28.12.15 17:07:08
Словакия 2015. Замок Червены Камень - огромный музей мебели 
Время отдыха: 15.07.- 05.08.2015

СЛОВАКИЯ 2015.ЗАМОК ЧЕРВЕНЫ КАМЕНЬ - ОГРОМНЫЙ МУЗЕЙ МЕБЕЛИ. ЧАСТЬ 2



См. предыдущие отзывы по теме Словакия 2015

http://www.otzyv.ru/read.php?id=190248
http://www.otzyv.ru/read.php?id=190249.
http://www.otzyv.ru/read.php?id=191529
http://www.otzyv.ru/read.php?id=192111

Замок Червены Камень - огромный музей мебели. Часть 1
http://www.otzyv.ru/read.php?id=192470

Замок Стара Любовня
http://www.otzyv.ru/read.php?id=186400


КАБИНЕТ ОРУЖИЯ В БАСТИОНЕ

Какой же замок упустит возможность продемонстрировать коллекцию боевого оружия?! Замок Червены Камень выставил часть своего арсенала, судя по экспозиции, с удовольствием. Вот только я, как и большинство женщин, равнодушна к милитаристской тематике, хотя и в ней всегда можно отыскать что-то необычное, до сих пор невиданное. Мужчины и мальчишки получили бы истинное удовольствие, рассматривая богатую коллекцию оружия различных исторических периодов. Их хронологические рамки с 15 века до первой половины 19 века. Да и само оружие скомплектовано по своему типу: огнестрельное, холодное, оружие на древках, механическое метательное оружие и запальное. Тяжелого огнестрельного оружия в замке не сохранилось, его заменили моделями орудий, каменными и железными ядрами. Защитное снаряжение представлено рыцарскими доспехами. Поскольку эти края выдерживали турецкие осады, то, следовательно, коллекция пополнилась восточным оружием и снаряжением.




Первым моим удивлением стало необычное оружие с петлеобразной верхушкой. Экскурсоводы сказали, что, предположительно, турки с помощью такой петли обрезали уши противникам или пленным. Один из старинных мечей удостоился особой ниши. Девушки пытались мне объяснить, используя словацкое слово, название алебарды и хотели услышать русский эквивалент (ее-то я знала по русским историческим фильмам и книжным иллюстрациям). А вот видеть алебарду с выгравированным изображением рыбы прежде не доводилось.





Стены кабинета оружия украшены портретами военных в разных мундирах. Имеется в бастионе и винтовая лестница, которую сейчас закрыли во избежание травматических случаев. Однако о ее устройстве рассказывают. Подобные ходы использовались и в качестве вентиляционных.

ТАКОЕ ПРОЗАИЧЕСКОЕ НАЗВАНИЕ: УГЛОВАЯ КОМНАТА

Об этой комнате сохранилось предание, что она использовалась в качестве больницы во время эпидемий чумы. Главным аргументом в пользу этого утверждения стала одна из ниш в комнате, в ней сохранилось изображение святого Рохуса, покровителя больных чумой.В центре снимка мы как раз можем видеть нишу с белым барельефом святого Рохуса. Этот элемент в спальне очень необычен Сейчас в комнате экспонируется спальный гарнитур необыкновенной красоты, созданный в необарочном стиле во второй половине 19 века. О том, что гарнитур выполнен мастерами высшей квалификации, свидетельствует сложная инкрустация на спинках кровати. На ней изображены классические библейские сцены Рождение Христа и Бегство в Египет. В качестве материала для инкрустации используются латунь и кость. Над изголовьем кровати возвышается нечто вроде резного алтаря, такое сложное декорирование кровати прежде видеть мне не доводилось. Все предметы спальной обстановки, из резьба выдержаны в одном стилистическом ключе: рама у зеркала, фасад шкафа-умывальника, оба шкафа по правую и левую сторону от кровати. Если мне не изменяет явно перегруженная впечатлениями память туриста и я ничего не путаю, то об этой кровати экскурсовод говорила, что это один из первых образцов супружеской, семейной кровати. Дело в том, что в замках и дворцах каждый из супругов имел свое отдельное крыло. Их спальни были дистанцированы друг от друга, а о предстоящих рандеву супруг заранее договаривался со своей избранницей.







В европейских музеях давно считаются с естественными физиологическими потребностями всех смертных, поэтому затрагивают эту деликатную тему. Вот и в этой необарочной спальне представлена приватная часть господской жизни - туалет. Он соседствует со шкафом неописуемой красоты, с богатейшими инкрустациями, сюжетными и орнаментальными. Обычно к спальным комнатам прилегал и небольшой будуар, который служил для одевания.

