03.03.17 22:52:28
Новогодние каникулы в Лондоне. Часть 3. Необязательные прогулки. 
Время отдыха: январь 2017

НОВОГОДНИЕ КАНИКУЛЫ В ЛОНДОНЕ.
ЧАСТЬ 3. НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ.



Первая часть с некоторыми полезными сведениями здесь https://www.otzyv.ru/read.php?id=199980
Вторая часть с началом рассказа о Лондоне здесь https://www.otzyv.ru/read.php?id=200010

Лондон настолько разнообразен, что в принципе каждый может там найти для себя что-то по интересам и пристрастиям. Имея цель показать сыну главные достопримечательности, я всё-таки и себя не обидела. Постаралась найти компромисс.

Мне очень хотелось попасть в Шекспировский театр "ГЛОБУС".

Пусть это реконструкция (как сейчас многие любят говорить с пренебрежением - новодел), но зато какая! Конечно мне очень хотелось бы пойти туда на спектакль, но зимой они не идут (или почти не идут - об этом позже). Репертуар этого театра в основном пьесы Шекспира. И ставят их исключительно в классическом ключе, с красочными костюмами, соответствующими эпохе пьесы. Никаких шенелей, пиджаков, арестантских роб или школьной пионерской формы, захлестнувших современные театры. Нет, я не против новых прочтений и интерпретаций шекспировских пьес. Я видела многие (и некоторые очень достойные), но в результате стала скучать по классическим постановкам. Да если ещё в самом "Глобусе"! Но не судьба. Опять.

В принципе как замечательно эта труппа ставит пьесы Шекспира я знаю. Имела счастье видеть их постановку "Сна в летнюю ночь", когда они привозили этот спектакль в Москву осенью 2014 года. Для бОльшей аутентичности они создали на сцене Театра им. Моссовета копию сцены в "Глобусе". Снимок мой, если что. Сфотографировала на телефон перед началом спектакля, пока актёры бродили по сцене, играя средневековую музыку для создания атмосферы.

Те, кто при словах "пьеса Шекспира", впадают в уныние и ужас, имеют шанс избавиться от фобии перед этим монстром, побывав на спектаклях "Глобуса". Это красочно, весело (если позволяет сюжет) и увлекательно. Как мы смеялись над последней сценой представления "Пирама и Фисбы" (это пьеса в пьесе - приём, так любимый Шекспиром) в "Буре"! Зал был доведён до такого состояния, что аплодировал стоя минут десять наверное. Давно я не слышала таких оваций на московской драматической сцене. 

Кроме того, в Москве теперь (и кажется уже и в других российских городах) есть возможность смотреть в кинотеатрах лучшие постановки театров мира. "Глобус" я пропустила, к сожалению. Вроде живёшь в Москве, но суета повседневной жизни не всегда позволяет вырваться. Успела посмотреть "Гамлета" с Кэмбербетчем в постановке "Национального театра" (незабываемо!). А глобусовскую "Бурю" пропустила. Зато потом нашла в Интернете. Просто восторг! Как-то так случилось, что "Бурю" я видела много раз в разных интерпретациях и в кино, и в театре. Даже видела одну голландскую постановку для детей! Эта последняя пьеса Шекспира долгое время была не популярна, а сейчас просто все ставят на перебой. Глобусовский вариант просто отличный. Хотите посмотреть? Идите по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=qQKK7-h7JMo
Это версия с кустарным переводом на русский язык. Увы, без перевода уже не нашла :(. На Amazon можно купить диск, кажется. Мелькало в сети.

Что-то я увлеклась... 

Попасть в "Глобус" можно с экскурсией. Она входит во все скидочные системы.
Стандартный билет для взрослого стоит 16 фунтов.
Информацию о спектаклях и экскурсиях можно найти на сайте
 http://www.shakespearesglobe.com/

Театр находится в районе Саутворк на берегу Темзы, противоположном историческому центру Лондона. Теперь к нему очень легко попасть, просто пройдя через Мост Миллениум, слева от которого видно круглое белое здание, стилизованное под фахверк. 

Другой вариант - приехать на метро до станции Лондон Бридж (London Bridge) и дальше по набережной пешком до театра.

Экскурсия проводится только на английском языке. Надо прийти чуть пораньше, чтобы успеть посмотреть музей при театре, который рассказывает о создании "Глобуса", его восстановлении, о районе вокруг в шекспировскую эпоху, об артефактах, найденных здесь при раскопках и т.д. Музей интересный, но мы, к сожалению, не успели посмотреть всё, так как пришли всего лишь за 15 минут до начала. 

Экскурсоводом у нас была молоденькая девушка, худенькая и юная. Говорила она очень бойко, быстро, но интересно и понятно. Как ни странно при такой скорости речи. Наверное имеет театральное образование и поставленную речь.

Исторический "Глобус" был совсем не большим. Круглое здание без крыши со сценой и галереями в три яруса. Он стоял среди маленьких, традиционных для того времени домов.

Сейчас вокруг него выстроены вспомогательные помещения (костюмерная, гримёрная и т.п.), 2 кафе, сувенирный магазин. Сувениры весьма оригинальны. Продают разные шапки, сумки, футболки и т.п. с цитатами из шекспировских пьес с сильным уклоном в современность. Короче, многое рассчитано на молодежь, отравленную субкультурой. Окровавленные сердца на футболках к пьесе о Ромео и Джульетте, череп на рэперской шапке, но со словами "Бедный Йорик" и т.п. Хотя есть и милые девчачьи вещицы с феями, эльфами и цветочками. Благо, что пьесы Шекспира дают простор воображению. Я купила себе диск с музыкой Елизаветинской эпохи, а у сына теперь есть шапка с черепом бедного Йорика :). 

Первое внутреннее помещение имеет дуб посередине. Это напомнило мне дом Одиссея и Пенелопы, выстроенный вокруг дерева. Совсем не в тему, но у каждого свои ассоциации.

Чтобы попасть в сам "Глобус", мы снова вышли на улицу, полюбовались на окрестности...

и вошли в эту дверь, как когда-то люди входили в театр прямо с улицы.

После чего мы попали в круглое пространство "Глобуса" (удачное, надо сказать, название). Вроде ничего особенного, но я испытала восторг (может быть потому что у меня есть предыстория и личные причины). 

Рассказ экскурсовода был очень интересным с истинно английским юмором. Фотографировать разрешают и дают на это достаточно времени. История создания первого "Глобуса", пожара и второго строительства очень вдохновляющие, но не менее интересна и поразительна сама история реконструкции театра в наши дни.

Экскурсовод спросила группу: "Кто знает Джуди Дэнч?" Мы что-то все растерялись. Она стала называть кучу фильмов, пока все не согласились, что вспомнили её. "А, ну да! Джуди Дэнч! Как же, как же, знаем!" 

Оказывается театр "Глобус" во многом воссоздан благодаря её многолетним усилиям. Её и американского актёра Сэма Уэнамейкера (Sam Wanamaker). Вернее инициатором и вдохновителем конечно был Сэм Уэнамейкер.

Когда в 1949 году он приехал в Лондон, то поразился, что память о Шекспире была увековечена всего лишь бронзовой доской на кусочке стены старой пивоварни в Саутворке. Постепенно в его голове сложился беспрецедентно дерзкий план - восстановить в Саутворке шекспировский театр. С 1969 года до самой своей смерти в 1993 году он работал над созданием "Глобуса". Джуди Дэнч была его постоянным соратником. Также как и архитектор Тео Кросби. Сэм и Тео умерли до момента открытия театра, первая постановка пьесы в котором состоялась в 1996 году. Я была в Лондоне в 1998 году и очень хотела пойти на спектакль в недавно открывшийся "Глобус", но моя подруга меня отговорила и вместо этого мы пошли на джазовый концерт в парк. Позже я об этом пожалела.

Была проведена колоссальная исследовательская работа (археологическая, историческая, архивная) в попытках сделать театр таким каким он мог быть в то время. Надо было получить разрешение властей на использование места, строительство и т.п. И надо было собирать деньги, которых всё время не хватало, из-за чего работы часто останавливались. Эти люди поражают и восхищают меня. Тщательность, упорство, глубина и основательность, с которой они работали, невероятны. Деньги собирались по подписке. Многие актёры, режиссёры и просто люди, любящие театр, давали столько денег, сколько могли. 

В своём стремлении к аутентичности не останавливались ни перед чем. Они даже использовали специальный английский дуб для строительства, как в шекспировские времена. Между прочим, когда потом я читала буклет о "Глобусе", купленный в сувенирном магазине, меня позабавило характерное британское чувство особости, отделённости от континентальной Европы. Там было написано, что для опор и основной конструкции использовался английский дуб, а для скамей "породы европейских деревьев". Вы чувствуете это высокомерие и отстранённость? Какие-то там породы. Не будем уточнять какие. Где-то там в Европе. Ну для скамеек пойдут. Даже не используется термин "континентальная Европа". Потому что по большому счёта английский менталитет не мыслит себя частью Европы. И никакие Евросоюзы не способны это исправить. Поэтому Брэксит абсолютно закономерное и ожидаемое явление. Они с самого начала входили осторожно, как кошка, "чисто приглядеться". Пригляделись и не понравилось. Поэтому мне странно, что Европа так болезненно реагирует на Брэксит. Они так и не поняли англичан? Может надеялись на то, что те изменятся? Напрасно. Англичане в своём британоцентризме перешли в британоглобализм. Пардон - это так, реплика в сторону.

