05.02.16 10:51:41
Словакия 2015. Пиештяны. Музейные ценности бальнеологического курорта. 
Время отдыха: 15.07.- 05.08.2015

СЛОВАКИЯ 2015. ПИЕШТЯНЫ. МУЗЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ БАЛЬНЕОЛОГИЧЕСКОГО КУРОРТА



См. предыдущие отзывы по теме Словакия 2015

http://www.otzyv.ru/read.php?id=190248
http://www.otzyv.ru/read.php?id=190249.
http://www.otzyv.ru/read.php?id=191529
http://www.otzyv.ru/read.php?id=192111
http://www.otzyv.ru/read.php?id=192470
http://www.otzyv.ru/read.php?id=192471

Замок Стара Любовня
http://www.otzyv.ru/read.php?id=186400

Словакия. Бардеевские Купели. Очарование провинциального музея

http://www.otzyv.ru/read.php?id=184671


БАЛЬНЕОЛОГИЧЕСКИЙ ИЛИ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ?

Вполне логично, что на курорте, который специализируется на лечении опорно-двигательного аппарата, используя термальные источники и серные грязи, то есть бальнеологию, главный музей города будет называться Бальнеологический музей. Посетив этот музей, легко убедиться в том, что там прекрасная, богатая и интересная экспозиция. Однако если быть строгим и придирчивым, или сравнивать этот музей по привычным для нас меркам, то музей в Пиештянах больше носит краеведческий характер. Думаю, что наши читатели и туристы согласятся со мной, когда увидят фотографии, сделанные в музее. Я провела в нем почти полдня, получив огромное удовольствие. Каков профиль музей и как его назвать - эта проблема, как мне стало понятно, озадачила не только меня. Хочется лишний раз помянуть добрым словом семейство Винтер, арендаторов курорта, потому что идея основания музея первоначально родилась в их головах. Появлению музея на белый свет предшествовало возникновение в 1928г. Пиештянского музейного общества. Спустя всего пять лет, летом 1933г., состоялось торжественное открытие музея в Курортном салоне. И по сей день музей не менял свое местоположение. Его первым директором стал Имрих Винтер, он руководил им на протяжении семи лет, до того момента, когда музей передали в руки государства. Интересы музейщиков вращались вокруг истории, этнографии, природы, культуры, искусства и, естественно, курортного дела. В городе, куда на лечение приезжают тысячи гостей, публика быстрее отзовется на музей с бальнеологическим профилем. Ведь любопытно узнать, как развивалось курортное дело, как лечили несколько столетий назад, чтобы убедиться в медицинском прогрессе. Поэтому в 1963г. музей получил название Бальнеологический, хотя и сохранил краеведческий уклон. Он уютно расположился в центре городского парка, перед ним громадная лужайка, на которой "присели отдохнуть" цветочные бабочки. Старинная скульптура из желтого песчаника также украшает вход в музей, а громадные деревья вокруг даже препятствуют полному восприятию архитектурного облика музея. Поэтому я решила сфотографировать не только фасад, но прихватить и вид здания сзади. Архитектурная композиция фасада и тыла почти идентична.





Второй этаж музейного особняка оформлен чУдными кариатидами - веселыми очаровательными девушками. В музейной экспозиции мы с ними еще встретимся. Теперь познакомимся с музеем по порядку, разумеется, окунувшись с головой в доисторические времена. Первое слово нужно предоставить палеонтологам, занимающимся изучением доисторических животных и растений. Так и поступили музейщики в организации экспозиции в Пиештянах.



ПОСЛЕДНИЙ МАСТОДОНТ КАМЕННОГО ВЕКА

Мастодонтом принято называть крупное ископаемое хоботное млекопитающее. Последние четыре слова в этой фразе включают два существительных: млекопитающее, ископаемое, и два определения: крупное, хоботное. А если пустить в ход привычные для нас понятия, то это будет - мамонт.
В сознании современных детей произошла перезагрузка. Их воображение заполонили птеродактили, динозавры, бронтозавры и прочие ящеры, в головах которых спрятался мозг величиной не более спичечного коробка, а то и булавочной головки. Однако детки готовы смотреть фильмы про парк юрского периода и посещать выставки, посвященные гигантским животным. Для них это любимая индустрия развлечений. Со времен моего школьного детства в голове застряла картинка из учебника истории, из кабинетов биологии, из залов краеведческих музеев, на которой было изображено племя первобытных людей, вооруженных палками и камнями. Они набрасывались на мамонта, желая добыть пропитание. Позже я поняла, что это фрагмент знаменитого панно В.М.Васнецова "Каменный век", созданного для круглого зала Исторического музея. Современные археологи относятся с некоторым скептицизмом к этому панно и представлениям людей 19 века о древней истории. Мамонт на скальных изображениях и на реконструкциях изображался примерно так же, как в залах Бальнеологического музея в Пиештянах. Первобытные люди оказались неплохими художниками-камнерезами, наскальные изображения мамонтов прочно вошли в сознание людей, в дальнейшем раскопки лишь подтвердили: да, мамонты приблизительно так и выглядели. Краса и гордость этих млекопитающих, конечно, бивни, гигантские и загнутые в форме полукруга. Мамонт имеет горбатую спину, на которой будет трудно усидеть (это вам не слон!), потому что спина идет резко вниз и заканчивается смешным коротеньким и тоненьким хвостиком. Для такого гиганта, согласитесь, иметь подобный хвостик как-то не очень серьезно. Зато, насколько можно судить по экспонатам, некоторые кости напоминают громадный молот, а про зубы, созданные природой для перетирания растительного корма, и говорить нечего. Три окаменелости, своей поверхностью напоминающие стиральную доску, и есть зубы мамонта. По-словацки мамонт называется мамунт, что же, в двух славянских языках это название звучит приблизительно одинаково. В Словакии остатки этих гигантских животных были найдены в нескольких местах, среди которых можно назвать место Мораваны-над-Вагом, сегодня эта географическая точка известна гостям курорта как место музея ретроавтомобилей.



А вот и слепок очаровательной, кокетливо улыбающейся девушки с развевающимися локонами, которая взяла на себя чисто мужскую обязанность: быть кариатидой и поддерживать крышу музея. Такова судьба любой кариатиды. Хотя это слепок, но издалека он слегка поблескивает и производит впечатление фаянса. И место для этого слепка нашли подходящее. Девушкой можно любоваться до бесконечности - она так хороша!