СПАЛЬНЯ В СТИЛЕ БАРОККО

Спален в замке было с лихвой, единственное, чем они отличались, были художественные стили, которым следовало убранство этих комнат. Спальня, которую Вы видите, роскошно обставлена. В конце 17 века стиль барокко стал в Словакии доминирующим не только в архитектуре, но и в устройстве интерьера. Внимание туристов приковывает к себе богато украшенная постель. Множество позолоченных деталей, и ангелочки, и драпировки, и пышные орнаменты, и крученые стойки для балдахина. Парные портреты над кроватью - тоже обязательный штрих. Вроде бы известно и имя ее хозяина, хотя нам оно ни о чем не говорит. Это некий Франтишек Весселени из Радвани. Среди музейных экспонатов не каждый знает имя своего прежнего владельца. Этой кровати повезло. Зеркало напротив нее также заключено в богатейшую позолоченную раму в барочном стиле.






Помимо кровати, в спальне есть и итальянская ваза (1769г.),украшающая стол, медные чайники на деревянных подставках. Сервант не просто практическая мебель, но и настоящее произведение искусства. На него водрузили керамические кружки для пива в форме супружеской пары в костюмах стиля ренессанс. В углу мы в очередной раз можем посмотреть на изразцовую печь, производства ремесленников-габанов. Заслуживает внимания и напольное зеркало в потрясающей раме, включающей сложную скульптурную композицию. На комоде возле печи покоится шкафчик-секретер из эбенового (черного) дерева. Этот материал считался самым дорогим, поэтому в нем предпочитали хранить, естественно, казну и драгоценности.

РОЗОВЫЙ САЛОН

Свое название салон получил благодаря камину из розового мрамора. По стилю это раннее барокко. Вот он перед Вами "виновник" названия этой комнаты и вид части салона.



Да и сам салон обставлен мебелью первой половины 18 века, то есть периода расцвета стиля барокко. Мебельный гарнитур декорирован деревянной цветочной интарсией, то есть инкрустацией. Музейщики предполагают, что он может быть либо голландского происхождения, но не исключают, что подобная инкрустация была распространена в Англии, она напоминает стиль королевы Анны. Стилизованные вазы для пышных букетов, на которых сидят райские птицы. Настоящая роскошь! Популярным предметом обстановки стали и комоды-секретеры, их генеалогические корни тоже прячутся в Англии. Верхняя часть комода чем-то напоминает крышку гроба, не в обиду мастерам будет сказано.



Особо ценные произведения мебельного искусства могли устанавливать на особые подиумы, по своей конфигурации они повторяли очертания буфета или шкафа. Каждый предмет обстановки выглядит прекрасно, его можно медленно рассматривать, выискивая различные любопытные детали и любуясь ими. Прекрасны секретеры и напольные китайские вазы, складной иконостас очень необычен.




ЖЕНСКАЯ СПАЛЬНЯ

Последняя спальня обставлена в стиле позднего барокко и рококо. Форма и украшения мебели для сидения напоминают типичное французское рококо периода правления Людовика XY. В правом углу кровати можно заметить круглую металлическую жаровню с ручкой. Они использовались для обогрева постели,однако они же могли стать источником пожара, если их слишком перегревали. На кровать могли положить соломенные матрасы, вот они-то и загорались. Пожары в замке частенько становились причиной выгорания каких-то покоев, а впоследствии вели к перепланировке отдельных помещений. Полукресло, стоящее справа от кровати, по-моему, верх изящества по своим формам. Детских комнат в замке не видно, но вот в этой спальне рядом с кроватью стоит детская люлька. По своему оформлению она следует эстетическим канонам времени, украшена резьбой и инкрустацией.




МАЛЕНЬКИЕ САЛОНЫ

Из дамской спальни можно попасть в три небольших салона для отдыха. В конце 19 века при Штефани Пальффи один большой зал был переделан в несколько небольших помещений. В них преобладает мебель для сидения (рококо), используются бытовые и декоративные предметы: чешское и словацкое стекло, фарфор из Германии, Чехии и Вены, английская керамика и европейское серебро. Картина "Пир у Бахуса"занимает почти целую стену в салоне. Шкафчик в стиле необарокко из орехового дерева, отделан кленом, украшен позолоченной бронзой и латунью, полудрагоценными камнями. От фасада шкафчика нельзя оторвать глаза, позолоченные порталы с позолоченными скульптурами в них - это самый настоящий центр притяжения внимания гостей. Шкафчик увенчан шестью миниатюрными мужскими бюстами. Кажется, что если распахнется дверца каждого из маленьких шкафчиков, то за ней мы увидим новые чудеса.




Мужской салон обставлен по-мужски. Гарнитур для сидения высококачественной английской работы в стиле классицизма. В салонах для мужчин было типичное оформление:портреты, пейзажи, виды городов и графические образцы карет. Кареты принадлежали венгерскому дворянству и были характерны для своей эпохи. У окна стоит письменный столик и переносной пюпитр для работы. В них мог находиться и шкаф для хранения оружия, скорее всего, охотничьего. Такие вещи входили в обстановку мужских кабинетов.




