19.02.16 15:25:11
Московские скульптуры и памятники. Часть 2. Иностранцы (1897 - 1991) 
Время отдыха: 2013 - 2016

Я живу в Москве всю жизнь. Памятники на столичных улицах и площадях видел много раз, и сейчас хочу рассказать о них. Однако описать более чем тысячу московских памятников и скульптур невозможно, поэтому я буду делать подборки по определенным темам. Сегодня в такой подборке представляю памятники иностранцам, и заодно работы иностранных скульпторов.
Конечно, прежде всего читателям интересны необычные московские памятники иностранцам, будь то Конфуций или Спартак, Винни-Пух или Росомаха. Но, приступив к обзору скульптур последних лет, понял, что Москва – это и памятники коммунистам, которые я никогда не фотографировал. Без них мой рассказ будет неполным.
Выберу самый простой порядок представления памятников – по времени установки.
ИМПЕРАТОРСКИЙ ПЕРИОД. Как я уже писал, с 1818 по 1917 в Москве было поставлено всего восемь скульптурных памятников, и иностранцев среди этих фигур не было. А вот бюсты иностранцев были, хотя сейчас о них мало кто знает.
1897. На Божедомке (ныне улица Дурова) в саду богадельни Общества германских подданных для оказания помощи нуждающимся соотечественникам в Москве на средства немецкой диаспоры были установлены памятники-бюсты Вильгельму I и Отто фон Бисмарку. Вот одна из редких фотографий.

1913. На средства всё той же немецкой диаспоры был открыт памятник Вильгельму II на Александровской (ныне Октябрьской) улице. Когда началась война, все памятники немцам были демонтированы.
Кто-то вспоминает об этом периоде с ностальгией.
«Балы, красавицы, лакеи, юнкера,
И вальсы Шуберта и хруст французской булки...
Как упоительны в России вечера…»

Но скоро в стране зазвучала совсем другая музыка.
ЛЕНИНСКИЙ ПЕРИОД. «Весь мир насилья мы разрушим
До основания, а затем
Мы наш, мы новый мир построим
Кто был ничем, тот станет всем».

14 апреля 1918 года был утверждён Декрет СНК РСФСР «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции». 14 апреля – дата утверждения, часто пишут «от 12 апреля», это дата принятия. Как раз за 47 лет до этого, 12 апреля 1871 года, Парижская коммуна приняла декрет о низвержении Вандомской колонны. Большевики считали себя наследниками коммунаров, не зря предполагалось увековечить одного из их вожаков, Вальяна.
Обычно декрет упоминается в общем списке злодейств большевиков, которые вместо государей и верных сынов Отечества вздумали увековечивать людей, далёких от нашей истории. Вот лишь начало списка из 65 человек, кому предполагалось поставить памятники согласно декрету. «I. Революционеры и общественные деятели: 1. Спартак. 2. Тиберий Гракх. 3. Брут. 4. Бабёф. 5. Маркс. 6. Энгельс. 7. Бебель. 8. Лассаль. 9. Жорес. 10. Лафарг. 11. Вальян. 12. Марат. 13. Робеспьер. 14. Дантон. 15. Гарибальди…»
Успели поставить лишь некоторым. Характерный пример: Спартаку, шедшему в этом списке под номером один, пришлось ждать памятника почти 100 лет. Да и тот был поставлен лишь благодаря наличию одноименной футбольной команды.
1918. Наиболее богатым революционными памятниками оказался первый год советской власти. К годовщине революции было приурочено открытие 17 памятников и мемориальных досок. Судьба большинства памятников была недолговечна. Так, бетонный памятник Робеспьеру (скульптура в рост)работы Б. Ю. Сандомирской, установленный на площадке у грота в Александровском саду 3 ноября 1918 года, развалился через три дня из-за низкого качества бетона. Правда, некоторые считали, что его взорвали враги. Фото есть в статье в Википедии.
В первую годовщину революции были установлены памятники: Верхарну на Екатерининской площади (ныне - Суворовская); Гейне в Нарышкинском проезде; Жоресу на Новинском бульваре. Они не сохранились, их фотографий найти не удалось.
Самое важное значение план монументальной пропаганды придавал образам основоположников научного коммунизма. По иронии судьбы, именно памятник Марксу и Энгельсу, открытый 7 ноября 1918 года на площади Революции, оказался в числе самых неудачных. Работа скульптора С. Мезенцева представляла собой композицию из двух полуфигур на высоком постаменте, напоминавшем трибуну. Не отличавшиеся портретным сходством, непропорциональные, пластически не связанные между собой скульптуры вызвали массу нареканий. В целом композиция - громоздкая, пропорционально несовершенная, плохо выглядевшая с любой точки зрения, кроме фронтальной, не удовлетворяла даже самым непритязательным требованиям. Её окрестили «Двое в одной ванне». Вскоре памятник был снят.

