богадельню.
В конце Kraanlei выделяются два богато декорированных дома (№79 и №81).

Первый из них посвящен христианским добродетелям и призывает накормить и напоить голодных, помочь больным, освободить заключенных, приютить путников, поделиться одеждой с нуждающимися.

Соседнее здание украшают фигуры символизирующие веру, надежду и любовь. Крышу венчает скульптура Марии с младенцем. Также на фасаде можно найти рельефы изображающие пять чувств - обоняние, осязание, вкус, слух, зрение.
Перейдем через мост и сразу слева будет здание 14 века Huis De Lelye. Когда-то здесь была пивоварня (о чем свидетельствует изображение лилии над дверью), а потом дом выкупил мельник, и на фасаде появились рельефы с соответствующими сценками.
Мельница:

Избыток муки подают нищему:

Продажа муки:

Рядом на набережной стоит известная достопримечательность. Про местный "царь-колокол" я уже упоминала, но в Генте имеется и своя "царь-пушка" - Безумная Грета (Dulle Griet). Свое имя пушка взяла у персонажа фламандского фольклора, безумной Греты, которая пошла войной на сам ад. Вот так эта дама выглядит на картине Питера Брейгеля в музее Майер ван ден Берг в Антверпене:

А гентская безумная Грета штурмовала всего лишь бельгийский город Ауденарде, и то была захвачена противниками и вернулась в Гент только в 1578 г. Эта пушка была очень крупная для своего времени, и ядра для нее весили почти 300 кг!

Взгляд в прошлое:

От пушки Дулле Грит рукой подать до просторной Пятничной площади (Vrijdagmarkt).

Vrijdagmarkt всегда была центром протестов и демонстраций, поэтому неудивительно, что центре площади стоит памятник очень важной личности в гентской истории - Якобу ван Антервелде. Во время Столетней войны Фландрия оказалась между двух огней - Францией и Англией. Графом Фландрии в то время был Людовик I Неверский, и он поддерживал французскую сторону. В отместку король Англии Эдуард III наложил эмбарго на поставку шерсти, и Гент, все богатство которого было основано на производстве сукна страдал от безденежья и голода. Тогда группа знатных горожан во главе с Антервелде свергла правительство, вынудив Людовика бежать во Францию. Сам Антервелде при этом стал правителем города вплоть до своей трагической смерти. Во время своего правления он укреплял связи с Англией, что благотворно сказалось на торговле шерстью и тканями. Однако Антервелде подозревали в крупных растратах а также в том, что он планирует сделать герцогом Фландрии сына английского короля Эдуарда. Антервелде слишком сильно рассчитывал на поддержку из Англии, и в пустую тратил энергию на попытки вернуть бывшие фламандские владения на севере Франции. Он стремительно терял свою популярность и однажды, по возвращении с очередных переговоров с Францией, он был убит разъяренной толпой в собственном доме.
Очевидно, со временем мнение горожан об Антервелде изменилось, и в середине 19-го века ему воздвигли памятник. Любопытно, что в этом монументе Антервелде указывает рукой в сторону Великобритании.

Vrijdagmarkt долго оставалась центром политической жизни города. Например, в 1666 толпа собралась по случаю коронации Карла II (короля Испании с 1665 года):

Сейчас бунтарский дух ушел, и на Vrijdagmarkt можно посидеть в уютных барах или, если повезет, попасть на какой-нибудь концерт. Вечером на площади приятно заглянуть в бар Dulle Griet
http://www.dullegriet.be/en/Pub-De-Dulle-Griet-Ghent.aspx

Бар знаменит тем, что в нем подают более 400 (четырехсот!!!) видов пива. В какой-то момент я думала, что такое число упоминается для красного словца. Любопытство взяло верх, и я заглянула на сайт заведения в меню. Сбилась со счета где-то на 200-м сорте пива. Но я не большая любительница спиртных напитков, так что для меня наличие вишневого крика уже в радость. А туристов здесь обычно больше всего интересует аттракцион с пивом квак. Во-первых, при заказе не удивляйтесь, что официант потребует отдать ваш ботинок - это залог за стакан. А стакан немного напоминает химическую колбу, и надо обладать изрядной сноровкой, чтобы не пролить содержимое на себя.
На Vrijdagmarkt стоит одно из моих любимых зданий в Генте - Ons Huis - штаб-квартира социалистической партии Гента. Его роскошный фасад в стиле ар-нуво ярко выделяется на фоне остальной площади застроенной в основном домами 18-го века.

