28.02.16 11:18:51
Словакия 2015. Поместье Топольчанки. Послужило Габсбургам и президентам Чехословакии 
Время отдыха: 15.07.- 05.08.2015

СЛОВАКИЯ 2015. ПОМЕСТЬЕ ТОПОЛЬЧАНКИ. ПОСЛУЖИЛО ГАБСБУРГАМ И ПРЕЗИДЕНТАМ ЧЕХОСЛОВАКИИ



Отзывы по теме Словакия 2015

http://www.otzyv.ru/read.php?id=190248
http://www.otzyv.ru/read.php?id=190249.
http://www.otzyv.ru/read.php?id=191529
http://www.otzyv.ru/read.php?id=192111
http://www.otzyv.ru/read.php?id=192470
http://www.otzyv.ru/read.php?id=192471
http://www.otzyv.ru/read.php?id=193137

Замок Стара Любовня
http://www.otzyv.ru/read.php?id=186400
Словакия. Бардеевские Купели. Очарование провинциального музея

http://www.otzyv.ru/read.php?id=184671


Прошлым летом, перед поездкой на курорт в Пиештяны, заранее подбирала интересующие меня экскурсии, да чтобы они были в пределах доступности. Давно мечтала о замке Червены Камень, а он оказался в 60км. от курорта. Ну как тут откажешься от такой поездки! Съездила и даже рассказала о ней Вам, уважаемые собратья по сайту "Отзыв.RU". Заметила экскурсионное предложение, на первый взгляд, не менее интересное: Поместье Топольчанки. Минимальную информацию о месте получила, кроме всего прочего, заинтересовало слово"поместье". Разумеется, слышала, но в тонкости понятия не вникала. Бывала на экскурсиях в усадьбах, дворцах, замках, крепостях, соборах и монастырях. Пожалуй, можно совершить для себя маленькое открытие. Личности владельцев поместья давно интересуют, так что можно смело отправляться навстречу новым впечатлениям!

ПОМЕСТЬЕ ПО-СЛОВАЦКИ

Из отечественной истории мы знаем, что на Руси первоначально были княжеские, боярские, монастырские вотчины. Это была особая правовая форма землевладения. Эти земли переходили по наследству. Сама форма древнерусского землевладения появилась в 10 веке в Киевской Руси. Первым феодалам принадлежали огромные земельные наделы. В современной жизни это слово мы употребляем в связи с вотчиной Деда Мороза в Великом Устюге, иногда заменяем это слово понятием "резиденция". Всезнающая Википедия смело и верно утверждает, что в феодальной России с конца 15 и до начала 18вв. поместьем называли условное земельное владение, которое жаловал государь своим вассалам за несение военной и государственной службы в пожизненное владение. То есть это форма вознаграждения за службу. Поместье не подлежало продаже, обмену и наследованию, однако постепенно поместье сближалось с вотчиной и в конце концов слилось с ней. Это понятие стало синонимичным понятию имение. Оно стало переходить по наследству, менялось, сдавалось и продавалось. Европейские аналоги этому понятию, например, в Испании - асьенда, а в Португалии русским телезрителям и совсем знакомое и полюбившееся слово - фазенда. В истории поместья Топольчанки просматривается эта главная черта. Поначалу это была королевская собственность, а затем она передавалась вассалам за преданную службу. За прошедшие столетия поместье превращалось в эстафетную палочку, и каждый "бегун" на отведенной ему исторической дистанции занимался строительством, реконструкцией и расширением угодий в поместье.



Вот так, вполне презентабельно выглядит Поместье Топольчанки. Хорош дворец, иначе и не назовешь это строение, красив мощный зубр, а где-то поблизости то ли питомник, то ли ферма, но мы до нее не добрались. Густые леса Словакии подходят для зверья. Есть и другие постройки на территории поместья. Мы же ограничились осмотром дворца с его музеем мебели и антиквариата.

В ОЖИДАНИИ ЭКСКУРСИИ

Экскурсии в замки в основном носят организованный характер и проходят в сопровождении гида. Самостоятельный осмотр экспозиции совершенно исключен, в некоторых замках можно запросто заблудиться. В залах нет дремлющих дежурных, стало быть и безнадзорным экспонатам что-то может угрожать. Поэтому до начала нашей экскурсии мы с Рене, водителем, решили совершить прогулку вокруг дворца, немного прогуляться по парку, а заодно запечатлеть внутренний двор замка. Гид была занята групповой экскурсией. У нас в запасе был почти час свободного времени. Вот что из этого получилось. Любуйтесь, а я кратко прокомментирую фотографии. Прогулка дала возможность адаптироваться к комплексу, сориентироваться в нем и настроиться на его осмотр. Одно ренессансное крыло изогнуто по дуге и его окружают шары подстриженных самшитов. Старинный парк в английском стиле окружает дворец. Мощные стволы деревьев свидетельствуют об их почтенном возрасте. На высокой сосне видны следы лечения. Дерево настолько старое, что многие его ветки отжили свой век. Залеченные деревья в Словакии в парках мне встретились не впервые.







Южная сторона дворца - это классицистическая часть комплекса, возникла позже, и ее довольно трудно поймать полностью в кадр. Балкон с портиком, опирающимся на четыре колонны из более темного камня, использовался в летнее время для оркестра, когда во дворце организовывались празднества. Центральный вход во дворец оформлен темным деревом. Его верхняя часть - это полукруг, чем-то напоминающий хвост павлина. Мотив до боли знакомый по курорту в Пиештянах. Дверь - это чистая геометрия, которая царила в эпоху классицизма. Комбинация из ромбов строга и лаконична. Мощные медные накладки в виде львиной головы ( лев показался грустным и чем-то напомнил простоватого деревенского мужика, кажется, что из его старческих глаз катятся слезы) дополнены медными ручками в форме египетских сфинксов. Подобных ручек пока не встречала нигде. Тем они и хороши, хотя не только этим. Вход во дворец со стороны двора повторяет все использованные мотивы.






Фасад здания симметричен, по обе стороны от купола, находятся дымоходы. Издалека их украшения чем-то напомнили гребцов, сидящих в лодке, а перед ними сидел впередсмотрящий. Этот эффект возникал только издалека. При ближайшем рассмотрении оказалось,что это дымоходы, вырезанные несколькими ярусами из оцинкованного железа. Их также можно принять за шахматные фигурки. Массивные ворота традиционны для дворцов, замков и крепостей, ведь они призваны охранять частную собственность. Это хорошо заметно с "изнанки", когда мы прошли во внутренний двор. Взгляд сразу упирается в ресторан при отеле, который расположился на лоджиях. А полукруглые арки и есть ренессансные аркады, опоясывающие двор с трех сторон. Перед входом в ресторан можно заметить симпатичную угловую башню с красивым коническим верхом. Скорее всего, это было необходимое архитектурное решение для соединения ренессансного крыла с новым классицистическим фасадом. Внутренний двор невелик: в центре находится фонтан с четырьмя шарами подстриженного самшита и четырьмя секциями просто газона.







Вид внутреннего двора с лоджий дает ракурс изображения сверху и придает новизну картинке. Чаша фонтана полностью перед нашим взглядом, вход в музей также. В сувенирном магазинчике приобрела магнит (кстати, их выбор беден), на котором использовали картинку со старой фотографии музея. Распахнуто большинство окон, дворец производит впечатление жилого помещения и весь предстает нашему взору. Виден портик и скульптура на нем, планировка купола. Свободное время перед экскурсией было исчерпано, и мы с Рене устремились навстречу новым впечатлениям.

КРАТКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

Даже несколько типичных слов исторической информации заставляют о многом задуматься. Почти всегда, стоя у замка, крепости, монастыря или целого города, обязательно услышишь: во время реставрационных работ или нового строительства взору музейщиков вдруг открылись старинные фундаменты, которые свидетельствуют о том, что на несколько веков ранее на этом месте уже существовали аналогичные постройки. Они могли быть разрушены в ходе военных действий, постарели от времени, погибли в пожаре, но потом люди все равно с завидным упорством возводили что-то новенькое на том же самом месте. И это отнюдь не просто человеческое упрямство. Изначально люди очень хорошо рассчитывали Где, Что, Почему и Зачем они будут строить. Строить именно здесь. Мудрость и дальновидность проявляли наши предки, особенно в деле закладки городов, монастырей, храмов, крепостей и дворцов. В большинстве случаев гиды, напоминая туристам подобные сведения, абсолютно правы. Так оно и есть. Самые хорошие и красивые, удобные и богатые земли во всем мире были облюбованы для строительства давным-давно, если не сказать, что это произошло на заре человечества. На вскидку могу привести примеры современных раскопок, иногда в центре столичных и крупных городов Европы. Эти раскопки свидетельствуют о том, что несколько столетий назад, и даже больше, на месте известных построек уже что-то подобное было. Москва - раскопки в районе Манежной площади, их открыли неожиданно, на территории Кремля известны фундаменты Чудова монастыря, в болгарской столице, в Софии, при прокладке метро обнаружили, нет-нет, не линию метрополитена,проложенную до нашей эры, а древнейшие артефакты. Нечто подобное есть и в центре словацкого города Кошице. Для обозрения современным туристам представили археологические находки, чтобы ознакомиться с ними, достаточно спустится в подземный переход метров на пять. Любая архитектурная и историческая эпоха покоится на плечах предшествующего культурно-исторического периода. На территории внутреннего двора в Топольчанках сразу же услышишь, что при установке фонтана (1989г.) строителями, археологи наткнулись на останки исчезнувших зданий. Стало понятно, что история места своими корнями уходит в седую древность. Обнаружили сразу несколько слоев древних поселений. Оказалось, что эти земли были освоены еще в 6-7 веках. На них селились, как сказано в небольшой музейной распечатке, сделанной на корявом русском языке, славяне, схожие с жителями Праги керамического типа. Вот так! Я только цитирую аннотацию. Здесь же обнаружили каменную архитектуру 13 века. Другие части строений, скорее всего, достраивались на протяжении веков. Было ясно, что частично это были крепостные сооружения. Первое письменное упоминание относится к 1293г., когда одно из сел получило название Топольчанки. Первоначально это была королевская собственность. Однако вскоре (1309г) она начинает превращаться в поместье в том смысле, о котором я говорила выше. Король Карл I Роберт Анжуйский награждает своего преданного вассала и составляет дарственную на имя Юлия Гослава. Он теперь бургомистр и владелец редутов. Далее в аннотации идет загадочная, но очень интригующая фраза: Гослав для себя и своих братьев "получил право на сковороде золота". Вот и гадай, может быть, такова традиция - сковорода золота за преданность и деловые качества! Начало 14 века не менее веселое времечко. На историческом горизонте появился Матуш Чак Тренчански. Его прозвали некоронованным королем Венгрии, то есть этих мест. Карта Словакии этого периода сплошь, как ковер, покрыта значками замков, крепостей и дворцов, принадлежащих Матушу Чаку. Он чувствует в Топольчанках лакомый кусок и обменивает его на деревню Хотин. Когда же власть Матуша Чака ослабела, то поместье вновь вернулось Гославу и его братьям. Более того, семья получила фамилию Топольчански и владела землями и сооружениями до конца 16 века. Благодаря им в 1351г. была построена церковь. Наиболее важные изменения произошли именно в 16 веке, так как начались серьезные битвы с турецкой армией. Крепость укрепили наружными стенами, угловыми башнями, обнесли водным рвом и стали бдительно охранять. С 1567г. основным владельцем стал Ян Топольчански, также он являлся командующим войск против турок. Полученное им прозвище говорит о многом: ТУРКОБОЕЦ, то есть истребитель турок. Поместье получило статус центра Тековского района и стало поставлять сельскохозяйственную продукцию на рынки. Его жители занимаются выращиванием зерновых культур, виноградарством, плодоводством, разведением крупного рогатого скота. Славится город и ремесленниками: ткачами, скорняками,гончарами, портными, сапожниками, каменщиками. Век закончился тем, что представители рода по мужской линии умерли, и все имущество перешло в руки короля Матиаша II.
17 столетие в истории поместья Топольчанки стало периодом созидательным и во многом светским. Эпоха была спокойная, и это многое определило. Город получил статус открытого города, освобожденного от налогов. Замок Топольчанки и окрестности теперь находились в руках Ракоци, очень влиятельной дворянской семьи из Трансильвании. Граф Ладислав Ракоци женился на Элизавете, урожденной графине Банффи. Ее семья была очень богата. Над восточным входом во дворец, на гребне сохранился общий герб супругов, то есть их породнившихся семей. На нем имеется латинская надпись и дата - 1662 год. Реконструкция замка - это целиком и полностью заслуга семьи. Вместо средневековых строений появился дворец в ренессансном и барочном стиле, вокруг заложили великолепный парк в английском стиле.



В середине 18 столетия, в годы правления императрицы Марии Терезии, владельцем поместья и окрестных земель стало графское семейство Кеглевичей. Поместье оставалось в их собственности вплоть до 1890г. Начало 19 века ознаменовалось для дворца новыми перестройками. Проектные работы поручили венскому архитектору Алоису Пихле, они продолжались 7(!) лет. В результате южное крыло полностью разрушили и вместо него появилось новое, выстроенное в стиле классицизма. Все получилось настолько удачно, что фасад дворца до сих пор считается одним из красивейших образцов стиля классицизма в Словакии. Снимки сверху, с высоты птичьего полета, позволяют четко увидеть планировку любого строения. В данном случае заметна асимметричность трех ренессансных крыльев, а также и то, что два крыла вписались в классицистический корпус на разном расстоянии от его торцовых стен. Все это было, скорее всего, продиктовано возможностями строительного участка. Дворец получился именно таким, и от этого никуда не уйдешь. Фотография справа частично показывает территорию английского парка и расположение других строений, не менее интересных для осмотра. Она помогает ориентироваться в целом в поместье.



Позже поместье перешло во владение Габсбургов. В 1890г. Карл Габсбург, брат императора Франца Йозефа I, купил замок. Его превратили в летнюю резиденцию, прибавив к ней лесные и сельскохозяйственные земли. Последними хозяева дворца из этой прославленной династии были эрцгерцог Иосиф Август и его супруга Августа, внучка Франца Йозефа I и Сиси. Они оставались во дворце Топольчанки до октября 1918г. После революционных событий поместье было национализировано.
Мне кажется, что в музее стоило бы создать историко-мемориальную экспозицию, посвященную владельцам поместья, где были бы представлены прежде всего портреты и документы, посвященные истории поместья, смене его владельцев и произведенным реконструкциям. Тогда экскурсию нужно начинать с этой экспозиции и расставлять все точки над i с самого начала. Богатый историко-культурный материал легче уложится в головах туристов.

ИЗ ВЕСТИБЮЛЯ ПО ПАРАДНОЙ ЛЕСТНИЦЕ ВВЕРХ

Осмотр замка начинается с небольшого вестибюля, в котором перед экскурсантами сразу же предстает памятник первому президенту Чехословакии Т.Г.Масарику. И чехи, и словаки искренне чтут память своего первого президента, памятники ему поставлены во многих городах. Благодаря этому человеку два народа обрели политическую самостоятельность, ведь прежде они входили в состав Австро-Венгрии. По европейской традиции эти памятники монументами не назовешь, в них нет и намека на гигантоманию. Большинство из них носит камерный характер. Пропорции фигуры на памятнике соотносятся с пропорциями реальных людей. Поэтому памятник так органично вписался в дворцовое помещение. Автором скульптуры стал чешский ваятель Отто Гутфройнд. В 1927г. статуя была установлена перед зданием суда в крупном западнословацком городе Нитра, где и находилась до 1939г. Потом она хранилась в городском музее Нитры. В самом начале 21века, 10марта 2001г., ей было найдено наиболее удачное место - в поместье Топольчанки. Гид, разумеется, упомянула, что скульптура отлита из бронзы и весит полтонны. Честно говоря, уверена, что такая статистика не имеет никакого отношения к искусству, на память приходят дерзко-иронические строчки Маяковского: "Мне наплевать на бронзы многопудье, мне наплевать на мраморную слизь..." Тем не менее повторю слова гида о массе бронзы и о том, что фигура Масарика изображена в натуральную величину. Памятник памятником, однако по нему трудно судить о внешности человека, поэтому решила расположить рядом фотографию живого Т.Г.Масарика, да еще всем официальным портретам предпочла президента страны верхом на лошади. Так он предстает перед нами без глянца апофеоза, в частной, домашней жизни. Несмотря на возраст, сразу замечаешь выправку этого человека. Он сохранял ее на протяжении всей долгой жизни. В седле он держится не менее великолепно, чем выглядит. Почему-то придумала, что Масарик в данный момент находится в своей резиденции в Топольчанках, и лошадь под ним, серая в яблоках, тоже, скорее всего, с местной конефермы. Стройная, поджарая, с красивейшими ногами, умной мордой. Да, под президентом должна быть именно такая красавица! Получается так, что скульптура Масарика встречает гостей в вестибюле дворца, перед парадной лестницей. Фигура президента даже отразилась в зеркале, расположенном по диагонали. В самом вестибюле минимум обстановки: круглый стол перед скульптурой. Очевидно, для написания отзывов о посещении дворца. Все спроектировано симметрично: вазоны и большие тяжелые светильники-шандалы с плафонами из молочного стекла, в тон к ним подобрана люстра. Поднимаясь по лестнице, можно обнаружить, что светильники-шандалы, сопровождают посетителей по всем лестничным маршам. В перспективе - овальная ниша для бюстов великих и бессмертных.





В декоре вестибюля господствует элегантный минимализм, все детали убранства тщательно отобраны. Непосредственно на главной лестнице бросается в глаза большое зеркало в очень красивой раме классицистического стиля. Ян Кеглевич не случайно решил разместить его именно на лестнице. Войдя в замок, прибывшие гости имеют возможность осмотреть свою внешность. По парадной лестнице можно подняться к церемониальным покоям. Каждая из площадок оформлена копиями античных бюстов римских императоров: Каракалла, Веспасиана, Августа, Тиберия. На одной из лестничных площадок нашлось место для комплекта мебели в гостиную. Думаю, что лучше было бы рассмотреть его и полюбоваться в полной мере всеми деталями треугольного столика, стульев с ажурными спинками (очень необычными!) и маленьким диваном на две персоны именно в какой-то гостиной, на просторе, чтобы обзор меблировки был более доступным. Цветовая гамма обивки пленяет тонким вкусом. Другие элементы декора относятся к 19 веку и были привезены из дворца Вельке Угерце. Архитектура этой части дворца, ее декоративные элементы типичны для классицизма первой трети 19 века в Словакии, все вместе создает атмосферу торжественности. Некоторые предметы, скорее всего, это стулья со стрельчатыми готическими, или неоготическими спинками в Топольчаны были привезены из одного из дворцов Кеглевичей, находившегося в Вельке Угерце. Пишут, что в этом дворце использовались неоготические мотивы. В наше время он долго стоял заброшенным, однако его не так давно привели в порядок, отреставрировали. Вот его вид до и после реставрации. Молодцы, словаки! Приводят в порядок свое богатейшее культурное наследие. Нам бы так!