1919. Скульптор Н. А. Андреев создал колоссальную голову Дантона, которая 2 февраля 1919 года была установлена на площади Революции. Безупречное с идеологической точки зрения, это произведение оказалось не просто неудачным, но антихудожественным. Почти квадратная голова напоминала маску чудовищного механического монстра. Вскоре памятник был снят.

В этом же году были открыты памятники Марксу на Садовой - Триумфальной улице (фотографию найти не удалось), Марату в Симоновой слободе, они не сохранились. В некоторых источниках упоминается памятник Марксу на Ульяновской улице

За истекшие столетие попытки поставить вместо утраченных новые памятники Марату, Робеспьеру, Дантону, Верхарну, Гейне, Жоресу не предпринимались. А вот сооружение памятника Марксу было признано Совнаркомом делом первостепенной важности. Он должен был появиться ещё в первые годы советской власти Для этого были выделены специальные ассигнования и объявлен конкурс. Ленин лично принимал участие в просмотре проектов. Они были самыми разнообразными; некоторые - просто смехотворными (например, Маркс был изображен стоящим на четырех слонах). 1 мая 1920 года на Театральной площади состоялась закладка памятника, в которой принял участие Ленин. На месте будущего монумента был поставлен гранитный блок с надписью: "Первый камень памятника великому вождю и учителю всемирного пролетариата Карлу Марксу", который стоял здесь свыше сорока лет.
СТАЛИНСКИЙ ПЕРИОД. «Сталин – наше слава боевая,
Сталин – нашей мудрости полет!
С песнями борясь и побеждая,
Наш народ за Сталиным идет».

Памятники в это время ставили соответствующие – Сталину да Ленину. В 1933 году возникла идея проведения международного конкурса на лучший проект памятника К. Марксу. В 1938 году рассматривалась возможность сооружения памятника ему в комплексе Дворца Советов. Все эти проекты остались неосуществленными.
ХРУЩЁВСКИЙ ПЕРИОД. «Будет людям счастье, счастье на века.
У советской власти сила велика.
Сегодня мы не на параде
А к коммунизму на пути!
В коммунистической бригаде
С нами Ленин впереди»

1961. К осуществлению замысла о памятнике Марксу вернулись лишь в годы правления Хрущёва. В начале 1957 года состоялся открытый всесоюзный конкурс на лучший проект памятника Марксу; его победителем стал творческий коллектив во главе со скульптором Львом Кербелем. Торжественное открытие монумента произошло 29 октября 1961 года, в самом центре Москвы на площади Свердлова (ныне Театральная). Это было в дни работы XXII съезда КПСС, принявшего программу построения коммунизма. Ленин заложил памятник – Хрущёв открыл, в присутствии высшего партийного и советского руководства, гостей от компартий других стран.
Кербель сумел найти совершенно оригинальное образно-пластическое решение, концепция которого основана на придуманной в свое время Луначарским фразе: "Маркс - это монолитная глыба". Композиция памятника построена без традиционного разделения на скульптуру и постамент. Мощная полуфигура как бы вырастает из огромной 160-тонной монолитной глыбы серого гранита. Правая сторона каменного основания имеет геометрически правильную форму, левая оставлена необработанной.