Как истинные британцы, создатели не позволили себе никаких вольностей. Раз у шекспировского "Глобуса" не было крыши, то так тому и быть. Поэтому партер там под открытым небом. Как и в шекспировские времена, билет в партер самый дешёвый, и люди там смотрят спектакль стоя, независимо от погоды. Если идёт дождь, значит они открывают зонтики (у кого есть). Наша экскурсовод шутила: "Часто ли идёт дождь? Это же Англия!" Если хотите комфорта, то берите билет на сидячие места под навесом, но они гораздо дороже. Также как и раньше, туда могут попасть только люди с тугим кошельком. Зато в ясную летнюю ночь вы можете наслаждаться театром шекспировских времён под звёздным небом. Ну ладно, допустим, что в большом городе сейчас звёзд не видно из-за электричества. Тогда просто под открытым небом. Всё равно ведь здорово! Правда?

Актёрам больше повезло. Над сценой есть крыша. Сцену, кстати, тоже постарались сделать по всем правилам того времени. В ней нет никаких крутящихся механизмов, занавеса или подсветки. Всё естественно. Актёры выходят всегда из дверей на сцене, или из зала. Партер они вообще всячески вовлекают в действо. Так что зрителям там тоже достаётся :). 


Потолок сцены раскрашен в традиции тех времён - небеса с созвездиями Зодиака. Есть балкончик, на котором стоит Джульетта, разговаривая с Ромео, и который по разному используется в других пьесах.

Именно поэтому спектакли в "Глобусе" идут только с мая по октябрь. Зимой там просто холодно. Я, кстати, ужасно замёрзла во время экскурсии, и потом ещё долго отогревалась в кафе театра чаем. Между прочим, выяснилось, что зимой в театре есть ограниченное количество спектаклей, но идут они в закрытом театре, который тоже задумал Сэм Уэнамейкер. Поэтому он носит его имя. У Сэма была идея сделать зимний театр, как у труппы Шекспира. Потому что когда у труппы первого "Глобуса" дела пошли настолько хорошо, что они начали строительство закрытого театра в Блэкфраерс через реку. Такие пьесы как, например, "Зимняя сказка" Шекспир писал для театра в Блэкфраерс. Теперешний зимний театр располагается тут же, но к сожалению у труппы до сих пор не хватает денег, чтобы его закончить. Они продолжают собирать деньги по подписке и принимают их от всех желающих, кто хочет помочь. Представления там проводятся при свечах. Мне очень захотелось туда пойти, но мой сын отказался смотреть спектакль по сказкам Андерсена. Да и я, увидев, что весь сюжет крутится вокруг ужасно грустной истории "Девочка со списками", решила, что наверное не надо. Хотя, если бы я была одна ... 

История создания театра труппой Шекспира в XVII веке не менее захватывающая и интересная. Конечно всю её здесь не рассказать. Слишком много фактов известно и изучено, так что история "Глобуса" восстановлена в подробностях, вплоть до бухгалтерских книг. А предприятие между прочим было очень прибыльным. Спектакли в "Глобусе" временами стоили дороже, чем в соседних театрах "Лебедь" и "Роза". "Глобус" был третьим театром, который открылся в этом районе.

Райончик, кстати, в те времена был не из лучших в Лондоне. Его даже и Лондоном трудно назвать. Скорее пригород за рекой. Лондон на рубеже XVI-XVII веков занимал по нынешним мерках совсем не большой участок. Примерно от моста Блэкфрайерс до Тауэрского Моста. При этом он был самым густонаселённым городом Англии (также как и сейчас). В начале века в нём жило около 200 000 человек. Для сравнения во втором по величине городе Норвич жило 15 000 человек.

А через реку был всего один мост. "Как вы думаете какой?" - спросила нас экскурсовод. Среди нас нашёлся один знаток: "Лондонский мост!" Это теперь он самый невзрачный и не интересный, а тогда он представлял собой целый город с магазинами и домами на нём, как это часто было в Европе того времени.

Из таких мостов в Европе сохранился только Понте Веккьо во Флоренции (Риальто в Венеции тоже по этому принципу построен, но он не совсем такой). Так вот перебраться из Сити в Саутворк было не так уж просто. Лодки только для богачей. Иногда зимой Темза замерзала, но это случалось только в очень холодные зимы. Тогда народ свободно ходил по реке и вёл всякую активную жизнь на льду, как это показано на макете из музея театра:

Поэтому здесь селился бедный и свободный люд. Городским властям Сити и священникам было трудно сюда добраться и их юрисдикция здесь не работала. Посему здесь были очень развиты разные увеселительные заведения: бордели, игорные дома, петушиные и собачьи бои, медвежьи забавы и театры. Актёров в Сити не жаловали. Так что постепенно большинство театров перебралось сюда. Конечно и на правом берегу были театры, но они, как правило, были под покровительством каких-нибудь богатых вельмож или короля. Первоначально и Шекспир принадлежал к такой же труппе - Лорда Чэмберлена, где служил актёром. Там были сложные перипетии юридического и финансового характера (аренда закончилась, протесты местных вельмож против строительства театра в Блэкфрайрс и многое другое), которые заставили актёрскую труппу решиться на собственное предприятие  - создание своего собственного театра на паях. Шекспир был одним из пайщиков (и стал благодаря этому вполне состоятельным человеком), одновременно актёром и драматургом.

Для этого они и перебрались в Саутворк, где уже существовали весьма популярный в народе театр "Роза" и не менее популярный театр "Лебедь". В 1599 году "Глобус" открылся и сразу стал очень популярным. Однако, во врем представления 29 июня 1613 года из-за того, что пыж, вылетевший из пушки (в спектакле должны были полить пушки в честь прибытия короля Генриха VIII) попал на соломенную крышу над галереями. Блестящее представление кончилось полным уничтожением театра. Но через год театр был восстановлен и уже никаких соломенных крыш. Поэтому сейчас навесы над галереями покрыты мхом, как во втором "Глобусе". Современный "Глобус" на самом деле воспроизведён по сведениям об обоих первых театрах, потому что никто точно не знает до конца как выглядел первый "Глобус" и как выглядел второй. Зато теперь у нас есть прекрасная возможность побывать в третьем. Чему лично я была очень рада.

Напоследок маленький бонус для тех, кто любит британский театр и британский юмор. Посмотрите это видео. Оно на английском, но там в основном всё понятно. Потому что произносимую на все лады фразу узнает всякий. А сколько знаменитостей! А самый главный - в конце ;).

Для тех, кто может посмотреть на Фэйсбуке, даю ссылку лучшего качества. На youtube не очень хорошо видно.
https://www.facebook.com/tjournal/videos/1023513324404837/?pnref=story

Закончив с "Глобусом" мы решили осмотреть левый берег Темзы, район, который носит название САУТВОРК И БЭНКСАЙД.
От увеселительных заведений былых времён здесь не осталось и следа. Во время промышленной революции район приобрёл соответствующее лицо. Разные производства, над старинным Боро-маркетом нависла железная дорога. В общем район не имел особой привлекательности до рубежа XX-XXI веков. Театр "Глобус", галерея Тейт-Модерн, Мост Миллениум оживили округу и у него началась вторая жизнь. Я была приятно удивлена. Это отличный пример того как можно преобразовать промышленный район, не блещущий особыми красотами, в интересное, современное городское пространство, сохраняющее исторический дух и подлинную историю места.


Здесь сохранились и старые улицы от бывших доков, и окно-розетка XIV века, и старинная тюрьма Клинк, в котором сейчас очередной музей ужасов и жестокостей (мы в такие не ходим) и маленькие деревенские домики. 



И всё это самым причудливым образом соединяется в единое очень интересное современное пространство.

От бывших старых зданий здесь мало, что осталось. Но они есть. Старые дома XVII-XVIII века.

Может быть в каком-то таком доме жил Кристофер Рен, который действительно обитал здесь во время строительства Собора Святого Павла на противоположном берегу. И кстати колокола Собора выплавляли где-то здесь в литейной мастерской, которая не сохранилась.  

Живописный паб XVIII века под названием "Якорь" ("The Anchor") красуется на набережной. Паб здесь существовал издавна, сгорел, потом был восстановлен и это здание дошло до наших дней. Мы зашли внутрь.Симпатичный.Типичный английский бар - тёмный, деревянный, основательный.

Рядом с ним расположен "Винополис". Это крытая галерея, которая состоит из дегустационных залов вина, музея виноделия и виноградарства и конечно винных магазинов. Думаю, ценителям хорошего вина будет чем там заняться. Я туда не пошла дабы не развращать несовершеннолетнего спутника :).