Украшением дворца по справедливости можно считать нарядный купол, расположенный в центральной части. Изначально эта часть постройки была предназначена для семьи. Во времена владения этим поместьем семьи Кеглевича здесь проводили политические совещания для знати. Красивые стулья с резными спинками как раз и свидетельствуют об этом. Диаметр зала составляет десять метров, а высота купола достигает двадцати метров. При строительстве этой части дворца привлекли к проектным работам венского архитектора Алоизия Пихла, который был очень увлечен купольными строениями в Венеции. Пишут и находят абсолютные параллели к топольчанскому куполу в Италии. Белый цвет придает куполу абсолютную нарядность. Между овальными окнами находятся лепные украшения, это купидоны, по-итальянски их называют Путти. Каждый из них играет на каком-то музыкальном инструменте: на лире, на гобое, на барабане и др. В круглом зале под куполом находится большой балкон, который прекрасно виден на фасаде. Его использовали для музыкантов, когда во дворце проходили какие-то развлечения. С самого балкона открывается прекрасный вид на парк, село и горные склоны. Благодаря куполу зал имеет прекрасную акустику. Стены зала украшены историческими портретами членов семьи Кеглевич де Бузин начиная с 18 века. К огромному сожалению многое во дворце не разрешали снимать, поэтому частично я использовала возможности интернета, хотя и своих снимков привлекла больше сотни. Герб этой семьи позаимствован из интернета. Вот такой, раскрашенный, что пошло ему на пользу, он украшает один из домов Кеглевичей в Братиславе. Напоминаю, что такой же герб, но только высеченный из однотонного камня, Вы уже видели в отзыве, где он украшал входные ворота на территорию музейного комплекса.



ГОСТЕВОЙ САЛОН

Поднявшись по парадной лестнице, мы попадаем в салон, который когда-то служил для гостей. В наши дни это собрание старейших экспонатов, любой из них "тянет" на роль раритета. Все они служили для поддержания жизни прежних владельцев в разные исторические периоды. Каждый из этих экспонатов является высокохудожественным изделием мебельного искусства различных стилей, и каждый раз произведения этого вида искусства вызывают искреннее восхищение. Здесь представлены такие стили, как ренессанс и барокко. В этом зале выставлено несколько живописных полотен. Самая поразительная картина - это портрет в полный рост, можно сказать, что это парадный портрет, хотя время парадных портретов исторически еще не наступило, графа Яна Топольчанского. С 1567г. он был основным владельцем поместья и командующим войск в борьбе против турецкой армии. Это он получил такое необычное прозвище: Туркобоец, о чем я уже писала. Граф скончался в 1598г. Его захоронение находится в местной церкви. Еще одна из картин изображает большую битву и победу над турками в Вене (1683г.). Эта битва произошла позже, после смерти Яна Топольчанского. Украшен салон и копией картины Альбрехта Дюрера "Тайная Вечеря". Глаз нельзя оторвать от удивительно красивого обеденного комплекта, состоящего из буфета, стола и стульев. Он датируется самым началом 17 века. Такой богатой инкрустации мне не доводилось встречать прежде. Необычна и форма спинок у стульев. Инкрустация очень гармонирует с резьбой. Буфет хочется разглядеть поподробнее, но увы и ах! У стены стоят резные стулья с полукруглыми подлокотниками в стиле ренессанс. У каждого из стульев "свое" лицо. В салоне также собраны секретеры для хранения ювелирных вещей. В облицовке секретеров используются разнообразные и многочисленные перламутровые вставки. В целом секретеры изготовлены из имитации эбена, то есть черного дерева. В подобных секретерах дамы предпочитали тайно хранить любовную переписку. В целом мебель в гостевом салоне отличается сочетанием двух техник: резьбы и инкрустации. Внимание туристов обязательно привлечен игровой стол в стиле барокко, он также датируется 17 веком. Столешница инкрустирована орнаментами, указывающими на игры, которыми развлекались гости. Стулья, стоящие рядом со столом, имеют богатый резной узор, причем два стула - близнецы, а третий на них непохож. У спинок двух стульев в качестве кариатид, поддерживающих их, мастер выбрал сирен. Спинка третьего стула совсем другая, но от этого она ничуть не хуже. Вроде бы третий стул является образцом работы словацкого мастера. Угловой шкафчик 1604г. рождения вместе с медным комплектом для умывания был объявлен национальным памятником культуры. В этом салоне мы не видим хрустальных люстр, все обстоит значительно проще. Над головой у туристов находится массивная медная лампа, привезенная из Марокко. Ее привезли владельцы замка. В салоне оружия мы также столкнемся с марокканской лампой, но уже другого дизайна. Мне кажется, что подобные светильники очень хорошо впишутся в замковые покои, облицованные кирпичной кладкой, дополнят ее.




САЛОН ОРУЖИЯ. ТОЛЬКО СЛОВАМИ

Вето номер один.На двери укреплено грозное предупреждение, написанное красным цветом. Снимать запрещено. Салон оружия невелик по размерам, однако коллекция в нем представлена богатейшая, она насчитывает сто экспонатов разного происхождения и возраста. Самое старое оружие - арбалет 16 века висит под самым потолком. Не дотянешься! По сторонам интересные по форме сабли из разных провинций. Меч с изогнутым лезвием представляет турецкое оружие. Турецкого оружия здесь хватает с лихвой, так как эти территории были местами сражений с турками. Экспонаты идут от 16 века к 20 веку. Благодаря этому можно представить историю развития видов оружия. Выставлены здесь богато украшенные геометрическими орнаментами, слоновой костью и жемчугом турецкие пушки, тяжелейшие мушкеты весом в 27кг., военные винтовки и охотничьи ружья, принадлежащие последним владельцам поместья, так как они были страстными охотниками. Иосиф Август состоял в браке с Августой, внучкой императора Франца Иосифа I, одно из охотничьих ружей принадлежит именно ему. Спору нет, подобные раритеты нужно беречь и охранять. Особое внимание в коллекции оружия привлекает меч в ножнах из кости рыбы-меч, прежде всего он притягивает глаз своим художественной необычностью. Африканские копья и гарпуны для ловли рыбы также заслуживают внимания. В этом же салоне экспонируются восточные вещи, которые стали объектом внимания путешественников в далекие восточные страны. Уж очень много необычного с художественно-эстетической точки зрения было на Востоке, и именно это хотелось привезти в родные пенаты. На столе стоит большая круглая медная печь, первоначально предназначенная для сжигания ароматических веществ. Низкие бамбуковые табуреты с натянутыми сидениями из кожи дополняют бамбуковый столик. На него водрузили турецкий кальян нежно-синего цвета и стаканы для кофе. Около окна стоит настоящий комплект медной посуды: кувшин, чайник, и какое-то непонятное высокое приспособление, накрытое кружевным "абажуром", богато расшитым китайским жемчугом. Здесь же можно увидеть одежду стражников 16 века, турецкие флаги. захваченные в 17 веке в боях. Ширма, украшенная перламутровой инкрустацией, абсолютно вне времени, она и сегодня смотрелась бы прекрасно в соответствующем интерьере. Особый акцент в этом зале сделан с помощью ковров и текстиля. Над дверью получился своеобразный фриз из девяти ковриков, на которых мусульмане совершают намаз. А под ними висят французские висячие гобелены. Возможно, они служили для обрамления входа в покои.