Памятник понравился не всем. Широкое хождение имел комментарий, приписываемый актрисе Раневской: «В великорусской столице один еврей на площади имени другого еврея ставит памятник третьему еврею. А потом они удивляются, откуда берется антисемитизм». Язвительная оценка той же Раневской, назвавшей монумент «холодильником с бородой», уже через четверть века, в период перестройки, стала неотъемлемым атрибутом рассказа о памятнике. Взглянув на памятник сейчас, можно видеть, что для того времени он определенно оригинален, несет на себе настроение эпохи, и этим весьма хорош. Пройти мимо, не заметив его, невозможно. Рядом на пилонах выбита надпись: «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно. Ленин». Увы, всесильность оказалась мнимой. В августе 1991, при крушении социалистического строя, раздавались призывы снести Маркса вместе с Дзержинским и Свердловым, но размеры глыбы мешали это сделать. Со всех сторон на нем краской писали антисоветские лозунги. Так он стоял долго, через некоторое время, впрочем, теперь всё отмыли.
1962. После того, как первый памятник иностранцу был готов, пришла очередь второго. Но увековеченным оказался отнюдь не соратник Маркса Энгельс. Вспомним лозунги тех лет. «Куба – свободная территория Америки», «Куба - пылающий остров». Эйфория от победы кубинской революции была столь высока, что вторым решили поставить памятник кубинцу. 10 ноября 1962 года на улице Спиридоновка у резиденции кубинского посла был установлен бюст Хосе Марти работы скульптора П. Шапиро.

Напомню, кто это такой. Хосе Марти (1853-1895) - кубинский поэт, писатель, публицист, лидер освободительного движения Кубы от Испании. В литературных кругах известен как отец модернизма. На родине считается национальным героем. Хосе Марти традиционно изображается, при всех денежных реформах, на купюре номиналом 1 кубинский песо независимо от того, какой в стране был режим (проамериканский Батисты или коммунистический Кастро).
В том же году столицу украсил еще один памятник, самый неизвестный из всех памятников иностранцам. Чехословацкие пограничники подарили советским памятник Юлиусу Фучику работы чешского скульптора 3. Немечека (фигура в рост). Такое произошло впервые, куда его девать? Памятник был установлен на территории Московского пограничного командного училища имени Моссовета.
БРЕЖНЕВСКИЙ ПЕРИОД. «Малая земля. Товарищи, друзья…
Вновь стучит в сердца тот яростный прибой.
Малая земля – великая земля,
Вечный путь – из боя в бой!»

1972. В сквере на улице Большая Якиманка, носившей тогда имя болгарского коммуниста Георгия Димитрова, был установлен соответствующий памятник. Он напоминает памятник Ленину, исполнен в добротной реалистической манере, скульпторы К. М. Мерабишвили и М. К. Мерабишвили. На мой взгляд, ничего интересного не представляет.

1976. В апреле 1975 года, в ознаменование 30-летия со дня освобождения Венгрии от фашистских захватчиков войсками Красной Армии, в Будапеште был открыт монумент венгеро-советской дружбы (скульптор Барна Буза). Жители Будапешта решили передать копию произведения в дар жителям Москвы. 15 сентября 1976 года в Парке Дружбы на Ленинградском шоссе состоялось торжественное открытие "близнеца" венгерского монумента.

Памятник представляет собой сооружение в виде выгнутой стелы, на внутренней стороне которой выложена из керамических плиток барельефная композиция. Она состоит из двух женских фигур, олицетворяющих дружбу двух народов. Поднятые руки девушек держат развевающийся стяг. Над ними изображены летящие голуби, еще выше - пятиконечная звезда. Весь монумент облицован плитками пирогранита - высокопрочной керамики, изготовляющейся только в венгерском городе Печ. Под барельефом надпись: "Вечная венгеро-советская дружба - залог нашей свободы и мира!". Мне памятник не нравится, на нем лежит печать официальности, некой формальной торжественности, чему способствуют и его масштабная монументальность, и открытая символика, и дидактический характер надписи. И всё же, было найдено замечательное место. Вроде монумент и поставили, но он находился далеко от центра, в парке на краю тогдашней Москвы. В дальнейшем этот парк ещё не раз используют для «ссылки» подарков из-за рубежа.
В том же году был открыт и другой памятник с ярко выраженным влиянием стилистики тоталитарного искусства. Это памятник Фридриху Энгельсу (скульптор И. И. Козловский). Композиционное решение его неоригинально: это стоящая фигура со скрещенными на груди руками. В целом, обычный памятник.

