12.09.16 15:39:34
По Карелии на автомобиле. Август 2016 
Время отдыха: август 2016

По Карелии на автомобиле. Август 2016.



Не думаю, что я открою что-то новое для ушлых туристов. В интернете можно найти кучу информации и отчетов на эту тему. Поэтому в своём рассказе я ограничусь развернутым перечислением мест, которые мы посетили, и своим отношением к ним. А если вы позаимствуете у меня некоторые идеи, то буду считать свою миссию выполненной. Так как мы путешествовали на своём автомобиле, и вопрос о состоянии карельских дорог был важен, то попутно буду давать им свою оценку по десятибалльной шкале.
В этом году захотелось поверить ходовые качества нового автомобиля в продолжительной поездке, поэтому я озадачился выбором направления. Южное направление чревато пробками, западное (Европа) – дорого, восточное – слишком далеко. Остаётся север. На севере манила Карелия, о которой я много слышал, но пока не был с ней знаком. Кроме того здесь у меня был личный интерес.

Итак, первые три вопроса после определения направления были:

- Что смотреть ?
- Какой дорой ехать ?
- Где ночевать ?

С первыми двумя вопросами разобрались достаточно быстро с помощью интернета и в конце отчета я привожу ссылки на ресурсы и рассказы, которыми руководствовался и которые нам очень помогли. О состоянии дорог я судил главным образом по сайту Автострада (http://autostrada.info/ru/map), ценя актуальные отзывы водителей. Но в части отмеченных на ресурсе автозаправок верить ему нельзя. Были не отмечены новоявленные заправки и присутствовали заправки-фантомы. Так что предоставляемую информацию следует использовать как ориентиры и всегда иметь бак максимально заполненным.
Оставался главный вопрос – где и как ночевать? С собой было решено взять палатку на случай хорошей погоды; на случай плохой погоды задние сиденья автомобиля (паркетник Ssangyong Action) раскладывались в плоскую поверхность и, используя матрац и одеяло, можно было бы заночевать прямо в машине. Но всё это на крайняк. А при нормальном стечении обстоятельств все ночёвки должны были проводиться в гостиницах или гостевых домах. Так как каждый день предполагалось перемещаться на 400 - 600 километров, то были отобраны, обзвонены и забронированы номера в 7 местах. Нигде не запросили предоплаты и везде, кроме Кеми (Рабочеостровска), было достаточно телефонного звонка. Это оставляло пространство для манёвра при возможных непредвиденных изменениях. Удивили неожиданно высокие цены. Пришлось серьёзно потрудиться, чтобы на протяжении нашего маршрута найти гостиницы с приемлемыми ценами и условиями для проживания. Их кастинг составил всю последнюю неделю, которая предшествовала отъезду. Для брони проживания в Рабочеостровске и брони проезда места на теплоходе “Косяков” до Соловков и обратно пришлось заполнить формуляр на сайте Причала (http://www.prichalrk.ru/reservation.html ). Как показали дальнейшие события, эта формальность оказалась не лишней.

Итак, были запланированы (и впоследствии выполнены) следующие перемещения:

20-21 августа Москва - Вологда (467 км)
21-22 августа Вологда - Повенец (617 км)
22-23 августа Повенец – Гирвас - аэродром – Поор-пороги - Беломорск - Кемь ( 450 км)
23-24 августа Кемь – Соловки - Кемь (0 км )
24-25 августа Кемь - Поор-пороги - Кивач - Пряжа (452 км)
25-26 августа Пряжа - Кутчезеро - Савиново-Велдозеро – Каринойя – Ахвенкоски - Рускеала - Сортавала (300 км)
26-27 августа Сортавала - Великий Новгород (475)
27-28 августа Великий Новгород - Москва (600 км)



Для первого раза этого было вполне достаточно. Наличие автомобиля обеспечивало нас мобильностью, которая делала этот план вполне реальным.

Техническая подготовка

Чтобы не оказаться в глупом положении во время поездки были проведены необходимые мероприятия в различных направлениях. Были найдены и распечатаны заправки, сервисы и т.п. по пути нашего следования. Был куплен разветвитесь в прикуриватель для одновременной подзарядки нетбука и планшетника, а также мобильников. Были скачены карты для установленных на нетбуке навигаторов Igo831 и OziExplorer. Ряд карт я позаимствовал у google map и самостоятельно привязал их к Ozi (Соловки и аэродром). Так что в части навигации у нас было всё Ок. Подстраховывал это направление планшетник с яндекс-картами. Как оказалось, эта предосторожность была не лишней. Карты Igo831 оказались устаревшими, и мы порой ехали, судя по ним, по полям, по лесам. Так что в таких случаях приходилось руководствоваться планшетником, а когда не было сигнала, то здравым смыслом и указателями. Надо озадачиться поисками Igo Prima для своей OS :( .
Был куплен радар-детектор, который с честью справился со своей задачей. Я налетел только на один штраф, да и тот по своей глупости.
В интернете были найдены GPS координаты всех тех достопримечательностей, которые предполагалось посетить - их я так же привожу в конце своего отчета.
На всякий случай для проверки ходовой и рулевого управления заехал в автосервис, где меня успокоили.