ЗАЛ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ИМПЕРАТРИЦЕ

Во время правления Марии-Терезии обладателем недвижимости в Топольчанках становится Кеглевич де Бузин. Дворянин хорватского происхождения, он владел замком Бузин. Отсюда произошла и его полная фамилия. Здесь, в этом замке, начиналась история семьи Кеглевичей. Поэтому должен быть в этом замке зал, посвященный австрийской императрице. Поэтому он должен быть оформлен мебелью, относящейся к годам ее правления (1740-1780гг.), естественно, в стиле барокко. В центре зала висит портрет императрицы в наряде, в котором она была в момент коронации. Она была первой женщиной-императрицей из династии Габсбургов. Ее отец, император Карл УI, умер в 1740г. Как было принято говорить, кончилась жизнь "для меча", то есть по мужской линии. Мария-Терезия успешно справлялась с государственными обязанностями, как правительница она пользовалась уважением. Когда писался ее портрет, ей было 63 года, но выглядит она значительно моложе. Ей легко можно дать лет 50. Над коронационным портретом императрицы висит большое полотно фламандского художника, оригинальная работа, которая называется "Дикие гуси, испуганные охотничьими собаками". Картин в этом зале хватает, включая и королевские портреты, и отдыхающих ангелов. Фотографировать картины в залах - дело неблагодарное, они всегда получаются слишком мрачными. Обстановка в стиле барокко представлена очень богато, почти все предметы мебели: шкафы, секретеры, комоды, столы, кресла, консольные столики, напольные и настольные часы, рамки для декора - все можно найти в комнате. Главная особенность линий в искусстве барокко - это их закругленность, многочисленные завитки, пузатые двери у секретеров и шкафов. Этот стиль включает много мифологических и растительных мотивов. Мебель в основном ручной работы, известны и имена мастеров. Из Франции времен Людовика XIУ от столяра, мастер Буль, служившего в королевском суде, пошла особая техника обработки дерева, получившая название инкрустированная маркетри. В деревянную поверхность вводились нити металлической пряжи. Они придавали орнаментам и рисункам тонкий и изящный вид.Техника украшения мебельных фасадов была известна и ранее, но именно мастер Буль довел ее до абсолютного совершенства. Для инкрустации он использовал латунь, позолоченную бронзу, пластины из панциря черепахи, рога и другие материалы. Мебель, изготовленная им, соответствовала вкусам эпохи Людовика XУI. Тончайший орнамент на дверцах углового шкафа виден очень отчетливо. В секретерах имеются и потайные ящички. Безусловно, наше внимание остановится и на массивном столе с полированной столешницей из поделочного камня. Его ножки - верх музейного совершенства. Львиные морды и загадочные мифологические лики, лапы фантастических животных удерживают тяжелую столешницу. На комоде под портретом императрицы стоят две расписные вазы из венского фарфора. Французскими часами 18 века можно и любоваться, и козырять, так они хороши. Люстра из чешского хрусталя была создана 150 лет назад, однако сверкает, как в первый день творения. Сокровища в этом зале трудно пересчитать.





СВАДЕБНЫЙ ПОДАРОК ИЗ РОССИИ

Перед нами совершенно прелестный вид на зал в стиле рококо. Художественный стиль рококо - это следующая за стилем барокко страница. Естественно, что два стиля связаны как сходством, так и различиями. Моя душа неравнодушна к барокко, его фантазиям и изобретательности, дворцовой пышности, к ироническим гримасам скульптурных масок, украшающих дворцы, к пышным телесным формам не только у светских дам, но и у купидонов. Рококо было принято на вооружение теми слоями аристократии и дворянства, которые не поднялись до царских высот, однако имели тугие кошельки и позволяли себе роскошь. Рококо, если говорить о царских дворцах, обитало в частных покоях монархов, либо в загородных дворцах аристократии и дворянства, в особняках. Там, где шла жизнь приватная, но не менее утонченная, изящная и изысканная. Где богатство не било в глаза, тем не менее оформление интерьеров влетало в копеечку. В рококо не чувствуется барочная помпезность, что наглядно продемонстрировал салон в этом стиле в музее в Топольчанках. Все очень легко и воздушно, фотография передает это ощущение, зал не перегружен мебелью, она вся наперечет. Сочетание зеленовато-оливковых и розоватых тонов действует на душу умиротворяюще, успокаивает ее. Обстановка не подавляет ни своими размерами, ни тяжеловесными деталями. Мебель со слегка изогнутыми ножками выглядит очень изящно. Угловые шкафчики-горки асимметричной формы и полки восхищают ажурными деталями, да и выдержать они могут лишь фарфоровые статуэтки и вазы. Одним словом, мелкую пластику. Зеркало и консольный столик с вазой на нем - чУдный уголок, радующий глаз. Каждый предмет обстановки дает высокохудожественную пищу для любования и восхищения. Люстра также выглядит легко, по сравнению с другими светильниками. Легкость ей придают не только тонкие малочисленные свечи, но и легчайшие хрустальные подвески, тонкие золотистые цепочки. Два стола справа и слева отличаются только формой, но не декоративным оформлением. На круглом - установлен большой подсвечник, на прямоугольном - очень красивая ваза-ладья для фруктов. В ее декоре соединились две техники: металл с ажурным пояском окантовывает верхнюю часть вазы, а основная ее часть - это расписанный фарфор. Фарфоровые вазы и ладья для фруктов - это продукция парижского завода, с прославленной на весь мир маркой - "Севр". Ваза на столике у зеркала и ваза для фруктов по форме являются классицистическими образцами искусства, а по живописи следуют канонам рококо. Прежде эти две вещи принадлежали возлюбленной Людовика ХУ, маркизе де Помпадур. Между окнами, на левой стене, находится небольшое прямоугольное зеркало из венецианского стекла, от вида которого захватывает дух. У него рамка сложной изысканной формы, хотя сделана она на базе прямоугольника. Верх и низ у рамы невозможно спутать. В зеркале отразился пейзаж, висящий на правой стене. И, наконец, о "виновнике", давшем название комментариям к этому дворцовому залу. Выглядит он очень скромно, думаю, кто-то так и решит. Это небольшой прямоугольный консольный столик на двух ножках. Он изготовлен русскими мастерами из зеленого сибирского мрамора, называющегося ониксом. Цвет довольно насыщенный. У нас бывают в продаже изделия из оникса более бледного цвета. Это был свадебный подарок от последнего русского царя Николая II. Его презентовали на свадьбу в семье Габсбургов в 1893г. Над столиком висит картина норвежского художника-реалиста Густава Расмуссена 19 века под названием "Фиорд Норвегии". В этом зале гид немного поиграла с нами в "Угадайку". Она хотела проверить нашу смекалку, спросив про назначение керамического бочонка китайского "производства", стоящего возле камина. Подобный предмет мне уже доводилось встречать в замке "Червены Камень". Это разновидность грелки. Прорезь, как на копилке, позволяла выходить горячему воздуху. На нем не остывал чай. Однако у этого бочонка было и другое назначение: для "гряня", так это звучит по-словацки. Использовали его женщины, чтобы избавиться от дамских недугов и простуды. Сразу всплыл в памяти русский народный способ, распространенный в сельской местности. В аналогичных случаях бабы нагревали камень или кирпич в печке, клали его в ведро и садились сверху для теплых процедур, для прогревания. В Китае для целительных процедур использовали красивый бочонок. Вот и вся разница, а принцип действия один и тот же. Голь, как известно, на выдумки хитра, а народные средства лечения - это проявление его, народа, мудрости и сообразительности.





На фото с общим видом зала перед нами открывается анфилада. А в перспективе виден еще один небольшой зал, также демонстрирующий предметы мебели и антиквариата в стиле рококо. Кроме того, на стенах этого (второго) зала в дополнение к пейзажам представлены портреты дочерей Марии-Терезии. Из 16 детей она имела 11 девочек. На одном из портретов младшая дочь, Мария Антуанетта, жена французского короля Людовика XYI. В этом браке родилось четверо детей. Судьба супругов закончилась печально: они были казнены в 1793г. Есть в экспозиции и портрет любимой дочери императрицы, которой было разрешено выйти замуж по своему усмотрению, то есть по любви, в отличие от других дочерей. Но об этом с демонстрацией портретов я уже писала в отзыве о замке "Червены Камень". Не буду распространяться о предметах меблировки, а вот на антиквариате задержу Ваше внимание, как это сделала гид Лидия. Она рассказывает об оригинальной люстре из Китая. "Секрет" люстры-перевертыша заключается в том, что она напоминает столовый комплект. Ваза, лежащая в основании люстры, перевернута вниз головой, а остальные детали - это миски для супа, чаши для фруктов и блюдца. Вот такой необычный секрет у этой люстры! В стеклянной витрине видны наборы английского, венгерского и берлинского фарфора. На камине представлена традиционная композиция: два фарфоровых китайских подсвечника, а между ними оригинальные часы в стиле рококо. Они насчитывают уже сто пятьдесят лет и были свадебным подарком для последней семьи Габсбургов. Герб этого рода со львами, как фирменный логотип, украшает каминные часы. Над диваном висит гобелен французского производства. Он был выткан в 18 веке, а сюжет на нем довольно распространенный: на фоне древних развалин изображена пастушеская идиллия.



