09.08.16 10:16:03
Канны. Канская мозаика. 
Время отдыха: май 2016

Начало путешествия смотреть здесь

http://www.otzyv.ru/read.php?id=196187

http://www.otzyv.ru/read.php?id=196263

Канны небольшой средиземноморский городок, в котором мало исторических памятников, но много милых особенностей. Главная же особенность города, которая сделала его знаменитым на весь мир, добавила гламура, пафоса, торжественности и суматохи в его жизнь - это проводимый здесь ежегодный Международный Каннский кинофестиваль.

Первый Festival international du film de Cannes был организован в 1946 году, а задумывался давно, еще в далеком 1939. Тогда, в 1938 году на международном фестивале в Венеции награды получили фильмы «Олимпия» Лени Рифеншталь (любимого режиссера Гитлера) и фильм «Пилот Лучано Серра» сына Муссолини. Кинематографический мир возмутился этой предвзятостью и решил перенести проведение следующего кинофестиваля в Канны.

Интересно, что практически аналогичный случай произошел в 1963 году на Третьем московском кинофестивале. Председателя жюри Григория Чухрая заставляли убедить коллег присудить приз, высокоидейному советскому фильму «Знакомьтесь, Балуев» режиссера Виктора Комиссаржевского (сценарий написан по роману Вадима Кожевникова). «Конкуренцию» же ему составил фильм Феллини «8 ½». Правда, фильм Феллини уже демонстрировался в Каннах, но вне конкурса. Прессовали Чухрая, прессовали членов жюри из социалистических стран. Стенли Крамер, Сатьяджит Рей, Жан Маре, Кехико Усихара грозились покинуть Московский кинофестиваль и больше в нем не участвовать, если фильм Феллини не получит главный приз. Григорий Чухрай принял нелегкое для себя решение (ему грозило исключение из партии) и не послушался рекомендаций ЦК. Первую премию получил фильм «8 ½». Мои родители тогда ходили на просмотры и видели этот фильм. Я хорошо помню программу просмотров – такую внушительную глянцевую книжицу. Советский Союз не купил «8 ½». Страна кинофестиваля не купила фильм, взявший главный приз! Но московская пресса восхищалась советской терпимостью: ну как же, дали премию безыдейному, пессимистическому фильму.

Итак, первый каннский фестиваль должен был состояться в 1939 году. Советский Союз намеривался отправить туда фильм «Ленин в 1918 году». Но Вторая мировая война не позволила осуществиться этому плану. Международный кинофестиваль в Каннах состоялся лишь в 1946 году. Это событие хотели приурочить к концу американского присутствия в городе. Но присутствие продолжалось, к тому же город после войны являл собой не очень приглядную картину. Несмотря на это, фестиваль все же открылся в здании бывшего казино постройки еще 1905 года. И сразу городок, пусть уже известный иностранцам, обжитой англичанами и русскими, но все еще довольно заштатный, превращается во всемирно известное место. Советский Союз был представлен в жюри Сергеем Герасимовым. В конкурсе участвовали фильмы «Здравствуй Москва» Сергея Юткевича, «Человек «217» Михаила Ромма и «Каменный цветок» Александра Птушко. Последний получил приз за цвет. Успешное проведение фестиваля подвигло муниципалитет города Канны на постройку в 1949 году нового здания для проведения праздника, так называемый дворец «Croisette». Сейчас оно уже не существует. Но и это здание оказалось недостаточно вместительным для все набирающего популярность фестиваля. И вот в 1982 году на набережной Круазетт был построен Дворец фестивалей и конгрессов (Palais des Festivals et des Congrès). Здание не так, чтобы очень выдающееся, но удобное и многофункциональное.




Я помню, как в далекие 80-е прошлого века, я была разочарована, когда увидела здание знаменитого театра Ла Скала. Этот особняк XVIII века казался мне тогда таким скромным невыразительным и совершенно не подходящим для такого знаменитого театра. То ли дело наш Большой театр, наподобие которого я воображала себе Ла Скала.
Никакое по архитектуре здание Дворца фестивалей и конгрессов тоже разочаровывает. Но, наверное, в таком архитектурном решении есть свой смысл.

Кроме места проведения кинематографического праздника необходима еще такая вещь, как главный приз. Здесь своя история.

Золотая пальмовая ветвь (Palme d’Or) стала главным призом кинофестиваля только с 1954 года. Правда, с 1964 по 1974 ветвь не вручали из-за проблем с авторским правом, но потом традиция возобновилась. До этого в качестве награды выступало какое-нибудь выдающееся художественное произведение. Но собственный оригинальный приз был необходим. Почему именно пальмовая ветвь? Этому есть несколько объяснений. Пальмовая ветвь красуется на гербе города. По легенде Святой Гонорий молил бога, чтобы тот избавил остров Святой Маргариты (один из Леринских островов) от ядовитых гадов. Господь велел Гонорию взобраться на высокую пальму, а сам затопил остров и смыл с него всякую нечисть. В честь этого события Леринское аббатство поместило серебряную ветвь пальмы на свой герб. Затем эта ветвь перекочевала на герб города Канны, а затем стала призом фестиваля. Можно проще: пальмовой ветвью в древности награждали победителей.

Был объявлен конкурс. Победил проект ювелира Люсьена Лазона. В дальнейшем этот приз интерпретировался, но в любом случае это была золотая пальмовая ветвь. Золото для ветви (на сегодня от Chopard), добывается в Колумбии в маленькой деревушке. Это, так называемое, «честное золото». Оно сертифицировано и добывается с соблюдением норм социальной ответственности, а производство не наносит вреда экологии. Сам же приз изготавливают в Женеве.




В 2015 году на эту тему Алексис Веллер снял документальный фильм «La Légende de la Palme d'or».


Рядом с Дворцом фестивалей с 1985 года существует «Аллея звезд». В близлежащем и известном туристам Валорисе делают гипсовые слепки с глиняных отпечатков ладоней знаменитых актеров. Затем слепки попадают в литейный цех и оттуда отливки из нержавеющей стали возвращаются в Канны и устанавливаются рядом с Дворцом фестивалей. Мы вообще забыли об этой алее и случайно обнаружили отпечатки в скверике рядом с бюстом Эдуарду VII – королю Великобритании.




Эдуард VII слыл франкофилом, до вступления на престол весело и праздно жил при властной матери. Король был заядлым яхтсменом. Канны подходили для этого идеально. В городе существовал до второй мировой войны памятник монарху довольно помпезный в костюме яхтсмена, стоящий рядом с казино. Памятник был разрушен во время войны, а после довольствовались лишь бюстом.
А вот и отпечатки ладоней великих актеров. Среди них рука Татьяны Самойловой.




Фильм «Летят журавли» получил пальмовую ветвь в 1957 году. Это был первый и последний наш фильм, получивший первую премию на фестивале в Каннах.

Аллея звезд в Каннах был устроена только в 1985 году, поэтому даты отпечатков не всегда совпадают с годом участия фильма в конкурсе.




Фестиваль не только превратил Канны во всемирно известный и вожделенный город, но и создал еще своеобразный киномузей под открытым небом. Гуляя по городу, вы можете увидеть изображения полюбившихся героев на стенах домов.


Этот дом на Place Cornut-Gentille превратился вот в такое чудо. Здесь и Джессика со своим кроликом, наверху разместились Джейн, Тарзан и Чита, а к ним стремится Гарольд Ллойд. И еще много кого: узнавайте. Здесь только четыре окна настоящие, остальные обманки.