Кроме нижней челюсти и бивней мамонта, в этих окрестностях нашли пару женских статуэток, их назвали - Венерами. На шее у них были каменные бусы, а датировались находки 20000в. до нашей эры. Представили?! Мне кажется, что даже просто думать такими временными категориями очень трудно. В Пиештянах оставили копию, а столь раритетный подлинник отправили в столичный музей. Вообще места археологических находок в Словакии имеют исторические, поэтические, а иногда и мистически звучащие названия. Как Вам нравится пещера под названием Чертова пец? А вот в ней археологических находок было пруд пруди: каменные инструменты, кости животных, бусы из ракушек. В пещерах первобытные люди обитали в холодное время года. Будучи музеем провинциального ранга, Бальнеологический музей в Пиештянах, его археологическая коллекция может гордиться историческими древностями. Большое количество точек вокруг Пиештян, где происходили раскопки и принесли богатые результаты, объясняется тем, что как людям, так и диким животным нравились термальные воды. Они дарили комфортное существование. Поэтому так богат культурный слой почвы в этих краях.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ РАСКОПКИ И НАЙДЕННЫЕ ЭКСПОНАТЫ

Результативность любой археологической экспедиции оценивается количеством найденных в земле предметов и их художественной ценностью. Иногда звезды складываются так, что в земле сверкают находки из золота и серебра. Музейные витрины говорят сами за себя. Даже небольшой деревянный бочонок украшен красивыми металлическими накладками в форме подковок. Даже обручам, стягивающим деревянные пластины, можно придать эстетический вид. По-моему, подобные экспонаты свидетельствуют о тяге человеческой души к красоте и совершенству. Проснулась эта тяга очень давно. Если присмотреться повнимательнее, то любая вещь, найденная археологами, отличается своеобразной красотой, тщательностью отделки, что распространяется на элементарные бытовые предметы, почти утварь, на оружие, тем более на ювелирные украшения. Диву даешься, как могут заблестеть и засверкать всевозможные украшения, пролежавшие в земле не просто столетия, а целые тысячелетия! Полюбуйтесь, каким изяществом отличается кувшин в форме классической амфоры, какие на его боках металлические аппликации. Жертвенный треножник, в котором всегда поддерживался в храмах огонь, тоже отличается красивыми формами. Не исключено, что треножник был извлечен из древнего захоронения, которое представлено в музее макетом. Древний воин лежит на смертном одре, а возле головы находится треножник. В последний путь воину или высокопоставленному лицу давали все самое нужное и необходимое в соответствии с представлениями о загробной жизни у того или иного народа. Курган с захоронением в разрезе представлен для наглядности в виде макета.







В ДЕЛО ВКЛЮЧИЛИСЬ ИСТОРИКИ

Археология - правая рука истории. Ее главный инструмент - лопата, с помощью которой археологи, вгрызаясь в недра земли, снимают культурные слои один за другим и обнаруживают удивительные находки, начиная от ювелирных украшений людей, живших много тысячелетий назад, и заканчивая скелетами гигантских животных. Историкам также приходится копаться в земле, однако частенько при внимательном разглядывании окружающих строений и предметов им попадаются на глаза настоящие раритеты, требующие от них объяснений и комментариев. Многие находки спустя какое-то время оказываются экспонатами того или иного музея. Территория современной Словакии имеет богатейшую историю. В начале второго тысячелетия эти земли были заселены древними венгерскими племенами.И многие столетия велась борьба за политическое выживание народов заселивших эти края. Понятно, какие сокровища оседали в культурном слое этих земель, сколько из них было найдено и перекочевало в коллекции и залы краеведческих и городских музеев. От тех незапамятных времен уцелели рельеф окна готического костела и другие каменные кресты и рельефы.



ТЕРМАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ

Почетное место в музее занимают залы, посвященные минеральным водам и серной грязи. Громадная карта на всю стену мерцает россыпью маленьких огоньков, как звездами ночное небо. Можно воочию убедиться в богатстве лечебных вод в Словакии, увидеть местонахождение лечебных источников. Если температура воды свыше 25градусов, то это термальная вода, горячий источник. Такая вода используется в 17 курортах государственного значения и в 23 курортах местного значения. В общей сложности 40 курортов, внушительная цифра! Восемь заводов занимаются разливом минеральной воды по бутылкам. Тоже хорошо!




Помимо электрифицированной карты, в этом зале экспозицию разнообразит керамическое панно триптих. Естественно, что его посвятили целительной силе источников и выполнили в художественном стиле модерн, традиционном для начала двадцатого века. Художник Арпад Баш написал его в 1904г., а в 1907г. эти картины побывали на знаменитой Всемирной выставке в Париже. На каждом из полотен поэтапно символически изображен процесс выздоравливания. Больные принимают термальные ванны, сидя в красивом бассейне. Минералка в нем хлещет из пасти льва. Вот на ступеньках термальной бани появляется больной и с радостью избавляется от костыля, ломая его о колено. Не напоминает ли этот персонаж того самого мужчину с известного постера, а заодно и статую с Колоннадного моста в Пиештянах? Исцелилась и воздушная дама в белоснежных одеждах. Она почти летит и не испытывает никаких проблем с движением. У нее ничего не болит, как пишут на современных постерах, размещенных в офисах турагентств. В данном случае можно троекратно провозгласить: "Слава пиештянским источникам!" Нашелся в музее и такой экспонат, как старая школьная парта. Возможно, что не очень дисциплинированный посетитель музея присядет на парту, чтобы, удобно расположившись, внимательно рассмотреть курортные точки на карте. Некоторые экспонаты в музее требуют затемнения, так как от естественного или искусственного освещения могут выцветать. Например, коллекции бабочек потускнеют, вот и расположили их в особых уголках. Деятельность одного из знаменитых местных ботаников профессора Кароля Домина была посвящена изучению флоры и фауны Пиештян. На территории Купельного Острова в его честь установлена променадная скамья, в спинку которой вмонтировали несколько памятных досок, чтобы с благодарностью почтить заслуги этого человека перед городом. В музее можно увидеть его портрет, альпеншток и тубус для собранных растений.