ФАРФОРОВОЕ ЦАРСТВО

В первую очередь - это зал фарфора, а вот мебель в нем разного происхождения. Она выполняет особую функцию витринных шкафов для ценных, но хрупких экспонатов. Шкафы должны быть максимально застеклены и иметь специальные подставки для тарелок, чтобы их узоры были на виду. Один из самых замечательных экспонатов в утонченном хрупком царстве - это большой сервиз, произведенный в Германии на знаменитой мануфактуре в городе Мейсен. Шесть полок в высоком шкафу уставлены множеством изделий, расписанных кобальтом, главной краской этой мануфактуры. Хотя они используют и всю гамму красок, отдавая предпочтение кобальту, позаимствованному у китайских мастеров. На донышке всех предметов посуды эта мануфактура изображала свой фирменный знак: синие скрещенные мечи. Это производство началось в 1710г. и продолжается по сей день. В соответствии с размером угла, на котором скрещиваются мечи, и других мелких знаков, можно установить с точностью до десятилетия время производства этой знаменитой посуды. Музей в Топольчанках гордится тем, что в его коллекции присутствуют отдельные экземпляры посуды за весь период производства, заканчивая началом 20 века. Кроме того, в одной из витрин выставлены кусочки фарфора из Мейсена, Славкова, Берлина, английского Челзи и др. мануфактур. Коллекция керамики представлена в отдельном шкафу возле окна. Она датируется 17 веком. Есть в этой коллекции и образцы керамики габанов, выходцев из Швейцарии и Южной Германии, покинувших свою родину из-за религиозных преследований. О них более детально я писала в отзыве о замке "Червены Камень". В персональной витрине представлен богатый позолоченный чайный комплект на две персоны. В него входят великолепный поднос с тонким ажурным бортиком, пара чашек с блюдцами, сахарница и молочник. Выполнено это чудо, кажется, на английской стаффордширской мануфактуре. Допускаю, что это фарфор французской работы. В другой изящной стоячей шестиугольной витрине также представлены всякие редкости. С этими экспонатами время от времени происходят всевозможные "рокировки", их переносят из зала в зал. Над одним из шкафов, у окна, находится большое живописное полотно на тему "Сусанна и старцы". Сюжет очень распространенный, картины на него можно найти и в других словацких замках. В данном случае картина является копией с оригинала, написанного Веронезе. Великолепна и люстра в зале фарфора, подобных ей больше нет. И напоследок не удержусь и скажу о необычном экспонате, он единственный в мире. В моем же отзыве - это самый плохой снимок. Простите. На него падал свет, и он был под толстым стеклом. Его место на общем снимке находится довольно далеко. Мы видим диван необычной полукруглой формы, с полукруглыми спинками по бокам, в середине дивана спинки нет. Скорее всего такие диваны имеют особое название. Сам диван обтянут нежно-желтой кожей. Перед ним стоит круглый стол на очень красивый ножке. У стола треугольное основание со срезанными углами. Если я правильно поняла, то это уникальная вещь, изготовленная мастером Булем. Стол стоит очень далеко, его оформление трудно разобрать, у него металлическая ножка в форме женской фигуры. Попробую что-то похожее подобрать в интернете. Знаменит стол, можно сказать, вдвойне, он хорош сам по себе , но ведь на нем еще лежит уникальнейший экспонат - большая фарфоровая тарелка, в центре которой изображена фигура Людовика XУI. Он представлен в дамском окружении. 17 (!!!) миниатюрных портретов фрейлин прошлых королей Франции. Портреты с левой стороны представляют дам сердца Людовика X IУ, а с правой стороны - Людовика XУ. Любовницы переходили, как приз, от одного короля к другому, отказываться от подобных привилегий дамы были не в состоянии. Вот некоторые имена из них: маркиза де Помпадур, графиня Дюбарри, казненная во время правления Людовика XУI, Нинон де Ланклос, Луиза де Лавалер, мадам Монтеспан, мадам Ментенон - вторая жена короля Людовика XIУ. Вот такая карусель фавориток французского королевского двора. Экспонат у всех вызывает улыбку. Он это заслужил.




ПРЕЗЕНТ ДЛЯ БРАВЫХ УСАЧЕЙ

Вокруг нас находится много самых разных вещей, о назначении которых сегодня мы даже не догадываемся. То, что пользовалось популярностью и было востребовано лет сто назад, может поставить нас в тупик. Большинство, например, бытовых предметов почти не изменилось, а некоторые сошли с бытовой арены и нашли свое место в музеях или их предлагают на конкурсах знатоков-интеллектуалов атрибутировать: что это такое? Чашка как посуда для питья известна каждому из нас, но вот необычная чашка со спрятанной внутри полочкой. Именно такую показала гид на экскурсии в Топольчанках, в зале фарфора. Сфотографировать не разрешила, но я подумала, что выйду из этого положения с помощью интернета и развлеку Вас, уважаемые читатели.
Хождение такие чашки имели примерно с 1860 по 1920г. Это был их золотой век. Они родились в Англии, так как мужчины туманного Альбиона предпочитали иметь усы. История знает и других великих усачей. Среди них и российский император Николай I, и Марк Твен, и Максим Горький, и Илья Репин, и Сальватор Дали, и наш с Вами соотечественник и современник Михаил Боярский. Этот ряд могли бы продолжить имена еще сотен мужчин, не равнодушных к такому способу украшения собственного лица. В определенные исторические эпохи ходил и такой шутливый афоризм: "Мужчина без усов так же смешон, как женщина с усами". Вот и в наше время, когда люди пытаются шутить, проходят конкурсы усачей и бородачей. Полюбуйтесь, как весела и изобретательна эта девятка победителей подобного конкурса. Все они холят и лелеют свои усы, ставшие настоящим произведением искусства, и ни к каким цирюльникам эти усачи ни за что не пойдут. Ведь никто не желает избавляться от собственной индивидуальности.
История усов и ухода за ними - это настоящий культурологический вопрос. Пышные усы выполняли не просто декоративную роль, они имели статусное значение. Генерал-губернатор, военачальник просто обязаны были иметь бакенбарды, усы или бороду, иначе их авторитету среди подчиненных угрожала серьезная опасность. Чем сложнее была растительность на лице мужчины, тем больших забот она требовала. Усы покрывали помадами, воском, расчесывали и укладывали с помощью специальных миниатюрных расчесок, на ночь прижимали к лицу особыми бинтами (а аптеки рекламировали их!) или накручивали на палочки. Особенно страдала красота усов во время приема пищи, про бороды и говорить нечего, крошки приходилось вычесывать. Во время еды пачкалась одежда, так как воск и помады от горячей еды и питья плавились и капали на платье. Страдала и сама форма усов.
Нам кажется, что в далеком прошлом люди изобретали себе проблемы, чтобы потом бороться с ними. Нам непонятно, что если усы и бороды имели неприглядный вид, то это было настоящим ударом по репутации владельца. Все это и подтолкнуло изобретательскую мысль к решению проблемы. Придумали, разумеется, в Англии конструкцию чашки и дали ей особое название: Moustache cup. Одним из первых был английский мастер Харви Адамс. Изобретение было запатентовано. Теперь кончики волос не окунались в жидкость, следовательно, проблема была успешно решена. В основном чашки изготавливались из фарфора, реже из керамики или серебра. Чашки подобной конструкции делались и специально для левшей, чтобы щиток находился с нужной стороны. Состоятельные мужчины, кроме всего прочего, получили возможность заказывать индивидуальные чашки, чтобы они учитывали форму и особенности лично их усов. Тогда ни одна капля чая или кофе не попадала на костюм. В 20 веке, после революций, войн и других потрясений, мода на роскошные усы пошла на убыль, стали забываться и специальные чашки. Сегодня их несложно найти на прилавках посудных и сувенирных магазинов и привезти знакомым мужчинам, любителям пышной и ухоженной растительности на лице.




ЭПОХА НАПОЛЕОНА. СТИЛЬ "EMPIRE"

Первое, что сказала гид Лидия, когда мы вошли в этот зал, что он посвящен эпохе Наполеона Бонапарта. Этот исторический период получил соответствующее название: период Империи. В переводе с французского "эмпайр" и означает "империя". Она это повторила несколько раз. И только спустя какое-то время до меня дошло, что на наших отеческих художественных просторах этот стиль получил название "ампир". Вся мебель в этом салоне датируется первой третью девятнадцатого века. Стиль ампир иногда называют неоклассицизмом . Как мне кажется, с политической точки зрения в классицизме и неоклассицизме есть общее: во-первых, это создание государственности и, во вторых, ее укрепление, когда государство превращается в империю. Вся архитектура главных зданий в империи должна художественными средствами прославлять силу, мощь и величие империи. Империи создаются путем завоеваний, поэтому военная атрибутика широко присутствует в оформлении императорских дворцов. Будучи стилем начала 19 века, в России стиль возродился в середине века 20. И получил название "сталинский ампир", потому что тому, кого называли "Хозяин", хотелось запечатлеть свои амбиции и в архитектуре. А в частной жизни, как мне кажется на этот раз, будут преобладать прямые, четкие линии и формы без особых излишеств, строгие формы. Что-то от спартанства. Французский поэт Поль Верлен кратко и очень точно определил наполеоновский ампир как стиль жесткий и холодный, а точнее, назвал его "затвердевшим стилем Людовика XУI"
Мебель, попавшая в кадр, отличается сдержанным оформлением, хотя детали не так уж и просты.В них есть своя красота. Зеркало, столик, стулья не имеют особых украшений. С другой стороны на фоне этой лаконичности становятся заметны отступления от нее. Мне очень понравились спинки стульев, стоящих возле стены: три глазка поверху и тончайшие вертикальные переплеты в центре, почти как натянутые струны. У столика изящные ножки, имеющие небольшие капители, чем-то они напоминают колонны, присущие классицизму и неоклассицизму. Нижняя полочка столика используется для небольшого английского шкафчика, в котором хранили письма. На столешнице разместили венскую вазу и небольшие часы. Секретер в углу - небольшое отступление от стиля ампир. Его верхняя часть чем-то напоминает куполообразное строение. Строго развешены и картины: все они в прямоугольных рамках и точно одна над другой. Зеркало ничуть не выбивается из этого стиля. На обозреваемом пространстве глаз притягивает только небольшая мраморная статуэтка, находящаяся в центре круглого стола. В ней используется известный мировой сюжет "Два ангела борются за сердце". Существует много копий этой работы, есть они и в российских музеях. Мне захотелось представить эту великолепную скульптуру для детального обзора. Можете полюбоваться и сравнить. Очень живые и упрямые мальчишки, каждый хочет отстоять свое право. У ангелов тщательно проработаны и крылья, и упругие волны кудряшек на голове. Точно передается и движение тел. Любой качественный мрамор хорош, однако у статуэтки в Топольчанках есть одно очевидное преимущество. Мрамор светится, даже на дальнем расстоянии, он пропускает солнечный свет, льющийся из большого окна. Эффект света присущ прежде всего итальянскому мрамору из города Карара. Его использовал Микеланджело для своих работ. Вообще, кроме мрамора, и натуральный алебастр, а не тот, который используют сейчас, тоже пропускает свет. В Египте, в каирском музее изобразительных искусств, у алебастровых ваз можно также отметить эффект сияния и свечения.





