13.12.16 09:48:19
Пиештяны. Так жили великие. Памятная изба словацкого поэта 
Время отдыха: июль 2016г.

ПИЕШТЯНЫ.ТАК ЖИЛИ ВЕЛИКИЕ. ПАМЯТНАЯ ИЗБА СЛОВАЦКОГО ПОЭТА




Музеи города Пиештяны

http://www.otzyv.ru/read.php?id=198772
http://www.otzyv.ru/read.php?id=193137


Думаю, что на всем белом свете нет ни одного города, будь то мегаполис или столица, провинция или настоящее захолустье, который бы не подарил миру и стране знаменитого или великого человека. И малая Родина гордится ими. В памяти почему всплыло имя Рудольфа Нуреева, всемирно известного танцовщика. Он вообще родился в поезде, между Иркутском и Слюдянкой. Отец его был башкир, а мать татарка. Родители и не думали о подобном взлете карьеры их сына. Однако судьба и огромное трудолюбие принесли невероятные результаты. Такими случаями взлета, когда внешние обстоятельства не благоприятствуют взлету личности, наверное, пестрит история. Благодарные земляки охотно создают музеи, посвященные знаменитым соотечественникам. Создают всем миром, отдавая в музеи чудом уцелевшие вещи, которые становятся экспонатами. Есть и в Пиештянах музей-квартира знаменитого словацкого поэты Ивана Краски, в которой он провел значительную часть своей жизни, вплоть до кончины. В городе вся музейная жизнь исходит от Бальнеологического музея, в ведении которого находятся еще два музея, именуемые филиалами. Про первый филиал (Вилла доктора Лиска) я уже рассказала. Второй - посвящен национальному поэту.


СКРОМНОЕ ВЕЛИЧИЕ ИЛИ ВЕЛИЧАЙШАЯ СКРОМНОСТЬ ?


Скромность как стиль жизни и, наверное, убеждений буквально витает в воздухе. Ей подчинено все в доме этого великого человека, которому было чуждо стремление к обогащению. Официальное название этого туристического объекта - "Музей-квартира", а по-словацки это звучит, как памятная изба. Хотя в нашем представлении на избу это совершенно не похоже. Нет ничего проще, как найти памятную избу поэта в городской черте. Достаточно перейти по пешеходному мосту от Купельного Острова к центру Пиештян. На берегу реки Ваг, слева от моста находится причал экскурсионных теплоходов. Рядышком на берегу лебеди облюбовали себе площадку для послеобеденного и ночного сна, для сухопутных прогулок и прочих радостей жизни. Туристы и дети очень любят подкармливать здесь многочисленную стаю лебедей. Ведь это одно из курортных развлечений! Да и не так часто удается горожанам наблюдать представителей фауны в их естественной среде. Вид на реку Ваг и на лебедей открывается из окна кабинета поэта Ивана Краско.




