11.11.16 22:27:40
Александров за два ноябрьских дня 
Время отдыха: ноябрь 2016

Александров за два ноябрьских дня



Решение выбраться куда-нибудь на пару дней, чтобы не было мучительно больно за бесцельно проведённые осенние каникулы, родилось спонтанно прямо накануне этих самых каникул. Почему в Александров? – Потому что я туда уже давно хотела. Почему хотела? – Из-за Ивана Грозного.

Хотя должна сознаться, что на момент, когда моя мечта была как никогда близка к реализации, мои представления об Иване Грозном состояли из набора клише, собранных из художественных фильмов и остатков основательно выветрившейся школьной программы: опричнина, многочисленные жёны, российский Дедал – холоп Никита, пропавшая библиотека.

Не скажу, что я вернулась домой с готовой диссертацией по эпохе Ивана IV. Скорее, мои клише были в этой поездке проиллюстрированы и детализированы.

Но обо всём по порядку. Во-первых, не одним Иоанном Васильевичем интересен город Александров, не им его история начата и не им закончена. Копнём чуть вглубь. Есть версия, связывающая название города с именем Александра Невского, который, навещая своего отца в Переславле, несколько раз «стоял станом» именно в этом месте, где впоследствии возникло село Александровское. Несмотря на то, что никаких документов, подтверждающих эту версию, нет, она озвучивается, в том числе, и в Александровском кремле.

А сама великокняжеская резиденция строится во времена отца Ивана Грозного – Василия III. Почему именно здесь? Источники в этой связи говорят о его богомольных походах в Переславль. То есть резиденция, видимо, возникает как путевой дворец. Однако строится она со столичным размахом и роскошью теми же мастерами, что и Московский Кремль.

После смерти Василия III в 1533 году его жена Елена Глинская приказывает превратить резиденцию в крепость.

Иван IV бывает в Александровской слободе сначала наездами, а с 1565 года на 17 лет Александровская слобода становится фактической столицей Русского государства.

В начале 17 века Александровская слобода была сильно разрушена поляками. В 1630 году на месте разрушенного царского дворца был выстроен деревянный дворец для Михаила Романова. Дворец тот сгорел в 1730 году и более не восстанавливался.

В период правления Алексея Михайловича территория постепенно отходит к женскому Успенскому монастырю, основанному на развалинах царской резиденции. Таким образом, никаких гражданских сооружений в Кремле с тех пор не осталось. И, к моему большому сожалению, нигде нет ни схемы, ни макета Александровской слободы времён Ивана Грозного. Везде можно увидеть лишь гравюру из книги датского посла Якоба Ульфельдта, посетившего Россию в 1578 году.


Если колокольня и Троицкий собор (бывший на тот момент Покровским) на этой гравюре вроде опознаются, то Покровская церковь (бывшая на тот момент Троицкой) – если это вообще она – расположена относительно остальных построек как-то странно. (Момент перекрёстного переосвящения Покровского собора и Троицкой церкви кажется мне очень любопытным, но тоже нигде не комментируется, говорится лишь, что произошло это в 17 веке.)
Вообще изображение Александровской слободы Ульфельдтом в отсутствие комментариев со стороны историков (мне, по крайней мере, в открытом доступе ничего пока не нагуглилось, и в музее я этого не увидела) даёт почву для всевозможных спекуляций, в том числе сторонникам «новой хронологии», которые принимая картинку за истину в последней инстанции, объявляют непонятного назначения башенки минаретами, и не просто метафорически называют холопа Никиту русским Икаром, а прямо-таки буквально их отождествляют, заодно ещё отождествляя Грозного с Нероном. Греция, Рим, Орда и Русь в одном флаконе.

Сейчас музей-заповедник Александровская слобода делит территорию кремля с Успенским монастырём. Вход на территорию свободный. С другой стороны, строгий монастырский дресс-код тоже отсутствует.
Итак, что мы имеем на месте.




Если вы хотите посетить комплекс с экскурсией, её нужно заказывать заранее, минимальное количество человек (по крайней мере, именно из этого будет рассчитываться стоимость) – 5. Мы этим не озаботились, поэтому осматривали кремль самостоятельно. Взяли билеты на постоянные экспозиции. На временные выставки решили не ходить.