Спальни, как таковой, в экспозиции дворца нет, однако в зале есть обособленный уголок, где представлена кровать с интересным по форме изголовьем, красивым покрывалом, с вытканным крупным растительным орнаментом. В центре изголовья вырезан из дерева ангел с крыльями и надетым на него позолоченным украшением. Думаю, что это дань стилю ампир. Возле кровати выставлена интимная деталь - ночная ваза с золоченой ручкой и крупный кувшин, схожий по форме с горшком. По дизайну эти два предмета - явный комплект. Этот набор туалетных принадлежностей демонстрирует нам прославленный венгерский фарфор Жолнай, очевидно, по названию места производства. На ночном столике стоит итальянская ночная лампа с абажуром из алебастра, к сожалению, она не попала полностью в кадр. Над кроватью висит копия картины Рафаэля "Мадонна дель Грандука", что переводится как "великогерцогская мадонна". Мадонна держит на руках младенца Христа и как бы представляет его зрителю. Картина была написана, как считается, после переезда Рафаэля из Перуджи во Флоренцию после 1504г. Историки искусства видят в полотне влияние работ Леонардо да Винчи. Свое нынешнее название картина получила в честь великого герцога Фердинанда III, который приобрел ее у наследников художника Карло Дольчи и привозил в Вену, чтобы похвастать приобретением перед родственниками из рода Габсбургов. Тем, вероятно, и захотелось "разжиться" копией, вот она и стала украшать салон "Empire", а подлинник великого полотна находится во Флоренции в палаццо Питти. В наше время почти все музейные шедевры широко растиражированы, их можно увидеть на чем угодно. К филателистическим маркам я отношусь с интересом и уважением, к определенным юбилейным датам их выпускают во всем мире, и коллекционеры буквально охотятся за этими миниатюрными произведениями искусства. Однако, когда изображение мадонны с младенцем или каких-то святых "перекочевывает" на сумки, то это становится примером китча. Церковь, наверное, склонна видеть в этом проявление богохульства. Помещать изображения святых на товарах широкого потребления могут только люди, для которых нет ничего святого. Простите мне этот каламбур. А еще возникло желание уравновесить снимок кровати с интимными туалетными принадлежностями чем-то более светским. В одном из соседних залов сделала пиратский снимок: простенок между двумя окнами, в котором пристроился консольный столик с массивными часами из позолоченной бронзы. Они произведены в Париже. Это работа знаменитого часовщика Балтазара. Продуман и окружающий декор в этом уголке: небольшое зеркало в красивейшей рамке с пышным украшением наверху, а также старинные цветные литографии в рамках похожей формы, то есть с золочеными завитушками сверху.

КАБИНЕТ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА СТРАНЫ

Добрались мы до небольшого, но по-своему уютного кабинета первого президента Чехословакии, государства, впервые появившегося на карте Европы совсем недавно. Это была летняя резиденция Т.G. Масарика. Его первый визит в Топольчанки состоялся в 1923г., впоследствии он на протяжении десяти лет являлся его летней резиденцией. Он бывал здесь обычно в августе-сентябре. Последний раз Масарик приехал сюда в 1933г, хотя занимал пост президента вплоть до 1935г. У него были проблемы со здоровьем, и он ушел в отставку, а в 1937г. скончался. Когда начинаешь ближе знакомиться с жизнью какого-то выдающегося человека, то понимаешь, что за плечами каждого деятеля скрывается не только сложная, но и любопытная биография. Каждый раз видишь перед собой незаурядный характер. Иногда перед нами возникает человек, который смог подняться из социальных низов до вершин государственной власти. Именно так обстояло дело с Масариком. Его отец был словаком, а сын стал лидером движения за независимость словаков в союзе с чехами. Кем был по роду своих занятий его отец? Он был КУЧЕРОМ у сельского пана. Несмотря на свое происхождение из бедной семьи, мальчик с детства был уверенным и независимым подростком. После окончания реального училища он стал учеником кузнеца, а потом... четырнадцатилетнего подростка приняли без жалованья помощником учителя в школу. В счет оплаты директор научил мальчика игре на фортепьяно. Спустя короткое время мальчик уже играл на органе в костелах и пел на похоронах, а поскольку петь нужно было на латыни, то он стал самостоятельно изучать этот язык, чтобы узнать, о чем он поет. Настрой на эвристичность, на познание и открытия очень рано проявился в этом человеке. Потом была гимназия в Брно, затем гимназия в Вене, факультет философии в венском университете, изучение французского и арабского языков, написание докторской диссертации. В 27 лет молодой доктор философии стал преподавать в Лейпциге, где познакомился со своей будущей женой и взял ее фамилию себе в качестве второго имени: так он стал Томаш ГАРРИК Масарик, или "аббревиатурой" T.G.M. Как много вместили в себя какие-то 27 лет жизни! Фотопортрет этого времени, другой - когда подписана нота о независимости страны.



На политической сцене Масарик снискал себе уважение как независимый политик и борец. Любили его и люди из народа. Его называли "тятенькой" и "батюшкой", а то и "дедушкой". Он стал исключительной и выдающейся личностью в истории Чехии. Он никогда не поддерживал идей национального экстремизма, был противником имперской политики Австрии. В 1918г. был подписан закон о независимости Чехословакии. Об этом было объявлено в Вашингтоне. Вскоре Вена подписала ноту о независимости Чехии и южных славян. По возвращении Масарик обратился к своему народу со словами: "Мы достигли своей цели. Теперь нужно постараться удержать завоеванное навсегда." Свое моральное кредо Масарик сформулировал очень коротко: "Не бояться и не красть". Какие же это важные заповеди! Кабинет президента в летней резиденции выглядит вполне презентабельно, но в то же время не грешит роскошью. Письменный стол и книжный шкаф с национальной словацкой керамикой, напольные часы по оформлению в пару к книжному шкафу. На небольшом столике у окна личный телефон президента, вся остальная мебель из музейных фондов дворца. Президент ею, разумеется, пользовался. В другом углу на столе стоит пишущая машинка. На окне парные бронзовые статуэтки, старинные, и необычная подставка для свежих газет. Внимание посетителей притягивает необычный и очень красивый по дизайну камин. Он облицован мрамором порфирового цвета, то есть пурпурного. Такой мрамор использовали в древнем Риме для облицовки императорских покоев. Впервые увидела на камине медную заслонку. Часы в малахитовом корпусе гармонируют с камином. Парочка бронзовых птиц - все это настоящий антиквариат. После ухода из жизни Т.Г.Масарика это кабинет использовался другими президентами, но не так регулярно, как при нем. Достаточно будет привести имена тех президентов, которые могут быть на слуху у наших соотечественников: Клемент Готвальд, Антонин Запотоцкий и Антонин Новотный.