Вот и сама "изба". У мемориального музея всего-навсего три небольших комнаты, в которых располагается экспозиция. Ее хозяйкой является обаятельная и общительная сотрудница по имени Анна. Я опять оказалась единственной посетительницей музея, хотя это и не свидетельствует о его непопулярности. Творчество поэта входит в школьные программы, а также в задания по ЕГЭ. Поэтому выпускников обязательно приводят сюда на экскурсии. Анна была готова утолить мою любознательность. Этому способствовало и то обстоятельство, что она заканчивала школу в те годы, когда изучение русского языка было распространено в странах соцлагеря. Так что никакого языкового барьера в нашем общении не возникало. Более того, во дворцах пионеров и в школах Словакии и бывшего Советского Союза создавались КИДы, то есть клубы интернациональной дружбы, и ребята подбирали себе друзей из разных стран и переписывались. Была такая подружка и у Анны. Заинтересовавшись, откуда приехала я, и услышав, что я живу в Саратове, на реке Волге, она припомнила, что ее знакомая была из Балакова и звали ее, кажется, Саша. Этот город атомных энергетиков административно входит в Саратовскую область, где проживаю и я, и расположен прямо на берегу Волги. Анна охотно показывала апартаменты поэта и делилась своими знаниями по биографии этого человека, а также любопытной историей некоторых экспонатов. Знакомство с любым человеком, как правило, начинается с представления о его внешности. Чтобы мы могли узнавать его в лицо. Да и сам внешний облик может многое рассказать о человеке. На всех портретах, как скульптурных, так и живописных, мы видим человека в возрасте, на лицо которого прожитая жизнь отложила свой неизгладимый отпечаток. Довольно пышная шевелюра сохранялась у него на протяжении всей жизни. Взгляд очень сосредоточенный, как будто он пытается всмотреться в своего собеседника, вслушаться в его речи и что-то сказать в ответ. Последний скульптурный портрет - это бюст, установленный на родине поэта. За его плечами жизнь длиною в 82 года. На почтовые марки попадают портреты только самых знаменитых, выдающихся деятелей. Для Словакии национальный поэт Иван Краско значил очень много, а фон, на котором он изображен, символизирует мотивы природы, постоянно встречающиеся в его стихах, а также его крестьянское происхождение.


http://philatelia.ru/pict/cat5/dir1/2097ru.jpg http://www.ochemgovoryat.com/cache/21/Freebase_8089.png

Скажу несколько слов о создании музея. Сорок лет назад, когда праздновали столетний юбилей поэта, в Пиештянах открыли новый музей и назвали его Родной дом Ивана Краско. Это был второй филиал Бальнеологического музея. Назвали его Родным домом не случайно. В этот дом поэт вместе с женой переехал из Братиславы и проживал в нем с 1943 по 1958 годы. Экспозиция создавалась благодаря общим усилиям сотрудников городского музея и супругов Ладислава и Евы Мнячковых. Ева приходилась поэту дочерью. Поэтому в музее очень много личных вещей.

СКУПЫЕ СТРОКИ БИОГРАФИИ

На российских сайтах не так много информации об этом человеке. Однако сквозь скупые строки биографии можно представить его жизненный путь и оценить те успехи, которых добился в жизни этот человек, поднявшийся их самой глубины демократических слоев общества в Австро-Венгрии. Он родился в крестьянской семье в деревне Луковиштья в 1876г, ныне это территория Словакии, г. Римавска-Собота. Настоящая фамилия поэта - Ян Ботто. Юношу интересовала его генеалогия, и он попытался составить свое родословное дерево. История семьи указывала, что его предки были выходцами из Италии. Его дальним родственником был известный словацкий поэт-романтик Ян Ботто. Крестьянское происхождение не помешало юноше поступить в гимназию в г. Брашове. Двадцатилетним юношей он вернулся и помогал родителям в домашнем хозяйстве около пяти лет. А потом отправился в Прагу для изучения химического машиностроения. Полученная специальность привела Яна Ботто на предприятия Богемии. Кроме того, в пражский период жизни молодой человек обрел знакомства, которые переросли в дружбу, вошел в круг словацкой интеллигенции. Его другом стал Мирослав Штефаник. Ниже Вы видите фото генеалогического древа, личные документы. Среди друзей у молодого человека были и художники, на стенах в жилых комнатах музея много подаренных ими картин. На одной из них можно увидеть дом поэта на родине.





