24.01.17 16:18:18
Словакия. Тренчанский град и другие достопримечательности.Часть2 
Время отдыха: июль 2016г.

СЛОВАКИЯ.ТРЕНЧАНСКИЙ ГРАД И ДРУГИЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ. Часть2




http://www.otzyv.ru/read.php?id=199611


ДОРОГА К ЗАМКУ



В силу рельефа местности град/замок в Тренчине расположился на нескольких террасах, что придает ему особую живописность и эффектный вид. Кроме того, многоуровневые террасы осложняли не только врагам подступы к крепости, но и для туристов они создают свои проблемы. Под лучами солнца в жаркий летний день утомительно подниматься по крутому подъему, под дождем, когда булыжник становится мокрым и скользким, идти сначала вверх, а потом вниз, да еще если учесть, что почти нет поручней, даже веревочных, то это также создает определенные проблемы. Но при желании со всем можно справиться. Постепенно при подъеме можно любоваться с самых разных точек обзора видами на замок. На нижней террасе, прогуливаясь по замковому подворью, можно увидеть мощный Пушечный бастион. Стоящая здесь пушка отражала атаки турецкого войска. Ареал замка состоит из нижнего и верхнего замка. Безопасность замка обеспечивалась пятью воротами, на двух из них имелись опускающиеся мосты. В целом замок был мощно укреплен. Со своими оборонительными функциями он прекрасно справлялся, можно даже сказать на пятерку с плюсом. Монгольские полчища остановились перед ним. Осаду турецких войск замок успешно отражал. Его не раз осаждали другие войска, но ни разу не смогли взять, что свидетельствует о тщательно продуманной оборонительной мощи. Тем не менее на протяжении столетий своей биографии он требовал постоянного укрепления, так как военная техника не стояла на месте, а совершенствовалась. Многое для укрепления крепости сделает Матуш Чак Тренчинский.
Нижний замковый ареал был большим по площади. Он предназначался для гарнизона замка, слуг, ремесленников и подданных распорядителей и владельцев замка. Строения нижнего замка не только охраняли саму крепость, но и город, лежащий внизу. Во время надвигающейся опасности жители города могли укрыться в стенах замка. В нижнем замке находится знаменитый Колодец любви.

ОМАР И ФАТИМА

Что лучше: прекрасная легенда, тем более если она о любви, или скучная реальность действительности, даже если ее сопроводили историческими датами? Думаю, что дружный хор голосов выскажется в пользу легенды. И это вовсе не означает, что человечество против истории и фактов. В любой стране гиды разукрашивают свои рассказы легендами, которые запоминаются проще и быстрее фактов. Не вижу в этом ничего предосудительного, оставим историкам хронологию, а сами помечтаем и восхитимся легендами.
Все, кто побывал в Тренчине, обязательно с восторгом пересказывают легенду о Колодце любви. Не делает этого только ленивый. Вот и я постараюсь пересилить природную лень.
Как-то раз могущественный владелец замка, воюя с турками, вернулся из дальнего похода с большой победой и богатой добычей. Много золота, красивых украшений и пленников привез он с собой. В дар своей жене он отдал в услужение одну из пленниц, девушку, по имени Фатима. Вскоре после его возвращения у стен замка показалась небольшая процессия во главе с юношей, которого звали Омар. И был он сыном богатого турецкого паши. Он предложил обменять всех пленников на христиан. которые ранее были захвачены в турецкий плен. Владелец замка согласился обменять всех, кроме красавицы Фатимы, невесты Омара. Владелец замка отказал юноше в этом, но поставил условие. Он вернет невесту юноши, если тот согласиться вырубить в скале, на которой возвышается замок, колодец, чтобы наполнить его водой. Безумно влюбленный юноша согласился и провел в плену несколько лет. Поначалу ему помогали друзья, но потом они сочли эту затею бессмысленной и вернулись к своим женам. Лишь один Омар продолжал долбить скалу, высекая из нее искры. Любовь придавала ему силу и мужество. К концу третьего года его усилия были вознаграждены. Он добрался до подземных вод и набрал в золотую кружку мутной и грязной воды. Хозяин замка сдержал свое слово и отпустил Омара вместе с Фатимой на родину. Замок получил колодец с водой и теперь мог противостоять любой осаде. Сейчас над колодцем во избежание несчастных случаев установили волнистую решетку, а сам колодец слегка подсвечивают для большего эффекта. Площадка вокруг колодца превратилась в сцену, на зеленом склоне устроили амфитеатр. Здесь проходят различные мероприятия. Возле крепостной стены с одним из бастионов сохранилась австрийская пушка как напоминание о прошедших баталиях.





Возможно, благодаря красивой легенде колодец сохранился до наших дней. Реальность оказалась гораздо суровее и прозаичнее: в середине 16 века на протяжении сорока (!) лет колодец копали солдаты, стоявшие в замке. На сегодняшний день глубина колодца составляет сорок метров и в нем находится около двадцати метров дождевой воды.Впрочем, эти цифры заметно отличаются друг от друга в разных источниках.
К другим строениям нижнего замка принадлежит и подземная темница, называемая Дьявольской башней. Другое ее название, как свидетельствует указатель, "голодоморня". Все понятно, основная пытка здесь заключалась в том, что узникам не давали пищи. Сама башня была построена на краю скального обрыва во времена короля Сигизмунда, поэтому даже в 17 веке ее называли Королевской. Толщина стен у нее достигает почти трех метров. Входом в эту темницу служил маленький проем в полу первого этажа. Под проемом находилось помещение высотой в 9 метров. Пол представлял собой грубую рубку в стене, таким же способом был вырублен и "каменный диван", подобие ложа. Название башни внушает ужас, но, как свидетельствуют сохранившиеся источники, нет ни документов, ни преданий, что здесь был кто-либо замучен голодом, вероятнее всего, это был запугивающий способ ареста. Что-то в замке безусловно овеяно мрачными сведениями, но, когда делаешь снимки, все время в кадр попадает прекрасная природа Словакии. Смотри в любую сторону света и увидишь прекрасные цепи зеленых гор, цвет которых успокаивающе действует на душу. Продолжим подъем к верхнему замку. И конечно, наше внимание привлечет мощная стена, прямо вырастающая из скалы, замка Барборы и живописные развалины, остатки крепостных стен.
.