КАК СОХРАНИТЬ МИНЕРАЛКУ И ГРЯЗЬ

Думаю, что большинство бальнеологических курортов озабочено тем, как сохранить целебную воду из источников и доставить ее людям, живущим далеко от курорта. Даже сегодня, когда развиты технологии сохранения свойств минеральной воды, далеко не все воды можно сохранять в бутылках и транспортировать в разные уголки мира. В Пиештянах врачи рекомендую пить воду, насыщенную сероводородом, в непосредственной близости к самому источнику, иначе газ очень легко выветривается из минералки, и она теряет часть своих полезных свойств. Тем не менее на курорте давненько задумались о том, как разливать воду по бутылкам. И преуспели в этом, если судить по коллекции разнообразных бутылок для разлива минералки. На витринах мы видим и большие бутыли из разноцветного стекла, и комплект из рубинового стекла (бутыль и стаканчики), украшенный позолоченным рисунком, и привычные для глаза обычные бутылки, распространенные в наши дни. Использовали для минеральной воды и керамические бутыли, побольше и поменьше, наливали ее и в сифоны. Кстати, такой графин, где вода держалась под давлением и активно наполнялась газом, был придуман в Венгрии. И как память об этом изобретении в городе Дьере установлен фонтан, украшенный сифоном. В витринах, где экспонируются бутылки, используются исторические фотографии, посвященные процессу разлива воды. Витрины оказались очень удобным местом для демонстрации чучела громадного сома, выловленного в водах Вага.





Эра промышленного разлива воды по бутылкам началась тогда, когда люди придумали автоматы для укупорки бутылок с минеральной водой. Это обстоятельство способствовало развитию и дизайна - этикетки для этих бутылок. Можно увидеть, каким разнообразием отличалась на бутылке картинка. Конечно, не обошлось и без изображения мужчины, ломающего костыль. На курорте занимались и упаковкой брикетов с целебной грязью, придавая коробочке разнообразную форму, не лишенную изящества. Скорее всего, к коробочкам прилагались и соответствующие повязки, с помощью которых грязь не только прикладывалась к тему, но и держала снадобье. Внешний вид упаковки волновал производителей лечебных средств. Заодно вспомнила, что на заре курортного дела лечебной грязи придавали магическое значение: она специально имела форму того органа человеческого организма, который требовал лечения, например, печень или соответствующий сустав. Люди верили в эту зависимость.



ИСТОРИЯ БАЛЬНЕОЛОГИЧЕСКОГО КУРОРТА

По мере того, как по "сарафанному радио" из уст в уста распространялась весть о чудодейственной воде в источниках Пиештян, первые лица государства проявили хозяйственную дальновидность и высказались за охрану этих целебных мест. Первое подробное сообщение о курортном лечении в Пиештянах появилось в печатном источнике в Базеле, то есть в Швейцарии, в 1549г. и было написано на латинском языке. Оно принадлежало королевскому советнику Шаришского града Юраю Вернгеру. Автор описывал горячие термальные источники, которые не имели постоянного выхода, а свободно вытекали в русле местной реки Ваг. Скорее всего действие этой воды было известно еще раньше, так как Юрай Вернгер говорит об этих источниках. Источником письменных сообщений о пиештянской термальной воде служила и частная переписка дворянства между собой. Рассказывали об этой воде и другие путешественники, врачи и поэты. Они описывали оживленную жизнь возле источников, рассказывали о целебном действии воды, о способах лечения и купания. На свет божий появилось даже сочинение под названием "Пять книг с врачебными советами". Это настоящие вехи в развитии курортологии. В этих краях частенько происходили военные действия, турки опустошали земли Пиештян и окрестностей. Люди жили под постоянной угрозой со стороны турок. Их присутствие также нашло отражение в музейных витринах.





Самую красивую картину о лечебных источниках оставил чешский изгнанник, проповедник и поэт Адам Траян Бенешовский. Это была хвалебная поэма под названием "Салуберимае Пистиниенсис Термае", что в переводе означает "Излечивающий пиештянский курорт". Она увидела свет в 1642г. Неподалеку от музея, в том же парке, в знак благодарности установлен памятник Адаму Траяну. Часть рукописи экспонируется на витрине, под ней помещена ступка для растирания лекарств, керамическая посуда и гирьки из латуни. Эта витрина интересна еще и тем, что в ней представлена редкая турецкая трубка, декорированная резьбой по кости, необычный кинжал. Видим мы и цветные литографии, на которых в живописных одеждах с непривычным вооружением представлены воины. Привлекает внимание и парадный портрет государственной особы, это король Леопольд Венгерский. Над портретом висит оттиск королевской печати. Здесь представлен очень важный для курортной жизни документ. В 17 веке больные люди часто приезжали на курорт. Поэтому Леопольд I в 1682г. издал защитное письмо, в котором взял под свое покровительство Пиештяны и Банку. Это означало, что поселки были защищены от военных реквизиций и обязательного размещения войск. То есть отводилась военная угроза, которая в этих краях была чересчур реальной. Каждая из витрин заслуживает отдельного внимания. В них выставлено много документов по истории курорта, книги, и довольно старинные, по бальнеологии, портреты профессиональный врачей, оставивших свой след в курортном деле, хрустальные бокалы для приема воды. Загадкой для меня остался красивый цилиндр и деревянный кейс, помеченный датой 1824г. Кейс мог быть и шляпной коробкой, так как существовали складные цилиндры, так называемые шапокляки. А сам цилиндр, очень нарядный, мог принадлежать какому-то церемониймейстеру, например, его надевали по случаю открытия курортного сезона. Но это только предположения. К истории курорта, его процветанию непосредственное отношение имеют и врачи, назначающие лечение больным. Их имена вписаны в историю Пиештян, а в музее выставлены их портреты, дипломы, инструменты.





Музейные работники с помощью макетов придают своей экспозиции наглядность, а сами макеты, например, на детей и школьников, оказывают очень хорошее впечатление. На них показано, как вначале осуществлялось лечение на курорте. Все было предельно просто. Там, где вытекала термальная вода, люди выкапывали ямы и на их дно набрасывали сухие ветки. Горячую воду они оставляли до охлаждения или охлаждали ее водой из реки Ваг. Больные погружались в эти ямы и таким образом лечились. Постепенно территория облагораживалась и обустраивалась. Над местом импровизированных ванн возводились своеобразные баньки, а позже и благоустроенные , даже каменные, домики. Территория засаживалась деревьями. В 1720г. был издана специальная подборка документов по истории курорта. Ее оформили в виде папки в кожаном переплете выставили в музее. Ей без малого уже триста лет. Это тоже исторический экспонат.