Саутворк знаменит своим другим пабом "Георг", здание которого уцелело с XVII века. Это один из немногих пабов в Лондоне, который сохранил внутренние галереи, конюшни и места для экипажей. Во времена Шекспира в его дворе устраивались спектакли. Исследователи предполагают, что Шекспир бывал здесь. Это логично. Ведь "Глобус" рядом. Мы хотели найти его, но Бэнксайд так закружил нас, что в конце концов мы не пошли его искать. 

А закрутил нас сначала Боро-маркет. Я забыла про него. Но когда мы вдруг увидели вот это, в моей голове что-то щёлкнуло и всплыло это название - БОРО-МАРКЕТ.


Этот рынок был здесь со времён Средневековья и на нём велась оптовая торговля фруктами и овощами. В конце XVIII века над ним прошла железная дорога. Но как ни странно он теперь выглядит от этого очень экзотично под сенью старых железнодорожных перекрытий. И теперь это модное в Лондоне место, где торгуют здоровой, экологичной едой и разными деликатесами из Европы и Британии.


Здесь можно отведать блюда разных стран от самых простых, до самых экзотических. Стоит всё не дорого (сравнительно), потому что это ведь не ресторан. Хотите индийское карри, испанскую паэлью, французских колбасок, итальянского сыра или устриц? Всё к вашим услугам.

Столиков мало. Но можно поесть за общим деревянным столом, если хватит места. Удовольствие сомнительное зимой. Но мы так сделали, вместе с разноязыкой толпой туристов. Кого там только не было. И китайцы, и испанцы и ещё Бог знает кто :).

Я и в Англии найду кусочек Франции. Шла на запах :)). Потом уже заметила, что на лавке написано по-французски "Нормандия в Лондоне".

В подлинности товара сомнений не было. Вид и запах говорили сами за себя. И продавец говорил по-французски. Накупила разных сыров, из-за которых жутко провонял холодильник подруги. Но странное дело. Что-то в Лондоне они мне не пошли. В результате домой я накупила в супермаркете английского чеддера (который я обожаю) и была весьма довольна.

Пока кружили по рынку, наткнулись на готический собор, к которому рынок примыкает вплотную. Кафешки и лавки просто окружают собор, наводя на мысль о средневековых торговых площадях вокруг церквей.

Оказалось, что это САУТВОРКСКИЙ СОБОР - второй после Вестминстерского собора крупный готический храм в Лондоне! А я его не знала и в нём не была. Он строился 200 лет с начала XIII-го по начало XV-го века. Поскольку последующих перестроек было много, то не все части собора относятся к Средним векам. Но я бы не сказала, что это испортило его внешний вид. 

Мы конечно в него зашли и не пожалели. Готические соборы Англии на удивление лёгкие и светлые. В своё время меня поразил собор в Бате своим изумительно светлым и тонким обликом внутри. Как-то от англичан этого не ожидаешь. Саутворкский хоть и не такой светлый, как в Бате, но зато не такой перегруженный капеллами и гробницами, как Вестминстерский.

Вход в собор необычный. Через закрытую галерею, защищающую от непогоды и разрушения старинную стену. По-видимому это результат реставрации, проведённой в 2000 году. Окошко скромно и элегантно украшено к Рождеству.

В соборе всё ещё стояла рождественская ёлка у алтаря.

Неожиданно мы увидели здесь памятную доску в честь Сэма Уэнамейкера: "С благодарностью Сэму Уэнамейкеру. Актёру, режиссёру, продюсеру (1919-1993), чьё воображение восстановило Шекспировский театр "Глобус" в этом приходе Бэнксайда". Согласитесь что не каждый актёр, тем более американский, удостаивается чести иметь памятную доску в английском соборе.

Память Уильяма Шекспира тоже увековечена в соборе монументом и окном, с витражами на сюжеты его пьес. Почему бы и нет? "Глобус" рядом, Шекспир проводил в этом районе много времени, наверняка и в соборе бывал. Ведь здесь в 1607 году был похоронен его брат Эдмонд.

Не все герои на витражах легко узнаваемы, но Гамлета узнает всякий.

И я радостно узнала волшебника Просперо из "Бури", в ногах которого пресмыкается несчастный уродец Калибан. Почему-то мне всегда его жалко.

Естественно это не единственные монументы и памятные доски в Саутворкском соборе. Без этого он не был бы английским собором. Поскольку людей там нет, никто не мешает, мы никуда не спешили, то изучили некоторые из них. А там есть прелюбопытные, между прочим.
Как вам, например, нравится вот такой монумент? Он меня заинтриговал.

Оказалось, что он посвящён памяти одного из самых знаменитых лекарей Лондона, жившего в XVII веке. Доктор Лайонел Локер (Lionel Locker) прославился своими чудесными пилюлями, которые по его утверждению способны были вылечить от всего. Он называл их Pillulae Radiis Solis Extractae. Считалось, что одним из ингредиентов этих пилюль был солнечный луч или солнечный зайчик. По-моему этот доктор очень в духе шекспировской эпохи. Наверняка знаменитый драматург о нём слышал. И может быть даже был знаком. Ведь Локер родился и жил в Суатворке.

А вот о ком Шекспир точно знал - так это о поэте Джоне Гауэре (Jhon Gower), могила которого также находится в соборе.

Гауэр жил на рубеже XIII-XIV веков и был весьма знаменит для своего времени. Он был юристом и политиком, что совершенно не мешало ему писать стихи и даже быть придворным поэтом королей Ричарда II и Генриха IV. Поскольку он писал на французском, латыни и английском, его литературное наследие сейчас доступно в основном специалистам. Он был близким другом Джеффри Чосера - автора "Кентерберийских рассказов", который считается одним из основоположников английской поэзии. Чосер даже вставлял его стихи в свои произведения и посвятил ему свою поэму "Троил и Крессида".

Это я узнала из надписи в храме. А вот про то, что Шекспир вывел Гауэра в качестве участника хора в своей пьесе "Перикл" мне поведал всезнайка Интернет. Вот "партия" Гауэра в хоре:

   "Из праха старый Гауэр сам,
   Плоть обретя, явился к вам.
   Он песню древности споёт
   И вас, наверно, развлечёт.
   Не раз и в пост, и в мясоед,
   Под шум пиров или бесед
   Та песня для вельмож и дам
   Была приятна, как бальзам,
   И озаряла их, как Гелиос,
   Et bonum quo antiquius, eo melius
   Но если вам, чей ум живей,
   Я, старец, песенкой своей
   Могу понравиться сейчас —
   Мне лестно позабавить вас."

Чего только не узнаешь, читая памятные доски в Саутворкском соборе!

А перед фасадом собора мы встретили вот такую современную скульптуру на тему то ли средневекового рыцаря, то ли спартанца.

Надо сказать, что собор был отреставрирован в 2000 году в рамках программы обустройства района. Территория вокруг была расчищена и благоустроена. Создали лужайки и симпатичный спуск реке, куда мы и направились. Набережная в Бэнксайд преобразована в отличное место для прогулок. С неё открываются замечательные виды на правый берег, с вездесущими чайками, которые в Лондоне настоящие фотомодели. Они с удовольствием позируют туристам. И даже особенно есть не просят. Хотя и не отказываются :).

Мне особенно нравится Саутворкский мост. Такой красочный и очень подходит по стилю к Боро-маркету, по-моему.

Мы прогулялись по набережной до крейсера "Белфаст" - участника Второй мировой войны, который стоит тут на приколе, как крейсер "Аврора" в Санкт-Петербурге. Его можно посетить, так как теперь это военно-морской музей. Билет входит в Лондопасс и 2FOR1.

Но почему-то мой сын не захотел туда идти, что для меня стало неожиданностью. Вроде мальчик. Я настаивать не стала, потому что сама по себе я бы никогда на военный объект не пошла.

Вместо этого, мой сын вдруг вспомнил, что читал про то, что где-то здесь находится копия "Золотой Лани" Фрэнсиса Дрейка. Опять меня удивил. Я эту информацию пропустила. Пошли её искать и нашли довольно быстро. Правда она нас разочаровала. Вблизи корабль показался каким-то кустарным и не настоящим. Всё-таки это реконструкция и похоже не самая тщательная. Но сам факт присутствия корабля главного пирата Елизаветы I, славно послужившего английской короне, в шекспировских местах грел мне душу. Хорошая идея.

Гораздо больше нам понравился другой корабль, на который мы случайно наткнулись блуждая по округе. Мы там полдня прокружили. Так нам нравилось бродить по Бэнксайд. Вернее это не совсем корабль. Это современная скульптура некоего Дэвида Кэмпа под названием "Мореплаватели". Но лично я её называю "Левиафан". Даже не знаю почему. Может быть из-за его лица и каких-то вёсел сбоку, похожих на ласты?



В любом случае видно, что это какая-то сказочная рыба, чудовище. Чудо-юдо Рыба-кит. Но мачта, астролябия и другие причиндалы мореплавателей превращают эту рыбу в фантазию на тему полуфантастических рассказов о дальних морских путешествиях. Причём фантазия в стиле стим-панк, которым мой сын сейчас очень увлекается. Галерея, в которой мы увидели эту скульптуру, полна разных кафе и магазинчиков. В одной лавчонке мы купили сыну маленькие часы почти в стиле стим-панк. Китайские конечно, но что делать. Теперь всё делается в Китае.