Площадка, где территория нижнего замка переходит в территорию верхнего замка, отдана под типичные для замков развлечения. Здесь проходят и костюмированные рыцарские турниры, можно увидеть шоу птиц и выездку лошадей. Детям все это интересно.

ВЕРХНИЙ ЗАМОК

Верхний замок размещается на самых высоких, большей частью скальных местах. Здесь сосредоточены жилые дворцы и поэтому он называется также дворцовой частью замка. Эта часть была последним убежищем при опасности. В силу этого все укрепления были основательно продуманными. Входная эстакада с правой стороны подпиралась замковой скалой, сейчас она кое-где покрыта зеленью, пробивающейся сквозь дикий камень, а с другой - каменными столбами. Под входной эстакадой находился глубокий ров. Нынешняя тропинка между стенами и до ворот была насыпана в 1916г. русскими военнопленными. Ворота в дворцовую часть выбрали очень остроумно, они были вне непосредственного попадания стрел и снарядов. Ворота тщательно защищал и глубокий ров, к ним подходила деревянная эстакады, которую при необходимости можно было разрушить, и тяжелый подъемный мост. Ворота прорубили в старой стене, а их свод указывает на готический стиль. В память работ по перестройке замка Штефан Иллешхази, последний владелец замка, приказал вмуровать в перемычку этих ворот двойную плиту со своим гербом и гербом своей супруги Екатерины Пальфи с надписью и указанием года 1609. Вследствие этого ворота называют воротами Иллешхази.

http://kapst.ru/text/trencin-5.jpg http://www.muzeum.sk/hrad/images/tnh_tnm/tnh088.jpg




Пройдя через ворота, туристы оказываются в сердце замка, здесь же, за ажурными решетками находятся сборный пункт экскурсантов и офис сотрудников. Эти помещения входят в дворец Запольских. Там можно перевести дух в тени после долгого подъема под горячими лучами солнца. Не теряя времени даром, в ожидании гида можно сделать снимки со старинных рисунков схем башен и замков. Голубь, попавший в кадр, отнюдь не простая птица, левая лапка у него окольцована, местные орнитологи, вероятно, наблюдают за миграцией голубиных стай.




В отличие от нижнего замка верхний служил в качестве жилой резиденции владельцев и распорядителей замка. Войти на его территорию можно было через четверо ворот. Сразу за воротами находилась хозяйственная часть, в 17 веке здесь были пекарня, комната управляющего замка, кухня, ванная комната, цистерна с запасом воды для замка, темница, хлев, каретная, в которой стояли семь господских карет. Здесь жили повар, стражники, слуги. На верхнем этаже жили управляющий замком и управляющий хозяйством, чтобы быть поближе к владельцам. Пятые ворота вели на дворцовый двор, где стояли жилые дворцы владельцев замка. Дворцовый двор ограничен самой высокой башней, башней Матуша, и тремя дворцами: Барборы, Людовита и Запольских. Здесь же можно увидеть и археологический раскоп.



Левый снимок сделан со стороны города, от Чумной колонны, и на нем удобно продемонстрировать расположение дворцов верхнего замка. Дело в том, что изнутри, с внутреннего дворца сфотографировать отдельно каждый из трех дворцов просто невозможно, не хватает обзора из-за тесноты строений. Дворец на переднем плане, имеющий три пирамидальных крыши, называется дворцом Запольских, Слева от него видны мощные стены более темного цвета. Под крышей, как украшение, выложены из терракотового кирпича полуциркульные арки. На одной из стен видна закрытая галерея, с нее открывается очень красивый вид на город, реку Ваг и окрестности. Это дворец Людовита. За двумя дворцами возвышается башня Матуша, типичный донжон. Дворец Барборы на снимке не просматривается, хотя торцовая стена чуть-чуть видна. Этот дворец имеет самые внушительные стены, поэтому его ни с чем не спутаешь, а смотрит он на противоположную сторону.

ДОРОМАНСКАЯ РОТОНДА

В наиболее древней части замка сохранилась знаменитая романская ротонда. Она имеет четыре абсиды и могильные останки. Это старейшее архитектурное сооружение из камня, которое историки относят к 11 веку. От ротонды сохранились лишь стены фундаментов. Благодаря археологическим раскопкам ученые пришли к выводу, что ротонда была построена еще раньше, на целых два столетия, т.е. в 9-10 веках.





В ротонде расположили 2 - 3 небольших зала экспозиции, однако снимать в них нельзя, поэтому в нескольких словах перечислю выставленные экспонаты. Все экспонаты связаны с раскопками на этой земле. Здесь были найдены древние римские монеты, много фрагментов керамики, своими рисунками она напоминает традиционные орнаменты, которыми словаки и по сей день украшают бытовые предметы. Это были места и военных сражений, поэтому наконечники стрел и другие металлические предметы, связанные с экипировкой воинов, также найдены здесь.

