05.11.16 15:43:21
В Камбоджу через Таиланд. Часть 2. Камбоджа: Сием Рип и храмы Ангкора. 
Время отдыха: январь 2016

В Камбоджу через Таиланд.
Часть 2. Камбоджа: Сием Рип и храмы Ангкора. 



Был у меня когда-то приятель, изучавший в институте китайский язык и любивший посещать азиатские страны, что мне в начале 90-х казалось чем-то фантастическим. Однажды он показал мне фотографии храмов Ангкора, куда он съездил на мотоцикле из Вьетнама. Я была потрясена. Я даже никогда не слышала об этом месте. Всё, что я знала в то время об этой стране, которую мы звали Кампучия, это - кровавых режим Пол Пота. А тут целая неведомая цивилизация (так мне тогда казалось). Я выпросила у него книжку о храмах на английском выпуска 1994 года, чтобы хоть немного узнать об этом месте, ибо я была совершенно убеждена, что попасть в Ангкор мне не суждено.  

Прошло каких-то 20 лет и наши люди спокойно посещают Камбоджу и восхищаются храмами Ангкора. Как же быстро всё меняется! Пора-пора мне переломить время и пространство и посетить это удивительное место. 

Чтобы посетить храмы Ангкора надо приехать в городок Сием Рип (или другое написание по-русски Сием Реап). Самый простой и удобный способ на мой взгляд - это перелёт из Бангкока в Сием Рип. Время в пути 1 час. Билеты спокойно покупаются он-лайн на сайте Бангкокских авиалиний (Bangkok airways)  http://www.bangkokair.com/full/en

Однако, поскольку я решила провести несколько новогодних дней на тайском острове Самет, то до Сием Рипа я добиралась наземным транспортом. А именно, на такси до пограничного пункта на территории Таиланда - Араньяпратет, переход границы пешком, и потом на такси от пограничного пункта на территории Камбоджи - Пой Пет - до Сием Рипа. Обратно мы вернулись на самолёте из Сием Рипа в Бангкок. Всё очень понравилось. Аэропорт в Сием Рипе понятный, приятный, чистый. Бангкокские авиалинии вполне приличные. Полёт прошёл быстро и без проблем.  

О поездке по Таиланду отзыв здесь http://www.otzyv.ru/read.php?id=198563

Итак, утром 5 января 2016 года мы с сыном сели на такси на пирсе Бан Пе, которое для нас вызвали сотрудники отеля Coco Lima Resort на тайском острове Самет. Это стоило нам 3 500 бат. Дороговато конечно. Но и путь не близкий - 4 часа от пирса Бан Пе до пограничного пункта Араньяпратет на границе с Камбоджей.

Здесь следует уточнить, что пунктов перехода тайско-камбоджийской границы несколько. Так что я очень рекомендую говорить таксисту к какому именно пограничному пункту вы хотите добраться. Я не сказала. Просто до границы и всё. Тайцы не уточняли. Но где-то минут через 40 после начала пути я почему-то решила спросить у таксиста едем ли мы в Араньяпратет. Не знаю интуиция или мой ангел-хранитель заставили меня это сделать, но ответ меня потряс. Он сказал, что нет. Едем в другой! Меня начало трясти. Таксист остановился и стал звонить в своё агентство. А я его трясу - "Это то же направление? Мы сможем повернуть в Араньяпратет?" Он в молчанку играет и всё дозванивается своему менеджеру. Только когда он сказал, что это та же дорога и всё реально, я успокоилась. А успокоившись, подумала, что сейчас наверное будут пытаться лишние деньги стрясти. Так и вышло. Менеджер попыталась. Но я её "навязчивый сервис" отвергла. Дорога-то та же, нам просто надо продолжать путь. За что лишние деньги? Она спорить не стала и сразу отстала. Мы продолжили путь, потеряв полчаса на эти дозвоны. Боги Камбоджи явно были не расположены к моему визиту.

КАК Я ПЕРЕХОДИЛА ТАЙСКО-КАМБОДЖИЙСКУЮ ГРАНИЦУ

Когда мы добрались до Араньяпратета, то довольно быстро нашли нужный офис для переходы границы на стороне Таиланда. Туда собственно направляются все белые туристы. Офис хороший, чистенький, не жаркий. Очередь прошла быстро и мы вышли на жаркую улицу, чтобы дойти до пограничного пункта Камбоджи Пой Пет. Пока шли, глядя по сторонам и замечая грязные улицы, женщин, продающих сухих жуков в качестве еды, грязные палатки с напитками, ко мне подошёл маленький худенький мужчина и стал на ходу спрашивать куда мне надо. Ну, думаю, уже начинают обхаживать, а ведь я ещё даже до границы не дошла. Про таксистов на камбоджийской стороне я читала. Дядечка этот с тихой улыбкой довольно кривых зубов, ненавязчиво предложил мне машину до Сием Рипа (цену забыла). Я сказала, что ещё даже границу не прошла.
А он говорит: "Как пройдёте, найдите меня там. Я буду вас ждать". Посмотрим.

Виза в Камбоджу у меня была электронная. Я её купила за 35 долларов на сайте Консульства Камбоджи в Москве. https://www.evisa.gov.kh/?lang=Pyc
Там всё довольно просто и понятно. 

Информация из Интернета о том, что с готовыми и электронными визами туристы идут через отдельный вход, оказалась устаревшей. Всех направляли к одному входу, похожему на сарай, куда под ярким солнцем стояла длинная очередь. Да уж, это вам не Таиланд. Мы тоже встали.
 

Простояли мы в очереди 1 час. За это время заполнили анкету. Только я не поняла где у меня номер визы, чтобы вписать в анкету. На моей распечатке не было такой информации. Только под штрих-кодом стоял какой-то длинный ряд цифр. Может это? Но я была не уверена. Подумала, что спрошу у пограничника, так как вокруг спросить было не у кого. Но камбоджийские пограничники - ребята наглые и крайне не приятные.

Я не могла понять должен ли сын идти в отдельное окно один или вместе со мной. Ведь он несовершеннолетний. Хотя для них он конечно выглядит как большой, взрослый дядя. Это был мой первый вопрос толстому пограничнику, с неприязнью взиравшему на меня из окошка. Он стал грозно кричать, чтобы сын оставался за линий. Ну ОК. Даю ему свою анкету, паспорт, распечатку электронной визы и спрашиваю что мне вписать в графу номера визы. Он бросает мне анкету назад и говорит, чтобы я шла заполнять анкету обратно, а потом возвращалась.

"И ещё стоять 1 час в очереди?" - спрашиваю.
"Да. - говорит он - Следующий!"
Я быстро вписываю номер из-под штрихкода в анкету, стоя у окошка, и говорю, что всё готово. Это буквально вывело его из себя. Он психует и уходит. Я стою у окошка. Жду. 

Началось противостояние. Этот мужик сидит в задней комнате с другими пограничниками и откровенно меня игнорирует. Ждёт когда я уйду. Не на ту напал. Рождённых в СССР этим не проймёшь, приятель. Хотя я нервничаю и при этом злюсь, но стараюсь сохранить самообладание. Включаю дурочку и обращаюсь к пограничнику в соседнем окошке с вопросом - а где его коллега? и будет ли кто-нибудь сегодня выдавать визы? Причём спрашиваю это громко. Этот мотает головой - мол ничего не знаю. Я повышаю голос, что стояла целый час в очереди и пусть у меня примут документы. Понимаю, что рискую, так как обычно считается, что на азиатов орать нельзя. У них не принято. Однако, я работала с малазийцами как-то и знаю, что стоит их прижать и всё решается. И между прочим, помогло. Из комнаты выходит опрятного вида мужчина, по виду явно начальник, и без лишних слов принимает документы у меня, потом у сына и мы спокойно удаляемся с визами в паспорте, которые эти ненормальные прикололи к страницам паспорта степлером! 

Как только попадаем на Камбоджийскую территорию, к нас подходит вальяжного вида толстый человек, похожий на китайца, и по-русски предлагает такси. Спрашиваю цену. Просит дороже, чем тот дядя на тайской территории. Оглядываюсь, дядечку этого не вижу. И вдруг вдалеке кто-то мне делает еле заметные знаки. Наверное он. Иду к нему. Спрашиваю, почему он к нам не подошёл. Он как-то мнётся и старается нас увезти подальше. Ну понятно. У толстого китайца там похоже своя мафия и этому там работать нельзя. Короче, посадил он нас в машину к весёлому камбоджийцу, который тут же нашёл нам в попутчики пару молодых людей из Индии и по очень разумной цене нас доставил в Сием Рип. Жалко только, что у меня все цены вылетели из головы. Помню только, что дядечка-посредник попросил дать ему на чай 100 тайских бат. Я дала. Приятный он был и помог нам.