ГАБАНЫ-ЦЕЛИТЕЛИ

Выходцы из Швейцарии, габаны, которые у себя на родине испытывали притеснения со стороны религиозных властей, нашли применение своим трудолюбивым и искусным рукам в курортном деле. Сейчас их должность называют бальнеатор. Они заботились о пациентах, помогали соблюдать гигиену, столь необходимую в лечебном деле, поддерживали порядок. Им поручали небольшие медицинские процедуры: например, вырвать больной зуб, набрать кровь для анализа, вскрыть вену, ведь давление понижали путем кровопускания, и, наконец, сделать клизму. Что может быть важнее?! Пожилые пациенты очень хорошо это знают. На больные места пациентов они прикладывали оловянные грелки, наполненные термальной водой. Современному человеку с уфологическими фантазиями грелка может напомнить летающую тарелку. В их распоряжении были шприцы различной формы, фарфоровые ступки, аптекарские бутылки из матового стекла. Старинная аптечная посуда, как мне кажется, выдерживает эстетическую критику. Она по-своему красива, как красивы и бутылки для минералки. Не случайно художники, предпочитающие жанр натюрморта, частенько пишут картины, включающие целый набор бутылок разнообразных форм, думаю, что их можно обогащать и за счет аптекарской утвари, она радует глаз, и аптекари об этом не забывали. Название препарата они могли поместить в милый веночек из растений. На старинных гравюрах можно увидеть методы врачевания, как наносили грязь, если больной страдал от остеохондроза. Ведь болезнь-то была всегда, вот только ее называли как-нибудь по-другому. Наборы медицинских инструментов, блестящие и изящные, также вызывают восхищение, а заодно свидетельствуют не только о состоянии медицинской практики, но и о ее прогрессе. Деревянные футляры, на бархатном ложе которых покоятся изящно изогнутые лопаточки и прочий врачебный инструментарий, неведомо как именующийся, притягивают к себе взгляды. Лично мне они чем-то напомнили школьную готовальню, без которой на уроке черчения и делать-то было нечего. В ней был циркуль, рейсфедер и что-то еще. Стоило это сокровище 1руб.40 копеек. Однако профессиональные готовальни для инженеров по своим размерам приближались к футлярам с медицинскими инструментами и стоили раз в десять дороже. Я почему-то любила в магазинах канцелярских товаров разглядывать громадные готовальни. Они приятно поблескивали, а черный бархат даже на глаз был мягким. Маленькие ножницы различной формы, стетоскопы-трубочки для прослушивания больных: нет ли в легких тревожных хрипов? Круглые аптечные банки, побольше и поменьше, чтобы ставить их на спину при бронхите и пневмонии также нашли свое законное место в музейной экспозиции. В саквояже доктора все это были необходимые вещи, а что касается громадных комплектов медицинского инструментария, то они годились и на подарок к очередному юбилею врача. И медная пластинка с выгравированной дарственной надписью могла быть укреплена на футляре, как напоминание о коллегах. Впрочем, это все мои фантазии и предположения. На музейных экспонатах нет таких надписей, но по литературе я знаю, что это могло быть. В целом все эти прекрасные наборы медицинских инструментов в великолепных футлярах принадлежат не габанам-бальнеаторам, а профессиональным курортным врачам, имена которых зафиксированы в истории курорта. Их дипломы и фотографии хранятся в музее. В музее к каждому из комплектов с инструментами приложены таблички с информацией.





СЕМЬЯ ВИНТЕР

Человеческий фактор, как выражаемся мы сегодня, всегда имел значение в любом деле. В курортном деле многое определяли хозяева, владельцы, курорта. Так, в 16 веке курортом владела династия Турзо (кстати, замок Червены Камень одно время был их собственностью), однако это время было не слишком благоприятным в целом для страны. Постоянная военная угроза со стороны турок, борьба за трон между разными политическими силами - до курорта ли было? В 1720г. Пиештяны перешли в руки новых владельцев, к семье графа Эрдиоди. Они потихоньку стали строить курортные поселения (сейчас это центр города), приглашать врачей-просветителей. К концу 18 века появилось деревянное здание с ваннами для процедур, потом здание с общими бассейнами. Уже прогресс по сравнению с ямами на берегу реки! Расцвел курорт в начале 19 века, так как граф Эрдиоди взялся за коренную перестройку курорта и его благоустройство. Было приказано снести старые постройки и на их месте возвели каменное здание в стиле классицизма, бассейн с термальной водой и лечебной грязью. Этот комплекс сохранился до наших дней и активно функционирует. Это Наполеоновские бани, один из красивейших уголков курорта. После смерти Йозефа Эрдиоди начался застой в жизни курорта. В какой-то степени спас курорт от застоя врач Франтишек Шерер. Он арендовал курортную часть, стал ремонтировать некоторые здания. Даже построил Военный курортный институт. У подобного института могла быть очень далекая перспектива, его специалисты пригодились бы в военное время и послевоенные периоды.