БАШНЯ МАТУША

Башня Матуша - это типичный донжон, особая башня в крепостях, ее название переводится как "не бойся". В чем состоит ее особое положение? Это крепость внутри крепости, и она никак не связана со всеми крепостными стенами. Это наиболее укрепленная башня, последний оплот и надежда защитников крепости, местонахождение самых важных лиц. Планировка помещений в этой башне детально представлена на схеме.

http://www.muzeum.sk/hrad/images/tnh_tnm/tnh018.jpg
http://www.muzeum.sk/hrad/images/tnh_tnm/tnh047.jpg
http://images.myshared.ru/4/205344/slide_11.jpg

Эту башню легко узнать, так как она является наивысшей точкой крепости в Тренчине.. Ее название не свидетельствует о ее происхождении. Башня была построена задолго до Матуша, а именно в 1250-1260гг. Она вырастает прямо из скалы и имеет четырехугольную форму 12,5 х 12,2м. Толщина стен на первом этаже достигает 3,5 метров. Внутренняя часть стен башни вплоть до пятого этажа построена из камня и обложена так называемым готическим кирпичом. Углы башни, как положено, укреплены рустованием, то есть специальной, особо прочной кладкой. Все внутри башни Матуша целиком и полностью соответствует схематической картинке. Вход в башню находится на втором этаже, куда вела переносная или приставная лестница. Находившиеся в крепости в минуту опасности обязательно поднимали лестницу за собой на следующий этаж. Здесь располагался пост. Меры предосторожности от врагов принимались очень сложные: Чтобы попасть на первый этаж, нужно было воспользоваться тайным отверстием в подземелье. Нижние этажи служили складами, в мирное время в них могла располагаться тюрьма. С первого по пятый этаж вплотную к стенам идут узенькие винтовые лестницы с готическими порталами, расположенными так, что, поднявшись на следующий этаж, нужно обойти все помещение, чтобы подняться на следующий этаж. Устройство потайной винтовой лестнице также было очень специфическим. Она прижималась к левой стене, чтобы правая рука защитника, в которой держали оружие, имела расстояние для маневра, для защиты.
На последнем, пятом этаже, было закрытое помещение, так называемый кабинет Матуша. На шестой этаж вела винтовая лестница, где башня заканчивалась. Башня не имела крыши, зато на стене были оборонительные зубцы. В наши дни там оборудовали обзорную площадку, а саму башню надстроили на 12 м. Общая высота башни составляет 39 внушительных метров. На некоторых этажах находятся витрины с коллекцией военного оружия и некоторые документы, посвященные Матушу III Чак Тренчинскому. Экспонаты, а в башне их минимум, предоставлены Тренчанским городским музеем.
Повторюсь, что на съемку в замке был наложен запрет. Кое-что удалось сфотографировать, остальное почерпнула на сайте музея, но и сотрудники музея в бОльшей степени увлекаются пейзажными видами крепости. Все заимствованные снимки имеют логотип "Muzeum SK" , думаю, что сотрудники не имели бы ничего против, так как отзывы на нашем сайте разжигают интерес к посещению этих туристических объектов. На снимках видны узенькие двери, через которые с большим трудом может протиснуться широкоплечий воин. Часть винтовой лестницы дает представление о ее ширине, два человека на ней разойтись не могут. Видим мы и очаги с вытяжными отверстиями, небольшое внутреннее помещение можно было немного обогреть. На одном из этажей выставлена витрина с оружием.



http://www.muzeum.sk/hrad/images/tnh_tnm/tnh054.jpg
http://www.muzeum.sk/hrad/images/tnh_tnm/tnh055.jpg
http://www.muzeum.sk/hrad/images/tnh_tnm/tnh056.jpg
http://www.muzeum.sk/hrad/images/tnh_tnm/tnh060.jpg




http://mek.oszk.hu/05500/05587/html/images/fff3.jpg

Последний из рода Чак - Матуш III Чак Тренчинский построил на дворцовом дворе первый дворец. От него сохранилась только наружная стена. Впоследствии она образовала стену дворца Барборы со стороны двора. Внутренняя стена дворца Матуша расположена в середине двора между башней и дворцом Барборы. Вот так все сложно, разобраться в этом можно только на местности, в самой крепости. Этот человек заслуживает того, чтобы сказать о нем несколько слов.
Матуш III Чак Тренчинский (1260-1321) был очень колоритной личностью. Большинство замков в Словакии принадлежало венгерскому королю, да и Словакию называли верхней Венгрией. За преданную службу король передавал в собственность некоторые замки лояльным к нему дворянам. Поначалу так случилось и с Чаком Тренчинским. Первый замок ему подарил король Венгрии Вацлав III в 1302г., сделав его первым собственником Бойницкого замка, одной из туристических жемчужин Словакии, находящемуся неподалеку от Тренчина. Позже им владели потомки Матуша Чака. Вообще в истории замков Словакии очень часто переплетались истории немногочисленных, но очень знаменитых дворянских родов. Хозяин одного из замков брал себе в жены невесту из соседнего замка. Отсюда и двойные гербы на воротах замков и некоторая растерянность туристов перед этим фактом. Но не будем забывать и о том, что лично сам Матуш Чак Тренчинский был очень сильной и неординарной личностью и в какой-то момент ему удалось повернуть всю ситуацию в свою пользу. Он не только служил правителям, но сумел противостоять центральной королевской власти. Вскоре он стал "некоронованным королем", могущественным магнатом всех западных земель Словакии, его называли хозяином Вага, той самой реки, которая содержит целебные сероводородные грязи, и горного массива Татры. Все эти земли даже получили название "Матушова земля", это название сохранялось и в 15 веке. Есть даже карта Словакии тех времен, где темными кружками помечены владения Матуша Чака. В глазах становится темно от многочисленных кружков. Этого человека почитали как национального героя. Он оказался подобен тому могучему скалистому утесу, на котором был воздвигнут Тречанский град.