В углу площади стоит симпатичное здание с узкой башней - это гильдия кожевенников построенная во второй половине 15-го века.

По старым открыткам видно, что раньше площадь была намного зеленее.

От пятничной площади приятно прогуляться по красивой улице Baudelostraat. Здесь богато декорированные особняки начала 20-го века выстроились один за другим и образуют гармоничный ансамбль с одной стороны вдохновленный средневековыми мотивами (отсюда остроконечные крыши), а с другой отражающий современные тенденции архитектуры модерна.

Большинство зданий построены по проекту Jacob Gustaaf Semey. Baudelostraat планировалась как продолжение торговых площадей Vrijdagmarkt - на первых этажах должны были располагаться роскошные магазины. Сейчас, однако, многие витрины выглядят запущенными.

На фасадах можно найти множество любопытных изображений - религиозные сюжеты (дом Адама и Евы), просто цветы и животные (дом с петухами и подсолнухами), и даже технические мотивы.

Рядом с Пятничной площадью находится церковь Св. Иакова. Здание относится к началу 12-го века и несет в себе черты романской архитектуры и шельдской готики.

По выходным у церкви разворачивается блошиный рынок. Здесь царит живая доброжелательная атмосфера. Рынок совсем не туристический. Да, встречаются здесь и сувениры, но и что-то для быта вполне можно прикупить. Я вот очень удачно приобрела плоскогубцы всего за 1 евро. Но для меня самая прелесть заключается в целых коробках старых открыток. Так здорово рассматривать еще черно-белые виды Гента и сравнивать их с современным обликом города.
От церкви можно пройти по Belfortstraat, свернуть на Onderstraat и там заглянуть в неприметный переулок Werregarenstraat более известный как улицы граффити. Этот переулок полностью отдан на растерзание начинающим уличным художникам. Его окраска регулярно меняется и накладывающиеся одни на другие граффити в первый момент радуют глаз своей пестротой. Но если приглядеться, то толковых работ там не бывает. Werregarenstraat это забавный туристический аттракцион, этакая показная свобода - "смотрите, как мы лояльно относимся к стрит арту". А вот за действительно стоящими работами, например, Roa надо идти совсем в другие злачные места.

Переулок с граффити выводит к одному из самых впечатляющих зданий в Генте - городской ратуше. Здесь в одном комплексе происходит столкновение веков - фасад в стиле пламенеющей готики (возведен в середине 16-го века) переходит в элегантный ренессансный фасад ритмично декорированный колоннами дорического, коринфского и ионического ордеров.

А вот она же лет сто назад:

Завершим прогулку на площади Св. Бавона (Sint-Baafsplein).

В центре площади стоит фонтан и памятник посвященный Яну Франсу Виллемсу. Он был поэтом, историком, политическими общественным деятелем начала 19-го века. Активно боролся за сохранение фламандской культуры в Бельгии, особенно после объявления ее независимости в 1830 г.
Выделяется здание Королевского Нидерландского театра. На фасаде привлекает сграффито работы Constant Montald изображающее Аполлона в колеснице сопровождаемого музами.

Конечно, доминантой площади является собор Св. Бавона (Sint-Baafskathedraal).
http://www.sintbaafskathedraal.be/
Увы, сейчас его фасад скрыт лесами, и остается довольствоваться боковыми стенами, которые тоже неплохо смотрятся, особенно в обрамлении цветущих кустов.


Уже в десятом веке на месте собора стояла капелла, которая в 11-м веке была расширена в романском стиле. Кстати, остатки этой постройки можно увидеть в соборе и сейчас. Интерьеры собора величественные, но не одни они манят туристов.