В Вологду

Отпуск на то и отпуск, чтобы своё время использовать по максимуму :). Поэтому каждый день мы вставали в 6:45, чтобы к 7:30 уже выехать. Первый отрезок пути нам был хорошо знаком по прошлым двухдневным путешествиям. Мы весело летели по Ярославке (9,5 баллов), передавая приветы знакомым местам в Переславле, Ростове Великом и Ярославле. Была мысль заехать в Кострому, но тогда бы на Вологду совсем не осталось бы времени. Поэтому уже в 14:00 мы были на месте. Первым делом следовало отметиться в забронированной гостинице и передохнуть.
Нами был зарезервирован номер в гостинице Вояж (http://отель-вояж.рф). Она находиться несколько далековато от центра (около 1, 5 км), но с машиной это не проблема. Большой номер, но, увы, удобства на два номера, хотя сантехника вполне приличная. Среди недостатков - очень хорошая слышимость (стены гипсокартонные). Но в целом, это была самая хорошая гостиница за всё время нашей поездки. Перед отъездом порадовали домашние завтраки (администратор встала пораньше, чтобы нас накормить).
После отдыха прокатились в город. Вологда пошла по пути Москвы и везде в центре установили парковочные автоматы, но с софтом вышла какая-то неувязка, так что они не функционировали и мы парковались везде бесплатно. В Вологде отмечу замечательные колокольни, на одну из которых мы взобрались.



К сожалению, сотрудники музея не предупредили, что надо прихватить с собой каску (чтобы не биться головой о потолок) и памперсы :). Когда выходишь на верхнюю площадку, и видишь парапет на уровне чуть выше пояса, то инстинктивно прижимаешься к стене. В загнивающей Европе все подобные объекты давно обнесены сеткой от нервных или несчастных, желающих сигануть вниз. Судя по всему ни тех, ни других в Вологде нет :).

В Повенец

На следующий день предстоял самый дальний переезд за эту поездку – на 620 км. Всё было бы не так страшно, если бы не ремонт дороги в районе Пудожа (начитавшись отзывов, я решил добираться по восточной стороне Онежского озера). По телефону сотрудники гостиницы меня предупредили, что мои предшественники порой стояли до 3-х часов, ожидая своей очереди для проезда по дороге с одной полосой на оба направления. Но нам повезло. На участке в 37 км (8-10 сужений) и участке 10 км (2-3 сужения) мы суммарно простояли минут 20. Таким образом, к 16:30 мы были уже в гостинице. Передохнуть можно на 341 км шоссе, уже после Вытегры; там есть замечательно оборудованное место для отдыха. В целом дорога неплохая, но из-за ремонтируемых участков (точнее говоря проектируемых, т.к. дороги в понимании городского жителя там нет) я снижаю оценку дороги для этого отрезка пути до 6 баллов.
Изначально была мысль переночевать в Медвежьегорске, но услышав, какие там цены я стал искать альтернативные варианты. Остановился на гостинице Большая медведица (www.beartour.ru), которая расположена в лесу в прямом смысле слова.




Огромная территория – мне говорили, что она огорожена, но забор я видел только на въезде; всюду на территории взрослые деревья, черника, брусника и грибы. В 20 метрах от нашего корпуса рос здоровенный белый гриб и никто не удосужился его срезать. Метрах в трёхстах виднелась водная гладь залива озера. У отеля есть своя пристань, с которой удобно сходить в воду.




Вобщем, если вы устали от городского шума и хотите единения с природой, то вам сюда. Нам достался очень небольшой номер – я сомневаюсь, что был бы готов жить в нём несколько дней, но на переночевать вполне сойдёт. Забыл сказать, что во многих гостиницах к номеру прилагался заправленный от комаров фумитокс. Но в это время их было уже совсем мало и мы ими не пользовались. Услышав, что мы уезжаем с утра пораньше, администратор предложила нам breakfast-in-box, который, в конце концов, мы от них получили :) (пришлось несколько раз напомнить), но его объём и состав очень порадовал – его хватило на два завтрака.
До заката ещё оставалось достаточно времени, а до Медвежьегорска всего 25 км. Поэтому мы поехали по местам съемок фильмов “Любовь и голуби”, “И на камнях растут деревья”, “Охота на пиранью”. В этих южных пригородах города во время войны финны наделали кучу оборонительных сооружений, дорогу до ближнего из них я вам подскажу. Надо ехать по улице 23 Июня (где-нибудь там оставить машину), пешком свернуть направо на Кондапожскую улицу и не поворачивать на 90 градусов налево дальше, а пройти прямо метров 70, мимо вставшего на вечный прикол грузовика, а там уже на склоне горы справа будет виден финский дот.




На всякий случай привожу его координаты: N 62,900639 E 34,438399. Вход в него сверху, и он пока не завален :). Не забудьте прихватить фонарик и сапоги (сыро).
На обратном пути решили заехать поужинать в ресторан гостиницы Малая Медвежка. В одном отчете его очень хвалили. Да, место красивое. Инсталляции на тему картин Шишкина. Но ассортимент отсутствовал на две трети и ужин нам обошёлся в три раза дороже, чем в вологодском Огороде. Так как я платил картой, то счет нам дали только после оплаты. Я его посмотрел только на следующий день и рассмотрел, что мы оплатили чужой счет. Сами дураки, но осадок остался :(.

