16.03.16 21:30:44
Москва. Доступ ограничен. Особняк П.П.Смирнова на Тверском бульваре 
Время отдыха: март 2016

Москва. Доступ ограничен. Интерьеры особняков, виды с крыши, поезд в Ниццу.
http://www.otzyv.ru/read.php?id=186495
***
Сегодня представлю вам интерьеры роскошного особняка Смирнова на Тверском бульваре, в котором мы с женой недавно побывали на экскурсии. Кто такой хозяин дома Петр Петрович Смирнов? Наиболее известен его отец, Петр Арсеньевич Смирнов – бывший крепостной, впоследствии русский предприниматель, «водочный король» России, учредитель и директор высочайше утверждённого Товарищества водочного завода, складов вина, спирта и русских и иностранных виноградных вин П. А. Смирнова в Москве. Петр Петрович – его старший сын, наследник.
Перед посещением особняка я прочитал в интернете всё, что нашел о нём. Для начала приведу цитату из статьи Александра Можаева. Текст взят с сайта «Архнадзор», май 2007, статья написана для журнала «Московское наследие».
«У этого дома странная судьба. Строился для красивой жизни, а стал местом прописки одного из самых невеселых учреждений города. Один из наиболее богатых домов предреволюционной Москвы, одна из интереснейших построек Шехтеля, находящаяся на самом известном бульваре города, – и при этом совершенная неизвестность, почти никаких упоминаний в литературе.
Фотографии ажурного балкона, украшающего фасад дома № 18 по Тверскому бульвару, можно обнаружить во многих путеводителях, но об удивительных интерьерах здания до последнего момента знали немногие. Дело в том, что долгие годы особняк П.П. Смирнова принадлежал городской прокуратуре и был одним из «закрытых» памятников, каковых в столице и теперь остается великое множество. Кроме того, интерьеры дома были искажены переделками. Реставрация парадных залов, проведенная в 2005-2006 годах, во-первых, вернула им прежнее великолепие, а во-вторых, позволила наконец-таки ввести памятник в научный обиход.
Роскошь интерьеров должна была соответствовать статусу «новой русской» элиты начала ХХ века. Парадная анфилада дома, словно ряд театральных декораций, позволяющих путешествовать по историческим эпохам, отраженным в разностильной архитектуре залов. Подобный ход также удобен для заказчика, не определившегося в собственных вкусовых предпочтениях, – позволяет не вызвать ничьей укоризны, а заодно дает возможность прослыть энциклопедистом».

Итак, 28 ноября 1900 года у потомственного почетного гражданина Николая Петровича Малютина этот особняк на Тверском бульваре за 299 тыс. рублей покупает для своей семьи купец Петр Петрович Смирнов. Он уже семь лет к тому времени был счастливо женат на Евгении Ильиничне Морозовой. Семья его росла, в 1900 году родился четвертый ребенок. В родительском доме на Пятницкой им всем места не хватало, и Петр решил купить для них новый дом. Покупатель решает провести перестройку дома и приглашает для этого архитектора Франца-Альберта Шехтеля. Этот архитектор к началу XX столетия стал едва ли не самым востребованным зодчим в Москве. О нем коллеги по архитектурному цеху говорили, что этот талант способен удовлетворить вкус любого заказчика - от мещанина до императора.
Работы над особняком Смирнова велись в 1901-1903 годах, одновременно Шехтель работал над другими особняками. Архитектор перестраивал дом дважды – первый раз в 1901 – 1903 гг. и второй, по желанию наследников, в 1910-1913 гг., когда модерн уже вышел из архитектурной практики и конкурсные комитеты не принимали проекты, выполненные в этом стиле.
Шехтель не уничтожал то, что было в доме до него, а старался всё это переосмыслить. Он удалил лишь ограды, прежде соединявшие правый и левый флигели с главным домом. За счет этого существенно увеличился объем жилых помещений. Предложенная планировка объединила все помещения в новое пространство, отвечавшее потребностям хозяина. Проходя по дому, мы оказывались на разных уровнях.
Особняк Смирнова отличался всевозможными техническими новшествами:
— одно из первых зданий в Москве с центральным паровым отоплением с собственной котельной;
— один из первых в Москве особняков с полной электрификацией, включая использование встроенных светильников в декорации залов (прообраз современных подвесных потолков со встроенным освещением);
— первый дом с принудительной вентиляцией (прообраз современных кондиционеров);
— первый особняк, где в зимнем саду — оригинальное применение промышленных принципов остекления: большие металлические рамы 2,5х3 метра с мелким членением, с устройством двойного остекления (прообраз современных стеклопакетов). Такие окна практически не замерзали и при большом освещенном объеме сохраняли тепло.
В 1910 году Петр Петрович Смирнов скончался. После этого вдова производит ряд перестроек особняка, и, очевидно, все неоклассические интерьеры - южная и северная парадные лестницы, коридор с античным фризом, выполнены по её заказу, как дань архитектурной моде 1910-х годов на неоклассику.
В 1917 году Евгения Смирнова выгодно продала привлекательную недвижимость в городскую казну для Московского судебного управления. С середины 1917 года последняя законная владелица дома, бросив его и фирму, уже постоянно находилась за границей, где вышла замуж, приняв итальянское подданство и фамилию де ла Валле-Риччи. Она прожила очень долгую жизнь и умерла в 1961 году.
После революции 1917 года пустовавшему несколько лет дому нашли применение. Сначала здесь заседал Революционный военный трибунал, а потом разместилась Военная прокуратура. Судебные заседания проходили прямо в Романском зале. Тем самым для обычных москвичей вход в этот историко-архитектурный памятник оказался закрытым на многие десятилетия. Заседания военный прокурор проводил на втором этаже дома в самом роскошном витражном зале, обшитом мореным дубом.
Организации, которые были в здании в советское время, чудом ухитрились не учинить в нем конструктивных разрушений. Первые реставрационные работы прошли здесь ещё в 1993-1995 годах. В 1994 году, во время визита в Москву английской королевы, президент Ельцин решил вернуть англиканской церкви храм Святого Андрея в Вознесенском переулке, который занимала фирма грамзаписи "Мелодия". Взамен фирме передали большую часть особняка Смирнова. В правое крыло здания и в дворовые помещения въехало Московское отделение Пенсионного фонда РФ, которое находится там до сих пор. После отъезда «Мелодии» в основной части здания функционировал ресторан, потом сменился еще ряд владельцев.
При первом взгляде на особняк сразу видишь его несимметричность, он состоит их разных по этажности частей.