1978. Еще один памятник Юлиусу Фучику был установлен на территории чехословацкого посольства в Москве, на улице, носящей его имя. Открытие состоялось 5 мая 1978 года. Памятник-бюст создал скульптор Я. Гана. Фото найти не удалось.
1981. В этом году возникла традиция обмена скульптурными произведениями между Москвой и зарубежными городами. 27 января, во время проведения дней Москвы, в Мадриде был открыт памятник Пушкину работы московского скульптора О. Комова. В ответ жители испанской столицы подарили Москве скульптуру испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведры, автора всемирно известного романа о Дон Кихоте. 21 ноября 1981 года памятник Сервантесу был установлен в Парке Дружбы.


Этот монумент - копия памятника работы скульптора А. Солы, сооруженного в Мадриде в 1835 году. На постаменте из розового песчаника стоит бронзовая фигура в костюме XVI века, при шпаге и плаще. Голова, безусловно, портретна; во всяком случае, внешность изображенного соответствует признанной иконографии Сервантеса, получившей распространение благодаря известной гравюре Гюстава Доре. Кроме того, налицо и так называемое "историческое сходство" в тщательно переданных деталях костюма, и неизменный атрибут писательского труда - рукопись.
Памятник красив. Но он стоит в дальнем углу парка, поэтому вандалы неоднократно выламывали у Сервантеса шпагу. Так памятник и стоит теперь без шпаги, так как восстанавливать её давно уже перестали.
ГОРБАЧЕВСКИЙ ПЕРИОД. Наибольшее количество памятников относится именно к нему.
«Расскажу ему, как было со мной
Как лечили от свободы меня,
Как хотели, чтобы был я слепой:
У слепого так легко всё отнять.
Полем, полем, полем свежий ветер пролетел
Поле, свежий ветер, я давно его хотел».

1985. Начну с небольшой памятной стелы в Парке Дружбы. На ней написано (орфографию сохраняю): "Карлос Фонсека Амадор основатель сандинистского фронта национального освобождения Никарагуа посадил здесь дерево дружбы во время VI всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957)"

Получается, что стела посвящена не самому Фонсеке Амадору, а факту посадки им дерева. Где само дерево, неизвестно, рядом несколько деревьев. Между прочим, в парке сажали деревья многие именитые делегаты. Но был увековечен именно Фонсека Амадор, в связи симпатиями к в начале 1980-х к революционерам из Никарагуа, как за двадцать лет до этого к кубинцам.
Очень интересная композиция, посвященная живым в то время людям, первому советско-чехословацкому космическому экипажу, Алексею Губареву и Владимиру Ремеку. Впрочем, портретного сходства в ней нет. Работа чешского скульптора Я. Ганы была установлена вблизи станции метро "Пражская" в 1985 году. На двух сходящихся под углом плитах подиума на чешском и русском языках воспроизведены стихотворные строки:
Мир тебе, планета голубая!
Космосу твой свет не объяснить.
Блещет из глубин, не увядая,
Человеческая жажда жить!


Владимир Ремек остался коммунистом даже в сложное для его страны время. Он единственный Герой Советского Союза — депутат Европарламента (от Коммунистической партии Чехии и Моравии с 2004 по 2013 год). В ноябре 2013 назначен послом Чехии в Российской Федерации, верительные грамоты вручил 16 января 2014 года.
1986. В этом году в честь столетия со дня рождения видного деятеля международного коммунистического движения Эрнста Тельмана в Москве его именем была названа площадь и на ней был сооружен памятник (скульпторы Вл. А. Артамонов и Вал. А. Артамонов). Авторы избрали сугубо традиционный вариант композиции официального монумента - стоящая фигура с довольно обобщенными портретными ассоциациями и характерным жестом сжатой в кулак поднятой руки. Памятник ничем не примечателен. Сначала он был на площади в одиночестве, позже за ним построили торговый центр.

