26.06.16 21:56:11
Москва-Владивосток 
Время отдыха: июнь 2016

Москва – Владивосток

Первые десять часов дороги пролетели практически незаметно. Дети резвились в современном мягком купе фирменного поезда «Енисей» с перерывом на тихий час, обед, ужин и просмотры мультфильмов; проводница дважды ненавязчиво предложила купить у неё сувенирную продукцию в виде безалкогольных настоек из марала и лимонника алтайского происхождения да провела краткий инструктаж по работе биотуалета; буфетчица из вагона ресторана, поинтересовавшись выбором гарнира и временем подачи ужина (с 18.00 до 21.00), принесла четыре термотарелки с большим количеством гречи-риса и редким мясом через час после отправления с Казанского вокзала – в 14.00. При покупке билетов на сайте ржд.ру я даже не обратил внимание на то, что билет «с горячей едой», но как выяснилось, лишь один раз на весь период поездки. Мы давно не путешествовали на «дальних поездах» и многое воспринималось в диковинку. Розетки в купе, несколько режимов освещения, сенсорные кнопки, сетклопакеты в окнах, кофе капсюльный Лавацца блю маунтин (которого нет), телевизор с тремя каналами, радио с шестью, газеты-журналы и относительная чистота. Висят наклейки, что принимаются банковские карточки к оплате, но «связи нет и желательно давать мелочь». В нашей семьей стало привычным сесть в самолёт и приземлиться в иной субкультуре, а здесь изменения вроде, как и есть, но не такие глобальные. И лишь для девятилетней дочери чувашская кириллица на станции Шумерля представляется заграницей, и она переспрашивает: «в какую страну мы приехали, папа?».

Мы еще никуда не приехали, а любуемся своей. На самолёте ведь этого не ощущаешь. Не видишь радуг, сопровождающих кипучую зелень на обе стороны железнодорожного полотна, не выходишь на чистеньких станциях, одетых в сайдинг, чтобы прикоснуться к быту, говору и отведать домашних плюшек, не видишь дым от вечернего костра на берегу Волги, никто не стреляет на долгих тридцатиминутных станциях мелочь со словами «браток, дай, сколько не жалко…». Моя дочь мечтает о Париже, Токио, Сеуле, а я в её возрасте мечтал о самом большом в мире маршруте Харьков – Владивосток. Чтобы сесть в вагон и восемь суток любоваться, тем, чем гордился каждый пионер.

Конечно, не одни мимозные настроения определили выбор поезда в качестве альтернативы самолета. Ведь если покупаешь билет на «Аэрофлоте» туда-обратно месяцев за шесть-семь, то он выходит заметно дешевле, чем проезд в купе. Но в поезде можно спать и это уже существенно экономит на гостиницах. Из поезда можно выходить и делать остановки. Я разбил наш маршрут: Новосибирск, Улан-Удэ, Чита. С этими городами была связана моя работа, я часто бывал в них 15-17 лет назад, и мне хотелось освежить в памяти ушедшее время. А сколько нового за сегодняшний день я узнал! Не подозревал о существовании станций-городов: Пильна, Сергач, Навашино, Вековка. И хоть пока ничего не купил, но чувствовал, что пассажиров скорых поездов уважают в здешних ларях-магазинах и вековская продавщица приглашала совершать покупки без очереди. Опять же, подобного аттракциона не ни в одной стране мира! Некоторые надписи вызывают улыбку: «Хлеб в одноразовой гигиенической упаковке» включение сюда же перца, соли, зубной пасты и влажных салфеток.

Сутки позади. Вторая проводница пропылесосила вагон и купе. Начальник поезда в сине-красной форме и двумя вышитыми золотыми звездами на рукаве вежливо зашел в каждое купе и поинтересовался: «Всё ли устраивает пассажиров?» Поезд бежит по лесам Свердловской области. Скоро мы пересечём границу Европы и въедем в Азию. Ночью замерз на второй полке от дующего холодом кондиционера. Но с этой неловкостью смирился. Как и с тем, что душ в вагоне отсутствует. Зато есть два спаренных умывальника на вагон, в одном из которых соорудил импровизированный душ. Благо, что проводницы постоянно комплектуют их бумажными полотенцами, салфетками и мылом. Интересно, а как они решают вопрос с водными процедурами?

Существенным минусом остается непродуманность продпайка путешественника. Холодильников, СВЧ-печи, кофемашин нет. В вагоне-ресторане пассажирам предлагаются комплексные завтраки, бизнес-ланчи и детские блюда. Цены от трехсот рублей до восьмисот. Но половина из заявленного в меню отсутствует в отличии от винной карты, где пива, вина и водки по несколько десятков видов. Чашка кофе непонятного происхождения «из турки» – 170 рублей. «Кузбасский транспортный альянс заботится о пассажирах» - рекламный лозунг вагона.

- Вы скажите, что приготовить вашим детям, а мы на станции купим продукты! – сердобольно предлагает прокуренным осипшим голосом раскрашенная татуировками буфетчица-официантка, - на крайний случай сделаем макароны с сыром… В два года дети должны уже их есть.
Я благодарю и удаляюсь. Не вызывает симпатии её вид, затрапезная обстановка и скудость ассортимента. Она же опрашивает ночных пассажиров, что они будут на гарнир: рис или гречу и в десять утра разносит им ужин. Нам существенно повезло вчера поужинать в четырнадцать часов. Да и с собой у нас есть кофе, чай, сухофрукты, мюсли, фрукты-овощи и термоконтейнер с припасами – на первое время хватит.

Тридцать три часа дороги позади. В купейных вагонах половина пассажиров сменилось. В плацкартных пассажиры меняются по второму-третьему разу. На редких двадцати-тридцатиминутных остановках, во время которых меняют локомотивы, проводники разрешают выходить из вагона. Похолодало, несмотря на солнце. Много бритоголовых солдат, судя по свежей полевой форме, новобранцев, которые курят и тайком от старших команд пьют пиво. Дети знакомятся с новенькими ровесниками, играют в нехитрые забавы в коридоре. Мы читаем книги, да спим. По местному телевидению фильмы повторяются по третьему-четвёртому разу. Подключил на планшетном мегафоне интернет по России за пятнадцать рублей в сутки и при хорошем сигнале общаюсь с друзьями в мессенджерах да проверяю почту. Вот, пожалуй, и все развлечения. После спешной столичной жизни время как будто застыло. Давно столько не лежал. Проехали границу Европы и Азии, Екатеринбург и Тюмень. За окном все те же перелески, луга, речушки, да побитые временем перекошенные некрашеные дома в деревнях и сёлах. Обращает внимание редкое использование асфальта. Тропинки и полевые дороги. Население предпочитает отечественные машины зарубежному автопрому.