Первая часть слева двухэтажная,

в средней части над аркой виден один большой этаж с витражным окном,

затем третья часть в три этажа

и четвертая часть двухэтажная. Первая и четвертая части - это бывшие флигели усадьбы XIX века.

Первый этаж из-за повышения «культурного слоя» Тверского бульвара на 70 см стал полуподвалом. На нем находились хозяйственные помещения. Второй этаж – парадный, его планировка классическая и представляет из себя анфиладу комнат, расположенную вдоль бульвара. На третьем этаже жила прислуга и находились спальни хозяев. К сожалению, фасад дома сейчас разрушается и требует ремонта.
Некоторые авторы пишут о том, что выйти из дома на знаменитый балкон невозможно, так как изначально пол зала находился гораздо ниже. Хотя три года назад ведущий передачи «Москва в твоей тарелке» выходил на балкон, исполнив свою детскую мечту.

Огромное тройное окно над аркой представляет собой витраж и за ним скрывается удивительный Романский зал.

Арочный проем сохранил шехтелевскую решетку.


Такие оригинальные решетки с «завязками» можно видеть на окнах нижнего этажа.

В увиденной нами части особняка находится восемь парадных помещений, каждое из которых выполнено в своем стиле. Это настоящий архитектурный парад залов, которые имеют свои условные названия, слева направо: «Готический кабинет», «Будуар», «Романский зал», «Аванзал», «Рокайльная комната», «Классический зал», «Египетский зал», «Греческий зал».

На схеме, взятой мной с сайта dompriemov.ru, последний зал отмечен как «Гримерная». На ней нет части здания, расположенной правей Греческого зала, которую занимает Пенсионный фонд.
Вот полный план особняка (с сайта wmos.ru).

В здании был сделан также большой зимний сад с диковинными растениями и небольшой зверинец.
В нашей группе было около 30 человек. Группа двигалась, люди попадали в кадр. Мне надо было быстро выбрать ракурс и момент для фото, да и внутри особняк был темноват. Поэтому сделанные мной фотографии не могут конкурировать с рекламной съемкой профессиональных фотографов, сделанной зеркальными фотоаппаратами, со штатива и при достаточном освещении. Редактировать мои фото я не стал. Всё же, полагаю, и они дадут вам неплохое представление об интерьерах особняка.
Началась наша экскурсия с обзора особняка снаружи и краткого захода в помещение Пенсионного фонда. Конечно, увиденное там меркнет перед парадными залами. Но эта часть моего рассказа – настоящий эксклюзив, так как ни в одном из описаний особняка в интернете подобных фото я не нашел. Впрочем, нам показали немного, только парадную лестницу. Она, так называемая «западная», была главной лестницей, через которую входили в особняк гости. Но так как у здания теперь два собственника, то пройти отсюда в залы основного объема нельзя.

При входе в вестибюле по бокам имеются два камина. Шехтель знаменит своими каминами, однако эти выполнены в неоклассическом стиле. Они совсем непохожи на те, которые он делал в других особняках.

Нам разрешили немного подняться по лестнице, не заходя в помещения Пенсионного фонда. Парадная лестница сделана из белоснежного итальянского мрамора. На стенах сохранились барельефы с фигурами Слав, держащих венки.



Потом мы по улице перешли к другой двери здания.

Войдя в нее, мы оказались в Северном парадном вестибюле. Этот вестибюль и его лестница сохранены в том виде, какими они были во время постройки этой городской усадьбы в XVIII веке. Пол вестибюля сильно ниже уровня тротуара, так с тех пор вырос "культурный слой". Вестибюль занимает небольшое помещение с тяжелыми сводами, сто лет назад они были расписаны, но от росписи ничего не сохранилось. В углу комнаты пробит косой проем – словно вход в пещеру, в которую водопадом стекает лестница, закручиваясь у основания двумя мраморными волнами.
Уже сам вестибюль со сводчатым потолком, косым вырезом входа на выливающуюся в это помещение мраморную лестницу и характерными декоративными завитками у ее основания настраивает на нужный лад. Мы начинаем предвкушать что-то замечательное!