Новый этап для курорта и его самый настоящий взлет начался с того момента, когда в 1889г. фирма "Александр Винтер и сыновья" взяла курорт в аренду сроком на сто лет у графа Франтишека Эрдиоди. Вот такими фантастическими сроками (сто лет!!!) мыслили по-настоящему деловые люди. Во всех книжных магазинах курорта продается книга, посвященная семье Винтер. Она имеет символическое, знаковое название: "Оптимист". Семья верила в долгосрочные проекты. Однако история сложилась таким образом, что у этих талантливых арендаторов впереди оказалось, увы, только пятьдесят лет. В 1940г. курорт перешел в собственность государства. У представителей этой фирмы была настоящая предпринимательская жилка. Они широко развернули свое дело. Строили во славу курорта и для его процветания. Самые лучшие, красивые и благоустроенные здания на Купельном Острове и в жилой части Пиештян - дело рук семейства Винтер. Вот коротенький список возведенных ими зданий, однако каждое из них с точки зрения архитектуры обладает высокой художественной ценностью. Одним из первых был возведен Курортный салон, где ныне размещается Бальнеологический музей. Рядом был открыт городской театр. В 1902г. фирма, вероятно, от себя и для себя построила отель "Зеленое дерево", в городской части Пиештян он и по сей день привлекает к себе внимание. В 1906г. они купили и закончили строительство отеля "Роял" ("Слован")." Урожайным" для строительства на курорте оказался 1912г. Возвели самый фешенебельный в Средней Европе отель "Термиа Палас" и бальнеолечебницу "Ирма". Отель был настолько хорош, что в нем в 1917г. состоялась тайная встреча правителей трех держав:германского императора Вильгельма II, австрийского императора Карла I и болгарского царя Фердинанда. В музейной витрине выставлен плакат с генеалогическим древом семьи Винтер, фотографии членов семьи, очень красивые хрустальные бокалы для минеральной воды.
Первая Мировая война для всей Европы означала застой во всех сферах жизни, в том числе и на курортах. Но возникла другая проблема: кто и где сможет профессионально и качественно поправлять здоровье и залечивать раны. Для раненых и больных солдат и офицеров был построен лечебный дом "PRO PATRIA". В нем были одноэтажные номера, расположенные в форме звезды вокруг бассейна. Об этом отеле я подробно писала в предыдущих отзывах, поэтому не буду повторяться. Скажу только, что и в Бальнеологическом музее ему посвятили несколько витрин. На них и боевые награды, красивые сами по себе, да и ленты смотрятся очень декоративно. Старинные фотографии этого периода рассказывают об образе жизни курорта: в специальные кабинки на колесах местные жители, преимущественно женщины и подростки, ведь мужчины были призваны в армию, впрягались, как рикши. Они возили пациентов по городу, к местам лечения или на прогулку. По фотографиям становится понятно, что бокалы для питья минералки становились все красивее и оригинальнее. Какая-то часть пациентов после проведенного лечения обретала здоровье. Курорт многим помог встать на собственные ноги. Эти пациенты в знак благодарности оставляли свои костыли вместе с письмами, в которых можно прочитать слова благодарности. В витринах выставлено несколько костылей с описаниями истории болезни. Это очень трогательный дар. На афишу, приглашающую посетить музей, хочется откликнуться.




НАШЕСТВИЕ МАГАРАДЖЕЙ

В музее есть одна удивительная витрина, которая интригует посетителей. В двадцатые годы, когда слава курорта была очень прочной, ведь среди его гостей числились такие выдающиеся личности, как композитор Франц Легар, писательница Сельма Лагерлеф, и даже магараджа из Бопала. Совсем загадочная фигура. В первое свое посещение музея я разговаривала с дежурным, когда-то в школе он учил русский, но, вероятно, мы не очень хорошо поняли друг друга. В продаже в музее была очень толстая книга большого формата, по содержанию она была связана с историей музея и людьми, имеющими тесные связи с историей курорта. Он показал фотопортрет импозантного мужчины в книге (записать его фамилию и имя я не имела возможности), он имел отношение к "GRAND HOTEL ROYAL", в законсервированном и полуразрушенном виде он находится напротив музея. Это был дворянин с русскими корнями, которого преследовали (кто и за что - не поняла). Он покинул Словакию и отправился в Индию. Вероятно, эта поездка в конце концов привела к тому, что отнюдь не одиночные представители Индии стали посещать Пиештяны. Магараджи были не редкими гостями курорта. Кстати, замечу, что в современных Пиештянах почти половина курортников - это выходцы из арабских стран. На этой музейной витрине экспонируются восточные вещи: одежда, головные уборы, украшения, кувшин, ритуальные сосуды, щиты и оружие. Больше всего мне приглянулись деревянные сандалии (это котурны?). Они слегка прибавляют человеку рост, деревянная обувь выбивает дробь, а держатся они на ноге за счет деревянной катушки, которая расположена между первым и вторым пальцем на ноге. Колоритные вещи на этой витрине очень хороши сами по себе, однако в то же время они наглядно демонстрируют международный характер курорта. Нужно заметить, что после окончания Второй Мировой войны Пиештяны принимали на лечение советских солдат и офицеров, а также своих соотечественников, получивших ранения.



БЕТХОВЕН. ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ, ПОЛНОЕ ЗАГАДОК

Никогда нельзя предугадать, какие сюрпризы поджидают посетителей в провинциальном музее. То витрина, посвященная индийским магараджам, то миниатюрная экспозиция, посвященная великому композитору с мировым именем. В историю Пиештян, разумеется, золотыми буквами вот уже на протяжении двух столетий вписано не только имя великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена, но и напоминание о его безымянной возлюбленной. В самом центре города есть улица, носящая его имя. От Вены, где композитор жил начиная с 1792г., до Братиславы было рукой подать. В Пиештянах, в семье Кеглевичовых, великий композитор давал уроки музыки талантливой ученице Бабете. Уроки музыки для дворянских детей были традиционной практикой для музыкантов.



Также он был частым гостем в дворянской семье Брунсвиков в имении Дольна Крупа, а также в их родовом замке Мартоншавар , где создан музей музыки, посвященный Бетховену."К Словакии композитор питал очень теплые чувства",- так пишут в словацких источниках. В венгерских источниках, а замок Мартоншавар находится на современной территории Венгрии, будет написано, что композитор питал не менее теплые чувства к Венгрии. Однако не следует забывать о том, что при жизни Бетховена упомянутые места находились на территории Австро-Венгрии. С семьей Брунсвик композитор сблизился в Вене (1796-1799гг.). Приезжая из семейного имения, одна из дочерей -Тереза - брала у Бетховена уроки музыки. Это знакомство растянулось для композитора на долгие годы. Как выглядел молодой, полный творческих и жизненных сил композитор в это время, можно представить по живописным портретам. На них он изображен в тридцатилетнем возрасте, хотя на втором портрете он выглядит более молодым юношей. Своим талантом и внешностью он легко мог вскружить голову любой красавице. Так, наверное и было.
В первую очередь имение Дольна Крупа прославилось именем немецкого композитора. На фотоснимке как раз представлен дворец в этом имении. В нем почти постоянно звучит великолепная музыка. Возле дворца, у озера в парке, находится небольшой павильон, домик садовника, построенный в барочном стиле. Его называют павильоном Бетховена, так как композитор имел привычку работать в этом уединенном уголке. Сейчас в нем расположена выставка, рассказывающая о жизни и творчестве композитора.