Продукты, приготовленные дома, либо закончились либо испортились. Хорошо, что в Екатеринбурге нас встретил мой друг и принес к поезду местные йогурты с творожками и воду. На завтрак детям осталось молоко, мюсли и сухофрукты с бананами. Я хорошо помню те времена, когда садился в поезд и не думал о том, что купить. На каждой станции работали ларьки-магазины и ходили сердобольные старушки со словами: «горячая кукуруза, вареники, пирожки, клубника, ягоды, холодное пиво, сладкая вода». Ларьки то остались, но теперь они собственность РЖД, который выкрасил их в свой фирменный серо-красный цвет и установил «аэропортовые цены» при минимальном выборе. Яблоки-апельсины по 200 рублей, лимоны – 300, два литра дешёвенького сока – 200, два литра колы – 180 рублей, литр молока – 120 руб., мороженое 50 руб., «дошираки» по восемьдесят и т.д. и т.п. Ничего аутентичного, всё унифицированное, за исключением сувениров с китайскими магнитами-открытками с изображениями проезжающих городов. Лишь на станции Вековка было какое-то подобие частной торговли, да и то, как сказал один из пассажиров, выходивший на станции: «девяносто процентов посуды из стекла, изготовлено в Китае. В Гусь-Хрустальном заводы давно стоят…». На остальных проход на платформы защищает охрана и полиция, которая не пропускает даже мышь. Одна из целей железнодорожного путешествия,- посмотреть и оценить особенности вокзалов страны, рухнула.

Шесть утра по Москве, сорок один час дороги. Кажется, что вагон проснулся давно и за дверьми купе кипит жизнь. Проводница в халатике пылесосит дорожки и протирает дезраствором стены. Через пятнадцать минут смена локомотива в Омске. Последние пассажиры из Москвы покинули наш поезд. Мы одни – своеобразные аборигены. За тридцать минут успел оценить ремонт и металлодетекторы омского вокзала, выкрашенного в ядовито-зеленый колёр. Под дождем побегал по привокзальной площади в поисках молочного магазина, чтобы решить вопрос с завтраком. Успешно. Местная молочная продукция хорошего качества за исключением одного непросроченного йогурта, покрывшегося грибком.
За Омском господство ржд прекратилось. Исчезли однотипные серо-красные вагончики-ларьки с наваристыми ценами. Здесь еще царит эпоха Минтранса с разномастными киосками и частным сектором торговли.
- Икра, жареная икра из жереха, покупайте деткам.
- Почём?
- Парочка, - полтинник, - ответила загоревшая тетушка, - может еще и пирожков с пивом для рывка?
- Не хотите примерить вашей девочке шаль, молодой человек? Отдам со скидкой. Посмотрите, как ей к лицу!
- Рыба, рыба, покупаем рыбу! Тарань, сазан, кто забыл леща? Таких цен больше нет негде. Мороженое, сибирское мороженое, на экологически чистом молоке…

Платформа кипит. Кажется, что все жители Барабинска вышли на неё. Сувениры, шкуры, меха, платки, клубника и рыба. В поезд торговцев не впускают. Проводники предусмотрительно перекрыли проходы между вагонами, но и этого предостаточно. Трудно устоять перед соблазном, чтобы не попробовать местных деликатесов. За этот гастрономический туризм мне всегда нравились путешествия по железной дороге.
На сорок восьмом часе проводница повторно прошлась по купе с жалобной просьбой купить у неё сувениры ржд – «на память о поездке». Брелоки, паровозики, зажигалки, ручки и прочие канцтовары – игрушки. Мы отнекивались тем, что нам еще дорога дальняя предстоит и всегда успеем.
На пятидесятом часе прозвучала долгожданная команда: «собрать постели!». Мы по-армейски разбудили сына и стали укладывать белье стопками. Не терпелось покинуть поднадоевший вагон и сменить пейзажи с полями-березками на городские объекты.

В Новосибирске, в шаговой доступности от вокзала забронирован на два с половиной дня хостел «Домашний». Это самый дешевый сегмент жилья за весь отпуск – 900 рублей в сутки. С перезвонами находим его, так как нет вывески, да и адрес на букинге не совпадает с реальным. Хозяин по телефону руководит действиями помощницы – двухметровой блондинки Нины в коротких шортах и с артезом на колене и одновременно инструктирует нас по проживанию. Заполняем квитанцию, оплачиваем проживание и залог за возможную потерю ключа и оказываемся в стилизованной коммуналке из 70-х годов. На стенах велосипед, печатные машинки, журналы 1972 года в рамках, абажур с цитатой И.Сталина, на кухне – работающий холодильник ЗиЛМосква и керосинка для гейзерной кофеварки. Лишь стеклопакеты, бытовая техника, да санузлы с дверьми напоминают о дне сегодняшнем.

Город. Я бывал в нем дважды. Прожил почти неделю зимой, но в памяти почти ничего не осталось. Лишь Красный бульвар да гигантский вокзал, напротив которого покупал астронотусов , когда возвращался в Улан-Удэ, местное пиво, которым угощали друзья, да мост через Обь. Вот подалуй, и все. И сегодня заново открывал его для себя. С первых шагов мы почувствовали Сибирь. На термометре под тридцать и ни дуновения ветерка. Стоит только остановиться, как мошка облепляет всего. Гнус лезет в уши, глаза, волосы, кусает открытые участки тела. Мы удивляемся устойчивости горожан. Неужели они все пользуются репеллентами? Поэтому сворачивая с покоцанных временем тротуаров, мы забегаем в магазинчики и кафе, чтобы передохнуть от нашествия и побыть в прохладе.