Исторические события, выпавшие на период жизни поэта, отразились и на его биографии. Прежде всего, это Первая мировая война. Он стал ее непосредственным участником. В рядах австро-венгерской армии сражался на Восточном фронте. Об этом периоде жизни поэта рассказывает одна из витрин в музее, где представлены личные вещи и документы. Это часть воинской амуниции, шпоры и армейский котелок, шерстяное одеяло, подборка военных фотографий. После окончания войны он вернулся уже в Чехословакию, в страну созданную усилиями Т. Масарика и его единомышленников. Поэтому на стене в музее экспонируется Декларация о создании нового государства. В этот период Ян Ботто занимается активной политической деятельностью. Его избирают членом парламента, депутатом от республиканской аграрной партии. Он был одним из сторонников чехословацкой государственности и политики, ориентированной на национальные интересы. Ведь она не проводилась во времена австро-венгерского господства. Энергии этого человека хватало на многое. Параллельно с политической деятельностью он занимается и научной работой в области химии. В 1923г. ему присудили ученую степень доктора технических наук. Этот человек совместил в себе многие плодотворные занятия, что свидетельствует о его незаурядности. Часть его биографии связана с Братиславой, но во время Второй Мировой войны, в 1943г., вместе с семьей он переехал в Пиештяны и прожил здесь пятнадцать лет вплоть до самой смерти. К семидесятилетнему юбилею поэт Иван Краско получил в подарок от президента страны резную шкатулку ручной работы, выполненную лучшими национальными мастера. Эта шкатулка выставлена в музее. На ее крышке изображен Братиславский град и набережная Дуная. Кроме того, она богато орнаментирована и огорожена небольшой ширмой ручного плетения.





ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ - САМОЕ НЕОБХОДИМОЕ

При ближайшем рассмотрении стало понятно, что у поэта было две жилых комнаты, кабинет и спальня. В настоящее время они считаются мемориальными, в них сохранена та обстановка, что была при жизни поэта. Третья комната, возможно, раньше это была прихожая и кухня, отдана под экспозицию, где представлены фотодокументы и немногочисленные, но от этого не менее интересные экспонаты. Общим видом мемориальных комнат меня выручил интернет. Крупные планы отдельных уголков - мои. Общий вид свидетельствует, что метраж комнат невелик, свободного места почти нет. Хотя понятно, что кабинет принимал многочисленных гостей. Люди умели довольствоваться необходимым и не испытывали комплекса неполноценности на этой почве. Творческое и духовное общение их волновало гораздо больше. Параллели с образом жизни представителей русского классического искусства так и напрашиваются. Дома Пушкина как в Михайловском, так и в Болдине, Лермонтова в Тарханах, Гоголя в Васильевке также удивляют своими крошечными размерами и характеризуют их обитателей с самой притягательной стороны.

http://www.votpusk.ru/gallery/large/118862.jpg http://www.votpusk.ru/gallery/large/118860.jpg

В то же самое время обстановка привлекает внимание своей продуманностью, тем, как она вписана в ограниченное пространство Угловая горка для чайной посуды и круглый стол для чаепития, диван и кресла с подушками из традиционной домотканой декоративной материи, украшенные ручной вышивкой, наверное, хозяйки, гобеленовые наволочки на некоторых из них, небольшие столики - подставки для миниатюрных скульптур, которые были подарены знакомыми художниками и скульпторами, живописные полотна на стенах. Без красоты и уюта эти люди не представляли свою жизнь. Назначение тумбы, облицованной керамической плиткой коричневого цвета, нам не совсем понятно. Между тем это нужная, практическая вещь. Это закрытый камин для отапливания, наверное, не очень теплых комнат, хотя угловые кафельные печи в них тоже имелись. Его, кажется, подарили семье поэта.




Спальня, как и кабинет, небольшая и по-своему уютная. Кровать, диван, платяной шкаф, комод, небольшой стол для занятий, вешалка для костюма. Кстати, ее форма вошла в моду в наши дни. Небольшие столики и тумбочки обязательно покрыты салфетками ручной работы. Старомодный радиоприемник наверняка привлечет внимание. Предметов обстановки для такого небольшого помещения многовато, но в целом обстановка не давит перегруженностью. Выставлены в музее, перед входной дверью, и такие личные вещи, как шляпа и трость поэта, чтобы он не забыл о них, отправляясь на прогулку.






Друзья-художники щедро одаривали поэта как живописными полотнами, так и скульптурами, выполненными в самой разной художественной манере. Словаки очень любят свои традиционные виды искусства: резьбу по дереву и керамику. Традиционно настенными керамическими тарелками было принято украшать дом, даже сельский. Как дань этой традиции выставлена в памятной избе керамика.