МОЩЬ И ВЕЛИЧИЕ ДРЕВНИХ СТЕН

Посетив этот замок, можно легко увидеть и понять, какие качества ценились в средневековых замках, которые выполняли оборонительную функцию. Очень важным, с тактической точки зрения, был выбор места, его недоступность для врагов. В Тренчине замок вознесся над всем городом, потому что основанием для него стала мощная скала, которая невольно продиктовала планировку всего замкового комплекса. Все дворцы "прилепились" друг к другу. Крепостные стены в некоторых местах составили три линии защиты. На старых планах-схемах один из участков напоминает звезду. Там также практиковались подъемные мосты. Планы крепости и ее фотосъемка с вертолета дают прекрасную возможность сориентироваться в историческом замысле этой крепости. Сам же город лежит у ног крепости. К крепости прилегает и обширная зеленая зона, гуляй сколько хочешь!



https://img-fotki.yandex.ru/get/9555/17945675.1b/0_ce2e3_efe5ef8a_orig.jpg
http://sacr3-files.s3-website-eu-west-1.amazonaws.com/_processed_/csm_TRENCIN%25...»
http://static.panoramio.com/photos/large/16123551.jpg

Многие из сооружений замка сохранились в виде живописных развалин, однако эти руины имеют весьма импозантный вид, а в прошлом это были дворец Матуша, часовня и летняя башня. К чести города и к его заслугам следует отнести непрекращающиеся реставрационные работы и регулярное обновление тематических выставок.

ДВОРЕЦ ЛЮДОВИТА

Теперь спустимся с небес на грешную землю и займемся осмотром дворцов. Для большинства туристов замки являются наиболее лакомым кусочком исторического прошлого. Осматривая их, можно заглянуть в жизнь сильных мира сего, приподнять завесу тайны над прошлым. В замках легко включается в работу человеческое воображение: "Да, умели жить люди! Нам бы оказаться на их месте!" Или что-то в этом роде мелькнет в голове. Однако пожар в 1790г. оказался губительным для города и его замка. Выгорело почти все, что могло гореть. До этого момента бывшие владельцы постоянно что-то меняли и перестраивали, особенно во дворцах. После пожара это стало почти невозможным. Поэтому особенно не удивляйтесь: в замке не так уж много обстановки, предметов мебели и быта. Тем не менее они есть. Местный городской музей, снимки которого Вы могли видеть в отзыве раньше, снабжает замковую экспозицию благодаря своим фондам.



К большой башне прилегает просторное сооружение продолговатой формы, построенное во время правления Людовита Великого. В силу этого обстоятельства оно и получило такое название. На первом этаже этого здания находились архив и сокровищница. У здания, прилегающего к башне, было три этажа, а у продолговатого - 4 этажа. Причем на третьем этаже был сделан выступ, закрытая галерея, откуда открывался очень красивый вид. Изначально дворец был построен в готическом стиле, позднее перестроен в стиле эпохи Возрождения, то есть в стиле Ренессанс. Большие залы во дворце разделили перегородками.
Во время возведения этого дворца Тренчанская крепость принадлежала к крепостям с королевскими правами, поэтому частенько во дворцах проходили дипломатические встречи и велись важные переговоры. Хроники сохранили свидетельства о подобных переговорах.
24 августа 1335г. в крепости встретились чешский король Ян Люксембургский и его сын Кароль с польским королем Казимиром и королем Венгрии Каролем Робертом и его сыном Людовитом, позднее названным Великим.
В 1362г. состоялось совещание императора Карла IY и Людовита Великого, закончившееся подписанием мира и обменом дарами. Людовит подарил императору хрустальный кувшин, который хранится в храме Святого Витта в Праге, а император - позолоченную серебряную дарохранительницу, которая находится в приходском храме Тренчина. Она попала в мои снимки. В этом дворце я смогла немного "попиратствовать", до первого разъяснения о запрете на съемку. Получилось восемь снимков. Отзыв без картинок, с моей точки зрения, будет восприниматься читателями со скрипом: много слов и ни одного фотосвидетельства. Вещи, выставленные в этом зале, подлинные, но, скорее всего, относятся к более поздним эпохам. Однако их возраст внушает к ним почтительное уважение. А их красота безусловна. Чего стоит комод, ящики которого украшены живописными вставками, или комплект столовой мебели, каждая деталь которой представляет изящную резьбу. Замок немыслим без геральдики, оружия и охотничьих трофеев. Ведь все это типичное оформление, однако оно тем не менее создает настроение и передает эпоху. Хороши и кованые изделия.





http://www.muzeum.sk/hrad/images/tnh_tnm/tnh035.jpg
http://www.muzeum.sk/hrad/images/tnh_tnm/tnh048.jpg
http://www.muzeum.sk/hrad/images/tnh_tnm/tnh051.jpg

В настоящее время во дворце расположена экспозиция старинного оружия 14-19 веков и выставка, посвященная геральдике. Даже голова военной лошади была защищена своеобразным металлическим шлемом.