СИЕМ РИП

До Сием Рипа мы доехали чуть меньше чем за 3 часа. Камбоджийские пейзажи мне сразу понравились. Они отличались от тайских. Но чем, я понять не могла. Кругом рисовые зелёные поля и пальмы. Вроде и в Таиланде так же. Белые коровы, буйволы, традиционные кхмерские дома на сваях.

Какой-то свет другой что ли? Я почувствовала, что мне здесь ужасно нравится. Пространство там другое. Оно мягче что-ли. В общем рациональных и логических объяснений у меня нет. Но Камбоджу я полюбила сразу (как только распрощалась с тем пограничником). 

К нашему отелю мы приехали уже в полной темноте. Я была очень уставшая. Целый день в дороге! Весёлый водитель нашей машины шутил, хохотал и беседовал с нами на вполне (как мне казалось) сносном английском. До Сием Рипа мы добрались на закате. Индийцев мы забросили в отель первыми, а нам водитель предложил свои услуги для поездок по храмам. Я сначала отбивалась, хотела прицениться, но потом от усталости согласилась. Так вопрос о завтрашнем посещении храмов был решён. Рано утром за нами должна была приехать машина.

Остановились мы в отеле Siem Reap Evergreen Hotel, забронированный мной на Booking.com
Подробно писать не буду. Отзывы оставила и на Booking и Tripadvisor. Скажу только, что отель очень хорош во всех отношениях. У него только не самое лучшее расположение. Далековато от центра города. Надо брать тук-тук. Кстати из отеля тук-туки возят бесплатно, но мы ни разу ими не воспользовались. Туда обычно ехали на машине, а обратно брали тук-тук в центре за 3 доллара.

Вообще-то сначала я бронировала другой отель по дороге к Ангкору - Billina Boutique & Villa. Но когда мы были на Ко Самет они внезапно прислали мне письмо, что подтвердили мою бронь по ошибке, а сейчас вдруг обнаружили, что номеров у них нет. Через 2 месяца?! То есть всё это время они не знали,что у них ошибка и почти перед моим заездом вдруг узнали? По-моему, они жулики. Просто сдали номер подороже. Пришлось мне срочно бронировать другой отель.    

Сием Рип не такой уж маленький город. В основном он грязноватый и пыльный. Симпатичный там только центр города. Там чувствуется, что Камбоджа была французской колонией. Это вообще во многом чувствуется. В центре города приятно гулять среди зданий в колониальном стиле. Там очень много кафе и ресторанов на любой вкус. Рестораны в Сием Рипе мне очень понравились. Во-первых, там часто очень хороший интерьер, выполненный со вкусом (в отличие от Таиланда), разнообразное меню (в том числе европейские блюда), выбор красных и белых вин (влияние французов) и очень вежливые официанты. 

Всё это в шаговой доступности, так как старый центр города полностью ориентирован под туристов. Там есть и местные рынки, и хорошие супермаркеты с западными товарами. Разнообразие товаров просто поражает. Чего там только нет, и из каких только стран. Я была под большим впечатлением, обнаружив там грузинскую минеральную воду Набеглави. Ну грузины дают! Вон куда умудрились сбыть свою воду! Многие английские напитки и продукты там, кстати сказать, на самом деле произведены в Сингапуре (это отчасти объясняет разнообразие).


Вечером много подсветки на улицах в азиатском стиле. Любят они гирлянды везде развешивать :). Туристы выходят на улицы, бродят из бара в бар, гуляют, рассматривают товары на рынках. В общем, обычная атмосфера туристического места. Товары на рынках дешёвые, но в основном не качественные. Помню когда-то давно один мой немецкий друг подарил мне футболку, привезённую его сестрой из Камбоджи. Она была отменного качества из чистого хлопка. Сейчас это уже не так. Да, там можно сторговать 2-3 футболки за 5 долларов, но они "химозные". Это особенно заметно, когда начинаешь их гладить. Появляется химический запашок, которого никогда не бывает от чистого хлопка. Тоже самое с электроникой. Сын уговорил меня купить ему колонку к мобильному телефону за 5 долларов. Ну какое может быть качество за 5 долларов? Конечно она стала сразу глючить и мы её так и выкинули. 

Но если качество для вас не слишком важно, то дешёвых летних вещей там можно набрать целую кучу. Особенно популярны широкие шаровары из тонкой ткани невообразимо прекрасных расцветок и узоров. В Сием Рипе половина туристов в них щеголяет (и мужчин, и женщин). Ибо удобно, дёшево и красиво. 

И сувениры очень симпатичные. Кхмеры - талантливый народ. У меня так и чесались руки накупить там всякой всячины. Тем более, что всё очень дёшево. Купила конечно всякого по мелочи :). Ну как устоять перед такой очаровательной плошкой из скорлупы кокосового ореха? Тем более, что почти за даром. Кажется 2 доллара стоила, если я не ошибаюсь.


Насчёт валюты. В Сием Рипе принимают к оплате как местную валюту (камбоджийский риель), так и доллары. Причём туристам они сразу называют цену в долларах. Инфляция в стране настолько высока, что местная валюта имеет какой-то ненормальный курс. У меня были евро, причём крупные. Поэтому в долларах расплачиваться мне было не удобно и я поменяла деньги на местную валюту. Наш водитель завёз в место, где был хороший курс. Я не помню сколько я поменяла (то ли 300, то ли 350 евро), но точно помню, что в тот день  стала миллионершей :). Мне выдали миллион с чем-то камбоджийских риелей. 


В отеле мы сразу же пошли в бассейн. Купаться в темноте, когда вокруг тебя растут банановые деревья, а по стенам сидят маленькие гикконы было очень экзотично.

Меня наполнило какое-то восторженно-счастливое состояние, которое уже не покидало меня во время всего пребывания в Камбодже. А потом ещё на лежаке я увидела маленькую древесную лягушку с круглыми чёрными глазами-бусинками. И цвет у неё был точь в точь как у лежака - песочный. Это тот случай когда про лягушку можно сказать "хорошенькая". В Азии они другие. Не похожи на наших. Милашки. Честное слово.

И хотя бассейн в отеле не большой, но мы проводили там каждый день после поездок по храмам, дожидаясь заката. Иначе эту жару пережить не возможно.

Поужинали в ресторане отеля. И в бассейне, и в ресторане мы были одни. И так было почти всегда. Редко-редко был кто-нибудь ещё. Только днём у бассейна было одно европейское семейство. 

Следующие три дня мы жили по единому плану. Рано утром за нами приезжала машина и мы ехали осматривать храмы. К 12 часам, как правило, уже становилось не выносимо жарко и мы ехали в отель. Обедали, купались в бассейне и после 4 часов снова ехали в храмы до заката. Потом ужинали где-нибудь в центре Сием-Рипа, гуляли там, делали покупки на рынках и возвращались в отель. Для нас это был идеальный распорядок дня. Днём находиться на открытом воздухе мы не могли. Солнце практически выжигало весь кислород. И хотя там дышать не так тяжело как в Бангкоке, так как Сием Рип это не мегаполис, но ходить всё время покрытой испариной я не люблю. С заходом солнца становилось гораздо легче. Машина спасала нас тем, что в ней был кондиционер. Если бы мы ездили на тук-туке (как это делают многие туристы из соображений экзотики и экономии), то мы были бы все в пыли (дороги там не асфальтированные) и мокрые от пота.

ХРАМЫ АНГКОРА

Полуразрушенные храмы некогда могущественной и сильной империи Камбуджадеша можно найти по всей территории Камбоджи, на территории Таиланда и может быть даже Вьетнама. Но именно рядом с городком Сием Рип представлено самое впечатляющее скопление храмов. И не только по количеству, но также по сохранности и разнообразию. Все храмы осмотреть наверное не реально, да в общем-то не имеет смысла. Некоторые в очень плохом состоянии (и всё равно невероятно атмосферны), кое-какие повторяются, да и после того как осмотришь несколько храмов, начинает рябить в глазах.

Самостоятельные путешественники обычно арендуют тук-тук или машину, которые провозят по отработанным маршрутам. Их два: Малый круг и Большой круг. Я не знаю какие храмы входят в эти "круги", так как я поступила по-своему. Я подробно изучила информацию о храмах, чтобы примерно представлять в чём их особенность и выбрала те, которые хочу посмотреть и в такое время, когда туристов там будет поменьше. Надо сказать, что мне попался просто отменный путеводитель, который я рекомендую всем, кто хочет побольше узнать об истории Камбоджи и Ангкора. Если найдёте эту книжку, то смело берите. Она лучшая! Это серия "Путеводитель активного путешественника "Шаг за шагом" по Камбодже и Лаосу издательства "Джем", Москва. Выглядит она вот так. Это 3-е издание 2015 года.