Поскольку билеты предъявляются только на экспозициях, то мы организовали наше посещение таким образом: посмотрели, сколько успели, за 2,5 часа, проголодались, съездили пообедать, заселились в гостиницу и вернулись досматривать кремль. Провели там ещё около полутора часов. То есть в общей сложности на кремль у нас ушло 4 часа, не считая перерыва на обед. Вообще экскурсия с посещением основных экспозиций рассчитана на 2,5 часа. Но в неё не входит, например, посещение Троицкого собора, так как он действующий. Хотя, чего я оправдываюсь? Да, я медленно смотрю музеи. Я ещё, как только вижу буквы, непременно начинаю их все читать. К счастью, семья с пониманием относится к этой моей особенности и не ропщет.

В кассе нам посоветовали двигаться против часовой стрелки, что мы и сделали.

1. Успенская церковь.



Построена в 1571-1577 гг. Колокольня и прочие пристройки – это уже 17 век. Храм был домовой церковью (встречалось предположение, что он был домовой церковью женской половины царской семьи) и соединялся с дворцом, стоящим с северной стороны, галереями и переходами. Замечу сразу, что Покровская церковь тоже была домовым храмом, к которому непосредственно примыкали царские палаты. Таким образом, логично предположить, что палаты располагались как раз между Покровской (тогда Троицкой) и Успенской церквями по оси с севера на юг.

В Успенской церкви размещена экспозиция «Купеческая лавка», где выставлены предметы, как используемые купцами (весы, безмены, гири), так и товары на продажу (посуда, сладости, точнее, фантики от них, швейные машинки).

Школьный ранец из экологически чистых материалов



Экспонатом, придающим выставке местный колорит, является коллекция барановских ситцев, которые в своё время завоёвывали награды на выставках в Лондоне и Париже.



Посещая Александров, и сейчас сквозь разруху и неухоженность можно угадать следы былого купеческого величия. А ещё о нём напоминает тот факт, что железная дорога на Ярославль именно благодаря стараниям александровских купцов вопреки первоначальным планам пошла не через Переславль-Залесский, а через Александров. Движение по ней было открыто в 1870 году, а здание вокзала 1903 года постройки является одним из архитектурных памятников города. Правда, мы его не видели.

В подвале Успенской церкви в зловещей темноте аудио-гид рассказывает о тайне гибели Ивана Грозного, о версиях и предположениях.



А пояснительная табличка при спуске сообщает о том, что возможно именно в этих подвалах пытали преступников. А также о том, что отсюда вёл к реке Серой тайный ход под названием «труба государева», который был настолько просторным, что по нему могла проехать тройка лихих лошадей.

2. В больничном корпусе находится экспозиция «В провинциальной гостиной». Название говорит само за себя. В общем, ничего личного, ничего специфичного. Но мне такие бытовые выставки очень нравятся.

3. В деревянной постройке непонятного происхождения (фраза «памятник гражданской архитектуры конца 19 – начала 20 века» не сильно проясняет ситуацию) устроена экспозиция «В крестьянской избе». Опять же, такие экспозиции можно увидеть в любом музее деревянного зодчества или более-менее приличном краеведческом музее. Маслобойки-ухваты-сундуки…

Что мне интересно было прочитать в этот раз – это про женский труд. Оказывается, у женщины в крестьянском хозяйстве был чётко фиксированный план – сколько рубах, штанов, полотенец и прочих текстильных изделий она должна произвести за год. После выполнения плана всё остальное время (как правило, сверхурочно) женщина могла работать на себя и складывать доходы от реализации этих излишков в свой личный сундучок.



4. Экспозиция, размещённая в Покровской церкви, самая обширная, разнообразная и интересная. Она как раз посвящена Александровской слободе времён Ивана Грозного.

Вообще, все постройки Александровского кремля – это такие матрёшки, в которых самая древняя сердцевина спрятана в более поздних наслоениях. Так и восьмерик церкви с шатром над ним, считающийся прообразом всех будущих немногочисленных шатровых храмов, едва возвышается над окружающими его более поздними постройками. Трапезная палата построена в 17 веке на подвалах 16 века и на месте древних царских палат.



В подвалах сейчас демонстрируется программа о строительстве Александровской слободы: о технологиях строительства и декоративных элементах, которые указывают на участие в строительстве итальянских мастеров, возводивших и Московский кремль. Сочетание белого камня и кирпича, напольные мозаики, декоративные розетки – вот признаки тогдашнего столичного шика.