Увлечение моего сына стим-панком завело нас ещё в одно место. На маленький художественный рыночек во дворе церкви Сент-Джеймс. Я прочитала в Интернете, что там иногда выставляет свой товар какой-то лондонский магазин, торгующий товаром в стиле стим-панк.

Но для этого нам надо переместиться обратно на правый берег Темзы и выйти на всем известную улицу ПИКАДИЛЛИ.
На эту улицу с её знаменитой маленькой площадью Пикадилли Сёркус мы попадали несколько раз, так как к ней сходятся множество лондонских маршрутов.


Улицы вокруг здесь всё ещё были украшены в Рождеству. Мне очень понравились светящиеся ангелы, парящие над городом. Особенно приятно было увидеть их в канун православного Рождества 6 января.

На Пикадилли Лондон совсем другой. Здесь архитектура периода Регентства, которая характеризуется весьма помпезным стилем.


И здесь находятся одни из самый дорогих магазинов, известных ещё с XVIII-XIX веков. И где же ещё быть магазину, торгующему русской чёрной икрой и водкой?

Здесь множество изящных торговых галерей с маленькими, но отнюдь не дешёвыми магазинчиками. Мы нырнули в одну.

В ней сразу вспомнились лондонские модники, джентельмены, дэнди и Оскар Уайльд. Потому что только истинный эксцентричный лондонский богач будет одеваться в такие пиджаки и халаты.

А носки! Я знаю, что сейчас модно носить яркие мужские носки даже с деловым костюмом (что считается особым шиком). Но эти носки превзошли все мои фантазии на тему мужского гардероба.

Выйдя из галереи с другого конца, мы повстречали того, для кого этот товар собирается тут уже более 200-х лет. Как там было у Александра Сергеевича Пушкина?
"Острижен по последней моде.
Как денди лондонский одет
И наконец увидел свет...
"

Стоит этот денди на маленькой улочке, параллельной Пикадилли, под названием Джермин-стрит. Оказывается на ней издавна располагаются шикарные магазины истинно английской одежды для мужчин (читай, истинных джентельменов). Потому видимо и поставили здесь эту скульптуру, которую я про себя прозвала "Онегин". Мне она понравилась гораздо больше шумной соседки и дальше мы уже гуляли по ней.


А что же художесвтенный рынок у Сент-Джеймс чёрч, спросите вы? А ничего особенного. Совсем маленький.

И стим-панка особого мы там не нашли. Был какой-то маленький лоток всё с такими же китайскими поделками на эту тему. Правда сын долго вокруг него крутился, так что в конце концов купили компас с солнечным часами в нём. Просто сувенир на память.

Товар там есть любопытный, но в целом рынок без концепции. Просто разные необычные вещи или результат творческой фантазии разных художников. Одна лавка была, например, с окаменелостями. Это скорее художество природы, чем человека. Но они были просто потрясающие. Жаль стоят дорого.

Одна женщина продавала красивые украшения по виду из золота. Оказалось, что все они сделаны из какого-то бразильского растения. Она показывала тонкие прутики, из которых всё это было сделано. Поверить не возможно. Были часы из старых пластинок. Можно купить в подарок какому-нибудь меломану. Ну и конечно чашки и плошки всех мастей.


И неожиданный привет из России. Товар один в один, как на Арбате. Матрёшки, шапки-ушанки, павлово-посадские платки и т.п.

Понравился очаровательный садик сбоку от церкви с маленьким барочным фонтанчиком и толстенькими путти. Неожиданно было увидеть его рядом со строгой англиканской церковью.

Очаровательные, хулиганские толстуны.

Оказалось, что этот садик разбит в память о мужестве британского народа в борьбе с гитлеровской Германией. Там есть памятная доска. Неожиданное соседство рядом с таким барочными карапузами. Пыталась выяснить в Интернете откуда они здесь взялись, но ничего толком не нашла. Зато узнала, что Церковь Сент-Джеймс - творение Кристофера Рена. Никогда бы не подумала. Оказывается - это барокко! Причём Кристофер Рен любил её чуть ли не больше всех своих остальных церквей. Такая скромная церковь. Здесь Кристофер Рен проявил истинно британскую сдержанность. И ещё оказалось, что здесь крестился один из самых загадочных и мистических поэтов Англии - Уильям Блейк.

Руководство этой церкви отличается весьма либеральными взглядами, между прочим. Здесь проводятся различные конференции на тему мирного взаимодействия разных конфессий и  религий, совместные экуменические молебны. И это довольно известная концертная площадка. Причём музыка здесь исполняется далеко не всегда духовная. Очень часто здесь бывают концерты этнической музыки (может викарий увлекается этим стилем?), и однажды они дошли даже до того, что разрешили провести здесь концерт американской рок-группы R.E.M.

Довольно оригинальный выбор группы, одна из самых популярных композиций которой называется "Losing my religion" ("Теряя мою религию"). Интересно, они её там пели? Оригинально бы она звучала в стенах церкви. Впрочем текст песни не имеет никакого отношения к религии. Её автор Майкл Стайп объяснил однажды, что в его родном южном штате США выражение “to lose one’s religion” означает «быть доведенным до крайности», «терять терпение». И песня не о потери веры, а о страстном увлечении кем-то. Но это не мешает клипмейкерам во всю использовать религиозные аллюзии в клипах на эту песню. Как, например, здесь.


Вот такая либеральная церковь оказалась. Так что проведение по субботам в её дворе  художественного рынка вовсе не случайность. На меня церковь совсем не произвела впечатление ни изнутри, ни снаружи. Даже снимки получились смазанными. Хотя нельзя не отметить её изящества и утончённости. Но мои чувства молчат в англиканских церквях. Мне они напоминают абсолютно светские помещения. Хотя может быть просто я равнодушна к таким церквям.

Готика и романский стиль - вот моя страсть. Поэтому я не могла не посетить одну весьма знаменитую церковь, которая благодаря писателю Дэну Брауну стала местом паломничества туристов. Так что теперь приходится брать вход за плату, как в музей. Не помню точно сколько. Несколько фунтов. Кажется не больше пяти.

Речь идёт конечно же о ТЕМПЛЕ - церкви тамплиеров, которую Дэн Браун вплёл в свой роман "Код да Винчи". Вот куда мне точно надо было. Тамплиеры - это моя тема. Да и район интересный - Холборн. Впрочем, его также называют Темпл, как в средневековье. Когда-то он целиком принадлежал тамплиерам, у которых здесь был целый квартал с казармами, тренировочными базами, складами.  Мы делали туда два подхода. Один раз зашли вечером, так как оказались рядом, но церковь была закрыта. Посмотрели расписание на двери и в следующий раз пришли уже утром в яркий солнечный день.

При тамплиерах (в XII веке) церковь была исключительно круглой формы. Длинный неф был достроен позднее в XIII  веке по приказу короля Генриха III, который захотел быть здесь похороненным. Но обошлось. Его вместе с женой похоронили в Вестминстерском аббатстве вместе с другими королями. Тем не менее первоначальный замысел церкви был нарушен. Какой она была при тамплиерах можно понять, если зайти с такой, стороны, чтобы прямоугольный неф не был виден.

Почему тамплиеры предпочитали круглые формы для своих церквей? В португальском Томаре главная церковь замка тоже в форме ротонды. Считается, что рыцари-храмовники таким образом воспроизводили везде ротонду Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Сравните (фото справа не моё, так как в Храме Гроба Господня я не была).

Конечно Дэн Браун не мог обойти стороной эту церковь в его литературной игре, в которой Святым Граалем является тело, по венам которого течёт кровь Христова. Символическая могила Христа в ротонде иерусалимского храма, символические могилы (кенотафы) рыцарей в лондонской ротонде Темпла в конце концов привели во Францию к истинному телу обладательницы христовой крови, которая при этом сама эти поиски и вела. Несмотря на то, что я не фанатка этой книги (я вообще только фильм смотрела), но мне любопытно следить за кружевами фантазии автора, который правда так жутко всё перевирает, что за голову хватаешься. Но игра всё равно любопытная и версии красивые.

Конечно мне хотелось взглянуть лично на загадочные кенотафы рыцарей. Раньше считалось, что это могилы, но в ходе реставрации церкви после бомбовых ударов гитлеровской авиации (повредивших её) выяснилось, что под плитами тел нет. Загадка этих надгробных плит в разных позах рыцарей. Вразумительных объяснений тому почему все они лежат в разных довольно странных позах пока никто так и не предложил.


Всё это кенотафы реальных людей, самым знаменитым из которых является конечно Уильям Маршал, 1-й граф Пембрук. Рядом с ним кенотафы его четырёх сыновей.