Главный магнит собора Св. Бавона - гентский алтарь работы братьев ван Эйк (кстати, позади собора им установлен памятник). Алтарь находится в отдельном зале и вход туда платный. Кроме того в свободном доступе есть фотокопия алтаря, она находится в одной из капелл собора.
Вот мы и вернулись почти к началу маршрута.

На этом я окончательно завершаю прогулки по Бельгии и по Генту. Гент - удивительный город, и каждый раз возвращаясь туда или читая о нем, я нахожу все новые и новые детали, о которых не знала раньше. Здесь царит дух свободы и каждая улица дышит историей. Все напоминает о далеких годах средневековья, когда бурлила торговля. Рабочие кварталы и фабрики отсылают ко временам активного развития промышленности, зарождения социалистического движения и бурной политической жизни. И сейчас, во многом благодаря огромному Гентскому университету, город продолжает развиваться. Он не законсервировался в туристическую открытку, здесь жизнь течет своим чередом, и это прекрасно.

Гент для меня совершенно особенный город. Он кардинально изменил мою жизнь и я не могу не думать о нем со сладкой тоской в сердце. И если в пьесе Метерлинка (кстати, уроженца Гента) синяя птица Счастья казалась недостижима, то я свою нашла в Генте.

 Сообщить модератору



Екатерина, спасибо вам огроменное за столь интересные подробности о моём очень любимом Генте. Читал и наслаждался. Наслаждался и читал! Спасибо!!!
Цитата:

Гент для меня совершенно особенный город.

Вот в этой фразе под каждой буквой подпишусь!
Евгений, большое спасибо! Рада Вас видеть на протяжении всей моей бельгийской "эпопеи". Надеюсь, что туристы собирающиеся в Гент найдут в моем рассказе что-то новое для себя. Эх, жалко расставаться с рассказами о Бельгии, но уже пора было закрывать эту тему и потихоньку переходить к другим красотам - я теперь в Чехии живу, так что моя карта "must see" здесь растет не по дням, а по часам)
Цитата:

туристы собирающиеся в Гент найдут в моем рассказе что-то новое для себя.

Да это не рассказ, а живой путеводитель по центру Гента.
Цитата:

я теперь в Чехии живу

Слов нет что-то сказать, одни положительные эмоции! Ну вы, блин, даёте!(с).
Большое спасибо за такие подробные рассказы о Генте! Давно смотрю в его сторону, хотя пока побывать там не довелось. По неизвестной для меня самой причине в Бельгии именно Гент привлекает больше всего...

Кстати, про фонтан памяти покойного мэра Эмиля Брауна: если учесть, что он умер в 26 лет, а мэром был в 1895–1921 годах, получается, что мэром он стал в 20! У нас в этом возрасте думают не о благоустройстве города, а совсем о другом...
Цитата:

я теперь в Чехии живу

Будем ждать очередной путеводитель! :))
Спасибо , прошелся с Вами снова, в прошлом мае у нас была хорошая гид, я даже все не запомнил, жаль, что деревья вырубили с Пятничной площади, времени свободного было очень мало-все побежали напротив театра после осмотра алтаря в сувенирные магазинчики. Кружева красивые в рамке-цветок, котик и другие картинки, я купил цветок в корзинке.
В свое время даже не предполагал, что какой - то город в "старой" Европе может быть круче Брюгге. Но, Генту это удалось :)
Катюша, ты большая умница! Спасибо огромное за Гент! И успехов в Чехии. Не забывай с нами делиться впечатлениями и познаниями.
Цитата:

Ну вы, блин, даёте!(с).


Евгений, сама удивляюсь)
Зарянка, спасибо!
Цитата:

если учесть, что он умер в 26 лет, а мэром был в 1895–1921 годах, получается, что мэром он стал в 20!