В соседнем подвале устроена инсталляция пыточной,



хотя с исторической точки зрения это неверно – ей самое место в подвалах Успенской церкви, а здесь можно было бы ограничиться вот такими бочками



и парой сундуков с драгоценностями, так как эти подвалы выполняли исключительно хозяйственное назначение, сохраняя не только продукты, но и несметные богатства, а, возможно, и ту самую библиотеку.

Реконструкция столовой палаты.



Здесь послушать было некого, пришлось почитать. Например, о том, что все поверхности палат – стены, полы, потолки – были обиты тканью, покрыты коврами, покрывалами разных оттенков красного цвета. Палаты выглядели подобием ювелирной шкатулки. Царь сидел за отдельным столом, бояре рассаживались в зависимости от знатности и древности рода, соответственно, - чем круче, тем приближённей. Не только к батюшке-царю, но и к соли, потому что пищу в те времена солили не при приготовлении, а при употреблении, и не всякому за столом соль подавали. Отсюда возникла поговорка «уйти не солоно хлебавши». Хотя я думаю, это была не самая большая проблема гостей Ивана Грозного – им бы живыми уйти с пира. Но про такие ужасы пояснительные таблички умолчали.

Рядом представлена реконструкция самой приватной части покоев – сенника постельного – комнаты для новобрачных, которая устраивалась в подклете Покровской церкви.

В Александровской слободе, где довольно часто проходили смотры невест и свадьбы, это было очень актуальное помещение.

Смотр невест – обычай, практиковавшийся в Византии в 8-9 веках. На Руси таким способом впервые была выбрана в 1505 году первая жена Василия III – Соломония Сабурова. Вероятно, мать Василия, Софья Палеолог, решила вспомнить обычаи предков, так как с династическими браками у нас тогда была напряжёнка.

Средневековый «конкурс красоты» с далеко идущими последствиями проходил в несколько этапов, и из числа финалисток, прошедших сито медицинских и придворных отборов, сам царь выбирал себе невесту. Отвергнутые красавицы раздавались в жёны боярам или отпускались домой с богатыми дарами.

На смотре невест 1571 года, когда царь выбрал себе в суженые Марфу Васильевну Собакину, он заодно приглядел жену и своему сыну – Евдокию Сабурову. Две свадьбы состоялись в Александровской слободе с разницей в 6 дней. Марфа Собакина прожила после свадьбы лишь 15 дней и была отравлена. Евдокию Сабурову через год после свадьбы постригли в монахини под предлогом бездетности. Она прожила в Покровском монастыре Суздаля с 1572 по 1619 год, пережив и мужа, и свёкра, и всю династию Рюриковичей, которую ей не удалось продолжить.

В Александровской слободе женился Грозный и на своей пятой супруге Анне Васильчиковой в 1575 году. Да и сын его ещё дважды сочетался браком. В общем, сенник не пустовал.

Итак, вот в таком примерно антураже проходили царские первые брачные ночи.



Сенник был неотапливаемым и устраивался на одну ночь. Он обивался тканью, устилался коврами. В его убранстве присутствовала как языческая, так и христианская символика. Над дверьми и окнами внутри и снаружи вешались кресты, на стены – иконы, а по углам втыкалось по стреле, на которые вешали по соболю и калачу.
На кровать укладывали 27 ржаных снопов (как символ плодородия), сверху стелили ковёр, поверх ковра перины, и всё это укрывали атласной простынёй. В изголовье клали подушки, в ноги – меховое одеяло и ковёр. Около постели ставили кадь с пшеном, как пожелание изобилия, а в неё помещали две огромные свечи по 1-3 пуда каждая. Эти свечи горели всю ночь, оберегая молодых от порчи.

В соседней палате размещена выставка, представляющая образ Ивана Грозного глазами живописцев разных времён. Есть здесь и копии прославленных шедевров, и оригинальные работы.

Покаяние


Крылья холопа.


Не знаю, почему Никиту прозвали русским Икаром. Это ведь Дедал крылья придумал , спроектировал, соорудил, а сын его непутёвый «права купил, машину купил, водить не купил».