Парадная лестница расходится на две малые; правая ведет во внутренние помещения, а левая в Готический кабинет. Этот проход находится за портьерами.

РОМАНСКИЙ ЗАЛ. Второй этаж особняка представляет собой анфиладу парадных залов, каждый из которых выполнен в своем историческом стиле. Первый же зал ошеломляет. В силу своей двухэтажной высоты и наличия витражных окон, он производит впечатление то ли базилики, то ли некоего средневекового замка и называется Романским. Его коричнево-зеленая цветовая гамма, готическая люстра и витраж создают полумрак, театральность, таинственность.
Ни одной подлинной люстры не сохранилось, вот и висящая на цепях люстра в зале - трофейная. Ее привез в 1945 году из Германии военный прокурор Москвы. Она выполнена в югенстиле и настолько гармонична интерьеру, что, кажется, была здесь всегда. Целенаправленно ли прокурор взял именно эту люстру или тащил все подряд – это неизвестно, но с люстрой он угадал идеально.

Монументальный камин расположен между дверью, ведущей в холл, и скрытой под панелью дверью, ведущей в Будуар. Камин несут две романские колонны, опирающиеся на спины лежащих львов и увенчанные растительными капителями с демоническими масками. Верхняя часть камина украшена рельефом, на нем изображена сцена сражения средневековых рыцарей.


Вот что писал один из реставраторов: «Я долго смотрел на этот камин: внизу расположены львы, символы власти. На их спинах стоят колонны, увенчанные изображениями дьяволов. Еще выше фриз со сражающимися рыцарями. Однажды я понял, что в нем не так: нет победителей, нет врагов и нет «наших». То есть это могли бы быть, например, западные и восточные воины, а здесь просто какие-то рыцари, обыкновенное «рубилово». Стало быть, получается пирамида из власти, на которой покоится зло, и людей, убивающих друг друга без всякого смысла».
Большой витраж стилистически созвучен интерьеру. Он создает в зале полумрак, в котором остальные детали интерьера звучат таинственно, кажутся не вполне реальными, сказочными – такими, какими мы и представляем себе ту очень далекую эпоху.

Напротив окна с витражом, в противоположной части зала, находится арка со стилизованными романскими колоннами. Над ней на фоне орнамента в виде кедровых веток расположены пять медальонов с изображениями сказочных геральдических зверей. К сожалению, перед аркой в бытность здесь ресторана соорудили барную стойку, портящую весь вид.


Цилиндрический свод на шести ребрах расписан крупным стилизованным орнаментом зеленоватого золота, смешивающим кельтский орнамент и специфические для модерна «надломленные» спирали. Карниз потолка отделяет нижний ярус от основного поля свода, он опирается на консоли с завершениями в виде человеческих голов, что является типичным романским мотивом. При этом нижний ярус свода делится на крупные секции, в которых нарисованы звери и птицы.


На южной стене - ложный балкон с гротесковым рельефом «Битва дракона и собаки». Изображение дракона и собаки хорошо известное членам масонских лож. Скорее всего, здесь зашифровано извечное противостояние двух миров - мистического (дракон) и реального (собака) в битве за душу человека.


АВАНЗАЛ. Следующий совсем небольшой зал выполнен в стиле модерн и украшен декоративным фризом, с простым по рисунку, но стильным орнаментом в виде стрельчатых серебристых фигурок на бронзовом фоне. Стены его, по всей видимости, были чем-то украшены, но декор утрачен.
Аванзал украшает лестница в пять ступеней. Она необходима, чтобы преодолеть перепад высот между частями здания. Лестница характерная, «шехтелевская», с изогнутыми деревянными перилами и фонарями.

РОКАЙЛЬНАЯ КОМНАТА. Рокайль (фр. rocaille — скальный, от roc — скала, утес) — главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. Появился во Франции в начале XVIII века.
Это маленькая комната с потрясающим потолком. Шехтель использовал прием, впоследствии ставший одной из его "визитных карточек" - встроенные светильники. Причем освещение было электрическим - тоже новинка по тогдашним временам. Потолок по краям украшен лепниной в рокайльном стиле: растительные мотивы, по двум углам изображение женщины в тунике (частый для модерна мотив «декаденской дамы»).


На стенах ничего не сохранилось. Зато здесь сохранились подлинные двери, единственные подлинные из всех дверей особняка.

КЛАССИЧЕСКИЙ ЗАЛ. Следующий зал сделан совсем в другой стиле. Его называют по-разному "Классический" или "Итальянский". Основное поля потолка заполнено плоскими рельефами «морской тематики»: маска Тритона в окружении сирен, нереиды, нимфы, морские кони (гиппокампы). Фантастические морские существа – одна из любимых декоративных тем Шехтеля.



В центре потолка в пустом прямоугольном поле, по-видимому, была роспись. Фотографий потолка не сохранилось, поэтому восстанавливать ее не стали.