На полную пустоту в храмах (по крайней мере в самых близких к городу и самых популярных) рассчитывать не приходится. Чтобы минимизировать количество туристов на квадратный метр надо выбирать не стандартное время посещения. Свой план я представила водителю машины, который подвязался нас возить. Конечно он сначала стал мне говорить про Большой и Малый круги, но я стояла на своём. Он согласился. Ему в общем-то всё равно. Тем более, что вместо себя он прислал своего сына, который хорошо говорил по-английски, хотя с виду был похож на 13-летнего мальчика. Оказалось, парню 23 года (или около того). 

Вообще кхмеры невероятно маленькие и хрупкие. Они выглядят ещё меньше и младше тайцев. Меня никогда не оставляло впечатление, что я общаюсь с подростками или детьми, если это были молодые люди. Настолько они миниатюрные. К тому же они всегда ведут себя очень деликатно и приветливо. Они не навязчивые и всё у них в меру. В общении с кхмерами я ни разу не испытывала дискомфорта (кроме границы). Этот народ мне очень понравился. Гораздо больше, чем тайцы. Может быть дело в том, что они ещё не так сильно привыкли к туристам? Хотя Сием Рип - очень туристический. Но от них не было ощущения, что они хотят сделать на туристах деньги. Даже когда на рынке с ними торгуешься, они быстро сбрасывают цену без всякой "игры". И видно, что это не доставляет им удовольствия, также как и мне. Не сравнить с турками, арабами или китайцами. Когда я поделилась этим наблюдением с нашим молодым водителем, он сказал, что кхмеры на самом деле не любят торговаться и у них это особенно не принято. Но поскольку китайцы всё время торгуются, то постепенно у них тоже стали вводить этот обычай, но вообще-то кхмерам он самим не нравится. И я почувствовала, что нет у них драйва в этом вопросе.

Более того, иногда они готовы даже даром вам что-нибудь отдать. Однажды, возле одного из храмов, мы увидели женщину, продающую кокосы. У неё даже пластиковые стулья и столы стояли, чтобы можно было присесть и отдохнуть. Мы пошли к ней за кокосами. Она предложила нам выбрать из имеющихся. Сын взял большой, а я маленький (мне много не хотелось). Она их надрезала (ооочень грязным ножом - с этим в Камбодже ещё хуже, чем в Таиланде) и подала нам. Цена была одинаковая. Мы сели на стулья и отдыхали, попивая вкусный, освежающий кокосовый сок. Тут она подходит к нам и подаёт с улыбкой ещё один кокос. На ломаном английском она объяснила, что поскольку я выбрала слишком маленький кокос, то она решила дать мне ещё один. Я ей предлагаю деньги. Она отказывается. Просто она посчитала, что не правильно будет платить одинаковую цену за разные по размеру кокосы. Вы много встречали таких людей в жизни? А мне больше пить не хотелось. Но я не стала отказываться от такого благородного жеста. Угостила кокосом водителя. 


Я старалась спланировать время так, чтобы не попадать в храмы днём, то есть после 12 часов. Во-первых, очень жарко. Во-вторых, много людей. Поэтому мы посещали какой-нибудь храм рано утром. К 12-ти возвращались в отель (как правило), где обедали в отельном ресторане и потом проводили время у бассейна. В 4 часа, когда солнце начинает клониться к закату, водитель возвращался за нами и мы ехали в ещё какой-нибудь храм. Потому что в это время солнечная активность шла на спад. После заката водитель привозил нас в город, где оставлял. Мы там ужинали, гуляли, глазели и на тук-туке возвращались в отель. 

Честно говоря, сейчас я уже не поручусь в описании точности своих посещений. Но на оставшейся в путеводителе бумажке мой план выглядел так.
Ангкор Ват - рано утром первого дня. Затем мы заехали в Национальный музей Ангкора.
Байон - вечером первого дня.
Та Пром, Та Сом, Ник Пин, Пре Кан - утром второго дня.
Ангкор Том - вечером второго дня.
Бантэй Срэй и Река тысячи лингамов на горе Пном Кулен - на третий день. Вечером мы улетели в Бангкок.

Это был мой маршрут. Он субъективен и не идеален (в том числе для меня самой). Очень от многого пришлось отказаться. Особенно я жалела, что пришлось ездить на машине, а не ходить от храма к храму пешком. Я знаю какое разное восприятие пространства на машине и пешком. То, что можно осмотреть в нормальном пешем ритме для меня в тысячу раз лучше машинного способа. Но увы, здесь я была вынуждена отказаться от своего любимого способа. В таком климате мне это не под силу. Да и расстояния там приличные. Надо сказать, что приезжая в храмы к 8 или 8.30 утра мы чувствовали там себя прекрасно, но уже к 11 часам тело начинало покрываться испариной, а голова "ехать". И мы с большим удовольствием "ныряли" в кондиционированную машину. 

В Камбодже произошла ещё одна накладка. Мой фотоаппарат сломался внезапно и бесповоротно. Причём прямо перед храмами. Поэтому я снимала всё на ipad, который тоже хотел меня предать. Видимо не вынес жары :). Я расстроилась. Я спокойно отношусь с фтоизыскам, но фотографии на память мне нужны. Но мой ipad проявил мужество и решил всё таки не портить репутацию Apple и начал снимать опять. Но прямо скажем не блестяще. 

АНГКОР ВАТ



Это самый известный, самый большой и самый впечатляющий храмовый комплекс всей Камбоджи. Естественно, что он самый посещаемый. Поэтому туда надо приехать либо как можно раньше, либо как можно позже. Именно рядом с Ангкор Ват находятся кассы для покупки билетов во все храмы. Мы купили билет на 3 дня за 40 долларов. Посещение храмов Ангкора не терпит спешки, суеты и экономии. По крайней мере когда ждёшь встречи с ними 20 лет :). На билетах указаны даты начала и окончания срока посещения храмов и фотография владельца билета (снимают на камеру в кассах). Его надо будет предъявлять при посещении храмов охранникам. Там всё строго. 
 
Комплекс огромен. Как и все храмы Ангкора он представляет собой индуистский храм, выстроенный по системе древне-индийской космогонии. Поэтому, кстати, в Ангкоре встречается необычно много туристов из Индии. Это личное дело каждого, но по-моему посещение храмов Ангкора будет гораздо интереснее, если заранее ознакомиться хотя бы поверхностно с индийской мифологией. Тогда будет понятна система. Все храмы выстроены так, чтобы воплощать в себе идею сотворённого Брахмой мира.

"Среди тёмных неподвижных вод плавало Мировое Яйцо. Кроме него и безбрежной бездонной воды, ничего более не существовало. Внутри Яйца из золотого зародыша появился Брахма. Он провёл в скорлупе 4 320 000 000 лет, что равнялось одной его ночи. Силой своей мысли он разделил яйцо на две половины. Верхняя поднялась небосводом, нижняя распласталась землёй. В середине земли вздыбилась гора Меру - самая высокая из всех гор. Её невидимая за облаками вершина служит подпорой для небес. По краям землю окружает горный хребет, доходящий до скорлупы Мирового Яйца. За скорлупой начинается бесконечность." (с)

Самый высокий пранг (или прасет) каждого храма являет собой воплощение этой самой горы Меру. Вокруг каждого храма обязательно должна быть вода, так как естественно земля окружена мировым океаном. В пору расцвета империи кхмеров так и было, для чего они создали невероятно искусную и разветвлённую ирригационную систему каналов. Эта система позволяла им не только создавать образ мира вокруг каждого храма, но также снимать по нескольку урожаев в год с пахотных земель, благодаря чему империя процветала. Сейчас вокруг многих храмов воду вы не найдёте, ибо система с ослаблением и упадком империи разрушилась и пришла в негодность. Но Ангкор Ват окружён большим каналом, по которому даже можно поплавать на лодке. Я этого не сделала и жалею об этом.

Издалека понять насколько огромен и сложен геометрически Ангкор Ват не возможно. Только проникнув внутрь понимаешь насколько это огромный и сложно выстроенный комплекс. В плане Ангкор Ват представляет собой несколько крестов, наложенных друг на друга и пересекающихся на своих лучах с соседними. Кхмеры при строительстве заложили между некоторыми архитектурными элементами храма расстояния, в точности связанные с индуистской мифологией и космологией. Положения барельефов регулировались, например, движениями Солнца. Но это всё трудно понять, когда ты рассматриваешь это вблизи, если только кто-то специально тебе это не покажет или не укажет (нужен хороший гид). Вы просто ходите между портиками и галереями, переходя с уровня на уровень, порой этого даже не замечая, настолько искусно там выстроено пространство.



   
В Ангкор Ват потрясающие галереи, где в камне вырезаны невероятной красоты, пластики,точности и динамизма сцены из истории военных походов Ангкора и индийского эпоса о Вишну (создатель Агкора король Сурьяварман считался его земным воплощением). По правилам барельефы нужно читать слева на право по часовой стрелке.   