Что же касается реальности полёта холопа Никиты – то, как я позже выяснила, это сюжет рассказа «Бесовский летатель» Е.Н. Опочинина, литератора, массовому советскому читателю настолько неизвестного, что со временем фрагменты литературного произведения стали выдаваться за цитаты из летописи или царского указа.

Представлена на выставке и копия хрестоматийной картины Репина.

Кровавая драма развернулась здесь же, в Александровской слободе в ноябре 1581 года. В это время третья жена царевича (первые две были пострижены в монастырь по причине бездетности) Елена Шереметева была беременна долгожданным первенцем. Есть разные версии, чем она прогневила свёкра – то ли тем, что он застал её неглиже в её же собственных покоях, то ли тем, что не ответила на его домогательства, но только царь принялся избивать её, а заодно досталось и вступившемуся за жену сыну. Версия о том, что царевич скончался от полученного удара жезлом, является распространённой, но не единственной. Исследования останков царевича показали, например 32-кратное превышение допустимого содержания ртути, а также многократные превышения содержания мышьяка и свинца. Правда, и череп был в очень плохом состоянии.


Елена Шереметева, потеряв и нерождённого ребёнка, и мужа, была пострижена в монахини, но в отличие от своих предшественниц не в далёком Суздальском монастыре, а в Москве, где находилась на почётных условиях, как вдовствующая царица.


После смерти сына Иван Грозный покинул Александровскую слободу.


Ещё одна выставка – Сокровища земли Александровской. Основная часть сокровищ – это предметы религиозного культа.

В том же здании Покровской церкви находится экспозиция, посвящённая уже не личной, а официальной жизни слободы, только попасть в неё нужно через другой вход.



На этой выставке можно купить аудиогид, и пока мы рассуждали один взять или два, смотрительницы посоветовали нам присоединиться к только что начавшейся экскурсии.

С экскурсоводом нам повезло. Она очень увлечённо и интересно рассказывала. Вот здесь как раз рассказывают про опричнину. И показывают первое изображение опричника на подсвечнике 17 века.



Известно, что опричнина учреждалась царём по образцу монашеского ордена. Поэтому опричники носили одеяния монахов. Но если обычные монахи носили колючую власяницу для усмирения плоти, то у опричников, по словам экскурсовода, под ней были надеты дорогие кафтаны.



Витрина с царской посудой – это копии. Подлинники в Оружейной палате Московского Кремля.


А клад 16 века настоящий. Это серебряные копейки-чешуйки. На одну такую чешуйку можно было купить воз огурцов.



Александровская слобода при Иване Грозном выполняла все основные столичные функции. Здесь были приняты 9 посольских делегаций: Швеции, Дании, Англии, Австрийской империи. На гравюре Ульфельдта видно, как опричники образуют живой коридор, по которому движутся послы. Это не только и не столько демонстрация уважения к гостям, сколько тотальный контроль того, куда они идут и что видят. Что ещё раз заставляет усомниться в гравюре, как надёжном источнике информации о планировке слободы.

Репродукция портрета английской королевы Елизаветы I напоминает о переписке между двумя монархами. Всего с 1562 по 1584 год Грозный написал Елизавете 11 посланий. Есть версия, правда, сейчас подвергаемая сомнениям, что Иван Грозный сватался к Елизавете, но получил отказ. Впрочем, Елизавета отказала и всем прочим претендентам на её руку и сердце, ответив, что она «замужем за Англией». А уж в случае с Грозным, мне кажется, кому как не ей – дочери Генриха VIII – было знать, скольких своих жён может пережить такой самодержавный «Генрих».


Часы, которые отмеряли время в Александровской слободе (тоже копия).


В отличие от современных нам часов, у этих вращался циферблат, а стрелка в виде солнечного луча оставалась неподвижной. Счёт часов ориентировался на восход и закат солнца, поэтому при часах обязательно находился специально назначенный человек – часоводец. На восходе солнца он вручную устанавливал циферблат на первый час дня. Наступало утро. Дальше часы работали в автоматическом режиме до заката, с наступлением которого часоводец переводил их на первый час ночи. Сутки 22 июня состояли из 17 дневных и 7 ночных часов, 22 декабря – наоборот. В итоге, это всё равно давало привычные нам 24 часа.

Резной костяной трон (это деревянная копия, подлинник в Оружейной палате) – по последним данным относится уже к эпохе Бориса Годунова.