Вот любимый до сих пор многими французами, да и нами тоже Жерар Филпп в своей самой известной у нас роли в фильме «Фанфан -тюльпан». Жерар Филипп родился в Каннах, а фильм был снят в 1952 году. В оригинале он черно-белый, раскрасили его уже потом. Фанфан предстает перед нами таким, каким он был на киноафишах того времени веселым, отважным повесой, который снова спешит на подвиги, как и во времена моего детства.




Дом 3 на Boulevard Victor Tuby


Со стены отеля на вас призывно смотрит Мэрилин Монро



Художник Патрик Коммеси потратил немало усилий и изобретательности, создавая столь масштабный портрет великой актрисы. Только ширина рта Мэрилин составляет около 4 метров. Когда Коммеси несколько часов вырисовывал ее глаза, его коллеги корректировали его работу снизу по телефону.


Бастер Китон - комик, который никогда не смеялся.



Дом 29 на Boulevard Victor Tuby


Чарли Чаплин и Малыш из фильма «Малыш» 1921 года. Такой трогательный и милый



Boulevard Vallombrosa, 9

Навстречу яркому солнцу ведет свою яхту Ален Делон в фильме «На ярком солнце»



Avenue Francis Tonner


Три компании занимаются созданием этих кинофресок в Каннах: "© A.Fresco", «© 7 e Sensм» и © Fresqu'île.

Когда в городе проходит кинофестиваль, безусловно самой оживленной и многолюдной становится набережная Круазетт. Она и в остальное-то время полна гуляющими, отдыхающими на знаменитых синих стульях.



Набережная La Croisette была когда-то обыкновенной грунтовой дорогой, которую построили на отвоеванной у моря, песчаных дюн и тростника земле, чтобы связать форт с местечком Канны. Паломники, отправляющиеся в Леринское аббатство, дали этой дороге название «маленький крест» - «crouseto». Постепенно Канны, благодаря притоку туристов, разрастаются. Отдыхающим необходимо гулять вдоль моря. Поэтому нужно построить променад. Муниципалитет принимает решение о строительстве променада в 1859 году. Строительство длилось 5 лет. И вот набережная Круазетт украсила Канны. На ней один за другим вырастают отели. Одно время набережная Круазетт носила название «бульвар Императрицы», но потом старое название вернулось. И навсегда было закреплено памятной доской.



фото из интернета


В 1960 году было принято решение расширить бульвар. Тогдашний мэр города Бернар Корну-Джентилле сделал это максимально аккуратно, пытаясь сохранить исторические здания и памятники.

Много чего интересного можно рассказать про шикарные отели бульвара Круазетт.

Majestic Barriere Hotel – отель класса люкс был построен в 1923-1926 годах. До этого в Каннах уже существовал одноименный отель в 1863 году, тоже расположенный на Круазетт. Старинный отель был выстроен в виде готического замка, в подражании желанию англичан. Затем этот отель меняет название на Beau Rivage. В 1923 году разрушен из-за ветхости. Возводят новый отель по проекту архитектора Тео Пети. Этот модный архитектор довольно активно строит в стиле арт-деко. Интерьеры выполнены Морисом Дебенедетти. В 1926 году распахнул свои двери для гостей новый белоснежный красавец Мажестик. Во Вторую мировую войну отель воевал: в нем был устроен госпиталь. С наступлением мира Мажестик основательно обновили, достроили, сохранив при этом оригинальные фасады. Отель очень выгодно расположен: из его окон открываются виды не только на море, но и на Дворец фестивалей и конгрессов.




Отель InterContinental Carlton Cannes, а по-простому знаменитый отель Карлтон был построен в 1911 году.





Это не только исторический памятник, но и прекрасный памятник бель-эпок. Строит отель известный предприниматель из Швейцарии Анри Руль (Henry Ruhl). Руль попадает во Францию из Великобритании, где он живет в течении 18 лет и получает английское гражданство. Здесь Анри преуспевает в строительстве отелей. Это знаменитый отель и казино Руль в Ницце, отели в Биаррице, Гавре, Париже, Виши, Динаре. В лучшие времена у него в управлении было 80 отелей и казино. Анри Руль приглашает для строительства отеля в Каннах архитектора из Ниццы Шарля Дельма и архитектора из Канн Марселена Mayère. На месте старого Hotel de la Plage возникает дворец- красавец с двумя башнями по краям фасада. Великий князь Михаил, который активно участвовал в жизни города Канны, обеспечивает солидную финансовую поддержку при строительстве этого отеля. Существует легенда, что купола отеля Карлтон были построены в виде груди знаменитой куртизанки, актрисы и известной испанской танцовщицы красавицы Каролины Отеро (La Belle Otero).




картина Врубеля. Фото из интернета

Урожденная Августина Отеро Иглесиас, Каролина слыла женщиной умной, практичной, была прекрасно сложена и имела необычной формы грудь: в виде плодов лимона. Многие находили, что это красиво. Один из ее самых известных нарядов имел откровенное декольте, где ее бюст был наполовину прикрыт приклеенными к материи драгоценными камнями. Многих впечатляло. Впечатлился и Шарль Дельма. Каролина благодаря своей практичности и богатым любовникам, среди которых были принц Альберт I, король Эдуард VII английский, великий князь Петр Николаевич, накопила приличное состояние. Это состояние она потом благополучно и спустила в казино Монако. Однако даме не дали пропасть. Принц Монако Ренье назначил ей пожизненную пенсию, на которую Каролина дожила свою жизнь скромную, но достаточно долгую. Она умерла в Ницце в возрасте 97 лет. В Ницце есть улица ее имени. Ну а что же отель? Месье Руль дал ему имя «Карлтон», имея ввиду, слово скандинавского происхождения, которое означает «город свободных людей». В Первую мировую войну здесь был госпиталь. В январе 1922 года прошла знаменитая Каннская конференция под эгидой Лиги Наций. Во Вторую мировую войну в отеле жили итальянцы, затем отель был закрыт и принял первых гостей только в 1944 году. Это были американские солдаты. Но настоящая шикарная жизнь в наше время у отеля началась с открытия Каннского фестиваля в 1946 году. Здесь останавливались и останавливаются почти все знаменитые участники фестиваля. Отель «Карлтон» и по сию пору остается самым шикарным отелем Канн.

Набережная Круазетт может рассказать многое из своего прошлого. Уже давно нет тех зданий, где происходили события этих давно минувших дней. Но события-то еще не забыты. О них спорят, пишут, пытаются разгадать их загадки. Одна из них убийство Саввы Морозова, здесь на набережной Круазетт в отеле «Руайяль» 26 мая 1905 года. Этого отеля давно уже нет. А располагался он на углу Круазетт и тихой улочки Команданте Андре.