Галереи тянутся на много метров и оторваться от этих каменных шедевров мне было трудно. А ведь там есть ещё галереи с изображением прекрасных небесных богинь - апсар. Говорят что там насчитывается 1 500 апсар, ни одна из которых не повторяется! Поэтому я сделала кучу снимков этих созданий. Они просто завораживают, соблазняют и берут в плен. Есть поверье, что апсары созданы не рукой человека, а богами. В Ангкор Вате в это легко поверить.
 

В центре комплекса на третьем уровне возвышается 5 башен, вид которых является самым разрекламированным образом Ангкора.  Однако, архитектор расположил их так, что все 5 башен видны только с некоторых углов. Поэтому обычно на фотографиях мы видим только три башни. В древние времена вход на этот уровень был разрешён только королю и монахам. А сегодня сюда может пройти любой турист и даже взойти на самую высокую башню. Но надо помнить, что башни считаются священными, там проходят религиозные обряды и поэтому туристам туда можно проходить только в соответствующей одежде. Для мужчин брюки (никаких шортов и маек), для женщин длинные юбки и закрытые плечи. За этим зорко следят служащие и решительно отсеивают тех, кто не проходит по дресс-коду. Будьте готовы к тому, что возможно вам придётся стоять в очереди, чтобы взойти на башню. А после это придётся преодолеть довольно высокую и крутую лестницу. Там 12 лестниц с 40 каменными ступенями в довольно плачевном состоянии. Поэтому для туристов выстроили поверх них специальную деревянную лестницу.

На меня они произвели огромное впечатление. Там невероятно сильная энергетика. Нам повезло встретить там буддийских монахов, которые как раз пришли в это время, чтобы возложить дары и пропеть мантры. Волшебное было ощущение.
 
Вокруг храмов огромное пространство, заросшее лесом. Мне очень хотелось уйти дальше вдоль по дороге, но нам надо было возвращаться к главному входу, где мы оставили машину. Поэтому мы просто ещё погуляли по территории среди деревьев. Не хотелось оттуда уходить.

Неожиданно я встретила там привет от Бориса Борисовича Гребенщикова. Есть у него песня со странным названием "Фикус религиозный". Этот фикус оказывается растёт в Ангкор Ват, к тому же его зовут "Пух" :).

Кстати на дорогах вокруг храмов можно встретить обезьян, которые живут в окрестных лесах. 


После Ангкор Вата мы вернулись в Сием Рип и пошли в Национальный Музей Ангкора.
Стоимость билета 12 долларов для взрослого и 6 долларов для ребёнка.

Музей этот может быть не сравнится с богатыми коллекциями мировых музеев, но мне было интересно. Там довольно подробно и понятно рассказывается на английском языке об истории и символике храмов Ангкора, о мифологии и космогонии, отраженной в его архитектуре, о древней истории Камбоджи. Там несколько залов, которые рассказывают о:
- буддизме. Это галерея 1000 Будд, где представлено огромное количество его статуй с пояснениями;
- цивилизации кхмеров, где можно понять как и откуда появилась эта цивилизация, а также как и когда она пришла к закату;
- верованиях кхмеров, которые испытали на себе сильное влияние индуизма;
- о великих королях империи кхмеров;
- об Ангкор Вате и Ангкор Томе (как самых больших и впечатляющих храмовых комплексах).

Для тех, кто интересуется историей, стоит посещения.

Пообедав в городе, к вечеру мы отправились в Байон.

БАЙОН (BAYON)

Наверное это второй по популярности храм в Ангкоре благодаря впечатляющим огромным башням-лицам. Их изображения встречаются так же часто как и титульный вид Ангкор Вата. В хорошее для съёмки время (то есть на закате) в одиночестве вы там не останетесь. Люди есть.

Он был построен спустя 100 лет после Ангкор Вата королём Джаяварманом VII по видимому на месте другого храма. Очень плодовитый был король, построил множество храмов в Ангкоре, возродив страну после оккупации Ангкора народом не известной нам теперь страны Чампа. Считается, что Джаяварман VII был последним великим королём империи кхмеров, после чего начался её упадок.

Его задачей было восстановить страну после войн и Байон стал центром этой идеи, возвышаясь посреди его города. Этот храм наверное самое необычное сооружение, которое я видела. Он совсем небольшой по размерам. 54 башни, на которых вырезано 200 ликов огромного размера, расположены довольно скученно. Так что я бы назвала храм тесным. Особенно после Ангкор Вата с его масштабами.

Это лики Авалокитешвары - бодхисатвы сострадания, который достигнув просветления, остался в мире живых, чтобы помогать людям находить пусть к спасению. Они завораживают. Эта "внутренняя" улыбка затягивает, так же как улыбка Будды, улыбка древнегреческих статуй периода архаики или улыбка Джаконды. Для меня все они одинаково загадочны и непостижимы.

Возможно именно их увидел больной малярией французский ботаник Анри Муо, заблудившийся в джунглях, благодаря которому Европа открыла для себя Ангкор в 60-х годах XIX века. Строго говоря, путешественники и раньше сообщали о том, что в джунглях Камбоджи есть таинственный город. Так португалец Диего Конто сообщал об этом XVI веке, опираясь на слова какого-то монаха. В начале XVII века об этом также писал испанец Марсело де Рибаденейра. Но никто толком не мог ничего подтвердить.  

И только после того как обессилившего от малярии Анри Муо нашли и выходили местные монахи, Европа узнала об этих удивительных храмах. Представляю себе состояние Муо, который с температурой, в бреду, вдруг увидел среди деревьев огромные лица. Наверное, он подумал, что у него галлюцинации. Тогда монахи его выходили и он вернулся на короткое время к своей молодой английской жене в Джерси. Но Азия видимо захватила его окончательно. И в своей следующей поездке Анри Муо снова подхватил лихорадку и умер в лаосском Луанпабане в возрасте 35 лет, навсегда оставшись в истории, благодаря тому, что наткнулся на Ангкор. Кстати сказать он учился в кадетском корпус в Санкт-Петербурге. Но из-за Крымской войны был вынужден прервать обучение и вернуться во Францию.

В Байоне тоже встречаются изображения апсар, но уже в другом стиле.

Короли Камбуджадеши, исповедовавшие индуизм, позднее приняли буддизм, который сейчас является основной религией Камбоджи. Поэтому в храмах Ангкора наблюдается очень интересный симбиоз этих двух религий. Например, там довольно часто встречаются лингамы, как символы Шивы, и йони, которые считаются проявлением его женской природы в образе Парвати или Кали.

Однако очень часто вместо лингама поверх йони мы можем увидеть сидящего Будду. И это соседство в одном и том же храме никого не смущает. Не зря говорят, что буддизм - самая миролюбивая и терпимая религия на земле, совершенно не склонная к разрушению и насилию. 
 
 
В тот вечер мы ещё успели попасть на воздушный шар, который там видно отовсюду. Билет на него стоит 20 долларов с человека и покупается он в таком очаровательном домике.

Моё личное мнение, что это действо не стоит этих денег. Шар привязан к земле. Он не летит. Вы просто поднимаетесь вверх, откуда можете обозреть округу. Честно говоря, не Бог весть какое зрелище.


ТА ПРОМ (TA PROHM), ТА СОМ (TA SOM) , НИК ПИН (NEAK PEAN) , ПРЕ КАН (PREAH KHAN)

Эти 4 храма мы осмотрели один за другим, начав с Та Прома рано утром. Это очень популярный храм из-за того, что там снимались сцены из фильма "Лара Крофт - расхитительница гробниц" с Анджелиной Джоли. И теперь народ туда валом валит. Так что надо очень постараться попасть туда в наименьший наплыв людей. Поэтому мы прибыли туда к открытию. 

Монастырь Та Пром знаменит в основном своими разрушениями, а именно храмами, которые опутаны деревьями и лианами джунглей, что неизменно рождает у каждого западного человека ассоциацию с затерянным городом из "Книги джунглей" Редьярда Киплинга, куда бандерлоги утащили Маугли. Это сочетание гигантских деревьев, поглощающие древние строения людей, действительно впечатляет.


Масштаб деревьев на фотографии представить довольно трудно. Они гигантские. Не удивительно, что камни рушатся под их натиском.

Та Сом похож на Та Пром, только меньше по размеру. Ведь Та Пром на самом деле огромный комплекс. Во времена его расцвета он был очень населён. Монастырь обслуживало 79 365 человек и он владел 3 140 деревнями. Этот монастырь практически не восстановлен, поэтому там вы встретите множество обломков и каменных блоков валяющихся повсюду. Это не понравилось моему сыну, так как он любит законченные ансамбли. А вот любителям "развалюшек" Та Пром и Та Сом наоборот очень понравятся.