А открытые в 90-х годах прошлого века белокаменные порталы с розетками позволили исследователям отнести строительство церкви к более раннему времени, чем было принято считать, – 1525-1529 годам, эпохе Василия III.



Через этот портал входил в свою домовую церковь и Иван Грозный.



Считается, что сохранившаяся до настоящего времени роспись шатра была заказана им в 1570-е годы после Новгородского похода. Сюжетная роспись шатра – уникальное явление в архитектуре. И смотрится впечатляюще. Пророки, праотцы, святые князья и сам Господь Бог, изображённые на фресках, помнят обращённые к ним глаза и молитвы великого тирана.



Есть в зале и витрина, посвящённая событиям Смутного времени. Сразу угадываем портрет Скопина-Шуйского, с которым познакомились в прошлогодней поездке в Ярославль. http://www.otzyv.ru/read.php?id=192595 В 1609 году он одержал под Александровской слободой крупную победу над войском Яна Сапеги.



Битва в красках



Передвижное укрепление на картинке называется гуляй-город. Его ещё Иван-Грозный применял при взятии Казани.

5. Троицкий собор.



Именно от его постройки в 1513 году ведётся отсчёт существования Александровской слободы. Сейчас он принадлежит Успенскому монастырю. Соответственно: фотографировать внутри нельзя, вход в основной, древний храм перегорожен, на интерьеры можно посмотреть только стоя на истёртом древнем пороге в западном портале. Ну что ж, тем больше внимание достаётся воротам 14 века, вывезенным Иваном Грозным из Твери. Но если Тверские ворота очень строги и лаконичны, то Новгородские, Васильевские врата (того же, 14 века), украшающие южный портал, просто роскошны. Но зарешёчены.



6. Распятская церковь и колокольня



хранит в себе «Легенды и были Александровской слободы» - экспозицию, ещё раз подытоживающую все основные загадки-клише: и про библиотеку, и про жён, и про смерть… Всё это подаётся конспективно-схематично и прямо-таки требует рассказа экскурсовода. Хотя с другой стороны, после всего увиденного, вроде, и так всё понятно. Например, тайна смерти царя проиллюстрирована новодельными шахматами, расставленными и готовыми к игре.

Обзорная площадка на колокольне была закрыта (не сезон). Но была ещё выставка, посвящённая Успенскому монастырю и пребыванию на территории Александровской слободы молодого Петра I, который прятался здесь от стрелецкого бунта и проводил учения «потешных» полков; и его сводной сестры, Марфы Алексеевны, сосланной в этот монастырь по подозрению в поддержке стрелецкого мятежа. Марфа Алексеевна, постриженная в монахини под именем Маргарита, прожила в специально построенных для неё палатах при Распятской церкви до самой своей смерти в 1708 году.

Личные вещи.



А в 1718 году монастырь на какое-то время стал тюрьмой и для первой жены Петра – Евдокии Лопухиной, которая была переведена сюда после розыска по делу царевича Алексея.

Думаю, что в кассе нам дали неправильное указание: начинать осмотр стоило как раз с Распятской церкви и идти по часовой стрелке. Но как бы там ни было, круг замкнулся.

До 17-00, времени, когда все музеи превратятся в тыквы, у нас ещё было время посетить усадьбу купца Первушина.

По семейной легенде, прадед хозяина усадьбы Алексея Михайловича Первушина, носивший фамилию Жихарев, осмелился пригласить на свою свадьбу опальную цесаревну Елизавету Петровну, жившую в негласной ссылке в Александровской слободе. Попутно замечу, что Елизавета Петровна прожила в Александровской слободе с 1729 до своего воцарения в 1741г. Для неё был возведен дворец на "царёвой горе" в 100 метрах от Христорождественского храма.
Цесаревна этот мужественный поступок оценила и присвоила Жихареву фамилию Первушин.

Потомок Жихарева-Первушина, Алексей Михайлович Первушин, родился в 1829 году. Он рано остался сиротой и в 14 лет поступил на службу к фабриканту Баранову. Благодаря своим деловым качествам из мальчика на побегушках он стал равноправным партнёром Барановых, вошёл в Совет директоров мануфактур Барановых, избирался членом Городской Думы. Занимался строительством дорог, больниц, гимназий, построил богадельню.