Дамский салон обставлен мебелью для сидения французского происхождения с типичной для эпохи Реставрации ( 1820-1830) гобеленовой вышивкой. Рядом с диваном на две персоны стоят симпатичные скамеечки, чем-то напоминающие уточек. Между тем это замаскированные грелки для ног, чтобы дамы-болтушки не замерзли во время продолжительных разговоров и бесед.



РЫЦАРСКИЙ ЗАЛ

В старинном замке, за плечами которого не одно столетие богатейшей истории, должен быть и рыцарский зал. В замке Червены Камень такой зал есть, и это самое большое помещение, кроме подвалов. Старинные замки частенько переживали пожары: то непогашенная свеча, то грелки для постели или жаровни, от которых могли загореться соломенные матрасы. Выгоревшие площади могли перестроить, перепланировать. Точно так в замке родился рыцарский зал после пожара 1758г. Конструкция потолка подвешена на цепях и прикреплена к стропилам на крыше - вот такая техническая сложность. В самом рыцарском зале в центре установлен стол с дюжиной стульев вокруг. Сам стол в стиле ренессанса, а вот стулья с резными спинками ломбардского типа. Если мне не изменяет зрительная память, то в рыцарском зале сейчас стоит рояль, очевидно, концерты в нем проходят, мне кажется, что его могли использовать и для балов или танцевальных вечеров.



Тогда же в дверной перемычке появился портал над входом в капеллу. Первоначально этот обширный зал служил для сбора верующих при богослужении в капелле. Здесь стояли церковные лавки и орган. Из всей меблировки этого зала есть еще очень ценные предметы - это флорентийские сундуки с ручками на подставке. Они датируются серединой 16 века. Видите, как просто сундукам попасть в число произведений искусства!



В зале довольно много картин, развешенных между окнами. Со временем полотна потемнели, их сюжетами являются драматические моменты битв мушкетеров и воинов в доспехах с турками. По бокам камина висят портреты османских султанов Мурада III и Солимана II.



Напротив камина на стене расположился большой мортуарий (так это назвала гид) Штефана Пальффи (1586-1646гг.) Он посвятил себя военной карьере и отличился в боях с турками. Слово "мортуарий", если включить сообразительность, вероятно, означает поминовение деятельности ушедшего человека. На стене укреплен большой, вырезанный из дерева, родовой герб, но его Вероника называла "похоронным", то есть изготовленным после смерти человека. Помимо главной части герба, вокруг появились сцены, связанные с заслугами человека, в данном случае это было участие в каких-то исторических событиях, в боях с турками. Если мы вспомним маленький изящный герб на дверце кареты, выставленной в нижнем холле, то сразу же отметим чудесные превращения герба. Теперь он выглядит еще бОльшим произведением искусства, когда резчики по дереву приложили к нему руку и украсили герб батальными элементами, рыцарскими доспехами и полковыми знаменами. Над входом в библиотеку висит портрет в богатой золоченой раме, где изображен доблестный офицер, один из представителей рода Пальффи в 19 веке. Запамятовала, кто именно. Однако у этого портрета имеется одна показательная деталь. В это время на парадных портретах стали изображать людей в очках, если они носили таковые. Прежде подобные бытовые тонкости были противопоказаны парадным портретам.



В замке Червены Камень устроители музейной экспозиции демонстрируют посетителям и "тайную" жизнь каминов, то есть не столько процесс топки, сколько процесс чистки каминов от золы. Ее не выгребали внутрь помещения, чтобы не пачкать господские покои, а делали это незаметно, пользуясь тайным входом, находящимся сбоку или позади камина.



Из рыцарского зала можно попасть в библиотеку и в капеллу.

БИБЛИОТЕКА

В замке существовала коллекция древних печатных материалов и рукописей. В ней были ценные восточные рукописи и инкунабулы, в переводе с латинского это слово означало колыбель, годы младенчества, позже так стали называть первые книги, отпечатанные с наборных форм за время до изобретения книгопечатания, то есть до 1500г. В этой библиотеке находится уникальный Анатомический атлас издания 1685г., трактат Агриколы о горном деле и металлургии,(вдруг в голову пришла мысль, что эти трактаты могли быть использованы в период поиска залежей серебра в землях, находящихся под замком Червены Камень) труд Мартина Лютера, переводы античных авторов. Библиотеке есть чем гордиться. Систематизированно собирать библиотеку начал Рудольф I Пальффи в середине 18 века. Его портрет вместе с супругой можно будет увидеть позже. Один из книжных шкафов украшен бюстом Вольтера, французского философа-просветителя. Светильники-тандемы, то есть гибрид из охотничьих трофеев и деревянного резного скульптурного ангела в одежде, мы уже также видели в нижнем холле. Видно, ангелов вырезали достаточно для разных покоев.!