В Кемь

Последующий отрезок дороги до Рабочеостровска, если ехать напрямки, был существенно короче, чем предыдущие наши переезды, поэтому мы несколько отклонились и сделали крюк в направлении Гирваса (85 +85 км). Поселок и вулкан находится километрах в пяти от трассы Кола и этот участок дороги я оцениваю в 5 баллов.
По дороге в Гирвас мы заехали на заброшенный аэродром, типа, поглазеть. Чтобы не прозевать поворот к нему я использовал привязанную к Ozi гугловскую карту. В принципе, поворот на аэродром отмечен дорожным знаком “пересечение со второстепенной дорогой справа”, а все радиально расходящиеся грунтовые дороги выводят к различным точкам взлётной полосы. Так что при желании поворот можно без труда найти. Побывав там, стала понятна причина покидания аэродрома – взлётная полоса покрыта асфальтом, а не бетоном, и его на всей площади вспучило и переломало.



Так что если им не займутся, то лет через 20 там будет как в Чернобыле. Особых эмоций этот объект у нас не вызвал.
Через несколько километров мы подъехали к плотине в Гирвасе. Около неё находится удобная для парковки площадка, рядом с которой продавались мороженное и различные сувениры. Среди них оказался относительно недорогой шунгит. От площадки до самого вулкана метров 300 по утоптанной тропе в дружелюбном лесу.



В принципе, занятные место и окрестности, но ещё раз сюда я бы приехал только чтобы показать это место кому-нибудь из своих друзей.



На обратном пути сразу после выезда из посёлка мы остановились около поворота на Поор-пороги.



Сначала я не придал значения в посещении этих мест и очень рад, что мы их не проехали мимо. В отчетах я читал, что от дороги до порогов 400 метров и проехать на машине невозможно. Но оценив состояние грунтовки, стало понятно, что она вполне проходима даже для пузотёрок. Поэтому второй раз мы подъехали непосредственно к порогу на зелёную лужайку, на которой не только удобно парковать машину, но и можно развернуться. Очень зачётное место! Небольшие скалки, водные ручейки, тихие заводи. Глаза отдыхают и пытаются впитать в себя всю прелесть этих мест.









Не удивительно, что возвращаясь из Кеми мы опять заехали сюда.

На север мы проследовали по Коле. Кола – это не дорога, это песня! А до Медвежьегорска - это гимн строителям дороги. Если бы в обе стороны было бы по две полосы, то можно было бы поставить все 10 баллов (а так 9). Где у нас ещё можно разогнаться до 140, включить круиз контроль и 3 часа не сбрасывать скорость? Пустынный трафик, хорошая видимость, мало ремонтируемых участков – составляющие безопасности дороги. В местной прессе я вычитал, что за 7 месяцев на Коле зарегистрировано 113 ДТП. Хмм, в Москве за один день регистрируется в два-три раза больше ДТП.
Нами планировалось к посещению ещё одно культовое место– это беломорские петроглифы. Чтобы выяснить возможность проведения для нас экскурсии, за неделю до поездки я звонил из дома в администрацию тематического парка Петроглифы (960-246-42-51). Ответ девчонок меня обескуражил. Они сказали, что из-за проливных дождей размыло мостик, ведущий к Залавруге. Соответственно, водить туристов стало не безопасно и сезон в этом году они закрыли. Впрочем, сказали, там есть один энтузиаст – может он поведёт. Этот человек – Алексей Вербов (921-016-57-16) - мне был уже давно знаком по отчетам наших предшественников.



Я позвонил ему, он подтвердил разлив и предложил перезвонить через неделю, что я и сделал, находясь уже в Повенце. Полученная от Алексея информация вселила оптимизм – дожди прекратились, вода спала, мостик подремонтировали и он готов провести экскурсию, если мы сами придем к нему на Залавругу, где он и будет нас ждать.
Около 15 часов мы были у поворота на Беломорск. Наше счастье с Колой закончилось. Мы вспомнили, что находимся в России :). Этот участок дороги в сторону Беломорска оцениваю в 2,5 балла. Проехали Золотец, остановились на удобной площадке возле ГЭС, пытаясь сообразить, куда нам двигаться дальше. По гугловской карте от этой точки оставалось всего около километра, и я удивлялся, почему, судя по отчетам, все норовили ехать куда-то дальше. К этому моменту из будки выскочил охранник и погнал нас со стоянки, но проходивший мимо местный житель подтвердил интернетовские данные и подсказал, куда нам ехать. Через 5 км движения по огибающей дороге мы заметили указатель на петроглифы и хорошо утрамбованную грунтовую дорогу налево, которая через километр заканчивалась удобной стоянкой и симпатичным мостиком через разлившийся ручей. За мостиком была аллейка с хорошо утоптанной пешеходной тропой, которая метров через 800 вывела к открытому пространству – Залавруге.



Алексей был на месте. Он провел получасовую экскурсию по топовым участкам, а я купил изданную им брошюру об этой достопримечательности (38 страниц). Помниться в детстве я читал книгу “Листы каменной книги” и тогдашние образы теперь зримо вставали передо мной на этих гольцах. Вот как бывает - живет человек, о чем-то думает, о чём-то мечтает, и при этом тюкает камешком по камешку, пытаясь материализовать свои мысли; а спустя 6000 лет другие люди пытаются понять – что он этим хотел сказать.