Усадебный комплекс был построен в 1873-74 годах в центре города. А эта веранда была пристроена позже, в 1913. Сейчас её реставрируют, так что, возможно, скоро площадь экспозиции увеличится.



В 1874 году Первушин справляет здесь новоселье. А два года спустя он обзаводится семьёй и женится на Клавдии Александровне Семёновой. Ему на тот момент уже 46. Она на 20 лет моложе его. В этом доме у них рождается двое сыновей. В 1891 году семья переезжает в Москву, чтобы дать мальчикам хорошее образование, а александровская усадьба начинает выполнять функции загородной дачи. Уже в Москве в 1893 у Первушиных рождается дочь.

От усадебного комплекса помимо главного дома с кирпичным первым и деревянным вторым этажами остались привратницкая (в ней располагается очередная экспозиция, посвящённая крестьянскому быту ) и каретник (с экспозицией «Магия камня»). Рядом находится бывший приусадебный, а теперь городской, парк. В стоимость билета (100 рублей взрослый, 50 детский) входит экскурсия по главному дому. Фото оплачивается отдельно, стоит 30 рублей.

Экскурсия получилась очень душевной, экскурсовод излучала глубокую нежность и к бывшим хозяевам дома, и к сохранившимся экспонатам. Было похоже, как будто она рассказывает про своих родных, как будто делится семейными воспоминаниями и любуется на семейные реликвии.

Немного интерьеров.



Надо сказать, что и здесь, в усадьбе, и в Кремле проводится большое количество всевозможных интерактивных программ с играми, костюмами, чаепитиями. Везде наготове стоят столы с самоварами. А в царских палатах мы мельком застали детский квест.

Зашли и на выставку «Магия камня», послушали про ВНИИСИМС, искусственные и природные минералы. Экскурсовод (если её можно так назвать) рассказывала больше скороговоркой и на дополнительные вопросы реагировала не очень дружелюбно. Так бывает, когда человек или устал, или очень спешит, или не очень в теме и боится попасть в неловкое положение. Но красивых (и, несомненно, магических! ) «камушков» мы всё же купили потом. Ровно в 17:00.

И всё. Культурная жизнь в городе на этом кончилась. Можно было бы ехать домой, но мы хотели посмотреть ещё музей Цветаевых, поэтому запланировали на посещение города 2 дня. Стали думать, чем бы занять вечер.

Мы передвигались по Александрову на машине. С одной стороны, ради экономии сил и времени. Но с другой стороны, город, по крайней мере, пока, совершенно не располагает к прогулкам. Неухоженный, неуютный даже в центре. В кинотеатре ничего достойного внимания не шло. В общем, зашли в торговый центр, нашли «Читай-город», закупились литературой, и коротали длинный зимний вечер, кто с футболом, кто с книжкой про кошек, а кто с «Кентерберийскими рассказами» Чосера.

Скажу пару слов о гостинице «Александров», в которой мы останавливались. Здание вполне современное, стандартный номер необычно просторный. Есть холодильник, в коридоре стоит кулер с водой. НО: в номере нет телефона (то есть если у вас возникают какие-то вопросы, нужно топать на ресепшен), в номере нет сейфа, нет фена, батареи плохие, так что в мороз может быть очень даже прохладно. Завтрак: омлет, бутерброд, два оладушка - нам показался скудноватым. Но у нас с собой было)) Поэтому мы не обиделись.

На следующий день по пути к музею сделали остановку на той самой «царёвой горе», где стоял дворец Елизаветы Петровны. Всё было заметено снегом. Дорожек нет. Направления читаются только по фонарям.

Христорождественский собор скоро обзаведётся новой колокольней. Перед ним стоит новенький, образца 2013 года Александр Невский.



С этой же точки видны ещё два памятника: вдалеке, на Советской площади памятник Ленину (1967г)



и памятник Александровской республике (1987г).



Термином «Александровская республика» называют 5 дней в декабре 1905 года, когда 4300 рабочих фабрик Баранова и Беляева объявили забастовку, вылившуюся в вооружённое восстание. Причём владелец фабрики, Сергей Николаевич Баранов, человек либеральных взглядов, эту акцию и спонсировал и возглавлял.