Крематорий Новосибирска
Выставка сувениров, катафалки
В музее Погребальной культуры, Новосибирск
Москва-Владивосток
Москва-Владивосток
Москва-Владивосток
Москва-Владивосток
Москва-Владивосток
Москва-Владивосток
Москва-Владивосток
Москва-Владивосток
Москва-Владивосток
Москва-Владивосток
Москва-Владивосток
Москва-Владивосток
Москва-Владивосток
Москва-Владивосток
Москва-Владивосток
Москва-Владивосток
Москва-Владивосток
Москва-Владивосток
Москва-Владивосток
Москва-Владивосток

Фотоальбом http://f.otzyv.ru/photoalbum.php?id=107178:46663
 Сообщить модератору



Занятно :) Вам бы отзыв на подглавы разбить , да фотографиями бы текст разбавить - было бы совсем замечательно !
Уважаемый автор,
можно ли надеяться что остальные города - Улан-Удэ, Чита, да и "продолжение" Новосибирска - будут представлены самостоятельными рассказами, а не "добавками" к этому?
А то при взгляде на заголовок (Москва-Владивосток) появляются "смутные сомнения":-)
Вот опять будут писать, что конкретно к этому автору я придираюсь. А конкретно этот автор продолжает постить здесь свои литературные экзерсисы, вводя в заблуждение заголовками (видимо, для привлечения читающей публики) и разочаровывая полным пренебрежением к формату отзывов. Где там экскурсионный тур? Опять сплошные бытовые зарисовки без минимальной полезной информации, хотя бы в виде подписей к фотографиям. Вот и думай, на каком полустанке в Российской Федерации автор сделал интереснейшее фото "с вагончиками", а где необходимо опасаться банкоматов, выдающих займы?
Цитата:

Вот опять будут писать, что конкретно к этому автору я придираюсь.



Нет, я тоже слегка удивилась выбору раздела. Наверное, правильно было бы - Россия и СНГ.
А фотографии - честно говоря, я их очень редко смотрю, и у других авторов тоже.

Цитата:

", а где необходимо опасаться банкоматов, выдающих займы?



Да, "сия тайна великая есть"(с).
Может, некий банчишко на своём банкомате свою же рекламу разместил?
Спасибо за внимание к отзыву и комментарии.

Фото с "интересными вагончиками" сделано на станции Дружинино. Фото "ломбарда-банкомата" в круглосуточном супермаркете на улице Ленина, г.Новосибирск.
Цитата:

Фото с "интересными вагончиками" сделано на станции Дружинино. Фото "ломбарда-банкомата" в круглосуточном супермаркете на улице Ленина, г.Новосибирск.


Спасибо за содержательные и своевременные ответы.
Цитата:

Но в поезде можно спать и это уже существенно экономит на гостиницах.

по сравнению с самолетом безусловно экономит:-) на гостиницах. Очень занятное путешествие. Правда не совсем поняла, почему автор, да еще и с маленькими детьми решил путешествовать на поезде. Ведь самолет и быстрее и проще и не сказать, что дороже. Станции и полустанки посмотреть? Либо вез что, с чем в самолет не пускают? Еще, понятно, уважительная причина есть - боязнь полетов на самолете. Но с удовольствием почитаю про продолжение путешествия. И особенно о том, как детей удавалось кормить ( первым вторым и компотом ) либо перебивались копченым лещом ?
Цитата:

Лишь Красный бульвар


Красный проспект
Цитата:

Стоит только остановиться, как мошка облепляет всего. Гнус лезет в уши, глаза, волосы, кусает открытые участки тела. Мы удивляемся устойчивости горожан.


Не верю.
Комары - возможно, но не в таком количестве. А мошка в городе не живет. Исключительно лесной житель.
Цитата:

Комары - возможно, но не в таком количестве. А мошка в городе не живет. Исключительно лесной житель.

yulyashka, а вы сейчас в Новосибирске?
Возможно, автор гулял рядом с парком. Сравнительно свежие городские заметки отчасти подтверждают его слова.
http://news.ngs.ru/articles/50009783/
http://www.nsktv.ru/news/obshchestvo/moshki_atakuyut_zhiteley_novosibirska_kak_s...»
http://news.ngs.ru/articles/50010813/ (третий абзац снизу)
Это Вам повезло с мошкой, у нас в центре, может, и нет, а на районе очень даже есть прямо в городе. Тут в соседнем отзыве писали про гаишников в Волгоградской области в накомарниках и перчатках. Вот как в России отдыхать? Природа красивая, да зверей всяких навалом - комары, слепни, мошка. Еще клещей прибавим.
Мне тоже про еду интересно. Раньше когда по трое суток на юга ездили в поезде - на 3й день всегда проблема была. На южных остановках хоть картошку отварную продавали с укропом, огурцы-помидоры. Остальное я опасалось брать из-за слабого желудка.
Цитата:


Не верю.
Комары - возможно, но не в таком количестве. А мошка в городе не живет. Исключительно лесной житель.



Я как житель Новосибирска подтверждаю, что автор не обманывает. Мошки и комаров в городе очень много и не только в парках. В этом году очень жаркое лето +30 уже месяц стоит. Мошка залетает даже в квартиру на 7м этаже. Репеллент из машины вообще не убираю. А когда идем гулять, то обязательно брызгаемся им.

И еще дополнение: много раз ездила поездом Москва - Новосибирск, тк у меня бесплатный билет. Поэтому немного дополнений: еду лучше брать на 2й день - работники всегда прислушиваются, а на первый взять что нибудь из дома. Самый лучший поезд 001 Москва - Владивосток - питание лучше, вагоны тоже самые новые. Из еды можно еще йогурты взять, они длительного хранения, не портятся, сырокопченая колбаса. Напитки лучше с собой брать - существенно дешевле. Ну и вагон ресторан никто не отменял.
Проводники моются в штабном вагоне, там есть душ. Плюс в некоторых поездах можно помыться за денежку там же.
Цитата:

yulyashka, а вы сейчас в Новосибирске?