Та Сом хорош тем, что многие туристы его пропускают и там вы наконец можете насладиться безлюдностью. В Пре Кане тоже было не так много людей. Этот храм переводится как "место хранения меча кхмеров", так как он был построен на месте сражения армии Джаявармана VII с армией Чампы, которую кхмеры победили. Он довольно большой и там много длинных галерей с колоннами, по которым ходишь почти как по лабиринту.

Храмы настолько похожи, что я уже не могу различить на фотографиях где какой храм (за исключением Ник Пина). Все храмы (а вернее монастыри) имеют длинную подъездную дорогу, по которой машинам ездить запрещено и надо пройти её пешком, все они включают в себя галереи, лингамы, йони (часто уже без лингамов), иногда барельефы с апсарами, пранги и чёрных кур с петухами, гуляющих вокруг, которые так не похожи на наших. 






Очень распространённый сюжет в дороге, ведущей к храмам, - Пахтание океана. Почему-то здесь его очень уважают и он подробно объясняется в музее. Речь идёт об индуистском мифе появления в мире смерти и обретения богами бессмертия.

Люди, узнав о рождении смерти, безропотно приняли свою участь. А вот боги не захотели умирать и собрались на совет в священной роще на горе Меру. Там они решили,что им надо раздобыть и выпить амриту - напиток бессмертия. Для этого им надо было взболтать (то есть пахтать) мировой океан, как взбалтывают сливки из молока. Поскольку океан велик, богам надо было придумать как это сделать. В качестве верёвки был использован змей Шеша, который обвился вокруг горы Мандара и её стали крутить и вертеть на манер взбивалки. За один конец змея тянули боги, а за другой асуры, которых часто называют демонами за схожесть их роли в индийском эпосе с европейскими аналогами.

Вот именно этот момент добычи напитка бессмертия мы часто встречаем перед входом в некоторые храмы Ангкора.


Правда боги потом обманули асуров и выпили всю амриту сами. Асуры рассердились и бросились в драку, но одолеть богов, отведавших амриту, они конечно не смогли. Асуры бежали и укрылись кто на дне океана, кто в безднах земли. И обиду на богов конечно затаили. 

Я настолько хорошо изучила этот сюжет в Ангкоре, что потом с лёгкостью его повсюду узнавала. Мне даже было приятно встретить его в аэропорту Бангкока, когда мы улетали домой. Здесь ещё в центре пляшет Вишну, главный вдохновитель и зачинщик затеи, а также обманщик асуров.
 

Пока идешь к храмам встречаются музыканты,которые играют старинные кхмерские мелодии на традиционных инструментах. Любопытная музыка, в которой одновременно присутствуют индийские мотивы и китайские (может они не китайские, но у меня ассоциируются с китайской музыкой). Продают фрукты и различные произведения искусства. Много живописи. Я даже купила некоторые работы так они мне понравились. Тем более, что они там очень дешёвые. Это конечно стандарт, а не какое-то оригинальное произведение искусства, но меня они очаровали. Такое симпатичное напоминание о Камбодже.
 
Мимо апсар тоже на смогла пройти. Это копии с барельефов в Ангкор Вате, выдавленные на рисовой бумаге. Там таких много.

Много также детей-попрошаек, которые пытаются продать туристам всякую ерунду вроде магнитиков, брелков, открыток и т.п. Причём дети там встречаются совсем маленькие. Способности к восприятию языков у них колоссальные. Одна девчушка шла за нами, бесконечно повторяя свою мантру "one dollar for five". Но прислушавшись к нашей речи, она изменила мантру на "один доллар за пять". На вид ей было лет 5. Их обучают прислушиваться к речи туристов с тем, чтобы они поняли из какой они страны и говорили фразу на языке туриста. И ведь это им удаётся. Способные однако дети! Смотреть на них очень грустно. Лучше бы они в школу ходили. Я поделилась своими мыслями с нашим водителем. Он сказал,что они ходят в школу, так как это обязательно, но после школы семьи посылают их работать сюда. Он сказал, что многие семьи в Камбодже очень бедные и родители вынужденны это делать, хотя государство это не поощряет, но и семьям не особенно помогает. Камбоджа по-прежнему очень бедная страна, но развивается, глядя на соседний Таиланд. Кхмеры ездят туда на заработки. 

Я читала много предупреждений, что лучше деньги этим детям не давать и ничего у них не покупать, так как сбегутся все остальные дети.  Но так их жалко. И я конечно ничего у них не покупала, но несколько раз давала небольшую денежку детям, которые были вдалеке от остальной ватаги, так чтобы другие не видели. Разумные дети тут же тихо удалялись, не раскрывая секрета другим :). Очень сообразительные! А однажды, мы видели какого-то белого туриста, который фотографировался с целой ватагой таких детей и потом каждому из них раздавал по купюре. Сколько радости было и у детей,и у туриста! Даже мне стало весело, глядя на них.

Ник Пин мы осматривали уже когда начала усиливаться жара, так что я там сделала совсем мало фотографий. Да там много и не сделаешь. Несмотря на то, что этот храм отличается от предыдущих и этим интересен, оказалось, что бОльшая часть его территории закрыта для туристов. Ник Пин был водным курортом (как мы сказали бы сейчас), который Джаяварман VII создал для своих подданных. Представьте - это был санаторий XII века на основе системы лечения аюрведы. Больного подробно изучали, составляли астрологическую карту и на основе учения о четырёх стихиях прописывали омовения в одном из 13 бассейнов. Сейчас можно видеть только 5 бассейнов.

Сам подход к храму уже связан с водой. Надо пройти через деревянные мостки. Я читала, что после сезона дождей вокруг цветут лотосы. Но в наш приход водная гладь напоминала что-то инфернальное. Лотосы были, но как-то мало и местами.
 

Туристы могут осмотреть центральный прасат комплекса на острове, который естественно символизирует гору Меру. К нему ведут ступени с телами свёрнутых в кольца нагов.

Подойти близко или подплыть нельзя. И в округе больше ничего увидеть не получится. Вдохновлённые водной стихией и утомлённые жарким солнцем, мы поехали к своему бассейну в отеле, принимать водные процедуры :). На закате нас ждал Ангкор Том.

АНГКОР ТОМ (ANGKOR TOM)

Это не просто храм. Это огромный комплекс, целый город - последняя великая столица Ангкорской империи, строительство которой практически подкосило экономику страны. Историки утверждают, что это был большой город, в котором проживал 1 миллион человек. Сейчас мы просто ходим по джунглям вокруг храмов, а в XII веке всё это пространство было застроена домами жителей города. Ангкор Том имеет форму квадрата и окружён стеной с водоёмом. Внутри стены находится множество построек и храмов. Байон, кстати, один из них (но его мы уже посетили раньше). На территорию комплекса вы всегда въедете через одни из 4 ворот, завершающиеся ликами Авалокитешвары.

Королевский дворец не сохранился. От него остались только две террасы: Терраса Прокажённого короля и Терраса Слонов. Когда-то с них король наблюдал представления и шествия. И сейчас вид оттуда завораживающий. Я не знаю чем, но меня он заворожил.
 


Вечером людей там почти не было, жара спала и было необыкновенно хорошо. А когда пошли вглубь за террасы к храму Пимеанакас, люди совсем пропали. Встречались только белые коровы и монахи в шафрановых одеждах.

Храмы там меня поразили во-первых, своей не похожестью на то, что мы видели до этого, а во-вторых, своей схожестью с пирамидами Латинской Америки.

В поисках этих храмов, которые совсем не очевидно разбросаны там в джунглях мы заплутали. А людей то нет. Ходили, гуляли среди тропинок и листвы, упирались в стену, возвращались. Было как-то таинственно. Там ещё какой-то странный звук всё время присутствует по вечерам. Ка-будто звенят насекомые. Но как раз насекомых не видно. Водитель потом объяснил мне, что это специальный звук, которые издают приборы для отпугивания каки-то очень вредных, липучих и кусачих мух. Иначе гулять там было бы не возможно.

Нам встретился только один британец, который хотел помочь, но не знал где тут храм Бапуон. По крайней мере, сообщил нам, что там откуда он идёт храма нет. Так что мы повернули назад. В конце концов мы вышли к Бапуону, пройдя через какой-то маленький проход в стене и взбираясь по корням деревьев. Плутали не хуже, чем Анри Муо :).

Это было очень здорово. Жалею только, что пришли мы к этим храмам-пирамидам поздно. Залезть на них мы уже не смогли, так как проход на них закрывается в 5 часов вечера. И нам не хватило каких-то полчаса. Надо было сразу идти туда, а не зависать на террасах. Да ещё по джунглям нагулялись в поисках. Но я понятия не имела, что там так здорово.