В кабинете есть замаскированная дверь, которая ведет в библиотеку. В библиотеке строжайше запрещено фотографировать, поэтому к этой затемненной фотографии сделаю лишь краткие словесные комментарии. На моем туристическом веку были интересные музейные библиотеки: в аббатстве Паннонхалма в Венгрии, книжные фонды в аббатстве насчитывают более ста тысяч книг, есть там и рукописные исторические документы тысячелетней давности; богатейшая библиотека во дворце Эстерхази и у князей Фештетичи в Кестхее. В Словакии в замке Червены Камень библиотечный фонд по количеству томов, по присутствию в нем инкунабул вполне сравним с библиотекой в поместье Топольчанки. Однако НИГДЕ не было запрета на фотографирование. Свой запрет на фото в Топольчанках сотрудники решили мотивировать тем, что собрание книг является одной из самых ценных коллекций в замке. Я же нашла этому совсем другое объяснение. В комментариях о музейной экспозиции в Топольчанках, написанной по-русски, указан владелец этого музейного комплекса. Им является Ассоциация профсоюзов, базирующаяся в Братиславе, они прибрали к рукам на редкость лакомый кусок. Зная психологию чиновников, можно предположить. что они очень любят все запрещать другим и, наоборот, все разрешать себе. Словаки поговаривают о том, что в Братиславе, под Братиславским градом, на исторических землях, вместо археологических раскопок пытаются оборудовать подземную парковку. Как такие трюки знакомы нам! Согласно историческим документам, библиотека стала формироваться в начале 19 века графом Яном Кеглевичем. Первоначально она состояла примерно из трех тысяч томов, постепенно пополнялась, а местом ее "прописки" была Вена. Когда же в 1825г. Ян Кеглевич был назначен администратором Тековской области, то он переехал из Вены в свое имение Топольчанки, а заодно переместил сюда свою библиотеку как самое ценное достояние. Для нее было выделено отдельное помещение, оформленное соответствующим образом. Над всеми книжными шкафами, почти под потолком, проходит живописный фриз, на котором изображен бог, покровитель муз и искусств, Аполлон, представлены фигуры поэтов, художников, скульпторов, ученых, философов, естествоиспытателей. На книжных шкафах выставлены бюсты древних поэтов и ораторов: Гомера, Вергилия, Горация, Цицерона. Представлена в этой галерее бюстов и эпоха Просвещения, во всяком случае Вольтер и Монтескье заняли в ней свое заслуженное место. На подоконнике нашлось место для бюста внука Марии Терезии, австрийского императора Франца I. Над дизайном библиотеки трудились профессора Венской академии изобразительных искусств.
В целом граф Ян Кеглевич подошел к организации библиотечного фонда со знанием дела. Его книги систематизированы. Литература представлена на шести языках, по статистической убывающей: немецкий, французский, венгерский, латинский, английский, итальянский. Нет книг на словацком языке, однако библиотека может "козырять" тем, что она располагает первой словацкой грамматикой "Грамматика Славика", изданной в Братиславе в 1790г. гордиться библиотека и редким экземпляром книги "Кралицкая Библ" (Королевская библиотека?). Она была опубликована в Праге в 1613г. И, наконец, семь инкунабул, то есть первопечатных книг, выпущенных в 1500г. У библиотеки Кеглевича было два каталога, что также свидетельствует о развитии книжного дела. Один был составлен основателем библиотеки, другой в 1913г. по просьбе эрцгерцога Иосифа Августа составил профессор Будапештского университета искусств и истории.
От графской библиотеки, что вполне естественно, ожидаешь графского шика и изысков. Кеглевич позволил их себе. В библиотеках всегда используются разделители книг по специализации, по авторам и алфавиту. Есть они и в данной библиотеке. Но они представляют из себя фарфоровые таблички, на меньшее аристократия не согласна. Тематических разделов в библиотеке хватает: историография, география, история, искусство, экономика, философия, теология, медицина, лингвистика, юриспруденция, военно-политическая литература и, наконец, художественная. Особо существуют ботанические и зоологические атласы, энциклопедии и книги о путешествиях. Оформлен список 72 видов шрифтов, включая китайские иероглифы. Список составили в Вене, привлекая королевский двор императора Иосифа II. Каково? Один любопытный документ - это паспорт Яна Кеглевича от 1816г., когда он отправился в четырехмесячное путешествие в Австрию, Швейцарию, Германию, Италию, Словению. В различных городах он получал книги и пополнял ими свою библиотеку. Хранится в библиотеке и дневник путешествия, составленный во время этой поездки.Семья Габсбургов, купившая поместье у Кеглевичей, приобрела и библиотеку, расширив ее до 14000 томов. Спору нет, собрание действительно ценное, но поставьте легкую решетку для пущей сохранности и разрешите фотосъемки.

КАПЕЛЛА

Осмотр экспозиции в замке завершается посещением капеллы. По-словацки это слово звучит мило и трогательно: "каплица". Она была создана в 1662г. графиней Елизаветой Ракоци, урожденной Банффи. О ее появлении в поместье свидетельствует герб над входными воротами в замок, латинская надпись на гербе как раз говорит об этом. Заслуга госпожи Ракоци прежде всего состоит в том, что она осуществила перестройку замка в стиле Ренессанс. Это три крыла с аркадами и лоджиями. Они сразу остаются в памяти благодаря своему яркому нарядному и праздничному виду, напоминая о солнечном юге. Одно из крыльев аркад примыкает к северо-западному бастиону, где и расположилась капелла, то есть домашняя церковь, в которой обитатели замка могли предаваться молитвам и духовным размышлениям. Из-за этой архитектурной особенности при взгляде сверху, с высоты птичьего полета, очень четко просматривается асимметрия в планировке всего замка. Оригинальная мебель капеллы не сохранилась за исключением нескольких стульев и скамеек, а также религиозных живописных сюжетов. Над алтарем видны четыре круглых медальона, в которые помещены копии знаменитых картин из европейских художественных галерей. Живопись сильно потемнела от времени, однако гид называла громкие имена: испанец Мурильо представлен "Мадонной с ребенком", Рафаэль - уменьшенной копией "Сикстинской Мадонны" и " Преображением Христа". Образ Пьеты, скорбящей Богоматери с Христом на руках написан словацким живописцем Эдвардом Баллу. Это самая знаменитая оригинальная картина этого художника. В капелле выставлена и старинная фотография начала 20 века (она попала в кадр), где запечатлены потомки эрцгерцога Иосифа Августа в детском доме, над которым они шефствовали.




Над выходом из капеллы висит большая траурная картина (это самое старинное полотно в поместье), на ней изображена графиня Елизавета Ракоци в полный рост на смертном одре. Она скончалась в 1663г. Дочь графини, ее тоже зовут Елизавета, обратилась с просьбой к бенедиктинскому монаху Базилю, бежавшему из аббатства Паннонхалма, оккупированного турками. Ее просьба заключалась в том, чтобы написать покойную на траурном полотне. История жизни этой женщины, старшей графини Ракоци, имела своеобразное продолжение. После смерти матери ее дочь обратилась к римскому папе Иннокентию ХI за разрешением на праздник Богоматери Кармельской, который отмечают 16 июля, проводить паломничество в капеллу. Такое позволение было получено в 1686г, то есть через двадцать три года после кончины. Паломничество продолжалось почти три столетия, потом был тридцатилетний "антракт" в коммунистические времена, теперь оно возобновилось, капеллу отреставрировали и привели в порядок. Паломничество носит многолюдный характер, о чем свидетельствуют видеоролики. Почему же в рассказе об этой женщине фигурирует Богоматерь Кармельская? Мария с горы Кармил была покровительницей монахов кармелитов. Монахи носили плащи коричневого цвета, потому что Богоматерь предстала перед ними в таком облачении. Первые кармелиты были бывшими рыцарями-крестоносцами, потом стали отшельниками и создали общину на горе Кармил на Святой Земле. Не исключаю, что в роду Ракоци или Банфи были предки-крестоносцы. В капелле в замке первоначально была религиозная картина с изображением Богоматери Кармельской, потом она была перенесена в местную церковь, откуда ее украли какие-то неизвестные, буквально несколько лет назад. Ход каких-то событий, связанных с одним человеком или родом, невозможно остановить. Ознакомившись с этой историей, захотела включить в рассказ о капелле изображение Богоматери Кармельской. Предпочла икону в серебряном окладе из церкви в польском городе Быдгощ. Все-таки славянские народы.Богоматерь Кармельская на иконе держит в руке два образка на кожаном коричневом шнурке. Коричневые плащи монахов-кармелитов и на Богородице также может быть коричневый покров,подобные образки - это атрибутивный признак кармелитов.

ОТЕЛЬ"ЗАМОК ТОПОЛЬЧАНКИ" В ПОМЕСТЬЕ

Если импозантная классицистическая часть культурно-исторического комплекса Топольчанки, его залы вместили в себя музей мебели и антиквариата, то три ренессансных крыла с аркадами и лоджиями превратили в трехзвездочный отель "Замок Топольчанки". Хотя туристы, останавливавшиеся в этом отеле, считают, что он тянет на "четверку". Проживание в двухместном номер, года два назад, обходилось семейной паре евро в пятьдесят, включая завтрак. Это по-божески. Когда оказываешься во внутреннем дворе музейного комплекса, то испытываешь чувство умиротворенности и отрешенности от повседневного суетного мира. А что еще нужно для глубокого и полноценного отдыха?!




Вход в гостиничные номера со стороны лоджий, которые охватывают три части строения. Сводчатые потолки, даже белые, разнообразят внутреннее пространство галерей. Точно также они заявляют о себе и в номерах. Благодаря подобной форме потолка стены легко было украсить охотничьими трофеями. Перспектива галерей смотрится великолепно, и в этом "изюминка" данного отеля. Таксидермисты поработали на славу. Олени и архары - животные благородные, лучше бы было сохранить им жизнь, но ведь и после удачной охоты красота их не померкла, а только открылась другими гранями. Удивительно, как небольшой по объему череп выдерживает мощные, тяжелые витые рога?! И подставка каждый раз разработана индивидуально. В этом виде декоративного искусства учитывается многое.



Заглянуть в номера - такая возможность мне не предоставилась. Выручил, как всегда, интернет, хотя отыскалась лишь одна фотография, другая - из буклета. Все оформлено лаконично, однако стиль выдерживается и цветовая гамма спокойная и со вкусом. Табличка на номере - образец каллиграфии. Как у китайцев в иероглифах: перо и тушь. Минимум средств, максимум элегантности.





Музеи должны выживать, спору нет, вот они и "крутятся". Исторические площади сдаются в аренду под свадьбы и конгрессы, презентации и общепит. Изразцовые печи времен Габсбургов, люстры тех же времен, элегантно сервированные столы - эта благородная обстановка, безусловно, шлифует личности гостей, оставляет в их душе заметный след. Круглый стол для дискуссий словаки решили сделать в четырехугольной форме. Он воплощает идею равноправия всех его участников. В принципе дворец должен жить, чтобы не покрываться пылью, иначе даже стенам станет скучно. Хорошо, если заработанные деньги пойдут на благо культуры, на ее сохранение и развитие. На сегодняшний день владельцем замка является акционерный фонд профсоюзов в Словакии, а "живет" он в Братиславе. Дай бог, чтобы комплекс развивался в лучшую сторону при таких владельцах.