Некоторые полагают, что после событий 1991 года в Москве снесли много памятников коммунистам. На самом деле, всего четыре – Дзержинскому, Свердлову, Калинину и Павлику Морозову. Все памятники зарубежным коммунистам сохранились.
9 мая в Парке Дружбы был открыт памятник, принесенный в дар нашему городу датским "Объединением инвалидов борьбы за свободу". Невысокая трапециевидная бронзовая стела несет живописные по композиции рельефы: на фасадной плоскости - девушка, сажающая цветы, и ниже пять обелисков, увенчанных пятиконечными звездами (по числу лет войны); на тыльной - колосящееся хлебное поле и вьющийся над ним голубь. Памятник очень напоминает надгробие, что, впрочем, характерно для военных мемориалов, особенно небольшого масштаба. Автор - датский скульптор Э. Фредериксен.

1987. В 1980-е годы несколько площадей и улиц в юго-западной части Москвы, в районе университета, получили имена видных политических деятелей Индии - Джавахарлала Неру, Махатмы Ганди и Индиры Ганди. 3 июля 1987 году на площади, носящей имя Индиры Ганди, Михаил Горбачев и Раджив Ганди открыли ей памятник. Скульптору Олегу Комову удалось создать в определенном смысле "официальный" и в то же время лирический образ национальной героини индийского народа. Композиция памятника лаконична: хрупкая фигурка в сари, изящная и грациозная по пластике, на скромном кубическом гранитном постаменте.

1988. Скульптурная фигура Махатмы Ганди - лидера и идеолога индийского национально-освободительного движения, была преподнесена в дар городу Москве от правительства и народа Индии. Ее установили на площади, носящей соответствующее имя, 8 июля 1988 года.
Скульптура необычайно экспрессивна по пластике: идущий широким решительным шагом человек с паломническим посохом, в традиционных одеждах отшельника, олицетворяет самоотверженность в поиске истины. Портретные черты и трактовка фигуры чрезвычайно натуралистичны. Лицо выразительно и изрыто глубокими морщинами.

У спешащих мимо скульптуры студентов она имеет клички Лысый, Лыжник и Голлум. Образы Ганди вообще не отличаются разнообразием – будь то Чикаго, Алма-Ата или Веллингтон. Лысина, посох, накидка, очки. Большая часть памятников принадлежит известному индийскому скульптору Гаутаму Палу, Москве достался именно такой. Изначально Махатма был изображён в очках, но они были несколько раз выломаны, и после третьей пары их больше не возвращали. Также спиливали посох, и его пришлось восстанавливать. Впрочем, такие проблемы общие для всех памятников Ганди.
На проспекте Мира у гостиницы "Космос" была установлена скульптурная композиции "Мир" работы греческого мастера Ставроса Георгопоулоса. Это бронзовая женская фигура с белым голубем в левой руке на мраморном постаменте - ясно читаемый образ вечной идеи мира.

1989. Очень необычная скульптура, которая могла появиться только во время перестройки. Танцующие мальчик и девочка в национальных одеждах. "Вечная дружба" - так называется эта композиция скульптора Дмитрия Рябичева и его сына Александра, причем дружба между жителями СССР и ФРГ (ГДР в то время еще существовала). Скульптура установлена 16 июня 1989 года в знак дружбы между Краснопресненским районом города Москвы и баварской коммуной Денкендорф.


1990. 18 мая был торжественно открыт последний в Москве памятник деятелю международного коммунистического движения - лидеру вьетнамской революции Хо Ши Мину на площади его имени. Стилистически этот памятник разительно отличается от большинства более ранних монументов подобной тематики. Работа Владимира Цигаля совершенно лишена налета официальности и помпезности.
Памятник представляет собой монументальную символико-аллегорическую скульптурную композицию, изображающую диск солнца, встающий из зарослей сахарного тростника, и мужчину-вьетнамца, поднимающегося с колен. Фигура последнего чрезвычайно пластически выразительна. Это образ борца, по степени символического обобщения заставляющий вспомнить всемирно известный персонаж Шадра ("Булыжник - оружие пролетариата").
Образная цельность аллегории (солнце, встающее над цветущим тростником) досадно нарушается портретным барельефом, помещенным посредине диска. Предназначенный являться содержательным центром композиции, он оказывается деталью, привносящей излишнюю конкретность и противоречащей строгой красоте геометрической формы.