Кстати, о  блужданиях по джунглям. Поскольку был сухой сезон, то всё вокруг усыпано сухой листвой. Но и семенами растений. Кроме того, под листвой сухая, пыльная земля. Как мы уделали свою обувь и брюки! И ладно бы только плотный слой сухой земли. На нас нацепились какие-то семена и колючки. И мелкие такие. Я их потом долго отдирала. Об экипировки для походов по храмам надо подумать. Обувь лучше закрытую, но дышащую. У меня на такой случай всегда есть тряпочные эспадрильи на хорошей подошве. В сандалиях или босоножках у вас будут очень грязные ноги, покрытые плотным слоем пыли. Там кругом земля. Ну и подошва должна быть хорошая, не скользкая. Камни там старые, ступеньки не в идеальном состоянии. И берите с собой обязательно воду. Вся влага из организма выпаривается очень быстро и её надо восполнять. Около больших и часто посещаемых храмов всегда можно купить воду, фрукты, а иногда и не хитрую еду.   

Как ни хорошо там было, а нам пришлось возвращаться в Сием Рип. Мы ещё долго колесили по городу в поисках агенства для покупки билетов на Пном Кулен, но все они были закрыты. Так что водитель решил, что придётся нам купить их утром.

ПНОМ КУЛЕН - самая священная гора в Камбодже, расположенная в 45 километрах от Сием Рипа. Считается, что здесь было положено начало государственности Камбоджи, когда в 802 году король Джаяварман II совершил на горе ритуал девараджи и провозгласил себя королём-богом. Там есть очень почитаемый кхмерами храм, река тысячи лингамов и водопад, который очень привлекает туристов. 

Однако, из-за священного статуса у местных и проводимых там ритуалов, для туристов проезд туда открыт только в первой половине дня. Наш водитель сказал, что надо успеть приехать туда до 12 часов. Потом дорогу перекроют для въезда. Это связано также с тем, что дорога там узкая и довольно плохая и если идёт большой наплыв машин, то может образоваться затор. Власти стараются этого не допустить. Такое объяснение он нам дал.

Мой план был встать как можно раньше, заехать в храм Батэй Срэй, который особенно великолепен и пустынен на рассвете, и потом ехать на Пном Кулен. Бантэй Срэй находится как раз по дороге. Но из-за того, что мы не успели купить билет накануне вечером, пришлось утром заезжать в агенство за билетом. Билет стоил нам 20 долларов с человека. Водитель у нас был свой. Он, кстати, тоже должен иметь билет, но более дешёвый, чем у нас (не помню сколько я за него заплатила). В принципе поездку на Пном Кулен может организовать любой отель или такое же агенство, которых в Сием Рипе много.

Как начали мои планы рушатся накануне, так и продолжили. По дороге в колесо машины попала какая-то гайка и мы были вынуждены его менять. Мальчишка-водитель был в отчаянии. Он же маленький, хрупкий и совсем молодой. Я колёса менять не умею, сын тоже. Он мужественно достал колесо из багажника и долго с ним возился. Поехали. Оказалось, что это колесо у него сдутое. Накачать ему не чем. Решили искать мастерскую. А кругом там одни деревни. Где мастерскую возьмёшь? Он стал спрашивать у местных. Те его куда-то послали. Заехали в место по виду, как мне казалось, очень похоже на автомастерскую. Рядом с сараем на земле валяется куча всяких железяк. По мне так мастерская и есть :). Ан нет. Дядька послал нас в другую деревню. Он почему-то был не по этой части. 

Нашли того мастера, к которому нас послали. Мастерской не видно. Просто традиционный деревенский дом на сваях и рядом каменный, современный. Однако оказалось, что именно здесь нам колесо накачают. К нам вышел мужчина с голым торсом с куском яркой, полосатой ткани, намотанной на бёдрах. Как обычно показывают в фильмах про туземцев или танцуют на разных этнических фестивалях. Я раскрыла рот. "Они что реально так одеваются у себя в деревнях?" Почувствовала себя европейским туристом, которого завезли в русскую деревню зимой и он увидел деда в шапке-ушанке и ватнике. Наверное, у них примерно такие же мысли и чувства возникают. Между прочим он очень быстро и мастерски проделал всю работу. Наш водитель был счастлив. Сказал, что он на радостях предложил ему в оплату кучу денег, но взял с него очень маленькую сумму.

В ожидании мы сидели на лавочке и осматривались. Вокруг было всего несколько домов, где люди жили своей повседневной жизнью. И да, некоторые одеты в свои национальные одежды, которые смотрятся очень колоритно.

Конечно белые туристы вызывали любопытство. Но никто не сбежался, не стал с нами фотографироваться. В Китае обязательно бы попросили сфотографироваться, а тут люди очень сдержанные и деликатные. Только одна молодая девушка пришла с двумя детьми. Просто пришли и стали смотреть с милой улыбкой, что происходит. Поговорила с нашим водителем. Очень дружелюбная и приветливая, и детки очаровательные. У младшей дочки блестели серёжки в ушах. Такая маленькая, а уже уши прокололи. Её брат сразу стал прыгать на покрышке.

В маленьком домике, рядом с которым мы остановились, сидела бабуля, которая что-то всё время говорила. Оказалось это она со мной разговаривала. Мне об этом водитель сказал. При этом она на меня даже не смотрела и просто что-то там себе бубнила, глядя на свою дверь. Дверь была обклеена фотографиями с видами храмов и людьми. Я думала, что это её семейство, которое ездило в разное время к храмам. Оказалось, что нет. Бабушке очень нравятся фотографии храмов (особенно Ангкор Вата) и она собрала эти снимки у фотографов, которые работают у храмов и фотографируют туристов.Это снимки, забракованные туристами, которые они не забрали. Вот про это она мне и рассказывала, ничуть не заботясь о том, что я ни слова не понимаю по кхмерски :).

Несмотря на то, что мы потеряли время и вынуждены были посетить Бантэй Срэй уже после Пном Кулена, я была рада этой остановке. Мне всегда интересно увидеть как живут местные жители в других странах, тем более в таких для нас экзотических. 

Вскоре трасса кончилась и началась грунтовая, пыльная, ухабистая дорога на гору, по которой мы ехали со скоростью 30 км в час. Она меня ужасно утомила и я пожалела, что поехала туда. То ли эта дорога виновата, то ли перенасыщение увиденным и пережитым за 2 недели, но Пном Кулен не произвёл на меня сильного впечатления. Я не увидела там ничего, что взбудоражило бы мой ум и ничего особенно не почувствовала. Просто посмотрели и уехали.

Водопад хорош своей прохладой. Но это просто обычный водопад в лесу, каких много. 


Это место популярно у кхмеров не только как ритуальное место, но и как место отдыха. Поэтому кругом там домики-веранды для отдыха и пикников, прилавки небольших базарчиков. Хорошо, что мы не попали туда в наплыв местных жителей, которые собираются там на выходные и праздники. Большое количество людей совсем убило бы это место. В наш приезд людей (даже белых туристов) было мало.   

 


Вообще обстановка там довольно бедная. Полуголые детки, предоставленные сами себе, украшения на деревьях из банок кока-колы (творческий подход к проблеме решения мусора), хижины из веток (не понятно для чего).


Хотя есть и всякие "увеселения" для туристов, в основном для фотосессий. Вроде вот таких кресел.


Река тысячи лингамов сначала разочаровала, так как мы ожидали увидеть лингами, как в храмах, в виде столбиков. Оказалось, что это квадраты, высеченные в каменистом дне реки с небольшим кружком посередине. То есть вот это и есть йони и лингам. Но мне потом стало нравиться идти вдоль реки и их выискивать. А сыну не понравилось. Позже в Москве я увидела по телевизору фильм про Пном Кулен, который развеял последние мои иллюзии. Я же думала, что это всё древняя древность. Оказалось, что эти бОльшая часть этих лингамов выбита в наши дни местными жителями при помощи не хитрых инструментов. В фильме показывалось как. Впрочем, для них это возможно имеет ритуальный смысл. 

  
Может быть в этом место лучше приезжать с гидом, чтобы он показывал и рассказывал. Я там у некоторых англоязычных групп кое-что подслушивала. Так я узнала, что в одном месте на дне реки есть изображение Шивы и Парвати. Долго его разглядывала и наконец смутно увидела. Вот примерно так. Кто-нибудь что-нибудь видит? :)
 
Потом мы поднялись к храму. Это действующий храм, похожий на тайские. После храмов Ангкора и огромного количества тайских храмов, он нас тоже  не впечатлил.

Меня поразила лестница, ведущая к храмам, на которой сидели нищие старухи и калеки (здесь вспоминаешь про мины, оставленные в джунглях армией Пол Пота, которые искалечили сотни людей) и продавались какие-то мази и притирки, жуткие козьи головы, летучие мыши и шкуры (какой-то кабинет таксидермиста) и ещё всякая жуткая-жуть, наводящая на мысль о колдовстве. Язычество живо, как и повсюду в мире. Видно действительно священное место и почитаемое народом как чудодейственное.
  