В четырех углах расположены вензели Смирновых. Видны буквы S, P, E (Смирновы Петр и Евгения).

Напротив окон находится камин и проход в Египетский зал, который расположен не общей анфиладе, а выходит во двор.

За окнами именно этого зала виден тот самый кружевной балкон, но выхода на него нет: пол балкона примерно на полметра выше уровня пола. Скорее всего, Шехтель сделал это сознательно. Опустить балкон ниже было нельзя, иначе под ним бы не было прохода, могли бы пройти только люди низкого роста. Этот балкон - главное украшение фасада и без него Шехтель не хотел обойтись.
ГРЕЧЕСКИЙ ЗАЛ. Прямо по Райкину: «В греческом зале, в греческом зале!». Но сам зал небольшой, при нашем посещении тут располагался небольшой склад.

Зал с одной стороны имеет двери в Египетский и Классический залы. Справа находится закрытый проем. Там был вход в ту часть, где сейчас Пенсионный фонд, у Смирновых там был Зимний сад.
По периметру потолка расположен лепной фриз на темы состязаний на колесницах. В отличие от древнегреческих аналогов фигуры почти плоские, только слегка выступают над поверхностью стены.

Две ионические колонны выполнены в технике «искусственный мрамор». Реставраторы переделывали их дважды, чтобы добиться максимального сходства с оригиналом.

ЕГИПЕТСКИЙ ЗАЛ. Это самый большой зал (220 кв. м). Этот зал построили специально для проведения художественных выставок. Хозяева предпочитали реалистическую живопись, что не очень сочеталось с египетским декором зала, по мнению Ильи Репина. Он также предназначался для танцев и больших приемов. Его цветовая гамма бежево-золотистая. Несмотря на внушительные размеры, в нем по-домашнему уютно. Вторая часть зала, квадратная в плане, отделена от прямоугольной части двумя массивными колоннами и балкой, в квадратной части большие окна почти до пола. Прежде на их месте этих колонн была стена, Шехтель преобразовал ее в две стилизованные египетские колонны. В нише основания каждой колонны он поставил сфинксов, которые не сохранились. По стенам на «козырьках» размещен рельеф – группа узких симметричных полос (мотив папируса), пространство между которыми украшено иероглифами.




Основная часть зала окнами выходит во двор. Восьмигранный потолочный плафон выполнен в виде символического изображения солнечного диска со змеями. Так в Древнем Египте изображали Атона - божество, олицетворение видимого на небосклоне солнца. Плафон обрамлен фризом со сценами из жизни египетских фараонов.



При ремонте кровли над Египетским залом реставраторы обнаружили старую вентиляцию. Оказалось, что светильник был несколько опущен от купола плафона и выполнял две функции, был источником света и закрывал вентиляционное отверстие. Шехтель активно использовал в своих проектах самые последние технические новшества. Вентиляция была очень актуальна для зала, в котором танцевало много людей.
Здесь есть дверь, ведущая во внутренний коридор (он параллелен парадной анфиладе), из которого можно вернуться на «северную парадную лестницу».
БУДУАР ИЛИ МАЛАЯ ГОСТИНАЯ. Из Египетского зала мы вернулись по коридору в Романский, а оттуда прошли в небольшой Будуар. Двери выполнены из массива дуба, в верхней части воспроизведен рисунок с фасада дома с листьями смоковницы.

В углу камин, он выполнен из светло-розового с волнистыми белыми прожилками камня. В доме было сделано паровое отопление, поэтому все камины, кроме этого, в проекте Шехтеля изначально были декоративными.

Потолок декорирован так называемым «ложным парусным сводом», по углам характерный для модерна орнамент из стилизованных розовых цветов и листьев.

ГОТИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ. Честно говоря, на "готический" он совсем не тянет. Видимо, утраты оказались слишком большие. Раньше и этот кабинет, и соседний "будуар" имели стены, украшенные шпалерами, но их уже нет. Накладные поперечные «ребра» и балки мореного дуба на потолке подлинные, они очищены от многих слоев краски, накопившейся за советский период жизни дома.


Из готического кабинета можно пройти в эркер с «каплей» на стекле и посмотреть на бульвар.

Напомню, что оригинальный паркет дома был утрачен, его пришлось восстанавливать полностью. Люстры (за исключением Романского зала), почти все двери, все портьеры особняка были изготовлены по фотографиям или, если информации не было, максимально приближены к стилю каждой комнаты.
**
После реставрации 2005-2006 года в особняке с 2009 года начал функционировать дорогой итальянский ресторан Дмитрия Орлинского "Маруся". Даже не так, на вывеске справа от входа было написано Marusya! Чего стоит хотя бы его реклама: «Ресторан занимает первый этаж особняка, построенного в 1901 году Федором Шехтелем – крупнейшим русским архитектором рубежа XIX-XX веков – для Петра Смирнова и его любовницы Маруси». Интерьеры были переделаны в современном стиле Сергеем Жолобовым и вызвали критику любителей архитектуры. Чтобы показать, как особняк выглядел в свой ресторанный период, приведу сравнительные фотографии реставратора Igorchelnokov из его фотоальбома «Особняк Смирнова. От реставрации 2004-05 гг. до итальянской Марусьи».