Нет, я сейчас в Иркутске))
Погода такая же, но ни комаров, ни мошки нет))
Цитата:

Я как житель Новосибирска подтверждаю, что автор не обманывает.Мошки и комаров в городе очень много и не только в парках.


Теперь верю.
Приношу автору извинения.
Вот мечта наша, на поезде до Владика:)
А насчёт фото присоединяюсь к части ораторов выше - вставлять в текст отзыва обязательно, не лениться:)
Ораторов ?! Эко Вы филигранно загнули )))
Цитата:

Природа красивая, да зверей всяких навалом - комары, слепни, мошка.


Богата и разнообразна фауна Сибири - она насчитывает 50 тысяч видов. Одних только комаров 49 тысяч видов...
Новосибирск. Ночь в музее и день в Крематории.

Почему был выбран этот город для короткой остановки, я не знаю. Наверное, что-то иррациональное толкало меня сюда. Например, познакомиться с местной природой. Поначалу была такая мысль. Взять с антресоли новенькую семейную палатку и поставить ее на берегу Обского моря. Но испугался ночных температур. Потом искал кемпинги и турбазы, но цены на них кусались. Решил увидеться с новосибирским другом, но он уехал в Москву. В итоге всё равно приехал. И попал на 123-ю годовщину города. Повсеместные плакаты трубили девизом: «Мечтать, стремиться, достигать». Что-то Маяковское в этом есть, как и в рекламных щитах. Но это лишь внешне. «Наверное, это город молодежи», - думал я, увидев многосоттысячную толпу слабо организованных людей, заполнивших городской центр. По этому случаю закрыли въезд на центральные артерии для всего транспорта, по этому случаю в магазинах запретили продавать спиртные и безалкогольные напитки в стеклянной таре, закрыв их полиэтиленом, по этому случаю маржа в обменных пунктах на доллар-евро поднялась до десяти рублей, по этому случаю полиция и курсанты перекрыли горожанам вход в центральный сквер, чтобы они наполнили центральную площадь, где напротив гранитного безымянного Ленина с комсомольцами установили сцену, иллюминацию и многоваттные динамики. Конечно металлодетекторы, конечно полиция, ОМОН, уличный футбол, чипсы и напоследок салют, от которого завывали сигнализации припаркованных на ночь машин в радиусе десяти кварталов.

Но нам, как сошедшим с поезда, почти всё нравилось и казалось в диковинку. Только нас, как иногородних кусали москиты и лицо Нади покрывалось пятнами от их укусов. Мы даже подумали, что насекомые не залетают в окна, так как антимоскитные сетки на домах сравнительно редки. Удивляла навязчивая мегареклама женского белья и шашлыка на растяжках «Супермужик любит шашлык», а также выраженное пристрастие населения к пиву, удивляла навязчивость в кредитовании горожан и банкротстве населения, так как подобными объявлениями обклеены все городские автобусы, в которых доводилось побывать. Удивляла неотесанность тротуаров в городе с полуторамиллионным населением. Я понимаю, что большинство из-за колдобин на дорогах переходят на джипы, но, как же передвигаться по городу пеше? К концу вторых суток наша светлая обувь покрылась серой патиной и мне показалось, что горожане предпочитают сланцы и это – обувь номер один в летнюю пору. Вместе с шортами-майками в них виделся собирательный образ новосибирчанина и новосибирячки. Учитывая частую рекламу меховых унт, шуб с летними скидками, то позволю предположить, что они тоже популярны, но в снежную пору.

Мы разинули рты, когда увидели новосибирскую башню а-ля Магриб, выполненную из стекла и металла, разукрашенную неоновой рекламой ларьков пищепрома. Но зайти в неё в праздник было проблематично из-за очереди, заканчивающейся на тротуарах Красного проспекта. Конечно, как и везде, единая концепция застройки отсутствует, и архитектура представлена эклектикой современности. Кто, где, что купил, тот, что и как захотел так и построил. Это же не Санкт-Петербург, в конце концов. Хотя окраины, как в комедии «С лёгким паром» и о том, что ты находишься в Новосибирске напоминает лишь . Удивил футуристический концертный зал имени Каца, в витринных окнах которого отражается николаевский модерн и при движении, кажется, что и дома перемещаются вместе с тобой. Ради этого стоит только приехать. Я написал своей знакомой в Риме, что в городе шесть закрытых ледовых катков, и она с тихой завистью сглотнула слезу, так как в её четырёхмиллионном городе всего один, да и тот закрыли на ремонт. Новосибирску есть чем гордиться, решили мы, когда зашли в круглосуточный Универсам на улице Ленина. Тут и швейцарский сыр тет де мун по цене 2900 рублей. Такой в Москве стоит все пять, - сам перед отъездом видел в Алых парусах. А какая выпечка: шаньги, шанежки, рогалики с повидлом! Мы набрали целый пакет для домашнего чаепития. А творожки! Даже творог общероссийского бренда «Простоквашино» отличается от аналога подмосковных буренок. А минеральная вода «Завьяловская» из алтайских источников! Не чета всяким там безвкусным виши и перрье, - уверенно заявляю. Ну и когда мы зашли в просторное кафе с фальш-колоннами «Тбилиссимо» и поужинали (без чая) на 440 рублей, с вай фаем, скидками и возможностью принести с собой вино (мы не пробовали), - то были покорены городом на сто процентов. И даже мошки не портили нам праздничного настроения и мы, возвращаясь в хостел, показывали детям сквозь кроны деревьев салют в шаговой доступности.

- Ты знаешь, Слава мне сегодня кажется, что мы ночуем в музее, - сказала Надя, когда мы освоились в бывшей коммунальной квартире, из которой предприимчивый коммерсант сделал мини-отель. – Только вот он, малость, не подумал об отдыхающих и удобстве. Ведь вещи тоже имеют свойство психологически давить и их обилие хлама создает иллюзию того, что ты здесь лишний, а хозяин решил вместить нас ради них.

- Наверное, ты права. С другой стороны, необычно ведь приготовить кофе на керосинке 60-х или положить продукты в зиловский холодильник. Видишь, он так старался, что на кухне даже мусор настоящий «эпохальный» остался. Я где-то читал, что в его квартире проходили съёмки передачи «Ревизоро».
Новосибирск день два.