Для кхмеров там действительно важное место. Там множество святынь. Отдельные маленькие храмы с лежащими и сидящими золотыми буддами внутри. Какие-то храмы-полупещеры, связанные с неизвестными нам святыми и сакральными событиями, которые нам не понять.

И главное - место мужской силы, где проводятся ритуалы. Небольшой бассейн с лингамом посередине, где мужчина должен зачерпнуть воды, вылить её на лингам и подставить голову под желобок, откуда на него должна стечь вода с лингама. В этот момент он обращает свою просьбу к богам. 
 
Женщинам в таком ритуале участвовать нельзя. Но пока там находятся белые туристы, местный монах льёт воду и на голову белых мужчин, и даже некоторых смелых белых женщин. По серьёзному они проводят ритуал только когда белые туристы уходят во второй половине дня. 

Перед входом в храмы, до лестницы, раскинулись торговые ряды со всякой всячиной от одежды до сувениров, кафе, прилавки с едой, где можно попить и поесть. Продают примерно то же, что в Сием Рипе, но чуть подешевле. Хотя куда ещё дешевле? Так что мы там ещё накупили каких-то тряпок :)  А вот поесть там мы не рискнули.


БАНТЭЙ СРЭЙ (BANTEAY SREY)

Этот храм знаменит своей уникальной резьбой по камню. Он буквально весь состоит из каменных рисунков. Очень популярен несмотря на то, что находится в 25 километрах от Сием Рипа. Поэтому людей там много. Я хотела приехать туда рано утром, чтобы во-первых, было поменьше людей, а во-вторых, в лучах восходящего солнца резьба выглядит чётче и эффектней. Моим планам не суждено было сбыться. Попала я туда во второй половине дня и день был пасмурным.

Опять же храм не произвёл на меня ожидаемого впечатления. Думаю, что виной тому неудачное время и погода (хотя в наших обстоятельствах она была удачной, так как в середине дня при солнце было бы слишком тяжело) и упомянутая уже перенасыщенность впечатлениями.

То, что мы устали и нам пора домой, я поняла когда накануне вечером в Сием Рипе мы дружно выбрали для ужина итальянский ресторан, а по дороге на Пном Кулен не смогли доесть купленные ананасы и дуриан. До этого мы ели только местную еду и радовались фруктам, а тут так радовались итальянской кухне, что даже странно :). Кстати, перепробовав множество местных фруктов, остановились на двух знакомых нам фаворитах - арбузе и ананасах. А дуриан нам не очень понравился в принципе. Странный у него вкус. Приторно-сладкий и одновременно напоминающий лук.

Между прочим Бантэй Срэй один из самых цивилизованных храмов. Там вокруг разбит целый культурный центр. Множество чистых, современных кафе, магазины, картинная галерея. Так что там можно хорошо отдохнуть, что мы и сделали, пообедав в местном кафе. Вечером нас ждал перелёт в Бангкок.

Мы радостно предвкушали встречу с домом. Нам всё понравилось в путешествии, но 2 недели, как обычно, для нас максимум.

Ангкор произвёл на меня очень сильное впечатление, Сием Рип понравился. Сюда мне хочется снова вернуться. Может быть когда-нибудь я снова сюда приеду. Буду мечтать. Ведь сбылась же моя мечта 20-летней давности.

Мечтайте о большом и да сбудутся ваши мечты!
 

Отредактировано автором: 05.11.16 20:13:16Сообщить модератору



Спасибо.Очень интересны обе части и про Тайланд и про Комбоджу.прекрасное путешествие.
Что же там твориться летом,если зимой такая жара? Множество раз встречала летние отчёты и как - то никто особо не жаловался кроме марины marsianka. А вот на прохладную воду в новый год жаловались. Вот и думай теперь.
А храмовые комплексы потрясающие.Совсем другой мир.
Спасибо за оба рассказа.
Спасибо - очень интересно!
Давно собираюсь поехать, но тоже никак не решу, в какое время, чтобы было не очень жарко.
Chicho, большое спасибо. с огромным интересом прочитала обе части вашей азиатской эпопеи. Вдвойне интересно было и потому, что это направление, а именно ЮВА для себя не рассматриваю. И в первую очередь из-за климата, очень плохо переношу влажную жару.
С Таиландом у нас знакомство все же состоялось, правда очень давно, 13 лет назад. И тогда он, почти также, как и Камбоджа сейчас, был не избалован массовым туризмом. То есть туризм как таковой уже присутствовал, но избалованности не было. Были у тайцев катастрофические проблемы с английским, были они милы и услужливы, и напрочь отсутствовало стремление нажиться на туристах. И, казалось бы, во время отдыха было много хорошего: и восторг от королевского дворца в Бангкоке, и возможность близкого общения с разнообразными животными, и райский Ко Самет, и т.д. и т.д. Но было и то, что душа не приняла, что вызвало некое отторжение. Плюс время выбрали мы, наверное, самое убийственное: конец марта-начало апреля. Часов с 12 до 5 вечера жить можно было только под кондиционером. А мы в эти +50 ездили по Бангкоку(( Поэтому очень близко и понятно ваше
Цитата:

Моя адаптация заключалась в том, что я сдалась на волю случая, подчинилась пространству и климату, стала жить "без головы". Ощущение, что ты во сне.


Практически слово в слово могу сказать то же самое.
Трижды после этой поездки делали попытки организовать новую встречу с Таиландом, и трижды в последний момент всё отменяли. Никак не могу настроить себя на повторную встречу. А ведь в первую очередь и планировались эти возвращения ради поездки в Камбоджу.
Вы пишите
Цитата:

Однажды он показал мне фотографии храмов Ангкора, куда он съездил на мотоцикле из Вьетнама. Я была потрясена. Я даже никогда не слышала об этом месте.


Интересно, что мое заочное знакомство с храмами Камбоджи произошло приблизительно в это же время. Даже не вспомню, в какой книге я вычитала про Ангкор Ват и Байон, но помню, как поразили меня фотографии этих ни на что непохожих и невиданных доселе сооружений. А самым убийственным оказалось то, что это открытие наложилось на знакомые с детства "Кхмерские мифы и легенды" (именно так называлась подаренная мне в 4 классе и прочитанная не на один раз книга). Неведомый, далёкий мир, что-то фантастическое, практически не с этой планеты, к чему никогда не прикоснуться. Абсолютно непонятная, и от этого такая таинственная и притягательная, страна. И вот вдруг оказалось, что всё более, чем реально. Этот мифический мир существует, и не так уж далеко от нас. Но и тогда, двадцать с лишним лет назад этот мир казался недосягаемым... А вот когда появилась возможность превратить миф в реальность, я, увы, решиться на это не смогла.
Цитата:

Ведь сбылась же моя мечта 20-летней давности.


Прочитав эти ваши слова, с грустью осознала - а ведь моей мечте уже 45 лет (это если вести отсчет от книжки). И она не сбылась. И скорее всего уже не сбудется...
Может ещё оттого с таким удовольствием и интересом изучала ваш рассказ. Да-да, именно изучала, а не читала. Смаковала каждую фотографию. И пусть они, как вы пишите, не очень удачно получились - не суть важно. Благодаря вам я прикоснулась к своей мечте.
СПАСИБО!
Цитата:

Кто-нибудь что-нибудь видит? :)

У меня не вышло:)
Про шар согласна с вами, ерунда. Раньше он летал, но потом вроде случилась какая-то трагедия, и полёты запретили.
И насчёт музея тоже согласна, очень интересный музей, запомнился.
Спасибо за нежно любимую мною Камбоджу. Всё время хочется вернуться.
Хотя в Таиланде мы были в более удачный сезон в том смысле, что жара и влажность совсем не мучили, а в Камбодже ровно наоборот - в Камбоджу всё время хочу, а насчёт Таиланда дыхание ровное. И люди, с которыми мы там общались, запомнились только хорошим. Даже удивительно, три года прошло, а многих лица хорошо помню. И ощущение, что всё нравится, что мне тут очень хорошо, тоже помню))
Цитата:

Кто-нибудь что-нибудь видит? :)


Цитата:

У меня не вышло:)


Да, кстати. Левее чуть ниже маленькое женское лицо (явно вижу два глаза и ротик с опущенными чуть вниз уголками губ, чуть-чуть приоткрытый) слегка повернуто в сторону второго лица, значительно более крупного, повыше, с плотно сложенными губами. Как мне видится, и глаза у мужчины прикрыты.
Или это у меня такая бурная фантазия:))
Спасибо.