КАПЕЛЛА

Тогда же, то есть в 1758г., при реконструкции рыцарского зала, в дверной перемычке появился портал над входом в капеллу. Первоначально обширный рыцарский зал служил для сбора верующих при богослужении в капелле. Здесь стояли церковные лавки и орган.Замковая капелла находится напротив библиотеки, о ее местонахождении нетрудно догадаться, так как над входом укреплен символический платок с отпечатком лица Христова.



Этот платок ему подала Вероника, одна из первых христианских святых, когда Иисус шел на Голгофу. Этим куском ткани, или платом, он мог отереть лицо. На плате отпечатался лик Спасителя. Поэтому плат называют по-латински VERAIKO, то есть истинный образ. Замковая капелла была возведена в честь святой Екатерины и существовала еще до перестройки замка Фуггерами. В 1605г. после отделки в стиле раннего барокко, ее освятили в честь Успения Богородицы. Капелла в целом оставляет весьма камерное впечатление, но на алтари в ней не поскупились.




Коль скоро капелла освящена в честь Богородицы, то в небольших картушах в коричневых тонах нарисованы сцены из ее жизни : Благовещение, Обручение, Несчастие и Бегство в Египет. В меньших по размеру картушах изображены Евангелисты: Марк - в образе льва, Матфей представлен ангелом или человеком, Лука - в образе вола, Иоанн - в образе орла.



Лепные украшения - это труд итальянского мастера, а фрески были созданы Карлофоро Тенкала, тем самым, который трудился в гроте Террена. Примерно лет через сто тридцать капелла была реконструирована: к ней добавили нижнюю часть алтаря с сюжетом Тайной вечери, боковые алтари освятили в честь Яна Непомуцкого и Антона Падуанского, главный - в честь Успения Богородицы.



Все туристы обращают внимание на отдельную лавку для совершения молитв. После смерти Белы Пальффи в 1924г. его жена заказала сделать из супружеской кровати эту лавку, чтобы постоянно преклонять колени именно на ней. Вот так, очень своеобразно, верующая и преданная жена почтила память ушедшего супруга, чтобы в минуты молитвы быть наиболее близкой не только к Богу, но и супругу.

БОЛЬШАЯ СТОЛОВАЯ

После капеллы мы перешли в юго-восточное крыло замка. Эти жилые помещения решены в духе изысканного рококо, в отличие от предыдущих, где господствовало барокко. Полы покрыты паркетом, на плафонах преобладает лепка, также в стиле рококо. В этом же духе изготовлены и керамические печи. Помещение первоначально использовалось в качестве столовой. Оно обставлено мебелью в стиле рококо. Овальные спинки кресел и плавные, округлые линии диванов говорят в пользу этого стиля. В планировке столовой архитекторы прибегли к одной тактической хитрости, в ней имеется, кажется, пять дверей, есть среди них и фальшивые, неоткрывающиеся, чисто декоративные. У находящихся в столовой гостей постоянно должно быть ощущение, что любая из дверей вдруг распахнется и в нее войдет какое-то высокопоставленное лицо. Такие двери помогали не расслабляться и быть готовым ко всему.




Типичным дополнением обстановки столовых были витрины, в которых знать с гордостью выставляла коллекции европейского и восточно-азиатского фарфора, наборы серебряных приборов и стекла. На буфетах выставлена сервировочная посуда: самая крупная привезена из Италии, остальная была изготовлена в Словакии, в г. Голич. Она изготавливалась специально для семейства Пальффи и имела характерный зеленый декор. Такие блюда с высокой крышкой мы видим на низком буфете, стоит такая посуда и в угловом шкафчике. Прекрасен белоснежный камин с часами из золоченой бронзы, фарфоровые подсвечники украшают обеденный стол и по своему оформлению перекликаются с декором камина.



Столовая украшена официальными портретами правящей императорской семьи Габсбургов. Здесь представлен портрет Марии Терезии и ее супруга Франца Стефана Лотарингского, портреты были написаны придворным голландским живописцем. Мария Терезия была единственной императрицей в мужской линии правления. Здесь же представлен портрет ее отца - Карла YI, ее сына Леопольда и самой любимой дочери Марии Кристины, ее домашнее прозвище - Мими, которая была единственной дочерью, удостоенной свободы в выборе жениха. У других дочерей этой привилегии не было.



С художественной точки зрения в этой столовой интересны напольные часы, так как они украшены в технике Буле, то есть оформлены черепашьей костью, латунью и оловом. Изготовили их поблизости, в Карловых Варах. На моих снимках часы можно увидеть краешком глаза.



САЛОН В СТИЛЕ АМПИР

В этом небольшом салоне русским туристам предоставляется возможность пережить патриотические чувства, так как выставленный здесь мебельный гарнитур является реминисценцией русского варианта ампира. Туалет для мамы и дочки пошит в схожем ключе, в нем используется одна и та же цветовая гамма, крой рукава и оборки внизу юбки делают два платья, большое, взрослое, и маленькое, детское, стилистически близкими.