Я фотографировала 2 дома, на месте которых мог бы стоять этот отель. Не знаю был он справа или слева.
В Советской России принято было считать, что Савва Тимофеевич Морозов застрелился. Собственно, такую версию о смерти приняла официально и французская полиция, и русская жандармерия. Для того, чтобы можно было похоронить самоубийцу по православному обычаю, Морозов был объявлен сумасшедшим. Но существует и другая версия этих событий. Об этой версии пишут и Б.М. Носик в своей книге «По курортным берегам Франции. Средиземноморье.», и Наталия Вико в своей книге «Дичь для товарищей по охоте». А еще существует документальный фильм «Савва Морозов: смертельная игра», снятый той же Наталией Вико – кандидатом исторических наук, между прочим. Другая версия заключается в том, что Морозова убил товарищ Леонид Красин по кличке Никитич, который специализировался на подготовке покушений на богатых людей. Причина была в следующем: богатый меценат, один из создателей МХТ, активно помогавший большевикам, после событий 1905 года перестал давать им деньги. К тому же чувствами Морозова стала открыто пренебрегать известная актриса М.Ф. Андреева. Дама, будучи членом боевой организации РСДРП (клички «Феномен» и Белая ворона»), которой руководил Красин, умело вытягивала большие суммы у влюбленного мецената-миллионера. В свое время Савва Тимофеевич страхует свою жизнь на сумму сто тысяч рублей, а полис хранит у Андреевой. Красин приезжает в Канны просить у него денег. Морозов не дает. Красин уезжает ни с чем. А спустя несколько дней жена Морозова Зинаида Григорьевна находит своего мужа мертвым, а рядом записку, в которой умерший просит никого не винить в его смерти. Собственно, эта записка и была тем основанием, которое сочли достаточным, чтобы закрыть дело о смерти богатого русского. Затем всплывает страховой полис. Большевики судятся с семьей Морозова и выигрывают дело. Вот такой поворот событий.

В феврале 2002 года в МХТ прошел вечер, посвященный 140 -летию со дня рождения С.Т. Морозова. По анонсу его должен был открыть О. Табаков. Пресса писала, что он на вечере так и не появился. Недавно читала, что в Орехово-Зуево собираются открыть памятник Савве Тимофеевичу Морозову.

Продолжим прогулку по Круазетт. В доме по бульвару Круазетт № 45 ныне выставочный центр. Это все, что осталось от построек знаменитого Гранд Отеля. Гранд Отель создали в 1863 архитекторы Vianney и Blond. Отель был знаменит и любим богатыми и знатными людьми. Он имел обширный сад. Здесь в 1901 году был построен павильон, который носил название Мальмезон. В этом павильоне располагались игровая и чайная комнаты.






Гранд отель в 1958 году снесли, а Мальмезон сохранился в оригинальном виде. В 1970 году Мальмезон был куплен городом для открытия выставочного центра.


Напротив Дворца фестивалей и конгрессов располагается маленький скверик. Его и сквериком-то не назовешь, так немного зелени посреди улиц. Между тем это действительно сквер, и носит он имя одного из известнейших французских писателей Проспера Мериме.
Проспер Мериме любил город Канны и подолгу жил здесь, пытаясь исцелится от бронхиальной астмы.

“L’asthme de Prosper rend Cannes prospere!”
«Астма Проспера сделала Канн процветающим!»

Так говорили, потому что в гости к писателю потянулись его друзья и знакомые: Виктор Гюго, Жорж Санд, Альфред Мюссе.
Но болезнь одолела писателя, и он скончался в Каннах в 1870 году. Пишут, что в доме, что рядом со сквером его имени, великий писатель и жил. Если верить его биографам, то либо в единственном доме, который выходит одновременно и на этот крошечный скверик, и на улицу с интересным названием «Бивак Наполеона», либо в том здании, которое стояло на этом месте ранее. Во всяком случае, памятной доски я здесь не увидела, впрочем, как и памятника великому писателю тоже. Посреди крошечного скверика среди кактусов стоит почему-то статуя французского скульптора Артура Жака Ле Дюк (Arthur Jacques Le Duc) «Победитель» иногда его еще называют «Рим. Гонки». Этот памятник подарила городу вдова скульптора.




Проспер Мериме, был не только знаменитым писателем, но и более 19 лет служил «инспектором исторических памятников и национальных древностей». И надо сказать, служил добросовестно, сохранив Франции многие исторические археологические сокровища. Мериме много путешествовал, осматривая и составляя реестр важных памятников прошлого. На французских сайтах до сих пор можно встретить ссылки на этот реестр Мериме. Он заполнял пробелы на археологической карте страны. Затем великий писатель изыскивал средства на реставрацию этих памятников, наблюдал за этой реставрацией. Правда, Мериме ни разу не писал о Каннах, хотя в его «Записках о путешествии на юг Франции» есть статья, посвященная Леринским островам, но видимо, Канны с точки зрения древних памятников не были интересны Мериме. Не думаю, что это было причиной такой «небрежности» в отношении памяти Проспера Мериме со стороны города. Вот даже Севилья поставила памятник Кармен. А создателю ее незабвенного образа приходится довольствоваться такой памятью, как название скверика в Каннах, да улицей, названной в его честь в Ле Канне. Проспер Мериме похоронен на каннском кладбище Гран Жас.
Оказывается, и кое-какой памятник, и табличка на доме Сиккард, где он жил, были. Но позднее и памятник в виде медальона, и табличку по какой-то причине убрали. Медальон долго пылился в подвалах виллы Ротшильд, а затем их уже в 1970 году в год столетия со дня смерти разместили на могиле Мериме.



фото из интернета

Зато другого великого человека – открывателя города Канны жители все же увековечили. Многим известна история, о том, как путешествуя в Неаполь со своей дочерью Элеонорой, лорд Генри Питер Брум (Henry Peter Brougham) был вынужден задержаться в Каннах, так как из-за эпидемии холеры въезд в Италию был закрыт. Задержались лорд с дочкой, да так и остались в этом рыбацком местечке. Лорд-канцлер Генри Брум был известным политическим деятелем, непримиримым борцом с рабством. Он прожил долгую активную жизнь. Именно к нему, казалось, можно было бы отнести слова Стендаля о Каннах «Здесь можно провести спокойно вечер своей жизни». Но совсем не для этого было определено судьбой лорду Бруму остаться в маленькой рыбачьей деревушке. С его неуемной энергией не участвовать в превращении этой деревушки в курортный город было просто нельзя. Мериме вспоминает, как в 1866 году встретил именитого жителя, который в свои 88 лет в большой белой панаме молодцевато спешил по неотложным делам. Правда, тогда этому старому оригиналу оставалось жизни всего два года.






Про Наполеона.

Путь этого великого француза прослеживается во многих городах Лазурного берега в прямом и переносном смысле. Свои знаменитые Сто дней он начал с высадки в небольшом заливе Гольф Жуан. У Лазурного Берега свои «священные камни», то бишь воды. Первую ночь 1 с на 2-е марта 1815 года перед походом на Париж Наполеон Бонапарт проводит в Каннах. Отсюда название улицы «Бивак Наполеона» (rue Bivouac Napoléon).






Но стоит Наполеон биваком вовсе не у церкви с красивым названием Нотр-Дам-дю-бон-Вояж (Notre Dame de Bon Voyage), как пишут некоторые в интернете. Церковь возводилась в период с 1868 по 1879 год. Бывший император ночевал со своими солдатами рядом с часовней Нотр-Дам-дю-Бон-Порт, которую потом разобрали, так как прибавилось прихожан.
Новый храм Нотр-Дам-дю-бон-Вояж небольшой и уютный






После ночевки в Каннах император отправился горной дорогой в Гренобль. Теперь этот путь называется «Дорога Наполеона». А на стене одного из домов на улице «Бивак Наполеона» прикреплена такая табличка



Бульвар Круазетт плавно переходит в Аллеи Свободы Шарля-де Голля (Les Allées de la Liberté Charles de Gaulle. Здесь чуть больше зелени и чуть меньше народа.