Через два года этот ресторан закрылся. Пришла новая управляющая компания, с другой концепцией, с большим уважением к прошлому. Ресторан получил название "Шехтель", его интерьеры взялся переделывать Валерий Лизунов. В сети можно найти и виды его интерьеров.
Позже здесь устроили Дом приемов и торжеств "Империя", а красивую решетку балкона закрыли большие уродливые буквы.

Алла Пугачева, объехав десяток ресторанов, остановилась именно на нем для празднования своего 65-летия (2014). Эти фото взяты с сайта dompriemov.ru.

Сейчас часть с парадной анфиладой получила нового собственника. На сайте старого собственника, Дома приемов, размещен всплывающий текст (цитирую с сохранением орфографии):
«ВСЕ ИМУЩЕСТВО, КОТОРОЕ В НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ НАХОДИТСЯ В ПОМЕЩЕНИИ ДОМА ПРИЕМОВ ИМПЕРИЯ (ТВЕРСКОЙ БУЛЬВАР, 18С1) - АРЕСТОВАНО, В СВЯЗИ С РЕЙДЕРСКИМ ЗАХВАТОМ ЗДАНИЯ.
С 11 февраля 2015 года ведется следствие, ВСЕ МЕРОПРИЯТИЯ которые могут проходить с использованием мебели и технического оборудования здания без согласования собственников БУДЕТУТ ПРИОСТАНОВЛЕНЫ по факту его проведения в связи с незаконным использованием имущества!
Дирекция дома приемов ИМПЕРИЯ и правоохранительные органы будут признательны за предоставлении любой информации о готовящемся нелегитимном мероприятии (эл. адрес)»

Пока новый собственник еще только думает, как использовать здание. Оно открыто для всех, способных заплатить деньги. Предлагается устраивать там свадебные торжества, частные мероприятия, конференции и форумы, камерные концерты, банкеты, закрытые ужины, тематические фотосъемки. В этом году сюда стали просачиваться и разовые экскурсии известных экскурсоводов. Нашим экскурсоводом была Мария Подъяпольская. Кстати, в залах хорошая акустика, в чем мы могли убедиться. В нашей группе было двое мужчин, которые пришли с женами. Им было неинтересно, и они стали разговаривать между собой. Довольно быстро это стало невыносимо, им сделали замечание. Следующую после нас группу вела Ирина Левина.
Мы с женой получили большое удовольствие от посещения этого великолепного особняка. А сколько еще подобных шедевров Шехтеля и других архитекторов, скрытых от посторонних глаз, находится в столице!
***
Из 100 фотографий 93 сделаны автором, а 7 взяты с других сайтов. Для тех, кто хочет ещё почитать об этом особняке, приведу список использованной литературы
https://ru.wikipedia.org/wiki/Особняк_П._П._Смирнова
http://wmos.ru/architecture/detail.php?ID=1317 С.Селихов. 07.08.2006
http://opposto.livejournal.com/47787.html 21.05.2007
http://www.archnadzor.ru/2007/05/30/mesto-v-istorii/ А.Можаев. 30.05.2007
http://www.mperspektiva.ru/article/a-72.html 2009
http://mirandalina.livejournal.com/203367.html 22.05.2009
http://mirandalina.livejournal.com/252894.html 01.03.2010 «Прощай, особняк!»
http://www.restoran.ru/msk/news/newplace/shehtel/ Ресторан «Шехтель», 15.10.2012
http://il-ducess.livejournal.com/341653.html 26.08.2013
http://msk.gorko.ru/рестораны/407481/ Ресторан
http://www.d-j-v.ru/index.php?osobnjak1 Свадьба в усадьбе
http://ru-banket.ru/imperia/halls/ Дом приемов и торжеств «Империя»
http://dompriemov.ru/ Дом приемов и торжеств «Империя»
http://www.dom-smirnova.ru/ Сайт нынешних владельцев

Отредактировано автором: 17.03.16 13:15:06Сообщить модератору



Спасибо, Василий! Прочла отчет с большим удовольствием. Фотографии отлично передают представление о помещениях особняка. У меня есть альбом с особняками Шехтеля, там отличные профессиональные фотографии, но Ваши дали намного шире и больше информации. Надо посетить, с недавних пор я стала ценить эту возможность.
Лепнина какая красивая. Очень понравилось. Спасибо что показали.
Василий, спасибо! Несколько раз перечитала с большим удовольствием! Уговорила мужа тоже сходить, он не такой "легкий" на подъем, как вы, хотя ему потом все нравится.
Малаша, Настя Данилова, Натали Москва, благодарю за внимание к отзыву
Цитата:

У меня есть альбом с особняками Шехтеля, там отличные профессиональные фотографии