"МОЙ ПИСЬМЕННЫЙ ВЕРНЫЙ СТОЛ"

Именно так обращалась, выражаясь прозаически, к своему рабочему месту поэт Марина Цветаева. Да и Пушкин в своих стихах воспел такой необходимый предмет поэтического творчества, как чернильница. Даже посвятил ей отдельное стихотворение. Стол, чернильница, гусиное перо - это настоящие орудия производства для литераторов. Кстати, Пушкин имел почти школьную привычку и грыз кончик гусиного пера, превращая его в огрызок. В наши дни, разумеется, этому традиционному набору классических орудий творчества пришел компьютер, хотя жива еще, пусть и немногочисленная, армия поклонников писать от руки. Совсем недавно случайно узнала, что появились чудо ручки, которыми можно писать на бумаге, но, будучи подключенными к планшету, они трансформируют написанное в печатный текст. Все по нашей отечественной пословице: "И волки сыты и овцы целы". Одним словом, технический прогресс и электронные инновации могут угодить людям с самыми противоположными запросами.
Осматривая кабинет в памятной избе словацкого поэта Ивана Краско, старалась запечатлеть на снимках все его уголки, а письменному столу уделила особое внимание, сняв крупным планом все, что лежало на столе.





За окном кабинета сквозь занавеску просматривается берег реки Ваг, знакомый пейзаж умиротворяюще действовал на поэта. Во всяком случае мне так и кажется. Во время творчества удобно было располагаться в рабочем полукресле. Традиционно письменные столы могли покрывать не только зеленым сукном, но и толстым стеклом. Под рукой поэта должно быть все самое необходимое: лампа с зеленым абажуром или ее заместительница - свеча, подставка для письменных принадлежностей, на которой мы видим классическую перьевую ручку, авторучку и парочку гусиных перьев, мраморные пресс-папье и пепельница, лупа, прекрасная папка с кожаным тиснением и нож для разрезания книг и бумаг. На первый взгляд, все эти функциональные предметы просты по своему внешнему виду. Совсем недавно услышала чье-то мудрое высказывание, и не могу не согласиться с ним, и не могу не поделиться им с вами, уважаемые читатели: Каждая старинная вещь красива уже по тому, что она дожила до наших дней. Согласитесь, что в окружающей бытовой обстановке таких вещей становится все меньше и меньше. Словацкого поэта также коснулся и технический прогресс. Под стеклянным футляром на письменном столе справа стоит портативная пишущая машинка знаменитой фирмы "Ремингтон". Под рукой у поэта, в рабочей зоне находится и его богатая библиотека. Кому-то она по современным меркам покажется не слишком внушительной, но внешний вид книг, их переплеты свидетельствуют о том, что поэт постоянно брал книги в руки. Здесь много книг с автографами от друзей и поклонников, писателей, переводчиков, литературных критиков, книги самого Краско и тома, посвященные его жизни и творчеству. В кабинете, на рабочем столе и на книжных стеллажах можно увидеть фотографии самого поэта и дорогих ему людей, например, портрет жены в молодости. У них был счастливый брак, который излечил поэта от душевного одиночества. Коснувшись личной жизни поэта, обязательно должна рассказать о трогательном экспонате в музейной экспозиции. Уже не раз называла имя Штефаника, друга Краско, которого он приобрел еще в период обучения в Праге. Штефаник - фигура очень крупная в истории Словакии. Более подробно о нем рассказала в отзыве о бальнеологическом музее. Его имя носят аэропорт в Братиславе и обсерватория в Праге. Все это далеко не случайно. Его влекло небо, его интересовали звезды, и он неоднократно выезжал в те страны мира, где должно было произойти полное солнечное затмение или к планете Земля приближалась комета. Все эти космические явления можно было наблюдать в их полном блеске. С острова Таити он привез прекрасную жемчужину, которую подарил своему другу. Ее вправили в обручальное кольцо будущей жены к бракосочетанию поэта. В одной из витрин как раз и экспонируются памятные подарки поэту и его жене, а также белоснежные кружева к этому случаю.