Странно, вот не в первый раз встречаю фразу, что Эмиль Браун умер в 26. Насколько я знаю, он родился в 1849 и умер в 1927 в почтенном возрасте 77 лет. Вот его портрет:

Leshenka, спасибо! Жаль, что у Вас вышел несколько суматошный визит.
Алексей Смирнов, а мне бывает жалко, что так часто сравнивают Брюгге и Гент. Мне кажется они совсем разные по атмосфере, и оба по-своему прекрасны.
Sergusha, спасибо! Чехия прекрасна, но есть одна проблема - отличная транспортная доступность в другие страны, это отвлекает)
Цитата:

Мне кажется они совсем разные по атмосфере

абсолютно разные!
Цитата:

есть одна проблема - отличная транспортная доступность в другие страны, это отвлекает)

я бы первым делом съездила в Бастай) Мечта моя.
Цитата:

Гент для меня совершенно особенный город.
Вот в этой фразе под каждой буквой подпишусь!


Да!
Цитата:

В свое время даже не предполагал, что какой - то город в "старой" Европе может быть круче Брюгге. Но, Генту это удалось :)


И еще раз - да!
Спасибо огромное!
Цитата:

Странно, вот не в первый раз встречаю фразу, что Эмиль Браун умер в 26. Насколько я знаю, он родился в 1849 и умер в 1927 в почтенном возрасте 77 лет.

Надо же, а я как-то прочитала об этом, и поверила... Подозреваю, что кто-то один ошибся, а интернет растиражировал...Спасибо за поправку, буду знать.
Вот еще одна фотография:

На фотографии король Альберт I, королева Елизавета и мэр Эмиль Браун (справа) на открытии Всемирной выставки в Генте в 1913 году. Очень харизматичный!))
Ашатан, спасибо!
Зарянка, спасибо за комментарий! Очень люблю старые фотографии. А где Вы ее взяли? Я бы еще посмотрела)
Зарянка, спасибо! С удовольствием полистала. Фотографии очень хорошие. Эх, надо бы мне тоже научиться думать прежде чем щелкать фотоаппаратом направо и налево)
Будучи неделю назад в Брюсселе, выбирала, куда на денёк выехать для разнообразия... чуть-чуть разбавить модерн.
Выбирала между Гентом и Амстердамом, выбрала последний.
А Гент так прекрасен в вашем рассказе, что теперь немного жаль, что не его (
Вот хоть разорвись!))
Цитата:

По выходным у церкви разворачивается блошиный рынок. Здесь царит живая доброжелательная атмосфера.



Мы как раз попали в Генте на такой блошиный рынок. Впечатление своеобразное. Несколько рядов были плотно заполнены торговцами нацисткой символикой. Многие продавцы возраста весьма почтенного стояли в нацисткой форме, один дедуля продавал "Майн Кампф", причем он уверял, что это прижизненное издание времен фюрера. Фото у меня имеются, но я не знаю, можно ли их выкладывать. А то привлекут за пропаганду.
Но сам Гент очень понравился, а Ваш рассказ со старинными гравюрами просто великолепен. Жаль, что его не было в то время, когда я готовилась к поездке.Спасибо за рассказ
Lelia, а мне-то как жалко, что я пропустила фестиваль ар-нуво в Брюсселе... Поделитесь потом впечатлениями?
Цитата:

Многие продавцы возраста весьма почтенного стояли в нацисткой форме, один дедуля продавал "Майн Кампф", причем он уверял, что это прижизненное издание времен фюрера. Фото у меня имеются, но я не знаю, можно ли их выкладывать. А то привлекут за пропаганду.


Циля, жуть какая. Никогда бы не подумала, что в Бельгии такое может быть... Вы не могли бы, пожалуйста, пару фото в личку прислать?
Екатерина, вот не могу обещать...(
Надеюсь, Наташа (Ашатан) напишет рассказ, у неё чудесно получается рассказывать о модерне.
А у меня так бывает, когда очень-очень понравилось, то я почему-то не могу писать- все слова кажутся какими-то... недостаточными что ли... не передающими ощущений и впечатлений ...
Екатерина, спасибо за очередную прогулку с Вами. Для меня это всегда увлекательно.

В отличие от абсолютного большинства форумчан, оставивших здесь комментарии, Гент оставил весьма спокойное послевкусие больше на уровне познавательности, чем душевного настроя.