Личность просто уникальная. Его жизнь буквально переплелась с жизнями нескольких английских королей. Он сопровождал Элеонору Аквитанскую в битве при Пуату, был ранен и попал в плен. Элеонора его выкупила и включила в свою свиту. Позже он стал членом свиты её супруга Генриха II Плантагенета, который тогда владел довольно большой частью Франции, и в чьей резиденции - замке Шинон в долине Луары -  мы однажды с сыном с удовольствием побывали.
Он осуществил паломничество в Палестину после того, как не смог уберечь от смерти наследника престола Генриха Младшего. Он был наставником наследника в турнирных и рыцарских делах и участвовал в восстание баронов, которое Генрих Младший возглавлял против своего отца Генриха II. Не везло королю в семейных делах - и сыновья и жена были против него. О времена! О нравы! В одном из боёв Генрих Младший был убит и Маршал счёл разумным удалиться подальше от двора. Впрочем, возможно он чувствовал свою вину и решил замолить грехи. Так или иначе, но по возвращении Генрих II включил его в свою свиту. На редкость не злопамятный король.

Уильям Маршал отблагодарил его. Он фактически спас жизнь Генриху II, когда тот воевал против сына Ричарда Львиное Сердце. В решающем бою Генрих был вынужден бежать, преследуемый сыном, Маршал убил копьём коня под Ричардом и, благодаря этому, Генриху удалось уйти живым. Ричард не держал на него за это зла. Во-первых, Маршал оставался верен законному королю, во-вторых, избавил Ричарда от греха отцеубийства. Поэтому как только он стал королём после смерти Генриха, то поручил Маршалу освободить из заточения свою мать Элеонору Аквитанскую, которая была помещена туда мужем за поддержку сыновей. Кроме того, Ричард отдал в жёны Маршалу одну из самых богатых невест Англии Изабеллу де Клер, благодаря чему он и стал графом Пембруком и невероятно богатым.

При Иоанне Безземельном он сначала попал в немилость, а потом сыграл очень важную роль в урегулировании отношений с баронами. Его подпись стоит на Хартии Вольностей среди подписей 25 баронов, как гаранта её соблюдения. Правда Иоанн отказался её соблюдать, но это уже частности. И он фактически возвёл на престол 9-летнего сына Иоанна Безземельного - того самого Генриха III, который пристроил неф к церкви тамплиеров. Маршал был регентом при малолетнем Генрихе III. Какая длинная, трудная и славная жизнь!

Вот за какие заслуги хоронят в церкви тамплиеров. Быть погребённым в ней считалось так же почётно, как  быть погребённым в Иерусалиме. Впрочем, где тела? Загадки-загадки-загадки.

Справедливости ради, надо сказать, что пристроенный позднее неф совсем не плох. Красивые витражи, тонкие, готические формы.

Кристофер Рен и здесь отметился. После Большого лондонского пожара церковь пришлось реставрировать (заметьте, она уцелела) и реставрацией конечно руководил Рен, благодаря чему он выстроил здесь деревянный алтарь, который удалось спасти во время гитлеровской бомбёжки.

Ротонда кстати имеет несколько уровней и мы поднялись на галерею по крутой лестнице, где свисает верёвка от церковного колокола. Дабы избежать неприятностей с туристами, там висит табличка с деликатной просьбой не дёргать за верёвку.


В круглой галерее оказалось вполне светское помещение,

в котором экспонировалась выставка на тему смертной казни в США (это одна из немногих стран в Западном мире, которая до сих пор применяет  смертную казнь) под названием "Кто живёт, кто умирает, кто решает".

Жуткие вещи там экспонировались.
Мне больше там понравился старинный пол.

Между прочим, наличие столь странной для церкви выставки объясняется очень легко. Церковь многие века поддерживается и сохраняется юристами. Дело в том, что после того как все земли у тамплиеров отобрали, их передали юристам, которые в то время жили и держали здесь свои конторы.

Это так называемые иннз-ов-корт - типично английская форма адвокатских образований. Она уходит своими корнями в Средние века. Юристы традиционно селились здесь в постоялых дворах при суде, прибывая в Лондон по судебным делам. По-английски постоялый двор - "инн" (inn). Когда эти постоялые дворы полностью стали квартирами и конторами юристов, название "инн" уже вошло в традицию. А мы же знаем, что ничто так долго не живёт в Англии, как традиция. Теперь в Лондоне 4 таких инна: Линкольнс-Инн, Грейс-Инн, Миддл-Тэмпл и Иннер-Тэмпл. Всякий адвокат должен вступить в один из таких иннов (как у нас в коллегию адвокатов). Получить квалификацию адвоката можно только сдав экзамен и отобедав 24 раза в своём инне. Вокруг церкви тамплиеров находятся как раз 2 инна Миддл-Тэмпл и Иннер-Тэмпл. Мы прошлись по их дворикам.



Я заглянула в некоторые окна. Любопытно было посмотреть на английских коллег. Всё также, как у нас. Сидят за столами бок о бок, уставившись в компьютеры, обложенные бумагами и папками. "Ой, нет. Только не сейчас. Я ведь ещё в отпуске." Я быстро потащила сына оттуда.

Скопление адвокатских контор здесь весьма уместно. Ведь рядом Верховный или Королевский суд Англии. Это здание узнает каждый не только потому, что оно последнее время постоянно мелькает в новостях из-за громких процессов с участием русских олигархов, но и потому что оно просто очень красиво. Раньше я думала, что оно имеет средневековое происхождение. Оказалось, что оно построено в 1882 году в стиле неоготики викторианской эпохи.

И мне всегда нравился этот средневековый дракон. Вернее я думала, что это дракон и что он средневековый. А на самом деле это грифон и народился он на свет в 1880 году. Ох и наивная я была в молодые годы :). Это  так называемый Темпл-бар. К выпивке никакого отношения не имеет, если вдруг кому так показалось из названия. Переводится как "Застава Темпла". Это монумент, отмечающий границу между Сити и Вестминстером.


В Средние века королю было запрещено без разрешения въезжать в Сити (всё-таки англичане - очень оригинальная нация). Чтобы въехать в этот независимый район нужно было церемониально испросить разрешения. В этом месте были ворота. Король должен был подъехать к ним, постучать и попросить разрешения войти. Лорд-мэр спрашивал "Кто там?" (во наглец! что не видно по карете и наряду кто это?!). Король спокойно отвечал: "Король Англии". Ах, вот кто к нам пожаловал! - догадывался наконец лорд-мэр. Чтобы как-то скрасить неловкость своей недогадливости и откровенной слепоте, он тут же предлагал королю меч Сити и ключи от Лондона. После чего король мог проезжать. Хорошо, что ворота сгорели во время Большого пожара 1666 года. Уж не король ли поджёг надоевший ему город? Но лондонцы не угомонились. Кристофер Рен опять помог. Он выстроил здесь арку. И церемония продолжалась. Правда уже не так часто, а только в особых случай. Просто, чтобы поддержать традицию. Это же Англия!

Но и арке пришёл конец. Она просто стала мешать активному автомобильному движению. Тут и так не широкие улицы. Да ещё эта арка. Её убрали и отправили на отдых рядом с Собором Святого Павла (где её до сих пор можно увидеть). А что делать с традицией въезда короля? Это же традиция! Вот и поставили этот монумент и иногда они до сих пор чисто символически проводят этот ритуал въезда короля (вернее теперь королевы) в Сити. Удивительные люди. Вот почему они тут грифона поставили - у меня идей нет. Вообще-то грифон изображён на гербе одного из четырёх адвокатских иннов. Но вряд ли из-за этого.

Между прочим, Холнборн район не только юристов. Долгие годы здесь обитали представители ещё более беспринципной профессии - журналистов.
Темпл-бар стоит как раз в конце маленькой, но очень знаменитой улицы Флит-стрит. В английском языке это название стало синонимом слова "пресса". Первая типография была открыта здесь в XV веке, после чего на пять веков это было главное место английской печати. Здесь располагались типографии и издательства, в том числе самых знаменитых английских газет. Но в конце XX  века типографии переехали, а за ними и издательства. Сейчас здесь по-прежнему базируются только издательства "Рейтер" и "Пресс ассошиэйшн".

Да, я же забыла рассказать как найти Церковь тамплиеров. Это не просто, между прочим. Надо выйти на Флит-стрит, найти старинный чёрно-белый дом, который носит название "Зал Принца Генри" (тоже само по себе интересное здание, достойное внимания). Он виден на левой фотографии.

Там ворота (их видно на фото), который ведут в Миддл-Темпл инн. Теперь там даже висит указатель "Церковь Темпл" (Temple Church).

Пройдя в ворота, вы попадаете в узкую улочку, в конце которой уже виднеется крыльцо ротонды.

К церкви можно попасть и просто через переулок перед этим домом. Но я два раза его пропускала. А выходила всегда из него :). Для ориентира там шлагбаум.


На Флит-стрит множество кафе и баров, в которых когда-то заседали журналисты, в ожидании новостей из Вестминстера, а теперь в основном юристы празднуют свои победы в суде или "выпускают пар" после трудовой недели. Завсегдатаем местных баров, между прочим, был Уильям Шекспир. Известно, что его любимым заведением был бар "Митра". Ведь здесь были типографии, а он был драматург. Кстати, некоторые его пьесы ставились в зданиях юридических иннов. "Комедия ошибок" была впервые поставлена в Грейс-инн, а в Миддл-Темпл однажды давали "Двенадцатую ночь".