http://cv02.twirpx.net/0858/0858766.jpg


ОН ПОЭТ. ЭТИМ И ИНТЕРЕСЕН

Перефразировав слова В.Маяковского, поняла, что сейчас самое время и подходящее место, после осмотра кабинета и письменного стола народного художника, поговорить о литературном творчестве крупного словацкого поэта. Почетное звание народного художника было ему присвоено в середине 20 века. Такого звания бывают удостоены не только живописцы, создатели картин, но и представители других творческих профессий. Писать стихи Иван Краско начал еще в то время, когда обучался в гимназии. Его первая публикация называлась "Песни нашего народа" и появилась в журнале "Словенское творчество" в 1896г. Поначалу он публиковал свои произведения под псевдонимом Янко Цыган, однако потом изменил творческий псевдоним на Иван Краско. Имя Иван - это аналог имени Ян по-словацки, а Краско - это название соседней деревни Красково, хотя иногда его переводят как Краски. Сердца читателей его творчество завоевало тем, что в нем звучат мотивы разочарования и грусти, обусловленные бесправным положением человека в обществе, он критикует социальное неравенство, сопротивляется духу мадьяризации словацкого народа, выступает против засилия венгерского духа. Подобные настроения типичны для малых народов, живущих в составе империи. Он критикует пассивность молодого поколения.
Во времена господства социалистического реализма особо талантливыми признавали писателей, поэтов и художников, которые изображали тяжелое положение народа и его борьбу с угнетателями. Такой советский подход распространялся и на оценку творчества представителей стран социалистического лагеря. Словакия, безусловно, подпадала под подобный подход к оценке таланта, что явно обедняло его поэтическое творчество. Ведь не только социальные мотивы превалируют в творчестве Ивана Краско. Он ЛИРИЧЕСКИЙ поэт и содержанием его стихов становятся личные духовные переживания и внутреннее одиночество. По духовному наполнению своих стихов, по поэтическим и образным средствам, которые он выбирает в своей поэзии, точнее было бы рассматривать его стихи как близкие по своим настроениям русской поэзии Серебряного века. Для словаков и наших современных критиков Иван Краско - это один из ярких представителей "модерны", как принято у них называть литературу модернизма. В истории словацкой поэзии за ним закрепилось определение: "поэт ночи и одиночества". Для передачи таких настроений поэт прибегает к образу высокого стройного тополя, который возвышается в одиночестве. Этот образ из его стихов стал настолько запоминающимся символом поэзии Ивана Краско, что его похоронили на малой родине и поставили над могилой памятник в виде тополя, что и видно на одной из фотографий в музее. Как человек, страдающий от одиночества, он старается найти, благодаря любви, прочную опору не только в творчестве, но и в жизни. Один из ранних сборников стихов Иван Краско посвятил своей невесте, Илоне Князовичовой. Ей посвящен и сонет "Лишь тебе". Влюбленная душа начинает говорить языком богов. Отношение к возлюбленной самое возвышенное, никаких фривольных мотивов в стихах не найдешь. Отчасти это объяснялось тем, что среди литераторов были выходцы из священников или те, кто исповедовал протестантизм. Сила чувств и переживаний была глубокая, но передавалась очень сдержанно. Любовь - это почти религиозный экстаз. Душа поэта в стихах Ивана Краско всегда страдает. Довольно долго в его стихах жил образ безответно плачущей души, одинокой среди таких же неприкаянных и блуждающих в тумане душ. Многое изменилось с появлением невесты. Поиски родственной души увенчались ее обретением. Возрождению поэта помогала и родная природа.
В нашей стране стихи словацких поэтов не переиздавались ровно полвека. Их сложно найти даже в интернете. Однако интернет, если верить в него, выручил и на этот раз. Вот крошечный фрагмент из стихотворения "Жизнь": "Тебя я , Жизнь, вызываю на бой. С утра до ночи продлится спор во имя красавицы наших гор." Любовь расколдовала его "спящее" сердце, вокруг которого мощно и страстно кипела жизнь. Поэтому последний сборник стихов пронизан светом высокой любви, которая созвучна детской вере. Он получил бескорыстный и щедрый дар любви. Напрашивается сравнение нескольких стихотворений. Одно написано до встречи с возлюбленной, другие - посвящены ей, и настроение в них переменилось, когда был обретен духовно близкий человек.