Местные старушки с удовольствием сидят на скамеечках. А мы и здесь находим архитектурный памятник. Это Старинная оркестровая эстрада (kiosque à musique). Построена она в 1880 году городским архитектором Луи Урлье (Louis Hourlier). На вид это металлическая беседка с круглой крышей и тонкими колоннами. Крыша помимо защиты от солнца и осадков еще служила и для улучшения акустики.




Каждый год 21 июня, когда в городе проходит музыкальный фестиваль, эстрада принимает музыкантов различных городских оркестров.
Недалеко от беседки находится мэрия города. Архитектор Луи Дюран построил это неоклассическое здание в 1876 году. Здание внушительное, красивое с кариатидами, дорическими колоннами и гербом города.



Перед мэрией памятник жителям Канн, павшим в Первой мировой войне.



Памятник был открыт в ноябре 1927 года. Сначала планировалось установить его около вокзала. Наверное, это было неправильно. На мой взгляд, самое ему место напротив мэрии с видом на морской простор. Памятник этот был поставлен по желанию жителей города, которые обратились с просьбой к мэру в 1920 году. Организовали конкурс. Он проходил в два этапа. Победил проект парижского скульптора Альбера Шере. Шере создавал скульптуры животных, разрабатывал предметы интерьера, мебель в стиле арт-деко. В 1921 году Шере уже создал памятник детям города Saint-Satur, умершим в Первой мировой войне. В 1927 году Шере подарил памятник и городу Канны: четверо солдат – двое пехотинцев, летчик и моряк несут крылатую Нику с пальмовой ветвью. Тяжело несут и устало. Восемь памятных досок с именами погибших прикреплено к основанию памятника. На памятнике надпись, которая гласит: «Нашим погибшим в 1914-1918 годах», вокруг постамента указано где: битва на Марне, Восточный фронт, битва на Сомме, битва в Шампани, битва при Вердене, битва в Аргонском лесу, битва в Эльзасе. Позднее на основании постамента увековечили погибших в сражении 1939-1945 годах, погибших участников движения сопротивления, погибших в войне в Северной Африке, погибших в Индокитае. Монумент превратился в памятник всем погибшим в войнах жителям Канн.


Многие думают, что Канны исчерпываются бульваром Круазетт, историческим центром и старым городом. Это не так. Немного, но все-таки удалось погулять по улицам, где жители учатся, работают, просто живут. Одна из самых больших улиц Канн – это Бульвар Карно.
Бульвар Карно (Boulevard Carnot) современная деловая улица Канн. Создан банкиром Анри Жерменом, основателем банка Лионский кредит. Банкир имел виллу в Ницце в квартале Симье. Жермен справедливо решил, что можно выгодно вложить деньги в недвижимость Канн, куда уже пришла железная дорога, и потянулись отдыхающие. Жермен также активно занимался недвижимостью: Lyon Land Corporation – это его детище. Для работы в Каннах создается отделение корпорации Lyon Land Corporation под названием Société Fonciere Lyonnaise, которое и занялось разработкой проекта будущего бульвара. Для этого привлекли архитектора Дюрана. Дюран разработал план бульвара с жилой застройкой, шириной 26 метров и длиной 2 км 600 метров.

В 1883 году бульвар начал свою жизнь. Для небольшого в ту пору городка – это было грандиозным созданием. Вдоль бульвара построили красивые дома в стиле бель эпок, высадили деревья. Здесь впервые в городе появилось электрическое освещение. Целых 17 фонарей. Бульвар начинался непосредственно от вокзала, так что приезжий люд мог быстро добраться до отелей, расположенных здесь же. Первоначально он носил другое название Фонсьер-Лионез (Fonciere Lyonnaise) в честь отделения, занимающегося строительством. В 1894 году в Лионе был убит президент республики Сади Карно, и бульвар переименовали в его честь. Здесь много интересных построек. Жилые дома с замечательными мозаиками и керамикой. С удовольствием побродила бы здесь несколько часов, но извечный цейтнот не позволял этого сделать. Поэтому удалось увидеть то, что не нужно разыскивать.

Лицей Карно – одно из самых известных зданий на бульваре. В 2013 году он отметил столетие со дня своего рождения. Это учебное заведение задумывалось еще в 1891 году. Тогдашний мэр Канн предполагал построить здание лицея подальше от центра города, чтобы дети могли пешком добираться до учебного заведения, укрепляя свое здоровье. Но только в 1913 году архитектор Камиль Мари разработал проект и выстроил здание. Это здание на бульваре было последним в стиле бель-эпок. Вслед за этим наступила страшная война, в которой люди забыли о той прекрасной эпохе.
Первое, что бросается в глаза, когда входишь во двор лицея – это обилие зелени. Много цветов. Город Канны долгое время отстаивал право выстроить лицей в стиле бель-эпок, не подчиняясь общепринятой архитектурной особенности строительства лицеев. Муниципалитет пытался сохранить единый архитектурный стиль бульвара. Ему это удалось. В результате мы видим совсем не строгие безликие корпуса, а красивые здания. Здесь изучают естественные науки, экономические и социальные науки, математику, философию, языки.








Пожалуй, единственное здание на бульваре, которое не вписывается в общую архитектурную концепцию – это здание суда (Palais de Justice). Наверное, это было бы неправильно построить здание, где вершится правосудие, в легком и беззаботном стиле бель -эпок. Все же неоклассика в этом случае обязательна с полагающейся колоннадой и треугольным фронтоном. Строительство длилось целых семь лет. Деньги дал город, но здание теперь находится в собственности французского государства. Оно прекрасно сохранилось, простояв более века.






Дом №17 – отделение банка «Caisse d'Epargne». Банки «Caisse d'Epargne» возникли во Франции в 1818 году, как банки для физических лиц. В 1903 году и в Каннах было выстроено здание для такого банка. Архитекторы Барон и Бутин. Необычные окна верхнего этажа, закругленные углы здания - это интересно и оригинально.



для наглядности фото из интернета и собственное фото

Дом №13 постройки 1905 года. Обращают на себя внимание красивые резные карнизы и цветы.





фото из интернета и собственное фото

Дома №11 и 12 имеют весьма импозантный вид. Это несомненная эклектика. Дома украшают кариатиды. Они еще играют роль своеобразных кронштейнов, поддерживающих балконы. Но кариатиды - это не только украшение, но и символика. В древности кариатид крепили на нос корабля. Считалось, что они оберегают корабль и обеспечивают его благополучное плавание к заветным берегам. Так и кариатиды бульвара Карно оберегают и ведут к процветанию эту интересную улицу.





История города - это еще и история дворцов, вилл, особняков. Собственно, с них и начинался город Канны.


«И во всю длину широкого залива, во всю длину высоких гор, раскинувшихся вокруг Канна, бесчисленные белые виллы словно дремлют на солнце. Они видны издалека, эти светлые домики, рассыпанные от вершин до подножия гор и вкрапленные белоснежными точками в темную зелень» - так сказал любивший эти места Ги де Мопассан.


Вилл действительно много. Расскажу о тех, которые удалось увидеть.