У меня есть толстый том Шехтеля из серии "Архитектурное наследие России", там фото Маргариты Фединой. Она занималась этим несколько лет и сумела попасть практически во все закрытые интерьеры. А ракурсов, да, там меньше.
Василий, спасибо большое!
Красотища!!!Просто нет слов!
Я хоть и не была внутри, но "гуляла"по особняку как раз на сайте дома приемов.,когда вставляла его в свой "бульварный" рассказ.
А пимпочки, на сводах в парадном вестибюле куда делись? Или это просто лампы встроенные были?
Как-то давно смотрела передачу про еще ресторан "Шехтель", там довольно приличный обзор залов был сделан. МыслЯ еще появилась, сходить кофе туда попить, заодно и интерьеры посмотреть. Но потом как-то не получилось, а сейчас и вовсе все поменялось.
Будем надеяться, что ситуация с собственником разрешится, такой красоте без присмотра нельзя.
В какой-то степени всем тем особнякам, находящимся сейчас под покровительством разных дип. представительств, повезло. Красота там все-таки сохранена или восстановлена по максимуму.Для нас только минус, взглянуть сложно.
А Вы как туда попали? Через какую контору? Нигде не встречала туда экскурсий.
http://f.otzyv.ru/f/11/10/89913/15031620171138.jpg супер! какой взгляд!!!
Цитата:

Шехтель использовал прием, впоследствии ставший одной из его "визитных карточек" - встроенные светильники.

ну да, и сейчас, спустя столько лет до сих пор в тренде!
Василий, большое спасибо. С удовольствием прочитала и посмотрела. Столь даровит и талантлив был Шехтель. Но, к сожалению, новой советской властью не был востребован. Ему даже не дали дожить в том доме, который он для себя построил на Б, Садовой 4. И художник умер в нищете. Зато в этот дом после национализации въехали такие необходимые новой власти люди , как Р.П. Эйдман - красны командир и по совместительству военный писатель, а во дворе во флигеле ваял свои революционные памятники скульптор И. Д. Шадр.

С уважением
Василий, спасибо !
не подскажете название фирмы, которая экскурсию организовала?
Василий, спасибо, очень интересно !
Полищук Ирина, пирожкова юлия, Madly, Ирина Смирнова, благодарю за внимание к отзыву.
Цитата:

А пимпочки, на сводах в парадном вестибюле куда делись?


Убрали, наверное. Их ведь не Шехтель ставил.
Цитата:

В какой-то степени всем тем особнякам, находящимся сейчас под покровительством разных дип. представительств, повезло. Красота там все-таки сохранена или восстановлена по максимуму.Для нас только минус, взглянуть сложно.


Насчет сохранности вы правы. Но с большим трудом можно посетить на ДКН около 20 посольств, остальные вообще никто не видит.
Цитата:

Нигде не встречала туда экскурсий.


Значит, недостаточно хорошо искали. Проводились бесплатные экскурсии на ДКН
http://opposto.livejournal.com/47787.html
«Ключ от города» сюда ходил, еще когда ресторан был
http://www.vashdosug.ru/msk/city/performance/516105/
На Трипадвизоре из 9 отзывов есть два от побывавших внутри на экскурсиях в 2015 году
https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g298484-d8388913-Reviews-Smirnov_s_Residence-Moscow_Central_Russia.html
Концерты там бывают, и перед ними и после, проводятся экскурсии
http://www.2do2go.ru/msk/events/60569/strunnyy-koncert-v-starinnom-osobnyake-18-veka
Цитата:

А Вы как туда попали?


Цитата:

не подскажете название фирмы, которая экскурсию организовала


Напишу в ЛФ.
Оказывается, сейчас там открылся театр.
10 марта в Доме Смирнова на Тверском бульваре состоится официальное открытие театра Дмитрия Певцова и Ольги Дроздовой «Певцовъ и Др…», который наконец обрел собственный дом. Новоселье пройдет в нетрадиционном формате: для прессы будет проведена экскурсия по старинному особняку, где впервые за более чем вековую историю расположится театр. Также в рамках вечера состоится сольный концерт-творческий вечер Дмитрия Певцова
https://ru-ru.facebook.com/DmitrijPevcov
Василий, спасибо! Очень интересный рассказ!
А мы с "ВВГ" были с экскурсией на Пятницком кладбище, и гид Валерий Страхов рассказывал нам о роде Смирновых в связи с тем, что там находится фамильный склеп этой семьи.
Василий, спасибо! Очень интересно!!! Сегодня зачитывался на работе!!! Удивительно все это! Какой же пласт культуры скрыт в Москве за дверьми и ставнями ворот. Просто поражен интерьерами. Ведь все самое интересное всегда находится внутри, даже если это разрушенная усадьба, или школа и т.д. Всегда интересно посмотреть на былое великолепие и даже просто на планировку, проникнутся тем времени. А тут! Ну красота!
Ездил в этом году в Великое, смотрел особняк Локалова, и, если честно то ни как, без интерьеров и возможности походить внутри не пробивает.
В тоже время в шехтелевском доме Шаронова в Таганроге интересно было побродить, хотя мало что сохранилось и там находиться музей.
Все что знал об этом доме, наверное, как и многие, что выполнен по проекту архитектора Шехтеля. Теперь знаний о творчестве Ф. О. Шехтеля прибавилось. Так что спасибо огромное. Отличный рассказ!
Цитата:

Значит, недостаточно хорошо искали. Проводились бесплатные экскурсии на ДКН

Эти не считаются1) Я имела виду типа Прогулок по Москве, Москвахода и т.п... Бывают же экскурсии в труднодоступные объекты, типа Сандунов или Дома Пашкова, а сюда никогда не видела никакой информации. А так, конечно., специально не озадачивалась.
Спасибо за информацию в ЛФ.!
Ну вот, теперь можно значит будет со спектаклями совместить.
Цитата:

Ездил в этом году в Великое, смотрел особняк Локалова

Он, конечно, в жутком состоянии. Но все равно впечатляет. Произведение одно из выдающихся.
espana, Гурвинн, благодарю за интерес к отзыву.
Цитата:

Ездил в этом году в Великое, смотрел особняк Локалова


Были там в феврале 2011. На сайте есть мой отзыв с фото интерьеров этого особняка. Это одно из ранних творений Шехтеля(1888), поэтому не так впечатляет.
Цитата:

Все что знал об этом доме, наверное, как и многие, что выполнен по проекту архитектора Шехтеля


Фото интерьеров есть в книгах и интернете, но увидеть самому - совсем другое дело.
Цитата:

Эти не считаются1) Я имела виду типа Прогулок по Москве, Москвахода и т.п.


Так вот "Ключ от города" - он и был типа "Москвахода". Сейчас, правда, его нет.
Цитата:

Так вот "Ключ от города" - он и был типа "Москвахода". Сейчас, правда, его нет.

ну да(, и не только его.
Цитата:

Но, к сожалению, новой советской властью не был востребован.

К тому времени не был востребован уже сам стиль-модерн.
Цитата:

И художник умер в нищете

Однако пенсию для него Луначарский "выбил" и да, пенсия архитектора здания МХАТа было меньше, чем пенсия, назначенная Зинаиде Морозовой за благотворительность ее мужа по созданию театра, но она хотя бы была и на нее "пытались" прожить 4 человека.
Цитата:

Ему даже не дали дожить в том доме, который он для себя построил на Б, Садовой 4.

Тут тоже не все так однозначно- слышала на некоторых экскурсиях,и да и в Википедии есть информация о том. что летом 1017 г "Шехтелю удалось найти покупателя на свой особняк на Большой Садовой, после чего семья поселилась в небольшом арендованном доме на Первой Брестской улице, 59. Архитектор рассматривал варианты переезда из Москвы, просил М. П. Чехову подыскать ему жильё в Крыму, однако уехать Шехтелю не удалось, о чём он позднее сожалел. Уже осенью Шехтелю вновь пришлось решать вопрос с жилищем: дом на Первой Брестской был реквизирован и Фёдор Осипович вместе с женой и старшей дочерью Катей был вынужден переехать на квартиру дочери Веры и зятя " Насколько может быть достоверной эта информация я лично не проверяла. Конечно судьба Ф.О.Шехтеля очень трагична, лично меня она просто повергла в шок- такое Начало и такой Конец. Не справедливо, хотелось бы чтобы было иначе.
Василий, большое спасибо за подробный рассказ о творении Шехтеля.
Интерьеры особняка, конечно, поражают, особенно Раманский зал.
И сразили потолки в Рокайльной комнате.
Цитата:

Рокайль (фр. rocaille — скальный, от roc — скала, утес) — главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. Появился во Франции в начале XVIII века.
Потолок по краям украшен лепниной в рокайльном стиле: растительные мотивы, по двум углам изображение женщины в тунике (частый для модерна мотив «декаденской дамы»).



Впервые узнала об этом стиле, никогда раньше слышать не приходилось и про «ложный парусный свод» тоже. Спасибо за новые знания!
Не оставляют равнодушной и Египетский зал и Малая гостиная комната, и эркер с «каплей».
Хотелось бы побывать в этом особняке.

Цитата:

Натали Москва [18.03.16 12:13:09]
Архитектор рассматривал варианты переезда из Москвы, просил М. П. Чехову подыскать ему жильё в Крыму, однако уехать Шехтелю не удалось, о чём он позднее сожалел.
...вместе с женой и старшей дочерью Катей был вынужден переехать на квартиру дочери Веры и зятя...
... судьба Ф.О.Шехтеля очень трагична, лично меня она просто повергла в шок- такое Начало и такой Конец. Не справедливо, хотелось бы чтобы было иначе.


Наталья, спасибо за ваш комментарий. Прочитала и расстроилась. Ведь если бы уехал в Крым, то может и пожил еще.
В сериале "Маяковский 2 дня" к моему огромному удивлению увидела Веру и Наталью Тимофеевну Шехтель. С замиранием в сердце ждала, что, наверняка, покажут и Федора Шехтеля, но увы...
О драматичной судьбе Шехтеля не могу спокойно думать. Финал ее был очень горьким. Конечно, несправедливо.
Самое обидное, что в Москве нет даже музея Шехтеля, а ведь этот гениальный архитектор - настоящий genius loci Москвы.