А что останется от нас через 6000 лет ? Не аморфное, виртуальное, а зримое, осязаемое… Уже дома я эту брошюру отсканировал (22 Мб) и могу кинуть заинтересованным на мыло.
Из пояснений Алексея стало понятно, почему дорога от ГЭС напрямки заказана. Тропу, которую я разглядел на карте, пересекает ручей. В наше время он был шириной метров 8, потому что была открыта только одна створка станции, а во время дождей, когда открывались все 4 створки, его ширина достигала 50 метров – этакая полноводная река, которая заливала добрую половину рисунков петроглифов. Так что, чтобы ходить прямыми дорогами требуются соответствующие условия, а бывают они в Карелии редко.
Воодушевленные удачей с петроглифами мы вернулись на Колу, а ещё спустя час свернули с неё в сторону Кеми. Мда, состояние дороги максимум 3,5 балла. Она провела нас сквозь Кемь и довела до шлагбаума гостиницы Причал в Рабочеостровске (http://www.prichalrk.ru/service.html ). Внешне она выглядит очень достойно, особенно для этих мест, но внутренне – обыкновенный совок, хотя сами номера достаточно большие. Думаю, что в городе можно найти более бюджетный вариант, но удобная стоянка (200 руб) и расположение в 300-х метрах от пристани теплохода Косяков, отчаливающего в 8 утра, делают выбор Причала безальтернативным.
Увы, нет альтернативы и общепиту. В гостинице и на прилегающих территориях есть только один ресторан и его цены заточены на иностранцев. Средний обедужин без излишеств потянет на 1000 руб. и нет скидок даже для местных жителей, нет поправок на низкий сезон. Правда ассортимент предлагаемых блюд очень широкий, но своего заказа, возможно, вам придется подождать.

Соловки

Очередной ранний подъем и в полвосьмого на пристани мы дожидаемся своей посадки. На удивление не было того бардака, о котором я читал в прошлогодних отчетах. В Соловки в этот раз ехало около 2/3 возможных пассажиров; на обратном пути коробочка была полная. Один путешественник рассказывал, что пытался купить билет на обратный рейс за три дня, но свободных мест уже не было. Так что то, что я забронировал их за неделю, ещё из Москвы, оказалось во благо. К слову сказать, стоимость проезда туда-обратно на двоих составила 4800 руб.
С погодой нам повезло. Не скажу, что был штиль, но судно не раскачивало. Оно достаточно бодро передвигалось по морю и часа через два достигло Соловков.
При планировании маршрута у нас была установка – осмотреть Соловки за один день. Как получиться и что получиться. Понятно, что пеший осмотр – это гиблое дело. Оставалось арендовать у причала велосипеды или перемещаться на местном Уазике. Зная, насколько часто бывают в этих местах дожди (кто его знает, что будет в этот день?), остановились на втором варианте. Хотелось посетить или Секирку, или Муксалминскую дамбу, но почитав отчеты, понял, что дамба отпадает. Чтобы понять обстановку, я из дома позвонил в экскурсионный отдел (8-818-35-90-3-21), где мне сказали, что экскурсии формируются заранее и отправляются от 8 до 9 утра, т.е. к нашему прибытию они уже уедут. Услышав, насколько поскучнел мой голос, меня успокоили – типа, прибытие теплохода ожидают частные экскурсии, и мы без внимания не останемся. Так и получилось. На выходе с корабля нас встречали представители нескольких местных туристических компаний, которые предлагали свои услуги. Мы сели в первую попавшуюся газель и через 15 минут отправились в трехчасовую экскурсию по северным скитам острова (в т.ч. на Секирную гору).




Качество дорог - 0 баллов :), а рассказ экскурсовода об их состоянии, когда здесь жили монахи, воспринимается как сказка.



Конечно, рассчитывать на многое от этой обзорной экскурсии не приходилось. Сценарий был один - доехали, вышли, прошлись метров 100-200, послушали рассказ, загрузились, поехали дальше. И так все три часа. Но от этого была и своя польза. Мы остановились около места, где находились землянки юнг. Самостоятельный турист прошел бы мимо этих ям, и только благодаря экскурсии мы видели где и в каких условиях жили ребята (Валентин Пикуль. “Мальчики с бантиками”).



Сделав петлю по острову, но, не доехав километра два до Тамариного причала, мы вышли, чтобы самостоятельно осмотреть Филипповские садки и прилегающие территории.




Эта прогулка преподнесла ещё один неожиданный подарок. Отклонившись от проторенной туристами тропы метров на 50, мы насобирали пакет подосиновиков и белых, которые пропустить не позволила жадность. Было непонятно что с ними делать. Наши попутчики по экскурсии, которые о них мечтали, разошлись по своим гостиницам, поэтому мы оставили грибы в кафешке, где пообедали. После обеда мы прогулялись на юг острова, в сторону переговорного камня, после чего вернулись к монастырю.



Сам монастырь мне не особо понравился.



Во-первых, даже вечером он был заполнен праздношатающимися туристами (типа нас :) ) и, во-вторых, везде проводились строительные работы (шум, пыль, завалы, ограждения). Понравилась монастырская выпечка и церковная лавка, где книги продавались без капиталистических наценок.
Как я уже говорил, на обратном пути “Косяков” был забит до отказа, но возвращение прошло без эксцессов. По дороге я подкармливал с верхней палубы особо нахальную и голодную чайку, проверяя, когда же она насытится.




В результате полбатона у меня закончились раньше, чем голод у чайки. Вернувшись в Рабочеостровск в 22:30, мы повторно подтвердили правильность выбора отеля именно в Причале.
Посетить эти места, безусловно, стоило. Но меня они почему-то не зацепили - ожидаемого прилива энергетики я не почувствовал. Может мало одного дня ?