Дети сегодня проснулись по солнцу. В Москве еще четыре утра, а они уже на ногах и интересуются завтраком. А мы надеялись поспать, так как легли еще по домашнему. Хорошо, что в поезде создали запас сна.

Что делать в понедельник? Традиция большинства российских музеев – отдыхать в этот день. И Новосибирск не исключение. Через поисковики в интернете составил план работающих аттракционов и маршруты следования. Дети, конечно, выбрали детскую железную дорогу, зоопарк и музей игрушки, но мне хотелось чего-то особенного. И убедил их в Музее Солнца, Академпарке и если повезет, - заглянуть в музей паровозов.

Почти все эти достопримечательности сосредоточены в одном месте – Академгородке. Это ближайший пригород, до которого можно добраться на автобусе за 19 рублей или электричкой с современного пригородного вокзала. Но последние ходят не часто, и мы начали знакомиться с автобусом. Жара 32, окна открыты, пыль летит, почти все пенсионеры и приходится уступать, автобус не торопится и едет час с небольшим. Повезет, если выпадет обшарпанный отечественный автобус, а если списанный кореец-китаец с черными шторками на окнах, низким потолком и деревянной кабинкой у водителя. Я готов был переплатить за электричку на обратный путь, но её пришлось бы ждать два часа.

По приезду на остановку у жд станции «Сеятель» мы начали искать музей. Мой планшет не хотел показывать дорогу, местные жители на вопрос о музее Солнца смотрели на нас, как на инопланетян. В итоге мы шли каким-то лесом и полчища неведомых нам серо-черных комаров немилосердно барражировали вокруг нас, норовя отведать чужеземной кровицы. Я вспоминал китайский город Шеньчжень, где мы пытались найти крейсер «Минск», - где врали карты, а водители такси отправляли не в ту сторону или вертели непонимающе головой. Но там, хоть гнуса не было.

Через час мы пришли к тому месту, где по подсказкам Google должен был быть музей, но на табличке значился Собес. Лишь сердобольная старушка просветила нас, что да, был, работал, но переехал. Куда, - не знает. Музей паровозов поддержал традицию российских музеологов и мы лишь снаружи его сфотографировали. Порадовала необычная архитектура Академпарка, что явно диссонировало с пятиэтажками-хрущевками. Два наклоненных друг к другу оранжево-серых здания, соединенные между собой перемычкой с прозрачным полом на высоте двенадцатого этажа. Значилось, что наверху есть кафе, устраиваются тематические экскурсии и работают всевозможные выставки. Наверное, всё есть, но мы не увидели, так как вход в лифты по магнитным пропускам и охрана строго бдит. Пить же пиво с утра в местной академической пивоварне «Гуси» нам не хотелось, и мы побаловали себя и детей кофейными напитками в баре Kukuruzza, подключившись к шаровой wifi сети от пивоварни. Лишь детям было нескучно в бесплатной игровой комнате с горками, шарами, качелями, пока родители чатились с друзьями.

Смысл этого стильного внешне заведения мне остался неведом. Красиво, необычно, но не чувствуется, чтобы здесь разрабатывались нанотехнологии или зарабатывались деньги, тем более на туристах. Так фото на память и спросить у друзей: «Чтобы это значило?».
Жара нас разморила. Но сидеть в прохладе номера не хотелось и мы, чтобы скоротать время ушли гулять по городу. Вторые сутки здесь, а кажется, что уже давно приехали. В пятый раз гуляем по улице Вокзальная магистраль. Сегодня и скверы открыты, и маржа составляет два-три рубля, и все напитки доступны. Красный проспект нас не впечатлил. Радует, конечно, что муниципалитет не стал морочить голову населению с переименованием исторического наследия коммунизма. А то было бы, как у наших западных соседей, живущих на улице Юловская, где им в паспортном столе сказали, что они пятьдесят лет жили на аббревиатуре от Юных Ленинцев и если не изменят штамп в паспорте, то будут оштрафованы. Новосибирск – город красного пояса России и сегодня у власти стоит коммунист, но ему на пятки наступают единороссы, реклама которых повсеместна в канун предстоящих выборов. Но как это влияет на простых горожан, я не знаю.

Традиционно мы зашли на центральный рынок, чтобы посмотреть, чем богата земля Сибири. Уйгурцы, китайцы, вьетнамцы, таджики, кавказцы заполняют его ряды вперемешку с русскими торговками мясом в вишнёво-матрёшечных нарядах. Молочной фермерской продукции нет, все фрукты и овощи аналогичны магазинным, большая часть площадей отдано под вещи и обувь. Вокруг пыль клубом, антисанитария и убогость. Хотя напротив рынка вполне современный торговый центр, ничем не отличающийся от московских собратьев. С кондиционерами, фонтанами, неработающим бесплатным интернетом, мега-Магнитом, рекламирующим «Гонку Героев» БМП и множеством охраны.

После такого дня хотелось спокойствия, чистоты и тишины. И нас кажется, услышали. Наташа – супруга моего друга пригласила к себе на ужин. Но мы не предполагали, что город настолько большой, что автобус с железнодорожного вокзала будет ехать полтора часа. В городе есть метро, но оно скорее выполняет функцию сувенира, так как вагоны полупустые, а количество станций не больше десятка. Автобус и маршрутки – основной способ передвижения тех, кто без авто. Надо сказать, что новосибирцы очень непатриотичны и половина из них ездит на подержанных японках. Но тут, как говорят, на вкус и цвет…

К концу вечера нас «уговорили» на ночёвку. И мы были рады минимализму ее квартиры, домашним заготовкам и задушевному разговору. Что-то нас напрягало в хостеле, а что мы так и не поняли. И мы проснулись утром по московскому времени свежими и отдохнувшими.
Новосибирск день три.

Сегодняшнее утро всё же немного не заладилось. Переговоры с хозяином хостела к успеху не привели. Он никак не хотел, чтобы мы оставили свои чемоданы до отправления поезда. Бесплатной услуги нет. Либо мы должны оплатить сутки проживания, либо предлагалась камера хранения на вокзале. Конечно, выбрали второй вариант. Городской вокзал можно отнести к гордости эпохи сталинизма. Подобных дворцов я не встречал в железнодорожной отрасли.