В 1990 году Москва и Хельсинки обменялись дарами - скульптурными композициями на тему борьбы за мир. В Финляндию отправилась скульптурная композиция "Мир во всем мире" скульптора Кирюхина. В московском Парке Дружбы установлена скульптурная группа "Дети мира" работы финского скульптора Антти Неувонена: обобщенные по форме фигуры - две стоящие женские (одна из них с ребенком на руках) и сидящая мужская. Обобщение формы призвано подчеркнуть незначительность расовой и национальной принадлежности людей в их стремлении к тихой и радостной жизни на лоне вечной природы.

В том же Парке Дружбы в 1990 году получил прописку еще один подарок, на этот раз из Индии. Это бронзовая скульптурная фигура индийского писателя и общественного деятеля Рабиндраната Тагора. Скульптор Гаутам Пал.

1991. В 1989 году во время визита Михаила Горбачева в Италию премьер-министр Джулио Андреотти преподнес ему скульптуру «Солнечный диск». Работы скульптора Арнальдо Помодоро можно увидеть не только по всей Италии, но и на площади перед зданием ООН в Нью-Йорке, в Лос-Анжелесе, Токио, Дублине, Копенгагене. Его «Сфера в сфере» установлена перед Ватиканом. В 1991 году скульптура Помодоро была установлена перед столичным Дворцом Молодежи на Комсомольском проспекте. В начале 2003 года скульптура переехала во двор Музея Современного искусства на Петровке. Зураб Церетели, собирая коллекцию для Музея, заполучил настоящий иностранный модернизм под предлогом, что на старом месте ему было плохо.
В основе общей концепции творчества Помодоро лежат философские раздумья о драматических судьбах человеческой цивилизации. Основа композиции - диск, символизирующий солнце, установленный на низком постаменте и связанный с ним в точке соприкосновения шарнирным устройством, позволяющим диску вращаться под воздействием ветра или механического толчка. Критики усмотрели в этом солнечном диске единство и борьбу технологии и природы как двух основ цивилизации.

"Дорогу утятам" - так называется сказка Роберта Макклоски, написанная и выпущенная еще в 1941 году, на которой выросло не одно поколение малышей Америки. История повествует об утках мистере и миссис Маллард и их утятах, которые вьют гнездо неподалёку от центрального парка города Бостона. Книга имела такой успех, что в парке Бостона её героям установили памятник (скульптор Нэнси Шен).
В 1991 его авторскую копию разместили в парке возле Новодевичьего монастыря, это был подарок первой леди Барбары Буш Раисе Горбачевой. Последняя увидела скульптуру в Бостоне и пришла в умиление. Утята стали своеобразным символом добрых отношений между СССР и США в то время. Но они же стали жертвами безудержного стремления к быстрому обогащению, которое тоже можно назвать символом тех времен. Одного утенка украли на следующую ночь после открытия памятника. Еще два вместе с мамой-уткой исчезли в феврале 2000 года.
Автор скульптуры, узнав об этом, решила восстановить своё творение. Спонсоры появились, заново были заказаны фигурки Лэка, Мэка, Квэка и их мамы. 18 сентября 2000 года состоялось торжественное открытие воссозданной композиции. На церемонию приехали бывший президент СССР Михаил Горбачёв с дочерью, посол США в России Джеймс Коллинз, тогдашний министр культуры Михаил Швыдкой, и гости из Америки.