ВОСТОЧНЫЙ КАБИНЕТ

В замке отдали дань и восточной теме. Предметы восточного происхождения попадали в Европу после крестовых походов. Это могли быть и подарки восточных правителей европейским монархам. Привозили такие "сувениры" и путешественники, хотя это было делом хлопотным , так как большинство вещей отличалось хрупкостью и требовало очень аккуратной и тщательной транспортировки по ухабистым дорогам. Европейская аристократия была одержима желанием иметь экзотические предметы и вещицы в собственных апартаментах. Многие создавали в своих дворцах, замках и особняках кабинеты фарфора из Восточной Азии, предметы лакированной мебели. У семейства Пальффи была такая коллекция.



Изделиям из металла не очень страшна транспортировка. Цапля стоит грациозно вытянув шею. Хозяйка экспозиции, Вероника, демонстрирует жаровни,одна из них в форме пышущего дракона. Жаровни использовали для обогрева комнат. Китайский и японский фарфор 18-19 веков демонстрируется в открытом стеллаже, верх которого стилизован под пагоду. Сундуки были привезены из Японии. Хорош и резной буфет.


Оказавшись в восточном кабинете, почему-то припомнила Китайскую гостиную в Эрмитаже. С ней сложно соревноваться, она вне конкуренции. Однако два восточных кабинета в разных странах и в разных музеях свидетельствуют об общности художественно-эстетических процессов.

САЛОН В СТИЛЕ РОКОКО

С восточным кабинетом соседствует совсем не большой салон в стиле рококо, в котором, прежде всего, на себя обращают внимание два портрета, утопленные в стене. Это Рудольф I, тот самый, что начал собирать библиотеку в замке в середине 18 века. В пару к нему написан портрет и его супруги Элеоноры, урожденной Каунитцовой. Рамой для портретов фактически служат стены зала.



"ЗОЛОТОЙ САЛОН"

Соседний салон получил очень громкое название - "золотой", благодаря доминирующей отделке дерева мебели позолотой. Он обставлен мебелью и аксессуарами в стиле эпохи классицизма Людовика XYI.




Угловой шкаф-витрина заполнен стеклом словацкого происхождения. В этом салоне, к удовольствию гидов, мы немного поиграли в угадайку на тему, какое кресло предназначено для дам, а какое - для мужчин. Одно из них стоит на ковре, а другое - на паркете. У одного есть подлокотники, у другого они отсутствуют. И почему все обстоит именно так. Если будет желание, то поломайте голову и не спешите читать следующие строчки. Ответ можно будет узнать в финале отзыва.
В этом же салоне экспонируется небольшая галерея дамских портретов, всего их четыре. Это ученицы из школы Марии Терезии в Братиславе. Хочется отметить, что портреты написаны по шаблону, как и портреты офицеров гусарского полка на лестнице, ведущей из нижнего холла в верхний. Гусарам было положено иметь толстый живот. Портреты учениц имеют индивидуальные различия: у каждой из них свое любимое занятие.



МУЖСКОЙ РАБОЧИЙ КАБИНЕТ

Представлен в замке и мужской рабочий кабинет, он невелик по площади, однако в нем есть все необходимое. Это кабинет образованного человека эпохи Просвещения, то есть конца 18 века. Камин, картины на стенах.



Рядом с рабочим столом и витриной с книгами стоит игральный столик, который служил для различных игр, он имел углубления для денег или для жетонов. Пикантность обстановки заключается в том, что хозяин чувствовал недоверие к партнерам по карточным играм и боялся оставить их без личного присмотра, даже ненадолго. Даже если ему хотелось заглянуть в те покои, куда, согласно русской поговорке, "царь пешком ходит".



Выход был найден и весьма незатейливый. Буквально на полуметровом расстоянии, между креслами стоит небольшой шкафчик с девятью ящичками. Так вот: в среднем нижнем ящике находится нужник. Можно, простите за физиологию, не только нужду справить, но и присмотреть за партнерами по карточной игре, чтобы не мухлевали. Хочется воскликнуть: "О, времена! О, нравы!" А камин, если присмотреться, украшен кариатидой в полный рост, красиво!

ТРИ КОМНАТЫ В СТИЛЕ МОДЕРН

Любоваться стилем модерн можно не только прогуливаясь по улицам города Пиештяны, но и в замке Червены Камень. Здесь туристам предлагают экспозицию обстановки этой архитектурной эпохи. Любой художественный стиль, как правило, захватывает все виды искусства: архитектуру, живопись, музыку, литературу, включая и декоративно-прикладное искусство. В восточном бастионе в трех не очень больших помещениях экспонируют мебель эпохи модерн.Это было чуть больше ста лет назад. Большая часть предметов изготовлена на венской мебельной фабрике.