Отремонтированный, чистый, просторный, изящный, с зимним садом, но слегка бестолковый и малость непрактичный. Есть детская комната, но услуга стоит 900 рублей в сутки, а расчет в полночь. Есть камера хранения, где кладовщик работает с двумя обедами в четырнадцать часов и в полночь, а расчет также в полночь, вне зависимости, когда заложил вещи (150 рублей за сумку). Нет лифтов, подъемников, эскалаторов, мега-цены в общепите, грубые сотрудники. Я даже не выдержал и поругался в камере хранения, так как приемщик баулов не соблюдал свои же правила работы. В итоге чуть не получил от его защитников. Народ здесь мне кажется простой. Послать на три буквы могут запросто и не только мужчину. Наде дважды досталось. То от нищенки, которая пообещала, что она растолстеет после беременности, то от агитаторши на площади, так как мы отказались подписывать петицию против закона о ювенильной или ювенальной юстиции. Но и мы не лыком шиты.

Когда я говорил друзьям, что мы с детьми едем в музей Погребальной культуры, расположенный на базе Новосибирского крематория, - они меня не понимали. «Что музеев в городе нет? В цирк сходите, в театр, в парк Ботанический» - приходил рекомендации. Но я отвечал, что этого добра в Москве пруд пруди. А вот аналогов такому музею в мировой практике нет.

Сегодня Google не врал и с пересадкой мы добрались до музея, что в поселке Восточный. Я ожидал, что это будет необычно, но чтобы настолько, - даже не предполагал. Музей и крематорий расположены на территории довольно большого парка-колумбария. Посетителям для осмотра предлагаются в бесплатный прокат велосипеды с багажниками. А посмотреть есть что. Кроме символов всех религий, креамических фигурок животных, здесь есть и детская площадка, а на окраине в загоне живет верблюд Яшка. Как сказал нам впоследствии экскурсовод: «Хозяин заведения поехал покупать коней для возрождения траурной церемонии, а купил верблюда».

Да и само здание крематория, выкрашенное в ярко-оранжевый цвет с черными колоннами издалека напоминает собой, скорее дворец индийского раджи. В нашем менталитете тема смерти – этакое своеобразное табу, которое отодвигается куда-то на задворки подсознания. При входе в музей посетителям предлагается заполнить табличку, ответив на вопрос: «Что бы вы хотели сделать до смерти?»

Пока Надя с детьми рассматривали верблюда и катались на горке, я поинтересовался, впустят ли нас всех внутрь. Не хотелось их надолго оставлять наедине с мошками, а на сайте музея указано возрастное ограничение 12+. Но девушка сказала, что не только впустят, но им ещё бесплатно все покажут. Уплатив по максимуму: за две экспозиции, экскурсию по залу погребальной культуры и залу эпохи СССР, фотографирование – 1450 рублей за двоих, мы получили настоящее удовольствие, как от рассказа, так и от увиденного. Узнали, что зачинательницей моды была английская королева Виктория, которая сорок лет оплакивала своего мужа, нося черный траур и разрабатывая правила этой стороны жизни. Строгий траур, полустрогий, белый траур, красный, янтарный… «Женский траур длился три года, а мужской – шесть месяцев» - комментировала гид-экскурсовод Марина, - «но если вдовец женился преждевременно, то его невеста обязана была выходить замуж в черном траурном платье и носить двухлетний траур по своей предшественнице».

Мы живём в том числе и вещами, но порой относимся к ним слегка пренебрежительно, ссылаясь то на моду, то на чей-то вкус. А ведь кто, как не они отражают человека, его внутренний мир, его статус, увлечения, облегчая, знающему это, язык, коммуникацию. Лет сто-двести назад этому уделяли больше внимания и подбирали в украшения в зависимости от периода траура. Полтора часа нам рассказывали о вещах, традициях, истории этой культуры, о бальзамировании, кремации, пассижированном искусстве, вскрытии, модных тенденциях в кремации. Например, что из праха делают карандаши, которыми рисуют, а точилку со стружками хранят, как реликвию. Или пишут красками, в которые добавляют прах ушедшего в иной мир. Или прах вживляется в корал, из которого формируется риф или в нем выращивают семя дуба, росток которого пересаживают в землю. В целом, весьма занимательно и наша девятилетняя дочь не переставала задавать вопросы экскурсоводу. А посещение зала ушедшей эпохи закончилось тем, что по завершению со словами «Будь готов! – Всегда готов!» нам повязали настоящие пионерские галстуки, кому-то в первый раз, кому-то во второй.

Мы узнали, что сотрудники участвуют в акции «Ночь в музее», собирая по несколько тысяч человек. Из недавних событий – в мае открылся памятник воинам, погибшим в локальных войнах. При музее есть кафе самообслуживания с кофе-автоматами, СВЧ и снэк-машинами, где посетителям демонстрируется запись телепередачи о музее и его основателе. Тут же местный филантроп собрал трамвай из 60-х, поставил пару пушек, БМП, теплушку времен ГУЛАГа, траурные повозки и сани двухсотлетней давности, соорудил макеты гробов вождей СССР и многое-многое другое. Напоследок дети катались на велосипедах, пока мы рассматривали стелы с прахом усопших и слушали Эмму Шаплин с её траурным хитом «Септе ле стеле», доносившемся из динамиков новосибирского колумбария.

Наш визит в Новосибирск закончился и перед сорокачасовой дорогой в город Улан-Удэ мы поужинали в столовой «8 минут» на Вокзальной Магистрали с вечерними скидками на продукты от местных кулинаров и забежали в универсам, чтобы закупиться продуктами. И вот уже старенький гэдээровский поезд Москва-Чита с обновленными сибирскими окнами уносит нас на восток. Здесь нет ковровых дорожек и розеток в купе, а кондиционерами выступают форточки, нет телевизоров, но мы загодя закачали фильмы в ноутбук, да и кажется, что дальше будет легче, так как есть что вспомнить и обсудить в дороге.
Поезд номер 70 Москва – Чита, наверное, самый дешевый из поездов, следующих в восточном направлении. Чтобы существенно сэкономить на проезде, я детские билеты брал на нижних полках, а взрослые на верхних. Такие поезда бегали в моем детстве, и сегодня я поражаюсь качеству промышленности стран СЭВа.