Очень благодарна Екатерине, за ее рассказ о модерне Гента. Пройдя пешком от вокзала по ее маршруту, мы получили наиболее яркие впечатления от города. Может быть, они даже затмили увиденное в старом центре города.

Цитата:

При желании можно подняться на башню, хотя, на мой вкус, виды сверху довольно посредственные.



Металлические (оцинкованные и т.п.) крыши всегда смотрятся хмуро и неживописно...

Цитата:

Я люблю современную архитектуру, так что у меня павильон не вызывает раздражения



Наверно, по той же причине у меня он тоже не вызвал отторжения. Напротив, оживил "картинку".
Меня, не только в этом случае, привлекают такие авангардные архитектурные вкрапления. Если они выполнены талантливо, то я ощущаю некую преемственность в передаче прекрасного различными стилями в различные исторические эпохи. Это действует на меня воодушевляюще. Город продолжает жить полноценно и насыщенно.
Ольга, спасибо большое! Очень рада, что мой маршрут Вам пригодился.
Цитата:

Металлические (оцинкованные и т.п.) крыши всегда смотрятся хмуро и неживописно...


Я честно говоря в последнее время перестала подниматься на башни. В первых поездках ни одну не пропускала, а теперь приелось. Просто в Генте было время посетить все, вот я и полезла. А вообще подъем на Белфорт я считаю совсем не обязательным туристическим аттракционом.
Цитата:

Меня, не только в этом случае, привлекают такие авангардные архитектурные вкрапления. Если они выполнены талантливо, то я ощущаю некую преемственность в передаче прекрасного различными стилями в различные исторические эпохи. Это действует на меня воодушевляюще. Город продолжает жить полноценно и насыщенно.


Абсолютно с Вами согласна. Я категорически против бездумной застройки исторических районов безликими бизнес и торговыми центрами, но очень радуюсь, когда вижу вдумчивый подход с отсылками к окружающему пространству.
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Про Гент от влюбленной в город почти жительницы: в центр города от ж/д вокзала Gent-Dampoort.
2Про Гент от влюбленной в город почти жительницы: Прогулка в сторону Rabot. Где поесть/выпить
3Про Гент от влюбленной в город почти жительницы: долгая прогулка от Gent-Sint-Pieters до центра.
4Про Гент от влюбленной в город почти жительницы: общие впечатления и обзор музеев
5Долгая дорога к Розовому городу. Или экскурсионный путь из Шарма в Петру от А до Я
6Чем заняться в плохую погоду в Петербурге: самые интересные музеи города и тайны, с ними связанные
7Подмосковье. Скромный Путевой дворец в Солнечногорске и веселый кино-город
Отдых в Бельгии
Бельгия: отели
Отели Гента
Отели Льежа
Остенде
Погода в Бельгии
Отдых с детьми
Рейтинг отелей:
57.Best Western Premier Sodehotel La Woluwe 4+
58.NH Atlanta Brussels 4+
59.Sofitel Brussels Le Louise 4+
60.Aris Grand Place 4+
61.Le Dome 4+
62.Best Western County House 4+
63.Gulden Vlies 4+
лучшие отели Бельгии
Фото отелей:
50.Van Eyck, Бельгия [2]
51.The Hotel, Бельгия [2]
52.Floris Karos Hotel Bruges, Бельгия [2]
53.Navarra, Бельгия [2]
54.Ibis Gent Centrum Opera, Бельгия [2]
55.Belmont, Бельгия [1]
Популярные отели:
29.Guesthouse Abiente отзывы
30.Made in Louise отзывы
31.Best Western County House отзывы
32.Aqua отзывы
33.Eden Antwerp by Sheetz Hotels отзывы
34.Hilton Brussels Grand Place отзывы
35.Ibis Bruxelles Centre Gare du Midi отзывы
Отзывы по отелям:
85.Бельгия, Guesthouse Abiente [1]
86.Бельгия, Coco-Mat Residence [1]
87.Бельгия, Erasmus [1]
88.Бельгия, La Vieille Lanterne [1]