*
Подведем итоги. За тридцать лет, с 1961 по 1991 годы, Москва украсилась несколькими памятниками коммунистам (Маркс, Энгельс, Димитров, Тельман, Хо Ши Мин, Фучик-дважды). Особое внимание уделялось представителям дружественной Индии (И.Ганди, М.Ганди, Тагор). Также были отмечены два борца за свободу, Марти (Куба) и Фонсека (Никарагуа).
Особняком стоит лишь Сервантес. Он из капиталистической страны, однако не коммунист и даже не деятель национально-освободительного движения.
Интересны также поставленные в годы перестройки памятник с чехословацким космонавтом (живым человеком) и скульптура утят (литературные герои).
***
Фотографии четырех памятников коммунистам (Маркс, Энгельс, Димитров, Тельман), и памятников до 1920 года взяты из интернета. Остальные фото сделаны автором.
Московские памятники и скульптуры дореволюционного и советского периода подробно описаны в книгах Роальда Федоровича Кожевникова, которыми я пользовался при подготовке текста. По ним же я сверил свой список. Я добавил упоминание о дореволюционных немецких бюстах, скульптурах «Вечная дружба» (1989) и «Дорогу утятам» (1991).
*
Первая часть обзора http://www.otzyv.ru/read.php?id=193236

 Сообщить модератору



Спасибо! Завидев тему, сразу про нашего Тельмана вспомнила)
Цитата:

На проспекте Мира у гостиницы "Космос" была установлена скульптурная композиции "Мир" работы греческого мастера Ставроса Георгопоулоса

там еще Шарлю де Голлю есть, Церетели сваял) к 60-ти летию Победы.
А Утятки, одни из любимых)
Юлия Пирожкова, приветствую! Рад вашему вниманию.
Цитата:

там еще Шарлю де Голлю есть, Церетели сваял) к 60-ти летию Победы.


Конечно, знаю. Он не попал во временные рамки этого рассказа.

Непропорциональностью головы по отношению ко всему остальному напоминает Машу из знаменитого мультфильма.
Цитата:

Конечно, знаю. Он не попал во временные рамки этого рассказа.

ну да, это уже новейшая история), но появилось много разного интересного и после 91 года тоже.
А на открытие памятника Тельману нас из школы "гоняли"!
Спасибо за необычный и интересный рассказ . Некоторые памятники ...такое ощущение что дарили по принципу " на тебе боже, что нам не гоже "))). Утята очень милые !
Ждал продолжения, спасибо!
Помните старую шутку про памятник Энгельсу в начале Кропоткинской (тогда ещё) улице?
Цитата:

стоящая фигура со скрещенными на груди руками. В целом, обычный памятник.


- Кому этот памятник?
- Кропоткинскому.
Василий, спасибо за интересный рассказ. Однако, сколько памятников "приютил" парк "Дружба" благо территория большая.

С местом установки памятника Энгельсу как-то не очень. Вполне понятно, что многие его принимали за памятник Кропоткину. Почему выбрали такое место для его установки - загадка. Ведь и улица здесь была Кропоткинская и площадь Кропоткинских ворот. А вот памятника Петр Алексеевич не удостоился. Только памятной доски в Кропоткинском переулке.

А вот Бакунину-то памятник был поставлен на станции Чистые Пруды. С 1959 года там теперь стоит памятник Грибоедову.

С уважением
Лонни, СветлячокШ, Холлмер, Полищук Ирина, благодарю за интерес к отзыву.
Цитата:

появилось много разного интересного и после 91 года тоже

.
Предполагаю продолжить тему
Цитата:

Вот лишь начало списка из 65 человек, кому предполагалось поставить памятники согласно декрету. «I. Революционеры и общественные деятели: 1. Спартак. 2. Тиберий Гракх. 3. Брут. 4. Бабёф. 5. Маркс. 6. Энгельс. 7. Бебель. 8. Лассаль. 9. Жорес. 10. Лафарг. 11. Вальян. 12. Марат. 13. Робеспьер. 14. Дантон. 15. Гарибальди…»


Так ведь революционный задор..."Кто был ничем..."