- Поезд прибывает в санитарную зону. Пассажиры, туалеты будут закрыты через десять минут на час…поторопитесь! – проходя по купе, зычным голосом сообщает проводница благовещенского транспортного узла. Как правило, санитарные зоны начинаются за тридцать минут до длительных остановок и почти сразу прекращаются, как только мы трогаемся с них.

- Как это мне всё надоело…каждый день одно и тоже… - негромко доносится от второй напарницы, когда она мутузит пол старой тряпкой, создавая видимость борьбы с грязью. Потом она вспоминает о пылесосе и начинает проникать с ним в купе, поднимая последних спящих. В обычном поезде влажная у предусмотрена раз в сутки и также сопровождается мытьем стен и окон в коридоре вагона.

Иногда я представляю её пограничником на защите стаканов и чайных ложек, а также прохода в ближний к ней санузел. Я не рискну спросить у неё о душевой кабинке, так как её вид говорит о том, что она не в духе и готов обрызгать слюной, а ведь нам еще ехать и ехать. На три работающие розетки в коридоре очередь на зарядку и я занимаю ее за пассажиром, едущим также в Бурятию. В каждом санузле также по розетке и в тамбуре перед ним, но там заряжать не совсем удобно. Поезд бежит в восточном направлении и передом мной лишь километровые столбики с тысячными отметками сигнализируют о том, что мы куда-то всё же едем. Иногда я вспоминаю для детей стихотворение Корнея Чуковского про пассажира с улицы Бассейной. Те же березки, те же серые покосившиеся домишки, да коровки-огороды.

Мне кажется, что проводница не любит свой труд. Ведь любая работа – это цепь последовательных попеременных действий, где всё, так или иначе, закономерно повторяется. У врача пациенты с одними и теми же диагнозами, историями болезни и рецептами. Но сказать, что это скучно, я не могу. Наверное, у неё всё же синдром профессионального эмоционального выгорания и ей требуется отдых и помощь психолога. Ведь даже я вижу разительные изменения в вагоне. Немцы, англичане, французы, три собаки, два кота, куча младенцев. Всё, как в кино: движется, общается, шумит, пересекается. Интересно, как она отгадывает их желания? Хотя перед Красноярском она продала или сдала свое служебное двухместное купе семейной паре с ребенком и собакой и должна быть рада.
Вот и первая утренняя станция Красноярск с сорокапятиминутной остановкой и сменой локомотива. Мы решили зайти в здание вокзала прогуляться по привокзальной площади в поисках местного пломбира. Это стало уже традицией длительных остановок. И оказались довольны находкой. По ГОСТу и вкус, как в детстве. Вообще, как мне кажется, путешествие на поезде – это экскурс в детство, только на твоем месте теперь твои дети и ты учишь их жить и довольствоваться малым, ценить время и грамотно его расходовать.

Красноярский край, наверное, самый длинный на нашем пути. Мы встретили здесь рассвет и посмотрели закат. Чем ближе к востоку тем более живописнее виды. Утренние зорьки, будящие ото сна и вечерние туманы, - как будто облака спустились на землю. Если поначалу ехать было в тягость, то теперь находишь философию поездки. Задуматься над собой, сблизиться с детишками, лишенными телевизора, понаблюдать за природой и окружающей жизнью. Как мне показалось, четверть пассажиров – европейцы, едущие на Байкал, и появляется некое чувство гордости за страну, ее размеры, запасы и чистоту действенной природы, сохраненной для потомков.

На станциях по прежнему борются с частными торгашами, и по перрону важно расхаживает майор и сержант полиции, защищая пассажиров от атак бабулек, которые заняли линию обороны за первым путём и зычно призывают пассажиров к горячей картошке, холодному пиву и соленой рыбке. Станционный общепит не вызывает доверия, как ценами так и свежестью продуктов. Правда, в отличии от красноярского фирменного поезда, в здешнем регулярно буфтечица в накрахмаленном переднике, толкая перед собой допотопную тележку, обшитую вишневым бархатом и надписью «Audi», развозит ресторанные пирожки, сосиски в тесте, овсяную кашу, да иные закуски. Цены от пятидесяти рублей за пирожок с картошкой, комплексный обед 400-600 рублей.

Станция Тайшет или ворота в Иркутскую область. Крупный транспортный узел. Наш поезд стоит здесь пять минут, хотя в былые годы здесь меняли локомотив. Скоро Байкал, сопки, Улан-Удэ и наша вторая длительная остановка. Почему то я часто мысленно возвращаюсь в этот город. Два года, проведенные здесь, оставили рубец в памяти. В марте 1998 года я написал заявление, чтобы меня направили по распределению из Санкт-Петербурга на окраину Бурятии в поселок Кяхта, и поначалу радовала дикая природа с заснеженными сопками, национальный колорит и что воду можно пить из-под крана. Одно дело путешествовать, а другое – жить и работать. Спустя три-четыре месяца мне невыносимо захотелось вырваться из неё, - всё равно куда. Но лишь через полтора года я сменил местожительство на Чечню.