Хотя вилла Виктория и имеет вид английского деревенского особняка XV века, но построил ее английский архитектор Томас Смит в 1855 году. По стилю это скорее неоготика. Томаса Смита для постройки именно этой виллы пригласил богатый торговец из Глазго сэр Томас Робинсон Вулфилд (Thomas Robinson Woolfield). Он вслед за лордом Брумом решил обустроиться на благословенном южном берегу. Вокруг виллы был разбит на двух гектарах земли ландшафтный парк с цветниками и экзотическими деревьями. Занимался созданием парка молодой ботаник и начинающий дизайнер Джон Тейлор, которого тоже пригласил Вулфилд. Вулфилд не ограничивал бюджет молодому садовнику, и тот развернулся, как мог. Он высаживает в саду пальмы, араукарии, фикусы, юкки, бугенвилии, камелии. Получается замечательное произведение садового искусства. Этот парк становится знаменитым в Канне. Его берут за образец другие владельцы вилл на Ривьере, а за Джоном Тейлором закрепляется репутации лучшего ландшафтного дизайнера. Имея потрясающий успех и немалые деньги, Тейлор несколько разнообразит свой бизнес и вместе с банкиром Филиппом Риде создает первое агентство недвижимости в Каннах. В результате своей многогранной деятельности он так преуспел, что в 1884 году был назначен британским вице-консулом в Каннах и даже был награжден Орденом Королевы Виктории. Читала, что даже престижная сеть агентств недвижимости в Европе названа именем Джона Тейлора.








А что же наша вилла? Робинсон Вулфилд владел виллой в течении 20 лет. К сожалению, торговец возобладал в нем над ценителем прекрасного, и в 1860 году он распродает большую часть сада под застройку. В 1874 году Вулфилд устроил у себя на вилле первый теннисный корт, куда стекается поиграть чуть ли не вся английская знать Канн. В 1877 году Вулфилд продает виллу. Она потом не раз меняла хозяев и арендаторов. В 1880 году ее арендует Бетти де Ротшильд. Канны и вилла так ей понравились, что баронесса желает построить свою собственную. Так в 1881 году появляется вилла Ротшильд.


Баронесса Бетти де Ротшильд - вдова известного французского банкира Джеймса Майера де Ротшильд покупает участок под строительство, на котором уже тогда располагались пять небольших домов. Она сохраняет две постройки для слуг, остальные разрушают. Местный архитектор Шарль Барон строит для нее в 1881 году виллу.
Неоклассическая вилла, включает в себя некие элементы барокко.



Хорош южный фасад. Замечательная ротонда с двумя лестницами, которые спускаются в сад очень украшают здание. 8 колонн розового мрамора поддерживают полукруглую крышу ротонды.



Такие же колонны поддерживают главный вход во дворец, расположенный на северной стороне здания.




Частично сохранился сад




Во время Второй мировой войны в здании находилась немецкая комендатура. В 1947 году город выкупил дворец. Сейчас там располагается муниципальная библиотека и медиатека.

Нам разрешили войти внутрь. Кое-что из интерьеров даже хорошо сохранилось.






Вилла Калифорния, которая носит теперь название «Pavillon de Flore»



Известна тем, что принадлежала Пабло Пикассо с 1955 по 1961 год. У художника есть картина, которая называется «Мастерская на вилле Калифорния в Каннах».




Само здание виллы появилось здесь задолго до того, как его купил знаменитый художник. Сын известных Эжена Трипе и Александры Скрипицыной (пары, считающейся основателями русской колонии в Канне) генерал, виконт де Салиньяк Фенелон в северной части сада виллы своих родителей «Александра» в 1920 году выстроил особняк. Назвал он его «Вилла Фенелон». В 1955 году Пабло Пикассо покупает виллу и живет там со второй своей женой Жаклин Роке. Здесь он пишет картину «Залив в Канне». Причиной, по которой художник перебирается с этой виллы в Мужен в 1961 году была растущая урбанизация этого района. Рядом с виллой выстроили дом. Дом полностью закрывал Пикассо вид на море.
Виллу унаследовала внучка художника Марина Пикассо (дочь его сына Поля от первой жены Ольги Хохловой). Она назвала виллу «Pavillon de Flore»
В 2015 году Марина выставила дом на продажу. Она объясняла это тем, что вила вызывает у нее негативные воспоминания детства о том, как Пикассо плохо относился к своему сыну, унижал его. Со старшим сыном у художника были сложные отношения. Видимо, Пикассо не мог простить ему его ординарности. Поль, что называется, не состоялся. Он не имел работы, пил, употреблял наркотики. В это время он с матерью жил в Каннах. Ольга Хохлова умирала от рака. Он скончалась в 1955 году и похоронена на кладбище Гран Жас в Каннах. Поль выпрашивал у отца деньги, одно время даже работал у него шофером на этой вилле. Видимо, это и помнит Марина. Или просто ссылается на воспоминания, чтобы продать дом, так как уже имеет недвижимость в Каннах.
Не знаю, был ли дом продан к тому времени, как мы его увидели. Но при нас на виллу кто-то приехал. Ворота открылись, и мы прямо, как папарацци, защелкали своими фотоаппаратами.






«Villa des Lotus, puis Rose Lawn» была построена в 1872 году правнучкой великого маршала Нея герцогиней Альбиной Марией графиней де Персиньи.

Герцогиня была женой известного политического деятеля ярого бонапартиста Жана Жильбера Виктора Фиалена графа де Персиньи. Собственно, графский титул он получил в следствии женитьбы. Графиня была младше своего супруга на 24 года. Он все занимался и занимался своей политикой, а она его не понимала. Граф Персиньи вынужден был уйти в отставку в последние годы Второй империи и с женой уехал на юг Франции. К тому времени граф уже сильно болел. Умер Жан Персиньи в 1872 году и похоронен в Ницце. Вдова, которой на то момент самой уже исполнилось 40 лет не очень горевала. А решила развлечь себя строительством виллы. Английский архитектор выстроил для Альбины де Персиньи поместье в деревенском стиле. Сама графиня обустраивает сад. Ее вдохновляют японские сады. Кроме того, вместе с мужем Альбина жила некоторое время в Лондоне, откуда привезла любовь к ландшафтным садам. В результате получились необыкновенные сады с чайными домиками, водопадами, искусственными речками, гротами. Много экзотических растений: агавы, алое, пальмы, магнолии, мимозы. В 1890 году после смерти графини вилла была продана богатому американцу. Он продолжил развивать сад. Новым хозяином была прикуплена еще земля и приглашен знаменитый дизайнер Эдуард Андре – специалист в области композиционных садов и редких растений. Сады становятся знаменитыми. Их посещают студенты, изучающие ботанику и ландшафтный дизайн. На французских сайтах можно найти детальное описание садов. Но к сожалению, до наших дней дошло только описание. В 1951 году вилла превращается в кондоминиум, а сады попросту исчезают. В 1903 году Великий российский князь Михаил был гостем на вилле.






Обе виллы находятся в районе Калифорния. Недалеко от виллы Лотос можно увидеть прелестную часовню Беллини










Она была частью существовавшей здесь виллы Фиорентина (Villa Fiorentina).