РОБКИЙ АККОРД

Ненастной, темной ночью
блуждал я, одинок,
и плачущему небу
завидовал, как мог.

Без цели шел по свету,
не мог найти никак
ни облегченья боли,
ни вспышки - в сердце мрак.

Ах, где-то при дороге,
где крест Господних мук,
прикосновенье встретил
дрожащих, мокрых рук...

То ль наяву все было,
то ль просто сонный бред:
меня забыли руки,
чуть засиял рассвет...

Осталось смутно чувство,
страданья след неясный, -
шумит аккордом робким,
в воспоминаньях гаснет.


СВОЕЙ НЕВЕСТЕ ПОСВЯЩАЕТ АВТОР

Душа -
читай же, милая, в душе моей,
легко услышишь тайный трепет в ней;
в горенье сердца, здесь, ответ судьбе.
Как грешник, я иду на исповедь к тебе.

ТЕБЕ ОДНОЙ

Тебе одной, что в смутных снах моих бывала,
во мгле видений вдруг сверкнув, как метеор,
воздвиг души моей безмолвный, скорбный хор
ряд черных алтарей, чтоб жертвовать немало.

Но ты моих ночей печаль не озаряла.
ты белым серебром луны алтарь мой темный
не осенила, не склонила лик твой томный -
душа занемогла, рыдала, изнывала.

А все ж моих трудов колосья золотые
и весь багрянец сердца, рдевший в вышине,
для жертвы лишь тебе росли в пылу;

вознесся фимиам к любимому челу,
и змейки дыма синие у ног застыли:
в глубоких тьмах моих ты светишь мне!

Этот союз двух сердец и двух душ сохранился на долгие годы. По обстановке в памятной избе поэта мы понимаем, что здесь живут люди гармоничные, спокойные, нашедшие друг друга, и это самая настоящая ценность, перед которой материальные блага - ничто.