Некоторые бары имеют весьма старинный вид. А в других отражается в окнах Королевский суд (правда, строго говоря, это уже улица Стрэнд).

Район этот настолько интересный, настолько наполненный разными эпохами, историями и персонажами, что здесь можно провести весь день, если внимательно смотреть на каждый дом, улицу, церковь или подворотню. У меня не было такой возможности. Только фотографии деталей, которые щёлкала, проходя мимо.

Ну как пройти мимо Ллойдс банка и Чайного дома Твайнинг, тем более что они такие красивые?

И ещё мне очень понравились эти два красавца, которые украшают вход в компанию "Бритиш Американ Тобакко". Не знаю историю здания, но Гермесы (а я думаю, что это скульптуры именно греческого бога торговли, путешественников и воров) хороши.


А знаете без чего для меня Лондон - не Лондон? Без парков. И хотя, эту часть я назвала "Не обязательные прогулки", но парки - это обязательное в Лондоне. Как теперь принято говорить must see и must do. Когда я первый раз попала в Лондон, то эти парки меня поразили и покорили. Можно даже сказать, что тогда они мне понравились в Лондоне больше всего. Меня можно понять. Это было лето. А что такое английский парк летом? Это маленькая копия рая. Англичане абсолютно "сдвинуты" на садоводстве и парковом дизайне. Примерно так, как французы "сдвинуты" на кулинарном искусстве. Конечно зимой в полной мере этого не оценить, но в парк идти всё равно надо. В любую погоду.

У меня конечно есть любимый парк - Сент-Джеймский. Просто в то лето я жила рядом и этот парк как первая любовь. Поэтому мы сначала пошли туда. Тем более, что денёк выдался исключительно солнечный. Помахав Биг Бену ручкой, мы пошли по длинной аллее с огромными старыми деревьями.=12.8pxИ пусть на них нет листвы, но эти гиганты так фактурны, от них веет такой силой, что дух захватывает.

Конечно никакой особой зелени в парке не было. И увы, клумбы не блистали своей роскошью. А летом тут такое, такое!


Но пруд, чудесный старинный пруд с птицами был на месте.

Разнообразие пернатых в Сент-Джеймском парке меня всегда поражало. Как в зоопарке.


Кто там только не водится!

И конечно белки. Они там повсюду. Мы на них уже не реагировали (настолько насколько вообще можно не реагировать на этих милейших созданий). Просто мы к тому моменту уже съездили в Гринвич, а там просто царство белок.

Сент-Джеймский парк в его теперешнем виде создан Джоном Нэшем по заказу Принца-Регента (который позднее стал королём Георгом IV) в 1826-1827 годах. Джон Нэш - ещё один знаменитый английский архитектор, который сильно повлиял на облик Лондона. Этот стиль так и называется - стиль эпохи Регентства. В Англии вообще всё называется по времени правления королей. Не важно готика, это классицизм, ампир и модерн. Они будут говорить елизаветинский, викторианский, Регентства.

Жаль только, что этот парк быстро заканчивается, плавно подводя туристов к Букингемскому дворцу.

Сказать, что я равнодушна к этому дворцу - это не сказать ничего. Творение Джона Нэша между прочим. И кстати, в его создании также участвовал архитектор Эдвард Блор. Тот самый, который построил крымский дворец для графа Воронцова в Алупке. Что-то мне подсказывает, что Блору здесь не дали развернуться. Сплошной Нэш :).

Вот площадь перед дворцом с памятником королеве Виктории, скульптурными группами и воротами, ведущими от улиц, мне нравится.
 

Смену караула мы тоже не стремились смотреть. Зато меня порадовали солдаты в трусах на пробежке. На улице, кстати, было - 2 градуса. Наверняка королевские гвардейцы. А кто ещё осмелится бегать в трусах перед окнами королевы?  Молодцы! Крепкие парни!

Вплотную к дворцу примыкает улица Мэлл, которая почему-то имеет розовый цвет асфальта. Она для торжественных случаев. По ней, например, всегда проезжают кортежи иностранных государств на визит к королеве.

Здесь же находится ещё один лондонский парк - Грин парк. Правда я бы его так не назвала. Это просто несколько зелёных лужаек и аллей, но безусловно приятное место для прогулок.

Оба парка на самом деле были раньше весьма заболоченной местностью. Это король Генрих VIII приказал осушить болота перед своим дворцом, который собственно и называется Сент-Джеймский дворец. Отсюда название и парка, и района. Он стоит здесь по сей день, хотя перестал быть главной официальной резиденцией английских королей после того, как построили Букингемский дворец. Построенный при Генрихе VIII, он имеет ярко выраженный стиль Тюдоров и очень похож на другой дворец этого короля - Хэмптон-корт, где мы встретили начало этого года 1 января.

Здесь, кстати, произнесла свою тронную речь ныне здравствующая и правящая королева Великобритании. Аккредитация иностранных послов в Великобритании, между прочим, до сих именуется "при Сент-Джеймском дворце", а вовсе не при  Букингемском. Ничего не попишешь - традиции. 

Выбор для дворца был, прямо скажем, странным. Генрих VIII был большой оригинал. Зачем строить дворец на месте бывшего лепрозория, да ещё рядом с болотами? Но благодаря этому событию, теперь то здесь какая красота! Самые богатые дома в Лондоне. Потому что все самые богатые и именитые люди Англии всегда старались селиться поближе к королю.

Всякие там Ланкастер-хаус, Спенсер-хаус, Мальборо-хаус и т.п. хаусы. По молодости лет и по своему юношескому невежеству, я очень смеялась, попав сюда первый раз. Всё мне напоминало здесь вовсе не английскую историю. Мальборо, Пэл-Мэл. Это же сигареты! Оказалось, что Техас и скачущие мустанги тут не причём. Мальборо - это фамилия очень известного английского дворянского рода. А улица Пэл-Мэл названа так в честь популярной в XVII веке игры пэль-мэль, в которую здесь играли. Это нечто среднее между гольфом и крокетом.

По этой улице Пэл-Мэл мы и решили пройтись до Ватерлоо Плейс. Места здесь фешенебельные, тихие, пустынные. А всё почему? Что тут делать простым смертным? Нечего. Тут издавна располагались самые знаменитые мужские клубы Лондона. И многие находятся здесь до сих пор. Здесь истинные джентельмены наконец могли отдохнуть от женского общества. Подозреваю, что в некоторые из клубов женщин не пускают до сих пор.

Ватерлоо Плейс просто забита памятниками английским военным, о которых я понятию не имею.


Несмотря на название площади в честь знаменитой битвы при Ватерлоо, покончившей с Наполеоном, доминирующим памятником на этой площади является мемориал в честь английских солдат погибших в Крымской войне 1854-1856 годов.

Красивый монумент, но по понятным причинам сочувствия он у меня не вызывает. Зачем было посылать туда английских солдат (между прочим погибло более 20000 человек)? Разве Россия угрожала Великобритании?

Естественным путём после площади Ватерлоо мы вышли к Трафальгарской площади. Название в честь ещё одной военной победы Британии. Ну и конечно колонна прославленному Адмиралу Нельсону. Насколько сильно англичане любили в своё время Нельсона я поняла только в Гринвиче, где в музее показано как его оплакивали. Я была под большим впечатлением.

Грустно я взирала на Национальную картинную галерею, в которую мне не суждено было попасть. Мой сын поморщился даже на предложение зайти туда в туалет. Там ведь бесплатный вход. Но я уговорила: "Честно-честно только в туалет". Внутри было так много народу, что я бы и сама не пошла. Ну как можно осматривать картины в такой толпе? Надо выбирать какое-то особое время. А коллекция там шикарная. Я видела.

На Трафальгарской площади теперь вместо синего петуха (красовавшегося тут несколько лет назад) стоит жест "Во!". К чему это они? :)

Между прочим, если бы мы не свернули от Букингемского дворца в сторону Сент-Джеймс палас, а прошли дальше к Арке Веллингтона,

то как раз оказались бы в Гайд-парке. Но мы попали туда в другой день. Наш последний день в Лондоне. День тогда уже был не такой солнечный, но зато тёплый. С моросящим иногда дождиком, но таким, что даже и зонт открывать нет смысла.

Гайд-парк огромен и к тому же плавно переходит в Кенсингтонские сады. Мы бродили там часа три. Спокойно гуляя в тихом, пустынном месте. Конечно сейчас для него не самое лучшее время. Но там есть что посмотреть. Там много разных скульптур, фонтанов (которые теперь не работали), разных кафешек, которые, как ни странно, работали.




Летом на лужайках парка так приятно сидеть в кресле или просто на траве. Но теперь мы наматывали километры вокруг озера Серпантайн :). 

Поели вкуснейших фаляфелей с кофе в одной уличной кафешке, потом попили чаю в кафе на берегу озера. Так и жили :).