ПРОЩАЕМСЯ С ТОПОЛЬЧАНКАМИ



ЧЕМ ЕЩЕ СЛАВЯТСЯ ТОПОЛЬЧАНКИ

Топольчанки заслуживают того, чтобы провести в поместье целый день. Там есть что посмотреть, кроме музея. Можно отдохнуть и развлечься, полюбоваться красивой и ухоженной природой. Зона Топольчанок объявлена памятником национальной словацкой культуры. Здесь выступают известные по всей стране фольклорные группы. Можно осмотреть охотничий замок, костел святой Катарины, этнографический музей, музей коневодства. Для детей и взрослых, любителей фауны, будет любопытно побывать в зубропитомнике и на крупной конеферме. Зубропитомник расположился километрах в шести от замка. Ему требуется большая территория, и устроили его в красивых дубовых лесах. Зубр - крупнейшее млекопитающее в Европе. Он родной брат американскому бизону. Аналогичный питомник находится в Белоруссии. Он называется Беловежская Пуща. Элементарные биологические сведения о зубре. Животное имеет в высоту около двух метров, в длину - 2,7м., весит до полутора тонн. Живет он до 30 лет. В потомстве обычно рождается один детеныш. Селекция - наука тонкая, она имеет свои международные правила. По соглашению о разведении зубров, имена всех зубров, родившихся в Словакии, начинаются со слога Си. Например, Сибирка и Сивко (восхищаетесь?), Сигмунд (пусть радуются поляки!), Силан и проч. Когда-то эти животные были привычной частью европейских лесов. Вплоть до 19 века. В Словакии, например, сохранились местные названия: Зубурец, Зуброглава, Зубра. Однако человек жесток и неразумен. Сейчас на защите животных стоит Красная книга. Это охраняемый вид во всем мире. Успешно разводят животных в Польше. В Словакии это единственный питомник, основанный в 1958г. Тогда во всем мире насчитывалось лишь 150 экземпляров этого вида. Площадь питомника гигантская - 140 га., а центр разведения - 27га. Объект питомника рассчитан на 12 зубров. В питомнике животным понравилось, с момента его организации было выведено 120 голов. Понятно, истребить можно легко и быстро, разводить сложнее, хлопотнее и дольше. Выведенных животных, особенно сверхплановых, поставляли в зоопарки, частные питомники и просто парки. А вот оленей в Словакии и Чехии, как мне показалось, хватает.




Конеферма в Топольчанках относится к разряду крупных хозяйств, где сохранили и разводят редкие породы лошадей: знаменитых белых липицианов, главных "артистов" на представлениях в Венской школе верховой езды, арабских скакунов, гуцульских пони, словацких теплокровников. Посмотрела почти часовой фильм, посвященный липицианам, выращенным здесь. Зрелище завораживающее, съемки происходили в зимнее время, парк занесен пушистым снегом. Лошади катаются по нему, играют и носятся от радости, катают на повозках людей. Захотелось впасть в детство и прокатиться в повозке. Другой видеоролик зафиксировал представление. Липицианы - самая интеллектуальная порода лошадей, они выполняют трюки высокой сложности. Глаз невозможно оторвать, понимание и послушание они обнаруживают удивительное. Эти лошади потрясающе точно выполняют задний ход, двигаются, как по струнке. Я позаимствовала для отзыва фото словацкого фотографа Мартина Балажа, его выставка была представлена в Нижегородском Русском музее. Это очень большой цикл, посвященный Топольчанкам. Посмотрите, какие стройные и мускулистые тела у лошадей, с какой радостью они вышли на утреннюю прогулку. А как смирно и с пониманием лошадь ждет своего часа перед подковкой. У этой лошади в яблоках очень гордая стать, благородства ей не занимать. Лошади давно поняли, что эта процедура ей во благо. А кузнец работает с богом в душе, для католического креста нашлось место даже в кузнице. Здесь же, неподалеку от замка, открыт уникальный музей, посвященный истории коневодства.





Взрослая часть туристов не откажется продегустировать замечательное местное вино. Более пяти миллионов литров ежегодно Шато Топольчанки отправляет на рынок Словакии. Во времена президента Т.Г.Масарика эти вина поставлялись и на дипломатические приемы, думаю, что и сейчас традиция сохраняется. Из Пиештян можно отправиться на экскурсию под названием Малый Карпатский винный путь, проходящему по виноградникам западной Словакии. Она включает и посещение местного завода с дегустацией вин. По описанию лично меня заинтересовало сладкое красное вино марки "Alibernet". Его называют еще "соломенным", потому что увяленные целые ягоды винограда выдерживают на соломенных подстилках. На каком именно заводе во время экскурсии можно увидеть этот потрясающе оформленный винный подвал, я, честно говоря, не знаю. Но его посещают во время поездки по Малому Карпатскому пути. А вот бочки со свечами - это в Шато Топольчанки.




Таким образом, вокруг поместья Топольчанки можно найти еще много очень любопытного и заслуживающего внимания.
Несколько ссылок на видеоролики:
https://vk.com/video-60414789_169639133 - производство вина;
- представление на конеферме.

P.S.
Написав этот отзыв, я считаю все мои добровольные обязательства перед Словакией 2015, курортом Пиештяны, замками и музеями Словакии полностью выполненными. По этой причине мне стало немного грустно. Предстоит поиск новых тем для отзывов, да еще чтобы к ним лежала душа. Благодарна читателям, которые разделили мой интерес к этой небольшой, но богатой на интересные места стране. Благодарна интернету, который неожиданно приходил на помощь по пословице "на ловца и зверь бежит". В отзыве о Топольчанках он сделал мне, да и Вам, уважаемые читатели, подарок в виде снимков с общими, панорамными, видами залов ( 6 штук). Они помогли мне сориентироваться с расположением экспонатов в залах, оживили воспоминания. На экскурсии я пыталась быть примерной туристкой, хотя постоянно понимала, что отзыв без картинок вряд ли кого заинтересует. В нашем занятии слово обязательно нужно подкреплять снимком. Не случайно все мы любим повторять выражение:"Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Фотографии дают такую возможность. На этом прощаюсь, но надеюсь на новые встречи.

Еще один P.S.
Если кто-то будет самостоятельно добираться до поместья Топольчанки, то нужно знать, что в Словакии есть город с очень похожим названием Топольчаны. Поместье Топольчанки - это другой населенный пункт. Добираясь к нему из Пиештян, мы сначала проезжали город Топольчаны, а потом минут 30-40 ехали по хорошей, но малолюдной дороге, проходящей лесом. Учтите это обстоятельство, пожалуйста.

 Сообщить модератору



Спасибо большое. Как всегда очень подробно и интересно. Очень достойный замок. Блюдо с фаворитками бесподобно!
Я уверена, что многие, собравшиеся туда на экскурсию будут благодарны Вам за рассказ, разыскав его на просторах интернета.

С уважением
Ирина, благодарна за отклик. Замысел блюда оригинален, но абсолютно во французском духе. При дворе любили демонстрировать деток, похожих на очередного фаворита. Кажется, Казанова, в своих мемуарах отмечал этот факт с изумлением. Диковинок во дворце хватает. Постараюсь на днях устроить себе испанский вечер с чтением отзывов по этой теме. Старая любовь к этой стране не ржавеет.
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Словакия 2015. Ах, эта свадьба! Расскажу и покажу
2Словакия 2015. Пиештяны. Парадная часть курорта. Экскурсия по просьбе
3Словакия 2015. Пиештяны. Музейные ценности бальнеологического курорта.
4Словакия 2015. Замок Червены Камень - огромный музей мебели
5Словакия 2015. Замок Червены Камень -огромный музей мебели. Часть 1
6Словакия 2015. Курорт Пиештяны впервые. Ода про ОДА
7Словакия 2015. Пиештяны. Архитектурный образ города
Словакия
Отели Словакии
Отели Дудинце
Отели Жилины
Бойнице
Братислава
Погода в Словакии
Детский отдых
Рейтинг отелей:
15.Viktor 5-
16.Ambiente Apartments 5-
17.Grandhotel Praha 4+
18.Devin 5-
19.Slovak Telecom 4+
20.Spa Hotel Pro Patria 4+
21.Poprad 4+
лучшие отели Словакии
Фото отелей:
22.Euforia, Словакия [3]
23.Forton, Словакия [3]
24.Grandhotel Praha, Словакия [2]
25.City Hotel Park, Словакия [2]
26.Junior, Словакия [2]
27.Ibis Bratislava Centrum, Словакия [2]
28.Sasanka, Словакия [1]
Популярные отели:
36.Penzion Grand отзывы
37.Botel Marina отзывы
38.Ostredok отзывы
39.Apollo Hotel отзывы
40.Danubius Health Spa Resort Thermia Palace отзывы
41.Poprad отзывы
42.Odborar отзывы
Отзывы по отелям:
50.Словакия, Apart Hotel VIRGO [1]