Промышленно-фабричное производство стало быстро развиваться в этот период. Горка для фарфора - мечта любого поклонника модерна. Сложные текучие линии полны очарования. Зеркало смотрится необычно, хотя и оно в своей раме следует эстетике модерна. Буфет и особенно его верхняя застекленная часть с красивыми и присущими модерну переплетами также привлекает к себе внимание. На рубеже 19-20 веков в жизнь общества входит фотография. Отражением этого факта стала фоторепродукция с картины, посвященной Елизавете Австрийской, супруге императора Франца Иосифа I.



Изменения произошли и в одежде. Женщины стали более активными в общественной жизни, врачи все больше возражали против затягивания в тесные корсеты. Все это внесло упрощение в повседневную одежду. Комплект для мамы с дочкой выполнен в розовом цвета, очень любимым в эпоху модерна. Выставлена здесь мебель словацкого производства по проекту архитектора Душана Юрковича. Он соединил в ней мотивы европейского модерна и народной архитектуры.




Завершается экспозиция в замке своеобразной портретной мемориальной комнатой, где представлены исторические персонажи и лица, связанные с историей замка Червены Камень.

"ДВЕНАДЦАТЬ СТУЛЬЕВ" И РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ

На необъятных просторах нашей страны среди читающей публики вряд ли сыщется человек, который в школьном или студенческом возрасте не зачитывался бессмертным романом Ильи Ильфа и Евгения Петрова "Двенадцать стульев". А читая роман, смеялся и брал на вооружение остроты Остапа Бендера, отправившегося на поиски "сокровищ мадам Петуховой". Остап Бендер привык "командовать парадом" и предпочитает утром получить стулья, а расплатиться за них вечером, то есть, возможно, никогда. Что с него взять, с великого комбинатора! Со словацким дворянином и авантюристом Морисом Беневским они сразу бы нашли общий язык. Обоим не сиделось на месте, они искали приключений на свою голову.Остап Бендер, как литературный персонаж, популярен у нас в стране, о его похождениях снимали фильмы, думаю, что они "докатились" до Словакии. Этому литературному персонажу ставят памятники в Одессе и в других городах, даже стульям, которые он азартно, но безуспешно разыскивал. В интернете даже есть юмористическая картинка: стул №12, тот самый, в котором были обнаружены сокровища мадам Петуховой. Вместо сидения у этого стула изображен чемоданчик-сейф, чтобы было понятно, где хранились бриллианты. Любимые афоризмы Бендера с охотой изображают на футболках. Теперь просто улыбнитесь и вспомните соответствующие страницы из романа.





Гарнитур стульев работы известного мастера Гамбса хранил в собственных недрах фамильные драгоценности, да еще табличку с указанием имени высококлассного мастера. Опять же в интернете приводится визитная карточка этого известного столяра. Исторически ремесленники гордились произведенной ими продукцией и ставили на нее свое персональное клеймо. Если постараться, то подобные клейма можно отыскать на музейных экспонатах в замке Червены Камень. Мебельный мастер и механик Генрих Гамбс был сыном потомственного столяра из Германии. В Санкт-Петербург он приехал в 1795г. Вскоре он уже на паях с богатым австрийским купцом открыл фабрику, а вскоре имел магазин на Невском проспекте. Он подражает своему учителю Рентгену и создает очень сложное, с точки зрения механики, бюро с выдвижным креслом, музыкой. Он искал покровительство при дворе и нашел его в лице великой княгини Марии Федоровны. В 1793г. она заказала Гамбсу дамский письменный столик, отделанный слоновой костью, золоченой бронзой. В комплект входил письменный прибор из янтаря и слоновой кости и такой же подсвечник с абажуром. Мастер Гамбс прославился своим вкусом и качеством изготовленной мебели. Вещи, вышедшие из его рук, получили одобрение Екатерины II, после этого он получил заказ меблировать комнаты Нового дворца великого князя Александра в Царском Селе. Впоследствии он стал крупнейшим поставщиком императорского и малого двора, обставлял дворцы Павла, создавая прекрасные образцы русского ампира. Его кресла неоднократно упоминались в русской классике Пушкиным, Тургеневым, Гончаровым. В 20 веке роман "12стульев" напомнил об этом замечательном мастере. Вот несколько творений, которые демонстрируют его изобретательность, так как он увлекался механикой и встраивал механизмы в образцы мебели.