Картину поначалу сильно портил какой-то длинный забор, за которым явно просматривалась стройка. Приглядевшись, мы решили, что здесь строится парк-развлечений. Ну всё, конец Гайд-парку! Какой тут теперь будет шум и веселье!

Живность и утки-гуси-лебеди тут конечно тоже есть. Белочки. Кормушки для синичек.


Почему-то в тот день гусей-лебедей кормили исключительно арабы. Одна пожилая дама, за которой птицы бегали стаей, как за мамочкой, когда она перемещалась вдоль водоёма. И два пожилых господина, тихо переговаривавшихся между собой на родном языке.

Перед мостом через озеро мы наткнулись на симпатичный особнячок в палладианском стиле. Оказалось, что это галерея. И там проходила выставка работ известной иранской женщины-архитектора Захи Хадид.

К особняку примыкает очень оригинальная плавная крыша кафе. Я даже подумала, не Хадид ли спроектировала это кафе. Похоже на её стиль.

Выставка была бесплатной. Так что мы зашли взглянуть одним глазком. Работы конечно совершенно футуристические и космические.





После того как мы перешли мост через Серпантайн, который можно считать точкой, разделяющий Гайд-парк и Кенсингтонские сады, мы сразу пошли в симпатичное кафе, похожее на старую станцию.

Так хотелось посидеть на берегу и попить чего-нибудь. Из-за этого мы не пошли искать памятник Питеру Пэну в Кенсингтонском саду. Я хотела показать сыну, а он сказал "Да ну его!". Вырос и Питер Пэн его больше не увлекает :).

Зато увидели Монумент Изида. Я его видела впервые, так как он был открыт в 2009 году. Он как-то связан с Образовательным центром в Гайд-парке. Скульптура красивая, но её название на английском в наше время звучит мягко говоря вызывающе. Когда на стенде мы прошли надпись "Welcome to ISIS", то оторопели, потому что перевели это на русский как "Добро пожаловать в ИГИЛ" (именно так эта аббревиатура пишется по-английски). Да тут ещё арабы кругом птиц кормят. И только почитав, что написано на стенде, мы догадались, что в данном случае Isis - это Изида.

Тут же рядом находится монумент в память о бывшей жене наследного принца - Принцессе Диане. Монумент странный до невозможности. В чём его смысл я так и не поняла, даже прочитав объяснения на стенде. Летом по нему ещё течёт вода. А сейчас совсем ничего. Только один африканец в ярко-лимонной рабочей одежде, ходил по нему кругами, разговаривая по телефону. Долго я ждала когда он уйдёт, чтобы сделать снимок без него. Да куда там? Разве он понимает, что это не место для его прогулок и разговоров? Так и сфотографировала вместе с ним. Увековечила в своей памяти, можно сказать :).

Потом мы ещё наткнулись на какой-то очаровательный типично английский домик, который обычно представляешь себе, когда читаешь детективы Агаты Кристи. И да. Это оказался полицейский участок :).


На следующее утро мы улетели в Москву, ожидая замёрзнуть в снегах. Моя страничка в фэйсбуке уже несколько дней была забита постами моих московских друзей о страшных морозах в Москве до - 30 градусов. Зная как у нас любят паниковать (особенно из-за морозов!), я не сильно боялась. Но на всякий случай решила ехать домой на такси вместо экспресса. И хотя к нашему возвращению на Родину морозы спали (было - 20), за короткую перебежку из аэропорта до машины, моя куртка превратилась в какой-то хрупкий материал, который того и гляди рассыпется. Уже в Шереметьево я поняла, что самолёты стали задерживать, судя по объявлениям. А мы прилетели почти вовремя. Нас только чуть-чуть задержали на взлёте в Лондоне (стояли в очереди на взлёт) и мы немного покружили в небе над Москвой, пока нам готовили обледеневшую полосу. Так что нам повезло. Я задумалась о том как легко мы стали относиться к путешествиям. Ведь это была очень сложная ситуация. Но я была спокойна, зная что все службы со всем справятся, техника не подведёт и с нами всё будет в порядке. Как изменились времена! И как далеко продвинулась техника и наш уровень комфорта.

На вопрос бабушки о Лондоне, сын ответил "Крутой город!". Не многословно, но чистая правда. Он и правда - крутой.
 

Отредактировано автором: 05.03.17 18:17:43Сообщить модератору



В моих снах:) Лондон именно так и выглядит. Хмурым, вальяжно-сытым, одетым в строгий серый костюм, самодостаточным джентльменом.
Спасибо за отличную прогулку!
Спасибо! Было интересно посмотреть то, о чем много читала - "Глобус", Темпл, Судебные Инны ... Последние, кстати, известны в узких кругах еще и тем, что именно в Судебных Иннах сохранилось самое подробное описание танцев елизаветинской эпохи - в то время танцевальное образование было неотъемлемой части образования юриста :)
Цитата:

И ставят их исключительно в классическом ключе, с красочными костюмами, соответствующими эпохе пьесы.

Как-то в одной передаче видела, как актера одевали для представления в "Глобусе" - пышный воротник и сейчас крепят 50 булавками. Актер смеялся, что будучи на сцене и вдохновенно играя ни на минуту об этом не забывает.
Читала и понимала, сколько мы ещё не видели в Лондоне ... южный берег, например, был очень вскользь... а там так классно !
Мне кажется, в Гайд-парке вы видели не строительство аттракционов, а их разборку . Когда мы были там в рождественские дни, там была огромная ярмарка с огромным парком развлечений. Так что, думается , переживать за судьбу этого прекрасного места пока не стОит))
Огромное спасибо за ссылку на ролик, вот уж последнего персонажа не ожидала увидеть)))
Кстати, если не смотрели "Сон в летнюю ночь" в театре Фоменко, очень советую.
Спасибо за чудесное завершение прогулок по Лондону! Столько исторических отсылок, воспоминаний - такой живой рассказ получился! Было особенно интересно почитать про Глобус.
Цитата:

Там было написано, что для опор и основной конструкции использовался английский дуб, а для скамей "породы европейских деревьев".


Мне всегда рассказы о странном чувстве юмора англичан и об их подчеркнутой отстраненности от континентальной Европы казались какими-то ббайками и предрассудками, пока сама там не оказалась и не увидела все своими глазами. Признаюсь, у меня самой в мыслях Великобритания никак не ассоциируется с остальной Европой.
Цитата:

Перед мостом через озеро мы наткнулись за симпатичный особнячок в палладианском стиле. Оказалось, что это галерея. И там проходила выставка работ известной иранской женщины-архитектора Захи Хадид.


Удивительная была женщина! Вечная ей память! А соседнее здание действительно построено по ее проекту.
Спасибо за рассказ!

Позволю себе прокомментировать
Цитата:

Красивый монумент, но по понятным причинам сочувствия он у меня не вызывает. Зачем было посылать туда английских солдат (между прочим погибло более 2000 человек)? Разве Россия угрожала Великобритании?



Погибших и умерших от ран и болезней - более 20 тысяч. Включая умершего от холеры Главнокомандующего британскими войсками лорда Раглана.
Причины (зачем посылать) - смотрите в Яндекс/Гугл "Больной человек Европы" и "Большая игра".
Вот в этом великолепном сатирическом ролике-вступлении к выдающемуся фильму "Атака Легкой бригады" Тони Ричардсона отображена предыстория событий и место Великобритании в тогдашнем мире.
https://www.youtube.com/watch?v=ZGw5DKX6U6w
andrey-69, и Вам спасибо за внимание. Экие у Вас гурманские сны :). А мне правда иногда снится Англия. Она у меня во снах всегда краснокирпичная.
Цитата:

в то время танцевальное образование было неотъемлемой части образования юриста :)


Надо же! А теперь не учат :(. Я бы с удовольствием потанцевала вместо того, чтобы изучать криминологию, которая мне была не нужна при моей гражданско-правовой специализации.

Цитата:

Актер смеялся, что будучи на сцене и вдохновенно играя ни на минуту об этом не забывает.


Его можно понять :).

gingie, спасибо! Очень интересно!
Цитата:

в Гайд-парке вы видели не строительство аттракционов


Lelia, Вы меня успокоили. Спасибо Вам за это огромное! Было бы очень жаль, если бы испортили Гайд-парк! Я вот на такую рождественскую ярмаркубыло бы наверное здорово попасть. Я вообще-то не любительница таких мероприятий, но что-то вдруг в Гайд-парке захотелось :).

Цитата:

Огромное спасибо за ссылку на ролик, вот уж последнего персонажа не ожидала увидеть)))


Да, мне тоже понравилось. Неожиданный ход и в десятку. А как славно он присел сделав ударение на question. Мне показалось по его движениям и манере, что он очень мягкий человек.
Екатерина, спасибо за Ваш комментарий. У Вас всегда свои, личные ассоциации. Это интересно.

Цитата:

Удивительная была женщина! Вечная ей память! А соседнее здание действительно построено по ее проекту.


Да, Заха Хадид была действительно очень талантливая женщина. И хотя у меня сложные отношения с современной архитектурой. Я далеко не всё принимаю, так как мне не хватает часто гармонии с местом. Понимаю, что это не всегда вина архитектора. Есть заказчик, обстоятельства, финансы т.п. Но полёт её фантазии поражает. Ведь она знала как эти, для меня абсолютно абстрактные рисунки, воплотить в форму.