Эту виллу в 1880 году построил баронет, член английского парламента сэр Джулиан Голдсмит. Вилла получилась роскошной. Голдсмит умирает, через непродолжительное время не стало и его жены Флоренс. Наследники сначала сдают виллу в аренду, а затем и продают Филиппу Спиридону графу Витали. (Philippe Spiridion, comte Vitali ). Это был известный инженер, французский предприниматель греческого происхождения. Он занимался строительством железных дорого и весьма в этом преуспел. Граф Витали был богатым человеком. Он принимал участие в создании Главного общества Российских железных дорог (как представитель Франции). В 1894 году, купив виллу, он сразу приступает к ее перестройке и перепланировке. В этом же году появляется и эта необыкновенная часовня в стиле флорентийского барокко. Вилла получилась шикарной. Не менее шикарные балы и приемы устраивались на ней вплоть до 1909 года. Когда Филипп Витали умер, виллу превратили в кондоминиум. От садов практически ничего не осталось. А вот часовню в 1953 году купил каннский художник Эммануэль Беллини. Он принимал участи в создании фонда Maeght в Сен-Поль-де–Вансе, в который мы так и не попали. Эммануэль Беллини талантливый французский художник, который писал акварели, работал маслом в стиле фовистов и импрессионистов. Умер в 1989 году в Каннах. Его дочь помогла создать постоянную экспозицию в часовне.

Недалеко от часовни Беллини находится церковь Святого Георгия Калифорнийского






Церковь XIX века, построенная в память о принце Леопольде герцоге Олбани – младшем сыне королевы Виктории. Принц был болен гемофилией. Доктор посоветовал ему отправиться в Канны. Там, катаясь на яхте, Леопольд поскользнулся, упал и повредил колено. Прожил он после этого всего сутки. Скончался на 30 году жизни. Похоронен в этой церкви.


На небольшой, но элегантной вилле Монтроз (villa Montrose), некогда принадлежавшей герцогине Монтроз представительнице одной из самых знаменитых фамилий в Шотландии теперь располагается Исторический архив города.







Иногда, к большому сожалению, особняк не удается увидеть вовсе. Так получилось с особняком Скотта (Maison Scott). Нам не пришлось его искать, так как он расположен на пути из Ниццы в Канны. То, что удалось увидеть, было старым входом на территорию дома.




А так выглядит сам дом



Фото из интернета


Особняк сдается для проживания.

Несмотря на такой старинный вид, дом построен в 1868-1872 годах. Строил его уже знакомый нам по другим особнякам, дворцам и замкам лондонский архитектор Томас Смит. Заказчик житель Канн Майкл Хьюго Скотт – создатель какой-то чудодейственно микстуры на основе жира тресковой печени. Замок сообразно со вкусами заказчика построили в стиле неоготики со множеством зубчатых башен и башенок, розеток и стрельчатых окон. Его ждала судьба многих особняков Канн. Он несколько раз перепродавался, затем был преобразован в кондоминиум. Среди владельцев этого дома был генеральный директор и владелец знаменитой шоколадной фабрики Менье (chokolad Menier). Эмиль Минье. В 1930 году здесь французский режиссер Марсель Л’Эрбье снимал свой знаменитый фильм «Тайна желтой комнаты» по роману Гастона Леру. Действие происходит в замке Гландье близ Парижа. Очевидно этим замком и был особняк Скотт. В 1935 году дом был продан владельцам Grand Hotel в Каннах.


Замок Валломброза один из самых известных замков в Каннах.




Конечно, сейчас это здание трудно назвать замком. Оно скорее похоже на виллу. К сожалению, это результат многих перестроек. Но его строили именно как английский замок в стиле Тюдоров. Строил его все тот же известный архитектор Томас Смит по заказу сэра Томаса Робинсона Вулфилда для лорда Londesborough. В результате получился такой маленький Виндзор с девятью классическими башнями. Замок назвали Chateau Des Tours видимо, впечатлившись его башнями. Проспер Мериме, который был главным инспектором исторических памятников Франции, говорил об этом замке, как о большом некрасивом замке, построенном в английском стиле, то есть в стиле, который очень сложен для зрительного восприятия. Замок возводили в течении 4 лет с 1852 по 1856 год. Уже в 1858 году его покупает герцог Валломброза. Герцог Ричард Манса, маркиз де Морес, граф Сан-Джорджо, герцог Валломброза, Рыцарь Мальтийского ордена происходил из знатной и богатой семьи. Купив замок, он не только перестроил его и разбил чудесны парк. Герцог Валломброза активно участвовал в жизни города Канны. Его жена - прекрасная герцогиня Женевьева занималась благотворительностью. Жители называли ее «Святая герцогиня». Архитектор Чарльз Барон совершенно преобразил замок. Теперь он уже не походил на английскую крепость. Интерьеры замка были великолепны. Герцог устраивал шикарные приемы. Его гостями были принц Уэльский, Шарль Гуно, Александра Скрипицина и ее муж Эжен Трипе, великая княжна Мария Александровна Романова, герцогиня Эдинбургская. Гостей привлекала не только роскошь герцогского замка, но и обаяние, элегантность, простота и доброта хозяина. В 1887 году герцогиня умирает, и Ричард Валломброза продает замок и уезжает в Париж. В память о Женевьеве Валломброза были названы два сорта роз. Жители долго помнили эту супружескую чету, которая так много сделала для Канн, что ее поминали наравне с лордом Брумом.

В 1893 году дворец Валломброза покупает богатый предприниматель из Германии, и жизнь дворца на этом заканчивается, а начинается жизнь "Hotel Du Parc", который действительно превращается в отель в 1909 году. Архитектор Луи Vianey перестраивает здание сообразно требованиям отеля. Он удлиняет фасад, надстраивает этажи. Долгое время это была самый шикарный отель на Французской Ривьере. В 1934 году его превращают в кондоминиум – один из первых во Франции, как ни странно возвращают старое название «вилла Валломброза».

К сожалению, не удалось нам попасть и на виллу Домерг (Villa Domergue). Я знала, что вилла открыта для посещения только в июле и августе. Но понадеялась, вдруг пустят в сады, которые тоже интересны.
Нет, не получилось. Получилось только посмотреть на ворота





А между тем, вилла интересна не только садами и архитектурой дома, который выполнен в стиле арт-деко, но и своими интерьерами. Виллу в районе Калифорния выстроил довольно известный художник Жан-Габриэль Домерг для себя и своей жены в 1929 году. Архитекторы Эмиль Молини и Шарль Нико. К этому времени художник был уже довольно известен. Считается, что именно Домерг открыл для мира образ истинной француженки - элегантной, кокетливой. Моделями ему служили Бриджит Бардо и Джина Лоллобриджида. Его жена Одетта разбила вокруг виллы замечательный сад с гротами, бассейнами, водопадами. После своей смерти супруги Домерг завещали свою виллу городу. Теперь здесь проводят джазовые концерты ежегодно в августе месяце. На вилле собирается жюри каннского фестиваля для окончательного выбора победителя и присуждения ему золотой пальмовой ветви. Вилла считается историческим памятником с 1990 года.






Фото из интернета


Про виллы города Канны можно еще рассказывать долго и много. Главное их увидеть. Для этого нужны любознательность, силы и время. Времени, как всегда, не хватает, так как хочется объять необъятное и посмотреть еще много чего интересного. После почти современной архитектуры захотелось старины. Поэтому поехали мы на холм Сюке. Вечерело.

В предвечернем воздухе была разлиты тишина и спокойствие. Туристов уже почти не было. Одинокий пустой туристический трамвайчик устало добрался до конечной точки своего маршрута и не найдя пассажиров также устало покатил обратно. Все эти древние камни: замка Castellum Francum, церкви Notre-Dame-de l’Esperance (Богоматери надежды) часовни Св. Анны (Chapel Saint Anne) существовали как будто отдельно от города. Там внизу кипела жизнь, а здесь только память о ней, той прошлой. Посмотрели и мы на порт, на город и на море. Древние умели себя обезопасить, выбирая для жизни место с великолепным обзором. Чем мы сегодня и пользуемся.