ДВОРЕЦ БАРБОРЫ

Для начала представлю владельцев дворца, супружескую чету Сигизмунда Люксембургского (1368 - 1437гг). и Барборы Цилли из рода Цельских.
Первый портрет короля, как полагают историки, был написан итальянским художником Пизанелло. Другой портрет принадлежит кисти немецкого мастера Альбрехта Дюрера. Он написан как двойной портрет с отцом, Карлом IУ. Первым на картине изображен батюшка, вторым - его сын. Мне кажется, что в его облике есть некоторое сходство с нашим царем, Иваном Грозным.



http://vsdn.ru/images/data/mus/70033_big_1369130375.jpg
http://images-mediawiki-sites.thefullwiki.org/00/3/9/7/09229284282055112.jpg
http://www.shopcoins.ru/wa-data/public/shop/products/39/46/104639/images/10752/10752.750x0.jpg

Вторая жена короля была удостоена особой чести в современной Словакии. К шестисотлетию ее коронации была выпущена специальная монета достоинством в два евро. Попала на картины и в скульптуры дочь от этого брака - Елизавета Люксембургская.



Следующие большие строительные работы в крепости проводились в 1424г., когда владельцами замка были венгерский король Сигизмунд Люксембургский и его вторая жена Барбора из Цильи. Для этого пришлось снести старый дворец времен Матуша III Чака. Дело в том, что в крепости не было ни одного помещения, пригодного для королевы, поскольку замок выполнял исключительно оборонительную функцию. Дворец Барборы сохранился до наших дней, его здание могучим видом привлекает внимание уже с большого двора. Его построили в 1430г. при Сигизмунде Люксембургском, и он носит имя его второй жены, Барборы из рода Цельских. На момент вступления в брак ей было 16 лет, а ее мужу - 40лет.
Что сделали во время строительства замка? Сохранили одну из внешних стен дворца Матуша, к которой пристроили все остальные стены. Остальные стены дворца Матуша разрушили, благодаря чему расширили двор. Вход во дворец был со стороны двора. К нему вел богато украшенный портал. Здесь был и потайной вход от подъемной двери в стене по узкому тоннелю к подвальным помещениям. К северным жилым помещениям на юге прилегал большой зал, получивший название "Рыцарский зал". Позже замок перестраивали, превратив потолки в готические своды.



http://www.muzeum.sk/hrad/images/tnh_tnm/tnh077.jpg
http://www.muzeum.sk/hrad/images/tnh_tnm/tnh038.jpg
http://www.muzeum.sk/hrad/images/tnh_tnm/tnh040.jpg
http://www.muzeum.sk/hrad/images/tnh_tnm/tnh039.jpg
http://www.muzeum.sk/hrad/images/tnh_tnm/tnh042.jpg
http://www.muzeum.sk/hrad/images/tnh_tnm/tnh043.jpg
http://www.muzeum.sk/hrad/images/tnh_tnm/tnh044.jpg
http://www.muzeum.sk/hrad/images/tnh_tnm/tnh046.jpg

Под эркером до сих пор виден герб Цельского и Люксембургского родов. В оконных проемах можно увидеть фрагменты фресок. В этом дворце выставлены отдельные предметы мебели: кресло, буфет и резная спинка от кровати. Это музейная фотография и сделана она, вероятно, гораздо раньше 2016г. На нашу экскурсию "досталась" уже собранная кровать под балдахином. Все это говорит о том, что сотрудники музея работают над пополнением фонда экспонатов. У меня была минутная возможность заснять кровать, но с фотоаппаратом стали происходить "чудеса": срабатывала вспышка, но снимок не получался. Прямо заколдованный объект!

ДВОРЕЦ ЗАПОЛЬСКИХ



http://www.muzeum.sk/hrad/images/tnh_tnm/tnh016.jpg

Последняя наибольшая перестройка в замке происходила в конце 15 века, когда владельцами замка стали члены рода Заполия. Эта семья принадлежала к самым богатым семьям Венгерского королевства.. Во время их пребывания в замке была укреплена самая уязвимая южная сторона замка и построен последний четвертый жилой дворец. Все это превратило замок в роскошную жилую резиденцию. Сегодня отличительной особенностью этого дворца являются свежевыбеленные стены и зарешеченные окна, потому что в этом дворце есть что охранять. Во дворце экспонируются отдельные предметы меблировки: инкрустированные комоды, шкафы и секретеры. Отличаются оригинальностью и дверные проемы.

http://www.muzeum.sk/hrad/images/tnh_tnm/tnh019.jpg
http://www.muzeum.sk/hrad/images/tnh_tnm/tnh021.jpg
http://gaspar.eu.sk/images/pamiatky_slovakii/trenciansky_hrad/foto_11v.jpg
http://www.muzeum.sk/hrad/images/tnh_tnm/tnh024.jpg
http://www.muzeum.sk/hrad/images/tnh_tnm/tnh030.jpg