На Байкал мы в этот раз не поедем. В 2008-м году отдых на турбазе Байкальского банка нам показался довольно экстремальным занятием. То лодку «украли», то на стойбище браконьеров наткнулись, то ветер палатку сдул. Да и со слов соседа по купе, холодно нынче на Байкале. В планах лишь вылазка в Гусиноозерский дацан да пешие прогулки по центру. Было много друзей, но связи утеряны, так как мобильных с интернетом в те времена не существовало.
Нижнеудинск – последняя станция перед сном. По местному времени наступила полночь, разница с Москвой плюс пять часов. На электронном табло плюс восемнадцать и в шортах-футболке немного зябко. Подвыпившие иностранные попутчики высыпали на перрон, чтобы сфотографироваться. Наш вагон почти спит. Зато последние два плацкартные все до единого вышли на улицу на коллективный перекур. Солдаты-срочники новенькой офисной форме, бородатые англичане с гитарами и прочий люд жадно впитывают никотин. Некоторые конечно это делают и в пути, прячась в гармошки-переходы между вагонами, но гораздо спокойнее сделать на платформе. Тем более, что начальник поезда – женщина лет пятидесяти пяти регулярно обходит состав, интересуясь жалобами и предложениями. Днем, заметив, что я ее фотографирую, она устроила мне своеобразное собеседование. Кто, откуда, куда, как самочувствие детей. Заверил ее, что руководствовался самыми благими намерениями и жалоб никаких не имею. Действительно, в этом поезде мне комфортнее. То ли привык к такой колесной жизни, то ли в старых вещах есть какая-то аура. И опять же, нет назойливого кондиционера. Жарко – открыл в купе форточку, холодно – закрыл. Нет радио, долбящего отечественные хиты 80-х-90-х годов и можно ехать в тишине «под стук колёс».

Утро встретило нас в Иркутске в восемь утра по местному времени. Пять тысяч сто восемьдесят километров позади. Большинство иностранцев спешились и пересели в поджидавшие их на вокзале автобусы и машины. Поезд стоит тридцать пять минут, и мы отправились исследовать вокзал. Изнутри он представился небольшим, неуютным, и слегка затрапезным. Зато вход в зал ожидания бесплатный, в отличии от Красноярска и Новосибирска, где за безбилетного пассажира следует заплатить 105 и 60 рублей соответственно. Платформы и привокзальная площадь покрыта тонким слоем окурков. Цены в ларьках чуть дешевле чем на западных станциях, а в магазинах почти те же. Побаловали себя на завтрак байкальским творогом, сметаной, йогуртами от местного производителя.
Нам повезло с погодой, солнцем и временем, так как после Иркутска виды – открыточные и почти два часа я не убирал фотоаппарат в кофр. Планшетом было жалко фотографировать открывающуюся красоту. Аккуратные сельские домики, утопающие в цветущей сирени и белоснежной черемухе, алеющие маки во дворах, косогорах и ромашечные полянки. Я уже не говорю про байкальский берег, который на протяжении двух с половиной часов тянулся по левую руку, а сквозь озерную гладь просматривались донные камни. Да и покрытые снегом бурханы таежных сопок с правой стороны тоже внушали уважение. В очередной раз благодарил руководство поезда, что в тамбуре и санузле открыты форточки, так как чистых окон не бывает даже в фирменных поездах.

Мне показалось, что в большинстве своём местное сельское население здесь аккуратнее чем в предыдущих трех регионах, если исходить из доступных для осмотра из окна поезда угодий и архитектурных построек. Да и с коровами здесь побогаче, так как уже не одинокие буренки, а целые стада бороздили травушку-муравушку. А в одном посёлке заприметил расположенный в поле легкоатлетический стадион с новенькими красными дорожками.

Ну а про Байкал говорить словами, наверное, невозможно, так как ни одно предложение не способно отразить его величие и красоту. «Гарда отдыхает…», - написал я своему коллеге под фотографией, отправленной в вайбере. Мне, наверное, повезло, так как прямо из вагона в кадр словил греющуюся в прибрежных водах нерпу, которую поначалу принял за серый пакет с мусором. Редкие отдыхающие и рыбаки грелись на песчаных и галечных пляжах. Даже станционные рабочие устроили себе солнечные ванны, разбросав на берегу оранжевые жилетки. Некоторые заходили в воду по пояс, единицы купались. Вода в Байкале не выше пятнадцати градусов, да и то преимущественно на плёсах. Кто приехал с палаткой, кто с машиной, а кто снял домик на турбазе.

Слюдянка – бывшая «длинная» остановка. Я всегда здесь выходил, чтобы купить омуля горячего и холодного копчения. Первый мне нравился больше, так как подобного в здешних магазинах не встречал. Но времена изменились, и поезд сегодня стоит пять минут, а рыбаки и торговцы исчезли с перронов и платформ.

Через три с половиной часа байкальский берег уступи место выжженной бурятской степи, с сопками и петляющей Селенгой. В полдень по Москве поезд прибыл в Улан-Удэ.
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1«Галопом по белорусским тропам!» ч.6 Заключительная. Смоленск, Москва и путь домой
2Путешествие на поезде от Владимира до Владивостока
3Москва. Пасхальный фестиваль. Калейдоскоп фотографий.
4Транссиб. Владивосток-Хабаровск-Улан-Удэ-Иволгинский дацан-Иркутск-Аршан
5Владивосток
6Владивосток, Владивосток
7Рига: невидимые бобры, душещипательные бомжики и умопомрачительный югенд
Россия
Россия: отели
Отели Волоколамского р-на
Отели Воронежа
Ижевск
Ингушетия
Погода в России
Туры горные лыжи
Рейтинг отелей:
1030.Парк Отель Калуга 4
1031.Гала Плаза 4
1032.Москва-Крым 4
1033.Красный Холм санаторий 4
1034.Санаторий им. Э.Тельмана 4
1035.Камелот апарт-отель 4
1036.Архитектор дом творчества 4
лучшие отели России
Фото отелей:
953.Амфора гостевой дом, Россия [5]
954.Акварель мини-отель, Россия [5]
955.Массандра пансионат, Россия [5]
956.Акватика, Россия [5]
957.Парус, Россия [5]
958.Павловск, Россия [5]
959.Энергетик загородный комплекс, Россия [5]
Популярные отели:
631.Карелия отзывы
632.Зеленый Мыс отзывы
633.Золотой пляж туристско-оздоровительный комплекс отзывы
634.Санаторий Центросоюза отзывы
635.Жемчужина Крыма отзывы
636.Домбай отзывы
637.Rinaldi Olympia отзывы
Отзывы по отелям:
1877.Россия, Капля Моря [1]
1878.Россия, Родина пансионат [1]
1879.Россия, Смена [1]
1880.Россия, Онегин [1]
1881.Россия, Райгонд [1]
1882.Россия, Рубин база отдыха [1]
1883.Россия, Изобретатель пансионат [1]