Исторической особенностью города является возникновение здесь русской колонии.


В Канны, как и в Ниццу, русские приехали вслед за англичанами. Так же, как и лорда Брума остановиться в этой рыбацкой деревушке бывшего консула Франции и его русскую жену заставил случай: сломался экипаж, в котором они путешествовали. Французский консул Эжен Трипе, будучи направлен в Москву, удачно женился на богатой купеческой дочери Александре Федоровне Скрипицыной. Молодые отправились в свадебное путешествие в Неаполь. И так же, как сэр Генри Питер Брум с дочерью, по необходимости остановившись в Каннах, очаровались этим местечком и остались здесь навсегда. Было это в далеком 1848 году. Молодожены прикупили участок земли и построили на ней знаменитую виллу «Александра», благо приданое невесты позволяло. Архитектор - парижанин Франсуа-Жозеф Лиже. Проспер Мериме, который был дружен с этой четой, так описывал эту виллу: - «барочного вида дом с огромным минаретом в форме толстой дудки с одного краю, что придавало ему сходство с мечетью». Писатель с удовольствием общался с Александрой Федоровной, так как изучал русский язык, переводил Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева. С последним был достаточно близок. Так было положено начало русской колонии, которая обосновалась в районе Канн, названном «Калифорния». Русские селились здесь, обживали гостеприимную деревушку.


Люди православные нуждались в своем храме. На Ривьере существовал тогда лишь один православный храм в Ницце. Это было достаточно неудобно, и обществу приходилось собираться на службу в домовой церкви Трипе-Скрипицыных. В 1889 году в Канны приезжает великая княжна Анастасия Михайловна. Княжна и до этого живала на Ривьере, так как ее супруг великий герцог Фридрих Франц был слаб здоровьем, и холодный мрачный Шверин, который так не нравился княжне, не способствовал выздоровлению и самого Фридриха Франца. После того, как ее муж становится правящим герцогом, Анастасия, пожив некоторое время в шверинском замке, возвращается на Ривьеру и надолго обосновывается в Каннах. Духовник Анастасии обращается с просьбой к Великому князю Михаилу Михайловичу о строительстве храма в Каннах. На пожертвования, проживающих в Каннах русских, а также на пожертвования членов царской фамилии был выстроен храм во имя Святого Аристарха Божия Михаила. Землю, на которой выстроили церковь, подарила Александра Федоровна Скрипицина-Трипе. Строил же храм французский архитектор Луи Нувё. Церковь имеет форму греческого креста, т.е. почти квадратная в плане с отдельно стоящей шатровой колокольней. Московский стиль XVII века. Церковь венчает одна небольшая глава, которая возвышается на изящном барабане над узорчатой черепичной крышей. Хороши узкие окна с «византийскими» наличниками. Она не перегружена украшающими деталями, а смотрится нарядной. Посмотрите какая она изящная и компактная, вся устремленная ввысь. В крипте захоронены великий князь Петр Николаевич и его супруга великая княгиня Милица Николаевна





Странно смотрятся на ее фоне пальмы и попугаи, которые в предвечерье затеяли шумную возню в листве кипариса.

Надо сказать, что в Каннах мы встречали много попугаев и стайками и так, отдельно живущих у людей на вольном выпасе.





После освящения храма в 1894 году, муниципалитет переименовал улицу, где появился храм в бульвар Александра Ш.
Что до супругов Скрипицыных-Трипе, то Александра Федоровна скончалась в 1895 году. В память о своей жене Эжен Трипе просил назвать улицу в Каннах ее именем. Так появился проспект Александры (Avenue Alexandra). В небольшом скверике на проспекте, который тоже носит имя Александры, мсье Трипе соорудил часовню – часовню Александры. Город отдал долг памяти основателю русской колонии в Каннах, назвав бульвар его именем - Boulevard Eugène Tripet.


Борис Носик пишет: - «Было время, когда старостой здешнего прихода (имеется ввиду церковь Святого Аристарха Божия Михаила) был один из обитателей Канн, великий князь Михаил Михайлович Романов: смиренно обходил в конце обедни с тарелочкой прихожан, собирал скромные даяния на церковные нужды, на бедных». Волею судьбы Михаил Михайлович оказался в Каннах из-за морганатического брака с графиней Софьей Меренберг, морганатической же дочерью герцога Нассау и внучкой А.С. Пушкина. Блестящий офицер разом потерял и свое офицерство, и почести и даже Родину: государь Александр Ш запретил ему пребывание в России. Его так и называли «ссыльный князь». Михаил Михайлович купил в Каннах виллу Казбек и зажил простой курортной жизнью, активно участвуя в жизни города. Он пристрастился к игре в гольф и даже некоторое время являлся президентом местного клуба. После смерти Александра Ш великому князю были возвращены великокняжеские почести. Но в Россию он так и не вернулся. Приезжал лишь на похороны своего отца в 1909 году. Скончался князь в Лондоне. Наверное, не все было так просто с деньгами у Михаила Михайловича, если он продал письма Пушкина к своей невесте Наталье Николаевне. Письма эти купил Сергей Павлович Дягилев. После его смерти за неимением наследников письма отошли к Французскому правительству. С большим трудом и за очень большие деньги Сергей Михайлович Лифарь выкупил эти письма. В Россию они попали лишь в 1989 году. В 1921 году в церкви венчались великий князь Андрей Владимирович и Матильда Кшесинская. Еще один морганатический брак.

На бульваре Александра Ш интересны еще 2 здания.

Это отель «Alexandre III» - бывший особняк «Мадрид». Принадлежал Пабло Пикассо. В 1927 году Пикассо вместе с Ольгой Хохловой и сыном Пауло приезжают в Канны. Джордж Капрон предлагает ему поселиться в небольшом домике, который выстроил его дядя мэр города Канн Андре Капрон у себя в саду известной виллы Мадрид. После смерти Андре Капрона спустя некоторое время его вилла превратилась в кондоминиум. А вот шале Мадрид сохранилось практически без изменения.



Недалеко от православного храма находится католическая церковь с романтическим названием церковь Богоматери Сосен (Eglise Notre-Dame-des-Pins). Видимо в далеком прошлом здесь шумел сосновый лес. Алеппская сосна с ее разлапистой зонтичной кроной - красивое растение. В 1864 году несколько жителей этой части города решили построить для себя здесь небольшую часовню. К часовне в 1914 году пристроили боковые нефы. Постепенно город рос, число прихожан увеличивалось. Необходимо было перестроить и церковь. В 1932 году каннский архитектор Цезарь Каваллина достроил трансепт, хоры, пресбитерий, ризницу, колокольню. Теперь это полноценный храм. В архитектуре, наверное, благодаря многим достройкам смешалось несколько стилей: английская и итальянская готика, романский стиль. При храме есть здание церковной школы. Храм очень украшает резьба по камню, красивые арочные окна. А вот непосредственное соседство с проезжей частью мешает его восприятию. И ведь ни одной сосенки рядом.






Бульвар Александра Ш был последним, что мы увидели в Каннах. Жалко было уезжать из города, который только-только начал открываться тебе. Складывалось впечатление, что из каждого района города, из его исторического прошлого ты увидел небольшой кусочек. Из этих кусочков и сложилась такая пестрая каннская мозаика.