Сегодня особенности планировки говорят о следующем. На первом этаже находятся два параллельных помещения, как предполагают сотрудники, это были каретные сараи. Они сделали этот вывод на основании потертых мест на стенах и воротах, поэтому в качестве одного из первых экспонатов во дворце небольшая бричка. При строительстве дворца были созданы две параллельные стены укрепления, внутренняя и наружная. На втором и третьем этажах разместили четыре помещения с плоским потолком. Крышу охраняли от артиллерийского огня высокие украшенные арки. Настоящей изюминкой во дворце Запольских стала семейная картинная галерея. Вот ее и нужно беречь как зеницу ока! Я включила в отзыв доступные в интернете изображения картин. Будь моя воля, то я бы, скорее всего сделала другую подборку портретов, хотя что-то из представленных также могло оказаться в моем списке. Снимала бы я и таблички к полотнам с указанием имен представленных лиц. На портретах присутствуют и Габсбурги, и другие лица, владельцы замка. Разумеется, люди королевских кровей обычно удостаивались парадных портретов. В то же самое время они были и частными лицами. Поэтому художники писали для их внутренних покоев семейные портреты. Они показались мне при осмотре дворца наиболее любопытными полотнами. Парадный портрет имеет устоявшийся канон. Зрители должны видеть перед собой государственного мужа. А человек в семье - сплошная лирика. Во дворце Запольских представлено довольно много семейных портретов. В целом они интересны тем, что написаны не слишком известными художниками, возможно, и не очень умелыми. Поэтому, рассматривая семейную идиллию владельцев замка, можно заметить как растут художники, овладевая искусством семейного портрета. К сожалению, подкрепить собственные рассуждения конкретным полотном я не могу. Так что, уважаемые читатели, любуйтесь портретами, которые отобрали сотрудники Тренчанского музея и выставили их на своем сайте.
.
http://gaspar.eu.sk/images/pamiatky_slovakii/trenciansky_hrad/foto_9v.jpg
http://www.muzeum.sk/hrad/images/tnh_tnm/tnh032.jpg
http://www.muzeum.sk/hrad/images/tnh_tnm/tnh027.jpg
http://www.muzeum.sk/hrad/images/tnh_tnm/tnh023.jpg
http://www.muzeum.sk/hrad/images/tnh_tnm/tnh031.jpg
http://www.muzeum.sk/hrad/images/tnh_tnm/tnh028.jpg
http://www.muzeum.sk/hrad/images/tnh_tnm/tnh029.jpg

В 1528г. во время двухмесячной осады замок был сильно поврежден и восстановлен только спустя 80 лет, в 17 веке. Начиная с 1678г., когда владельцы покинули замок, в нижней его части стоял гарнизон солдат немецкого императорского войска. Это продолжалось почти целое столетие. Затем крепость превратили в тюрьму Тренчинского края., но из-за плохого технического состояния зданий заключенные были переведены с территории замка в другое место в городе. Последним бедствием, случившимся в замке, стал сильнейший пожар 11 июня 1790г. В начале 20 века владельцы замка подарили его городу. Так был положен конец долгой истории распорядителей и владельцев замка.
Реконструкция развалин замка началась только в 1955г. С этого времени и по сей день в замке проходят восстановительные работы, а в отдельных бастионах и подземельях открывается то одна, то другая выставка.

И ДРУГИЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Любой город испытывал бы чувство законной гордости, имея достопримечательность такого масштаба, как Тренчанский град. Ее одной достаточно, чтобы сюда потянулся поток туристов. Но Тренчин на этом не успокоился, в городе хватает исторических достопримечательностей. Каждая из них заслуживает отдельной похвалы. С замковой горы город Тренчин виден как на ладони, с высоты нетрудно сориентироваться в городских достопримечательностях. Улицы опоясывают скалу, на которой стоит замок. Достаточно спуститься вниз по одной из крутых улочек, которые все ведут в центр города, на Площадь Мира. Она, с моей точки зрения, больше похожа на пешеходную зону, ближе к центру площадь расширяется, в сторону вокзала сужается. Дома на площади Мира датированы 19 веком, частично они были построены на основе более старинных зданий. Площадь в Средние века находилась внутри крепостных стен. Это была территория для привилегированной публики, для дворян и богатых купцов. Я попала на площадь Мира, спустившись от замка по улочке имени Марка Аврелия. В арке ворот даже изображена золотая монета его времен. Арка расположена почти рядом с Чумной колонной.





В истории Тренчина было немало хороших и плохих событий. Голод, пожар в мае 1708г. уничтожил большую часть ( всего 195 домов) центра города, иезуитский храм. Когда стало казаться, что все повернулось к лучшему, над городом нависла угроза чумы. В 1710г. в городе умерло более тысячи человек. В период наибольшего отчаяния людей, в 1712г., мэр Тренчина, граф Иллешхази, выделил средства на строительство Чумной колонны. Для ее возведения пригласили каменщиков из Вены, которые ремонтировали уничтоженную пожаром иезуитскую церковь. Но следующая волна чумы опять накрыла город в 1715г. К умершим прибавилось еще более двухсот человек. Чумной столб Святой Троицы был построен в Тренчине в барочном стиле, на нем можно увидеть герб Иллешхази, а под ним надпись: "Важнейший и благороднейший, славный господин Микулаш Иллешхази" и далее перечисление всех его званий. Есть на постаменте таблички и с благодарностями Богу-Отцу и Святому Духу. Чумная колонна периодически реставрируется, а ее последняя реставрация произошла в 1978г.
Самым большим зданием на площади изначально была римско-католическая церковь Франциска Ксаверия, которая сначала принадлежала иезуитам, а потом пиаристам. Этот храм и монастырская обитель появились в те времена, когда Габсбурги прислали в преимущественно лютеранский город иезуитов, чтобы они распространяли католическую веру. Эта церковь считается одним из важнейших сакральных памятников барокко в Словакии. Первый камень в фундамент храма заложили иезуиты в 1653г. Проект и строительство храма часто растягивалось на столетие и в своей основе могло иметь какой-то архитектурный образец, часто иноземного происхождения. Храм в Тренчине напоминает римскую церковь Иль-Джезу, так утверждают архитекторы, этот образец получил распространение в Центральной Европе. Поэтому захотелось убедиться в том, как выглядел итальянский прототип храма вТренчине. Он на снимке ниже, в виде ссылки.. Белоснежная церковь в ярко выраженном стиле барокко. Однако у него нет двух колоколен, в остальном, в центральной части можно обнаружить черты сходства. В июле 2016 г. церковь пиаристов реставрировалась, чем и объясняется зеленая сетка, в которую закутали храм. В Тренчине церкви бывают открыты лишь в часы церковной службы, мне не удалось осмотреть его интерьеры, поэтому в очередной раз прибегла к помощи интернета. Внутренний декор великолепен, жаль, что не увидела его воочию.
Полагают также, что на территории Словакии, это был первый храм, посвященный святому Франциску. Большие городские пожары коснулись и этого собора, внутренняя отделка его сильно пострадала в таких происшествиях. Приглашая архитекторов из дальних городов, в Тренчине не всегда могли дождаться мастеров, поэтому обходились своими силами. С 1776г. храмом Святого Франциска Ксаверия распоряжаются пиаристы.