В Пряжу

На следующий день мы позволили себе поспать на полчаса дольше. Мы знали, что 90 % дороги предстояли по Коле, от чего колёса автомобиля радостно урчали. Время позволяло, и мы ещё раз заехали в Поор-пороги.



Один из хитов Карелии – водопад Кивач. До него от Колы всего 8 км, а состояние этого отрезка дороги - 5,5 баллов. Про это место написано много и его посещаемость туристами зашкаливает.




От себя хочу добавить, что здесь можно посмотреть как выглядит карельская берёза, которая очень цениться за свою текстуру. Она не кривая, малорослая, как её представляют в школьных учебниках. Обыкновенная берёза – та же стать, те же листочки, только может ствол несколько темнее. В подтверждение своих слов размещаю в отчете её фотографию.



К 16 часам мы подъехали к гостевому дому в Пряже, который я выудил в интернете (Пряжа, Заречная 6а, тел. 911-400-66-66). Нас встретил добродушный, говорливый хозяин - Виталий, у которого полюбили останавливаться не только наш брат, ни и финны с немцами. Небольшой номер со всеми удобствами, кухня во дворе, банька. Собственно говоря, на подобные ночевки я и рассчитывал, когда начинал их искать при подготовке к поездке. Но на поверку удалось найти только эту. Если все наши ночлеги были бы за такую же цену, то я бы посчитал это за счастье.
Пока Виталий готовил домик, мы прокатились в сторону Ладожского озера. В этих местах в 1941 погиб мой двоюродный дед. Чтобы снять напряжение с петрозаводского направления командование погнало три полка в отчаянную и безнадёжную контратаку. Погибли многие бойцы, а были найдены и перезахоронены - единицы. Среди последних был однополчанин деда, который погиб 10 августа. Дед погиб на следующий день. Я пытался уточнить у поисковиков – где находится эта пресловутая высота 160, где легли многие бойцы, но они мне не ответили. В той же братской могиле, где лежит однополчанин, есть ещё 19 не идентифицированных бойцов. Есть вероятность, что один из них дед. Короче, нашей роднёй будем считать, что один из них дед. Я привёз ему родной никулинской земли и позаимствовал у Виталия садовых цветов.



От Кутчезеро мы прокатились немного дальше - до Савиново (Хлебозеро), где, судя по похоронке, оборвался земной путь деда.



По пути вдоль дороги стоят тонкие сосенки как солдаты в строю. Что-то щемящее тревожное перед грядущими событиями …



На обратном пути, на пригорке в Маньге, мы увидели деревянную церквушку. Остановились.




Местные жители подсказали, что к ней можно запросто проехать, и я бездумно им поверил. Вам советую быть осторожнее – крутой въезд по каменистой грунтовке прямо с дороги, а наверху размытая колея, наполовину заполненная водой, где пузотерка может легко застрять. Вобщем, после дождей заезжать наверх следует с солидной долей осторожности.
А церквушка зачетная, мне она очень понравилась – можно забраться на колокольню и приветственно помахать с неё рукой.

[


В Сортавалу

К моему удивлению, вместе с нами с утра пораньше встали и финны, и питерцы, которые подъехали ближе к полуночи. Не мешая друг другу, мы дружно позавтракали и разъехались каждые по своим направлениям.
Опять проехали братскую могилу, свернули в Савиново (отрезок дороги – 4,5 балла). Накануне мы увидели место, где прямо с дороги просматривались растущие грибы и поляна, покрытая брусничным ковром. Брусника здесь растёт гроздьями, как виноград, и если бы мы немного пораньше купили кузовок-комбайн, то за час легко набрали бы ведра два.
После сбора брусники мы заехали в Велдозеро – братская могила находится в ведомстве администрации этого поселка. Перед зданием администрации есть небольшой мемориал с могилами солдат, погибших уже в 1944 году, во время наступления.



Я отдал в правление данные на деда, и мы с сотрудником попытались найти высоту 160 на старой карте. Не нашли – на это требуется время. Авось мои документы попадут в руки местных энтузиастов типа Вербова и у них что-то срастётся… В этом поселке все говорят на русском языке, но кто-то активно пытается возродить карельский язык. Не знаю, кому это надо и чем это закончится.



А мы покатили дальше. Забыл сказать, дорога в Сортавалу хоть и узкая, но очень приятная - машин мало, покрытие хорошее (твердые 8 баллов). Когда закончились изгибы на первом этапе пути, дорога вырвалась на простор и позволила хорошо разогнаться. Так мы и летели, пока не пришлось свернуть на дорогу до Креста скорби и до водопада Каринойя (6 баллов). Прошло уже 75 лет, а местность, прилегающая к Кресту, до сих пор напоминает о тех годах. Среди заросших окопов и воронок, обильно политых кровью наших бойцов, краснеют подосиновики и рассыпалась брусника. Символично.



О расположении водопада Каринойя точной информации у меня не было. Было сказано, что недалеко от дороги и у меня были GPS координаты. Я установил по ним метку, до которой навигатор нас довез. А дальше подсказали местные жители. Ориентир – автобусная остановка. Перед ней грунтовка, ведущая направо. Проезжаете по ней метров 100 и сразу за мостиком будет поворот налево, куда я не рекомендую вам сворачивать. Лучше проехать немного прямо и оставить машину на лесной поляне, а оставшиеся 200 метров пройти пешком, ориентируясь на возрастающий шум воды. Порог как порог. Мне не понравился цвет воды – торфяной, грязно-коричневый. Галочку о посещении мы поставили, но особых эмоций не испытали.