В имении Дольна Крупа завязалась таинственная романтическая история. Композитор... влюбился, но имя возлюбленной так и осталось тайной. Хотя сама влюбленность тайны не составляет, потому что сохранилось письмо, в котором композитор обессмертил даму своего сердца. Письмо было найдено на следующий день после смерти композитора в потайном ящике старого платяного шкафа вместе с портретом Терезы. Само же письмо никогда не было отправлено. Тем не менее письмо бессмертной возлюбленной является одним из самых нежных любовных писем. По фактам, содержащимся в письме, предполагают, что оно написано из Пиештян. У владельца угодий в Дольне Крупе и замка в Мартоншаваре, Йозефа Брунсвика, было несколько племянниц: Джульетта Гвиччарди, Тереза и Жозефина Брунсвик. Их портреты представлены именно в этой последовательности.



В это время Бетховену было тридцать лет, и он переживал плодотворный период жизни. Полный творческий и жизненных сил, Людвиг был увлечен молодыми привлекательными девушками. Тем не менее, переживая творческий расцвет, композитор был погружен в тяжелую драму: его слух резко ухудшается. Причины наступавшей глухоты не были понятны врачам. Его недуг был равносилен тому, как если бы художник-живописец терял зрение. Ведь для композитора слух - это его рабочий инструмент. Такое состояние не могло не угнетать творческого человека, для которого смыслом жизни был мир звуков. Столкнуться с подобными переживаниями драматично, в этой истории таится глубокая грусть. Композитор скрывал глухоту от друзей и близких, старался меньше бывать в обществе. В это время в его жизни появилась шестнадцатилетняя Джульетте Гвиччарди. Бетховен посвятил ей всемирно известную и популярную "Лунную сонату". Она обожала музыку, прекрасно играла на рояле и стала ученицей великого композитора. Бетховен влюбился в нее сразу, девушка представлялась ему совершенством, ангелом, который сошел с небес, чтобы утолить его тревоги и печали. Композитор вновь почувствовал вкус к жизни. Он мечтал, что девушка станет его женой. Испытывая эти чувства, наполненный счастьем и радужными надеждами, он начал работу над сонатой, которую назвал "Соната в духе фантазии". Его мечты и оказались фантазиями, так как им не суждено было сбыться. Ветреная и легкомысленная кокетка отдала предпочтение графу-аристократу. Ей стал неинтересен глухой, необеспеченный композитор из простой семьи. Да и семья Джульетты, скорее всего, была бы против этого брака с малообеспеченным музыкантом., хоть и великим человеком. Музыкальное произведение, начатое в состоянии счастья и надежды, закончилось гневом и яростью. Финал своим звучанием напоминает ураган. Мир для композитора рухнул, почва из-под ног ушла. Музыкальное произведение, которое создавал Бетховен, один из его друзей, поэт Людвиг Рельштаб, назвал "Лунная соната" уже после смерти композитора. Все эти бурные душевные события относятся к 1802г. История любви к Терезе - это история более позднего времени.
В специальной витрине в пиештянском музее хранится копия посмертной маски композитора, его бюст и несколько цветных литографий, изображающих Пиештяны в один из самых плодотворных периодов творчества Бетховена.

МЕМОРИАЛ САМОГО ЗНАМЕНИТОГО ЛЕТЧИКА СЛОВАКИИ

Главная воздушная гавань Словакии, в Братиславе, носит имя Милана Штефаника, человека выдающегося и знаменитого. В Праге его имя присвоено обсерватории, рядом с которой установлен памятник Штефанику, изображенному в летном костюме. Памятник очень камерный, человеческий, он не подавляет своими громадными размерами, хотя перед нами личность удивительная и яркая. Также в Словакии на месте гибели этого человека находится мемориал. В Бальнеологическом музее в одном из залов устроена мемориальная экспозиция. Почему Штефаник заслужил памятник и как он погиб - вот на эти вопросы хотелось бы найти ответы. Для этого пришлось заглянуть в биографию выдающегося человека. Этого было достаточно, чтобы понять, сколько всего замечательного произошло в жизни этого человека. Почти все факты свидетельствуют, что перед нами незаурядная личность, оставившая след в истории целого народа.



В семье лютеранского пастора Штефаника была целая дюжина детишек, наверное, поэтому в музейной экспозиции представлены детские предметы: кроватки, платяные шкафы, оригинальные школьные парты, рассчитанные на двух ребятишек. За партой они сидят лицом друг к другу. С психологической точки зрения очень важно, чтобы дети, общаясь, смотрели в лицо друг другу, а не в затылок. Обстановка в доме носит скромный, почти спартанский характер, хотя мебель крепкая и добротная. В мемориальной комнате выставлены старые фотографии членов семьи, а также личные вещи Милана Штефаника: бумажник, с записной книжкой и карандашом, платяная щетка.





Шестой ребенок в семье (среди двенадцати детей) лютеранского пастора Павла Штефаника, Милан смог подняться очень высоко. Лучший ученик в школе, ученик лютеранского лицея в Братиславе;потом обучение в Пражском Карловом университете, затем переезд в Париж и работа в обсерватории. Он взлетел, в прямом смысле этого слова, к звездам. И это сын священника. Его имя ставят в ряд таких имен, как Коперник и Галилей, Кеплер и Джордано Бурно. Он был одним из первых летчиков в стране, астрономом и французским генералом. Всего этого он добился упорным трудом и увлеченностью, не прожив и сорока лет. Главным увлечением для него стало НЕБО. В составе французской экспедиции он ездил наблюдать полное солнечное затмение в Испанию и в Туркестан, совершил восхождение на Монблан, чтобы наблюдать за звездами, побывал в Пулковской обсерватории Санкт-Петербурга. По дороге сюда он посетил Льва Толстого в его имении в Ясной Поляне. В научные экспедиции он отправляется в погоне за звездами и затмениями. Карта его поездок включает разные континенты и страны мира. Алжир и Тунис, Таити для наблюдения за кометой Галлея, Бразилия, потому что там будет лучше всего наблюдать солнечное затмение. Эквадор и Галапагосские острова. За успехи этих экспедиций и миссий он был награжден французским Орденом Почетного легиона.