Вот, кстати, это белое лебединое крыло рядом с палладианским особняком смотрится очень гармонично и в данном случае уместно. Спасибо, что подтвердили мою догадку.
Да, похоже, что мягкий... поэтому королева не решается сделать его следующим))
А ярмарка тамошняя отличается от классических континентально европейских даже масштабом) аттракционы впечатляющие, палаток и едален много и вообще просторно как-то...
Помню, у моей старшей дочери тогда ближайшая подружка дочь родила и мы им к Рождеству там подарочек купили: деревянную игрушку в виде семейки - мама, папа, дочка... к ним тут же сидящая девушка дописывала имена. Получились три человечка: Олег, Тася и Майя.
Вроде пустяк, но они так обрадовались)))
Владимир67, спасибо за внимание.

Цитата:

Погибших и умерших от ран и болезней - более 20 тысяч.


Да, нолик я потеряла. Но тем хуже.

Цитата:

Причины (зачем посылать) - смотрите в Яндекс/Гугл "Больной человек Европы" и "Большая игра".


Позвольте мне обозначить свою позицию и больше не будем об этом. Я не приемлю любую войну, особенно когда за ней стоит именно "Большая игра". Мне эти игры не нравятся. Какие игры вела и ведёт Британская империя мне понятно и известно. Так же как и российская, и турецкая империи в своё время.

Представленный Вами ролик типично британская подача определённых событий в оправдание своих действий и интересов. Мы это наблюдаем и сейчас в теперешней "Большой игре". Я не считаю правильным позицию Британского правительства ни тогда, ни сейчас. Развязывание войн в регионах, далёких от границ своего государства, ради наживы - есть последняя степень низости и цинизма в моих глазах. Переубеждать меня в обратном - бесполезное занятие, поверьте.

Замечу в скобках, что я разделяю в любой стране народ и правительство, государство и нацию.
Цитата:

поэтому королева не решается сделать его следующим))


Lelia, Вы "сняли у меня с языка" эту фразу :). Я тоже так подумала, но писать не стала. Думаю, наверное в этом есть доля истины.

Цитата:

и вообще просторно как-то...


вот это наверное меня и привлекло. Гайд-парк ведь очень просторный.
Цитата:

Экскурсоводом у нас была молоденькая девушка, худенькая и юная. Говорила она очень бойко, быстро, но интересно и понятно. Как ни странно при такой скорости речи. Наверное имеет театральное образование и поставленную речь.


вроде английский учишь-учишь, помню в замке Бенрат в Дюссельдорфе, где экскурсии только с гидом, молодой парень очень правильно по артикуляции проводил экскурсию, сам-то он немец, конечно, ну, думаю, он-иностранец, я тоже, пойму, ничего подобного, понял из 1.5 ч экскурсии 2 слова-дюк и дюкес, ну -герцог и герцогиня, вот вам и 12 лет обучения английского. Школа там , вуз-все фигня, за что только учителям деньги платят, только чтение, перевод и немного письма.
У меня Лондон вызывает двойственное чувство - вроде бы, интересно, дыхание истории в каждом камне, с другой стороны - очень много там темной энергии (по версиям эзотериков, Лондон входит в треугольник городов черной магии, два других города - Нью-Йорк и Турин). И местами это нечто магическое я уловила на ваших фотографиях. Хотя также и много чего-то симпатичного, радующего глаз, в первую очередь, это, конечно, парки. И очень интересно про театр "Глобус". И тамплиерами я тоже интересуюсь, поразили позы рыцарей на надгробных плитах. Спасибо вам за интересный и полезный рассказ!
Хм, надо бы поехать в Турин , ибо Лондон и Нью-Йорк входят в число моих любимых городов...
Цитата:

Школа там , вуз-все фигня, за что только учителям деньги платят, только чтение, перевод и немного письма.


За изучение языка нужно деньги платить самому. Я вот английский в школе не учила. Зато после школы 4 года с частным преподавателем по 2-3 раза в неделю за свои деньги. И результат не плох. Ещё конечно нужна практика, личные усилия и железный стимул. А в школе и ВУЗе всего этого нет. Плюс разношёрстная, разнонаправленная группа.
Летинга, про эти магические треугольники я слышала. Но вообще-то на определённом уровне развития, мировоззрения и восприятия нет понятия тёмной и светлой энергии. Такой её могут делать люди, используя для разных целей. Тем не менее, если Вы в это верите и мыслите такими категориями, то действительно надо 10 раз подумать прежде, чем ехать. Просто потому что мысль - материальна и не дай Бог наформируете там себе что-нибудь.

Если об энергетике говорить, то мне энергетика Лондона кажется тяжёлой. Но не факт, что это связано с треугольником. Просто мегаполис. Я стала от них уставать. Москву тоже не всякий потянет. Реально тяжело.

В Турине я была проездом. Вполне милый город показался. А Пьемонт (столицей которого является Турин) просто потрясающий. Если по поводу энергии, то там есть очень чистые и возвышенные места. Я одно знаю. Так что всё относительно.

В Нью-Йорке не была. Просто вообще не тянет ни с какой стороны :).
Какие мы разные все... меня вот большие города не угнетают. А маленькие кажутся милыми очень недолго... потом становится скучно и непонятно, как там люди живут вообще?))
В Нью-Йорк влюбилась сразу и все три года действия визы мечтала повторить. Обещала детям вместе с ними. Но никак не получалось, билетов Трансаэро по 10 тыс больше не было((
А перед Новым годом получила премию и без раздумий практически купила три билета.
Теперь готовимся, ищем отели... скорей бы август!)
Цитата:

Какие мы разные все...


Это точно.

Цитата:

А маленькие кажутся милыми очень недолго.


Я Вам больше скажу. Мне вообще они не кажутся милыми, если честно. В маленьком городке или деревне я всегда где-то глубоко внутри чувствую ужас мещанской тоски. Я - человек большого города и всегда им была. Но в плане энергетики мегаполисы очень тяжелы. С возрастом стала это чувствовать. И потянула на покой. Так что может быть в старости я и окажусь где-нибудь в тихом месте. Но вряд ли это будет маленький милый городок :).

А с Нью-Йорком, мне даже говорить стыдно и неудобно. Ведь мне есть к кому поехать, а я за многие годы так не поехала. Мне важна культура. А американская и Нью-Йоркская (я к тому, что это разные вещи :)) совсем не привлекает. Хочется открытий. Для этого надо было ехать лет в 25, а я даже тогда не хотела. Меня манила Европа. А теперь уже махнула рукой.

Цитата:

Теперь готовимся, ищем отели... скорей бы август!)


Желаю удачной и приятной поездки!
Спасибо за пожелания!
Конечно, у Америки за спиной нет вековой культуры, тут не поспоришь. Но музей Метрополитен, одноименная опера и бродвейские театры стоят поездки, имхо ...
Вы подумайте ещё, тем более, есть к кому ехать)))
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Новогодние каникулы в Лондоне. Часть 1. Экономить рекомендуется.
2Новогодние каникулы в Петербурге. Часть 1
3Лондон. Часть 2. Некоторые must see из учебника по английскому.
4Новогодние каникулы в Петербурге. Часть 3
5Рождественско-новогодняя неделя в Польше. Часть 3. ВАРШАВА.
6Новогодние каникулы в Тбилиси
7Новогодние каникулы в Большом Сочи
Отдых в Великобритании
Отели Великобритании
Отели Глазго
Отели Йорка
Бирмингем
Брайтон
Погода в Великобритании
Туры горные лыжи
Рейтинг отелей:
50.Indigo London - Tower Hill 5
51.Studios2let 5
52.Radisson Blu Edwardian Bloomsbury Street Hotel 5
53.The Chesterfield Mayfair 5
54.Lidos Hotel 5
55.The Cranley 5
56.Premier Inn London Gatwick Airport (A23 Airport Way) 5
лучшие отели Великобритании
Фото отелей:
15.Hilton London Hyde Park, Великобритания [8]
16.Royal National, Великобритания [8]
17.Grange Tower Bridge, Великобритания [8]
18.St Giles Apartments, Великобритания [7]
19.Cavendish, Великобритания [7]
20.My Apartments High Street Kensington, Великобритания [7]
21.St George's Pimlico, Великобритания [7]
Популярные отели:
141.Park Inn by Radisson York отзывы
142.Macdonald Windsor Hotel отзывы
143.Eden Plaza отзывы
144.Strand Palace отзывы
145.The Sanctuary House отзывы
146.Hilton London Green Park отзывы
147.Corinthia Hotel London отзывы
Отзывы по отелям:
148.Великобритания, Baglioni [1]
149.Великобритания, Bedford [1]
150.Великобритания, The Ritz London [1]
151.Великобритания, Quality Hotel Westminster [1]
152.Великобритания, Balmoral House Hotel [1]
153.Великобритания, K+K George [1]
154.Великобритания, Niki [1]