После водопада мы опять вернулись на трассу Петразаводск-Сортавала, которая вскоре стала огибать Ладогу. Крутых поворотов прибавилось, но особого напряжения дорога не создала. Может мы были к этому морально готовы и ехали достаточно осторожно.
Наш путь лежал в Рускеалу. Мраморный карьер и прилегающие к нему территории, которые на 50 лет арендовал какой-то предприниматель (интересно, сколько это ему стоило?). Ныне они стали хорошо раскрученным брендом.




Увы, погода посчитала, что обошлась с нами слишком лояльно и решила, наконец, показать, кто в доме хозяин. При подъезде к водопаду Ахвенкоски (“А зори здесь тихие”) пошёл мелкий противный дождь.



Потолкавшись среди многочисленных туристов и убедившись, что кроме шашлычной здесь поживиться нечем, мы поехали дальше.
До мраморного каньона от основной трассы 25 км, а состояние этого ответвления дороги я оцениваю в 5 баллов. По прибытии на место мы ещё надеялись покататься по озеру на лодочке и, чтобы переломить фишку, пошли давиться в заведение американского фастфуда, типа БургерКинг. Альтернатива по части пообедать была очень бедная – либо фастфуд в помещении, либо шашлычная на улице. Почему бы здесь не организовать какую-нибудь блинную с чаем и вареньем ?
Чуда не произошло – дождь не закончился. Со вздохом вернулись в машину и достали припасённые дождевики и зонты.



Раз с лодочкой обломалось, оставалось купить входной билет, чтобы обойти карьер верхом. Здесь нам немного повезло – мы присоединились к экскурсии (экскурсовод – платная услуга). Слушать рассказ живого человека всегда лучше, чем аудиогид или просто пялиться на серые камни. Кстати о камнях. В первом же карьере я устремился за наваленными камушками, типа, на память, но понял, что здесь ничего не возьму.



Не нашел себе ничего я ни во втором карьере, ни в третьем. Везде были блёклые серо-белые невзрачные валуны. Говорили, что из камня этого карьера были сделаны стены некоторых питерских станций метро. Мне кажется, я их видел, и они выглядели понуро серыми, совершенно не нарядно. Говорили, что плиты из этого карьера использовали при отделке Исаакия. В этом я сомневаюсь. Я хорошо помню, какой ярко-сочный мрамор использовали в соборе. Ничего подобного среди обломков я здесь не видел. Так что, либо гиды что-то сочиняют, либо тот красивый мрамор уже давно закончился.




Короче, карьер мы обошли, экскурсия закончилась, но какая-то недосказанность осталась. Подошли к стоянке машин, стали переобуваться. Слышим, недалеко раздается какой-то звук – как будто работает циркулярка. Присмотрелся – вижу странный механизм и вращающийся круг. Подумалось – это жжж неспроста. Подошли – и действительно, это резак, который пилит мраморные глыбы. А рядом полутораметровая куча нарезанных и, порой, отполированных мраморных панелей и фигурных обломков. Типа, не кондиция. То, что надо! Десять минут на выбор и в результате у нас на даче, на цветочной горке, красуется пара замечательных кусков мрамора.

В Сортавале я забронировал недорогой отель “София” (http://sk-karelia.ru/ru/official/material/sofia ), который, по сути, оказался общежитием с выделенным в под гостиничные нужды третьим этажом в здании типовой планировки (четыре блока на этаже по четыре комнаты; санузел тоже на четыре номера). Вобщем, понравилась только цена. От здания до центра всего 5 минут ходьбы, но на улице по прежнему было сыро и слякотно, поэтому променад по городу мы променяли на посещение выставки Кронида Гоголева (ул. Комсомольская, д. 6) . Собственно говоря, особый архитектурный облик города и желание посетить эту выставку были теми доводами, почему для ночевки был выбран именно этот город.
Выставку можно осмотреть за полчаса – это три относительно небольших зала. Представлены около сотни деревянных панно, пара десятков картин и пара десятков деревянных изделий типа кубков (must-see). Фотосъемка включена в стоимость билета. Автор прошёл войну и остался жив, чему был чрезвычайно рад. И эту жизнерадостность он отразил в своих произведениях. Причем большей частью его героями являются обыкновенные сельские люди, чьи лица озарены улыбками.



Мне очень хотелось купить каталог произведений художника, но он был в единственном экземпляре на столе у девчушки, продававшей билеты. Она же сказала, что ожидается повторное его издание в следующем году. Хорошо, подождём.

В Великий Новгород

Начиная с этого дня, мы с каждым километром стали приближались домой. От Сортавалы до Приозерска ведет серпантин, о котором нас предупреждали. Дорога, действительно, неприятная, но вполне сносная. Из-за “гребёнки” в Берёзово дорогу оцениваю в 6 баллов. При приближении к Питеру трасса становиться всё шире и оживленнее. Для оценки загруженности дорог используем планшетник, чтобы при случае изменить маршрут. К счастью, без проблем проскакиваем Питер и выходим на московскую трассу; к 16:00 прибываем в Великий Новгород.
Здесь я забронировал отель Роза ветров (http://розаветров53.рф/), который также оказался этажом в составе общежития. Один длиннющий коридор, из которого направо и налево ныряют двери в блоки на два номера – на двоих и на троих посетителей. Соответственно, санузел тоже на этот блок. В принципе, номеров в отеле много и часто посетители остаются одни в своём блоке, без соседей. В этом случае условия для проживания довольно сносные.
Целями для наших посещений в городе были новгородский кремль и церковь Спаса Преображения на Ильине, где можно осмотреть фрески Феофана Грека. Если с кремль нам удалось посмотреть, то с церковью получилась засада.