Помимо знаменитых стульев, Вы видите не менее знаменитое бюро с пультом для письма стоя, да еще с музыкальным механизмом и бронзовой скульптурной группой. Любой придет в восторг от такого щедрого сочетания в одном предмете! Рядом более скромное бюро, но от этого не менее изящное. Тонкие точеные ножки свидетельствуют об аристократизме подобного предмета мебели. Мы знаем в каком великолепном состоянии находятся дворцовые ансамбли современного Петербурга и его пригородов. Десятилетия труда многочисленных архитекторов, художников, реставраторов, мастеров-краснодеревщиков, дизайнеров увенчались успехом, поток туристов в северную столицу только умножается. От блеска позолоты, хрусталя слепит глаза. При создании экспозиции у нас возобладал принцип создания исторического интерьера, максимально приближенного к назначению помещения, да еще с указанием имени его владельца. В Словакии, в замке Червены Камень, придерживаются иного принципа, так как замок позиционирует себя как музей мебели, накопивший за века своего существования более тринадцати тысяч экспонатов. Они представлены в чередовании художественных стилей. Я ничуть не хочу умалять значение, богатство и великолепие музея Червены Камень и тем самым превозносить наши дворцовые музейные комплексы. Такое сопоставление было бы не совсем корректно. Все хорошо и интересно по-своему. Однако вернемся в Российскую империю, а точнее, в середину 18 века. Величие и красота парадных дворцов Петербурга были еще далеко впереди. Быт царского двора в тот период не отличался благоустройством и комфортом, насколько можно судить об этом со слов будущей императрицы Екатерины Великой. Из ее записок можно почерпнуть любопытные свидетельства очевидца. Когда Елизавета настаивала на том, чтобы молодая супружеская чета следовала за нею при очередном переезде двора то в Москву, то в Петербург обратно, то еще куда-нибудь, то молоденькая Екатерина рассказывает о том, что царский двор перемещался, везя за собой обозы мебели. Спустя какое-то время из-за бесконечных переездов туда-обратно столы, стулья, шкафы и кровати превращались в груды рухляди, они разваливались на глазах. Не могу удержаться и не привести анекдотический факт из "Собственноручных записок императрицы Екатерины II". Сейчас описанный ею случай мы бы назвали историей про секонд-хенд в середине 18 века. Вице-канцлер граф Воронцов до безумия любил Францию и все, что оттуда шло. Людовик XY за оказанную ему политическую услугу меблировал графу Воронцову недавно выстроенный дом. На это пошла старая мебель, надоевшая его фаворитке, маркизе Помпадур. Маркиза проявила потрясающую ловкость и расчетливость: она продала свою мебель с большой выгодой королю, своему любовнику. Так укреплялись международные связи в те далекие времена. Не исключаю, что Людовика дважды обвели вокруг пальца, возможно, он сначала раскошелился на изготовление мебели для своей фаворитки, а потом - презентуя ее русскому вице-канцлеру. Я испытываю гордость и удовлетворение от того, что музеи Санкт-Петербурга переживают в наши дни настоящий Ренессанс. Они обретают вторую жизнь. Отчасти еще и потому, что в Старой Деревне, в пригородах открылся громадный современный реставрационный корпус, где опытные мастера возвращают нетленным сокровищам обновленный облик. Художественные ценности Эрмитажа здесь занимают главное место. В этом комплексе была устроена презентация для журналистов, ниже Вы увидите парочку снимков, прежде всего я отобрала СТУЛЬЯ И КРЕСЛА. Их море, большая часть отреставрирована. А в Павловске, например, устроили выставку мебели, стульев.





Полюбуйтесь также Белой гостиной императрицы Александры Федоровны в покоях Зимнего дворца. Она отделана в стиле рококо.

ПОДВАЛЫ

Собираясь на лечение в Словакию, прокручивала в голове возможность поездки в замок. Не зная, состоится ли эта экскурсия, все-таки исподволь готовилась к ней, перелистывала кое-какие материалы. Выяснила, что в самом замке предлагают две экскурсии. Одну по салонам и залам, другую - в подвалы. Кажется, продолжительность по времени решена в пользу осмотра подвалов, если не изменяет память, туристы бродят по ним больше часа. Чтение заметок о подвалах подогревало мой интерес. Этого нигде не увидишь. В центральной Европе нет подобного комплекса. Попутно коснусь и такого вопроса, почему замок называется Червены/Красный камень. Дело в том, что скальное основание, на котором он сооружен, богато железной рудой. Подпочвенные воды имели красноватый цвет в силу высокого содержания железа. Более того, кое-кто из владельцев замка был одержим манией быстрого обогащения, поначалу они думали, что в этой земле должны быть запасы серебра. Вот для его хранения нужны были просторные и мощные подвалы. С серебром они явно просчитались. До семейства Пальффи, предшествующим владельцем замка был купеческий род Фуггеров. Они смотрели на эти гигантские площади с практической точки зрения: будет где хранить запасы товаров и провианта. Подвал как склад товаров имеет два этажа. На верхний этаж доступ возможен прямо из крепостного дворца, тем более что там находилась дворцовая пекарня.
Макет замка, выставленный в Нижнем холле, помогает сориентироваться в расположении подвалов. Фактически мы видим подвалы в разрезе.




Большую часть нижнего этажа занимает самый обширный подвальный зал, его размеры впечатляют: длина 78м. и высота 9м. Это пространство по его высоте можно разделить, как минимум, на три этажа. В кладке имеются отверстия для несущих балок.