С Вами погрузилась в неведомую мне жизнь.
Это не просто чтение отзыва- это иная реальность. Круче , чем телепередача.
Спасибо, очень интересно!
Добрый вечер и спасибо всем за внимание и обсуждение!

рада, там проблема не столько в жаре, сколько во влажности. Зимой, весной, летом и осенью температура примерно одинаковая. И не такая уж страшная казалось бы +30-35 градусов. Всё дело во влажности. Легче всего в сухой сезон. Это наша зима. А когда начинается сезон дождей и повышается влажность, то дышать тяжело и ты весь в испарине. Для меня лучшее сравнение Таиланда именно с баней. Мне было тяжело потому что я плохо переношу влажную жару. Но есть люди, которые прекрасно себя в ней чувствуют и у них в отчётах вы не найдёте таких жалоб. Надо примерять на свой организм. Кроме того, большинство людей в Таиланде сидят у моря, а там прекрасно и очень комфортно.

Цитата:

А вот на прохладную воду в новый год жаловались.


Капризы погоды :). Тут как-то был отчёт про Бангкок в феврале этого года. У людей было сильное похолодание до + 22 градусов (кажется). Я обзавидовалась :).

Baikalochka, по-моему, мечты должны сбываться. Тем более у Вас такой срок :). Не обязательно снова останавливаться в Таиланде. Тем более Вы там уже были. Можно просто сделать пересадку в Бангкоке или в другом городе. А в Камбодже просто взять такой ритм, как был у нас. Ранее утро и на закате. А днём у бассейна. Очень даже хорошо. Мы прекрасно со всем справились и получили массу удовольствия. И конечно надо нанять машину с водителем и кондиционером. Там молодёжь на великах рассекает, но это для очень крепких и молодых людей, наверное.

Цитата:

на знакомые с детства "Кхмерские мифы и легенды"


Ничего себе! Мне такая книжка в детстве не попалась, хотя я обожала всякие мифы и легенды читать.

Цитата:

И ощущение, что всё нравится, что мне тут очень хорошо,


OZap, у меня в Камбодже те же чувства были.

Цитата:

Или это у меня такая бурная фантазия:))


Даже не знаю :). Я на этой фотографии с трудом могу что-либо различить. В живую кое-что рассмотрела, а на фото какие-то неясные образы :).

Цитата:

Круче , чем телепередача.


НБ, Вы очень щедры. Спасибо!
Цитата:

Что же там твориться летом,если зимой такая жара?

Мы были в начале июля, я бы не сказал, что очень уж жарко было. А вот дождь был, хорошо, что краткосрочный...
Камбоджа - удивительная страна с пока неиспорченными туристами местными жителями. И как здорово, что у вас от негативного общения с таможенником осадочка не осталось, и это не помешало вам проникнуться страной и написать такой чудесный рассказ. У нас было всего два дня с экскурсией из Таиланда, но даже за такое короткое время мы были просто очарованы Камбоджей, какой-то удивительной атмосферой, в Таиланде все совсем другое. И вернуться очень хочется, поездить, не спеша, по храмам. Спасибо за рассказ и чудесные воспоминания!
Цитата:

И как здорово, что у вас от негативного общения с таможенником осадочка не осталось


Ну вот ещё, стану я из-за чиновника себе настроение портить :)). Это никаких нервов и настроений не хватит :).
Вот вы как давно мечтаете о кхмерских храмах... Я не помню, когда увидела Ангкор Ват, наверно, в передаче какой-нибудь туристической, но всегда была уверена, что поеду. Без всяких мечт:) Потом поняла, что жара убивает во мне все:) Сейчас читала ваш рассказ, Chicho, в середине прервалась - посмотреть "прохладный" сезон в Камбодже. Ясно, вот в него то вы и ездили.
Цитата:

Это не просто чтение отзыва- это иная реальность. Круче , чем телепередача.

- поддерживаю. Я тоже с головой погрузилась. Задумалась... И пишете интересно и посыл даете дальше почитать...Но зимой у меня отпуска не бывает!!!
Цитата:

посмотреть "прохладный" сезон в Камбодже. Ясно, вот в него то вы и ездили.


Да, это был сухой сезон. И было нормально. Плохо только в больших городах типа Бангкока. Во всех остальных местах жить можно. Главное соблюдать правильный режим. Не быть на солнце в середине дня. В остальное время нормально. В Ангкор ехать можно. Там всё на природе. И Сием Рип малоэтажный городок. Не мегаполис. Храмы многие вообще в джунглях, то есть под деревьями. Только Ангкор Ват не в джунглях. Но это потому что он очень большой. А может повезёт попасть в похолодание :).
Chicho! Я Вам, чесслово, завидую. Большой Вам респект за организацию и осуществление этого трипа. Я с большим интересом и удовольствием посмотрела места, в которые вряд ли соберусь. СПАСИБО!
Нат_Хор, рада, что было интересно почитать. Спасибо за респект :).
Маршрут очень удачный, хотя, я бы добавил еще Пре Руп и Восточный Мебон ( http://angkor.space/content/eastmebon.html )
А пытаться увидеть ВСЕ в Ангкоре даже не стоит, пропадает чистота восприятия
Хорошие фотки и маршрут по храмам. Спасибо. Единственное, что полностью "не мое" это, то что путешествие разбито на 2 страны. Там то и одного отпуска на Камбо мало. То есть нужно просто прилетать в Камбо и по стране с обязательным Кампотом, Снуки и островами пляжными...
Цитата:

Маршрут очень удачный, хотя, я бы добавил еще Пре Руп и Восточный Мебон ( http://angkor.space/content/eastmebon.html )


aleksei, спасибо за ссылку. Хоть узнала что входит в Малый, а что в Большой круг. Всё действительно не стоит пытаться увидеть. Просто потому что приедается. Для специалиста важен и интересен каждый храм. А для не специалиста надо выбирать по своим интересам. А если таковых нет,то надо следовать стандартным маршрутам. Они для того и придуманы, чтобы представить всё разнообразие Ангкора. И вообще говоря список храмов в этих "кругах" очень впечатляет. Но я бы не выдержала такой темп и такую насыщенность, если честно.
Цитата:

Там то и одного отпуска на Камбо мало. То есть нужно просто прилетать в Камбо и по стране с обязательным Кампотом, Снуки и островами пляжными...


Каждому своё. Я рада, что умудрилась и Таиланд захватить. ШУРЫЧ, А под Кампотом и Снуки Вы что понимаете? Полагаю, что это слэнг?
Провинция Кампот и город Сиануквиль, видимо, имеются в виду.
А я бы не сказала, что Сиануквиль так уж обязателен к посещению.
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1В Камбоджу через Таиланд. Часть 1. Это Тай, детка. Держись!
2И снова Азия: ч.2 Сием Рип и храмы Ангкора
3Новогоднее путешествие в Вильнюс через Минск. Часть 2.
4Дикари в Гандии (июль 2018). Часть 2
5Приключения русских в Азии. Ю. Корея. часть 2 /Сеул
6На поезде из Анкары в Измир через Кютахью. Часть 1. Кютахья.
7Чудесный месяц в Итальянском раю самостоятельно. Часть 2. Римини, Сан-Марино.
Отдых в Камбодже
Камбоджа: отели
Отели Пномпеня
Отели Сиануквиля
Сиануквиль
Погода в Камбодже
Отдых для детей
Рейтинг отелей:
36.Lavanya Boutique Hotel 4+
37.Angkor Way Hotel 4
38.Mekong Angkor Palace 4
39.Passaggio Boutique Hotel 4
40.The Privilege Floor @Borei Angkor 4
41.Sokha Roth Hotel 4
42.Royal Angkor Resort & Spa 4
лучшие отели Камбоджи
Фото отелей:
29.Somadevi Angkor Hotel & Spa, Камбоджа [9]
30.Apsara Holiday Hotel, Камбоджа [9]
31.Bunwin Boutique Hotel, Камбоджа [8]
32.Smiling Hotel & Spa, Камбоджа [8]
33.Angkoriana, Камбоджа [7]
34.Angkor International Hotel, Камбоджа [7]
35.New Riverside Hotel, Камбоджа [7]
Популярные отели:
1.Sokha Beach Resort отзывы
2.Somadevi Angkor Hotel & Spa отзывы
3.Mekong Angkor Palace отзывы
4.City River отзывы
5.Prince D'Angkor Hotel & Spa отзывы
6.Independence отзывы
7.Majestic Oriental Hotel отзывы
Отзывы по отелям:
29.Камбоджа, Angkor Riviera [1]
30.Камбоджа, Salina [1]
31.Камбоджа, Crystal [1]
32.Камбоджа, Apsara Angkor Hotel [1]
33.Камбоджа, Casa Hotel [1]
34.Камбоджа, Terrasse des Elephants [1]
35.Камбоджа, Seaside Hotel [1]