ТАК УХОДЯТ ВЕЛИКИЕ

Прокрутила в голове все собственные отзывы о музеях Пиештян и вдруг поняла, что в каждом из трех отзывов есть снимки посмертных масок. Это композитор Людвиг ван Бетховен, Милан Штефаник, военный и исследователь космических явлений, близкий к правительственным кругам человек, и поэт Ивана Краско. Разумеется, видела маски других выдающихся людей и прежде, но сейчас задумалась над историей и смыслом подобной традиции. Она ведет свое начало буквально с доисторических времен. Слепки, сделанные с лица покойного, пришли в современный мир из глубины веков. Они позволяют получить точное представление о внешности известных людей, которые жили в далеком прошлом. Причины создания слепков могут быть различными. Представители знатных и состоятельных родов рассматривают их как семейные реликвии. Их сохраняют, и они могут путешествовать из поколения в поколение.
Самый древний слепок был сделан в 16 веке д.н.э. с лика фараона Тутанхамона, то есть маскам отводилась немаловажная роль в погребальном обряде. Маску с умершего человека хоронили вместе с ним в гробнице. Впоследствии маски стали приобретать и самостоятельную ценность. Маска носила и статусный характер, в этом случае ее изготавливали из золота, декорировали росписью или использовали драгоценные камни. А потом последние слепки с лица человека известного стали традицией. Благодаря скульпторам разных стран возникло нечто вроде галереи скульптурных портретов великих. Среди отечественных скульпторов стоит назвать имя Сергея Меркурова, который создал больше 300 слепков. Самый известный заказ в его творчестве - это маска Ленина после смерти. Ранее он создал маску Льва Толстого, ему принадлежит и воплощенная идея дополнять слепок лица слепками с рук. Руки музыканта и художника - это необычное орудие творчества, которое заслуживает увековечивания. Помнится, что в театральном музее имени Бахрушина экспонируются слепки с ног балерин, что стало традицией для представителей данного вида искусства. Хотя слепки ног возможно делать и при жизни.
Бывали в истории посмертных слепков эпизоды, пускай и отдельные, когда создатели масок "развлекались" за счет доверчивых европейцев, не допускавших и тени сомнения, что со смертью можно шутить и устраивать сложные мистификации и розыгрыши. Соблазн велик, поэтому расскажу о самом известном случае. Давать ему нравственную оценку - это Ваше личное дело, уважаемые читатели.
Одна из самых знаменитых посмертных масок сделана с лица юной девушки, Незнакомки,утонувшей в Сене, под Парижем в конце 19 века. На ее лице запечатлелась улыбка, так она пережила переход из мира бытия в вечность. Это была нашумевшая история, однако у специалистов твердое мнение, что это всего лишь интригующая легенда: слепок сделан с лица живого человека, но он стал настолько популярен в Европе, что его стали тиражировать. В эту ловушку-мистификацию угодил и наш бывший соотечественник. Поэта В.Набокова настолько поразило лицо девушки, что он посвятил ей стихотворение. Он написал его, будучи в Берлине, и дал ему название по-французски " Незнакомка из Сены". Возможно, что поэт сам не ведал, что стал жертвой мистификации, придуманной романтической легенды.

http://edikst.ru/misc/i/gallery/38228/1135968.jpg http://samlib.ru/img/s/staroshuk_w_a/maska/girl1.jpg

"Все гляжу я на белую маску
неживого лица твоего.

В без конца замирающих струнах
слышу голос твоей красоты.
В бледных толпах утопленниц юных
всех бледней и пленительней ты.

Ты со мною хоть в звуках помешкай,
жребий твой был на счастие скуп,
так ответь же посмертной усмешкой,
очарованных гипсовых губ.

Неподвижны и выпуклы веки,
густо слиплись ресницы. Ответь,
неужели навеки, навеки?
А ведь как ты умела глядеть!"

Посмертные маски можно рассматривать в качестве способа увековечивания лица выдающегося представителя человеческого рода. Они оказывают помощь при создании памятников, когда скульпторы стараются добиться точного портретного сходства. Ведь маска воспроизводит мельчайшие детали. Объективно признано, что маска зачастую бывает более точной в портретном сходстве, нежели фотографии. В минуту ухода человека из жизни она может передать и муки страдания. Знающие источники отмечают, что маска композитора Бетховена запечатлела болезненные страдания. Для тиражирования маски Бетховена ей придали более эстетический вид.
Лоб композитора увенчали лавровым венком гения-творца. В Бальнеологическом музее г.Пиештяны маска Бетховена и его скульптурный бюст выглядят именно так.

http://edikst.ru/misc/i/gallery/38228/1135984.jpg


В экспозиции Бальнеологического музея есть зал, посвященный биографии Милана Штефаника, где также выставлена его посмертная маска. Он погиб в результате авиакатастрофы, поэтому его лицо искажено маской страдания. Здесь же в зале экспонируются скульптурное изображение его головы и памятник, поставленный в Праге рядом с обсерваторией, носящей его имя.