Поиски музея Марины и Анастасии Цветаевых обернулись увлекательным квестом. Сначала мы проехали мимо нужного поворота, потому что при подъезде с этой стороны указателей на достопримечательность нет (или они очень незаметны). Потом мы преодолели улицу Военная (состояние соответствует названию). На воротах музея


висит вот такая потрясающая табличка:



Мы её и сфотографировали не столько для истории, сколько для ориентирования на местности.

Библиотека.



Внутри нашли искомую дверь. Интерьеры постеснялись фотографировать, но они ошеломительно антикварны. Пока не в лучшем смысле этого слова.

И уже в сопровождении экскурсовода Татьяны вернулись в музей. Сразу скажу, что я не являюсь поклонницей творчества Цветаевой и потому после прочтения нескольких отзывов о восторженных, но не очень системно излагающих материал местных экскурсоводах, у меня были некоторые опасения. К счастью, они не оправдались. Учитывая, что музей этот кроме как музеем-метафорой и не назовёшь, смотреть там нечего, и всё держится на рассказе гида, экскурсия превзошла все ожидания! Абсолютно «то, что доктор прописал» - ликбез без навязывания эстетических и прочих ценностей. Мы, наверно, минут 40 неподвижно стояли перед одной только фотографией и слушали-слушали-слушали. Ну и чуть-чуть вопросы задавали. Татьяна оказалась замечательным рассказчиком. И что немаловажно, так как мы были с ребёнком, рассказывала очень живым и доступным языком, строго выдерживая рамки категории 12+. То есть да, например, Осип Мандельштам в гости приезжал, да гулять по кладбищу ходили, но подробности их личных взаимоотношений с Цветаевой остались за рамками нашей экскурсии. Наверняка, мы ещё масса пикантных моментов прошла мимо нас, но я, в общем-то, и не против. Я не знала про жизнь Цветаевой практически ничего (только про эмиграцию в Чехию и самоубийство. Ну, и про папу-основателя музея им. Пушкина, конечно), поэтому мне всё было ново и интересно. Я не знала даже, что у Марины была сестра Анастасия, которая несмотря на годы лагерей и ссылок дожила до 98 лет.

Кроме семьи Цветаевых рассказывают и о круге их общения в Александрове. И о хозяевах дома, в котором находится музей – у них Цветаевы снимали для себя другой домик, который совсем обветшал и развалился, и теперь его заново отстраивают, и хотят уже в нём воссоздать обстановку по воспоминаниям Анастасии Цветаевой.

И отдельная песня в рассказе, конечно, это няня Надя, кормившая детей немытыми вишнями, а гостей битым стеклом.

А потом мы пошли в музей 101 километра. Он находится в том же доме, что и детская библиотека, но в соседнем подъезде. Там есть немного личных вещей Анастасии Цветаевой, в том числе текст её романа, который она писала в лагере на папиросной бумаге. Но в основном просто стенды с фотографиями и искалеченными судьбами.

Здание, в котором находится музей, само по себе тоже интересное. Оно принадлежало Барановской мануфактуре, а до этого здесь были конюшни чуть ли не со времён Грозного.



На этом мы наше знакомство с городом закончили и отправились в обратный путь.

В заключение хочу сказать, что, наверно, Александров сегодня - не самое позитивное место. К сожалению, его основные туристические "бренды" - это террор, тюрьмы и ссылки. И очень жаль, что пока внешний вид города по большей части эту атмосферу поддерживает. Хотя потихоньку-полегоньку какие-то позитивные изменения всё же происходят. И это радует, потому что город древний, интересный и, безусловно, заслуживающий внимания. Во всяком случае, мы нашим мини-путешествием остались очень довольны.

 Сообщить модератору



Я последнее время использую аудиогид из программы izi travel. Очень удобно и ходить в своём темпе.
На колокольне, вернее с неё, виды не очень, ничего интересного для себя не увидела.
В костюмах фотографироваться не стали?
С музеем Цветаевой тоже очень новости, не найдя нужного поворота.
Спасибо за отзыв, сама писать не стала.
Оксана, спасибо за Ваш рассказ. Мне он очень понравился умением объединить свои впечатления, практическую информацию с увлекательным историческим экскурсом.
Никогда не понимала и не признавала ставшую популярной и на этом сайте фразу: "Об исторических фактах можно почитать и самостоятельно, я лучше покажу фото". А снимки нельзя так же посмотреть в Интернете?!