В годы Первой Мировой войны Штефаник принимает в ней участие, пройдя обучение в летной школе. Его мечта, зародившаяся в эти годы, - создать чехословацкую эскадрилью. 1915г. был для него знаменателен и тем, что он встречается с людьми, как и он, мечтавшими о создании единого самостоятельного чехословацкого государства. Это были Томаш Масарик, будущий президент, и Эдвард Бенеш. В правительстве молодой Чехословакии Штефанику отводилась должность военного министра. Они организовали Чехословацкий национальный совет и хотели собрать добровольцев в чехословацкие легионы, которые должны были стать основой армии. В биографии Штефаника в это время еще ярче проявляется русский след. В 1916г. он посещает в Могилеве ставку Верховного главнокомандующего русской армии и вместе с представителями Франции участвует в переговорах с Николаем II. В 1917, после Февральской революции, он обращался и к Временному правительству. Европейские страны также помогали ему в создании национальной армии. Летал он и во Владивосток (1918г.), чтобы договориться о выводе Чехословацкого корпуса из России. Погиб он в 1919г. в авиакатастрофе. При подлете к Братиславе, самолет, на котором он летел, был "случайно" сбит. Существует предположение, что катастрофа была подстроена его политическими противниками. У него были серьезные разногласия с Эдвардом Бенешем по поводу устройства будущей Чехословакии. Последний период жизни Милана Штефаника в музее отразился в таких предметах, как плакат с изображением солдат в различной военной форме, фотография Штефаника в форме французского генерала, модель самолета, копия памятника Штефанику возле пражской обсерватории и посмертная маска. Соотечественники говорят об этом человеке: "Пришел с неба и ушел туда же".

БОГАТСТВО ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПОЗИЦИИ

ЗАКРОМА НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

Душа каждого человека жаждет красоты, добра и тепла. Все эти исконно человеческие чувства у большинства народов выливаются в предметы домашнего быта, ими украшают свою повседневную жизнь. Крестьянскую избу снаружи и внутри можно рассматривать как произведение искусства; посуду, сундуки, одежду - все это стараются украсить орнаментом, покрыть богатой сложной вышивкой, следуя народным традициям своего региона. Как только входишь в Бальнеологический музей, то теряешься: повернуть налево или направо, с чего начать знакомство с экспонатами. Левое крыло музея отдано этнографической коллекции. Сотрудница музея предупредила о том, что осмотр начинается с правого крыло, и получилось так, что осмотр левого крыла превратился в настоящий десерт. В памяти оно осталось как яркое, цветастое пятно, именно такими предстали все главные этнографические экспонаты. Тусклых депрессивных красок хватает в повседневной жизни, от них хочется бежать поближе к палитре художника, к народному творчеству, в котором буйство красок Вам гарантировано.
Начну с народной одежды. Пиештянский национальный костюм относится к группе костюмов западнословацкого, точнее трнавского типа. Музей музеем, но в нем находится место не только праздничной одежде, но и рабочей, ритуальной, для взрослых и детей, для пожилых. Поселок Кракованы, танцевальный ансамбль которого демонстрировал гостям курорта свадебный обряд словаков, прославился женскими костюмами, расшитыми богатейшей вышивкой. Зимой женщины носят шубы из белой натуральной бараньей шкуры. Украшена такая шуба разноцветным кожаным орнаментом на спине. Для украшения одежды использовались пряжки, ленты. К национальному костюму обязательно надевались черные сапоги, ведь приходилось много танцевать. На рубеже 19-20 веков в богатой вышивке на блузках преобладали два цвета: желтый и ярко-оранжевый. Из других цветов использовали белый, красный, синий. Вышивали узор на рукавах, чепчиках и передниках. Как можно отметить, мужские костюмы ничуть не уступают женским: в них также используется вышивка, на суконных штанах из крученого цветного шнура выкладывается сложный орнамент не только впереди, но и сзади. Наиболее сложные и красивые детали мужского костюма, например, бант из широкой ленты вышивался девушками. Мужская рубашка и женская блузка очень похожи по крою. Вышивка присутствует и тут и там. Вот только женские костюмы, с одной стороны, по расцветке могут быть более нежными, а с другой - более яркими. Вышитые пояса мы видим на всех женских нарядах. Юбка по своей отделке не отстает от блузки. Низ юбки украшался несколькими рядами кружев ручной работы или тесьмы.




Глядя на национальные женские жакеты, я каждый раз прихожу в восторг и сожалею: куда смотрят дизайнеры современной одежды? Наденьте такой жакет с брюками или узкой юбкой-карандаш и смело отправляйтесь в ресторан, театр или на презентацию. Успех Вам обеспечен. Тулупчик в России, а в Словакии кожушок, да еще из белой овчины, да еще с вышивкой и кисточками на спине для молодой девушки - прекрасный вариант зимней одежды для прогулок в парке или лесу, на зимнем курорте в горах. На этих витринах мое внимание привлекли два необычных предмета. Книжка в кожаном переплете - это не что иное, как библия, вернее, ее видимость, потому что хитрый церковный служка замаскировал таким образом фляжку для фруктового самогона, или сливовицы. Синий мужской кафтан, отороченный темным каракулем, больше всего подойдет деревенскому старосте. Здесь же выставлена и трость с красивой резной деревянной ручкой, украшенной головой змейки. Помимо трости у старосты необычная курительная трубка, она не только длинная, у нее целых три! отверстия, куда набивают табак. Староста будет пыхтеть из нее дымом, подобно трехголовому Змею Горынычу. Вот такие чУдные вещицы могут попасться на глаза в провинциальном музее! Вышивка на женских поясах и жилетах вне всякой конкуренции, как и чепчики, которые надевает замужняя женщина.




Здесь же, если внимательно вглядеться, выставлены предметы повседневного потребления, например, деревянный рожок-служка, чтобы было удобно надевать сапоги. Воду носили и держали в деревянных флягах, хлопушки и трещотки использовались в церковных ритуалах. Вальки для катания белья, то есть глажения были распространены как в словацких, так и русских деревнях. Вся эта утварь могла быть гладкой, простой, с резьбой или раскрашенная. Тогда она уже годилась на подарки. Декоративные деревянные предметы словаки называли "дарами любви". В окрестностях Пиештян было развито кружевоплетение. Для этого использовались коклюшки, в целом приспособление называлось "баба". Коклюшное кружево зачастую вкладывали в отдельные части национального костюма: в рукава и в зубчики чепчика. Зажиточные крестьяне могли себе позволить вплести в кружево золотую или серебряную нить.
Рассказывая о музее мебели в замке Червены Камень, я упоминала габанов-новокрещенцев, выходцев из Швейцарии и Южной Германии. Они покинули родину из-за репрессий со стороны церковных властей. В чужих краях габаны славились как люди трудолюбивые и очень искусные ремесленники по части керамики. По мере того, как они сливались с местным населением, производство керамики переходило к словацким мастерам.