В памятной избе словацкого поэта экспонируются слепки лица и рук Ивана Краско. Слепок правой, рабочей, руки поэта. Судя по фотографиям, Краско был человеком высокого роста с очень стройной фигурой. А вот руки по-настоящему крестьянские, крупные, сильные, как у кузнеца или молотобойца.
Тема посмертных слепков воспринимается людьми неоднозначно. Тема смерти вызывает у людей естественный страх, маски могут пугать. Люди, верующие в силу своих убеждений, также могут не принимать посмертные изображения. Экскурсовод Анна стояла рядом со мной в тот момент, когда я делала эти снимки. Она стояла полубоком, а потом тихо сказала, когда она как сотрудник музея вытирает пыль с экспонатов, то на этот экспонат старается не смотреть. Я уважаю ее честность и тактичную откровенность. В ее глазах я перешагнула грань дозволенного. Мне же нечего было сказать ей в ответ, но сейчас я приношу Анне извинения.



P.S. На посмертной маске поэта Ивана Краско читаются черты покоя и умиротворенности. Наверное, как следствие гармонично прожитой жизни, наполненной творчеством и духовным общением с близкими и друзьями.

 Сообщить модератору



Лариса, большое спасибо за знакомство с поэтом, о котором раньше и не слышала. Посмотрела в интернете: действительно стихов очень мало. Но нашла, что в 1964 году издавался сборник стихов в переводе Анны Ахматовой. В нем есть и стихи Ивана Краско. Теперь после Вашего рассказа постараюсь найти этот сборник. Не сомневаюсь, что в переводе Ахматовой его стихи прозвучат достойно.

С уважением
Ирина! Большое спасибо за"наводку", обязательно посмотрю переводы Ахматовой. То, что я привела в цитатах , это, вероятно, перевод Шведовой, автора литературоведческих статей о словацкой поэзии. Припасла и для Вас одну ссылку. Сейчас окунулась с головой в литературу о декабристах и натолкнулась на рассказ Михайлы Орлова, парламентера, который вел переговоры с комендантом Парижа в 1815г. о сдаче города русской армии. Наполеона в этот момент в городе не было, но он настаивал, чтобы парижане боролись за свой город так, как это делали жители Сарагосы. Прекрасный факт! Вам он пригодится. Всего доброго.
Лариса, спасибо за внимание.

С уважением
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Великое: село, где есть "кремль" и "дворец" (04.05.2014). Часть 1
2Турция: такая разная и такая классная! Часть 3. Анкара и Стамбул.
3А ВСЕ-ТАКИ МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ… ИЛИ БОЛЬШАЯ КАРЕЛЬСКАЯ КРУГОСВЕТКА
4русский север ((Архангельск-Каргополь-Кенозеро-Великий Устюг)
5Брюсов переулок. Из серии переулки Москвы
6Восток. Савонлинна. "Финская Венеция"? Крепость и Суворов, Екатерина II и опера, ряпушка и пироги
7Город Владимир. Шульгин Василий Витальевич.
Словакия
Словакия: отели
Отели Кошице
Отели Низких Татр
Бардеев
Бардеевские Купели
Погода в Словакии
Туры горные лыжи
Рейтинг отелей:
1.Grand Hotel Permon 5+
2.Ibis Bratislava Centrum 5+
3.Elisabeth Old Town 5
4.Mineral 5
5.Avance 5
6.Penzion Furkotka 5
7.Apart Hotel VIRGO 5
лучшие отели Словакии
Фото отелей:
15.Gloria Palac, Словакия [6]
16.Matysak, Словакия [6]
17.Penzion Grand, Словакия [6]
18.Limba пансион, Словакия [5]
19.Turist, Словакия [5]
20.Avance, Словакия [5]
21.Grand Jasna, Словакия [3]
Популярные отели:
22.Grandhotel Praha отзывы
23.Euforia отзывы
24.Viktor отзывы
25.Apart Hotel VIRGO отзывы
26.Pension Tatry отзывы
27.Junior отзывы
28.Uran отзывы
Отзывы по отелям:
22.Словакия, Odborar [1]
23.Словакия, Slovak Telecom [1]
24.Словакия, Uran [1]
25.Словакия, Junior [1]
26.Словакия, Ostredok [1]
27.Словакия, Ski Zahradky [1]
28.Словакия, Lesna [1]