Она оказалась не действующей, а музеем с замысловатым графиком работы. Таким образом, после 17 часов, когда мы к ней подошли, мы поцеловали закрытые двери :(. Увы, значит у нас есть повод сюда вернуться.



Домой

То, что мы стартовали в субботу из Новгорода, дало нам фору часа в два-три перед питерцами, направляющимися в Москву. Поэтому мы без проблем доехали домой, не размениваясь на участки платных дорог. При подъезде к Клину, планшетник стал показывать жуткие пробки, сформированные дачниками, поэтому мы свернули с магистрали и два часа инспектировали тверские леса, сравнивая их с карельскими. Выиграли, понятно, последние. Но даже в этом лесу мы набрали достаточно грибов, чтобы по приезду их сразу же приготовить на нашей родной кухне.

GPS координаты
62°28'50” N 33°43'57” E Старый аэродром
62.480461 N 33,732575 E Старый аэродром
64°29'53” N 34°40'30” E Беломорские петроглифы Залавруга
64,49807 N 34,675034 E Беломорские петроглифы Залавруга
64°28'50” N 34°41'06” E Беломорские петроглифы Выгостров
64,485405 N 34,664763 E Беломорские петроглифы Выгостров
64,490728 N 34,670629 E Беломорские петроглифы Безымянные острова
62°29'9” N 33°40'26” E Вулкан Гирвас
62,485833 N 33,67389 E Вулкан Гирвас
62°29'05.9”N 33°40'25.4” E Вулкан Гирвас
62°53`59.9”N 34°26`23.28”E “Любовь и голуби”
62°16'4.73”N 33°58'49.48”E Водопад Кивач
62,26798 N 33,980412 E Водопад Кивач
61°54’56.1”N 30°37’36.9” E Водопад Ахвенкоски («А зори здесь тихие»)
61,91558 N 30,62692 E Водопад Ахвенкоски («А зори здесь тихие»)
61°54’33.0”N 30°37’17.0” E Водопад Рююмякоски (рядом)
61°56’40.7”N 30°34’52.5” E Горный парк Рускеала
61,9446 N 30,58125 E Горный парк Рускеала
61°43’45.0”N 30°57’45.1” E гора Хиденвуори
61,72916 N 30,96253 E гора Хиденвуори
61°38’17.7”N 31°24’36.2” E Водопад Койриноя
61,63825 N 31,41005 E Водопад Койриноя
61°40’32.5”N 31°27’05.3” E Крест Скорби
61,6757 N 31,45147 E Крест Скорби
60°0’42” N 32°18’15” E Урочище Сопки (могила Вещего Олега)
60,01166 N 32,304166 E Урочище Сопки (могила Вещего Олега)
62,470673 N 33,719059 E Поор-порог.
61°45'42” N 31°0'11” E Ласкеля водопад
61,759014 N 31,001015 E Ласкеля водопад
61,732262 N 30,698997 E Городище Паасо

Достопримечательности Карелии и отчеты

Карта достопримечательностей Карелии.
https://www.google.com/maps/d/viewer?mid=1cHXsn2HOu_-34scMfbn32PmdRU0
Достопримечательности Карелии
https://yandex.ru/maps/?um=WUbKz2KqqFwMGTgME1YR1LXcbL7IeBS0&l=map&ll=30.735573%2C61.174231&z=8
Погода в Карелии.
http://tourism.karelia.ru/useful/weather/
Экскурсии на Соловках
www.nasolovki.ru/excursions/
Отдых в Карелии
http://sestrik.com/karelia-price
На машине в Карелию
http://galina-lukas.ru/article/914
Путешествие на "Край земли" 2012.
http://forum.balakhna.ru/viewtopic.php?f=11&t=8632
Вокруг света (sorry, Ладоги) за 4 дня
http://turbina.ru/guide/Respublika-Kareliya-Rossiya-86556/Zametki/Vokrug-sveta-sorry-Ladogi-za-4-dnya-58231/
Русский Север - Поонежье на авто
http://globetrekker.ru/russkij-sever-poonezhe-na-avto-marshrut/
Беломорские петроглифы и Залавруга
http://vk.com/zalav
Наше большое путешествие
www.otzyv.ru/read.php?id=163851
Гирвас - Планета Дорог
www.planetadorog.ru/r/girvas/
Поездка на машине вокруг Ладожского озера
www.victorkas.com/www/OTCHETI/LADOGA_AUTO.php
Вокруг Ладоги 2013: приключения чайников
www.chevy-niva.ru/viewtopic.php?t=72886
Окрестности Петербурга - Поездка вокруг Ладожского озера.
www.aroundspb.ru/vokrug-ladogi.html
Соловки
http://autotravel.ru/town.php/221
http://welcome.solovky.ru/new/index.php/home/shop
https://new.vk.com/topic-66249023_30214092