Габаны любили делать кувшины, например, "сова" с частично закрытым верхом, плоский кувшин или графин с небольшим отверстием для пробки (такой магнитик я прихватила себе на память), кувшин с широким верхом. Делали они и обычную посуду:миски, тарелки. В городе Голоч была создана ценная коллекция майолики 18 века. Это были мануфактурные изделия, предназначенные для шляхты и зажиточного мещанского сословия. Есть в музее и старинные предметы из мастерских Модры.
Народная деревянная скульптура в прошлом создавалась художниками-любителями и ремесленниками без специального образования. В окрестностях Пиештян распространялась народная скульптура из западноевропейских паломнических центров. Статуэтки были посвящены религиозной тематике. Очень часто в нишах домов или на наружных стенах помещались образы символических защитников хозяев дома от различных бедствий. Большое распространение получили Пьеты. Их сюжетом было оплакивание Христа Богоматерью, снятого с креста. Религиозная скульптура называлась народным Вифлеемом.
Очень любопытны народные росписи на стекле. Они также включают культовые рисунки из народного интерьера и носят религиозный характер. Подобная живопись появлялась близ стекольных заводов, а распространяли ее торговцы-разносчики. Такие образцы живописи трогают людей своей простотой и наивностью. Частенько главный сюжет картины обрамляли богатым цветочным узором. От этих богатых экспонатами витрин я не могла оторвать глаз, каждый предмет - настоящее произведение искусства.




Экспозиция завершается одним из самых интересных экспонатов - народным домом западнословацкого крестьянина. Дом состоял из трех частей: черной кухни, комнаты и кладовки. Дома строили из глины необожженного кирпича. Пол вместо облицовки обмазывали глиной, а крышу покрывали соломенной крышей. Стены могли украсить богатым сложным орнаментом. Тяга к красоте и здесь проявлялась.




Экспозиция дополнена деревянными сундуками для хранения белья, были среди них и сундуки для зерна. О том, что некоторые сундуки предназначались для зерна, свидетельствуют механические весы, укрепленные на стене. На первом снимке, внизу, можно как раз заметить "бабу", на которой женщины занимались плетением кружев. Деревянная резная скульптура изображает крестьянина, одетого довольно нарядно. Комната в избе, хоть и невелика по метражу, прибрана, все стоит на своем месте: с печи свешивается перина, кровать накрыта покрывалом, а стол скатертью, и все, все покрыто вышивкой. Потолочные балки расписаны цветами, кроме того балки используют как полочки для посуды, для кувшинов и кружек. Таков национальный стиль убранства. Постельные принадлежности с богатым узором считались самым красивым декоративным текстилем для дома. Орнамент занимал нижнюю треть полотна, вышивали эти вещи гладью или крестом. Выставлены в музее и родильные простыни (кутницы). Набивной ситец или батик был распространен во многих европейских странах, в том числе и в Словакии. Из такой набивной ткани шили передники и косынки на голову. В целом крестьянский дом выглядит очень нарядно.




В Пиештянах работал крупный художник А.Бунза. Он писал картины в основном на фольклорные темы. Изображал парней и девушек в национальных трнавских костюмах. Напротив крестьянской избы, на стене представлены его полотна. Вот такой яркий живописный акцент поставили в конце экспозиции создатели Бальнеологического музея в курортном городе Пиештяны.



P.S. Как Вам кажется, уважаемые читатели, стоило заглянуть в такой музей, находясь на отдыхе и лечении?

 Сообщить модератору



Спасибо! Как всегда масса подробной информации. Для поездки в Словакии ничего не надо больше искать, достаточно прочитать Ваши рассказы.
И Вам за комплимент, хотя, полагаю, что не все смогла осветить. Словакия в прошедшем году набрала большой процент прибавки русских туристов. Хотя сейчас они жалуются, что посетителей на курорте маловато. Жаль, у них и лечение качественное, и есть что посмотреть.
Спасибо!
Труд энциклопедический, я имею все последние рассказы, если занесет когда-нибудь в Словакию, обязательно перечитаю внимательнее-)
Мне очень нравится самой копаться в материале, особенно перед поездкой и уж тем более после нее. Спасибо за внимание к публикациям. Понимаю, что с Италией и Францией мне "светит" знакомиться лишь по Вашим отзывам. На досуге займусь этим.
Спасибо. Как всегда очень познавательно и интересно.
С уважением
Ирина, очень признательна Вам, как одной из самых постоянных читательниц. Все-таки интернет - удивительная вещь, всегда отыскиваются люди, разделяющие наши интересы. Спасибо.
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Словакия 2015. Пиештяны. Парадная часть курорта. Экскурсия по просьбе
2Словакия 2015. Пиештяны. Архитектурный образ города
3Словакия 2015. Курорт Пиештяны впервые. Ода про ОДА
4Словакия 2015. Курорт Пиештяны впервые. Ода про ОДА
5Словакия 2015. Замок Червены Камень - огромный музей мебели
6Словакия 2015. Поместье Топольчанки. Послужило Габсбургам и президентам Чехословакии
7Словакия 2015. Замок Червены Камень -огромный музей мебели. Часть 1
Отдых в Словакии
Словакия: отели
Отели Пьештян
Отели Слиача
Нови-Смоковец
Пиенинский национальный парк
Погода в Словакии
Горные лыжи
Рейтинг отелей:
29.Matysak 4
30.Hills 4
31.Penzion Grand 4
32.Centrum Salvator 4
33.Apollo Hotel 4
34.Pension Tatry 4
35.Odborar 4
лучшие отели Словакии
Фото отелей:
15.Gloria Palac, Словакия [6]
16.Matysak, Словакия [6]
17.Penzion Grand, Словакия [6]
18.Limba пансион, Словакия [5]
19.Turist, Словакия [5]
20.Avance, Словакия [5]
21.Grand Jasna, Словакия [3]
Популярные отели:
36.Penzion Grand отзывы
37.Botel Marina отзывы
38.Ostredok отзывы
39.Apollo Hotel отзывы
40.Danubius Health Spa Resort Thermia Palace отзывы
41.Poprad отзывы
42.Odborar отзывы
Отзывы по отелям:
36.Словакия, Rysy [1]
37.Словакия, Botel Marina [1]
38.Словакия, Villa Necas [1]
39.Словакия, Penzion Furkotka [1]
40.Словакия, Ubytovanie na sukromi [1]
41.Словакия, Devin [1]
42.Словакия, Mineral [1]