В Александрове была давно и только в его исторической слободе. Постоянно возникает желание посетить и другие музеи. Я тоже очень люблю это "дело". Но нужно выбрать время. В том числе и в контексте времени года. Потому что хорошо понимаю...

Цитата:

..., что пока внешний вид города по большей части эту атмосферу поддерживает.

Спасибо. Очень понравился ваш рассказ, располагающий к неспешному, вдумчивому прочтению.
Спасибо за тёплые слова!

Если у меня получилось
Цитата:

объединить свои впечатления, практическую информацию с увлекательным историческим экскурсом

я очень рада, потому это именно то, к чему я стремилась. Мне самой нравится в чужих отзывах такой баланс.
Оксана, прочитала отзыв с огромным удовольствием! Спасибо! К своему стыду живу рядом и не была в слободе. А город, действительно, депрессивный...
Цитата:

Александров сегодня - не самое позитивное место


Да не то слово...Однажды были в Александрове весной, только снег начал сходить. Куда ни глянь - груды мусора. Столько я не видела нигде. В сентябре проезжали через него. Даже не возникло желания остановиться. А вы - какие молодцы! Столько увидели.
Цитата:

Куда ни глянь - груды мусора. Столько я не видела нигде. В сентябре проезжали через него. Даже не возникло желания остановиться.


Мусора мы не увидели, наверно, под свежевыпавшим снегом. Но общее ощущение обветшалости и запущенности угнетает. Обычно по незнакомому городу приятно прогуляться, прочувствовать его ногами, посозерцать неторопливо. Я даже не припомню, был ли какой-то ещё город, который мы вот как "увидели только из окна нашего персонального автомобиля")))
Оксана, спасибо. Точно так же искала музей Цветаевой и я, только на своих двоих.

Повторюсь, но я очень люблю провинциальные музеи. В большей степени там работают знающие и интересные люди, работают, что называется из любви к искусству. Если они видят твои искренний интерес, то выкладываются до конца, и тогда у тебя получается диалог с умным и интересным собеседником.

Рада, что музей Вас не разочаровал, что прочитала достойный рассказ об Иване Грозном с собственными Вашими мыслями.

С уважением
Ирина, спасибо.

Искать тот музей
Цитата:

на своих двоих

- это ещё больший подвиг!

Музеи провинциальные я тоже люблю :-)
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Week end в Тбилиси или что можно успеть за два полных дня.
2Два ноябрьских дня в г. Вильнюс
3Минск и Несвиж за два дня. Фотоотчет с небольшой порцией полезной информации
4Что можно успеть сделать в Стамбуле за два дня...
5В Стамбул за два дня
6Два хмурых дня в Златоглавой
7Москва, за 1,5 дня, и опять мимо Кремля...
Отдых в России
Россия: отели
Отели Золотого
Отели Золотого Кольца
Кабардино-Балкария
Калининград
Погода в России
Детский отдых
Рейтинг отелей:
505.Small Hotel 5-
506.Санаторий им. Ленина 5-
507.Русские сезоны 5-
508.Армхи гостиничный комплекс 5-
509.Энергетик загородный комплекс 5-
510.Кавказ 5-
511.Славянка 5-
лучшие отели России
Фото отелей:
1219.Чайка, Россия [2]
1220.Ermitage, Россия [2]
1221.Sky Hostel Sheremetyevo, Россия [2]
1222.Петровский, Россия [2]
1223.Петро Палас Отель, Россия [2]
1224.Отдых пансионат, Россия [2]
1225.Интурист, Россия. Остальное [2]
Популярные отели:
442.Можайский (санаторий) отзывы
443.Невский Отель Астер отзывы
444.Феличи гостевой дом отзывы
445.Коралл пансионат отзывы
446.Горячий ключ санаторий отзывы
447.Талисман отзывы
448.Чайка гостиница отзывы
Отзывы по отелям:
673.Россия, Соло на Гороховой [3]
674.Россия, Архангельское (санаторий) [3]
675.Россия, Парк Отель Калуга [3]
676.Россия, К-Визит [3]
677.Россия, Кубань пансионат [3]
678.Россия. Остальное, Дон-Плаза [3]
679.Россия, Красноярск [3]