Отредактировано автором: 09.08.16 15:14:24Сообщить модератору



Надо же, о таком маленьком городке так много написать:). Уважаю Ваш труд.
Андрей Смирнов, Маша 1972, спасибо.

Цитата:

о таком маленьком городке так много написать



Так когда городок емкий, почему не написать много? Это даже не труд, а удовольствие: узнавать новое.

С уважением
Ирина, замечательно!
Читаю и думаю - дважды была в Каннах, но, оказывается, так много еще не видели... надо возвращаться. И непременно с Б. Носиком и Вашими рассказами.
Спасибо огромное за интересный и очень информативный отзыв.Получила огромное удовольствие.
Да, труд прям эпохальный!😁
А изображение Алена Делона я не видела, прикольно!👍👍👍👍
Большое спасибо за отзыв! очень интересно.
Цитата:

Михаил Носик пишет


А не Борис Носик?
PS Пойду читать предыдущие отзывы)
Всегда с большим интересом читаю ваши отзывы. Спасибо!
Спасибо, половина информации для меня новая,
очень основательно Вы подошли к изучению, целое архитектурное эссе!
Надо будет прогуляться в сторону отеля «Alexandre III», та часть нами еще не обследована.
Интересно открывать для себя известные места совсем с другой стороны.
Еще раз - СПАСИБО!
Единственно, я бы добавил, что город знаменит не только кинофестивалем. Я туда ездил на всемирную ежегодную выставку MIPIM, которая в среде девелоперов, строителей и прочих бизнесменов покруче будет, чем даже Каннский кинофорум. Есть еще несколько отраслей для которых Канны такая же Мекка , как и для киноманов - там постоянно что-то организуют и проводят.
Спасибо!
С большим удовольствием прочитала Ваш рассказ!
Увидела много нового и интересного для себя!
В Каннах бываю и город мне нравится!
Ирина Смирнова, ElenaSun, Jenny_Jen, Елена С.М, спасибо, друзья. Я рада, что понравилось.


Цитата:

А не Борис Носик?



Конечно Борис. ОписАлась. Уже исправила.

TGor-a, спасибо. Мне приятно.

Julia92, спасибо. Обязательно погуляйте. Там еще много чего есть, что, к сожалению, не успела увидеть.

Андрей Смирнов, спасибо за дополнение. Мне кажется, что среднему человеку, вроде меня, Кинофорум все же интереснее, да и на слуху он больше.

клер, спасибо. Мне тоже город понравился.

С уважением
Ира, спасибо.

Всегда в рассказах чувствуется глубокая личностная заинтересованность тем, о чем рассказывается. Это и привлекает. В отличии от зачастую лишь красочного, но "по верхам" повествования.

Для меня Ваши рассказы - это всегда очень приятая встреча с интересным собеседником, которому самому есть много, что поведать, и с которым после прочтения всегда возникает желание что-то обсудить.

И не смогла удержаться от небольшой ремарки.

Цитата:

«Конкуренцию» же ему составил фильм Феллини «8 ½».



Да, были времена...
К сожалению, современные реалии нашего фестиваля позволяют довольствоваться лишь неконкурсным лицезрением киноработ такого уровня. Конкуренцию они теперь хотят составлять фильмам на форумах в Каннах и Венеции. Нам же достаются отнюдь не эти сливки...
Спасибо. Очень интересно и очень познавательно. Всегда читаю Ваши рассказы с огромным наслаждением.
Оля, спасибо. Мне тоже всегда интересны Ваши рассказы именно "личностным", что в них присутствует.

Цитата:

Да, были времена



Как часто я ловлю себя на этой мысли, а еще мне кажется, что я многого уже не понимаю из современных реалий. Может старость?

С уважением
Loria, спасибо Вам. Мне очень приятно: значит есть для кого писать.

С уважением
Очень интересно, очень объемно.

Теперь картинки Канн наполнились другим содержанием.

Спасибо.
Дорогая Ирина, ваш рассказ о каннах прочитала буквально взахлеб, просто не могла оторваться. Мне он даже показался самым красивым, самым увлекательным. Очень интересно про про кинофестиваль, особенно про г.чухрая и фильм 8,5. Я не знала об этом.
Очень сожалею, что мне не встретились дома с изображениями кинозвезд и необыкноаенный дом с окнами обманками.
А какие удивительные жизненные истории вы рассказали! Про к.оьеро, с.морозов, а.скрпицыну, мериме, м.романова, графиню де персиньи! Боже мой, а какие виллы в каннах!
Я провела в этом городе всего 1 день и до сего дня не было особого желания снова сюда вернуться. Но после вашего отзыва, прям таки замечтала снова оказаться в каннах )) оказывается я совсем его не видела. На фотограыиях и в описании узнала только холм
Сюке и церковь де вояж. Помню, еще постояла около нее, подивившись названию.
И да , я с вами согласна, русская церковь в каннах красивая и изящная, в ницце совсем другое.
Огромное вам спасибо за потрясающий отзыв, действительно здесь еще не было такого подробного рассказа о канных. Чувствуется, что вам
очень полюбился этот удивительный город на юге франции.
И как же скрашивают однообразные дни в российской глубинке такие замечательные очерки-эссе.
НБ., Галишникова Татьяна, спасибо, друзья.

С уважением
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Венеция: яркая мозаика впечатлений.
2Лазурный дневник, часть 5 ( Грасс+Кань-сюр-Мэр, Сен-Поль + Ванс)
3Тысячелетие между двумя эпохами. Мозаики римских базилик.
4Венеция без Большого канала: сухопутные прогулки по Городу на воде
5Путешествие по Святой Земле 12.09.2016 - 14.09.2016. Часть 2. Гора Фавор, Назарет, Кана Галилейская.
6Кань-сюр-Мер, Ванс, Сен-Поль-де-Ванс, Монако
7Моя "Итальянская мозаика"
Франция
Отели во Франции
Отели Порт-дю-Солея
Отели Прованса-Альп-Лазурного Берега
Межев
Авориаз
Погода во Франции
Отдых дети
Рейтинг отелей:
400.Epicea 4
401.Moderne St Germain 4
402.Cerise Carcassonne Sud 4
403.Gounod 4
404.Dante 4
405.Comfort Boreal 4
406.Berne 4
лучшие отели Франции
Фото отелей:
274.Villa Opera Drouot, Франция [2]
275.Novotel Nice Arenas Aeroport, Франция [2]
276.Brescia, Франция [2]
277.Dream Castle, Франция [2]
278.Tonic Hotel du Louvre, Франция [2]
279.Central, Франция [2]
280.Quality Hotel Marseille Vieux Port, Франция [2]
Популярные отели:
596.Hotel Jarry Confort отзывы
597.Fitz Roy отзывы
598.Best Western Astoria Opera отзывы
599.Hotel du Sud отзывы
600.De Chateaudun отзывы
601.France et Chateaubriand отзывы
602.Le Lunik отзывы
Отзывы по отелям:
386.Франция, Four Seasons Hotel George V [1]
387.Франция, Hotel club Vacanciel [1]
388.Франция, Hostellerie du Chateau des Fines Roches [1]
389.Франция, Gotty Opera [1]
390.Франция, Campanile Paris 15 - Tour Eiffel [1]
391.Франция, Haussmann [1]
392.Франция, Monna Lisa Champs Elysees [1]