Судя по количеству памятников (величественных, красивых и уродливых, непонятных), установленных в последнее десятилетие, мы активно переплюнули план монументальной пропаганды первых советских лет
Василий, спасибо большущее! Наконец то добралась до Вашего отзыва.
Очень интересные истории создания памятников. Никогда не слышала историю про создание Утят и про «Солнечный диск».
Цитата:

Изначально Махатма был изображён в очках, но они были несколько раз выломаны, и после третьей пары их больше не возвращали. Также спиливали посох, и его пришлось восстанавливать.


К сожалению эта участь многих памятников. Почему то уносят именно отдельные части. Сразу вспоминается Площадь Революции и пистолет, который уже раз сто приделывали обратно.
Цитата:

там еще Шарлю де Голлю есть, Церетели сваял) к 60-ти летию Победы.


Тоже про него вспомнила. Его в народе ещё называют Луи де Фюнесом :))
Ещё пришёл на ум памятник Ходже Насреддину на Молодёжной, но всё таки не иностранец , а литературный герой ;))
Ещё раз спасибо за эту тему про памятники. С ними действительно связано много интересных историй.
Ирина Смирнова, ЛенаЧ, благодарю за интерес к отзыву.
Цитата:

Ещё пришёл на ум памятник Ходже Насреддину на Молодёжной


Поставленный после 1991 года.
Василий, благодарю Вас за интересную экскурсию по московским памятникам прошлого и настоящего! Какой труд - собрать весь материал, обойти-объехать-сфотографировать, а потом еще и систематизировать всю информацию!
Под впечатлением от Вашего рассказа решила при случае навестить мадридские памятники-собратья московских, о которых Вы упомянули. Если памятник Сервантесу стоит в самом центре Мадрида, на площади Кортесов, то Пушкинский монумент - на восточной окраине, в живописном парке Quinta de la Fuente del Berro.

Подрастающее поколение Испании интересуется Пушкиным:))


Кстати, 22 апреля этого года - 400 лет со дня смерти Сервантеса.



Спасибо еще раз. И если мадридское продолжение показалось Вам не к месту, прошу прощения, я удалю.
espana, благодарю. По-моему, вы отлично дополнили рассказ, расширив его рамки.
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Московские скульптуры и памятники. Часть 3. Иностранцы (1992- 2016)
2Московские скульптуры и памятники. Часть 1. Влюбленные улитки и другие пары
31065 км для детей и взрослых. Часть 2: Нижний Новгород
4В страну золотого руна через Анатолийское плоскогорье и Понт. Часть 2. Амасья.
5Итальянские озерные зарисовки. Комо и Гарда. Часть 2. Комо,Лугано.
6Двое взрослых и Барселона. Часть 2.
7Таиланд без пляжей и моря. Часть 2. Кампхэнгпхет и Чиангмай.
Отдых в России
Россия: отели
Отели Камышина
Отели Карелии
Елабуга
Приэльбрусье
Погода в России
Туры Новый год
Рейтинг отелей:
442.Корона ТОК 5-
443.Восток 5-
444.Вознесенская 5-
445.Максима Заря 5-
446.Три МостА 5-
447.Cronwell Inn Стремянная 5-
448.SkyPoint 5-
лучшие отели России
Фото отелей:
792.Де Пари, Россия. Остальное [7]
793.Спутник, Россия [7]
794.Русская изба (мини-гостиница), Россия [7]
795.Светлана пансионат, Россия [7]
796.Лесное база отдыха, Россия. Остальное [7]
797.Suleiman Palace, Россия [7]
798.Библиотека мини-отель, Россия [7]
Популярные отели:
785.Стик-Тревел туристический комплекс отзывы
786.Ташир санаторий отзывы
787.Изба с баней отзывы
788.Дружба санаторий отзывы
789.Апрель отзывы
790.Courtyard St. Petersburg Center West Pushkin Hotel отзывы
791.Юрьевская отзывы
Отзывы по отелям:
414.Россия. Остальное, Лукоморье центр загородного отдыха [6]
415.Россия, Особняк военного министра [6]
416.Россия, Кассандра пансионат [6]
417.Россия, Аквамарин санаторий [6]
418.Россия, Ринг Премьер Отель [6]
419.Россия, Невский Отель Астер [6]
420.Россия. Остальное, Royal Falke Resort [6]