Дороги

Автострада. Карта состояния дорог
http://autostrada.info/ru/map
Заправки на трассе между Вологдой и Медвежьегорском
https://www.avtodispetcher.ru/distance/gas-stations-Вологда--Медвежьегорск.html
дорога на Вяртсиля по трассе Сортавала
www.enotogorsk.ru/ru/2015/06/14/lakeland1/
Варианты движения Вологда - Петрозаводск
http://форум-авто35.рф/viewtopic.php?id=7912
дорога вологда петрозаводск
https://yandex.ru/search/?lr=213&msid=1463559174.45531.22879.30835&text=дорога+вологда+петрозаводск+2015+отзывы&suggest_reqid=201274623146046172391869351660826&csg=0%2C896%2C39%2C1%2C0%2C0%2C0
Мурманск-Медвежьегорск-пудож-Вологда
www.hibiny.com/forum/viewtopic.php?t=26803&postdays=0&postorder=asc&&start=0
Вологда - Пудож - Медвежьегорск
http://autotravel.ru/tracestate.php/37
Вологда - Медвежьегорск
http://форум-авто35.рф/viewtopic.php?id=9132&p=34
Бесплатные парковки в Вологде
http://vologda.narule.ru/orgs/stoyanki/freeparking/
Расчет расстояний между городами, проложить маршрут, время в пути
http://russtrans.ru/raschet-rasstoyaniy-mezhdu-gorodami

Фотоальбом http://f.otzyv.ru/photoalbum.php?id=71533:47933
Отредактировано автором: 14.09.16 10:57:15Сообщить модератору



Спасибо, влюбилась в Карелию этим летом. Край - открытие для меня. Ахинкоски сиял для нас под солнцем. Ладога ледяной водой обжигала.
Спасибо большое! Такое интересное, насыщенное путешествие. Одна из мечт)
Цитата:

Один путешественник рассказывал, что пытался купить билет на обратный рейс за три дня, но свободных мест уже не было. Так что то, что я забронировал их за неделю, ещё из Москвы, оказалось во благо. К слову сказать, стоимость проезда туда-обратно на двоих составила 4800 руб.



Отличное путешествие! Вспоминаю "свои" Карелию и Соловки. Была два раза на Соловках. Первый с групповым туром, второй самостоятельно - тоже на авто ехали . На Соловки оба раза отправлялись из Беломорска : с группой на судне типа "Ракета", а сами на катамаране. Сейчас это невозможно? Или Вы просто такой вариант не рассматривали?
Цитата:

Сейчас это невозможно? Или Вы просто такой вариант не рассматривали?



Спасибо. Напугали отчеты, в которых рассказывалось о последствиях качки. И хоть у нас были таблетки от укачивания и начали мы принимать их по науке - за час до отплытия, всё равно было тревожно. Это тебе не греческий паром размером с айсберг.

Так что при выборе определяющим моментом было время в пути. ИМХО 2 часа из Кеми всегда лучше, чем 4 из Беломорска. К тому же я думаю, что из Беломорска будет дороже по объективным причинам...
Цитата:

Напугали отчеты, в которых рассказывалось о последствиях качки.



Нам наверно повезло - оба раза и туда и обратно море было спокойное. С Анзера в качку возвращались и в дождь - натерпелись. Но, да, 4 часа лишних в однодневной поездке на Соловки - это много. В Карелию хочется вернуться еще и еще раз. Ваш маршрут интересный - забрала в "избранное".

Цитата:

выставки Кронида Головлёва



Ошиблись - Гоголев он. Мастер удивительный.
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Летнее путешествие по Карелии на машине. Часть 5. Кронштадт, Пушкин, Великий Новгород
2Летнее путешествие по Карелии на машине. Часть 4. Сортавала, Рускеала, Крепость Корела, Выборг
3Летнее путешествие по Карелии на машине. Часть 2. Петрозаводск и окрестности
4Путешествие по Европе на автомобиле ( Венгрия-Австрия-Германия-Швейцария )
5Путешествие по Хорватии на автомобиле
6По Австрии на автомобиле
7По Прибалтике на автомобиле
Отдых в России
Отели России
Отели Сестрорецка
Отели Симеиза
Элиста
Ессентуки
Погода в России
Детский отдых
Рейтинг отелей:
862.Крымские зори пансионат 4
863.Актер дом творчества 4
864.Морской пансионат 4
865.Ретро-тур 4
866.Санаторий им. М.Ю. Лермонтова 4
867.Заря санаторий 4
868.Априори 4
лучшие отели России
Фото отелей:
232.СЦВКС им. Пирогова, Россия [30]
233.Империал Парк Отель & SPA, Россия [30]
234.Источник санаторий, Россия [30]
235.Людмила база отдыха, Россия [30]
236.River Park, Россия [30]
237.Джузеппе, Россия [30]
238.Орлинка база отдыха, Россия [30]
Популярные отели:
1450.Галерея отзывы
1451.Иваново отзывы
1452.Гостевой дом Морозовых отзывы
1453.Соната на Гороховой отзывы
1454.Санаторий им. Н.Н.Бурденко отзывы
1455.Park Inn by Radisson Sochi City Centre отзывы
1456.КупецЪ отзывы
Отзывы по отелям:
393.Россия, Русский Дворик [7]
394.Россия, Матисов Домик [7]
395.Россия, Ателика Небуг [7]
396.Россия, Вилла Чайка [7]
397.Россия. Остальное, Азиш-Тау [7]
398.Россия, Русь санаторий [7]
399.Россия, Здравница Кузбасса санаторий [7]