http://italy4.me/wp-content/uploads/2015/06/Gesu-.jpg




С замкового холма в зону обозрения попадают городская башня и купол синагоги. Другой важный орган городского управления - ратуша - в поле зрения не попала, так как она своим "ростом" значительно ниже башни. Тренчин долгое время не имел ратуши. Управляющие городом заседали и вели прием в собственных домах (крайне любопытно!), что вызывало осложнения и споры, и, разумеется, было крайне неудобно для хозяев. Просто представьте себя на их месте! И вот в 1663г. городской магистрат купил на площади при Нижних городских воротах жилой дом одного из горожан. Дому суждено было стать местной ратушей. Горел этот дом в результате больших пожаров, однако восстанавливался и реконструировался. Менялся его фасад, появлялись пристройки, в общем это была обычная жизнь городского административного здания. В 20 веке для городского управления построили новый особняк, который соединили на уровне второго этажа с городской башней. Переделали и проход под соседней городской башней. Транспорту запретили проезд на площадь Мира и здесь возникла пешеходная зона.



На площади, рядом с мэрией, можно увидеть шестиэтажную Городскую башню. Раньше это были одни из двух ворот, которые вели в Тренчин. Через них можно было попасть на территорию укрепленного города. Фактически все это было частью укреплений города. Городские ворота - это шестиэтажная (а первоначально двухэтажная) готическая башня городских ворот. Ее построили на квадратном основании предположительно в начале 15 века. Сквозной проход в башне выполнен в виде готической арки. С течением столетий внешний вид башни менялся, она подрастала. На площадке второго этажа надстроили во время ренессансной реконструкции 17 века с третьего по шестой этаж восьмиугольную башню. В целом башня достигла высоты в 32м. В середине 19 века разобрали все фортификационные сооружения, примыкавшие к башне. На городских башнях всегда были часы, в те времена они были единственными в городе. В Тренчине на воротах был установлен ренессансный хронометр 16 века, который прослужил до 1934г. Потом были установлены электрические часы. Прогресс прогрессом, а оригинальные ренессансные часы в качестве напоминания о прошедших временах отправили в музей в бывшем Дом палача. По веселой иронии судьбы я сфотографировала этот экспонат. Заодно напомню, что в Пиештянах старинный часовой механизм Наполеоновских бань также демонстрируется в музее Вилла доктора Лиска.
На башню можно подняться по винтовой лестнице, что я непременно бы сделала, если бы располагала временем, впрочем с высоты Тренчанского града город просматривается прекрасно.
Площадь Людовита Штура соседствует с площадью Мира. Ей присвоено имя филолога, создателя литературного словацкого языка Людовита Штура. История площади свидетельствует о том, как развивался город, как изменялись его очертания. Раньше это был фактически пригородный район, он занимал открытое пространство, прилегавшее к городским стенам. Их разрушали чуть меньше сорока лет в середине 19 века. Здесь возникла одна из центральных городских площадей. Приземистые деревянные домики постепенно заменили кирпичные особняки ремесленников, на первых этажах были открыты магазины. Позже стали появляться более роскошные здания, шикарные магазины и отели. Кроме того, площадь оказалась идеальным местом для проведения ярмарок по продаже крупного рогатого скота и зерна. Поэтому площадь долгое время называлась Зерновым рынком. Однако в конце 19 века площадь сменила свое название на более благозвучное. В честь известной аристократической семьи, владевшей замком, она стала называться площадью Иллешхази. Продолжалось это не очень долго, до той поры, когда была создана Чехословацкая республика. От имен аристократов в названиях пришлось отказаться, а имя словацкого филолога пришлось кстати.
Главной достопримечательностью площади является фонтан, изображающей водяного Валентина, на которого стараются посмотреть все гости города, а горожане просто любят здесь бывать. Автор скульптуры, известный мастер Игорь Мосный, создал ее в 1998г. "Бархатная революция" раскрепощала и уличное искусство. Скульптура очень оригинальна. Из колодца выглядывает водяной, получивший имя Валентин. Сам фонтан затянут рыбачьей сетью, на которой трепыхается рыба. Изо рта водяного бьет струя воды, а другие струи бьют прямо из земли. Здесь всегда много малышей. Зимой на месте фонтана заливают каток для всех жителей и гостей города.