Василий, извините, что отошла от темы.
Галишникова Татьяна, благодарю за внимание к отзыву. Как и вы, я люблю творчество Шехтеля.
Я действительно не люблю отходы от темы моего отзыва в обсуждении. В данном случае, поскольку именно архитектор Шехтель перестраивал особняк, обсуждение последних лет его жизни не считаю сильным отходом от темы.
То, что модерн уже кончился, никак не могло помешать Шехтелю реализовывать его замыслы. Я недаром обратил внимание на камин в пенсионном фонде и лестницу там, это неоклассика. Шехтель пытался приспособиться к новой власти, он создавал проекты Мавзолея Ленина, Памятника Бакинским комиссарам, работал над обликом Днепрогэса. Всё это не было реализовано.
Натали Москва полностью права, из дома на Б.Садовой Шехтель уехал сам. В 1916 г. он купил участок под Алупкой, и по возвращении в Москву приступил к проектированию виллы в Крыму. Обо всем дальнейшем советую почитать Л.Сайгина. Последнее десятилетие жизни Шехтеля, в книге "Архитектурная сказка Федора Шехтеля", изданной в 2010 к его 150-летию.
Цитата:

Обо всем дальнейшем советую почитать Л.Сайгина. Последнее десятилетие жизни Шехтеля, в книге "Архитектурная сказка Федора Шехтеля", изданной в 2010 к его 150-летию.


В свое время не купила эту книгу, а сейчас посмотрела в интернете и чуть не упала, двухтомник "Архитектурной сказки" стоит 40-42 тыс. руб.
Более доступна книга той же Сайгиной о морозовском особняке "История шедевра" - 6 тыс. Цены, конечно, поднебесные.
На волне вашего отзыва, Василий, посмотрела видеофильм "Гений русского модерна" (Фёдор Шехтель). Сайгина интересно рассказывает о творческом пути Шехтеля, начиная с происхождения и заканчивая печальным уходом. С радостью узнала интерьеры особняка Смирнова, но более подробный акцент, конечно, на особняках Рябушинского, Дерожинской, в Горках.
Во многих из них вы были, и многих рассказывали. Огромное спасибо вам за это.
С вашего позволения приведу ссылку на этот фильм.
https://www.youtube.com/watch?v=gn390MhDhpw
Я ведь сама о Шехтеле узнала не так давно и, к стати, благодаря Отзыву. Пусть и другие узнают об этом талантливом архитекторе, чьими руками созданы настоящие шедевры.
Понравились слова Сайгиной:... еще Чехов говорил, что каждый человек должен оставить после себя дом, сад, мельницу, а Шехтель оставил после себя Москву. Примерно 66 сохранившихся зданий - это очень много.
Что-то у меня сегодня весь вечер прошел под знаком Шехтеля, овеянный печалью.
Цитата:

двухтомник "Архитектурной сказки" стоит 40-42 тыс. руб.


За такую сумму это какое-то другое издание в подарочном оформлении. О котором я говорил, один том, вот он на Озоне
http://www.ozon.ru/context/detail/id/34822555/?apsource=79722&utm_source=adonweb...»
Это как я понимаю, допечатка 2015 года за 2009 р.
Здесь 1130р, но в 2010 году было дешевле
http://primuzee.ru/shop/Knigi/Arhitektyrnaia-skazka-Fedora-SHehtelia
Здесь 1135р
http://www.bgshop.ru/Details.aspx?id=10205731.
Кому интересно, за такую сумму купит.
О Шехтеле первую книгу впервые издала Кириченко в 1973 году.
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Москва. Доступ ограничен. Интерьеры особняков, виды с крыши, поезд в Ниццу.
2Москва. Доступ ограничен. Усадьба Замятина - Третьякова.
3Любимые улицы Москвы. Поварская. Март 2017
4Москва. Доступ ограничен. Парадные залы мэрии.
5Москва посольская. Особняк М.С.Грачева на Поварской улице (посольство Норвегии)
6Москва посольская. Особняк И.А.Миндовского на Поварской улице (посольство Новой Зеландии).
7Москва. Коломенское.Времена и Эпохи. Что делать на фестивале в дождь...
Отдых в России
Отели России
Отели Чебоксар
Отели Челябинска
Саратов
Саратовская область
Погода в России
Туры Новый год
Рейтинг отелей:
512.Олимпиец 5-
513.Белые Ночи 5-
514.Зелёная долина санаторий 5-
515.Аструс-Центральный Дом Туриста 5-
516.Респекталь мини-отель 5-
517.Примавера 5-
518.Авита Красные Ворота 5-
лучшие отели России
Фото отелей:
512.Art Magic, Россия [15]
513.Авита Красные Ворота, Россия [15]
514.Спектр, Россия [15]
515.Калейдоскоп на Итальянской, Россия [15]
516.Отель 28, Россия [15]
517.Нептун, Россия [15]
518.Ватцы база отдыха, Россия [15]
Популярные отели:
1905.Аврора Центральная мини-гостиница отзывы
1906.Аллюр отзывы
1907.Крымские Дачи пансионат отзывы
1908.Берега отзывы
1909.Пальмира Бизнес Клуб отзывы
1910.Азимут Отель Уфа отзывы
1911.Решма санаторий отзывы
Отзывы по отелям:
1184.Россия, Версаль [2]
1185.Россия, Федор Шаляпин дом семейного отдыха [2]
1186.Россия, Райгонд [2]
1187.Россия, Аллегро на Московском [2]
1188.Россия, Александрия [2]
1189.Россия, Piter House [2]
1190.Россия, Best Western Vega Hotel & Convention Center [2]