Вдоль замкового двора имеется одноэтажный подвал, в котором находится крепостной колодец. Первоначально его глубина составляла 150м., на сегодня глубина уменьшилась почти вдвое и составляет 82м. И та и другая цифра все равно впечатляют.





Есть в истории подвалов и другие любопытные факты. Запасов провианта в замке могло с лихвой хватить на два года сытой жизни.
Заслугой Фуггеров можно считать и перестройку замка в 1537г. Особое, повышенное внимание было уделено фортификационной системе. Постепенно построили четыре бастиона: восточный, северный, западный и южный. Был сооружен подъемный мост, появились башенки на средневековой оборонительной стене. Угловые бастионы должны были служить для защиты самой крепости. И здесь меня поджидал удивительный факт, теперь уже из жизни немецкого художника Альбрехта Дюрера. Фортификационная система строилась с учетом теоретических работ этого известного художника эпохи Ренессанса. Бастионы разделены на два этажа, каждый из которых имеет круглое помещение с опорной колонной в центре. На верхнем этаже имеются амбразуры для ружей. Благодаря этому можно защищать крепостной ров. Бастионы имели хитроумную систему вентиляции. Все эти сооружения строились в замке незадолго до приближающихся военных действий с турками.
После осмотра экспозиции мы заглянули в особые залы по истории замков в Словакии, где выставлены старинные гравюры. Замок работает и с детьми. Для них оборудован специальный стол, где демонстрируется типографское оборудование для литографий, гравюр на камне. Здесь лежит и альбом картин А.Дюрера.





Размещена в этой части музея и временная выставка "Секреты дамской жизни", которая служит прекрасным дополнением ко всей музейной экспозиции. Мы с Вероникой рассматривали ее с интересом. Как был устроен домашний быт женщины в прежние времена, какие предметы мебели входили в женские комнаты. Несессер, плечики для одежды, оригинальный полотенцесушитель придуман так, чтобы внутри белье лучше проветривалось, туалетные столики, чайные сервизы, картины, подушки - все это обычные, но очень милые вещи, создающие особый уют в дамских комнатах.




Экскурсия закончилась. На прощание я сделала снимок. Два моих верных гида. Они тезки, обе Вероники. Так пусть дворянское семейство соблюдает приметы и загадывает желание, если слева и справа от них стоят девушки, по имени Вероника. Шоу хищных птиц проходит на закрытой территории, так как это коммерческое развлечение. Билеты на вход необходимы.



P.S. Ответ на вопрос "Угадайки". На первый взгляд кресла с подлокотниками более комфортные и, казалось бы, предназначены дамам. Но дело в том, что дамские наряды имеют кринолины и разместить их в кресле с подлокотниками весьма проблематично. Поэтому дамы предпочитали кресла без подлокотников.

 Сообщить модератору



Спасибо еще раз. Очень интересный замок.

С уважением
Добавить комментарий
Вы не авторизованы.

Для написания комментариев введите свой логин и пароль в правом верхнем углу страницы или зарегистрируйтесь

Отправить в ЛФ:




1Словакия 2015. Замок Червены Камень -огромный музей мебели. Часть 1
2Братислава, Трнава и замок Червеный Камень
3Словакия 2015. Поместье Топольчанки. Послужило Габсбургам и президентам Чехословакии
4Словакия 2015. Пиештяны. Музейные ценности бальнеологического курорта.
5Словакия 2015. Курорт Пиештяны впервые. Ода про ОДА
6Словакия 2015. Ах, эта свадьба! Расскажу и покажу
7Словакия 2015. Пиештяны. Архитектурный образ города
Отдых в Словакии
Отели Словакии
Отели Высоких Татр
Отели Долны Кубина
Татранска-Ломница
Высокие Татры
Погода в Словакии
Отдых дети
Рейтинг отелей:
29.Matysak 4
30.Hills 4
31.Penzion Grand 4
32.Centrum Salvator 4
33.Apollo Hotel 4
34.Pension Tatry 4
35.Odborar 4
лучшие отели Словакии
Фото отелей:
15.Gloria Palac, Словакия [6]
16.Matysak, Словакия [6]
17.Penzion Grand, Словакия [6]
18.Limba пансион, Словакия [5]
19.Turist, Словакия [5]
20.Avance, Словакия [5]
21.Grand Jasna, Словакия [3]
Популярные отели:
8.Kyjev отзывы
9.Avance отзывы
10.Turist отзывы
11.Park Inn Danube отзывы
12.Ibis Bratislava Centrum отзывы
13.Matysak отзывы
14.Ambiente Apartments отзывы
Отзывы по отелям:
8.Словакия, Matysak [2]
9.Словакия, Turist [2]
10.Словакия, Spa Hotel Pro Patria [2]
11.Словакия, Ambiente Apartments [2]
12.Словакия, Ibis Bratislava Centrum [2]
13.Словакия, Avance [2]
14.Словакия, Centrum Salvator [2]