Среди зданий, окружающих площадь, особенно интересный и красивый дом бело-розового цвета находится за скульптурой водяного. Он украшен лепниной и орнаментом в стиле модерн. Этот дом стоит уже второе столетие.
Площадь Штура замечательна и тем, что на ней находится местная Синагога, которая считается одной из самых красивых среди подобных сакральных зданий в Словакии. Историческое здание в восточно-византийском стиле построено на месте старой деревянной синагоги 1781г. Его возвели в 1913г. по проекту берлинского архитектора Рихарда Шейбнера, уроженца Тренчина. Всеми строительными работами руководила местная фирма Фукса и Негреца. Осенью того же года синагога была открыта и освящена. Местная еврейская община в годы Первой Чехословацкой Республики насчитывала две тысячи прихожан, поэтому возведение нового просторного молитвенного дома было вполне оправдано. Эта синагога использовалась по прямому назначению до Второй Мировой войны. В 1941г. ее намеренно повредили нацисты, пострадали предметы обстановки. Восстановление здания состоялось в 1945-1948г. Спустя три года оно стало собственностью коммунистической власти, она же придумала "чУдный" выход: устроить в ней склад одежды. Такой поворот в биографии церковного здания нам, жителям соцлагеря, очень хорошо знаком. Внутри что-то пришлось менять и ломать, чтобы складу было удобнее. Только в 70-ые годы началась очередная реставрация синагоги. Сегодня ее используют как выставочный зал, где происходят различные выставки и концерты, тем более акустика синагоги хорошо сохранилась. Небольшой молитвенный зал также оборудовали. Но вот иудейская община немногочисленна. По всей Словакии в годы оккупации почти все евреи были истреблены или покинули пределы страны, если это удалось.


.





Прогулка по городу подходила к концу. Прошла мимо ресторана "Синагога", который предлагал кошерную еду. Рядом с собором пиаристов обнаружила необычные "подсказки" для туристов. На своеобразном заборе из бетона укрепили мраморные указатели, на которых написано, сколько метров нужно пройти до синагоги, фонтана Водяного, Городской башни и тому подобное. На последнем снимке, сделанном по пути к железнодорожному вокзалу, запечатлела городскую картинную галерею им. Базовского.
Отдаю себе отчет в том, что в отзыве множество фотографий Тренчанского града. Это естественно. В городе нельзя найти такую точку, с которой не был бы виден замок. Но каждый раз мы видим ДРУГОЙ замок, он открывается перед своими гостями каким-то новым ликом. На прощание обзавелась в киоске на территории замка несколькими открытками и дома отсканировала их. На открытках нашли и нужное время суток (ночь и утренняя дымка, яркий солнечный день) и прекрасные ракурсы, дающие максимальный обзор на замок. Вот и не удержалась от соблазна привести эти изображения в финале отзыва.




P.S.

Завершая очередной отзыв, выскажу несколько общих соображений, которые, думаю, озадачивают не только меня, но и других собратьев на нашем сайте. В большинстве случаев чужая национальная история оказывается для нас terra inсognita, и, вступая на эту территорию, мы ощущаем под ногами зыбкую почву, боимся попасть впросак, хотя и стараемся тщательно и осторожно добывать какой-то минимум знаний. Даже история такой небольшой страны, как Словакия, изобилует множеством исторических подробностей, ибо хватало князей в небольшой округе, границы княжеств были подвижны, завоеватели присваивали себе те или иные княжества. Дворянский род был очень многочисленным, а имена часто повторялись. Попробуй разберись в многочисленных Людовитах и прочих Матушах. В Австро-Венгрии границы были еще подвижнее. Большая история отражалась очень своеобразно на всех отчасти самостоятельных территориях. История Тренчина в целом и история Тренчанского града в частности необычайно богата и выглядит чрезвычайно запутанной для большинства непосвященных. История отдельных личностей, ярких и колоритных, заслуживает того, чтобы хоть как-то представить их портрет. Но тобой все время владеет страх оступиться и, не имея злого умысла, сказать что-то не то. А ведь хочется, чтобы исторические персонажи получились ЖИВЫМИ, и город, и крепость бурлили красками и яркими деталями в вашем описании, чтобы читатели прониклись к ним симпатией. Но...увы...это не всегда удается! Нырнуть в пучину исторических фактов и страшно, и очень соблазнительно.

 Сообщить модератору



Лариса, большое спасибо. Какой красивый город! Хорош интерьер церкви, Тренчанский град очень импозантен, а фонтан Нептуна необыкновенно забавен.

С уважением
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Словакия. Тренчанский град и другие достопримечательности
2Главная достопримечательность Кадиса - океан, но есть и другие
3Музей икон и другие достопримечательности Солнечногорского района
4Турин. (II. Туринская плащаница; III. Город белой и черной магии; IV. Другие достопримечательности…)
5Поездки выходного дня: Лигатне и другие интересные достопримечательности рядом
6Славная Словения и другие страны в довесок. Стамбул и Венеция
7Бали и другие острова Индонезии с дошкольником. Третий раз. И снова здравствуйте!!!
Словакия
Отели Словакии
Отели Высоких Татр
Отели Долны Кубина
Пьештяны
Попрад
Погода в Словакии
Отдых с детьми
Рейтинг отелей:
15.Viktor 5-
16.Ambiente Apartments 5-
17.Grandhotel Praha 4+
18.Devin 5-
19.Slovak Telecom 4+
20.Spa Hotel Pro Patria 4+
21.Poprad 4+
лучшие отели Словакии
Фото отелей:
15.Gloria Palac, Словакия [6]
16.Matysak, Словакия [6]
17.Penzion Grand, Словакия [6]
18.Limba пансион, Словакия [5]
19.Turist, Словакия [5]
20.Avance, Словакия [5]
21.Grand Jasna, Словакия [3]
Популярные отели:
36.Penzion Grand отзывы
37.Botel Marina отзывы
38.Ostredok отзывы
39.Apollo Hotel отзывы
40.Danubius Health Spa Resort Thermia Palace отзывы
41.Poprad отзывы
42.Odborar отзывы
Отзывы по отелям:
1.Словакия, Druzba 3*/ Druzba [4]
2.Словакия, Liptov [3]
3.Словакия, Danubius Health Spa Resort Balnea Palace [3]
4.Словакия, Grandhotel Stary Smokovec [2]
5.Словакия, Limba пансион [2]
6.Словакия, Park Inn Danube [2]
7.Словакия, Kyjev [2]